Олимпиада по русскому языку в 3 классе. Школьный тур. Задания и ответы.
Олимпиада по русскому языку 2018 – 2019 уч.год
Школьный тур 3 класс
Школа______________________________________________________
Ф.И. ученика_________________________________________________
Кол.
баллов
1
Поставь в словах знак ударения.
Алфавит, портфель, документ, досуг, магазин, жаворонок, занята, километр, красивее, положить, цемент.
2
Прочитай слова Всплеск, юла, заяц, малыш
Найдите слово, с наименьшим количеством слогов. Запиши это слово.
____________________________________________
3
Прочитай цепочку букв. СОНОРАКРОТВЕТ
Найди в цепочке слова, не меняя порядок букв. Запиши эти слова.
______________________________________________________
_____________________________________________________
4
Отгадай слово и запиши его.
Часть первая — мост,
Но без буквы конечной.
Вторая — звучит
на болоте беспечно.
А целое – местность,
Любимая, пламенно,
Зовут ее белокаменной. Ответ: _______________
5
Вместо цифр подставьте соответствующую букву алфавита и расшифруйте слово. Подчеркни, что оно обозначает.
19, 1, 20, 21, 18, 15.
А) вид спорта;
Б) название планеты;
В) название животного;
Г) имя человека.
Напиши слово, которое получилось.______________________
6
Допиши предложение, вставив подходящее слово.
Нем, как ______________ .
Труд человека кормит, а лень_______________.
7
С каждым словом составь по два словосочетания или предложения так, чтобы в них оно имело разные значения.
Мели, окуни, простой.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за работу!
Количество набранных баллов______ (________________________________)
Председатель комиссии Ф.И.О.________________________ подпись_____________
Члены комиссии
Ф.И.О.______________________________________подпись_______________
Учитель Ф.И.О._____________________________ подпись_______________
Дата________________________
Ответы на задания олимпиады по русскому языку 2018 – 2019 уч.год
Школьный тур 3 класс
Кол.
баллов
1
Поставь в словах знак ударения.
АлфавИт, портфЕль, докумЕнт, досУг, магазИн, жАворонок, занятА, киломЕтр, красИвее, положИть, цемЕнт.
По 0,25
2
Прочитай слова Всплеск, юла, заяц, малыш
Найдите слово, с наименьшим количеством слогов. Запиши это слово.
_______________Всплеск______________
1
3
Прочитай цепочку букв. СОНОРАКРОТВЕТ
Найди в цепочке слова, не меняя порядок букв. Запиши эти слова.
Сон, оно, нора, рак, акр, крот, рот, ответ……..
По 0,5
4
Отгадай слово и запиши его.
Часть первая — мост,
Но без буквы конечной.
Вторая — звучит
на болоте беспечно.
А целое – местность,
Любимая, пламенно,
Зовут ее белокаменной. Ответ: ___Москва_
0,5
5
Вместо цифр подставьте соответствующую букву алфавита и расшифруйте слово. Подчеркни, что оно обозначает.
19, 1, 20, 21, 18, 15.
А) вид спорта;
Б) название планеты;
В) название животного;
Г) имя человека.
Напиши слово, которое получилось. ______Сатурн__
1+1
6
Допиши предложение, вставив подходящее слово.
Нем, как ___РЫБА____ .
Труд человека кормит, а лень___ПОРТИТ__.
По 0,5
7
С каждым словом составь по два словосочетания или предложения так, чтобы в них оно имело разные значения.
Мели, окуни, простой.
____Мели муку. Мели языком.
Окуни руки в воду.В реке плавали окуни.
Простой машины. Я решила простой пример.
По 1
Спасибо за работу!
Олимпиадные задания по русскому языку (3 класс) на тему: Олимпиада по русскому языку для 3 класса (с ответами)
__Фамилия,имя____________________________________________класс___________
Олимпиадная работа по русскому языку
3 класс 2015-2016 г.г.
- Первоклассники изучали букву ё. Прочитав сказку Сергея Козлова «Ёжик в тумане», ребята придумывали в подарок Ёжику слова с буквой ё, в которых пять звуков, как и в слове ёжик. Но в одном слове звуков на самом деле оказалось не пять. В каком? Выбери вариант ответа.
- ёлка
- даёшь
- поёт
- пьёт
- полёт
( 1балл)
- «Ойл» по-английски означает «нефть». С какими тремя сибирскими городами связано возникновение нефтяной компании ЛУКОЙЛ?
