Тест: Тест «Олимпиада по русскому языку в 4 классе»
Тест проверяет уровень сформированности УУД по основным разделам русского языка в начальной школе.
Русский язык 4 класс | Автор: Исаева Анжелика Владимировна | ID: 812 | Дата: 30.12.2013
«;} else {document.getElementById(«torf1″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(1)==»1″) {document.getElementById(«torf2″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf2″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(2)==»1″) {document.getElementById(«torf3″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf3″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(3)==»1″) {document.getElementById(«torf4″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf4″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(4)==»1″) {document.getElementById(«torf5″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf5″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(5)==»1″) {document.getElementById(«torf6″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf6″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(6)==»1″) {document.getElementById(«torf7″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf7″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(7)==»1″) {document.getElementById(«torf8″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf8″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(8)==»1″) {document.getElementById(«torf9″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf9″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(9)==»1″) {document.getElementById(«torf10″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf10″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(10)==»1″) {document.getElementById(«torf11″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf11″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(11)==»1″) {document.getElementById(«torf12″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf12″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(12)==»1″) {document.getElementById(«torf13″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf13″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(13)==»1″) {document.getElementById(«torf14″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf14″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(14)==»1″) {document.getElementById(«torf15″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf15″).innerHTML=»»;};
}
}
Вопрос №
8
Укажи, в какой строке только личные местоимения 1-го лица:
у тебя, для меня, к нам, с вами
мы, ко мне, о нас, при мне
к нему, с ней, обо мне, из-за вас
они, с нами, вы, нате, вами
Получение сертификата
о прохождении теста
Олимпиадные задания по русскому языку, 4 класс
Олимпиада.
Рекомендуемое время проведения – 2.00 часа
Вопросы для проведения олимпиады по русскому языку (4 класс).
(в скобках после ответов — наибольшее количество баллов, которое возможно получить за правильный ответ)
1. Поставь ударение в словах.
Документ, квартал, мастерски, единство, мельком, заговор, донельзя,
диспансер, взятый, статуя, шофер, изваяние.
Ответ: Документ, квартал, мастерски, единство, мельком, заговор, донельзя, диспансер, взятый, статуя, шофер, изваяние.
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 12)
2. Подчеркни лишнее слово и коротко обоснуй ответ:
шведка, болгарка, итальянка, корейка, японка. _______________________________________________________________
Ответ: корейка – это сорт мяса, остальные – представители разных стран
(1 балл – за правильный ответ, + 1 балл за
правильное обоснование; максимальное количество баллов – 5)
3. Прочитай стихотворение. Вставь в слова пропущенные буквы.
Чуть со_нце пригрел_ откосы
И стал_ в л_су пот_плей,
Б_рёза з_лёные косы
Развесила с тонк_ ветвей.
Вся в бел_ платье одета,
В с_рёжках, в л_стве кружевной
Ст_ит, ярким со_цем согрета,
Она на опушк_ л_сной.
Ответ: Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёза зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белом платье одета,
В серёжках, в листве кружевной
Стоит, ярким солцем согрета,
Она на опушке лесной.
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 15)
4. Напиши ответы на задания одним словом:
1) Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные: падает снег — снегопад, выжимать сок — ______________________, качать воду — ____________________, сам сваливает — ____________________, колет лед — __________________, морит мух — ____________________, варить кофе — _________________, вертится и летит -________________________.
2) Какому падежу принадлежат предлоги: за, над, под, перед, с? ______________________
3) Какие гласные пропущены: ув.дать без влаги, ув.дать издалека?___________________
4) Определи часть речи слова «сильный»: а)Сильный спешит на помощь слабому. б) У ребенка сильный кашель. а)______________________; б) ___________________________
5) Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки — ________________, блюдца — ___________________, яблони — _______________________, ботинки — ____________________, плечи — _________________________, помидоры — ____________________?
6) Поставь нужные окончания: лечебн… шампунь; красив… тюль; желт… эмаль, асфальтированн… шоссе.
7) Есть ли в русском языке приставка «з»? _______________________________________
8) Найди слова, в которых должна быть непроизносимая согласная: доблес…ный, воскрес…ная, ужас…ный, свис…нул, трос…ник, лес…ница, ус…ные, хрус…нуть.
9) Является ли местоимение частью речи?________________________________________
Ответы: 1.Снегопад, соковыжималка, водокачка, самосвал, ледокол, мухомор, кофеварка, вертолет. 2.Т. п. 3. «я», «и» 4.Сущ., прил. 5.Носков, блюдец, яблонь, ботинок, плеч, помидоров. 6.«ый», «ый», «ая», «ое» 7.Нет. 8.Доблестный, свистнул, тростник, лестница, устные, хрустнуть 9.Да.
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 31)
5. Выполни задания:
а) Замени синонимами устаревшие слова: очи ____________, чело — _____________, ланиты — _______________, уста — _________________, перст — __________________.
б) Подберите к словам антонимы: грусть — ___________________, темнота — ________________, доброта — ____________________, вежливость — __________________ .
Ответ: а) Очи – глаза, чело – лоб, ланиты – щёки, уста – губы, перст – палец.
б) Грусть–радость, темнота– свет, доброта – злость, вежливость – грубость.
