Тексты для самостоятельной работы в 4 классе по русскому языку
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
В лес за грибами
Вет_р несёт лист_я по кочкам, оврагам, лугам, полям. Поз_л_тили они все д_ро_ки и тр_пинки в л_су. Наступила грибная п_ра.
После д_ждя взрослые и дети устремились в лес за гр_бами. Дед Степан нёс б_льшую к_рзину. Он мастер собирать грибы. Я заглядывал под каждый кустик и п_нёк. У меня была мален_кая к_рзинка. В моей корзинке л_жали лисички, под_синовики, подб_рёзовики и белые грибы. Мы вышли на старую выру_ку. Вся она была усыпана опятами.
С полными корзинами грибов мы вернулись домой.
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Живи долго, деревце!
Прич_длив и красив осе_ий лес. Особую красоту ему в это время прид_ют р_бины. Огнём г_рят их грозд_я среди ажурной л_ствы.
Ру_кие люди любили с_жать р_бины ок_ло д_мов. Поз_ней ос_нью пос_дили и мы с дедом Иваном мален_кое ги_кое дер_вце. М_л_дая р_бинка лихо перен_сла сил_ные м_розы, в_юги, ре_кие ветры.
Зацв_ла наша р_бина во второй половине мая. Её можно узнать издали. Она радовала нас. Ж_ви долго, дер_вце!
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
За грибами
Осе_им утром мы загл_нули в лес. Проб_жал в_т_рок по в_рхушкам д_рев_ев. С берёз и осин посыпались з_л_тые монетки. Ок_ло старой ели р_сла кучка белых грибов. До чего же они красивые!
В осе_ем лесу я наш_л старую сырое_ку. Она была огромна, как тарелка. Края от старости завернулись вверх. Я не тронул старушку.
Мы искали гр_бы не сп_ша. К веч_ру набрали целую к_рзину. А ты любишь собирать грибы?
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Вспомним лето.
В зимние дни я ч_сто всп_минаю лето. Летом мы отдыхали на б_р_гу Ч_рного моря у бабушки Наташи.
Утро. Встает со_нце. Его лучи ск_льзят по поверхности в_ды. Мы шли к морю. Я подб_жал к лодке и оттолкнул её от бер_га. Мы поплыли к б_льшим камням. В_да была чистая, прозрачная. Ло_ку оставили ок_ло пристани. Вечером по извилистой тр_пинке мы возвращ_лись д_мой радос_ные и довольные. На белой скатерти ст_ла нас ждал уж_н.
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Медвежонок.
Ст_яла з_ма. Тр_щали сильные м_розы. А у м_дведицы в б_рлоге по_вился прелес_ный м_лыш. М_дв_жонок р_дился оч_нь мален_ким. Ему н_льзя было ещё вых_дить из б_рлоги. В л_су в_зде л_жал снег.
Шли дни. Снег в лесу стал таять. П_б_жали звонкие ручейки. Освоб_дились от снега целые п_лянки.
М_дв_жонок заметно п_дрос. У него открылись гла_ки. Он осм_трел ж_лище. Мать-м_дведица сделала б_рлогу просторной. М_дв_жонок мог х_дить по ней.
Однажды в_сенним утром медведи вышли из берлоги. Как х_р_шо было на воле!
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Хлеб.
Раз мы уехали на дачу и забыли в буфете хле_. Вернулись д_мой только через н_делю. Хлеб покрылся плесенью. Я х_тел его бросить, но вспомнил один случ_й.
Была в_йна. Наша ч_сть освоб_ждала д_р_вню. У в_рот дома ст_яла дев_чка и просила хлеба. Я вынул из мешка сухари. Она схв_тила их и жадно стала есть.
Мне стало стыдно, что я х_тел бросить хлеб. Я взял его, вышел на ул_цу. Ок_ло дер_вца я раскр_шил хлеб. Подл_тела стайка в_р_бьев и стала кл_вать крошки хлеба. На сер_це у меня стало спокойно и ле_ко.
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Серебряный хвост
Всю ночь в г_рах св_стел раз_ярённый вет_р. Ранним утром з_ма спустилась с гор. Показалось красное со_нце.
Я шёл по у_кой тр_пинке. Вдоль бер_га р_ки б_жала л_сица. Она ск_льзила по жёсткому насту, проваливалась в мя_ком сн_гу. У л_сы был уд_вительный хвост. Он пылал сер_бром.
Я направился по лис_ему следу. Здесь л_сица прыгнула через ш_рокий ручей и сорвалась в воду. Намок и пуш_стый хвост. Теперь каждая в_лосинка покрылась л_дяным чехлом.
Ло_ко обманула меня волшебница зима! Она показала мне ч_десного зверя со сказочным хв_стом.
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Берёза у дороги
За крайней избой дальней д_ревушки виднелось ж_лтое поле прид_рожной канавы. Канава зар_сла тр_вой. На просторной р_внине у д_роги ст_яла белая б_рёза. Ос_нь убрала д_ревья в ж_лтый убор. Б_рёза ст_яла счас_ливая.
Наступила з_ма. В зимние ночи вет_р трепал ветви б_рёзы. Снег засыпал п_ля, л_са, ж_лища людей. Всё замерзло.
Но вот от в_сеннего д_ждя нач_ли дымиться крыши изб. Снежное поле забл_стело на ярком со_нце. Пот_кли, заг_ворили руч_и. Заз_ленела б_рёза.
Пришло лето. В ш_лковой л_стве б_рёзы беззаботно зашумел вет_р. Ги_кие ветви скл_нились до первой з_лёной тр_вы.
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Зимний лес
Взошло, заиграло над лесом з_мнее со_нце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли сн_га. Сер_бристым инеем украсились ги_кие ветки б_рез. На б_лоснежной скатерти п_лян видны ч_десные узоры зв_риных и птич_их сл_дов. С тихим свистом л_тят к высоким елям кл_сты. Вдалеке пустил в_сеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перем_хнула с еловой ветки на соседнее дер_во. Пропищ_ла под кочкой в зимнем гн_зде мышь. Из мя_кого снега выл_тели красавцы тетерева, расселись на б_резах и стали кл_вать душ_стые почки. Эти нарядные птицы ж_вут дружными стаями.
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Жизнь спасена.
В кр_сивой мес_ности раскинулся р_бочий посёлок. З_мой д_роги зам_тает снегом. Трудно доехать ж_телям посёлка до ближнего нас_лённого пункта.
Однажды в посёлке т_жело заб_лел ч_ловек. Его надо было срочно отправить в б_льницу. Но как подготовить площа_ку для вертолёта? Даже на р_ке с нег л_жит толстым слоем.
Уч_ники мес_ной школы решили помочь. Ранним утром они все пришли к р_ке, взялись за руки и стали утаптывать снег. К веч_ру площ_дка была готова. Вертолёт опустился и утром доставил б_льного в гор_д.
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Воробей
Я возвр_щался с охоты и ш_л по аллее с_да. С_бака б_жала впер_ди меня.
Вдруг она остановилась. Я посм_трел вдоль д_роги и увидел м_л_дого в_робья. Он упал из гн_зда и сидел неподвижно.
Моя с_бака медленно приближалась к нему. С ближнего дер_ва камнем упал старый вор_бей. Он заслонил собой свое д_тище. Все его мален_кое тельце тр_петало от страха. Он замирал. Он жертвовал собой.
Мой Трезор остановился и попятился. Я поспешно отозвал его и удалился из сада.
