Карточки по русскому языку на тему «Части речи» 3 класс

Тренинговые карточки с упражнениями и заданиями по русскому языку.

« Части речи»

3-4 классы

Карточка 1 (А)

Спиши предложения.

1) Всех радовала нежная зелень.2) Красив наш зеленый сад.3) Вдали зеленеет

молодой парк.

Надпиши, какой частью речи является каждое выделенное слово. Устно докажи это.

Карточка 2 (В)

Прочитай. Подумай, какой частью речи являются выделенные слова.

Если б мыло приходило

По утрам ко мне в кровать

И само меня бы мыло-

Хорошо бы это было!

Б. Заходер

Спиши выделенные слова. Рядом запиши вопрос, на который отвечают выделенные

слова. Укажи, какой частью речи они являются.

Карточка 3 (С)

Составь два предложения с данными словами. В первом предложении выделенное

слово сделай подлежащим, во втором — сказуемым.

1) Пила, на столе, лежала.

2) Пила, воду, лошадь.

Запиши предложения. В скобках к выделенным словам напиши вопрос, на который

они отвечают, и какой частью речи являются.

Карточка 4 (А)

Спиши предложения.

1) Горняки добывают золото.

2) Сестра купила золотое кольцо.

3) Солнце золотит верхушки деревьев.

Надпиши, какой частью речи является каждое выделенное слово. Устно поставь

вопросы.

Карточка 5 (В)

Подбери к данным словам однокоренные слова. Укажи, какой частью речи они

являются.

с. пр. гл.

Образец. Лень- ленивый, лениться.

Труд-

Боль-

Веселье-

Молодость-

Скука-

Старость-

Карточка 6 (С)

Прочитай.

В полях , не кошенных косой,

Все утро дождик шел косой.

Дочь грома- капля-егоза,

Кончая свой высотный путь,

Летела с круч, закрыв глаза,

В лицо земли боясь взглянуть.

Скользнув с небесного стекла,

В ладонь цветка она стекла.

Л. Кондырев

Спиши первое и последнее предложения. Укажи, какой частью речи являются

выделенные слова. Как проверить безударные гласные в этих словах? В скобках

напиши проверочное слово.

Карточка 7 (А)

Прочитай.

Ходил, береза, у читает, река, кричал, зимний, над, легкий, бумага, видит, чувство,

к, спит, пчела, с, через, белая, широкий, от, около, скользкий.

Выпиши слова в таком порядке:

Имена существительные : (кто? что?)… .

Имена прилагательные : ( какой? какая?)… .

Глаголы: ( что делает? что делал?) … .

Предлоги: … .

Карточка 8 (В)

Прочитай группы однокоренных слов. Напиши их в три столбика: имена

существительные,

имена прилагательные, глагол.

1) Молчание, молчать, молчаливый.

2) Осилить, сила, силовой.

3) Говорить. разговорчивый, разговор.

4) Белок, белить, белый.

5) Готовить, готовый, заготовитель.

Поставить ударение. Подчеркни безударные гласные в корне, проверяемые

ударением.

Карточка 9 (С)

Выпиши однокоренные слова в таком порядке: имена существительные,

имена прилагательные, глагол. Выдели корень.

Чистый, заболит, ласковый, ласка, пляшет, чистота, боль, плясовая ( музыка) ,

больной, вычистит, ласкает, пляска.

Карточка 10 (А)

К данным существительным подбери однокоренные прилагательные и глаголы.

Веселье-…., …. . Звон- …, … .

Боль- …, … . Крик- …, … .

Зелень-…, … . Краснота- …, … .

Выдели корень в каждом слове.

Карточка 11 (В)

Прочитай шуточные стихи. Спиши.

1) Хомяки раздули щеки. 2) Белка бегает с шестом,

Спят лентяи на припеке. Машет в воздухе хвостом.

3) Динго по бревну ходила- 4) Черепаха выжать штангу

Удивила крокодила. Помогла орангутангу

5) Мишка на велосипеде 6) Щука шьёт костюм купальный,

Мчится к финишу – к победе. Голубой, оригинальный.

Укажи части речи.

Карточка 12. (С)

Составь и напиши словосочетания с подходящим по смыслу словом из скобок.

Там, где нужно, изменяй слово.