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов –9)
6. Замени данные фразеологические обороты словами близкими по значению:
Водить за нос — ____________________________
Вешать нос – _____________________________
Клевать носом – ___________________________
Задирать нос – ____________________________
Зарубить на носу – _________________________
Остаться с носом – ________________________
Ответ: Водить за нос — обманывать.
Вешать нос – грустить.
Клевать носом – дремать, хотеть спать.
Задирать нос – хвастаться.
Зарубить на носу – запомнить.
Остаться с носом – не получить желаемого
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 6)
7. Напиши жанры произведений:
Б.Заходер «Вредный кот» — это _____________________________________
Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот» — это __________________________
И.Крылов «Квартет» — это _________________________________________
М. Пришвин «Золотой луг» — это____________________________________
А. Толстой «Детство Никиты» — это _________________________________
Ответ: Б.Заходер «Вредный кот» — это стихотворение
Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот» — это повесть-сказка
И.Крылов «Квартет» — это басня
М. Пришвин «Золотой луг» — это рассказ
А. Толстой «Детство Никиты» — это повесть
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 5)
8. Вспомни и напиши фамилии и имена известных детских писателей:
1) Настоящее имя этого писателя Сэмюэль Ленхорн Клеменс.
__________________________________________________________________________
2) Его повесть – автобиографическое произведение. В нём он передает свои впечатления о детстве, проведенном под Самарой, на хуторе Сосновка. Главному герою он дал имя своего сына.
__________________________________________________________________________
Его можно назвать писателем – натуралистом. Самые излюбленные персонажи его произведений – птицы. Отец этого писателя научил его узнавать птиц по виду, по голосу, по полету, разыскивать самые скрытые гнезда.
_____________________________________________________________________________
Ответ: Марк Твен; Алексей Толстой; Виталий Бианки
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 3)
9. У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Прочитай несколько таких пословиц и запиши аналогичные русские:
1) Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. (Немецкая)
_____________________________________________________________________________
2) У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская)
_____________________________________________________________________________
3) Тот не заблудится, кто спрашивает. (Итальянская)
_____________________________________________________________________________
4) После обеда приходится платить. (Английская)
_____________________________________________________________________________
Ответ: Ищи ветра в поле. Язык мой — враг мой. Язык до Киева доведет. Любишь кататься, люби и саночки возить.
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 4)
10. Выбери и подчеркни правильный вариант из скобки:
Тюль (тонкий; тонкая). Кофе (сладкое; сладкий). Кенгуру (серый; серая). Мозоль (сухой; сухая). Какао (горячий; горячее). Какаду (красивый; красивая). Депо (новый; новое). Желе (вкусный; вкусное). Шампунь (ароматный; ароматная). Пони (милый; милое). Мозоль (вредная; вредный).
Ответ: тонкая, сладкий, серый, сухая, горячее, красивый, новое, вкусное, ароматный, милый, вредная
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 11)
11. Разгадай ребусы:
в) г)
Ответ: значок, подкоп, доска, Австрия
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 4)
12. Отгадай кроссворд:
Подбери близкие по значению к данным имена прилагательные с непроизносимой согласной – и прочти в столбике ключевое слово:
1. Печальный. | 5. Отважный. |
Ответы: 1. Грустный. 2. Счастливый. 3. Гигантский. 4. Радостный. 5. Доблестный. 6. Известный. 7.Местный. 8. Честный.
Ключевое слово: синонимы.
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 8)
13. Прочитай текст и выполни задания:
Пожары в лесу.
Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнем. Бросят окурок, горящую спичку, оставят тлеющие угли костра.
Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонек лизнул сухую ветку, зажег и бежит по высохшей траве, прошлогодним листьям. Занялись ближайшие кусты и деревья. Бушует пламя. Густой дым ползет в небо. Начался лесной пожар.
Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных жителей! Мечутся по лесу белки и зайцы. Лосенок прижался к матери. От хищного зверя защищает она его острыми копытами сильных ног. Против огня она бессильна. А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки! Много лет пройдет, пока снова вырастет живой лес.
Задания к тексту:
1. Определи тип текста и поставь в соответствующий клетку знак «+»
Текст-повествование | Текст-описание | Текст-рассуждение | |
Текст-повествование с элементами описания | Текст –повествование с элементами рассуждения |
Ответ: Текст – повествование с элементами рассуждения (Оценка — 1 балл)
2. Определи на сколько частей можно разделить текст. Напиши коротко (одним предложением) тезис, аргументы и вывод:
Тезис:________________________________________________________________________Аргументы (доказательства): 1) __________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод:_______________________________________________________________________
Ответ:1. Вступление. Причины пожаров. (тезис)
2. Основная часть: (доказательства, аргументы)
а) Начался пожар.
б) Гибель растений и животных.
в) Жуткое зрелище!
г) Много лет пройдет, пока вырастет живой лес.
Вывод: Берегите лес. (Оценка – до 3 баллов)
3. Подумай и запиши текст – повествование с элементами рассуждения про бережное отношение к лесу на личном примере (не менее 5 предложений). Начни свой текст со слов «Лес — наше богатство!». Если в твоем рассказе будут применены разные художественные приемы (хотя бы один прием), то получишь бонусный балл.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: Задание творческое должно содержать следующие элементы – повествование, рассуждение о бережном отношении человека к лесу, выражено личное отношение к лесу и его обитателям и др. Оценка – до 3 баллов. если в рассказе применены пословицы, фразеологизмы, эпитеты и другие художественные приемы, то +1 балл, как бонус
(Максимальное количество баллов за 13 задание — 7)
4 класс
Муниципальный этап олимпиады по русскому языку
Фамилия, имя, отчество участника__________________________________
Школа ___________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество учителя____________________________________
25 марта 2015 г.