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Весеннее солнце
На небе появилось в_сеннее со_нце. Оно разбудило всех в л_су. Пов_селела л_сная п_ляна. З_лотые лучи со_нца перел_тали от тр_пинки к тр_пинке. Капельки р_сы заиграли в каждом цв_тке, в каждой тр_винке.
Но вот наб_жала туча и закрыла все небо. Загрустила природа. Столб пыли пол_тел к оз_ру. От ре_кого ветра с д_ревьев посыпались сухие суч_я.
Лес грозно зашумел. Крупные капли д_ждя застучали по з_мле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю мес_ность.
Но гр_за быстро прошла. Т_шина. Только дятел стучит по к_ре дуплистой б_резы. И снова над л_сом светит ласковое со_нце.
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Весеннее утро.
Как х_р_шо в_сеннее утро! Из-за синей п_лоски леса пок_залось со_нце. В его луч_х кр_снеют в_ршины гиган_ских сосен. Над р_кой з_л_тистым дымком клубится туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает синюю гладь р_ки. В з_ркальной поверхности р_ки видишь голубое небо и обл_ка. На яркой зел_ни св_ркает р_са. Ле_кий в_терок покачивает ивовые сере_ки. Дрозд на еловой в_рхушке высвистывает песенку. Св_стит и слушает. А в ответ ему уд_вительная т_ш_на.
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
На рыбной ловле.
Было ч_десное утро. Мы реш_ли отправит_ся на рыбалку. Д_рога к ближней речке идёт п_лями. Направо и налево к_лосится рожь. От лё_кого в_терка по ней проб_гают зол_тистые волны. Стр_жи проворно носятся в свежем воздухе.
Мы переходим по у_кой тр_пинке через овраг. В нём б_жит ключ с х_лодной в_дой. Можно попить. Впер_ди речка. Один бер_г у неё высокий, а другой ни_кий. Быстро дох_дим до речки. Как х_р_шо кругом! Сядешь на бер_г, закинешь удочку и ждёшь.
Вдруг поплавок скрывается под в_дой. Радос_но дёргаешь удочку. Вес_ло возвращат_ся д_мой с богатым уловом.
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Белки.
У старой в_твистой ели резвятся в_селые белочки. Рады они теплому со_нцу и м_лодой зел_ни. Зв_рьки сменили к в_сне св_и пуш_стые серые шу_ки. Всю долгую зиму ж_ли белки в высоком л_су, скрывались в густой ч_ще. С ёлки на ёлку носились белочки по л_су, грызли т_жёлые см_листые ш_шки.
Много забот будет летом у белки. Нужно вык_рмить мален_ких бельчат, сделать запасы орехов. В г_лодные годы пускается белка в д_лёкие и опасные путешествия. Смело она переплывает ш_рокие р_ки, переб_гает открытые п_ля, заходит в г_рода. Миролюбивые белки не делают вреда. Радос_но см_треть на белок в л_су.
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Друзья.
Володя и Ася учились в одном классе. Володя рос сильным и зд_ровым мал_чуганом. Ася ч_сто б_лела. Володя пом_гал ей готовить уроки. Одн_жды Ася пор_нила ногу гв_здём. Н_га пос_нела, распухла. Дев_чка не м_гла х_дить в школу. Володя стал прив_зить Асю в школу и отв_зить д_мой на саночках. Санки ле_ко ск_льзили по гла_кой доро_ке. Снач_ла р_бята см_ялись над ними. А потом перестали. Вскоре Ася поправилась.
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Птицам к зиме.
Стаи птиц пот_нулись на юг. Но многие птицы остались з_мовать. Синицы, поползни, дятлы не б_ятся хол_да. Им страшен гол_д. З_мой много птиц погибает. А ведь их можно спасти. Развесь к_рмушки. Птицы быстро найдут их и станут прил_тать. Память у птиц х_рошая. Для корма собирают с_мена арбузов, дынь, тыквы. Синицы, поползни с_едают их охотно. Они выдалбливают дырочку в кожуре и достают вкусные зёрна.
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
В осеннем лесу.
Красиво было в л_су в этот ранний ч_с. Тихо шумели, качались д_рев_я. С л_ст_ев стекали свинцовые капли р_сы. На мху, в тр_ве уже л_жали сл_ды осени. Остро пахло сырой з_млей, прелыми лист_ями. Из вороха старых л_стьев, тр_вы, валежника выглядывают гр_бы. Мы вошли в ре_кий б_резняк. А вот и л_сной царь – белый гриб. Он ст_ял на кре_кой но_ке, в з_лотисто-коричневой ша_ке. Гриб был очень х_рош.
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Груп_а школ_ников ос_нью х_дила в заречный парк. Покр_снели осинки, пож_лтели берё_ки. Грозд_я ягод созрели на р_бинах. Р_бята по л_сной тр_пинке вышли на п_ляну. Кругом растёт пуш_стый ел_ник. Зел_неют м_лодые елочки. Из з_мли б_ёт чистый р_дник. Р_бята собрали суч_я и ветки. Мал_чики разожгли в_сёлый к_стёр на б_регу речки. В л_су было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Серёжа наполнил ч_йник в_дой. Пора зав_ривать чай. Анна и Инна угостили р_бят п_ченьем. По д_роге д_мой все пели песни. Радос_ные вернулись р _бята с прогулки.
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
В саду.
Поз_ней осен_ю я пос_дил м_л_дые ябл_ньки. Наступила дружная в_сна. По д_рогам зажурчала в_да. Быстро сош_л снег. Ярко забл_стели на с_лнце лужи.
Я приш_л в сад и осм_трел свои яблон_ки. Суч-я и веточки все были целы. Лопнули почки. Показались алые края цв_точных лист_ев. По саду разносились ч_десные песни птиц. В песнях звуч_ла радость встречи с т_плом и в_сной. Ле_ко и спокойно было на сер_це.
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Берегите воду.
Быстрый ручей звонко журч_л в зарослях черёмухи. Но вот он выб_жал на ш_рокий луг. Забл_стела на утреннем сол_це в_да. Ручей сп_шил вперёд. Со всех ст_рон к шумному руч_ю ст_кались другие руч_и. Он становился ш_ре и глубже. Т_чение его зам_длилось. Наш ручей стал речкой. В мя_ком иле пос_лились различные ж_вотные. На поверхности в_ды закач_лись белые кувшинки. Птицы свили гн_здо на высоком б_регу. Вода н_сёт ж_знь людям, растениям, птицам, ж_вотным. Чистая в_да – главное богатство природы. Бер_гите воду!
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Вечерняя прогулка.
Перед заходом со_нца я отправляюсь на свою обычную в_чернюю пр_гулку. Вес_ло пробират_ся по зар_слям высокой, сочной, душ_стой тр_вы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираеш_ся вп_рёд. С обл_гчением взд_хнёшь, когда снова оч_тишься на солнечной опушке.
Какая перед тобой открывается кр_сота! Внизу, как на ладони, расстилается ш_рокая д_лина, по которой зм_ёй извивается синяя р_ка. За р_кой виднеется с_седняя с нами д_ревня и моё любимое ближнее оз_ро. При солнечном осв_щении всё это принимает волшебный вид.
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Зимой.
В д_ревне м_роз запуш_л д_ревья сне_ком. Огромный пруд з_ма зат_нула гла_ким л_дом. Р_бята размели к_ток. Кон_ки у всех готовы. Ло_ко и ле_ко ск_льзят р_бятишки по л_ду. На Коле и Вите сп_ртивные к_стюмы. У б_гунов бл_стят от счаст_я гла_ки. Старшие р_бята раз_ехались в разные стор_ны. М_лыши к_таются цепью. По л_ду бегает за ребятами Шарик и всем мешает. Вес_ло и радос_но звуч_т детские г_лоса.
