Олимпиадные задания по русскому языку (3 класс): Олимпиадные задания по русскому языку

Олимпиадные задания по русскому языку

Фамилия _____________Имя____________Класс_________

1. От слов, обозначающих признаки предметов, образуйте имена существительные, которые называют людей.

Умный — ________________________

Хитрый — _______________________  

Весёлый — _______________________

Крепкий — _______________________

2. Составь слово по опорным словам. Из первого слова бери первый слог, из    второго – второй и так далее:

а) радость, задумал, коряга: _______________  

б) сияние, понедельник, поливает:  ______________________

3. Догадайся, какую общую часть пропустили в словах, допиши эти слова:

_____ник,       ____а,        ___ной,          ___ок,      ____истый.

4. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получить новые:

стол                    овод

зал                      ежи

газ                      марка

яр                        очки

гриб                    он

хор                      яр

5. Найди и подчеркни «лишнее» слово. Объясни своё решение.

1.     гром, громадный, громкость, громкий;

____________________________________________________________

2.     выспаться, сыпучий, сыпь, сыпать;

____________________________________________________________

3.     жалость, жалоба, жалкий, жалить;

____________________________________________________________

4.     легонько, легковой, залегать, облегчать.    

____________________________________________________________

6. Выбери нужное слово. Подчеркни его.

1.  Мы собирали грибы в (ёлочном, еловом) лесу.

2.  Бабушка варила вкусное (сливовое, сливочное) варенье.

3.  Не будь таким (обидным, обидчивым)!

4.  На море разыгрался сильный (штурм, шторм).    

 

7. Путём перестановки букв из каждой пары слов составь третье. Должны быть использованы все буквы.

Боб + уста = __________________________________________                          

Вода + ринг = ________________________________________                          

Парк + ива = _________________________________________

8. Расставьте предложения по порядку. Пронумеруй их

Прыгнет с обрыва, остановится и зовёт сына.

Мать кормила его молоком и учила бегать по горам.

Малыш дрожит от страха, но прыгает.

Родился козлёнок в долине горной реки.

Мать лижет ему шёрстку

9. Древнее слово «лоб» означало широкий плоский лист, от него образовались названия растений: лопух, лопоухий – человек с большими ушами. А как называется садовый инструмент, название которого происходит от этого слова?  

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Запиши слова во множественном числе: стол, стул, ухо, человек.      

_____________________________________________________________

11. Вместо пропусков, напиши буквы, чтобы получились слова.

  1.  Место на реке, где может застрять корабль.            ___ ___ л ь,              
  2.   Злейший враг шубы.                                                 ___ ___ л ь,              
  3. Её исполняют актёры.                                                 ___ ___ л ь
  4. Платок, который накидывают на плечи.                    ___ ___ л ь,              
  5.   Маленькие морские или речные камешки.               ___ ___ л ь ___ ___          
  6.   Больше, чем носки, меньше, чем чулки.                  ___ ___ л ь ___ ___          
  7. Часть лимона, апельсина или  яблока.                    ___ ___ ль ___ ___          

Критерии оценивания

1. От слов, обозначающих признаки предметов, образуйте имена существительные, которые называют людей.

Выполнение:

Умный — умник

Хитрый — хитрец

Весёлый — весельчак

Крепкий — крепыш              

 Количество баллов:  0,5 б за каждое правильное слово.     (Всего 2 б.)

2.  Составь слово по опорным словам. Из первого слова бери первый слог, из    второго – второй и так далее:

Выполнение:

а) радость, задумал, коряга;                                               радуга    

б) сияние, понедельник, поливает                                      синева    

 Количество баллов:  по – 0,5 баллов. (Всего 1 балл)

3.  Догадайся, какую общую часть пропустили в словах, допиши эти слова:

_____ник,  ____а,  ___ной,  ___ок,   ____истый.

Выполнение: например: печник, вода, грибной, грибок, волнистый.

Количество баллов: по 0,5б. (Всего 2,5 б.)

4.  Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получить новые:

Выполнение: (столяр, залежи, ярмарка, газон, грибочки, хоровод

Количество баллов:  0,5 за каждое слово.   (Всего 3 б.)

