Занимательная математика «Головоломки» 3 класс

Головоломки для 3 класса

Магазин головоломок, 3 класс

Цель: развивать внимание, память, нестандартное мышление; расширять кругозор; формировать умение работать в коллективе.

Оборудование: карточки с заданиями; ребусы (см. приложения №1, 2), рисунок циферблата с буквами вместо чисел (см. приложение №3).

Учитель. Ребята, предлагаю это занятие провести в МАГАЗИНЕ ГОЛОВОЛОМОК. Только сегодня и только сейчас в нем состоится безденежная распродажа товаров. Товары можно приобрести только в обмен на знания.

Согласны посетить МАГАЗИН ГОЛОВОЛОМОК?

В нем три отдела: Отдел художественной литературы; Отдел флоры и фауны; Отдел кулинарии.

Для того чтобы посещение МАГАЗИНА прошло организованно, предлагаю вам разделиться на три группы (по рядам). Каждая группа может побывать во всех отделах МАГАЗИНА и выбрать понравившийся товар (карточки с заданиями). Если товар вам подойдет (вы сможете справиться с заданиями), то оставляете товар (карточки) себе. В противном случае возвращаете товар на прилавок.

Примечание. Товар (карточки с заданиями, красиво оформленные на отдельных листах) выставляются на магнитной доске либо раскладываются на столе.

Для начала давайте проведем разминку.

Вопросы-шутки

➢ На каких полях трава не растет? (На полях шляпы.)

➢ Что это за пятачок, на который ничего не купишь? (Нос у свиньи.)

➢ Петух снес яйцо. Кому достанется оно? (Петухи яйца не несут.)

➢ За чем чай пьют? (За столом.)

➢ Летели три страуса. Охотник одного страуса убил. Сколько страусов улетело? (Страусы не летают.)

➢ Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта.)

➢ Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва)

➢ Кто не имеет денег, чтобы сбрить бороду? (Козел)

➢ Наступил декабрь. Распустились три ромашки, а потом еще одна. Сколько всего ромашек распустилось? (В декабре ромашки не распускаются.)

➢ Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Пух)

➢ Один ослик нес 10 кг сахара, а другой 10 кг ваты. У кого поклажа тяжелей? (Одинаковая) В 12 часов ночи шел снег. Может ли быть через несколько дней в это же время солнечная погода? (Ночью солнца не бывает.)

➢ У меня есть знакомый. Его отца зовут Петр Иванович, а сына Василий Михалыч. Как зовут моего знакомого? (Михаил Петрович.)

➢ Самосвал ехал в поселок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в этот поселок? (Одна)

➢ Выглянув в окно на повороте, Ира заметила, что перед нею 4 вагона, а за нею — 10. Сколько всего вагонов в этом поезде? (15)

Итак, отправляемся в Отдел художественной литературы. (Появляется соответствующая вывеска.)

Попрошу первую группу покупателей подойти к прилавку и выбрать товар по своему вкусу. Вашему вниманию предлагается широкий ассортимент. (Группа, посовещавшись, выбирает одну карточку и отправляется выполнять задание. Дается 5—7 минут на выполнение заданий.

Затем представители каждой группы, читают задания и отчитываются об их выполнении. Возможны подсказки со стороны членов других групп.)

Аналогично происходит посещение других отделов.

В конце занятия подводятся итоги, детям предлагается поделиться своими впечатлениями.

Карточки для отдела художественной литературы

1. Узнай меня

1. «Шведская писательница Сельма Лагерлеф написала книгу о моих приключениях. Мне было 14 лет, и я был самым обыкновенным крестьянским мальчишкой, ленивым, грубым, а иногда и жестоким. Из-за этого Домовой и превратил меня в крохотного гнома. Наш домашний гусь решил присоединиться к стае диких гусей, а я полетел с ними, благодаря чему увидел всю Швецию и стал участником волшебных приключений.

Путешествуя с гусями, я научился понимать и любить животных. Недаром по всей Швеции стали рассказывать истории о маленьком человечке, который всегда готов прийти на помощь.

Догадались, как меня зовут?» (Нильс)

2. В каких сказках встречаются эти предметы?

➢ Скорлупа грецкого ореха. («Дюймовочка».)

➢ Лампа. («Волшебная лампа Аладдина».)

➢ Опилки. («Винни-Пух и все-все-все».)

➢ Чеширский кот. («Приключения Алисы в Стране Чудес».)

➢ Землянка. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

➢ Движущаяся печь. («По щучьему велению».)

➢ Шпиль самой высокой башни. («Сказка о золотом петушке».)

➢ Домик на крыше. («Малыш и Карлсон».)

➢ Чудо-юдо рыба-кит. («Конек-горбунок».)

➢ Зонтики сновидений. («Оле-Лукойе».)

➢ Волшебная борода. («Старик Хоттабыч».)

➢ Орехокол. («Щелкунчик и Мышиный король».)

➢ Пес Тотошка. («Волшебник Изумрудного города».)

➢ Коротышки. («Приключения Незнайки и его друзей».)

➢ Орешки непростые, скорлупы-то золотые. («Сказка о царе Салтане».)

3. Сказочные задачи

➢ Чудо-юдо рыба-кит проглотило новгородского купца Садко вместе с лодкой. Купец весил 100 кг, лодка — вдвое больше. На сколько килограммов потяжелело Чудо-юдо, если самого Садко оно выплюнуло обратно? (На 200 кг.)

➢ Когда посуда уходила от Федоры, ее строй выглядел следующим образом: впереди — самовар с чайником, за ними 6 чашек, каждая со своим блюдцем; 5 рядов тарелок, по 2 тарелки в каждом ряду; 6 рядов вилок и ложек, по 3 предмета в каждом ряду; затем шел стол, а за ним метла, которая заметала следы. Сколько раз Федоре нужно будет просить прощенья, если каждая вещь прощает Федору только на третий раз, а самовар как самый главный — на пятый? (134)

4. Расшифровать название сказки…

Из каждой строчки взять лишь те буквы, которые не повторяются в данной строке.

Ответ: «Малыш и Карлсон».

5. Исключить в каждом ряду лишнее слово

➢ Перро, Андерсен, Пушкин, Гримм. (Русский автор, остальные — зарубежные.)

➢ «Бременские музыканты», «Лисичка-сестричка и Волк», «Волк и семеро козлят», «Иван-царевич и серый волк». (В названии отсутствует слово «волк».)

➢ «Теремок», «Конек-горбунок», «Курочка Ряба», «Колобок». (Авторская сказка.) У «Сказка о золотом петушке», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне…». (Автором не является А. Пушкин.)