—————————————————————————————————-
Код №______
1. Поставь ударение в словах.
Документ, квартал, единство, мельком, заговор, донельзя,
диспансер, взятый, статуя, шофер, изваяние.
2. Подчеркни лишнее слово и коротко обоснуй ответ:
шведка, болгарка, итальянка, корейка, японка.
____________________________________________________________________
3. Прочитай стихотворение. Вставь в слова пропущенные буквы.
Чуть со_нце пригрел_ откосы
И стал_ в л_су пот_плей,
Б_рёза з_лёные косы
Развесила с тонк_ ветвей.
Вся в бел_ платье одета,
В с_рёжках, в л_стве кружевной
Ст_ит, ярким со_цем согрета,
Она на опушк_ л_сной.
4. Напиши ответы на задания одним словом:
1) Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные: падает снег — снегопад, выжимать сок — ______________________, качать воду — ____________________, сам сваливает — ____________________, колет лед — __________________, морит мух — ____________________, варить кофе — _________________, вертится и летит -________________________.
2) Какому падежу принадлежат предлоги: за, над, под, перед, с? ________________
3) Какие гласные пропущены: ув.дать без влаги, ув.дать издалека?
4) Определи часть речи слова «сильный»: а)Сильный спешит на помощь слабому. б) У ребенка сильный кашель.
а)______________________;
б) ___________________________
5) Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки — ________________, блюдца — ___________________, яблони — _______________________, ботинки — ____________________, плечи — _________________________, помидоры — ____________________?
6) Поставь нужные окончания: лечебн… шампунь; красив… тюль; желт… эмаль, асфальтированн… шоссе.
7) Есть ли в русском языке приставка «з»? ___________________________________
8) Найди слова, в которых должна быть непроизносимая согласная: доблес…ный, воскрес…ная, ужас…ный, свис…нул, трос…ник, лес…ница, ус…ные, хрус…нуть.
9) Является ли местоимение частью речи?___________________________________
5. Выполни задания:
а) Замени синонимами устаревшие слова: очи ____________, чело — _____________, ланиты — _______________, уста — _________________, перст — __________________.
б) Подберите к словам антонимы: грусть — ___________________, темнота — ________________, доброта — ____________________, вежливость — __________________ .
6. Замени данные фразеологические обороты словами близкими по значению:
Водить за нос — ____________________________
Вешать нос – _____________________________
Клевать носом – ___________________________
Задирать нос – ____________________________
Зарубить на носу – _________________________
Остаться с носом – ________________________
7. Напиши жанры произведений:
Б.Заходер «Вредный кот» — это _____________________________________
Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот» — это __________________________
И.Крылов «Квартет» — это _________________________________________
М. Пришвин «Золотой луг» — это____________________________________
А. Толстой «Детство Никиты» — это _________________________________
8. Вспомни и напиши фамилии и имена известных детских писателей:
1) Настоящее имя этого писателя Сэмюэль Ленхорн Клеменс.
_____________________________________________________________________
2) Его повесть – автобиографическое произведение. В нём он передает свои впечатления о детстве, проведенном под Самарой, на хуторе Сосновка. Главному герою он дал имя своего сына.
_____________________________________________________________________
Его можно назвать писателем – натуралистом. Самые излюбленные персонажи его произведений – птицы. Отец этого писателя научил его узнавать птиц по виду, по голосу, по полету, разыскивать самые скрытые гнезда.
_______________________________________________________________________
9. У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Прочитай несколько таких пословиц и запиши аналогичные русские:
1) Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. (Немецкая)
_______________________________________________________________________
2) У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская)
_______________________________________________________________________
3) Тот не заблудится, кто спрашивает. (Итальянская)
_______________________________________________________________________
4) После обеда приходится платить. (Английская)
_______________________________________________________________________
10. Выбери и подчеркни правильный вариант из скобки:
Тюль (тонкий; тонкая). Кофе (сладкое; сладкий). Кенгуру (серый; серая). Мозоль (сухой; сухая). Какао (горячий; горячее). Какаду (красивый; красивая). Депо (новый; новое). Желе (вкусный; вкусное). Шампунь (ароматный; ароматная). Пони (милый; милое). Мозоль (вредная; вредный).
11. Разгадай ребусы:
в) г)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Отгадай кроссворд:
Подбери близкие по значению к данным имена прилагательные с непроизносимой согласной – и прочти в столбике ключевое слово:
1. Печальный. | 5. Отважный. |
13. Прочитай текст и выполни задания:
Пожары в лесу.
Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнем. Бросят окурок, горящую спичку, оставят тлеющие угли костра.
Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонек лизнул сухую ветку, зажег и бежит по высохшей траве, прошлогодним листьям. Занялись ближайшие кусты и деревья. Бушует пламя. Густой дым ползет в небо. Начался лесной пожар.
Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных жителей! Мечутся по лесу белки и зайцы. Лосенок прижался к матери. От хищного зверя защищает она его острыми копытами сильных ног. Против огня она бессильна. А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки! Много лет пройдет, пока снова вырастет живой лес.