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Полярный день.
С юга прил_таем на с_молёте в д_лёкий сев_рный порт Мурманск. Скоро настанет веч_р и ст_мнеет. Летом на Крайнем Сев_ре т_мноты не бывает. Со_нце днём и ноч_ю ходит по небу кругом.
З_мой со_нце совсем не вст_ёт из-за г_ризонта. Только звёзды г_рят на ч_рном небе. Иногда полыхает п_лярное сияние.
Трудно ч_ловек привыкает к н_чному со_нцу. По н_чам очень много людей гуляет по ул_цам. Многие с_дят на скамейках. Читают газеты. Рассматривают витрины м_газинов. И даже дети находятся ноч_ю на ул_цах и греются на солнышке.
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Лесные жители.
Не всякого л_сного ж_теля ты сможешь ув_деть. Очень ре_ко мы видим, как про_елькнёт рыж_й хвост на лугу. С_мейство л_сей степенно шествует к в_допою. Озорной б_льчонок прыгает с ветки на ветку в парке.
И только з_мой мы видим сл_ды кабанов, зайцев, хорьков и сов. Сл_допыты находят следы полёвки. Попадаются поваленные д_ревья у р_ки. Это работают деловитые б_бры.
Егери по сл_дам узнают, какие ж_вотные з_мой обитают в их л_сах. В_сной в половодье зв_рям бывает нужна пом_щь ч_ловека. Помнишь историю деда Мазая и зайцев? И сейчас л_сники, охотники, егери спасают зв_рушек в половодье.
Тексты для контрольного списывания 4 класс по русскому языку
Просмотр содержимого документа
«Тексты для контрольного списывания 4 класс по русскому языку»
Тексты для контрольного списывания
4 класс
Начальная школа 2100
4 класс (Входные контрольные).
Контрольное списывание.
Дом Васнецова.
Мы идём по улицам Москвы. Много красивых домов вокруг! За невысоким забором стоит сказочный терем. Долгие годы здесь жил со своей семьёй Виктор Михайлович Васнецов. Войди в этот чудесный дом! Мебель, печи, люстры выполнены по рисункам художника. Буфет похож на сказочный терем. Лавки и сундуки украшены чудесной резьбой.
Вот мастерская художника. С картин на тебя смотрят Алёнушка, Царевна-лягушка и Иван-царевич.
4 класс (I четверть).
Контрольное списывание.
Встреча.
Мальчик первый услышал фырканье зверя. Мы притихли. Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными глазками. Наконец показалась полосатая шкурка. Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и посмотрел на меня. Зверёк имел забавный вид. Потом он фыркнул и сделал шаг к нам.
4 класс (II четверть).
Контрольное списывание.
Зимние забавы.
Шёл густой снег. Крупные снежинки мотыльками кружились в свете окна. За одну ночь всё в природе изменилось. Взошло солнце. Оно высветило изумительной красоты зимний, белоснежный наряд. Каждая маленькая былинка словно покрылась лебяжьим пухом. Ребятишки раскатали горку до льда. Они устремились к ней с санками, дощечками. Все хотят скатиться с ветерком! Щёки разрумянились. Малыши играли в снежки. Липкие комья снега летели во все стороны. Зима дарит людям много радости.
4 класс (III четверть).
Контрольное списывание.
Оружейная палата.
В прошлом веке в Кремле выстроили здание Оружейной палаты. Там разместили древние сокровища. Она стала музеем.
Каких только чудес здесь нет! Увидишь тут золотую карету, богатырский шлем. Вот чаша. Её держал в руках основатель Москвы Юрий Долгорукий. На этот посох опирался Иван Грозный. Есть в Оружейной палате ковёр. Он солнечного цвета, лёгок и пушист. Ковёр составлен из миллионов перьев. В Москву его привезли из Персии. А вот изделия тульских мастеров. Как красивы сарафаны из разных городов и сёл!
4 класс (IV четверть).
Контрольное списывание.
Скворцы.
Из всех певчих самая близкая к человеку птица – скворец. Кто не видал, не знает скворцов, не слушал их весеннего пения! С давних пор русские люди устраивали для скворцов деревянные домики – скворечники. Они украшали их затейливой резьбой, укрепляли под крышами своих домов, подвешивали на шестах и стволах деревьев.
Прилетают скворцы ранней весной. Ещё в полях лежит снег. После прилёта скворцы торопливо начинают устраивать свои гнёзда. Они носят в клювах былинки и мягкую подстилку. Каких только звуков не услышишь в скворцовой песне!
Карточки для списывания 4 класс
Спиши текст.
Удивительные рыбы.
Рыбы путешествуютС.С.. Они путешествуют большими косяками в поисках пищи, зимовкиС.С. или икрометания.
Самое длинноеС.С. и удивительное путешествие совершают угри. Из рек угри спускаютсяС.С. к морю. Из моря плывут в Атлантический океан. Из океана в Саргассово море. Море без берегов посредине океана! Там они мечут икру.
Личинки угрей подхватываетС.С. тёплое течение Гольфстрим и несёт к берегам родной Европы. В пути личинки вырастают в маленькихС.С. угрей. Они находят реки своих родителей. В этих реках они становятся взрослыми и повторяют путь своих предков.
После того, как спишешь текст, укажи в тетради время, которое ты затратил(а) на списывание. Проверь то, что написал(а), и укажи количество исправлений и ошибок.
Образец.
Время — … минут.
Исправлений — …
Ошибок — …
Выполни указанные виды разбора!!!
Спиши текст.
Леший.
Наши предки очень любили и уважали лес. Они верили в то, что у леса есть хозяин. Зовут его Леший. Он оберегаетЧ.р. лес и его обитателей. Не даёт безобразничать в нём. Леший – означает лесной. Внешность его переменчиваяЧ.р.. Он может предстать перед человеком великаном или маленьким человечком. Чаще всего Леший похож на человекаЧ.р.. Волосы у него серые с зеленью. Ресниц и бровей нет.
Лешего можно встретить в лесу весной, летом и осенью. Зимой он впадает в спячку.
Леший любит заводить путников в чащу и пугать их в лесу. Но он умеет платить добром за добро. Поэтому люди благодарили Лешего за лесные дары и оставляли ему разные лакомства.
После того, как спишешь текст, укажи в тетради время, которое ты затратил(а) на списывание. Проверь то, что написал(а), и укажи количество исправлений и ошибок.
Образец.
Время — … минут.
Исправлений — …
Ошибок — …
Выполни указанные виды разбора!!!
Спиши текст.
Медвежата.
Под толстым рыхлым снегом медведи спокойно спят до весны всю зиму. В серединеЗ-б. зимы у медведицы в берлоге рождаютсяЗ-б. мохнатые медвежата. Мать осторожно держит бурых детёнышей около своейЗ-б. груди, кутает их в своей косматой шерсти. Она закрывает их от холода лапами и головой, согревает своим дыханием, вылизывает их шёрстку.
Но вот медведица с медвежатами выходит из берлоги. Теперь она учит малышей выкапывать вкусные корни, сладкие луковицы, клубни растений. Медвежата сгребают сухие ягоды, роются в гнилых пнях. Они ищут там жирных жучков, мягких паучков. А медведица зорко смотрит по сторонам. Она готова оградить детёнышей от опасностиЗ-б.. Если медвежатам грозит беда, то медведица бросится на любогоЗ-б. прохожего.
