Урок математики в 3 классе «Закрепление изученного» по теме: «Внетабличное умножение и деление»
Урок математики в 3-м классе «Закрепление изученного» по теме «Внетабличное умножение и деление»
Педагогические задачи: закреплять умение решать задачи умножением и делением, знание терминологии; развивать вычислительные навыки, логическое мышление.
Личностные: овладевают начальными навыками адаптации в обществе; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: понимают суть арифметических действий – умножения и деления; знают: названия компонентов действия умножения и деления; табличные случаи умножения и деления.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу урока; планируют собственную деятельность и прогнозируют результат усвоения знаний; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров, при необходимости вносят корректировки; способны к саморегуляции; познавательные: формулируют познавательную цель, выделяют необходимую информацию; создают алгоритм деятельности; логически рассуждают, контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров по речевому высказыванию; достаточно полно и четко выражают свои мысли, при необходимости задают вопросы уточняющего характера; уважают в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса.
Математические сигналы для индивидуальной работы.
Дидактический материал (карточки с заданиями)
Рабочая тетрадь; учебник.
1. Организационный момент.
— Ребята, сегодня у нас необычный урок: к нам пришли гости.
Начинается урок.
Тихо мальчики за парты сели.
На меня все посмотрели.
— А наш сегодняшний урок я хочу начать с фразеологизма:
— Ребята, как вы это понимаете? (Ответы детей).
— Ребята, скажите, какую цель мы поставим перед собой на урок? (повторить и закрепить)
— Для чего нужно повторять изученное? (чтобы закрепить знания, понять, что еще мы не знаем)
— Какие задания мы можем выполнять при повторении? (решать примеры, задачи, уравнения).
2. Актуализация знаний.
— А я вам предлагаю сыграть в игру не простую, а математическую. (игра математическое лото)
1. Математический диктант
— Ребята, у вас в конвертах лежат белые карточки. Достаньте их. Я буду загадывать числа, а ответы вы будете зачеркивать карандашом ответы.
— Прочитайте, какие числа остались незачеркнутыми? Коллективная проверка. (3, 27, 32, 48, 54, 70, 74, 90).
— Ребята, на какие группы можно разделить оставшиеся числа? (двузначные и однозначные; четные и нечетные; круглые и некруглые)
— Ребята, а теперь достаньте карточку зелёного цвета и, используя ключ, составьте слово?
(МАСЛЕНИЦА).
90
48
3
32
70
27
54
74
48
КЛЮЧ: 70 – Е, 48 – А, 54 – И, 32 – Л, 90 – М, 27 – Н, 74 – Ц, 3 – С.
— Прочитайте слово, которое получилось. Ответы детей.
— Что вы знаете об этом празднике?
— С давних времен на Руси целую неделю отмечался старинный славянский праздник проводов зимы Масленица, во время которого устраиваются веселые игры.
— А символом масленицы является кукла-чучело (показ куклы).
2. Решение задач.
(на слайде) В куске было 27 м ткани. Для пошива одежды для одной куклы — чучела понадобилось 3 м ткани. Для скОльких кукол можно сшить наряды из этого куска ткани? (для 9 кукол)
— А знаете ли вы какое главное угощение готовят почти в каждом доме на Масленицу? (блины)
— Как вы думаете почему? (Блин такой же круглый, как солнышко, такой же теплый и румяный. Люди устали от зимы, они ждут тепла и солнечного света, им хочется, чтобы земля родила богатый урожай).
Вообще, блины – древнейший вид изделий из муки зерновых культур, и появились, вероятно, раньше хлеба. С XV века блины были известны в русской традиционной культуре. Они присутствовали на столе во время наиболее важных ритуальных трапез: при родинах, крестинах, на свадьбах, праздниках и в дни поминовения усопших.
Блины выпекают из различных сортов муки.
3. Работа с таблицей.
— Перед вами таблица с информацией о количестве произведенной муки.
Ржаная мука
Пшеничная мука
2015 год
88 тыс. тонн
90 тыс. тонн
2016 год
90 тыс. тонн
95 тыс. тонн
2017 год
87 тыс. тонн
99 тыс. тонн
— Посмотрите на таблицу и ответьте на вопросы.
— Производство какой муки с каждым годом возрастает? ( пшеничной)
— Сколько тонн ржаной муки произвели в 2016 году? (90 тыс. тонн)
— Придумайте и задайте свои вопросы
Физминутка.
— А вы знаете, какие продукты нужны, чтоб блины печь и с чем их едят? Тогда отвечайте. Если верный ответ – говорим «да» и хлопаем руками, если неверный – «нет» топаем ногами.
Сорока – белобока
Задумала блины печь,
На рынок пошла
И вот, что взяла…
Парное молоко – да!
Куриное яйцо – да!
Крупа манная – нет!
Капуста кочанная – нет
Мясной холодец – нет!
Сахар да соль – да!
Белая фасоль – нет!
Масло топленое – да!
Рыбка соленая – нет!
Китайский рис – нет!
Лавровый лист – нет!
Чернослив да изюм – да!
Шоколадный лукум – нет!
Перец болгарский – нет!
Соус татарский – нет!
Клубничное варенье – да!
Бисквитное печенье — нет!
4. Работа по теме урока.
— Откройте тетради.
— Ребята, я вам хочу предложить тоже испечь блины. Для этого вам необходимо решить примеры, которые написаны на карточках-блинах на доске. Каждый выбирает любой пример и выходит его решать.
36 : 3 72 : 3 43 х 2 19 х 4
42 : 3 63 : 3 45 : 15 70 : 10
— Какие умения помогли справиться с заданием? (знание таблицы умножения)
5. Работа по теме урока.
— Ребята, а вы знаете, что каждый день Масленичной недели называется по-разному.
— Какой сегодня день недели? (среда) Среда – «Лакомка». Начинали кататься с горок и взрослые. По деревне ездила тройка с бубенцами. В этот день было принято ходить в гости по родственникам всей семьей. На лакомку народ кушал в изобилии разные масленичные вкусности, пироги в том числе.
1) — Прочитайте задачу и решите её.
На Масленичной неделе 10 девочек и 9 мальчиков съели по 2 пирога с повидлом. Сколько всего пирогов съели дети?
— Запишите решение выражением. (10 + 9) х 2 = 20 + 18 = 38 (п.)
(на откидной доске работают 2 ученика)
— Кто справился с решением задачи? Оцените свою работу.
2) Самостоятельная работа.
— Ребята, блины бывают разной формы, даже квадратной.
Выберите карточку с заданием. Жёлтая – базовый уровень, розовый – повышенный уровень. Решите уравнения. Решив уравнения, свои ответы сверьте с ответами на доске. (Ответы записаны на откидной доске).
18 х Х = 54 х : 16 = 30 :10
57 : Х = 3 15 х Х = 100 – 25
— Проверим. Кто решил уравнения без ошибок поднимите желтый смайлик, кто ошибся в одном уравнении – зелёный, у кого не получилось решить – красный.
— Дайте совет тем детям, которые не справились.
5. Рефлексия. Итог урока
— Вспомним, какую цель мы поставили перед собой в начале урока? (Повторять и закреплять.)
