Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность (ответы) учеников | 1.Организационный этап | Приветствие учеников по музыку звучащей скрипки -Ребята, сегодня нам предстоит выполнить письменный пересказ текста. Как вы думаете, о чем будет наш текст? -Вы правы, говорить мы сегодня будем о музыкальных инструментах. -Какие музыкальные инструменты вы знаете?(просмотр презентации с изображением музыкальных инструментов) -Есть ли у кого-нибудь из вас дома музыкальные инструменты? | -Если звучит музыка, значит, текст будет посвящен музыке, музыкальным инструментам, композиторам. Называют изображенные на слайдах музыкальные инструменты. Называют, какие музыкальные инструменты имеются дома(гитара, пианино, баян) | 2.Подготовка к написанию изложения | -Наш сегодняшний текст называется «Поющее дерево». Как вы думаете, почему название взято в кавычки? -Вы правы. Послушайте текст. Первичное прочтение текста учителем Беседа по тексту -Докажите, что перед нами текст -О чем текст? Отражена ли тема текста в его названии? -Как вы думаете, какой тип текста перед нами? -Сколько частей в тексте? Как догадались? -Поработаем над каждой частью текста Коллективное чтение, словарная работа, составление плана -Читаем первую часть текста. О чем говорится в ней? -Обратите внимание на глаголы, в каком времени они употребляются? -Как мы можем заменить словосочетание «поющее дерево», чтобы не использовать кавычки? ( Можно обратить внимание на постановку запятых при сравнительном обороте) — Как можно озаглавить первую часть? -Читаем вторую часть. О чем мы узнаем из нее? -Как вы думаете, кто такие мастера-одиночки? (Объяснение постановки дефиса) Рассматривают слайды с изображением портрета А.Страдивари и его скрипок. Учитель уделяет 2-3 минуты рассказу о нем. -Какое время глагола используется во второй части? Какие слова дают нам подсказку для ответа? -В это части встречается трижды часть речи, о которой мы недавно говорили? Что это за часть речи? -Давайте подумаем, как нам удобнее изменить последнее предложение, чтобы не допустить лишних ошибок в написании числительных. -Какие синонимы можно использовать вместо глагола «изготовил»? (Числительные 300, 12, 93 можно прописать на доске, еще раз проговорив правила их написания) -Объяснение постановки тире (избежание повтора глагола) -Какие местоимения помогают в этой части избежать повторов (Повторение правила написания местоимений 3 лица с предлогами) -Как озаглавим вторую часть? -Читаем третью часть. Ее тема? -Объясните значение словосочетаний «старые мастера», «певучее дерево» -Докажите, почему в третьей части присутствуют элементы текста-рассуждения. -Расскажите, как выбирают ель для музыкальных инструментов? Какие условия для этого необходимы? -Обратите внимание на глаголы, что вы можете сказать про их время? -Озаглавим третью часть Решение орфографических задач Встретишь, висит, в постели, лежит, лишь, издавна, сегодня, из ели, считается, пригодится, для цели, по ели (наречия и глаголы можно выписать на доску) Индивидуальное прочтение про себя, пересказ по плану | -Деревья не поют на самом деле. -Большинство музыкальных инструментов делают из дерева. -Под поющим деревом имеются ввиду инструменты, сделанные из него -Одна тема, предложения связаны по смыслу, мысль закончена — О мастере, который изготавливал скрипки, о том, как выбирают дерево для изготовления инструментов, в названии говорится о том, что инструменты делают из дерева. -Это текст-повествование, так как нельзя сразу все, о чем говорится изобразить в одном кадре фильма -В тексте есть рассуждение о том, почему ель лучше всего подходит для изготовления инструментов. -В тексте 3 части, так как 3 красных строки -В первой части говорится о том, что почти у каждого дома можно встретить музыкальные инструменты. — Глаголы все в первой части в настоящем времени, потому что речь идет о сегодняшнем дне. -Вместо этого можно сказать «музыкальные инструменты» Варианты: «Инструменты в каждом доме», «Поющее дерево в каждом доме» -Кто раньше делал инструменты, кто такой мастер Страдивари. -Это мастера, которые делали работу каждый сам от начала до конца, без помощи других. Каждый инструмент их был не похож на другой. -Используются глаголы в прошедшем времени. Так как в начале части стоит наречие «раньше», значит все происходило когда-то. -Также есть глагол в настоящем времени – помнят, об этом подсказывает наречие «сегодня» -Это числительные. -Свою первую скрипку он изготовил в двенадцать лет, а