Задания к тексту:
1. Определи тип текста и поставь в соответствующую клетку знак «+»
Текст-повествование | Текст-описание | Текст-рассуждение | |
Текст-повествование с элементами описания | Текст –повествование с элементами рассуждения |
2. Определи на сколько частей можно разделить текст. Напиши коротко (одним предложением) тезис, аргументы и вывод:
Тезис:__________________________________________________________________Аргументы (доказательства): 1) _________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Подумай и запиши текст – повествование с элементами рассуждения про бережное отношение к лесу на личном примере (не менее 5 предложений). Начни свой текст со слов «Лес — наше богатство!». Если в твоем рассказе будут применены разные художественные приемы (хотя бы один прием), то получишь бонусный балл.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Олимпиада по русскому языку; 4 класс — По русскому языку 4 класс — Олимпиадные задания в начальной школе
Русский язык, 4
класс
1. Поставь в
словах ударение в соответствии с
современными литературными нормами.
Балованный,
баржа, бахчевой, безудержный, арест,
ветеринария, возрастной, гусеница,
дециметр, зазвонить, изваяние, искра,
иконопись, исчерпать, ломота, мастерски,
монумент, портфель.
2. Запиши
слова, которые получатся, если произнести
звуки в обратном порядке.
Лей
— _______________
Шей
— ______________
Шёл
— ______________
Лёд
— _______________
3. Подчеркни
слова, имеющие одинаковые окончания.
Выдели эти окончания.
Домов, столов,
коров, ковров, голов, основ.
Степей, ножей,
батарей, шей, ушей, юношей.
4. Подбери
и запиши синонимы к именам прилагательным.
Верный друг –
_____________________________________________________.
Верное средство
– _________________________________________________.
Верный
ответ –
__________________________________________________.
5.
Подбери к существительным
кенгуру,
какаду, кафе, вуаль, рояль, фойе, тюль,
шампунь, кофе, мозоль
подходящие
по смыслу имена прилагательные в
единственном числе. Запиши получившиеся
словосочетания.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Бык,
петух, баран, селезень, боров, гусь,
индюк, слон, медведь, волк.
А
как будут называться эти животные
женского рода? Запиши.
Ответ:
__________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закончи
пословицы:
У
кого что болит, тот
____________________________________________________.
Где
много слов, там
_______________________________________________.
Долго
спать, с долгом
______________________________________________.
Ехал
бы воевать, да ленив
__________________________________________.
За
всё берётся, да
_________________________________________________.
Тяжело
в учении, _________________________________________________.
8. Прочитай
стихотворение. Вставь в слова пропущенные
буквы.
Чуть
со_нце пригрел_ откосы
И
стал_ в л_су пот_плей,
Б_рёза
з_лёные косы
Развесила
с тонк_ ветвей.
Вся
в бел_ платье одета,
В
с_рёжках, в л_стве кружевной
Ст_ит,
ярким со_цем согрета,
Она
на опушк_ л_сной.
Раздели
слова с пропущенными буквами на две
группы и запиши их. Объясни, по какому
признаку ты выполнил (а) деление слов
на группы.
1
группа_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2
группа_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы и критерии
оценки
За каждую
орфографическую ошибку, допущенную при
выполнении олимпиадных заданий – мину
0,25 балла.
Задание 1.
Бало!
ванный, ба!
ржа, бахчево!
й, безу!
держный, аре!
ст, ветерина!
рия, возрастно!
й, гу!
сеница, дециме!
тр, зазвони!
т, извая!
ние, и!
скра (искра!),
и!
конопись, исче!
рпать, ломо!
та, мастерски!,
монуме!
нт, портфе!
ль.
0,
25
балла за каждое верно поставленное
ударение
Задание 2.
Ель, ешь, ложь,
толь.
0,5
балла за каждое слово, всего 2
балла
Задание 3
Домов, столов,
ковров (окончание –ов)
Степей, ножей,
ушей, юношей (окончание – ей)
2 балла
Задание 4.
Возможные варианты ответов: преданный
друг, эффективное лекарство, правильный
ответ.
0,5
балла за верно подобранное слово.
Задание 5.
Большой кенгуру,
хохлатый какаду, известное кафе, чёрная
вуаль, старинный рояль, просторное фойе,
прозрачный тюль, детский шампунь, горячий
кофе, больная мозоль.
0,25
балла за каждое словосочетание. Всего
2,5
балла.
Задание 6.
Корова, курица,
овца, утка, свинья, гусыня, индюшка,
слониха, медведица, волчица.
0,25 балла за слово
Задание 7.
У кого что болит,
тот о том и говорит.
Где много слов,
там мало дела.
Долго спать –
с долгом вставать.
Ехал бы воевать,
да не ленив вставать.
За всё берётся,
да не все удаётся.
Тяжело в учении
– легко в бою.
0,5 балла за каждую
пословицу.
Задание 8.
За каждую верно
вставленную букву – 0,25
балла.
Возможный вариант
деления слов на группы: по месту, где
пропущена буква (корень и окончание).
1 группа: солнце,
в лесу, зелёные, потеплей, в серёжках, в
листве, стоит, солнцем, лесной.
2 группа: пригрело,
стало, с тонких, в белое, на опушке
Олимпиада по русскому языку 4 класс
Материалы школьного этапа
Всероссийской ОЛИМПИАДЫ школьников
по русскому языку
2019 – 2020учебный год
Пояснительная записка.
