Материал по русскому языку (3 класс) на тему: Правила по русскому языку в стихах

Правила в стихах                         

  1. Глаголы — исключения.

 

Гнать, дышать, держать, зависеть,
Слышать, видеть и обидеть,
А ещё смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.

  1. Падежные предлоги.

И.п. –
Р.п. – около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, после, кроме.
Д.п. – по, к (а).
В.п. – через, в, на, за, про.
Т.п. – перед, с, над, за, под, между.
П.п. – при, в, об, о, на.

  1. Род имён существительных.

К слову я подставлю «мой» —
Это значит род мужской.
Женский род – запомню я –
То, про что скажу «моя».
Средний род оно «моё» —
Вот и выучил я всё.

  1. Правописание большой буквы.

Реки, горы и равнины,
Имена, фамилии, долины,
Клички всех животных,
Отчества людей –
Всё с заглавной буквы,
Ты пиши скорей.

  1. Правописание гласных после шипящих.   

Знаем твердо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только с а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем с буквой у.

  1. Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

Есть гласные ударные,
Но есть и безударные
Их нужно проверять,
В корне правильно писать.
Подбираем быстро слово,
И проверочка готова
Удареньем проверяем –
Ничего не забываем.

  1. Что такое склонение?

Слово быстро изменяю,
Пишу его по падежам.
Склоненьем это называю
Запомнить это надо нам.

  1. Правописание не с глаголами.

Всякий школьник это знает –
Не глагола избегает.
Не забудьте же, друзья,
Слитно их писать нельзя!

9.Правописание парных согласных в середине и   конце слова.

Парные согласные нужно проверять,
Чтоб слова в тетради грамотно писать.
Родственное слово быстро подбери,
Парную согласную с гласной подружи.

10.Состав слова.

Приставка.

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.

Корень.

Общая часть
Родственных слов
Корнем зовется –
Ответ наш готов.

Суффикс.

После корня он стоит,
Слово новое звучит.
Обозначу уголком –
Называю суффиксом.

Окончание.

На конце любого слова
Окончанье ищем снова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.

  1. Правописание непроизносимых согласных.

Непроизносимые согласные
Такие все несчастные.
В словах мы их не слышим,
А вот в тетради пишем.
Чтоб они из слов не убежали,
Мы их долго проверяли.
Ищем мы такое слово,
Чтоб услышать её снова.

  1. Имя существительное.

Часть речи удивительна –
Зовется существительным.
Предмет обозначает,
На Кто? Что? Отвечает.

  1. Предметы, отвечающие на вопросы Кто? Что?

Про людей, зверей и рыб,
Насекомых и всех птиц
Спросим дружно – кто они?
Всем предметам остальным
Что? Вопрос мы зададим.

  1. Имя прилагательное.

Признак предмета обозначает,
На вопросы Какое? Какая, Какие? Какой? отвечает.
К существительному прилагается
Прилагательным называется.
Согласуется с ним везде.
В роде, числе, падеже.                                                                                                                    

  1. Глагол.

Часть речи спросит
Что же делать?
Что сделал ты?
Что будешь делать?
Глаголом важно себя называет
Действие предмета обозначает.

  1. Три  склонения  имён  существительных.

Существительным  зовусь,
На  три  склонения  делюсь:
1 склонение – с  окончаньем – А  и  Я –
Рода  женского  и  мужского, друзья.
2 склонение – род  мужской  без  окончанья,
А  средний  род – О – Е – плавное  звучанье.
3 склонение – род  женский  с  Ь на  конце  всех  слов
Запомни —  это  правило  для  всех  учеников!

  1. Падежи.

Есть  шесть  братьев  падежей
Нет  на  свете  их  дружней.
Согласованно  живут
И  порядок  стерегут.

Именительный  падеж
Самый  главный  он  из  всех.
На  вопросы  кто? что? отвечает
Подлежащим  в  предложении  бывает.                                                                                  

А  теперь  падеж  родительный,
Он  не  менее  значительный.
Нет  кого? чего? – волнуется
И  с  предлогом  в  рифму  согласуется.
(Около,  с,  для,  без,  от,  из,  до,  у,  вокруг,  кроме, после.)