Косой, покатый (крыша, дождь).

Крупный, огромный (зёрна, озёра).

Старый, пожилой (возраст, дом).

Мирный, спокойный (договор, море).

Нежный, мягкий (хлеб, песня).

Ценный, дорогой (гость, совет).

Из слов каких частей речи ты составил словосочетания ?

Карточка 13 (А)

Вставь подходящиё по смыслу существительные.

Пролетело жаркое ________ , пришла золотая _________ , выпал _________ ,

пришла ______ .

Подули холодные ________ . Ждали зимней одежды ________ , ________ и

_______

Стали ещё зеленее.

Карточка 14. (В)

Прочитай. Укажи части речи.

1) В морской тишине стрекотали сороки ( А.Гайдар).

2) Нарядилась и рябинка в белый праздничный наряд (Е. Трутнева).

3) Привольно шумят золотые поля ( В. Мальков).

4) Седые туманы плывут к облакам ( А. Пушкин).

Список литературы.

1.А. Ундзенкова, О. Сагирова « Русский с увлечением ! » — Екатеринбург:

Издательство «АРД ЛТД», 2012г.

2. Журкина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку. 3

класс . – М.: Просвещение, 2003г.

3. Журкина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку. 4

класс . – М.: Просвещение, 2003г.

4. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвещение, 2000г.

5. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. — М.: Просвещение, 2004г.

Картотека (3 класс) на тему: Карточки по русскому языку по теме «Части речи» для 2 — 3 классов

Карточки по русскому языку по теме «Части речи» для 2 – 3 классов.

№1. Прочитайте текст. Выпишите в первый столбик имена существительные, во второй – глаголы, в третий – имена прилагательные.

Падает пушистый снег. В снежный наряд оделись дома и деревья. Радостные дети встречают зиму.

№2. 1. Прочитайте предложения. Выпишите однокоренные слова и напишите вопросы, на которые они отвечают. Укажите, какими частями речи являются эти слова.

  1. Горняки добывают золото. 2. Победителю вручили золотой кубок.

3.Солнце золотит верхушки деревьев.

  1. Подчеркните окончания выписанных слов.

№3. 1. Из данных слов составьте предложения о снеге и о ребятах.

Сегодня, ребята, весёлые, играют, выпал, в снежки, снег, пушистый, на дворе.

2.Подчеркните одной чертой существительные, двумя – глаголы, волнистой линией – прилагательные.

№4. Выпишите пары существительных, близких по значению.

Образец. Сумерки и мрак.

Сумерки, жара, шум, веселье, буря, смех, мрак, зной, грохот, радость, улыбка, ураган.

№5. Спишите текст. Выпишите вместе с существительными прилагательные, с которыми они связаны. В скобках напишите вопросы. Проверьте окончания прилагательных окончаниями вопросов.

Образец. Облако (какое?) чёрное.

Чёрное облако закрыло солнце. Густая пыль поднялась на дороге. Задрожала осиновая роща. Вспыхнула яркая молния. Упали крупные капли дождя.

№6. 1.Спишите предложения. Вместо точек вставьте прилагательные духовой, душистый, душный.

1.В парке играл . . . оркестр. 2.Сестре подарили букет . . . ландышей. 3.В . . . комнате нельзя спать.

2. Придумайте и напишите предложения с прилагательными пушной, пуховый, пушистый.

№7. 1. Выпишите парами глаголы с противоположным значением. Напишите вопросы, на которые они отвечают.

1.Лето припасает, а зима поедает. 2.Мир строит, а война разрушает. 3. Смелый там найдёт, где робкий потеряет. 4.Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.

2. Выпишите парами другие слова противоположного значения. Укажите части речи.

№8. Спишите. Подчеркните окончания вопросов и глаголов.

1.Девочка (что делала?) играла. 2. Солнце (что делало?) играло. 3.Дети (что делали?) играли.

№9. Прочитайте текст. Выпишите подлежащее и сказуемое из каждого предложения. Вставьте окончания глаголов: — о, — а, -и. Подчеркните окончания.

Наступил…   утро. Вот уже погасл…   последняя звезда. На вершине ели заиграл…   лучи солнца. Солнце взошл…   над лесом. Роса заблестел…   всеми цветами радуги. Под тяжестью тракторов загудел…   земля. Около реки лежал…   зелёное поле.