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку проводится среди учащихся 4 классов. Участие в школьном этапе является добровольным, к выполнению заданий допускается любой школьник 4 класса независимо от оценки по предмету.
Целями школьного этапа Олимпиады по русскому языку являются:
— стимулирование интереса учащихся к русскому языку;
— выявление учащихся, интересующихся русской филологией вообще и русским языком в частности;
— создание определённой интеллектуальной среды, способствующей сознательному и творческому отношению к процессу образования и самообразования;
— расширение возможностей оценки знаний, умений и навыков, полученных учащимися в школьном курсе русского языка;
— активизация творческих способностей учащихся;
— выявление учащихся, которые могут представлять своё учебное заведение на последующих этапах олимпиады;
— популяризация русского языка как науки и школьного предмета.
При составлении заданий учитывались знакомые формы работы, так как учащиеся 4 классов впервые принимают участие в школьной олимпиаде. Комплект заданий для данной возрастной категории составлен таким образом, чтобы задачи были посильными, интересными и развивающими.
Характеристика заданий олимпиады:
Формулировки заданий чёткие, ясные, терминология соответствует школьной программе.
В заданиях указана форма ответа.
Вопросы, поставленные перед участником Олимпиады, активизируют его творческую деятельность.
Для выполнения заданий олимпиады каждому участнику требуется выдача отдельных листов для черновиков. Участники используют свои письменные принадлежности: авторучка с синими чернилами, линейка, карандаши. Запрещено использование для записи решений ручек с красными или зелеными чернилами.
Участникам во время проведения олимпиады запрещено иметь при себе любые электронные вычислительные устройства или средства связи (в том числе и в выключенном виде), учебники, справочные пособия.
Время выполнения – 1-2 урока.
Уважаемый участник олимпиады!
Вам предстоит поучаствовать в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2019-200 учебном году.
Предлагается 8 заданий различного уровня сложности.
Никаких особых требований по оформлению работы Вам не предъявляется. Форма изложения решения заданий, а также способы решения могут быть любыми. Если у Вас есть какие-либо отдельные соображения по поводу того или иного задания, но до конца решение Вы довести не можете, не стесняясь, излагайте все свои мысли. Даже частично решенные задания будут оценены соответствующим числом баллов.
Начинайте решать более легкие на Ваш взгляд задания, а затем переходите к остальным. Так Вы сэкономите время работы.
Желаем Вам успехов!
Школьный этап Всероссийской ОЛИМПИАДЫ школьников.
Олимпиада по русскому языку. 4 класс. 2019-2020 уч. год.
Ф.И.О участника олимпиады__________________________________________________
Класс: __________
1. Прочитай предложение, записанное в транскрипции. Запиши его согласно правилам русского языка. [Луч, в,ис,эн,ива сонца прабижал па в,ирхушкам д,ир,эв,й,эф и скрылс,а в лапах старай, й,эл,и]
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2. Решите анаграммы (Образуйте новые слова, переставляя буквы, но не изменяя их количества).
тьма-_________________________________
товар-_________________________________
халва-_________________________________
кобура-________________________________
теплица-_______________________________
3. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.
Я смотрю – в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной (____________)
К нам пришёл на выходной. (____________)
Шурка – слесарь в мастерской. (____________)
Он такой степенный,
Представительный такой,
Прямо как военный. (____________)
4.Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
________________________________________________________________________
Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
________________________________________________________________________
Польская: как заяц в ананасе.
________________________________________________________________________
5.Твой одноклассник писал сочинение «Как я провёл зимние каникулы». Когда он написал его, то обнаружил, что он не знает, как обозначаются «комнаты» в разных учреждениях. Помоги ему заменить выделенные слова на подходящие по смыслу.
В зимние каникулы мы с бабушкой ездили в город Одесса. В поезде в комнате (________________) с нами ехал военный. В Одессе в гостинице мы поселились в комнату 45(_______________). Бабушка меня водила в музей. Там в комнате (______________) древних животных я видел скелет динозавра. Из всех развлечений
мне понравилась прогулка на теплоходе. Там у нас была комната (________________) на верхней палубе. Из Одессы я привёз много фотографий и хочу сделать фотовыставку в нашей комнате (_____________) в школе.
6.От прилагательных образуй имена существительные, которые называют людей
богатый -_______________________ хитрый — _______________________________
счастливый -____________________ грубый -________________________________
крепкий -_______________________ весёлый -________________________________
7. Отгадай шарады и составь с каждым словом своё предложение.
а) Древнерусское слово УЛЬ превратилось в улитку и «поползло» в пространстве между рядами домов. О каком словарном слове идет речь? ____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
в) Какое русское слово служит рядовым в армии в паре с итальянским «сольдо», что значит «деньги»? ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
8. Найди «спрятанные» имена, подчеркни и напиши их.
Дружок и радость моя настоящая! Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста!
Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.
____________________________________________________________________________
Таблица оценивания заданий учащегося.
Ключи к олимпиадным заданиям по русскому языку. 4 класс.
Луч весеннего солнца пробежал по верхушкам деревьев и скрылся в лапах старой ели.
