Содержание

Олимпиадные задания по русскому языку с ответами 3 класс.

Олимпиадные задания по русскому языку 3 класс

(муниципальный тур) 2017/18 учебный год (с ответами)

ФИ____________________________________________________

ОУ_____________________________________________________________

Учитель ________________________________________________________

1. Укажи знаком () ряд слов, в котором во всех словах нужно вставить букву е.

Се..лка, м..ляр, ж..лать.

Агр..ном, пятн..ца, с..крет.

Св..ркать, т..релка, т..л..фон.

Орнам..нт, д..ликатный, гал..рея.

2. Отгадай загадку. Напиши отгадку.

Круглый-круглый, сладкий-сладкий,

С полосатой кожей гладкой,

А разрежешь – посмотри:

Красный-красный он внутри. ( ________________ .)

Обведи в словах загадки количество слов с парным согласным в корне, который нужно проверять.

1) 3; 2) 1; 3) 2; 4) 4.

3. Поставь ударение в словах: камбала, квартал, дожил, столяр

4. Запиши, где живут киприоты, индийцы, индейцы

5. Подчеркни слово, которое не соответствует схеме:

1) Приятный; 3) прекрасный;

2) пересадка; 4) придорожный.

6. Найди и подчеркни «лишнее» слово. Выдели корень.

Тайком,

тайна,

тайга,

тайно,

тайный.

Чистка,

читатель,

чистота,

чистый,

чистюля.

7. Замени данные устойчивые выражения словами или словосочетаниями, сходными по значению (например: сложить голову – погибнуть).

1) Развесить уши – _____________________________________.

2) Пускать пыль в глаза – ________________________________.

3) Рвать на себе волосы – ________________________________.

4) Смотреть в оба – _____________________________________.

8. Прочитай и отредактируй предложения. Запиши их правильно.

1) Ворона клюнула клювом наглого кота.

2) Я люблю встречать утренний восход солнца.

3) У кота голубые глазы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Исправь ошибки.

1) Мальчик полоскал собаку.

2) Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону.

3) Все спустились с горы, а Витя всё слизал.

4) Мама отварила дверь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Письменно объясни, будут ли разными сочинения по темам: «Как красиво зимой в лесу», «Как интересно зимой в лесу».

________________________________________________________

________________________________________________________

2. Напиши сочинение на одну из предложенных выше тем.

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

Ответы

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Баллы

10

5

10

10

10

5

10

10

10

20

Всего 100 баллов

1. Орнамент, деликатный, галерея.

2. Арбуз. 3) 2 слова: сладкий, гладкой.

3.Камбала́, кварта́л, до́жил, столя́р.

4. Киприоты живут на Кипре, индийцы – в Индии, индейцы – в Америке.

5. 3) прекрасный.

7. 1) Развесить уши – подслушивать.

2) Пускать пыль в глаза – обманывать.

3) Рвать на себе волосы – переживать.

4) Смотреть в оба – быть внимательным

8. 1) Ворона клюнула наглого кота.

2) Я люблю встречать восход солнца.

3) У кота голубые глаза.

9. Мальчик поласкал собаку.

2) Огромные валы швыряли нашу лодку из стороны в сторону.

3) Все спустились с горы, а Витя всё слезал.

4) Мама отворила дверь.

10. 1. Сочинения по указанным темам будут разными. В сочинении «Как красиво зимой в лесу» нужно писать о красоте зимнего леса. В сочинении «Как интересно зимой в лесу» – о растениях и животных зимой либо об интересном случае, произошедшем в лесу.

2. Варианты:

Как красиво зимой в лесу.

Пришла зима и отправилась хозяйничать в лес. На сосны и ели надела хозяйка снежные шапки и варежки. Берёзы спрятала под снежные вуали. Маленькая ёлочка красуется в снежном цветочном платье. Вдруг выглянуло солнышко, и снег засверкал, как тысячи алмазов. Как красиво в лесу!

Как интересно зимой в лесу.

В воскресенье мы с родителями отправились в лес. В лесу стояла тишина. Только изредка раздавался птичий голос. Мы долго думали, но так и не смогли отгадать, какая птица нас приветствовала. Потом папа предложил нам поиграть. Он был водящим. Водящий называл дерево, а мы с мамой по стволу и веткам определяли, к каком дереву нужно бежать. Мне было трудно, но интересно.

Олимпиадные задания по русскому языку с ответами (3 класс)

Ф.И. учащегося____________________________класс________

Олимпиада по русскому языку для учащихся 3 класса

1.Один из месяцев в белорусском языке называется «студень».Это

(А) сентябрь, (Б) май, (В) август, (Г) апрель, (Д) январь.

2. Какой знак препинания не существует?

(А) точка, (Б) точка с запятой, (В) двоеточие, (Г) троеточие, (Д) многоточие.

3. В какой из пар слова по смыслу связаны между собой не так, как в остальных парах?

(А) однофамилец-однофамилица, (Б) владелец-владелица, (В) красавец-красавица, (Г) кузнец-кузница, (Д) певец-певица.

4. Какое из этих существительных не того рода, что остальные?

(А) муравьишка, (Б) зайчишка, (В) скворушка, (Г) соловушка, (Д) коровушка.

5. В какой из пар оба слова могут называть один и тот же предмет?

(А) ком-комик, (Б) куль-кулик, (В) пар-парик, (Г) кот-котик, (Д) перс-персик.

6. Вот пять слов. Какое из них отличается от других по составу?

(А) журналист, (Б) танкист, (В) машинист, (Г) трубочист, (Д) гитарист.

7. В какой из этих пар слова произошли от одного корня?

(А) перец-перечить, (В) уксус-кукситься, (В) горчица-огорчаться,

(Г) лук-лукавить, (Д) вино-виниться.

8.В каком из глаголов приставка по- употреблена не в том значении, что в остальных?