Проверь то, что написал(а), и укажи время, количество исправлений и ошибок. Образец.
Время — … минут.
Исправлений — …
Ошибок — …
Выполни указанные виды разбора!!!
Спиши текст.
Обезьяны.
Обезьяны бывают разные. Есть совсем маленькие. Они на ладошке помещаются. Есть обезьяны огромные и сильные. Их боятся даже леопарды.
У обезьян сильные хвосты. Хвосты помогают им перескакивать с дерева на дерево. У толстохвостки хвост большой и пушистый. Он похож на хвост лисы.
Шёрстка у обезьян тоже разная. У одних она гладкая и плотная. У других обезьян она густая.
У некоторых обезьян во рту есть специальные защёчные мешочки. Они в них прячут плоды, ягоды, орехи. Проголодается обезьянка, а за едой ходить не нужно.
Обезьяны живут в Африке и в тропических лесах Южной Америки.
Проверь то, что написал(а), и укажи время, количество исправлений и ошибок. Образец.
Время — … минут.
Исправлений — …
Ошибок — …
Выполни указанные виды разбора!!!
ПОДУМАЙ и выполни задания
1. Запиши к данным словосочетаниям словосочетания, которые являются антонимами.
Свежее утро – __________________________________
свежая булка — __________________________________
свежая рыба — __________________________________
свежая блузка — _________________________________
свежая газета- __________________________________
2. Реши задачу.
В непрозрачном бидоне 10 л молока. Из него надо отлить 5 л в 7-литровый бидон. Как это можно сделать, если есть только 2-литровая банка?
Запиши свои рассуждения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Замени буквы цифрами.
УДАР
+ УДАР
ДРАКА
ПОДУМАЙ и выполни задания
1. Учёные разработали формулу абсолютного жидкого растворителя. Он может растворить всё. Но сразу возник вопрос: как его хранить?
Предложи способ хранения абсолютного растворителя.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Лабораторная мышь съела экспериментальную таблетку и стала невидимой, сбежала из клетки. Учёные знают, что она всё ещё в лаборатории, но как её обнаружить?
Предложи свой вариант.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Напиши, что означают данные фразеологизмы и пословицы.
За семью замками. _______________________________
Седьмая вода на киселе. __________________________
Быть на седьмом небе. ___________________________
Семь раз отмерь, один раз отрежь. ________________
________________________________________________
ПОДУМАЙ и выполни задания
1. Замени данные высказывания одним словом – наречием.
Не по карману — __________________________________
На краю света — _________________________________
Со всех ног — ____________________________________
Как в аптеке — ___________________________________
По совести — ____________________________________
Раз, два и обчёлся — ______________________________
Бок о бок — _____________________________________
Испокон века — __________________________________
Как гром среди ясного неба — ______________________
2. Есть ли на Земном шаре такие края:
а) где не бывает зимы?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) где не бывает ночи?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПОДУМАЙ и выполни задания
1. Определи, сколько звуков в словах. Сначала послушай, как произносишь эти слова, а затем напиши ответ.
Сшить — ____зв., лётчик — ____зв., счастлив — ____зв.,
осенний — ____зв., лестница — ____зв., возчик ____зв.
2. Какие изменения произойдут с природой Земли, если её ось из наклонной станет вертикальной?
Запиши свои мысли.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как расставить 10 стульев в прямоугольной комнате так, чтобы у каждой стены стояло по 3 стула?
4. Замени прилагательные антонимами.
мелкий бассейн — ________________________________
мелкий дождь — _________________________________
мягкий воск — ___________________________________
мягкий свет — ___________________________________
Спиши текст.
Собиратель слов.
В прошлом веке жил интересный человек – Владимир Иванович Даль. Главным делом его жизни было – собирать слова.
Всю Россию изъездил Даль в поисках неизвестных ему слов и выражений. Он узнавал их в походе, в крестьянской избушке, на ярмарке, на корабле, в рыбацкой артели. Владимир Иванович записывал слова в тетради. Всё отмечал Даль. Из какой местности слово? Какой смысл у этой пословицы?
Собранные сокровища он поместил в четырёх томах большой книги – словаре. Даль сберёг для народа живой русский язык.
Проверь то, что написал(а), и укажи время, количество исправлений и ошибок. Образец.
Время — … минут.
Исправлений — …
Ошибок — …
Во всех предложениях подчеркни главные члены !!!
Спиши текст.
Кенгуру.
Кенгуру – известное всем животное. В глубине Австралии живёт гигантский рыжий кенгуру, а в лесах можно увидеть его серого брата. Это очень крупные животные. Они достигают длины трёх метров. Но у них есть родственник размером с мышь.
Чаще всего кенгуру живут в степях и густых зарослях. У кенгуру плохое зрение. Но природа позаботилась о животных. Она не оставила кенгуру беззащитным. Слух у них замечательный. Они различают малейший шорох и быстро уносятся прочь.
Второй и третий пальцы на задней ноге кенгуру срослись и образовали ручку. Ей очень удобно расчёсывать шёрстку. Кенгурята появляются на свет размером с грецкий орех. Проходят месяцы, и из материнской сумки выглядывает забавная мордочка. Детёныш начинает знакомиться с миром.
Проверь то, что написал(а), и укажи время, количество исправлений и ошибок. Образец.
Время — … минут.
Исправлений — …
Ошибок — …
Спиши текст.
Рыба-ёж.
Эта степенная рыбка живёт среди кораллов. Она питается полипами. У неё нет зубов. Кости челюстей срослись в острый клюв. Таким прочным клювом ей можно грызть улиток.
Рыба-ёж неторопливо плавает вдоль рифа. Она не спешит. Пищи кругом много, а врагов она не боится. Эта рыбка не боится даже акулы. Рыба-ёж в её брюхе раздуется, а острые шипы вонзятся в акулий желудок.
Но обычно рыба-ёж защищается заранее. Увидит хищника, начнёт глотать воду и раздувается. Теперь эта рыба похожа на шар. Но вот опасность миновала. Хитрая рыбка с забавным хрюканьем выпускает из себя воду.
Всё бы хорошо, но донимает рыбу-ежа рыба-муха. Между иглами на спинке у рыбы-ежа прячутся рачки. Их-то рыба-муха и ловит, легонько покусывая рыбу-ежа.
Проверь то, что написал(а), и укажи время, количество исправлений и ошибок. Образец.
Время — … минут.
Исправлений — …
Ошибок — …
Спиши текст.
Дикобраз.
Дикобраз – зверь и некрасивый, и страшный. Поэтому так и называется. Любят дикобразы бродить ночью, греметь иглами. Иглы у него длинные, толстые, с острыми концами. Они являются почти единственным оружием дикобраза. Его зубы могут без труда прогрызть проволочную сетку. Иглы держатся на специальной мышце и легко от неё отделяются. Поэтому дикобраз может метать иглы в противника. Хотя чаще он разбегается и задом вонзает иглы во врага.
Дикобраз упрям. Он не уступает дорогу даже машине. Встанет на дороге, топает короткими задними ножонками и злобно хрюкает. Ощетинит иглы и устрашающе ими гремит.
Летом у самки дикобраза рождаются пять детёнышей. Родятся детёныши с открытыми глазами, с готовыми грызть резцами и с иглами.
Мясо дикобраза очень вкусное. Его очень ценили римляне. А позолоченные иглы богатые римские дамы втыкали в свои причёски.
Проверь то, что написал(а), и укажи время, количество исправлений и ошибок. Образец.
