Русский язык | |
Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2-х частях Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. не включен в федеральный перечень | |
Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс Исаева Н.А. | |
Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык». 3 класс Комиссарова Л.Ю. | |
Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Варианты 1 и 2 Бунеева Е.В. | |
Слова с непроверяемыми написаниями. Пособие к учебнику «Русский язык». 3 класс Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. | |
Тетрадь по чистописанию. 3 класс Яковлева М.А. | |
Учимся писать без ошибок. Орфография. Русский язык. 3-4 классы. В 2-х частях Бунеева Е.В. | |
Учимся писать без ошибок. Пунктуация. Русский язык. 3-4 классы Бунеева Е.В. | |
Учимся читать и понимать тексты. Русский язык. 3-4 классы Бунеева Е.В., Исаева Н.А. | |
Комплект наглядных пособий. 3 класс. Русский язык. В 3-х частях Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Яковлева М.А. | |
Русский язык. Методические рекомендации для учителя. 3 класс Бунеева Е.В., Яковлева М.А. | |
Наверх | |
Литературное чтение | |
Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2-х частях (2016 г.и.) Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. не включен в федеральный перечень | |
Литературное чтение. В одном счастливом детстве. Учебник. 3 класс. В 2-х частях (2014 г.и.) Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. не включен в федеральный перечень | |
Тетрадь по литературному чтению. 3 класс Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. | |
Литературное чтение. Итоговые контрольные работы по чтению. 3 класс Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. | |
Толковый словарик к учебникам «Литературное чтение». 3 и 4 классы Шестакова Н.А., Кулюкина Т.В. | |
Уроки литературного чтения по учебнику «В одном счастливом детстве». Методические рекомендации для учителя. 3 класс (2012 г.и.) Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А. | |
Уроки литературного чтения. Методические рекомендации для учителя. 3 класс (2015 г.и.) Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А. | |
Беседы о чтении или Как научить детей понимать текст. Пособие для учителей начальных классов Соболева О.В. | |
Наверх | |
Математика | |
Математика. Учебник. 3 класс. В 3-х частях Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. не включен в федеральный перечень | |
Дидактический материал к учебнику «Математика». 3 класс Козлова С.А., Гераськин В.Н., Волкова Л.А. | |
Контрольные работы по курсу «Математика» и по курсу «Математика и информатика». 3 класс Козлова С.А., Рубин А.Г. | |
Математика. 3 класс. Методические рекомендации для учителя по курсу «Математика» и по курсу «Математика и информатика» (2012 г.и.) Козлова С.А., Рубин А.Г., Горячев А.В. | |
Математика. 3 класс. Методические рекомендации для учителя по курсу «Математика» и по курсу «Математика и информатика» (2016 г.и.) Козлова С.А., Рубин А.Г., Горячев А.В. | |
Стохастика в начальной школе. Сборник задач. Пособие для учителей начальных классов Тонких А.П. | |
Сборник задач по математике для начальной школы. Пособие для учителей начальных классов Тонких А.П. | |
Наверх | |
Информатика | |
Информатика. Учебник. 3 класс (2016 г.и.) Горячев А.В., Суворова Н.И. не включен в федеральный перечень | |
Рабочая тетрадь «Информатика в играх и задачах». 3 класс. В 2-х частях (2016 г.и.) Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. и др. | |
Информатика. Методические рекомендации для учителя. 3 класс (2016 г.и.) Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. | |
Информатика. Учебник. 3 класс. В 3-х частях. Части 1 и 2 Горячев А.В., Суворова Н.И., Горина К.И. не включен в федеральный перечень | |
Информатика. Информатика в играх и задачах. Учебник. 3 класс. В 3-х частях. Части 1 и 2 Горячев А.В., Суворова Н.И., Горина К.И. не включен в федеральный перечень | |
Информатика. Логика и алгоритмы. Учебник. 3 класс. Часть 3 Горячев А.В., Суворова Н.И. не включен в федеральный перечень | |
Информатика. Комплект наглядных пособий. 3 класс. В 2-х частях Горячев А.В., Суворова Н.И. | |
Информатика. Информатика и ИКТ. Методические рекомендации для учителя. 3 класс Горячев В.В., Горина К.И., Суворова Н.И. | |
Информатика и ИКТ. Мой инструмент – компьютер. Учебник. 3 класс Горячев А.В. не включен в федеральный перечень | |
Дизайн интерьеров. Справочник-практикум для школьников. (2007 г.и.) Горячев А.В. | |
Конструктор игр. Справочник-практикум для школьников. (2007 г.и.) Горячев А.В. | |
Графический редактор «TuxPaint». Справочник-практикум для школьников. (2007 г.и.) Горячев А.В. | |