(А) побегать, (Б) поспать, (В) поплыть, (Г) поиграть, (Д) полежать.

9. Когда человек быстро мчится куда-то, то принято говорить, что он бежит

(А) стремглав голову, (Б) сломя голову, (В) стремя голову, (Г) сорвав голову,

(Д) забыв голову.

10. Докучать означает

(А) скучать, (Б) поучать, (В) надоедать, (Г) добавлять, (Д) требовать.

11. Найдите слово, из которого можно получить новое слово, написав сначала второй слог, а потом первый

(А) актёр, (Б) тополь, (В) марка, (Г) банка, (Д) парта.

12. Седьмая вода на киселе-это

(А) компот, (Б) сказочный родник, (В) зелье, (Г) самый далёкий из известных предков, (Д) какой-то дальний родственник.

13. Какое слово не является однокоренным со всеми остальными?

(А) речь, (Б) нарекание, (В) прорицатель, (Г) речка, (Д) изречение.

14. Сколько всего звонких согласных звуков в скороговорке: Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла?

(А) 11, (Б) 10, (В) 8, (Г) 7, (Д) 4.

15. Коля, Аня и Миша прочитали в учебнике такое задание:

«Измени окончание слова стол так, чтобы это слово можно было перенести двумя способами». Коля написал столовая, Аня-столов, Миша-столики. Кто из них справился с заданием?

(А) только Коля, (Б) только Аня, (В) только Миша, (Г) Коля и Миша, (Д) никто.

16. Какой из этих устойчивых оборотов означает не то, что остальные?

(А) поминай как звали, (Б) ищи ветра в поле, (В) ступай откуда пришёл, (Г) ищи-свищи, (Д) след простыл.

17. Составь слова из букв:

а) А О С Н В М Т К О; б) Б И Ь И Л У Н Д К

18. Найдите в тексте слово, образованное путём перехода одной части речи в другую.

Шурка.

Я смотрю- в избе мой брат,

У него шинель до пят.

Он с запиской отпускной

К нам пришёл на выходной.

19. К каждому слову подберите сначала синоним. А потом антоним.

Мощный-

Мрак-

Жара-

20. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.

Делить шкуру неубитого …. Купить … в мешке. … в мешке не утаишь. Платить той же … . Беречь как … ока. Согнуть в … рог. Толочь … в ступе. Не в …, а в глаз. Выйти … из воды. Надуться как … на крупу.

21. Замените словосочетания одним словом.

Крепкая ткань-

Крепкий организм-

Крепкий мороз-

Крепкая дружба-

22. Вопросы-шутки:

1) Какую строчку не может прочесть ни один учёный?.

2) Всякую ли точку можно считать знаком препинания?

3) У каких башмаков не бывает каблуков?

23. В каждой паре слов подберите такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим-в переносном.

Хвост, холод-

Нервы, трубы-

Перстень, характер-

Жизнь, конфета-

24. Встречались ли вам слова, в которых три одинаковых буквы находятся подряд? Возможно ли это в русском языке?

25. Поставьте правильно ударение:

Балованный, баржа, бахчевой, безудержный, арест, ветеринария, зазвонишь, искра, иконопись, исчерпать, мастерски, возрастной.

Ключ к выполнению заданий.

1.Д-3б.

2. Г-3б.

3. Г-3б.

4. Д.-3б.

5. Г-3б.

6. Г-3б.

7. В-4б.

8. В-4б.

9. Б-4б.

10. В-4б.

11. Г-5б.

12. Д-5б.

13. Г-5б.

14. В-5б.

15. Д-5б.

16. В-5б.

17. космонавт, будильник (по 2б)-4б.

18.выходной-сущ.-2б.

19.сильный, слабый; темнота, свет; зной, холод -3б.

20. по 1б.-10б.

21.прочная; здоровый, выносливый; сильный, большой; тесная, нерушимая- по 1б.-4б.

22.строчку, прошитую на машинке; нет- «точка на карте, населённый пункт», «след от прикосновения-укус комара», «место в пространстве»; на железной дороге приспособление для торможения колёс.-3б.

23. собачий, железные, золотой, сладкая (по 1б.)-4б.

24. да (змееед, длинношеее)-3б.

25. Балованный, баржа, бахчевой, безудержный, арест, ветеринария, зазвонишь, искра, иконопись, исчерпать, мастерски, возрастной.-

(по 1б.)-12б.

Максимальное количество – 109 б.

Олимпиадные задания по русскому языку 3 класс с ответами

Олимпиада по русскому языку

для учащихся 3 – х классов

  1. Поставьте в словах знак ударения.

Завидно, гусеница, жаворонок, статуя, столяр, щавель.

  1. Расшифруй фразеологизм.

__________________________________________________________________

  1. Собери слово из частей.

Окончание то же, что и в слове «весна».

Суффикс тот же, что и в слове «дедушка».

Приставка та же, что и в слове «рассказ».

Корень тот же, что и в слове «склад»

_____________________________________________

  1. Определи, в форме какого падежа стоит слово «дело» в следующих пословицах.

Не за своё дело ( ) не берись, а за своим не ленись. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело ( ) делается. Делу ( ) – время, а потехе – час. И умен, и крепок, и в деле ( ) гож. От слова до дела ( ) целая верста. Велик телом, да мал делом ( ).

  1. Отгадай слово и запиши его.

ру

ги______________________________________

фо

ри _____________________________________

  1. Какой частью речи являются выделенные слова. Подпиши.

Медведь в лесу, не зная правил, однажды мотоциклом правил.

  1. Сколько звуков [о] в словах данного предложения.

Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.

____________________________________________________________

  1. Подчеркни сочетание слов, которое не является словосочетанием.

по лесной дорожке

увидел море

листва редеет

свисают до земли

  1. В каждом ряду подчеркни слово, относящееся к другой части речи.

