Математическая игра для учеников 4 класса, проводят учащиеся 10 класса
Игра «Сосчитай-ка, угадай-ка».
Проводят учащиеся 10 класса для учеников 4 класса
Вступление.
Здравствуйте, ребята. В нашей школе проходит неделя математики. Это сложная, но очень интересная наука. Она требует сосредоточенности, размышлений и рассуждений. Поэтому не забудьте взять с собой быстроту, находчивость, смекалку!
Считайте ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте,
Учебник научит вас точному счету,
Скорей за работу, скорей за работу!
Сейчас мы с вами будем играть. А игра наша называется «Сосчитай-ка, угадай-ка».
Мы приготовили для вас 8 станций, на которых вам необходимо будет выполнить интересные задания.
Но для начала вам нужно разделиться на команды:
Ребята делятся на команды, выбирают капитана, название команды.
Представляем жюри:
На нашей игре вам понадобится внимательность и наблюдательность, смекалка и сообразительность. Желаем удачи!
Станция 1 “ Поспешай-ка ”
Разминку начинаем,
Победителей узнаем!
Кто же лучше всех считает?
И ответ быстрее знает?
Если команда не знает ответа, может ответить другая команда.
Как называется результат, полученный при сложении? (сумма)
Сколько килограммов в одной тонне? (1000)
Сколько лет в одном веке? (100)
Наибольшее четырехзначное число. (9999)
Чему равна половина 180? (90)
Сколько месяцев в году? (12)
Уменьшите 389 на 29. (360)
У крышки стола отпилили два угла. Сколько углов осталось? (6)
В каком числе 60 десятков? (600)
В каком месяце бывает только 28 или 29 дней? (в феврале)
Число, предшествующее числу 3000? (2999)
Сколько ног у паука? (8)
Сколько центнеров в одной тонне? (10)
Чему равно число, если его половина равна 80? (160)
Сколько всего десятков в числе 936? (93)
Сколько вершин у квадрата? (4)
Назовите 7 месяц от начала года? (июль)
Назовите число, следующее за числом 699? (700)
Наименьшее пятизначное число. (10000)
Сколько дней в неделе? (7)
Назовите результат, получаемый при умножении (произведение).
Жюри объявляет результаты.
Станция 2: «Угадай-ка».
«Арифметика – царица математики» — говорил немецкий математик Карл Фридрих Гаусс. Эта самая древняя область математики, которая изучает свойства чисел и действия над ними. Каждой команде предлагается набор чисел. Надо между ними вставить знаки арифметических действий так, чтобы выражения были верными.
Время – 3 мин.
Варианты ответов:
2222 = 8 2 + 2 + 2 + 2 = 8
2222 = 44 22 + 22 = 44
2222 = 111 222 : 2 = 111
2222 = 0 22 – 22 = 0
Жюри объявляет результаты.
Станция 3: «Соображай-ка».
Математика не только точная наука, но ещё и весёлая. Каждая команда получает задание на листочках. Нужно разгадать математический ребус. Успехов вам. Время – 5 минут.
Жюри объявляет результаты.
Станция 4: «Художественная».
Геометрия – это ещё один раздел математики. В ней рассматриваются различные геометрические фигуры, тела, способы их построения и измерения. А. С. Пушкин писал: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии».
Задание для команд: каждой команде предлагается нарисовать картинку с помощью геометрических фигур. Время 5-7 минут.
Жюри объявляет результаты.
Станция 5: «Игровая».
Игра в стручки. (За каждый разгаданный пример – 1 балл)
Во времена царя Гороха
Под смех и шутки скомороха
Царь, на нос нацепив очки,
Играл с царицею в стручки.
Каждая команда получает задание – довольно простые примеры. Царь с царицею не очень сильны были в математике. Переложите в каждом примере один стручок – и примеры будут правильные. Время – 3 мин.
Примеры царя:
Примеры царицы:
Ответ:
I + I = II, II – I = I, I + II = III, III – II = I
Жюри объявляет результаты.
Станция 6 «Смекалка».
(8 слов – 1 звезда, 12 слов – 2 звезды, 12+ слов – звезды)
Из букв слова «арифметика» команды должны составить как можно больше слов. Примеры: ар, икра, фирма, ферма, фата, река, риф, миф, мера, еретик, мак, фара, тик, рифма, ерик, тара, мат, кит, метка, тема, кара, марка, крем, тир, метр.
Время – 3мин.
Жюри объявляет результаты.
Станция 7 “Верю – не верю”.
Команде предлагается вопрос, после небольшого размышления даётся ответ «верю» или «не верю».