— Оцените свою работу на уроке.
— Что нового вы узнали? Какое задание вам понравилось?
— Есть такая пословица: Повторенье — … продолжите (мать учения).
— Какие навыки вам помогли справиться с заданиями? (Знание таблицы умножения).
— Сегодня на уроке хорошо работали…..
6. Домашнее задание.
У.с. 24 №4, №6.
— Спасибо за работу. Урок окончен.
http://www.maam.ru/detskijsad/razgulnaja-maslenica.html
План-конспект урока по математике (3 класс) на тему: Урок математики в 3 классе на тему»Внетабличное умножение и деление»
СЛУЧАИ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ ВИДА
20 · 3, 3 · 20, 60 : 3
Цели: познакомить учащихся с новыми внетабличными случаями умножения и деления; закреплять также табличные случаи умножения и деления, умение решать задачи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Для закрепления вычислительных навыков провести арифметический диктант:
– число 7 увеличьте в 6 раз;
– уменьшите в 5 раз число 40;
– увеличьте на 20 число 75;
– узнайте, во сколько раз 48 больше, чем 6;
– узнайте, во сколько раз 7 меньше, чем 63;
– сумму чисел 6 и 8 уменьшите в 2 раза;
– разность чисел 15 и 7 увеличьте в 4 раза.
2. Для устной работы на уроке взять задания: № 5 (оно подготавливает детей к введению приема деления с остатком), «Ребусы» (на полях учебника) и «Головоломка» (внизу страницы).
Задание «Ребусы»
З а д а н и е № 5.
Какое самое большое число до 15 делится без остатка на 7? на 6? на 4?
Задание «Головоломка»
Найдите правило, по которому составлен каждый ряд чисел, и запишите 4 числа в каждом ряду:
1) 2, 4, 7, 11, 16, 22, …
2) 10, 8, 11, 9, 12, 10, 13, …
3) 3, 6, 10, 13, 17, …
III. Работа над новым материалом.
Записав на доске примеры вида 20 · 4; 30 · 3; 10 · 6, учитель предлагает детям прочитать первые множители в этих примерах и сказать, чем похожи эти числа.
Дети. 20, 30, 10 – двузначные числа, которые оканчиваются нулем.
Учитель. О чем говорит нуль в записи каждого из этих чисел?
Учащиеся. В числе содержатся только десятки и нет отдельных единиц.
Учитель. На этом и основан прием умножения и деления таких чисел, предлагаю вам рассмотреть рисунок в учебнике и записи под ним.
Учитель. 20 · 3. В числе 20 – 2 десятка. А 2 десятка легко умножить на 3, пользуясь таблицей умножения. Ответ равен 6 десяткам, или это число 60.
После этого объяснения учитель просит детей пояснить решение других примеров самостоятельно.
Для первичного закрепления учащиеся решают примеры № 1 с устным комментированием.
10 · 8 (в числе 10 – 1 десяток; умножаю 1 десяток на 8, получаю 8 десятков, или это число 80).
90 : 9 (в числе 90 – 9 десятков; делю 9 десятков на 9, получаю 1 десяток, или это число 10).
Далее самостоятельно (с последующей проверкой) учащиеся решают примеры № 2. При проверке следует обратить внимание на примеры, в которых делимое (произведение) равно 100.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Даны несколько вариантов физкультминутки. Учитель выбирает любую.
1. «Ванька-встанька».
Ванька-встанька,
Приседай-ка.
Непослушный ты какой!
Нам не справиться с тобой.
2. Зарядка.
– Все ли вы занимаетесь по утрам дома зарядкой? Давайте сделаем её вместе в классе.
Одолела вас дремота,
Шевельнуться неохота?
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз, потянись,
Окончательно проснись.
Сбрось с себя ночную лень –
Впереди рабочий день.
Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку.
Надо нам присесть и встать,
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
3. «Летает – не летает».
Учитель называет слова и предлагает детям «махать крыльями» в том случае, если называемый им предмет обозначает летающее насекомое или птицу. Слова могут быть такими: стрекоза, парта, дом, вертолёт, книга, самолёт, мяч, бабочка, белка, лебеди.
4. «Пальчики».
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Вы скачите, пальчики,
Как солнечные зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прискакали на лужок.
Ветер травушку качает,
Влево-вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.
Декламация детьми стихотворения сопровождается движениями пальцев.
5. «Физкульт-привет».
На болоте две подружки, две зелёные лягушки,
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет!
Всем, друзья, физкульт-привет!
Дети сопровождают чтение стихотворения движениями.
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач. Задачу № 3 решить устно под руководством учителя.
После чтения задачи проводится беседа.
Учитель. Ребята, что известно в задаче?
Дети. 60 чашек упаковывали в коробки. В каждую коробку клали по 6 чашек.
Учитель. Что надо узнать?
Дети. Сколько получилось коробок с чашками.
Учитель. Задача простая или составная?
Дети. Простая.
Учитель. Какое действие надо выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи?
Дети. Деление. Надо 60 разделить на 6. Получится 10.
Задачу № 4 решить с подробным разбором и записью на доске и в тетрадях (условие задачи записать таблицей).
В 1 кор. | Кол-во кор. | Всего яиц |
Одинаковое | 3 кор. | 90 яиц |
2 кор. | ? |
1) 90 : 3 = 30 (яиц) – в 1 коробке
2) 30 · 2 = 60 (яиц)
О т в е т: 60 яиц в 2 коробках.
2. Для самостоятельной работы можно предложить решить примеры № 6.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового узнали вы сегодня на уроке?
Дети. На уроке мы познакомились с новыми случаями умножения и деления в пределах 100.
Учитель. Что повторяли?
Дети. Решали задачи и примеры, писали арифметический диктант, разгадывали арифметические ребусы.
Домашнее задание: с. 3, № 6.
Презентация +консмект по математике на тему «Закрепление внетабличного умножения и деления» (3 класс)
Формируемые УУД:
1) Познавательные общеучебные: — развивать познавательную инициативу (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве), развивать умение делать выводы на предметном материале, находить разные способы решения проблемы.
2) Познавательные логические: — развивать умение устанавливать аналогии между ранее полученными и новыми знаниями; — развивать умение логически рассуждать и аргументировать свой выбор.
3) Коммуникативные: — развивать умение адекватно, осознанно, произвольно строить своё высказывание, используя в речи математическую терминологию.
4) Личностные: мотивация учебной деятельности, заинтересованность, осознание необходимости изучать данную тему.
5) Регулятивные: — развивать умение формулировать цель работы. планировать свою деятельность, в случае необходимости корректировать, оценивать результат.
Основные понятия
Деление суммы на число; распределительное свойство;
Межпредметные связи
Ресурсы:
— основные
— дополнительные
учебник «Математика»3 класс, автор М. Моро
презентация, карточки, листы достижений
Аннотация
Данный урок проведён в З класс по программе «Школа России». Тип урока – урок — проект. Урок с презентацией. На уроке просматривается технология проблемного обучения и система оценивания, используются продуктивные методы обучения (решение проблемной задачи с помощью выдвижения предположений и последовательных проверок).
Личностные УУД: предмет математики ориентирован на усвоение знаний и умений, имеющих опорное значение для будущей профессиональной деятельности.