Конструктор мультфильмов «Мульти-Пульти». Справочник-практикум для школьников. (2007 г.и.) Горячев А.В. | |
CD. Информатика и ИКТ. Дизайнер интерьеров «FloorPlan 3D». (2008 г.и.) Горячев А.В. | |
Наверх | |
Окружающий мир | |
Окружающий мир. Учебник. 3 класс В 2-х частях (2016 г.и.) Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. не включен в федеральный перечень | |
Окружающий мир. Учебник. 3 класс В 2-х частях: часть 1 «Обитатели Земли», часть 2 «Мое отечество» (2014 г.и.) Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. не включен в федеральный перечень | |
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир (Обитатели Земли)». 3 класс Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. | |
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир (Мое Отечество)». 3 класс Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. | |
Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир (Обитатели Земли)». 3 класс Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. | |
Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир (Мое Отечество)». 3 класс Сизова Е.В., Харитонова Н.В. | |
Окружающий мир. Мои первые опыты. Учебное пособие. 3 и 4 классы Курапова И.И. | |
Учимся читать и понимать тексты. Природные зоны России. Окружающий мир. 3-4 классы Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В. | |
Учимся читать и понимать тексты. История Отечества. Окружающий мир. 3-4 классы Данилов Д.Д., Харитонова Н.В. | |
Комплект наглядных пособий. Окружающий мир. 3 класс. В 4-х частях Вахрушев А.А., Бурский О.В., Панаиотиди А.И. | |
Окружающий мир. Обитатели Земли. Методические рекомендации для учителя. 3 класс Вахрушев А.А., Родыгина О.А. | |
Окружающий мир. Мое Отечество. Методические рекомендации для учителя. 3 класс Сизова Е.В., Данилов Д.Д., Турчина М.Е. | |
«Окружающий мир» в начальной школе: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя Миронов А.В. | |
Наверх | |
Музыка | |
Музыка. Учебник. 3 класс Усачева В.О., Школяр Л.В. не включен в федеральный перечень | |
Нотная хрестоматия. Пособие для учителя к учебнику «Музыка». 3 класс Усачева В.О., Кузнецов Д.В., Кабалевская М.Д. | |
Музыка. Методические рекомендации для учителя. 2-4 классы Усачева В.О., Школяр Л.В. | |
Наверх | |
Изобразительное искусство | |
Изобразительное искусство. Учебник. 3 класс (2016 г.и.) Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. не включен в федеральный перечень | |
Изобразительное искусство. Разноцветный мир. Учебник. 3 класс (2013 г.и.) Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. не включен в федеральный перечень | |
Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство». 3 класс Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. | |
Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство. Разноцветный мир». 3 класс Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. | |
Изобразительное искусство. Методические рекомендации для учителя. 3-4 классы Паршина С.В. | |
Наверх | |
Технология | |
Технология. Учебник. 3 класс Куревина О.А., Лутцева Е.А. не включен в федеральный перечень | |
Технология. Прекрасное рядом с тобой. Учебник. 3 класс Куревина О.А., Лутцева Е.А. не включен в федеральный перечень | |
Технология. Методические рекомендации для учителя. 3-4 классы Лутцева Е.А. | |
Технология. Прекрасное рядом с тобой. Методические рекомендации для учителя. 3-4 классы Лутцева Е.А. | |
Наверх | |
Физическая культура | |
Физическая культура. Учебник. Книга 2. 3-4 классы Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е. не включен в федеральный перечень | |
Физическая культура. 1-4 класс. Методические рекомендации для учителя Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е., Цандыков В.Э. | |
Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие (2015 г.и.) Степанова О.А. | |
Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие (2012 г.и.) Степанова О.А. | |
Наверх | |
Дополнительная литература | |
CD. Образовательная система «Школа 2100»: новые результаты и их проверка. 1-4 классы Электронное приложение. | |
Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебное пособие. 3 класс. В 2-х частях Ладыженская Т.А. и др. | |
Детская риторика. Методические рекомендации для учителя. 3 класс Ладыженская Т.А. и др. | |
Летняя тетрадь будущего третьеклассника Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А. | |
Образовательная система «Школа 2100». Дневник школьника. 3 класс Бунеев Р.Н., Вахрушев А.А., Бунеева Е.В. | |
Летняя тетрадь будущего четвероклассника Бунеев Р.Н. и др. | |
Учусь оценивать себя. Пособие по технологии оценивания образовательных достижений. 2-4 классы Данилов Д.Д., Кузнецова И.В., Сизова Е.В. | |
Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 3-4 классы Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. | |
