Урок по русскому языку на тему «Текст
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 3
Русский язык
3 класс
Учитель высшей категории
Аглиулина А. Г.
Тема урока: « Текст – что это такое?»
Цели урока:
— сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков;
— использовать компьютерные программы с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность, дифференциацию и индивидуализацию обучения;
— проконтролировать знания детей с помощью текста.
Оборудование:
— презентация;
— раздаточный материал;
— учебник по русскому языку Т. Г. Рамзаева , 3 класс
Ход урока.
I Орг. момент, сообщение темы и целей урока.
II ,,Вхождение,, в тему урока.
— Послушайте музыку и настройтесь на работу.
(Звучит музыка А.Вивальди ,,Шторм,, в аранжировке и исполнении Ванессы Мэй)
Слайд- 1- 24
-Какие чувства и переживания вызвала у вас эта музыка?
-Как можно назвать это произведение?
Слайд- 25
-Это муз. произведение называется ,,Шторм,, или ,,Летняя гроза,, Написал эту чудесную музыку Антонио Вивальди – великий итальянский композитор, скрипач, дирижер, педагог, католический священник. Широкой известностью пользуются его виртуозные и мелодичные концерты.
— Исполнила и сделала аранжировку этой пьесы — всемирно известная английская скрипачка, композитор, певица — Ванесса Мэй.
— Ну а теперь,послушайте стихи А.С. Пушкина.
Слайд- 26
(Читаю стихи на слайде)
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.
( А.С.Пушкин)
— Как вы думаете, почему мы начали урок с этих слов? (Нам предстоит сделать какие-то открытия и узнать что-то новое).
— Давайте исследуем это предложение и объясним значения непонятных вам слов.
— Опыт— совокупность знаний, умений и навыков.
-Гений— человек, обладающий одаренностью, талантом.
— Парадокс(греч.,,неожиданный, странный,,) – мнение,суждение, противоречащее здравому смыслу.
— Просвещенье— распространение знаний, образование.
Слайд- 27
— Подберите и запишите однокоренные слова к слову ЧУДНЫЙ, обозначьте корень.
(Ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.)
— Проверьте слова: чудо, чудак, чудить,чудеса, чудесный,чудодей,чудачка, чудище,чудик, чудила,чудной.
— ЧУДО – необычное, удивляющее, нечто поразительное; безобразное, страшное.
— Подберите синонимы к слову ЧУДНЫЙ.
(Прекрасный,красивый,великолепный,прелестный, очаровательный,восхитительный,превосходный, очень хороший).
— Подберите антонимы к слову ЧУДНЫЙ.
(Некрасивый,плохой,неинтересный,уродливый, ужасный, безобразный, страшный).
СЛАЙД-28
— Восстановите перепутанную цепочку слов:ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СЛОГИ, ЗВУКИ, СЛОВА.
— Учащиеся восстанавливают цепочку: ЗВУКИ, СЛОГИ, СЛОВА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
— Проверим.
СЛАЙД- 29
— Докажите правильность цепочки.
-В этой цепи не хватает одного слова. Отгадайте, какого? Это слово написано цифрами
СЛАЙД- 30
20, 6, 12, 19, 20.
-Вспомните алфавит, чтобы выполнить это задание.(На доске плакат алфавита).
СЛАЙД- 31
— Т Е К С Т
— Как вы думаете,почему слово Т Е К С Т выделено красным цветом?
— Это тема нашего урока.
III. Раскрытие темы урока.
1.— Прочитайте главный вопрос урока.
СЛАЙД- 32
Т Е К С Т – ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
-На этот вопрос мы постараемся ответить вместе.
СЛАЙД- 33
— Как вы думаете, можно ли назвать текстом стихи А.С. Пушкина? (Да-это текст).
-Докажите. (Можно выделить главную мысль).
— Главная мысль текста – открытия.
2. Работа со схемой – рисунком ,,Яркие признаки текста,,
СЛАЙД- 34
ЦВЕТОК С ЛЕПЕСТКАМИ.
Заголовок
Абзац Начало
Тема
Ключевые слова Концовка Основная часть
-Назовите признаки текста.
Заголовок, начало, основная часть, концовка, опорные слова,абзац, тема, основная мысль.
СЛАЙД- 35 Учитель переворачивает лепестки ,,мышкой,, объясняя каждый признак.
Получается схема- рисунок.
— Тема- это то,о чем или о ком говорится в тексте.
— Основная мысль- самое главное, о чем говорит нам текст.
— Заголовок- заглавие, название.
— Начало, основная часть, концовка- структура текста.
— Красная строка- пишут только ту часть текста, в которой есть новая мысль.
-Опорные слова(ключевые)- слова, по которым можно понять основную мысль текста.
-Понять основную мысль текста – это найти ключик к тексту, и он откроется нам и поделится своими мыслями, чувствами.
-Какой признак должен быть обязательно в тексте? (Основная мысль).
3. Работа с деформированным текстом.
СЛАЙД- 36
ВЫСКОЧИЛА ОДНА ГОРОШИНА.
Выскочила одна горошина.
Обезьяна несла две полные горсти гороху.
