Олимпиадные задания по русскому языку (3 класс) на тему: Дополнительные задания по русскому языку для 3 класса

  1. Подчеркни одушевлённые  имена  существительные  зелёным цветом, а неодушевлённые  красным цветом.

Как хорошо промчаться                              В бору лесные птицы

По жёлтому песку,                                        Нам уступают путь

За бабочкой погнаться                                Сквозь лес ведёт дорога

Навстречу ветерку.                                       Нас к речке голубой.

Блестят на солнце спины,                          Там отдохнём немного

И ветер дышит в грудь.                               И повернём домой.

  1. Поставь существительные в начальную форму, определи их род.

Письма-____________________                   помидоры-______________________

Орехи-_____________________                   комнаты-________________________

Огурцы-_____________________                 ракеты-_________________________

Осины-______________________                болота-_________________________

Крылья-_____________________                лагеря-_________________________

  1. Вставь пропущенные буквы укажи число имён существительных.

Мой дв…рец в л…су с…сновом,                        Незабу….ки там гл…дятся

Над в….сёлою р…кой,                                         В волны речки сквозь тр…ву

Где шуршит к…вром лиловым                         И весь день мне ска…ки снятся,

Пышный вереск  под н…гой                              Ска…ки счастья наяву

  1. Напиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

С..ды — ____________                   цв…ток — _________________

З…ма — ____________                   к…тята — _________________

Д…ма — ____________                  б…льной  -_______________

м…ря — ____________                 б…льшой — _______________

  1. Исправь ошибки.

Мы чясто ходим насоседний болшой пруд лавить рыпку. Переходим его по шаткому  масту. И вот мы на бирегу. На лугу у пруда растут галубые незабутки. В трафке прыгают кузнечики.

  1. Поставь, если нужно мягкий знак.

Помощ…, товарищ…, молодёж…, ткач…, врач…, доч…, вещ…, ключ…, рож…, плащ…, мелоч…., ноч…, мыш…, кирпич…, борщ…, печ…

  1. Запиши данные имена существительные во множественном числе.

Директор-______________            холод-_______________

Мастер-_______________              пальто-______________

Повар-_______________                муравей- ____________

Доктор-______________                голос-    ______________

Дерево-______________                 кино-_______________

Брат-________________                  сын- ________________

Фамилия, имя_________________________________________

Число _________________________

  1. Определи склонение имён существительных

Картофель, картошка, рояль, мозоль, площадь, площадка, путь, ветвь, ветка, полотенце, солнце, стекло, молодёжь, морковь, морковка, юноша

  1. Вставь окончания имён прилагательных. Выполни задание по образцу:

эхо звонкое – ед.ч., ср.р.

пирог свеж….   — ____________

мышь летуч……  —  _______________

воин могуч……  — _____________

деньки погож…… — _____________

имя редк….. — ______________

крапива жгуч…… —  ______________

дорога дальн…. — __________________

  1. Составь словосочетания.

(сок)____________________   яблоко, (мёд)______________________запах,

 (медь) ___________________монета, (скользить ) ____________________ тропка,

(робеть)___________________дитя, (гладить)____________________ мех

  1. Допиши окончания имён прилагательных, проверяя вопросом, и укажи число.

На (каком?) высоком (ед. ч.) берегу

В (___________________?) дальн…… (        ) дорогу

Перед (___________________?) утренн……. (        )чаепитием

По (_________________________?) сказочн…….(         )маршрутам

В (________________________?)кругосветн……. (          ) путешествии

О (_________________________?)заботлтв……. (           ) сыновьях

Из (_________________________?)спел….. (              ) рябины

  1.  Выпишите  из пословиц имена прилагательные вместе с существительными, определите род, число, падеж прилагательных, выделите окончания.

В чужом глазу соринку видит.

Счастливому человеку все в радость.

______________________________________________________________________________

  1. Образуйте словосочетания из существительного и прилагательного, укажите род и число имен прилагательных, выделите окончания, 4 любые прилагательные разберите по составу.

Космос, ракета; талант, фотограф; Русь, поэт; красота, картина; цирк, представление; высота, жираф; дрессировка, собака; дом, животное; пух, облако; пассажир, вагон; проезд,

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фамилия, имя_________________________________________

Число _________________________

  1. Определи падеж выделенных существительных. Для этого найди слово, к которому относится имя существительное и поставь от него вопрос. По вопросу и предлогу определите падеж.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

на раздутых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города большого;

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

  1. Напиши предложения, изменяя окончания в словах, которые даны в скобках.

(Красный)  солнце висело над  длинными, похожими на (снеговой) поля слоистыми (облако). Тени от (костёр) плясали на (земля).  В саду (стоял) покрытые  инеем  розовые  (дерево). Неясные тени на снегу были пропитаны тем же тёплым (свет).

  1. Вставь пропущенные буквы.

Отв…рить  дверь, отв…рить мясо, об…жать вокруг, об…жать ребёнка, зап…вать песню, зап…вать лекарство, прож…вать  котлету, прож…вать в городе, пос…деть от времени, пос…деть на скамейке, пом…рить друзей, пом…рить  костюм,  сл…зать с крыши, сл…зать сметану, пол…скать ребёнка, пол…скать бельё

  1. Вставь пропущенные буквы.

Свисток ре…кий, заяц ро…кий, доро…ка узкая, пух лё…ий, лёд сколь…кий, расстояние бли…кое, кустарник ни…кий, голос ре…кий, клю… кре…кий, чистая руба…ка

  1. Вставь разделительный Ъ или Ь знак.

