» Тексты изложений 4 класс»
ИЗЛОЖЕНИЕ
4 КЛАСС
«Поздняя осень»
На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжёлые светлые кочаны лежат в корзинах. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.
На краю леска краснеет рябина. Кудрявое дерево всё усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки.
ЗАДАНИЯ:
1.Определите тип речи текста.
2.Выпишите из текста синонимы к слову краснеет.
3.напишите 5-6 предложений об осени.
ИЗЛОЖЕНИЕ
4 КЛАСС
«Золотая осень»
Известный русский художник Левитан очень любил осень. Он часто писал осенние пейзажи. Но выходили грустные картины. На полотнах была поздняя осень. Но эта картина радостная.
На дворе стоит ранняя осень. Денёк выдался тёплый. Кругом разлит осенний покой. Синяя гладь реки словно застыла. На берегу будто свечки стоят жёлтые берёзки. Земля покрыта мягким ковром. Далеко видна яркая зелень озимых полей. Прекрасная картина большого мастера радует нас.
ЗАДАНИЯ:
1.В каких словах выражена главная мысль текста?
2.Составьте план.
3.Письменно ответьте на вопрос: какое впечатление производят картины И. И. Левитана?
ИЗЛОЖЕНИЕ
4 КЛАСС
«Москва – столица нашей Родины»
Наша Родина – самое большое государство на земном шаре. Имя нашей Родины – Россия.
Нашу страну омывают сразу три океана. Россия богата лесами и многочисленными полезными ископаемыми. На территории нашей страны расположено множество красивейших городов.
Столица нашей родины – Москва. Этот город возник на высоком берегу реки Москвы. Много лет назад именно Москва объединила вокруг себя другие города Руси и стала главным городом русской земли. На улицах и площадях нашей столицы установлены памятники героям, защищавшим столицу от захватчиков.
Москве замужество и стойкость её жителей в борьбе с немецкой армией было присвоено звание «Город-герой».
Не только воинами славится русская земля. Много учёных, поэтов, писателей и композиторов стали гордостью России.
ЗАДАНИЯ:
1.Составьте план.
2.Напишите выборочное изложение на тему «Москва – столица».
3.Расскажите о своём любимом городе (по аналогии с рассказом о Москве).
ИЗЛОЖЕНИЕ
4 КЛАСС
* * *
Самые трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени Левитан ждал осени, как самого дорогого и мимолётного времени года осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень рощи делались сквозными тёмные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром изменялся не только цвет земли, но и самый воздух он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом осень на картинах Левитана очень разнообразна.
ЗАДАНИЯ:
1.Найдите границы предложений, поставьте нужные знаки препинания. Разделите текст на четыре части.
2.Озаглавьте текст.
3.Составьте план.
4.Напишите изложение.
ИЗЛОЖЕНИЕ
4 КЛАСС
* * *
Наступила ночь в лесу.
По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней. В тёмном, высоком небе рассыпались яркие зимние звёзды.
Тихо в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.
Но и в морозные зимние ночи продолжается скрытая жизнь в лесу.
По алмазной скатерти снегов пробегают лёгкие ласки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.
Как сказочный часовой, улёгся на голом суку головастый совёнок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.
ЗАДАНИЯ:
1.Озаглавьте текст.
2.Определите стиль речи текста, докажите свою точку зрения.
3.Составьте план.
4.Напишите изложение.
ИЗЛОЖЕНИЕ
4 КЛАСС
«В школе космонавтов»
Чтобы полететь в космосе, надо много знать. И будущие космонавты много сидят за учебниками. Надо изучить, как работают приборы и механизмы. Надо научиться управлять ракетой. Надо изучить звёздное небо. Космонавт должен знать, где какая звезда находится.
Космонавты – народ крепкий. Они все спортсмены. Но этого мало. Летать в ракете труднее, чем на самом быстром самолёте. Поэтому ещё на земле лётчиков-космонавтов приучают ко всем трудностям полёта.
Будущих космонавтов сажают в специальное кресло, пристёгивают ремнями и крутят очень быстро. И ещё много других испытаний проходят будущие космонавты.
ЗАДАНИЯ:
1.Сформулируйте главную мысль текста.
2.Составьте план.
3.Напишите небольшое заключение к изложению, в котором скажите о том, какими качествами должен обладать космонавт.