Время — … минут.
Исправлений — …
Ошибок — …
Методическое пособие по русскому языку ТЕКСТЫ ДЛЯ СПИСЫВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 1
(1-4 классы)
Предлагаемое методическое пособие составлено на основе опыта работы. В нем предложены тексты для списывания на уроках русского языка. Пособие может быть использовано учителем, студентами, и учащимися.
Автор Пинаева Е.А.,
учитель начальных классов высшей категории средней школы № 1
им. Н.Г. Чернышевского
ПРЕДИСЛОВИЕ
Тексты для списывания на уроках русского языка подготовлены для учащихся начальных классов. Они рассчитаны для проверки навыков учащихся по основным разделам программы для каждого года обучения.
Тексты в основном сориентированы на проверку прочности навыка письма, развивают зрительную память. От работы к работе тексты усложняются. Учитель может разбить тексты по уровням сложности, так же может дополнить тексты грамматическими заданиями. Учителю предоставляется возможность выбрать из предлагаемых текстов наиболее приемлемые для конкретного класса с учетом подготовленности учащихся, причем одни тексты могут быть использованы для самостоятельной работы учащимися, а другие учителем, как диктанты.
I КЛАСС
КОТ.
У крыльца спал кот. Он был худой и жалкий.
Алеша взял его. Кот стал жить у мальчика.
ЛОСЬ.
В чаще леса скрылся лось. Лось ест траву и ветки. Он любит соль. Лось — сильный зверь.
УТРО.
Вот и утро. Таня и Аленка идут в поле. Там работают люди. Они грузят в машину свеклу.
Наступил май. Стоит теплый день. Дети идут в лес. На поляне стоит большая ель. Алеша сел на старый пень.
На реке треснул лед. Быстро плывут льдины. К реке вышли лось и лосенок. Они стали пить воду. Стоит теплый солнечный день.
ЗИМА.
Весь день дул сильный ветер. Но вот повалил снег. Он укрыл землю. Красив был снежный узор на кустах и буграх. Наступила зимушка-зима.
ПТИЦА.
Настала суровая зима. С ветки на землю упал темный ком. Это была птица. Она замерзла. Витя взял ее домой. Птица ожила. Он выпустил ее на волю.
КОТ.
У Славы жил кот. Он любил спать у двери. Пушистым хвостом закрывал кот лапки. Настала зима. Кот стал мерзнуть. Слава сшил для кота коврик.
ЗВЕРИ ЗИМОЙ.
Гнездо белочки было на старой сосне. Под зеленой еловой лапой строит свой дом зайка. Еж накрылся сухими листьями.
ИЮНЬ.
Теплый день раскрыл двери в лето. Идут самые долгие дни. Пестрый ковер укрыл луга и поля. Весело шумит лес. Звенят песни птиц. Много работы у птиц. С утра до вечера носят они малышам пищу.
МОЙ ДРУГ.
Мой самый близкий друг — бабушка. У бабушки доброе лицо и приветливая улыбка. Зимой мы вместе ходим на лыжах в лес. Мою бабушку все уважают в нашем доме.
В ы б о р о ч н о е с п и с ы в а н и е
Прочитайте текст. Спишите ту часть, где говорится о том, как дети встретили маму.
Мама идет с работы. Она устала. Мама входит в комнату. А на столе все готово к ужину. Это Вова и Таня так встречают маму.
Мама очень рада. Она хвалит своих помощников. После ужина дети читали книгу «Чук и Гек»
Прочитайте текст. Спишите только ту часть рассказа, в которой сказано, как зайцу удалось достать ягоды.
Засыпало всю землю снегом. Навалило большие сугробы. Трудно зайке найти пищу. На рябине висели крупные ягоды. Но они были высоко. Не достать их зайцу.
Позвал зайка ветер. Ветер стал сильно качать рябину. Ягоды упали на снег. Зайка был рад.
II КЛАСС.
Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля. Она позвала его к себе в гости. Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу! ( Из сказки).
Около деревни ходил худой волк. Встретил он жирную собаку. Скажи, собака, откуда вы корм берете? Люди нам дают. Трудную службу вы несете? Нет, наша служба не трудная. По ночам мы дом сторожим. (По Л. Толстому)
ЗИМОЙ.
Хлопья снега тихо падают на землю. Во дворе играют малыши. Пруд и река покрыты льдом. Ольга идет на каток. Дядя Яша учит всех ребят кататься на коньках.
В ЛЕСУ.
Зимой я шла на лыжах. Пушистый снег в лесу лежал на сучьях и ветках. Громко стучал дятел. Из-под коры дерева он доставал жучка. Под елью была нора. Кто там живет?
ДРУЖНАЯ РАБОТА.
Дедушка привез воз дров. Он стал дрова складывать у старой сосны. Деду помогал внук Витя. На дворе сильный мороз и ветер. А мальчику было жарко от работы.
ВЕСНА.
Наступил апрель. Снега уже нет. Ярко светит солнышко весь день. У крыльца звонко журчат ручейки. Алеша и Миша пускают бумажные кораблики. Они быстро мчат по мутной воде. Мальчики любят играть. Скоро они будут ходить в школу.
УТРО.
Вот и утро. За окном петух прокричал. Наступает новый день. Лесные опушки утопают в цветах. Громко гудят жуки. Пролетают птицы, зверьки пробегают. Летом лесная опушка самое веселое место. Хороши летние дни.
НА ЛУГУ.
Ушла шумная весна. Настали жаркие летние деньки. Дядя Илья пасет коров на лугу. Пугливая телочка Зорька тихо мычит. Он успокоил ее. Бычок Буян весело прыгает по лугу. В траве гудит шмель. Хорошо весной на лугу.
ЛЕД ИДЕТ.
Настала весна. Ребята бегут к речке. По реке идет лед. Бурлит и шумит вода. Льдина на льдину находит. На большой льдине плывет собака.
Быстро понесла вода льдину к берегу. У берега были бревна. Собака прыгнула на бревно и спаслась от беды.
ВЕСНА ИДЕТ.
Прощай, пушистый снег. Идет весна. Солнышко греет все сильнее и сильнее. Воробьи и ласточки рады его теплым лучам. Стайка грачей промчалась к роще. Там грачи свили свои гнезда. Вот и первые цветы. Весело жужжат пчелки. Они пьют вкусный сок.
ПОЛЕ.
Просыпайся, вставай. Новый день на дворе. Выйди в поле: кого там только нет. Бабочки из цветочных ваз сладкий сок пьют. Муравьи быстро снуют по дорожкам. Паучки сетки плетут. Ящерки в листьях шуршат. Птицы поют. Что ни шаг- то встреча. (По Н. Сладкову)
ОЗЕРО.
Все отражается в синей воде. На берегу лягушки сидят. На воде кувшинка нежится. На сосне дятел долбит.
Живут в озере караси – и озеро Карасевое. А если щуки – то Щучье. А это озеро называется синеньким. Цвет воды в нем синий.
У каждого свое дело. ( По Н. Сладкову).
ВРАЧ.
Зовут доктора Валентин Иванович. Он лечит зверей. Называется ветеринаром. Вот он вылечил кошку и собаку. Они ему благодарны. А сказать эти животные не могут. Мяукают, повизгивают. В звериной больнице есть и разные лекарства. Ночью там дежурит врач. Чтобы лечить зверей, надо хорошо их знать и любить.
НА ЛУГУ.
На лугу Алеша пас телят. Пугливая телочка Зорька тихо мычала. Мальчик успокоил ее. Бычок Буян весело прыгал по лугу. Он был рад солнышку и зеленой травке.