Буду настоящим читателем. Пособие по технологии продуктивного чтения. 3-4 классы. Часть 1 Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. | |
Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе. 2-4 классы Горячев А.В., Иглина Н.И. | |
Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов Дубова М.В. | |
Образовательная система «Школа 2100». Рабочие программы. 3 класс. Русский язык, литературное чтение, математика, информатика, окружающий мир Кузнецова И.В., Самойлова Е.А. | |
Организация времени. 2-4 классы. Методические рекомендации для учителя к дополнительной образовательной программе внеурочной деятельности Лукашенко М.А., Ключ Н.В., Телегина Т.В. | |
Организация времени. Рабочая тетрадь. 2-4 классы Лукашенко М.А., Ключ Н.В., Телегина Т.В. | |
Образовательная система «Школа 2100». Основная образовательная программа начального общего образования Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Бунеев Р.Н. | |
Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. Начальная школа. Дошкольное образование. В 2-х книгах Фельдштейн Д .И. | |
Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Книга 1 Корчемлюк О.М. | |
Образовательная система «Школа 2100». Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования. Выпуск 9 Издательство «Баласс» | |
Наверх |
Учебник Окружающий мир 3 класс, Вахрушев, 1 часть
ЗАКРЫТЬ
- ГДЗ
- 1 клас
- 1 класс для русских школ
- 2 клас
- 2 класс для русских школ
- 3 клас
- 4 клас
- 5 клас
- 6 клас
- 7 клас
- 8 клас
- 9 клас
- 10 клас
- 11 клас
- 1 клас
- Підручники
- 1 клас
- 2 клас
- 3 клас
- 4 клас
- 5 клас
- 6 клас
- 7 клас
- 8 клас
- 9 клас
- 10 клас
- 11 клас
- ГДЗ Россия
- 1 класс
- 2 класс
- 3 класс
- 4 класс
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
- Учебники Россия
- 1 класс
- 2 класс
- 3 класс
- 4 класс
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
- ДПА
- Історія України 9 клас
- Англійська мова 9 клас
- Біологія 9 клас
- Географія 9 клас
- ДПА 4 клас
- Математика
- Українська мова
- Читання
- ДПА 9 клас
- Історія України
- Англ., нім. мова
- Біологія
- Географія
- Математика
- Українська література
- Українська мова
- Математика 9 клас
- Правознавство 9 клас
- Українська література
- ЗНО 2017
- Історія України
- Довідник
- Пам’ятки архітектури та образотворчого мистецва
- Англ. нім. мова
- Математика
- Тести для підготовки до ЗНО Історія України.
- Українська література
- Українська мова
- ЕГЭ 2017
- ЕГЭ 2017 по Математике
- ЕГЭ 2017 по Русскому Языку
- ГДЗ
- 1 клас
- 1 класс для русских школ
- 2 клас
- 2 класс для русских школ
- 3 клас
- 4 клас
- 5 клас
- 6 клас
- 7 клас
- 8 клас
- 9 клас
- 10 клас
- 11 клас
- 1 клас
- Підручники
- 1 клас
- 2 клас
- 3 клас
- 4 клас
- 5 клас
- 6 клас
- 7 клас
- 8 клас
- 9 клас
- 10 клас
- 11 клас
- ГДЗ Россия
- 1 класс
- 2 класс
- 3 класс
- 4 класс
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
- Учебники Россия
- 1 класс
- 2 класс
- 3 класс
- 4 класс
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
- ДПА
- ВсеІсторія України 9 класАнглійська мова 9 класБіологія 9 класГеографія 9 класДПА 4 класМатематикаУкраїнська моваЧитанняДПА 9 класІсторія УкраїниАнгл., нім. моваБіологіяГеографіяМатематикаУкраїнська літератураУкраїнська моваМатематика 9 класПравознавство 9 класУкраїнська література
ДПА Відповіді до Підсумкових контрольних робіт Біологія 9 клас 2016…
ДПА Збірник завдань Математика 9 клас 2016 Освіта
ДПА Збірник диктантів Українська мова 9 клас 2016 Освіта
ДПА Відповіді до Підсумкових контрольних робіт Англійська мова 9 клас 2016…
- ВсеІсторія України 9 класАнглійська мова 9 класБіологія 9 класГеографія 9 класДПА 4 класМатематикаУкраїнська моваЧитанняДПА 9 класІсторія УкраїниАнгл., нім. моваБіологіяГеографіяМатематикаУкраїнська літератураУкраїнська моваМатематика 9 класПравознавство 9 класУкраїнська література
- ЗНО 2017
Учебник Окружающий мир 3 класс Плешаков часть 1
Учебник Окружающий мир 3 класс Плешаков часть 1 — 2014-2015-2016-2017 год:
Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>
Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
А. А. Плешаков
Окружающий
МИР
ПРОСВЕЩЕНИЕ
ИЗДАТЕЛЬСТВО
ШКОЛА РОССИИ
ФГОС
А. А. Плешаков
Окружающий
МИР
‘ л Ч
Учебник
для общеобразовательных учреждений
с приложением ^
на электронном носителе
В двух частях
Часть 1
З-е издание
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
класс
Москва
«Просвещение»
\
2013
ч ё: ‘
УДК 373.167.1:502 ББК 2я72 П38
Серия «Школа России» основана в 2001 году
На учебник получены положительные заключения Российской академии наук (№ 10106-5215/320 от 01.11.2010) и Российской академии образования (№ 01-5/7д-538 от 20.10.2010).