ИЗЛОЖЕНИЕ
4 КЛАСС
«Оружейная палата»
Оружейная палата – так называется старейший исторический музей Москвы. Ещё во времена Ивана Калиты в Кремле была палата, где хранилась кремлёвская казна. Здесь же находилась сокровищница драгоценных камней, золота и серебра.
В каменных палатах были и мастерские. Работали в них оружейники, делали сабли, ножи, пики, кольчуги, шлемы. Здесь же хранилось парадное царское оружие.
Во время Отечественной войны 1812 года сокровища перевезли в Нижний Новгород. Драгоценности после войны вернули в Москву и открыли для осмотра.
Так в начале 19 века Оружейная палата стала музеем.
ЗАДАНИЯ:
1.Объясните значение слов: сабля, пика, кольчуга, шлем.
2.Составьте план.
3.Расскажите о другой экскурсии в музей.
ИЗЛОЖЕНИЕ
4 КЛАСС
«Бессмертие»
Фашисты заняли деревню. Ночью поднялась стрельба. В кустах лозняка немцы задержали партизана. К офицеру привели мальчика в синей рубашке с белыми пуговицами. Его мучили, но он молчал. Утром юного партизана расстреляли.
На следующую ночь у фашистов взорвались оружейные склады. Перед офицером стоял мальчик в синей рубашке с белыми пуговицами. Немец не верил своим глазам. Он приказал повесить героя.
На третью ночь партизаны схватили офицера и привели в свой лагерь. Ему развязали глаза. Рядом с пожилым партизаном стоял всё тот же мальчик в синей рубашке с белыми пуговицами.
Фашист закричал от страха. Ему показалось, что оживают те, кого он казнил.
Это был отец с третьим сыном.
ЗАДАНИЯ:
1.Что отражено в заголовке: тема или идея?
2.Составьте план.
3.Дополните изложение рассуждением о своём понимании героизма.
ИЗЛОЖЕНИЕ
4 КЛАСС
* * *
Полярники и моряки часто встречаются с пингвинами. Птицы эти не пугливы, спокойно относятся к людям. Они очень любопытны и доставляют много удовольствия полярникам своим забавным видом, добродушием и подвижностью. Например, жители посёлка Мирного однажды наблюдали, как во время футбольного матча один пингвин выскочил на поле и стал бегать вместе с футболистами за мячом. Все старания судьи удалить этого «игрока» ни к чему не привели. И лишь после того, как мяч случайно сбил пингвина с ног, птица обиделась и ушла с поля.
Другой пингвин в том же посёлке облюбовал для своего отдыха крышу кабины трактора. И никакие уговоры не могли заставить пингвина уйти…
ЗАДАНИЯ:
1.Озаглавьте текст.
2.Объясните значение слова добродушный.
3.Составьте план.
4.Напишите изложение.
ИЗЛОЖЕНИЕ
4 КЛАСС
«Какая бывает роса на траве»
Когда в летнее солнечное утро выйдешь в лес, то на траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами. Когда подойдёшь поближе, то увидишь, что это капли росы. Они собрались в треугольных местах травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. Капли катаются по листку и не мочат его.
Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку. Росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
ЗАДАНИЯ:
1.Определите тип речи текста.
2.О каких алмазах идёт речь? В каком значении – прямом или переносном – употреблено слово алмазы? Какое языковое средство выразительности создаётся с помощью этого слова?
3.Определите стиль речи текста.
4.Напишите изложение.
ИЗЛОЖЕНИЕ
4 КЛАСС
* * *
Как ещё в школьные годы научиться видеть и слышать мир, развивать в себе бережное чувство прекрасного? Обязательно ли для этого совершать дальние путешествия? Нет, не обязательно. Сначала следует научиться смотреть вокруг себя. Затем выработать умение видеть в малом большое. Без этого путешествия не принесут глубокой радости познания. Будет лишь утолено сорочье любопытство.
Какое–нибудь неприметное озерцо за городом полно жизни. Но эта жизнь дл большинства горожан загадка. Вот они, дальние неведомые страны, — вокруг тебя! Поля, луга, рощицы, овражки… вооружайся терпением, вниманием к родной природе и выходи читать увлекательную книгу её жизни.
ЗАДАНИЯ:
1.Какова главная мысль текста?
2.Озаглавьте текст.