Формирование регулятивных УУД: целеполагание, самооценка, составление алгоритма, рефлексия. Хорошим упражнением для развития способности обнаруживать ошибки является парная взаимопроверка самостоятельной работы, которая просматривается на этапе – актуализация знаний.
При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим, основная цель, которая стоит передо мной, как учителя – научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого создаю образовательной среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, создаю условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов.
Коммуникативные УУД.
Слушать и понимать других, управлять поведением партнера, принимать точку зрения партнера
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, вступать в диалог, владеть монологической и диалогической формами речи. Планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, принятие решения и его реализация, выполнение данной роли в группе.
Оборудование Наглядный и дидактический материал
1) Карточки с заданиями для каждого члена
команды (для 1 и 2 этапов игры)
Общие большие карточки для всей команды (для 1 и 2 этапов игры)
Карточки с задачами для каждой команды
Наборы разрезных фигур с частями фразы
Карточки с числами (для каждого ученика)
Схема продвижения команд по этапам игры
ТСО: магнитофон и кассета с инструментальной музыкой
Конфеты (для награждения)
План и хронометраж урока
Организационный момент
0,5 минуты
2
Определение учебной и игровой целей урока
2 минуты
3
Разделение на команды
0,5 минуты
4
Разминка перед игрой
3 минуты
5
Прохождение 1 этапа
5 минут
6
Прохождение 2 этапа
10 минут
7
Физкультминутка
1 минута
8
Прохождение 3 этапа
15 минут
9
Заключительный этап
5 минут
10
Подведение итогов урока и награждение
3 минуты
Заключительный
этап
Общее оформление и организация урока
1 этап
2 этап
3 этап
2 этап
1 этап
1 2
к к
Заключительный
этап
о о
м м
а а
н н
3 этап
д д
а а
Ход урока
7*8, 42:14, 16*4,81:27,63:3, 80:40
Итак,тема урока: Внетабличное умножение и деление»
Пришло время показать, чему вы научились. Сегодня вас ждёт необычный урок-игра. Вы разделитесь на команды и будете двигаться от одного этапа к другому, выполняя всё более усложняющиеся задания. Время работы на каждом этапе ограничено. Это серьёзное испытание для всех ваших знаний, умений и навыков. Именно умение выполнять внетабличное умножение и деление поможет справиться со всеми заданиями. Вспомните, как нужно работать в команде?
Работать всем вместе, дружно, не ссориться, помогать друг другу, советоваться с товарищами
Каждая команда идёт своим путём. Но закончить игру вы сможете, объединив свои усилия. Если при выполнении задания возникнут затруднения, могут помочь товарищи.
Справившись с заданиями этапа, вы показываете свою готовность к проверке. Будьте готовы объяснить своё решение. Пройдя этап, вы получите несколько фрагментов фразы, которую вам предстоит восстановить и прочесть на заключительном этапе. Если правила игры всем понятны, разделимся на команды.
Разделение на команды.
У Насти и Димы в руках карточки с числами. Чем эти числа друг от друга отличаются?
У Димы число чётное, а у Насти нечётное.
У кого на карточках числа чётные, встаньте около Димы. У кого нечётные, встаньте около Насти.
Команды выбирают капитана и название. Затем команды встают друг напротив друга. Капитаны пожимают друг другу руки.
Помните, что сила команды в сотрудничестве и взаимопомощи. Итак, игра началась!
Разминка
Перед игрой нужно немного размяться. У каждого в руках карточка с числом. Если ваше число является ответом на мой вопрос, вы поднимаете свою карточку вверх.
У кого однозначные числа? (3,5,9)
У кого двухзначные числа?(45,38)
У кого круглые десятки? (10,20)
У кого число делится на 2? На 3? На 5? На 6? На 9? На 10?
У кого ответы из таблицы умножения? Приведите примеры.
У кого числа получены внетабличным умножением? Приведите примеры.
Если ученик сам не может привести пример, другие ученики помогают. Команды получают по одному фрагменту.
этап.
Теперь начинается 1 этап игры. Каждую команду прошу пройти на место .
1 команда: Перед вами карточки с математическими выражениями. Вы должны в течение пяти минут догадаться, как приклеить свои карточки, чтобы получились круговые примеры.
16 · 6 6 · 14
96 : 4 84 : 7
24 · 3 12 · 4
72 : 12 48 : 3
2 команда: Перед вами карточки с математическими выражениями. В течение пяти минут ваша команда должна составить из своих выражений верные равенства.
18 · 4 = 24 · 3
12 · 8 = 16 · 6
98 : 7 = 42 : 3
60 : 15 = 68 : 17
Учащиеся выполняют задания. Когда капитан убедился, что всё верно, команда показывает сигнал готовности (соединённые «в замочек» правые руки всех членов группы). Отвечающий, которого выбирает команда, комментирует решение выражений. Формулировка заданий, их выполнение и проверка происходит одновременно у обеих команд. Команды получают по два фрагмента и переходят за следующий стол.
этап.
1 и 2 команды: Теперь вам предстоит более сложное задание. Для начала дайте определение: что такое уравнение?
Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число. Решить уравнение, значит, найти значение неизвестного числа, при котором равенство будет верным.
Вам нужно в течение 10 минут решить уравнения, а затем вписать полученные значения Х в кружки на игровом поле таким образом, чтобы стрелка всегда шла от большего числа к меньшему.
16 · Х = 64 Х : 17 = 4
Х : 5 = 18 52 : Х = 4
78 : Х = 3 Х : 27 = 2
Капитаны дифференцируют работу внутри команды. Учащиеся сначала выполняют задания каждый на своей карточке. Когда готовы результаты, вся команда вписывает их в круги, согласно условию задания. Затем команда даёт сигнал о готовности к проверке. Проводник проверяет задания на карточках и правильность заполнения игрового поля. Если задание выполнено верно, команда получает 3 новых фрагмента и переходит на следующий этап.
Физкультминутка.
Команды, встаньте напротив друг друга. Сейчас мы поиграем в игру «Карлики и великаны». Если я говорю слово «великаны», вы поднимаетесь на носочки. Если вы слышите слово «карлики», то приседаете на корточки. Я тоже буду приседать и вставать, но вы должны реагировать не на действия, а на слова. Наиболее внимательная команда получит дополнительный фрагмент.
этап.
1 и 2 команды: Начинается самый сложный этап. Перед вами 3 задачи, которые связаны друг с другом. Решать их нужно обязательно по порядку. Числа, полученные в ходе решения одной задачи, необходимы для решения других. Через 15 минут вы должны показать полностью оформленное решение все трёх задач.
Задачи для 1 команды.
От дома Алёши до школы 95 метров, а от дома до магазина – в 5 раз меньше. Сколько метров пройдёт Алёша, если зайдёт после школы домой и пойдёт в магазин?
Расстояние от дома Алёши до дома друга равно четырём расстояниям от дома до магазина. Сколько это метров?
Если Алёша не дойдёт до дома друга 19 метров, то придёт в газетный киоск. Во сколько раз расстояние до киоска больше, чем расстояние до магазина?
Задачи для 2 команды.