- Когалым, Лангепас, Надым;
- Надым, Сургут, Урай;
- Лангепас, Сургут, Урай;
- Когалым, Надым, Сургут;
- Лангепас, Урай,Когалым;
(2 балла)
3.Раздели слова на 3 группы, исходя из значения суффикса –ист- .
медалист, лесистый, волокнистый, золотистый, хоккеист, серебристый,
холмистая.
1._______________________________________________________________
2._______________________________________________________________
3._______________________________________________________________
- балла)
4 В каждом языке есть слова-иностранцы, которые народ заимствовал из других языков.
В русском языке также имеется немало заимствованных слов. Например, слова «массаж», «жюри» пришли в наш язык из французского языка, «джентельмен», «футбол» — из английского, «штурм», «штамп» — из немецкого.
Определи, из каких языков, названных выше, пришли в русский язык данные слова. Впиши слова в таблицу.
Кафе, паштет, волейбол, пюре, жалюзи, спортсмен, бейсбол, штрих.
Английский | Немецкий | Французский |
(4 балла)
- Подбери к данным словам слова, противоположные по смыслу:
Отчизна – _______________,
расторопный – _____________,
исток – ____________,
жесткий – ______________,
отважный – _____________,
успех – _____________,
образованный – _____________________,
зеленый – _______________
- балла)
6. Посмотри на слова АППЕТИТ, МОЗГИ, НЕЖНОСТИ, ХОЛОД и реши, кто лишний. Объясни почему.
Собака, кошка, волк, телёнок, курица.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(5 баллов)
7. Отгадай шарады и составь с каждым словом свое предложение.
Древнерусское слово УЛЬ превратилось в улитку и «поползло» в пространстве между рядами домов. О каком словарном слове идет речь? ___________________________
_________________________________________________________________________
Какое русское слово служит рядовым в армии в паре с итальянским «сольдо», что значит «деньги»? _______________________________________________________
_______________________________________________________________________
Рукавицы «сварили» в кипятке, чтобы они стали теплее и прочнее. Как называются «варёные рукавицы»? ____________________________________________________
________________________________________________________________________
(6 баллов)
Ключи
1. пьет
2. Д) Лангепас, Урай,Когалым
- группа – медалист, хоккеист;
2 группа – лесистый, волокнистый, холмистый;
3 группа – золотистый, серебристый.
4. Франц. – кафе, пюре, жалюзи
Немецк. – паштет, штрих
Англ. – волейбол, бейсбол, спортсмен.
5.Отчизна – чужбина; расторопный – медлительный; исток – устье; жесткий – мягкий; отважный – трусливый; успех – неудача; образованный – невежественный; зеленый – зрелый.
6. Посмотрите на слова АППЕТИТ, МОЗГИ, НЕЖНОСТИ, ХОЛОД и решите, кто лишний:
Собака, кошка, волк, телёнок, курица.
7. Считаются верными ответы: улица, солдат, варежки
Олимпиада по русскому языку для 3 класса
Олимпиадные задания для 3 класса
Отметь предложения, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении.
А) Девочка плакала: она ушиблась.
Б) Ёлка плакала сначала от домашнего тепла.
В) В печи полыхают берёзовые дрова.
Г) На лице полыхает румянец.
Найдите к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедините линией.
|
|
Составьте слова. Исключите лишнее слово.
ГРИТ, САЛИ, ХУТЕП, ДЕВЬМЕД
__________________________________________________________________
В каком из этих слов не та приставка, что в остальных (выпиши и подчеркни).
Подвезти, подвернуть, подбросить, подвинуть, подвязать.
__________________________________________________________________
Даны слова: жир, цирк, щипчики, починка, дорожит. В каких из них под ударением произносится тот же звук, что и в слове сыр?
__________________________________________________________________
Определи, сколько раз встречается звук [ш] в предложении:
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
_________________________________________________________________
Сколько общих звуков в словах серп и перс?_______________________
__________________________________________________________________
В каком слове на месте прочерков нужно вставить не такие гласные, как в остальных словах?
А) г_л_дать
Б) г_в_рить
В) г_л_ва
Г) с_п_ги
Д) х_р_шо
Каждое словосочетание замени одним словом с суффиксом:
Человек, который любит шутить – __________________________________
Житель Москвы – _______________________________________________
Свойство доброго человека – _____________________________________
Человек, который богат на выдумки – ______________________________
Женщина-повар – ________________________________________________
Музыкант, играющий на скрипке – _________________________________
Специалист в области науки химии – ______________________________
Человек, любящий мечтать-________________________________________
В каждом предложении подчеркни однокоренные слова:
* Поучился он один годок, а уж лучше учителя всё знал.
