Олимпиадные задания для одарённых детей по математике. 3-4 класс.

Олимпиада по математике 3 класс.

2013-2014 уч.год

1. Поменяй местами две цифры в каждом примере так, чтобы равенства были верными: 3 балла

69 : 3 = 7 89 : 1 = 9

7 * 6 = 58 9 * 4 = 56

Ответы: _________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

2.Замени звёздочки цифрами: * * * * — 1 = * * * 2 балла

Ответ: ___________________________________________________

3. В деревне Простоквашино на скамейке перед домом сидят дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик и почтальон Печкин. Если Шарик, сидящий крайним слева, сядет между Матроскиным и Фёдором, то дядя Фёдор окажется крайним слева. Запиши, как сидят герои слева направо. 5 баллов

Ответ: _______________________________________________

4. Догадайся! ЭВМ выполняет все четыре арифметических действия. На табло появилось число 36. Какое число было заложено в ЭВМ?

IMG_0001

Решение: _________________________________________________

Ответ: ___________________________________________________

5.В вазу с красными розами поставили 14 жёлтых роз. Потом взяли половину всех роз, после чего осталось 17 роз. Сколько красных роз было в вазе сначала? 5 баллов.

6.Летела стая гусей, а навстречу им гусак: «Здравствуйте, десять гусей!». «Нет, нас не десять. Если бы ты был с нами, да еще двое гусей, то тогда бы было десять». Сколько в стае гусей? 5 баллов

Олимпиада по математике в 4 классе

2013 -2014 уч.год.

1. Как на чашечных весах уравновесить кусок стали массой 47 г с помощью набора из 5 гирь: 1 г, 3 г, 9 г, 27 г, 81 г. Можно гири класть на две чаши весов.

1 чашка……………………………2 чашка……………………………….. 3 балла

2. В коробке лежат 15 шаров: красные, белые и чёрные. Белых шаров в 7 раз больше, чем красных. Сколько чёрных шаров? Ответ 3 балла

3.Расшифруйте фразу, в котором каждая буква заменена её соответствующим порядковым номером в русском алфавите.

а) 12, 1, 12, 16, 3

б) 18, 1, 9, 21, 14

в) 20, 1, 12, 16, 3, 1

г) 10

д) 18, 6, 25, 30

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

4. В записи трёхзначного числа единиц в 2 раза меньше, чем десятков, а сотен — в 2 раза больше, чем десятков, Найди это число, если в нём четыре десятка.

Ответ:…………………………………………………………………. 3 балла

5. Весь класс, в котором учатся Маша и Даша, выстроился в колону по одному. Позади Маши стоит 16 человек, включая Дашу, а впереди Даши стоит 14 человек. Сколько ребят в классе, если между Машей и Дашей стоит 7 человек?

Ответ:……………………………………………………………………… 5 баллов

6. На каток пришли 4 паучка, чтобы покататься на коньках. У одного из паучков не хватало коньков на задней половине ног, у другого – на передней половине, у третьего с коньками были только правые ножки, а у четвертого – только левых. Они взяли на прокат недостающие коньки и вышли на каток. Сколько пар коньков паучки взяли в прокат?

_________________________________________________________5 баллов

Олимпиадные задания по математике (3 класс) по теме: Работа с одаренными детьми

Школьная  олимпиада  по математике                                      (2010-2011год)                       3  класс                                                          ШИФР__________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

итого

Баллы

Задание 1.                                                                                                                         Если два дня назад была среда, какой день недели будет через 7 дней?  ___________________________________

Задание 2.                                                                                                                      Какие три  целых числа, если их перемножить, дают столько же , сколько получится от их сложения?

__________________________________________________________

Задание3.                                                                                                                     

Запиши  трехзначное число, у которого каждая последующая цифра больше  предыдущей в 2 раза    __________________________________________________________

Задание 4.                                                                                                         Расставьте 9 стульев у четырёх стен так, чтобы  у каждой стены  стояло по 3 стула                                                                                                                 

Задание 5.                                                                                                                 Возраст дедушки выражается наименьшим трехзначным числом, которое записывается различными  цифрами. Сколько лет дедушке?         _______________________________________________________________                                                                              

Задание 6

Во дворе гуляли куры и собаки. Мальчик посчитал их лапы, получилось 10 лап. Сколько могло быть кур и сколько собак?  ______________________________________________________________                     ________________________________________________________________

Задание 7    Красная  шапочка несла бабушке 12 пирожков   с мясом, грибами и капустой. Пирожков с капустой наибольшее количество, причем их в 3 раза больше, чем пирожков с мясом. А пирожков с мясом меньше, чем пирожков с грибами. Сколько пирожков с грибами?

Задание   8                                                                                                                Лесенка состоит из 7 ступенек . Какая тупенька находится в середине лестницы?    _________________________________________________

________________________________________________

Задание   9                                                                                                                У рабочего была путевка в дом отдыха с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней отдыхал рабочий?                                                                                                                        

___________________________________________________

Задание   10     

   Ваня живёт  выше    Пети, но ниже Сени, а Коля живёт ниже Пети. На каком этаж четырёхэтажного  дома  живёт каждый из них?                                                                                                                  

_____________________________________________________________  ____________________________________________________________

Ты закончил работу. Молодец!