5.  Найди и подчеркни «лишнее» слово.

  1. гром, громадный, громкость, громкий;
  2. выспаться, сыпучий, сыпь, сыпать;
  3.  жалость, жалоба, жалкий, жалить;
  4.  легонько, легковой, залегать, облегчать.  

Количество баллов:  0,5 за каждое правильно вычеркнутое слово. (Всего 2 б.)

6.  Выбери нужное слово. Подчеркни это слово.

  1. Мы собирали грибы в (ёлочном, еловом) лесу.
  2. Бабушка варила вкусное (сливовое, сливочное) варенье.
  3. Не будь таким (обидным, обидчивым)!
  4.  На море разыгрался сильный (штурм, шторм).    

Количество баллов: по 0,5 за верный выбор. (Всего 2 б.)

  1. Путём перестановки букв из каждой пары слов составь третье. Должны быть использованы все буквы.

Боб + уста =                               суббота  

Вода + ринг =                             виноград

Парк + ива =                               крапива  

Количество баллов: по 1 баллу. (Всего 3 б.)

  1. Расставьте предложения по порядку.

3.Прыгнет с обрыва, остановится и зовёт сына.

2.Мать кормила его молоком и учила бегать по горам.

4.Малыш дрожит от страха, но прыгает.

1.Родился козлёнок в долине горной реки.

5.Мать лижет ему шёрстку.

Количество баллов:  Если 1-3 предложения стоят в правильном порядке – 1б   все -3б.

  1. Древнее слово «лоб» означало широкий плоский лист, от него образовались названия растений: лопух, лопоухий – человек с большими ушами. А как называется садовый инструмент, название которого происходит от этого слова?      

Выполнение:  лопата (Всего1 б.)

  1.  Запиши слова во множественном числе: стол, стул, ухо, человек.  

Выполнение: столы, стулья, уши, люди

Количество:  по 0,5 б.   (Всего 2 б.)  

                                                                             

  1.  Вместо пропусков, напиши буквы, чтобы получились слова.

·        Место на реке, где может застрять корабль.              _ _ л ь,              

·        Злейший враг шубы.                                                      _ _л ь,              

·        Её исполняют актёры.                                                    _ _ л ь,              

·        Платок, который накидывают на плечи.                       _ _ л ь,              

·        Маленькие морские или речные камешки.                  _ _ л ь _ _          

·        Больше, чем носки, меньше, чем чулки.                      _ _ л ь _ _          

·        Часть лимона, апельсина или  яблока.                        _ _ль _ _              

 Выполнение: мель, моль, роль, шаль, галька, гольфы, долька.

Количество баллов: за 1- 4 слово по 0,5 балла, за 5 – 7 по 1 баллу. (Всего 5 б. )

Олимпиада по русскому языку в 3 классе

Олимпиада по русскому языку 3 класс.

Фамилия, имя, класс

__________________________________________________________________

Школа ____________________________________________________________

1.Подчеркни «лишнее» слово в каждой строке.

а) сорняк, б) соринка, в) сорвал, г) насорил;

а) поле, б) полевой, в) полочка, г) полянка.

2.Из букв каждой пары слов составь название животного:

а) лик + рок =________________________

б) шаль + до = _______________________

в) лов + буй = ________________________

3. Вставь подходящие по смыслу предлоги.

Покатился _____ огород,

Докатился _____ ворот,

Подкатился _____ ворота,

Добежал ______  поворота,

Там попал ______ колесо,

Лопнул, хлопнул – вот и все!

4.Подчеркни слова, в которых первый звук одинаковый.

Якорь, юла, аист, юбка, ёж, ель, окно.

Укажи этот звук. Ответ:[…..].

5.Подчеркни слово, которое отличается по составу от всех остальных.

Лесок, песок, колосок, голосок, листок.

6. Замени высказывания одним сложным словом с соединительной гласной.

Ферма, на которой разводят птицу-__________________________________

Судно с паровым двигателем -_______________________________________

Человек, который любит трудиться -_________________________________

7. Запиши существительные во множественном числе:

курица — _________________, морское судно — __________________________, чудо — ___________________, небо — _______________, ребёнок — ________________, человек — ________________.

