Методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме: Памятка по русскому языку 1-3 класс.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ПРЕДМЕТ

КТО? ЧТО?

СОБСТВЕННЫЕ

НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ

ИМЕНА, ФАМИЛИИ, ОТЧЕСТВА, КЛИЧКИ ЖИВОТНЫХ, НАЗВАНИЯ

ОДУШЕВЛЕННЫЕ

КТО?

ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА

НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ

ЧТО?

ЧЕЛОВЕК, ЛИСА, ВРАЧ, ДВОРНИК

ОКНО, ДВЕРЬ, СТОЛ, ПЕНЬ

РОД ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

МУЖСКОЙ РОД (ОН, МОЙ)

ЖЕНСКИЙ РОД (ОНА, МОЯ)

СРЕДНИЙ РОД (ОНО, МОЁ)

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ПРИЗНАК

КАКОЙ? КАКАЯ?

КАКОЕ? КАКИЕ?

РОД И ЧИСЛО ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

МНОЖЕСТВЕННОЕ

ЧИСЛО

МУЖСКОЙ РОД

КАКОЙ?

КАКИЕ?

ЖЕНСКИЙ РОД

КАКАЯ?

СРЕДНИЙ РОД

КАКОЕ?

ГЛАГОЛ

ДЕЙСТВИЕ

ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

ВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛОВ

НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА

ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?

ЧТО ДЕЛАЮТ? ЧТО СДЕЛАЮТ?

ЧТО ДЕЛАЕШЬ? ЧТО СДЕЛАЕШЬ?

ЧТО ДЕЛАЕТЕ? ЧТО СДЕЛАЕТЕ?

ЧТО ДЕЛАЮ? ЧТО СДЕЛАЮ?

ЧТО ДЕЛАЕМ? ЧТО СДЕЛАЕМ?

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ

ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?

БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ

ЧИСЛО

ЕДИНСТВЕННОЕ

МНОЖЕСТВЕННОЕ

ЧТО ДЕЛАЮ? ЧТО СДЕЛАЮ?

ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?

ЧТО ДЕЛАЕШЬ? ЧТО СДЕЛАЕШЬ?

ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?

ЧТО ДЕЛАЕМ? ЧТО СДЕЛАЕМ?

ЧТО ДЕЛАЮТ? ЧТО СДЕЛАЮТ?

ЧТО ДЕЛАЕТЕ? ЧТО СДЕЛАЕТЕ?

ЧТО ДЕЛАЛИ? ЧТО СДЕЛАЛИ?

РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. ДОКААЗАТЬ ЧТО ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ. (ОБОЗНАЧАЕТ ЛИ ЗАКОНЧЕННУЮ МЫСЛЬ?)
  2. КАКИМ ЯВЛЯЕТСЯ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, И КАКОЙ ЗНАК ПОСТАВИМ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ? (ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ, ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ, ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ)
  3. НАЗВАТЬ И ПОДЧЕРКНУТЬ ОРФОГРАММЫ (ОШИБКООПАСНЫЕ МЕСТА), ПОСТАВИТЬ УДАРЕНИЯ.
  4. ВЫДЕЛИТЬ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ). КАКОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ ВЫРАЖЕНЫ? НА КАКОЙ ВОПРОС ОТВЕЧАЮТ?
  5. ОПРЕДЕЛИТЬ ЧАСТИ РЕЧИ ДРУГИХ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.
  6. ВЫПИСАТЬ СЛОВОСОЧИТАНИЯ. ПОКАЗАТЬ СВЯЗЬ СЛОВ В СЛОВОСОЧИТАНИИ (ВЫДЕЛИТЬ ГЛАВНОЕ СЛОВО, ПОСТАВИТЬ СТРЕЛКУ ОТ ГЛАВНОГО К ЗАВИСИМОМУ СЛОВУ)

Пример:

  прил.         сущ.        глаг.         сущ.      

Веселая  девочка   играла  в  мяч.

веселая (какая?) девочка

играла (во что?) в мяч

  1. Это предложение, так как обозначает законченную мысль.
  2. Предложение повествовательное в конце предложения ставим точку.
  3. Заглавная буква в начале предложения. Предложение пишется с большой буквы. Девочка – ударение падает на первый слог «де». Безударная гласная «о», непроверяемая ударением, пишем «О», запоминаем. Предлог в. Предлоги со словами пишутся раздельно.
  4. Подлежащее – девочка. Подчеркиваю одной чертой, выражено именем существительным, отвечает на вопрос кто?.
  5. Сказуемое — играла. Подчеркиваю двумя чертами, выражено глаголом, отвечает на вопрос что делала?.
  6. Словосочетание – веселая девочка, играла в мяч.

ПАМЯТКА СПИСЫВАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ТЕКСТА

  1. ПРОЧИТАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ТЕКСТ.
  2. ПОДУМАЙ, ПОНИМАЕШЬ ЛИ ТЫ ТО, ЧТО БУДЕШЬ ПИСАТЬ.
  3. ПРОЧИТАЙ ВНИМАТЕЛЬНО КАЖДОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
  4. ЗАПОМНИ, КАК ПИШУТСЯ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ.
  5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ СПИСЫВАЙ ЧАСТЯМИ. ПРОГОВАРИВАЙ КАЖДУЮ БУКВУ ПРО СЕБЯ ИЛИ ШЕПОТОМ ВСЛУХ.
  6. ПРОВЕРЬ ПО УЧЕБНИКУ, ПРАВЛИЬНО ЛИ ТЫ НАПИСАЛ.

ПАМЯТКА

КАК ГОТОВИТСЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ ПО УЧЕБНИКУ

  1. ПРОЧИТАЙ ВНИМАТЕЛЬНО ТЕКСТ.
  2. ВЫЯСНИ ЗНАЧЕНИЯ НЕПОНЯТНЫХ СЛОВ.
  3. ОПРЕДЕЛИ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА.
  4. РАЗБЕЙ ТЕКСТ НА ЧАСТИ И ОЗАГЛАВЬ ИХ.
  5. УСТНО ПЕРЕСКАЖИ ТЕКСТ ПО ПЛАНУ.
  6. ОБЪЯНИ ПРАВОПИСАНИЕ ТРУДНЫХ ДЛЯ ТЕБЯ СЛОВ.