        

Инструкция по проверке олимпиадной работы  по математике  3 класс

1 задание                           Суббота

2 задание         1*2*3=6                                    1+2+3=6                

3 задание        1,2,4 или 248  по 1 баллу    Всего 2 балла

4 задание         

5 задание       102 года   

6 задание    собак-  , кур -, или   собак —   , кур-  ,

7 задание        2 пирожка с мясом, 4 пирожка с грибами  и  6 пирожков с капустой.

8 задание             Ответ :4                                                                                                

9 задание        Ответ: 24 дня

10 задание  Ответ: Коля живёт на 1 этаже, Петя на 2 этаже, Ваня на 3 этаже, Сеня на 4этаже.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

итого

Баллы

1

2

2

5

3

4

4

2

3

4

        

Интеллектуальный марафон по математике 3 класс ( для работы с одарёнными детьми)

Фамилия, имя___________________________________ Класс____________

Интеллектуальный марафон

Цикл «Математика», 3класс.

  1. Вставь вместо звёздочек цифры так, чтобы выражения были верными:

_*5 + *7

2* 2*

36 76

2. Даны числа, которые ты должен вставить вместо точек. Главное условие – в каждом примере используй все заданные числа. Один из примеров имеет более одного решения.

24, 12, 43

…. + …. — …. = 31

…. + …. — …. = 55

…. — …. + …. =55

3. В каждой тройке числа расположены в определённой последовательности. Найди закономерность и вставь пропущенные числа.

33, 58, 40.

21, 46, … .

44, …, … .

4. Вместо звёздочек вставь знаки арифметических действий:

7 * 3 * 9 = 30 2 * 2 *2 * 2 = 4

5. Заполни пропуски:

56 : 6 х … = 3 х 6

48 : 8 … = 4 х 3

7 х 6 + 7 х 4 > 7 х …

30 : … < 30 : 3

6. Выбери, какое действие выполняется последним?

25+ (27: 9 –5) х 4= 36 : 6 + 27: 9 – 10=

а) слож. в) умнож. а) слож. в) уинож.

б) выч. г) дел. б) выч. г) дел.

7. Выбери нужный ответ:

1).5 см 2мм- это 2). 1 час 25мин -это

а) 502мм в) 520мм а) 125мин в) 85мин

б) 25 мм г) 52 мм б) 70мин г) 90мин

8.Какая из величин лишняя? Подчеркни.

1см, 1кг, 1дм, 1км.

9. Круг разделили на две части и решили раскрасить их карандашами разных цветов. Сколькими способами это можно сделать, если имеются красный, зелёный и синий карандаши?

10. В квартирах №1, 2, 3 живут три котёнка: белый, чёрный, рыжий. В квартире №1, 2 не живёт чёрный котёнок, белый живёт не в квартире №1. В какой квартире живёт каждый котёнок?

№1——————— №2_______________________ №3_________________________

Олимпиадные задания (3 класс) по теме: ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

Задание 1

Соедини линиями фразеологические сочетания с толкованиями:

Яблоку негде упасть                            Усиленно думать над трудным вопросом

Зарубить себе на носу                          Очень тесно

Ломать голову                                       Овладеть собой, успокоиться

Взять себя в руки                                   Хорошо помнить

Задание 2

Определи сколько раз встречаются звуки [ т]  [  т ‘] в предложении. Подчеркни буквы, которыми они обозначаются.

Директор известного в городе предприятия подписал документ и передал его представителю подшефной фабрики.

Ответ: _________ раз.

Задание 3

Напиши 4 сложных слова, у которых вторая часть состояла бы из корней воз, ход, мер, рез. ______________________________________________________

Задание 4

Как вы понимаете выражения:

Много думать о себе — ________________________________________

Недолго думая — _____________________________________________

Задание 5

Из ряда слов выпиши родственные слова и формы слова:  лес, лесник, лесной, перелесок, лесничий, лесником,  лесничество, лесники.

Родственные слова:_______________________________________________

Формы слова: ___________________________________________________

Задание 6

Напиши как можно больше трехбуквенных слов имен существительных, вставляя в середину гласные буквы: б _ к,  в _ л,  д _ м,  с_ к,  м_ х,  к _ т.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 7.

Подбери к старославянским словам русские соответствия:

Агнец  — ________________________,

Уста — __________________________,

Ланиты — _______________________.

Задание 8.

Подбери синонимы ( слова близкие по значению) к словам:

Грустный — ______________________________,

Радостный — _____________________________,

Жесткий — _______________________________,

Отважный — ______________________________.

Задание 9.

Из звуков, входящих в слово палитра, ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тара.  Найди среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра.