Карточки для отдела флоры и фауны

1. Загадки. Ягоды

• Я к родной земле приникла

И краснею возле пня.

Потому и называют

Люди ласково меня. (Земляника)

• Я черная, красная, белая,

Я всем хороша, когда спелая.

И листьев узором нарядным

Равняюсь с листом виноградным. (Смородина)

 

• Пламенею без огня,

Снегирей спасаю,

И нередко про меня

В песнях вспоминают. (Рябина)

 

• На усах расту я тонких,

На болотах самых топких.

И за кислым витамином

Толпы лезут по трясинам. (Клюква)

 

• Я порой чернее ночи,

Неба синего синей.

Кто побольше съесть захочет —

Разукрасится сильней. (Черника)

 

• Колючки с крапивой — соседи,

А я переполнена радостью:

И люди спешат, и медведи

Моей насладиться спелостью. (Малина)

2. Заполните все клетки по горизонтали, вписав названия овощей…

Варианты ответов: лук, репа, тыква, огурец, морковь

3. Грамматическая арифметика

РЫБА + СОКИ = фрукты … (абрикосы)

ВОДА + РИНГ = фрукт … (виноград)

ЕЖИ — И + Е + ВИКА = ягода … (ежевика)

ЧЕРЕП — П + МУХА = дерево … (черемуха)

ЧИСТЫЙ — ЫЙ + О + ТЕЛО — О = трава … (чистотел)

4. Ребусы. Животные

(См. приложения №1, 2.) Ответы: лягушка, бабочка, ворона, тигр.

5.Расшифруй названия животных, используя циферблат

(См. приложение №3.)

8, 5, 7, 2, 4, 6.

9, 2, 3, 12.

7, 2, 7, 4, 1, 8.

3, 11, 12, 7, 2, 8.

7, 5, 3, 5, 4, 10.

4, 5, 7, 10.

Ответы: косуля, зубр, суслик, барсук, соболь, лось.

Карточки для отдела кулинарии

1. Вкусные вопросы

➢ Сваренные в воде фрукты. (Компот)

➢ Восточная еда из риса и мяса. (Плов)

➢ Картофель всмятку. (Пюре)

➢ Фирменное блюдо сороки-белобоки. (Кашка)

➢ Блюдо, приготовленное из молока и яиц. (Омлет)

➢ Вареное тесто с мясом. (Пельмени)

➢ Соус из растительного масла, яичного желтка и разных приправ. (Майонез)

➢ Чем Журавль кормил Лису? (Окрошка)

➢ Большое пирожное. (Торт)

➢ Хлеб с различными слоями сверху. (Бутерброд)

➢ Птица, попавшая в суп за свои думы. (Индюк)

➢ Околпаченный работник кухни. (Повар)

➢ Мясо, приготовленное на огне. (Шашлык)

➢ Традиционный праздничный салат из яиц, колбасы и овощей. (Оливье, или мясной.)

➢ Блюдо, в котором селедка не сняла верхнюю одежду. (Салат «Селедка под шубой».)

➢ Обычный завтрак холостяка из куриных продуктов. (Яичница )

2. Разделить слова в три группы

Какао, борщ, рассольник, шницель, котлеты, сосиски, уха, щи, сок, чай, компот, гуляш. Ответ:

1. Борщ, рассольник, уха, щи — первые блюда.

2. Шницель, котлеты, сосиски, гуляш — вторые блюда.

3. Какао, сок, чай, компот — третьи блюда.

3. Какие блюда можно получить из данных ингредиентов?

а) Перловая крупа, соленые огурцы, картофель, мясо,

соль, лавровый лист, морковь, лук, вода. (Рассольник)

б) Рис, молоко, соль, сахар, сливочное масло. (Рисовая каша)

в) Капустные листы, мясной фарш, рис, соль, морковь, лук, сметана. (Голубцы)

г) Мука, яйца, молоко, соль, сахар, растительное масло. (Блины)

4. Исключить лишнее слово в каждом ряду

а) Творог, сыр, колбаса, кефир, ряженка, сливочное масло.

б) Батон, сушки, торт, печенье, мороженое, вафли, кекс.

в) Картофель, гречка, рис, перловка, манка, пшено, овсянка.

5. Задачи

➢ Толе и Коле купили по 5 пирожных. Коля съел свои пирожные за 6 минут и стал сходить с ума от зависти, глядя, как Толя ест каждое пирожное по 4 минуты. Долго ли будет сходить с ума от зависти Коля? (14 минут.)

➢ Голодный Вася съедает за 9 минут 3 батона. Сытый Вася тратит на такое же количество батонов 15 минут. На сколько минут быстрее управляется с одним батоном голодный Вася? (На 2 минуты.)

➢ Коля и Толя съели за день 11 банок вишневого варенья и 5 таких же банок клубничного. К вечеру они почувствовали, что вишневого варенья съедено на 6 килограммов больше, чем клубничного. Сколько килограммов варенья каждого сорта съели Коля и Толя в этот счастливый день? (11 кг вишневого и 5 кг клубничного.)

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Комплекс методических разработок ВД для 3 класса «Математическая шкатулка»

Рекомендации:

Порядок вывода комментариев:
По умолчаниюСначала новыеСначала старые

Ирина Николаевна, это золотая коллекция! Многие задания из этой шкатулки мы с учениками уже прошли, с нетерпением будем ждать продолжения в третьем классе.

Ирина Николаевна, благодарю за «Математическую шкатулку» для организации ВД в третьем классе.

Интереснейшие задания, славное, продуманное и разнообразное оформление работ. Спасибо Вам, Ирина Николаевна!

Ирина Николаевна, большое Вам спасибо за прекрасную подборку материала! Это неоценимая помощь коллегам!

Ирина Николаевна, спасибо большое за такую чудесную подборку заданий.

Дорогие коллеги, очень благодарна всем за одобрение работы, внимание и добрые слова.

Ирина Николаевна, это дорогого стоит. Спасибо Вам за труд. Вы — умницы и труженица.

Ирина Николаевна! Спасибо за прекрасную подборку материала, за Вашу неоценимую помощь в проведении внеурочных занятий по математике!  Все работы с прекрасным содержанием и оформлением, разнообразными формами проведения занятий, несомненно, очень полезны и будут востребованы!

Ирина Николаевна, благодарна Вам за ваш труд. С помощью ваших презентаций очень интересно проводятся занятия, детям очень нравится.

Ирина Николаевна, спасибо за ваше творение. Это бесценный материал.

Дорогие друзья, спасибо за признание работ и высокую оценку. Ваши добрые слова стимулируют и вдохновляют.