Мать, отвар, хвала, уборка, петлица
Прилагательное, существительное, существительное, существительное
Тише едешь, дальше будешь. Язык до Киева доведёт. Как сыр в масле
В зимние каникулы мы с бабушкой ездили в город Одесса. В поезде в комнате (в купе) с нами ехал военный. В Одессе в гостинице мы поселились в комнату 45 (в номере). Бабушка меня водила в музей. Там в комнате (в зале) древних животных я видел скелет динозавра. Из всех развлечений мне понравилась прогулка на теплоходе. Там у нас была комната (каюта) на верхней палубе. Из Одессы я привёз много фотографий и хочу сделать фотовыставку в нашем комнате ( кабинете) в школе.
богатый — богач хитрый- хитрец
счастливый — счастливец, счастливчик грубый — грубиян
крепкий- крепыш весёлый — весельчак
улица, солдат
Кира, Яна, Игорь, Егор, Тима, Света.
Олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) по теме: Районная олимпиада по русскому языку 4 класс. С ответами.
Районная олимпиада по русскому языку 2006-2007 учебный год.
1.Выпиши слова, в которых есть звук [й]
И вскользь мне бросила змея:
«У каждого судьба своя!»
Но я-то знал, что так нельзя –
Жить, извиваясь и скользя …
2. Из звуков, входящих в слово ПАЛИТРА, ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара.
Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра.
3. Напишитe два слова, в которых одновременно встречались бы Ь и Ъ знаки.
4. Составь из букв данного слова существительное дрvгого склонения, укажи тип склонения (1,2,3) во всех словах.
кукла-
тьма-
кочан-
банка-
5. Найдите спрятанные в предложениях Фамилии хорошо известных вам писателей, выпишите их.
а) Мама, а змея, рыба, комар, шакал — это всё звери?
б) Витя, не надо краба ртом трогать.
6. Заменн данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.
а) Овладевать собой, успокаиваться — …
б) Очень тесно — …
в) Усиленно думать над трудным вопросом — …
г) Хорошо запомнить — …..
7. Вспомни н запипш русские пословицы похожие с данными по смыслу.
а) Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
б) Сын леопарда — тоже леопард. (Африка)
в) Маленький горшок хорошо нaгpeвaeтся. (Англия)
8. Поставь в словах знак ударения.
Завидно, красивее, гусеница, жаворовок, звонит, засуха.
9. Одним словом объясните значения заимствованных слов.
Антракт, дегустация, лозунг, финал.
10. Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втopoгo слова.
При ( … ) ец, каб ( … ) окошко, часто( … )ос, ме( … )олад.
Ответы на районную олимпиаду по русскому языку 2006-2007 vч.г.
1. Змея, своя, я, извиваясь.
2. Лапа, пир, тир.
3.
4. кукла (1) — кулак(2)
тьма( 1 ) — мать (3)
кочан(2) — ночка (1)
банка (1) — кабан (2)
5. а) Маршак б) Барто
6. А) Брать себя в руки.
Б) Яблоку негде упасть.
В) Ломать голову.
Г) Зарубить себе на носу.
7. А) Шило в мешке не утаишь.
Б) Яблоко от яблони недалеко падает.
В) Мал золотник, да дорог.
8. ЗавИдно, красИвее, гУсеница, жАворонок, звонИт, зАсуха
9. Антрaкт – перерыв,дегустапия – проба, лозунг — призыв, финал — конец.
10. При (БОР) ец, каб (ЛУК)окошко, часто (КОЛ)ос, ме(ШОК)олад.
Олимпиада по русскому языку в 4 классе, 2017 (школьный тур с ответами)
4. К данным устойчивым сочетаниям напиши близкий по значению глагол в том же лице и числе, как в устойчивом сочетании. Определи лицо и число глаголов.
а) Обведешь вокруг пальца – ____________________________________________
б) Выбьетесь из сил – __________________________________________________
в) Пропускает мимо ушей –_____________________________________________
г) Зарубим на носу –___________________________________________________
5. Найди ошибки в образовании слов, напиши верный вариант. Подчеркни в каждом предложении грамматическую основу.
1)В лыжных соревнованиях участвовали ученики обоих школ.
_________________________________________________________________
2)Скоро зажгётся фонарь и осветит ночную улицу.
__________________________________________________________________
3)Внимательно слушав учителя, он всё усваивал.
_________________________________________________________________
6. Что означают данные выражения и в каком значении они употребляются?
В честь – ____________________________________________________________
по чести – ___________________________________________________________
отдать честь – _______________________________________________________
7. В каждой группе слов найди «лишнее», подчеркни его, объясни свой выбор письменно.
а) Молоко, бревно, пальто, число, весло.__________________________________
б) Звук, жест, долг, глаз, рукав._________________________________________
в) Они, мы, сани, вы, ты._______________________________________________
г) Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь.________________________________
8.Составь словосочетания, в которых слово мягкий употребляется в различных значениях. Значения не должны повторяться. Запиши по 1 слову.
а) Мягкий___________________________ — (нежёсткий).
б) Мягкий___________________________ — (нерезкий).
в) Мягкий___________________________ — (уступчивый).
г) Мягкий___________________________ — (буква).
д) Мягкий___________________________ — (тёплый).
9. Распредели данные слова по столбикам в соответствии со схемами в таблице. Запиши слова в два столбика.
Разговорчивый, разный, поделка, полка, сказка, смазка, нагрузка, народный, верхний, добавка, дорожный, поливка, полевой, подарки.
10.Прочитай. Пронумеруй так, чтобы получился связный текст.
□1) Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!