Ножницы, клещи, полевой, молоток

Говорить, вещать, молчать, рассказчик

Тетрадь, мать, бежать, кровать

Зеленый, багровый, краска, золотой

  1. Вставь пропущенные буквы.

Прим…рять соседей – прим…рять костюм

Пол…скать рот – пол…скать котёнка

Отв…рить дверь – отв…рить картофель

Ответы.

  1. Завидно, гусеница, жаворонок, статуя, столяр, щавель.

6 б., по 1 баллу за слово.

  1. Расшифруй фразеологизм.

К

Н

Щ

И

А

Р

А

Б

А

К

О

З

Ы

Б

А

В

Н

О

Й

Т

С

Т

О

2 балла.

Отставной козы барабанщик. Читаем снизу вверх строчками слева направо.

  1. Собери слово из частей.

Окончание то же, что и в слове «весна».

Суффикс тот же, что и в слове «дедушка».

Приставка та же, что и в слове «рассказ».

Корень тот же, что и в слове «склад»

Раскладушка 1 б.

  1. Определи, в форме какого падежа стоит слово «дело» в следующих пословицах.

Не за своё дело (В) не берись, а за своим не ленись. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело (И) делается. Делу (Д) – время, а потехе – час. И умен, и крепок, и в деле (П) гож. От слова до дела (Р) целая верста. Велик телом, да мал делом (Т).

6 баллов. По 1 б. за правильное определение падежа.

  1. Отгадай слово и запиши его.

ру

го подруги

фо

ри фонари по 1 баллу за слово, всего 2 балла

  1. Какой частью речи являются выделенные слова. Подпиши.

Медведь в лесу, не зная правилсущ., однажды мотоциклом правилгл.

По 1 баллу за правильное определение, всего 2 балла.

  1. Сколько звуков [о] в словах данного предложения.

Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром

Ответ 4 Всего 2 балла

  1. Подчеркни сочетание слов, которое не является словосочетанием.

по лесной дорожке

увидел море

листва редеет

свисают до земли

1 балл за ответ

  1. В каждом ряду подчеркни слово, относящееся к другой части речи.

Ножницы, клещи, полевой, молоток

Говорить, вещать, молчать, рассказчик

Тетрадь, мать, бежать, кровать

Зеленый, багровый, краска, золотой

По 1 баллу за ответ, всего4 балла

10.Вставь пропущенные буквы.

ПримИрять соседей – примЕрять костюм

ПолОскать рот – полАскать котёнка

ОтвОрить дверь – отвАрить картофель

По 1 баллу за слово, всего 6 баллов.

Викторина по русскому языку 3 класс | Материнство

На странице собраны задания для проведения викторины по русскому языку в 3 классе.

Разминка в начале викторины

1. Под какими номерами записаны слова с двумя корнями: 1. парник; 2. корнеплод; 3. земляника; 4. землекоп; 5. теплоход; 6. снеговик; 7. островок, 8. вертолет.

2. Придумай по одному слову с удвоенными согласными: -сс-, -нн-, -мм-, -жж-, -лл-, -бб-, -пп-, -рр-.

3. Какое слово «лишнее»: глагол, прилагательное, приставка, существительное?

4. Образуй от существительного «радость» прилагательное и глагол.

5. Каким будет проверочное слово: скв.речник, скв.рец, скв.рчонок, скв.рцовый?

6. Поставь глухую или звонкую согласную в каждое слово: ро.кий, гла.кий, мя.кий, ре.кий, ле.кий, жи.кий, зы.кий, у.кий, ни.кий, сла.кий.

7. Какие слова из данных пишутся с мягким знаком на конце: вещ., плащ., врач., доч., ноч., товарищ., печ., рож., малыш., молодеж.?

8. Вопрос «что?» принадлежит, каким падежам?

9. Как ведет себя «не» по отношению к глаголам?

10. Измени глагол «шить» по временам.

Ответы: 1. Это: 2, 4, 6, 8. 2. Например, класс, осенний, телеграмма, жужжит, миллион, суббота, грипп, терраса. 3. Приставка. 4. Радостный, радоваться. 5. Скворушка. 6. Б, д, г, д, г, д, б, з, з, д. 7. Вещь, дочь, ночь, печь, рожь, молодежь. 8. И. п., В. п. 9. Пишутся раздельно. 10. Шил, шью, сошью.

Загадки в стихах для викторины по русскому языку

А по русскому у нас

Очень сложная программа.

Мы в словах из разных фраз

Ищем дружно… (орфограммы)

Тридцать три подружки

Школьницы-девчушки.

Друг за другом встанут,

Все слова составят. (Буквы)

Если слог мы выделяем

При его прочтении,

Палочкой обозначаем

Сверху… (ударение)

Если гласная плохо слышится,

Эта гласная очень коварная,

Ведь с ошибкою слово напишется,

Если гласная —… (безударная)

С вопросом предложения

Я обозвал «спросительные».

Я позабыл в волнении

Названье… («вопросительные»)

Он отвечает на вопрос «Что делать?».

Часть речи это. Например, «пошел».

Обозначает действие предмета

И гордо называется… (глагол)

Искусство читать и искусство писать

Сложнее чтения, сложней математики.

Наука, что может язык изучать,

Называется просто — … (грамматика)

Я главные члены ищу в предложении.

Подлежащего нет, где-то спряталось снова.

Оно со сказуемым в соединении

Составляет… (грамматическую основу)

Знак такой: крючок и точка,

Напишу его на строчке.

Если что-то я спрошу,

То его в конце пишу.

Сколько? Где? Когда? Все просто…

После слов тех — … (знак вопроса)

Какая погода!

И снег замечательный!

Поставлю в конце

Знак другой —… (восклицательный)

Я один говорил,

Это был монолог.

Собеседник вступил,

Стала речь —… (диалог)

Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое. (Окончание)

Она выражает значение слова

И называется просто — … (основа)

По соседству два брата живут,

В слова то и дело встают.

