Содержание

Материал по русскому языку для работы с текстом 3 класс


Просмотр содержимого документа

«Виллой Белых роз называли этот дом»


Просмотр содержимого документа

«Все ближе мы подъезжали к городку»


Просмотр содержимого документа

«Наступил апрель»

Наступил .прель. Сне. исче. . Рассеялась в л. су ле.кая дымка. Воздух значительно п.т.плел. Гр.чи уже зан.ли св.и кв.ртиры на в.рш.нах б.ре. . Они немилосердно л.мают св.ими кре.кими клювами прошлогодние побеги, чтобы поч.нить старые гнезда.

Задания

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

2. Разделите на слоги слова третьего предложения.

3. Выпишите из пятого предложения слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Подберите проверочные слова, укажите корни.

4. Выпишите из текста слова с парными по глухости-звонкости согласными на конце, в середине слова. Подберите проверочные слова.

5. Сделайте фонетический разбор второго слова из первого предложения.

6. Подберите к последнему слову второго предложения несколько синонимов (2-3).

7. Подберите к последнему слову в третьем предложении три однокоренных.

8. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.

9. Распространите первое и второе предложение. Запишите новое предложение.

10. Придумайте название рассказу.

Наступил .прель. Сне. исче. . Рассеялась в л. су ле.кая дымка. Воздух значительно п.т.плел. Гр.чи уже зан.ли св.и кв.ртиры на в.рш.нах б.ре. . Они немилосердно л.мают св.ими кре.кими клювами прошлогодние побеги, чтобы поч.нить старые гнезда.

Задания

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

2. Разделите на слоги слова третьего предложения.

3. Выпишите из пятого предложения слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Подберите проверочные слова, укажите корни.

4. Выпишите из текста слова с парными по глухости-звонкости согласными на конце, в середине слова. Подберите проверочные слова.

5. Сделайте фонетический разбор второго слова из первого предложения.

6. Подберите к последнему слову второго предложения несколько синонимов (2-3).

7. Подберите к последнему слову в третьем предложении три однокоренных.

8. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.

9. Распространите первое и второе предложение. Запишите новое предложение.

10. Придумайте название рассказу.


Просмотр содержимого документа

«Ночная вьюга стихла»


Просмотр содержимого документа

«Перед в»

Перед в.сходом со.нца пош.л дож.ь. Он падал прозрач.ными грозд.ями на дерев.я и скатывался в мя.кую тра.ку. Грустный лес пом.л.дел, посв.тлел, ст.ял вымытый и радостный, встречая со.нце мокрыми гл.зами, опять ж.выми, бл.стящими и ..астливыми. К утру дождик прош.л. Ле.кий в.т.рок согнал с неба последние тучи. Сол¬нечные лучи высушили д.ро.ки парка. А с десяти ч.сов опять н.ч.¬лась невыносимая жара.

Задания

1. Сделайте фонетический разбор последнего слова первого предложения.

2. Разберите по составу глагол из пятого предложения.

3. Выпишите из последнего предложения имя прилагательное и сделайте его транскрипцию, укажите количество звуков и букв.

4. Разделите на части для переноса глаголы из третьего предложения.

5. Разберите по составу имена прилагательные из пятого предложения.

6. Подберите к первому слову предпоследнего предложения 3 однокоренных слова.

7. Выпишите по два слова со следующими орфограммами: непроверяемые безударные гласные, проверяемые безударные гласные, парные по глухости-звонкости, непроизносимая согласная. Там, где это возможно, напишите проверочные слова.

8. Сделайте синтаксический разбор предпоследнего предложения.

9. Выпишите из пятого предложения все возможные словосочетания.

10. Озаглавьте рассказ.

11. Подберите к последнему слову последнего предложения синоним.

Тренажёр по русскому языку (3 класс) на тему: Работа с текстом

Выплыло на небо красное солнышко. Стало оно будить Землю своими золотистыми лучами. Первый луч попал на жаворонка. Поднялся жаворонок высоко в небо и запел песенку.

Второй луч попал на зайчика. Весело запрыгал заяц по весёлому лугу. Побежал добывать себе сочной травки на завтрак.

Проснулись птицы, звери и рыбки. Проснулись люди. Все радуются солнцу.

  1. Выпиши слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Разбери по составу.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

  1. Выпиши предложение с однородными подлежащими. Составь схему.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

  1. Подчеркни в тексте имена прилагательные волнистой линией.
  2. Подбери к слову «ПОБЕЖАЛ» однокоренные слова. Выдели корень.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

  1. Сделай звуко-буквенный разбор слова «РЫБКИ»

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  1. Выпиши первое предложение и сделал синтаксический разбор.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

У дороги стояла дача. Возле неё находился маленький садик. На клумбах перед дачей красовались пышные цветы.

У дороги в зелёной траве росла ромашка. Это был бедненький и простенький цветок. Ромашку обычно не замечают в траве. Но она не обижалась на это. Она жадно тянулась к солнцу. А солнечные лучи грели и ласкали её. Ей все было интересно. Ромашка была счастлива.

  1. Выпиши 4 предложение и сделай синтаксический разбор.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  1. Выпиши имена прилагательные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Разбери по составу.

_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  1. Выпиши предложение с однородными сказуемыми. Составь схему.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  1. Подбери к слову «САДИК» однокоренные слова. Выдели корень.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  1.  Сделай звуко-буквенный разбор слова «ЦВЕТОК»

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  1. Подчеркните в тексте имена прилагательные волнистой линией.

Сборник текстов для работы на уроках русского языка в 3 классе.

Тексты для работы на уроках русского языка в 3 классе.

В огороде

На грядках поспели овощи: огурцы, помидоры, лук, свёкла, морковь. Лёва собирал помидоры в ящик. Лёня собирал огурцы в сумку. Галя и Илюша клали в корзину лук, свёклу и морковь. Дети отнесли все овощи в подвал.

Слова для справок: огурцы, помидоры, свекла, морковь.

***

Хорошо весной в лесу! Березки распускают свои клейкие листочки. Воздух чистый и легкий. Пахнет молодым листом и прелой землёй. На припёке показалась сочная зеленая травка. Рыхлый снег остался только в тени леса. На берегах прудов и озёр растут крупные жёлтые цветы. С цветка на цветок перелетают голубые стрекозы. На полях зеленеет озимая пшеница.

Слова для справок: клейкие, припеке, рыхлый, озимая .

Скворец.

Однажды кот притащил из сада скворца. Бабушка отняли у кота птичку. У неё было сломано крыло. Бабушка вылечила скворца. Потом она стала учить его говорить. Через некоторое время скворец протянул что-то похожее на «здравствуй».

( По М.Горькому)

Слова для справок: притащил, сломано крыло.

Кедр

Растет кедр высоко в горах. Ветры его на бок клонят, стараются к земле пригнуть, скрючить.

А кедр вцепился корнями в землю и тянется всё выше и выше.

Около кедра живет много птиц. Кедр их всех кормит. Вот они и ждут, когда поспеют орешки.

(По Г.Снегиреву)

Слова для справок: кедр, на бок клонят, пригнуть, скрючить, вцепился корнями.

Где зимуют бабочки

Наступают осенние холода. Ночью лёгкие морозцы затягивают лужи льдом. Куда пропали весёлые бабочки? Крапивницы залетели в сараи и там заснули. По склонам лесных полян под сухими листьями легли на зимовку лимонницы. Вьюги намели сугробы. Бродят в поисках пищи лисицы и ласки. Не найти им бабочек под пушистым снегом.