□2) Отошёл я в сторону и сел на пенёк. Гляжу, к дереву птица летит и в клюве сосновую шишку держит. Сразу узнал я дятла.
□3) Вдруг вижу: на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрепанные: хорошо над ними кто-то потрудился.
□4) Шёл я однажды зимой по лесу.
□5) Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.
Ключи
школьной олимпиады по русскому языку среди учащихся 4 классов
2017– 2018 учебный год
Поздняя осень. Утренний рассвет над озером в туманной задумчивой дымке поражает своей тишиной. Только изредка крикнет где-то лысуха в тростниковых дебрях. И снова тишина. А утро всё приближается, но тени ночи ещё цепко держатся в глубине леса, неохотно уступают место дню. Тишина!
Заголовок – 1 балл. Варианты заголовка: «Рождение нового дня», «Осенний рассвет», «Тихий рассвет», «Тишина»…
За исправление каждой орфографической и пунктуационной ошибки – 1 балл (12 случаев).
За каждую допущенную при исправлении ошибку снимается 1 балл.
Максимум – 13 баллов
ПонялА, квартАл, каталОг, звонИт, тОрты, красИвее, пАльцами, тУфлями.
По 0,5 балла – за каждый правильный ответ. Всего 4,6 балла.
Кормлю, кормить, кормушка. Возможны варианты.
балла – задание выполнено верно; 0 баллов – задание выполнено неверно.
4. Обманешь (2 л., ед.ч.), устанете (2 л., мн.ч.), отвлекается (3 л., ед.ч.), запомним (1 л., мн. ч)
По 1 баллу за каждую строку.
Убираем по 0,5 балла, если есть ошибка в определении числа или лица глагола.
5.1)В лыжных соревнованиях участвовали ученики обеих школ.
2)Скоро зажжётся фонарь и осветит ночную улицу.
3)Внимательно слушая учителя, он все усваивал.
За каждую верно найденную ошибку – 1 балла (всего 3 балла). Разбор 1 б
Максимум – 6 баллов.
6. Например:
В честь – в знак уважения.
По чести – по совести.
Отдать честь – приветствовать.
3 балла – задание выполнено полностью
По 1 баллу – за каждое слово.
7. а) Молоко, бревно, пальто, число, весло (несклоняемое существительное)
б) Звук, жест, долг, глаз, рукав (5 букв)
в) Они, мы, сани, вы, ты (имя существительное)
г) Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь (ж.р.)
По 1 баллу за каждую строку
8. Мягкий мох, хлеб — нежёсткий.
Мягкий свет, звук — нерезкий.
Мягкий характер — уступчивый.
Мягкий знак — буква.
Мягкий климат — тёплый.
По 1 баллу за правильный ответ. Всего 5 баллов.
9.
- За правильный ответ – 0,1 балла. Всего: 2,8 баллов.
10.4), 3), 5), 2), 1).
балла – задание выполнено верно;2 балла — если 4), 3), 2), 5), 1).
Снижение итогового количества баллов за орфографические ошибки:
балл – 2-3 ошибки;
балла – 4-5 ошибок;
3 балла – 6-7 ошибок;
4 балла – 8 и более ошибок.
.
Олимпиадные задания (русский язык, 4 класс) по теме: Олимпиада по русскому языку.
Окружная олимпиада по русскому языку 2011-2012 уч.г.
класс.
ОУ № _________Ф.И. _________________________________________
№ задания | № 1 | № 2 | №3 | № 4 | № 5 | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 | Всего |
Женя, Саша, Шура, Маша и Серёжа были в гостях у Коли. Шура ушла рано, остальные засиделись допоздна. Саша остался ночевать у Коли, за Машей и Женей пришла старшая сестра и отвела обеих домой, а Серёжа вернулся домой сам, потому что жил в соседнем подъезде. Сколько девочек было в гостях у Коли?
(А) одна; (Б) две; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять.
Запиши множественное число имён существительных.
Стул – ____________________________ Ребенок – _________________________
Человек – _________________________ Ухо – _____________________________
Телёнок – _________________________ Чудо – ____________________________
Даны предложения на японском языке и их переводы на русский язык:
гакусэй-га ёму ‘студент читает’
сэнсэй-га о-каки-ни нару ‘учитель пишет’
мусуко-га каку ‘мальчик пишет’
бутё-га о-ханаси-ни нару ‘начальник говорит’
Как правильно перевести на японский язык:
студент говорит; начальник читает? Подчеркни ответ.
(А) гакусэй-га ханасу, бутё-га ёму;
(Б) гакусэй-га о-ханаси-ни нару, бутё-га о-ёми-ни нару;
(В) гакусэй-га о-ханаси-ни нару, бутё-га ёму;
(Г) гакусэй-га ханасу, бутё-га о-ёми-ни нару;
(Д) гакусэй-га ханаси, бутё-га о-ёму-ни нару.
Дай короткое объяснение устойчивым выражениям:
Блоху подковать – ______________________________________________________
Втирать очки – _________________________________________________________
Горе луковое – _________________________________________________________
Переливать из пустого в порожнее – _______________________________________
Рубить сплеча – ________________________________________________________
Ни рыба ни мясо – ______________________________________________________
Запиши три пословицы, в которых встречается слово «семь».
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слово лёгкий многозначно, поэтому имеет несколько антонимов. Подбери существительное, в сочетании с которым антонимом к слову лёгкий будет серьёзный, подчеркни его.