3.Ответьте на вопрос: зачем человеку надо уметь читать книгу жизни природы?
ИЗЛОЖЕНИЕ
4 КЛАСС
«Детство Пушкина»
Ребёнком Пушкин ничем не выделялся и особых надежд не подавал.
Был он тучный и неповоротливый. До шести лет не любил даже гулять.
В семь лет он резко переменился. Теперь на месте ему не сиделось. Настоящая егоза! Сладу с ним не было.
А тут пришло время начинать учиться. Однако Александру больше нравилось играть. Уроков он не учил. Особенно не давалась ему арифметика. А вот чтение Пушкин полюбил. Детских книг ему не хватало. Тогда ночью он забирался в отцовский кабинет и до утра не мог оторваться от любимых книг.
На вечерах у Пушкиных часто бывали знаменитые поэты. В такие дни Александр был в восторге. Как тут не попробовать и самому сочинять!
ЗАДАНИЯ:
1.Объясните значение слова егоза. Подберите к нему синонимы.
2.Составьте план.
3.Напишите небольшое (3-4 предложения) вступление к изложению, в котором скажите о том, кто такой Пушкин.
ИЗЛОЖЕНИЕ
4 КЛАСС
«Гнёздышко»
Птичка вспорхнула из куста чёрной смородины и закружилась над нашими головами. Мы осторожно раздвинули густые зелёные ветви и увидели круглое гнёздышко. В гнёздышке лежало четыре голубых яичка.
Пока мы смотрели, две птички кружились над нами и жалобно пищали.
Разумеется, мы не тронули, даже не коснулись гнезда.
Мы часто навещали знакомое гнёздышко, и птички к нам привыкли. В начале лета из голубых яичек вывелись желторотые голые птенчики. Птички прилетали их кормить и нас совсем не боялись.
Когда птенцы подросли, оперились и вылетели из гнезда, мы осторожно сняли его, положили в пустую коробку и
Когда птенцы подросли, оперились и вылетели из гнезда, мы осторожно сняли его, положили в пустую коробку и осенью привезли в город. Теперь оно стоит на полке рядом с игрушками. Мы глядим на него и вспоминаем доверчивых птичек.
ЗАДАНИЯ:
1.Определите тип речи текста.
2.Составьте план.
3.Выполните этимологический разбор слова смородина.
4.Напишите изложение.
ИЗЛОЖЕНИЕ
4 КЛАСС
* * *
Утро было прекрасное. Озеро чуть-чуть рябило от лёгкой зыби. Глаза невольно зажимались от блеска солнечных лучей. Плакучие берёзы купали в озере свои ветви. Кое-где берега поросли осокой. В ней прятались большие жёлтые цветы. На солнце набегали иногда лёгкие облака. Вдруг оно как будто отвернётся от села. Тогда всё мгновенно потемнеет. Одна даль ярко сияет. Облако пройдёт – озеро опять заблестит, нивы обольются точно золотом.
ЗАДАНИЯ:
1.Докажите, что это текст.
2.В каком предложении заключена тема? Озаглавьте текст в соответствии с его основной мыслью.
3.Определите стиль речи текста.
4.Напишите изложение.
Тексты изложений. 3-4 класс.
Просмотр содержимого документа
«Память. Изложение. 4 класс. 4 четверть»
Память.
На старой Смоленской дороге стоит старая берёза. Вместо вершины желтеют острые пики. Сучья у дерева словно обрублены. Ствол весь в буграх, шрамах. Больно было смотреть на берёзу.
Я дотронулся до коры и ощутил под рукой холодный металл. Глубоко в дерево вошли пули, осколки снарядов. Тут шёл тяжёлый бой. Часть огня врага приняла на себя и берёза. Многим бойцам спасла она жизнь. Берёза долго и тяжело болела. Но она выжила и весной зазеленела. Через несколько лет около берёзы толпился шумный молодой березняк.
Память.
На старой Смоленской дороге стоит старая берёза. Вместо вершины желтеют острые пики. Сучья у дерева словно обрублены. Ствол весь в буграх, шрамах. Больно было смотреть на берёзу.
Я дотронулся до коры и ощутил под рукой холодный металл. Глубоко в дерево вошли пули, осколки снарядов. Тут шёл тяжёлый бой. Часть огня врага приняла на себя и берёза. Многим бойцам спасла она жизнь. Берёза долго и тяжело болела. Но она выжила и весной зазеленела. Через несколько лет около берёзы толпился шумный молодой березняк.