Задание 10

Объясни фразеологические сочетания:

Лясы точить  — ____________________________________

Держать ухо востро — ______________________________

Сидеть, сложа руки — _______________________________

От рук отбился — __________________________________

Во всю Ивановскую — ______________________________

На чужой шее сидеть — _____________________________

Задание 11

Объясни фразеологические сочетания:

Работать, не покладая рук          — ____________________________

Держать язык за зубами — _________________________________

Воды в рот набрать  — ___________________________________

Ворон считать — _______________________________________

Своим горбом нажить — ________________________________

Держать в ежовых рукавицах — ___________________________

Задание 12

Замени словосочетания близким по значению глаголом:

Задирать нос — ______________________,

Бить баклуши — _____________________.

Подчеркни, какое прилагательное подходит к существительному:

Мастер                     искусный   или       искусственный

Клён                         высокий         или   высотный

Задание 13

Укажи, какими частями речи являются выделенные слова. Надпиши над ними:

Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

Снежное покрывало всё поле покрывало.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

Задание 14.

Объясни смысл выражений:

Перебивался с хлеба на квас -______________________________

Жил на чужих хлебах — __________________________________

Подбери к словам проверочные слова и вставь безударные гласные:

Н_сут — _________           в_зут — ____________     пр_вдивый — ___________

Л_дник — ________          ч_рнота — __________ к_ рмить — ______________

Задание 15

Составь слово из звуков:

1-й – глухая пара звука [з];

2-й – глухая пара звука  [д];

3-й – гласный  [о] под ударением;

4-й — глухая пара звука [г].   ________________________________

Задание 16.

Придумайте как можно больше слов, заменяя первую букву в словах:

Чайка, роза

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 17

Замени словосочетания близким по значению глаголом:

Обвести вокруг пальца — ________________________

Пропускать мимо ушей — _______________________.

Замени прилагательные антонимами ( противоположными по значению)

Свежий хлеб — ___________________________

Свежий ветер — __________________________

Свежая рубашка — ________________________

Задание 18.

Объясни значения словосочетаний:

Птичий рынок — ___________________________________
Птичий базар — ____________________________________

Объясни фразеологизмы:

Язык до Киева доведёт — ________________________________________,

Плясать под чужую дудку — _____________________________________.

Задание 19.

Напиши слова на букву Э:

  1. Как называется хранилище для зерна? ________________________
  2. Как называется самый большой музей в Петербурге? ____________
  3. Как называется команда корабля, самолета? ___________________
  4. Как называется машина с ковшом? ___________________________

Задание 20.

У писателя С.Львова есть статья, которая называется «Смотреть и видеть». Иностранцы не могли понять разницу между глаголами «смотреть» и «видеть». Как бы вы им объяснили? Дайте ответ, составив предложения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 21.

Какое значение имеет слово  красный в сочетаниях:

Красный молодец — __________________________,

Красное солнышко — _________________________,

Красный угол — _____________________________.

Задание 22.

Как будут называться данные животные в женском роде:

Бык — _______________, петух — ______________, баран — _______________,

Селезень — __________, боров — ______________, гусь — _________________,

Индюк — ___________, слон — ________________, медведь — ______________.

Задание 23.

Объясни знание выражений:

Это тебе не по зубам — ________________________________

Положил зубы на полку — ______________________________

Имеет на меня зуб — ________________________________

Зуб на зуб не попадает — _____________________________

Задание 24.

Какие названия животных не имеют женского рода?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 25.

Исправь ошибки:

     У подезда школы весит обявление. В воскресене мы поедем на стройку. Мы ришили по быват там всем классом.

     К девяти чесам подехал афтобуз и по садил группу рибят. Вьезд на площятку был за крыт. Мы увидели подёмный кран. Крановщик обяснил нам, как он управляет им. Много интересново узнали мы настройке.

Задание 26.

 К каждому слову из данных слов добавить по два прилагательных: одно в прямом  значении, другое – в переносном.

Руки — _______________________________________________________

Голова — _____________________________________________________

Задание 27.

Объясни выражения:

Мастер на все руки — ______________________________________________

Между делом — _______________________________________________

Между двух огней — _____________________________________________

Задание 28.

Заполни квадрат так, чтобы получились слова  — имена существительные.

Задание 29.

Отметь словосочетания, в которых глагол употребляется в переносном смысле:

Играть мячом,  обливаться слезами, водить за нос, мышь пищит, подаёт надежды, сердце шепчет, светит солнце, проглотил язык.

Составь  предложение с одним таким словосочетанием.

______________________________________________________________

Задание 30.

Подчеркни слова, в которых только твёрдые согласные звуки:

Малыш, лужицы, пальцы, подъезд, таблица, оркестр.

Подчеркни имена существительные мужского рода:

Кофе, мороженое, повидло, метель, буран, теплынь, кино, тюль, такси, огонь, пюре.

Задание 31

Замени выражения одним глаголом:

Клевать носом — __________________________________

Чесать языком — __________________________________

Дать стрекоча — __________________________________

Ломать голову — __________________________________

Задание 32.

Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье – имя существительное. Необходимо использовать все буквы.

Лик + пена=  _________________________________

Иск + том= __________________________________

Кожа + ворон= _______________________________

Олимпиадные задания по математике (3 класс) на тему: Олимпиадные задания для 3 класса по математике

Школьная олимпиада по математике 3 класс (2018-2019 уч.г.)

