Работа с одаренными детьми по математике3 класс

Работа с одаренными детьми. Математика 3 класс.

п/п

Тема занятия

Дата

планир.

фактич.

1-2.

Математические игры : ребусы, примеры с буквами, цепочки.

7.09

14.09

3-4

Числовые задачи с избыточными и недостающими данными ,решаемые методом подбора.

21.09

28.09

5-6.

Комбинаторные задачи.

5.10

12.10

7.

Олимпиада по математике.

19.10

8.

Анализ проведенных олимпиад, работа над ошибками.

26.10

9-10

Решение логических задач.

2.11

16.11

11.

Нестандартные задачи «Распиливание , разрезание».

23.11

12-13.

Нестандартные задачи на соответствие и порядок.

30.11

7.12

14.

Задачи ловушки , шутки.

14.12

15.

Нестандартные задачи «Взвешивание , время, монеты»

21.12

16.

Задачи связанные с величинами.

28.12

17-18.

Текстовые задачи на движение, на нахождение доли числа и числа по доле.

11.01

18.01

19-20.

Задачи на делимость (признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10)

25.01

1.02

21-22.

Волшебные квадраты

8.02

15.02

23-24.

Задачи на переливание( единицы объема, вместимость, мерки объема)

22.02

1.03

25.

Олимпиада по математике.

15.03

26.

Анализ проведенных олимпиад, работа над ошибками.

22.03

27-28.

Задачи с геометрическим содержанием .

5.04

12.04

29-30.

Решение логических задач

19.04

26.04

31-32.

Олимпиадные задачи.

3.05

10.05

33.

Интеллектуальный ринг.

17.05

34.

Итоговое занятие. Математический КВН.

24.05

Олимпиадные задания по математике для 3 класса (100-130). Работа с одаренными детьми

МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Лецких Л.А.
учитель начальных классов,
Олимпиадные задания по математике  для 3 класса (100­130). Работа с
одаренными детьми
100.  Отца   одного   гражданина   зовут   Михаил   Гаврилович,  а  сына   этого   же
гражданина зовут Михаил Владимирович. Как зовут гражданина? 
О т в е т : Владимир Михайлович.
101. Заполни пропуски в волшебных квадратах так, чтобы суммы чисел по
горизонтали, по вертикали и по диагонали были одинаковы.
О т в е т : 
                          
102. Продолжите закономерность:
1, 2, 2, 2, 3, 2, 4, 2………….
О т в е т : 5, 2.
103. Как число 5 можно записать семью одинаковыми цифрами, соединив их
знаками действия? 
О т в е т : 5 + 5 + 5 + 5 – 5 – 5 – 5.
104. Заполни пропуски в волшебных квадратах так, чтобы суммы чисел по
горизонтали, по вертикали и по диагонали были одинаковы.
       
О т в е т : 
105. На дворе ходят гуси и лошади. У всех вместе 10 голов и 26 ног. Сколько
гусей и сколько лошадей? 
О т в е т : 7 гусей и 3 лошади.
106. Сережа шел вверх по лестнице. Перешагивая через две ступеньки, он
считал:   один,   два,   три,   четыре.   Когда   ему   нужно   было   сказать:   «пять»,   то
оказалось, что ему осталась одна ступенька. Сколько ступенек на лестнице? 
О т в е т : 9 ступенек. 107. Какое число больше 10 и меньше 30 на 10? 
О т в е т : 20.
108. Заполни пропуски в волшебных квадрата так, чтобы суммы чисел по
горизонтали, по вертикали и по диагонали были одинаковы.
О т в е т : 
109. У Маши есть родители, сестра и два брата, а у Оли – мать, две сестры и
брат. У кого семья больше и на сколько человек? 
О т в е т : У Маши на одного человека.
110. Геологи нашли семь камней, массы которых 1 кг, 2 кг, 3 кг, 4 кг, 5 кг, 6
кг, 7 кг. Эти камни разложили в 4 рюкзака так, что в каждом рюкзаке масса
камней была одинакова. Как это сделали? 
О т в е т : В первый рюкзак положили камень весом в 7 кг, во второй рюкзак –
  в   третий   –   камни   весом  
камни   весом   1   кг   и   6   кг,
5 кг и 2 кг и в четвертый – камни весом 3 кг и 4 кг.
111. Кролики прыгали: один среди двух и три в ряд, один впереди, а два
позади, один позади, а два впереди. Сколько всего было кроликов?
О т в е т : 3 кролика.
112. Заполни пропуски в волшебных квадратах так, чтобы суммы чисел по
горизонтали, по вертикали и по диагонали были одинаковы.
О т в е т : 
                            
113. Сколько всех цифр потребуется, чтобы записать все круглые десятки? 
О т в е т : 18 цифр.
114.   Заполни   пропуски,   зная,   что   сумма   чисел   по   строкам,   столбцам   и
диагоналям равна 63.
 