Учебник входит в систему «Школа России»
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
— что узнаем, чему научимся
работаем в паре
работаем в группе
работаем со взрослыми
задание повышенной сложности
моделирование
рабочая тетрадь
атлас-определитель «От земли до неба»
— сделаем вывод
ISBN 978-5-09-030779-6(1) ISBN 978-5-09-030780-2(общ.)
© Издательство «Просвещение». 2012 © Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2012 Все права защищены
к
ак устроен мир
Изучая этот раздел, мы будем учиться:
• классифицировать объекты природы;
• осознавать
и раскрывать ценность природы для людей;
• различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
tv-
определять место человека в окружающем мире;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком и изображать их с помощью моделей;
осознавать необходимость ответственного отношения к природе.
Природа
Узнаем, на какие царства учёные делят живую природу. Будем учиться классифицировать объекты природы. Постараемся осознать ценность природы для людей.
Вспомни, что относится к неживой и живой природе. Какие растения называются дикорастущими, а какие — культурными? На какие группы делят животных?
РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДЫ
• Используя иллюстрацию, докажи, что природа удивительно разнообразна.
Разнообразие природы поражает и восхищает людей. Чтобы в ней разобраться, люди классифицируют (то есть распределяют по группам) все объекты природы.
Как ты уже знаешь, природу делят на живую и неживую. Живую природу изучает особая наука — биология (от греческих слов «биос» — жизнь, «логос» — наука).
Всё живое учёные-биологи делят на большие группы — царства. Есть царства растений, животных, грибов, бактерий. Бактерии — крошечные организмы. Многие из них в тысячи раз меньше песчинки! Бактерии живут повсюду — в воде, в воздухе, даже во рту человека. Но впервые их увидели только тогда, когда изобрели увеличительный прибор — микроскоп.
Г— •
1
1
ЦЕННОСТЬ ПРИРОДЫ для ЛЮДЕЙ
• Верно ли, что без жизнь людей? Докажи.
природы невозможна
Природа — важнейшее условие жизни людей. Нам нужны тепло и свет солнца, воздух, вода, пища. Всё это даёт нам природа. Природа даёт людям хлопок и шерсть, древесину и металлы, уголь и нефть и многое-многое другое. Природа радует, восхищает нас своей красотой. Она охраняет наше здоровье. Знаешь ли ты, что зелёный цвет листьев и травы успокаивает человека, снимает усталость? Отлично закаляют игры на свежем воздухе, купание в реке, прогулки на лыжах по зимнему лесу… Любовь к природе, забота о ней делают человека добрее.
И ещё: природа постоянно дарит нам радость открытий. Только тот живёт интересно, кто каждый день узнаёт что-то новое, удивительное. А в природе всё удивительно. В ней множество загадок — только разгадывай!
1. Прочитайте в рабочей тетради первый абзац текста «Разнообразие природы». Что относится к неживой природе, а что — к живой?
2. Вспомните, что вы узнали во 2 классе об отличиях живых существ от объектов неживой природы. Сравните по этим признакам камень и кошку. Приведите свои примеры, подтверждающие различия неживого и живого.
3. Придумайте задание к рисунку на с. 4 — 5 и предложите другим ребятам выполнить его.
т
4. К каким царствам живой природы относятся: берёза, подберёзовик, кукушка, жук, сыроежка, белка, тюльпан, подосиновик, орешник? Проверьте себя на «Страничках для самопроверки».