Память.
На старой Смоленской дороге стоит старая берёза. Вместо вершины желтеют острые пики. Сучья у дерева словно обрублены. Ствол весь в буграх, шрамах. Больно было смотреть на берёзу.
Я дотронулся до коры и ощутил под рукой холодный металл. Глубоко в дерево вошли пули, осколки снарядов. Тут шёл тяжёлый бой. Часть огня врага приняла на себя и берёза. Многим бойцам спасла она жизнь. Берёза долго и тяжело болела. Но она выжила и весной зазеленела. Через несколько лет около берёзы толпился шумный молодой березняк.
Память.
На старой Смоленской дороге стоит старая берёза. Вместо вершины желтеют острые пики. Сучья у дерева словно обрублены. Ствол весь в буграх, шрамах. Больно было смотреть на берёзу.
Я дотронулся до коры и ощутил под рукой холодный металл. Глубоко в дерево вошли пули, осколки снарядов. Тут шёл тяжёлый бой. Часть огня врага приняла на себя и берёза. Многим бойцам спасла она жизнь. Берёза долго и тяжело болела. Но она выжила и весной зазеленела. Через несколько лет около берёзы толпился шумный молодой березняк.
Просмотр содержимого документа
«Пир на весь мир. Изложение. 4 класс»
Пир на весь мир.
Стоит на лесной опушке берёза. Дятел продолбил в коре берёзы дырочку. Он напился берёзового сока и улетел. Побежал блестящий ручеёк по дереву. Чистые крупные капли сока упали на землю.
Прилетели синицы, зяблики. Они напились живительной влаги. Закружились вокруг берёзы бабочки. На запах сладкого угощения прилетели комары и мошки.
Танцуют, пляшут они вокруг блестящего ручейка. Посмотрел я на землю. И здесь на лесной пир гости собрались. Рыжие муравьи лапками усики вытирают.
Всех угостила соком добрая берёза!
Пир на весь мир.
Стоит на лесной опушке берёза. Дятел продолбил в коре берёзы дырочку. Он напился берёзового сока и улетел. Побежал блестящий ручеёк по дереву. Чистые крупные капли сока упали на землю.
Прилетели синицы, зяблики. Они напились живительной влаги. Закружились вокруг берёзы бабочки. На запах сладкого угощения прилетели комары и мошки.
Танцуют, пляшут они вокруг блестящего ручейка. Посмотрел я на землю. И здесь на лесной пир гости собрались. Рыжие муравьи лапками усики вытирают.
Всех угостила соком добрая берёза!
Пир на весь мир.
Стоит на лесной опушке берёза. Дятел продолбил в коре берёзы дырочку. Он напился берёзового сока и улетел. Побежал блестящий ручеёк по дереву. Чистые крупные капли сока упали на землю.
Прилетели синицы, зяблики. Они напились живительной влаги. Закружились вокруг берёзы бабочки. На запах сладкого угощения прилетели комары и мошки.
Танцуют, пляшут они вокруг блестящего ручейка. Посмотрел я на землю. И здесь на лесной пир гости собрались. Рыжие муравьи лапками усики вытирают.
Всех угостила соком добрая берёза!
Пир на весь мир.
Стоит на лесной опушке берёза. Дятел продолбил в коре берёзы дырочку. Он напился берёзового сока и улетел. Побежал блестящий ручеёк по дереву. Чистые крупные капли сока упали на землю.
Прилетели синицы, зяблики. Они напились живительной влаги. Закружились вокруг берёзы бабочки. На запах сладкого угощения прилетели комары и мошки.
Танцуют, пляшут они вокруг блестящего ручейка. Посмотрел я на землю. И здесь на лесной пир гости собрались. Рыжие муравьи лапками усики вытирают.
Всех угостила соком добрая берёза!
Просмотр содержимого документа
«Серебряный хвост изложение 4 класс»
Серебряный хвост.
Всю ночь ветер свистел и ухал в горах. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось солнце.
Я медленно шёл по тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Она скользила по жёсткому насту, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пыла серебром.
Я направился по лисьему следу. Здесь она прыгала через ручей и сорвалась в воду. Намок и пушистый хвост. Теперь каждая волосинка покрылась ледяным чехлом. Ловко обманула меня волшебница-зима. Она показала мне зверя со сказочным хвостом.