                 
О т в е т : 115. На весах, которые находятся в равновесии, на одной чаше лежат одна
морковка и две одинаковые редиски. На другой чаше – две такие же морковки и
одна редиска. Что легче – морковка или редиска? 
О т в е т : Массы морковки и редиски одинаковы.
116. Лена, Оля и Таня участвовали в беге на 100 метров. Лена прибежала к
финишу   на   2   секунды   раньше   Оли,   а   Оля   –   на   1   секунду   позже   Тани.   Кто
прибежал раньше – Таня или Лена – и на сколько секунд?
О т в е т : Лена прибежала на 1 секунду раньше Тани.
117. Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовых машин и 3
автомашины. Сколько всего машин шло в село? 
О т в е т : 1 машина – такси.
118. Какое число больше 10 и меньше 20 на 5? 
О т в е т : 15.
119.   Сколько   всех   цифр   потребуется,   чтобы   записать   все   четные   числа,
начиная с 2 и заканчивая 20? 
О т в е т : 16.
120.  Стоят 6  стаканов, первые  3 из  них  с водой.  Как сделать  так, чтобы
пустой стакан и стакан с водой чередовались? Разрешается брать только один
стакан?
О т в е т : Взять второй стакан и вылить воду в предпоследний стакан.
121. Аня, Боря, Вера и Гена всего поймали 10 рыбок, причем каждый из детей
поймал разное количество рыбок. Аня поймала больше всех, а Вера меньше всех.
Кто поймал больше рыбок – мальчики или девочки? 
О т в е т : Поровну: Аня и Вера поймали 1 + 4 = 5 рыбок, а Боря и Гена 2 + 3 =
5 рыбок.
122. На грядке сидят 5 воробьев, к ним прилетели еще 5. Кот подкрался и
схватил одного. Сколько птиц осталось на грядке? 
О т в е т : Один – в лапах кота, остальные разлетелись.
123. Маша и Лена имеют фамилии Иванова и Петрова. Какую фамилию имеет
каждая девочка, если Иванова ниже Лены на 2 см? 
О т в е т : Маша Иванова, Лена Петрова.
124. Лена подарила несколько открыток подруге, и у нее осталось столько же.
Потом   она   подарила   брату   половину   оставшихся.  Брат   получил   5  открыток.
Сколько открыток было у Лены? 
О т в е т : 20 открыток. 125.   При   постройке   забора   плотники   поставили   по   прямой   5   столбов,
расстояние между которыми было по 2 метра. Какова длина забора? 
О т в е т : 8 метров.
126.   Между   первым   и   вторым   этажами   20   ступенек   лестницы.   Сколько
ступенек   между   первым   и   пятым   этажами,   если   количество   ступенек   между
этажами одинаковое? 
О т в е т : 80.
127. В двух вазах лежали груши по 15 штук в каждой. Из первой вазы взяли
несколько груш, а из второй столько, сколько осталось в первой вазе. Сколько
груш   осталось   в   двух   вазах   вместе?   (Обоснуйте   свой   ответ   словами   или
чертежом.)
О т в е т : 15. Например: если из первой вазы взяли 5 груш, то из второй – 10
груш.
128. Расположите 4 одинаковых мяча в три коробки разными способами так,
чтобы в каждой коробке было не более двух мячей.
129.  Если   ночью   шел  дождь,  то   возможна   ли   через   трое   суток   солнечная
погода? 
О т в е т : Нет, так как через двое суток будет ночь.
130. После того как из одной вазы взяли 4 конфеты, а в другую положили 4
конфеты, в обеих вазах осталось 18 конфет. Сколько конфет было в каждой вазе
вначале? 
О т в е т : В одной – 22 конфеты, в другой – 14.