Она бросилась поднимать и просыпала все.
Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок.
Тогда она рассердилась и разбросала весь горох.
— Применим наши знания на практике.
-Прочитайте предложения.
Ученик читает.
Можно ли назвать это текстом? Докажите. (Нельзя понять основную мысль).
-Восстановите перепутанную цепочку предложения.
СЛАЙД-37
-Дети определяют порядок предложений , а учитель восстанавливает их на экране.
-Посмотрите на эти предложения.
Обезьяна несла две полные горсти гороху.
Выскочила одна горошина.
Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок.
Она бросилась поднимать и просыпала все.
…………………………
-Что вы заметили? (Это текст, но у него нет концовки и нет заглавия.)
-Придумайте заголовок. (Обезьяна и горох. Случай с обезьяной.)
-Придумайте концовку. (Ей стало весело,и обезьяна стала играть с горошинами.)
Докажите, что это текст.(Есть все признаки текста.)
-Кто сможет ответить на главный вопрос урока?
-Что же такое текст?
-Текст-это группа предложений, связанных по смыслу и объединенных одной темой.
-Предлагаю вам задание.
-Выберите из этого текста предложение из 6 слов, найдите в нем грамматич. основу и укажите, какой частью речи выражены главные члены предложения.
СЛАЙД- 38
-Приступайте к работе. Один ученик работает у доски.
-Проверка.
IV. Работа в группах.
Корректировка текста и определение видов текста.
— Перед вами на листочках тексты . У каждой группы свой.
-Прочитайте.
— Легко ли было читать текст? (Трудно.)
-Почему? (Нет знаков препинания, границ предложения.)
-Знаки препинания человек придумал в 15 веке после изобретения книгопечатания.
СЛАЙД- 39
-Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов высказал мысль о том,что ставить их нужно по смыслу, как диктует текст. ,,Знаки препинания ставятся по силе разума,,- сказал он.
-Представьте себе, что вы – корректоры. (Работники издательства, редакции, типографии,которые вносят коррективы во что-н.,поправляют,исправляют ошибки)
-Возьмите в руки карандаш. Определите границы предложения, поставьте знаки препинания, напишите заглавные буквы,где это необходимо, определите к какому виду текста относится ваш текст и докажите это.
Самостоятельная работа учащихся.
Виды текстов.
Текст-повествование(Что произошло?)
Я была в цирке и видела тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.
Текст- описание(Какой?)
Я была в цирке и видела тигров.Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат,видны белые клыки.
Текст- рассуждение (Почему?)
Я была в цирке и видела тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них?
Проверка. Капитаны выходят и по очереди зачитывают свой текст.
СЛАЙД-40
СЛАЙД-41
СЛАЙД-42
Вывод.
(Предложения в тексте имеют границы. Они расположены в определенной последовательности).
V Итог урока. Слайд 43-44
Тест,,Верные и неверные высказывания,,
1.Текст состоит из предложений.(Верно)
2.К тексту нельзя придумать заглавие.(Неверно)
3.Все предложения имеют границы.(Верно)
4.В предложениях текста нет определенной
последовательности.(Неверно)
5.Каждая часть текста пишется с красной
строки.(Верно)
6.Текст можно разделить на части.(Верно)
-Какие же открытия на уроке вы для себя сделали?
Урок 4. как построить текст? какие бывают тексты — Русский язык — 3 класс
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Номер урока: № 4
Раздел: «Текст. Предложение? Словосочетание» (Текст)
Тема: Как построить текст? Какие бывают тексты
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Текст – это устное или письменное высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой, связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.
Тема текста – это то, о ком или о чём рассказывается в тексте.
Главная мысль текста – это то главное, что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.
Текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления, является текстом – рассуждением.
Текст, в котором рассказывается о последовательности событий, является текстом – повествованием.
Текст, в котором описывается предмет или явление, является текстом – описанием.
Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): текст, тема текста, главная мысль текста, текст – повествование, текст – рассуждение, текст – описание.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 11-14.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 5-7.
Канакина В.П. Русский язык. Раздаточный материал. 3 класс. – М.: Просвещение, 2019. – С. 4-6.
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
http://resh.edu.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Текст – это устное или письменное высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой, связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.
Тема текста – это то, о ком или о чём рассказывается в тексте.
Главная мысль текста – это то главное, что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.
Прочитаем тексты. Определим их тему и главную мысль.
Как красиво осенью в лесу! Берёзка одела жёлтый сарафанчик. Дуб обрядился в зелёный кафтан. Под ногами пёстрый разноцветный ковёр.
В этом тексте рассказывается об осени. Значит, тема текста – осень. Главное, что хотел сказать автор, ‒ осенью в лесу красиво.
Текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления, является текстом – рассуждением. К этому тексту можно задать вопрос почему, зачем? В тексте рассуждении, обычно, три части. Вступление, в котором задаётся вопрос или утверждается что-либо. Основная часть, в которой даётся ответ на поставленный вопрос (доказательство). Заключение – вывод или подтверждение того, что было сказано.
Прочитаем. Докажем, что этот текст является рассуждением.