В одном мешке было 18 кг сахара, а в другом мешке – в 4 раза больше. Сколько килограммов в двух мешках?
Сахар из второго мешка продали поровну шести покупателям. Сколько килограммов сахара купил каждый из них?
Если потом каждый из этих покупателей купит ещё по 2 килограмма сахара, сколько всего килограммов сахара они понесут домой?
Команды приступают к работе под руководством капитанов. Через 15 минут начинается проверка. Команды получают последние недостающие фрагменты и переходят к заключительному этапу.
Заключительный этап.
1 и 2 команды: Теперь у вас на руках есть все необходимые фрагменты для того, чтобы сложить и прочесть фразу – высказывание великого русского учёного. Если вы всё сделаете верно, у вас получится прямоугольник. В вашем распоряжении 5 минут.
Команды складывают фразу, подбирая фрагменты, чтобы совпадала форма и изображение на них. Когда у каждой команды собран прямоугольник, выясняется, что ни одна команда не может прочитать фразу, потому что у каждой команды лишь часть фразы. Тогда команды объединяются, чтобы прочесть высказывание целиком.
Подведение итогов.
Игра закончена. Большое спасибо командам за работу. Постройтесь лицом друг к другу, как в начале игры. Капитаны, пожмите друг другу руки.
Игра была честной, потому что каждый человек старался как можно лучше выполнить свою часть задания, вы все помогали друг другу, а капитаны уверенно вели вас к победе, беря на себя самую сложную часть работы.
* Какие математические знания и умения вам потребовались, чтобы пройти все испытания?
Понравилась ли вам игра? Предлагаю вам заполнить лист самооценки. И приклеить соответствующий смайлик.
Что особенно понравилось и запомнилось?
Легко или трудно было выполнять задания и почему?
А помогла ли эта игра кому-нибудь лучше понять тему «Внетабличное умножение и деление»?
Далее команды награждаются дипломами (каждая в своей номинации) и конфетами.
1. Подготовительный этап
Дидактический принцип:
Создание положительной мотивации для учебного сотрудничества.
Минуткачистописания
На доске слова: семья, Родина, опять, подвал.
Ориентировочный этап.
Дидактические принципы:
систематичности и последовательности,
доступности и посильности,
прочности.
Включение учащихся в деловой ритм.
Определение игровой и учебной цели урока.
Повторение правил учебного сотрудничества при работе в группе.
Решение учебно – организационных задач (умение включиться в работу)
Знакомство с правилами игры:
ограниченное время работы на каждом этапе,
учебное сотрудничество внутри команды и между командами,
возможность обратиться за помощью, ответив при этом на дополнительный вопрос,
обязательное объяснение своего решения (отвечающего выбирает команда).
Подобный способ деления на команды даёт возможность напомнить учащимся признаки чётности и нечётности чисел.
Методический приём: математическая разминка.
Проверка знания теории (терминологии) и признаков делимости на 2, 3, 5, 6, 9, 10. Закрепление табличного и внетабличного умножения.
Решение учебно – организационных задач (умение сосредоточиться на на содержании деятельности и сохранить внимание до её завершения)
Операционный этап.
Дидактические принципы:
сознательности и активности,
прочности,
систематичности и последовательности,
наглядности.
Методические приёмы:
выявление закономерности и решение круговых примеров (1 к.)
составление равенств (2 к.)
интеграция с уроком технологии.
Дифференциация по характеру учебных действий и по уровню помощи (предлагается стимулирующая, направляющая и обучающая помощь от товарищей по команде)
Решение учебно – организационных (умение сосредоточиться на содержании деятельности и сохранить внимание до её завершения), учебно – коммуникативных (умение распределить роли в процессе совместной учебной деятельности, умение работать в группе, слушать друг друга, вербализация учебных действий) и учебно – логических задач (умение действовать по алгоритму, умение соотнести цель и результат).
Развитие мыслительных функций, памяти, удержания внимания и навыка учебного сотрудничества.
Методический приём:
выявление закономерности и расстановка данных в соответствии с этой закономерностью на базе решения уравнений (теоретическая основа – внетабличное умножение и деление).
Решение учебно – организационных (умение включиться в работу, умение сосредоточиться на содержании деятельности и сохранить внимание до её завершения), учебно – коммуникативных (умение распределить роли в процессе совместной учебной деятельности, умение работать в группе, слушать друг друга, вербализация учебных действий, умение участвовать в учебном диалоге) и учебно – логических задач (умение действовать по алгоритму, умение соотнести цель и результат, умение оценить эффективность работы группы и свою работу по заданным критериям, умение понимать графическое изображение информации).
Формируется навык аналитико – синтетической деятельности и навык учебного сотрудничества, а также умение эстетично оформить решение, идёт развитие самоконтроля и взаимоконтроля.
Методический приём:
выявление закономерности и расстановка данных в соответствии с этой закономерностью на базе выполнения деления с остатком (теоретическая основа – внетабличное умножение и деление).
Дифференциация по характеру учебных действий, по уровню творчества и по степени помощи (проводники оказывают стимулирующую помощь, внутри команды идёт оказание направляющей и обучающей помощи)
Решение учебно – коммуникативных задач (вербализация учебных действий)
Переключение внимания.
Возможность для учащихся подвигаться и расслабиться. При этом развивается распределение внимания, слуховое и зрительное восприятие.
Методический приём:
Дифференциация внутри каждой команды по уровню сложности, творчества и по степени помощи внутри команды и от проводников (стимулирующая, направляющая, обучающая).
Решение учебно – организационных (умение включиться в работу, умение сосредоточиться на содержании деятельности и сохранить внимание до её завершения), учебно – коммуникативных (умение распределить роли в процессе совместной учебной деятельности, умение работать в группе, слушать друг друга, вербализация учебных действий, умение участвовать в учебном диалоге) и учебно – логических задач (умение действовать по алгоритму, умение соотнести цель и результат, умение оценить эффективность работы группы и свою работу по заданным критериям, умение передавать информацию графически)
Развивается зрительное восприятие, речь, внимание, память, мыслительные функции.
Интеграция с уроком чтения.
Формируется навык аналитико – синтетической деятельности, навык учебного сотрудничества, навык оформления краткой записи и решения разных типов задач.
Итоговый этап.
Дидактический принцип наглядности сочетается с творческой активностью учащихся.
Формируется навык учебного сотрудничества внутри группы и между группами.
Решение учебно – организационных (умение включиться в работу, умение сосредоточиться на содержании деятельности и сохранить внимание до её завершения), учебно – коммуникативных (умение распределить роли в процессе совместной учебной деятельности, умение работать в группе, слушать друг друга), и учебно – логических задач (умение соотнести цель и результат, умение оценить эффективность работы группы и свою работу по заданным критериям, умение обобщать и делать выводы)
Прочтение и осмысление готовой фразы ведёт к формированию социально значимой мотивацииучения и становления учеников как субьекта учебной деятельности.
Содержательно-оценочная деятельность учителя и учащихся.
Развитие рефлексии учебной деятельности, вербализации, самооценки.
Соотнесение цели и результата урока.
Математику уж затем учить следует, что она ум в порядок приводит.