Лес живет.
Засыпаны снегом ели и березки. Трещат от мороза ветки деревьев. Зимний лес живет. Сверкнула на солнце яркая шубка лисы. Перелетела с ветки на ветку ворона.
ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ.
К о н т р о л ь н о е с п и с ы в а н и е.
1. В полдень дождь На дворах и домах
перестал Снег лежит полотном
И, что белый пушок, И от солнца блестит
На осеннюю грязь Разноцветным огнем
Начал падать снежок. (И. Н и к и т и н)
2. Белый снег пушистый А под утро снегом
В воздухе кружится Поле забелело
И на землю тихо Точно пеленою
Падает, ложится. Все его одеяло
(И. С у р и к о в)
3. Не ветер бушует над Глядит – хорошо ли
бором, метели
Не с гор побежали Лесные тропы занесли,
ручьи,
Мороз-воевода дозором И нет ли где трещины,
Обходит владенья свои. щели,
И нет ли где голой
земли.
( Н. Н е к р а с о в)
III КЛАСС.
ВЕСЕННЕ УТРО
Весна вступила свои права. Хорошо ранним весенним утром в саду. Вот вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в густой листве деревьев. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрасились в цвет зари. Нежные лепестки яблоневого цвета усыпали тенистые аллеи сада. Заблестели на листьях капли росы. Над цветами стали кружить золотистые пчелки. Они жадно пьют сладкий сок. Пролетели стрижи. Хорошо иметь бы быстрые и легкие крылья.
ИДЕТ МАЙ.
Идет май. Он спешит украсить лесные поляны зеленой травой и цветами. Деревья май наряжает молодыми листочками. Наступает веселый праздник юной листвы. Идет чудный запах от черемухи. Белых цветов на ней больше листьев. Береги это хрупкое дерево. Не позволяй ломать красавицу злым рукам.
Звонко поют скворцы и зяблики. В лесу слышна дробь дятла. По болоту разносится крик журавля. Какая птица весной не поет?
В ПОХОДЕ.
Когда идешь в поход, не пытайся захватить с собой все. Многое можно раздобыть в лесу.
Если ты натер ногу или обжег руку. Сорви лист подорожника. Хорошо вымой его и приложи к больному месту. У тебя кончилось мыло. Как быть? Грязные руки вымой с помощью бузины.
Чтобы в лесу не надоедали комары. Нарви полыни, повесь в шалаше и разложи вокруг места привала. Комары не любят ее запаха.
КОНЕЦ ОКТЯБРЯ.
Наступили октябрьские холода. Сильные ветры быстро сорвали с деревьев и кустов последние листья. По небу поплыли осенние облака. Уже давно улетели на юг перелетные птицы. Болота стали замерзать. Ночью грянул снег. Побелели лесные полянки и тропинки. Наступило утро. Повеселел лес. Первый снег лег на сучья деревьев и бугры.
КОРМ ДЛЯ ВСЕХ.
По берегам речки растет осина. Пушные бобры ставят прочные дома на таких реках. Многих лесных жителей кормит осина. Часто к осинам подбегают зайчишки. Любят они ее кору. По вкусу молодые гибкие веточки осины оленю и лосю. В осиннике любят бродить домашние козы. Угостите ветками осины кроликов. С каким аппетитом они будут их есть!
ЛЕС.
Красив русский лес зимой. Белые кружева застыли на березах. Блестят пушистые шапки на вековых соснах. Вот и солнышко заглянуло в лес. Заискрились шишки на ветках елки. На лесной тропе затаилась рысь. На полянку вылетел рябчик. Он уселся на дерево. Ветерок весело играл с березами. Летел белый пух зимы. Лес запел песню. О чем она?
МЕДВЕДЬ.
Мороз сковал лужи. Тонкий слой снега покрыл землю. … долго дробил по лесу. … наслаждался последними яркими днями. …искал берлогу. Трудно человеку найти зимой в лесу жилище … . Вьюги и метели хорошо его укрыли. В лютые морозы … крепко спит. Наступит весна. Зазвенят ручьи. … покинет свое жилище.
ЕЛЬ.
Мы на лыжах добрались до леса. Повалил снег. Он скрыл все следы жителей леса. На большой поляне стояла … . Нам захотелось взглянуть на эту … . … поднялась выше всех своих соседей. … красиво расправили свои густые ветки. Мы попытались обхватить руками …. Комья снега упали на землю.
ПОМОЩНИЦА.
Таня пришла из школы. В комнате было тихо и неуютно. Девочка протерла пыль с мебели, подмела пол. На столе в кухне стояла грязная посуда. Таня стала мыть тарелки.
Неожиданно случилась беда. Самая красивая тарелка упала на пол и разбилась. Девочка заплакала.
Вечером мама вернулась с работы. Таня сидела печальная. Мама узнала о тарелке. Она улыбнулась, успокоила дочку и назвала ее своей помощницей.
ЖАРКИЙ ДЕНЬ.
Мы сидели в тени. Но и в тени было душно. Тяжелый, знойный воздух, словно замер. Ветра не было. Солнце так и палило с синего неба. У реки стояла лошадь. Она лениво обмахивалась хвостом. Изредка всплывала рыба. Она пускала пузыри и погружалась на дно. Ястреба плавно носились над полем. Мы сидели тихо, подавленные жарой.
(По И. Тургеневу.)
РЫБАЛКА.
Ранним утром я с товарищем собрался на рыбалку. Товарищ накопал червей, собрал удочки. На берегу тихой заводи мы выбрали место. Вот и первая рыбка. Товарищ выбросил на песок большого окуня. То и дело он вытаскивал окуней. Мой поплавок словно застыл. Мы поменялись местами. Вскоре у моего друга было полное ведро. Мой улов едва закрывал дно. Грустный я подходил к деревне. У изгороди нас встретил дед Илья. Он лукаво улыбался и сказал, что рыбу вспугнул белый цвет. У меня рубашка и удилище были белыми.
САМЫЕ ХРАБРЫЕ.
Поля лежат все темные. Одно поле ярко зеленеет. Веселые ростки на нем.
Когда же они успели проснуться от зимнего сна? Когда успели вырасти?
Это озимая рожь. Осенью посеяли ее колхозники. До морозов зерна успели прорасти. Пушистый снег укрыл их.
Пришла весна . Первыми выбрались ростки из снега. Вот какие они храбрые. А теперь они греются на солнце. (По Э. Шиму).
ЕЛКА.
Ребята долго ждали веселого праздника. Наступил конец декабря. В комнату внесли пушистую елку. В доме запахло смолой и свежестью. Стали наряжать лесную красавицу. На ветках появились хлопушки, флажки и другие елочные игрушки. Засверкала золотая паутина. На верхушку елки мальчики укрепили звезду. Елка ожила. В комнате стало шумно и весело.
ПОЛОВОДЬЕ.
На сирени, тополе, березе набухли почки. Наступает пора бурного таяния снега. Лед на реке намокает, темнеет. Недалеко от берега показались талые оконца. Придешь через неделю и не узнаешь реки. Здесь кругом вода. Проснулась, ожила река и затопила кусты у берега. Вода наступает и на покрытый сухой травой луг. Над водой на тихом месте торчат верхушки стебельков. Вода подошла к кротовым норам. Мощным широким потоком идет она. Быстро проносятся мимо сухие листья, ветки, доски, поленья. Основная масса льда уже сошла.
ПТИЧЬИ ДОМИКИ.