Т

Татьяна Геннадьевна Павлычева

#12 | 08.11.2019 | 13:43 |

0
[Материал]

Ирина Николаевна, большое спасибо за такой прекрасный материал. Это такая помощь в работе!!! Желаю Вам всех благ!!!

Презентация к уроку по математике (3 класс) на тему: Занимательная математика

                                 

Игра – путешествие

В стране занимательной  Математики 3 класс

        Тема: Закрепление табличного умножения и деления.

                

        Цели:

        

        • Закрепить навык табличного умножения и деления; отрабатывать навык решения задач разных видов;

        

        • Развивать интерес детей к математике; их математические способности, учить выполнять логические операции; расширять кругозор учащихся.

        

        • Учить ребят работать в группах; воспитывать взаимовыручку, чувство взаимопомощи.

        

        Оборудование: игровое поле с 5 секторами разного цвета, юла, карточки с заданиями, диаграмма «Миром управляют числа», эмблемы команд « Круг» и «Квадрат», ребусы, игра «Танграм».

                (Авторская презентация «Занимательная математика»)

                                

                                Ход занятия.

        1. Организационный момент:

        Учитель: Дорогие ребята. Сегодня вы попали в удивительную страну, страну мудрецов, которая носит название «Заниматика». Кто из вас догадался, какие два слова объединились, чтобы получилось название этой страны?

                (слайд № 2)

        Дети: «Заниматика» — это занимательная математика.

        Учитель: Правильно!

        Ученик 1 :

Конечно, тайны языка

Не все открыли мы пока.

И математики проблемы

Решили, но еще не все мы.

        

        Ученик 2:

Помогут вычесть и сложить

И уравнение решить,

С их помощью определяем меры

И можем записать примеры.

        Ученик  3:

На математике узнали

Мы то, что раньше не слыхали:

Формула – модель – сравненье

И где ловушка в уравненье.

        

        Учитель: А сейчас давайте поприветствуем царицу этой страны – Царицу Математики.

        Царица: А вы знаете, ребята, что математика стала наукой только с появлением числа. Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счета. В те далекие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него 5 предметов, он говорил так: «Столько же, сколько пальцев на руке». И только по прошествии очень долгого времени люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов – «5 пальцев», «5 домов», «5 яблок» — имеют общее свойство – одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия «5».

        Так появились числа.

        Но прошло еще много времени, прежде чем люди научились записывать числа на бумаге.

        ( Учитель демонстрирует плакат с арабскими цифрами)

         — Один из величайших греческих математиков древности Пифагор, живший с 580 по 500 годы до нашей эры, считал, что числа очень важны для жизни людей.

        Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах.

                                (слайд № 3)

        Дети: «Миром управляют числа»

        Королева: Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу или уравнение, оперировать различными величинами, сравнивать, производить вычисления и многое другое.

        Все эти знания нам пригодятся и в нашем путешествии по Стране занимательной математики.

        Учитель: Спасибо, уважаемая Королева. А я объясню правила игры.

                                (слайд № 4)

        Перед вами игровое поле, или, другими словами, карта страны Заниматики. На игровом поле – 6 секторов, 6 различных областей математики, в которых вы должны будете показать свои знания.

        Путеводителем по стране Заниматике будет вот эта юла со стрелкой. Стрелка будет указывать на сектор.

        Крутить юлу имеют право только капитаны.

        (Учитель представляет капитанов команд, которые выходят и встают рядом с учителем)

        — Капитаны, вы будете крутить юлу по очереди. Задания каждого из секторов дадут возможность командам набрать определенное количество очков.

        (Для подсчета очков в  классе работает жюри)

        — Ну, а теперь нам осталось только выбрать название для каждой команды. Оно тоже должно быть математическим или геометрическим. Команды представьтесь.

        Первая команда – «Круг»

        Вторая команда – «Квадрат»

        Итак, игра начинается!

        Для жеребьевки – для того чтобы определить, кто сделает первый ход,- приглашаются капитаны команд. Вам надо разгадать соображалку. Начинает игру та команда, чей капитан справится с заданием быстрее.

                 (слайд № 5)

        Сектора на игровом поле

1. Арифметика

                        (слайд № 6)

        Учитель: Это, пожалуй, самая древняя область математики.

        Команды должны будут произвести вычисления и, воспользовавшись кодом (ключом к расшифровке), сложить пословицу.

9 • 9                        4 • 7                                24 • 1

8 • 5                    7 • 9                         9 • 2

5 •  3                         6 • 4                                3 • 4

3 • 9                        20 • 2                        7 • 4

6 • 2                        5 •  9                                9 • 7

12    15        18         24        27        28        36        40        45        63        64        81

У        з        а        н        м        к        в        е        т        и        г        б

                        (Без муки нет науки)

        Учитель: Какую науку принято считать царицей всех наук?

        Дети: Математику.

2. Геометрия и конструирование

                         

        Учитель: Один из разделов математики- геометрия. В ней рассматриваются различные геометрические фигуры, способы их построения и измерения.

        Дать названия всем геометрическим фигурам.

                        (слайд № 7)

         

Учитель: Это было задание для всех. А сейчас каждая команда получит по конверту. Нужно собрать из нескольких геометрических фигур одну фигуру.

                        (игра «Танграм»)

        Физминутка

                        (слайд №  8)

        Учитель: А сейчас мы посмотрим, у какой из команд глаз-алмаз.

                        (слайд № 9)

        3. Фольклор

        Учитель: Творчество русского народа очень тесно связано с математикой. Вы, наверное, знаете, что в старину некоторые числа люди даже наделяли магическими свойствами.        

        Вспомните, какое число считается в народе несчастливым?

        Дети: тринадцать.

        Учитель: А вот число 7, наоборот, считается счастливым. Народ с большим удовольствием использует его в своих пословицах и поговорках.

        Вспомните и назовите пословицы и поговорки с числом «7».

                        (слайд № 10)

        Дети: Семеро с ложкой – один с сошкой.

— Лук – от семи недуг.

— За семью морями.

— Сам не дерусь, а и семерых не боюсь.

— Семи пядей во лбу.

— Седьмая вода на киселе.

— Семь верст до небес.

— На седьмом небе.

— Семеро одного не ждут.

— Семь бед- один ответ.

— Семь раз отмерь – один раз отрежь.

— Семь пятниц на неделе.

— У семи нянек дитя без глазу.

 

        4. Величины

        Учитель: С какими величинами вы знакомы?

                        (слайд № 11)

        Дети: Длина, время, масса.

        Учитель: Расположить в порядке возрастания:

                         Масса

Килограмм, тонна, центнер, грамм.

                        Длина

Метр, дециметр, километр, миллиметр, сантиметр.