Один брат звуки смягчает,

Другой брат их разделяет. (Твердый и мягкий знаки)

Я писал письмо Сережке,

О делах, друзьях немножко.

Не писал я много слов,

Ну а вышло пять листов.

В конце пятого листочка

Я закончил. Ставлю… (точку)

Если корень выделяем,

Суффикс мы определяем

И приставку мы найдем,

Окончанье обведем.

Наши действия — не вздор,

По составу то… (разбор)

Слова объяснение

Словарь зовет… («значение»)

Средний, женский и мужской бывает.

Как его, скажите, называют? (Род)

Каждый абзац мы с нее начинаем.

Помним о ней и название знаем.

И правильно скажет школьник любой,

Что отступ зовется… (красной строкой)

Часть текста в учебнике нам не в новинку:

То, может, абзац, может быть, половинка.

Такой вот из текста любого «обрывок»

Мы все называем понятно — … (отрывок)

Над ошибками работу

Делал целую субботу.

Иссякло уж терпение,

Готовы… (исправления)

Слова в учебнике написаны неверно,

Случайные ошибки здесь, наверное.

Возьмем, к примеру, «кОрандаш», «пИрчатки»,

В словах учебника нашел я… (опечатки)

Знак препинания очень нам нужный,

С точкой он схож и вообще с нею дружен.

Точки сестру с завитушкой смешною

Мы называем всегда… (запятою)

Если текст вдруг незаконченный,

Вместо точки стоит… (многоточие)

Прочитали мы рассказ,

Попросил учитель нас

Проявить старание —

Тексту дать название.

Тут я оказался ловок —

Вмиг придумал… (заголовок)

Именительный, родительный,

Дательный, винительный,

Творительный, предложный…

Все их запомнить сложно.

Ты в памяти всегда держи

Названья. Это… (падежи)

Есть суффикс, стоящий за окончанием,

Он носит другое, сложнее название.

Особый суффикс «СЯ» или «СЬ»

Мы называем… (постфикс)

То, как надо нам писать,

Может нам оно сказать.

Ошибку я исправила,

Ведь выучила… (правило)

Часть речи это непростая,

Ее вопросы «Какой?», «Какая?»,

Обозначает лишь признак предмета.

Как называется? Что же это? (Имя прилагательное)

Эта часть речи предмет означает

И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. (имя существительное)

Порядок при счете оно называет.

Часть речи. Но это не существительное.

Количество числами выражает

И называется… (имя числительное)

У зуба корень может быть,

У дерева встречается,

У слова нужно не забыть,

Как он обозначается? (Знаком ˆ)

Из разных букв составь название гриба

хор+ум+ом= (мухомор)

лен+ас+ком= (масленок)

Найди «третье лишнее»

а) гореть, угорать, гора

б) горе, нагорный, горевать

в) пот, потолок, потливый

г) море, морщины, морской

д) боль, большой, больница

е) вода, водить, водник

Найди лишние пары слов

Робкий – смелый Скучный – веселый

Широкий – узкий Глубокий – мелкий

Громкий – сильный Маленький – большой

Темный – светлый Хороший – красный

Подбери слова с противоположным значением

Друг, холод, шум

Найди лишнее слово

Сестра, малыш, братик, отец, мать

В цепочке букв найди 3 слова

ЫРОКОТШОНТАШКАФПРОАНКГАРВПИСПАКВАРИУМДИЗГКИАВЦ

(кот, шкаф, аквариум)

Загадка с подвохом

Есть в яблоке и сливе, а в саду нет; есть в луке и салате, а в огороде нет. Что это?

(Буква Л)

Доскажи пословицу

В гостях хорошо….. (а дома лучше)

Февраль богат снегом…..(апрель водою)

Береги одежду снову…..(а честь смолоду)

На добрый привет…..(добрый ответ)

Крепкую дружбу…..(и топором не разрубишь)

Старый друг…..(лучше новых двух)

Долог день до вечера…..(когда делать нечего)

Волков бояться…..(в лес не ходить)

Ученье свет,…..(а неученье — тьма)

Был бы хлеб,…..(а каша будет).

Крылатые слова

Объясни значения слов:

А Васька слушает, да ест.

Буря в стакане.

Заруби себе на носу.

Волк в овечьей шкуре.

За тридевять земель.

Из мухи сделать слона.

Как об стенку горох.

Обжегся на молоке – дует на воду.

Мартышкин труд.

Медвежья услуга.

Разгадайте ребусы

Ответ: словарь

Ответ: корень

Ответ: учитель

Разгадай загадки

Кто ходит в каменой рубахе? (черепаха)

Что с земли не поднимаешь? (тень)

Без языка, без голоса, а все расскажет (книга)

Пять братьев – годами равные, ростом разные (пальцы)

Кто в году четыре раза переодевается? (земля)

Сама не ем, а людей кормлю (ложка)

В маленьком амбаре лежит 100 амбаров (спички)

Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям добром плачу. (хлеб)

Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут (ноги).

Постройте пирамиду

Она проста довольно с виду.

Но как же строить пирамиду?

Не каждый, может быть, построит,

Но попытаться все же стоит.

В основании пирамиды лежит слов из семи букв, например квартал, выше – из тех же букв (удаляя одну), далее – из пяти, из четырех, из трех:

Рак

Кара

Карта

Кварта

Квартал

Задание для команд в виде загадок:

Я для бензина, для белья, для разных надобностей я. (Бак)

Я не простое учреждение. (Банк)

Во мне всегда хранят варенье. (Банка)

А я нужна грузовику. (Кабина)

А я нужен меткому стрелку. (Карабин)

Найди хитрое слово

Сейчас вы получите карточку со словами, которые вы должны записать во множественном числе, например арбуз – арбузы.


Кот – (коты)


Плот – (плоты)


Крот – (кроты)


Дуга – (дуги)


Рука – (руки)


День – (дни)


Лень – (….)