Олимпиадные задания по математике для 3 класса (130-160). Работа с одаренными детьми

Лецких Л.А.
учитель начальных классов,
                                                                                                          МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Олимпиадные задания по математике для 3 класса (130­160). Работа с
одаренными детьми
130. После того как из одной вазы взяли 4 конфеты, а в другую положили 4
конфеты, в обеих вазах осталось 18 конфет. Сколько конфет было в каждой вазе
вначале? 
О т в е т : В одной – 22 конфеты, в другой – 14.
131.  В   коробке   лежат   карандаши:  7  красных   и  5  синих.  В   темноте   берут
карандаши. Сколько надо взять карандашей, чтобы среди них было не меньше
двух красных и не меньше трех синих?
О т в е т :   6 карандашей.
132. Разность двух чисел равна вычитаемому. Придумай такие числа. 
О т в е т : Например: 10 – 5 = 5.
133. Четверых мальчиков зовут Денис, Илья, Артем, Вова. Кого из мальчиков
как зовут, если Илья не самый высокий, но все же он выше Дениса и Вовы, а
Денис не выше Вовы?
О т в е т : Артем    Илья    Вова    Денис
134.   Пара   лошадей   пробежала   20   километров.   По   сколько   километров
пробежала каждая лошадь? 
О т в е т : 20 км.
135. Кузнец подковал 7 лошадей. Сколько подков ему потребовалось?
О т в е т : 28.
136.   Аня,   Саша   и   Лена   купили   шарики   трех   цветов:   красный,   желтый   и
зеленый. У Ани не красный и не зеленый шарик, а у Лены – не зеленый. У кого
какой шарик? 
О т в е т : У Ани – желтый, у Саши – зеленый, у Лены – красный.
137. У трех подруг – Ани, Тани и Лены – платья красного, синего и зеленого
цвета. Аня не в синем платье, а Лена не в синем и не в зеленом. Кто в каком
платье? 
О т в е т : Аня – в зеленом, Таня – в синем, а Лена – в красном.
138. В одном поддоне не хватает трех яиц, а во втором, таком же, двух яиц. В
каком поддоне яиц больше?
О т в е т : Во втором. 139. Бульдог и фокстерьер едят связку из 12 сосисок с двух сторон. Пока
фокстерьер   съедает   одну   сосиску,   бульдог   съедает   две.   Сколько   сосисок
достанется бульдогу, когда они доедят всю связку? 
О т в е т : Фокстерьер – 4 сосиски, бульдог – 8 сосисок.
140. Коля и Вася имеют фамилии Иванов и Петров. Какую фамилию имеет
каждый из мальчиков, если Коля на пять лет старше Иванова?
О т в е т : Коля Петров, Вася Иванов.
141. Три брата – Коля, Саша и Сережа – учились в разных классах одной
школы. Коля не старше Сережи, а Саша не старше Коли. Назови самого старшего
и самого младшего из братьев. 
О т в е т : Сережа – старший, Саша – младший.
142. У животного 2 правые ноги, 2 – левые, 2 – спереди, 2 – сзади. Сколько
ног у животного? 
О т в е т : 4.
143. Четырех мальчиков зовут Максим, Боря, Андрей и Гриша. Узнай имя
каждого из них, если известно, что Боря не самый высокий, но он выше Андрея и
Гриши, а Андрей не выше Гриши.
О т в е т : Андрей  Боря  Гриша 
 Максим
144. Таня живет на втором этаже. Ваня в том же подъезде, но ему приходится
подниматься по  лестнице, в которой в 2 раза больше ступенек. Ступенек  до
подъезда и до первого этажа нет. На каком этаже живет Ваня?
О т в е т : Ваня живет на 3 этаже.
145. Колесо имеет 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? 
О т в е т : 10.
146. У меня сестер и братьев поровну. А у моей сестры вдвое меньше сестер,
чем братьев. Сколько нас?
О т в е т : Всех семеро: четыре брата и три сестры. У каждого брата три брата
и три сестры, у каждой сестры четыре брата и две сестры.
147.  Коля,   Вася   и   Боря   играли   в   шашки.  Каждый   из   них   сыграл   всего   2
партии. Сколько всего партий было сыграно? 