№10. 1.Спишите предложения. Измените данные в скобках сказуемые по смыслу.

1.Солнце (осветить) поляну. 2.Речка (сверкать) на солнце. 3.Ласточки весело (щебетать).

2. Подчеркните окончания глаголов.

№11. 1. Составьте предложения с данными глаголами.

Вошёл (во что?), взошёл (на что?), зашёл (за кем?), одел (кого?), надел (что?).

  1. Подчеркните приставки в глаголах.

№12. Спишите предложения. Поставьте перед глаголами не, чтобы получилась пословица.

Образец. Руки не протянешь, так и ложки не достанешь.

  1. Руку протянешь, так и ложку достанешь. 2. Потрудишься, так и хлеба поешь. 3. Посмотришь – увидишь, расспросишь – найдёшь. 4. Кто работает, тот и ест. 5. Кто сеет, тот и веет. 6. Вырастишь овощи – сваришь щи.

№12. Напишите о том, как нужно беречь книгу. Подчеркните не с глаголами.

Образец. Не перегибай переплёта книги.

№13. 1. Выпишите в первый столбик имена существительные, во второй – глаголы, в третий – имена прилагательные.

Пробуждение цветов.

   Вот открывает лепестки жёлтый козлобородник. За ним раскрывает широкие лепестки шиповник. Вспыхивает ярким огнём мак. Поднимает золотую головку одуванчик. Позже открывает лепестки красная полевая гвоздика. За ней раскрывает белоснежный венчик водяная лилия.

                                                                                                           По В. Ветлиной.

2.Напишите, что означают слова каждой части речи. На какие вопросы они отвечают?

№14.  1.Подберите к данным именам существительным однокоренные имена прилагательные и глаголы.

Честь, грусть, мороз, жар, свет, вид, боль, соль.

2.Укажите части речи.

Образец. Честь (сущ.), чествовать (гл.), честный (прил.).

№15.  1.Подберите к выделенным существительным другие существительные, близкие по значению.

Труд, метель, буря, жара, работа, вьюга, зной, ураган, пекло, вихрь, занятие.

  1. Подчеркните существительные, которые обозначают явления природы.

№16. Выпишите в один столбик существительные мужского рода, в другой – женского, в третий – среднего. Вставьте пропущенные буквы.

За…ц, с…бака, гн…здо, м…л…ко, к…рова, р…бота, м…тро, …рех, аллея, п…года, б…лото, с…лома, шофёр, п…мидор, космос, яблоко.

№17.  Спишите пары слов. Вставьте пропущенные окончания.

  Честное слов…  . Любимое дел…  . Яркое солнц…   . Ясное неб…  . Спелое яблок…  . Вишнёвое варень…   . Новое плать…  . Тёплое одеял…  .

№18. Напишите загадки и отгадки к ним. Подчеркните их окончания.

Летом в шубе, а зимой голо. Что выше леса, краше света? Пушистая вата плывёт куда – то. Живёт без тела, говорит без языка.

Отгадки: солнце, дерево, облако, эхо.

№19. Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните окончания существительных среднего рода.

Радостная жизнь веселит сердц…  . Красно пол…  рож…ю. Не украшай плать…, украшай ум. Ум да здоровь… всего д…роже.

№20. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите род существительных.

Наступило утр…  . Ярко светит солнц…  . Ясное неб…  . По нему плывёт белое облак…  . Передо мной высокое дерев…  . Это яблоня. Вот упало спелое яблок…  . За садом пол…  .

№21. Спишите предложения. Вставьте подходящие по смыслу имена существительные. Обозначьте род имён существительных.

По дороге мчался … лошадей. Высоко летела … журавлей. Возле реки паслось … коров.

Слова для вставки: стая, стадо, табун.

№22. Из данных слов составьте и напишите предложения. Вставьте пропущенные окончания. Укажите род существительных. Подчеркните окончания.

Показалось, солнц… , яркое. Заблестело, пол…, росой. Проснулось, стад… , на лугу.

№23. 1. Прочитайте слова. Спишите в один столбик существительные женского рода, а в другой – мужского.

Дочь, мяч, вещь, плащ, рожь, нож, печь, ключ, дрожь, пляж.