Верите ли вы, что синий кит самое большое и тяжелое животное? (Да, его длина достигает 30 метров, а вес до 160 тонн)
Верите ли вы, что бегемот самое большое животное, живущее на суше? (Нет, это слон, высота его до 3,5 метров, вес до 7 тонн)
Верите ли вы, что тигр самое быстрое животное? (нет, это гепард, его скорость достигает 110км\ч)
Верите ли вы, что слоны такие огромные, потому что не перестают расти всю жизнь? (Да)
Верите ли вы, что орел – птица с самым большим размахом крыльев? (Нет, это альбатрос, размах крыльев 3м 70см)
Верите ли вы, что высота самой маленькой обезьянки 12-15 см, а вес 100-125 грамм? (Да, это игрушка)
Жюри объявляет результаты.
Станция 8 “Загадочная”.
Командам предлагаются загадки. Если команда не знает отгадку, может ответить другая команда.
1. Бегу при помощи двух ног,
Пока сидит на мне ездок.
Мои рога в его руках,
А быстрота в его ногах.
Устойчив я лишь на бегу,
Стоять секунды не могу. (Велосипед)
2. Две сестренки, две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой;
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Шерстяные варежки)
3. Стоит Антошка
На одной ножке.
Где солнце встанет,
Туда он и глянет. (Подсолнух)
4. В красном домике сто братьев живут,
Все друг на друга похожи. (Арбуз)
5. Два брюшка, четыре ушка. Что это? (Подушка)
6. На одной яме – сто ям с ямой. (Наперсток)
Жюри объявляет результаты.
Награждение победителей.
На всякий случай при подсчитывании голосов.
1. Три мальчика Коля, Петя и Ваня отправились в магазин. По дороге они нашли 3 рубля. Сколько бы денег нашёл Ваня, если бы он пошёл в магазин один? (3 рубля)
2. На дубу было 10 веточек. На каждой веточке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (0)
3. Что тяжелее? 1 кг железа или 1 кг ваты? (Одинаково)
4. Плывут навстречу 2 теплохода: 1 пассажирский, другой грузовой. В середине стоит маяк. Он то потухнет, то погаснет, то потухнет, то погаснет. Какой теплоход заметит маяк первым? Почему? (Никакой)
5. Сидит кошка на окошке и хвост как у кошки, а все же кошка. Кто сидит на окошке?
6. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько времени играл каждый? (4 часа)
7. По улице шли девочки. Одна с портфелем, другая с сумкой. С чем была Наташа, если Марина была без портфеля? (С портфелем)
8. Муравей больше слона, собака меньше слона. Бабочка меньше муравья, но больше слона. Кто больше всех? (Муравей)
9. В семье двое детей. Саша – брат Жени, но Женя Саше не брат. Может ли так быть? Кто Женя? (Сестра)
10. Я придумал 2 числа. Когда я их сложил, то получилось 6. Когда же из одного отнял другое, то снова получилось 6. Что это за числа? (6, 0)
Ребусы
Ответы для жюри
Станция 1 “ Поспешай-ка ”
Как называется результат, полученный при сложении? (сумма)
Сколько килограммов в одной тонне? (1000)
Сколько лет в одном веке? (100)
Наибольшее четырехзначное число. (9999)
Чему равна половина 180? (90)
Сколько месяцев в году? (12)
Уменьшите 389 на 29. (360)
У крышки стола отпилили два угла. Сколько углов осталось? (6)
В каком числе 60 десятков? (600)
В каком месяце бывает только 28 или 29 дней? (в феврале)
Число, предшествующее числу 3000? (2999)
Сколько ног у паука? (8)
Сколько центнеров в одной тонне? (10)
Чему равно число, если его половина равна 80? (160)
Сколько всего десятков в числе 936? (93)
Сколько вершин у квадрата? (4)
Назовите 7 месяц от начала года? (июль)
Назовите число, следующее за числом 699? (700)
Наименьшее пятизначное число. (10000)
Сколько дней в неделе? (7)
Назовите результат, получаемый при умножении (произведение).
Станция 2: «Угадай-ка».
Варианты ответов:
2222 = 8 2 + 2 + 2 + 2 = 8
2222 = 44 22 + 22 = 44
2222 = 111 222 : 2 = 111
2222 = 0 22 – 22 = 0
Станция 3: «Соображай-ка».
Ребусы:
1. отрезок, дробь, задача
2. минус, вершина, задача
3. ромб, угол, отрезок
Станция 5: «Игровая».
Ответ:
I + I = II, II – I = I, I + II = III, III – II = I
Станция 6 «Смекалка».