Серебряный хвост.
Всю ночь ветер свистел и ухал в горах. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось солнце.
Я медленно шёл по тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Она скользила по жёсткому насту, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пыла серебром.
Я направился по лисьему следу. Здесь она прыгала через ручей и сорвалась в воду. Намок и пушистый хвост. Теперь каждая волосинка покрылась ледяным чехлом. Ловко обманула меня волшебница-зима. Она показала мне зверя со сказочным хвостом.
Серебряный хвост.
Всю ночь ветер свистел и ухал в горах. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось солнце.
Я медленно шёл по тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Она скользила по жёсткому насту, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пыла серебром.
Я направился по лисьему следу. Здесь она прыгала через ручей и сорвалась в воду. Намок и пушистый хвост. Теперь каждая волосинка покрылась ледяным чехлом. Ловко обманула меня волшебница-зима. Она показала мне зверя со сказочным хвостом.
Серебряный хвост.
Всю ночь ветер свистел и ухал в горах. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось солнце.
Я медленно шёл по тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Она скользила по жёсткому насту, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пыла серебром.
Я направился по лисьему следу. Здесь она прыгала через ручей и сорвалась в воду. Намок и пушистый хвост. Теперь каждая волосинка покрылась ледяным чехлом. Ловко обманула меня волшебница-зима. Она показала мне зверя со сказочным хвостом.
Просмотр содержимого документа
«Начало весны. Изложение 3 класс»
Начало весны.
Повсюду журчат эти весёлые ручейки. Они стремительно бегут в реку. Лёд на реке постоянно освобождается от снега и делается синим.
Появляются трясогузки. Это юркая, беленькая, на длинных тонких ножках птичка. На груди черный фартук. На голове черная шапочка. Прилёт этих птиц совпадает с ледоходом. Поэтому их в народе называют ледоломками.
Ясных дней всё больше. Солнце сильно пригревает. Начинается бурное таяние. Снег уже тёмный и рыхлый. Из-под него вытекают весёлые сверкающие водяные струйки. Они соединяются в быстрые ручейки и бегут по полям и лесам.
Начало весны.
Повсюду журчат эти весёлые ручейки. Они стремительно бегут в реку. Лёд на реке постоянно освобождается от снега и делается синим.
Появляются трясогузки. Это юркая, беленькая, на длинных тонких ножках птичка. На груди черный фартук. На голове черная шапочка. Прилёт этих птиц совпадает с ледоходом. Поэтому их в народе называют ледоломками.
Ясных дней всё больше. Солнце сильно пригревает. Начинается бурное таяние. Снег уже тёмный и рыхлый. Из-под него вытекают весёлые сверкающие водяные струйки. Они соединяются в быстрые ручейки и бегут по полям и лесам.
Начало весны.
Повсюду журчат эти весёлые ручейки. Они стремительно бегут в реку. Лёд на реке постоянно освобождается от снега и делается синим.
Появляются трясогузки. Это юркая, беленькая, на длинных тонких ножках птичка. На груди черный фартук. На голове черная шапочка. Прилёт этих птиц совпадает с ледоходом. Поэтому их в народе называют ледоломками.
Ясных дней всё больше. Солнце сильно пригревает. Начинается бурное таяние. Снег уже тёмный и рыхлый. Из-под него вытекают весёлые сверкающие водяные струйки. Они соединяются в быстрые ручейки и бегут по полям и лесам.
Методическая разработка (3, 4 класс) на тему: тексты изложений для 3-4 классов
Татар теленнән 3-4 сыйныфлар өчен изложение текстлары.
Песи
Минем кап-кара песием бар. Үзе бик матур. Йолдызкай исемле.
Иртән минем белән бергә йокыдан тора. Бергәләп зарядка ясыйбыз.аннан соң икебез дә юынабыз. Песи юынырга су янына барып тормый. Алгы тәпиләре белән битен һәм колак артларын юа.
Көндез ул ялгызы була. Шулай да үзен тәртипле тота. Безнең мәктәптән кайтуны зарыгып көтә. Рөхсәтсез бер әйбергә дә тими. Ап-ак тәпиләрен бик чиста итеп саклый. Чиста тәлинкәдән сөт эчәргә бик ярата.