ПАМЯТКА

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ

  1. ПРОЧИТАЙ ТЕКСТ. ВЫЯСНИ СМЫСЛ НЕПОНЯТНЫХ СЛОВ.
  2. НАЙДИ И ОБЪЯСНИ НАПИСАНИЕ ОРФОГРАММ (ОШИБКООПАСНЫХ МЕСТ).
  3. ВЫУЧИ ТЕКСТ НАИЗУСТЬ.
  4. ЕЩЁ РАЗ ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙ ТЕКСТ.
  5. ЗАКРОЙ КНИГУ И НАПИШИ.
  6. ПРОВЕРЬ: ПРОЧИТАЙ СЛОВО В ТЕТРАДИ И ЭТО ЖЕ СЛОВО В УЧЕБНИКЕ.

ПРЕДЛОГИ ПИШИ РАЗДЕЛЬНО!

К С В ЗА ПОД ДЛЯ ПЕРЕД НА ПРО ОКОЛО ВОКРУГ ПО У О ОБ НАД МЕЖДУ И ДРУГИЕ.

МЕЖДУ ПРЕДЛОГОМ И СЛОВОМ МОЖНО ВСТАВИТЬ ЕЩЕ ОДНО СЛОВО ИЛИ ВОПРОС.

ПРИМЕР:

ЛОДКА ОТПЛЫЛА ОТ БЕРЕГА.

ЛОДКА ОТПЛЫЛА ОТ (ЧЕГО?) БЕРЕГА.

ЛОДКА ОТПЛЫЛА ОТ (КРУТОГО) БЕРЕГА.

ЖИ – ШИ ПИШУ С И

ЧА – ЩА ПИШУ С А

ЧУ – ЩУ ПИШУ С У

ПРИМЕР:

ЛЫЖИ, ЧАЩА, ЩУКА, ЧУЛОК,

ЧАЙНИК, ЧАШКА

_____________________________________________

ЧК ЧН НЧ НЩ РЩ

БЕЗ Ь

ПРИМЕР:

ДОЧКА, СВЕЧКА, ПЕЧКА,

БАРАБАНЩИК, ПТЕНЧИК

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

БЫВАЮТ:

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ

Папа пришёл домой.

ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ

Папа пришёл домой?

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ

Папа пришёл домой!

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

ПРОВЕРЯЕМЫЕ

ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ ПОПРОБУЙ ПОДОБРАТЬ РОДСТВЕННОЕ СЛОВО ИЛИ ИЗМЕНИТЬ СЛОВО ТАК, ЧТОБЫ НА ЭТУ БУКВУ ПАДАЛО УДАРЕНИЕ!

Пример:

М о р я´ — м о´р е

Рассуждай так: прежде чем написать слово, ставим в слове ударение. В этом слове безударная гласная в первом слоге. Проверочное слово – море. Значит, пишу моря.

НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ

СЛОВА С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ НАДО ЗАПОМНИТЬ ИЛИ ПОСМОТРЕТЬ НАПИСАНИЕ СЛОВА В ОРФОГРАФИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ.

ПАРНАЯ ПО ГЛУХОСТИ – ЗВОНКОСТИ

б-п, в-ф, г-к,

д-т, ж-ш, з-с

ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ ПАРНУЮ ПО ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ, ПОДБЕРИ ОДНОКОРЕННОЕ СЛОВО ИЛИ ЗАМЕНИ СЛОВО ТАК, ЧТОБЫ ПОСЛЕ ЭТОЙ СОГЛАСНОЙ БЫЛА ГЛАСНАЯ ИЛИ СОНОРНАЯ (Н, М, Л, Р)

ПРИМЕР:

Зуб – зубы, зубной.

Ложка – положить, ложечка.

 

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ

МЯГКИЙ ЗНАК

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЯГКИЙ

ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО СОГЛАСНЫЙ ЗВУК НЕ СЛИВАЕТСЯ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ГЛАСНЫМ.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ «Ь»

ПИШЕТСЯ ПОСЛЕ СОГЛАСНОЙ

ПЕРЕД ГЛАСНЫМИ И, Е, Ё, Ю, Я.

ПРИМЕР:

ПЛАТЬЕ, ДЕРЕВЬЯ, ЛИСТЬЯ,

ВАРЕНЬЕ, ПЕРЬЯ, КРЫЛЬЯ.

ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА

СЛОВА ПЕРЕНОСЯТСЯ ПО СЛОГАМ.

  1. НЕЛЬЗЯ ОСТАВЛЯТЬ В КОНЦЕ СТРОКИ ИЛИ ПЕРЕНОСИТЬ НА ДРУГУЮ СТРОКУ ЧАСТЬ СЛОВА, НЕ СОСТАВЛЯЮЩУЮ СЛОГА И ОДНУ БУКВУ.

ЛЮ – БОВЬ, ДЯ – ДЕНЬ – КА, АКА – ЦИЯ,

  1. НЕЛЬЗЯ ОТРЫВАТЬ БУКВЫ «Ь» И «Ъ» ОТ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ СОГЛАСНОЙ

ПОДЪ – ЕЗД, БОЛЬ – ШОЙ, БУЛЬ – ОН

  1. НЕЛЬЗЯ ОТРЫВАТЬ «Й» ОТ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ ГЛАСНОЙ

ВОЙ – НА, МАЙ – ОР

  1. НЕЛЬЗЯ ОСТАВЛЯТЬ В КОНЦЕ ДРУГОЙ СТРОКИ ИЛИ ПЕРЕНОСИТЬ В НАЧАЛО СЛЕДУЮЩЕЙ ДВЕ ОДИНАКОВЫ СОГЛАСНЫЕ

ЖУЖ — ЖАТЬ

ПРЕДЛОГИ —

ЭТО СЛУЖЕБНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ.

СЛУЖАТ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.

ПРЕДЛОГИ СО СЛОВАМИ ПИШУТСЯ РАЗДЕЛЬНО.

МЕЖДУ ПРЕДЛОГОМ И СЛОВОМ МОЖНО ВСТАВИТЬ ЕЩЕ ОДНО СЛОВО ИЛИ ВОПРОС.

ПРИМЕР:

ЛОДКА ОТПЛЫЛА ОТ БЕРЕГА.

ЛОДКА ОТПЛЫЛА ОТ (ЧЕГО?) БЕРЕГА.

ЛОДКА ОТПЛЫЛА ОТ (КРУТОГО) БЕРЕГА.

Написание предлогов не зависит от их произношения.

Предлоги пишутся всегда одинаково:

о, об, до, по, под, от, около, за, на, над, с, к, из, без, в.

ОДНОКОРЕННЫЕ (РОДСТВЕННЫЕ) СЛОВА

гриб, грибник, грибной

   

Слова, которые имеют общую часть и общее значении называются однокоренными

(родственными).

Общая часть родственных слов называется корнем.