 8. Замени фразеологизм одним словом:

Задирать нос-______________________________________

Водить за нос -________________________________________

С гулькин нос- ________________________________

Клевать носом -______________________________________

Повесить нос- _____________________________________

Зарубить на носу –___________________________________

9. Выпиши слова, в которых только твердые согласные звуки:

Малыш, лужицы, пальцы, подъезд, таблица, оркестр, столб.

__________________________________________________________________

_______________________________________________________

10.В каких глаголах можно по-разному поставить ударение? Подчеркни их.  

Вычитать, прочитать, рассыпать, выкупать, искупать, вырезать, отрезать
 

Ответы к заданиям по русскому языку 3 класс

1.Подчеркни «лишнее» слово в каждой строке. (2б.)

а) сорняк, б) соринка, в) сорвал, г) насорил;

а) поле, б) полевой, в) полочка, г) полянка.

2.Из букв каждой пары слов составь название животного: (3б.)

а) кролик, б) лошадь, в) буйвол

3. Вставь подходящие по смыслу предлоги. (5б.)

В, до, под, до, под.

4.Подчеркни слова, в которых первый звук одинаковый. Укажи этот звук. ( 5б.+1б.=6б.)

Якорь, юла, аист, юбка, ёж, ель, окно.

Ответ: [Й].

5.Подчеркни слово, которое отличается по составу от всех остальных. (1б.)

Лесок, песок, колосок, голосок, листок.

6. Замени высказывания одним сложным словом с соединительной гласной. (3б.)

Ферма, на которой разводят птицу — птицеферма.

Судно с паровым двигателем – пароход.

Человек, который любит трудиться – трудолюбивый.

7. Запиши существительные во множественном числе: (6б.)

Курица — куры, морское судно – морские суда, чудо — чудеса, небо — небеса, ребёнок -дети, человек — люди.

8. Замени фразеологизм одним словом: (6б.)

Задирать нос – хвастать

Водить за нос — обманывать

С гулькин нос — немного

Клевать носом — засыпать

Повесить нос — огорчиться

Зарубить на носу – запомнить

9. Выпиши слова, в которых только твердые согласные звуки (3б.)

Малыши, лужицы, столб.

10.В каких глаголах можно по-разному поставить ударение? Подчеркни их.  (5б.)

Вычитать, прочитать, рассыпать, выкупать, искупать, вырезать, отрезать.

 

Итого: 40 баллов.

Олимпиада по русскому языку 3 класс

Олимпиадные задания по русскому языку для 3 класса

Фамилия, имя ________________________________________________

Класс______________

Задания.

1. Подчеркни слова, которые от изменения ударения меняют свой смысл:

         Атлас, свёкла, щавель, цемент, трусить, премировать,  ирис.

2.Образуй и запиши слова, добавляя к слову звуки, характеристики которых приведены. Запиши ответы.

  1. РА + парный звонкий согласный + ударный гласный + парный глухой твердый согласный + безударный гласный = _____________________________________________

  2. РА + парный глухой твердый согласный = ______________________________

3.Запиши русские пословицы, близкие по значению данным китайским:

  1. Обсуждать надо часто – решать однажды.

_________________________________________________________________

  1. Трудно схватить двух угрей двумя руками.

        __________________________________________________________________

4.Определи, по какому признаку слова поделены на две группы. Подчерни правильные ответы.

  Розы, нога, маки, яма.            Дуб, сон, мел, мель.

А. Слова разделены по количеству букв.

Б.Слова разделены по количеству звуков.

В. Слова разделены по количеству слогов.

Г. Слова распределены по родам.

   5.  Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке  противоположное  в правойсоедини линией.

 

6.    На месте пропусков вставь разделительный Ь или Ъ знак.

Обез…яна, вороб…и, птич…я, в..ют, под…езжал, заш…ёшь, с…едобный, медвеж…я, в…ехал.

  7.  Запиши множественное число имён существительных:

стол — _____________________ , стул — _________________ ,

ухо — ______________________ , ребёнок — ______________ , человек — __________________ , чудо — ____________________

8. Подчеркни линией слова, которые имеют два корня.