Дательный  падеж – добряк,
Всё  стремится  делать  так:
Дать  кому? чему? Быстрей –
По  к (а) – предлогов  нет  дружней!

Винительный  падеж  всегда  любуется,
Вижу  что? кого?  волнуется,
Через, в  и  на, за, про –
С  предлогом  согласуется  легко.

Творительный  падеж  вещает,
Гордиться  кем? И  чем?  решает.
Предлоги:  между,  с  и  над,  за,  под
Со  словами  дружбу  бережёт.

Предложный  вам  сулит  успех,
О  ком?  О  чём?  Он  думает  о   всех.
Предлоги  он  свои  не  забывает,
При,   в,   об,   о,   на  —  он   громко   восклицает.

Учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме: Памятка по русскому языку для учащихся 3 класса

№ п/п

Правило

Заглавная буква в слове.

С заглавной буквы пиши имена собственные:

  • Имена, отчества, фамилии;
  • Клички животных;
  • Названия стран, городов, деревень, рек, улиц.

Пушкин, Россия, кот Тишка.

Перенос слов.

Слова переноси по слогам.

Одну букву не отделяй от слова и не оставляй на строке.

Двойные согласные разделяй.

Букву Й, Ъ, Ь,  нельзя отделять от стоящей перед ней буквой.

Ал — лея, скамей — ка подъ — езд, люль — ка.

  1.  

 Словарные слова.

Слова с непроверяемыми гласными и согласными буквами запоминай!

Багаж, урожай, заяц и т.д.

Гласные после Ж, Ш, Ч, Щ.

ЖИ — ШИ пиши с И.

ЧА — ЩА  пиши с А.

ЧУ — ЩУ пиши с У.

Жить, удача, щука.

Удвоенные согласные.

Удвоенные согласные в слове эапоминай!

Жужжит, суббота, класс.

ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ, ЩН,

ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ, ЩН пиши без мягкого знака.

Овечка, кончик, гонщик, уборщик.

Правописание предлогов.

Предлоги пишутся отдельно от других слов.

Между предлогом и словом всегда можно вставить другое слово или вопрос.

Я живу в _доме. Я  живу в красивом доме.

У_ меня есть кошка. У (кого?) меня есть кошка.

Запомни!  У глаголов нет предлогов.

Нарисовал, побежал, вышел.

Мягкий знак Ь — показатель мягкости.

Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных, пишется в конце слова и в середине слова между двумя согласными, он показывает мягкость предшествующего звука.

Пень, пеньки.

Разделительный твёрдый знак Ъ.

Разделительный твёрдый знак Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются согласным звуком, перед буквами Е, Ё, Ю,Я.

Съезд, подъём, объяснить, предъюбилейный.

Разделительный мягкий знак Ь.

Разделительный мягкий знак Ь пишется внутри слова (в середине или в конце слова, но только не после приставки) перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

Муравьи, соловьи, бурьян, вьюга.

Предложение.

Предложение — это слово, или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.

  • Виды предложений по цели высказывания:
  • Повествовательные (предложения, в которых о чём-либо сообщатся, повествуется)
  • Вопросительные (предложения, которые содержат вопрос)
  • Побудительные (предложения, в которых побуждают к действиям; просят, приказывают, советуют)
  • Виды предложений по интонации:
  • Восклицательные (предложения, в которых выражены какие-либо сильные чувства – восторг, радость, испуг, удивление обида, печаль)
  • Невосклицательные (предложения, которые произносятся без восклицательной интонации)

Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.( . ! ? )

Мы с ребятами идем в  школу.

 Берегите родную природу!

Кто сломал ветку берёзы?

Главные члены предложения.

Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое.

Подлежащее — обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы Кто? Что?

Сказуемое — показывает то, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы Что делает? Что сделает?

    сущ.       гл.

Зайчик прячется от злого волка.

Кто? Зайчик. Это подлежащее подчеркиваем одной чертой, выражено существительным.

Зайчик Что делает? Прячется. Это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами, выражено глаголам.

Связь слов в предложении:

Запомни! Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетание. Это нераспространённое предложение.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопросов. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.

Прячется (от кого?) от волка.

От волка (какого?) злого.

                 

Состав слова.

Слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением, называются однокоренными.

Корень — это главная значимая  часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

  • Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть (корень):

 Берёза, берёзовый, березняк.

Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.

Книга, в книге,  книги.

  • Чтобы найти окончание  в слове, надо изменить его форму:

  Окно, окна, под окном, из окна.

 Мокрый, мокрая, мокрые.

Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Думать — выдумать, подумать.

Приставки всегда пишутся одинаково:

до-        о-/об-        на-              пред-           вы-

по-        от-            над-            пере-           в-

про-      под-         за-               при-            у-

                                                                      с-

  • Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой:

 Поджарить (жарить, пережарить)

Суффикс — это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Мышь — мышка, рыба — рыбный.

  • Чтобы найти в слове  суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом:

 Травка (трава, травинка, травушка)

Безударная гласная в корне слова.

Безударные гласные в корне слова проверяй ударением.

  • Изменяй форму слова: пч…ла — пчёлы.
  • Подбирай родственное слово: пч…ла — пчёлка.

Запомните! Если безударная гласная не проверяется ударением, то её надо запомнить или посмотреть в словаре.

  14.

Правописание слов с парными согласными.

Парные согласные Б — П,  В  — Ф,  Г — К,  З — С, Д — Т, Ж — Ш.

Парные согласные в корне слова  надо проверять в том случае, если они стоят в конце слова или перед глухой согласной, то есть согласный стоит в слабой позиции.

Зуб, дубки.

  • Чтобы проверить согласную в слабой позиции, надо изменить форму слова или подобрать родственное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный или звонкий согласный звук.

Лес — леса, лесной.

  15.

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

В некоторых словах, где встречаются сразу три или четыре согласных буквы Д, Т, В, Л не произносятся, но пишутся.  

Звёздный, здравствуйте, солнце, местный.

  • Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы эта согласный звук произносился отчетливо:

Звездный — эвезда, местный — место, солнце — солнечный.

  16.

Имя существительное.

Имя существительное —  это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

Существительные бывают одушевленными и неодушевленными.

Одушевленные отвечают на вопрос КТО?  и обозначают живые существа. (Люди и животные)

КТО? Дмитрий, щенок.

Неодушевленные отвечают на вопрос ЧТО? И обозначают неживые предметы.
ЧТО?  солнце, радость.

  17.

Имя прилагательное.

Имя прилагательное -это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Душистый, мягкий, холодная, низкое, радостные.

  18.

Глагол.

Глагол — это часть речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?  ЧТО СДЕЛАЮТ?

Рисует, стоит, польёт, пойдут.

  19.

Имя числительное.

Имя числительное – это часть речи. Имена числительные обозначают количество предметов или порядок их при счете. К ним можно поставить вопросы:

Сколько? Семь, пять, девять.

Который? Первый, десятый, второй.

Учебно-методическое пособие по русскому языку (3 класс) на тему: Памятка для учащихся 3 класса по русскому языку 18 февраля 2015 г.

Название падежа

Вопросы и вспомогательные глаголы

Предлоги

Окончание

Единственное число

Множественное число

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Именительный

Кто? Что? (есть)

— —

-а, -я

—, -о, -е

-ы, -и, -а, -я

Родительный

Кого? Чего? (нет)

без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг

-ы, -и

-а, -я

—, -ов, -ев, -ей

Дательный

Кому? Чему? (дам)

к, по

-е, -и

-у, -ю

-ам, -ям

Винительный

Кого? Что? (вижу)

в, за, на, про, через

-у, -ю

-о, -е

—, -ы, -и, -а, -я, -ей

Творительный

Кем? Чем? (горжусь)

за, над, под, перед, с

-ой (-ою), -ей (-ею)

-ом, -ем

-ами, -ями

Предложный

О ком? О чем? (думаю)

в, на, о, об, обо, при

-е, -и

-е, -и

-ах, -ях

Правила по русскому языку для учащихся начальных классов

Русский язык.

1. Что такое предложение?

Предложение – это слово или группа слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль (сообщение, вопрос или побуждение).

2. Виды предложений по интонации и цели высказывания.

Предложения бывают различны по интонации и по цели высказывания.

