Тренировочные упражнения по русскому языку. 3 класс. 1 четверть.
Спиши. Подчеркни в каждом ряду однокоренные слова. Выдели в них корень.
Гора, холм, горный, гористый.
Вода, водичка, озеро, водный.
Дорожка, тропинка, тропка, тропа.
Бегун, бег, прыгун, беговой.
Морской, море, моряк, рыбак.
2. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова, подчеркни орфограммы.
________-прор_дил свёклу
________-зап_вал песню
_________-тонкая р_бина
_________-широкие п_ля
_________-дов_рить курицу
_________-предск_зать погоду
_________-зап_вал таблетку
_________-нар_дился в гости
Спиши. Подчеркни в каждом ряду однокоренные слова. Выдели в них корень.
Гора, холм, горный, гористый.
Вода, водичка, озеро, водный.
Дорожка, тропинка, тропка, тропа.
Бегун, бег, прыгун, беговой.
Морской, море, моряк, рыбак.
2. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова, подчеркни орфограммы.
________-прор_дил свёклу
________-зап_вал песню
_________-тонкая р_бина
_________-широкие п_ля
_________-дов_рить курицу
_________-предск_зать погоду
_________-зап_вал таблетку
_________-нар_дился в гости
_________-нам_л_тить
Спиши. Подчеркни в каждом ряду однокоренные слова. Выдели в них корень.
Гора, холм, горный, гористый.
Вода, водичка, озеро, водный.
Дорожка, тропинка, тропка, тропа.
Бегун, бег, прыгун, беговой.
Морской, море, моряк, рыбак.
2. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова, подчеркни орфограммы.
________-прор_дил свёклу
________-зап_вал песню
_________-тонкая р_бина
_________-широкие п_ля
_________-дов_рить курицу
_________-предск_зать погоду
_________-зап_вал таблетку
_________-нар_дился в гости
Спиши. Подчеркни в каждом ряду однокоренные слова. Выдели в них корень.
Гора, холм, горный, гористый.
Вода, водичка, озеро, водный.
Дорожка, тропинка, тропка, тропа.
Бегун, бег, прыгун, беговой.
Морской, море, моряк, рыбак.
2. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова, подчеркни орфограммы.
________-прор_дил свёклу
________-зап_вал песню
_________-тонкая р_бина
_________-широкие п_ля
_________-дов_рить курицу
_________-предск_зать погоду
_________-зап_вал таблетку
_________-нар_дился в гости
_________-нам_л_тить
№1
Дополни предложения второстепенными членами, чтоб получились распространённые предложения. Подчеркни грамматическую основу.
Солнце светит. Набежала туча. Выросли грибы. Улетели птицы (ярко, тёплые, в, на небо, края, перелётные, после дождя,тёмная, в лесу )
№2
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Пиши проверочные слова.
Настали коро-кие -сенние д-ньки. Х-лодная р-са ночью и утром покрывает тр-ву.В з-лёный убор д-ревьев вплелись осенние кра-ки. После д-ждей пошли гр-бы. Гри- боровик – кре-кий с тёмной шля-кой. А вот нарядная красная шапочка выгл-нула из-под опавшей л-ствы. Это подосиновик на высокой но-ке. В л-сной чаще на опушке в-дны в-сёлые рыжики.
№3
Запиши с проверочными словами. Пиши в столбик.
___ — тр-пинка _____- в-селье
____- прох-дил _____- тв-рожный
____- в-лнистый _____-скр-пучий
____-к-лосок _____-др-зды
____- стр-жи _____- п-мощник
____-скв-рец _____-к-вёр
№4.Расположи предложения по порядку, чтоб получился текст, запиши.
Там птицы наелись берёзовых почек и устроились на ночлег. Поляна была покрыта опавшими осенними листьями. Стая тетеревов вечером полетела на лесную поляну. Утром проснулись тетерева и удивились. Потом они нырнули в мягкий снег. За ночь выпал снег и укрыл всю поляну. Теперь у птиц есть убежище от врагов.
Выпиши первое предложение, выдели грамматическую основу, выпиши словосочетания.
№1
Дополни предложения второстепенными членами, чтоб получились распространённые предложения. Подчеркни грамматическую основу.
Солнце светит. Набежала туча. Выросли грибы. Улетели птицы (ярко, тёплые, в, на небо, края, перелётные, после дождя,тёмная, в лесу )
№2
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Пиши проверочные слова.
Настали коро-кие -сенние д-ньки. Х-лодная р-са ночью и утром покрывает тр-ву.В з-лёный убор д-ревьев вплелись осенние кра-ки. После д-ждей пошли гр-бы. Гри- боровик – кре-кий с тёмной шля-кой. А вот нарядная красная шапочка выгл-нула из-под опавшей л-ствы. Это подосиновик на высокой но-ке. В л-сной чаще на опушке в-дны в-сёлые рыжики.
№3
Запиши с проверочными словами. Пиши в столбик.
___ — тр-пинка _____- в-селье
____- прох-дил _____- тв-рожный
____- в-лнистый _____-скр-пучий
____-к-лосок _____-др-зды
____- стр-жи _____- п-мощник
____-скв-рец _____-к-вёр
№4.Расположи предложения по порядку, чтоб получился текст, запиши.
Там птицы наелись берёзовых почек и устроились на ночлег. Поляна была покрыта опавшими осенними листьями. Стая тетеревов вечером полетела на лесную поляну. Утром проснулись тетерева и удивились. Потом они нырнули в мягкий снег. За ночь выпал снег и укрыл всю поляну. Теперь у птиц есть убежище от врагов.
Выпиши первое предложение, выдели грамматическую основу, выпиши словосочетания.
Карточки для развития орфографической зоркости 3 класс
Карточки для развития орфографической зоркости
Упражнение №1.
Выдели грамматическую основу(ы), поставь запятую. В третьем предложении над каждым словом укажи части речи (сущ., прил., гл., пр.).
Туча по небу идёт бочка по морю плывёт. Одеяло убежало улетела простыня. В синем небе звёзды блещут в синем море волны хлещут. Ночь настала свет потух на дворе уснул петух. Дремлет Жучка в конуре бурундук уснул в норе.
Упражнение №2.
Поставь нужные знаки препинания.
Здравствуй з.л.тая осень. Отцв.ли с.ды у нас и ул.тают птицы. Не пей Иванушка к.злёночком станешь. Буря утихла но дождь не прекращался. За окном уже св.тало а п.тушок молчал.
Напиши проверочные слова к словам с пропущенными буквами.
З.л. тая -…,…,
Упражнение №3.
Исправь ошибки, спиши. Из первого и третьего предложений выпиши словосочетания.
Хлеб.
Лежыт на стале тёплый душыстый хлеп. Кто дарит нам это чюдо? Залатые руки людей растят хлеп. Висной ани пашут землю, сеют хлиба. Всё лето ухажывают за посевами. Люди хатят получить харошый уражай.
Упражнение 1.
Исправь ошибки, спиши.
Осень.
Давно улители на юг журавли. В лису смолкли птичьи песни. Чясто льют дажди. Сильный ветер рвет листья с диревев. Над елью кружыли клисты. Вот качьнулась ветка. Это прыгнула белка. В сучьях сасны жылье звирька.
Упражнение 2.
Подчеркни обращения, поставь запятые. Выполни звуко-буквенный разбор слов, отмеченных ¹.
Колобок я тебя съем. Не ешь меня лиса я тебе песенку спою. Ну заяц¹ погоди. Выручи меня речка-матушка. Спасибо тебе серый волк. Ребята давайте жить дружно.
Упражнение 3.
Спой нам ветер про дикие¹ горы. Бабушка расскажи нам сказку на ночь. Пошли на речку ребята. Мама купи мне книгу. Сначала выучи уроки Петя а потом иди гулять.
Упражнение №1.
Найди и исправь ошибки. Спиши текст. Выполни разбор(4).
Осенью.
Мы чясто ходим в ближний лисок. Красиф руский лес осиню. Яркие краски радуют глас(4). Падают сухие листя. Зимля покрылас пёстрым кавром. Шуршыт поднагами пожухлая трова. Влису смолкли птичьи песни. Вада в лисных ручьях чистая. Харашо дышать свежым воздухом.
Упражнение №2.
Буря.
В саду гудел сильный осений ветир. Он срывал листя с диревев, ламал сучя. Дошть лил как из видра. По зимле бижали потоки вады(4). Крупные даждевые капли барабанили по стиклу. Буря утихла. Взошло солнышко. Мы вышли в сат. Вся алея быта залита вадой.
Упражнение №3.
Восход солнца.
Раннее утро. По лесу пробижал над диревьями свежый ветир. Чистые расинки скатывались с лесточьков. Лёхкий малочьный туман плыл надрикой.
Взошло над зимлёю залатое солнышко(4). Жытели бальшых гарадов ретко любуются восходом. Высокие дама закрывают гаризонт.
Упражнение 1.
Спиши текст, выпиши словосочетания сущ.+ прил. по образцу: утро (какое?) раннее.
Раннее утро. По лесу пробежал над деревьями свежий ветер. Чистые росинки скатывались с листочков. Лёгкий молочный туман плыл над рекой.