О т в е т : 3 партии.
148. В квартирах № 1, 2, 3 жили три котенка: белый, черный и рыжий. В
квартирах № 1 и 2 жил не черный котенок. Белый котенок жил не в квартире №
1. В какой квартире жил каждый котенок?
О т в е т : Белый жил в квартире № 2, черный – в квартире № 3, а рыжий – в
квартире № 1. 149. Ответьте на вопрос:
Какие три числа нужно перемножить, чтобы в результате получилось 1? 
О т в е т : 1 ∙ 1 ∙ 1.
150. В семье трое детей: два мальчика и одна девочка. Их имена начинаются с
букв А, В, Г. Среди А и В есть начальная буква имени одного мальчика. Среди В
и   Г   есть   начальная   буква   имени   девочки.   С   какой   буквы   начинается   имя
девочки? 
О т в е т : С буквы В.
151. Расставьте знаки и скобки так, чтобы получились верные равенства:
9   9   9 = 2    
9   9   9 = 10 
О т в е т : (9 + 9) : 9 = 2 
9 ∙ 9 + 9 = 90 
152.   В   трехзначном   числе   отсутствует   разряд   десятков,   а   сотен   в   2   раза
9   9   9 = 90
9   9   9 = 9
9 : 9 + 9 = 10
9 : 9 ∙ 9 = 9
больше, чем единиц. Известно, что оно делится на 9.
Найдите это число среди чисел: 306, 603, 201, 804.
О т в е т : 603.
153.   Трехзначное   число   записано   тремя   различными   цифрами,   которые
располагаются   в   порядке   возрастания   слева   направо.   Известно,   что   в   его
названии все слова начинаются с одной и той же буквы. Что это за число?
О т в е т : 147.
154. Профессор Пятитройкин переехал в новый дом, в квартиру 31. Большой
любитель   математики,   профессор   решил   номер   своей   квартиры   записать
необычным   образом   –   с   помощью   пяти   троек.   Какие   знаки   математических
действий он должен поставить между некоторыми тройками, чтобы получить
число 31?
О т в е т : 33 – (3 + 3) : 3 = 31.
155.   В   представлении   должны   были   участвовать   три   клоуна:   Джон,   Ганс,
Иван. Им дали три колпака – красный, желтый, зеленый, три рубахи – красную,
желтую и зеленую и три пары штанов – красные, желтые и зеленые. Клоуны
оделись так, что у каждого колпак, рубаха и штаны были разных цветов. Ганс
взял зеленую рубаху, а Джон – красные штаны. Как был одет Иван?
О т в е т : Иван был в желтом колпаке, красной рубахе и зеленых штанах.
156. В шахматном турнире участвовали 7 человек. Каждый с каждым сыграл
по одной партии. Сколько всего партий они сыграли?
О т в е т : 21 партию.
157. В магазине было шесть разных ящиков с гвоздями массами 5, 6, 7, 8, 9, 10
кг.   Два   покупателя   приобретали   пять   ящиков,   причем   каждому   гвоздей
досталось одинаково. Какой ящик остался? О т в е т : Ящик весом 9 кг.
158. В корзине меньше 10 яблок. Эти яблоки можно разделить между двумя
или тремя девочками. Сколько яблок в корзине?
О т в е т : 6 яблок.
159. Улитка вздумала взобраться на дерево 15 м высотой. В течение каждого
дня   она   успевала   подниматься   на   5   м;   но   каждую   ночь   во   время   сна   она
опускалась вниз на 4 м. Через сколько суток достигнет она вершины дерева?
О т в е т : Через 10 суток и один день. В первые 10 суток улитка поднимается
на 10 м, по 1 м в сутки, в течение же одного следующего дня она вползет еще на
5 м, то есть достигнет вершины дерева.
160. Работа над задачей.
Три брата поймали 29 карасей. Когда один брат отложил для ухи 6 штук,
другой – 2, а третий – 3, то у каждого осталось равное количество рыб. Сколько
карасей поймал каждый из них?
Р е ш е н и е :
1) 6 + 2 + 3 = 11 (к) – ушло на уху.
2) 29 – 11 = 18 (к) – осталось всего.
3) 18 : 3 = 6 (к) – осталось у каждого брата.
4) 6 + 6 = 12 (к) – было у первого брата.
5) 6 + 2 = 8 (к) – у второго брата. 
6) 6 + 3 = 9 (к) – у второго брата.