Проверь себя
1. Что значит классифицировать объекты природы? Для чего это нужно? 2. На какие царства делят живую природу? Найди их представителей на рисунке. 3. Раскрой ценность природы для людей.
Природа удивительно разнообразна. Живую природу делят на царства: растения, животные, грибы, бактерии. Люди не могли бы жить без окружающей их природы.
о
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп. Устно объясни значение этих слов.
2. Если представить живую природу в виде сказочных царств, кто, по твоему мнению, был бы царём в царствах растений, животных, грибов? Приготовься выступить на уроке в роли одного из этих царей. Для этого сделай его маску и придумай речь, с которой он мог бы обратиться к своим подданным.
3. В книге «Зелёные страницы» найди главу о грибах. Прочитай рассказ «Не растения и не животные». Обрати внимание на то, что раньше учёные относили грибы к растениям, а потом стали считать самостоятельным царством природы. Найди в рассказе объяснение этому.
СТРАНИЧКИ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТШЛЬНЫХ
Что такое лишайники?
Посмотри, как красивы лишайники! Лес, где их много, выглядит словно сказочный.
Многие учёные относят лишайники к царству грибов. Но другие учёные считают их самостоятельным царством живой природы!
Почему же у учёных такое разное мнение о месте лишайников в природе? Дело в том, что лишайник — это удивительный организм, состоящий из гриба и водоросли. Под микроско-
1
8
пом видно, что тело лишайника как бы сплетено из грибных нитей, между которыми находятся крошечные зелёные водоросли.
Лишайники на стволах деревьев
Узнаем, чем человек отличается от других жи-вых существ. Научимся различать внешность че-ловека и его внутренний мир. Постараемся осо- й знать необыкновенную сложность внутреннего мира человека.
Вспомни внешнее и внутреннее строение тела человека. Подумай, внутреннее строение и внутренний мир человека — это одно и то же? Если нет, как ты понимаешь разницу?
п
г
Человек
• Подумай, чем человек отличается от других живых существ.
Человек — часть природы, её живого мира. Как и другие живые существа, он дышит, питается, растёт, развивается, у него рождаются дети. А поэтому людям, как и животным, необходимы воздух, вода, пища, тепло.
И всё же человек отличается от животных. Отличие это огромно. Человек — разумное существо. Да, среди животных немало сообразительных, например водные жители — дельфины или наши четвероногие друзья—собаки. Но только человек обладает настоящим разумом.
10
Благодаря этому люди создали особый мир — современные города, дороги, фабрики и заводы, автомобили и самолёты, телефоны, телевизоры, компьютеры. Люди пишут книги, создают скульптуры, картины, музыку. Они изучают природу, раскрывают всё новые и новые её тайны.
Где же «поме1дается» у человека разум, где он «живёт»? В головном мозге. Головной мозг есть и у животных, но у человека он особенно развит.
Без сомнения, это самый удивительный орган человека. Благодаря ему каждый из нас носит в себе целый мир! В любую минуту, никуда не выходя из комнаты, мы можем представить и звёздное небо, и густой тропический лес, и льды Антарктиды, и подводный мир океана. Разве это не удивительно?
11
Все картины, которые рисует мозг, отражают наши знания об окружающем мире. Добавьте к ним переживания человека (радость, восторг, сочувствие, сожаление и др.), особенности его характера, человеческие качества (доброту, отзывчивость, уважение к чужому мнению), и вы поймёте, как сложен внутренний мир каждого из нас. Не случайно великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский говорил: «Сложен всякий человек и глубок, как море…»
Внутренний мир человека называют душевной жизнью. Его изучает наука психология (от греческих слов «психе» — душа, «логос» — наука).
СТУПЕНЬКИ ПОЗНАНИЯ
В течение всей своей жизни человек познаёт мир. Познание начинается с работы наших органов чувств (глаз, ушей и др.), которые посылают в головной мозг информацию об окружающем. Благодаря этому мы видим предметы, слышим звуки, чувствуем запахи. Так происходит восприятие человеком окружающего мира.
Сохранить полученную информацию нам помогает память. Её можно сравнить с кладовой. Благодаря памяти человек накапливает в своём мозгу знания об окружающем и при необходимости может воспользоваться ими. Когда учитель говорит тебе «вспомни», он просит «достать» что-нибудь нужное из памяти.
Но человек не только запоминает р
Учебник Окружающий мир 3 класс Плешаков часть 2
Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
А. А. Плешаков
^oecv^^
Окружающий
МИР
Часть
2
ПРОСВЕЩЕНИЕ
ИЗДАТЕЛЬСТВО
. I.