Снеговик, землекоп, земляника, парник, теплоход, островок, корнеплод.

9Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы.

Октябрь был х..лодный и ненастный. Тесовые крыши поч..рнели. Чудесная тр..ва в саду пол..гла. Сыпался мелкий осенний дож..ь. П..стухи не гоняли в луга ст..да. До в..сны затих прелестный рожок.

10. Правильно поставь ударение над выделенными словами.

Метко в цель попадали стрелкиСтрелки показывали полдень.

Наступило время золотой поры. Грибы размножаются при помощи поры.

Доброта стоит дорого. На краю поля стоит одинокое дерево.

11. Выпиши слова, в которых количество букв и звуков одинаково.

Съезд, Елена, метель, яичко, поляна, пояс, Дарья, маленькие.

_________________________________________________________________

12. Подчеркни в предложении подлежащее и сказуемое.

Высокий дуб метель занесла снегом.

13. Подчеркни глагол двумя линиями.

Он без кистей и белил скверы города белил.

14.Составь и запиши новое слово, состоящее из:

Корень – из слова морской,

Окончание – из слова весенний,

Приставка – из слова присмотреть,

Суффикс – из слова солдатский. ___________________________

15. Образуй новые слова путём перестановки букв данных слов. Используй все буквы. Добавлять или убирать буквы нельзя.

МЕНТОР – __________________ (устранение поломок)

ДЕЛЬТА – __________________ (часть механизма)

ГАРАНТ – __________________ (плод тропического дерева)

МОЛЬБА – __________________ (тетрадь для рисунков)

ПЕЧАТКА – _________________ (дорожная «скорая помощь»)

Олимпиада по русскому языку 3 класс

Ответы:

  1. атлас, трусить, ирис- 3 балла, если нет ошибок; минус 0,5 балла за каждую ошибку.

2. Работа, рак – по 1 баллу за верный ответ.

3. Семь раз отмерь — один отрежь.

   За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

За каждое правильное предложение 1 балл.

4. Слова разделены по количеству звуков, слова разделены по количеству  слогов. По одному баллу за каждый вариант. За каждый неверный признак минус 0,5 балла

5. За верное соединение 1 балл

Работать не покладая рук.

Сидеть сложа руки. 2 3

Воды в рот набрать.

Лясы точить. 3 4

Душа в душу.

Как кошка с собакой. 4 1

Ворон считать.

6. По одному баллу за каждую правильно вставленную букву. За каждую ошибку – минус 0,5 балла.

Обезьяна, воробьи, птичья, вьют, подъезжал, зашьёшь, съедобный, медвежья, въехал. 

7.  За верное слово 1 балл

столы стулья

уши дети

люди чудеса

8. За верное слово 1 балл

землекоп, теплоход, корнеплод.

9. По одному баллу за каждую правильно вставленную букву. За каждую ошибку – минус 0,5 балла.

Октябрь был холодный и ненастный. Тесовые крыши почернели. Чудесная трава в саду полегла. Сыпался мелкий осенний дождь. Пастухи не гоняли в луга стада. До весны затих прелестный рожок.

10. За каждое правильное ударение 1 балл. За каждую ошибку – минус 0,5 балла.

Метко в цель попадали стрелкиСтрелки показывали полдень.

Наступило время золотой поры. Грибы размножаются при помощи поры.

Доброта стоит дорого. На краю поля стоит одинокое дерево.

11. По 1 баллу за верный ответ.

Съезд, Елена, метель, яичко, поляна, пояс, Дарья, маленькие

12. По 1 баллу за верно подчёркнутое слово 1 балл. За каждую ошибку – минус 0,5 балла.

Высокий дуб метель занесла снегом.

13. 1 балл за верно подчёркнутое слово

Он без кистей и белил скверы города белил.

14. 2 балла за верное слово

приморский

15. За верное слово 1 балл

Ремонт, деталь, гранат, альбом, аптечка.

Ребусы (2 балла за каждый верный)

Максимум 14 баллов

1. Антон 2. Миша 3. Володя 4. Наталия 5. Юра 6. Фаина

Мальчиков – 4 , девочек – 2 .