(А) чемодан
(Б) ветер
(В) облако
(Г) музыка
(Д) день
Подбери к данным словам подходящие имена существительные, запиши их, составь с ними предложения.
влачить – _______________________,
волочить – ______________________.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Во второй столбик запиши словосочетание из первого столбика одним словом – существительным, а в третий столбик – словом, противоположным по значению.
храбрый человек |
добрый человек |
болтливый человек |
грубый человек |
весёлый человек |
Язык некоторой страны своеобразен: корни слов не похожи на корни русских слов, а суффиксы, приставки и окончания такие же, как в русском языке, по звучанию и по значению. Запиши одним словом, как будет называться в этой стране:
а) детёныш квачи___________________________________________
б) свойство клапого человека__________________________________
в) варенье из проши__________________________________________
г) человек, занимающийся бурнованием_________________________
д) маленький бурт___________________________________________
е) очень большой прам_______________________________________
ж) принадлежащий шере_____________________________________
Подбери к старославянским словам русские соответствия, запиши их, с одним из слов составь предложение:
очи – ; перст – _______________________;
уста – ; чело – ________________________;
агнец – ; ланиты – ______________________.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Окружная олимпиада по русскому языку 2011-2012 уч.г.
класс.
Ответ: (В) три (Шура, Маша, Женя).
Ответ: Стул – стулья. Ребенок – дети. Человек – люди. Ухо – уши.Телёнок – телята. Чудо – чудеса.
Ответ: (В) гакусэй-га о-ханаси-ни нару, бутё-га ёму.
Ответ: Блоху подковать – искусно выполнить самую замысловатую, особо тонкую работу. Втирать очки – надувать, обманывать, плохое выдавать за очень хорошее. Горе луковое – мелкие печали, ничтожные огорчения, не заслуживающие слез. Переливать из пустого в порожнее – заниматься чем-либо бесполезным, бесцельно тратить время. Рубить сплеча – действовать, поступать решительно, часто необдуманно, сгоряча. Ни рыба ни мясо – ничем не выделяющийся, не имеющий ярких отличительных свойств, неспособный на активные действия. (Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Репринтное издание: М., 2000).
Примерный ответ:
Живет и такой год, что на день семь погод. Семь пятниц (семь праздников) на неделе. Не велик городок, да семь воевод (семибоярщина). У одной овечки да семь пастухов (московская семибоярщина). У семи нянек дитя без глаза. У семи пастухов не стадо. Макару поклон, а Макар на семь сторон. Семь раз поели, а за столом не сидели. Семь рек осушила, холста не смочила. Семи пяденей во лбу. От семи собак на распутъе отгрызется. (В.И.Даль Пословицы и поговорки русского народа, Москва, Эксмо-Пресс, 2000).
Ответ: (Г) музыка.
Ответ: влачить – дни, волочить – ноги.
Влачу, влачишь, несов., шта (церк.-книжн., поэт. устар.). Тащить, волочить, нести на себе (груз, бремя чего-н.). Влачу я цепь моих страданий. Полежаев. Влачить оковы. Влачить груз сомнений. Влачить жалкое существование (книжн.) — жить бедно, без удовольствия, вести жизнь, полную неудач.
Волочить кого-что. Тащить, тянуть по земле. В. мешок с зерном. В. подол. 2. перен., кого-что. Таскать, мытарить проволочками (разг.). Целый год его волочили, по судам. Дело волочили по судам. 3. что. Вытягивать из какого-н. металла (про́волоку; тех.). В. проволоку. Волочить лен — обрабатывать. Еле ноги волочить (разг.) — идти с трудом от усталости.
(Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Репринтное издание: М., 2000).
Ответ:
храбрый человек | храбрец | трус |
добрый человек | добряк | злой человек |
болтливый человек | болтун | молчун |
грубый человек | грубиян | воспитанный человек |
весёлый человек | весельчак | грустный человек |
Примерный ответ: а) детёныш квачи – кваченок, б) свойство клапого человека – клапость, в) варенье из проши – прошевое, г) человек, занимающийся бурнованием – бурновщик, д) маленький бурт – буртенок, е) очень большой прам – прамище, ж) принадлежащий шере – шерин.
Допустимы варианты с другими соответствующими суффиксами.
Ответ: очи – глаза; перст – палец; уста – губы; чело – лоб; агнец – ягненок; ланиты – щеки.
Оценивание:
2 балла | 1 балл | 0 баллов |
Задание 1 | правильный ответ | — | неправильный ответ |
Задание 2 | выполнено правильно | 1-2 ошибки | более 2 ошибок |
Задание 3 | правильный ответ | — | неправильный ответ |
Задание 4 | выполнено правильно | 1 ошибка | 2 и более ошибок |
Задание 5 | выполнено полностью | 2 пословицы | менее 2 пословиц |
Задание 6 | правильный ответ | — | неправильный ответ |
Задание 7 | выполнено полностью | выполнено частично (не составлены предложения) | ошибки в подборе слов и в предложениях |
Задание 8 | выполнено правильно | 1-2 ошибки | более 2 ошибок |
Задание 9 | выполнено правильно | 1-2 ошибки | более 2 ошибок |
Задание 10 | выполнено полностью | выполнено частично (ошибки в подборе слов или не составлено предложение) | ошибки в подборе слов и в предложении |
Максимальное количество баллов | 20 |