Безнең тәртипле песигә күршеләр дә соклана.(Р.Чугалаева)
Җәй көне
Ниязның әтисе күрше авылда эшли. Малай аны бик сагынды һәм әтисе янына барырга уйлады. Ул күрше малайлары Рафаэль белән Илдусны да ияртергә булды. Көн кояшлы, матур иде. Барлык халык болынга печән җыярга киткән.
Менә Ниязлар юлга чыкты. Әтисе эшли торган авыл ерак түгел, урманны чыккач күренеп тора. Тик Нияз урман аша туры юлны белми, шуңа малайлар бер тирәдә әйләнә башладылар, бик арыдылар. Шул арада кара болыт килеп чыкты. Коеп яңгыр ява башлады.
Яшен яшьни, күк күкри, шыбыр-шыбыр яңгыр тамчылары төшә башлады. Рафаэль белән Илдус ялгыз имән төбенә утырдылар. Нияз аларны куерып үскән куак төбенә алып китте. Шул арада яшен ялтырап китте, нәрсәдер чатыр-чотыр килде һәм имән урталай сынып төште. Ул башка агачлардан биегрәк һәм ялгызы гына ачык җирдә үскән иде. (130 сүз) (Ләбибә Ихсановадан)
Джек
Ришатларның озын колаклы бик матур Джек исемле этләре бар.
Җәйге эссе көннәрнең берсендә ришат Джекны чылбыры белән елга буена алып төште. Үзе су коенганчы дип этне басмага бәйләп куйды.Джек анда озак басып торды.Басмага кер чайкарга килүче апалар , кызганып этне чишеп җибәрделәр. Эт сөенеченнән елганың аргы ягына йөзеп чыгып, тугайларга таба чапты.
Ә Ришат аның турында бөтенләй онытып өенә кайтып китте.
Иртәгесен әнисе сыер саварга чыккач этнең юклыгын күрде. Әнисе әйткәч, тиз генә басмага йөгерде малай, ләкин Джек анда юк иде инде.
Бер көн үтте, ике көн, өч…. Эт һаман юк. Үзе кайтыр дип көтсәләр дә, кайтмады ул. Шул арада авылда “Бүре бар икән, төнлә бүре улый” дигән хәбәр таралды.
Әлеге хәбәрне ишеткәч, Ришат Джек шулай улыйдыр дип елга буйлап эзләп китте. Кинәт ерак түгел эт өргән тавыш ишетелде. Джек чылбыры белән зирек агачларына эләгеп калган икән. Китә алмыйча азапланган, ярдәм сорап өч төн улаган мескен!
Эт, Ришатны күрүгә , арлы-бирле сикереп шыңшып елый башлады һәм кинәт бөтен көченә чылбырны өзеп, тирән судан йөзеп чыкты. Аннан соң котылуына сөенеп, өзелгән чылбырын сөйрәп уктай авылга атылды.Артыннан кычкырып-кычкырып йөгергән малайны күрмәде дә ул.(Д.Фәхриева)
Тиен белән очрашу.
Бу хәл быел җәй көне булган иде. Беркөнне без картәти белән яланга бардык. Көтмәгәндә минем каршыма тиен килеп чыкты. Ул шундый матур: күзләре төймә кебек елт-елт килә, ә койрыгы… Без бер-беребезгә шаккатып карашып калдык. Шуннан тиен ук кебек агачлар арасына атылды. Мин дә аның артыннан куам. Й өгереп барганда, мин нәрсәгәдер эләгеп егылдым. Ә тиенем күз ачып йомганчы агачлар арасына кереп югалды. Тезләремне уа-уа көч-хәл белән аякка бастым. Юкка гына әйтмиләрдер: “Хайваннарны рәнҗетсәң, бәласе үзеңә төшәр”. Юкса әле мин аны рәнҗетергә дә теләмәгән идем, бары матурлыгына кызыгып, туйганчы карыйсым килеп кенә куган идем. Шулай тиен миннән үч алды. (Л.Илкәева)
Кыш
Менә минем туган якларыма да кыш килде. Җир өсте ак юрганга төренде. Кыш җиттеме, дөнья ак бәхет белән тула. Кая гына карама, ниләр генә уйлама- күңелләргә сафлык тула.