У котов 24 уса, по 12 с каждой стороны. Зачем они коту? Усы помогают котам получать информацию обо всём, что их окружает. С их помощью коты, не видя или не касаясь предметов, определяют, что эти предметы есть, различают их размер и форму. Усы помогают котам и в охоте. Ими коты определяют расстояние до мышки и то, как её удобнее схватить. Вот почему усы не только украшение, но и жизненно важный орган всех котов и кошек.
Этот текст отвечает на вопрос: зачем коту усы? В нём три части: в первой части – задаётся вопрос; во второй – ответ на поставленный вопрос; в третьей – вывод. Это текст – рассуждение.
Прочитаем текст. О чём или о ком рассказывается в тексте?
Собака и её тень.
Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, – бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло. И осталась собака ни с чем.
Л. Толстой.
В этом тексте рассказывается о собаке, которая переходила через реку и уронила кусок мяса. В основе рассказа – событие, поступок. В тексте много действий: шла, несла, увидела, подумала, бросила, кинулась, осталась. Текст, в котором рассказывается о последовательности событий, является текстом – повествованием. К этому тексту можно задать вопросы: что случилось? что произошло? На основе текста можно представить несколько последовательных картин.
Прочитаем. О чём рассказывается в тексте?
Подснежник.
Первый весенний цветок. Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке среди пропитавшегося влагой снега. Его фарфоровая чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным. Но сколько в нём жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли. Настоящий герой.
В этом тексте рассказывается о подснежнике. Слова, которые использовал автор текста (чистый, свежий, пахнущий весной, ослепительная белизна, хрупкий) помогают представить этот цветок. Текст, в котором описывается предмет или явление, является текстом – описанием. К этому тексту можно задать вопрос: какой? На основе текста можно представить только одну картинку.
Разбор типового тренировочного задания
ТВ – 3. Базовый уровень сложности.
Тип – раскраска.
Текст вопроса
Раскрасьте одним цветом тип текста и его признаки.
Повествование | Почему? Зачем? | Признаки предмета. |
Описание | Что случилось? Что произошло? | Причины, доказательства. |
Рассуждение | Какой? | События, действия. |
Правильный ответ.
Повествование | Почему? Зачем? | Признаки предмета. |
Описание | Что случилось? Что произошло? | Причины, доказательства. |
Рассуждение | Какой? | События, действия. |
Алгоритм выполнения задания:
- Прочитайте задание.
- Определите опорные слова задания.
- Расскажите, как вы будете выполнять задание.
- Проверьте, правильно ли рассказали.
- Прочитайте или найдите определение типов текста.
- Прочитайте таблицу, установите информацию, соответствующую разным типам текста.
- Выполните задание, раскрасьте.
- Проверьте, правильно ли сделали.
Разбор типового тренировочного задания
ТВ – 6. Базовый уровень сложности.
Тип – выбор элемента из выпадающего списка.
Текст вопроса.
Прочитайте и укажите тип текста.
Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (А. Толстой)
А) Текст – повествование;
Б) Текст – описание;
В) Текст — рассуждение.
Правильный ответ
А) Текст – повествование.
Алгоритм выполнения задания:
- Прочитайте задание.
- Определите опорные слова задания.
- Расскажите, как вы будете выполнять задание.
- Проверьте, правильно ли рассказали.
- Вспомните, какие бывают тексты, их особенности.
- Прочитайте текст.
- Определите особенности прочитанного текста.
- Определите тип текста.
Урок русского языка в 3 классе «Текст. Типы текста. Текст-описание, закрепление»
Тема урока: Текст. Типы текста. Текст-описание, закрепление.
Цель: Обобщить и систематизировать знания о тексте и типах текстов.
Задачи:
1.Совершенствовать знания учащихся о тексте и типах текста.
2. Выработать умение распознавать типы текстов по их характерным признакам.
3. Применять в учебной деятельности полученные знания работы с текстом (определение темы, основной мысли, типа текста).
4. Способствовать развитию связной речи, логического мышления, умению сравнивать и делать выводы, вырабатывать навыки грамотного письма, формировать коммуникативные навыки работы в парах и группах.
Планируемые результаты:
Предметные:
выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста;
закрепление умения различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение;
формирование умения восстанавливать деформированный текст, подбирать к нему заголовок, определять тип текста;
Метапредметные:
формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно воспринимать оценку учителя;
Личностные:
закреплять полученные знания;
слушать и понимать речь других, работать в парах и группах;
способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности;
воспитание вежливого общения с учителем и товарищами;
Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации педагогической деятельности: работа в группах, парах, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык». Учебник для 3 класса, часть 1; Канакина В.П. «Методические рекомендации»; Канакина В.П. «Рабочая тетрадь»; толковый словарь; компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, карточки с текстами, светофор.
Ход урока.
1.Организационно — мотивационный этап.
Аутогенная тренировка.
— Закройте глаза, повторяйте со мной:
«У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать все! Я буду предельно внимателен на уроке».
— Пусть урок принесет вам радость!
Слайд 1
— Сообщать тему урока я вам не буду, вы сами её должны будете сформулировать.
В тетради запишите число.