1.Возраст дедушки выражается наименьшим трёхзначным числом, которое записывается различными цифрами. Сколько лет дедушке?

Ответ:________________________________________________________

2. Какое число пропущено в равенстве? (46 – 28 ) : ( __ — 13 ) = 1

3. Врач дал больной девочке 3 таблетки и велел принимать их через каждые полчаса. Она строго выполнила указание врача. Сколько времени хватило прописанных врачом таблеток?

Ответ:__________________________________________________________

4. Поменяй местами две цифры в каждом примере так, чтобы равенства были верными: (показать стрелками)

а) 69 : 3 = 7 в) 89 : 1 = 9

б) 7 × 6 = 58 г) 9 × 4 = 56

5. На прямой отметили 4 точки.Сколько получилось отрезков?

___________________________________________________________

6. Привезли коробку печенья массой 19 кг. Когда съели половину печенья, коробка с печеньем стала весить 10 кг. Сколько кг печенья было в коробке первоначально?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Найди закономерность и вставь пропущенные числа вместо звездочек.

а) 3, 6, * , 12, 15

б) 3, 6, 12, *, 48

в) 3, 6, 9, 15, 24, *

8. У Кати два брата и одна сестра, у Веры две сестры и один брат, а у Вити три брата. Сколько детей в каждой семье?

Ответ:  у Кати — __________,

             у Веры — __________,

             у Вити — __________.

9. В записи трёхзначного числа единиц в 2 раза меньше, чем десятков, а сотен — в 2 раза больше, чем десятков. Найди это число, если в нём четыре десятка.

Ответ:_______________

10. Вставь в пустые клетки квадрата числа так, чтобы квадрат стал магическим.

11. В семье два сына. Младшему 6 лет, старший в 2 раза старше. Их общий возраст составляет половину возраста отца. Сколько лет отцу?

___________________________________________

12. « Курочка Ряба, снесла несколько золотых яиц. Дед с бабой стали их делить. Дед говорит: «Если мы возьмем по 3 яичка, то одно останется». А баба ответила: «Если захотим по 4, то одного не хватит». Пришла внучка и говорит: «У нас 8 яиц». Права ли внучка? Сколько яиц, снесла курочка Ряба?»

________________________________________________________

13. Расставь знаки так, чтобы получились верные равенства:

(8 … 8 … 8) …8 = 7

8 … (8 … 8) … 8 = 8

(8 … 8 … 8)… 8 =  9

(8 … 8) … 8 … 8 = 10

14.Нарисуй, как из 3 спичек сделать 6, не ломая их?_________________

15.Дом, где живёт Миша, находится на левой стороне длинной улицы. Миша решил погулять. Во время прогулки Миша переходил улицу 3 раза. На какой стороне улицы оказался мальчик? _____________________________________________

Ответы:

1

102 года дедушке

1балл

2

(46-28):(31-13)=1

1 балл

3

1 час

1 балл

4

а) 63 : 9 = 7          в) 81 : 9 = 9

б) 7 × 8 = 56        г) 9 х 6 = 54

4 балла

5

6 отрезков( аб, бв, вс, ав, бс, ас)

1 балл

6

1 способ:

1)19 – 10 = 9 (кг)-  это половина печенья, которую съели.

2)9 х 2 = 18( кг) – масса печенья первоначально.

2 способ:

1) 10 х 2 = 20 (кг)- масса всего печенья и двух коробках.

2) 20 – 19 = 1 (кг) – масса пустой коробки

3) 19 – 1 = 18 (кг) – масса печенья первоначально

3 балла

7

а)  3, 6, 9, 12, 15

б) 3, 6, 12, 24, 48

в) 3, 6, 9, 15, 24, 39 

3 балла

8

у Кати- 4, у Веры- 4, у Вити- 4

2 балл

9

842

1 балл

10

3 балла

11

36 лет

2 балла

12

7 яиц

        1 балл

13

 (8 х 8 + 8): 8 = 9

(8 + 8) : 8 + 8 = 10

4 балла

14

римская VI

1 балл

15

на правой

2 балла

итого

30 баллов

Олимпиадные задания по математике (3, 4 класс) на тему: Индивидуальная образовательная программа по математике для одарённых детей

Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная)

общеобразовательная школа №12 г. Волжска Республики Марий Эл.

                                                                                                 

Рассмотрено:                                         Согласовано:                           Утверждаю:    

на заседании ШМО СОШ №12          Зам.УВР МОУ СОШ №12      Директор МОУ СОШ №12                                                                                                                              

Протокол                                               ________  /Гаманюк Н.Г        _______   /Т.В.Барсегян/              

от ________2013                                                                        

   

                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Индивидуальная образовательная программа по математике для одаренных детей

                                   

                                                                   

                                                                                                        Программу составила

                                                       учитель начальных классов

                                                                                                МОУ СОШ №12

                                                                                              Никитина Л. И.

                                                         

                                                       

г. Волжск.

Пояснительная записка

        «Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллектуального профиля…  Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно».