Образец.                   Ж. р.                             М.р.

        дочь                           мяч

2.Сравните столбики и подумайте, какие существительные пишутся с ь на конце после шипящих.

№24.  1.  Прочитайте слова. Поставьте существительные в единственном числе. Спишите пары слов.

Образец. Красивый плащ (м.р.).

Красивый (плащи). Дорогая (вещи). Летучая (мыши). Горячий (калачи). Резиновый (мячи). Осенняя (ночи). Электрическая (печи). Школьный (врачи). Железный (обручи). Верный (товарищи).

2.Подчеркните ь . Укажите род имён существительных.

№25. Данные существительные поставьте в единственном числе. Укажите род имён существительных. Подчеркните ь .

Образец. Ночи – ночь (ж. р.).

Товарищи, дочери, ландыши, вещи, плащи, ночи, лучи, печи, кирпичи, ножи, мыши, ковши, броши, чижи, ключи, речи, силачи.

Материал по русскому языку (3 класс) на тему: Карточка по русскому языку «Части речи» 3 класс

Фамилия, имя ……………………………………………………………………..

Вариант 1.

  1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Капел…ка,  сп…лзёт,  н…га,  пл..хой,  сл…ны,  в…сна,  д…бреть,

 

б…льные,  в…сьмой,  г…ревать.

  1. Выпиши слова из задания 1 по группам:

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Имя числительное

  1. Прочитай предложение. Подчеркни грамматическую основу. Подпиши части речи.

Я прочитала интересную книгу про космос.

…………………………………………………………………………………….

Фамилия, имя ……………………………………………………………………..

Вариант 2.

  1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Дв…ры,  см…хнул,  к…вровый,  кл…довая,  л…шадка, ш…гнуть,

 с…дьмой,  св…ча,  с…стра ,сб…жит.

  1. Выпиши слова из задания 1 по группам:

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Имя числительное

  1. Прочитай предложение. Подчеркни грамматическую основу. Подпиши части речи.

Мы спели красивую песню о зиме.

Карточки по русскому языку для 3 класса по теме «Части речи»

1.Выпиши из предложения словосочетания с вопросом:

Пушистая белочка живёт в лесу.

________________________________________________

__________________________________________________

2.Найди имена существительные, запиши в 3 столбика.

Лежит, красивая, лист, осень, озеро, читает, белый, красит, море, урожай, волшебный, корабль, ягода, суббота, мелкий, строгий, река, кричит, глубокий, чистый, ножницы, гнездо

Ж.р.____________________________________________________________________________

С.р. ____________________________________________________________________________

М.р.____________________________________________________________________________

3.Подберите проверочные слова:

Т…жёлый -______________, зап…лзла-__________________, т…шина-_________________, поб…жал-_________________,
см…шной-________________, в…твистый-__________________.

4.Дополните словосочетание и определите род имени существительного, вставьте буквы.

Зв…риная ____________, в…твистое _______________,

высокий ______________, св…тило_________________,

л…тел _______________, б…жала __________________.

3.Найдите в каждой строчке лишнее слово. Укажите род и число. 

Ср.р.: Плечо, полотенце, окно, ведро, груша, стекло, небо.

М.р.:Диван, учебник, яблоко, апельсин, карандаш, пенал, чемодан.

Ж.р.:Яблоня, слива, тетрадь, морковь, стул, зима, книга.

4.Разбери по составу слова.

Заползла, жёлтенький,      сварил,       запах,      рассвет,    поездка,       весёлый,    сторожка, снежная

5. Вставь безударные гласные, запиши проверочные слова

Цв…точки- _______________, хр…нил- _______________,

скв…рцы- ________________, пч…ла -_________________,

кр…сота —__________________, т…жёлый -________________________

6.Вставь пропущенные буквы. Определи падеж. Выдели окончания.

О букашк…, о гордост…, из шерст…, по милост…, по травинк…, из земляник…, о вишн…, в арбуз…, на фуражк…, в колен… .

В холод…, из деревн…, о жизн…, по букв…, около город…, у вырубк…, по пустын…, к сирен…, на припёк… в фонтан… .

                                         

7.Вставь пропущенные буквы. Определи лицо местоимений.