Взошло над землёю золотое солнышко. Жители больших городов редко любуются восходом. Высокие дома закрывают горизонт.
Упражнение 2.
Исправь ошибки, спиши текст, укажи части речи.
Пришла золотая осень! Хорошо в эту пору в лису. Пахнет осеним лесом и гребами. Давно умолкли чюдесные песни драздов и салавьёв.
Ретко солнечьными днями пают перед отлётом пеночки, мухоловки. Все спишат в тёплые края до наступления ненастных осених дней.
Упражнение 3.
Исправь ошибки, спиши текст.
Хмурым и унылым стал лес. Звери попрятались в норы. Птицы улители в тёплые края. Ропкий зайка лижал под ниским кустиком(4). Кругом всё пожилтело. Небо накрыли тучи. Посыпалис лёхкие, белые снижынки.
Упражнение №1.
Спиши, над каждым словом укажи часть речи.
Поредела осенью на берёсках лества. Качается на голой ветке скворечьник.
Вдруг подлетели два скворца. Скворчиха скальзнула в птичий домик. Скворец сел на веточку, погледел по сторонам и тихо запел. Песня законьчилась. Скворушка вылетела из скворечника. Им пора в далёкий путь.
Упражнение №2.
Спиши, над каждым словом укажи часть речи.
Мы проводили свой отпуск на берегу озера светлое. Раньше оно было чистое и глубокое. Сегодня озеро заросло осокой. С трудом я проходил сквозь густую высокую траву. Мой спутник андрей иванович легко перепрыгивал с кочки на кочку. Он старался выследить дичь.
За озером находилась рощя. Раним утром я хадил за грибами. Хороши были белые грибки!
Упражнение №3.
Спиши, над каждым словом укажи часть речи. Найди сложное предложение, в нём подчеркни основы и поставь нужные знаки препинания.
Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. Влесу идет дождь и листва на дорошках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над ребиной. Они клевали гроздя ягод. В дупках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащю.
Упражнение 1.
Спиши, укажи части речи. Подбери однокоренные слова к слову певунья, выдели корень.
Жыла в саду певунья. Она была жолтенькая, на головке хохолок. Славный был у неё галасок. Приятно было её слушат. Певунью слушали и хволили.
Шли дни. Певунья зазналась. Скора все заметили, что она уже непоёт, а хрипит. Все перестали обращять на неё внимание. А птица не могла панять почему.
Упражнение 2.
Спиши, укажи части речи. Подбери однокоренные слова к слову крик, выдели корень.
Галинка сидела у окна. Её внимание привлекли коза зорька и козёл бодач. Они пробрались в агарод.
Зорька и Бодач стали топтать грятки, щипать капусту, маркофь. галина громко закречала и замахала руками.
Упражнение 3.
Спиши, подбери однокоренные слова к слову летел, выдели корень.
В сосновом лису пахло хвоей и смалой. Мы прошли по уской дорошке к берёзовой роще. Там мы услышали стук дятла. Через несколько минут дятел перелетел на новое место.
В рощице мы нашли много берёс с дырочками на ствалах. Тут добывали вкусный сок дятлы.
Упражнение 1
Исправь ошибки, спиши. Выдели корень и приставку в выделенных словах.
Завыл ветер. Всё замело снегом. Всюду стояли снежные бугорки(4). Я копнул один бугорок нагой. Клюф торчит. Вдруг бугорок зашевелился. Из него выбежал пингвин. Он резко крикнул.
В пургу пингвины ложылись накамни. Их заносил снех. Они тихо лижали в снежных домиках и клювом протыкали окошки.
Упражнение 1
Исправь ошибки, спиши. Выдели корень и приставку в выделенных словах.
Завыл ветер. Всё замело снегом. Всюду стояли снежные бугорки(4). Я копнул один бугорок нагой. Клюф торчит. Вдруг бугорок зашевелился. Из него выбежал пингвин. Он резко крикнул.
В пургу пингвины ложылись накамни. Их заносил снех. Они тихо лижали в снежных домиках и клювом протыкали окошки.
_____________________________________________________________
Упражнение 1
Исправь ошибки, спиши. Выдели корень и приставку в выделенных словах.
Завыл ветер. Всё замело снегом. Всюду стояли снежные бугорки(4). Я копнул один бугорок нагой. Клюф торчит. Вдруг бугорок зашевелился. Из него выбежал пингвин. Он резко крикнул.
В пургу пингвины ложылись накамни. Их заносил снех. Они тихо лижали в снежных домиках и клювом протыкали окошки
Упражнение 1.
Исправь ошибки, спиши. Выполни разборы.
Птицы улители в тёплые края. Ропкий зайка лижал под ниским кустиком². Кругом всё пожилтело². Небо накрыли тучи. Посыпалис лёхкие, белые снежынки.
Снех перестал только квечеру. Выглянули яркие звёзды. Они освитили паля и лиса. Зайчишка² боится выйти из-под куста.
Упражнение 2.
Исправь ошибки, спиши. Выполни разборы.
Закрутила метель. Белка поспишила к гнизду. Гниздо у звирька теплое. Забралас белка в гнездо и прикрылась пушыстым хвостиком². Халодный² ветир и марос не страшны зверьку. Вот белка взила влапки еловую шышку. Она стала ее обгрызать. Вкусная еда у звирька запасена в кладовой.
Упражнение 3.
Исправь ошибки, спиши. Выполни разборы.
Мороз. Все жывотные от лютой стужи попрятались. А у зайца нары нет. Зато у него шупка тёплая. Днём заяц спит, а ночью выходит² покармиться. Вполе лапками снех разроет² и трафку найдёт. В лесу скустов малодые веточьки обгрызёт или кару погложет.
Так и жывёт заяц всю зиму.
Упражнение 1.
Ночю выпал первый снех(4). Еще вчера было пасмурно, шол халодный дожть. Анебо было затянуто свинцовыми тучями.
За ночь все вокрух преобразилось. Дароги и крышы дамов укрыты белой пеленой. Снех, будто огромное пушыстое одеяло, укрыл фсю землю. Деревя похожы на нарядных девушек, которые примерили² свои зимние² шупки.
Упражнение 2.
Я возвращялся изшколы. Возле дома я увидел необычных птичек.
Ани были похожы на маленькие пушыстые шарики. Их чорные галофки ярко выделялись на фоне белоснежных сугробов. Перышки² на спене у них серые, а грутки – ярко-розовые. Это — снегири².
Они вытаскивали из снега веточьки ребины и кливали алые ягоды¹.
Упражнение 3.
Выпиши три слова с безударной гласной, проверь.
На дваре зема. Ребята с нетерпением ждут первого снега. Так хочется прокотиться на сонях или поиграть в снешки.
Зима – самое веселое время года. Дети строят снежные² горки. Как здорово скотиться сгорки на санках! Ветир² свестит в ушах, а марос обжыгает щеки. Весело!
Упражнение 1.
Спиши текст. Выполни разборы. Выпиши два слова с парной согласной в корне, проверь.
Висной пестрый дятел прилител к береске. Он пробил в каре дырачку² и стал пить сок. На вкус березовый сок слаткий². На слаткий сок кдятлу прилитают² и припалзают лисные госьти.
Упражнение 2.
Спиши текст. Выполни разбор. Выпиши три слова с парной согласной в корне, проверь.
Холот сковал землю. Зимние ветры гуляли в макужках деревьев(4). Снежные шабки укрыли дупки. С берес сыпался иний. Поднагами хрустел снех. Снегири прыгали по шышкам елей. Наснигу был виден звириный слет.
Упражнение 3.
Спиши текст. Выполни разбор. Выпиши выделенные слова, проверь.
Школьники шли па полю. Они собирали каласки. Вдруг юра увидел гнездышко. В гнизде лижали сухая¹ трафка и мяхкие стибильки. Это гнездышко жаворонка. Эта птичька вьет гниздо во ржи.
Упражнение 1.
Вставь пропущенные буквы, спиши текст. Выполни разборы.
В этот день человек впервые оторвался от Земли и вышел в звёз…ный простор. Этим человеком был Юрий Алексеевич Гагарин. Доблес…ный сын русского народа. В этот день человечество сделало гиган…ский шаг в своём развитии. Оно вступило² на лес…ницу¹, ведущую к звёздам.
Упражнение 2.
Вставь пропущенные буквы, спиши текст. Выполни разборы.
Со…нце¹ освещяет всю мес…ность. Радос…ные солнечные² зайчики скачут по ствалам деревьев. На берёзу опустилась стайка прелес…ных птичек. Это синички. У них праз…ничный нарят. На галофке чудес…ная шапачка. Одна птичька радос…но свис…нула. Какое щастье!
Упражнение 3.
Вставь пропущенные буквы, спиши текст. Выполни разборы.
Стоит халодная зима. Трещят марозы. Бушует вюга. Ветер кидает в лицо хлопя снега. К дому ведет уская трапинка(4). В доме тепло. За сталом пьют чяй с малиновым² вареньем дет иван и внук юра. Они ждут с работы семью.