Р.Дж.Стернберг, Е.Григоренко

        Актуальность разработки программы

          Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

       Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

      Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи — самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный  и экономический потенциал города, края и государства в целом.

     Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

     Под  одаренностью мы понимаем системное, развивающееся в течение жизни качество   психики,   которое   определяет  возможность  достижения человеком   более   высоких   результатов   в   одном   или   нескольких   видах деятельности по сравнению с другими людьми.Одаренный   ребенок   —   это  ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,  иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.    

     Одарённые дети:                                                                                                                 1.имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;                                                                                                                                               2. имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;                             3. испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.                                                  

       Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются.

   С точки зрения психологов процент одаренных  с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.

Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.

Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо значимая задача обучения одаренных детей.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Основная цель курса: 

создание системы деятельности педагога  для выявления, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся по математике, развития одаренности.

Задачи курса:

  • выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе его поступления в школу;
  • реализовать принцип личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании обучающихся с повышенным уровнем интереса к математике;
  • активизировать интеллектуальные качества обучающихся в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
  • создать оптимальные условия для выявления поддержки и развития одаренных детей в области математики;
  • совершенствовать систему подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
  • внедрять в учебно-воспитательный процесс все виды и формы творческой самореализации, нестандартности научного мышления учащихся в области математики;
  • установить сотрудничество в работе с одаренными детьми в области математики  с учителями 5 класса;
  • проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности;
  • поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, концерты, праздники).

Формы работы с одаренными учащимися:

  • индивидуальный подход к учащимся на уроках;
  • использованием учителем элементов дифференцированного обучения;
  • проведение учителем нестандартных форм уроков;
  • дополнительные занятия с одаренными учащимися; подготовка их к олимпиадам, интеллектуальным играм, проведение учителем консультаций по возникшим вопросам;
  • участие в олимпиадах по математике школьного, муниципального, районного, республиканского и всероссийского уровня.

Формы занятий.

Существуют такие формы занятий с одарёнными детьми:

  • урок – игра,
  • урок – обсуждение,
  • практическое занятие,
  •  интеллектуальные игры и марафоны,
  • конкурсы, фестивали, олимпиады,
  • творческие конкурсы,
  • предметные недели,
  • исследовательская деятельность,
  • индивидуальные и коллективные проекты и др.

Принципы педагогической деятельности

в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Ожидаемые конечные результаты:

• Формирование системы работы с одаренными учащимися.

• Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.

• Повышение квалификации педагогов.

Формы контроля.

Индивидуальное домашнее задание, консультация, мини – олимпиады.         

Индивидуальная образовательная программа по математике

Участники: одарённые дети по математике: (Еделева Екатерина, Исаева Юлия, Курченков Никита, Садриева Камилла, Тораева Дарья).

Стратегия работы с одаренными детьми

        Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

       При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности ( в данном случае в области математики)

        Содержательный уровень представлен двумя математическими линиями: «Мир чисел» и «В мире задач», которые не выделены в отдельные разделы, так как переплетаются между собой основным содержанием олимпиадных заданий. Реализуются через формирование умений комбинировать, анализировать, планировать и рассуждать.

       Способность комбинировать проявляется в возможности создавать разные сочетания предметов или их элементов. Чем лучше развита у ребенка эта способность, тем он больше составит сочетаний из данных, приведенных в условиях задачи, более планомерно и упорядоченно проводит комбинирование данных.

        Способность анализировать проявляется в возможности выделять в явлении разные стороны, в умении вычленять в предмете конкретные особенности. Способность ребенка анализировать проявляется при разборе условий задания и его требований, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Чем лучше у ребенка развита способность анализировать, тем лучше он разберется в задаче с большим числом данных, тем легче справится с вычислением этих данных и их отношений, обозначенных в условии задач, тем он точнее выделяет отношения данных, более четко отличает необходимые данные от необязательных, избыточных.

      Способность планировать проявляется у ребенка в его возможности намечать шаги для получения результата и разрабатывать последовательность своих действий для достижения поставленной цели. Ребенку можно предложить рассказать, как он будет срисовывать какое-нибудь изображение. По тем действиям, которые ребенок будет предпринимать, в каком порядке их осуществлять во время рисования, можно судить о том, как он планирует свои шаги для достижения требуемого результата. Способность планировать при этом проявляется в последовательности действий: какие будут выполняться раньше, какие позже. Чем лучше развита у ребенка способность к планированию, тем легче ему решать задачи, в которых для получения результата требуется выполнить много действий, тем у него больше возможностей намечать последующие действия до выполнения предыдущих. Однако у детей с недостаточным развитием этой способности наблюдается обратная картина: последующие действия намечаются после выполнения предыдущих.

        Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени. При решении задачи способность рассуждать проявляется в понимании отношений между данными. Чем лучше у ребенка развита эта способность, тем ему легче выполнить сложное умозаключение, тем реже он допускает логические ошибки и противоречия в рассуждении.