Ребусы

В третьем классе учатся шесть отличников. Их имена зашифрованы в ребусе. Отгадай, как зовут каждого отличника. Сколько из них девочек и мальчиков

hello_html_m432bc8fe.jpg

Мальчиков – _____ , девочек – _____ .

Олимпиадные задания по русскому языку (3 класс) на тему: Олимпиада по русскому языку для 3 класса

Школьный тур олимпиады по русскому языку 3 класс 2016-2017 уч. год

Фамилия, имя ________________________________________________

Класс______________

Задания, оцениваемые в 1 балл.

1.   Подчеркните  слова,  в которых рядом стоят два гласных звука:

       Театр, маяк, моют, белеет, стоит, баян.

2    В каком слове число букв и звуков совпадает? Подчеркни это слово.

      Семь, поздно, яма, сеешь, поют.

3.  Подчеркни слово, в котором ударение падает на первый слог.

Атлет, кухонный, арбуз, цемент.

4.  На какую букву в современном русском языке не могут заканчиваться слова. Обведи эту букву.

Ь                   Ъ                Ы               Й              

5.  Название какого хвойного дерева состоит из трех предлогов.   Подчеркни.

Ель, сосна, пихта, лиственница.

6. Что можно пожелать и мальчику, и девочке?  Подчеркни.

Расти большая!

Расти большой!

Расти маленьким!

Расти большим!

7. Даны слова: трусливый, неуклюжий, слепой, преданный. Кто здесь лишний? Подчеркни.

Медведь

Осел

Пес

Заяц

Задания, оцениваемые в 2 балла.

1. Какой частью речи являются выделенные слова. Обозначь.

Медведь в лесу, не зная правил

Однажды мотоциклом правил.

2. Обозначь род имен существительных.

Молодежь, кофе, шампунь, такси.

3. Образуй от прилагательных глаголы:   

Густой — _________________________

Грязный — ________________________

Чистый — _________________________

Ясный — __________________________

4. Подчеркни пары слов, которые являются словосочетаниями:

    Утренний туман, сидел в овраге, кричал петух, написал ему, он слушал.

5. В старославянском языке есть слова, которые имеют варианты написания. Что это за слова?

Град _________________________

Древо ________________________

Брада ________________________

Блат_________________________

6. Образуй от данных слов имена существительные с помощью приставки и суффикса:

Окно — _________________________

Снег — __________________________

Вода -___________________________

Задания, оцениваемые в 3 балла.

1. Вставь пропущенные буквы.

         Прим…рять соседей  —  прим …рять  костюм,     пол …скать бельё —  пол …скать котенка,     отв…рить дверь —  отв…рить картофель.

2. Впиши в предложения подходящие по смыслу предлоги:          

_____  деревни ____   леса дорога шла   ____    поле.   ____  дороги росла берёза. ____   летний зной  ____   тени дерева хорошо отдохнуть.  Поле блестит  _____  солнца. А ____   берёзой прохладно.  

Слова для справок: через, в, у, от, до, под.

3.Объясни  фразеологизмы.

Ни свет ни заря – _____________________________

Во все лопатки – _____________________________

Бить баклуши – ______________________________

Яблоку негде упасть – _________________________

Ответы

Задания, оцениваемые в 1 балл.

1.   Подчеркните  слова,  в которых рядом стоят два гласных звука:

       Театр, маяк, моют, белеет, стоит, баян.

2    В каком слове число букв и звуков совпадает? Подчеркни это слово.

      Семь, поздно, яма, сеешь, поют.

3.  Подчеркни слово, в котором ударение падает на первый слог.

Атлет, кухонный, арбуз, цемент.

4.  На какую букву в современном русском языке не могут заканчиваться слова. Обведи эту букву.

Ь                   Ъ                Ы               Й              

5.  Название какого хвойного дерева состоит из трех предлогов.   Подчеркни.

Ель, сосна, пихта, лиственница.

6. Что можно пожелать и мальчику, и девочке?  Подчеркни.

Расти большая!

Расти большой!

Расти маленьким!

Расти большим!

7. Даны слова: трусливый, неуклюжий, слепой, преданный. Кто здесь лишний? Подчеркни.

Медведь

Осел

Пес

Заяц

Задания, оцениваемые в 2 балла.