Цыпленок –


Козленок –


Бочонок –

Еда – (…)


Слива – (сливы)


Диво – (….)


Грива – (гривы)


Метро – (…..)


Пень – (пни)


Бедро – (бедра)

Переставь слоги

Найдите слово, от которого можно получить новое слово, написав сначала второй слог, потом первый

1) актёр  2) тополь  3) марка

4) банка  5) парта

Найди верное значение

Седьмая вода на киселе – это:

1) компот 2) сказочный родник

3) зелье  4) самый далёкий из известный предков

5) какой-то дальний родственник

Рассмотрите слова:

1) легендарный

2) мифичечкий

3) мифологический

Какой из них означает «знаменитый, прославленный»?

Сегодня мы говорили… Как нужно продолжить фразу, чтобы её можно было понять только одним способом?

1) о математике  2) о физике

3) о технике  4) о химике

5) о механике

Какое слово не является однокоренным со всеми остальными?

1) речь  2) нарекание

3) прорицатель  4) речка

5) изречение

Какие слова в каждой строчке являются лишними?

Белка, беленький, белить

Водяной, вода, водить

Лист, лиса, лисёнок

Лось, лоскут, лосёнок

Горный, горка, городок

Пёс, песочный и песок.

Моряки, морской, морж

Корень, корневой, корж

Холод, холмик, холодок

Носик, носит и носок

Семя, семечко, семья

Вдруг, подруга и друзья.

Правописание предлогов

Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?

(С) кресла шарф

(С) тащил щенок…

(По) волок

(За) уголок…

(По) трепал

(Со) всех сторон…

И (по) мчался

(На) балкон.

Шарады

1) Корнем – с дорогой роднится,

В сборе приставка таится.

Суффикс как в слове дневник

Целым же в космос проник.

(Спутник)

2) Корень мой находится в «цене».

В «очерке» найди приставку мне.

Суффикс мой в «тетрадке» вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

(Оценка)

  • Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (нос)
  • Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (уши)
  • Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (язык)

Замени одним глаголом

Совать нос –  (интересоваться)

Надуть губы –  (обидеться)

Выходить из себя – (сердиться)

Зарубить на носу – (запомнить)

Заговаривать зубы – (болтать)

Чесать языки – (болтать)

Водить за нос – (обманывать)

Унести ноги – (спастись)

Клевать носом – (дремать)

Ломать голову – (думать)

Предмет или действие?

1) Затопили печь, чтобы пироги печь.

2) Ведро дало течь, и вода стала течь.

3) Медведь в лесу, не зная правил,

Однажды мотоциклом правил.

1) Снежное покрывало всё поле покрывало.

2) Была Катюша запевала, она все песни запевала.

3) Кто без кисти и белил,

Крыши города белил?

Дополни крылатым выражением

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь…

Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес,…

Ребята слушать их не станут:

От этой песни…

(Медвежью услугу, кто по дрова, уши вянут)

Отгадай пословицу

“свет”, “тьма”.

“погибай”, “выручай”.

“встречают”, “провожают”.

“труд”, “лень”.

(Ученье свет, а неученье – тьма; сам погибай, а товарища выручай; по одежке встречают, по уму провожают; труд кормит, а лень портит)

Задания для олимпиады по русскому языку 3 класс

hello_html_m56a24a75.gifОлимпиада по русскому языку 3 класс.hello_html_m3779cebe.png

ФИ учащегося_ ______________класс_______

1.Зачеркни лишнее слово:

Птица, снег, белый, медведь.

2.Подбери и запиши два таких слова, в которых звуков больше, чем букв:

____________________________________________________

3. Распредели слова на две группы:

Добрый, доброта, белила, беленький, солнышко, солнечный.

______________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________

4. Подбери и запиши слово такого же состава, как слово ПОВОЗКА

____________________________________________________

5. Составь и запиши новое слово, состоящее из:

Корень – из слова морской; окончание – из слова весенний; приставка – из слова присмотреть; суффикс – из слова солдатский: __________________________.

________________

6.Образуй от данного существительного глагол и прилагательное:

мороз — __________ ______________.

7. Подчеркни однокоренные слова к слову «стол»:

Столовая, столешница, столетник, столяр, престол, застолье, столько, столкновение

8. Спиши предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажи часть речи:

(По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

9. Поставь нужные знаки в конце предложений:

Что за птица с красной грудкой

Пусть всегда будет солнце

Дети вышли на опушку леса

10. Подчеркни в предложении подлежащее и сказуемое.

Высокий дуб метель занесла снегом.

11. Подчеркни слово, близкое по значению к слову «журить».

Искать, обманывать, перебивать, оценивать, бранить, жульничать.

12. Замени одним словом:

И след простыл — _________________________;

Кот наплакал — _________________________;

Клевать носом — _________________________;

Ни зги не видно — _________________________.

13. Отметь предложение. в котором на месте пропусков во всех случаях пишется ъ?

К под…езду под…ехал автобус.

Ил…я и Петя – друз…я.

Обез…яна с…ела кусок торта.

В воскресен…е к школе под…ехал автобус.

14.  Составьте из предложений текст. В ответ запишите номера предложений в том порядке, как они должны стоять в тексте.

1. Дети лечили зайца. 2. Ребята были в лесу. 3. Заяц лежал на земле. 4. Они нашли зайца. 5. У зверька была сломана лапа.

_________________________________________________________________

15. Прочитайте зашифрованную фразу и запишите её правильно:

К

Й

Г

А

И

Ы

И

О

Н

Б

З

Ч

М

Е

Ю

Я

У

Ш

Т

Л

___________________________________________________________

Олимпиада по русскому языку 3 класс ( Задания с ответами).

1. (1 балл)Зачеркни лишнее слово:

Птица, снег, белый, медведь.