— г
:.i7
• «(S
t #* 3 f
f -З
f f
1?
4
4v^
ШКОЛА РОССИИ
J
ФГОС
А. А. Плешаков
Окружающий
МИР
Учебник
для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе
В двух частях
Часть 2
З-е издание
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
Москва
«Просвещение»
2013
УДК 373.167.1:502 ББК 2я72 П38
Серия «Школа России» основана в 2001 году
На учебник получены положительные заключения Российской академии наук (№ 10106-5215/320 от 01.11.2010) и Российской академии образования (№ 01-5/7д-538 от 20.10.2010).
Учебник входит в систему «Школа России»
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
— что узнаем, чему научимся
— работаем в паре
— работаем в группе
— работаем со взрослыми
— задание повышенной сложности
— моделирование
— рабочая тетрадь
— атлас-определитель «От земли до неба»
— сделаем вывод
ISBN 978-5-09-030781-9(2) ISBN 978-5-09-030780-2(общ.)
■А \
©Издательство «Просвещение», 2012 © Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2012 Все права защищены
аша
безопасность
Изучая этот раздел, мы будем учиться:
• правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
• соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах;
• различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
• понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны; предвидеть скрытую опасность и избегать её;
• соблюдать правила безопасного поведения в природе;
• понимать, что такое экологическая безопасность; соблюдать правила экологической безопасности
в повседневной жизни.
Огонь, ВОДА и ГАЗ
Узнаем, какие опасные ситуации могут возник-нуть в квартире или доме. Научимся правильно действовать при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.
Вспомни, чему мы научились на уроке «Домашние опасности» во 2 классе. Какие правила противопожарной безопасности ты знаешь?
В квартире или доме могут возникнуть опасные ситуации: пожар, авария водопровода, утечка газа. Изучите, как нужно вести себя в этих ситуациях. Результаты работы в группах представьте классу.
1. Как нужно действовать, если возник пожар? Попробуйте ответить с помощью условных знаков. Проверьте себя по тексту учебника.
Если в квартире что-то загорелось, нужно попробовать быстро погасить пламя. Для этого лучше всего набросить на огонь одеяло. Без доступа воздуха он, скорее всего, погаснет. Но
если видишь, что огонь разгорается, немедленно вызывай пожарных. Затем надо убегать из квартиры и звать на помощь. Если ты в квартире с младшим братом или сестрой, убегайте вместе. Убегая, закрой за собой входную дверь, чтобы задержать распространение огня и дыма. Чтобы уберечься от дыма, нужно дышать через мокрое полотенце. Не забывай, что во время пожара нельзя пользоваться лифтом.
• Знаешь ли ты, как надо действовать, если пожар возник в какой-то другой квартире и подъезд наполнился дымом? Проверь себя на «Страничках для самопроверки».
2. Представьте, что в квартире произошла авария водопровода. Что вы будете делать? Ответьте, пользуясь условными знаками. Проверьте себя по тексту учебника.
Сначала нужно завернуть вентиль, который перекрывает воду в квартире. Таких вентилей обычно два: один перекрывает горячую, а другой — холодную воду. Потом звони кому-нибудь из родителей на работу. Они скажут, что делать дальше. Возможно, они поручат тебе позвонить диспетчеру, который пришлёт водопроводчика.
гщррр’ ;\:л ■ j. V
Бывает, что перекрыть воду невозможно. Например, если прорвало трубу отопления или батарею. Тогда нужно сразу звонить родителям или диспетчеру. Можно обратиться за помощью к соседям.
3. Что делать, если чувствуете в квартире запах газа? Попробуйте ответить с помощью условных знаков. Проверьте себя по тексту учебника.
Если в квартире чувствуется запах газа, нужно сразу же открыть окна, чтобы проветрить помещение. Затем проверь все ручки плиты, перекрой газ с помощью крана на трубе. Ни в коем случае при запахе газа не зажигай спичек, не включай свет или электроприборы. Дело в том, что иногда газ, наполнивший квартиру, взрывается. И случается это от зажжённой спички или электрической искры.
Если запах не исчезает, нужно вызывать мастера из газовой службы (телефон 04). Но звонить лучше не по своему телефону, а от соседей, потому что иногда газ может взорваться даже от крошечной искры в телефонном аппарате.
Проверь себя
1. Как нужно действовать, если возник пожар?
2. Как действовать при аварии водопровода?
3. Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?
В квартире может неожиданно возникнуть пожар, произойти авария водопровода или утечка газа. Чтобы не растеряться в этих случаях, надо хорошо запомнить, как правильно действовать.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: диспетчер.