Вася и Ваня учатся в школе. В третьем классе. Они решили стать строителями. А строить хочется.
Вот и решили два товарища с маленьких домиков начать. Они стали мастерить скворечники. Стояла теплая погода. Мальчики гладко острогали доски, плотно их сколотили. Очень осторожно они вбили гвозди. Скоро в них поселяться первые жильцы. Идет ледоход.
РАННЯЯ ВЕСНА.
Наступила ранняя весна. Яркое солнце рушит последние снежные крепости. Звонкая капель стучит по земле. В лесу пахнет душистыми почками. Зеленые елочки важно вытянули свои колючие ветки. С березы течет сладкий сок. Лучи солнца осветили всю окрестность. Ожил лес. Над головой послышалась звонкая трель. За стволами деревьев мелькнула стайка птиц. Весной много хлопот и забот у пернатого царства.
ЗДРАВСТВУЙ, ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ!
Я вошел в молодой березняк. Идти было легко и радостно. В начале пути ветки берез были усеяны набухшими почками. Даже признаков листьев не было видно. А теперь на каждом деревце что-то слегка зазеленело. Я наклонил одну из веток. Показались нежные зеленые язычки. Прямо на моих глазах лес распускался и зеленел. Набежал ветерок. Он качнул мохнатые ветки березок. Я вдруг услышал легкий шум молодой листвы. ( По Г. Скребицкому)
В ЛЕСУ.
Вот и март. Его называют веселым праздником света. Чуткое ухо ловит первые признаки весны. Земля еще покрыта снегом. Только около старых пней показались первые проталины. На голых ветках орешника появились первые цветы. Это сережки. На березках зазвенели сосульки. Солнце осветило лес теплым светом. На снег упала первая тяжелая капля. Как хороша лесная капель в лесу! Звонко запела синичка. Лес радостно встречает весну.
НОВЫЙ ДОМ.
Наша семья получила квартиру в новом доме. Дом высокий, большой, красивый, но двор совсем пустой.
В выходной день жильцы дома организовали воскресник. Они решили посадить во дворе деревья. Ребята тоже вышли во двор с лопатами. Они вместе с взрослыми сажали липы, клены, березы. Ребята помогали старшим сделать клумбы и посадить цветы. Теперь двор нового дома будет зеленым и нарядным.
IV класс.
МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА.
Муравей подполз к ручью пить. Волна набежала и чуть его не потопила. Голубка несла ветку. Она бросила ее муравью. Муравей сел на ветку и спасся.
Охотник поставил сети. Он хотел поймать голубку. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела. ( По Л. Толстому)
ПОДАРКИ.
Жили веселые человечки. Они решили порадовать Деда Мороза подарками. Человечки сели в сани и покатили по сказочной дороге.
Встречают они печальных музыкантов. Человечки дали им дудочку, барабан, гармошку. У дороги сидит грустный снеговик. У него в руках только метла. Веселые человечки подарили ему елочку.
ПРИШЕЛ ВОВРЕМЯ НА ПОМОЩЬ.
В сарае лежал ягненок. Передняя лапка у него была ранена. Он не мог подняться на ноги. Слава заметил это. Он достал бинты и йод, промыл ранку. Ягненок жалобно смотрел на мальчика. Слава налил в бутылочку молочка и стал кормить малыша. Вскоре рана стала заживать. Слава выносил ягненка на воздух, чтобы он мог щипать свежую травку.
БЕЛИЧЬЯ ПАМЯТЬ.
Я разглядывал на снегу следы зверюшек и птиц. Вот что я по этим следам прочитал. Белка пробиралась сквозь снег в мох. Она достала оттуда два ореха. Потом зверек отбежал десяток метров и опять юркнул в снег. В ларах у белочки было еще два ореха. Значит, помнила она с осени о своих орехах. Вот так чудо! (По М. Пришвину)
ПЯТЕРКИ.
Утром Алеша отправился в школу. Садовник дал мальчику большую корзину яблок.
Алеша принес их школу. Ребята осмотрели яблоки. На яблочном боку стояла цифра пять.
Яблоки висели на ветках. Садовник прикрепил на каждое яблоко бумажную цифру. Под лучами солнышка яблоко румянилось. Под бумажкой кожура оставалась светлой.
Так солнышко поставило отметки на яблоках. (По Э. Шиму)
ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА.
Лесная поляна покрыта снегом. Возле куста торчит старый пень. Много уютных зимних квартир здесь для лесных жителей. Под корой спрятались от холода мелкие букашки. Тут устроился зимовать и усатый жук. В норе под корнями улеглась ящерка. Над полянкой пролетела стайка синиц. Она уселась на дереве. Снежная пыль посыпалась на землю. Выбежал на полянку зайка. Осмотрелся зверек и быстро в лес поскакал.
ЕЛЬ.
Определи границы предложений.
Хороша ель зимой тяжелые шапки чистого снега висят на ее раскидистых ветках-лапах высокие вершины украшены гирляндами еловых шишек на опушке елового леса растет зеленый молодняк у людей ель пользуется особенной любовью в новогодние зимние дни устраивают для детей праздничные елки особенно хороша ель в лесу, на свободе в зимние звездные и лунные ночи блестит на ее ветвях снег сказочным кажется дерево при лунном свете. (По И. Соколову-Микитову)
НАШ ЛЕС.
Осень задержалась. Долго не замерзали зыбкие болота и реки. Но вот осенние дожди миновали. Мороз сковал землю и воду. Ночью повалил хлопьями снег. Ранний снег лег на ветки ели, елки, осины. Синичка оставила свой крохотный след на снежной скатерти. Чисто и бело кругом. Природа не любит мусора и грязи. Трудно переносит она раны, нанесенные человеком. Ожоги от туристских костров не заживают много лет. Осколки от бутылок банки загрязняют лес. Береги лес!
НОЧНОЙ ГОСТЬ.
Наш двор засыпало снегом. Мы ходим от двери до ворот по узкой тропинке. Ночью стояла удивительная тишина. В комнате было тепло. Свет лампы мягко падал на книгу. В тетради были новые стихи. Вдруг я уловил осторожный стук в окно. Было поздно. Кто мог стучать? Я подхожу к окну. Ночное небо прояснилось. Сугробы искрились в голубом свете луны. За замершим стеклом я заметил синичку. Вот так ночной гость.
ВОРОБЬИ.
Лучистое солнце после зимних холодов обласкало город. Весенний настрой и у воробьев. Перезимовали, взбодрились, повеселели птицы. Веселая стайка разместилась на старой березе. Мартовское утро они встретили громким чириканьем. Это особенные птицы в мире пернатых. Воробьи не живут в клетке и не попадают в сети. Цвет их оперения меняется без потери пера. Жители городов пригляделись и не замечают воробьев.
Летом воробьи — ярые защитники зелени. Птенцов первого выводка они кормят личинками яблоневого долгоносика. Он злейший враг садов.
НА ДВОРЕ.
Первый мороз застеклил лужи и развесил на деревьях иней. Теплые деньки кончились. Наступают холода.
Папа пошел во двор колоть дрова. Саша и Вася стали ему помогать. Дрова были сухие и кололись с треском. Мальчики носили дрова в сарай. Работа заканчивалась.
Папа показал ребятам на ветвистую ель. На ветке сидела серенькая птичка с малиновой грудкой. Она быстро вертела головой. Это был снегирь.
ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ.
Весна незаметно переходит в лето. На сухих местах высыхают мхи, хвоя, трава. Сильно припекает солнце. В это время в лесах часто бывают пожары.