       Специальные задания, которые систематизированы в методических материалах, формируют приемы рационального запоминания, развивают абстрактное мышление, пространственное воображение, тренируют внимание, приучают детей быть собранными, готовыми в любой момент к неожиданному повороту событий, что дает им уверенность в собственных силах и ведет к повышению эффективности обучения в целом, способствуют воспитанию творческой личности. Эти занятия побуждают детей к активности, самостоятельности, воспитывают взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу.           Чтобы выполнить задание, ученик учится делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявляет закономерности, учится фантазировать. Каждый ребенок работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, ему посильную ступеньку. На занятии, где используется данный материал, у ребенка больше возможности подумать, поразмышлять, попробовать разные пути решения задач. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Структура проведения занятия

      Содержание программы реализуется через систему занятий, которые проводятся 1 раз в неделю в 3 классе с целью организации системной работы по развитию интеллектуальных способностей, коммуникативных умений и мотивационной сферы учащихся, и 2 раза в неделю в четвертом классе, где добавляется работа по подготовке учеников к участию в марафонах, олимпиадах городского уровня.

Структура занятия в 4 классе выглядит следующим образом:

 Разминка, которая включает в себя тренинг по развитию памяти, мышления, воображения с использованием сборника Л.Ф. Тихомировой «Развитие интеллектуальных способностей школьника» или проведение блиц-турнира, включающего разгадывание ребусов, кроссвордов, шарад, анаграмм и другого занимательного материала.

На втором этапе предлагается изучение основной темы данного занятия.

На третьем этапе проводится психогимнастика по методическим рекомендациям  Е.А.Алябьевой.

 Такая структура занятия позволяет решать поставленные программой задачи, учитывая при этом возрастные особенности младших школьников.

         Планирую в течение 2013-2015 года проводить поддержку и развитие способностей одаренных детей  через:

• целенаправленную подготовку к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям (подбор заданий повышенного уровня сложности, нестандартные задания на уроках по всем предметам)

• беседа с родителями одаренных детей о создании условий в семье для успешного развития детей;

• участие в олимпиадах, предметных неделях, конкурсах, проводимых в школе;

• участие в конкурсах «Чемпионат «Старт» по предметам», «Кенгуру», во всероссийских дистанционных олимпиадах  и других;

• создание мониторинга результативности работы с одаренными детьми.

Содержание программы        

        В предлагаемой  методике работы с одаренными детьми по математике главной задачей является раскрытие принципов действия, решение задачи не ради точного ответа, а ради способа его получения, ради логических рассуждений на пути к нему. Для осуществления технологического процесса при данном подходе к обучению необходима строгая логика построения учебного содержания. Для его наполнения отбирались задания, которые, во-первых, не могли быть использованы на уроках в рамках учебного курса математики:

а) задания, выходящие за рамки изучаемых понятий по годам обучения, но возможность нахождения способов их решения прогнозируется исходя из зоны ближайшего развития продвинутых детей;

б) задания, требующие нестандартного подхода к их решению;

 Способность комбинировать.

Задачи «в 2», «в 3», «Шаги петуха», «Шахматный конь», Задачи «В обмен».

 Способность анализировать.

Поиск девятого неизвестного. Задачи на поиск закономерностей (нахождение последовательностей). Задачи на поиск аналогии.

 Способность планировать.

Игра «Обмены». Самые простые задачи. Простые задачи. Непростые и несложные задачи.

 Способность рассуждать.

Решение задач путем составления логических таблиц (самые простые, простые задачи). Задачи на сравнение. Задачи на совмещение. Задачи на отрицание. Задачи на определение возраста.

 Тайны чисел.

Числовые головоломки. Числовые лабиринты. Числовые шарады, метаграммы, логогрифы. Числовые загадки. Кросс – суммы и волшебные квадраты. Математические игры и фокусы.

 В мире задач.

Логические. Анализ. Задачи на поиск закономерностей (нахождение преобразований). Задачи на поиск аналогий. Планирование. Сложные задачи. Рассуждение. Решение задач путем составления логических таблиц (усложненные, сложные задачи). Задачи на различия. Задачи на определение скорости.

Нестандартные текстовые задачи (решение алгебраическим способом, арифметическим способом).

Дивергентные задачи.

Задачи с недостающими данными. Задачи с избыточными данными. Задачи с неопределенным условием.

В процессе работы по программе у учащихся формируются следующие способности и умения:

 Познавательные способности.

Владение большим объёмом информации. Богатый словарный запас. Перенос усвоенного знания на новый материал. Установление причинно-следственных связей. Умение делать выводы. Использование путей поиска информации. Умение оценивать как сам процесс деятельности, так и его результат. Умение рассуждать. Построение гипотез. Критичность мышления. Высокая любознательность.

Творческие способности.

Способность рисковать. Дивергентное мышление. Гибкость мышления и действий. Способность высказывать оригинальные идеи. Богатое воображение. Развитие интуиции.

 Особенности эмоциональной сферы.

Реалистическая Я – концепция. Уважение к другим. Толерантность. Склонность к самоанализу. Настойчивость в выполнении задания. Соревновательность. Чувство юмора. Чуткость к анализу нравственных проблем.