С…ел, разол…ю, с…естной, с…едобный, колос…я, в…езд, об…езд, кол…я, раз…езд, от…езд, сынов…я, скам…я, раз…яснение

Фамилия, имя_________________________________________

Число _________________________

  1. Подбери к данным словам однокоренные существительные с шипящим на конце. Укажи род существительных.

Молодой-___________________________, пеку-_________________________,

Дикий-_________________, кликать-_________________________

  1. Замени одним словом и запиши.

Человек, который играет на трубе-_______________________

Человек, который выступает в цирке-_______________________

Человек, который играет на скрипке-______________________

Очень  сильный человек-________________________

  1. Вставь пропущенные буквы. Выдели приставки.

ра…сказ                   бе…заботный           бе…снежный

ра…сада                   бе…звучный             бе…смысленный

ра…свет                    бе…дельник             бе…сердечный

ра…сыпать               бе…полезный          бе…сильный

и…вестие                  и…учить

и…следовать           и…купаться

  1. Вставь пропущенные буквы в словарные слова

…втобус            ст…лица              г…зета

г…рой                т…варищ             г…гант

ш…к…лад          тр…мвай            …днажды

ш…фёр               с…годня             оч…нь

Составь три предложения, используя словарные слова.

  1. Исправь ошибки.

наступила зима. Замёрзли лужы.  Полетели пушыстые снижинки. запорошило  снегом дарошки. У Миши и коли  новые лыжы. Целый день молышы были на горке.

  1. Подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши пары слов.

На стене в большой комнате висят старинные часы.

Олимпиадные задания по русскому языку (3 класс) по теме: Олимпиадные задания по русскому языку 3 класс

Олимпиадные задания по русскому языку

 

Русский язык

Фамилия _____________Имя____________Класс_________

1. От слов, обозначающих признаки предметов, образуйте имена существительные, которые называют людей.

Умный — ________________________

Хитрый — _______________________  

Весёлый — _______________________

Крепкий — _______________________

2. Составь слово по опорным словам. Из первого слова бери первый слог, из    второго – второй и так далее:

а) радость, задумал, коряга: _______________  

б) сияние, понедельник, поливает:  ______________________

3. Догадайся, какую общую часть пропустили в словах, допиши эти слова:

_____ник,       ____а,        ___ной,          ___ок,      ____истый.

4. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получить новые:

стол                    овод

зал                      ежи

газ                      марка

яр                        очки

гриб                    он

хор                      яр

5. Найди и подчеркни «лишнее» слово. Объясни своё решение.

1.     гром, громадный, громкость, громкий;

____________________________________________________________

2.     выспаться, сыпучий, сыпь, сыпать;

____________________________________________________________

3.     жалость, жалоба, жалкий, жалить;

____________________________________________________________

4.     легонько, легковой, залегать, облегчать.    

____________________________________________________________

6. Выбери нужное слово. Подчеркни его.

1.  Мы собирали грибы в (ёлочном, еловом) лесу.

2.  Бабушка варила вкусное (сливовое, сливочное) варенье.

3.  Не будь таким (обидным, обидчивым)!

4.  На море разыгрался сильный (штурм, шторм).    

 

7. Путём перестановки букв из каждой пары слов составь третье. Должны быть использованы все буквы.

Боб + уста = __________________________________________                          

Вода + ринг = ________________________________________                          

Парк + ива = _________________________________________

8. Расставьте предложения по порядку. Пронумеруй их

Прыгнет с обрыва, остановится и зовёт сына.

Мать кормила его молоком и учила бегать по горам.

Малыш дрожит от страха, но прыгает.

Родился козлёнок в долине горной реки.

Мать лижет ему шёрстку

9. Древнее слово «лоб» означало широкий плоский лист, от него образовались названия растений: лопух, лопоухий – человек с большими ушами. А как называется садовый инструмент, название которого происходит от этого слова?  

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Запиши слова во множественном числе: стол, стул, ухо, человек.      

_____________________________________________________________

11. Вместо пропусков, напиши буквы, чтобы получились слова.

 Место на реке, где может застрять корабль.            ___ ___ л ь,              

  Злейший враг шубы.                                                 ___ ___ л ь,              

Её исполняют актёры.                                                 ___ ___ л ь

Платок, который накидывают на плечи.                    ___ ___ л ь,              

  Маленькие морские или речные камешки.               ___ ___ л ь ___ ___          

  Больше, чем носки, меньше, чем чулки.                  ___ ___ л ь ___ ___          

Часть лимона, апельсина или  яблока.                    ___ ___ ль ___ ___          

Критерии оценивания

1. От слов, обозначающих признаки предметов, образуйте имена существительные, которые называют людей.

Выполнение:

Умный — умник

Хитрый — хитрец

Весёлый — весельчак

Крепкий — крепыш              

 Количество баллов:  0,5 б за каждое правильное слово.     (Всего 2 б.)

2.  Составь слово по опорным словам. Из первого слова бери первый слог, из    второго – второй и так далее:

Выполнение:

а) радость, задумал, коряга;                                               радуга    

б) сияние, понедельник, поливает                                      синева    

 Количество баллов:  по – 0,5 баллов. (Всего 1 балл)

3.  Догадайся, какую общую часть пропустили в словах, допиши эти слова:

_____ник,  ____а,  ___ной,  ___ок,   ____истый.

Выполнение: например: печник, вода, грибной, грибок, волнистый.