Слова для справок: крапивницы, зимовка, лимонницы.

У моря

Я жил на берегу моря и ловил рыбу. У меня была лодка. Перед домом стояла будка. Там на цепи находился огромный пёс Барбос. Я уходил в море. Он сторожил дом. Весело встречал меня Барбос с уловом. Он любил отведать рыбки. Я трепал собаку по спине и угощал рыбой.

Слова для справок: огромный, отведать, трепал.

Листья

Низкое солнце висело над лесом. Его свет падал на тёмную воду. Я сидел под деревом и следил за опадающими листьями. Вот лист отделяется от ветки и медленно падает на землю. Как шуршат листья в осеннем воздухе? Я не слышал этого звука. Листья шуршали на земле под моими ногами.

(По К. Паустовскому)

Волга

Бьёт родник. Светлая вода из родника течёт ручейком. Ручеёк мал. Но он быстро набирает силу. Здесь начало великой русской реки Волги. Через всю страну несёт она свои воды. Низкие берега её покрыты ковром лугов и кустарников. Красота Волги прославлена в сказках, рассказах, картинах. Волга близка и дорога русским людям.

Слова для справок: набирает, здесь, прославлена, русским.

Мама

Мама — первый твой друг. Она заботливая и ласковая. С ней всегда хорошо. Мама научила тебя говорить и ходить. Она прочитала тебе первую книжку, где были рассказы и сказки. Наши мамы много работают. Они трудятся на заводах, в колхозах, в больницах и школах. Гордись своей мамой и помогай ей!

Слова для справок: трудятся, с ней.

Утёнок

Утёнок жил на озере. Он плавал и нырял. Все называли его гадким. Настала дождливая осень. Листья на деревьях побурели. Ветер кружил их в воздухе. Стало холодно. Тяжёлые тучи сеяли на землю град и снег. Ворона каркала от холода во всё горло. Пролетела стая чудесных птиц. Они были белые с длинными гибкими шеями. Это летели лебеди.

Ёлочка

Осенью в лесу показалась маленькая ёлочка. Она раздвинула листья и травинки. Малютка высунулась из земли и осмотрелась. Деревья роняли свой осенний наряд. Ива осыпала елочку тонкими золотыми рыбками. С клёна упали на деревце красивые звёздочки. Ёлочка раскинула свои лапки. А деревья ей несли подарки.

Слова для справок: раздвинула, раскинула. (По Н. Сладкову)

Конец октября

Наступили октябрьские холода. Сильные ветры быстро сорвали с деревьев и кустов последние листья. По небу поплыли осенние облака. Уже давно улетели на юг перелётные птицы. Болота стали замерзать. Ночью грянул снег. Побелели лесные полянки и тропинки. Наступило утро. Повеселел лес. Первый снег лёг на сучья деревьев и бугры. Слова для справок: болота.

Корм для всех

По берегам речки растёт осина. Пушные бобры ставят прочные плотины на таких реках. Многих лесных жителей кормит осина. Часто к осинам подбегают зайчишки. Любят они её кору. По вкусу молодые гибкие веточки осины оленю и лосю. В осиннике любят бродить домашние козы. Угостите ветками осины кроликов. С каким аппетитом они будут их есть!

Слова для справок: растёт, угостите, аппетитом, есть.

Первый снег

Подули сильные ветры. Грязь на дорогах стала твердой. Лужи промёрзли. Скучно сидеть дома. Закружились первые снежинки. Они ложились на крыши домов и ступеньки крыльца. Таня и Алёнка вышли во двор.

Слова для справок: подули, промёрзли, ложились.

Осенью

Я люблю бродить осенью по лесу. Ночью мороз сковал лужи. Деревья сбросили листву. Резкий ветер свободно гуляет по поляне. Зябко дубкам и берёзкам. Из ельника я слышу свист рябчика. Над высокой елью пискнула синица. В ветвях дуба птицы ищут пищу. Холод загнал в норки мелких зверушек. Вдруг глухо каркнул ворон. Осенний лес притих, насупился.

Слова для справок: сбросил, свободно, насупился.

В лесу

Нагрянул в лес суровый январь. На кусты сугробы намёл. Деревья инеем опушил. Снег да мороз царствуют в лесу. Вот пробежала лиса. Её следы ведут в чащу. Слова для справок: инеем, пробежала, опушил.

Зимний вечер

Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко скрипел под ногами снег. На небе выступили звёзды. Мороз крепчал. Вот и сторожка лесника. Вьюги намели большие сугробы снега. Маленькую сторожку было чуть видно. Мы затопили печку. Ярко пылал огонь. Нам стало тепло. Слова для справок: короток, сумрак, стало.

Холода

Славный был морозище! На земле лежал толстый снежный покров. Веточки берёз звенели от ветра. Кончики их были покрыты льдом. Большие совы были веселы. Они таращили огромные жёлтые глаза и перекликались через весь дремучий лес. Узкая тропинка вела к долине. Пушистый ковер из снега покрыл её. По снегу тянулась цепочка следов разных птиц.

Слова для справок: морозище, таращили.

В лес пришла зима

Старый барсук в последний раз прошлёпал по холодной тропинке. Он забрался на зимовку в нору. Закружились в воздухе первые снежинки. Ночью повалил снег. Утром на мягком снегу птицы и звери оставляли следы. Цепочка их вела к жилью человека. Весёлая стайка синиц пронеслась к посёлку.

Встреча

Илья Глазков поехал кататься на лыжах. Мальчик углубился в лес. Он заметил кошку. У кошки были зелёные глаза и кисточки на ушах. Она лежала на дереве. Когти сильных лап впились в ствол. Это рысь.

Слова для справок: кататься.

Спас друга

Витя и Илья возвращались из школы. Они спустились к реке. Мальчики пошли по льду. Витя побежал вперёд. Хрупкий лёд треснул. Мальчик очутился в воде. Он хватался за тонкую кромку льда. Лёд крошился. Бежать за помощью было далеко. Илья осторожно пополз по льду к другу. Он вытащил товарища на берег.

Слова для справок: вперёд.

Что за зверь?

Ночью был лёгкий мороз. Утром выпал мягкий пушистый снег. Он запорошил ступеньки на крыльце. Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Она вышла на крыльцо. На снегу были маленькие ямки. Какой зверь ходил по снегу? У зверька белая тёплая шубка и длинные уши. Он любит морковку. Это был заяц.

Слова для справок: запорошил, утром, крыльцо. (По Е. Чарушину)

Скоро зима

Пернатое царство затихло. Нет звучных песен. Печальна песенка синички. Резкий ветер больно бьёт гибкие веточки рябины. Ночью бывают заморозки. Они пытаются сковать землю. Льдом затянулись лужи. Вот и первый снег. Белые шапки быстро надели старые пни. Ель накинула снежную шаль. Наступает русская зима.

Слова для справок: печальна, пытаются, затихло.

Снега.

Кругом снега. Они занесли поляны и луга. Белые ковры накинуты на речку Покшу. Бережно укрыты озимые. Белый пух зимы не дает промёрзнуть корням деревьев. Деревья стоят тихо. А что это за снежный дом? Я коснулся его гибкой палочкой. Это оказался муравейник. Где его жильцы? Они спят глубоко внизу.