Из букв слова «арифметика» команды должны составить как можно больше слов. Примеры: ар, икра, фирма, ферма, фата, река, риф, миф, мера, еретик, мак, фара, тик, рифма, ерик, тара, мат, кит, метка, тема, кара, марка, крем, тир, метр.
Станция 7 “Верю – не верю”.
Верите ли вы, что синий кит самое большое и тяжелое животное? (Да, его длина достигает 30 метров, а вес до 160 тонн)
Верите ли вы, что бегемот самое большое животное, живущее на суше? (Нет, это слон, высота его до 3,5 метров, вес до 7 тонн)
Верите ли вы, что тигр самое быстрое животное? (нет, это гепард, его скорость достигает 110км\ч)
Верите ли вы, что слоны такие огромные, потому что не перестают расти всю жизнь? (Да)
Верите ли вы, что орел – птица с самым большим размахом крыльев? (Нет, это альбатрос, размах крыльев 3м 70см)
Верите ли вы, что высота самой маленькой обезьянки 12-15 см, а вес 100-125 грамм? (Да, это игрушка)
Станция 8 “Загадочная”.
Командам предлагаются загадки. Если команда не знает отгадку, может ответить другая команда.
1. Бегу при помощи двух ног,
Пока сидит на мне ездок.
Мои рога в его руках,
А быстрота в его ногах.
Устойчив я лишь на бегу,
Стоять секунды не могу. (Велосипед)
2. Две сестренки, две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой;
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Шерстяные варежки)
3. Стоит Антошка
На одной ножке.
Где солнце встанет,
Туда он и глянет. (Подсолнух)
4. В красном домике сто братьев живут,
Все друг на друга похожи. (Арбуз)
5. Два брюшка, четыре ушка. Что это? (Подушка)
6. На одной яме – сто ям с ямой. (Наперсток)
Сценарий внеклассного мероприятия по математике в 4 классе и презентация «Математический лабиринт»
МКОО «Калининская СОШ имени академика
Ережепа Мамбетказиева»
Внеклассное мероприятие
по математике в 4 классе
«Математический лабиринт»
проведенный учителем начальных классов
Жалеловой Людмилой Сапидуллаевной.
2016 год
Внеклассное мероприятие по математике в 4 классе
МКОО «Калининская СОШ имени академика Ережепа Мамбетказиева»
Тема :«Математический лабиринт»
Учитель Жалелова Л.С.
Цель: создание условий для развития логического мышления, а также создание условий для развития интереса учащихся к математике.
Задачи:
Развитие умения применять в игре полученные знания.
Развитие внимания, математического мышления, находчивости, сообразительности, памяти, оригинальности и гибкости мышления.
Воспитание выдержки, терпения.
Воспитание заинтересованности к математике.
Презентация «На станциях математического лабиринта»
Ход занятия.
-Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие по стране математике.
В этом большом математическом лабиринте есть много загадочных уголков, где мы и побываем сегодня, благодаря нашим знаниям. Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку. Ребята, как вы думаете, зачем нужно знать математику?
Ученик:
Без счёта не будет на улице света.
Без счёта не может подняться ракета.
Без счёта письмо не найдёт адресата.
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Запомните все, что без точного счёта,
Не сдвинется с места любая работа!
— Математика это очень интересная наука.Слово «математика» пришло к нам из древнего языка, где означает «МАНТАНЕЙН» — «учиться приобретать знания». Математика призвана развивать логическое мышление, внимание, мозг. Недаром её называют «гимнастикой ума».
1 станция «Соображай-ка»
— Конкурс «Математическая разминка»:
Чтоб наше путешествие по лабиринту прошло без заминки,
Его мы начинаем…
Ну, конечно, с разминки!
— Расставь знаки действий и, если надо, скобки так, чтобы выражения были верными.
Каждый верный ответ – 1 балл.
а) 5 5 5 5=2 б) 5 5 5 5=9
ответы: 5:5+5:5=2 5+5-5:5=9
а) 3 3 3 3 3 =13 б) 5 5 5 5 5 =31
ответы: 3х3+3+3:3=13 5х5+5+5:5=31
а) 7 7 7 7 =9 б) 7 7 7 7 =35
ответы: (7+7):7+7=9 7х7-(7+7)=35
— Конкурс «Разгадайте ребусы»
-На экране 8 ребусов для обеих команд.
Какая команда правильнее и быстрее разгадает ребусы.
Каждый ребус – 1 балл.
2 станция «Внимательная»
— Конкурс «Остров задач» :
Сначала послушайте индусскую притчу.
Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмёт того, кто пройдёт по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольёт ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошёл один. Вокруг него кричали, стреляли, всячески пугали и отвлекали. Но он не пролил молоко». Ты слышал крики, выстрелы? — спросил его магараджа. — Ты видел, как тебя пугали?» «Нет, повелитель я смотрел на молоко».
Не слышать и не видеть ничего постороннего, — вот до какой степени может быть сосредоточено внимание. Теперь мы проверим, насколько внимательны представители наших команд. Сейчас для вас я прочитаю задачи, но задачи не простые. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет задаваться в конце.
За каждую решенную задачу присуждается 2 звезды.
Задачи:
1. В автобусе ехали 25 человек.
На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека.
На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек.
На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек.
На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек.
На следующей остановке вышли 5 человек.
Сколько было остановок? (5 остановок)
2. У четы речных Медуз был всегда отменный вкус,
И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.
На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон —
Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен.
А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван.
Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом.
И Бермудский крокодил тоже в гости заходил.
Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз!
Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей)
3. Летняя задача.
На речке летали 12 стрекоз.
Явились 2 друга и рыжий Барбос.
Они так плескались, они так галдели,
Что 8 стрекоз поскорей улетели.
Остались на речке только стрекозы,
Кому не страшны ребятня и барбосы.
Но вот что моя голова позабыла:
Скажите, пожалуйста, сколько их было? (12 стрекоз)
4. Очень много дел у Оли:
в магазине купить соли,
вымыть пол,
покрасить стол,
привести из сада Сашу,
сварить рисовую кашу,
не лениться, если в школе.
Скажи, сколько дел у Оли? (6 дел)
— Конкурс « Пустыня чисел»
— Ребята, что вы знаете о пустыне?
— Правильно, там очень много песка, солнца, нет воды. А какие животные там обитают?
— А еще к пустыне приспособлен верблюд. У него очень широкие подошвы, которые помогают ему не проваливаться, он может очень долго обходиться без воды.
— Посмотрите на эту пустыню, верблюды выстроились в ряд. Когда они идут друг за другом – это слово называется …КАРАВАН.
И здесь нам нужно выполнить задание. Найдите лишнего верблюда (число)
4, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 16,234,546 (9)
450,451,452,453,454,455,505,456,457,458 (505)
1 ,2 ,3, 4, 5 ,19 ,6 ,7,8,9 (19)
277,276, 275, 274, 273, 300, 272, 271, 270 (300)
3 станция «Угадай-ка»
— Конкурс «Назови слова на букву…»
— Я буду читать предложения, а вы заменяете его одним словом, связанным с математикой. Каждый верный ответ – 1 балл.
«Слова на букву «К» (для 1команды)
1. Геометрическая фигура, четырехугольник (квадрат)
2 . 1000 метров – это… (километр)
3 . 1000 грамм – это … (килограмм)
4. Наименьшая денежная единица в России. (копейка)
5. Устройство, облегчающее выполнение сложных арифметических
действий. (калькулятор)
« Слова на букву «П» (для 2команды)
1 . Сумма длин всех сторон многоугольника (периметр)
2 . Геометрическая фигура, четырехугольник (прямоугольник)
3 . Результат умножения (произведение)
4 . Знак сложения (плюс)
5. Линия, не имеющая ни начала, ни конца (прямая)
— Конкурс «Разгадай кроссворд»
-За правильно решённый кроссворд команда получает 5 баллов.
По горизонтали:
1. Действие, обратное умножению.
2. Знак, показывающий отсутствие единиц какого-либо разряда.
3. Название знака действия.
4. Наименьшее однозначное число.
По вертикали:
5. Наименьшая единица времени.
6. Число, выраженное единицей шестого разряда.
7. Фигура, ограниченная окружностью.
Ответы: 1. Деление. 2. Нуль. 3. Минус. 4. Один. 5. Секунда. 6. Миллион. 7. Круг
4 станция «Сказочная»
— Конкурс «Подземелье злых ошибок»
Что такое подземелье?
— Здесь живут неграмотные дети , они не умеют решать примеры. Давайте поможем им исправить их ошибки.
150 -6=11 57+13=593
150+3=123 499 -5=455
23-4=18 195+5=45
14-7+8=16 15-7+8=16
69-9+4=55 74-30-4=40
— Молодцы, ребята!
5 станция «Игровая»
— Игра «Найди цифру».
На доске 2 плаката, на которых написаны числа от 1 до 21. Участники команды (по одному от каждой команды) зачеркивают их по порядку.
Победившей команде – 5 баллов
— Конкурс «Конкурс капитанов»
Как песня не может прожить без баяна,
Команда не может без капитана!