Календарно-тематическое планирование  занятий по математике

3 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

Создание и пополнение базы данных одаренных детей класса.

3

сентябрь

2

Вводный урок. Математические ребусы.        

Игра: «Кто быстрее и сообразительнее?»

1

сентябрь

3

Построение числовых рядов по заданному признаку. Знакомство с алгоритмами.        

2

октябрь

4

Задачи «в 2», «в 3».

1

октябрь

5

Математические игры «Шаги петуха», «Шахматный конь»,

1

октябрь

   6

Олимпиадные задачи. Знакомство и систематизация.        

2

ноябрь

7

Участие в олимпиаде школьного тура

1

ноябрь

8

Самые простые задачи.

2

декабрь

9

Непростые и несложные задачи.

2

декабрь

10

Логические задачи по математике. Классификация.        

2

январь

11

Числовые головоломки.

1

январь

12

Числовые лабиринты.

1

февраль

13

Решение задач путем составления логических таблиц (самые простые, простые задачи).

2

февраль

14

Задачи на сравнение.

1

февраль

15

Подготовка к городской олимпиаде

2

март

16

Участие в городской олимпиаде

1

март

17

Задачи на совмещение.

1

апрель

18

Задачи на отрицание.

1

апрель

19

Задачи на определение возраста

1

апрель

20

Числовые шарады, метаграммы, логогрифы.

1

апрель

21

 Числовые загадки.

1

май

22

Кросс – суммы и волшебные квадраты.

1

май

23

Математические игры и фокусы.

2

май

4 класс

1

Вводный урок. Математические ребусы.        

2

сентябрь

2

Логические задачи. Анализ.

2

сентябрь

3

Задачи на поиск закономерностей (нахождение преобразований).

4

сентябрь

4

Задачи на поиск аналогий. Планирование.

3

октябрь

5

Сложные задачи. Рассуждение.

3

октябрь

6

Основные критерии оценки олимпиадных заданий.  Правила оформления. Олимпиадные задания.

2

октябрь

7

Участие в олимпиаде школьного тура.

1

ноябрь

8

Решение задач путем составления логических таблиц (усложненные, сложные задачи).

3

ноябрь

9

Задачи на различия.

4

декабрь

10

Задачи на определение скорости

4

декабрь

11

Практикум по распознаванию основных типов задач. Решение и правильное оформление.

3

январь

12

Усложнение программных задач по заданным алгоритмам

3

январь

13

Изготовление памяток (алгоритмов) для правильного оформления основных типов олимпиадных задач.        

2

февраль

14

Олимпиадные задания устного характера. Работа в командах. Правила предоставления полученных результатов.        

2

февраль

15

Письменные  олимпиадные задания, оцениваемые в 3 балла. Оформление решений.

2

февраль

16

Письменные олимпиадные задания, оцениваемые в 4 балла. Оформление решений.        

2

февраль

17

Письменные олимпиадные задания, оцениваемые в 5 баллов. Оформление решений.        

4

Февраль

март

18

Участие в городской олимпиаде.

1

март

19

Нестандартные текстовые задачи (решение алгебраическим способом, арифметическим способом).

3

март

20

Геометрические задания на построение углов при помощи циркуля, транспортира, линейки и треугольника.        

4

апрель

Геометрические задания на построение простейших плоских фигур при помощи циркуля, транспортира, линейки и треугольника.        

4

апрель

20

Задачи с недостающими данными.

2

май

21

Задачи с избыточными данными.

1

май

22

Задачи с неопределенным условием.

2

май

21

Итоговое занятие. Обобщение пройденного. Выявление тем для дальнейшего расширенного изучения.

1

май

              Отслеживание уровня развития творческого потенциала личности возможно осуществлять по методикам Векслера, Равена, адресованные психологам, и методикам, предложенные Савенковым А. И., разработанные для учителей и родителей: «Интеллектуальный портрет», «Карта одаренности», «Методика определения общей одарённости». Сочетание этих методик позволяет более объективно осуществлять мониторинг развития.

Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми:

  • удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;
  • повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
  •  адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;
  • повышение уровня владения детьми общими  предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

Достижения учащихся

Фамилия учащегося

Класс

Название конкурса, его статус и место проведения

Результаты, занятое место

2013 – 2014 учебный год

1

Еделева Екатерина

3

Всероссийская дистанционная олимпиада «Гений математики»

Диплом, 2 место

2

Исаева Юлия

3

Всероссийская дистанционная олимпиада «Гений математики».

Диплом,2 место

3

Тораева Дарья

3

Всероссийская дистанционная олимпиада «Гений математики».

Диплом,1 место

4

Исаева Юлия

3

Всероссийская дистанционная олимпиада «Математические лабиринты».

Диплом лауреата

5

Тораева Дарья

3

Всероссийская дистанционная олимпиада «Математические лабиринты».

Диплом,3 место

6

Тораева Дарья

3

Школьный тур олимпиады по математике.

1 место

7

Тораева Дарья

3

Городская олимпиада по математике.