Дидактический материал по русскому языку для 3 класса (повторение)
1.Списать, вставить пропущенные буквы
Приход в..сны
В начале мая приехал я из М..сквы на Бел.. море. Я наблюдал за ходом в..сны прямо из ..кна домика. Перед м..им ..кном был палисадник. Там росли м..лоденьк.. б..рё..ки. Через их тонкие ветки мне была видна просторн.. гла..ь Белого моря. Оно уже очистилос.. ото льда. Огромны.. стаи гусей и уток н..слись над в..дой. Птица л..тела с юга н..чами. Море сер..брилось и бл..стело.
Сделать синтаксический разбор четвёртого предложения.
Выписать 4 слова с безударными гласными, рядом записать проверочные слова.
2. Озаглавить текст, поставить знаки препинания. Исправить ошибки, допущенные при записи слов на доске.
У сережы жыльцова аппендицит ему сделали операцию он давно не ходит в школу мальчика пришли проведать женя щюкин и аня чяйкина ани рассказали товарищю ошкольных дилах женя научил ево решать новый вит уравнений сережа был рат приходу друзей
Харошые у мальчика товарищи
Выписать любые два слова с безударными гласными и разделить их для переноса.
Выписать два словарных слова, указать, сколько в них слогов, букв, звуков.
3. Списать, вставить пропущенные буквы
Радость
Прошли сил..ные д..жди. Журч..т по п..лям руч..и. Р..бятишки б..гут (в) овра… На дне его потоки в..ды. Вот где раздол..е! Мальчики делают запруду. Юра Васил..ев спускает на воду лодоч(ь)ку из бумаги. У Андрюш.. В..р..бьева готов кораблик с парусом. По оз..ру уже плывет цел.. фл..тилия.
В первом предложении надписать части речи.
Подчеркнуть предложение с восклицательной интонацией.
Разделить для переноса слова: ручьи, раздолье.
К слову флотилия подобрать и записать проверочные слово.
4. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Выполни полный разбор последнего предложения, выпиши словосочетания из последнего предложения.
Рыбы …дят водоросли, ч…рвей. Ср…ди рыб есть ло…кие охотники за насекомыми. Они хв…тают их не только под в…дой, но и на л…ту. Л…щи гл…тают улиток. Часто пища с…ма — в…дяная крыса. Зубастая щ…ка гл…тает к…лючего ерша. Акула – лисица нап…дает на рыбий косяк и глушит рыбу хв…стом. Уд…вительней всех эл…ктрический угорь. Он бьёт мелкую ры…ку током.
Разбери по составу слова :водяная , охотники , зубастая.
5. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Подбери проверочные слова. Выполни полный разбор первого предложения, выпиши словосочетания из первого предложения.
На кр…ю п…ляны ст…ит высокая б…рёза. Рядом с ней де(д,т)ская пл…ща(д,т)ка. Мя…кая тр….(в,ф)ка под дер…вцем уже покрыта опавшими листьями. Я аккуратно присел на ни…кий гла…кий п…нёк и любуюсь б…рёзкой. Вот ср…ди опавших листьев прошуршала мы…ка. На ветку села лё…кая птич…ка. На у…кой тро…ке по(е,я)вляется ко(ж,ш)ка. Д ует ре…кий ветер. Погода портится. Быстрой похо(д,т)кой я дохожу до решётки сада.
Разбери по составу слова : прошуршала ,птичка , походкой.
6. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркни главные члены.
По н…чам в с…дах пели сол…вьи. На бульваре распускались клейкие т…поля. В мрач…ном л…су приутихли птицы. Грус…но ст…ит одинокое дер…вце. Августовским утром бабушка ш…ла занавески. В пустынных ущельях бродят туманы. Вд…ли заклубились гигантские облака. Изре…ка наб…гал лё…кий в…т…рок.
Разбери по составу слова : набегал , бабушка , ветерок.
7. Спиши предложения. Вставьте пропущенные буквы. Выполни синтаксический разбор всех предложений.
Ст…ял жаркий д…нёк. Вдруг пот…нул в…терок. Наб…жала синяя туч…ка. Она (не)закрыла солнышко. Пошёл дождик. Со…нце осв…щало окрес…ность. Д…ждевые капли т…жело ударяли по тра…ке и цв…точ…кам. Они пов…сали на л…сточ…ках и тр…винках. В каждой д…ждинке играл солнеч…ный луч… .
8. Спиши , вставляя пропущенные буквы.
Б…рёза – одно из самых кр..сивых наших д…ревьев. Белые с чёрным р…сунком ств…лы б..рёзы имеют особую привлекательность. Белая окраска коры объ…сняется тем, что в клетках бересты содержится особое красящее вещество . Если вы в чёрном пальто неосторожно прислонитесь к ств…лу м…л…дой б..рёзы, на одежде останется белое п…тно, как от мела.
Выпишите слово с разделительным твёрдым знаком. Разделите его для переноса.
Выпишите из текста 2 слова с безударными гласными, проверяемыми ударением. Поставьте ударение. Напишите проверочные слова.
В тексте подчеркните все глаголы.
9. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
В в…сеннем л…су ветер свободно гуляет. Ничто (не)мешает ему к…чать серё…ки у ол…хи. Он (п…д)хватывает пыл…цу. Пыл…ца л…тит по всему лесу. Со…нце (о)св…щ…ет яркие и пуш…стые цветы. Лес пахнет мёдом. Гудят пчёлы и шм…ли. (Пр…)л…тают первые бабоч…ки. Как всё нарядно!
Выполни морфологический разбор слов у ольхи; в весеннем (лесу), гудят
10. Вставь пропущенные буквы.
Быль за ска…кой не угонится.
На чужой сторону…ке рад своей ворону…ке.
Ле..ка ноша на чужом плече.
Сладок мё…, да не по две ло…ки в ро….
Одному вер…ки, а другому коре…ки.
11. Спишите, исправляя ошибки. Выделите орфограммы. Подчеркните все глаголы.
Маладую сабаку звали дружок. Висёлая сабачька этот дружок. Чюткие ушки рошками, пушыстый хвост маленким калечьком. Зупки беленкие и чястые.
Дружок любил по вичерам седать по две прекрастные сахарные косточьки. Ана выбижыт на мяхкую трову и грызёт их. Хараша жызнь у друшка !
12.Из слов каждой строчки составить предложение. Озаглавить текст. Написать, вставляя пропущенные буквы.
Воскрес…ным, Ваня,утром, лесом, любовался, прекрас…ным,
дерев…я, праз…ничные, ст…яли
соком,чудес…ная, нал…лась, алым, з…мляника
были, яго…ки, похожи, серьги, на, красные
Ваня, прелес…ную,собирать, земл..нику, стал
угостил,Анну, яг…дами, он, сла…кими, бабушку, св..ю
13. Какое из слов в каждой строчке проверочное, а какие проверяемые? Запиши сначала проверочное, а потом проверяемые. Выдели корень и обозначь орфограмму.
Светло, светлый, светлячок, светлеет.
Лиса, лисичка, лисонька.
Коса, косичка, косы.
Зелёный, зелёнка, зелень.
Земля, земляной, земли, землица.
Добро, добродетель, добренький.
Солонка, посолить, недосол.
14.Собери текст. Озаглавь. Запиши, вставляя пропущенные буквы или раскрой скобки.
А куропатки корм ищут и не ч…вствуют опас…ности.
К ним ползёт л…са.
Ярос…но затрещала с…рока.
Л…сич…ка ре…ко прыгнула, но куропатки разл…телись.
Чудес…ное раннее утро.
Заметила ужас…ную хищ…ницу.
Тут прил…тела с…рока, осм…трела окрес…ности.
На л…сной п…лянке груп(п)а куропаток.
Над существительными надпиши падеж
15. Вставьте, где необходимо, пропущенные Ъ и Ь. Спишите.
Выделите орфограммы.
Зина терпеливо принялась обяснять задачу.
Вера посмотрела на мальчишек. Они стояли смирные, сёжившиеся.
На аэродроме уже обявили посадку в самолёт.
Я смотрю, как из подезда выходит смешной, неуклюжий, долговязый человек.
Некогда в русских деревнях крестяне собирали позднею осеню тронутые
морозом гроздя красной рябины.
Заячими, лисими, птичими следами расписана белая скатерть снегов.
16. Спиши, исправляя ошибки. Не забудь выделить орфограммы.
В окресностях нашего сила растёт група прелесных Ёлочек. Керил лавров любит слушат интерестные скаски про жывотных. На пироне стаяли посожыры и ждали, когда обявят их поезт. Мы с сабачькой жучькой быстро пробижали по леснице.
Выполни фонетический разбор слова аллея
17. Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные.
Собака — друг человека, а волк -… .Железо тяжёлое, а пух …. Река широкая, а ручей …. Чеснок горький, а яблоко …. Кисель густой, а суп … . Камень тяжёлый, а известняк… Дом высокий, а сарай …. Мальчик смелый, а девочка Дождь частый, а гром …
18. Спиши текст. Подчеркни имена прилагательные и существительные к которым они относятся. Укажи число, род и падеж
Мохнатые ели стоят по обе стороны дороги. Они закутались в пушистый снег, чтобы не замерзнуть. А на пригорке ель розовая . И еловые шишки тоже розовые. Это их закатное солнце освещает. Зимняя сказка возникает прямо на глазах.