Прин..сли нам щенка спаниэля, вел..чиной со среднюю крысу. Кошка наша на шкафу стала готовиться к пры..ку. Ей, конечно, непонятно: крыса это или щенок. Чтобы развлечь его, я принёс из кухни кость. И пол..жил ему под нос.

Поставь глаголы в начальную форму.

Кусает________________, ходит__________________, шумит_________________, прыгнул__________________, сверкает__________________, взмахнул________________, смотрел___________________, любит__________________, срезают______________, делает_________________________.                              

Учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему: 3 класс. Карточки Части речи

ФИ_____________________________________                   ФИ__________________________

               

ФИ_____________________________________                   ФИ__________________________

               

ФИ_________________________________________________________

ФИ_________________________________________________________


ФИ_____________________________________________________

1.Подчеркни существительные, отвечающие на вопрос кто?

Книга, тетрадь, человек, радость, переписка, ягоды, грибы, ребёнок, ворона, молния, дерево, ум, сон, зверёк, тишина, рыба, праздник, лиса, поход, снег, Маша, птица, мальчик, продавец, храбрость, зима, ручка, белка.

2.Подчеркни только имена существительные.

Лампа, стул, берёзовый, стучать, клён, морозное, обезьяна, земляника, снежинки, читает, глубокий, дельфин, каменный, вытекает, садовник, сосед, Коля, работа, жаркий, пришла, студёные, осень.

ФИ_____________________________________________________

1.Подчеркни существительные, отвечающие на вопрос кто?

Книга, тетрадь, человек, радость, переписка, ягоды, грибы, ребёнок, ворона, молния, дерево, ум, сон, зверёк, тишина, рыба, праздник, лиса, поход, снег, Маша, птица, мальчик, продавец, храбрость, зима, ручка, белка.

2.Подчеркни только имена существительные.

Лампа, стул, берёзовый, стучать, клён, морозное, обезьяна, земляника, снежинки, читает, глубокий, дельфин, каменный, вытекает, садовник, сосед, Коля, работа, жаркий, пришла, студёные, осень.

ФИ_____________________________________________________

1.Подчеркни существительные, отвечающие на вопрос кто?

Книга, тетрадь, человек, радость, переписка, ягоды, грибы, ребёнок, ворона, молния, дерево, ум, сон, зверёк, тишина, рыба, праздник, лиса, поход, снег, Маша, птица, мальчик, продавец, храбрость, зима, ручка, белка.

2.Подчеркни только имена существительные.

Лампа, стул, берёзовый, стучать, клён, морозное, обезьяна, земляника, снежинки, читает, глубокий, дельфин, каменный, вытекает, садовник, сосед, Коля, работа, жаркий, пришла, студёные, осень.

Части речи. Карточки. 2-3 класс.

Карточки по русскому языку по теме «Части речи» для 2 – 3 классов.

№1. Прочитайте текст. Выпишите в первый столбик имена существительные, во второй – глаголы, в третий – имена прилагательные.

Падает пушистый снег. В снежный наряд оделись дома и деревья. Радостные дети встречают зиму.

№2. 1. Прочитайте предложения. Выпишите однокоренные слова и напишите вопросы, на которые они отвечают. Укажите, какими частями речи являются эти слова.

1. Горняки добывают золото.

2. Победителю вручили золотой кубок.

3.Солнце золотит верхушки деревьев.

Подчеркните окончания выписанных слов.

№3. 1. Из данных слов составьте предложения о снеге и о ребятах.

Сегодня, ребята, весёлые, играют, выпал, в снежки, снег, пушистый, на дворе.

2.Подчеркните одной чертой существительные, двумя – глаголы, волнистой линией – прилагательные.

№4. Выпишите пары существительных, близких по значению.

Образец. Сумерки и мрак.

Сумерки, жара, шум, веселье, буря, смех, мрак, зной, грохот, радость, улыбка, ураган.

№5. Спишите текст. Выпишите вместе с существительными прилагательные, с которыми они связаны. В скобках напишите вопросы. Проверьте окончания прилагательных окончаниями вопросов.

Образец. Облако (какое?) чёрное.

Чёрное облако закрыло солнце. Густая пыль поднялась на дороге. Задрожала осиновая роща. Вспыхнула яркая молния. Упали крупные капли дождя.