2. Внимательно изучи в коридоре школы «План эвакуации». Найди на плане свой класс и проследи по стрелкам, как нужно будет двигаться к выходу в случае аварийной ситуации. Проделай этот путь и постарайся его хорошо запомнить.
3. Попроси взрослых научить тебя перекрывать в квартире холодную и горячую воду.
4. Умеешь ли ты перекрывать газ в газовой плите? Попроси взрослых научить тебя этому.
^
План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок окружающего мира в 3 классе. ( Образовательная программа « Школа 2100», учебник « Обитатели Земли, 3 класс» А.А.Вахрушев)
Урок окружающего мира в 3 классе.
( Образовательная программа « Школа 2100», учебник « Обитатели Земли, 3 класс» А.А.Вахрушев)
Тема урока: маленькие рыцари.
Цели и задачи урока:
— познакомить учащихся с группой животных, относящихся к членистоногим;
— определить, как различные представители членистоногих приспосабливаются к условиям своего обитания;
— развивать познавательную активность учащихся путём вовлечения их в создание учебного проекта;
— развивать навыки работы с текстом, операции анализа и синтеза, речь, творческие способности учащихся;
— воспитывать ответственность; чувство товарищества, взаимопомощи.
Оборудование: иллюстрации с изображением насекомых, пауков, ракообразных, основополагающий вопрос, проблемный вопрос, тексты для работы в группах, карточки для записи.
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Актуализация знаний.
— Какой большой раздел мы начали изучать? ( животные)
-Какой главный вопрос стоит перед нами?
Как различные животные приспосабливаются к средам своего обитания
— Почему мы не можем сразу ответить на этот вопрос? ( животных очень много, и все они по-разному приспосабливаются к условиям своего обитании)
— О каких животных мы говорили на прошлом уроке?( простейшие)
— Хотя эти животные микроскопически малы, но всё же они обладают всеми признаками живых организмов, наши исследования на прошлом уроке это подтвердили. Давайте вспомним признаки живых организмов. ( Питание, движение, размножение, дыхание, органы чувств)
3. Сообщение темы и постановка цели урока.
Сегодня мы будем говорить о самой многочисленной группе животных. Как называется эта группа, вы можете догадаться, если посмотрите на эту картинку. ( Демонстрируется иллюстрация рыцаря)
— Группа этих животных называется членистоногие. К ним относятся всем известные насекомые, пауки и ракообразные. Почему же их так назвали? Давайте прочитаем текст на стр. 12.
— Как вы думаете, легко ли этим маленьким животным жить на нашей огромной планете? И всё-таки они живут.
— Какую проблему мы можем поставить сегодня перед собой?
В чём секрет, помогающий
выжить членистоногим.
— Сегодня мы будем искать ключики к разгадке этого секрета, вы попробуете себя в роли исследователей.
— Из каких источников можно найти информацию?
— На уроке мы будем пользоваться текстом.
— В тексте, который вы прочитали, уже спрятаны 2 секрета к разгадке, и только самый внимательный их заметил. ( наружний скелет и органы дыхания- трахеи)
— Что помогает этим животным ловко двигаться и в то же время защищает от воздействия окружающей среды?
— Какие органы дыхания появились у этих животных?
4.Работа в группах.
Класс разбивается на группы. Каждая группа читает полученный текст и выбирает оттуда признаки, которые помогают приспособиться членистоногим к жизни.
Групп может быть 3 ( по количеству разновидностей животных)
Время работы 10 минут. После работы каждая группа должна представить свои исследования на карточках, которые были им даны перед началом чтения.
1 группа.
Насекомые – самая совершенная группа мелких наземных животных. Все насекомые имеют шесть ног, а очень многие – ещё и крылья. ( Назовите насекомых, у которых есть крылья) Известно около миллиона видов насекомых – намного больше, чем всех остальных животных вместе взятых. В чём же причина такого многообразия? Как ты думаешь, что легче спрятать в своей одежде ключ или книгу? Подумай и допиши вывод:
Чем………………………организм, тем…………………..разнообразных условий для своей жизни он найдёт.
Всего на одном растении живёт много различных насекомых.
Чувствовать насекомым помогают различные органы чувств .Самый главный орган чувств – усики. Многие насекомые растительноядные. Их пища – пыльца и нектар, плоды и семена, листья, корни и даже древесина. Эти насекомые часто становятся жертвами своих хищных собратьев. Некоторые насекомые пьют кровь и у человека. Насекомые-санитары поедают падаль и отмершие части растений. Поэтому у насекомых развиты самые разнообразные приспособления для питания: они могут жевать, грызть, колоть, сосать, лизать. Рот насекомых зависит от их питания. Например, у бабочки, любительницы нектара – длинный хоботок. Комар – кусака своим хоботком прокалывает кожу слона.