Календарно-тематическое планирование по математике (3 класс) по теме: План работы с одаренными детьми

МОУ «Зенинская СОШ Вейделевского района Белгородской области»

        

План работы

с одарёнными учащимися

 3 класса

учителя начальных классов

  Бескишко Л.П.

 

на 2012-2013 учебный год

                               

                                            Пояснительная записка.

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.

 Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

Характеристика одарённых детей.

Начнем с того, что определимся с самим понятием:

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.

Опережающее познавательное развитие:

— отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.

— они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.

— отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.

— одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.

— наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

— некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.

— они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

— характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.

Психосоциальная чувствительность:

— одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.

— они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

— живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.

— они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

— им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.

— порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.

— эгоцентризм, как и у обычных детей.

— нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.

Физические характеристики:

— одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.

— их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

— зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).

     Необходимо учитывать  то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель –  одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

Задачи развития:

  1. развитие личности одаренных учащихся;
  2. развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;
  3. развитие позитивной Я-концепции;
  4. развитие творческой самостоятельности;
  5. развитие коммуникативных умений;
  6. развитие рефлексивных умений.

Формы работы с одарёнными детьми:

  1. групповые занятия с одаренными учащимися;
  2. предметные кружки;
  3. кружки по интересам;
  4. конкурсы;
  5. участие в олимпиадах;
  6. исследовательская деятельность .

  Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе        

  Урочная деятельность

К ней  относятся следующие виды деятельности:

— проблемно-развивающее обучение,

— проектно-исследовательская деятельность,

— игровые технологии (деловые игры и путешествия),

— информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

  развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

— творческие и нестандартные задания.

   Внеурочная деятельность.

К ней  относятся следующие виды деятельности:

— факультативы,

— предметные недели,

— театрализованные праздники,

— олимпиады и конкурсы по предметам.

При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:

— видом одарённости;

— возрастом ребёнка;

— социальным статусом семьи ребёнка;

— уровнем одарённости;

— активностью самого ребёнка;

— профессиональной подготовкой педагога;

 

Календарно-тематическое планирование

                занятий по математике

п/п

Тема занятия

Кол-

во

часов

Сроки прохождения программы

1.

Диагностическое обследование

2.

Нестандартные задачи «Распиливание , разрезание».

3.

Нестандартные задачи на соответствие и порядок.

4.

Нестандартные задачи на соответствие и порядок.

5

Задачи ловушки , шутки.

 6.

Нестандартные задачи «Взвешивание , время, монеты»

 7.

Задачи связанные с величинами

 8.

Арифметические задачи ,требующие особых приёмов решения

  9.

Решение логических задач

  10

Решение логических задач

  11

Задачи на упорядочение множеств

  12

Задачи решаемые с помощью графов

  13

Комбинаторные задачи

  14

Олимпиадные задачи

15

Олимпиадные задачи

16

Олимпиадные задачи

17.

Олимпиадные задачи

Используемая литература :

  1.Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике:1-4 классы. – М.:ВАКО,2010.-233с.

2.Тонких А.П., Кравцова Т.П.Логические игры и задачи на уроках математики:-Ярославль « Академия развития»1997.-239с.

3.Узорова О.В. 3000 задач и примеров по математике:1 класс. –М .: АСТ:Астрель,2000.-223с.

 4.Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников – Просвещение 1990.-75с.

 5.Тихомирова Л.Ф.Математика в начальной школе .Развивающие игры ,задания , упражнения.

   6. Карточки «Математические олимпиады младших школьников»

    8.Карточки « Нестандартные задачи для начальной школы»

Олимпиадные задания по математике (3 класс) на тему: Интеллектуальный марафон. 3 класс.

Интеллектуальный марафон. 3 класс

По русскому языку, математике, чтению, природоведению.

Русский язык

1.  В каких словах первый звук – гласный?

1. арбуз  2. окно  3. ель  4. улитка  5. ёжик

2.  В каких словах все согласные твердые?

1.чайка  2.шёпот  3.роща  4.ландыш  5.мышь

3.  Какие слова нельзя переносить?

1.фея   2.книга   3.уха   4.ковер   5.осень

4. Где одушевленные существительные в форме единственного числа?

1.столяр    2.воробей    3.лошади    4.платок    5.тетради

5.  Найди слова с предлогами.

1.(на) земле    2.(на) девать    3.(до) браться    4.(до) леса    5.(по) небу

6.  Какие слова пишутся с буквой Е?

1.с…ло    2.св…стеть    3.л…теть    4.кр…чать    5.л…сной

7.  В каких словах есть суффикс –ОК-?

1.сынок    2. урок    3.сурок    4.срок    5.островок

8.  У каких слов в основе 5 букв?

1.красный    2.вьюга    3.заход    4.озеро    5.домик

9.  Какие слова построены по схеме: приставка, корень, окончание?

1.загар    2.пальчик    3.подъем    4.закладка     5.налет

10.  Какие существительные могут обозначать лиц как м.р., так и ж.р.?

1.врач    2.брат    3.учитель    4.папа    5.инженер

11. У каких существительных нет формы множественного числа?

1.веселье    2.дождь    3.бензин    4.море    5.рис

12.  Найди подлежащее.

Летел (1) над тайгой (2) огромный (3) вертолет (4).

13.  Найди слова с безударными гласными в корне.

1.снега    2.лето    3.дерево    4.весна    5.тарелка

14.  Где нужно вставить Н?

1.читать …ему    2.вырасти с …им    3.верить …ему    4.петь о …ем    5.идти к …ему

15.  Начиная с одной из клеток, прочтите и запишите ходом шахматного коня  русскую пословицу.