№6. 1.Спишите предложения. Вместо точек вставьте прилагательные духовой, душистый, душный.

1.В парке играл . . . оркестр. 2.Сестре подарили букет . . . ландышей. 3.В . . . комнате нельзя спать.

2. Придумайте и напишите предложения с прилагательными пушной, пуховый, пушистый.

№7. 1. Выпишите парами глаголы с противоположным значением. Напишите вопросы, на которые они отвечают.

1.Лето припасает, а зима поедает. 2.Мир строит, а война разрушает. 3. Смелый там найдёт, где робкий потеряет. 4.Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.

2. Выпишите парами другие слова противоположного значения. Укажите части речи.

№8. Спишите. Подчеркните окончания вопросов и глаголов.

1.Девочка (что делала?) играла.

2. Солнце (что делало?) играло.

3.Дети (что делали?) играли.

№9. Прочитайте текст. Выпишите подлежащее и сказуемое из каждого предложения. Вставьте окончания глаголов: — о, — а, -и. Подчеркните окончания.

Наступил… утро. Вот уже погасл… последняя звезда. На вершине ели заиграл… лучи солнца. Солнце взошл… над лесом. Роса заблестел… всеми цветами радуги. Под тяжестью тракторов загудел… земля. Около реки лежал… зелёное поле.

№10. 1.Спишите предложения. Измените данные в скобках сказуемые по смыслу.

1.Солнце (осветить) поляну. 2.Речка (сверкать) на солнце. 3.Ласточки весело (щебетать).

2. Подчеркните окончания глаголов.

№11. 1. Составьте предложения с данными глаголами.

Вошёл (во что?), взошёл (на что?), зашёл (за кем?), одел (кого?), надел (что?).

Подчеркните приставки в глаголах.

№12. Спишите предложения. Поставьте перед глаголами не, чтобы получилась пословица.

Образец. Руки не протянешь, так и ложки не достанешь.

Руку протянешь, так и ложку достанешь. 2. Потрудишься, так и хлеба поешь. 3. Посмотришь – увидишь, расспросишь – найдёшь. 4. Кто работает, тот и ест. 5. Кто сеет, тот и веет. 6. Вырастишь овощи – сваришь щи.

№13. Напишите о том, как нужно беречь книгу. Подчеркните не с глаголами.

Образец. Не перегибай переплёта книги.

№14. 1. Выпишите в первый столбик имена существительные, во второй – глаголы, в третий – имена прилагательные.

Пробуждение цветов.

Вот открывает лепестки жёлтый козлобородник. За ним раскрывает широкие лепестки шиповник. Вспыхивает ярким огнём мак. Поднимает золотую головку одуванчик. Позже открывает лепестки красная полевая гвоздика. За ней раскрывает белоснежный венчик водяная лилия.

По В. Ветлиной.

2.Напишите, что означают слова каждой части речи. На какие вопросы они отвечают?

№15. 1.Подберите к данным именам существительным однокоренные имена прилагательные и глаголы.

Честь, грусть, мороз, жар, свет, вид, боль, соль.

2.Укажите части речи.

Образец. Честь (сущ.), чествовать (гл.), честный (прил.).

№16. 1.Подберите к выделенным существительным другие существительные, близкие по значению.

Труд, метель, буря, жара, работа, вьюга, зной, ураган, пекло, вихрь, занятие.

Подчеркните существительные, которые обозначают явления природы.

№17. Выпишите в один столбик существительные мужского рода, в другой – женского, в третий – среднего. Вставьте пропущенные буквы.

За…ц, с…бака, гн…здо, м…л…ко, к…рова, р…бота, м…тро, …рех, аллея, п…года, б…лото, с…лома, шофёр, п…мидор, космос, яблоко.

№18. Спишите пары слов. Вставьте пропущенные окончания.

Честное слов… . Любимое дел… . Яркое солнц… . Ясное неб… . Спелое яблок… . Вишнёвое варень… . Новое плать… . Тёплое одеял… .

№19. Напишите загадки и отгадки к ним. Подчеркните их окончания.

Летом в шубе, а зимой голо. Что выше леса, краше света? Пушистая вата плывёт куда – то. Живёт без тела, говорит без языка.