Ещё одним удивительным приспособлением у насекомых являются глаза. Например, глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из величайшего множества глазков, и каждый из них видит самостоятельно. Поэтому стрекоза может смотреть во все стороны, не поворачивая головы и хватать добычу своими длинными ногами.
Быстро передвигаться в поисках пищи многим насекомым помогают крылья. Крылья у летающих насекомых очень крепкие.
Ещё одно удивительное приспособление насекомых – защитная окраска от врагов – птиц. Одни пытаются спрятаться, другие – замаскироваться, третьи – напугать. Яркие насекомые как бы предупреждают: « Ядовито!»
Летом насекомые объединяются в пары и размножаются. Они откладывают яйца, из которых выходят личинки. У тараканов и кузнечиков – это маленькие бескрылые копии своих родителей. Личинки кормятся, растут и становятся взрослыми. А вот жуки, комары, мухи, бабочки, шмели, муравьи проходят более сложный путь. Чтобы превратиться во взрослое насекомое, такая личинка должна вырасти и стать неподвижной куколкой. В ней-то и происходит чудесное превращение.
Удивительно приспособлены к жизни общественные насекомые: муравьи, пчёлы. Они живу большой семьёй, где все обязанности разделены между её членами. В муравейнике есть матка, которая откладывает яйца. За ними и личинками ухаживают рабочие муравьи. Другие рабочие муравьи ищут, добывают и приносят корм. Муравьи-солдаты охраняют муравейник.
2 группа
Пауки. У пауков восемь длинных ног и сравнительно небольшое тело. В отличие от насекомых у пауков нет крыльев, они не могут летать в поисках добычи. Зато у пауков есть замечательное приспособление. На брюшке у паука есть несколько маленьких бугорков – паутинных желёзок. Выделяемая ими жидкость застывает на воздухе и становится прочнее нейлоновой нити. Из паутины пауки строят свой дом, домик- кокон для потомства. С помощью паутины они ловят добычу и даже могут летать на ней.
Пауки – хищники, но твёрдую пищу есть не могут. Поэтому у них есть специальное приспособление: крепкие челюсти. Своими крепкими челюстями они прокусывают добычу и впрыскивают в неё ядовитые пищеварительные соки. Тогда паук высасывает содержимое жертвы, а её покров так и остаётся в паутине. Большинство пауков не страшны для человека, так как они не могут прокусить кожу.
3 группа
Ракообразные живут в воде. В морях это крабы, креветки, криль – тот самый, которым питаются киты. В пресных водоёмах, кроме речного рака, живёт множество мелких рачков. Среди них всем известные дафнии и циклопы – лучший корм аквариумных рыбок.
Ракообразные умело использовали преимущества своих членистых ног. У одних они превратились в «вёсла»,у других – в плавники. Эти приспособления помогают ракообразным передвигаться в воде. У раков и крабов и крабов десять больших ходильных ног. Передняя пара превратилась в клешни – крепкий, как клещи, орган захвата добычи.
Дышат ракообразные с помощью жабр. Это тонкие, нежные пластинки под панцирем, постоянно омываемые свежей водой. Кислород проникает из воды в эти пластинки и кровью разносится по организму.
Выступая, каждая группа отмечает особенности приспособления к окружающей среде насекомых, пауков и ракообразных.
В результате на доске появляется причинно-следственная карта приспособлений членистоногих к условиям их обитания. Дети делают вывод о том, что у каждой группы членистоногих есть свои особые приспособления, помогающие им выжить.
4. Итог урока.
-Итак, мы сегодня изучали новую группу животных. Какую? Кто входит в эту группу?
-Что интересного узнали?
-Как вы думаете, мы нашли все ключики к разгадке?
— Хотели бы вы продолжить работу?
— Я предлагаю вам выбрать одного представителя изученной группы и исследовать его, опираясь на нашу карту.
— Как вы можете представить своё исследование? (доклад, реферат, рисунок, таблица, презентация ).
5. Домашнее задание
Подготовить в электронном варианте доклад, реферат, слайдовую презентацию о приспособлениях различных представителей членистоногих.
По итогам этого урока дети на уроке информатики создали слайдовую презентацию « В чём секрет, помогающий выжить насекомым, ракообразным, паукам»