                        (слайд № 12)

        5. Математика и экология

        Учитель: Вы уже знаете, что математику считают царицей всех наук. Без вычислений трудно представить себе такие науки, как физика, химия, география, астрономия.

        А знаете ли вы, что даже такая наука, как экология, которая изучает взаимосвязь живых существ с окружающей средой и человеком, очень тесно связана с математикой? Ведь во всем нужны числовые подсчеты.

        Ну что ж, поупражнявшись в вычислениях, мы сможем получить новые знания по экологии.

                                (слайд № 13)

        Команда 1:

 * — 14 = 51

 * • 7 = 56

90 : * = 45

-65 ударов в минуту делает сердце взрослого человека.

-Человеку в день требуется 2 литра воды

-1 центнер макулатуры сберегает 8 сосен

Команда 2:

100: * = 2

96 :  * = 12

63 + *   = 80

-За сутки из неисправленного крана вытекает 50 литров воды.

-1 гектар леса поглощает 8 кг углекислого газа за час.

-17 кг чистого воздуха необходимо в сутки для дыхания одного человека.

                                (слайд № 14)

 Решить экологическую задачу:

        На семью из трех человек в сутки требуется 51кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на семью из 5 человек?

6. Логика

                Учитель: Это раздел математики, который учит нас строить свои высказывания последовательно, без противоречий, рассуждать и доказывать свои мысли. Вот и сейчас командам предлагается   рассуждать и вставить в выражения слова «некоторые» или «все».

                                

                                (слайд №  15)

                

        Учитель: А сейчас мы узнаем, чья команда самая внимательная.

                                (слайд № 16)

Итог урока:

                Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Все сектора открыты, все разделы пройдены.

                Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий вы стали еще сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания. Вам было интересно?

                                (слайд № 17)

Учебный курс «Занимательная математика» (3 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Лямбирская средняя общеобразовательная школа№2»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

Рассмотрено 

на заседании кафедры  

начального образования

протокол №1 от ______

руководитель

кафедры __________Вельдяскина Г. Н.

___________________

Утверждена

приказом директора

МОУ «Лямбирская СОШ № 2»

_______________Добряева М. В.

«__» ____________г

             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«Занимательная математика»

в 3 а классе

Составитель:

Абдрашитова В. М.
учитель начальных классов

«…Только то обучение является хорошим,

которое забегает вперед развития»

Л.С.Выготский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы «Занимательная математика» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.

       Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия курса должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе занятий, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 3 класса в возрасте 9 – 10 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год). Продолжительность каждого занятия не должна превышать 40 – 45 минут.

Название программы: Программа «Занимательная математика» для развития математических способностей учащихся.

Цель: привитие интереса учащимися к математике, систематизация и углубление знаний по математике

Задачи:

  • создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;

  • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;

  • развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;

  • повышение математической культуры ученика;

  • воспитание настойчивости, инициативы.

Основные требования к программе курса:

  • связь содержания программы кружка с изучением програм-много материала;

  • использование занимательности;

  • использование исторического материала;

  • решение нестандартных, олимпиадных задач;

  • учет желаний учащихся;

  • наличие необходимой литературы у учителя.

Методы работы:

— упражнения,

— беседа

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач

  • оформление математических газет

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой

  • проектная деятельность

  • самостоятельная работа

  • работа в парах, в группах

  • творческие работы

  • экскурсия

Содержание групповых занятий можно дополнять новыми темами, более интересными новыми упражнениями, которые будут востребованы детьми.

Основные формы проверки знаний:

— тестирование;

— школьная олимпиада;

— математические соревнования

Гипотеза. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:

  • развитие личности ученика, его творческого потенциала;

  • развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.

Принципы программы:

  • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.

  • Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА».

Занятия должны помочь учащимся:

— усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

— помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

— формировать творческое мышление;

— способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

— решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;

— решение комбинаторных задач путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;

— проведение и успешное участие в математических соревнованиях

Календарно-тематическое планирование курса «Занимательная математика»

п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Теоретических

Практических

Дата по плану

Дата по факту

1

Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?

1

+

2

Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи.

1

+

3

Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи.

1

+

4

Римские цифры. Упражнения, игры, задачи.

1

+

5

Римские цифры. Как читать римские цифры?

1

+

6

Решение логических задач

1

+

7

Задачи с изменением вопроса.

1

+

8

Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи.

1

+

9

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

+

10

Умножение. Упражнения, игры, задачи.

1

+

11

Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки.

1

+

12

Деление. Упражнения, игры, задачи.

1

+

13

Делится или не делится.

1

+

14

Как люди научились считать

1

+

15

Новогодние забавы.

1

+

16

Математический КВН. Решение ребусов и логических задач.

1

+

17

Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины.

1

+

18

Игра «Веришь или нет».

1

+

19

Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.

1

+

20

Интересные приемы устного счёта.

1

+

21

Время. Часы. Упражнения, игры, задачи.

1

+

22

Математические фокусы.

1

+

23

Конкурс знатоков.

1

+

24

Открытие нуля. Загадки-смекалки.

1

+

25

Задачи с многовариантными решениями.

1

+

26

Денежные знаки. Загадки-смекалки.

1

+

27

Решение задач повышенной трудности.

1

+

28

Игра «Цифры в буквах».

1

+

29

КВМ «Царица наук».

1

+

30

Задачи с многовариантными решениями.

1

+

31

Игра «Смекай, решай, отгадывай».

1

+

32

Игра «Поле чудес».

1

+

33

Решение занимательных задач в стихах.

Отгадывание ребусов.

1

+

34

Интеллектуальный марафон.

1

+

Итог

34

8

26

Учебно-методическое обеспечение

Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994

Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007

Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

Игра для 3 класса «Занимательная математика»

Текст этой презентации

Слайд 1

Увлекательная математика

Слайд 2

Логические задачи
Ребусы и шарады
Продолжи ряд чисел
Математическая эстафета
Далее

Слайд 3

лог задачи 100
Два сына, два отца съели 3 яйца. По сколько яиц съел каждый?
Логическая задача
Ответ

Слайд 4

ответ лог задачи 100
Ответ
Каждый съел по одному яйцу. Всего было 3 человека: дедушка, сын и внук.
Далее

Слайд 5

лог задачи 200
Логическая задача
На лужайке сидели 7 воробьёв, к ним прилетели ещё 4. Кот подкрался и схватил одного. Сколько воробьёв осталось на лужайке?
Ответ

Слайд 6

ответ лог задачи 200
Ответ
Далее
Воробьи испугались кота и все улетели!