Михаил Васильевич Ломоносов
Презентация к уроку по математике (3 класс) по теме: Конспект урока и презентация «Закрепление. Внетабличное умножение и деление»
Иванова Фаина Владимировна
учитель начальных классов МОУ СОШ № 4
г. Оленегорск Мурманская обл.
Конспект урока.
Предмет: математика, урок – закрепление
Тема: «Внетабличное умножение и деление. Закрепление» УМК «Школа России» Автор программы : М.И. Моро
Продолжительность: 45 минут
Класс: 3
Цель: -повторить изученный материал
-подготовить обучающихся к проверочной работе
-развивать внимание, логическое мышление, вычислительные навыки
-воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма, интерес к предмету
Аннотация:
Данный урок проводится после прохождения темы «Внетабличное умножение и деление». На уроке использованы коллективная, парная, индивидуальная работа. Опорные схемы обучающимся знакомы, т.к. они появляются на уроках знакомства с новым видом деления или умножения.
Ход урока:
1 Сообщение темы и цели урока.
Дорогие ребята! Мы закончили трудную тему: «Внетабличное умножение и деление». Сегодня мы повторим все изученное, подготовимся к контрольной работе. (Слайд№2)
На уроке вас будут приветствовать веселые зверята, постарайтесь, чтобы они радовались вашим успехам.
2. Математический диктант.
А) Чтобы хорошо считать, нужно знать таблицу умножения и деления. А вы знаете? Запишите только ответы.
Произведение чисел 8 и 9; частное чисел 36 и 4; увеличь 8 в 6 раз; уменьши 27 в 3 раза; во сколько раз 15 больше 3; во сколько раз нужно увеличить 7, чтобы получить 28; во сколько раз нужно уменьшить 54, чтобы получить 6; какое число нужно умножить на 8, чтобы было 40; 1 множитель 9, второй такой же, чему равно произведение; делимое 42, частное 7, чему равен делитель; чему равно частное, если число разделить само на себя; на какое число нельзя делить.
А теперь проверьте себя! (Слайд №3)
Б) На следующие вопросы вы отвечаете или «да», или «нет»
— все двузначные числа нечетные; — все двузначные числа больше 9; — некоторые двузначные числа нечетные; — если число умножить на 1, получится 1; — если число разделить само на себя, получится 0; — все четные числа делятся на 2;.- некоторые двузначные числа меньше 9; -на 0 делить нельзя; -при умножении числа на 1, получится тоже число;
Проверьте себя! (Слайд №3)
3. Парная работа.
Правила работы в парах. (Слайд № 4.)
Соединить пример и ответ. (Карточки)
9 ∙ 7= 7 ∙ 4= 6 ∙ 5= 8 ∙ 3= 9 ∙ 9= 6 ∙ 7= 5 ∙ 9= 7 ∙ 7= | 24 81 45 63 28 49 30 42 |
Проверка. (Слайд №5)
4.Подготовительная работа.
Запишите в тетрадь только ответы. (Слайд №6)
80:2= 40:4= 64:2= 90:30= 12∙2= 14∙2= 100:5= 36:3= 42:2= 20∙3= 55:11= 66:6= |
Самопроверка. (Слай№7)
5. Зарядка для глаз. (Слайд № 8)
Внимательно смотрите за движением разноцветных кругов!
6. Закрепление и повторение.
На всех уроках нам помогали схемы. Вспомните эти схемы. (Слайд № 9)
Схема 1. ∙ = + (Слайд №10)
Чтобы умножить двузначное число на однозначное, нужно умножить десятки, а потом единицы. Полученные результаты сложить.
Схему мы вспомнили, а теперь запишите примеры в тетрадь и вычислите! (Слайд №10)
12 ∙ 6 = 17 ∙ 4= 32 ∙ 3= 19 ∙ 5= |
Самопроверка. (Слайд №10)
Схема2. : = + (Слайд №11)
Чтобы разделить двузначное число на однозначное, нужно разделить десятки, а потом единицы. Полученные результаты сложить.
Записать примеры в тетрадь и вычислить! (Слайд №11)
48:4= 39:3= 96:3= 82:2=
|
Самопроверка. (Слайд №11)
Схема №3 : = + (Слайд№12)
:
Если количество десятков в делимом не делятся на число, нужно разложить делимое на два удобных слагаемых и разделить оба числа. Полученные результаты сложить.
А теперь сами выполните вычисления, записав примеры в тетрадь. (Слайд №12)
85:5= 96:2= 72:4= 81:3= |
Самопроверка. (Слайд №12)
= •
Схема 4. : = (Слайд №13)
Чтобы разделить двузначное число на двузначное, нужно подобрать однозначное число в частном, которое при умножении на делитель в результате даст делимое.
А теперь решите примеры, используя эту схему.
Работаем в тетради. (Слайд № 13)
75:25= 88:11= 85:17= 64:14= |
Самопроверка. (Слайд 13)
Схема 5. : = (ост. ) (Слайд №14)
:
Если при делении получается остаток, то он должен быть меньше делителя! \
Работа в тетради.
При выполнении деления с остатком, помните правило! (Слайд №14)
58:6= 78:10= 74:9= 65:24= |
Самопроверка. (Слайд №14)
ФИЗМИНУТКА (слайд №15)
В небе плавает луна (покачивание влево, вправо)
В облака зашла она.
1, 2, 3, 4, 5 (хлопки в ладоши)
Можем мы луну достать. (руки вверх)
6, 7, 8, 9, 10 (хлопки над головой)
И пониже перевесить. (руки вниз)
10, 9, 8, 7. ( ходьба на месте)
Чтоб луна светила всем! (Дети тихо садятся)
7. Решение задач.
Ребята! Мы повторили умножение и все виды деления. Я рада, что вы хорошо справились с работой. А сейчас вам нужно решить задачи. (Слайд №16)
Внимательно прочитайте задачу. (Слайд №17)
На одной карточке 23 примера, на другой на 8 меньше. Все примеры нужно записать в 2столбика. Сколько примеров в каждом столбике?
Что известно в задаче? Что нужно узнать? Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему? Решите задачу самостоятельно.
Кто справился? Проверьте решение. (Слайд №18)
1)23-8=15(пр.) на другой карточке.
2)23+15=38(пр.) на двух карточках.
3)38:2=19(пр.)в каждом столбике.
Ответ:19 примеров.
Кто решил правильно? Молодцы!
Задача 2. (Слайд №19)
Рассмотрите чертеж.
17 см
13 см
3 см 5см
Сколько заданий вы видите? Сейчас вы сами выберете то задание, которое вы можете решить.
Проверка. (Слайд №20)
Кто нашел площадь прямоугольника АВСД? Проверьте свое решение.
1)17∙ 5=85(см² ) площадь АВСД .
Кто нашел площадь прямоугольника ЕКОМ? Проверьте решение
2)13· 3 = 39 (см²) площадь ЕКОМ .
Кто нашел площадь закрашенной фигуры? Проверка.
3) 85 – 39 = 46 (см²) площадь закрашенной фигуры
Ответ: 46 см²
Все молодцы!
8.Самостоятельная работа.
Мы трудились вместе весь урок. А сейчас вы проверите свои силы. Возьмите карточки и выполните вычисления.