последнюю – в девяносто три года. -Смастерил, сделал -Он, из них. Варианты: «Мастер Страдивари», «О великом мастере» -Инструменты делают из ели. Как выбирают ель для инструментов. -Старые – это не только по возрасту, а значит те, которые жили раньше. -Певучее – значит, из него получится инструмент с сильным, громким, певучим звуком -В ней содержится ответ на вопрос: почему именно ель подходит для изготовления музыкальных инструментов. -В ней объясняется, что не каждая ель подходит для изготовления музыкальных инструментов. -В ней рассказывают, почему лесоруб долго выбирает ель для инструментов -В ней рассказывается, почему ель подходит больше всего для изготовления музыкальных инструментов Пересказывают содержание третьей части. -Глаголы употребляются в разном времени. Например: делали- прошедшее, ходит, слушает –настоящее, изготовит – будущее Варианты: «Ель- лучшее «поющее дерево», «Как выбирают ель для изготовления инструментов», «Какая ель подходит для изготовления инструментов» Объясняют написание Читают текст про себя. 2-3 ученика по плану пересказывают текст по частям | 3. Написание изложения | Пишут изложение без использования черновика | 4. Самопроверка написанного текста | Перечитывают написанный текст | 5. Подведение итогов. Рефлексия |
Разработка урока русского языка в 4 классе УМК «Гармония» Знакомство с понятием «выборочное изложение». Написание выборочного изложения
Тема: Знакомство с понятием «выборочное изложение». Написание выборочного изложения
Цель: научить писать выборочное изложение.
Задачи:
Повторить типы текста, дать понятие о выборочном изложении.
Научить писать выборочное изложение.
Воспитывать интерес к русскому языку.
Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения
известного, освоенного и неизвестного.
Познавательные УУД: уметь с большей долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала.
Коммуникативные УУД: с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей.
Личностные УДД: осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку
Объяснение нового материала.
— Сегодня мы пишем выборочное изложение. Открывает тетради. Записываем число, классная работа. Выборочное изложение.
— Посмотрите, у вас на столах лежит текст. Познакомимся с ним. (читаем) (сл. 3)
— О чем этот текст? (о канатной дороге)
— Какой это тип текста? (сл. 4)
В тексте рассказывается о канатной дороге, значит Описание.
— Давайте вспомним, что такое изложение. Открываем «Помогайку», правило 42. Читаем.
— С чего мы начинаем писать изложение? Вспомним. (памятка)
— Давайте озаглавим текст (Канатная дорога) (сл. 5)
— Из скольких частей состоит текст? (из 5-ти)
— Что теперь нам нужно сделать? (составить план, озаглавить каждую часть)
— Читаем первую часть. (читают) Как мы ее назовем? (Воздушный трамвай). Аналогично с остальными. (Как прокладывают канатную дорогу. Вот мы у нижней вышки. В вагончике. Выходим из вагончика.)
— А теперь откройте учебники на странице 6. Нам дан совет в рамочке, как правильно писать выборочное изложение. (сл.6) Читаем.
— Прочитайте задание на слайде, которое нам нужно выполнить.
Читаем еще раз эту часть, которая называется «В вагончике».
— Для того, чтобы часть, которую мы будем письменно излагать была понятна, нам нужно подумать, с чего начать с вой пересказ и какими словами закончить. Как бы вы начали свое описание? Как можно закончить? (сл. 7)
— Приступаем к работе.
Домашнее задание: стр. 7 № 327
КИМ по русскому языку для 4 класса УМК Гармония
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11
Г.АЗОВА
КИМ
по русскому языку
для 4 класса
Автор-разработчик: Анохина Ирина Николаевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории.
Контрольный диктант № 1
по теме: «Знаем – повторим, не знаем – узнаем»
Мы увидели барсучью нору. Подобрались к овражку, заглянули. На холме в тени сидит барсучиха, муху отгоняет. Шагах в десяти бегают барсучата.. От нас совсем близко. Смешные они!
Один сполз по склону овражка. Теперь забраться не может. Еловые иголки скользят. Когтями работать он ещё не научился. Зверек повернулся и побежал от горки. Мать голову повернула и поглядела на него. Сразу остановился. Как это она так смогла? (65 слов)
Грамматические задания.
1.Написать начальную форму глаголов.
I вариант – увидели, нарисует.
IIвариант – заглянули, отработает.
2.Найти в тексте три существительных так, чтобы одно было употреблено в форме дательного падежа, другое – в форме родительного падежа, третье – в форме предложного падежа.
3.Подчеркнуть главные члены.
I вариант – в 11 предложении.
IIвариант — в 12 предложении.
4.Выполнитьзвукобуквенный анализ слова.
I вариант — сполз
IIвариант – когти
5.Указать строение слова.
I вариант — побежала
IIвариант- увидели
Контрольное списывание №1
Тундра
Равнина седая. унылая и серая. И небо над ней серое, скучное. сырое. Всюду только мох, кочки, лужи на тысячи вёрст вокруг.
Если и встретишь лес – то высотой по колено! Ивы, берёзы толщиной с карандаш. Зато грибов ягод – видимо-невидимо!
Приползёт туча – накроет тундру холодная тень. Следующая спрыснет частым дождём. Третья пробарабанит крупой ледяной. Четвёртая снегом засыплет.
Ярче всего тундра летом. На лужах пёстрые птицы. На кочках синеют,
краснеют, желтеют яркие цветы.
Контрольный диктант № 2
по теме: «Проверяем себя»
за 1 четверть
Небо часто покрывалось низкими осенними облаками. Мимо неслись стаи перелетных птиц. Болота уже покрывались ледком. Поэтому болотные птицы улетели первыми. Начали готовиться к отлету лебеди, гуси, утки. Старые и бывалые птицы учили молодых. Каждое утро молодежь делала большие прогулки. Она укрепляла крылья для полета. Сколько было крика, веселья и радости! Одна Серая Шейка была в стороне. Ей нужно было мириться с судьбой. (62 слова)
Грамматические задания.
1.Указать части речи и подчеркнуть главные члены.
I вариант – в 1 предложении.
IIвариант — во 2 предложении.
2.Выписать из текста два словосочетания так, чтобы в первом зависимое слово было наречием, а во втором – именем существительным.
3.Указать строение слова.
I вариант – перелётных, готовила.
IIвариант – покрывали, болотные
4.Выполнитьзвукобуквенный анализ слова.
I вариант – ледком.
IIвариант – низкими.
Контрольное списывание №2
В лесу
В этом лесу всегда стоит шум. Это старый, дремучий бор. Высокие сосны с красными стволами стоят плотной ратью. Сквозь сосновые иглы из почвы пробиваются яркие папоротники. Пышные, причудливые, величавые, раскинули они свои крупные, резные листья.
Я узнаю тонкий, острый свист синиц, тревожные крики сорок. Но самые нежные, самые мелодичные голоса остаются неизвестными. Стройная, изящная птичка сидит на верхушке молодой ели и заливается на весь лес.
В нос бьёт запах грибов, воды и хвои. В такие минуты человек ощущает себя частью природы.
Контрольный диктант № 3
по теме: «Продолжаем разговор об именах существительных»
Я шел по узкой тропинке и читал зимнюю белую книгу.
Слева по гладкому снегу ровной цепочкой тянутся следы мыши. Вот мышь увидела опасность и скрылась под деревом. От ели к ели наследила белка и насыпала мусор от шишек. Из еловой чащи протянулся заячий след. Его не спутать с другим следом. Косой пробежал по опушке к осинкам. Как зайцы объели их кору! В погоне за зайцем полз еще зверь, но повернулся и ушел в чащу.
Интересно узнавать о жизни зимнего леса!(80 слов)
Грамматические задания.
1.В первых двух предложениях над именами существительными указать склонение, а над именами прилагательными — падеж. Найти наречие и обозначить его.
2.Просклонять словосочетание.
I вариант – голубое небо.
IIвариант – синее небо.
3.Поставить в Д.п., В. п., П. п. следующие словосочетания:
I вариант – зимняя сказка
IIвариант – красная лента
Проверочная работа № 1
по теме: «Открываем ещё несколько секретов правильной речи»
1.Выбери правильный ответ.
Склонение – это:
а) изменение имён по числам;
б) изменение имён по падежам;
в) изменение имён по родам.
2.Соедини линиями.
за солнцем
в автомобиль
1 склонение
из постели
2 склонение
на лошадке
3 склонение
в кроватке
3. Вставьте пропущенные безударные окончания. Укажите склонение и падеж.
На улиц…, со злость…, на мест…, от радост…, по тропинк…, на площад…,к птиц…, в магазин…, на ветк… осинк….
4. Вставьте вместо точек окончания имён существительных, в написании которых можно ошибиться.
Падеж
Единственное число
Множественное число
1 склонение
2 склонение
3 склонение
Р.
….
….
….
Д.
….
….
….
В.
….
Т.
….
П.
….
….
….
….
5. Напишите правильные падежные окончания прилагательного ВЕСЕННИЙ.
И. п.
Р. П.
Д. п.
весен…. ветер
весен…. ветер
весен…. ветер
В. п.
Т. п
П. п
весен…. ветер
весен…. ветер
весен…. ветер
6.Вставьте безударные окончания прилагательных.
Чудесн… запах, к душист… черёмухе, на зимн… одежду, от рыхл… снега, в летн… ночь, широк… поясом, на беескрайн… равнине, с блестяш… капельками.
7.Напиши род и падеж каждого прилагательного.
Дом стоит на берегу большого ( ) озера.
На ёлке висят разноцветные ( ) шары.
Пушистому ( ) налили в блюдечко молоко.
На мохнатую ( ) лапу ели уселся снегирь.
8. Образуй от существительных форму родительного падежа множественного числа.
варежка —
апельсин —
календарь —
килограмм —
носок —
медведь —
яблоко —
цыплёнок —
карман —
валенок —
кастрюля —
9. Исправь в тексте ошибки.
Настала морознае утро. На стёклах поивилис узоры. Лучи солнечнова света играл настикле. Вот распустился чюдесный цвиток. Кросив снежной узор и в блески утреннева сонца, и в синеве зимнива вечира. Откуда поивилис узоры? Их ресует Морос Иванович.
Контрольный диктант № 4
по теме: «Учимся писать личные окончания глаголов»
Ты уже знаешь о фабрике тетрадей. А теперь познакомишься с бумажным заводом. Такие заводы обычно строят близко от лесов.
Мощные машины из брёвен готовят мелкую щепку. Потом в огромных чанах варят бумажную «похлёбку». «Повара» бросают в нее разные добавки. Это тряпьё, клей. Так бумага делается прочной, чистой. Готовая масса попадает в машину где и производится бумага. Она выйдет из машины длинными листами. Теперь её прогладят4р. А затем рулоны отправят дальше. Из этой бумаги сделают тетради. На бумаге будут печатать книги. (80 слов)
Грамматические задания
1. Выполнить письменный разбор слов как части речи:
I вариант – прогладят, в машину;
IIвариант – попадает, на бумаге.
2. В первом абзаце текста над глаголами указать время, лицо, число.
3. Записать неопределённую форму подчёркнутого глагола.
I вариант – готовлю, дышу, побрею, падаю;
IIвариант – встречу, увижу, сею, застелю.
Контрольное списывание №3
Дуб-богатырь
В русских лесах нет дерева мощнее и красивее зелёного дуба. В народных русских сказках и былинах недаром поминался дуб-богатырь.
Крепок и объёмен ствол старого дуба. В вершинах развесистых дубов вьют гнёзда птицы. При сильных ветрах грозно шумит зелёная вершина. Весною позже других деревьев распускаются на дубах почки. Люди давно приметили, что в это время обычно дует холодный северный ветер.
Дуб – теплолюбивое и светолюбивое дерево. Несмотря на свою силу, дуб – дерево нежное, боится крепких морозов. Дуб растёт очень медленно. Учёные-лесоводы утверждают, что некоторые дубы живут до тысячи лет. Нужна не одна человеческая жизнь, чтобы вырос настоящий дуб-богатырь.
Контрольный диктант № 5
по теме: « Члены предложения бывают однородными»
за 3 четверть
Погоня
У лесной опушки на дереве с осени остались орехи. Теперь они свисают крупными гроздьями. Около них стали часто появляться две шустренькие белочки.
Однажды их увидел наш кот. Он замяукал, зашипел и кинулся на зверьков. Белки прыгнули на забор и по нему помчались к деревьям. Представляете себе картину?! По забору друг за другом ловко скачут легкие белки, а за ними гонится кот. Но вот белочки взлетели на белоствольную березу и шустро побежали по стволу. Кот сердито фыркнул и поплелся назад. (80 слов)
Грамматические задания.
1. В первом и последнем предложениях отметить главные члены.
2. Из шестого предложения выписать пары слов с вопросами.
3. Над именами существительными первого предложения указать склонение и падеж.
4. Определить спряжение глаголов: гонится. представляет , увидел
Итоговый контрольный диктант № 6
по теме: «Проверка усвоение материала 4 класса
Медвежья семья
На залитую солнцем лесную поляну вывела мать маленьких медвежат. Она остановилась и слушает. Не угрожает детям опасность? Держатся малыши поближе к матери. Они только вылезли из тёплого зимнего дома и знакомятся с лесом. Как свистят и поют птицы? Как на сосновой верхушке дятел отбивает барабанную дробь? Скоро медвежата научатся кувыркаться по мягким кочкам, лазить по деревьям.