1. Какой частью речи являются выделенные слова. Обозначь.

Медведь в лесу, не зная правил (сущ.)

Однажды мотоциклом правил (гл.).

2. Обозначь род имен существительных:

Молодежь (ж.р), кофе (м.р.), шампунь (м.р.), такси (ср.р).

3. Образуй от прилагательных глаголы:   

Густой — густеет

Грязный – загрязнить

Чистый –  почистить

Ясный — прояснилось

4. Подчеркни пары слов, которые являются словосочетаниями:

    Утренний туман, сидел в овраге, кричал петух, написал ему, он слушал.

5. В старославянском языке есть слова, которые имеют варианты написания. Что это за слова?

Град — город

Древо — дерево

Брада — борода

Блат — болото

6. Образуй от данных слов имена существительные с помощью приставки и суффикса:

Окно — подоконник

Снег — подснежник

Вода — подводник

Задания, оцениваемые в 3 балла.

1. Вставь пропущенные буквы.

         ПримИ.рять соседей  —  прим Ерять  костюм,     полОскать бельё —   пол Аскать котенка,     отвО.рить дверь —  отвА.рить картофель.

2. Впиши в предложения подходящие по смыслу предлоги:          

ОТ  деревни ДО  леса дорога шла   ЧЕРЕЗ    поле.   У дороги росла берёза. В  летний зной  В  тени дерева хорошо отдохнуть.  Поле блестит  ОТ  солнца. А ПОД  берёзой прохладно.  

Слова для справок: через, в, у, от, до, под.

3.Объясни  фразеологизмы.

Ни свет ни заря – очень рано

Во все лопатки – очень быстро

Бить баклуши – бездельничать

Яблоку негде упасть – очень много


Протокол

олимпиады по русскому языку

Предмет:  русский язык 3 класс

Дата:  7. 02. 2017г.

Максимальное количество баллов: 28

Кл.

1 балл

2 балла

3 балла

К-во баллов

Место

Ф.И.

.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


Протокол результатов школьного уровня  олимпиады по ______________________________

для обучающихся __________ классов

                                                                                                                                           Дата проведения ______________ 201__ г.

№п/п

Фамилия, имя обучающегося

Класс

Количество набранных баллов

Место

Члены жюри __________________________________ / ___________________ /

                          ________________________________ / ___________________ /

Олимпиадные задания по русскому языку (3 класс) по теме: Олимпиада по русскому языку в 3 классе

 Олимпиада для 3 класса Школьный тур.

  1. В каких словах есть только твёрдые согласные? Подчеркни эти слова

 Звонить, земля, солнце, рушишь, сено.

  1. В каком слове количество звуков и букв совпадают?

Поздно, веешь, пять, юла, сеют.

  3.Прочитайте предложение, выпишите все словосочетания.

Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 4.Прочитайте русские пословицы и пословицы других народов, соедините их попарно, в зависимости от смысла.

а) За каждую верно подобранную пару                                                                            1 балл

Язык до Киева доведет.                            Тот не заблудится, кто спрашивает.

С волками жить — по-волчьи выть.           Находясь среди ворон, нужно каркать, как они.

В тихом омуте черти водятся.                  Тихая вода берега подмывает.

5. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые слова. 

Сено

марка

Банк

ежи

Стол

рот

Зал

бики

Свет

елка

Яр

вал

6. Напиши буквы

6. Разберите по составу.

Пришкольный, наладчик, загорала, переплётчик, учительница.

7. Расставь слова в алфавитном порядке.

Герань, горицвет, гиацинт, гвоздика.

8.  Выпиши слова, в которых есть звук [й]

И вскольз мне бросила змея:

« У каждого судьба своя!»

Но я- то знал, что так нельзя-

Жить, извиваясь и скользя.

_____________________________________________________________

 9.Вставь пропущенные буквы:

Отв..рить сардельку, пол…скать ребёнка, пос..деть в парке, отв..рить дверь, пол..скать бельё, пос..деть в старости.

  1. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду.

Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.

 11. Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы. 