* Этакого богатства ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать.
* Царевна села на корабль, а царевич поехал кружным путём.
(Из русских народных сказок)
В предложении «Бумага истлела» «спрятано» слово «аист».
Найди в остальных предложениях названия овощей и название цветка.
Впереди скала. Зима кончается.
Банка пуста. На ковре паук.
Составь слово, если в нем
Корень – из слова моряк
Окончание – из слова зимний
Приставка – из слова прилететь
Суффикс – из слова русский
______________________________________________________________
Какие из данных слов являются сложными? Выпиши эти слова, выдели корни.
Снеговик, землекоп, земляника, островок, парник, теплоход, теплота.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Выбери только однокоренные слова:
Лес, лесник, прелесть, лесной, лесничий, лесенка, перелесок, лесником, лесничество, слесарь, у лесника
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какими частями речи являются выделенные слова?
На то и печь, чтобы хлеба в ней печь.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Определи, по какому признаку слова поделены на две группы. Подчерни правильные ответы.
Розы, нога, маки, яма. Дуб, сон, мел, мель.
А. Слова разделены по количеству букв.
Б. Слова разделены по количеству звуков.
В. Слова разделены по количеству слогов.
Г. Слова распределены по родам.
С каким из данных существительных слово круглый имеет не такое значение, как с остальными? Подчеркни.
Круглый отличник, круглый сирота, круглый дурак, круглый год, круглый поднос.
Подчеркни подлежащее в каждом предложении.
День сменил ночь.
День сменила ночь.
В каждом ряду подчеркни слова с одинаковым окончанием.
Домов, столов, коров, ковров
Ножей, людей, шей, ушей
Напиши глагол, в котором отрицание нет слышится сто раз. __________________________________________________________________
ОТВЕТЫ И БАЛЛЫ
№ задания | Ответы | Максимальное количество баллов за задание | Комментарии |
Б, Г | 2 балла | По одному баллу за каждый ответ. | |
| 5 баллов | По одному баллу за каждую пару | |
Тигр, лиса, петух, медведь. Лишнее слово — петух | 5баллов | По одному баллу за каждое составленное слово и найденное лишнее | |
Подвинуть | 1 балл | ||
Жир, цирк, дорожит | 3 балла | ||
4 раза | 4 балла | По одному баллу за каждый найденный звук | |
Звуки [р], [э]. | 1 балл | По 0,5 балла за каждый правильный ответ | |
Г) с_п_ги | 1балл | ||
шутник москвич доброта выдумщик повариха скрипач химик мечтатель | 8 баллов | По одному баллу за каждый ответ | |
Поучился — учителя В сказке – сказать Царевна — царевич | 3 балла | По одному баллу за каждую пару | |
Впереди скала. Банка пуста. Зима кончается. На ковре паук. | 4 балла | По одному баллу за каждый ответ | |
Приморский | 1 балл | ||
Землекоп, теплоход | 2 балла | ||
Лес, лесник, лесной, лесничий, перелесок, лесничество | 3 балла | По 0,5 балла за каждый правильный ответ | |
На то и печь – сущ., хлеба печь – глагол | 1 балл | По 0,5 балла за каждый правильный ответ | |
Слова разделены по количеству звуков, слова разделены по количеству слогов. | 2 балла | По одному баллу за каждый вариант | |
Круглый поднос | 1балл | ||
День сменил ночь. День сменила ночь. | 2балла | По одному баллу за каждый вариант | |
Домов, столов, коров, ковров Ножей, людей, шей, ушей | 2балла | По одному баллу за каждую группу | |
Стонет | 1 балл |
Максимальное количество – 52 балла
Олимпиада по русскому языку в 3-м классе
- Прочитай «заколдованное» слово и вычеркни
в нем «лишний» слог. - Отгадай и запиши, какие города зашифрованы в
ребусах: - В каждом ряду найди лишнее понятие и выпиши его
в бланк ответов. - Какими синонимами (из четырёх букв) можно
заменить такие слова? - Спиши, укажи части речи подчёркнутых слов:
- Из букв каждой пары слов составьте название
животного:
Лик + рок = _________________
Поле + дар = ________________
Шаль + до = _________________
Лов + буй = __________________ - Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу
к данным пословицам. Запиши ответ в бланк
ответов: - Составь пословицы из набора слов. Запиши из в
бланк ответов: - Замени устойчивые выражения близким по
значению словом. - Устойчивые словосочетания “заблудились”.