Трудно увидеть медведей. Далеко чувствуют они человека. Не увидишь, не услышишь, как тихо скроются в тёмном лесу чуткие звери. (77 слов)
Грамматические задания.
1. В первом предложении подчеркнуть главные члены.
2. В седьмом предложении указать склонение и падеж имён существительных.
3. Найти в тексте 3 глагола, употреблённых в разных временах, указать время над ними.
4. К глаголам, употреблённым во 2-м лице единственного числа, подберите неопределённую форму, укажите спряжение.
Проверочная работа № 2
по теме: «Знаешь ли, как правильно?»
1.Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки.
За в…рш…нами леса скрыл…сь со…нце. Прохладно и сыро (в) л…су. Пахнет в…се…ими цв…тами. Вот (на) з…мле шев…льнулся мокрый л…сток. Много звуков в в…чернем л…су. Заливаются (на) д…рев…ях певчие др…зды. На в…ршин… старого дуба воркует дикий голу…ь. Около прозрачной луж… с…дят л…гушки. (Про) л…тели (над)темным лес…м утки.(На) ступает в…се…яя прохладная ноч….
2. Прочитай два предложения. Там, где нужно, расставь знаки препинания. Отметь знаком “+” предложение с однородными членами.
а). Зеленая крона деревьев укрывает птиц жуков и бабочек.
б). Зимой старый дуб навещали веселые синицы.
Из второго предложения выпиши сначала подлежащее и сказуемое, а затем – любое словосочетание.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Разбери предложение по членам предложения и частям речи. Дай характеристику предложения.
На лесной опушке расцвели первые подснежники.
__________________________________________________________________
4. Разбери слова по составу.
перебежали лесоруб ключик выходил беззвучный
5. Сделай звуко – буквенный анализ слова
Маяк
6. Разбери как часть речи.
За лесами — ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Поставь ударение в словах: начали, звонит, поняла.
8.Вставь пропущенные буквы в окончания имен существительных. Напиши склонение, падеж .
К берез… ( ) у Кол… ( ) на озер… ( )
за лес… ( ) о печал… ( ) от радост… ( )
9. В каком предложении выделенное слово стоит в винительном падеже? Отметь « +».
Ребята построили снежную крепость.
Мальчики стали догонять мяч.
10. Укажи имена существительные, имеющие нулевое окончание.
а) пара сапог… б) несколько помидор… в) из мандарин…
г) много дел… д) пять яблок…
11. Раздели вертикальной чертой для переноса.
пальчик майка друзья
12. Найди слова, у которых на конце пишется мягкий знак. Докажи:
1. Меч… _____________
3. Мыш… ____________
4. Камыш… ___________
5. Доч… ___________
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность (ответы) учеников | 1.Организационный этап | Приветствие учеников по музыку звучащей скрипки -Ребята, сегодня нам предстоит выполнить письменный пересказ текста. Как вы думаете, о чем будет наш текст? -Вы правы, говорить мы сегодня будем о музыкальных инструментах. -Какие музыкальные инструменты вы знаете?(просмотр презентации с изображением музыкальных инструментов) -Есть ли у кого-нибудь из вас дома музыкальные инструменты? | -Если звучит музыка, значит, текст будет посвящен музыке, музыкальным инструментам, композиторам. Называют изображенные на слайдах музыкальные инструменты. Называют, какие музыкальные инструменты имеются дома(гитара, пианино, баян) | 2.Подготовка к написанию изложения | -Наш сегодняшний текст называется «Поющее дерево». Как вы думаете, почему название взято в кавычки? -Вы правы. Послушайте текст. Первичное прочтение текста учителем Беседа по тексту -Докажите, что перед нами текст -О чем текст? Отражена ли тема текста в его названии? -Как вы думаете, какой тип текста перед нами? -Сколько частей в тексте? Как догадались? -Поработаем над каждой частью текста Коллективное чтение, словарная работа, составление плана -Читаем первую часть текста. О чем говорится в ней? -Обратите внимание на глаголы, в каком времени они употребляются? -Как мы можем заменить словосочетание «поющее дерево», чтобы не использовать кавычки? ( Можно обратить внимание на постановку запятых при сравнительном обороте) — Как можно озаглавить первую часть? -Читаем вторую часть. О чем мы узнаем из нее? -Как вы думаете, кто такие мастера-одиночки? (Объяснение постановки дефиса) Рассматривают слайды с изображением портрета А.