2. (1 балл)Подбери и запиши два таких слова, в которых звуков больше, чем букв:

____________________________________________________

3. (1 балл) Распредели слова на две группы:

Добрый, доброта, белила, беленький, солнышко, солнечный.__

Сущ.: доброта, белила, солнышко;

Прил.: добрый, беленький, солнечный.

4. (1 балл) Подбери и запиши слово такого же состава, как слово ПОВОЗКА

____________________________________________________

5. (1 балл)Составь и запиши новое слово, состоящее из:

Корень – из слова морской; окончание – из слова весенний; приставка – из слова присмотреть; суффикс – из слова солдатский: приморский .

6. (2 балла)Образуй от данного существительного глагол и прилагательное:

мороз — _морозит морозный.

7. (2 балла)Подчеркни однокоренные слова к слову «стол»:

Столовая, столешница, столетник, столяр, престол, застолье, столько, столкновение

8. (2 балла) Спиши предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажи часть речи:

_

Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

______________________________________________________________________

9. (2 балла)Поставь нужные знаки в конце предложений:

Что за птица с красной грудкой?

Пусть всегда будет солнце!

Дети вышли на опушку леса.

10. (2 балла )Подчеркни в предложении подлежащее и сказуемое.

Высокий дуб метель занесла снегом.

11. (3 балла)Подчеркни слово, близкое по значению к слову «журить».

Искать, обманывать, перебивать, оценивать, бранить, жульничать.

12. (3 балла) Отметь предложение. в котором на месте пропусков во всех случаях пишется ъ?

К подЪезду подЪехал автобус.

Ил…я и Петя – друз…я.

Обез…яна с…ела кусок торта.

В воскресен…е к школе под…ехал автобус.

13. (4 балла) Замени одним словом:

И след простыл — _убежал;

Кот наплакал — мало;

Клевать носом — дремать;

Ни зги не видно — темно.

14.  (4 балла)Составьте из предложений текст. В ответ запишите номера предложений в том порядке, как они должны стоять в тексте.

1. Дети лечили зайца. 2. Ребята были в лесу. 3. Заяц лежал на земле. 4. Они нашли зайца. 5. У зверька была сломана лапа.

2,4, 3, 5, 1.

15. (5 баллов) Прочитайте зашифрованную фразу и запишите её правильно:

К

Й

Г

А

И

Ы

И

О

Н

Б

З

Ч

М

Е

Ю

Я

У

Ш

Т

Л

Любите наш могучий язык!__________________________

Викторина «Знатоки русского языка» , 3 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Викторина

«Знатоки русского языка»

в рамках недели «Русского языка и литературы»

Составила : учитель начальных классов,

Богомазова М.В. для учащихся 3″В» класса

ГОРОД ЧЕРЕПОВЕЦ, 2018 год

Цель: воспитывать любовь к русскому языку ,как к учебному предмету.

Задачи: актуализировать знания учащихся по русскому языку, закреплять знания учащихся , полученные на уроке. Учить делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы, развивать умение работать в группе . Развивать память, внимание, логическое мышление, усидчивость. Воспитывать у учащихся чувство сплоченности.

Ход мероприятия:

Учащиеся делятся на команды(группы) по 5-6 человек на 5 команд . Каждая группа придумывает название своей команде, девиз, выбирает капитана.

Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашей викторины.  Сегодня у нас викторина по русскому языку. Главный гость сегодня — его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте стихотворение Нины Васильевны Пикулевой.

Слайд 1. Язык наш прекрасный
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык! Н. Пикулева 

Учитель: Каждой команде необходимо будет справиться с разными заданиями, а кто окажется смышленее и умнее мы узнаем в конце игры.

1 задание: Представление команд.

2 задание: Разминка. «Вопрос-ответ»  (каждый правильный ответ – 1 балл)

Вопросы задаются по очереди , каждой команде 3 вопроса.

Сколько букв в русском алфавите? (33)

Сколько согласных букв? (21)

Сколько гласных звуков? (6)

Какой первый звук в слове Яблоко? ( й)

Какой последний звук в слове Сапог ? (к)

На какую букву в русском языке не могут начитаться слова? (ы)

На какую букву в русском языке не могут заканчиваться слова? (ъ)

Придумайте слово , в котором рядом стоят 2 гласных звука?__________

Подберите синоним к слову СТУДЁНЫЙ? (холодный, ледяной)

Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях?      (местоимения)

Как называется часть речи, обозначающая действие предмета?  (глагол)

Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?»   (подлежащее)

Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)

Какой член предложения чаще всего в предложении выражен именем прилагательным? (определение)

3 задание: «Собери пословицу». За каждую пословицу по 1баллу. (Приложение 1)

1команда: Без русского языка не сколотишь и сапога.

Русский язык сила слабого.

2команда: Не торопись языком, а торопись делом.

Никто за язык не тянет.

3команда: Говори с другом поменьше, а собою побольше.

Щи хлебай, да поменьше болтай.

4 команда: Языком не торопись, а делом не ленись.

Без языка и колокол нем.

5 команда: Языком болтай , а рукам воли не давай.

Бог дал два уха, а один язык.

4 задание: «Соображалки».

Из одного большого слова ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ составить как можно больше маленьких слов. (Дом, мода, сто, тост, ель, сон, нос, мечта, прима, тело и др.)

После отведенного времени команды по очереди называют слова. Команда , которая назовет больше слов получает 3 балла, остальные по 1 и 2 балла.

5 задание: «Ошибки вышли погулять».(Приложение 2.) (5 баллов)

Начная вьюга украсила лес. Он стал как чудестная скаска. Малоденькие кустики укрылись снежными шупками. Еловые лапы нодели мяхкие рукавицы. Гиганские сугробы напоминали великанов. Вот взошло солнце. Яркими блёстками засвитились снежынки. Из-под снега вылител тетереф. Он асмотрел местность и взлетел на гипкую ветвь бирёзы.