2.Орфографическая работа. Самоопределение к деятельности.
Начнём наш урок с орфографической работы.
— Посмотрите на доску. Прочитайте данные предложения для себя.
(На доске записаны предложения):
Слайд 2
На ……… дер.ве (при)строился дят.л. Какой он ……… , красивый! Голо.ка и спинка ……… , (на)затылке ……… шапоч()ка. А (на) …….. крыл.ях ……… пятнышки и п.ло…ки. Он весь ……..! Маленькая с.бач()ка б.жала (по)д.ро.ке.
Задание – решить орфографические задачи.
— Сейчас, по цепочке вы выходите, решаете орфографическую задачу и даёте объяснение своему выбору. Остальные учащиеся приготовили светофор отмечать правильность ответов.
— Молодцы, ребята. С этой работой вы справились успешно.
3. Работа над текстом..
— А теперь внимательно посмотрите на эти предложения. Можем ли мы их назвать текстом? Прежде, чем дать ответ, давайте вспомним, что же такое текст.
— Текст — это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.
— Правильно, ребята. Итак, в тексте предложения должны быть связаны между собой по смыслу (т.е. иметь одну тему) и дополнять друг друга.
— А, что вы скажете о записанных предложениях?
(- Они связаны темой – о дятле. А последнее — не о дятле.)
— Какой сделаем вывод?
(-Последнее предложение не подходит под общую тему, его следует исключить.)
— Хорошо.
Итак, мы определили тему текста. Текст о дятле.
Определение типа текста.
-Что мы можем ещё определить у текста.
(Мы можем определить тип текста).
— Правильно. Какие типы текста вы знаете?
( текст-повествование, текст-описание и текст-рассуждение.)
— У каждой пары на столе 3 текста. Прочитайте их и определите тип текста.
1. Сорока.
У сороки есть прозвище – белобока. По бокам пёрышки у неё совсем белые. Голова, крылья и хвост чёрные. Хвост у птицы длинный, прямой, будто стрела. Сорока – подвижная, суетливая птица.
2. Узоры на стекле.
Почему появляются на окнах снежные узоры? Дело в том, что водяной пар оседает на холодные стёкла. Он превращается в кристаллы льда. Льдинки соединяются друг с другом. Вот и вырастают на стекле причудливые узоры.
3 Барсук.
Барсук – аккуратный и чистоплотный зверь. Вокруг его норы всегда чисто. Пищей ему служат слизни, ящерицы, лягушки, мыши. Ест он и лесные ягоды и плоды. Перед спячкой барсук устраивает себе мягкую постель.
— Молодцы.
— Как определить тип текста?
(Нужно определить, что содержит текст (сообщение, описание или объяснение) и какой вопрос можно поставить к тексту (что? где? как? когда? произошло; какой? какая? какое? какие?; почему?)
— Правильно, ребята. К какому типу, на ваш взгляд, относится наш текст?
( Данный текст относится к тексту-описания.)
— Почему вы так решили?
(т.к. в тексте описывается дятел).
Продолжите фразу: текст-описание – это текст, в котором…..
-Ребята, может кто-то уже сможет сформулировать тему нашего урока?
( закреплять знания о тексте-описании)
Как вы считаете, по данному описанию можно представить дятла точно? как он выглядит? (Нет).
— А почему? (В этом тексте мало слов, которые точнее описывали бы дятла)
— Верно, в этом тексте не обозначены признаки предметов.
— Давайте попытаемся разнообразить текст, чтобы он ярче, выразительнее, точнее описывал дятла.
— Слова, какой части речи, на ваш взгляд, нам в этом помогут? (имена прилагательные).
— Почему? (они делают речь яркой, образной и выразительной)
— Давайте вспомним, как выглядит дятел. Слайд 3
Черный жилет,
Красный берет,
Нос, как топор
Хвост, как упор!
Работа в парах.
-Обсудите в парах какие прилагательные вы вставите в текст.
— Какую ещё работу вы можете предложить с текстом? (Мы можем озаглавить текст).
— Озаглавьте текст так, чтобы заголовок отражал основную мысль текста.
( Красавец дятел. Дятел – яркая птица леса).
4.Физминутка ( Серебряшка) Слайд 4
5.Списывание с доски
-Запишите заголовок, приступаем к списыванию текста. Не забывайте вставлять прилагательные, описывающие дятла.
-Обратите внимание на правописание окончаний имён прилагательных.
— Давайте послушаем ваши творческие работы.
-Текст какой пары вам понравился больше всего?
Слайд 5
На высоком дереве пристроился дятел. Какой он нарядный, красивый! Головка и спинка тёмные, на затылке красная шапочка. На небольших крыльях беленькие пятнышки и полоски. Он весь пёстрый!
-Выделите окончания имён прилагательных ( доски ученик).
Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного?
-Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?
(Они преобразили наш текст.)
— Давайте сделаем вывод.
-Итак, описывая какой-либо предмет, явление или объект важно…
— Важно выбрать именно те признаки предмета, которые помогают нам точнее его представить.
Проверим, как вы это усвоили.