Слова для справок: бережно, коснулся, внизу.

Зимой в лесу.

В воздухе закружились первые снежинки. Но вот снег повалил хлопьями. Лес посветлел и ожил. Рад снежку заяц. Робко шагнул лисёнок по мягкому снегу. Весело затрещали сороки. Каждый зверёк оставил цепочку следов на белом ковре. Они украсили лесную полянку. С деревьев слетели последние осенние листья. Снежные шапки укрыли старые пни.

Снеговик.

Прошли осенние дождливые дни. Белым ковром накрылась и отдыхает земля. Весело кружат в воздухе лёгкие снежинки. На улицу вышла группа ребят. Они стали лепить снежную бабу. Глазки сделали ей из светлых льдинок. Нос и рот из моркови, из угольков брови. Красива снежная баба. Хороший подарок малышам.

Наступление зимы.

Ночью ударил сильный мороз. Он сковал ледком лужи на лесных дорожках. Резкий ветер гулял по лесу. Зябко стало дубкам и берёзкам. Холод загнал в норки зверьков. Мелкие пташки спрятались в гнёзда. Там птичкам тепло. Вдруг гулко каркнул ворон. Робкий зайка прижал от страха ушки. Школьники стали готовить кормушки для птиц.

Слова для справок: прижал.

Дворец.

Снежная королева жила среди вечных снегов и льдин. Метели возвели стены. Буйные ветры пробили окна и двери. Большие белые залы тянулись до неба. Вьюги разостлали пушистые ковры. Холодно и пусто было в блестящих залах. Сюда не заглядывало веселье. Веселились только белые медведи. Они ловко ходили на задних лапах.

(По Г. X. Андерсену)

Прогулка.

Стояла чудная погода. Ярко светило солнышко. Блестел и искрился снег. Мы поехали в лес на лыжах. Вот крутой спуск. Весело гудит ветер. Быстро летят лыжи. Но вот тучи стали закрывать небо. Закружились в воздухе снежинки. Вдруг снег повалил хлопьями. Быстро стало заметать тропинки. Мы поспешили домой.

Белые фигурки.

В лес пришла настоящая зима. Лес утонул в снегу. Вот вылез из сугроба лесной человек в большой белой шапке. На пеньке сидит робкий зайчишка. Он молчит и смотрит на белый лес. На поляне у реки сидит белая Алёнушка. Она задумалась. Взошло солнышко. С мохнатых хвойных ресниц ели закапали слёзы.

(По Н. Сладкову)

Где ночуют птицы?

Где ночуют зимой лесные птицы? Наступила длинная ночь. Воробей спит под крышей сарая. Синицы залетели в густые кусты. Тетёрка и рябчик под снег спрятались. Вот на полянке появилась бойкая стайка птиц. Это были белые пуночки. Они сели рядком на ледяном гребне. Птицы распушили крылья и спрятали в них носы.

Лес.

Красив русский лес зимой. Белые кружева застыли на берёзках. Блестят пушистые шапки на вековых соснах. Вот и солнышко заглянуло в лес. Заискрились шишки на ветках ёлки. На лесной тропе затаилась рысь. На полянку вылетел рябчик. Он уселся на дерево. Ветерок весело играл с берёзами. Летел белый пух зимы. Лес запел песню. О чём она?

Слова для справок: кружева, заглянуло, о чём.

Первый день зимы.

Земля промёрзала. Зима всё не наступала. К вечеру стало теплеть. Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе. Но вот снег повалил хлопьями. Я накинул пальто и выбежал во двор. Дорожки в саду покрылись гладким белым ковром. Блестящий белый пух сыпал и сыпал с небес. Русская зима вступала в свои права.

Зимний лес.

Лошадь бежала рысью по гладкой дороге. В лесу было тихо. Деревья стояли неподвижно. Сорока села на ветку. Снежная пыль полетела прямо на голову. Таня пошла по тропинке. Тропинка вывела её к поляне. Там росла маленькая пушистая ёлка. Ёлка вся светилась под лучами солнышка. В густых ветвях лесной красавицы прятались птицы.

Слова для справок: неподвижно.

Снежинки.

Тихо и плавно падают из облаков на землю лёгкие снежинки. Подставь варежку и поймай снежинку. Посмотри, как они чудесны! Снежинки имеют разную форму. Им даже названия дали. Это звезда, это пушинка, это ёж. А сколько красивых рисунков можно сделать! Слепившись, снежинки образуют снежные хлопья. Они похожи на кусочки мягкой ваты.

Слова для справок: даже, похожи. (По В. Корабельникову)

Снегурочка.

Раз зимой выпал снег. Выбежали ребятишки на улицу играть. На санках они катаются, снежками кидаются. Стали они снежную бабу лепить. Смотрели на них старик со старухой из окна. Задумали и они вылепить из снега дочку. Слепили старики ручки, ножки, головку. Глазки из светлых льдинок сделали. Хороша Снегурочка! Слова для справок: на них, сделали.

Настала зима.

Вот и настала зима. Утром выпал густой снег. Закружились в воздухе пушистые снежинки. На снегу остались следы зверей и птиц. Тонким ледком покрылась река. Она притихла и уснула, как в сказке.

Слова для справок: притихла.

Лес.

В лесу было темно и глухо. Но вот он посветлел и ожил. Выпал первый снег. Рад снежку заяц-беляк. Весело затрещала сорока. Робко шагнул лисёнок по мягкому снегу. Каждый зверёк оставлял свой след на белом ковре. С деревьев слетели последние осенние листья. Снежные шапки надели пеньки. Красив стал лес.

Январь.

Январь — самый суровый месяц в году. Завывают вьюги. Лютуют морозы. Корма в лесу становится меньше. Птицы подлетают близко к жилью человека. Ты помоги им. Крошки хлебца, семена — вот их пища. На лесные поляны школьники везут сено и душистые веники. Корм животным они заготовили летом. Олени и зайцы охотно едят его. Трубач, циркач, скрипач ели дичь и калач. Царевич и королевич в полночь встретили мышь. Сторож услышал плач, надел плащ и потерял ключ.

На рыбной ловле.

Дорога шла через рожь. Вот пробежала мышь. В роще послышался плач — это сыч затянул песню. Вот и река. Наступила ночь и ловля началась. Кругом стояла тишь. Камыш шептался с рекою. Скоро мне попался ёрш, а у дяди на леске бился лещ. Вот и полночь. Мы сделали шалаш. Утром, только блеснул луч солнца, мы были на ногах.

(По С.Аксакову)

Скворцы.

В нашем селе очень много скворечников. Вот вернулись на родину птицы. Они почистили и обновили свои гнёзда. Вечером скворцы садились на рябину под окном и пели. Я любил их слушать. Скворцы летали, друг к другу в гости. Днём они деловито снуют между огородами и в саду.

***

В лесу было торжественно, светло и тихо. День словно дремал. С неба падали одинокие снежинки. Мы бродили по лесу до вечера. На рябине сидели снегири. Мы сорвали схваченную морозом красную рябину. Это была последняя память о лете, об осени. Мы подошли к озеру. У берегов была тонкая полоска льда. Я увидел в воде стайку рыб. Зима стала входить в свои права. Повалил густой снег.

(По К. Паустовскому)

Снегурочка.

Вот и последний снег растаял. Зацвели в лесах, на лугах цветы. Птицы с юга прилетели. А Снегурочка грустит, в тени сидит. Раз посыпался крупный град. Обрадовалась снежная девочка. Но град быстро стал водой. Снегурочка заплакала.