Подчеркни их и отправь стрелками в нужное
предложение. - Среди этих букв спрятались имена собственные.
Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите
их.
И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я - Сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки.
Сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки.
а) Василий, Федор, Иван, Петров, Семен;
б) молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша;
в) дождь, снег, осадки, иней, град;
г) футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол
Приятель – ______________ | Работа – __________________ |
Противник – _____________ | Дорога – __________________ |
Солдат – ________________ | Шагать – __________________ |
Печаль – ________________ | Красный – _________________ |
Бабка Дарья холст чернила,
Внучка пролила чернила.
Снежное покрывало
Всё поле покрывало.
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее
достигает цели, чем резвый жеребец.
Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье,
собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час,
трусливый, время, служба, большой, кусать,
маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма,
больше, неученье
Клевать носом; зарубить на носу; чесать языки;
выходить из себя; дать стрекача.
Дождь лили как снег на голову.
Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин.
Я знал городские переулки как рыба в воде.
Гости свалились как из ведра.
Он всегда врёт как по маслу.
У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.
Олимпиада по русскому языку
Бланк ответов
3 “___” класс
Фамилия, имя ___________________________________
2. | 1 город: ______________ 2. город: ______________ | 3. | А) __________________ Б) __________________ В) __________________ Г) __________________ |
4. Приятель – ______________ | Работа – __________________ |
Противник – _____________ | Дорога – __________________ |
Солдат – ________________ | Шагать – __________________ |
Печаль – ________________ | Красный – _________________ |
5. | Бабка Дарья холст чернила – ________ Внучка пролила чернила. – ________ Снежное покрывало – ____________ Всё поле покрывало. – ____________ | 6. | Лик + рок = _________________ Поле + дар = ________________ Шаль + до = _________________ Лов + буй = __________________ |
- К вьетнамской пословице:
____________________________________________________ - А) _____________________________________________________________________
- Клевать носом: __________________________________________________________
- Дождь лили как снег на голову.
- _______________________________________________________________________
К финской пословице:
_______________________________________________________
Б) _____________________________________________________________________
В) _____________________________________________________________________
Г) _____________________________________________________________________
Д)_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
зарубить на носу:
________________________________________________________
чесать языки: ___________________________________________________________
выходить из себя: _______________________________________________________
дать стрекача: __________________________________________________________
Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин.
Я знал городские переулки как рыба в воде.
Гости свалились как из ведра.
Он всегда врёт как по маслу.
У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.
Олимпиада по русскому языку
3-й класс.
Лист оценивания.
- За каждое верное слово – 1 балл. Максимально – 4
балла. - За каждое верно расшифрованный ребус – 1 балл.
Максимально – 2 балла. - За каждое правильно найденное слово – 1 балл.
Максимально – 4 балла. - За каждый правильный синоним – 2 балла.
Максимально – 16 баллов. Верные ответы: - За каждую верно определённую часть речи – 1
балл. Максимально – 4 балла. - За каждое верно найденное слово – 2 балла.
Максимально – 8 баллов. - За каждую верно подобранную пословицу – 2 балла.
Максимально – 4 балла. - За каждое верно найденную пословицу – 2 балла.
- За каждое верно объяснённое устойчивое
выражение – 2 балла. Максимально – 10 баллов. - За каждую верно найденную пару – 2 балла.
Максимально -12 баллов. - За каждое верно найденное имя собственное – 1
балл. Максимально – 5 баллов.
Верный ответ: по, су, бри, ли.
Верный ответ: Москва, Казань.
Верные ответы: а) Петров б) мясо в) осадки г)
хоккей (плавание).
Приятель – друг | Работа – труд |
Противник – враг | Дорога – путь |
Солдат – воин | Шагать – идти |
Печаль – грусть | Красный – алый |
Верные ответы:
Бабка Дарья холст чернила, – глагол
Внучка пролила чернила. – существительное
Снежное покрывало – существительное
Всё поле покрывало – глагол
Верные ответы:
Лик + рок = кролик
Поле + дар = леопард
Шаль + до = лошадь
Лов + буй = буйвол
Верные ответы: Тише едешь – дальше будешь.
Язык до Киева доведёт.
Верные ответы: Шила в мешке не утаишь.
Ученье – свет, а неученье – тьма. Делу– время,
потехе – час. Собака на смелого лает, а
трусливого кусает.