6. Работа в группах
Разделитесь на группы по 6 человек. Каждая группа получает карточку, на которой изображён предмет. Ваша задача – как можно более точно описать этот предмет, не называя его. Задание будет считаться выполненным успешно, если другие учащиеся класса угадают ваш предмет. (Выдать 4 картиник и 4 листа бумаги.)
Вывод: каждая группа успешно справилась с этим заданием, все предметы названы верно, молодцы.
7.Упражнение в определени числа и рода имени прилагательного.
— Давайте вернёмся к нашему тексту.
-Какое ещё задание можно выполнить с именами прилагательными?
-Определите число и род данных прилагательных.
-Давайте сделаем вывод, как изменяются имена прилагательные?
8.Разбор предложения по членам и частям речи.
-Сколько всего предложений в тексте? (5)
-Первое предложение разберите по членам предложения и выделите части речи.
( у доски один ученик)
— Дайте характеристику этого предложения (можно устно).
-Выпишите словосочетания.
-На этом наша работа заканчивается. Подведём итог урока.
9.Рефлексия.
— Итак, тему урока вы сформулировали сами.
— Назовите её.
— Какова была цель нашего урока?
-Мы достигли её?
-Слова какой части речи помогают точнее описать предмет?
-Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?
— Оцените работу всего класса в целом? (Отмечают точкой на стрелке)
— А теперь оцените свою работу на уроке.
Слайд 6
Мы Я
Урок русского языка в 3 классе
PPT / 381 Кб
— Урок окончен, спасибо за работу.
План-конспект урока по русскому языку (3 класс): Конспект урока по русскому языку на тему «Текст. Типы текстов» 3 класс
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема: Текст. Типы текстов.
Цель урока: Повторить основные признаки текста и его функции, познакомить с дифференциацией текстов по их назначению, наблюдение за текстами разных типов.
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся научатся различать основные типы текстов: описание, рассуждение, повествование.
личностные: проявят учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; получат возможность расширить границы знаний по теме «Текст», научатся давать самооценку своей деятельности на уроке.
Универсальные учебные действия:
регулятивные: совместно с учителем определят тему и задачи урока; будут учиться работать по предложенному плану.
познавательные: в ходе наблюдений научатся отличать тексты по их речевой задаче; научатся различать особенности разных типов текстов
коммуникативные: будут учиться умению слушать и слышать учителя, мнение других учащихся; сотрудничать в ходе совместной работы; грамотно и четко выражать свои мысли по теме урока.
Ход урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
– О чем говорит А.И. Куприн?
— Объясните значение выделенных слов.
— Для чего нужен язык?
3. Актуализация знаний.
— Разделите текст на предложения и запишите его.
Звенит звонок он зовет детей на урок учитель читает текст диктанта ученики быстро пишут свои работы.
-Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст.
1) севера, резкий, с, дует, ветер
2) деревьев, листья, жёлтые, с, падают
3)небе, грустный, крик, раздается, в, журавлей
4. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте.
Лес обнажился, поля опустели.
Поздняя осень. Грачи улетели,
Грустную думу наводит она…
Только не сжата полоска одна
— Это текст? Почему? ( Предложения не связаны между собой)
— Расположите строчки стихотворения так, чтобы получился связный рассказ.
— Сформулируйте тему урока.
5. Работа по теме урока
1.Повторение признаков текста (работа в парах)
— Что такое текст? Найдите наиболее точный ответ и обоснуйте.
*Это много предложений.
*Это предложение, записанное в тетрадь.
Это два или несколько предложений, объединенных по смыслу.
Признаки текста:
1.Текст состоит из группы предложений.
2. Предложения расположены в определенной последовательности
3.Предложения связаны темой (то, о чем говорится в тексте)
4.Предложения связаны главной мыслью (к чему призывает автор, чему учит)
5. Текст выражает законченную мысль.
6.Текст имеет название , заголовок
Основной этап урока.
Открытие «нового» знания
Наблюдение над разными речевыми задачами текстов; учить различать тексты: повествование, рассуждение, описание.
Учащиеся учатся наблюдать, рассуждать, выделять главное, делать выводы.
Работа в парах.
Учащиеся получают листки с заданиями, на которых написаны три разных текста.
Выполняют задания.
1.Прочитайте текст.
2.Что общего в этих рассказах?
3.Чем отличаются?
— Прочитайте еще раз первый текст.
1.Мне купили новый большой мяч. Мы с папой встали рано утром и пошли в универмаг за мячом. В универмаге мы сразу нашли нужный отдел. Продавщица дала посмотреть сначала один мяч, потом другой. Мы выбрали самый большой и красивый.
-Что мы из него узнали?
Этот рассказ даёт ответ на вопрос: «Что произошло?» Это текст повествование.
(схема на доске)
— Прочитайте второй текст. О чем он?
2.Купили мне большой мяч. Купили потому, что старый лопнул, когда мы с ребятами играли в футбол. Вот и пришлось купить новый.
-Чем этот текст отличается от первого?
В этом тексте дается ответ на вопрос: «Почему?». Это текст рассуждение.
(схема на доске)
— Прочитайте третий текст. Что вы можете о нем сказать?