Дом под снегом.

Я еду по лесу на лыжах. Тихо стоят деревья. Снежком покрыты вековые сосны и ели. Поляну пересекли заячьи следы. Это беляки пробежали к реке. Там они лакомятся веточками ив. Быстро взлетает глухарь. Он поднял крыльями столб снежной пыли. В сильные морозы глухари зарываются в сугроб. Там они и ночуют. Тепло птицам под снегом.

Слова для справок: лакомятся, зарываются.

Гнёзда.

Случилось это утром. Я шёл из леса. Вдруг из-под ног вылетел жаворонок. Я нагнулся. Под маленькой сосенкой было гнездо. Там лежало четыре серых яичка. Другая птица свила свое гнездо на поляне. Гнездо было в сухой траве. Сидит птичка в своем домишке, и не видно её.

Кумушка-лиса.

У лисы зубки остры, ушки на макушке. У кумушки-лисы шуба тёплая. Ходит она тихонько. Свой пушистый хвост лиса носит бережно. Лисонька смотрит ласково, зубы белые показывает. Лисица роет норы глубокие. Много в них входов и выходов.

(По К.Ушинскому)

Весенний дождь.

Три дня дул мокрый ветер. Он съедал снег. На буграх оголилась пашня. В воздухе пахло талым снегом. Ночью хлынул ливень. Чудесен шум ночного дождя. Он торопливо барабанил по стёклам. Ветер в темноте порывами рвал тополя. К утру дождь перестал. Небо было ещё в тяжелых серых тучах. Никита выглянул в окно и ахнул. От снега не осталось и следа.

(По А.Толстому)

Упражнения, способствующие формированию языковой личности младших школьников на уроке русского языка

(Высокое общее развитие как результат творческой атмосферы в школе)

  1. «Ассоциативный ковер» 
    Цель: обогащение словарного запаса, развитие воображения, гибкости и беглости дивергентного мышления, создание положительного эмоционального отношения к уроку. 
    Ученик называет и записывает на чистом листе или на доске одно существительное (например, «яблоко»). Затем он придумывает два слова, которые, на его взгляд, имеют ассоциативную связь с данным словом (например, «зеленое» и «сад»). На следующем этапе он добавляет по два слова к каждому из придуманных им слов-ассоциаций (например, «зеленое» — «покрывало», «растение»; «сад» — «заброшенный», «фрукты») и т.д. Упражнение можно провести один-два раза в течение недели, можно сделать его определенным ритуалом начала урока, можно, придумав цепочку слов, вернуться к ее продолжению через день, два, неделю. Также упражнение может служить разминкой перед каким-либо видом работы (например, перед написанием сочинения).

  2. «Ступеньки»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие воображения, создание положительного эмоционального отношения к уроку. 

На доске записывается одна буква. Задача: подобрать как можно больше слов на эту букву. Каждое последующее слово должно быть на одну букву больше предыдущего.

МЫ

МИР

МЫШЬ

МИШКА

МОЛОКО

МАГАЗИН и т.д.

  1. «Слова»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие воображения.

Составить цепочку слов, чтобы каждое слово в ней начиналось на ту букву (звук), на которую заканчивалось предыдущее.

  1. «Укрась слово»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие воображения, гибкости и беглости дивергентного мышления, создание положительного эмоционального отношения к уроку. 

К существительному подобрать как можно больше прилагательных.

«Кто что делает»

Ведущий называет предмет, ученики по очереди говорят, какое действие он совершает.

5. «Лингвистические игры»

1.      О каком слове идет речь? 
На нем «мир стоит», оно «сверкает ярче солнца», «в огне не горит», «в воде не тонет», «с ложью не дружит». (Правда)

2.     Попробуйте дать толкование слова «правда» (учащиеся работают с толковыми словарями и записывают значение слова в тетрадь).

3.     Найдите друзей и врагов слова «Правда» (синонимы, однокоренные слова — это друзья, антонимы — враги).

4.     Запишите как можно больше пословиц со словом.

6. Задание «Сочинение – 4 минуты»
Цель: развитие воображения, гибкости и беглости мышления, волевой регуляции, ориентации во времени, умения четко формулировать свои мысли, создание положительного эмоционального настроя к написанию сочинения. 
Учитель просит учащихся назвать два существительных, а затем весь класс в течение четырех минут пишет мини-сочинение ровно из четырех предложений с использованием названных слов. 
По окончании времени написания сочинения учитель предлагает желающим прочитать свою работу. Когда сочинения прочитают 5-6 человек, можно переходить к другим упражнениям. 
7. Задание «Я-звезда» 
Цель: повышение самооценки, развитие мотивации достижения, снижение уровня тревожности. 
Каждый ученик выбирает известного литературного героя (исторического деятеля, политика, артиста и др.) и в течение 2-3 минут произносит монолог от его имени, высказывая при этом точку зрения на различные события (в стране, в мире, в школе), чувства и эмоции. Остальные учащиеся пытаются отгадать, чей образ моделирует выступающий. Удачные фразы, движения могут быть отмечены аплодисментами присутствующих. 

Упражнения, способствующие формированию языковой личности младших школьников на уроке русского языка

(Свободное владение всеми сторонами изучаемого языка, хорошие навыки общения)

  1. «Эстафета-рассказ»

Цель: активизировать спонтанную речь детей.

Кто удачнее напишет коллективный рассказ за определенное время (работа в группах). Каждый участник имеет право добавить только одно-два предложения к уже написанному. Тему рассказа определяет учитель. «Игровое задание» Кто-то начал, ты продолжи…» (проба поэтического пера)
Дается начало строки, известной или не очень. Учащиеся должны  самостоятельно закончить, развернуть сюжет.

Возможные примеры начала стихотворных строк:

1) А у нас теленок есть,

Любит травку он поесть…

2) Шла лесной тропинкой

Бабушка с корзинкой…

3) Убежало молоко,

Убежало далеко…

4)Белгород – родной мой город…

2. «Согласен — не согласен.

Цель: Развивает мышление, обогащение словаря, развитие умения правильно излагать свои мысли.

Данная работа происходит в форме диалога: ученики обращаются друг к другу или педагогу с тезисами, которые можно принять или не принять.

Например: «Я утверждаю, что все слова с безударной гласной в корне можно проверить». — «Не согласен.  Не все слова с безударной гласной в корне можно проверить и приводит доказательства»,

Или вот такое утверждение: «Я утверждаю, что имена прилагательные могут изменяться по числам и по падежам». — Согласен, но имеется уточнение, что имена прилагательные изменяются еще и по родам».

Проводя такой учебный диалог, учителю нужно заранее ограничить тематику, дать ребятам задание подобрать не менее пяти вопросов (тогда ученики не будут долго придумывать вопросы по ходу диалога и сконцентрируют внимание на своих и чужих ответах).

3.«Групповой рассказ»

Цель: сплочение коллектива, развитие умения слушать других, строить свои действия в соответствии с их поведением.

Все сидят в кругу. Каждый произносит от одной до пяти фраз, чтобы получился интригующий рассказ. Сочиняется сказка. Если упражнение удается, то половина группы сочиняет рассказ, а другая половина проигрывает его, по ходу разыгрывая действия рассказа в бессловесных ролях.