Верные ответы:
Верные ответы: Иван, Волга, Вано, Галя, Аля
Олимпиадные задания по русскому языку (3, 4 класс): Школьный тур олимпиады по русскому языку 3-4 класс
Школьный тур олимпиады по русскому языку
3 класс
Класс Набрано баллов
Фамилия, имя
1. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.
Ягода, земля, поляна, ель, лес, апрель, зайка, льёт, зеленые, попугай.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2. Прочитай слова и запиши их:
[испраф,], [патсказка], [с,эдой,], [й,упка].
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Запишите в алфавитном порядке и поставьте знаки ударения.
Повторим, оттепель, алфавит, ворота, звонит, документ, банты, столяр, маляр, заморозки ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Угадай слово. Запиши его, выдели части слова.
— Суффикс тот же, что и в словах «железный» и «старость»
— приставки те же, что и в словах «приезд» и «надстройка»
— Корень тот же, что и в слове «подлежащее»
__________________________________________________________________
5. Допиши пословицы.
Ученье — свет, _____________________________________________________
Скучен день до вечера, _____________________________________________
Петь хорошо вместе, _______________________________________________
6. Какими частями речи являются выделенные слова (надпиши сверху):
а) Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
б) Снежное покрывало покрывало всё поле.
в) Посадила мама в печь пирог с капустой печь.
7. Подбери к существительным кенгуру, какаду, вуаль, рояль, фойе, тюль, шампунь, кофе, мозоль подходящие по смыслу имена прилагательные в единственном числе. Запиши получившиеся словосочетания.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Замени фразеологический оборот одним словом.
В час по чайной ложке. ________________________________
Надуть губы. _____________________________________
Мозолить глаза. ___________________________________
Клевать носом. ___________________________________
Зарубить на носу. __________________________________
Чесать языки. _____________________________________
Дать стрекача. _____________________________________
Ломать голову. ____________________________________
9. К данным словам запишите слева антонимы, справа – синонимы.
___________________ | – враг – ________________________ |
___________________ | – ложь – ________________________ |
___________________ | – невежда – ______________________ |
10. Расставьте знаки препинания так, чтобы в данном предложении смысл оказался верным:
Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах.
11. Вставь пропущенную букву.
Зал…зать раны. Зал…зать на крышу.
Отв..рить дверь. Отв…рить картофель.
Ув…дать издали. Ув…дать от времени.
Пос…деть на скамейке. Пос…деть от времени
Ключ к оцениванию олимпиадных заданий по русскому языку, 3 класс
№ задания | Правильный ответ | Оценивание | Максимальное количество баллов |
1. | Ягода, зеленые. | За каждый правильный ответ по 1 баллу | 2 балла |
2 | Исправь, подсказка, седой, юбка. | 0,5 балла за каждое правильно написанное слово | 2 балла |
3. | АлфавИт,бАнты, ворОта, докумЕнт, зАморозки, звонИт, малЯр, Оттепель, повторИм, столЯр.
| За каждый правильный ответ 0,5 б | 5 баллов +1б за расстановку слов по алфавиту |
4. | Принадлежность | 1 балл за правильно записанное слово + 0,5 балла за правильный разбор | 1,5 балла |
5. | Ученье — свет, а неученье — тьма. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Петь хорошо вместе, а молчать порознь. | За каждый правильный ответ по 1 баллу | 3 балла |
6. |
сущ. глагол а) Стою на нашем берегу, покой границы берегу. сущ. глагол б) Снежное покрывало покрывало всё поле. сущ. глагол в) Посадила мама в печь пирог с капустой печь. | 0,5 балла за каждую правильно определённую часть речи | 3 балла |
7. | Быстрый кенгуру (большой) | 1 балл за каждое правильно составленное словосочетание | 7 баллов |
8. | В час по чайной ложке (медленно, еле-еле) Надуть губы (обидеться) Намозолить глаза (надоесть) Клевать носом (засыпать,дремать) Зарубить на носу (запомнить) Чесать языки (болтать) Дать стрекача (убежать) Ломать голову (думать) | За каждый правильный ответ 1 балл. | 8 баллов |
9. | Друг – враг – недруг Правда, истина – ложь – обман, враньё, неправда Знаток, эрудит — невежда – неуч, недоучка | 1 балл за антоним + 1 балл за синоним для каждого слова. Бонус – 0,5 балла за каждое дополнительное слово | 6 баллов + бонусы |
10. | Пальцев у него двадцать: пять – на каждой руке, десять – на ногах. | 0,5 балла за каждый правильно поставленный знак. | 2 балла |
11. | Зализать раны. Залезать на крышу. Отворить дверь. Отварить картофель. Увидать издали. Увядать от времени. Посидеть на скамейке. Поседеть от времени | 8 баллов | |
Примечание: за каждую орфографическую ошибку, допущенную в ответах снимается 0,25 балла. |
Школьный тур олимпиады по русскому языку
4 класс
Класс Набрано баллов
Фамилия, имя
- Выпиши слова, в которых есть звук [й]
И вскользь мне бросила змея:
«У каждого судьба своя!»