3.Купили мне новый большой мяч. Он сине-красный с жёлтой полоской посредине. Красивый мяч.
В нем много имён прилагательных, описывается новый мяч, даётся ответ на вопрос: «Какой?». Это текст описание.
у?
Проверьте правильность ваших выводов, прочитав правило в учебнике на стр.78
-Пользуясь схемой, составьте алгоритм, как определить тип текста?
Алгоритм.
1.прочитай текст.
2.определить, на какой вопрос дается ответ в тексте.
3. по вопросу и содержанию определить тип текста
— Попробуйте определить тип текста, который мы записали в самом начале урока.
Ученики читают тексты. Выслушивают мнение разных групп.
Определяют, что все они о мяче.
Рассказывается по-разному.
Работая в парах, учащиеся определяют, что узнали как папа и сын покупали мяч. В тексте сообщается об этом событии.
Работая в парах, определяют, что в данном тексте объясняется, почему купили мяч, раскрываются причины этого действия.
Работая в парах, отмечают. Что в тесте описывается новый мяч, отмечают имена прилагательные.
Ученики читают правило
Работая в парах, ученики предлагают порядок выполнения действий по определению типа текста. Ответы анализируются, выбирают самый подходящий. Результат фиксируется на доске.
Определяют, что это текст повествование, так как рассказывается о том, что произошло вечером.
Закрепление
Учить определять различные типы текста, применять полученные знания.
Работа с учебником: стр.78-79
— Сейчас постараемся применить свои знания и определить тип текста, работая с упражнениями учебника..
Упр.123 – 1) повествование
2)описание
3) рассуждение (дается ответ на вопрос: «Почему красный сигнал светофора запрещающий?»)
Упр.124 – Прочитайте. Определите, какой перед вами текст? Докажите.
— Спишите, подчеркивая волнистой линией имена прилагательные.
Подведём первый итог нашей работы:
— Как отличить текст повествование?
Описание? Рассуждение?
Читают задание. Определяют тип текста.
Читают задание. Определяют тип текста.
Доказывают, что это текст-описание, так как используется много имен прилагательных, обозначающих признак предметов, описывающих их свойства.
Повторяют правило.
Итог урока.
Рефлексия.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка
Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения.
Сегодня на уроке :
- Я узнал…….
- Я научился…
- Мне понравилось..
- Мне показалось важным..
- Я могу использовать эти знания …
Домашнее задание:
упр.125 стр.79, выучить правило стр.78
Учащиеся дают ответ на предложенные вопросы (устно или письменно на листах самооценки)
Записывают задание в дневник.
Словосочетание. Главное и зависимое слова — урок. Русский язык, 3 класс.
Здравствуй! На очередном нашем занятии мы изучим, что такое словосочетание.
Словосочетанием называется сочетание главного и зависимого слов: купить поросёнка, удачный день, посмотрел всюду.
Главным называется такое слово, от которого ставится вопрос к другому слову или словам (зависимым).
Сохранить (Что?) фотографию.
Записать (В чём?) в блокноте.
Мешок (Какой?) крепкий.
Словосочетание может состоять из двух (сказочные места, дремучий лес) и более слов (прочитал «Алису в стране чудес», подписался на «Дары природы»).
Если слово обозначает действие, то является глаголом, если предмет — существительным, если признак — прилагательным.
«Узнавать» главные и зависимые слова по частям речи очень важно. Например, обычно в словосочетаниях эти слова возможно поменять местами (узнать у соседа, у соседа узнать). Но необходимо запомнить: если прилагательное находится перед существительным, то это сочетание является словосочетанием, если после, то словосочетание становится предложением.
«Забавный котёнок» и «Котёнок забавный».
Почему это произошло? Потому что после существительного прилагательное становится сказуемым, т. е. появляется грамматическая основа (подлежащее и сказуемое), а словосочетание не может состоять из грамматической основы.
Обрати внимание!
1. Словосочетанием называется сочетание главного и зависимого слов.
2. Обычно главное и зависимое слова можно поменять местами.
3. После существительного прилагательное становится сказуемым.
Проект «Составляем орфографический словарь». 3 класс.
Составляем орфографический словарь
1. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Яснова.
Орфографический словарь
На прашлагодние ашипки прошлогодние ошибки
Сматреть Смотреть мне трудно без улыпки улыбки.
Пишу я лучче лучше многих в класе классе,
Мне падарил подарил падарок подарок Вася:
Я изучяла изучала весь енварь январь
Арфаграфический Орфографический славарь словарь.
Какие ошибки допустила ученица? Попробуйте их исправить. А если не получится самостоятельно, загляните в орфографический словарь!
2. Прочитайте оглавление учебника. Назовите правила письма, с которыми вы познакомились.
1. Правописание слов с безударными гласными в корне.
2. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
3. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
4. Правописание слов с удвоенными согласными.
5. Правописание суффиксов и приставок.
6. Правописание приставок и предлогов.
7. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
3. Вспомните эти правила. Приведите примеры слов, в которых есть орфограммы на изученные правила письма.
1. Правописание слов с безударными гласными в корне.
Лесник (лес), река (реки), гора (горы), спешить (спешка), мячи (мяч), окно (окна).
2. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
флаг (флаги), гриб (грибы), глаз (глаза), сосед (соседи), берег (берега), лошадь (лошади).
3. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
звездный (звезда), грустный (грусть), солнце (солнечный), счастливый (счастье), свистнуть (свист).
4. Правописание слов с удвоенными согласными.
класс, тонна, рассада, троллейбус, суббота.
5. Правописание суффиксов и приставок.
полететь, прошёл, дописать, кустик, денёчек.
6. Правописание приставок и предлогов.
написал на бумаге, побежал по следам, отбежал от дерева, сбежал с горки.
7. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
объезд, съехал, съел, объявление, объяснение, разъярённый
4. Прочитайте. Какому правилу соответствует каждая группа слов?
2
3
4
5
звезда
скворец
герб
узкий
сердце
солнце
подъезд
съезд
огурец
одежда
1. Правописание слов с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.
2. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
3. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
4. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
5. Правописание слов с безударными гласными в корне, непроверяемыми ударением.
Выберите любое правило и составьте свой словарик слов с орфограммой на это правило. Слова можете выбрать из учебника, из рабочей тетради или из словарей. Слова записывайте по алфавиту. Подчеркните в словах орфограммы на выбранное правило письма. Подготовьтесь представить свой словарик в классе.
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
Когда в слове встречается сразу три или четыре согласных, один из них может не произноситься.
Не произносятся звуки:
Л — в слове солнце;
Т — в слове лестница;
Д — в слове праздник.
Однако буквой эти звуки обозначаются.
Чтобы проверить непроизносимый согласный звук в корне, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы этот согласный звук отчетливо слышался.
Агентство (агент), безвестный (весть), вестник (вести), властный (власть), гигантский (гигант), голландский (Голландия), горестный (горести), громоздкий (нагромоздил), дилетантский (дилетанты), доблестный (доблесть), захолустный (захолустье), звёздный (звезда), здравствовать (здравие), корыстный (корысть), костный (кость), местный (место), неизвестность (известие), ненавистный (ненависть), ненастный (ненастье), областной (область), окрестность (окрест), пастбище (пасти), поздно (опоздал), праздность (празден), прелестный (прелесть), пристрастный (пристрастие), радостный (радость), свистнуть (свистеть), сердце (сердечко), счастливый (счастье), тростник (тростинка), хлестнуть (хлестать), хрустнул (хрустеть), целостный (целость), явственный (наяву), яростный (ярость).
Конспект урока русского языка 3 класс «Текст-рассуждение»
Урок русского языка в 3 классе.
Тема урока . «Типы текстов. Текст – рассуждение»
Цель: формирование представления о рассуждении, как типе речи, умения составлять тексты рассуждений.
Задачи урока:
Совершенствование речевой практики учащихся
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Формирование умения применять орфографические правила ( в объеме изученного) при записи собственных сочинений
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе
Содержание учебного материала
Знакомство с понятием « текст рассуждения», установление сходства и различия этого типа текста с текстами описания и повествования
Значение текста рассуждения в жизни
Особенности текстов рассуждения
Составление небольших текстов рассуждения по заданной теме и плану
Написание сочинений — рассуждений после лексической и орфографической подготовки
Опорные понятия: рассуждение, слова-связки, части текста, заголовок, план, опорные слова, цитата.
Технологии: проблемно – диалогическая, технология продуктивного чтения, технология оценивания образовательных достижений
Планируемые результаты урока
Личностные результаты
Положительное отношение к языковой деятельности
Развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Самостоятельное формирование темы и цели урока
В диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и других
Познавательные УУД
Использование разных видов чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное)
Использование справочной литературы
Установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД
Высказывание и обоснование своей точки зрения
Слушание и слышание других, коррекция своей точки зрения
Предметные УУД
Определение типа текста, распознавание текстов
Самостоятельный выбор типа текста, формулирование главной мысли текста
Составление текста -рассуждения
Самостоятельное чтение про себя
Выборочное чтение
Ход урока.
1.Орг. момент.
Доброе утро, ребята! Проверьте свое рабочее место: там должны лежать дневник, учебник, тетради и письменные принадлежности. Если все готовы, мы начинаем урок.
2.Минутка чистописания
Записываем в тетрадь число: 17 ноября, классная работа.
Ребята, сейчас за окном темный и хмурый осенний месяц: ноябрь. Посмотрите в окно: какие приметы осени вы можете назвать?
Хорошо. В некоторых названных вами словах встречается буква “О”. Вот ее мы и будем писать в различных соединениях с другими буквами.
На доске появляется запись заглавной и строчной букв с нижним, средним и верхним соединениями с другими буквами. Оро, оло, обо, ого.
Записываем соединения букв в тетрадь. Стараемся делать это аккуратно и красиво.
3. Словарная работа
Вы говорили, что осенью птицы улетают в теплые края, но некоторые из названных птиц остаются с нами зимовать. Вспомните словарные слова, обозначающие названия птиц, в написании которые есть сочетания “оро” или “оло”.
Дети называют слова, записывают их на доске, учитель вывешивает картинки птиц.