Исходный текст:

Ночная вьюга украсила лес. Он стал как чудесная сказка. Молоденькие кустики укрылись снежными шубками. Еловые лапы надели мягкие рукавицы. Гигантские сугробы напоминали великанов. Вот взошло солнце. Яркими блёстками засветились снежинки. Из-под снега вылетел тетерев. Он осмотрел местность и взлетел на гибкую ветвь берёзы.

Задание 6. «Шифровщик». Расшифруй слова и запиши получившееся предложение. (3 балла) Приложение 3.

Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 со 100ла.

Задание 7. «Отгадайка». Одгадайте фразеологизм по картинке.

1.hello_html_m4a7cbd42.jpg2. hello_html_m37dd1b53.jpg3. hello_html_503350e1.jpg

4. hello_html_2faa0cec.jpg5. hello_html_68408303.jpg6. hello_html_mead54a7.jpg

7. hello_html_m7cb84976.jpg8. hello_html_60afa954.png9. hello_html_56e33e52.jpg10. hello_html_30ebebf6.jpg

Команда получает по 1 баллу за каждый отгаданный фразеологизм. Всего 2 балла.

Задание 8. «Закончи фраз» (каждой команде по 2 фразы). (2 балла)

Голоден, как … (волк)
Хитра, как … (лиса)
Труслив, как … (заяц)
Изворотлив как … (уж)
Надулся, как … (индюк)
Нем, как … (рыба)
Грязный, как … (свинья)
Упрям, как … (осёл)
Болтлив, как … (сорока)
Колючий, как … (ёж)

Задание 9. Разгадайте кроссворд «Словарные слова».(По баллу за каждое слово.)

По вертикали:

2.Прием пищи, обычно в середине дня.

3. Широкая дорога с твёрдым покрытие.

5. Месяц, с которого начинается зима.

7. Следующий за сегодняшним днем.

11.Птица, с чёрно-белым оперением.

По горизонтали:

1. Первый день недели.

4. Пассажирский вид транспорта.

6. Вкусный сочный фрукт.

8. То, что указывают на письме, отправляя его по почте.

9. Учащийся в школе.

10. Служба, занятие как источник заработка.

(Приложение 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1

 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

8

а

д

р

е

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

р

а

б

о

т

а

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

р

 

 

ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

4

а

в

т

о

б

у

с

 

 

 

5

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

с

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

1

п

о

н

е

д

е

л

ь

н

и

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

9

у

ч

е

н

и

к

 

 

 

6

я

б

л

о

к

о

 

 

 

 

 

 

д

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

Подведение итогов. (Приложение 5)

Подсчет баллов в таблице.

Награждение победителей.

.

Приложение 1.

1. и русского без не сколотишь языка сапога

__________________________________________________________

слабого русский сила язык

__________________________________________________________

2. а торопись не делом торопись языком

__________________________________________________________

не язык никто за тянет

__________________________________________________________

3. собою поменьше говори с другом а побольше

__________________________________________________________

щи поменьше болтай хлебай да

__________________________________________________________

4. не языком торопись а делом ленись не

__________________________________________________________

языка без колокол нем и

__________________________________________________________

5. рукам языком давай а воли не болтай

__________________________________________________________

один бог язык дал два уха а

_____________________________________________________________

Приложение 2.

Начная вьюга украсила лес. Он стал как чудестная скаска. Малоденькие кустики укрылись снежными шупками. Еловые лапы нодели мяхкие рукавицы. Гиганские сугробы напоминали великанов. Вот взошло солнце. Яркими блёстками засвитились снежынки. Из-под снега вылител тетереф. Он асмотрел местность и взлетел на гипкую ветвь бирёзы.

Начная вьюга украсила лес. Он стал как чудестная скаска. Малоденькие кустики укрылись снежными шупками. Еловые лапы нодели мяхкие рукавицы. Гиганские сугробы напоминали великанов. Вот взошло солнце. Яркими блёстками засвитились снежынки. Из-под снега вылител тетереф. Он асмотрел местность и взлетел на гипкую ветвь бирёзы.

Начная вьюга украсила лес. Он стал как чудестная скаска. Малоденькие кустики укрылись снежными шупками. Еловые лапы нодели мяхкие рукавицы. Гиганские сугробы напоминали великанов. Вот взошло солнце. Яркими блёстками засвитились снежынки. Из-под снега вылител тетереф. Он асмотрел местность и взлетел на гипкую ветвь бирёзы.

Начная вьюга украсила лес. Он стал как чудестная скаска. Малоденькие кустики укрылись снежными шупками. Еловые лапы нодели мяхкие рукавицы. Гиганские сугробы напоминали великанов. Вот взошло солнце. Яркими блёстками засвитились снежынки. Из-под снега вылител тетереф. Он асмотрел местность и взлетел на гипкую ветвь бирёзы.

Начная вьюга украсила лес. Он стал как чудестная скаска. Малоденькие кустики укрылись снежными шупками. Еловые лапы нодели мяхкие рукавицы. Гиганские сугробы напоминали великанов. Вот взошло солнце. Яркими блёстками засвитились снежынки. Из-под снега вылител тетереф. Он асмотрел местность и взлетел на гипкую ветвь бирёзы.

Приложение 3.

Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.

Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 со 100ла.

______________________________________________

Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.

Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 со 100ла.

______________________________________________

Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.

Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 со 100ла.

______________________________________________

Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.

Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 со 100ла.

______________________________________________

Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.

Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 со 100ла.

______________________________________________

Приложение 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1

 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По вертикали:

2.Прием пищи, обычно в середине дня.

3. Широкая дорога с твёрдым покрытие.

5. Месяц, с которого начинается зима.

7. Следующий за сегодняшним днем.

11.Птица, с чёрно-белым оперением.

По горизонтали:

1. Первый день недели.

4. Пассажирский вид транспорта.

6. Вкусный сочный фрукт.

8. То, что указывают на письме, отправляя его по почте.

9. Учащийся в школе.