1 вариант 13∙7= 27∙3= 51:3= 70:5= 72:3= 80:16= 70:35= 62:9= 43:10= Дополнительно: Х : 6 =14 | 2 вариант 16∙5= 26∙2= 68:4= 84:7= 76:2= 90:15= 54:18= 84:9= 56:20= Дополнительно: 96 : Х =24 |
9.Взаимопроверка.
Поменяйтесь карточками и проверьте правильность вычислений. (Слайд №22)
Кто выполнил работу без ошибок? У кого есть ошибки?
Д.з. Сделайте работу над ошибками.
10.Итог урока.
Слайд №23.
Раздаточный материал.
Карточки для парной работы.
9 ∙ 7= 7 ∙ 4= 6 ∙ 5= 8 ∙ 3= 9 ∙ 9= 6 ∙ 7= 5 ∙ 9= 7 ∙ 7= | 24 81 45 63 28 49 30 42 | 9 ∙ 7= 7 ∙ 4= 6 ∙ 5= 8 ∙ 3= 9 ∙ 9= 6 ∙ 7= 5 ∙ 9= 7 ∙ 7= | 24 81 45 63 28 49 30 42 | ||
9 ∙ 7= 7 ∙ 4= 6 ∙ 5= 8 ∙ 3= 9 ∙ 9= 6 ∙ 7= 5 ∙ 9= 7 ∙ 7= | 24 81 45 63 28 49 30 42 | 9 ∙ 7= 7 ∙ 4= 6 ∙ 5= 8 ∙ 3= 9 ∙ 9= 6 ∙ 7= 5 ∙ 9= 7 ∙ 7= | 24 81 45 63 28 49 30 42 |
Карточки для самостоятельной работы.
1 вариант. Фамилия:_________________ | 2 вариант. Фамилия:__________________ |
13 ∙ 7=______________ 27 ∙ 3= _____________ 51 : 3=______________ 70 : 5=______________ 72 : 3=______________ 80 : 16=_____________ 70 : 35=_____________ 62 : 9=______________ 43 : 10= _____________ Дополнительно: Х : 6 = 14 ______________ ______________ ______________ ______________ | 16 ∙ 5=______________ 26 ∙ 2=______________ 68 : 4=______________ 84 : 7=______________ 76 : 2=______________ 90 : 15=_____________ 54 : 18=_____________ 84 : 9=______________ 56 : 20= _____________ Дополнительно: 96 : Х = 24 ______________ ______________ ______________ ______________ |
Конспект урока по математике на тему «Внетабличное умножение и деление» (3 класс)
Математика.
Краткосрочный план урока № 87.
Предмет: Математика
Урок: 87
Школа: КИШ «Байтерек»
Дата: 11.01.19
ФИО учителя: Баимбетова Е.А.
Класс: 3 В
Количество
присутствующих:
Количество
отсутствующих:
Раздел (сквозная тема):
Раздел 3A – Внетабличное умножение и деление.
Тема урока:
Внетабличные случаи вида 17• 5; 96: 6, 75:15,84:4
Цели обучения, которым посвящен урок:
3.1.2.7 — выполнять устно внетабличное умножение и деление в случаях вида: 17·5, 96:6, 75:15, 84:4
3.1.2.9 — применять правила деления суммы и произведения на однозначное число, умножение суммы на число при устном выполнении умножения и деления чисел в пределах 100
3.2.1.3 — представлять и применять в виде буквенного равенства сочетательное и распределительное свойство умножения: (ab)c=a(bc), a(b+c) =ab+ac, a(b-c) =ab-ac
3.2.2.2 — решать простейшие уравнения, содержащие действия умножения и деления; уравнения сложной структуры видах· (25:5)=60; (24·3):х=6;х: (17·2)=2; k+124 : 4 = 465
Развитие навыков:
1.2Операции над числами
2.1 Числовые и буквенные выражения
2.2 Равенства и неравенства. Уравнения
Предполагаемый результат:
Все учащиеся смогут:
знать алгоритм устного внетабличного умножения и деления в случаях вида 75:15.
Большинство учащихся смогут:
применять алгоритм устного внетабличного умножения и деления в случаях вида 75:15, понимать, что в основе лежит правило подбора частного, а при его проверке – правило умножения суммы на число, что необходимо подбирать сумму удобных слагаемых, каждое из которых делится на делитель.
Некоторые учащиеся смогут:
объяснять формулу свойства, лежащего в основе вычислительных приемов.
Языковая цель
Учащиеся могут:
объяснять алгоритм устного внетабличного умножения и деления в случаях вида 75:15.
Предметная лексика и терминология:
Правило умножения и деления суммы на число, подбор частного.
Серия полезных фраз для диалога/письма
Обсуждение:
Какое правило можно применить при решении таких случаев 75:15?
Как рационально подбирать частное?
Помогает ли при вычислении таких случаев хорошее знание
таблицы умножения и деления однозначных чисел?
Письмо:
Запишите алгоритм устного внетабличного умножения и
деления в случаях вида: 75:15.
Материал прошедших уроков:
Правило умножения и деления суммы на число, табличное умножение.
Ход урока:
Этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
0-3 мин
Мотивация
Беседа о скульпторах и скульптуре вводит учащихся
в урок. Также можно подготовить сведения о памятниках, в вашем городе или поселке.
Середина урока
4-6 мин
7-11 мин
12-29 мин
31-37 мин
Актуализация.
Предлагает выполнить задание №1, в котором нужно
вычислить удобным способом, найти ответ.
Определить вид скульптуры.
В устный счет можно включить упражнения такого
вида:
Постановка цели (проблемная ситуация).
Педагог предлагает сначала изученные случаи из
предыдущего урока. В каждом случае дети должны
рассказать, как они выполнили решение.
Далее дети выполняют пробное действие:
36 : 12 96 : 24 69: 23
Они столкнутся с проблемой, что такой случай ими
еще не изучен.
Открытие нового.
Можно предложить детям вывить закономерность в
предложенных случаях подбора частного и установить
правило подбора.
Например, рассмотрите случаи деления.
Внимательно посмотрите, какая последняя цифра
делителя.
36 : 12 96 : 24 69 : 23
Посмотрите, какая последняя цифра делимого. Есть ли
такой табличный случай? Если нет, подберите самое
меньшее число из таблицы умножения и деления
с последней цифрой частного.
Табличные случаи
6:2=3 16:4= 4 9:3=3
Сделайте вывод, как удобно подобрать частное.
Также можно предложить работать по плану:
ПЛАН:
1. Прочитайте каждый шаг алгоритма.
2. Составьте алгоритм.
3. Объясните выполнение шагов алгоритма.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней
речи.
Для того чтобы найти частное при делении на
двузначное число, нужно подобрать такое число,
чтобы при умножении его на делитель, получалось
делимое.
Рассуждение, лежащее в основе решения примеров
указанных видов, аналогично тому, которое дети
проводили ранее, когда искали ответ примера на
табличное деление с помощью таблицы умножения.