На доске появляется запись: ворона, воробей, сорока, соловей.
4. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
Прочитайте два текста и определите вид текста .
1)На высоком дереве пристроился дятел. Какой он красивый! Головка и спинка тёмные, на небольших крыльях беленькие пятнышки и полоски. Он весь пёстрый! На голове у него красная шапочка. У дятла сильный острый клюв, которым достаёт из-под коры вредных насекомых. .У него сильные цепкие лапы .При лазании дятел упирается жёстким хвостом в кору дерева.
2) Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать.
И горе, какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал.
Такой он умный .
-Что общего у этих текстов? ( одна тема )
Определите главную мысль первого текста . ( описывается какой дятел )
-Какай вопрос, мы можем поставить к этому тексту? (Какой предмет?)
-Как называется такой текст ? ( текст-описание )
-Для чего нам нужны тексты- описания? (Описывать предмет)
Такие тексты создаются для того, чтобы охарактеризовать предмет, сообщить о его признаках. В тексте — описания описываются предметы, люди, животные, природа.
-О чем говорится во втором тексте? (О событиях, действиях о том ,что произошло с дятлом )
-Какой вопрос вы можете к нему поставить? (Что произошло?)
-Как называются такой текст ? (текст -повествования или текст – сообщения)
Что я знаю
5. Постановка темы и целей урока.
-Прочитайте 3 текст.
3) Дятел — это лесной лекарь ,потому что он лечит деревья.
Большую часть времени дятел проводит в поисках пищи. Питаются дятлы насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине .Дятел клювом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые — и лес будет жить.
Вот почему называют дятла лесным лекарем.
-Как называются такой текст ?
-Как вы думаете этот текст –описание ? Повествование ?
Что хочу узнать
Работа в группах.
-Подумайте на какой вопрос отвечает этот текст ?
(Почему? Причины, доказательства)
-Как вы думаете как называется такой текст ?
Такой текст называется текст- рассуждение. Рассуждать — значит доказывать.
6.Усвоение новых знаний.
Давайте вспомним сколько частей бывает в тексте?
(3 части: вступление, основная часть, заключение)
О чём говорится в 1 части текста о дятле?
Дятел — это лесной лекарь ,потому что он лечит деревья.
Такие предложения называются тезис.
Прочитайте 2 часть текста. О чём сообщается?
Это доказательство.
В доказательстве можно использовать слова: во-первых, во-вторых, в-третьих.
Прочитайте 3 часть текста.
Эта часть называется вывод или итог рассуждения.
Вывод может начинаться со слов: следовательно, значит, поэтому, итак можно утверждать, поэтому я считаю.
7. Физминутка.
Под осенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, на них смотри –
Головою не крути.
Руки вниз ты опусти
Глазами следом ты веди.
Закрой глаза, теперь открой…
Посмотри перед собой.
Под осенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
8.Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.
Работа в группах.
Прочитайте текст и расставьте предложения , чтобы получился текст-рассуждение.
Так и зовут его с тех пор. Дело в том, что он очень прожорливый. «Вора-бей!»-кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Часто истребляет не только насекомых, но и вредит урожаю. Почему воробья так назвали?
(Записывают в тетрадь.)
Проверим.
Почему воробья так назвали?
Дело в том, что он очень прожорливый. Часто истребляет не только насекомых, но и вредит урожаю. «Вора-бей!»-кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы.
Так и зовут его с тех пор.
Работа в парах.
Вставьте подходящие по смыслу слова, чтобы получился текст-рассуждение.
Собака-___________________ человека._________________ она спасает людей в горах,при пожарах. _________________ помогает в работе. Собака может быть______________, _____________________, _________________________.
И, наконец,она просто отличный товарищ.
_________________________ собакам люди ставят памятники, пишут о них__________.
(Записывают в тетрадь и проверяют друг у друга. Ставят на полях знаки ! ? -)
9.Систематизация и обобщение знаний.
С какой темой мы познакомились на уроке?
-Какой мы можем сделать вывод? Какие ещё бывают тексты?
Заполнение таблицы.
Что узнал
Действительно, очень много вокруг «почему?». Есть загадочные «почему?»- почему птицы летают. Почему летом идёт дождь, а зимой снег? Есть сердитые – почему не приготовил урок? Есть внимательные «почему?» — почему ты такой грустный сегодня? Вот такие разные «почему?» — и все требуют ответа. А ответить – объяснить и доказать — нелегко.
10. Рефлексия.
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3.У меня получилось…
4.Я научился…
5. Теперь я могу…
11.Информация о домашнем здании.
Составить текст-рассуждение на тему «Почему некоторые птицы зимой улетают в тёплые края?» При составлении текста используй памятку.
Памятка «Как составить текст-рассуждение»
Думаю над вопросом на который надо ответить.
Составляю тезис.
Составляю доказательство, используя слова «во-первых», «во-вторых», « в-третьих» и т.д.
Составляю вывод, используя слова «поэтому», «следовательно», «итак» и другие.
Записываю текст.
Проверяю текст.
Редактирую.
12.Организационное завершение урока.
На этом урок окончен. Спасибо за работу.