Отгадки: солнце, дерево, облако, эхо.

№20. Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните окончания существительных среднего рода.

Радостная жизнь веселит сердц… . Красно пол… рож…ю. Не украшай плать…, украшай ум. Ум да здоровь… всего д…роже.

№21. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите род существительных.

Наступило утр… . Ярко светит солнц… . Ясное неб… . По нему плывёт белое облак… . Передо мной высокое дерев… . Это яблоня. Вот упало спелое яблок… . За садом пол… .

№22. Спишите предложения. Вставьте подходящие по смыслу имена существительные. Обозначьте род имён существительных.

По дороге мчался … лошадей. Высоко летела … журавлей. Возле реки паслось … коров.

Слова для вставки: стая, стадо, табун.

№23. Из данных слов составьте и напишите предложения. Вставьте пропущенные окончания. Укажите род существительных. Подчеркните окончания.

Показалось, солнц… , яркое. Заблестело, пол…, росой. Проснулось, стад… , на лугу.

№24. 1. Прочитайте слова. Спишите в один столбик существительные женского рода, а в другой – мужского.

Дочь, мяч, вещь, плащ, рожь, нож, печь, ключ, дрожь, пляж.

Образец. Ж. р. М.р.

дочь мяч

2.Сравните столбики и подумайте, какие существительные пишутся с ь на конце после шипящих.

№25. 1. Прочитайте слова. Поставьте существительные в единственном числе. Спишите пары слов.

Образец. Красивый плащ (м.р.).

Красивый (плащи). Дорогая (вещи). Летучая (мыши). Горячий (калачи). Резиновый (мячи). Осенняя (ночи). Электрическая (печи). Школьный (врачи). Железный (обручи). Верный (товарищи).

2.Подчеркните ь . Укажите род имён существительных.

№26. Данные существительные поставьте в единственном числе. Укажите род имён существительных. Подчеркните ь .

Образец. Ночи – ночь (ж. р.).

Товарищи, дочери, ландыши, вещи, плащи, ночи, лучи, печи, кирпичи, ножи, мыши, ковши, броши, чижи, ключи, речи, силачи.

Дидактический материал по теме «Части речи», 3 класс, УМК «Школа России»

МКОУ « Лозовская НОШ – ДС» Верхнемамонского муниципального района Воронежской области

Дидактический материал по теме « Части речи» 3 класс УМК « Школа России»

Автор: учитель начальных классов Анпилогова Л.Н.

Наличие карточек с заданиями различной трудности позволяет дифференцировать самостоятельную работу учащихся.Карточки с заданиями для самостоятельной работы учащихся на всех этапах усвоения учебного материала. Виды упражнений по правописанию частей речи, их последовательность и степень повторяемости соответствует особенностям изучаемого материала. Задания при объяснении нового материала имеют поисковой характер, указывается последовательность умственных действий. Кроме основного задания по новому материалу, в карточке предлагаются задания для повторения пройденного и для подготовки учащихся к усвоению последующего материала.

Карточка № 1

1. Выпиши в два столбика слова: рабочий, пенал, лесник, карта, маляр, ученик, дерево, стул, директор, учительница, открытка.

1 (кто?) 2 (что?)

2. Допиши предложения.

Детей учит (кто?) …….

Больных лечит (кто?) …… .

Ученик читает (что?) …… .

Мама варит (что?) …… .

3. Измени слово СЕСТРА по образцу:

мама – (о ком?) о маме – (для кого?) для мамы.

Окончания подчеркни.

4. Прочитай, выбери из скобок и вставь нужный предлог.

Стол, …столом, … стола (за, у)

Урок, … уроком, …уроке (перед, на)

Окно, … окна, … окном (у, под)

Река, …реке, …реки (в, от)

5. Подбери к слову ВЕСНА слова, отвечающие на вопрос какая?

Образец: погода (какая?) теплая, солнечная, приветливая.

Весна (какая?) ….., ….., ….. .

6. Прочитай. Найди ошибку. Напиши правильный вариант словосочетания.

Кто? что делает?

Собака мычит

Карточка №2

Измени слова по образцу, используя предлоги.

    Образец: мама – (о ком?) о маме — (у кого?) у мамы

    Сестра — ……. — ……

    Брат — ……. — ……

    Отец — ……. — …….