Но я-то знал, что так нельзя –
Жить, извиваясь и скользя …
- К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном:
хвост нервы
________ __________
холод трубы
перстень жизнь
_________ ____________
характер конфета
- Раскрой скобки и запиши словосочетания по образцу:
2 (друг) – два друга, второй друг
3 (люди) — _________________________________________________________
5 (метла) — ________________________________________________________
7 (носок) — ________________________________________________________
10 (килограмм) — ___________________________________________________
6 (кочерга) — _______________________________________________________
11 ( помидор) — ________________________________________________
4. Составь из букв данного слова существительное дрvгого склонения, укажи тип склонения (1,2,3) во всех словах.
кукла-
тьма-
кочан-
банка-
5. Поставь ударение в словах:
Красивее, звонят, завидно, щавель, торты, сливовый, балованный, банты
6. Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.
а) Овладевать собой, успокаиваться — …
б) Очень тесно — …
в) Усиленно думать над трудным вопросом — …
г) Хорошо запомнить — …..
7. Запиши слова в три столбика по схеме:
Лесок, работник, походы, цветок, поезда, дожди, погода, выходы, чулок.
а) корень, суффикс, окончание______________________________________
б) приставка, корень, окончание_____________________________________
в) корень, окончание_______________________________________________
8. Со словами заводи, мороженое составь по два предложения. Укажи, какими частями речи являются эти слова в твоих предложениях.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
9. Запиши номера частей так, чтобы получился текст.
1) Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!
2) Отошёл я в сторону и сел на пенёк. Гляжу, к дереву птица летит и в клюве сосновую шишку держит. Сразу узнал я дятла.
3) Вдруг вижу: на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрепанные: хорошо над ними кто-то потрудился.
4) Шёл я однажды зимой по лесу.
5) Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.
Ответ:______________________________________________________
10. Подбери прилагательное к каждой группе слов, которые превратят следующие слова во фразеологизмы:
1.Век, середина, правило ________________________________________
2.Удар, система, затмение _______________________________________
3.Суп, шут, чучело _____________________________________________
4. Полюс, буря, поле.____________________________________________
Ключ к оцениванию олимпиадных заданий по русскому языку, 3 класс
№ задания | Правильный ответ | Оценивание | Максимальное количество баллов |
1. | Змея, своя, я, извиваясь. | По 1б. за каждое слово | 4 балла |
2. | Собачий, стальные ( железные), золотой (железный), сладкая. | За каждый правильный ответ по 1 баллу | 4 балла |
3. | Три человека, третий человек, Пять метел, пятая метла, Семь носков, седьмой носок, Десять килограммов, десятый килограмм Шесть кочерег, шестая кочерга, Одиннадцать помидоров, одиннадцатый помидор. | По 1 баллу за каждое словосочетание | 12 баллов |
4. | кукла (1) — кулак(2) тьма( 1 ) — мать (3) кочан(2) — ночка (1) банка (1) — кабан (2) | По 1 баллу за каждое слово+ по 1 баллу за верное определение типа склонения | 8 баллов |
5. | Красивее, звонят, завидно, щавель, торты, сливовый, балованный, банты | За каждый правильный ответ 0,5 б. | 4 балла |
6. | А) Брать себя в руки. Б) Яблоку негде упасть. В) Ломать голову. Г) Зарубить себе на носу. | По 1 баллу за каждый фразеологизм | 4 балла |
7. | а) работник, цветок, лесок, чулок; б) походы, выходы, поезда; в) дожди, погода. | По 1 баллу за каждое слово | 9 баллов |
8. | В тихой заводи реки плавали лебеди. (сущ.) Заводи скорее мотор! (глагол) Я очень люблю сливочное мороженое. (сущ.) Мороженое мясо лежит на прилавке. (прилаг.) | По 1 баллу за каждое предложение с правильным указанием части речи. | 4 балла |
9. |
| 5 баллов | |
10. |
| По 1 баллу за одно прилагательное | 4 балла |
Использованная литература:
- В.В. Волина. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994
- В.В. Волина. Весёлая грамматика. М.: Знание, 1995
- Н.Г.Белицкая. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. М.; Айрис-пресс, 2006
- Т.Н. Каркошкина, И.В. Персидская, О.Н. Донская. Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир. 3-4 классы. Волгоград: Учитель, 2010
Олимпиадные задания по русскому языку (3 класс) на тему: Олимпиада по русскому языку для 3 класса
Олимпиада по русскому языку для 3 класса кожуунного уровня
ФИО ученика________________ ФИО учителя __________________________
Школа _______________________________ Код 0009375
0009375
1. Подчеркни слова, в которых только твёрдые согласные звуки:
Малыш, лужицы, пальцы, таблица, ливень, шалаш.