Нинди матур кышкы көн! Әкрен генә кар чәчәкләр ява, әйтерсең, кыш сөенә-сөенә җиргә энҗе бөртекләрен сибә… Кыш килде. Кыш… Салкыннар алып килде, кар тауларын өйде. Бу салкыннарга карамыйча балалар кышкы җилләрне куып уйнарга, таудан җилдәй җитезлек белән шуарга чыктылар.
Кышның үзенә генә хас матурлыгы бар. Кышның якты , ләкин көчсез нурлары кар өстенә төшә. Кояш нурында җемелдәгән кар күзне чагылдыра. Кышкы салкын саф һаваны сулаган саен сулыйсы килә, яшәү дәрте тагын да арта.(Д.Фәхриева)
Хайваннарның кышкы тормышы
Кышка кешеләр генә түгел, хайваннар да әзерләнә. Аю өнендә йокларга ятты. Тиен гөмбәләр, чикләвекләр, җиләк-җимешләр корытып, шул запаслары белән тукланып яши. Куян тунын ак төсле һәм куе йонлысына алыштырды. Бакалар күлләрдә йокыгы талдылар. Керпеләр яфрак астына күмелеп йокладылар. Еланнар яр һәм агач куышларында татлы йокыга талдылар. Кышын хәтта кайбер балыклар да йоклый. Кошларның да күбесе җылы якка очтылар. Наратлар һәм чыршылар гына, җәйне хәтерләтеп, яшел төстә утыралар. (С.Юлаев)
Дару үләннәре
Дару үләннәре кешеләрне дәвалый. Алар урманнарда, аланнарда үсәләр. Яшел тылсымчылар борынгы заманнан бирле кешене дәвалаганнар, аңа көч биргәннәр.
Нинди генә дару үләннәре юк безнең болыннарыбызда! Аларны белеп җыярга кирәк. Бака яфрагы — ашказаны, шомырт чәчәкләре үпкә авыруларын дәвалыйлар. Нәфис чәчәкле, хуш исле ландыштан йөрәк даруы ясыйлар.
Энҗе чәчәк һәм аның җимеше, песи үләне һәм аларның тамырлары, сары һәм зәңгәр мәтрүшкә, эт тигәнәге, ярмабаш — болар барысы да безнең якта үсүче дару үләннәре. Алар авыруларны җиңәргә булышалар. Кара бөтнекне плантацияләрдә үстерәләр. Бөтнектә ментол бар, ул теш пастасына хуш ис өсти.
Энҗе чәчәк — урманда, песи үләне аланнарда һәм дымсу болыннарда үсә. Ә менә сары мәтрүшкә, кызылбаш, ярмабаш, андыз болында үсә. Дару үләннәрен аяз көнне, чык кипкәч җыялар һәм күләгәда киптерәләр.
Энҗе чәчәк зур агачлар күләгәсендә, куе үлән арасында үсә. Аннан йөрәк авыруларын дәвалау өчен дару ясыйлар.
Чайковский шәһәре
Чайковский 58 ел элек Кама елгасында Воткинск ГЭСын төзегәндә эшчеләр бистәсе буларак оеша. Ул экологик яктан Россиянең иң чиста шәһәре – тирә-ягы яшеллеккә күмелгән. Биредә вакыт Мәскәүнекеннән 2 сәгать алда йөри. Шәһәрнең исеме исә мәшһүр рус композиторы Петр Чайковскийга бәйле. Ул бу урынга, Кама буена ял итәргә килергә яраткан.
4 ел элек Завьялов районының Есенин урамында беренче мәчет калыккан. Бу урамда иске бер йорт та юк, гел биек, зәвыклы коттеджлар. Бирүзә төсендәге мәчет тә шулар арасына сыенган.
( Гөлназ ГАЛИМҖАНОВА, Бөтендөнья татар конгрессының Кукмара бүлеге җитәкчесе урынбасары)
Урок изложение в 4 классе
Тема: Изложение « Лебеди» по Л. Н. Толстому
Цели урока:
Образовательная цель – учить делить текст на части, составлять план рассказа, создать условия для развития творческих способностей учащихся при иллюстрировании литературного произведения;
Развивающие цели – способствовать созданию условий для развития письменной и устной речи учащихся, развития мышления, совершенствования умения обобщать и систематизировать;
Воспитательная цель – способствовать воспитанию эмоциональной культуры (умение преодолевать страх, не поддаваться панике).