4.«Диалогов в стихотворной форме»

Вместе: Мы идем лесной тропинкой.

            А куда не знаем сами.

Учитель: За малиной?

Дети: За малиной!

Учитель: За грибами!  

Дети: За грибами!

Вместе: Светит солнце золотое

        Сквозь зеленые оконца.

Учитель: Может мы идем за солнцем?

Дети: Что же

          Может и за солнцем!

Вместе: Может, белка попадется

              Может, ежик ждет нас где-то Ясным утром

              Мы идем гурьбой веселой                           В гости к лету!

Упражнения, способствующие формированию языковой личности младших школьников на уроке русского языка

( Высокая личностная активность, вплоть до стремления к лидерству)

1). «Путаница»

Детям предлагают полоски бумаги , на которых написаны словосочетания.

Неуклюжий как крот, неповоротливый как заяц, слепой как жираф, трусливый как медведь, верный как слон, хитрый как бык, длинный как лиса, упрямый как собака, голодный как рыба, хитрый как индюк, трусливый как ёж, изворотливый как лиса, колючий как сорока, надутый как уж, немой как заяц

болтливый как волк

Задание: надо прочитать словосочетание и исправить ошибку. Детям предлагается оторвать часть, где написано существительное, и подобрать нужное слово. Затем дети прочитывают исправленные словосочетания.

2). «Узнай сказочного героя.

Задание: прочитать словосочетания вслух с правильным окончанием, решить из какой сказки эти слова.

1 группа                                 2 группа 3 группа

У син…  моря,                    Хрустальн…   туфельку, Отважн…  девочка,

золот… рыбку,                     на сказочн…  балу, трудн…  путём,

в ветх…  землянке,            у королевск…  дворца, с добр… друзьями,

разбит…  корыто.                от добр…  феи.                   к Снежн…  королеве.

3).  «Назови такой же»

Учитель называет предмет и один из его признаков. Дети перечисляют другие предметы, имеющие тот же признак, например: «Цыпленок пушистый. Воротник тоже пушистый, снег пушистый, белка пушистая» и т.д. За каждое правильное соотнесение предмета и указанного признака ученик получает поощрительную фишку. В эту игры можно играть, поделившись на команды.  

4). «Аукцион»

В игре побеждает тот, кто последним назовет имя прилагательное, обозначающее:

цвет  (белый, черный, синий…..),

вкус  (соленый, сладкий, кислый….),

размер  (большой, высокий, длинный…),

температуру  (холодный, горячий, теплый…),

качества характера  (добрый, злой, щедрый…)

5).   «На одну букву»

Подберите как можно больше прилагательных, которые начинаются на одну букву (например, на букву К)

Кислый, красный, кожаный, кирпичный, курносый, крутой, кислый, колючий, качественный, королевский, киевский, коричневый, комиссионный, коллективный, кофейный…)

6) «Угадай-ка»

I вариант. За спиной ученика на доске учитель пишет слово (или прикрепляет картинку). Остальные дети должны к данному слову подобрать как можно больше прилагательных. Ученик должен загаданное слово.

II вариант. Дети делятся на две команды. Каждая команда загадывает слово (имя существительное) и подбирают к нему имена прилагательные. Команда выступает пред соперниками  со словами : «Мы загадали предмет. Он (оно, она) круглый, резиновый, разноцветный, …, …,…» Команда соперников должна отгадать загаданный предмет. Примечание: для того, чтобы члены команды были более активными, можно за каждый признак давать 1 очко. Команда считается выигравшей, если их слово угадано.

7) «Пантомима»

Ученик загадывает слово (имя прилагательное). С помощью движений, жестов и мимики он должен показать детям это слово. Ученик считается выигравшим, если его слово угадано.

8). «Пантомима-2. Антонимы»

Прилагательные-антонимы загадывают два ученика. С помощью движений, жестов и мимики они показывают детям эти слова. Пара считается выигравшей, если их слова угаданы.

9). «Магазин»

На доске прикреплены картинки с изображением различных предметов. Один ученик – продавец, другой – покупатель. Покупатель для того, чтобы сделать покупку должен называть признаки предмета. Продавец угадывает предмет и отдает его. Покупатель считается выигравшим, если его предмет угадывают.

10).  « Кто больше »

Для игры необходим мяч. Ученики встают в круг. Учитель называет слово, обозначающее предмет, и передает мяч первому ребенку.   Дети передают мяч друг другу, называя признаки предмета. Тот, кто не может назвать признак, выбывает.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дорофеева, Г.В.  Большая книга заданий по русскому языку. 1-4 классы.[текст] Дорофеева Г.В. М.: 2011-224с.

  2. Нефедова, Е.А. Правила и упражнения по русскому языку. 1 — 5 класс. .[текст]  /Нефедова Е.А., Узорова О.В.// — М., «Аквариум», 2001 г.

  3. Нефедова, Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. 3 класс. .[текст]  /Нефедова, Е.А. Узорова О.В. // — М., «Аквариум», 2001 г.

  4. Сидорчук, Т.А. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности [Текст] / Т.А. Сидорчук – М. – 2008. – 24 с.

  5. Шульгина, Н.П. Текст на уроках итогового повторения [Текст] // Н.П Шульгина,  Русский язык в школе. – 2002. – №2. – С. 18–21.

Методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему: Работа с текстом, 3 класс

Текст для 3 класса. Обыкновенный еж

         Еж — хищное ночное животное небольших размеров (длина тела 20—30 см, масса — 700—800 г) с коротким хвостом (длина — 3 см). Обитает он в основном в смешанных и широколиственных лесах, но проникает также в тайгу и степь. Ежа можно встретить в запущенных садах, парках и даже в хлебных полях, граничащих с лесом. Днем он прячется под кучей хвороста и листвы среди кустарников, ночью выходит кормиться. За ночь еж проходит иногда до 3 км. В темноте он находит пищу при помощи тонкого обоняния. Пищей ежу служат жуки, дождевые черви, мокрицы, моллюски, тритоны, лягушки, жабы, ящерицы, змеи, мыши, полевки, землеройки, а также ягоды, желуди, опавшие спелые плоды яблонь, груш и других деревьев.

        В случае опасности еж свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя: получается колючий шар с торчащими во все стороны иглами. Иглы ежа — это видоизмененные волосы, расположенные только на спине: мордочка и брюшко покрыты обычной шерстью. При встрече с лесными зверями (волком, куницей, лисой), еж фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага. Если это не помогает, он свертывается в клубок, подставляя нападающему хищнику свою колючую спину. Есть у ежа враги, от которых его не спасают ни иглы, ни свертывание в клубок. Так, во время ночной охоты на ежа успешно нападает филин. Нет спасения ежу и от лисицы, которая осторожно подкатывает его лапой к берегу лесной лужицы или болотца и сбрасывает в воду. Вода проникает к брюшку ежа, и он расправляет спину, вытягивает мордочку и плывет к берегу. Тут его поджидает лисица.

        Весной (в апреле) у ежихи появляются 5—7 слепых с мягкими белесыми иголками ежат, которых она выкармливает молоком. Через 1,5—2 месяца ежата покидают гнездо, но самостоятельную жизнь начинают лишь поздно осенью. К зиме (в октябре) ежи жиреют и впадают в. глубокую спячку, находя себе убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой, среди лесного хвороста. Просыпается еж только с прекращением заморозков.