2.Найди и подчеркни существительные мужского рода:
Кофе, мороженное, повидло, метель, буран, кино, тюль, огонь, пюре.
3.Соедини фразеологизмы, противоположные по значению
повесить нос одним духом
в час по чайной ложке воспрянуть духом
жить душа в душу как кошка с собакой
4.Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово-имя существительное. Необходимо использовать все буквы.
Лик-пена=_____________________ иск-том=____________________
Кожа-ворон=_________________
5.Запиши предложения, раскрыв скобки.
Бабушка (на)бросила (на)плечи платок. Мальчик пошёл (по)садовой дорожке. Самолёт (под)нялся высоко (под)облака. (С)дерева (у)пал (не)большой лист.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Образуй и запиши слова с уменьшительно-ласкательным оттенком значения.
брат | ель | мышь | изба |
7.Поставь знак ударения в словах:
Призывник, ненавидеть, инструмент, щавель, положить, свёкла, выигрыш.
8.Подчеркни нужную букву в начале слова: (с,з)дание,(с,з)делать, (с,з)десь, (с,з)беречь
9.Разгадай шараду и запиши слово-отгадку.
Я- синоним слова вселенная и антоним слова война. __________________
10.Разбери по составу слова:
забег розочка пришкольный
11.Соедини слова левого и правого столбика так, чтобы получились новые слова:
Сено овод
Стол ода
Газ вал
Гриб очки
Хор он
Бор яр
12.Шарада.Какое слово задумали?
Первая буква есть в слове «сурок»
А дальше подумай, и краткое слово
Средь умных ребят ты найдёшь у любого.
Две буквы у «мамы» найди без смущенья,
И в целом получишь- итог от сложения. (_______________)
Ключи к заданиям по русскому языку для 3 класса
№ | Ответы | баллы |
1 | Малыш, шалаш | По 1 баллу |
2 | Кофе, метель, буран, огонь. | По 2 балла за каждый правильный ответ |
3 | Повесить нос- воспрянуть духом В час по чайной ложке- одним духом Жить душа в душу- как кошка с собакой | По 2 балла (итого 6 баллов) |
4 | Пеликан, мостик, жаворонок | По 3 балла |
5 | Бабушка набросила на плечи платок. Мальчик пошёл по садовой дорожке. Самолёт поднялся высоко под облака. С дерева упал небольшой лист. | 1 балл за каждый правильный ответ |
6 | Братец (братик), ёлочка, мышка, избушка. | По 1 баллу |
7 | 2-и,и, е,е,и,ё,1-ы | По 1 баллу |
8 | здание, сделать, здесь, сберечь | По 1 баллу |
9. | мир | 1 балл |
10 | 1 балл за каждый правильный разбор | |
11 | Сеновал,столяр, газон,грибочки, хоровод, борода. | По 1 баллу |
12 | сумма | 2 балла |
Олимпиадные задания по русскому языку (3 класс): Муниципальная олимпиада по русскому языку 3 класс.
Районная олимпиада
по русскому языку для обучающихся 3 классов.
Ф.И.________________________________________________________________
Школа______________________________________________________________
1.Запиши слова звуками:
её [ ]
счётчик[ ]
сшить[ ]
2. Запиши предложение по правилам русской орфографии.
[Ф’п’э с’н’и а в’э щ’и м а л’э г’и п а в’и с т в у й’и ц а а с у д’б’э р у с к а в а к н’а з’а]
3. Впиши в слова буквы о, е или ё.
Сч….ты. ж….лтый, крыж….вник, ш….колад, больш….й, рубаш….нка, щ….чка, галч….нок. ш….в.
4. Разбери слова по составу:
Ожидание, участвовать, подоходный.