 

ка

вет

со

го

ден

ле

ви

да

я

ско

ма

Свет

ка

из

Чтение

1.  Из какого произведения взяты эти слова: уголок, кусочек, голубушка, шейка, глазки, перышки, носок, голосок, светик, сестрица?

1.А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»    2.Н.А.Некрасов «Муза»    3.А.Н.Толстой «Весна»    4.А.И.Крылов «Ворона и лисица»   5.Ф.И.Тютчев «Листья»

2.  Каким словом заканчивается стихотворение?

Унылая пора! Очей очарованье!                

Приятна мне твоя прощальная краса –      

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые …

1.слова    2.дома    3.леса 4.поля     5.моря

 

3. Кто является главным героем стихотворения С.Я.Маршака «Усатый – полосатый»?

1.котенок     2.щенок     3.зебра     4.хомяк    5.тигренок

 4.  Каково имя и отчество Чуковского?

1.Корней Сергеевич   2.Корней Иванович  3.Корней Петрович  4.Корней  Александрович   5. Андрей Иванович

5.  Кто путешествует в сказке Н.Носова по Цветочному городу?

1.Буратино    2.Айболит    3.Незнайка    4.Карлсон    5.Медведь

Математика

1.  Самое маленькое число, которое делится на 2, 3 и 4 равно …

1. 1        2.2       3.6     4.12      5.24

2.  Один воин вышел из города и проходил по 12 верст в день, а другой вышел одновременно и шел таким образом: в первый день прошел 1 версту, во второй день – 2 версты, в третий – 3 версты, в четвертый – 4 версты и так прибавлял каждый день по одной версте, пока не настиг первого. Через сколько дней второй воин настиг первого?

1.15      2.17    3.21    4.23    5.25

3.  В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 часов. Нужно узнать, сколько косцов за 4 часа выпьют такой же бочонок кваса.

1.48      2.14    3.12    4.24     5.8

4.  Какое число продолжит ряд чисел: 1, 3, 6, 10, 15 …?

1.21      2.30    3.18    4.20     5.16

5.  60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц?

1.4см         2.6см          3.8см        4.2см        5.5см

6.  Сколько квадратов на рисунке?

        

         1.9       2.1        3.4      4.10     5.14

7.  Вычтите из наименьшего четырехзначного числа наибольшее двузначное число и наименьшее однозначное. Сколько получится?

1.9890     2.998     3.990     4.900    5.988

8.  Произведение каких двух однозначных чисел равно 5?

1. 2 и 3      2. 1 и 5      3. 10 и 2     4. 10 и 5     5. 1 и 4

9.  Пассажир такси ехал за город. Навстречу ему прошли 5 грузовиков и 3 легковые машины. Сколько всего машин шло за город?

1.8     2.5     3.2      4.1     5.3

10.   Вычислите: (800152 – 445) : (354 + 799353)

1.79707     2.1     3.354354      4.799707    5. 799

11.  Саша отдыхал в городском лагере с 15 июля по 7 августа включительно. Сколько дней был Саша на отдыхе?

1.24        2.22      3.23       4.21     5.15

12.  Груша тяжелее яблока, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее – груша или персик?

1.персик     2.груша      3.они равны    4.яблоко     5.не знаю

13.  Ученику дали задание начертить треугольник со сторонами 12 см, 17см и 29 см. Сможет ли он сделать это?

1.да     2.нет     3.не знаю    4.может быть    5.свой ответ

14. Какое действие выполняется последним: (400 – 80 • 3) : 20 — 5?

1.вычитание    2.умножение    3.деление    4.вычитание     5.в скобках

15.  Начерти  отрезок длинной 110 мм.

Природоведение

1. Обозначь место обитания пингвина.

1.море    2.пустыня    3.Австралия    4.Африка   5.Антарктида

2.  Это многолетнее растение используют как сердечное средство. Его любят кошки. В народе говорят: «млун – трава». Как оно называется?

1.подорожник    2.валериана    3.черника    4.ромашка    5.жень-шень

3.  У какой рыбы рот на брюхе?

1.карп    2.щука    3.ерш    4.горбуша   5.акула

4.  Отгадай загадку:  Сам пушистый, мех серебристый,

                                    В тундре живет, хищником слывет.

1.песец    2.олень    3.медведь    4.заяц    5.морж

 5. Ягоды этого растения очень вкусны и полезны (содержат много железа и витаминов), но еще их применяют как краситель. В старину ими красили лен и шерсть в фиолетовый цвет. Его ягоды улучшают зрение. Растет оно на Таймыре.