По интонации – восклицательное, невосклицательное.

По цели высказывания – повествовательное ( о чём-то рассказывает), вопросительное (спрашивает), побудительное ( побуждает к действию).

Пример:

Мама пришла. ( повествовательное, невосклицательное)

Мама пришла! ( повествовательное, восклицательное)

Кто разбил чашку? (вопросительное, невосклицательное)

Кто разбил чашку?! (вопросительное, восклицательное)

Подойди сюда. (побудительное, невосклицательное)

Подойди сюда! (побудительное, восклицательное)

3. Знаки препинания в конце предложений.

Точка (.) ставится в конце предложения, в котором о чём-либо сообщается, повествуется.

Из леса выскочил заяц.

Вопросительный знак (?) ставится в конце предложения, в котором содержится вопрос.

Кто выскочил из леса?

Восклицательный знак (!) ставится в конце предложения, в котором выражены какие- либо чувства: радость, восторг, удивление, приказ, побуждение к действию и другие.

Из леса выскочил заяц!

4. Что такое текст?

Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений, которые связаны между собой по смыслу и объединены общей темой.

5. Какие бывают тексты?

повествование

описание

рассуждение

6. Что такое алфавит?

Алфавит – это совокупность букв, расположенных в строго определённом порядке. (рассказать алфавит)

В русском языке 33 буквы.

Из них 10 гласных, 21 согласная и 2 буквы, которые звуков не обозначают, — Ъ и Ь.

7. Сколько в русском языке гласных букв, звуков? Перечисли их.

В русском языке 10 гласных букв.

5 гласных первого ряда, которые показывают твёрдость предшествующего согласного: А, О, У, Э, Ы (лук),

и 5 гласных второго ряда, которые показывают мягкость предшествующего согласного: Я, Ё, Ю, Е, И (люк).

В русском языке 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Э], [И], [Ы].

8. Признаки гласных звуков. Какие гласные могут обозначать два звука и в каких случаях?

Признаки гласных звуков:

1. Произносятся с голосом.

2. При произнесении гласных воздух, выходящий изо рта, не встречает преград.

3. Гласные образуют слог.

Сколько в слове гласных, столько в слове и слогов.

Йотированные буквы Я, Е, Ё, Ю в начале слова и после гласного, а также после Ь и Ъ обозначают по 2 звука: Я-[й а], Ю-[й у], Ё-[й о], Е-[й э].

9. Характеристика согласных звуков. В каком случае согласная буква обозначает мягкий звук, а в каких- твёрдый?

Признаки согласных звуков:

1. Произносятся с шумом.

2. При произнесении согласных звуков воздух , выходящий изо рта, встречает преграды в виде языка, зубов, губ.

3. Согласные звуки не образуют слог.

Согласный звук может быть твёрдым или мягким.

В русском языке 21 согласная буква и 43 согласных звука.

Звуков больше, так как большинство согласных могут обозначать по 2 звука – твёрдый и мягкий. Существуют согласные исключения.

Всегда мягкие звуки дают согласные буквы Ч, Щ, Й, а всегда твёрдые – Ж, Ш, Ц.

Согласные делятся на 3 подгруппы:

Всегда звонкие (сонорные): Л, М, Н, Р, Й;

Парные по глухости – звонкости: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С;

Всегда глухие: Х, Ц, Ч, Щ.

Согласная буква С

твёрдый звук

мягкий звук

1. после согласной стоит:

А, О, У, Ы, Э

1. после согласной стоит:

Я, Ё, Ю, И, Е

2. конец слова,

другая согласная

2. после согласной стоит: Ь

3. Всегда твёрдые: Ш, Ж, Ц

3. Всегда мягкие: Ч, Й, Щ

10. Значимые части слова. Их характеристика.

Слова, которые имеют общую часть и общее значение, называются родственными или однокоренными.

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Приставки пишутся слитно со словами.

Приставки, которые пишутся с буквой О: со-, про-, во-, до-, о-, об-, обо-, по-, под-, подо-, от-, ото-.

Приставки, которые пишутся с буквой А: за-, на-, над-.

Приставка па- пишется в словах: пасынок, падчерица, паводок.

Приставка пра- пишется в словах: правнук, правнучка, прадедушка, прабабушка.

Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

11. Окончание и основа слова. Их характеристика.

12. Порядок разбора слова по составу.

Разобрать слово по составу – значит найти и выделить основу и все значимые части этого слова: окончание, корень, приставку и суффикс.

1. Окончание

Измени форму слова. Найди изменяемую часть. Это окончание.

Подводный – подводная, подводное, подводные

2.Основа

Выдели основу, то есть часть слова без окончания.

Подводный

3. Корень.

Подбери 2-3 однокоренных слова, сравни их и выдели общую часть.

Подводный, вода, водный.

4. Приставка

Выдели часть слова, которая находится перед корнем (если она есть). Это приставка.

Подводный

5. Суффикс

Выдели часть слова, которая находится за корнем(если она есть).

Это суффикс.

Подводный

13. Орфограмма «Проверяемые безударные гласные в корне слова?

Проверяемые безударные гласные.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Например: вода – вОдный, вОды.

Вот некоторые способы изменения слов.

Поставить слово в единственное число.

Например: моря – мОре.

Поставить слово во множественное число.

Например: стена – стЕны.

Назвать слово ласково ( с помощью суффиксов –ушк-, -к-).

Например: трава – трАвушка, трАвка.

Задать вопросы что делает? что делать?

Например: плескать – (что делает?) – плЕщет, выбрал – (что делать?) – брАть.

Задать вопрос что?

Например: трещать – (что?) трЕск.

Бывает, что проверочное слово состоит из одного корня.

Например: домишко – дОм, котёнок – кОт.

14. Орфограмма «Проверяемые согласные в середине слова и на конце?

Существуют парные согласные по глухости – звонкости:

Б

В

Г

Д

Ж

З

П

Ф

К

Т

Ш

С

Чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная Н.

Например: гриб – грибок, грибной

сказка – сказочка

Вот некоторые способы проверки парных согласных .

К любому слову можно подставить предлог ( без, о, к ) или слово НЕТ.

Например: плов – без плова, нет плова, сказка – нет сказок, булавка – нет булавок.

Поставить слово во множественное число.

Например: гриб – грибы.

Назвать слово ласково ( с помощью суффиксов –очек-,

-ок-, -ик-, -ушк- и т.д.)

Например: краб – крабик, дед – дедушка.

книжка – книжечка, дорожка – дороженька, указка – указочка.

Задать вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?

Например: залез – (что делать?) залезать, указка (что делать?) указывать

Задать вопрос КАКОЙ?

Например: луг – (какой?) луговой, кровь – кровный.

Изменить слово так, чтобы после этой согласной стояла сонорная согласная Н.

Например: гриб – грибной, гараж – гаражный

15. Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова».

В некоторых словах согласные Т,Д,Л,В пишутся, но не произносятся. Эти слова нужно проверять.

Честный – честь

Звёздный – звезда

Солнце – солнышко

Здравствуй – здоровье

Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно.

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно

В словах «вкусный», «интересный»

В словах лестница, праздник, чувство непроизносимая согласная не проверяется. Эти слова нужно запомнить.

16. Орфограмма «Буквосочетания ЧК,ЧН,НЧ,ЩН».

Сочетания чк, чн, рч, рщ, нщ, нч, ст, зд, сн, зн, нт пишутся без мягкого знака.

Ночка, печник, ларчик, сварщик, каменщик, бубенчик, вести, гвозди, песня, разница, бантик.

17. Орфограммы «Разделительный Ь» и «Разделительный Ъ».

Разделительный мягкий знак (Ь) пишется в корне слова после согласной перед гласными: Е,Ё,Ю,Я,И.

Ущелье, вороньё, соловьи, болью, обезьяна

Разделительный твёрдый знак (Ъ) пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными: Е,Ё,Ю,Я, а также в некоторых словах иностранного происхождения.

Объект, объём, объятия, подъезд, подъём, адъютант.

18. Орфограмма «Буквы А,У, И после шипящих».

Ча — Ща пиши с буквой А. (чайка, дача, роща, чаща)

Чу – Щу пиши с буквой У. (чудо, кричу, щука, тащу)

Жи – Ши пиши с буквой И. (жить, ужи, ширма, камыши)

19. Что такое приставка, предлог? Как отличить приставку от предлога?