19. Спиши словосочетания.
Бел.. равнина, звездн.. небо, дождлив.. лето, душист.. почка, быстр.. олень, главно..богатство, зелен.. поле, ржан.. мука, парн.. молоко, ранн.. час, громк.. крик, тонк.. кисточка.
Укажи род имен прилагательных.
20. Вставьте разделительный Ъ или Ь.
Хлоп..я, в..юга, под..ёмный, об..ект, под..езд, раз..ярить, варен..е, полоз..я, об..ём, от…езжать, счаст…е, ненаст…е, весел…е, пред…явить, об…единение, раз…яснение.
Найди имя прилагательное. Выполни его морфологический разбор.
Разбери слово объект фонетически
21. Вставьте пропущенную букву, рядом запишите проверочные слова
Звёз__ное, выл__пить, со__нце, н__бесный, сер__це, ст__рожка, окрес__ный, мес__ный, з__лёный, извес__ный, радос__ный, с__сновый, грус__ный, р__дина, в__ренье.
22. Спиши, правильно употребляя предлоги и приставки.
(До) води дело (до) конца. Цветы (под) резали (под) корень. Тропинка (с) пускалась (с) горы. Ленту (в) плели (в) косу. Лодка (от) плыла (от) берега. Колобок (с) катился (с) окошка, (по) катился (по) дорожке, (до) катился (до) леса.
23. Разбери по составу слова:
Подбородок, снеговой, головушка, молодое, лисята, походы, берёзка, ушастый, травушка, воронята, учитель, дымоход, подсвечник.
24.Спиши, раскрывая скобки. Раздели слова на слоги. Над существительными надпиши число, род, падеж
(Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает. Лежит доска на болоте, (не) сохнет, (не) гниет, (не) ржавеет. Я (не) навижу уроки музыки.
25. Прочитай. Спиши. Укажи время и число глаголов.
Зимой нерпа из воды всё время выглядывает. Для этого она во льдах даже лунки оставляет. Высунется из воды, посмотрит по сторонам – и опять в море нырнёт. Поэтому все думают, что она очень любопытная.
Выпиши из текста 3 слова с безударными гласными, рядом запиши проверочные слова.
Выполни морфологический разбор глагола нырнёт.
26. Спиши, дополняя предложения глаголами, противоположными по значению.
Звёзды вспыхнули на мгновение и ….
Мачеха свою дочь хвалит, а падчерицу ….
Детям разрешили играть на улице, но … выбегать на дорогу.
Противники нападали на ворота, в вратарь их надёжно ….
27. Выпиши в 1-й столбик глаголы в единственном числе, во 2-й —во множественном.
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой, нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели,
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал — и вон побежал.
Н. Некрасов
Выпиши из текста 2 слова с парными согласными в конце слова, запиши проверочные слова
Слово гроздья разбери фонетически
Укажи падежи имён существительных
28. Прочитай. Спиши.
(В) конце в..сны п..является одуван(?)чик. Неприхотлив.. растение цв..тёт поч(?)ти всё лето.
(В) одних странах одуван(?)чик считают сорн.. тр..вой. А ж..тели Японии и Индии выращивают его и (с) удовольствием едят. (Из) мо..лодых лист..ев делают салат, а (из) сухих готовят приятный напиток.
Обозначь число глаголов.
Выполни синтаксический разбор первого предложения
29. Прочитай. Выпиши слова весна с падежными вопросами.
Весна. Вот это слово Привет весне,
Весело склоняется! Встречай весну.
Пришла весна, Весна, весны, весне, весну,
Дождись весны, Весною, о весне.
30. Прочитай и озаглавь текст.Спиши.
Вот прилетел дятел, принёс в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся прямо на ствол осины. И не заметишь дятла на дереве. Зацепился за кору острыми когтями и начал изо всех сил семена из шишки выклёвывать.
Засмотрелся я на дятла. Ловко это у него получается: и сам сыт и лесу польза. Не все семена попадут дятлу в рот. Много семян упадёт на землю и прорастёт. Вот сколько сосенок из-под снега топорщится! Все они выросли из выклеванных дятлом шишек. Вот что я узнал о дятле. Он — маленький пернатый лесовод.
Выпиши словосочетания со словом дятел. Выдели окончания имен существительных. В скобках напиши вопросы. Укажи части речи выделенных слов.
Тренировочные упражнения по русскому языку для 3 класса (за третью четверть)
1. Спишите, исправляя ошибки. Выделите орфограммы. Подчеркните по линейке все глаголы и имена прилагательные.
Маладую сабаку звали дружок. Висёлая сабачька этот дружок. Чюткие ушки рошками, пушыстый хвост маленким калечьком. Зупки беленкие и чястые.
Дружок (3) любил по вичерам седать по две прекрастные сахарные косточьки. Ана выбижыт на мяхкую (3) трову и грызёт их. Хараша жызнь у друшка !
2. Запишите слова, подбирая проверочное слово. Запишите его через черточку. Подчеркните проверяемую согласную.
Грибки, сапог, лодка, березка, дорожка, лапка, бок, сетка, шкаф, миска, горошки, дуб, подставка, соседка, книжка, указка, ириска, нитка, кружка, жираф, снег, холод, суп, лоб, коробка, гладкий, ветка, подушка, городки, дружки, мотки, травка, слезки.
3. Вставьте, где нужно мягкий знак. Напиши слова в два столбика.В 1-й напиши слова, в которых мягкий знак указывает на мягкость согласных. Во 2-й – те слова, в которых мягкий знак стоит после шипящих. В существительных какого рода после шипящих пишется мягкий знак?
Доч, двер, медал, степ, лебед, печ, грач, молодежь, морковь, врач.картофел, мощ, упряж, брош, связ,борщ, чуш, глуш, роскош, лож, проруб,кроват, скатерт, мелоч(1).
4. Просклоняйте словосочетания. Выделите окончания.
Зимний шарф, тёплое пальто.
5.Спишите, раскрывая скобки. Определите падеж, род и число имён прилагательных, выделите окончания.
Таня и Алёна посадили свои деревца, полили их (тёплый) водой. Светит ( горячий) (весенний) солнышко, идут по небу весёлые облака. И два (новые) деревца стоят у ворот. Они расправляют корешки в ( тёплый) земле.(4)
6.Спишите, дописывая окончания имён прилагательных Определите род и падеж имён прилагательных и существительных.
В майск.. ночи пели птицы. Мы любовались весен.. небом. Вдруг ярк.. стрела молнии полоснула спокойн.. небо. Нежн.. голубизну небосвода заволокло чёрн.. тучами.
7.В один столбик выпиши слова с приставками, в другой – слова с предлогами.
(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.
Материал по русскому языку (3 класс) на тему: Карточки по русскому языку для 3 класса
Карточка 1. __________________________________________________________Фамилия, имя
1. Вставь безударные гласные:
Цв…точки, хр…нил, скв…рцы, бл…ны, пч…ла, кр…сота, т…жёлый
2. Выдели грамматическую основу предложения:
По берегам речки растут осины.
3. Поставь ударение в словах. Подчеркни одной чертой имена существительные.
Лесной, берёзка, цветочки, весенний, прибежала, ельник
4. Вставь, где надо, Ь.
Пахн…ет шерст…ю волч…ей
У пен…ка с поганками.
Шли волч…ата ноч…ю
Лунными пол…янками.
З. Александрова
Карточка 2. __________________________________________________________Фамилия, имя
1. Вставь пропущенные буквы:
Ч…сто идут д…жди. Плохо без з…нта и пл…ща. На дв…ре лужи. Тихо кругом. Улетели из с…дов гр…чи и др…зды. Вчера они долго кружились над п…лями и х…лмами. Весной птицы вернутся д…мой.
2. Выдели грамматическую основу предложения:
К лесному ручью вышла лиса.
3. Раздели слова на слоги.
Конверт, окуньки, цветочки, весенний, клеёнка, ельник
4.. Раздели на слоги слово красный. Запиши все возможные случаи переноса этого слова _____________________________________________________________________________
Карточка 3. __________________________________________________________Фамилия, имя
1. Вставь пропущенные буквы:
Жил в Одессе чёрный ко… .
Он зале… на парохо… .
С удовольствием в буфете
Съел с колба…кой бутербро… .
Ю. Мориц
2. Выдели грамматическую основу предложения:
К лесному ручью вышла лиса.
3. Раздели слова на слоги.
Конверт, окуньки, цветочки, весенний, клеёнка, ельник
4..Запиши все возможные случаи переноса слова дождевой. _____________________________________________________________________________
Карточка 4. __________________________________________________________Фамилия, имя
1. Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь в слова пропущенные буквы.
Р…ка ш…рокая, а ручей _____________. Камень т…жёлый, а пух ____________.
Яблоко сла…кое, а редька _____________. Ш…повник ни…кий, а ду… _________.
2. Выдели грамматическую основу предложения:
Ракета полетела в космос.
3. Раздели слова на слоги. Подчеркни слова, которые нельзя перенести.
Уползёт, края, соболь, океан, жареный, тетрадь, осёл, учитель, Егор
4. Обведи в кружок нужную букву.