1.шиповник    2.черника    3.малина    4.костяника    5.вишня

Олимпиадные задания по математике (3 класс) на тему: Олимпиады для начальной школы (3-4 класс).

№ слайда

Комментарий к слайдам

2.

Данный слайд предоставляет возможность выбрать задания по русскому языку или математике. С помощью гиперссылок можно быстро открыть нужный блок (гиперссылки на кнопку).

3.

Блок «Русский язык». Дети или учитель выбирают возрастную категорию – 3 или 4 класс. 

4.

3 класс. С помощью управляющих кнопок можно выбрать задание для работы (всего 10 заданий).

5.

Задание № 1.

Объясните смысл выражений:

  1. работать спустя рукава – (плохо работать, лениться)
  2. рукой подать – (близко)
  3. чесать языком – (болтать, сплетничать)

6.

Задание № 2.

Соберите слово:

  1. его корень в слове «писать»,
  2. приставка в слове «рассказывать»,
  3. суффикс в слове «книжка»,
  4. окончание в слове «вода».

Ответ: расписка.

7.

Задание № 3.

Раскройте скобки:

  1. Таксист (до) вёз  ребят (до) дома.
  2. Дети (в) бежали (в) комнату.

Ответ: Таксист довёз ребят до дома. Дети вбежали в комнату.

8.

Задание № 4.

Исправьте ошибки в пословицах:

  1. Ус хорошо, а два – лучше.
  2. Жди у горя погоды.

Ответ: Ум хорошо, а два – лучше. Жди у моря погоды.

9.

Задание № 5.

Решите шараду:

  1. С глухим шипящим кругл, как мячик,

Со звонким – как огонь горячий.

Ответ: шар – жар.

10.

Задание № 6.

Подберите слово:

  1. серый, хищный, жадный …(волк)
  2.  ясная, холодная … (погода)
  3.  свежее, душистое … (варенье)

11.

Задание № 7.

Найдите лишнее слово:

  1. желток, желтизна, желтеет, железо;
  2.  носильщик, нос, носатый, носик;
  3.  часовщик, часть, часики, часовой.

Ответ: железо, носильщик, часть.

12.

Задание № 8.

Подберите противоположные по значению слова (антонимы):

  1. сухо –
  2. начало –
  3. зима –

Ответ: сыро, конец, лето

13.

Задание № 9.

Подберите слова близкие по значению (синонимы):

  1. народ –
  2. пища –
  3. холод –
  4. беда –

Ответ: люди, еда, мороз, горе.

14.

Задание № 10.

Отгадайте ребусы:

Ответ: сова, вокруг, полка.

15.

4 класс. С помощью управляющих кнопок можно выбрать задание для работы (всего 10 заданий).

16.

Задание № 1.

Определите части речи у слов: печь, течь.

  1. На то и печь (сущ.), чтобы хлеба в ней печь (гл.).
  2. Ведро дало течь (сущ.),, и вода стала течь(гл.).

17.

Задание № 2.

Отгадайте   загадку   и   напишите   отгадку. Укажите, сколько раз в тексте встречается  звук [С].

  Через поле и лесок

  Подаётся голосок.

  Он бежит по проводам,

  Скажешь здесь, а слышно там.

Ответ: телефон,  [С] – 5.

18.

Задание № 3.

Найдите слова, у которых от изменения ударения меняется смысл слова:

  1. атлас, свекла, выходить, ирис, щавель.

Ответ: атлас, выходить, ирис.

19.

Задание № 4.

Переставьте буквы так, чтобы получились новые слова:

  1. лоза, куст, лето, сокол, рост.

Ответ: зола, стук, тело, колос, сорт.

20.

Задание № 5.

Запишите слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях, транспорте:

  1. в гостинице – (номер)
  2. в зоопарке – (клетка)
  3. в школе – (класс)
  4. на корабле – (каюта)

21.

Задание № 6.

Дополните устойчивые сравнения:

  1. красный как … (рак)
  2. нагрузился как … (верблюд)
  3. петь как … (соловей)
  4. вольный как … (ветер)

22.

Задание № 7.

Подберите к имени прилагательному синоним:

  1. крепкая ткань – (прочная)
  2. крепкий организм – (здоровый)
  3. крепкий мороз – (сильный)

23.

Задание № 8.

Объясните выражения:

  1. на свежую голову – (пока ещё не устал)
  2. только пятки сверкают – (быстро убегать)
  3. прикусить язык – (замолчать)

24.

Задание № 9.