Приставка – это часть слова. Приставки пишутся со словами слитно.

Например:

сошёл, прошёл, вошёл, дошёл, обошёл, подошёл, отошёл.

Предлог – это отдельное слово. Предлоги (к, по, в, на, за, с, под, про, для, у, около, перед …) пишутся с другими словами раздельно. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.

Например:

по траве – по зелёной траве

в магазин – в хлебный магазин

Перед глаголом предлогов не бывает.

Например: добежал, уехал.

20. Перечислить части речи.

Слова в русском языке делятся на большие группы – части речи.

Всего в русском языке 10 частей речи: 6 самостоятельных(имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие), 3 служебные (предлог, союз, частица) и междометие.

21. Какие члены предложения называются однородными?

Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения.

Пример: Журавли, утки, гуси и лебеди осенью улетают.

Однородными могут быть и главные члены предложения и второстепенные.

Пример: Маша пела и плясала.

Ира и Юля пели.

Девочки собирали цветы и ягоды.

Однородные члены связаны

союзами И, ИЛИ, ДА в значении И (запятая не ставится)

Мы поедем на электричке или на автобусе.

союзами А,НО, ДА в значении НО (запятая ставится)

Солнце светит, но не греет.

интонацией перечисления (запятая ставится)

На лугу цвели ромашки, васильки.

22. Постановка запятой в предложениях с однородными членами.

Запятая ставится

· если между однородными членами нет союзов.

Журавли, скворцы, ласточки – перелётные птицы.

· если однородные члены соединены союзом А или НО.

И растёт ребёнок там не по дням, а по часам.

· если однородные члены соединены повторяющимися союзами И.

Воздух наполнился ароматом и берёзы, и тополя, и черники.

Запятая не ставится

если однородные члены соединены неповторяющимися союзами И.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

23. Что такое имя существительное? Что оно обозначает и на какие вопросы отвечает?

Имя существительное – это часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?

Обозначает:

1. конкретные предметы (дверь, окно)

2. живые существа (человек, птица, зверь)

3. явления природы (слякоть, снег, ветер)

4. события(война, революция)

5. процесс, действия(стрельба, рост)

6. абстрактные понятия(доброта, дружба)

24. Имена существительные собственные и нарицательные; одушевлённые и неодушевлённые.

Существительные бывают собственные и нарицательные. Собственные – фамилии, имена, отчества, клички животных, географические названия, названия книг, журналов, газет. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Нарицательные – названия предметов, явлений и др.

Существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными. Одушевлённые отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа.

Неодушевлённые отвечают на вопрос что?

25. Род и число имён существительных.

Род – постоянный признак имени существительного. По родам существительные НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ!

Существительные бывают трёх родов:

Мужской род (он, мой) – автомобиль, месяц, юноша, картофель

Женский род (она, моя) – морковь, фамилия, весна, луна

Средний род (оно, моё) – имя, варенье, задание, пальто

Имена существительные изменяются по числам:

Множественное число

Обозначает один предмет

Обозначает несколько предметов

письмо, ребёнок

письма, дети

Некоторые существительные употребляются только в единственном числе:

молоко, доброта, Казань, пение, молодёжь, Франция.

Некоторые существительные употребляются только во множественном числе: очки, сани, именины, ворота, Альпы.

26. Как изменяются имена существительные?

Имена существительные изменяются по числам и падежам.

(см. вопрос 25 и 27).

27. Падежи. Склонение имён существительных.

Изменение существительных по падежам называется склонением. Падеж определяют по вопросам.

Падежные вопросы

одушевлённые существительные

неодушевлённые существительные

Именительный (есть)

кто?

что?

Родительный (нет)

кого?

чего?

Дательный (дать)

кому?

чему?

Винительный (вижу)

кого?

что?

Творительный (доволен)

кем?

чем?

Предложный (думаю)

о ком?

о чём?

В русском языке имена существительные, которые имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются по трём группам – склонениям.

К I склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я в именительном падеже единственного числа.

линейка, земля, мама, дядя

К II склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о,-е в именительном падеже единственного числа.

урок, день, зеркало, поле

К III склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.

метель, морковь, вещь, дочь

28. Каким членом предложения может быть имя существительное? Привести примеры.

В предложении существительное может быть:

подлежащим

дополнением

обстоятельством

29. Написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими на конце.

После шипящих на конце слова в именах существительных женского рода мягкий знак пишется, а в именах существительных мужского рода не пишется.

Ночь (ж.р.), тишь (ж.р.), камыш (м.р.), луч( м.р.)

30. Как проверить безударные падежные окончания имён существительных?

Безударные гласные в окончаниях имён существительных нужно проверять ударными в том же склонении.

Слова-помощники для проверки:

I скл.

луна

земля

II скл.

конь

окно

III скл.

печь

степь

По травке (по луне), на взлёте (на коне), у проруби (у степи).

Или

Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, нужно:

1. Определить падеж.

2. Определить склонение.

3. Вспомнить окончание существительного в нужном падеже:

I скл.

II скл.

III скл.

Р.п.

Д.п.

П.п.

31. Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает и на какие вопросы отвечает?

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

синий, папин (шарф)

тёплая, мамина (кофта)

медвежье (логово)

32. Как изменяются имена прилагательные?

Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

Прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.

33. Род и число имени прилагательного.

Род прилагательного определяют по роду существительного, с которым оно связано.

какой?

–ой, -ый,-ий

дорогой, тёплый, синий шарф.

какая?

-ая, -яя

стильная, синяя юбка

какое?

-ое, -ее

низкое, синее небо

Прилагательные изменяются по числам. Прилагательные в

единственном числе изменяются по родам.

Прилагательные во множественном числе рода не имеют.

деревянный стол (м.р.)

весенняя гроза (ж.р.)

зелёное дерево (ср.р.)

деревянные столы

весенние грозы

зелёные деревья

34. Начальная форма имени прилагательного.

Начальная форма имени прилагательного – это форма именительного падежа мужского рода единственного числа.(И.п., м.р., вопрос КАКОЙ?)

35. Связь имени прилагательного с именем существительным.

Прилагательные всегда связаны с существительными и стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительные, с которыми они связаны.

36. Каким членом предложения может быть имя прилагательное? Привести примеры.

В предложении прилагательное чаще всего бывает определением.

37. Как проверить безударные окончания в именах прилагательных?

Чтобы правильно написать безударное падежное окончание прилагательного, нужно:

1. определить род и падеж имени прилагательного по роду и падежу имени существительного, к которому относится это имя прилагательное.

2. вспомнить, какое окончание пишется у имён прилагательных в этом роде и падеже, и написать его.

3. подобрать имя прилагательное в том же роде и падеже , но с ударным окончанием.

4. проверить окончание имени прилагательного по окончанию вопроса, на который отвечает это имя прилагательное.

В небе (каком?) безоблачном ( голубом)

38. Что такое местоимение? Что оно обозначает?

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

Слова я, ты, он, она, оно, мы, вы, они – это личные местоимения.

39. Начальная форма личного местоимения.

Начальная форма местоимения – это форма именительного падежа единственного числа. (И.п., ед. ч.)

40. Лицо и число личных местоимений.

Личные местоимения имеют 3 лица и 2 числа:

I лицо – я, мы

II лицо – ты, вы

III лицо – он, она, оно, они

41. Как изменяются местоимения?

Изменяются местоимения по падежам – склоняются.

42. Правописание местоимений с предлогами.

Предлоги с личными местоимениями пишутся раздельно.

К нам, о вас, от меня, обо мне, перед тобой, с ней.

43. Каким членом предложения может быть местоимение? Привести примеры.

Личные местоимения в форме именительного падежа в предложении являются подлежащим.

Я в задумчивости шёл по парку.

Личные местоимения в косвенных падежах выступают второстепенными членами предложения.

У меня была интересная книга.

К нам пришли друзья.

44. Что такое глагол? Что он обозначает? На какие вопросы отвечает?

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что будет делать? что делал? что сделал?

45. Неопределённая форма глаголов.

Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, стоят в неопределённой форме.

Это начальная форма глагола. Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.

Что делать? учить

Что сделать? Выучить

46. Времена глаголов.

Глаголы изменяются по временам:

Настоящее время – показывает, что действие происходит в момент речи (что делаю? говорю, смотрю)

Будущее время – показывает, что действие будет происходить после момента речи ( что сделаю? что буду делать? посмотрю, буду говорить)

Прошедшее время – показывает, что действие происходило до момента речи (что делал? что сделал? говорил, сказал)

47. Спряжение глаголов.

Изменение глаголов настоящего и будущего времени пол лицам и числам называется спряжением.

По личным окончаниям глаголы делятся на два группы: глаголы

I спряжения и глаголы II спряжения.

Ко II спряжению относятся:

— все глаголы, оканчивающиеся на – ить, кроме брить, стелить;

7 глаголов, оканчивающихся на – еть:

терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, смотреть, видеть.

4 глагола, оканчивающиеся на -ать:

слышать, дышать, держать, гнать.

Все остальные глаголы с безударными окончаниями относятся к I спряжению.

48. Как изменяются глаголы?

Глаголы изменяются по временам:

Настоящее время – показывает, что действие происходит в момент речи (что делаю? говорю, смотрю)

Будущее время – показывает, что действие будет происходить после момента речи ( что сделаю? что буду делать? посмотрю, буду говорить)

Прошедшее время – показывает, что действие происходило до момента речи (что делал? что сделал? говорил, сказал)

Глаголы изменяются по лицам:

I лицо – я, мы (говорю, говорим)

II лицо – ты, вы (говоришь, говорите)

III лицо – он, она, оно, они (говорит, говорят)

Глаголы изменяются по числам:

Единственное число – смотрит

Множественное число – смотрят

Глаголы прошедшего времени изменяются по родам:

Мужской род – он (смотрел)

Женский род – она (смотрела)

Средний род -оно (смотрело)

Изменение глаголов настоящего и будущего времени пол лицам и числам называется спряжением.

49. Каким членом предложения может быть глагол? Привести примеры.

В предложении глаголы чаще всего бывают сказуемыми.

Гроза прошла.

50. Как проверить безударные личные окончания глаголов? Орфограмма «Буквы Е –И в окончаниях глаголов».

Чтобы определить, какую гласную букву писать в личном окончании глагола, нужно:

1. поставить глагол в неопределённую форму;

2. выделить глагольный суффикс, который стоит перед суффиксом –ТЬ:

Решать, любить

3. по глагольному суффиксу определить спряжение глагола:

Решать(I спр.), любить(II спр.)

4. вспомнить личные окончания глаголов этого спряжения и написать нужную гласную в окончании:

Решаешь, любишь

51. Глаголы – исключения.

К I спряжению относятся

2 глагола – исключения:

брить, стелить.

Ко II спряжению относятся

4 глагола – исключения на – ать и

7 глаголов – исключений на – еть:

гнать, держать,

дышать и слышать,

зависеть, видеть, ненавидеть, а ещё смотреть, вертеть, и обидеть, и терпеть.

52. Написание — тся, -ться в глаголах.

у глаголов в неопределённой форме

кататься, смеяться

У глаголов 3-го лица

(он) катается,

(они) смеются

Чтобы не ошибаться в написании –тся и –ться, нужно ставит к глаголам вопросы:

Что делать? смеяться

Что делает? смеётся.

Если мягкий знак (Ь) есть в вопросе, то он пишется и в глаголе.

Если в вопросе мягкого знака (Ь) нет, то и в глаголе он не пишется.

53. Орфограмма « Мягкий знак (Ь) после шипящих в неопределённой форме глагола и во 2-м лице единственного числа».

В окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих

пишешь, читаешь, играешь, смотришь, говоришь.

54. Орфограмма «Написание частицы не с глаголом».

Не с глаголом пишется раздельно.

Не был, не говорил.

55. Возвратные глаголы.

Глаголы с суффиксом –ся (-сь) называются возвратными.

хвалить – хвалиться

спасти – спастись

Суффикс –ся пишется после согласных и после мягкого знака (Ь):

гордился, старается, смеяться, удивляться

Суффикс –сь пишется после гласных:

горжусь, стараюсь, смеюсь, удивляюсь