Капитан, справившийся с заданием первым, приносит своей команде 5 баллов.
-Угадай число от 1 до 28, если в его написание не входят цифры 1, 5 и 7; кроме того, оно нечётное и не делится на 3. Ответ: 23
— Игра «Гонка за лидером».
Командам задаются вопросы — четные вопросы первой команде, нечетные — второй (команде-лидеру — первой). Верный ответ — 1 балл.
7 Х 8 = ?( 56 )
9 Х 6 = ?( 54 )
Чему равна треть суток? (8 часов)
Чему равна шестая часть суток? (4 часа)
Горело 5 свечей. Две из них потушили. Сколько свечей осталось? (2 свечи, те, что потушили, остальные сгорели)
Летела стая уток. Всего 5. Одну убили. Сколько осталось? (одна, остальные улетели) 0 Х 112 =? (0)
На какое число невозможно деление? (на 0)
Как называются числа, которые складывают? (слагаемые)
Как называются числа, которые умножают? (множители)
Сколько месяцев в году содержат по 30 дней? (11, кроме февраля)
Сколько месяцев в году содержат по 31 день? (семь)
Фигура, имеющая 3 стороны, 3 вершины.(треугольник)
Прямоугольник с равными сторонами.(квадрат)
Как называется фигура, у которой 3 и более углов? (многоугольник)
Как называется сумма длин всех сторон многоугольника? (периметр)
Какое число делится на все числа без остатка? (0)
Чему равно произведение всех цифр? (0)
Пара лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30)
Двое играли в шашки четыре часа. Сколько часов играл каждый из них? (4)
В семье два отца и два сына. Сколько мужчин в семье? (3)
У родителей пять сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько всего детей в семье? (6)
Наименьшее натуральное число? (1)
Наибольшее натуральное число? (не существует)
Единица скорости на море? (узел)
Чему равен 1 пуд? (16 кг)
Периметр квадрата 20 см. Чему равна его площадь?(25)
Что ищем, решая уравнение? (корень)
Результат вычитания.(разность)
Результат деления? (частное)
Сколько центнеров в тонне? (10)
Сколько существует цифр? (10)
Как называются цифры третьего разряда? (сотни)
Наименьшее трехзначное число? (100)
Сколько вершин у куба? (8)
Как называется число, из которого вычитают? (Уменьшаемое)
Ограниченная часть прямой? (отрезок)
Результат деления? (Частное)
Чему равна десятая часть сантиметра? (миллиметр)
Подведение итогов. Рефлексия.
Вот закончилась путешествие-игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
В нашем лабиринте отличился?
— Жюри подводит итоги.
Ну, а теперь мне бы хотелось, чтобы мы вместе подвели итоги нашей игры. В конвертах у каждой команды лежат высказывания. Какое высказывание на ваш взгляд близко вам и отражает ваши мысли о математике, о сегодняшней игре. Я даю вам две минутки ознакомиться и выбрать подходящее высказывание.
«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»
Д. Пойа
«Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым»
А.П. Конфорович
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами»
Г. Лессинг
«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим»
Блез Паскаль
«Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед».
А. Нивен
«Лучший способ изучить что-либо — это открыть самому».
Д. Пойа
«Хочешь быть умным — научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать».
И. Лафатер
-Всем спасибо за вниманье,
До счастливых новых встреч!
«Занимательная математика» 4 класс (вн. занятие)
«Занимательная математика»
1.Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика»
Личностными результаты
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
Использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
2.Содержание курса.
Тема 1. Интеллектуальная разминка.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Тема 2. Числа-великаны.
Как велик миллион? Что такое гугол?
Тема 3. Мир занимательных задач.
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
Тема 4. Кто что увидит?
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
Тема 5. Римские цифры.
Занимательные задания с римскими цифрами.
Тема 6. Числовые головоломки.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
Тема 7. Секреты задач.
Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).
Тема 8. В царстве смекалки.
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Тема 9. Математический марафон.
Решение задач международного конкурса «Кенгуру».
Темы 10–11. «Спичечный» конструктор.
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
Тема 12. Выбери маршрут.
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.
Тема 13. Интеллектуальная разминка.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
Тема 14. Математические фокусы.
«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.
Темы 15–17. Занимательное моделирование.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Тема 18. Математическая копилка.
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.
Тема 19. Какие слова спрятаны в таблице?
Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)
Тема 20. «Математика — наш друг!»
Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Тема 21. Решай, отгадывай, считай.
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.
Темы 22–23. В царстве смекалки.
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Тема 24. Числовые головоломки.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
Темы 25–26. Мир занимательных задач.
Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.
Тема 27. Математические фокусы.
Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.
Темы 28–29. Интеллектуальная разминка.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
Тема 30. Блиц-турнир по решению задач.
Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.
Тема 31. Математическая копилка.
Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач.
Тема 32. Геометрические фигуры вокруг нас.
Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? (Работа с набором «Танграм».)
Тема 33. Математический лабиринт.
Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».
Тема 34. Математический праздник.
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».
3. Тематическое планирование 4 год обучения
№ занятия
Тема занятия внеурочной деятельности
Форма организации
Вид деятельности
Количество часов
Дата по плану
Дата факти-
ческая
1
Интеллектуальная разминка.
Интеллектуальный марафон «Умники и умницы
Познавательн.
1
05.09
2
Числа-великаны.
Исследовательская работа на тему « Числа в мире людей
Познавательн.
1
12.09
3
Мир занимательных задач.
Познавательная игра « В мире занимательных задач»
Познавательн.
1
19.09
4
Кто что увидит?
Практическая работа
Познавательн.
1
26.09
5
Римские цифры.
практикум
Познавательн.
1
03.10
6
Числовые головоломки.
Исследовательский мини-проект: «В мире ребусов»
Познавательн.
1
10.10
7
Секреты задач.
Мини-проект: «Книжка малютка. « Мои первые задачи»
Познавательн.
1
17.10
8
В царстве смекалки.
Посещение кабинетов маматемат-ки и физики.
Познавательн.
1
24.10
9
Математический марафон.
Познавательная игра «Машина времени».
Конкурс «Кенгуру»
Познавательн.
1
07.11
10-11
«Спичечный» конструктор.
Практическая работа в парах и группах.
Познавательн.
2
14.11
21.11
12
Выбери маршрут.
Исследовательский мини-проект: «Составление плана маршрута « Школа-дом»»
Познавательн.
1
28.11
13
Интеллектуальная разминка.
Практическое занятие.
Познавательн.
1
05.12
14
Математические фокусы.
Занятие-игра.
Работа в парах и группах.
Познавательн.-игр
1
12.12
15-17
Занимательное моделирование.
Практическое моделирование
Познавательн.
3
19.12
26.12
16.01
18
Математическая копилка.
Работа в библиотеке со справочной литературой..
Познавательн.
1
23.01
19
Какие слова спрятаны в таблице?
Групповая работа.
Познавательн.
1
30.01
20
«Математика — наш друг!»
Парная работа, практикум
Познавательн.
1
06.02
21
Решай, отгадывай, считай.
Парная работа, практикум
Познавательн.
1
13.02
22-23
В царстве смекалки.
В классной редакции. Работа в группав группах.
Познавательн.
2
20.02
27.02
24
Числовые головоломки.
Практическая работа
Познавательн.
1
06.03
25-26
Мир занимательных задач.
Занятие –практикум.
Познавательн.
2
13.03
20.03
27
Математические фокусы.
Практическая мастерская.
Познавательн.
1
03.04
28-29
Интеллектуальная разминка.
Практическая мастерская.
Познавательн.
2
10.04,17.04
30
Блиц-турнир по решению задач.
Турнир зрудитов.
Познавательн.-игр
1
24.04
31
Математическая копилка.
Практическая работа
Познавательн.
1
01.05
32
Геометрические фигуры вокруг нас.
практикум.
Познавательн.
1
08.05
33
Математический лабиринт.
Практическая работа
Познавательн.
1
15.05
34
Математический праздник.
Праздник.
игровая
1
22.05
План-конспект занятия по математике (4 класс) на тему: Математическая викторина для учащихся 4 класса
Математическая викторина для учащихся 4 класса
«Час занимательной математики»
Ц.М.: Здравствуйте дорогие ребята. Я рада приветствовать вас, а также наших гостей и членов жюри на математической викторине, которая называется: «Час занимательной математики». Итак, начнём:
Викторину открываю,
Всем успехов пожелаю,
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро всё в уме считать!
ПЕРВЫЙ ТУР: «Представление команд»
(Максимальный балл — 3)
Первый конкурс начинаем
Две команды представляем.
Ц.М.: Ребята, представьте капитанов, название команды, ваш девиз и эмблемы.
Жюри подводит итоги первого тура.
ВТОРОЙ ТУР: «Отгадай загадку»
(На обсуждение вопроса отводится 30 с; 1 балл за каждый правильный ответ)
Тур второй мы открываем,
Победителей узнаем.
Здесь загадки и шарады
За разгадку всем награды.
1. Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки,
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (цифры)
2. Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь во многих строчках,
Лишь букву «о» ты вставишь, зная как,
И я – географическая точка. (плюс — полюс)
3. В школе есть такая птица,
Если сядет на страницу,
То с поникшей головой
Возвращаюсь я домой. (два)
4. Эта цифра – акробатка,
Если на голову встанет,
То другой она уж станет. (девять)
5. Я приношу с собою боль,
В лице – большое искаженье.
А «ф» на «п» заменишь коль,
То превращусь я в знак сложенья. (плюс -флюс)
Жюри подводит итоги второго тура.
ТРЕТИЙ ТУР: «Шутливые вопросы»
(На обсуждение вопроса отводится 30 с; 1 балл за каждый правильный ответ)
Третий тур сейчас начнётся,
Мы немного посмеёмся.
Будут легкими вопросы
И, конечно, же курьёзы.
- Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (лучи)
- Петух на одной ноге весит 4 кг. А на двух? (4 кг)
- Соперник нолика. (крестик)
- Сколько горошин может войти в пустой стакан? (нисколько, горошины не ходят)
- Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? (4 ч)
- Рыбалов за 2 мин поймал 4 рыбки. Сколько рыбок он поймает за 4 минуты? (столько, сколько попадётся на крючок)
- На ёлке горели 5 свечей, 2 из них задули. Сколько осталось? (2, остальные сгорели)
- Шла старушка в Москву, а навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (1)
Жюри подводит итоги третьего тура.
ЧЕТВЁРТЫЙ ТУР: «Задачи на вычисление»
(На обсуждение вопроса отводится 30 с; 1 балл за каждый правильный ответ)
Четвёртый тур: пусть всякий знает,
Кто же лучше вычисляет?
Мне задачки прочитать,
Вам же думать и считать!
- Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков пришлось ему сделать? (12)
- Я задумала пятизначное число, отняла от него единицу и получила четырехзначное. Какое число я задумала? (10000)
- Пять ворохов сена и семь ворохов сена свезли вместе. Сколько получилось ворохов сена? (один)
- Сколько концов у трёх палок. А сколько у трёх с половиной палок? (6,8)
- На одной руке 5 пальцев, на двух 10, а на 10 сколько? (50)
- Три плюс три умножить на три. Сколько будет? (3+3*3=12, а не 18)
- Над рекой летали птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей. (5)
- У треугольника 3 угла. Если один срезать сколько останется? (4)
- Спутник земли делает один оборот за 1 ч 40 мин, а второй оборот за 100 мин. Как это получается? (1ч 40 мин = 100 мин)
- 5 рыбаков за 5 часов распотрошили 5 судаков. За сколько часов 100 рыбаков распотрошат 100 судаков? (5 часов)
Жюри подводит итоги четвёртого тура.
ПЯТЫЙ ТУР: «Логические задачи»
(На обсуждение вопроса отводится 1мин; 1 балл за каждый правильный ответ)
Пятый тур мы открываем –
Тур логических задач.
Призываю вас, ребята,
Здесь внимательно послушать
И без спешки всё обдумать.
- В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье? (6)
- Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 48 часов будет солнечная погода? (нет, будет полночь)
- У отца Мэри пять дочерей. Первую зовут Чача, вторую – Чече, третью – Чичи, четвёртую – Чочо. Как зовут пятую дочь? (Мэри)
- Ручка дешевле тетради, а альбом дороже тетради. Какой предмет всех дешевле? (ручка)
Жюри подводит итоги пятого тура.
ШЕСТОЙ ТУР: «Конкурс-кроссворд»
(Контрольное время – 5 минут; 0,5 балла за правильно угаданное слово)
Вопросы
По горизонтали:
1. Результат умножения длины прямоугольника на его ширину. (площадь)
3. Вид линии. (прямая)
5. У угла – две, у треугольника – три, у четырёхугольника – четыре. (сторона)
7. Сколько музыкантов в квартете? (четыре)
10. Старинная русская мера длины. (верста)
11. Компонент умножения. (множитель)
13. Инструмент для измерения величины угла. (транспортир)
14. Есть у уравнения и растения. (корень)
16. Инструмент, с помощью которого чертят окружность. (циркуль)
По вертикали:
2. Часть прямой, ограниченная двумя точками. (отрезок)
4. Математический знак. (плюс)
6. Результат вычитания. (разность)
8. Сумма длин всех сторон многоугольника. (периметр)
9. То, на что делят. (делитель)
12. Объём килограмма воды. (литр)
15. Число разрядов в классе. (три)
Жюри подводит итоги пятого тура.