            Значение ежа нельзя оценить однозначно. Он может быть и полезным, и вредным. Он приносит вред, поедая полезных насекомых (шмелей, пчел, жужелиц и т. п.), насекомоядных зверьков (землероек, кротов), птенцов и яйца птиц, гнездящихся на земле. В то же время еж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как хрущи и их личинки, гусеницы и куколки пилильщиков, совки, долгоносики, поедая мышевидных грызунов и ядовитых насекомых.

Задания по русскому языку для 3 класса.

  1. Найдите в третьем  абзаце по одному примеру на каждую из орфограмм, указанных в таблице, запиши их в таблицу,  сохраняя форму слова. Орфограмму подчеркни.

Название орфограммы

Пример слова с данной орфограммой

  • разделительный ь
  • проверяемые безударные гласные в корне слова
  • парные согласные
  • непроизносимый согласный в корне
  • непроверяемые безударные гласные в корне слова
  1. Выпишите  из  последнего абзаца сложные слова, докажите, что они сложные.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из третьего абзаца выпиши родственные слова без повторов, поставив их в начальную форму. Какое слово может быть «лишним»? Подчеркни его. Поясни свой ответ (найди разные варианты)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы и критерии оценивания. Русский язык.

  1. По 2 балла за верно выписанное слово (обязательно и подчеркивание орфограммы), итого 10 баллов. Возможны варианты:

Название орфограммы

Пример слова с данной орфограммой

  • разделительный ь

осенью

  • проверяемые безударные гласные в корне слова

листвой

  • парные согласные

Мягкими,

  • непроизносимый согласный в корне

поздно

  • непроверяемые безударные гласные в корне слова

молоком

  1.             Однозначно,  насекомоядных,  землероек, долгоносики, мышевидных. Если указывают два корня и соединительные гласные,  то ответ принимается. За каждое верное слово по 2 балла. Итого 10 баллов.

Насекомоядных — корень — НАСЕКОМ; соединительная гласная — О; корень — ЯД; суффикс — Н; окончание — Ых; 

Долгоносики —

корень — ДОЛГ; соединительная гласная — О; корень — НОС; суффикс — ИК; окончание — И; 
Основа слова: ДОЛГОНОСИК

Землероек —

корень — ЗЕМЛ; соединительная гласная — Е; корень — РО; суффикс — еК; окончание нулевое.

  1. Ежиха, ежонок, еж (все в ед. ч.) – по 1 баллу за слово. «Лишним» может быть еж – нет суффиксов, ежиха  — ж. р., еж – 1 слог и др. варианты. За 1 найденный вариант -2 балла. Итого 9 баллов, может быть больше.

Итого 29 баллов.

Урок по русскому языку в 3 классе по теме:»Типы текстов и работа с текстом»

Московская область

Воскресенский район

Г. Белоозерский

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18»

Открытый урок по русскому языку в 3 классе

Тема урока: «Типы текстов и работа с текстом»

по программе «Школа России»

(школьное методическое объединение)

Составитель: Яковлева Валентина Николаевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2019 год

Тема урока: «Типы текстов и работа с текстом» (развитие речи)

Цель урока:

— научить различать типы текстов

-определять признаки текста

-умело, успешно говорить

-развивать зрительную память

-развивать орфографическую зоркость

-извлекать нужную информацию

-развивать познавательную активность

-выяснить значение слова «Риторика», «Ритор».

Оборудование: проектор, ноутбук, карточки со словами, тетради, различные типы текстов.

Ход урока.

Вступительная беседа.

Учитель: Для чего нужна человеку речь?

Ученик: Речь нужна человеку для общения.

Учитель: Какая бывает речь?

Ученик: Речь бывает устная и письменная.

Учитель: Прочитайте пословицы:

По речи узнают человека.

Хорошие речи приятно и слушать.

Сначала подумай, потом говори.

Важно не только что ты сказал , но и как сказал.

С тобой разговориться, что меду напиться.

(Слайд 2,3,4,5,6)

Учитель: Что такое «Риторика?» М.В.Ломоносов писал: «Риторика, есть наука…красно говорить и писать».

Что значит красно говорить и писать?

Ученик: Это значит правильно, понятно, убедительно, красиво.

Учитель: Речь делает человека личностью, особенным человеком.

Важная наука риторика достигла своего расцвета в древней Греции 2500 лет назад. Древние греки считали риторику важнейшей наукой, нужной каждому человеку, поэтому ее учили специально как чтение и письмо. Мы с вами изучаем русский язык и литературное чтение, работаем с текстами, развиваем речь.

Учитель: Прочитайте, что записано на карточках: ученик, тетрадь, пенал, дежурный.

Ученик: На карточках записаны слова.

Учитель: А на этих карточках?

Ученик: Словосочетания. Осенний день, хорошая погода, идут в школу.

Учитель: Прочитайте хором: Холодный ветер дует в лицо.

Что вы прочитали?

Ученик: Предложение.

Учитель: Докажите что это предложение.

Ученик: Предложение выражает законченную мысль.

Учитель: Какие бывают предложения?

Ученик: Предложения бывают: повествовательные, вопросительные, восклицательные;

распространенные и нераспространенные, простые и сложные, восклицательные и невосклицательные, с однородными членами предложения.

Учитель: Ребята, посмотрите на запись.

(На доске записан текст.)

Синица.

В саду с ветки на ветку перелетает небольшая шустрая птичка, ростом меньше воробья. Спинка у нее серая, грудка желтая, на головке черно – бархатная шапочка. Это птица – синица. В сад она за добычей прилетела: за жучками и за гусеницами.

Учитель: Докажите, что это текст.

Ученик: Он имеет заглавие, главную мысль, предложения связаны по смыслу.

Учитель: Назовите признаки текста.

Ученик: Предложения связаны по смыслу, имеется заголовок, начальное предложение, основная часть, заключительная часть, ключевые слова.

Учитель: Какой это тип текста?

Ученик: Это текст – описание.

Учитель: Докажите.

Ученик: Описывается внешний вид птички.

Учитель загадывает загадку:

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Учитель: Прочитайте текст (текст записан на доске)

Учитель: Какой это текст?

Ученик: Это текст – рассуждение.

Из сказки Шарля Перро «Кот в сапогах»

«Коту удалось помочь своему хозяину потому, что он был умным, смекалистым, уважал своего хозяина, спас ему жизнь и обманул людоеда».

Учитель: Докажите, что это текст – рассуждение.

Ученик: В тексте объясняется, доказывается что – либо, говорится о причинах явлений, событий.

Учитель: Прочитайте текст на листочках.

Издавна существуют рассказы о дельфинах, похожие на сказки. Греческая легенда поведала о дельфине, который каждый день возил через залив мальчика – в школу и обратно. Однажды мальчик сильно заболел. Дельфин долго ждал его на обычном месте и погиб с тоски по своему маленькому другу.

Греческий историк рассказывает, что дельфины помогали рыбакам загонять в сети рыбу и получали за это награду – кусок хлеба.

Очень часто дельфины сопровождают корабли в открытом океане. С огромной скоростью несутся , рассекая волны. Вдруг в разных местах, словно по неслышному сигналу, животные парами, тройками, целыми группами выпрыгивают из воды. Описав плавную дугу, они врезаются в воду, чтобы через секунду взметнуться вверх.

Дельфины – высокоразвитые существа. Эти дружелюбные, забавные животные могут стать нашими большими друзьями.

(По материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?)