Слайд 7

лог задачи 300
Логическая задача
В корзине 7 яблок. Как поделить их между семью девочками, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
Ответ

Слайд 8

ответ лог задачи 300
Ответ
Далее
Одной девочке надо дать яблоко в корзине.

Слайд 9

лог задачи 400
Логическая задача
Сколько концов у пяти с половиной палок?
Ответ

Слайд 10

ответ лог задачи 400
Ответ: 12
Далее
1 3 5 7 9 11
2 4 6 8 10
12

Слайд 11

лог задачи 500
Логическая задача
Мальчик написал на листке число 86 и говорит товарищу: - Не производя никакой записи и вычислений, увеличь это число на 12. Как он это сделал?
86
Ответ

Слайд 12

ответ лог задачи 500
Ответ
Далее
Перевернул листок, и получилось 98.
86

Слайд 13

ребусы 100
Шарада
Предлог стоит в моём начале, В конце же – загородный дом. А целое мы все решали И у доски, и за столом.
Задача
Далее

Слайд 14

ребусы 200
Ребус
2, 3, 4
Линейка
Далее

Слайд 15

ребусы 300
Шарада
Угол
Первая буква есть в слове «урюк», Но нет её в слове «крюк». За буквой же слово тотчас зазвучит, Лишь только в ворота вдруг шайба влетит. А в целом – фигуру найдёшь средь других. Где сходится в точке лишь пара прямых.
Далее

Слайд 16

ребусы 400
Первая буква есть в слове «сурок», Но нет её в слове «урок». А дальше подумай и краткое слово Средь умных ребят ты найдёшь у любого. Две буквы у мамы возьми без смущенья. А в целом получишь итог от сложения.
Шарада
Сумма
Далее

Слайд 17

ребусы 500
Ребус
3, 2, 1
Циркуль
Далее

Слайд 18

ряд чисел 100
Продолжи ряд чисел
…, …, 5, 7, 9, …, …, …
1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15
Далее
Закономерность: нечетные числа

Слайд 19

ряд чисел 200
Продолжи ряд чисел
…, …, 21, 17, 13, …, …
29, 25, 21, 17, 13, 9, 5
Далее
Закономерность: каждое последующее число меньше предыдущего на 4

Слайд 20

ряд чисел 300
Продолжи ряд чисел
Далее
…, 2, …,7, 11, 16, 22, …, 37, 46
1, 2, 4, 7, 11, 16, 22, 29, 37, 46
Закономерность: каждое последующее число больше предыдущего на 1, 2, 3, 4 и т.д.

Слайд 21

ряд чисел 400
Продолжи ряд чисел
Далее
25, 24, 21, 20, 17, 16, …
Запишите 4 последующих числа:
25, 24, 21, 20, 17, 16, 13, 12, 9, 8
Закономерность: каждое следующее число меньше предыдущего на 1, затем на 3, затем снова на 1, и снова на 3 и т.д.

Слайд 22

ряд чисел 500
Продолжи ряд чисел
Далее
9, 10, 12, 15, 19, 24, …
Запишите 4 последующих числа:
9, 10, 12, 15, 19, 24, 30, 37, 45, 54
Закономерность: каждое последующее число больше предыдущего на 1, 2, 3, 4 и т.д.

Слайд 23

эстафета 100
Математическая эстафета
34 20 8 33 34 20 8 22 10 20
А 11 + 9 И 4 + 18 Е 22 + 11
М 42 — 8 Т 11 — 3 К 19 — 9
= 20 = 22 = 33
= 34 = 8 = 10
М
М
А
А
А
Т
Т
Е
И
К
Далее

Слайд 24

эстафета 200
Математическая эстафета
77
77
77
1
1
6
6
2
2
5
5
3
3
4
4
Далее

Слайд 25

эстафета 300
Математическая эстафета
14 50 33 18 82 25 66 20 30 6 1
Е 22 + 11 Т 17 – 3 У 14 + 4 Н 45 – 15 Г 91 – 9
Р 45 + 5 Л 33 + 33 Ь 17 + 3 И 12 – 6 К 16 – 15 О 10 + 15
= 33 = 14 = 18 = 30 = 82
= 50 = 66 = 20 = 6 = 1 = 25
Т
Р
Е
У
Г
О
Л
Ь
Н
И
К
Далее

Слайд 26

эстафета 400
Математическая эстафета
Далее
99
1
1
8
8
99
2
2
7
7
99
3
3
6
6
99
4
4
5
5

Слайд 27

эстафета 500
Математическая эстафета
33 9 20 9 13 13 70 13 70 33 30 33 70 52
П 20 + 13 Л 17 – 4 Р 14 + 6 Е 88 – 18
А 54 – 45 И 22 + 8 Д 65 – 13
= 33 = 13 = 20 = 70
= 9 = 30 = 52
Е
Е
Е
П
П
П
А
А
Л
Л
Л
Р
И
Д
Далее
?

Слайд 28

параллелепипед
Параллелепипед
Параллелепипед – тело, все грани которого — четырёхугольники
Это прямоугольный параллелепипед, так как его грани – прямоугольники.

Слайд 29

конец
Итоги
Наша игра подошла к концу. Пора подвести итоги!

План-конспект занятия (3 класс) по теме: Методическая разработка на тему: «Занимательная математика», 3 класс

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ « Занимательная математика в 3 классе».

                                                                                         Подготовила: Михайлова Татьяна Николаевна

                                                                                         Воспитатель группы продлённого дня

Цели урока:

  1. Пробудить интерес к предмету математике.
  2. Развивать у детей познавательные способности, память, внимание, эрудицию.
  3. Воспитывать самостоятельность, дружбу, взаимопомощь, сотрудничество.

Оборудование:

  • карточки с заданиями,
  • презентация.
  • геометрические фигуры.
  • эмблемы команд «Круг», «Квадрат», «Треугольник»
  • магнитофон с аудиозаписями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети стоят в коридоре. Гости сидят в классе. Звенит звонок на урок.  (Слайд №1 )

Учитель: « Уважаемые пассажиры. Скорый поезд группы продлённого дня Колпино – Занимайкино подан под посадку. Просим пассажиров занять свои места»

Дети входят в класс с билетами. На билетах у каждого ученика написано задание, которое они должны решить и записать ответ в квадратике. Билеты они показывают начальнику вокзала (учителю). Учащиеся садятся согласно билетам, тем самым разбились на команды.

На партах таблички с  номером вагона.

Билет №5 — Сосчитать сколько треугольников на рисунке.

Билет №7 – задача в стихах.

Билет № 8 – Загадка про цифру 8

Два кольца, но без конца,

В середине нет гвоздя.

Если я перевернусь.

То совсем не изменюсь.

Ну, какая цифра я?