Однако, при подборе частного в случае деления
двузначного числа на двузначное, приходится каждый
раз проверять, какое число получится при умножении
делителя на предполагаемое частное. Равно ли оно
делимому (тогда частное найдено правильно) или
меньше (больше) его (тогда надо попробовать другое
число, которое соответственно больше или меньше
проверяемого). Объяснение способа деления
двузначного числа на двузначное можно организовать
по материалу задания №2.
Первичное закрепление с проговариванием
Предлагает выполнить №2 б) с комментированием.
Самостоятельная работа с эталоном для самопроверки:
Найди частное способом подбора. Проверь.
72:36=2 проверка 36·2=72
39:13=3 проверка13·3=39
70:14= 5 проверка 14·5=70
Реши уравнения:
После самопроверки по эталону.
Дает самооценку по критериям успеха.
Я могу:
выполнить устно умножение и деление;
проверить деление умножением; применить
правило деления суммы на число;
решить простейшие уравнения на умножение и
деление.
Применение нового.
Для сильных детей предлагает творческий уровень:
№3.
Составь алгоритм для таких случаев сам:
56:14 46:23 39:13
Этот алгоритм они могут разъяснить своим товарищам.
Работа над ранее изученным.
Задания №5-10 позволят выбрать педагогу материал
для своего класса. Они включают ранее изученный
материал четверти.
Задание №6 блиц-турнир на решение задач.
Выполнить его можно как в группах, так и в парах.
Обязательна проверка по образцу педагога или
сильных учащихся. Один из простых и удобных
приемов, это решение на поворотной доске сильными
учащимися. Проверив выражения у них, педагог
предлагает их записи как эталоны для проверки
остальным.
Так можно выяснить с какими задачами еще не
справляются учащиеся, чтобы в дальнейшем обратить
на них внимание.
Задание №7 по решению усложненных в правой части
уравнений уже знакомы детям. Их необходимо
включать в урок, т.к. в данной четверти дети будут
изучать уравнения усложненные слева.
Задание №10 логического характера.
Давайте умножим в первом столбике, раскладывая
число 11 и 101 на сумму разрядных слагаемых.
Понаблюдайте за результатом.
5∙11=5∙(10+1)=50+5=55
5∙101=5∙(100+1)=500+5=505
Можно сделать вывод: Заменим единицу
(обозначающую число сотен или десятков и единиц) на
число — множитель.
Составь вопросы по теме урока.
В каждом уроке нового или закрепления учащиеся
составляют вопросы. Это позволит помочь провести
рефлексию усвоения темы. Со словами, приведенными
в учебнике надо составить вопросы.
Можно использовать прием: ромашка или кубик
Блума.
Учебник
Тетрадь
Учебник
Тетрадь
Кубик Блума
Конец урока
38-40 мин
Рефлексия.
Рекомендуемое задание №4 для домашней работы в
учебнике является обязательным для отработки новой
темы.
Для проведения рефлексии предлагает детям соотнести
свои умения с целями: кто за урок понял, что он может:
Я могу:
выполнить устно умножение и деление;
проверить деление умножением; применить
правило деления суммы на число;
решить простейшие уравнения на умножение и деление.
После чего делает вывод о дифференцированном
домашнем задании.
Предлагает оценить свою работу при помощи линейки
успеха.
Самооценивание
Дифференциация
Оценивание
Межпредметные
связи
В процессе работы на уроке учитель индивидуально помогает учащимся строить монологическое высказывание на заданную тему. Мотивированные дети разыгрывают ситуации общения.
Формативное оценивание.
Самооценивание в тетради «Что я знаю и умею».
Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом.
Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.
Определение уровня усвоения навыка по теме (тетрадь «Что я знаю и умею»).
– литература
– самопознание
Рефлексия для учителя:
Важные вопросы
по уроку:
Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения)
Какие два момента были наиболее успешны?
Какие два момента улучшили урок?
Что я узнал из урока о классе и отдельных людях, что я расскажу на следующем уроке?
Урок + Презентация по теме: «Внетабличное умножение и деление»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Мыльджинская основная общеобразовательная школа
имени Владимира Николаевича Ляшенко
Урок
по теме «Внетабличное умножение и деление»
3 класс
Тип урока: комплексное применение знаний
и способов действий.
Пикулева Мария Михайловна
учитель 1 квалификационной категории
Мыльджино 2017
Тема урока: « Внетабличное умножение и деление»
Класс: 3
Тип урока: комплексное применение знаний и способов действий.
Задачи урока:
закрепить решение вычислительного приёма умножения двузначного числа на однозначное;
способствовать закреплению умений выполнять вычисления с проверкой;
решать уравнения на основе знания связей между компонентами и результатом действий умножения и деления, внетабличного умножения и деления
соблюдать порядок выполнений действий в числовых выражениях.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты
закрепление умения решать уравнения на основе знания связей между компонентами и результатом действий умножения и деления,
выполнять внетабличное умножение и деление,
осуществлять проверку арифметических действий,
соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.
Познавательные УУД:
формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока,
проводить анализ и синтез, выполнять действия по алгоритму,
логически рассуждать и доказывать, моделировать, сформировать представление о деятельности исследователя;
развивать умение использовать информацию.
Коммуникативные УУД:
развитие математической речи,
умения работать в паре, группе,
слушать собеседника и вести диалог,
участвовать в коллективном обсуждении проблем,
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.
Регулятивные УУД:
Целеполагание – учатся формулировать и удерживать учебную задачу;
Планирование – учатся выполнять инструкции, точно следуя алгоритму, учатся самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи;
Прогнозирование – формировать умения превосходить результат своей деятельности, умения определять возможный вариант ответа, уровень усвоения знаний;
Контроль и самоконтроль – формировать умения осуществлять пошаговый контроль выполнения действий, контроль за результатом работы по выведенному алгоритму;
Коррекция – формировать умения вносить необходимые изменения и дополнения на основе оценки и учёта сделанных ошибок;
Оценка – формировать умения определять качество и уровень работы, знаний, понимать, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; формировать умения устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, уметь соотносить правильность своего выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями поставленной задачи;
Саморегуляция – развивать умение сконцентрировать свою волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
Личностные УУД:
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
формирование адекватной, позитивной самооценки.
Основные понятия:
распределительное свойство умножения, двузначное число, однозначное число, знание таблицы умножения, определение уравнения, основных компонентов действий.
Место урока в календарно-тематическом плане: 19 урок (28)
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная.
Оборудование для учителя: М.И.Моро, М. А. Бантова, С.И.Волкова «Математика: учебник для класса общеобразовательных учреждений в 2.ч.» 2013 г. Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных школ» 2 ч.,тетрадь для проверки знаний 3 кл., сигналы оценивания, интерактивная доска для демонстрации презентации, компьютер, мультимедийный проектор; слайдовая презентация.
Оборудование для обучающихся: М. И. Моро, М.А.Бантова,, С.И.Волкова «Математика: учебник для класса общеобразовательных учреждений в 2.ч.» 2013г.; «Математика. Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных школ» 2013г.; карточки для работы в группах, парах. «Как научиться быстро считать». О. В. Узоровой, Е. А. Нефедовой.
План урока с хронометражем:
Организационный момент – 2 мин.
Этап прогнозирования, фронтальная беседа – 3 мин.
Этап повторения внетабличного умножения и деления
повторение таблицы умножения (работа в парах), устный счет – 3 мин.