    2.Измени слово ДЕРЕВО, используя предлоги: перед, около, за, у, к, с, над.

    3.Исправь ошибку. Напиши правильный вариант предложения.

    Портной (что делает?) готовит.

    Врач (что делает?) продаёт.

    Учитель (что делает?) чинит.

    Продавец ( что делает?) лечит.

    Сапожник (что делает?) учит.

    Повар (что делает?) шьёт.

    4.Измени слова СТРОИТЬ, РИСОВАТЬ, БЕЖАТЬ, КРИЧАТЬ, ВАРИТЬ по образцу:

    Что делать? Что делает? Что делал? Что будет делать

    5. Выпишите пары существительных, близких по значению.

    Образец. Сумерки и мрак.

    Сумерки, жара, шум, веселье, буря, смех, мрак, зной, грохот, радость, улыбка, ураган.

                                                  Карточка № 3

    Какая часть речи отвечает на вопросы кто? и что?

    1. Прочитай текст.

    Летом у папы и мамы был отпуск. Мы ездили в Ялту. Там я видел корабли и маяк.

    1. Выпиши из текста имена существительные вместе с предлогом, определи и обозначь в скобках их род и число.

     

    2.Прочитай слова: Ученица, Лида, Карта, костя, Москва, Село, Воронеж.

    Найди и исправь ошибки. Запиши слова правильно. Придумай три предложения с данными словами, используя предлоги: У, С, ЗА.

     

    3.Какая часть речи обозначает действия предмета?

    Задай вопрос к данным словам по образцу: дождь (что сделал?) полил

    Ручей (…..?) побежал ночь (……?) наступила

    Солнце (…..?) взошло небо (……?) просияло

     

    4. Измени слова в соответствии с вопросами:

    что делать? Что делает? Что сделал? Что будет делать?

    Думать …….. …….. ……..

    Смотреть ……. ……. …….

    Кидать ……. ……. …….

    Плясать ……. ……. …….

    Летать ……. …… …….

    Бегать ……. ……. ………

    5. Спишите текст. Выпишите вместе с существительными прилагательные, с которыми они связаны. В скобках напишите вопросы. Проверьте окончания прилагательных окончаниями вопросов.

    Образец. Туча (какая?) чёрная.

    Тёмная туча закрыло солнце. Густая пыль поднялась на дороге.

    Затрепетали листья на осинках. Ударил сильный гром. Вспыхнула яркая молния. Крупные капли дождя упали на землю.

                                                                   Карточка 4

    1.Подбери к данным словам слова, обозначающие признак предмета.

    Образец: лето (какое?) жаркое.

    Облако ……

    Лес ……

    Земля ……

    2. Спишите предложения. Измените данные в скобках сказуемые по смыслу.

    Солнце (осветить) поляну.

    2.Речка (сверкать) на солнце.

    3.Ласточки весело (щебетать).

    3.Поставь вопрос к словам, обозначающим признак предмета.

    Образец: море (какое?) синее.

    Зима (…..?) холодная

    Трава (……?) сочная

    Стул (……?) деревянный

    Дуб (……?) высокий

    Музыка (……?) громкая

    Кони (……?) быстрые

    Поле (……?) широкое

    4.Поставь вопрос к словам в скобках.

    Образец: В лесу звери (что делают?) готовятся к зиме.

    ( Ёжик) несёт грибы на спинке.

    (Серый) зайка надевает новую шубку.

    Медведь (готовит) себе берлогу.

    5. Напиши имена своих товарищей в алфавитном порядке и составь небольшие предложения о том, что делает каждый из них.

    Образец: Таня (что делает?) читает книгу.

    Вася (что делает?) делает уроки

    6. Из данных слов составьте предложения .

    Сегодня, ярко, ребята, весёлые, светит, играют, выпал, в снежки, наступила, долгожданная, снег, солнце, пушистый, на дворе, зима.

    Подчеркните одной чертой существительные, двумя – глаголы, волнистой линией – прилагательные.

     

    Используемая литература

    1.Журнал « Начальная школа» № 6 1987 г

    2.« Сборник упражнений по русскому языку для самостоятельных работ в малокомплектной школе. Начальные классы» М, Просвещение,1985 г