Диплом призёра

2014 – 2015 учебный год

1

Исаева Юлия

4

Всероссийская дистанционная олимпиада «Весёлый счёт».

Диплом,1 место

2

Тораева Дарья

4

Всероссийская дистанционная олимпиада «Весёлый счёт».

Диплом,1 место

3

Курченков Никита

4

Всероссийская дистанционная олимпиада «Задачки из сказки».

Диплом,1 место

4

Еделева Екатерина

4

Всероссийская дистанционная олимпиада «Математик».

Диплом лауреата

5

Курченков Никита

4

Всероссийская дистанционная олимпиада «Математик».

Диплом,2 место

6

Садриева Камилла

4

Всероссийская дистанционная олимпиада «Математик».

Диплом,2 место

7

Тораева Дарья

4

Всероссийская дистанционная олимпиада «Математик».

Диплом,3 место

8

Еделева Екатерина

4

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике.

Диплом 1 степени

9

Исаева Юлия

4

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике.

Диплом 1 степени

10

Тораева Дарья

4

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике.

Диплом 2 степени

11

Тораева Дарья

4

Школьный тур олимпиады по математике.

2 место

Заключение

       Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.

Используемая литература:

1. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010.              2. Тонких А.П., Кравцова Т.П. Логические игры и задачи на уроках  математики. – Ярославль «Академия развития»1997.                                                                                                           3.Тихомирова Л.Ф. Математика в начальной школе. Развивающие игры, задания, упражнения.

4. Узорова О.В. 3000 задач и примеров по математике. 4 класс. – М.: АСТ: Астрель, 2000.       5. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – Прсовещение, 1990.    6. Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети.

7. Одаренные дети. Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменская и В.М. Слуцкий. – М.: Прогресс, 1991.

8.Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: «Академия», 2000.

9.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль, «Академия развития», 1996.

10. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста». – Москва, 1996.

11. Тихомирова Л. Ф. «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка». – Москва, 2000.13. .А. Савенков. Программа «Одаренный ребенок в массовой школе».        

Олимпиадные задания по математике (3 класс) на тему: Олимпиадные задания для учащихся 3 класса по математике

Олимпиада по математике 3 класс

Ф. И. ________________________________ класс__________ дата_________

1. Какая фигура лишняя?

А)                           Б)                                В)                             Г)          

2. Заспорили как-то три муравья, чья ноша тяжелее – ведёрко с водой, которое весит 3 грамма, кучка сосновых иголок, весом 3 грамма, или трёхграммовый одуванчик. Помоги муравьям разобраться, кто из них прав. Что же всё-таки самое тяжёлое.

 

3.Дети катались на двухколёсных и трёхколёсных велосипедах. Всего было 22 колеса. Сколько было двухколёсных и трехколёсных велосипедов?

А) 5 трёхколёсных и 4 двухколёсных                

Б) 5 двухколёсных и 4 трёхколёсных

В) 6 двухколёсных и 3 трёхколёсных              

Г) 6 трёхколёсных и 3 двухколёсных

4. Медведь захотел посадить репу. Сделал грядки и решил на каждую грядку посадить одинаковое количество семян. Ему дали 16 семян. Если он посадит семена по 5 на каждую грядку, то одно семечко останется лишним. А если захочет посадить по 6 семян, то для одной грядки ему не хватит двух семян. Сколько грядок сделал медведь?

А) 2                   Б) 3

В) 4                   Г) 5

5. Реши примеры в таблице и запиши ответы. Буквы, соответствующие ответам, впиши во вторую таблицу, и ты прочитаешь название математического действия. Что это за действие?

 

А) сложение     Б) вычитание  В) умножение Г) деление        

 6. Ученик провёл в треугольнике два отрезка. 

Сколько всего углов можно найти на рисунке?

А) 3              Б) 18

В) 9              Г) 15

7. Гусеница ползёт по травинке. За 1 минуту она поднимается на 4см, а потом за следующую минуту сползает вниз на 2 см. За сколько минут гусеница доползёт до самого верха, если высота травинки 12см?

А) 9 мин                   Б) 6 мин

В) 10 мин                 Г) 12 мин

8. Какой из примеров решён верно?

А) 4 ⋅ 2 + (5 – 3) = 16                    Б) 4 ⋅ 2 + 5 – 3 = 16

В) 4 ⋅ (2 + 5) – 3 = 16                    Г) 4 ⋅ (2 + 5 – 3) = 16

9. Если посчитать, сколько калачей съели вместе первая и вторая головы Змея Горыныча, то получится 16 калачей. А если посчитать, сколько съели вместе вторая и третья головы, то получится 18 калачей. Количество калачей, съеденных первой и третьей головами вместе равно 20. Сколько всего калачей съел Змей Горыныч?  

А) 27                  Б) 34                 В) 38                  Г) 54

10. Барон Мюнхгаузен, Баба-Яга, фея и инопланетянин устроили соревнование: кто быстрее долетит до Луны.  В каком порядке прилетели наши герои, если Баба-Яга не прилетела ни второй, ни третьей, Мюнхгаузен не был третьим, а фея не была ни первой, ни второй, ни третьей?