Около будки лежит (П,п) ёс (Ш,ш)арик. По двору бежит (К,к)отенок (Б,б)арсик. За забором мычит (К,к)орова и гогочут (Г,г)уси. На лугу пасётся (К,к)оза (З,з)орька.
Карточка 5. __________________________________________________________Фамилия, имя
1. Вставь пропущенные буквы.
У ко…ки Мурки мя…кие ла…ки и острые зу…ки. Лоша…ка беж…т по у…кой доро…ке.
2. Выдели грамматическую основу предложения:
Воробей клевал крошки хлеба.
3. Вставь, где надо, Ь.
Улич…ный, пузыр…ки, Жанноч…ка, скуч…ный, ёл…ки, сил…ный, оч…ки.
4. Напиши слова во множественном числе.
Чиж – _______________
Этаж – _______________
Алёша – _____________
Малыш – _____________
Карточка 6. __________________________________________________________Фамилия, имя
1. Обведи в кружок нужную букву.
Век без ош(ы,и)бки не прож(ы,и)ть. Сам погибай, а товарищ(а,я) выруч(а,я)й. Волки рыщ(у,ю)т, добыч(у,ю) ищ(у,ю)т.
2. Выдели грамматическую основу предложения:
Маленькая кошечка сидит на ступеньке.
3. Вставь пропущенные буквы.
Компа…
Когда с тобою этот дру… ,
Ты можешь без доро…
Шагать на север и на ю…,
На запа… и восто… .
4. Запиши цифрами рядом со словом количество букв и звуков..
Клюнуть – ______б.,______зв.
Ожерелье – _______б.,________зв.
Южный – _______б.,______зв.
Армия – ______б.,_______ зв.
Карточка 7. __________________________________________________________Фамилия, имя
1. Раздели слова на слоги. Поставь знак ударение. Поставь в словах красным точки под гласными, зелёным — под мягкими согласными, синим – под твёрдыми согласными.
Июнь, тюльпан, плюс.
2. Придумай и запиши имена собственные:
Город _____________, собака ___________, попугай _____________, улица _____________, река______________.
3. Вставь пропущенные буквы.
Холо… сковал землю. Под ногами хрустит сне…. Моро… щиплет щёки и но… .
4. Из слов составь и запиши предложение. Подчеркни грамматическую основу.
Окнах, нарисовал, на, узоры, мороз.
Карточка 8. __________________________________________________________Фамилия, имя
1. Поставь ударение.
Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода,
Серый дождик землю мочит,
Свищет ветер в проводах.
Г. Ладонщиков
2. Вставь пропущенные буквы:
В л…су зв…рьки г…товятся к з…ме. Птицы ул…тают в тёплые края. Белоч…ка суш…т на ветвях д…ревьев гр…бы. Ёж…к спеш…т в свою норку. Мы…ка запасает з…рно.
3. Рядом с одушевлёнными существительными поставь галочку синим, рядом с неодушевлёнными – зелёным.
Пираты;
Работа;
Волга;
Лимон;
Змея;
Вагон;
Охрана;
Анечка
4. Из слов составь и запиши предложение. Подчеркни грамматическую основу.
Ёжик, по, бежит, тропинк
__________________________________________________________________________
Карточка 9. __________________________________________________________Фамилия, имя
1. Поставь ударение. Раздели слова на слоги.
Зонтик, урожай, карандаш, утята, животные, шофёр, лейка, пеньки.
2. Зачеркни лишнее слово в каждой строке. Найди и выдели в словах общий корень:
Школа, школьник, школьный, пришкольный, ученик.
Лес, лесной, лесник, лесничество, залезет.
Свет, светлый, светит, цветной, просвет.
3. Вставь пропущенные буквы.
Л…стопад, т…рять, взгл…ну, ш…пну, л…док, пр…мые, вскр…чал, ж…рища.
4. Из слов составь и запиши предложение. Подчеркни грамматическую основу.
Лужами, двор, покрыт, широкий
__________________________________________________________________________
Карточка 10. __________________________________________________________Фамилия, имя
1. Поставь точки под гласными. В первом предложении подчеркни грамматическую основу.
Колокольчик в шапочке лиловой
Весело кивает головой.
Одуванчик, улететь готовый,
Шепчется с гвоздичкой полевой…
З. Александрова
2. Раздели слова на слоги. Запиши все возможные случай переноса.
Хлопок – ___________________________________________________
Силёнка – __________________________________________________
Индейка – _________________________________________________
Якорь – ___________________________________________________
3. Поставь в словах красным точки под гласными, зелёным — под мягкими согласными, синим – под твёрдыми согласными.
Платье, коньки, ягода.
4. Вставь пропущенные буквы.
В л…су на поляне поспела з…мляника. Её яг…ды очень сла…кие. А в…ренье из них вку…ное и ароматное.
Карточка 11. __________________________________________________________Фамилия, имя
1. Подчеркни слова, в которых есть гласные, обозначающие два звука.
Дождик на луже рисует картинку,
Светлую, лёгкую – как паутинку.
Если в неё заглянуть с высоты –
То на картине появишься ты.
А. Пинегин
2. Раздели слова на слоги. Запиши все возможные случай переноса.
Звенья – ___________________________________________________
Глотаю – __________________________________________________
Союзник – _________________________________________________
Язык – ___________________________________________________
3. Вставь пропущенные буквы. Измени слова по числам.
Р…га – ______, эт…жи – _________, пч…ла –_________, …гла – _______.
4. Обведи в кружок нужную букву.
К Ване пришёл поиграть дру(г,к) Оле(г,к) . У Олега тан(г,к). А у Вани “Кама(з,с)”. После игры мальчики пошли есть пиро(г,к) и пить со(г,к).
Поделиться
Карточки по русскому языку для 3 класса
Карточки по русскому языку
для 3 класса.
Данный дидактический материал (карточки с индивидуальными заданиями) предназначен для работы по темам: «Парные согласные в середине и на конце слова», «Безударные гласные в корне слова», « Непроизносимые согласные», «Разделительный твёрдый и мягкий знаки», «Предложение. Текст». Данный дидактический материал позволяет развивать самостоятельность, познавательную деятельность, грамотность, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.
Карточка №1
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Грамотно обозначь орфограммы.
Девоч…ка А(л)ла читала книгу извес…ного учёного астронома Кири…а Ил…ича Ч…йкина. Она рассказывает о звёз…ном небе массу интерес…ного. Звёзды на н…бесном своде разделены на гру…ы- созвездия. Истории полны радос…ных и сч…стливых, грус…ных и опас…ных приключений. В древности их рассказывали ус…но. Позднее они были записаны. Звёзды бывают гиган…скими и карликами. Сейчас доблес…ные з…мляне в к…смических аппаратах дол…тают до самых д…лёких звёз…
Выполни фонетический анализ слова СОЛНЦЕ
Карточка №2
Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы. Спишите. Выделите орфограммы.
(В)л…су ч…дно пели свои прекрас…ные песни с…лов…и. Р…бята (по)бежали (по)у…кой доро…ке купаться в реч…ке (с,С)еребрянке. К…рилл х…р…шо (по)думал и реш…л задач… (по)геометрии. Капельки р…сы (с)текали (с)веточ…ки м…л…дой б…рё…ки. (На)пеньке с…дела прелес…ная белоч…ка, (по)глядывала (по)сторонам и ела сла…кие …го…ки.
Над словами пятого предложения напиши какими частями речи они являются.
Карточка №3
Спишите, исправляя ошибки. Выделите орфограммы. Подчеркните по линейке все глаголы двумя чертами.
Маладую сабаку звали дружок. Висёлая сабачька этот дружок. Чюткие ушки рошками, пушыстый хвост маленким калечьком. Зупки беленкие и чястые.
Дружок любил по вичерам седать по две прекрастные сахарные косточьки. Ана выбижыт на мяхкую трову и грызёт их. Хараша жызнь у друшка !
Карточка №4
Определи границы предложений. Спиши. Выдели орфограммы.
Катя Завьялова пошла с дедушкой Ильей в лес за хворостом хорошо утром в лесу ветерок ласкает стволы берез трава покрыта росой лес оживает в густой зелени поют птицы вот бежит заяц встал он столбиком слушает в старой сосне дупло рыжей белки в гнезде большие запасы это корм зверьку на всю зиму.
В 1, 3, 5 предложениях подчеркнуть главные члены.
Карточка №5
1.Из слов каждой строчки составить предложение. Озаглавить текст. Написать, вставляя пропущенные буквы.
Воскрес…ным, Ваня,утром, лесом, любовался, прекрас…ным,
дерев…я, праз…ничные, ст…яли
соком,чудес…ная, нал…лась, алым, з…мляника
были, яго…ки, похожи, серьги, на, красные
Ваня, прелес…ную,собирать, земл..нику, стал
угостил,Анну, яг…дами, он, сла…кими, бабушку, св..ю
Карточка №6
Какое из слов в каждой строчке проверочное, а какие проверяемые? Запиши сначала проверочное, а потом проверяемые. Выдели корень и обозначь орфограмму.
Светло, светлый, светлячок, светлеет.