Количество баллов: по 0,5б. (Всего 2,5 б.)

4.  Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получить новые:

Выполнение: (столяр, залежи, ярмарка, газон, грибочки, хоровод

Количество баллов:  0,5 за каждое слово.   (Всего 3 б.)

5.  Найди и подчеркни «лишнее» слово.

гром, громадный, громкость, громкий;

выспаться, сыпучий, сыпь, сыпать;

 жалость, жалоба, жалкий, жалить;

 легонько, легковой, залегать, облегчать.  

Количество баллов:  0,5 за каждое правильно вычеркнутое слово. (Всего 2 б.)

6.  Выбери нужное слово. Подчеркни это слово.

Мы собирали грибы в (ёлочном, еловом) лесу.

Бабушка варила вкусное (сливовое, сливочное) варенье.

Не будь таким (обидным, обидчивым)!

 На море разыгрался сильный (штурм, шторм).    

Количество баллов: по 0,5 за верный выбор. (Всего 2 б.)

Путём перестановки букв из каждой пары слов составь третье. Должны быть использованы все буквы.

Боб + уста =                               суббота  

Вода + ринг =                             виноград

Парк + ива =                               крапива  

Количество баллов: по 1 баллу. (Всего 3 б.)

Расставьте предложения по порядку.

3.Прыгнет с обрыва, остановится и зовёт сына.

2.Мать кормила его молоком и учила бегать по горам.

4.Малыш дрожит от страха, но прыгает.

1.Родился козлёнок в долине горной реки.

5.Мать лижет ему шёрстку.

Количество баллов:  Если 1-3 предложения стоят в правильном порядке – 1б   все -3б.

Древнее слово «лоб» означало широкий плоский лист, от него образовались названия растений: лопух, лопоухий – человек с большими ушами. А как называется садовый инструмент, название которого происходит от этого слова?      

Выполнение:  лопата (Всего1 б.)

 Запиши слова во множественном числе: стол, стул, ухо, человек.  

Выполнение: столы, стулья, уши, люди

Количество:  по 0,5 б.   (Всего 2 б.)  

                                                                             

 Вместо пропусков, напиши буквы, чтобы получились слова.

·        Место на реке, где может застрять корабль.              _ _ л ь,              

·        Злейший враг шубы.                                                      _ _л ь,              

·        Её исполняют актёры.                                                    _ _ л ь,              

·        Платок, который накидывают на плечи.                       _ _ л ь,              

·        Маленькие морские или речные камешки.                  _ _ л ь _ _          

·        Больше, чем носки, меньше, чем чулки.                      _ _ л ь _ _          

·        Часть лимона, апельсина или  яблока.                        _ _ль _ _              

 Выполнение: мель, моль, роль, шаль, галька, гольфы, долька.

Количество баллов: за 1- 4 слово по 0,5 балла, за 5 – 7 по 1 баллу. (Всего 5 б. )

Задания для обучающихся 3 класса по русскому языку. Работа с текстом, развитие речи.

1. Обучающее изложение.

Снегирь.

Зимой во двор стал прилетать снегирь. Посидит на ветке, поскачет по сугробам, почирикает, а потом летит дальше. Мальчик увидел его и вынес ему крошек. Снегирь обрадовался. На другой день мальчик снова вышел во двор с хлебом. Так и началась дружба мальчика и снегиря. Целый месяц в одно и то же время они встречались во дворе. Но однажды мальчик пошел покататься с горки и забыл про своего друга. На другой день он снова побежал на горку. Накатавшись, он отправился домой – греться и сушиться. И только на третий день он вспомнил, что не покормил снегиря. Вышел он с хлебом, а во дворе пусто. Долго ждал мальчик снегиря, но тот больше не прилетел.

Вопросы к тексту

1. Как появился во дворе снегирь?

2. Что сделал мальчик?

3. Как началась дружба мальчика и снегиря?

4. Что произошло однажды?

5. Сколько времени мальчик и снегирь встречались во дворе?

6. Через какое время мальчик вспомнил о снегире?

7. Как закончилась эта история?

2. Определить границы предложений. Записать текст.

В лесу было тихо деревья стояли неподвижно сорока села на ветку снежная пыль полетела прямо на голову Таня пошла по тропинке тропинка вывела её к поляне там росла маленькая пушистая ёлка лесная красавица вся светилась под лучами солнышка в её густых ветвях лесной прятались птицы.

3. Редактирование текста. Выбрать подходящее слово.

Утром к дому прилетела … (стая, стайка) воробьев. Они уселись на крыше и весело … (пели, щебетали, чирикали). Мы насыпали хлебных крошек. Воробьи быстро … (сползли, слезли, слетели, спустились) с крыши. Они … (бегали, ходили, прыгали, скакали) и … (глотали, ели, клевали) крошки.

4. Изложение.

Ветер и Солнце.

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец решили померяться силами. В это самое время по большой дороге ехал верхом путник. Ветер налетел на него, сорвал с него плащ и начал дуть изо всех сил. Но чем больше старался Ветер, тем крепче закутывался путник в свой плащ. Он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился и осыпал бедного путника дождем и снегом. Путник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть. Солнце увидело бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков. Оно обогрело, осушило землю и бедного замерзшего путника. Тот почувствовал теплоту солнечных лучей и поблагодарил Солнце. Сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу. Лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом.

5. Закончить текст

Звери зимой.

На дворе сильный мороз и вьюга. Ветер кружит хлопья снега. Смолкли птичьи голоса. Только дятел стучит по коре деревьев.