Работа с текстом.

  1. Запиши тему текста. – Этот текст о дельфинах.

  2. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение. – Повествование.

3. Озаглавь каждую часть текста.

1.Дружба мальчика с дельфином.

2.Помощь дельфинов рыбакам.

3.Дельфины сопровождают корабли.

4 .Дельфины – высокоразвитые существа.

4. Спиши четвертый абзац. Поставь знак ударения в каждом слове.

5. Подбери слова – синонимы, используя слова для справок.

Раассекать – разрезать, описать – очертить, обрисовать.

6. Запиши, как ты понимаешь выражение »легенда поведала о дельфине».

Легенда рассказала о дельфине.

7.Выпишите из третьего абзаца слова, подходящие к схеме: приставка, корень, суффикс, окончание.

8. Вставь пропущенные буквы. В скобках запиши проверочные слова.

В дельф-нарии мы см-трели потр-сающее предст-вление. М-рские животные вес-ло прыгали через обручи.

9. Определи последовательность событий. Даны рисунки.

Просмотр проекта» Дельфины»

Сообщение ученика о том, как он работал над проектом и что интересного узнал.

Итог урока:

Что интересного узнали на уроке? Чему научились?

Список литературы:

1.О.Н.Крылова. Учебно – методический комплект. Чтение. Работа с текстом. Москва. Издательство «Экзамен»2020 г.

2. В.П.Канакина и В.Г.Горецкий. Русский язык. Москва, «Просвещение»2015 год.

3.Т.А. Ладыженская. Детская риторика. Издательство «Ювента»2010г.

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: Открытый урок русского языка в 3-м классе по теме «Виды письменных работ. Работа над деформированным текстом»

Тема: Работа с деформированным текстом.

Цель: конструировать предложения на основе деформированного текста.

Задачи:

  1. Развитие письменной речи на основе конструирования предложений, умения составлять логическую связь между словами в предложении; закрепление полученных знаний по нахождению грамматической основы предложения.
  2. Расширение кругозора учащихся, активного словарного запаса.
  3. Повторение изученных орфограмм
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, ко всему живому; учить видеть прекрасное вокруг себя, беречь его и восхищаться им; повторить правила поведения в лесу.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Удивительный денёк!

И мы начнём урок!

— Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами окажемся в лесной осенней сказке и будем собирать в лукошко дары осенней сказки. И нас встречает коренной житель леса – лесовичок. Он будет давать нам задания и при правильном их выполнении нас ждёт подарок от лесовичка.

Ворота открываются!

Сказка начинается!

— Давайте проведём дорожку в осеннюю сказку.

  1. Минутка чистописания.

Бродит в роще листопад
По кустам и клёнам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.

— Что же нам подарил лесовичок при выполнении этого задания? (кленовый листок)

— Давайте положим его в нашу корзинку.

  1. Словарная работа.

Растёт  в осенней сказке грибок,

Он ни низок, ни высок,

Кто к грибочку подойдёт,

Тот слова новые найдёт

(Описание: Начало работы осуществляется при клике кнопкой мыши на стрелку на слайде. При этом появляется вопрос-загадка. При нажатии на загадку – появляется ответ. Далее аналогично по всем вопросам.)

Отгадайте загадки.

  1. Результат при сложении. (Сумма)
  2. Отгадывание слов по их значению. (Кроссворд)
  3. Собирание марок, открыток. (Коллекция)
  4. Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда,

Двойное р содержит он

И называется …(перрон)

  1. Проста загадка и легка:

Пишусь всегда через два к;

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я — …(хоккей)

  1. По долинам, по оврагам

Мчит широкая дорога.

И она, как знают все,

Называется …(шоссе)

  1. Компьютерная, телевизионная, учебная …(Программа)
  2. Где доска и парты есть,

Чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть, у нас.

Это наш просторный …(Класс)

  1. День и ночь стоит на крыше

Это чудо постовой:

Всё увидит, всё услышит,

Всем поделится со мной. (Антенна)

— Что же нам подарил лесовичок при выполнении этого задания? (гриб)

— Давайте положим его в нашу корзинку.

  1. Работа по теме урока.

А путь по сказке продолжается,

И чудеса вот только начинаются!

Чудо растёт на полянке

Красные гроздья висят,

Давайте положим в лукошко

Красивый осени наряд!

— Но прежде, чем положить в лукошко гроздья рябины, нужно выполнить следующее осеннее  задание. (Слайд)

  1. Сообщение цели урока.

— Сегодня на уроке мы с вами будем работать с текстом, повторять изученные орфограммы.

— Что такое текст?

— Какие бывают тексты?
(Повествовательные – как это было? Описания – каков предмет?)

— Что ещё может иметь текст?
(название, а название – это тема текста).

— Как понимаете выражение «деформированный текст»?

— Сегодня на уроке мы попытаемся составить и восстановить текст.  Озаглавить его.

4.2. Работа над деформированным текстом. (Слайд)

Он оделся в яркий наряд. Лес был сказочным.

Солнце светило ярко. Началась пора листопада. Небо было голубое.

От жёлтых листьев он казался золотым. Дети долго любовались красотой природы.Стоял ясный день.Подул лёгкий ветерок. Стая журавлей косяком тянулась к югу.  Листья закружились в дружном хороводе.  Потом они набрали разных листьев и вернулись домой.  

Дети пошли на экскурсию в лес.

             (Стоял ясный день. Дети пошли на экскурсию в лес.

Солнце светило ярко. Небо было голубое. Стая журавлей косяком тянулась к югу.

             Лес был сказочным. Он оделся в яркий наряд. От жёлтых листьев он казался золотым.

             Подул лёгкий ветерок. Листья закружились в дружном хороводе. Началась пора листопада. Дети долго любовались красотой природы.

             Потом они набрали разных листьев и вернулись домой. )  

— Что это за запись? Предложения? Текст? Можно ли назвать текстом?

— Как вы это определили?

— Но что же произошло с нашим текстом?

— Есть связь между предложениями? А что нужно сделать?

— Итак, располагаем предложения в таком порядке, чтобы установить логическую связь

(После выполнения задания рябина перемещается в корзинку. Слайд)

  1. Работа на повторение орфограмм безударная гласная в корне, сложные слова. (Слайд)

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это …
(Сыроежки)

— Лесовичок дарит нам еще один подарок – сыроежку. Давайте посмотрим, что же лежит в нашей осенней корзинке.

Гр…бы, кл…новый л…сток, р…бинка, сыр…ежка.

Не хватает гласных букв.

Они висят на ветке.

Ты буквы нужные сорви,

Поставь в пустые клетки.

Е     И     Я     О     А

— Какие ещё орфограммы есть в этих словах?

— Вы хорошо справились с заданиями лесовичка, и он дарит нам осеннюю корзину. (Слайд)

— А что еще можно положить в осеннюю корзину?

— Где мы с вами сегодня очутились? (в осеннем лесу)

— Как нужно вести себя в лесу?

— Сегодня на уроке рисования мы с вами будем рисовать  осеннюю корзину.

5. Итог урока.

— Чем занимались?

— Какие орфограммы  повторяли?