Лиса, лисичка, лисонька.
Коса, косичка, косы.
Зелёный, зелёнка, зелень.
Земля, земляной, земли, землица.
Добро, добродетель, добренький.
Солонка, посолить, недосол.
Карточка №7
Собери текст. Озаглавь. Запиши, вставляя пропущенные буквы или раскрой скобки.
А куропатки корм ищ…т и не ч…вствуют опас…ности.
К ним ползёт л…са.
Ярос…но затрещала с…рока.
Л…сич…ка ре…ко прыгнула, но куропатки разл…телись.
Чудес…ное раннее утро.
Заметила ужас…ную хищ…ницу.
Тут прил…тела с…рока, осм…трела окрес…ности.
На л…сной п…лянке груп(п)а куропаток.
Карточка №8
Прочитай текст. Озаглавь.
Вставь пропущенные буквы Спиши текст.
Обозначь орфограммы!!!
На дв…ре в…сна. Ярко светит со…нце. Вес…ло журчат руч…и. Кругом м…л…даятра…ка. Д…ревья надели з…леные плат…я. У б…рё…киз…лотыесерё…ки. Всюду слышны радос…ныептич…и г…лоса. В…сной у птиц много работы. Они в…ют гнёзда на липовой ал(л)ее. Скоро в каждом гн..здезапищ…т пт..нцы. В нашей мес…ности громко жуж(ж)ат шмели. Ч…дес…но в…сной !
Карточка №9
Вставьте, где необходимо, пропущенные Ъ и Ь. Спишите.
Выделите орфограммы.
Зина терпеливо принялась обяснять задачу.
Вера посмотрела на мальчишек. Они стояли смирные, сёжившиеся
На аэродроме уже обявили посадку в самолёт.
Я смотрю, как из подезда выходит смешной, неуклюжий, долговязый человек.
Некогда в русских деревнях крестяне собирали позднею осеню тронутые
морозом гроздя красной рябины. (Соколов-Микитов И.)
Заячими, лисими, птичими следами расписана белая скатерть снегов.
Карточка №10
Спиши, исправляя мои ошибки. Не забудь выделить орфограммы.
В окресностях нашего сила растёт група прелесных Ёлочек. Керил лавров любит слушат интерестные скаски про жывотных. На пироне стаяли посожыры и ждали, когда обявят их поезт. Мы с сабачькой жучькой быстро пробижали по леснице.
Выполни фонетический разбор слова АЛЛЕЯ
Карточка №11
Определи границы предложений. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Выдели орфограммы.
Ст…ит прекрас…ный зимний денёк со…нце осв…щ…ет всю окрес…ность радос…ные солнеч…ные лучики скач…т по ств…лам д…рев…ев на б…рё…ку опустилась стайка прелес…ных птичек это синич…ки их много ж…вёт в нашей мес…ности у синичек праз…дничный вид на г…ловке ч…дес…ная шапочка как х…рош… эти пташки!
Карточка №12
Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь пропущенные буквы.
Напиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные.
Собака — друг человека, а волк -… .Железо тяжёлое, а пух …. Река широкая, а ручей …. Чеснок горький, а яблоко …. Кисель густой, а суп … . Камень тяжёлый, а известняк… .Дом высокий, а сарай …. Мальчик смелый, а девочка Дождь частый, а гром ….
Картотека по русскому языку (3 класс) на тему: Индивидуально — дифференцированные карточки по русскому языку для 3 класса
Индивидуально- дифференцированные задания по русскому языку
3класс
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
1 уровень.
Спишите. В скобках напишите проверочные слова.
М…лчать, м…сной, охр..нять, уд…влять, гр…знуля, пл…сать, г..рчица, сл…зинка, скр…пучий, нар…дить.
2 уровень.
Спишите. В скобках напишите проверочные слова.
Хор..шо в л..су в полдень. З..лёные ёлочки выг..бают к..лючие ветки. Кр..суется белая б..рё..ка с душ..стыми л..сточками. Др..ж..т серая осина.
3 уровень.
Спишите, исправив ошибки.
По тинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. От крылись яркие сияющие горы.
Написание слов с парными согласными.
1 уровень.
Спишите, вставив пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.
Про..ка, гри..ки, гря..ка, лё..кий, шу..ка, сне..ки, ро..ки, сли..ки.
2 уровень.
Спишите, вставив пропущенные буквы.
Среди ре..ких бере.. прячутся в тр..ве кре..кие боровики. Р..зовеют мокрые сырое..ки. В ельнике растут сколь..кие грузди. На ни..ких пнях жмутся дру.. к дру..ке опята.
3 уровень.
Спишите, исправив ошибки.
По чистому снегу бижыт мыжка. За мыжкой дарошка, где в снигу лабки ступали. У видела мыжка сасновую шыжку и по глядывает, нет ли хоря.
Синонимы.
1 уровень.
Подбери синонимы к словам лицо, зелёный, дразнить. Спиши.
Слова для справок: лик, изумрудный, обзывать, незрелый, молодой, неопытный, дразниться, физиономия, мордашка.
2 уровень.
Спиши, вставь в предложения нужные синонимы.
Навстречу шёл (пожилой, старый) человек. Папа купил мне (лазурный, голубой) платье. (Толстый, жирный) словари рядами стоят на полках.
3 уровень.
Составь предложения, используя слова- синонимы.
Рынок, базар; село, аул, деревня; певец, акын.
Антонимы
1 уровень.
К данным глаголам подбери противоположные по смыслу.
Говорить — …., выходить — …, здороваться — …, включать — …, засыпать — …, закрыть — …, смеяться — … .
2 уровень.
Подбери антонимы к словосочетаниям.
Левая рука — …; высокий потолок — …; уходить из школы — …; поехать на стадион — …;
Счастливая старость — … .
3 уровень.
Закончи предложения. Подчеркни антонимы.
Дядя вчера приехал, а через два дня … . Он упал, но быстро … . Его бросало то в жар, то в … . Я быстро посмотрел налево, затем … .
Состав слова.
Окончание и основа.
1 уровень.
Спишите слова. Выделите основу и окончание.
Парта, партой, у парты; высокая, высокий, высокое.
2 уровень.
Напиши по образцу. Выдели основу и окончание.
Образец: дощатый домишко – дощатые домишки.
Чудесная встреча — …, старый дедушка — …, широкое море — …, чайная чашка — … .
3 уровень.
Прочитайте, найдите лишнее слово. Напишите остальные слова, выделите в них основу и окончание.
Белый, белая, белка, белое. Лиса, в лесу, за лесом, лес.
Корень. Однокоренные слова.
1 уровень.
Спишите слова, рядом напишите однокоренные. Выделите корень.
Каменщик — …, лётчик — …, связист — …, пианист — … .
2 уровень.
Спишите, приписывая по одному однокоренному слову. Выделите корень.
Сахар — …, гусь — …, утка — …, суп — …, хлеб — …, тигр — … .
Образец: мыло – мыльница, аист – аистёнок.
3 уровень.
Выберите однокоренные слова. Запишите их в таком порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.
Весна, говор, зелень, белить, разговор, зеленеет, белила, зелёный, белый, говорливый
Двойные согласные в корне.
1 уровень.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
А…а и Ге…адий вместе с кла…ом ходили на хо…ей. Ри…а в су…оту сделала а…уратную а…ликацию. Дети купались в ба…ейне и играли в те…нис.
2 уровень.
Запишите ответы , используя слова с удвоенными согласными.
Дорога с твёрдым покрытием.
Укротитель хищных животных.
Состояние взаимной вражды.
Искусственный водоём, сооружённый для плавания.
Спортивный бег.
Помещение, в котором проводятся денежные операции.
Лечебная повязка из марли.
3 уровень.
Спишите, исправив ошибки.
Вчера наш класс хадил на экскурсию в лесс. Красиф асений лесс. Диревья стоят зилёные, жёлтые, багряные. Мы собирали красивые листя. Сегодня рибята делают аккуратную коллекцию. Завтра мы напишем расскас об осени без ошыбок. Мы любим уроки русского языка.
Непроизносимые согласные в корне слова.
1 уровень.
Спишите, написав проверочные слова.
Окрес…ность, звёз…ный, со…нце, здра…ствуй, извес…ный, сер…це, прелес…ный, мес…ность.
2 уровень.
К существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные с непроизносимой согласной, а к прилагательным – существительные с непроизносимыми согласными.
Писатель, небо, крутая, весёлый, час, цветы, горячее, человек, сильное, сельская.
3 уровень.
Спишите, заменяя выделенные слова словами, близкими по значению с непроизносимой согласной. Печальный рассказ, знаменитый писатель, красивая девочка, шумное торжество, весёлый народ.
Приставки.
1 уровень.
Спишите слова. Выделите корень и приставку.
Пожар, запах, привал, перепляс, навар, подкоп, перезвон, отвар, припёк, закат, прикорм, срез.
2 уровень.
Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу приставки. Выделите приставки.
Из-за озера (до, вы) плывают орлы. Они (вы, на)деляются грозными силуэтами на фоне (про, за)катного солнца. (По, ис)пуганный их внезапным (за, по)явлением (за, по)мирает весь пернатый мир.