6. Составить рассказ по вопросам

По данным вопросам составить и записать рассказ. Придумать заголовок.

1. Чем покрыто тело птиц?

2. Какие птицы не улетают зимой на теплый юг?

3. Чем они питаются зимой?

4. Где живут птицы зимой?

5. Какую птицу можно увидеть только зимой?

7. Обучающее изложение.

Спасение.

Однажды лесник набрел на лесное озеро и решил на берегу немного отдохнуть. Он уселся на стволе дерева. Кругом стояла тишина.

Но вот из чащи за озером послышался треск. Лесник сжал в руках ружье. Из чащи выскочил лось и большими скачками понесся к леснику. Лесник поднялся с дерева и увидел, что на спине у лося распластался какой-то пятнистый зверь. Лось со всего размаха прыгнул в воду и скрылся с головой. Когда из воды показалась его голова, на спине уже не было зверя. Хищницей была крупная рысь. Она быстро приплыла к берегу и скрылась в лесу.

Лось переплыл озеро, вышел из воды, постоял, оглянулся назад и спокойно пошёл в лес. Видно, не раз спасался в озере от хищников!

8. Изложение текста по коллективно составленному плану.

Пернатый барометр.

Дождь прошел, и запели птицы. Вдруг раздались мелодичные звуки. Сколько было в них энергии, бодрости, задора! Звонкий голос незнакомого певца заглушал голоса всего птичьего хора. Путник стал разыскивать птицу. Разглядел ее только в бинокль.

Вот так открытие! В развилке ветвей осины свила гнездо золотистая иволга!

Но однажды с осины раздался резкий, пронзительный крик. Путник схватил бинокль. Он узнал самку иволги. Она-то и издавала резкий, скрипучий звук до тех пор, пока в небе не грянул гром и не полил дождь.

Через несколько дней эти резкие звуки повторились. И снова пошел дождь.

С тех пор путник стал пользоваться услугами пернатого барометра и ни разу не ошибся.

План

1. Голос неизвестного певца.

2. Вот так открытие!

3. Пернатый барометр не ошибался.

9. Работа с фразеологизмами. Выписать фразеологические обороты, которые можно заменить глаголами- синонимами.

В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; раз, два – и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.

Слова для справок: быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.

Задание: составить предложение с одним из фразеологических оборотов.

Олимпиадные задания по русскому языку (3 класс) по теме: занимательные задания по русскому языку для учеников 3 кл.

Задания  по русскому языку

  для 3 классов

  1. Ребята, помогите Мурзилке расшифровать слово, используя ключ к разгадке.

1 – 6, 2 – 3, 2 – 9, 1 – 3, 1 – 9, 2 – 5.

3

4

5

6

7

8

9

1

Р

М

Д

В

З

Я

У

2

О

Н

Г

Е

Л

А

К

 

  1. Слово в скобках первых строчек образовано из двух рядом стоящих слов. Найдите закономерность и впишите составленное по этому принципу слово в скобки вторых строчек.

а)        Котёл (тёлка) карп

Сокол (              ) оспа

б)        Кость (костёр) тёрка

Масло (              ) термос

  1. Всё разгадать,

Всё узнать,

Лёгких тропок не искать!

Шарада – это загадка, заключающаяся в том, что загаданное слово состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть самостоятельной. Отгадайте шараду.

Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале.

  1. Незнайка спешил к друзьям с мешком пословиц. Но, засмотревшись на ворону, выронил мешок из рук. Пословицы перемешались и перепутались. Помогите Незнайке собрать пословицы и поговорки.
  1. После драки                                        а) дитя без глазу
  2. Что на уме,                                        б) то и пожнёшь
  3. У семи нянек                                в) то и на языке
  4. Что посеешь,                                г) кулаками не машут
  1. Верните животных в известные фразеологизмы.

Ещё  ____________  не валялся.

Покупать  _________  в мешке.

Куда Макар  _________  не гонял.

  1. Каким вкусным и полезным фруктовым напитком, состоящим из трёх предлогов, угостили Алёну в гостях?
  2. Сколько слов начинается с согласного звука?

Страна, Юля, волк, ёлка, стол, Алла, лес.

1) 3                                         2) 4                                3) 6

4) 1                                        5) 7                                6) правильного ответа нет

  1. Какой совет дал Карлсону Малыш? Прочитайте зашифрованную фразу в этих предложениях.

Мы не очень грустили о северном лете, а действовали как обычные городские обитатели. В результате еда долго не остывала.

  1. Строка, в которой все слова являются однокоренными:

а) дом, дома, домик;

б) ежиха, ёж, ежевика;

в) коса, накосить, косынка;

г) грибной, гриб, грибница.

  1. Смешарики предлагают свою любимую игру. Поиграем?

Составьте цепочки слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последней буквы предыдущего.

Материал по русскому языку (3 класс) по теме: карточки для индивидуальной работы 2- 3 класс

                                                                                                                                             Из слов каждой строчки составить предложение. Записать.

Подобрать название к получившемуся тексту.

Ваня, лесом, любовался;

деревья, праздничные, стояли;

соком, налились, алым, земляника;

были, ягодки, похожи, серьги, на, красные;

Ваня, собирать, землянику, стал;

угостил, ягодами,  он, сладкими, бабушку, свою

                                                                                                                                            Из слов каждой строчки составить предложение. Записать.

Подобрать название к получившемуся тексту.