Самоконтроль (решение примеров) — 7 мин.
взаимопроверка – 2мин.
оценили друг друга- 1 мин.
работа с правилами – 3 мин.
Соотношение правила с примером — 1 мин.
Физкультминутка – 2 мин.
Этап закрепления умения решать уравнение на основе связи между результатами и компонентами
умножения и деления (определение) – 6 мин.
Этап решения задач – 6 мин.
Занимательная страничка — 4мин.
Рефлексия– 3 мин.
Дополнительное задание – 2мин.
Конспект урока с теоретическим обоснованием
Этап
урока
Действия учителя
Деятельность обучающихся
Теоретическое основание, формирование УУД и средства их формирования
1.Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
Цель — включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Вы пришли сюда …
Не лениться, а …
Работать как?
Слушать как?
Если хочешь отвечать…
Если спросят…
С-1
— Ребята, а вы все любите сюрпризы?
— Тогда для вас я приготовила сюрприз –
из шкатулки появляютсябуквы У, Р, О, К
— Давайте подберём к каждой букве, что мы будем выполнять на уроке, но сделаем это так, чтобы предложение начиналось на предоставленную букву\
С-2
— учиться
— трудиться
— старательно
— внимательно
— руку не забудь поднять
— надо встать, громко, чётко отвечать
— Да
Личностные:
смыслообразование,
самоопределение
(формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности).
Регулятивные: — управление своей деятельностью
Коммуникативные:
развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем.
2. Этап самоопределения к деятельности
(прогнозирование и планирование урока)
Цель – выявить ожидания учащихся от урока, планировать свою деятельность на уроке
— итак, составляем план нашего урока:
на уроке мы должны:
У –
Р –
О –
К –
-показываю карточку-схему с вопросом: «Какая тема урока?»
С-3
— узнать цель и тему урока
— рассказать и порадовать гостей своими знаниями
— объяснить, приемы умножения и деления
— коллективно, дружно работать
-тема: «внетабличное умножение и деление»
Личностные:
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Регулятивные:
планирование, прогнозирование, волевая саморегуляция.
Коммуникативные:
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
формулировать своё мнение и позицию.
3. Этап ситуации успеха повторение изученных случаев внетабличного умножения
Цель – обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для
урока.
Приём «Мозговой
штурм» — работа в
парах- повторение таблицы умножения
-у каждого на столах есть бланк для контроля, в который вы должны записать ответы. В бланке 2 варианта. Если, кто-то быстро решит 1 вариант, он может перейти к решению 2 варианта.
Далее идёт взаимопроверка по слайду (С-4), критерии получения цветного кружка.
Приём оценивания «Светофор»
—какое правило мы применяем при решении данных примеров?
-кто сформулирует правило?
(появляется правило на слайде)
-номера каких примеров соответствуют правилу №1, №2, №3?
Работа в парах (дети поворачиваются друг к другу, и повторяют таблицу умножения, затем по сигналу учителя оценивают друг друга сигнальными кружочками)
Каждый записывает ответы в бланк:
-умножение двузначного числа на однозначное
-формулируют правило
-называют номера примеров
Личностные:
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Регулятивные:
волевая саморегуляция, контроль, самоконтроль
Коммуникативные:
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
формулировать своё мнение и позицию.
4. Физкультминутка
Цель – отдохнуть.
« В гости к Винни – Пуху!»
Ребята выполняют физкультминутку
5. Этап закрепления умения решать уравнение на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления
Цель — спроектировать ход учебных действий, необходимых для решения уравнений
Что такое уравнение?
(С-5)
(Уравнение – это равенство содержащее неизвестное число которое надо найти. Решить уравнение это значит найти такое значение Х или У при котором равенство будет верным.
Вспоминают правило «Что такое уравнение?»
Познавательные:
построение логической цепи рассуждений,
доказательств, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения.
Коммуникативные:
достижение договорённости и согласованности общего решения, умение выражать свои мысли.
Регулятивные:
целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
контроль, коррекция,
оценка, волевая саморегуляция.
6. Этап решения задач
Цель — решение задач.
Цель — каждый для себя должен сделать вывод о том, что умеет или не умеет.
Что вы знаете о задаче?
(С-6)
Метод «Учимся вместе» — работа парах
Учебник – стр.34 №6 –
Прочитайте задачу.
Запишите краткое
условие задачи.
Используя карточки сигнальные, поднимите знак, кто понял всё, кто немного сомневается, кто ничего не понял.
-дополнительная задача по учебнику №11, стр 25
В задаче есть: условие
Вопрос
Решение
Ответ.
6 рядов – по15 человек
1 ряд – 10 чел.
Сколько всего детей?
1 способ:
15 * 6 = 90 (человек)
90+10=100( человек) – всего.
Ответ:100 человек.
2 способ:
(15 * 6) + 10 =100 чел.
Познавательные:
осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Регулятивные:
целеполагание,
планирование,
контроль, коррекция,
оценка
Коммуникативные:
умение слушать,
участие в коллективном обсуждение проблем.
7. Занимательная страничка
Решаем ребусы
(С7-10)
8. Рефлексия
Цель — сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом, подведение объективного результата работы
Домашнее задание:
Чему учились на уроке?
Игра «Решето»
(С-11)
-Каждому из вас нужно закончить любое предложение, используя полученные знания на уроке:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задание…
Я понял, что…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Я попробую…
Урок дал мне для жизни…
Я смог…
Учащиеся заканчивают предложения, используя полученные знания на уроке.
Личностные:
адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;
смыслообразование- сформированность мотивации к дальнейшему обучению;
самоопределение -формирование ценностных ориентаций
(саморегуляция, стимулирование, достижение) и математической компетентности.
Познавательные:
использование индуктивного умозаключения,
рефлексия способов и условий действия.
Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция.
Коммуникативные:
достижение общего решения в совместной деятельности.
Тренажёр по математике (3 класс): Внетабличное умножение и деление (тренажеры)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по теме «Внетабличное умножение и деление. Экологическая безопасность.» 3 класс
Интегрированный урок математики и окружающего мира в 3 классе….
Внетабличное умножение и деление (закрепление)
Открытый урок для ОГТРК Ямал -регитон.Урок математики в 3 классе по программе «Школа 2100». «Внетабличное умножение и деление»…
Внетабличное умножение и деление в пределах 100.
Урок математики в 3 классе (УМК «Гармония»)…
Урок математики в 3 классе по теме «Использование таблицы умножения при выполнении внетабличного умножения и деления на однозначное число» (Дидактическая система Л.В.Занкова)
На уроке велась работа по формированию умения выполнять внетабличное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число. Просматривается работа над развитием навыков рефлексии уче…
Тренировочные таблицы для отработки внетабличного умножения и деления и деления с остатком.
Тренировочные таблицы используются на уроках и дома для отработки навыка устного счёта….
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ 3 классТема: «Деление с остатком. Внетабличное умножение и деление»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ 3 классТема: «Деление с остатком. Внетабличное умножение и деление»…
Тренажер «Внетабличное умножение и деление в пределах 100» 3 класс
Внетабличное умножение и деление в пределах 100…