  1. Жить душа в душу- ___________________________
  2. На ночь глядя- ______________________________
  3. Повесить нос- ________________________
  4. Водой не разольешь — _________________________
  5. _Дело в шляпе — _________________________

         12.     Загадки шутки. Напиши ответ

.1) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.___________
2. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.___________________
3. Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.________________
4. Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет__________________

14. «Составь пословицы». 

дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15  Соедини словосочетания с близкими по значению глаголом

загрустить

дать по шапке

бездельничать

обвести вокруг пальца

баловать

вставлять палки в колёса

голодать

бить баклуши

прогнать

зарубить на носу

запомнить

гладить по голове

обмануть

класть зубы на полку

мешать

повесить голову

Олимпиадные задания по русскому языку (3 класс): Олимпиадные задания по русскому языку для 3 класса

1.   В каком слове число букв и звуков совпадает? Подчеркни это слово.

      Семь, поздно, яма, сеешь, поют.

2. Поставь в словах знак ударения.

Алфавит, портфель, досуг, магазин, жаворонок, занята, километр, красивее, положить, цемент.

3. Что можно пожелать и мальчику, и девочке?  Подчеркни.

Расти большая!

Расти большой!

Расти маленьким!

Расти большим!

4. Объясни  фразеологизмы.

Ни свет ни заря – _____________________________

Во все лопатки – _____________________________

Бить баклуши – ______________________________

Яблоку негде упасть – _________________________

5. Обозначь род имен существительных.

Молодежь, кофе, шампунь, такси.

6. Спиши, укажи части речи подчёркнутых слов:

Бабка Дарья холст чернила,
Внучка пролила чернила.
Снежное покрывало
Всё поле покрывало.

7. Какими синонимами (из четырёх букв) можно заменить такие слова?

Приятель – ______________

Работа – __________________

Противник – _____________

Дорога – __________________

Солдат – ________________

Шагать – __________________

Печаль – ________________

Красный – _________________

8. Вставь пропущенные буквы.

Шарик рану зал…зал, с костью в будку зал…зал.

Грязной тряпкой окна тру…, бесполезный это тру…  .

Кот под снегом пос…дел и мгновенно пос…дел

9. Впиши в предложения подходящие по смыслу предлоги:          

_____  деревни ____   леса дорога шла   ____    поле.   ____  дороги росла берёза. ____   летний зной  ____   тени дерева хорошо отдохнуть.  Поле блестит  _____  солнца. А ____   берёзой прохладно.  

Слова для справок: через, в, у, от, до, под.

10. Замени высказывания одним сложным словом с соединительной гласной. 

Человек, который любит трудиться — _____________________________

Ферма, на которой разводят птицу — ______________________________

Судно с паровым двигателем -___________________________________

Человек, который любит принимать гостей- _______________________

Лекарственное средство против боли -____________________________


Ответы:

1. В каком слове число букв и звуков совпадает? Подчеркни это слово.1 балл

      Семь, поздно, яма, сеешь, поют.

2. Поставь в словах знак ударения. 0.5 балла за каждый правильный ответ. Макс.-5 баллов

АлфавИт, портфЕль, досУг, магазИн, жАворонок, занятА, киломЕтр, красИвее, положИть, цемЕнт.

3. Что можно пожелать и мальчику, и девочке?  Подчеркни. 1 балл

Расти большая!

Расти большой!

Расти маленьким!

Расти большим!

4. 1 балл за каждый правильный ответ. Максимально – 4 балла.

Ни свет ни заря – очень рано

Во все лопатки – очень быстро

Бить баклуши – бездельничать

Яблоку негде упасть – очень много

5. Обозначь род имен существительных: 0.5 за каждый правильный ответ. Макс.-2 балла

Молодежь (ж.р), кофе (м.р.), шампунь (м.р.), такси (ср.р).

6. За каждую верно определённую часть речи – 1 балл. Максимально – 4 балла.