за, Вася, ухаживать, летом, помогал, дедушке, цветами;

срезал, огромный, утром, дед, осенних, букет, цветов;

принёс, класс, в, этот, Вася, букет;

поставил, цветы, стол, мальчик, учительница, на;

как, цветы, красивы, эти, осенние.

                                                                                                                                                       Из слов каждой строчки составить предложение. Записать.

Подобрать название к получившемуся тексту.

клевер, луговой, на, можно, встретить, лугах;

цветёт, всё, лето, это, растение;

в, много, цветках, клевера, сладкого, нектара.

                                                                                                                                          Из слов каждой строчки составить предложение. Записать.

Подобрать название к получившемуся тексту.

девочки, пришли, огород, на;

на, висели, ветках, красные, низкие, помидоры;

и, грядках, на, длинных, росли морковка, репка.

                                                                                                                                             Из слов каждой строчки составить предложение. Записать.

Подобрать название к получившемуся тексту.

летние, хорошо, бродить, в, дни, роще, берёзовой;

шелестит, тёплый, над, ветер, головой, листьями;

воздухе, душистой, грибами, пахнет, в, и, земляникой.

                                                                                                                                          Из слов каждой строчки составить предложение. Записать.

Подобрать название к получившемуся тексту.

стоят, дни, ненастные;

тучи, солнце, закрывают, тяжёлые;

с, морозит, утра, позднего, до, вечера, дождь;

деревьев, с, ветер, срывает, яростно, листья;

стало, в грустно, лесу.

                                                                                                                                       Из слов каждой строчки составить предложение. Записать.

Подобрать название к получившемуся тексту.

чудесен, лес, зимой, сказочен, и, русский;

снег, украшает, пушистый, деревьев, ветки;

шишки, висят, смолистые, ели, на;

вершинам, по, перелетают, елей, клесты-еловики;

в, попискивают, хлопотливые, сучьях, синицы.

                                                                                                                                               Из слов каждой строчки составить предложение. Записать.

Подобрать название к получившемуся тексту.

в, было, весело, зоопарке, шумно, и;

из, медведь, клетки, выпрашивал, кусочки;

бегемота, загоняла, в, сторожиха, домик, метлой;

топал, слон, ногой;

стоял, на , лось, холме;

распушил, хвост, красивый, павлин, свой.

                                                                                                                                      Из слов каждой строчки составить предложение. Записать.

Подобрать название к получившемуся тексту.

Машу, привёл, дедушка Мороз, домой;

сделан, у, дом, Мороз Ивановича, льда, из;

стенам, снежные, по, блестели, звёздочки;

постели, лежал, на, снег, пушистый;

снежной, под, периной, травка, была

                                                                                                                                                         Из данных слов составить предложение. Записать.

Подобрать название к получившемуся тексту.

1)Выходят, лесную, рыжий, лосиха, на, лужайку, лосёнок, и;

2) лосиха, прислушивается, чутко;

3) Мать, в, окунает, ручей, морду, лохматую;

4) резко, лосёнок, лужайку, обегает;

5) он, теперь, атаковать, ножками, задними, мать, стал;

6) бежит, за, лосиха, озорником;

7) стали, они, бодаться;

8) устал, малыш, и, на, лёг, землю;

9) мать, своего, лижет, сыночка.

                                                                                                                                            Из слов каждой строчки составить предложение. Записать.

Подобрать название к получившемуся тексту.

растопила, снежные, весна, сугробы;

листвой, деревья, помолодевшие, украсились;

крылатые, в, насекомые, воздухе, закружились;

с, жаворонки, скворцы, ласточки, юга, прилетели;

слышатся, задорные, всюду, песни, пернатых.

                                                                                                                                                       Из данных слов составить предложение. Записать.

Подобрать название к получившемуся тексту.          

1) устроили, на, журавли, танцы, болоте;

2) птицы, в, собрались, кружок;

 3)подпрыгивали, на, они, ногах, длинных, кружились, и;

4) журавли, хлопали, другие, крыльями.

Составь из слов четыре предложения и напиши.

  1. шоссе, по, ехала, автобусов, колонна
  2. купили, кассе, в, билеты, мы
  3. Анна, телеграмму, отправила
  4. вышли, перрон, на, пассажиры

Составь из данных слов четыре пред ложения. Напиши.

  1. мальчики, змей, бумажный, сделали
  2. село, вышли, за, ребята
  3. Саша, по, полю, побежал, быстро
  4. змей, всё выше и выше, поднимался

                                                                                                                             Составьте и напишите из данных слов предложения.

 Измени окончания и выделите их.

1. у,  белка,  в,  дупло,  много,  орехов  и  грибов

2. зайчик, сменит, серую, шубку, на,  белую

3. белого, заяц, на, белом, снег, лиса, не заметит

4. медведь, ищет, место, для,  берлога

Составь из данных слов три предло жения. Напиши.                  

  1.  грачи, из, тёплых, возвращаются, в, марте, стран                                                                    
  2. они, на, громко, деревьях, кричат
  3. крик, грача, весны, возвещает, начало

                                                                                                                                         Из слов каждой строчки составь предложение. Запиши.

                    Жарко в воде.

прогрело, воду, солнце, речке, в;

воде, играют, в, зайчики, солнечные;

дне, сверкают, на, раковины;

воде, на , кувшинок, листья, лежат;

рыбёшки, листьями, под, стоят;

от, они, солнца, спрятались;

жарко, им.

                                                                                                                                                                   Из слов каждой строчки составь предложение. Запиши.                       Дать название.