Общая часть однокоренных слов, корень, пишется одинаково!

дом – домашний, бег — пробегать

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Словарные слова.

Написание слов с непроверяемой безударной гласной нужно запомнить или посмотреть написание в орфографическом словаре.

НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ

Безударный гласный в корне проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное.

ПРОВЕРЯЕМЫЕ

Пример: гр?чи – грач – грачи

       

        з?ма – зимний – зима

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Словарные слова.

Написание слов с непроверяемой безударной гласной нужно запомнить или посмотреть написание в орфографическом словаре.

НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ

Безударный гласный в корне проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное.

ПРОВЕРЯЕМЫЕ

Пример: гр?чи – грач – грачи

       

        з?ма – зимний — зима

РУССКИЙ ЯЗЫК

МАТЕМАТИКА

Карточки с правилами по русскому языку 3 класс

Сдвоенная согласная в словах

При переносе слов с двойными согласными одна буква остается на строчке, другая переносится.

ХОК-КЕЙ РАС-СКАЗ ОСЕН-НИЙ

Здесь во всех словах подряд

Две согласные стоят.

Их неплохо заучить,

Чтобы грамотными быть.

ДВОЙНАЯ СОГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА

аккуратный грамматика металл

аллея грипп миллион

аппетит группа пассажир

аппликация дрожжи профессор

балл жужжать Россия

бассейн иллюстрация ссора

бриллиант касса суббота

ванна коллектив сумма

гамма коллекция телеграмма

гиппопотам кроссворд хобби

грамм масса шоссе

Д

и

и

,

войная согласная, образованная при помощи

hello_html_m39a08248.gif

рассказ осенний утренний

поддержка весенний утренник

вверх ранний деревянный

оттенки стенной оловянный

русский оконное стеклянный

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Парные согласные – самые опасные!

Парные согласные на конце слова или перед другими согласными нужно проверять, так как в этих случаях звук и буква могут не совпадать:

О Ш И ? К А У Т Ю ? М О Р О ?

Чтобы узнать, какой буквой обозначается согласный звук, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласной стоит гласный:

ОШИБАТЬСЯ УТЮГИ ЗАМОРОЗИТЬ

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ

В некоторых словах при стечении согласных звуков, согласные Т, Д, Л не произносятся, но пишутся.

Согласные, которые не произносятся, называются НЕПРОИЗНОСИМЫМИ. Для проверки непроизносимых согласных нужно подобрать однокоренные слова:

СОЛНЦЕ – СОЛНЫШКО, МЕСТО – МЕСТНЫЙ,

в которых звук слышится чётко.

hello_html_4ad75ce.gif

СОСТАВ СЛОВА

hello_html_4ad75ce.gif— общая часть родственных слов называется КОРНЕМ

hello_html_m35398e66.gifОКОНЧАНИЕ – изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении.

hello_html_13ffc6f6.gif часть слова, которая стоит перед корнем, называется ПРИСТАВКОЙ. Приставка служит для образования новых слов.

hello_html_1d7741e4.gifСУФФИКС – часть слова, которая стоит после корня. Суффикс служит для образования новых слов.

hello_html_7ce38029.gifОСНОВА – часть слова без окончания.

БЕРЕЗА, БЕРЕЗКА, ПОДБЕРЕЗОВИК

Школьник! При разборе слова

Окончание с основой

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка – впереди.

ПРИСТАВКИ И ПРЕДЛОГИ

Многие приставки и предлоги в русском языке звучат и пишутся одинаково:

В, ВО, ЗА, НА, НАД, ПО, ПОД, ПРО, С, О, ОБ, ОТ

ПРИСТАВКА – это часть слова

вбежать, раскрытый, отросток

ПРЕДЛОГ – это часть речи, пишется со словами раздельно.

Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово:

ШЁЛ ПО ДОРОГЕ.

ШЁЛ ПО (чему?) ДОРОГЕ.

ШЁЛ ПО ШИРОКОЙ ДОРОГЕ.

ПРЕДЛОГИ никогда не стоят перед глаголами!

Что делать? Проходить

Что сделать? Списать

ДОехать ДО города

Узнать У подруги

Вбежать В класс

КАК СДЕЛАТЬ ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ (ФОНЕТИЧЕСКИЙ) АНАЛИЗ СЛОВА

  1. Подели слово на слоги.

  2. Обозначь ударный слог.

  3. Дай характеристику буквам и звукам.

Рассуждай так:

— буква … обозначает звук (звуки)

— звук … согласный (гласный)

— если звук согласный, то он твердый или мягкий, звонкий или глухой.

4. Подсчитай количество букв и звуков.

НАПРИМЕР

Медве́дь¹ Я́годка¹

Мед-ведь – 2 слога я-год-ка – 3 слога

м — [м] с., мяг., зв. я — [й] с., мяг.

[а] г., удар.

е — [и] г. г — [г] с., тв.

д — [д] с., тв., зв. о — [а] г.

в — [в’] с., мяг., зв. д — [т] с., тв.

е — [э] г., ударный к — [к] с., тв.

д — [т’] с., мяг., гл. а — [а] г.

ь — —

7 б., 6 зв. 6 б., 7зв.

БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЕ

Если буква гласная вызвала сомнение

Ты её немедленно ставь под ударение.

Если безударный гласный в корне слова

нужно подобрать проверочное слово.

Чтобы найти проверочное слово, нужно

Изменить слово так, чтобы безударный

гласный звук стал ударным.

Р

много

hello_html_m66370b1b.gifhello_html_b0aab1e.gifЕКА́ – РЕ́КИ

СТРАНА́ – СТРА́НЫ

Р

один

hello_html_49f68ef4.gifhello_html_m3daa7dea.gifЯДЫ́ – РЯД

ГРИБЫ́ – ГРИБ

Или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне:

ЗИМОВА́ТЬ – ЗИ́МНИЙ

КОВЕ́Р – КО́ВРИК

Слова в двумя безударными гласными в корне проверяют двумя проверочными словами:

СТОРОНА́ – СТО́РОНЫ, СТОРО́НКА

КОЛОСО́К – КО́ЛОС, КОЛО́СЬЯ.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

— это часть речи, которая обозначает предмет отвечающая на вопрос КТО? ЧТО?

Им.существительное обозначает:

  1. конкретный предмет (мел, окно)

  2. живые существа (человек, рыба)

  3. явления природы (снег, ветер)

  4. события (праздник, поход)

  5. процесс действия (бег, рост)

  6. абстрактные понятия (добро, идеи)

У им.существительного есть постоянные признаки:

1. — собственные (имена, клички, географические названия)

— нарицательные (прочие)

2. — одушевленные (кто?)