Страшен и грозен пожар в лесу. Вспыхивает хворост, молодые елочки и сосны. Огонь подкрадывается и к старым елям, бежит до самой вершины. В лесу гибнут растения, звери, птицы. Долгие годы на этом месте растет новый лес.
Часто пожары в лесу возникают от ударов молний. Много бед приносит лесу и человек. Дети и взрослые разводят в лесу костры, а тушить их забывают или тушат небрежно.
НА СЕВЕРЕ.
На далеком севере живет мало людей. День за днем можно ехать и не встретить жилья человека. Дорог нет – все занесено снегом. Приходится людей и грузы возить на собаках. Собаки – верные друзья человека. Вожака моей упряжки звали Ушко. У него была густая шерсть, острая морда, стоячие уши и пышный хвост. Ушко на бегу часто оглядывался примечал, какая собака ленится и плохо бежит. На остановке он подходил к собаке рычал на нее.
ОКАЗАЛ ПОМОЩЬ.
Однажды случилась беда с березой. Треснула и прижалась к земле большая ветка березы. Вскоре под тонкой кожицей появились личинки. Они постепенно точили древесину. Береза на глазах стала гибнуть. На помощь ей пришел из лесу дятел. Дятел стал березу обследовать своим крепким клювом, словно врач. Шаг за шагом дятел осмотрел большой сук, избавил его от недуга. Вскоре береза заметно помолодела, освежилась. Рана затянулась.
ВЕЛИКИЙ СКАЗОЧНИК.
Определи границы предложений.
Ханс Кристиан Андерсен всю свою жизнь умел радоваться он радовался всему интересному и хорошему, что попадалось в лесу в поле на реке разве не прекрасна травинка, наполненная пахучим соком или семечко липы из него обязательно вырастет могучее дерево да мало ли что увидишь у себя под ногами обо всем этом можно писать удивительные рассказы и сказки многие свои сказки Андерсен писал зимой, в разгар детских елочных праздников сам он говорил, что легче всего писать сказки, оставаясь наедине с природой.
ЗЕМЛЯ.
Определи границы предложений.
В Мещерском крае нет особых красот и богатств, кроме лесов лугов и прозрачного воздуха но край этот обладает большой притягательной силой что можно увидеть в Мещерском крае цветущие или скошенные луга сосновые боры лесные озера стога сена окружают этот уголок нашей земли что можно услышать крики перепелов и ястребов свист иволги, шорох дождей в рыжей хвое проходит время каждая ива или сосна становятся очень знакомыми о них можно рассказывать удивительные истории. ( По К. Паустовскому)
ОЗИМЬ.
Определи границы предложений.
Осенью сеют озимый хлеб: рожь и озимую пшеницу на лугах трава уже давно пожелтела озимые поля покрываются всходами, словно зеленым бархатом падает снег на бархатное поле молодые листочки по снегом скоро вянут корешки растут кустятся глубже идут в землю всю зиму пробудет озимь под снегом плохо, если начнутся морозы прежде, чем ляжет снег тогда озимь может вымерзнуть вот почему люди боятся морозов без снега хорошо, когда озимь прикрыта толстым снежным одеялом. (По К. Ушинскому.)
ГОЛУБЫЕ И ЗЕЛЕНЫЕ ПАТРУЛИ.
Летом все сильнее греет солнце. Весенние ручьи и протоки мелеют и пересыхают. Рыбе, которая не успела попасть в реку, грозит гибель. Ребята с лопатами, ведрами, сачками отправляются к ручьям, лужицам. Мальки будут спасены.
Действуют и зеленые патрули. Однажды раздался сигнал тревоги. В трясину попал лесной великан. Двое ребят побежали в лесничество за помощью. Остальные стали расчищать место. Подошли взрослые.
Долго болото не отдавало свою жертву. Но вот животное медленно приблизилось к твердой земле. Лось на свободе.
КАНИКУЛЫ.
На зимние каникулы Дима с мамой отдыхал у деда в деревне. Зима выдалась вьюжная. Дима катался с ребятами на лыжах и санках. Раз они слепили большого снеговика.
Однажды Дима наблюдал сильный снегопад. Крупные хлопья снега плавно кружили в воздухе. Они быстро покрыли землю пушистым ковром. Около дома росли сугробы снега.
Любил Дима бывать в зимнем лесу. В лесу было светло и торжественно. Подолгу смотрел он на красивый наряд елей и сосен.
НА БЕРЕГУ МОРЯ.
Ночью был шторм. Дул сильный ветер. Весь дом дрожал. Грозно ухали волны.
К утру шторм стих. Наташа и Сережа пошли к морю. Наташа подняла с песка маленького рачка. Волны его выбросили на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка бросила рачка в воду. Он закувыркался в зеленой воде и упал.
В луже на боку плавала рыбка. Сережа поймал ее и выпустил в море. Потом он нашел двух улиток. Они почти высохли.
В этот день дети спасли много морских зверьков. (По Г. Снегиреву.)
РЕКА СТАЛА.
Река стала. К реке бежали ребята. На лед выскочил мальчуган. Он лихо прокатился на льду. За смельчаком потянулись другие дети. Вот они уже на середине речки. Раздался треск. Выступила вода. Детвора бросилась на берег, как воробьи. Смельчаки очутились по горло в воде. Они кричали звали на помощь. К берегу бежали мужчины, женщины. Ребята цеплялись руками за тонкий лед. Он ломался, крошился. Рабочий с длинной доской пополз к ребятам. Он спас их.
НА ГОРКЕ.
Ребята строили снежную горку во дворе. Они хорошо полили ее водой.
Котька горку не строил. Он сидел дома и смотрел в окно. Ребята ушли.
Котька нацепил коньки и побежал к горке. На горке было скользко. Мальчик упал. Котька решил посыпать горку песком.
Прибежали ребята и стали ругать Котьку. Он решил исправить свою ошибку.
Мальчик стал таскать на горку комья снега, поливать ее водой. Котька даже ступеньки сделал. Так легче ребятам подниматься на горку. (По Л. Толстому)
ПОЛОСКА.
(Сказка)
Тигрица задумала испечь сладкий пирог. Мука и сахарная пудра летели во все стороны. У стола сидел тигренок. Мать посмотрела на него и удивилась. Тигренок был белый и без полос. Зверек побежал искать свои полосы. Малыш подумал, что он их потерял.
На улице он встретил зебру. Тигренок замер от удивления. Какая она полосатая! Тигренок горько заплакал.
Зебра лизнула тигренка. На шкурке появилась темная полоска. Она лизнула еще раз и еще. На спинке одна за другой засверкали полоски. Зверек был рад.
Это мука и сахарная пудра так изменили шубку тигра.
( По Д. Биссет.)
ЗАГАДКИ ЛЕСА.
Поздняя осень уже не может удержать тепло. Холодный ветер далеко проник на юг. Грустные стоят луга, поля. Облетела листва с деревьев. Лес весь просвечивается. Мы подъезжаем к знакомой местности. Там на поляне царствует могучий дуб. Упрямо на дубе держатся желтые листья. Они тихо шумят. Порой дуб до весны стоит в весеннем наряде. Все знают бруснику. Кустики ее покрыты блестящими листиками. Они и под снег уходят зелеными.
С О Д Е Р Ж А Н И Е.
Предисловие ………………………………………….2
Тексты для I класса…………………………………..3-4
Тексты для II класса…………………………………..5-8
Тексты для III класса………………………………….9-13
Тексты для IV класса…………………………………14-20
Содержание……………………………………………21