лёд, солнышко, на, взломало, речке;

ручейки, в, понеслись, речку, звонкие;

вода, леса, луга, и, затопила, талая;

птицы, юга, с, летели;

примеряли, летние, звери, шубки.

                                                                                                                                   Из слов каждой строчки составь предложение. Запиши.  Дать название.

Таня, шли, Алёнка, и, лес, через;

полянке, на, ореховый, им, встретился, куст;

рвать, орехи, стали, девочки;

опушке, увидели, на, они, рябину;

висели, рябинке, ягоды, на, красные.

                                                                                                                                                    Из слов каждой строчки составь предложение. Запиши.                      Дать название.

в, извилистая, уводит, тропинка, лес;

на, лучи, играют, солнца, изумрудных, полянах;

дрожат, под, солнечные, деревьями, зайчики;

пестрит, в ,от, глазах, цветов;

над, звенят, лесом, весёлые, птиц, песни.

                                                                                                                                      Из слов каждой строчки составь предложение. Запиши.

Дать название.

русский, хорош, зимой, лес;

деревьями, под, сугробы, глубокие;

согнулись, берёз, от, молодых, инея, стволы;

зелёные, покрыты, ветви елей, шапками, снега, белыми.

                                                                                                                                           Из слов каждой строчки составь предложение. Запиши.

 Дать название.

пушистый, накрыл, деревья, снег;

снегу, много, следов, видно, на;

ночью, вот, проскакал, хорёк;

следы, медвежьи, к, берлоге, ведут;

полянке, оставлены, на,  следы, заячьи.

                                                                                                                                     Из слов каждой строчки составь предложение. Запиши.

Дать название.

лесной, тихо, на, полянке, зимой;

в, медведь, сладко,  берлоге, спит;

кучей, уснул, под, хвороста, ёж;

под, корой, зимует. пня, жук.

                                                                                                                                            Из слов каждой строчки составь предложение. Запиши.

 Дать название.

земля, голая, промёрзла;

вечеру, потеплело, к;

закружились, крупные, воздухе, снежинки, в;

больше, их, становилось;

снег, повалил, хлопьями.

                                                                                                                                   Из слов каждой строчки составь предложение. Запиши.  Дать название.

Таня, шли, Алёнка, и, лес, через;

полянке, на, ореховый, им, встретился, куст;

рвать, орехи, стали, девочки;

опушке, увидели, на, они, рябину;

висели, рябинке, ягоды, на, красные.

                                                                                                                                                    Из слов каждой строчки составь предложение. Запиши.                      Дать название.

в, извилистая, уводит, тропинка, лес;

на, лучи, играют, солнца, изумрудных, полянах;

дрожат, под, солнечные, деревьями, зайчики;

пестрит, в ,от, глазах, цветов;

над, звенят, лесом, весёлые, птиц, песни.

                                                                                                                                      Из слов каждой строчки составь предложение. Запиши.

Дать название.

русский, хорош, зимой, лес;

деревьями, под, сугробы, глубокие;

согнулись, берёз, от, молодых, инея, стволы;

зелёные, покрыты, ветви елей, шапками, снега, белыми.

                                                                                                                                           Из слов каждой строчки составь предложение. Запиши.

 Дать название.

пушистый, накрыл, деревья, снег;

снегу, много, следов, видно, на;

ночью, вот, проскакал, хорёк;

следы, медвежьи, к, берлоге, ведут;

полянке, оставлены, на,  следы, заячьи.

Тест по русскому языку (3 класс) на тему: Орфографические минутки по русскому языку для учащихся 3-го класса.

Дидактический  материал  по русскому  языку  для закрепления правописания безударных гласных, непроизносимых согласных, предлогов и приставок, разделительных ъ и ь .

Материал составлен в соответствии с программой .  Три уровня сложности позволяют отрабатывать навыки правописания,  вырабатывать орфографическую зоркость.

1.Правописание безударных гласных в корне  слова, проверяемых ударением.

Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы.

Похв…лить уч…ника,  см…листый зап…х,  ут…чнить маршрут,  ост…лбенеть от страха,  умелый т…нцор,  л…шадиная грива,  стр…жайший запрет,  под…брел после сна,  соломенное стр…шилище,   детские гл…зёнки,   сп…лзать с дерева,  осеннее пох…лодание,  см…стерил к…рмушку.

2. Правописание парных согласных в корне  слова.

Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы.

Оха…ка цветов,  хру…кий ледок,  яичная скорлу…ка,   глупая оши…ка,  кре…кий кофе,  добрая улы…ка,  важная нахо…ка,  сла…кий сюрпри…,  кре…кие кор…ки,  утренняя заря…ка,  важная перепи…кА,  полезная морко…кА,   модный рука…чик.

3. Правописание непроизносимых  согласных.

 Вставить, где необходимо  пропущенные буквы, выделить орфограммы.

Кос…ный мозг,  детский праз…ник,  опас…ный поворот,  ус…ное сочинение,  небес…ный свод,  сахарный трос…ник,  ненас…ная погода,   капус…ный салат,  чудес…ная погода,  прелес…ный ребёнок,  напрас…ная работа,  извес…ный писатель,  праз…ничный концерт,  облас…ной центр.

 

Правописание непроизносимых  согласных  в корне слова.

Карточка для индивидуальной работы (три уровня сложности)

3-ий класс по программе Л. В. Занкова.

Задание 1. А). Вставь пропущенные буквы, где это необходимо, устно подбери проверочные слова, выдели  корень.