— неодушевленные (что?)

3. — мужской род (он, мой)

— женский род (она, моя)

— средний род (оно, моё)

4. 1 склонение (Ж.Р., М.Р. –а, -я)

2 склонение (М.Р., С.Р. –о, -е)

3 склонение (Ж.Р. – ь )

У им.существительного есть непостоянные признаки:

5. падежи:

именительный (кто? что?)

родительный (нет кого? чего?)

дательный (дам кому? чему?)

винительный (вижу кого? что?)

творительный (горжусь кем? чем?)

предложный (думаю о ком? о чём?)

6. единственное число (один)

множественное число (много)

7. синтаксическая роль

Имя существительное в предложении может быть подлежащим, сказуемым, определением, дополнением, обстоятельством

Морфологический разбор имени существительного

Река протекает с севера³ на юг.

  1. С севера – сущ.

  2. Начальная форма – север

  3. Пост. признаки – нариц., неодуш., м.р., 2ск.

Непост. признаки — р.п., ед.ч.

4. Синтаксич. роль – обстоятельство места

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

— это часть речи, которая отвечает на вопросы:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЕЙ? ЧЬИ?

— обозначает признак предмета (прилагательные делают нашу речь точной и выразительной)

— прилагательные в речи всегда связаны (согласуются) с именем существительным и стоят в том же роде, числе и падеже

Прилагательные бывают КАЧЕСТВЕННЫМИ, ОТНОСИТЕЛЬНЫМИ И ПРИТЯГАТЕЛЬНЫМИ (будем изучать позже)

Качественные прилагательные бывают ПОЛНЫМИ (белый, сладкий, высокий) и КРАТКИМИ (бел, сладок, высок).

Краткие прилагательные изменяются по родам и числам: зелен – зелена – зелено — зелены.

Краткие имена прилагательные не изменяются по падежам.

В предложении краткие имена прилагательные всегда бывают СКАЗУЕМЫМИ (Он весел и улыбчив).

Морфологический разбор им.прилагательного:

На белой скатерти стоит ваза.

белой – прил., н.ф. – белая, полное

в.п., ж.р., ед.ч., определение

hello_html_2bda5750.gif

Имена прилагательные близкие по смыслу называются СИНОНИМАМИ.

Резкий – порывистый (ветер)

Смелая – отважная (собака)

Веселое – смешное (кино)

Имена прилагательные противоположные по смыслу называются АНТОНИМАМИ.

Холодный – теплый (день)

Полезная – вредная (пища)

Сильное – слабое (животное)

Синтаксическая роль – в предложении имя прилагательное чаще всего бывают ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ.

На тонких ветках березки сверкал

серебристый иней.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ъ – пишется ТОЛЬКО после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными Е, Ё, Ю, Я.

ПОД, НАД, БЕЗ, ИЗ, ОБ, В, С – Ъ — Е, Ё, Ю, Я.

СЪЕЛ, ПОДЪЕЗД, ОБЪЯВИЛ

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь – пишется в корне слова после согласной перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я.

Деревья, листья и ручьи,

Чьи, перья, крылья, воробьи,

Семья и братья, и жильё,

Скамья и листья, и бельё,

Колосья, вьюга и ружьё,

Варенье, пьеса и копьё –

В таких словах стою, друзья,

Я перед И, Е, Ё, Ю, Я.

СТРУКТУРА РЕЧИ

ЗВУКИ

БУКВЫ

СЛОГИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ТЕКСТ

ЗВУКИ мы произносим и слышим.

Буквы мы пишем и видим. Звук на письме обозначается БУКВОЙ.

Буквы Ь, Ъ звуков не обозначают.

Сколько в слове гласных, столько и СЛОГОВ.

СУБ – БО – ТА У – ЧЕ – НИК Ю – ЛИ – Я

СЛОВО – это название предмета, признака предмета, действия предмета.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.

ТЕКСТ – это связанные по смыслу предложения. Текст можно озаглавить. По заглавию можно узнать о чём пойдёт речь в тексте, в рассказе, в книге …

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

2. СКАЗУЕМОЕ

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4. ДОПОЛНЕНИЕ

5. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Члены предложения

Кто? Что?

Что делать?

Что сделать?

Какой? Какая?

Какое? Какие?

Чьи?

Кого? Сего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем?

О ком? О чем?

Где? Куда?

Откуда? Как?

Когда? Зачем?

Вопросы

Имя существительное

Местоимение

Глагол

Имя прилагательное

Местоимение

Числительное

Имя существительное

Местоимение

Имя существительное

Числительное

Наречие

Часть речи

ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

hello_html_m200bc1c2.gif

Мhello_html_42f8945d.gifhello_html_m58b75c27.gifhello_html_m2df7d86a.gifhello_html_m200bc1c2.gifhello_html_2370267a.gifhello_html_771c1a30.gifhello_html_5df523e4.gifhello_html_m200bc1c2.gifhello_html_m200bc1c2.gifhello_html_m200bc1c2.gifалыши играли в мяч на зеленой лужайке4.

hello_html_m285babd2.gifhello_html_m285babd2.gifhello_html_m285babd2.gifhello_html_m285babd2.gifhello_html_m285babd2.gifhello_html_m285babd2.gifhello_html_m285babd2.gifhello_html_m285babd2.gifhello_html_m285babd2.gifhello_html_m285babd2.gif

ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ – главные члены предложения

ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ДОПОЛНЕНИЕ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – второстепенные члены предложения.

ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ,

которой будут пользоваться ленивые, не уважающие себя ученики

ПИСЬМЕННОЕ ВЫЧИТАНИЕ

С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК

  1. Записываем числа так, чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками и т.д.

_ 7364

_295

7069

  1. Вычитаем единицы: из 4 нельзя вычесть 5. Занимаем 1 десяток: из 14 вычесть 5 будет 9. Записываем под единицами.

  1. Вычитаем десятки: в уменьшаемом было 6 десятков, 1 десяток заняли, осталось 5 десятков. Из 5 десятков нельзя вычесть 9 десятков. Занимаем 1 сотню. 15 десятков – 9 десятков = 6 десятков. Записываем под десятками.

  1. Вычитаем сотни: в уменьшаемом было 3 сотни, 1 сотню заняли, осталось 2 сотни. 2 сотни – 2 сотни = 0 сотен. Записываем под сотнями.

  1. Тысячи здесь остались без изменений. Записываем под тысячами.

ЗАПОМНИ!!! Если над нулем стоит точка, то это не 0, а 9 и вычитать надо из 9.

ПИСЬМЕННОЕ СЛОЖЕНИЕ

БЕЗ ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК

  1. Подписываем одно число под другим так, чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками и т.д.

+

2363

_231

2594

  1. Складываем единицы с единицами, десятки с десятками и т.д.

ПИСЬМЕННОЕ ВЫЧИТАНИЕ

БЕЗ ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК

  1. Подписываем одно число под другим так, чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками и т.д.

_ 3674

_231

3443

  1. Вычитаем единицы из единиц, десятки из десятков и т.д.

КОМПОНЕНТЫ

УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ

5

множитель

10

произведение

2

множитель

· =

5

множитель

10

произведение

2

множитель

= :

3

делитель

4

частное

12

делимое

: =

Х

делимое

делитель

частное

= ·

Х

делитель

частное

делимое

= :

Х · 2 = 10 Х : 3 = 4 12 : Х = 6

Х = 10 : 2 Х = 3 ·4 Х = 12 : 6

Х = 5 Х = 12 Х = 2

5 · 2 = 10 12 : 3 = 4 12 : 2 = 6

ПИСЬМЕННОЕ СЛОЖЕНИЕ

С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК

  1. Подписываем одно число под другим так, чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками и т.д.

+

7945

_278

8223

  1. Сложим единицы: 5 + 8 = 13. 3 единицы пишем под единицами, 1 десяток запоминаем.

  1. Сложим десятки: 4 десятка + 7 десятков = 11 десятков и 1 десяток запомнили – 12 десятков. 12 десятков – это 1 сотня и 2 десятка. 2 десятка пишем под десятками. 1сотню запоминаем.

  1. Сложим сотни: 9 сотен + 2 сотни = 11 сотен и 1 сотню запомнили – 12 сотен. 12 сотен – это 1 тысяча и 2 сотни. 2 сотни пишем под сотнями, 1 тысячу запоминаем.

  1. 7 тысяч и 1 тысячу запомнили – 8 тысяч. Записываем под тысячами.

КОМПОНЕНТЫ

СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ

2

слагаемое

5

сумма

3

слагаемое

+ =

Х

слагаемое

сумма

слагаемое

= —

9

уменьшаемое

8

вычитаемоель

1

разность

— =

Х

уменьшаемое

вычитаемое

разность

= +

Х

вычитаемое

разность

уменьшаемое

= —

Х + 3 = 5 Х — 8 = 1 9 — Х = 1

Х = 5 — 3 Х = 8 + 1 Х = 9 — 1

Х = 2 Х = 9 Х = 8

2 + 3 = 5 9 — 8 = 1 9 — 8 = 1

СТРУКТУРА ЗАДАЧИ

условие задачи

вопрос

решение

ответ

hello_html_27029b02.gifhello_html_27029b02.gifhello_html_27029b02.gif

НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ЗАДАЧ

  1. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого.

  2. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого.

  3. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого.

  4. Задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц.

  5. Задачи на нахождение остатка.

  6. Задачи на нахождение суммы.

  7. Задачи в 2 и 3 действия на нахождение суммы (с увеличением или уменьшением числа на несколько единиц).

  8. Задачи на сравнение.

ЗАПОМНИ!!! Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо от большего отнять меньшее.

ЦЕНА КОЛИЧЕСТВО СТОИМОСТЬ

Ц – цена 1 предмета, метра, кг (тенге)

К – количество предметов (штук)

С – стоимость всех предметов, метров, килограммов (тенге)

  1. Чтобы найти СТОИМОСТЬ, нужно КОЛИЧЕСТВО разделить на ЦЕНУ:

С = К · Ц

  1. Чтобы найти КОЛИЧЕСТВО, нужно СТОИМОСТЬ разделить на ЦЕНУ:

К = С : Ц

  1. Чтобы найти ЦЕНУ, нужно СТОИМОСТЬ разделить на КОЛИЧЕСТВО:

Ц = С : К

Например: За 5 карандашей заплатили 35 тенге. Сколько стоит 1 карандаш?

ПЛОЩАДЬ

Площадь (S) – это внутренняя часть геометрической фигуры.

Площадь измеряется в мм2, см2 и т.д.

Shello_html_2e39da32.gif = a · в

hello_html_428a144f.gif а

аhello_html_428a144f.gif = S : в

в

а

Shello_html_m5cadc40.gifhello_html_m79d796a4.gif = а · а

а

аhello_html_m5cadc40.gif = S : а

МЕРЫ ДЛИНЫ

1 см = 10 мм 1 дм = 10 см = 100 мм

1 км = 1000 м

1м = 10 дм = 100 см = 1000 мм

МЕРЫ ПЛОЩАДИ

1 см2 = 100 мм2

1 дм2 = 100 см2 = 10 000 км2

1 м2 = 100 см2 = 10 000 мм2

МЕРЫ ВЕСА

1 кг = 1000 г 1 ц = 100 кг

1 т = 10 ц = 1000 кг

ПЕРИМЕТР

Р – периметр – сумма длин всех сторон геометрической фигуры.

Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все угля прямые.

в

Рhello_html_2462f822.gifhello_html_3c80bc03.gifhello_html_3c80bc03.gif = а + в + а + в

hello_html_428a144f.gifhello_html_f3d5dd8.gifhello_html_f3d5dd8.gif а

Р = ( а + в ) · 2

hello_html_428a144f.gifhello_html_f3d5dd8.gifhello_html_3c80bc03.gifhello_html_f3d5dd8.gifhello_html_3c80bc03.gif

Р = ( а · 2) + ( в · 2)

hello_html_428a144f.gif

Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

а

Рhello_html_m5cadc40.gifhello_html_44735031.gif = а + а + а + а

а

Рhello_html_m5cadc40.gif = а · 4

hello_html_m169bd605.gifhello_html_m48b60e14.gif

Рhello_html_m66b231d7.gif = а + в + с в в

а а

с с

СКОРОСТЬ ВРЕМЯ РАССТОЯНИЕ

V – скорость; измеряется в км/ч, м/мин, и т.д.

t – время; измеряется в часах, минутах и т.д.

S – расстояние; измеряется в км, метрах и т.д.

  1. чтобы найти РАССТОЯНИЕ, нужно СКОРОСТЬ умножить на ВРЕМЯ:

S = V : t

  1. Чтобы найти СКОРОСТЬ, нужно РАССТОЯНИЕ разделить на ВРЕМЯ:

V = S : t

  1. Чтобы найти ВРЕМЯ, нужно РАССТОЯНИЕ разделить на СКОРОСТЬ:

t = S : V

Например: Пешеход за 3 часа прошёл 12 километров. С какой скоростью шёл пешеход?

Учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему: Правила в стихах

Есть такое Королевство-
Нам оно знакомо с детства.
В Королевстве том живёт
Многочисленный народ.

А народ тот необычный –
Из кирпичиков различных
Каждый житель сложен там.
Отгадать сумеешь сам,

Что за жители? Какие
В них кирпичики такие?
Тех кирпичиков, смотри.
В Королевстве 33.

Догадаться просто тут,
Что их буквами зовут.
Им скомандуют: «Раз, два!»-
Буквы строятся в слова.

Этих слов ужасно много!
Есть похожие немного,
Есть короче, есть длиннее,
Проще есть, а есть умнее.

Могут в группы собираться –
В предложения слагаться.
Будут друг за другом течь –
Так из них родится речь.

Королевою на троне
В красной мантии, в короне
Орфография сидит
И придирчиво следит,

Чтоб законы соблюдались,
Никогда не нарушались.
В королевстве том такие
Есть законы основные:

Закон первый 
Русские слова с жи, ши 
Через и всегда пиши.
И, конечно, ча и ща 
Мы напишем с буквой а.

Ну, а жу, щу, шу и чу,
Я серьёзно, не шучу,
С буквой у всегда дружны.
И заметить мы должны,

В иностранных лишь словах
ю встречается в корнях:
Парашют, жюри, брошюра –
Вот такая в них структура.

Закон второй 
В окончаниях на цы 
После ц пишите ы.
Вот пример вам: огурцы,
Курицы, гонцы, концы.

Цыц, цыплёнок и цыган,
И цыганский балаган,
Цыпочки и цып-цып-цып 
Пишем только с буквой ы.

Остальные (цифра, цирк…)
Следует писать нам с и.
С буквой ц во всех словах
В ударяемых слогах,

Например: танцор, отцов,
Цоколь, цокать, молодцом,
Вытанцовывать, лицо –
Здесь мы пишем букву о.

Закон третий 
В корне часто гласные,
Хитрые, опасные.
Слышатся неправильно.
Есть такое правило,

Нужно слово изменять –
Удареньем проверять.
Буква чтоб коварная
Стала в нём ударная.

Вред – проверка для вредить,
Смех – проверили смешить,
Тянешь, тянут – для тянуть,
Вёз –везу, а блеск – блеснуть.

Но бывает случай сложный,
Что проверить невозможно.
Дружим мы со словарём –
Это слово там найдём.

Закон четвертый 
Есть ещё согласные –
Шутники ужасные,
Очень любят играть в прятки
И загадывать загадки.

В слове сердце буква д,
В слове солнце буква л 
Замаскировались классно,
Только всё это напрасно.

Им не спрятаться от нас –
Мы отыщем их сейчас.
Подберём такое слово,
Чтоб открылась буква снова:

Солнышко, сердечко – тут
Наши буковки живут.
Отыскались, милые,
Непроизносимые.

К парному согласному
Мы подставим гласную.
И загадка решена,
Что за буква здесь нужна.

Изменяем: дуб – дубы,
Снег – снега и столб – столбы.
Сомневаешься – проверь!
Знаешь правило теперь.

Закон пятый 
Помни, сложные слова,
У которых корня два:
Паровоз и пароход.
Пешеход и самолёт –

Слитно пишем. Для корней
Буква о иль буква е 
Мостиком сумеют стать,
Корни меж собой связать,

Закон шестой 
Вот ещё один закон.
Нам предписывает он:
Имена людей, зверей,
Все названия морей,

Городов, озёр и рек
Должен каждый человек
С буквы прописной писать
(С большой буквы начинать).
Буква эта – главная,
Потому, заглавная.

Закон седьмой 
Мягкий знак после шипящих,
В конце разных слов стоящих,
Мы напишем не всегда.
Ставится он лишь тогда,

Если это женский род.
А мужской, наоборот,
Мягкий знак не признает,
Без него всегда живет.

Вот примеры: рожь и ночь,
Печь и помощь, речь и дочь.
Но кирпич и плащ, палач,
Нож, товарищ и калач.

А ещё в глаголах мочь,
Режь, отрежь, стеречь, помочь 
Тоже пишем мягкий знак,
Не убрать его никак.

Закон восьмой 
Нужно помнить, что предлоги
Все такие недотроги –
Со словами непременно
Они пишутся отдельно,

Например: в лесу, к зиме,
На мосту и при письме,
У дороги, за рекой,
Через поле, под горой.

Закон девятый 
Если кончилась строка,
То беда не велика.
Нужно слово разделить –
По сло-гам пе-ре-но-сить 

На другую строчку.
Букву – одиночку
Только ты не оставляй,
От друзей не отрывай.

НЕСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Однажды серый кенгуру
решил купить пальто,
но по шоссе, где он стоял,
не ездило авто.
Трамвай в ремонтном был депо,
и наш чудак пошел в метро.
Оно домчало вмиг его,
к огромнейшему ГУМу,
Народу здесь невпроворот,
а сколько шуму!
Так растерялся бедный кенгуру,
что чуть не съел он какаду.
Зашел с досады он в кафе
и заказал там сладкое безе,
ореховое эскимо
и ананасное ситро.
К нему подсел огромный шимпанзе
и угостил беднягу кофе с канапе.
Приятели поели молочного желе,
вкуснейшего какао, ванильного суфле.
Немножко посидели,
по видео смотрели
веселое кино,
играли в домино
и партию сыграли
в цветочное лото.
Друзьям домой пора давно,
в последний рейс идет метро,
и кенгуру к нему спешит.
«Прощай!» – он шимпанзе кричит.
Закрылись двери все в метро,
оно спешит, спешит в депо.
Вздыхает грустно кенгуру:
«Пальто, наверное, завтра я куплю…».

После шипящих пиши и, у, а:
Чаща, пожар, старожил и жара.
Но исключенья найдешь и тут:
Брошюра, жюри, парашют.

Чтоб ошибку ты не сделал
В корнях -кос- и -кас-,
Ты запомни, что в -каса-
Надо написать две а!
Слышу гласную лишь раз –
Букву о пишу тотчас.

После шипящих пишется — ОНОК -,
Как в слове МЫШОНОК,
С другими согласными пишется -ЁНОК-,
Как в слове КОТЁНОК.

После шипящих пишется -ОНК-,
Как и слове РУЧОНКА,
С другими согласными пишется -ЁНК-,
Как в слове ШУБЁНКА

Упало ударение на ОК —
И пишем ОК в словах ГОРШОК , МЕШОК.
Нет ударения в конце слова ГОРОШЕК —
И пишем мы ГОРОШЕК и ПОРОЖЕК

Не бывает приставки ПОТ- ,
Есть только приставка ПОД -:
ПОД-ладить. ПОД-бросить , ПОД-ставить,
ПОД-делать, и ПОД-гадать ,
ПОД-строить , ПОД-шить , ПОД-править —
Везде нужно ПОД-писать .

Если приставку РАС-
Добавить к слову СЧИТАТЬ ,
То надо писать два С —
Тут так легко раС-Считать

СЛОВАРНЫЕ  СЛОВА

 МАЛИНА , МАЛИНКА ,МАЛИННИК , МАЛИНОВЫЙ
И есть ещё птица такая  — МАЛИНОВКА . Плывут КОРАБЛИ и КОРАБЛИКИ ,Все мачты на них КОРАБЕЛЬНЫЕ ,
И дети пускают кораблики .
На всех кораблях — КОРАБЕЛЬЩИКИ .

Непроизносимые согласные

Властный, яростный и·праздный …

Здесь, мой друг, барьер опасный:

Ну, невыносимая — непроизносимая!

 Надо слово изменить,

И она — как зазвенит:

Праздный — празден, властный — власть,

Наработался я всласть!

Глухие и звонкие согласные 

Луг, бук, пуд, дуб —

Поломаешь точно зуб.

Тоже слово измени

И согласный проясни:

Зуб — зубы, луг — луга,

 Ой, кажись, растут рога!

О сочетаниях согласных

 ЧК, ЧН, ЧШ, НЧ,

ЩН, НЩ, РШ (а) —

Все эти сочетанья

Учу я не спеша.

Мой ум одним загружен:

Здесь мягкий знак не нужен!

 (ночка, конечно)

Ь в повелительных глаголах

Подвинь, намажь,

Поставь, отрежь

Возьми поджарь

И быстро съешь!

Понаблюдай, дружище:

Здесь Ь мы пишем.

О сложных предлогах

 По-над, по-за,

Из-под, из-за-

Гляжу на них Я, как коза

 На новые ворота,

И не запомню что-то.

Придется все ж запоминать:

Их надо с черточкой писать!

Правописание -НН- в прилагательных

Стеклянный, оловянный, деревянный –

Три слова выстроились в длинный ряд:

С удвоенной согласной их пишут, говорят?

Пишите без сомненья,

Ведь это — исключенья!

Соединительные гласные

О и Е — соединительные гласные

В сложных словах они на все согласные:

Соединяй любые корни.

Их только две, мой друг, запомни!

О чередованиях в корнях Е — И, А — О 

Страшные страдания от чередования:

Е и И иль А и О-

Впрямь в глазах от них темно.

Я придумал — очень просто:

Коль за корнем суффикс -А-,

Букву И пишу я в корне,

Без сомнения в словах.

Буква Е тогда нужна,

Коли нет за корнем -А.

Замереть и замирать,

Запереть и запирать,

Расстелить и расстилать

Я не стану впредь гадать,

Потому что умный суффикс

Все мне должен подсказать!

 

Правописание союзов с частицей ЖЕ 

Союзы ЧТОБЫ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ

С местоимением похожи;

Но в них частицы БЫ и ЖЕ

Отдельно пишем! Надо же!

О правописании НЕ 

Невежда, негодуя,

Нелепый сделал вид-

 Он невзлюбил ученье,

 На книжки он сердит.

Зачем учить приставки НЕ -,

Он и без них бы жил вполне …

Да только без частицы

Во что он превратился?

«Вежда» «лепый» сделал вид?

Пусть за книжками сидит!

О приставках ПРЕ- и ПРИ

Уприставок ПРЕ- и ПРИ

Много хитростей внутри,

Чтобы их правильно писать,

Надо вот что будет знать:

ПРЕ- всегда в значеньи «очень»,

Иль близка к приставке ПЕРЕ

(преткновенье, прехороший).

Только где мне взять терпенья?

ПРИ — в значеньи приближенья

Или присоединенья,

Действия неполнота —

Эта грамота проста.

Я присел, придвинул книжку

И увлекся чтеньем слишком!

О приставках на з- и с

Приставки на з- и на с

Питают большой интерес

К согласной иль гласной,

Стоящей за ней,

И ты посмотри на слова поскорей:

Пред звонкой и гласной — всегда буква З,

 а С- — пред глухою согласной:

Чрезмерно, раздвинуть, расклеить — уже,

По-моему, все теперь ясно.

 

Личные окончания глаголов 

-ЕШЬ, -ЕТ, -ЕМ, -ЕТЕ, -УТ, -ЮТ

Они меня, конечно, с толку не собьют:

Я помню без большого напряжения

 Они в глаголах 1 спряжения.

ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ, -ЯТ

К спряжению 11 относят, говорят.

О союзах

Причем, притом, причем, притом –

Не оставляй их на «потом»,

В любом, запомни, месте

Всегда пиши их вместе!

О дефисе в словах

Посидел — посидел, посмотрел — посмотрел,

Еле — еле чуть — чуть ободрился.

Походил — походил, поскрипел — поскрипел.

 Сам догадке своей удивился:

Если где невзначай повторились слова

Смело черточку ставь, ошибешься едва ль.

Правописание частиц

Здесь частицы, не приставки,

Ты запомни: -КА и-ТАКИ,

-ЛИБО, КОЕ-, -ТО, -НИБУДЬ

Черточку к ним не забудь!

Где бы ты ни встретил их

 Вспомни сей короткий стих!

Гласные после Ц (об исключениях)

Цыган цыкнул, встал на цыпки.

«Цыц, — цыпленку говорит, —

Букву Ы здесь в корне пишем,

Так нам правило велит».

Ясно, без сомненья —

Это исключения!

О и Е после Ц 

Сижу с улыбкой на лице:

Всегда пишу я после Ц

Под удареньем О в конце,

А Е — без ударенья.

И в суффиксах, конечно,

Другим на удивленье.

Казалось бы: какой пустяк

Всего лишь ударенье.

Себе кажусь с таким лицом,

То молодцем, то молодцом!

О наречиях на шипящую

 Не хочешь двойку получить

 Спеши скорее заучить:

В наречиях на шипящую

 В конце есть Ь:

Наотмашь, настежь, напрочь

Не выучу никак!

«Уж замуж невтерпеж»,

Твердит сестрица,

Ей Ь и здесь порою снится,

Но в этих трех словах

Не нужен он нисколько,

И ни к чему словарь

 Запомни, да и только.

Разделительный Ъ

 Ъ проснулся рано

И кричит еще с дивана:

«До чего влюбен и я

в гласные Е, Ё, Ю, Я!

Если корень с них начать,

Значит, мне пора вставать,

 Между корнем и приставкой

Свое место занимать!»

(подъемный, разъезд)

О и Е после шипящих в корне слова 

Шорох слышится в трущобах,

Шомпол потерял в чащобе,

Шов порвал на капюшоне,

Чопорно поправил шорты,

Шоколадку съел жокей,

А шофер, свернув с шоссе,

Как обжора съел крыжовник … Т

ы не понял ничего?

Нужно здесь писать нам О!

Пристав:ки на З- С- (об искл.)

 Здесь, здание, здоровье, зги

Забыть слова ты эти «не моги»

 Здесь нет приставак, только корни,

В начале слова З — запомни!

Гласные после шипящих

ЖИ, ШИ, пишу я с буквой И,

ЧА, ЩА — всегда лишь с А,

Без этих старых истин

Грамматика мертва!

Я ведь серьезно, не шучу,

 Сижу и накрепко учу:

«ЧУ, ЩУ всегда мы пишем с У … »

Совсем не к месту будут тут

«Жюри», «брошюра», «парашют».

                                                 О ЧАСТЯХ РЕЧИ

Междометие

Я уже приметил

Эти междометия:

Ой, ай, ох, ах-

Все не выразишь в словах,

Чувства выражают,

Но не называют.

Прилагательное

«Прилепилось» К существительному,

От него же ждет вопроса

Прилагательное хитрое,

Все дела свои забросив.

Мяч (какой?), конечно, красный,

Все теперь мне стало ясно:

В них же признаки предметов!

 Как я мог забыть про это?

Наречие

Важное наречие

В нашей речи:

Как кто ни старается

Ну не изменяется!

Чтобы не остаться с носом,

Ты задай к нему вопросы,

 Выстроив вопросы в ряд,

Ты определишь разряд:

Места, времени, причины

Вовсе здесь не чертовщина!

Местоимения

Местоимения личные

Словечки отличные,

 Короткие и емкие,

Надежные, негромкие:

Я, ты, мы,

Мой, свой, наш-

На первый взгляд как будто ералаш,

Но вместо имени они,

Ты вовремя их примени!

Обо всех частях речи

Части речи, части речи

Мне час от часу не легче:

Где глагол, а где частица?

Как же в них не заблудиться? Надо, чтоб их отгадать,

 Правильно вопрос задать

О членах предложения

Члены предложения. Что это такое?

Выучить нам надо правило простое:

Все они между собой

В предложении связаны.

Ты определишь их

По вопросам разным.

 Члены есть и главные,

И второстепенные,

Так вот и запомним

Все их постепенно.

О предлогах

Надо знать и твердо помнить

Назубок, не как-нибудь:

Между словом и предлогом

Можно вставить что-нибудь:

Иль вопрос, иль просто слово

Это правило не ново.

Тема «Словосочетания»

Найди спрятанные словосочетания:
Я ставил утром на буфет
Из полецветиков  букет.
Остались в нем желтютики,
А где же одушютики?!

«Мягкий знак после шипящих на конце слова»

То мышь, то чиж,
То  еж, то рожь,
Не различишь, не разберешь!
 Но я, ребята, не дурак!
Знаю, где ставить мягкий знак!

Тема «Синонимы – антонимы»

Учили мы синонимы.
И все  как будто поняли:
Мол, смелые — отважные…
Слова такие важные!
А важные — так нужные!
И повторяли дружно мы:
Бежать – лететь и мчаться,
А мыться – так купаться!
А хохотать – смеяться!
Я полюбил синонимы!
 Я стал в них разбираться!
Близки как по значению:
Занятие – учение,
Веселье – развлечение,
А хобби – увлечение!
Запомнил тему лучше всех!
Вот так победа! Вот успех!
Я целый год бы проходил
(Нет, изучал) синонимы!
Но тут учитель объявил,
Что тема-то — антонимы!
Умный – глупый,
Смелый – трус…
За себя не поручусь!
Уж не радуюсь- сержусь!
Нету, братцы, больше сил!
Все я спутал, все забыл!
Не победа – пораженье,
Не учеба, а мученье!
Стало все наоборот!..
Лишь одно успокоенье –
Скоро будет Новый год!

Найдите слова с переносным значением:

Кот по грязи смело шлепал –
Папа сына крепко шлепал.
Кот обои отодрал –
Папа сына отодрал.
Кот песок в кастрюли всыпал –
Папа сыну сильно всыпал.
Двойку в школе получил –
Вновь от папы получил.
Как-то муха в суп попала,
И опять ему попало.
В суп сама она влетела,
Так за что ему влетело?

Проверочная работа по русскому языку 3 класс ( правила)

hello_html_m715eddb6.gifhello_html_m18c16961.gifhello_html_6e2edb6f.gifhello_html_m25e159bc.gifДата:______________ Ф.И.___________________

Проверочная работа по русскому языку

3класс ( правила)

1. Какие бывают тексты?

А) повествование, описание , рассуждение

Б) описание, размышление, побуждение

2. Виды предложений по цели высказывания?

А) повествовательные, вопросительные, побудительные

Б) восклицательные, пунктуационные, побудительные

3. Виды предложений по интонации?

А) восклицательные, вопросительные Б) восклицательные, невосклицательные

4. Главные члены предложения – это

А) подлежащее, обстоятельство Б) подлежащее, сказуемое

5.Какими бывают предложения?

А) простые, сложные Б) простые, длинные

6. Синонимы – это

А) слова противоположные по значению Б) слова близкие по значению

7. Слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения, называются…….

А) омонимами Б) антонимами

8. Найдите фразеологизм.

А) Добрый вечер. Б) Ни свет ни заря.

9. Найдите однокоренные слова.

А) вода, водный, водица, подводный

Б) синий, синяя, синяк, синенький

10.

А) лесок

Б) зимушка

11. Какое слово будет проверочным слову

Домашний?

А) домовой

Б) домик

_______(максимальный балл 11)

учитель________________

ключи

  1. а,

  2. а,

  3. б,

  4. б,

  5. а,

  6. б,

  7. а,

  8. б,

  9. а,

  10. б,

  11. б.

11баллов — «5»

8-10 баллов – «4»

7-5 баллов — «3»