Использованные интернет ресурсы:

http://kotomatrix.ru/forum/viewtopic.php?pid=87208 

http://www.yartoys.ru/shop/7107.html 

http://selinata.ru/post135229178/ 

http://www.abc-color.com/color/fruit/002/rowan-tree/rowan-tree-picture-color-ru.shtml

sch31-cher.ucoz.ru›

http://www.proshkolu.ru/user/mamulka22/file/314558/

http://ravden.3dn.ru/load/zagadki/zagadki_rifmovki/pro_syroezhki/25-1-0-347

http://ru.picscdn.com/domain/needlenthread.com/

http://www.proshkolu.ru/user/Polikarpowa/file/685532/ 

 

Методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему: Работа с текстом на уроках русского языка и литературного чтения.

                       Работа с текстом на уроках русского языка и

                               литературного чтения в 3 классе.

        Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать.

       При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и   их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст.

       К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его стилистического и художественного своеобразия.

      В систему вопросов  для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. Определяя  тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, различая текст и составляющие его части как единицы речи, определяя общую тему текста, составляя план, различая абзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор, ученик использует ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.

      Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы  развивается внимание к языковой  стороне текста, к деталям.

     Работая с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым  материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

       С целью развития познавательной активности внесены такие виды работы, как заполнение таблицы на основании содержания прочитанного текста, работа с иллюстрациями.

       При работе с текстом осуществляется системный подход к  изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.

                             Вариант 1

  1. Прочитай текст.

                          Синица.

В саду с ветки на ветку перелетает небольшая шустрая птичка, ростом поменьше во серая, воробья. Спинка у неё серая, грудка жёлтая, на головке чёрная бархатная шапочка. Это птица – синица. В сад она за добычей прилетела: за жучками и за гусеницами.

   Большой вред они приносят садам. Одни грызут листья на садовых деревьях, другие портят плоды. Возьмёшь яблоко, разломишь его пополам, а внутри червячок. Вот этих – то вредителей и ловит синица, недаром её называют сторожем наших садов. Увидит своим зорким глазом  добычу, схватит её клювом и съест.

                                                            ( 83 слова )

                                                   ( По Г. Скребицкому )

  1. Определи главную тему текста.
  2. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.
  3. Подбери к данному прилагательному синоним.

Шустрая птичка — ____________________________________

  1. С какой птицей сравнивает автор синицу?
  2. Заполните таблицу, используя слова текста.

О птице

Какая?

Спинка

Грудка

Головка

  1. Как в народе называют синицу?
  2. КА кой вред приносят садам жучки, червячки и гусеницы? Подчеркни в тексте ответ.
  3.  Образуй разные формы слова.

Синица — __________________,____________________,____________________  .

                  Вариант 2.

  1. Прочитай текст.

         Со всего света устремляются весной на север длинноносые птицы. Они летят над морями и лесами, преодолевая огромные расстояния. Почему их так манит великая холодная равнина? Всё очень просто. Летняя тундра – это огромный щедрый стол. На зелёной скатерти находят себе угощение миллионы птиц. Особенно ждут в тундре гостей с длинными носами. Здесь столько комариков, червячков, личинок! Каждый клочок земли набит ими доверху. Взять такое угощение можно лишь длинным клювом. Вот почему в тундре есть спрос на длинный нос. Кстати, долгоносики прилетели! Вот они, все как на подбор!

                                           ( 86 слов )

                                       ( По А. Тихонову )

  1. Определи главную тему текста.
  2. Раздели текст на три части. Озаглавь каждую часть.

1.

2.

3.

        4.  Определи  тип текста: повествование, описание, рассуждение.

       5.   Запиши, с чем сравнивает автор летнюю тундру.

       6.  Подбери к данным словам синонимы.

         Преодолевая — _________________________________

        Набит доверху — _________________________________

       Все как на подбор — _______________________________

       7.   Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочные слова.

       (над) м__рями — __________________________

       (над) л__сами — ___________________________

       (на) з__лёной — ___________________________

        8.   Выпиши из текста  

   — вопросительное предложение

  — восклицательное предложение

        9.   Почему в летнюю тундру прилетают птицы с длинным носом? Подчеркни в тексте ответ.

           

                                      Вариант 3.

  1. Прочитай текст.

       Грызуны – это отряд животных, обладающих острыми передними зубами, которые растут на протяжении всей жизни. С помощью своих зубов животные разгрызают пищу, выкапывают в  земле норы и гнёзда. Бобры могут перегрызть даже деревья, из которых они строят речные плотины для своих жилищ.

      В число двух тысяч видов грызунов входят также мыши, крысы, дикобразы и белки. Самый большой грызун в Южной Америке  — капибара, или воздушная свинья. Она похожа на гигантскую морскую свинку длиной один метр двадцать пять сантиметров и весом свыше сорока пяти килограммов. Самый маленький грызун – европейская полевая мышь. Её длина всего около семи сантиметров.

                                    ( 94 слова)

                                 ( По   энциклопедии «Хочу всё знать»)

  1. Определи стиль текста: научный, художественный или публицистический.
  2. Какова главная тема текста?
  3. Выпиши один из предложенных заголовков, наиболее полно отражающий содержание текста.

«Грызуны», «Самый большой грызун», «Бобры и мыши».

  1. Подчеркни грамматическую основу второго предложения.
  2. Выпиши из третьего предложения по одному словосочетанию к каждой схеме.

глагол  +  существительное

прилагательное  + существительное

  1. Подбери и запиши слова – антонимы.

Острые  — ___________________________

Передние  — __________________________

Выкапывать  — ________________________

Маленький  — _________________________

  1. Заполни таблицу, используя слова текста.

Животные

Что нового узнал(а)?

Бобры

Воздушная свинья

Полевая мышь

  1. Вставь пропущенные буквы. Выдели корень в однокоренных словах.

    С помощью пл__тин б__бры п__днимают уровень в__ды в в__доёмах.  Глубина запруженного м__стечка такая, что в__дное пространство зимой не пром__рзает до дна.

     

     

                    Вариант 4.

  1. Прочитай текст.

         Зелёный ковёр растений покрывал землю за долго до появления человека. Первобытные леса кормили множество обитавших в них разнообразных животных и птиц.

        Но цивилизация развивалась, и люди наступали на природу. Огнём и топором они постепенно изменили облик планеты. Там,  где когда – то шумели дремучие леса, появились плодовые пашни. Из деревьев люди научились строить дома.

       Читай книги о жизни деревьев, и ты узнаешь о том, как они растут, плодоносят и умирают.

       От загрязнения воды и воздуха гибнут леса в развитых странах.  Из — за потребности в древесине под угрозой исчезновения и тропические леса.

       Леса дарят людям чистый воздух. Будем же надеяться, что человечеству удастся сохранить их, и наши потомки научатся жить в согласии с природой.

                                               ( 111 слов )

                                           (По Г. Ханнелору )

  1. Определи главную тему текста.
  2. Определи главную мысль текста.
  3. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.
  4. Отметь в данных словосочетаниях главное слово.

  первобытные леса

  из – за потребности в древесине

  дарят людям

  в согласии с природой

  1. Найди и подчеркни в тексте побудительные предложения.
  2. Дополни недостающие пункты плана.

1._______________________________________

2.Цивилизация наступает.

3._______________________________________

4._______________________________________

        8.  вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.

      Корни прочно закр__пляют (___________) ств__лы (____________) д__ревьев (___________) в  з__мле (___________) и снабжают раств__рёнными (_____________) минеральными веществами.

       9.Объясни выражения.

         «люди наступали на природу»

        «огнём и топором изменили облик планеты»

Предложенный материал соответствует образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.