Вес…ник, праз…ник ,ус…ный, сер…це .тес…ный .окрес…ность, небес…ный, грус…ный, трос…ник, влас…ный, свис…нуть ,прес…ный.

Б). Найти слова с ошибкой, исправить, записать правильно.

Вкусный, радосный, яростный, здраствуйте, обласной, позний, опаснтный.

Задание 2.

В каком ряду  все слова с непроизносимым согласным.

а). погода, работа, земляника , месяц, пенал.

б).чуткий, подвиг, крышка, косьба, фуражка.

В). звёздный, пастбище, гигантский, властный, сердце.

г) .морской, кормить, поля, стекло ,ценить.

Задание 3.Выпиши из текста все слова с непроизносимыми согласными. Выдели орфограммы.

Конец ноября — самое грустное время в деревне. В саду шумит мокрый ветер. Окрестность окутана туманом. В ненастную погоду хорошо сидеть дома. В  печке весело трещит огонь. Но вот засияло яркое солнце. Пришёл первый зимний месяц с лёгким

морозцем. Мы спустились по лестнице к лесному озеру. Вокруг рос тростник. Озеро покрылось тонким слоем льда.

Правописание приставок и предлогов.

Карточка для индивидуальной работы для учащихся 3-го класса.

Программа Л. В. Занкова .

Задание 1.

а). В каком из данных слов ПО –это приставка? Выдели приставку.

Поджарка,  полянка,  повязка,  посуда, подставка, почитать, почта, почва.

б). Найди ошибки и запиши правильно.

Подплыл, подподушкой, за шумели, за столом, у летели,  за писали, ответили.

Задание 2.

А).  Выпиши предложения  в которых нет ни одной приставки.

(В )клетку( в)летел чиж. (После) мороза (на)ступила (от)тепель. (На) ели лежали огромные шапки снега. Малыш слишком быстро( по)бежал и поэтому (у)пал. Летом дети бегали ( по)поляне.

Б). Выпиши из текста все слова с приставками в один столбик, а с предлогами в другой.

(По)дула зима холодом, (со)рвала листья ( с )деревьев и (раз)метала их (по)дорогам.  (По)кричали и (по)летели птицы  (в) тёплые края.

Задание 3. Запиши два предложения со словами с приставкой  НА  и предлогом НА.

Тема. Правописание  безударной гласной в корне  слова, проверяемой ударением.

Карточка  для индивидуальной работы (Три уровня сложности). 3-ий класс.

Задание 1. А.Вставь пропущенные буквы, выдели корень.

 в…днелись                               см…треть                                   св…стит

загл…нул                                   кр…сота                                      т…жёлый

охр…нять                                  к…пать                                          вын…сил

скв…речник                             дон…сились                                сл…телись

вых…дил                                   т…нулись                                     к…лючая    

Б. Вставь пропущенные буквы, выдели корень.

Подчеркни слова   с безударной гласной   в корне, проверяемой ударением.

Охв…тил, б…рёг, п…ляна, скат…рть, пос…лился, г…ризонт, д…лина,  зад…ржать.

Задание 2. А).  Найди неправильное написание слов.

Исправь ошибки, напиши правильно.

Освищение,  радители, догодался, затижная, пожилеть, петнистый,  молчание, белизна, каласок, удевительный, выганять.

Б). Вставь пропущенные буквы.

Для кошки сл…зать с дерева оказалось не простым делом, зато сметану сл…зала с блюдца быстро.

Задание 3.

Придумай и запиши по 3 слова с безударными гласными «А», «О», «Е», проверяемые ударением.

Правописание  разделительных  ъ и ь.

1).Разбей слова на группы, выдели орфограммы.

Сынов..я, с..ёмная, непод…ёмная,  при…ехать, об…яснил, тетрад…ю, пере…хал, здоров…е,  под…ехал, за…явление, в…юга,  об…едение, раз…яснить, Натал…я, об…езд, олад…и, под…ём, крыл…я, по…езд.

 2.).В какой строке во всех словах на месте пропусков не нужен ни ъ ни ь.

      А).ст…рашно, с…есть, сем…я, печ…кА

      Б).бо…ец, я…мкА, с…нимать, реч…ной

       В).в…юга, с…ёмка, сынов…я, от…дать

       Г). Дерев…я, ненаст…е, под…ём, стул…я.

3. а).Выпиши слова с разделительным ъ из текста.

Из оврага к лесу ведёт крутой под…ём. Осен…ю мы всей сем…ёй поднималис…  на высокий холм. Папа об…явил привал. С радост…ю мы наблюдали, как пылают грозд…я рябин и играют на солнце жёлтые лист…я. Советуем и вам с…ездить на природу.

    Б).Выпиши слова с разделительным ь.

Литература

1. Узорова, О. В. Словарные слова: 4-й кл. / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.  

2. Узорова, О. В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. Уроки русского языка в 3 классе / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: издательства «Аквариум», «Астрель», «АСТ», 2000.

3. Ушаков, Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах / Н. Н. Ушаков. – М.: Просвещение,

4. Журжина, Ш. В. Дидактический материал по русскому языку. 3–4 классы / Ш. В. Журжина, Н. В. Костромина. – М.: Просвещение, 1989.

5. Журжина, Ш. В.  Дидактический  материал  по  русскому  языку / Ш. В. Журжина, Н. В. Костромина. – М.: Просвещение, 1990.


Олимпиадные задания по русскому языку (3 класс) по теме: Школьный тур олимпиады по русскому языку 3 класс

Олимпиада по русскому языку для 3 класса

Код_________

1. Подчеркни слова, в которых только  твёрдые согласные звуки:       (2б.)