Учитель: « Уважаемые пассажиры! Встаньте, пожалуйста. Поздоровайтесь с нашими гостями. Садитесь.

Сейчас мы определим маршрут нашего следования.(Слайд №2)

От какой станции мы отправляемся? От станции Колпино.

Станция прибытия – «Занимайкино»

Тут затеи и задачи

Игры, шутки всё для вас.

Пожелаем вам удачи –

За работу, в добрый час!

Наш поезд сделает остановки на некоторых станциях.

Но поезд у нас необычный, порядок вагонов во время поездки будет меняться. В конце  поездки мы узнаем, какой же вагончик прибудет на станцию «Занимайкино» первым. А для этого мы будем соревноваться.

Пассажиры каждого вагона – это команда.

— Нам осталось только выбрать название для каждой команды. Оно должно быть геометрическим.

Команды, представьтесь.

Нет углов у меня,

А похож на блюдце я.

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья,

Назовите вы меня!

Первая команда – «Круг»

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём – прямой,

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад:

А зовут его — …..

Вторая команда – «Квадрат»

Три вершины, три угла,

Три сторонки вот и я!

Третья команда – « Треугольник»

Ознакомьтесь с правилами поведения во время движения нашего поезда. (Слайд №3)

На слайде появляются строчки. Каждый ученик читает по правилу.

  1. Вести себя спокойно.
  2. Не выкрикивать.
  3. Быть терпеливыми.
  4. Не говорить всем сразу.
  5. Каждому необходимо активно участвовать в работе группы.
  6. Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
  7. Нужно уметь договариваться.
  8. Нужно слушать и понимать друг друга.
  9. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.

Что это за правила?

Правила  дружной работы.

Прочитайте слова , зашифрованные в ребусах и вы узнаете, чем мы будем заниматься во время путешествия? (Слайд №4)

Дети отгадывают ребус и если правильно отгадают, то появляются слова.

Ви 3 на                                                      Сви 100 к                                   Сказка

Решать                                                           отгадывать                                     Смекать

А чем мы ещё будем заниматься, вы узнаете послушав сказку, которую расскажет Дарина.

Слушайте внимательно.

Я расскажу вам сказку об очень умном юноше, которого полюбила прекрасная принцесса. Чтобы принцесса не вышла за него замуж, король решил казнить юношу. Но, вняв мольбам принцессы, он объявил: «Ты будешь тащить жребий. Я положу перед тобой два листа бумаги; на одном будет написано «жизнь», а на другом «смерть». Какой лист ты возьмёшь, так и решится твоя судьба».                                                                                                                              Однако в душе король задумал коварство: он велел своему министру написать на обоих листах одно и то же слово «смерть». Принцесса подслушала их разговор и сумела предупредить юношу. — Как  вы думаете, ребята, что должен сделать юноша?    

— Но я ведь вам сказала, что это был очень умный юноша! Он сказал: «Я беру вот этот лист!» — и с этими словами взял один лист… — и съел! Тогда все закричали: «Но как же мы теперь узнаем, что было написано на той бумажке, которую ты съел?». А юноша улыбнулся и ответил: «Но ведь осталась вторая бумажка! Можно посмотреть, что написано на ней!» Посмотрели — а на ней написано «смерть». Значит, на той, что вытащил юноша, должно было быть написано «жизнь».                                                                                        Королю было стыдно признаваться в своём коварстве — и юноша был спасён!

  — Как вы думаете, что помогло герою сказки сохранить себе жизнь?( смекалка)

Итак, ребята, прочитаем хором, что мы сегодня будем делать.

Смекать, отгадывать ,решать.

Гудок. Поезд отправляется в путь. Звучит музыка( «Паровозик из Ромашкино»)

Мы приехали на первую станцию « Числоград» (Слайд №5)

На столе у каждой команды карточки.

Разгадайте высказывание величайшего  греческого  математика Пифагора о числах.

Он  считал, что числа очень важны для жизни людей.

Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах.

На доске:

Дети: Миром управляют числа.

Учитель: Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу или уравнение, сравнивать, производить вычисления и многое другое. Все эти знания нам пригодятся в нашем путешествии по Стране занимательной математики.

Слайд Пифагор + фраза

Я вам предлагаю отгадать математический фокус. (Слайд №:6)

Я могу отгадать задуманное вами число.

Задумайте число от 1 до 20

Прибавьте к нему 5

Результат умножьте на 3

От того, что получилось , отнимите 15 и запишите ответ.

Если вы назовёте мне ответ, я скажу какое число вы загадали.( Для этого названный ответ нужно разделить на 3).

С помощью чего записываются числа? (с помощью цифр)

Возьмите карточку зелёного цвета.

Перед вами человечек из цифр.

Найдите и отгадайте, сколько цифр в нём спряталось?

Впишите полученное число в окошечко.

Найти в тексте числа.

У дорожки стоит смородина. Потри её листок. Почувствуй густой аромат. Осторожно подними нижнюю ветку. Смотри ! Там сороконожка.     8 чисел

Звучит мелодия.

Станция « Фольклорная» ( Слайд №7)

Творчество русского народа очень тесно связано с математикой.

 «Математические» пословицы и фразеологизмы

— Вместо пропусков вставьте числа. Назовите сумму этих чисел.

.

У него … пятниц на неделе.

 … раз отмерь, … раз отрежь.

За … зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

… сапога – пара.

… одного не ждут.

Возьмите карточки, прочитайте задание.

Покажите ответ на ромашке.

Следующее задание:

Из большого конверта достаньте пазлы. Соберите пазл.

Узнали иллюстрацию к  произведению?

— Это русская народная сказка.

Назовите названия сказок, в которых есть числа.

3 поросёнка,» 3 медведя», « 3 толстяка», « 12 месяцев», « волк и семеро козлят», « Сказка о Мёртвой царевне и 7 богатырях», « Белоснежка и 7 Гномов», « Али – Баба и 40 разбойников», «Пятеро из одного стручка».

Команда, которая назовёт сказку последней – выиграет.

Станция « Смекалкино» (Слайд №8)

Девизом этой станции слова  являются слова М.В.Ломоносова «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

Задачи — смекалки

Как в комнате расставить 5 стульев, чтобы у каждой из четырёх стен стояло по 2 стула.

Следующее задание:

Каждой команде задаётся по 3 задачи.

1 команда:

  1. Четверо играли в домино 2 часа. Сколько  часов играл каждый?(2 часа)
  2. На грядке сидело 6 воробьёв. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьёв осталось сидеть на грядке? (0, так как все улетели)
  3. Шла старуха в Москву. Ей навстречу 3 старика. Сколько человек шло в Москву? (1 старуха)

2 команда:

1.На одной ноге петух весит 3 кг. А сколько он весит на двух ногах? (3 кг)

2.Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки, на каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?( На дубе яблоки не растут)

3.Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 легковые машины. Сколько всего машин ехало в село? (Одна машина – такси, остальные из села).