10. Служба, занятие как источник заработка.

Приложение 5.

Команды

Конкурсы

1.__________

2._________

3._________

4.__________

5.__________

Задание 1.

Задание 2.

Задание 3.

Задание 4.

Задание 5.

Задание 6.

Задание 7.

Задание 8.

Задание 9.

Источники: 

https://materinstvo.ru/art/stihi-o-russkom-yazyke Materinstvo.ru

http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/viktoriny/viktorina-po-ruskomu-jazyku-v-nachalnoi-shkole.html

http://pro-poslovicy.ru/poslovicy-o-russkom-yazyke/

http://bebi.lv/poslovici/poslovitsy-o-russkom-yazyke.html

http://porusskomu.net/3-klass-dictant/dictant-3klass-2chetvert/

https://.ru/files/olimpiada-po-russkomu-iazyku-3-klass-12.html

https://yandex.ru/images/search?pos=20&img_url=http%3A%2F%2Fimages.myshared.ru

http://biouroki.ru/workshop/crossgen.html

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/11/07/krossvord-slovarnye-slova

Олимпиадные задания по русскому языку для 3-4 класса с ответами

Олимпиадные задания по русскому языку. 4 класс

  1. Запишите три слова, содержащие по 3 буквы «ы»______________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  1. Выпишите слова, в которых перед буквой е произносится мягкий согласный: бассейн, кафе, компресс, брюнет, зебра, крем.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составь и запиши все возможные слова, соединив части слов из первого и второго столбцов:

СТНЫЙ

Ме-

Согла-

Отве-

Изве-

Прекра-

Редко-

Вла-

Опа-

У-

Чуде-

Уме-

Гну-

Окре-

Сно-

По-

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите слова, которые имеют приставку на-:

нагрянуть, надписать, нависать, натоптать, научный, нахмурить

_________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. От данных существительный образуйте глаголы с суффиксом –СЯ:

пояс, правда, свет, земля, свобода, луна_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Даны словосочетания:

а) умение читать и писать;

б) награда за успехи в каком – либо деле.

Оба этих словосочетания можно заменить одним многозначным словом. Что это за слово? ________________________________________________

  1. Подберите синонимы к словам:

Смелый-___________________, грустить- __________________,

выбирать- _________________

  1. Запишите слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях:

в гостинице__________________, в зоопарке________________,

в поезде____________________, в школе_________________,

в музее ________________________, в монастыре __________________,

в самолете_____________________, в больнице_____________________

  1. Назовите слово, о котором идёт речь ниже. Это самое достойное слово, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «в огне не горит», «в воде не тонет», «суда не боится», «с ложью не дружит», «всегда живёт с хорошими людьми»

10. Запиши известные тебе фразеологизмы, имеющие значение «обманывать, дурачить»__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Запиши как можно больше пословиц или поговорок, в которых содержится орфограмма ЖИ-ШИ:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Поставь существительные в форму именительного падежа множественного числа, укажите ударение:

Столяр, выбор, край, месяц, аптекарь, директор

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Какими частями речи могут быть слова покрой, жгут, стих, пила? 

Составьте с ними словосочетания, чтобы было ясно, какая это часть 

речи. 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. От прилагательных образуй имена существительные, которые называют людей 

богатый -__________________

хитрый-____________________ 
счастливый-_______________

грубый-_____________________ 
крепкий -__________________

весёлый -____________________ 

15. В одной детской книжке описывается «конспиративный язык», на котором между собой общаются мальчишки. Вот пример правильной фразы на этом языке:

«Шара- вчеца шаяца шанаца шажин- уца шасъелца шашу- каца шаица шапил-выца шаю – чаца».

Переведите на этот язык слово ЗАЛИВ

Ключ к заданиям олимпиады по русскому языку. 4 класс

1. Вымытый, выпытывать, вырытый.

2. Бассейн, компресс, брюнет, зебра, крем.

3. Местный, известный, редкостный, властный, устный, уместный, окрестный, постный.

4. нагрянуть, нависать, натоптать, нахмурить.

5. подпоясаться или подпоясываться (подпоясывается), оправдаться (оправдывается) или оправдываться, засвЕтится (светится) или засветИться, приземлИться (приземляется) или приземлИтся, освободиться (освобождается) или освободится, прилуниться.

Допускаются любые другие формы глаголов

6. грамота

7. а)Смелый – бесстрашный, безбоязненный, мужественный, отважный, неустрашимый. Героический.

Б) грустить – огорчаться, печалиться, унывать, кручиниться.

В) выбирать – высматривать, сортировать, намечать, приглядывать…..

8) в гостинице — номер, в зоопарке- вольер,

в поезде- купе, в школе- (класс) кабинет,

в музее – зал, в монастыре — келья,

в самолете –салон, в больнице- палата.

9. правда

10. водить за нос, морочить голову, втирать очки, зубы заговаривать, обводить вокруг пальца

11. Живи своим умом, а честь расти трудом.

Дело отложили, а потом забыли.

На ошибках учатся.

Не давши слова, крепись, а давши — держись.

Хочешь есть калачи — не лежи на печи.

Держи ухо востро.

Жизнь прожить — не поле перейти.

Ошибайся, да сознавайся.

В чужих руках всегда ломоть велик.

Поспешишь — людей насмешишь.

12. СтолярЫ, вЫборы, краЯ, мЕсяцы, аптЕкари, директорА

13.

14. Богатый — богач, хитрый- хитрец 

Счастливый – счастливец, счастливчик; грубый — грубиян 

Крепкий- крепыш, весёлый — весельчак 

15. Шалив- заца, т.к. во всех словах «конспиративного языка» имеются общие части ША и ЦА.

Если отбросить эти повторяющиеся части, обнаруживаем слова, состоящие из одного или двух слогов. Видно, что в двусложных словах первый и второй слоги меняются местами и разделяются дефисом.