Малыш, лужицы, пальцы,  таблица, ливень, шалаш.

2.Найди и подчеркни существительные мужского рода:                              (8б.)

Кофе,  мороженое, повидло, метель, буран,  кино, тюль,  огонь, пюре.

3.Возьмите третий звук от слова редька, ударный гласный от слова      (4б)       позвонит, четвёртый звук от слова съехал, ударный гласный от слова каталог. Запишите слово и три синонима к нему.

_________________________________________________________________________

4.Соедини фразеологизмы, противоположные по значению          (6б.)

повесить нос                                         одним духом

в час по чайной ложке                         воспрянуть духом

жить душа в душу                                как кошка с собакой

5.Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово-имя    существительное. Необходимо использовать все буквы.                              (3б.)

Лик — пена=________________         иск — том=____________________

Кожа — ворон=_________________

6.Образуй и запиши слова с уменьшительно-ласкательным оттенком значения.(4б.)

брат

ель

мышь

изба

7.Поставь знак ударения в словах:                              (7б.)

Призывник, ненавидеть, инструмент, щавель, положить, свёкла, выигрыш.

8.Подчеркни нужную букву в начале слова:                           (4б.)

(с,з)дание,(с,з)делать, (с,з)десь, (с,з)беречь

9.Подчеркни у каких существительных нет формы единственного числа   (5б)

Очи, бигуди, жалюзи, санки, лыжи, коньки, каникулы

10.Найди   и исправь ошибки в образовании формы родительного падежа . (6б)

Купили шесть килограмм яблок, помидор, апельсин.

Много сапог, носок, чулков, ботинок, туфлей

11.Соедини слова левого и правого столбика так, чтобы получились новые слова:  (6б)                  

Сено            овод       ____________________________

Стол             ода        _____________________________

Газ                вал     ________________________________

Гриб             очки     ________________________________

Хор                он       ______________________________

Бор                 яр       __________________________________

12.Шарада.Какое слово задумали?                      (2б.)  

 Первая буква есть в слове «сурок»

  А дальше подумай, и краткое слово

  Средь умных ребят ты найдёшь у любого.

  Две буквы у «мамы» найди без смущенья,

  И в целом получишь- итог от сложения. (_______________)

13.Расшифруй письмо, запиши его по правилам орфографии и пунктуации:    (4б)

[л’ус’а                                                                   ____________________________

з’д’эс’      ч’удный’  лук                                      ____________________________

й’а   уп’ин’ка  л’ижу                                           ____________________________

мн’э  с’н’ица грус’т’                                          _____________________________

пад  й’олкай’                                                       _____________________________

                     ил’й’а]                                            

14.Отредактируй текст, не изменяя порядка слов (обозначь границы предложений):

Кисель там варят из резины                                                                      (5б)

там шины делают из глины                  

кирпич там жгут из молока

творог готовят из песка  

стекло там плавят из бетона

плотины строят из картона

15.Вставь пропущенные буквы там, где необходимо:                          (17б)

В глубочайш…м ок…ан…,  с настоящ…м т…вар…щ…м, перц…м, туч..й, сторож…м, шприц…м,обруч…м, пом…щ…, ц…ган, станц…я, ц…ркуль, вз..ерошенный, ра…крутить, ра…гладить, грузч…к, горош…к, письм…цо,умн…ца, в здани…, о лентя…,  о тяжест…, син…нький, рыж…ватый, заботл..вый, доблес..ный, опас…ный, ухв…тились, чу..кий.

Ответы

                                Ключи к заданиям по русскому языку для 3 класса

Ответы

баллы

1

Малыш, шалаш

По 1 баллу

2

Кофе, метель, буран, огонь.

По 2 балла за каждый правильный ответ

3.

тихо

По1 баллу за слово

4

Повесить нос- воспрянуть духом

В час по чайной ложке- одним духом

Жить душа в душу- как кошка с собакой

По 2 балла (итого 6 баллов)

5

Пеликан, мостик, жаворонок

По 3 балла

6

Братец (братик), ёлочка, мышка, избушка.

По 1 баллу

7

2-и,и, е,е,и,ё,1-ы

По 1 баллу

8

здание, сделать, здесь, сберечь

По 1 баллу

9

Очи, бигуди, жалюзи, санки,, каникулы

По 1 баллу за слово

10.

Купили шесть килограммов яблок,помодоров,апельсин.

Много  сапог,носков,чулок,ботинков,туфель

По 1 баллу за слово

11

Сеновал,столяр, газон,грибочки, хоровод, борода.

По 1 баллу

12.

сумма

2 балла

13

Люся! Здесь чудный луг. Я у пенька лежу. Мне снится груздь под елкой. Илья.

2б — содержание,

2б — орфография и пунктуация

14

Кисель там варят. Из резины

там шины делают. Из глины                  

кирпич там жгут. Из молока

творог готовят. Из песка  

стекло там плавят. Из бетона

плотины строят. Из картона…

0,5б*6

+2б за большую букву и точку в каждом предложении

15

В глубочайшем океане,  с настоящим товарищем, перцем, тучей, сторожем, шприцом, обручем, помощь, цыган, станция, циркуль, взъерошенный, раскрутить, разгладить, грузчик, горошек, письмецо, умница, в здании, о лентяе,  о тяжести, синенький, рыжеватый, заботливый, доблестный, опасный, ухватились, чуткий.

По 0,5 за орфограмму