3 команда:

1.Тройка лошадей пробежала 30 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? ( по 30 км)

2. Что  легче: килограмм ваты или килограмм железа? (одинаково)

3. Несла женщина в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось? ( Все разбились)

4. Росло 4 берёзы. На каждой берёзе по 4 ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке пот 4шишки. Сколько всего шишек? (0, шишки на берёзах не растут).

Станция  «Здоровейск»(Слайд №9)

Вы, ребята, все устали,

Много думали, считали,

Уже пора и отдохнуть.

Здесь мы отдохнём и расслабимся.

Танец .

Отдохнули. Отправляемся дальше.

Станция «Арифметическая» (Слайд №10)

« Арифметика- царица математики»- говорил немецкий математик Карл Фридрих Гаусс.

Назовите арифметические действия, которые вы знаете.

Используя эти арифметические действия , выполните следующее задание:

1 команда:

2222=8                              2+2+2+2=8

2 команда:

2222=44                            22+22=44

3 команда:

2222=111                          222:2=111

9999=18                           9*9:9+9=18

9999=82                            9*9+9:9=82

Станция «Внимательная» (Слайд №11)

Прослушайте объявления

На этой станции команде начальник станции читает задачи. Но задачи не простые. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет задаваться в конце. За каждую решенную задачу присуждается 2 балла.

Задачи: 

1. В автобусе ехали 25 человек. 
На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека.
На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек.
На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек.
На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек.
На следующей остановке вышли 5 человек.
Сколько было остановок? (5 остановок)

2. У четы речных Медуз был всегда отменный вкус, 
И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.
На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон — 
Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен.
А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван.
Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом.
И Бермудский крокодил тоже в гости заходил.
Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз!
Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей) 

 3. Летняя задача. 
На речке летали 12 стрекоз.
Явились 2 друга и рыжий Барбос.
Они так плескались, они так галдели, 
Что 8 стрекоз поскорей улетели.
Остались на речке только стрекозы,
Кому не страшны ребятня и барбосы.
Но вот что моя голова позабыла:
Скажите, пожалуйста, сколько их было? (12 стрекоз)

4. На рынке. 
Продавал Трофим на рынке топоры, ковры и крынки,
Грабли, ведра и рубанки, огурцов соленых банки,
И кастрюльки, и корзинки, даже детские машинки.
Продавал Трофим на рынке.
У прилавка все толпились, покупали, не скупились.
И хвалили млад и стар и Трофима, и товар.
Вопрос: Сосчитайте, сколько видов разных товаров продавал Трофим на трынке?

 5. Задача о глупом Кондрате. 
Шел Кондрат в Ленинград, навстречу ему 12 ребят,
У каждого по лукошку, в лукошке — по кошке,
У кошки — по котенку, у котенка — по мышонку.
Задумался старый Кондрат: «Сколько котят и мышат
Ребята несут в Ленинград?»
[Глупый, глупый  Кондрат!
Он один лишь и шел в Ленинград. 
А ребята с лукошками, котятами и кошками
Шли навстречу ему, в Кострому!]

Сейчас вы получите кроссворд, где зашифрованы названия геометрических фигур. За 3 минуты найдите на листах, как можно больше геометрических фигур ( включается музыка).

к

п

я

т

и

у

г

о

л

ь

н

и

к

б

а

с

н

р

о

м

б

я

г

д

б

а

н

о

н

ч

и

в

е

к

в

а

д

р

а

т

д

и

о

в

а

л

н

ф

г

б

ю

с

у

н

ш

а

б

м

и

к

у

с

и

ц

и

л

и

н

д

р

с

в

ь

т

р

е

у

г

о

л

ь

н

и

к

т

к

р

у

г

б

ю

в

а

д

щ

х

л

д

и

м

о

л

д

с

ь

р

о

м

б

ю

п

м

э

о

к

у

б

ш

а

д

р

б

ю

п

е

ш

х

п

р

я

м

о

у

г

о

л

ь

н

и

к

т

и

с

п

ь

т

р

а

п

е

ц

и

я

з

Как одним словом , можно назвать эти слова? ( геометрические фигуры)

Следующая станция « Геометрическая» (Слайд №12)

Девиз: Нужно не только фигуры знать,

               Но и в узоры их собирать.

А.С.Пушкин писал: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии».

Задание для команд: используя, как можно больше разных геометрических фигур, создайте аппликацию и наклейте на лист.

Ребята, а вы знаете, что треугольник фигура завистливая. Он постоянно завидует своему старщему брату – квадрату. Сейчас дети покажут сценку про них.

А сейчас услышите стихотворение-шутку Е.Паина  «Треугольник и квадрат».

Сценка.

1уч:

Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший-квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный. 
Стал расспрашивать Квадрат:

3уч: «Почему ты злишься, брат?»

1уч: Тот кричит ему:

2уч:

«Смотри, ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!»

1уч: Но Квадрат ответил:

3уч:

«Брат!
Я же старше, я – квадрат».

1уч: И сказал ещё нежней:

3уч: «Неизвестно, кто нужней!»

1уч:

Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы, 
Младший лезет воровато, 
Срезать старшему углы.
Уходя сказал:

2уч:

«Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснёшься без углов!»

1уч:

Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет Квадрата. 
Онемел… стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

Какая теперь получилась геометрическая фигура после того, как  у квадрата были срезаны все углы? ( восьмиугольник)

Спасибо вам, геометрические фигуры.

 Станция « Музыкальная» (Слайд 13)

Пока жюри подводит итоги.

А сейчас мы отдохнём

И частушки попоём

Ребята  приготовили нам  номер  худ. самодеятельности.

  1. Мы весёлые ребята вам частушки пропоём,

Мы в своей любимой  школе замечательно живём.    

  1. Ваня целый день зевает,

   Почему и сам не знает.

   Математики урок

   Не идёт Ванюше впрок.

  1. Над тетрадкой Влад рыдает:

       Как пример решить не знает.

       Плачет баба, плачет дед,

       Ну, не сходится ответ.

  1. Я  таблицу умноженья

      Перед сном учила.

      Утром встала – всю таблицу

       Начисто забыла.

  1. Мы с соседом сообща

      Контрольную решили.

      За неё мы на двоих

       Четвёрку получили.

  1. Папа мне решил задачу,

      В математике помог,

      Мы потом решали с мамой

      То, что он решить не смог.