Найдите ошибки в тексте и исправьте их:

  1. Водитель папросил оплатить за проезд.
  2. В этом рассказе рассказывается об птицах.

Ответ: Водитель попросил оплатить проезд.

В этом рассказе говорится о птицах.

25.

Задание № 10.  Решите ребусы:

Ответ: сено, улица, сорока.

26.

Блок «Математика». Дети или учитель выбирают возрастную категорию – 3 или 4 класс.

27.

3 класс. С помощью управляющих кнопок можно выбрать задание для работы (всего 10 заданий).

28.

Задание № 1.

Расставьте знаки и скобки так, чтобы получились верные равенства:

1)  9   9   9 = 2        (9 + 9) : 9 = 2

2)  9   9   9 = 10      9 : 9 + 9 = 10

3)  9   9   9 = 90      9 × 9 + 9 = 90

29.

Задание № 2.

Три первых урока были: математика, русский язык  и  чтение.    Математика  –  не  первый, чтение – не первый и не третий.   Какой  был порядок уроков?

Ответ:  русский язык, чтение, математика.

30.

Задание № 3.

Гусеница отползла от веточки на 4 метра, а потом в противоположном направлении 6 метров. На каком расстоянии от веточки  оказалась гусеница?        

Ответ: 2 метра.

31.

Задание № 4.

Отца зовут Антон Павлович, отчество деда Иванович. Сына назвали в честь прадеда. Как зовут сына и деда?

Ответ: сын – Иван, дед – Павел Иванович.

32.

Задание № 5.

Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича.  Сколько весит кирпич?

Ответ: 3 кг.

33.

Задание № 6.

Найдите два числа, если их сумма равна 8 и одно из них на 2 больше другого.

Ответ: 3 и 5.

34.

Задание № 7.

Найдите закономерность и продолжите

ряд чисел:

  1.  3, 6, 9, …, … (12, 15)
  2.  65, 60, 55, …, … (50, 45)
  3.  2, 1, 3, 2, 4, 3, …, … (5, 4)

35.

Задание № 8.

Нарисуйте недостающую фигуру, не нарушая закономерности:

Ответ: трапеция с треугольником внутри.

36.

Задание № 9.

Решите ребусы:

Ответ: осень, Куба.

37.

Задание № 10.

Составьте из 7 палочек 3 треугольника.

Ответ:

38.

4 класс. С помощью управляющих кнопок можно выбрать задание для работы (всего 10 заданий).

39.

Задание № 1.

В   слове   «МАСЛО»   переставили   буквы   и получилось «МЛСАО». Такая же перестановка была сделана в слове «СТЕНА». Что получилось?

Ответ: «СНЕТА» 

40.

Задание № 2.

Нарисуйте недостающую фигуру, не нарушая закономерности:

Ответ: квадрат с кругом внутри.

41.

Задание № 3.

Есть три разных числа, сумма которых равна их произведению. Что это за числа?

Ответ: 1 + 2 + 3 = 1 × 2 × 3

42.

Задание № 4.

Ваня разложил на столе камешки на расстоянии 2 см один от другого. Сколько камешков разложил он на протяжении 10 см?

Ответ: 6 камешков.

43.

Задание № 5.

Установите (не вычисляя) порядок действий:

70 000 – (64 000 : 128 – 3280 : 164 × 15) × 70 + 192 000 : 800

Ответ:

70 000 –7 (64 000 :1 128 – 43280 :2 164 ×3 15) ×5 70 +8 192 000 :6 800

44.

Задание № 6.

Запишите число 16 при помощи четырёх пятёрок и знаков действий.

Ответ: 55 : 5 + 5 = 16

45.

Задание № 7.

Вокруг дома квадратной формы надо посадить14 деревьев так, чтобы вдоль каждой стороны было одинаковое количество деревьев. Нарисуй, как это сделать.

Ответ:    

46.

Задание № 8.

Геологи  нашли  семь  камней,  массы  которых 11 кг, 12 кг, 3 кг, 14 кг, 5 кг, 6 кг, 17 кг. Эти камни разложили в 4 рюкзака так, что в каждом рюкзаке масса камней была одинакова. Как это сделали?

Ответ: 17 кг, 11 кг + 6 кг, 12 кг + 5 кг, 14 кг + 3 кг.   

47.

Задание № 9.

Серёжа считал, что пришёл на футбольный матч за 15 минут до начала, но его часы отстали на 10минут, а проведение  матча  задержалось  на  20 минут. Сколько времени ждал Серёжа матча?

25 минут.

48.

Задание № 10.

В фигуре, состоящей из 9 квадратов, уберите 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов.