Итоговое изложение (4 класс, 4 четверть)


Просмотр содержимого документа

«Итоговое изложение (4 класс, 4 четверть)»


Итоговое  изложение   ( 4 класс, 4 четверть )

Итоговое изложение

( 4 класс, 4 четверть )


   Однажды старик Прохор рассказал мне сказку об осени.  В давние времена сковали кузнецы первое ружьишко. Попало оно в руки глупому человеку.  Шёл этот человек лесом и увидел, как летят под небесами жёлтые весёлые птицы, пересвистываются, зазывают гостей. Глупый человек ударил по ним из обоих стволов. И полетел золотой пух на землю, упал на леса. И леса посохли. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались.  Раньше вся птица зимовала у нас. Даже журавль никуда не подавался. Леса и летом, и зимой стояли зелёные. И снега не было.  Убил человек первую птицу – и загрустила земля. Начались листопады, дожди и холода. И птица от нас отлетает, обиделась на человека. Выходит, что мы сами навредили. А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

  Однажды старик Прохор рассказал мне сказку об осени.

В давние времена сковали кузнецы первое ружьишко. Попало оно в руки глупому человеку.

Шёл этот человек лесом и увидел, как летят под небесами жёлтые весёлые птицы, пересвистываются, зазывают гостей. Глупый человек ударил по ним из обоих стволов. И полетел золотой пух на землю, упал на леса. И леса посохли. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались.

Раньше вся птица зимовала у нас. Даже журавль никуда не подавался. Леса и летом, и зимой стояли зелёные. И снега не было.

Убил человек первую птицу – и загрустила земля. Начались листопады, дожди и холода. И птица от нас отлетает, обиделась на человека. Выходит, что мы сами навредили. А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.


Ответьте на вопросы О чём рассказывает сказка? Чему она учит? Как относится рассказчик к поступку героя? С каким настроением старик рассказывает сказку? Как рассказ характеризует старика Прохора? Какие особенности его речи вы заметили? Почему его рассказ можно назвать сказкой? Как её можно озаглавить?

Ответьте на вопросы

  • О чём рассказывает сказка? Чему она учит?
  • Как относится рассказчик к поступку героя? С каким настроением старик рассказывает сказку?
  • Как рассказ характеризует старика Прохора? Какие особенности его речи вы заметили?
  • Почему его рассказ можно назвать сказкой? Как её можно озаглавить?


Сказка про осень. План. 1.  Первый выстрел. 2. Как было раньше. 3. Загрустила земля.

Сказка про осень.

План.

1. Первый выстрел.

2. Как было раньше.

3. Загрустила земля.


Объясните смысл следующих выражений:  ударил из обоих стволов; никуда не подавался; крепко беречь ударил из обоих стволов; никуда не подавался; крепко беречь

Объясните смысл следующих выражений:

  • ударил из обоих стволов; никуда не подавался; крепко беречь
  • ударил из обоих стволов;
  • никуда не подавался;
  • крепко беречь


Обратите внимание на строение предложений А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались. Убил человек первую птицу – и загрустила земля. Выходит, что мы сами навредили. А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

Обратите внимание на строение предложений

  • А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались.
  • Убил человек первую птицу – и загрустила земля.
  • Выходит, что мы сами навредили.
  • А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.


Обратите внимание на правописание следующих слов :  ск о вали, руж ь ишко, н е б е сами, заз ы вают, о боих, н и куда, не  под а вался, н а ч а лись, лист о пады, кре п к о , б е реч ь  

Обратите внимание на правописание следующих слов :

ск о вали, руж ь ишко, н е б е сами, заз ы вают, о боих, н и куда,

не под а вался, н а ч а лись, лист о пады, кре п к о , б е реч ь

 


Опорные слова и выражения   Сковали ружьишко, попало в руки, ударил из обоих стволов, золотой пух, посохли леса, осыпались листья;  Птица зимовала, никуда не подавался, не было зимы; 3) Загрустила земля, обиделись на человека, себе навредили, надобно крепко беречь

Опорные слова и выражения

  • Сковали ружьишко, попало в руки, ударил из обоих стволов, золотой пух, посохли леса, осыпались листья;
  • Птица зимовала, никуда не подавался, не было зимы;

3) Загрустила земля, обиделись на человека, себе навредили, надобно крепко беречь

Контрольные изложения для 4 класса

Контрольные изложения для 4 класса

1 Перед соловушкой стыдно.

Оля и Лида пошли в лес. После долгой дороги они сели пообедать. Вынули из сумок яйца, огурцы, хлеб с маслом.

Только закончился обед – в ветвях берёзки запел соловей. Подружки не шевелилась, слушали прекрасную песню.

Соловей закончил петь. Оля собрала остатки своей еды и бросила их под куст. Лида же завернула в бумагу яичные скорлупки и положила в сумку.

Оля спросила Лиду, зачем она понесёт мусор. Ведь в лесу их никто не видит.

— Стыдно… перед соловушкой, — ответила Лида. (82 слова)

2 Родник.

        Коля и Шурик приехали летом в деревню. Они любили бродить по лесу. На краю леса бил ключ. Сухие листья, песок, сучья засыпали его.

        Мальчики очистили родник. Коля поправил дубовый желобок. Шура приладил кружку. Теперь каждый мог испить холодной воды. Заблестел ручеёк. Быстро текли серебряные струйки живительной влаги.

        Первым гостем родничка стала бойкая птичка. Она села на желобок и уронила клювик в струйку воды. Птичка выпила первую каплю чистой воды.

(По В. Сухомлинскому)

3 Враги змей.

Яд змеи очень опасен для всех животных. Но некоторые звери смело вступают с ними в бой.

Особенно ловко расправляется со змеёй ёж. Он подставляет змее свои колючки. Когда змея устанет от прыжков, ёж вонзает зубы в тело змеи.

Прославились победами над змеями мангусты. Это маленькие зверьки. У мангуста жёсткая шерсть и толстая кожа.

В борьбе с очковой змеёй зверьку помогают прыжки. Он прыгает очень высоко и в любом направлении. Прыжок- и зубки мангуста вонзаются в шею змеи. Мангуст победил.

(По Н. Коростылёву).

4 Кто хозяин?

Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за несчастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука.

Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг дался яростный лай. Из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука.

Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок.

Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал. (По В. Осеевой.)

№5 Лесной пир.

                 Стоит на лесной опушке берёза. Дятел продолбил в коре берёзы дырочку. Он напился берёзового сока и улетел. Побежал блестящий ручеёк по дереву. Чистые крупные капли сока упали на землю.

                Прилетели синицы, зяблики. Оно напились живительной влаги. Закружились вокруг берёзы бабочки. На запах сладкого угощения прилетели комары и мошки. Танцуют, пляшут они вокруг блестящего ручейка. Посмотрел я на землю. И здесь на лесной пир гости собрались. Рыжие муравьи лапками усики вытирают.

                Всех угостила вкусным соком добрая берёза !

№6 Рыжая помощница.

Рыжая кумушка повадилась ходить на колхозную пасеку. Пчёл оставляют зимовать в омшанике. А там их начинают донимать мыши. Лиса. Старательно ловила мышей на зимовье. Пчеловоды её не трогали.

Но однажды лиса повстречалась на пасеке с кошкой Муркой. Та тоже ходила ловить мышей. Не могла стерпеть этого лиса. Шерсть у неё встала дыбом, хвост трубой. Бросилась она на соперницу. Кошка юркнула в омшаник. Лиса за ней. Тут она и попала в руки пчеловода. Узнал он свою помощницу из леса, засмеялся и отпустил её.

А лиса и на следующее утро пришла спокойно мышковать у омшаника.

(По Б. Александрову).

№7 Северный олень

По тундре бродят огромные стада северных оленей. Удивительное животное — северный олень; крупное, сильное, неутомимое! Целый день олень работает, возит по тундре людей, грузы. А распрягут — он сам себе еду добывает.

Олений корм — кустистый ягель. Это низенькое растение светло-серого цвета. Под лунным светом кажется, что олени ходят по серебру.

Зимой серебряное пастбище занесет глубоким снегом. Теперь, чтобы добраться до любимого ягеля, северный олень должен разгребать копытами плотный снег, рыть глубокие ямы.

К долгожданному приходу весны у него полностью стерты копыта. Но другой лопаты для добывания необходимого корма у северного оленя нет. (По И. Надеждиной.)

8 После пожара.

                   На лесной вырубке случился пожар. Люди погасили огонь.

               Лесник стал обходить вырубку. Вдруг он услыхал тихий плач. Около пенька лежал колючий комочек. Правый бок обуглился. Зверёк привалился к холодной земельке. По щекам протянулись две влажные полоски. Ёжик плакал.

                Лесник взял беднягу домой. Он смазал бок пахучей мазью. Ёж больше не стонал. Лесник покормил ежа из пипетки молочком. К вечеру он вынес больного на свежий воздух. Зверёк сладко уснул под шелест дождя в моховой постельке. Теперь дело пойдёт на поправку.

9 Орёл.

Орёл свил гнездо на большой дороге и вывел детей. Однажды около дерева работал народ. Орёл подлетел к дереву с рыбой в когтях. Люди увидели рыбу, стали бросать в орла камнями. Он выронил рыбу. Люди взяли её и ушли.

Орёл сел на край гнезда. Орлята просили корм. Орёл устал и не мог лететь. Он прикрыл орлят крыльями и стал их ласкать. Птица как будто просила чуть подождать. Но птенцы стали кричать. Тогда орёл полетел к морю.

Он вернулся поздно вечером. В когтях у него была опять рыба. Орёл оглядел, сел на край гнезда и накормил детей.(По Л. Толстому)

Учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме: Конспект урока для 4 класса «Подробное изложение повествовательного характера»+презентация

2

Мотивационный

Практический: разгадывание ребуса

Словесный: лексическое значение слова

 3 мин

Чтобы узнать, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать вы должны разгадать ребус. Вы умеете их разгадывать?

Сейчас мы это и проворим. Посмотрите на слайд. (Мимоза)

Что такое мимоза? Объясните лексическое значение слова.

Мимоза — травы, кустарники или средней величины деревья с перистыми листьями.

Разгадывают ребус

Объясняют лексическое значение слова

Л: создание мотивации к усвоению нового материала

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия

3

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный: определение цели урока

Словесный: слово учителя

Словесный: озаглавливание текста

Словесный: анализ текста по частям

Практический: объяснение орфограмм в словах

Практический: пересказ частей текста

Практический: выполнение физкультминутки

20 мин

Предположите, что мы с вами сегодня будем делать? Сегодня будем не только говорить про мимозу, но и учиться писать подробное изложение. А что значит подробное изложение? (Изложение близкое к тексту, сохраняя стиль автора) Для чего мы пишем изложения?

Попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Будем учиться правильно выражать свои мысли на письме)

Послушайте внимательно текст (с. 65 упр. 138).

Определите тип текста. Докажите. (Повествование с элементами описания). Назовите его тему и основную мысль. (Внимание и благодарность к родным, близким, знакомым приносят радость тому, кто благодарит, и тому, кого благодарят, кому оказывают внимание.)

Озаглавьте текст. («Мимоза»)

На сколько частей можно разделить текст? (На четыре)

О чём говорится в первой части? (Витя увидел веточки мимозы)

Как автор говорит о веточках? (Такие хрупкие, такие желтые и свежие, как первый теплый день)

Обратите внимание на то, как написана дата 8 Марта.

Назовите опорные слова в первой части.

Объясните написание окончаний прилагательных, безударных гласных в словах.

Перескажите первую часть.

О чём говорится во второй части? (Витя подарил маме открытку)

Прочитайте текст поздравительной открытки.

Как ответила мама на поздравление сына?

Назовите опорные слова во второй части.

Объясните написание слов с орфограммами в корне и окончании.

Перескажите вторую часть.

О чём говорится в третьей части? (Витя подарил Лене Поповой три веточки мимозы)

Назовите опорные слова в третьей части.

Перескажите третью часть.

О чём говорится в четвёртой части? (Никто из девочек, кроме Лены, не получил подарка в этот день)

Как автор называет мимозы в этой части? Уместно ли использование местоимения они в третьем предложении?

Обратите внимание на повторение слова такие. С какой целью автор несколько раз употребляет это слово?

Почему Лене казалось, что в цветах отражается солнце?

Назовите опорные слова в четвёртой части.

Перескажите четвертую часть.

У вас на столах лежат карточки с планом и со словами-помощниками. Вы можете смотреть на них, когда будете писать изложение.

Ребята, сколько у нас в тексте красных строк? Почему? (Пять красных строк. Они показывают начало каждой части)

Физкультминутка

Ставят цель урока

Отвечают на вопросы учителя

Слушают текст

Отвечают на вопросы учителя по прослушанному тексту

Делят текст на части

Определяют основную мысль части текста

Объясняют орфограммы в словах

Пересказывают часть

Определяют основную мысль части текста

Объясняют орфограммы в словах

Пересказывают часть

Определяют основную мысль части текста

Пересказывают часть

Определяют основную мысль части текста

Пересказывают часть

Отвечают на вопросы учителя

Повторяют движения

Р: в сотрудничестве с учителем ставить цели и задачи урока

П: понимание информации

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

К: умение логично и связно передавать информацию

4

Решение частных учебных задач

Практический: написание изложения

18 мин

Откройте свои тетради. Запишите:

2 марта

Изложение

(Название текста)

Обратите внимание, что точки в конце не ставим.

Еще раз прочитайте текст про себя, обратите внимание на сложные слова, а теперь используя план и слова-опоры, запишите получившийся рассказ в тетрадь.

Записывают подробное изложение текста

П: владеть рядом приемов решения задач.

Р: планировать действия в соответствии с поставленной задачей

5.

Итог урока.

Рефлексия

Словесный: чтение изложения

Словесный: слово учителя

 3 мин

Ребята, кто хочет прочесть свое изложение? Кто заметил ошибки, неточности? Что получилось хорошо?

Что мы делали с вами сегодня на уроке? Чему научились?

Поднимите руки кому было работать легко и у него все получилось. Спасибо, отпустите. А у кого возникли трудности? Какие?

Спасибо за работу, урок закончен.

Читают получившееся изложение

Проводят самоанализ

Р: осуществлять итоговый контроль.

Л: положительная адекватная самооценка на основе критерия успешности, самоанализ и самоконтроль результата.

Презентация по русскому языку Изложение деформированного текста. 4 кл. «Школа России». упр. 110

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презентация по русскому языку Изложение деформированного текста. 4 кл. «Школа России». упр. 110

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Изложение деформир текста по самост. сост. плану.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Помощь дроздам Изложение деформированного текста с.66 упр.110 4 класс «Школа

Описание слайда:

Помощь дроздам Изложение деформированного текста с.66 упр.110 4 класс «Школа России» Презентацию подготовила Вурдова Елена Александровна, учитель начальных классов МОУ «Усогорская СОШсУИОП» П.Усогорск Республики Коми

2 слайд

Постановка учебной задачи. Ребята, мы знаем, что об одном и том же можно расс

Описание слайда:

Постановка учебной задачи. Ребята, мы знаем, что об одном и том же можно рассказывать и кратко, и подробно. Всё зависит от условий нашего общения. Например, придя домой, мы иногда подробно рассказываем родителям о целом дне школы или класса. Где ещё вы используете подробный пересказ? — Умение подробно излагать — очень сложное, но в жизни оно необходимо каждому. С этой целью мы будем писать подробные изложения.

3 слайд

-Что значит написать изложение? ( Запомнить текст и записать его по памяти).

Описание слайда:

-Что значит написать изложение? ( Запомнить текст и записать его по памяти). -Что необходимо для написания изложения? ( Необходим текст). — Чему вы будете учиться работая над изложением? ( Цель: Учиться создавать текст, учиться записывать текст).

4 слайд

Из семейства воробьиных. Буро-жёлтый, видом прост.  Насекомых ест, малину Неб

Описание слайда:

Из семейства воробьиных. Буро-жёлтый, видом прост.  Насекомых ест, малину Небольшой, но певчий…  О ком или о чём нам предстоит написать изложение? Отгадайте загадку: (Дрозд)

5 слайд

Распространены в Европе, Азии и Америке; завезены в Новую Зеландию. На зиму с

Описание слайда:

Распространены в Европе, Азии и Америке; завезены в Новую Зеландию. На зиму северные виды улетают на юг, собираясь большими стаями. Гнездятся одиночками или небольшими колониями на деревьях, кустах или на земле; гнёзда массивные, часто с землёй или глиной в стенках. За лето дают 1-2 кладки, в каждой от 3 до 7 яиц. Питаются насекомыми, пауками, червями, моллюсками, ягодами, часто кормятся на земле.

6 слайд

Чёрный дрозд и певчий — прекрасные певцы. В России наиболее обычны: белобров

Описание слайда:

Чёрный дрозд и певчий — прекрасные певцы. В России наиболее обычны: белобровик , деряба, рябинник и др.

7 слайд

Конструирование текста. Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Пт

Описание слайда:

Конструирование текста. Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь. Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили. Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков. Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.

8 слайд

- Можно ли прочитанное назвать текстом? -Почему? (Нет связи между частями, вс

Описание слайда:

— Можно ли прочитанное назвать текстом? -Почему? (Нет связи между частями, все события перепутаны, нарушена последовательность). -Верно, текста у нас нет, есть лишь отдельные его части. Помогите сложить их так, чтобы получился текст. Откройте в учебнике стр. 66, найдите упр.110. Для работы я предлагаю вам объединиться в пары и расположить части по порядку. — Кто желает прочитать свой текст? — Есть другие варианты?

9 слайд

Конструирование текста. Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Пт

Описание слайда:

Конструирование текста. Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь. Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили. Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков. Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.

10 слайд

Беседа по содержанию. - О чём рассказывается в тексте? О том, как ребята нашл

Описание слайда:

Беседа по содержанию. — О чём рассказывается в тексте? О том, как ребята нашли птенца, который выпал из гнезда и положили его обратно. — Что мы определили? Тему текста. -Что ещё надо определить готовясь к изложению? Основную мысль. То главное, что хотел сказать автор. Что главное хотел сказать автор? Не проходи мимо если видишь, что кому-то нужна твоя помощь. Как вы относитесь к поступку героев? Гордимся, одобряем. — Как бы вы поступили в подобной ситуации?

11 слайд

- Подберите заголовок к тексту. Спасение птенцов. Доброе сердце. Хороший пост

Описание слайда:

— Подберите заголовок к тексту. Спасение птенцов. Доброе сердце. Хороший поступок. Помощь пришла вовремя. Какой заголовок точно отражает тему текста? А какой главную мысль?

12 слайд

Анализ структуры текста. - Когда вы слушали текст, перед вами возникла одна к

Описание слайда:

Анализ структуры текста. — Когда вы слушали текст, перед вами возникла одна картинка или несколько? Несколько. Сначала увидели птенца на земле, потом как ребята кладут птенца в гнездо. — У вас возникло несколько сменяющих друг друга картин, следовательно, к какому типу речи отнесёте текст? Это текст повествование. -Вспомним из каких частей состоит любой текст повествования? -Текст повествования состоит из 4 частей.

13 слайд

Прочитайте первую часть. О чём из неё узнали? Однажды мы с Димой услышали в л

Описание слайда:

Прочитайте первую часть. О чём из неё узнали? Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк. — Как называется первая часть? Это начало события или завязка.

14 слайд

- Прочитайте, как дальше развивается действие? Мы осторожно раздвинули травин

Описание слайда:

— Прочитайте, как дальше развивается действие? Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь. — Какая это часть? Развитие действия.

15 слайд

- Какой самый острый интересный момент? Невысоко от земли среди веток виднело

Описание слайда:

— Какой самый острый интересный момент? Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили. — Как называется самый напряжённый момент ? Кульминация.

16 слайд

Прочитайте, чем всё закончилось? Так мы с Димой впервые увидели крошечных пте

Описание слайда:

Прочитайте, чем всё закончилось? Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков. — эта часть называется … Конец события или развязка.

17 слайд

- Что мы составили? Схему текста повествования. Развязка. Завязка. Развитие д

Описание слайда:

— Что мы составили? Схему текста повествования. Развязка. Завязка. Развитие действия. Кульминация.

18 слайд

Составление плана текста Поработаем над каждой частью в отдельности. В каком

Описание слайда:

Составление плана текста Поработаем над каждой частью в отдельности. В каком предложении отражено основное содержание первой части? -Как можно короче выразить эту основную мысль? Сократите предложение до пункта плана. Из травы донёсся тоненький писк. 1.Тоненький писк.

19 слайд

Составление плана текста Назовите предложение в котором выражена главная мысл

Описание слайда:

Составление плана текста Назовите предложение в котором выражена главная мысль второй части. Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Сократите предложение до пункта плана. 2.Птенчик. (Крошечный птенчик.) 1.Тоненький писк.

20 слайд

Составление плана текста Каким предложением выражена главная мысль третьей ча

Описание слайда:

Составление плана текста Каким предложением выражена главная мысль третьей части? Мы водворили птенца в гнездо. Как можно озаглавить эту часть? 2.Птенчик. (Крошечный птенчик.) 1.Тоненький писк. 3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.)

21 слайд

Составление плана текста Каково содержание последней части? Так мы с Димой вп

Описание слайда:

Составление плана текста Каково содержание последней части? Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков. Как одной фразой выразить основную мысль части? 2.Птенчик. (Крошечный птенчик.) 1.Тоненький писк. 3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.) 4. Первая встреча. (Знакомство )и т.д.

22 слайд

Итак, ребята, у нас получился следующий план рассказа 2.Птенчик. (Крошечный п

Описание слайда:

Итак, ребята, у нас получился следующий план рассказа 2.Птенчик. (Крошечный птенчик.) 1.Тоненький писк. 3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.) 4. Первая встреча. (Знакомство )и т.д. — Что ещё кроме плана поможет вам написать рассказ? Что необходимо выписать из текста? План: Слова опоры. — Какая часть речи поможет вам вспомнить ключевые действия? Глаголы.

23 слайд

Выпишите слова - опоры к первой части. 2.Птенчик. (Крошечный птенчик.) 1.Тоне

Описание слайда:

Выпишите слова — опоры к первой части. 2.Птенчик. (Крошечный птенчик.) 1.Тоненький писк. 3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.) 4. Первая встреча. (Знакомство )и т.д. План: Услышали подошли кружились донёсся

24 слайд

- Какая по виду вторая часть рассказа? Описание. Кого описывает автор? Птенца

Описание слайда:

— Какая по виду вторая часть рассказа? Описание. Кого описывает автор? Птенца Что описывает? Тело, голову, клюв Если есть элементы описания, то кроме глаголов какие нужны слова? Прилагательные.

25 слайд

Какие слова нужно выписать? 2.Птенчик. (Крошечный птенчик.) 1.Тоненький писк.

Описание слайда:

Какие слова нужно выписать? 2.Птенчик. (Крошечный птенчик.) 1.Тоненький писк. 3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.) 4. Первая встреча. (Знакомство )и т.д. План: Услышали подошли кружились донёсся Раздвинули увидели крошечный головастый большой жёлтый жалобно попискивал

26 слайд

- Какие слова возьмём из третьей части? 2.Птенчик. (Крошечный птенчик.) 1.Тон

Описание слайда:

— Какие слова возьмём из третьей части? 2.Птенчик. (Крошечный птенчик.) 1.Тоненький писк. 3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.) 4. Первая встреча. (Знакомство )и т.д. План: Услышали подошли кружились донёсся Раздвинули увидели крошечный головастый большой жёлтый жалобно попискивал Водворили смолкли доносился требовали накормили — Что значит водворили, как поняли это слово? Водворить — поселить на жительство, поместить.

27 слайд

- Какие слова возьмёте из последней части? 2.Птенчик. (Крошечный птенчик.) 1.

Описание слайда:

— Какие слова возьмёте из последней части? 2.Птенчик. (Крошечный птенчик.) 1.Тоненький писк. 3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.) 4. Первая встреча. (Знакомство )и т.д. План: Услышали подошли кружились донёсся Раздвинули увидели крошечный головастый большой жёлтый жалобно попискивал Водворили смолкли доносился требовали накормили Впервые увидели

28 слайд

- Какие разные слова использует автор, чтобы не повторять одно и тоже слово п

Описание слайда:

— Какие разные слова использует автор, чтобы не повторять одно и тоже слово птицы? Птенчик, дрозды, родители, птенцы.

29 слайд

Орфографическая подготовка Игра «Эхо». Я вам буду говорить слова орфоэпически

Описание слайда:

Орфографическая подготовка Игра «Эхо». Я вам буду говорить слова орфоэпически, как они произносятся, а вы повторять хором орфографически, как пишутся. [аднажды] [ падашлʼи ] [ астарожна ] [ крошычʼныйʼ ] [ галавастыйʼ ] [ жалабна ] [ данасʼилсʼа ] [ штобы ] [ клʼуф ] [ папʼискʼивал ] однажды подошли осторожно крошечный головастый жалобно доносился чтобы клюв попискивал Выпишите из текста 5 трудных слов, этими словами вы сможете пользоваться при написании изложения.

30 слайд

Повторное чтение текста В последний раз перед записью прочитайте текст. Самос

Описание слайда:

Повторное чтение текста В последний раз перед записью прочитайте текст. Самостоятельная запись текста Пользуясь планом и словами опорами, напишите изложение. — Когда напишите, чем закончите работу? Проверим. — Что будете проверять? Получился ли текст? Проверим орфограммы.

31 слайд

2.Птенчик. (Крошечный птенчик.) 1.Тоненький писк. 3.Птенец в гнезде. (Водворе

Описание слайда:

2.Птенчик. (Крошечный птенчик.) 1.Тоненький писк. 3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.) 4. Первая встреча. (Знакомство )и т.д. План: Услышали подошли кружились донёсся Раздвинули увидели крошечный головастый большой жёлтый жалобно попискивал Водворили смолкли доносился требовали накормили Впервые увидели Птенчик, дрозды, родители, птенцы.

32 слайд

Что вам поможет? Памятка. 1.Читаю как написано. 2.Выделяю те места, где сомне

Описание слайда:

Что вам поможет? Памятка. 1.Читаю как написано. 2.Выделяю те места, где сомневаюсь. 3.Помогаю себе *Вспомню правило *Спрошу у взрослых *Посмотрю в словаре *Посмотрю слова — опоры

33 слайд

Самопроверка написанного Итог урока -Чему учились на уроке? -Кто справился с

Описание слайда:

Самопроверка написанного Итог урока -Чему учились на уроке? -Кто справился с работой? -Кому ещё нужно время?

34 слайд

http://nikolay-suslov.livejournal.com/415219.html http://www.stranz.ru/pticy/

Описание слайда:

http://nikolay-suslov.livejournal.com/415219.html http://www.stranz.ru/pticy/395-voro/3066-drozdy.html http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/12/15/tema-podrobnoe-izlozhenie-deformirovannogo http://www.zoovet.ru/animals.php?vid=511 http://shkolnie.ru/geografiya/33658/index.html http://crayon-a.livejournal.com/27952.html Использованные Интернет-ресурсы: http://iplayer.fm/q/%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0/

35 слайд

Интернет - ресурсы Угловая виньетка Клипарт "Бордюры - трава и цветы" источни

Описание слайда:

Интернет — ресурсы Угловая виньетка Клипарт «Бордюры — трава и цветы» источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://pedsovet.su/

Интернет - ресурсы Угловая виньетка Клипарт "Бордюры - трава и цветы" источни

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Интернет - ресурсы Угловая виньетка Клипарт "Бордюры - трава и цветы" источни

Курс повышения квалификации

Интернет - ресурсы Угловая виньетка Клипарт "Бордюры - трава и цветы" источни

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала:

ДВ-062351

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Урок русского языка в 4-м классе «Изложение по самостоятельно составленному плану»


Цель урока:

1. Образовательные:

  • учить членить текст и озаглавливать части;
  • совершенствовать умение выделять и формулировать главную мысль в
    прочитанном тексте;
  • вырабатывать орфографическую зоркость

2. Развивающие:

  • развивать память;
  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • развитие информационной компетенции;

3. Воспитательные:


  • воспитывать уважительное отношение к чувствам других,
  • прививать интерес к художественному слову


4. Оборудование:

  • толковый словарь; раздаточный материал
  • тетради для творческих работ;
  • листочки для черновиков.

Учащиеся разделены на группы.


Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

– Ребята, слышали ли вы случаи, когда животные спасают жизнь человеку? Об
одном таком случае мы сегодня будем писать изложение.

– Что такое изложение? Как вы понимаете смысл слова изложение?

– Какие учебные задачи стоят перед нами на сегодняшнем уроке? (Запомнить
текст, определить его тему и основную мысль; составить план текста; по нему
грамотно записать текст.)


– Работать мы сегодня будем группами. – Вспомним правила работы в группах…
(Ребята перечисляют)
:

  • Право поднятой руки (отвечает только тот, кто поднимает руку).
  • Быть внимательным и активным.
  • Быть терпимым к мнению друга.
  • Не перебивать говорящего, уметь слушать товарища.


II. Работа над изложением.

а) Определение этапов работы над изложением.

– Чтобы наша деятельность была продуктивной, давайте составим план работы.

  1. Прочитать (прослушать) текст. Определить его тему и основную
    мысль. Озаглавить.
  2. Найти в тексте опорные слова.
  3. Составить план. Разделить текст на части и каждую из них озаглавить.
  4. Найти слова, которые нужно проверять, объяснить их написание.
  5. Еще раз внимательно прочитать текст. Обратить внимание на употребление
    слов и словосочетаний.
  6. Написать изложение, проверить свою работу.

– Итак, начнем с первого шага.


б) Чтение текста (учителем). Определение его темы и основной мысли.

Как много может подсказать внимательному человеку поведение животных!

Была у одного геолога собака. Самая обыкновенная собака. Однажды поздним
вечером геолог сидел за столом, карты геологические рассматривал. Рядом в
коляске маленькая дочка спала. В углу дремала собака. Вдруг собака рванулась с
места, схватила девочку за рубашку, выхватила ее из коляски и кинулась в дверь.

Геолог очень испугался. Он решил, что собака взбесилась. С ружьем в руках он
выбежал из дома. И тут затряслась земля, рухнул дом. Началось землетрясение.

Так собака спасла своего хозяина и его маленькую дочку.

(По Б. Зубкову)

– Какой это текст по типу? (Текст – повествование.)
– Определите его тему. (В тексте идет речь о самой обыкновенной собаке.)
– А основная мысль? (Чудо-спасение людей от землетрясения.)
– Подумайте, с какой целью автор рассказал этот случай? (Чтобы люди были
внимательнее к животным.)
– Давайте в словарях найдем значение слова геолог. (Специалист по
геологии).
Геология – комплекс наук о строении, составе и истории земной
коры и земли, о методах изыскания полезных ископаемых.

– Каждая группа сейчас получит текст, внимательно его перечитает и составит
вопросы по содержанию.

– Задайте вопросы своим товарищам.


в) Выделение опорных слов текста.

– Переходим к следующему этапу работы. Найдите в тексте опорные слова,
которые вам помогут при изложении текста. (Много подсказать, поведение,
рассматривал геологические карты, дремала, вдруг рванулась, схватила, выхватила,
кинулась, собака взбесилась, землетрясение.) (Слова записывают на доске.)

– Что заметили? (В основном это глаголы, которые помогут вспомнить
последовательность действий.)


г) Деление текста на части, составление плана.

Дети в группах самостоятельно текст делят на смысловые части и озаглавливают
их.

Зачитывание своих планов и их коллективное обсуждение (если дети согласны,
то поднимают зеленый сигнальный круг, если нет, красный).

– Какую часть рассказа вы считаете главной? Как вы ее озаглавили? (Перед
землетрясением.)


– Какое название вы предлагаете первой части? (Поздним вечером.)

– Как можно озаглавить третью часть? (Спасение.)

Запишите свои планы к себе в тетрадь.


д) Лексико-орфографическая подготовка.

(У детей забирается предыдущий текст и раздается новый, с пропущенными
орфограммами, где дети заполняют коллективно пропуски.)

Как много может п..дсказать вн..мательному ч..ловеку п..в..дение ж..вотных
Была(у) .дного г..олога с..бака. Самая ..быкн..ве..ая с..бака. ..днажды поз..ним
веч..ром г..олог с..дел (за) ст..лом карты г..ол..гические Ра..матривал. Рядом
(в) к..ляске мал..нькая доч..ка спала. (В )углу др..мала с..бака.(В)дру..
с..бака рв..нулась (с) места (с)хв..тила девоч ..ку (за) рубашку (вы)хв..тила ее
(из) к..ляски и кинулась (в )дверь. Г..оло.. очень (ис)пугался. Он реш..л что
с..бака взб..силась.(С) руж..ем (в )руках он (вы)б..жал (из) дома. И тут (за)тр..слась
з..мля рухнул дом. Н..ч..лось з..мл..тр..сение.Так с..бака спасла св..его
х..зяина и его мал..нькую доч..ку.

(По Б. Зубкову)

– На какие орфограммы были пропуски? (Безударные гласные проверяемые и
непроверяемые; сочетания чк, чн; жи, ши; парные согласные на конце слова;
непроизносимые согласные; написание предлогов и приставок; запятые в
предложениях с однородными членами.)


е) Пересказ и запись текста в тетрадях.

– Ребята, сейчас вы между собой должны распределиться, кто какую часть
текста будет пересказывать, участники группы внимательно слушают своего товарища
и исправляют его недочеты (если они будут). Затем вы запишете каждый свою
часть изложения на черновиках. А потом все части соедините и проверите сообща
грамотность написания изложения. Только после этого вы аккуратно перепишите
текст в тетрадь.


III. Итог урока.

Группы зачитывают свои тексты. Дети оценивают результат.

– Какой этап урока у вас вызвал трудности?

– Что понравилось?

– Чему научились?

Презентация по русскому языку на тему «Изложение описательного текста» 4 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Изложение описательного текста Составила учитель начальных классов МБОУ СОШ№4

Описание слайда:

Изложение описательного текста Составила учитель начальных классов МБОУ СОШ№40 г.Симферополя Рупчева Валентина Владимировна

2 слайд

Опиши любой из этих овощей, не называя его, так, чтобы мы смогли понять, о ка

Описание слайда:

Опиши любой из этих овощей, не называя его, так, чтобы мы смогли понять, о каком овоще идёт речь.

3 слайд

С каким текстом мы будем сегодня работать на уроке? Отгадайте загадку, и вы у

Описание слайда:

С каким текстом мы будем сегодня работать на уроке? Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком этот текст.

4 слайд

Горбоносый, длинноногий, Великан ветвисторогий, Ест траву, кустов побеги, С

Описание слайда:

Горбоносый, длинноногий, Великан ветвисторогий, Ест траву, кустов побеги, С ним тягаться трудно в беге. Коль такого довелось Встретить- Знай, что это . . . .

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Знакомство с текстом, беседа по содержанию. В погожий летний день в чаще леса

Описание слайда:

Знакомство с текстом, беседа по содержанию. В погожий летний день в чаще леса родился у лосихи лосёнок. Лосиха была огромная , больше домашней коровы. Шерсть у неё серая, жёсткая, как щетина. Лосёнок родился маленький, рыженький, совсем как домашний телёнок. Ножки тоненькие-тоненькие — кажется на них и стоять нельзя: сейчас переломятся. Мать и сын лежали у ручья в густых ольховых зарослях.

9 слайд

Определите тему текста. Прочитайте описание лосихи. Прочитайте описание лосё

Описание слайда:

Определите тему текста. Прочитайте описание лосихи. Прочитайте описание лосёнка. Почему даётся сравнительное описание лосихи и лосёнка?

10 слайд

Структура текста. Составление плана. 1. Рождение лосёнка. 2. Описание лосихи

Описание слайда:

Структура текста. Составление плана. 1. Рождение лосёнка. 2. Описание лосихи и лосёнка. 3. Отдых у ручья.

11 слайд

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В п _гожий летний день в ч_ще леса р_дился у л_сих

Описание слайда:

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В п _гожий летний день в ч_ще леса р_дился у л_сихи л_сёнок. Л_сиха была огромная , больше д_машней к_ровы. Шерсть у неё серая, жёсткая, как щетина. Л_сёнок р_дился маленький, рыженький, совсем как д_машний т_лёнок. Но_ки тоненькие-тоненькие — кажется на них и ст_ять нельзя: сейчас п_р_ломятся. Мать и сын л_жали у ручья в густых ольховых зарослях. user:

12 слайд

Описание слайда:

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала:

ДВ-417004

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Конспект урока по русскому языку по теме «Обучающее изложение» (4 класс)

Учитель начальных классов

Савенкова Е.З.

Тип урока. Развитие речи.

Тема: Обучающее изложение «Моя поляна».

Цель: совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать части текста, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями, развивать речь.

Формируемые УУД:

Позновательные — умение применять полученные знания при составлении письменного пересказа:

Коммуникативные — владение разными видами речевой деятельности( монолог, диалог,письмо.)

Регулятивные — работа по плану и при необходимости исправление ошибок с помощью учителя; способность к мобилизации сил и энергии;

Личностные: умение соотносить понятия родная природа и Родина; воспитывать чуткое, доброе, бережное отношение к животным.

Оборудование: тетрадь; ручка; записи на доске: вопросы, алгоритм, слова для справок.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Самоопределение к деятельности.

III.Работа с текстом.

Моя поляна.

У меня есть любимая поляна. Она очень красива. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Рядом с поляной находится сад. Деревья высокие, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки.

Однажды я слышал хруст. Я осмотрелся, это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их с земли. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей жующих кислые яблоки.

(По В.Пескову)

1.Слуховое восприятие текста.

Чтение текста учителем (выразительно, но без выделения границ частей).

-Послушайте текст и представьте себе, как события, которые описываются в рассказе, происходили в жизни. Мысленно нарисуйте картины к тексту, подсчитайте их количество.

2. Коллективное составление плана в процессе анализа текста с опорой на воображаемые картины детей при прослушивании.

а) Проверка усвоения содержания.

-Какое любимое место было у автора?

-Что однажды ему удалось увидеть?

-Как лоси лакомились яблоками?

-Есть ли у вас любимый уголок?

-Чем он тебе нравится?

б) Передача содержания текста в виде словесных картин. Все действующие лица должны пройти через эти словесные картины.

в) Составление плана в процессе разбора словесных картин, определение границ каждой части и озаглавливание их.

Примерный план

1.Поляна осенью.

2.Встреча с лосями.

3.Воспоминание о поляне.

4.Повторное прослушивание текста (учащиеся показывают, где находится новая часть).

IV.Физкультминутка.

V.Продолжение работы по теме урока.

1.Орфографическая подготовка.

Вставьте пропущенные буквы.

П…ляна, кр…сивая, прол…тают, к…рмиться, нах…дился, выр…дились, осм…трелся, подг…бая, вст…вал, всп…минаю, р…бина, …днажды.

Слова для справок: у меня, находится, собирая, колени.

Дети, испытывающие трудности, получают карточки.(Приложение 1)

2.Пересказ текста.

3.Написание изложения.

(Самостоятельная работа. Самопроверка. Оценивание).

VI.Рефлексия.

-Какие умения вы совершенствовали при написании изложения?

-Кто доволен своей работой?

-В чем вы испытывали трудности?

Приложение 1

Карточка 1

1часть

1)Какая была поляна?

2) Куда слетелись кормиться дрозды?

3) Кто жил в сухих листьях?

4)Когда на поляну приходили лоси?

  1. часть

1)Где находился сад?

2) Какие там были деревья?

3)Какие плоды давли дикие деревья?

4) Как ели ядлоки лоси? ( Срывали мягкой губой, подгибали передние длинные ноги, вставали на колени.)

III. часть.

-О чем вспоминал автор зимой? (Вспоминал лосей, жующих яблоки.)

Карточка 2

Опорные слова и выражения.

У меня, есть, кормиться; рядом, однажды, ели с аппетитом. Собирал, подгибал длинные ноги, вставал на колени; вспоминал лосей, жующих яблоки.)