5.В каком ряду все слова имеют правильное ударение?
1) включит, красивее, клала, послала;
2) включит, красивее, клала, послала;
3) включит, красивее, клала, послала;
4) включит, красивее, клала, послала.
6.К словам какого ряда необходимо задать вопрос: Оно какое?
1) пальто, фамилия, путешествие;
2) какао, кашпо, такси;
3) кафе. имя, кенгуру;
4)время, животное, домишко
7..В каком словосочетании допущена ошибка?
1) широкую Лимпопо;
2) олимпийское Сочи;
3) загадочный Токио.
8.Подчеркни слова, которые можно отнести к разным частям речи:
рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой.
9. Определи и подпиши над словами части речи в предложении.
Вероокая трышь грузло обкисляля закорявку.
10. Исправь речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях и запиши правильно:
Скорый поезд прибыл с Крыма._________________________________________________________________
В магазин привезли красивую тюль.____________________________________________________________
Я ложу книги в портфель, он становится более толще.______________________________________________
____________________________________________________________________________________________
11. Устойчивые словосочетания заблудились. Напиши правильно.
Дождь лил как снег на голову.__________________________________________________________________
Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин.________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Я знал городские переулки как рыба в воде.______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Гости свалились как из ведра.__________________________________________________________________
Он всегда врёт как по маслу.___________________________________________________________________
У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
12. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.
ПЕРСТЕНЬ | |
ХАРАКТЕР |
Ключи к олимпиаде.
Ответ на вопрос 1: 1,5 балла (за каждое правильное слово 0,5 баллов)
её [ й’ э й’ о′ ]
счётчик[ щ’ о′ ч’ и к ]
сшить[ ш ы т’ ]
Ответ на вопрос №2: 5 баллов ( каждое правильное слово 0,5 баллов)
В «Песне о Вещем Олеге» повествуется о судьбе русского князя.
Ответ на вопрос №3: 4, 5 балла (за каждое правильное слово 0,5 баллов)
Счёты. жёлтый, крыжовник, шоколад, большой, рубашонка, щёчка, галчонок. шов.
Ответ на вопрос 4: 3 балла (за каждое правильное слово 1 балл)
Ожидание, участвовать, подоходный.
Ожидание: о — приставка, жид – корень, а – суффикс, ни –суффикс, е – окончание, ожидани – основа.
Участвовать: участв – корень, ова – суффикс, ть – суффикс, участвова – основа.
Подоходный: по – приставка, доход – корень, н – суффикс, ый – окончание, подоходн – основа.
Ответ на вопрос 5: (1 балл)
- включит, красивее, клала, послала;
Ответ на вопрос 6: (1 балл)
- какао, кашпо, такси;
Ответ на вопрос 7: (1 балл)
2) олимпийское Сочи (олимпийский Сочи, олимпийские Сочи)
Ответ на вопрос 8: 2,5 балла (за каждое правильное слово 0,5 баллов)
рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой
Ответ на вопрос 9: 2,5 балла (за каждую часть речи 0,5 баллов)
прил. сущ. нар. гл. сущ.
Вероокая трышь грузло обкисляля закорявку.
Ответ на вопрос 10: 2 балла (за каждое правильно исправленное слово 0,5 баллов)
Скорый поезд прибыл с Крыма. — Скорый поезд прибыл из Крыма.
В магазине привезли красивую тюль. – В магазин привезли красивый тюль.
Я ложу книги в портфель, он становится более толще. – Я кладу книги в портфель, он становится толще.
Я кладу книги в портфель, он становится более толстым.
Ответ на вопрос 11: 6 баллов (за каждое предложение 1 балл)
Дождь лил как снег на голову. – Дождь лил как из ведра.
Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин. – Скоро дело наладилось и пошло как по маслу.
Я знал городские переулки как рыба в воде. – Я знал городские переулки как свои пять пальцев.
Гости свалились как из ведра. – Гости свалились как снег на голову.
Он всегда врёт как по маслу. – Он всегда врёт как сивый мерин.
У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев. – У себя во дворе Мишка был как рыба в воде.
Ответ на вопрос 12: 2 балла (за каждое слово 0.5 баллов)
собачий | ХВОСТ |
ХОЛОД |
стальные | НЕРВЫ |
ТРУБЫ |
золотой | ПЕРСТЕНЬ |
ХАРАКТЕР |
сладкая | ЖИЗНЬ |
КОНФЕТА |
Максимальное количество баллов: 32 балла