Бабка Дарья холст чернила, – глагол

Внучка пролила чернила. – существительное

Снежное покрывало – существительное

Всё поле покрывало – глагол

7.  За каждый правильный синоним – 2 балла. Максимально – 16баллов. Верные ответы:

Приятель – друг

Работа – труд

Противник – враг

Дорога – путь

Солдат – воин

Шагать – идти

Печаль – грусть

Красный – алый

8. Шарик рану зализал, с костью в будку залезал. Грязной тряпкой окна трут, бесполезный это труд. Кот  под снегом посидел и мгновенно поседел. (0,5 за каждый правильный ответ. Макс.-3 балла)

9. За каждый правильный ответ 0,5 балла. Макс.-4 балла

ОТ  деревни ДО  леса дорога шла   ЧЕРЕЗ    поле.   У дороги росла берёза. В  летний зной  В  тени дерева хорошо отдохнуть.  Поле блестит  ОТ  солнца. А ПОД  берёзой прохладно.  

Слова для справок: через, в, у, от, до, под.

10. .Трудолюбивый, птицеферма, пароход, гостеприимный, обезболивающее(болеутоляющее.) (5 баллов)

Максимально-45 баллов

Олимпиадные задания (русский язык, 3 класс) по теме: Олимпиада по русскому языку 3 класс

Школьная олимпиада по русскому языку          3 класс.                                  (43б.)

Фамилия, имя______________________Класс_______________

1. Какое из этих существительных не того рода, что остальные? Подчеркни.

Муравьишка, зайчишка, скворушка, соловушка, коровушка                  1б/……

2. Посмотрите на слова: дупло, улей, нора, берлога и решите, кто лишний

медведь, пчела, орёл, белка, лиса. Подчеркни лишнее слово.         1б/……

3. Замени прилагательные антонимами (противоположными по смыслу словами):

Свежий хлеб — ___________________________________

Свежая рубашка — ________________________________                     2б/……

4. Как зовут детёнышей у животных:

Курица — ________________

Волчица — _______________

Корова — ________________

Галка — __________________                                                                2б/……

5. В каком из этих слов количество букв не совпадает с количеством звуков? Подчеркни это слово.

Сел, съел, сяду, съешь                                                                           1б/……

6. Вставьте, где нужно, на конце имён существительных мягкий знак:

Багаж

Доч

Помощ

Врач

Молодёж

Камыш                                                                                                3б/……

7. Замени одним словом (глаголом):

Зарубить на носу -……………………

Надуть губы-…………………………………

Мозолить глаза-………………………………

Делать из мухи слона-………………………

Задать головомойку-……………………                                                5б/……

8. Расставьте ударение в словах.

 

   Торты, банты, красивее, звонит, алфавит, столяр, дремота, баловать, жалюзи, сироты.  

                                                                                                              3б (0,3)/……

9. Какими частями речи могут быть данные слова? Приведите примеры, составив словосочетания.  

    Стекло — ________________________________________________________

    Стих —     ________________________________________________________

    Мой —      ________________________________________________________

    Покрывало — ____________________________________________________

4б/……

10. Запиши, сколько раз в стихотворении встречается звук  [с].

   

    Через поле и лесок

    Подаётся голосок.

    Он бежит по проводам,

    Скажешь здесь, а слышно там.  Ответ: …………………………                 2б/……

11.В каждой группе слов найди «лишнее», подчеркни его:

А) Молоко, бревно, пальто, число, весло.

Б) Клевета, забота, весна, победа, истина.

В) Звук, жест, долг, глаз, рукав.

Г)  Они, мы, сани, вы, ты.

Д)  Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь.                                                    5 б/……

12. Подбери синонимы (близкие по смыслу) к словам.

Радостный –

Отважный —                                                                                                         2б/……

13. Выполни по образцу:

Тропа зверя — звериная тропа

Улицы города-…………………………………………………….

Берег моря-…………………………………………………………

Костюм для спорта-……………………………………………….

Полёт в космос-……………………………………………………                 4б/……

   

14. Сколько орфографических ошибок сделал Вовочка в предложении? Подчеркните ошибки и запишите правильно предложение.

    Циган купил красофки.

__________________________________________________________4б/……

15. Подчеркни слово, в котором количество букв и звуков совпадает. 

    Семь, поздно, яма, сеешь, поют.                                                       1б/……

16.Выпиши слова, в которых только твердые согласные звуки:

Малыш, лужицы, пальцы, подъезд, таблица, оркестр

___________________________________________________________3б/…..