7.Мы частушки вам пропели,

   А теперь хотим сказать:

   Если цифры полюбили

   Всё пойдёт у вас на пять.

— Вот и подошло к концу наше путешествие (Слайд №15) Мы прибыли на станцию «Занимайкино». Узнаем какой вагончик прибыл первым Давайте посчитаем вместе баллы.

Первым на станцию «Занимайкино» прибыла команда … вагона. Но победил каждый из вас, потому что каждый считал, отгадывал.    Было приятно видеть, как дружно вы трудились, какими были внимательными и сообразительными. Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий, вы стали ещё сообразительней,         находчивее, остроумнее.  

Рефлексия. Кому сегодня понравилось путешествие, помашите мне билетиком.

В благодарность за работу вы получите открытки с заданием, которые пригодятся для          следующего занятия.

Путешествие по городу продолжится на следующем занятии.

Прошу пассажиров попрощаться и покинуть вагоны.

Всем спасибо за урок!

Внеклассное мероприятие по математике 3 класс «Занимательная математика».

«Занимательная математика»

Викторина по математике

Цель: закрепление математических знаний у детей, повышение интереса к предмету, развитие навыков работы в коллективе, развитие интуиции, эрудиции, воспитание культуры общения

Ожидаемые результаты: улучшение качества знаний учащихся, развитие интереса к математике как учебному предмету.

умение работать в группах.

х

ц

ч

ш

щ

ъ

ы

ь

э

ю

я

10р.

8р.

12р.

18р.

4р.

1р.

9р.

10р.

20р.

18р.

20р.

Учитель. Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный день- День математики. Вас ждут разные конкурсы. Я вам предлагаю стать участниками математического конкурса под названием: «Занимательная математика!», а также подружиться, лучше узнать друг друга, показать свои знания, узнать что-то новое, проявить находчивость, смекалку, умение поддерживать друг друга.

Слово

Любую задачу решить без труда,
Математика поможет нам всегда!
Правила простые надо знать,
Правильно умножать и вычитать.

Сегодня мы будем путешествовать по удивительной стране «Математики». Нас ждет много интересных заданий и конкурсов.

Учитель: Каждый ученик не владеющий знаниями по математике задает вопрос: «зачем мне математика?»

Слово «математика» означает учиться и приобретать знания. Если мы делаем зарядку на уроке физкультуры для развития тела, то математика- гимнастика для ума. Сейчас мы убедимся в том, что  мы действительно любим математику. А для начала мы займем место в команде. У нас две команды «Знатоки» и «Умники». Нужно выбрать капитана, капитаном может быть любой (выбор по жребию).

А теперь когда мы выбрали капитанов, приступим к конкурсам.

Первый конкурс

1. «Разминка»

Каждый капитан получает числа от 0 до 9. Капитан должен раздать числа участникам и построить детей по возрастанию чисел. Побеждает команда, которая быстрее построится. Победителю — 1 очко.

Молодцы капитаны, отлично справились.

Следующий конкурс, на внимательность и смекалку. Вам дается по 12 вопросов каждой команде. За каждый правильный ответ по одному баллу команде.

2. «А ну-ка догони!»

1 команда

Конкурс капитанов.

Капитаны должны быстро и правильно ответить на вопросы.

Команда «Плюс»

1. Сколько пальцев на двух руках?

2. Сколько букв в русском алфавите?

3. Сколько букв в слове «школа»?

4. Сколько слогов в слове «Буратино»?

5. Сколько дней в неделе?

6. Сколько сторон у квадрата?

7. Сколько сторон у шестиугольника?

8. Сколько десятков в числе 18?

9. Сколько отдельных единиц в числе 15?

10. Как назвать число, в котором 10 десятков?

11. Как называется результат при сложении?

12. Сколько сантиметров в двух дециметрах?

2 команда.

Команда «Минус»

1. Сколько пальцев на руке?

2. Сколько гласных звуков в русском языке?

3. Сколько слогов в слове «карандаш»?

4. Сколько букв в слове «урок»?

5. Сколько месяцев в году?

6. Сколько сторон у прямоугольника?

7. Сколько сторон у пятиугольника?

8. Сколько десятков в числе 13?

9. Сколько отдельных единиц в числе 16?

10. Как назвать число, в котором 7десятков?

11. Как называется результат при вычитании?

12. Сколько дециметров в сорока сантиметрах?

ФИЗМИНУТКА

Услышав слово сто, дети хлопают в ладоши над головой.

У простого сторожа – непросторный дом.

Часто в нем стоножка бродит под столом.

Дорожит стоножка чистотою ног

И столичной ваксой чистит сто сапог.

Вместо двух непросто вычистить все сто.

Сразу столько обуви не носил никто!

У простой стоножки стоит постоять

И у той стоножки опыт перенять!

Конкурс «Разгадай ребус»

Награждение команд .

Литература:

1. Петров В.Д. «Занимательная математика», М., 2003г.

2. Расторгуев С.Т. «Математика в стихах» , М., 1999г.

3. Светлова М.Я. «Ребусы и загадки», М., 2004г.

Молодцы вы отлично справились с заданием. Следующий конкурс работа в команде.

3. Решите ребус

«Ты мне, я тебе»

Каждой команде предлагается по 4 ребуса. Капитан вытягивает ребусы, команда отгадывает их – за каждый ребус по 1 баллу. НО!, делайте это очень тихо от команды соперников, т.к. самый тяжелый на ваш взгляд ребус вы можете задать любому игроку из команды соперников, и если он его не отгадает, то ваша команда получит еще 3 балла.

  • 40а (сорока)

  • 7я (семья)

  • Во100к (восток)

  • Ви3на (витрина)

  • И100рия (история)

  • Р1а (родина)

  • Дми3й (Дмитрий)

  • 100ляр (столяр)

Какие вы молодцы! Как вы хорошо знаете математику.

Теперь я предлагаю вам немного отдохнуть. Стать художниками. Будем с вами рисовать человека из геометрических фигур.

4. Конкур рисованных человечков

hello_html_7356d17f.jpg

Начнем с капитанов.

  1. Нарисуем голову,

  2. глаза,

  3. нос и рот,

  4. шею и туловище,

  5. ноги

  6. руки,

  7. одежду,

Вот такие замечательные человечки у нас получились. Каждая команда получает свои баллы (от 1-до5б).

5. Конкурс «Осколочная картинка»

hello_html_690a4632.jpg

Молодцы, обе команды справились с заданием. (Баллы командам от 1- до 5б).

Вот и закончилось наше мероприятие. Обе команды были активными, внимательными.

Подведение итогов! Награждение.