3 уровень.
Спишите текст, употребляя нужные приставки. Выделите приставки.
Упражнение из учебника а…уратно (писать). Новую тетра…ь красиво (писать).
Из текста внимательно (писать) с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно (писать).
Суффиксы.
1 уровень.
Спишите, вставив пропущенные буквы. Выделите суффиксы.
Луч..к, фонар..к, рож..ца, мелоч..к, слон..к, дружоч..к, мороз..ц, книж..ца.
2 уровень.
Разберите слова по составу.
Напильник, присмотр, подбородок, подарки, косточка, букетик, Женечка.
3 уровень.
Каждое словосочетание замените одним словом с нужным суффиксом.
Музыкант, играющий на трубе. Момент бросания мяча. Смелый человек. Любящий мечтать. Детёныш орла. Участник игры. Музыкант, играющий на пианино. Берёзовая роща. Жадная девочка.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
Собственные и нарицательные.
1 уровень.
Запиши слова в два столбика.
Чиж, Москва, город, дуб, Казахстан, Дарья, голубь, океан, Астана.
2 уровень.
Все существительные из предложений запишите в два столбика.
Борис Петрович Житков уходил на лодке далеко в море. Щенок Бим любит пить вкусное молоко.
3 уровень.
Составьте предложения и запишите их. Подчеркните имена собственные.
Бурёнка, на, паслась, корова, лугу. Кошки, были, Мурки, котята, у, Мурзик, и, Васька.
Орлика, пруду, к, ведёт, коня, Алёша. Живёт, Миша, деревне,у, в, Дубки, бабушки.
Род имен существительных.
1 уровень.
Выпишите имена существительные и запишите их в три столбика по родам.
Мечтал, красивое, ходил, яблоко, бродил, мебель, адрес, чашка, чувство, разведка, дело, лучистый, путник, мир, удача.
2 уровень.
Из слов строчки составьте предложения так, чтобы получились пословицы. Укажите род имён существительных.
Почёт, рядом, труд, живут, и.
Матери, лучше, сердце, солнце, греет.
Мастерство, в, почёте, всегда.
До, язык, Киева, доведёт.
3 уровень.
Составьте рассказ, используя слова.
Утро, дождь, плащ, луч солнца.
Определите род всех имён существительных.
Число имён существительных.
1 уровень.
Запишите слова в два столбика.
Звезда, кусты, лебедь, дерево, бревно. Журавли, мхи, ящик, алмазы. Лётчик, шерсть, перо, кочки, яблоки.
2 уровень.
Запишите предложения. Укажите род и число существительных. Ребяти..ки л…пили ч..шки и ло..ки. В л…су ж…вут др…зды, гр…чи, сн…гири.
3 уровень.
Запишите слова в два столбика. Поставьте существительные женского рода в единственное число, а мужского рода- во множественное.
Окна, узоры, пальма, деревья, ковёр, наряды, ручей, сено, рощи, дом, черта, волны, ключ, путь.
Склонение имён существительных.
1 уровень.
Спишите. Поставьте вопросы к выделенным словам.
Посеяла на грядке, шишки ёлки, пронёсся по степи, напиши бабушке, вечер за книгой, альбом подруги, протекает по равнине, был за школой, забыл о задаче.
2 уровень.
Составьте с именами существительными словосочетания, в которых эти существительные стояли бы в П.п., Д.п., Р.п.
Гроза, окно, грач, степь.
3 уровень.
Спишите. Определите падеж имён существительных.
Дож..ь (по)шёл в..с..лее. Люди (вы)б..гали из д..мов. Они протягивали руки. В..да (с)б..гала по их рукам до самых плеч. Р..бятишки (за)прыгали (по)лужам.
1 уровень.
1.Выбери правильный ответ и обведи его кружком.
Склонение — это:
А) изменение имён существительных по числам;
Б) изменение имён существительных по падежам;
В) изменение имён существительных по родам.
2.Выдели окончание, определи род и склонение существительных.
Земля, небо, подруга, дочь, мышь, солнце, дедушка, город, ночь.
3.Просклоняй слово пила.
И. п В. п..
Р. п Т. п..
Д. п П. п. .
2 уровень.
1.Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение.
На гор.. (____,____) о земл.. (____,_____)
За окн.. (____,____) по троп..(____,_____)
Из стекл..(____,____) к доск..(____,_____)
2.Исправь ошибки в склонении, если они есть.
И. п. трава В. п. травы
Р. п. о траве Т. п. травой
Д. п. траве П. п. траву
3 уровень.
1.Составь предложения, употребив в разных падежах слово «школа».
Выдели окончания, определи падеж имён существительных.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
2.Разобрать одно предложение по членам предложения.
3.Разобрать одно имя существительное как часть речи.
_______________________________________________________________
______________________________________________________
1 уровень
Просклоняйте слова: «птица», «лось». | |
И.п. — | В.п. — |
Р.п. — | Т.п. — |
Д.п. — | П.п. — |
Спишите, связывая слова в словосочетание. Определите падеж имен существительных. |
Щука (река), роща (гора), дымок (село), переходили (дорога), осока (озеро), положили (поляна), побежали (река), зверь (клетка). |
2 уровень
3 уровень
Спишите. Определите падежи имен существительных. Продолжите текст (1 – 2 предложения). |
Жил желторотый воробей. Жил он вместе с мамой над окошком бани в теплом гнезде. Воробьишко махал крыльями и хотел летать. |
Падежные окончания имён существительных.
1 уровень.
Спишите, вставив пропущенные буквы. Определите падеж. Выделите окончания.
О букашк…, о гордост…, из шерст…, по милост…, по травинк…, из земляник…, о вишн…, в арбуз…, на фуражк…, в колен… .
2 уровень.
Спишите, вставив прпущенные буквы. Определите падежи и склонения. Выделите окончания.
В холод…, из деревн…, о жизн…, по букв…, около город…, у вырубк…, по пустын…, к сирен…, на припёк… в фонтан… .
3 уровень.
Спишите. Поставьте имена существительные в скобках в нужном падеже. Определите падеж и склонение этих существительных. Выделите окончания.
Катя п..лучила пис..мо (дядя Коля). Сам..лёт прил..тел из (Казань). Дети гуляли (площ..дь). П..любуйся пуш..стым (снег).
Множественное число (склонение).
1 уровень.
Просклоняй во множественном числе существительные бури, грибы.
2 уровень.
Спишите, раскрывая скобки. Выделите окончания, определите падежи имён существительных.
Весной к нам прилетает малиновка. Кормится она (жучки, личинки, гусеницы). Птичка ищет их в опавших (листья) под (деревья и кусты). Летом она лакомится (ягодки).
3 уровень.
Допишите предложения, подбирая подходящие по смыслу сравнения, используя слова для справок. Выделите окончания. Определите падежи имён существительных.
Снег на сухих ветках нанизан … . В развилках голых осин снег скопился … .
Деревья кажутся то …, то …, то … .
Слова для справок: мохнатые шапки, загадочное чудовище, сияющие шары, сказочные великаны, белые медведи.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
Род имён прилагательных.
1 уровень.
Запишите словосочетания. Определите род имён прилагательных. Выделите окончания.
Голуб… лужа. Поздн… листопад, ленив… течение, вечерн… мгла, детск… театр, ночн… разбойник, хлебн… растение.
2 уровень.
Подберите к выделенным словам однокоренные прилагательные. Напишите словосочетания. Определите род прилагательных, выделите окончания.
Крыша из железа, дом из кирпича, лента из шёлка, варенье из клубники, платье из бархата, кисель из малины.
3 уровень.
Замените прилагательные противоположными по смыслу. Определите род имён прилагательных и выделите окончания.
Лёгкая задача, лёгкая ноша, слабый голос, слабое знание, мелкий пруд, мелкая рыба, старый охотник, старый дом.
Число имён прилагательных.
1 уровень.
Спишите словосочетания. Определите число имён прилагательных, выделите окончания.
Зелёные листья, редкие дожди, осенние дни, сильный ветер, крупные капли, последний листок, лесная поляна, красивое село.
2 уровень.
Подберите к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Определите число имён прилагательных, выделите окончания.
Родные края, (какие?) … дела, (какая?) …сумка, (какое?) …дерево, (какие?) … луга, (какой?) … месяц, (какое?) …растение.
3 уровень.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Определите число имён прилагательных.
После тёплых дней наступила з..лотая ос..нь. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголов.. подосиновики, зеленоват.. и розовые сырое..ки, сколь..к.. грузди и душист.. рыж..ки. На стар.. больш.. пнях жмутся друг к дру..ке тонконог.. опёнки.
Склонение имён прилагательных.
1 уровень.
Просклоняйте словосочетания.
Тёплый зимний шарф, тёплое зимнее пальто.
2 уровень.
Спишите. Определите падеж имён прилагательных.
Чистое небо затянулось тучами. Зима природу нарядила в белый, тёплый, чистый мех. Мы отправились на Синее озеро. В поздний час дома не спали. Зимнее солнце светило тускло.
3 уровень.
Спишите, раскрывая скобки. Определите падеж имён прилагательных, выделите окончания.