Здоровье сберегающие задачи урока – с учётом возрастных особенностей учащихся, создания благоприятного психологического климата на уроке и условий для их самовыражения обеспечить укрепление и развитие психического, так и физического здоровья детей.
Организация учебной деятельности
Орг. момент
— Здравствуйте, гости.
— Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуйте их.
2. Введение в тему
-Ребята, сегодня на уроке мы будем продолжать наше знакомство с творчеством великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.
Рассказ ученика об авторе
Лев Николаевич Толстой родился в семье графа. Он рано лишился родителей.
Толстой был всесторонне развитым человеком. Он изучал историю, медицину, занимался музыкой и рисованием. Он был не только замечательным писателем, но и учителем.
Лев Николаевич Толстой прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.
-Вспомните, пожалуйста, с какими произведениями этого автора мы знакомы?
«Белка и волк», « Булька», «Филиппок», «Два брата», «Прыжок», «Лев и собачка»,
« Акула»
— К каким произведениям эти иллюстрации?
1. Филиппок
2. Акула
3. Прыжок
4. Лев и собачка
5. Хотела галка пить
6. Булька
7. Лебеди
– Что вы видите на экране?
– Эта картина Рылова “В голубом просторе” 1918 год.
– Кто является героями этой картины? (лебеди)
– В каком литературном произведении героями являются эти же персонажи? ( «Лебеди» Л. Н. Толстого)
3. Активизация познавательной деятельности.
Будем вместе все читать, План мы будем составлять, И, конечно, изложение
Все напишем без сомнения.
4. Чтение текста изложения по фрагментам
-С чего все начинается?
Лебеди стаей летели из холодной страны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они летели, не отдыхая, над водою.
На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду.
Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.
– Как они совершают перелет?
– Как они себя чувствуют в это время?
– В какое время они летят?
– Как можно озаглавить эту часть?
– Какое событие происходит?
– На что решился молодой лебедь?
Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда лебедь, распустив крылья, пошёл вниз.
Он ближе и ближе спускался к воде, а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете. Лебедь опустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его. Стая лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе.
И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья.
Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.
– Что чувствовал лебедь?
– Какие звуки окружали лебедя?
– Когда это происходило?
– Что изменилось в поведении лебедя?
– Как можно назвать эту часть?
Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескалась в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза, на востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тайными всколыхавшимися волнами.
– Как можно назвать эту часть?
Взлет
Полет
Победа
Утро
Снова в путь
5. Работа по развитию речи.
Найти противоположности
Холодной – теплые
День – ночь
(лебеди) в небе (вверху) – (внизу) вода (опасность)
Уморились – не остановились
Старые – молодые
Сильные – слабые
Впереди – сзади
Лебедь – стая лебедей
Взмахнул – не мог (лететь)
Ближе – дальше
Спускался – белелись (исчезали)
(лебедь) опускался – (море) всколыхнулось
(он) не шевелился – (море) поднималось
Красная заря – месяц, звезды
Море колышется (ночью) – (на заре) тихие волны
6. Орфографическая работа.
безударные гласные
Л…тели х…лодной стр…ны з…мли …тдыхая д…леко ум…рились м…лодой пл…скалась взд…хнул
глухая согласная
Лебе…ь мо(г)… вни(з)… лё…кий гру….ь
словарные слава
Мес…ц т…варищи в…сток
Ь знак после шипящих
Ноч…
Ча-ща, чу- щу, жи- ши
Слож…л покач…ло ш…рокой
Приставки со словами
В(низу) в(переди) с(зади) на(зад)
Не с глаголами
Не(отдыхая) не (останавливались) не(мог)
7. Физминутка « Лебеди»
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
8. Пересказ по плану
9. Самостоятельная работа учеников
Ученики пишут изложение.
Ребята которые написали и проверили изложения, рисуют иллюстрации к понравившейся части рассказа.
10. Анализ работ
11. Итог урока
– Как вы думаете, ребята, может ли быть продолжение рассказа?
Домашнее задание придумать и записать продолжение рассказа.
ГУ «Кушмурунская средняя школа №121 отдела образования Аулиекольского района»
Открытый урок по литературе в 4 классе
Изложение «Лебеди» по Л. Н. Толстому
Учитель начальных классов: Пасмурнова И. А.
2011 год