ШЕСТОЙ ТУР: «Конкурс-кроссворд»
(Контрольное время – 5 минут; 0,5 балла за правильно угаданное слово)
Вопросы
По горизонтали:
1. Результат умножения длины прямоугольника на его ширину.
3. Вид линии.
5. У угла – две, у треугольника – три, у четырёхугольника – четыре.
7. Сколько музыкантов в квартете?
10. Старинная русская мера длины.
11. Компонент умножения.
13. Инструмент для измерения величины угла.
14. Есть у уравнения и растения.
16. Инструмент, с помощью которого чертят окружность.
По вертикали:
2. Часть прямой, ограниченная двумя точками.
4. Математический знак.
6. Результат вычитания.
8. Сумма длин всех сторон многоугольника.
9. То, на что делят.
12. Объём килограмма воды.
15. Число разрядов в классе.
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
В викторине отличился?
Жюри подводит итоги 6 тура и всей викторины. Награждение победителей.
2) Мотивация | Словесный | 2-3 минуты | С древних времен известно, что математика учит нас правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать. | Дети слушают, узнают новую информацию, анализируют. | 2) Основная часть | Разминка Задачи Физминутка Ребусы Кроссворд | 5 мин 7-10 мин 4-6 мин 8-10 мин 5-7мин | Начнём мы с небольшой разминки. Математический диктант «Русское лото» Вам выданы карточки, в которых вразброс записаны числа. Среди этих чисел есть ответы на математические вопросы. Вы должны зачеркнуть число, соответствующее ответу. Итак, начнём. 1. Увеличь 9 на 6 2. Уменьши 84 на15 3. Найди сумму чисел 28 и 54 4. Найди разность чисел 72 и 29 5. Из 84 вычти 46 6. На сколько 56 больше, чем 23 7. К числу 78 прибавь 18 8. В каком числе 5 десятков и 2 единицы 9. Какое число следует за числом 67 10. Какое число предшествует числу 30. Карточка 51 29 15 68 94 69 31 52 67 82 45 96 7 43 54 38 4 33 А теперь сравните ваши ответы с ключом на доске. (слайд) Посмотрите, где вы допустили ошибки. Ну вот, мы и немного размялись, теперь переходим к более трудным заданиям. Послушайте, пожалуйста, первую задачу. Задача 1 Ваня и Саша подсчитывали, сколько дней в четырёх годах, следующих друг за другом. У Вани получилось 1460 дней, а у Саши — 1461 день. Кто из мальчиков посчитал неправильно? Решение: Известно, что раз в четыре года бывает високосный год, в котором 366 дней. Ваня не посчитал его. Поэтому у него вышло неправильно. Задача 2 Детям 15, 8, 5, 13 лет. Их имена Ваня, Оля, Витя, Гена. Сколько лет каждому из них, если один мальчик ходит в детский сад, Ваня старше Оли, если сложить возраст Вани и Вити, число будет делиться на 3. Решение: В детский сад ходит Витя ему 5 лет Ване 13 лет 13 + 5 = 18(делится на 3) Оле – 8 (Ваня старше Оли) Гене – 15 лет Задача 3 На двух крышах сидели 16 голубей. После того как с первой на вторую крышу перелетели 5 голубей, а со второй на первую 2 голубя, на обеих крышах голубей стало поровну. Сколько голубей на каждой крыше было сначала? Решение: 1) 16 : 2 = 8 2) 8 — 2 = 6 3) 6 + 5 = 11 4) 16 — 11 = 5 Ответ: на первой было 11 на второй 5. Вы хорошо поработали над задачками, а теперь давайте немного отдохнем. ( На слайдах) Сейчас мы разделимся на 5 групп, каждой группе выдаётся кроссворд, ваша задача как можно слаженнее и быстрее разгадать все слова. Как только вы это сделайте, вся команда поднимает руки. | Дети анализирует, находят путь решения каждого задания. Дети сравнивают и оценивают качество выполненной работы. Дети анализируют, выбираю наиболее эффективные способы решения задач. Дети повторяют движения. Дети анализируют, находят правильный ответ, помогают найти решение другим. Дети осмысляют вопросы, обсуждают в группах правильный ответ. | 3) Заключительная часть | Рефлексия Прощание | 3-5 минут | – Вы были эмоциональны, быстры и сообразительны. Надеемся, что каждому из вас удалось в полной мере проявить свои способности. Поставьте галочку там, где считаете нужным: — Старался, у меня всё получилось! — Старался, но были ошибки. — У меня не получилось, но я буду стараться! Спасибо за занятие, до свидания! | Дети делятся своими впечатлениями о уроке. |