Таня и Алёна посадили свои деревца, полили их (тёплый) водой. Светит ( горячий) (весенний) солнышко, идут по небу весёлые облака. И два (новые) деревца стоят у ворот. Они расправляют корешки в ( тёплый) земле.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
1 уровень.
Спишите. Вставьте пропущенные окончания, выделите их.
Чёрн.. стрижи всю жизнь проводят в воздухе. Если пойманного длиннокрыл.. стрижа посадить на гол.. землю, он не сможет взлететь. На коротеньк.. своих лапках стриж не умеет ходить по земле.
2 уровень.
Спишите, дописывая окончания. Определите род и падеж имён прилагательных.
В майск.. ноч.. пели птицы. Мы любовались весен.. небом. Вдруг ярк.. стрела молнии полоснула спокойн.. небо. Нежн.. голубизну небосвода заволокло чёрн.. тучами.
3 уровень.
Составьте рассказ на тему «На бабушкином огороде», употребив сочетания слов.
Раннее весеннее утро, чудесная погода, хорошее настроение, проросшие семена, лазурное небо, жёлтая морковь.
Местоимения.
1 уровень.
Спишите. Раскройте скобки. Подчеркните местоимения.
(У) меня сегодня день рождения. (Ко) мне придут гости. (В) моей коллекции появится новая марка. (На) ней будет изображена природа. Мне нравится пейзаж.
2 уровень.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите лицо местоимений.
Прин..сли нам щенка спаниэля, вел..чиной со среднюю крысу. Кошка наша на шкафу стала готовиться к пры..ку. Ей, конечно, непонятно: крыса это или щенок. Чтобы развлечь его, я принёс из кухни кость. И пол..жил ему под нос.
3 уровень.
Соберите предложения. Существительное сойка замени местоимениями. Запишите.
Но, по характеру, разбойник, настоящий, сойка. Красивая, сойка, птица. Легко, сойку, по, узнать, на крыльях, перьям, белым и чёрным. Бояться, сойку, маленькие, не только, но и, птицы, большие. Разоряет, сойка, гнёзда, расклёвывает, птичьи, яйца, птенцов, губит.
ГЛАГОЛ.
Неопределённая форма глагола.
1 уровень.
Образуйте глаголы неопределённой формы.
Кусает, ходит, шумит, прыгнул, сверкает, взмахнул, смотрел, любит, срезают, делает.
2 уровень.
Вставьте вместо точек глаголы неопределённой формы.
Кто хочет много …, тот должен мало … .(знал, спал)
Лучше хорошо …, чем хорошо … . (поступал, говорил)
Умение … дороже золота. (работал)
Нам песня … и … помогает. (жил, строил)
3 уровень.
К данным словосочетаниям подберите близкие по значению глаголы неопределённой формы. Составьте с одним из словосочетаний предложение.
Повесить нос, витать в облаках, держать язык за зубами, задать перцу, водить за
нос, бить баклуши.
Изменение глаголов по числам.
1 уровень.
Запишите глаголы в два столбика.
Вырубят, глядели, поднимал, шумят. Звенит, трещат, пылал, скучали.
2 уровень.
Спишите текст. Над глаголами укажите число.
В мае в л..су (цв..тёт, цв..тут) черёмуха. Б..р..га руч..ёв (желтеет, желтеют) от з..л..тых лютиков.
3 уровень.
От глаголов неопределённой формы образуйте единственное и множественное число глаголов.
Жужжать, падать, загорать, бросать, квакать, сиять.
Изменение глаголов по временам.
1 уровень.
Запишите глаголы в три столбика.
Едут, будет петь, съел, говоришь, белела, зашьёт, подросло, гулять, запрыгает, становится, растрепали.
2 уровень.
Образуйте от существительных глаголы и поставьте их в настоящее, прошедшее и будущее время.
Соль — …, скрип — …, боль — …. корм — … .
3 уровень.
Спишите текст, расставляя знаки препинания. Обозначьте время глаголов.
Солнце св..тило ре..ко ув..дает тр..ва оп..дают лист..я воздух наполнится зап..хом гр..бов и сухой л..ствы у к..рней старой с..сны л..ж..т м..ховой к..вёр.
Правописание частицы НЕ с глаголами.
1 уровень.
Спишите предложения, ставя частицу НЕ перед глаголами. Выделите окончания глаголов.
Поедешь – море увидишь. Подумаешь – решишь задачу. Упустишь минуту – потеряешь и час. С огнём шути, ветру верь. Чего знаешь, то и говори.
2 уровень.
Составьте и запишите 5 предложений с частицей НЕ о том, чего не может делать бельчонок. Выделите окончания глаголов.
3 уровень.
Составьте и запишите 7 предложений с частицей НЕ о правилах поведения в школе. Выделите окончания глаголов.
Правописание предлогов.
1 уровень.
Объедините пары слов с помощью предлогов.
Вых..дить … (дом). Идти … (лес). Г..в..рить … (брат). Заботиься … (щ..нок).
2 уровень.
Спишите, раскрыв скобки.
Дворник (с)бросил сне.. (с)крыш.. . (В)комнату (в)н..сли новый диван. Луна (за)шла (за)туч.. . В..р..бей (с)л..тел (с)ветки.
3 уровень.
Исправьте ошибки.
Налисную тробку изкустов вы скочил ряпчик. Мячь за бросили вседку вород. Влесу пахнет сыростю. Заболотом сасновый лез.
Предложение.
1 уровень.
Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения.
Кончилось весёлое лето пришла ненастная поздняя осень подул холодный ветер и сорвал листья с деревьев.
2 уровень.
Составьте и запишите из данных слов предложения.
Солнце, за, низкое, скрылось, деревьями. В, берёзы, уборе, золотом, стоят. Птицы, путь, в тронулись, дальний. Загадок, и, как, в, тайн, много, лесу!
3 уровень.
Спишите. В скобках напишите проверочные слова. Подчеркните главные члены предложения.
Солнце село, но в л..су ещё св..тло. Воздух чист и прозрачен. Птицы б..лтливо л..печут. М..л..дая тр..ва бл..стит в..сёлым блеском изумруда.
Главные члены предложения.
1 уровень.
Спишите. Подчеркните главные члены предложения.
Следует ло..кий удар. Мяч.. носится (по)полю. Он л..тит прямо (в)ворота. Игра начинается.
2 уровень.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложения.
Гор..кий зап..х дубовой к..ры (за)п..лнял ле.. . (На)тр..ве в т..ни лежала р..са. Рядом ст..ял куст черноклёна. Нарядный, он вес.. сиял под х..лодным ..сенним солнцем.
3 уровень.
Составьте предложения по вопросам, запишите их. Подчеркните главные члены предложения.
Когда? Какой? Что? Что сделал?
Где? Что сделала? Какая? Что?
Кто? С кем? Что делали? Куда? За чем?
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Определение.
1 уровень.
Спишите. Подчеркните известные вам члены предложения.
Кисти белых цв..тов выд..лялись на тёмной зел..ни. В спичеч..ной коро..ке л..жали рыболовные крюч..ки.
Выпишите словосочетания с вопросами.
2 уровень.
Спишите, вставляя определения.
В сентябре (в)л..су рядом в..сна и ос..нь. (Янтарный, жёлтый) лист и (зелёная, изумрудная) тр.винка. (Тёплое, горячее) солнце и (студеная, холодная) (белая, светлая) радуга. И грустно, и радостно.
3 уровень.
Спишите, вставляя определения. Подчеркните главные члены предложения.
Стебелёчек у черники ….. . Он тянется вверх. По стебельку, как крылышки, в разные стороны …. листики. У листиков сидят …. горошком чернички. У черники …. ягодки с …. пушком.
Обстоятельство.
1 уровень.
Спишите. Подчеркните обстоятельства.
(По)ж..лтели листья (на)берёзе. Пт..нцы громко п..щ..ли. Веч..ром (за)выл ветер. Из бора выл..тает много пыльцы.
2 уровень.
Спишите. Подчеркните обстоятельства. Выпишите словосочетания с вопросами.
Веч..ром на л..сной п..ляне туристы разожгли костёр. М..ш..на (по)вернула направо. В марте изрядно греет солнце.
3 уровень.
Спишите. Подчеркните известные вам члены предложения.
(Под)б..рёзой было гн..здо скв..рцов. Командир самолёта х..р..шо видел птицу. В мае уже (за)з..л..нела рож.. . С вокзала до пристани мы шли чере.. горо.. .
Дополнение.
1 уровень.
Спишите. Подчеркните дополнения.
С приходом зимы многие птицы покидают наши края. Утренняя роса переливалась на солнце. Вода пригнула книзу языки пламени.
2 уровень.
Спишите предложения, подчеркните дополнения. Определите падеж.
Берегись автомобиля! Артисту долго аплодировали. Все ученики решили задачу. Сестра заболела гриппом. Построили новое здание.
3 уровень.
Допишите начатые предложения. Подчеркните главные члены предложения и дополнения.
Мы долго готовились (к чему?) … . Солнце осветило (что?) … . Дедушка написал письмо (кому?) … . Арман чистил (что?) … . Республика богата (чем?) … . В Астане мы видели (что?) … .