Страдивари и его скрипок. Учитель уделяет 2-3 минуты рассказу о нем. -Какое время глагола используется во второй части? Какие слова дают нам подсказку для ответа? -В это части встречается трижды часть речи, о которой мы недавно говорили? Что это за часть речи? -Давайте подумаем, как нам удобнее изменить последнее предложение, чтобы не допустить лишних ошибок в написании числительных. -Какие синонимы можно использовать вместо глагола «изготовил»? (Числительные 300, 12, 93 можно прописать на доске, еще раз проговорив правила их написания) -Объяснение постановки тире (избежание повтора глагола) -Какие местоимения помогают в этой части избежать повторов (Повторение правила написания местоимений 3 лица с предлогами) -Как озаглавим вторую часть? -Читаем третью часть. Ее тема? -Объясните значение словосочетаний «старые мастера», «певучее дерево» -Докажите, почему в третьей части присутствуют элементы текста-рассуждения. -Расскажите, как выбирают ель для музыкальных инструментов? Какие условия для этого необходимы? -Обратите внимание на глаголы, что вы можете сказать про их время? -Озаглавим третью часть Решение орфографических задач Встретишь, висит, в постели, лежит, лишь, издавна, сегодня, из ели, считается, пригодится, для цели, по ели (наречия и глаголы можно выписать на доску) Индивидуальное прочтение про себя, пересказ по плану | -Деревья не поют на самом деле. -Большинство музыкальных инструментов делают из дерева. -Под поющим деревом имеются ввиду инструменты, сделанные из него -Одна тема, предложения связаны по смыслу, мысль закончена — О мастере, который изготавливал скрипки, о том, как выбирают дерево для изготовления инструментов, в названии говорится о том, что инструменты делают из дерева. -Это текст-повествование, так как нельзя сразу все, о чем говорится изобразить в одном кадре фильма -В тексте есть рассуждение о том, почему ель лучше всего подходит для изготовления инструментов. -В тексте 3 части, так как 3 красных строки -В первой части говорится о том, что почти у каждого дома можно встретить музыкальные инструменты. — Глаголы все в первой части в настоящем времени, потому что речь идет о сегодняшнем дне. -Вместо этого можно сказать «музыкальные инструменты» Варианты: «Инструменты в каждом доме», «Поющее дерево в каждом доме» -Кто раньше делал инструменты, кто такой мастер Страдивари. -Это мастера, которые делали работу каждый сам от начала до конца, без помощи других. Каждый инструмент их был не похож на другой. -Используются глаголы в прошедшем времени. Так как в начале части стоит наречие «раньше», значит все происходило когда-то. -Также есть глагол в настоящем времени – помнят, об этом подсказывает наречие «сегодня» -Это числительные. -Свою первую скрипку он изготовил в двенадцать лет, а последнюю – в девяносто три года. -Смастерил, сделал -Он, из них. Варианты: «Мастер Страдивари», «О великом мастере» -Инструменты делают из ели. Как выбирают ель для инструментов. -Старые – это не только по возрасту, а значит те, которые жили раньше. -Певучее – значит, из него получится инструмент с сильным, громким, певучим звуком -В ней содержится ответ на вопрос: почему именно ель подходит для изготовления музыкальных инструментов. -В ней объясняется, что не каждая ель подходит для изготовления музыкальных инструментов. -В ней рассказывают, почему лесоруб долго выбирает ель для инструментов -В ней рассказывается, почему ель подходит больше всего для изготовления музыкальных инструментов Пересказывают содержание третьей части. -Глаголы употребляются в разном времени. Например: делали- прошедшее, ходит, слушает –настоящее, изготовит – будущее Варианты: «Ель- лучшее «поющее дерево», «Как выбирают ель для изготовления инструментов», «Какая ель подходит для изготовления инструментов» Объясняют написание Читают текст про себя. 2-3 ученика по плану пересказывают текст по частям | 3. Написание изложения | Пишут изложение без использования черновика | 4. Самопроверка написанного текста | Перечитывают написанный текст | 5. Подведение итогов. Рефлексия |
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему :«Изложение. Учимся передавать рассказы других и говорить о себе», УМК «Гармония»
Тема урока: «Изложение. Учимся передавать рассказы других и говорить о себе»
Класс: 4 «в»;
УМК: Гармония;
Тип урока: развитие речи;
Цель: научить пересказу текста от другого лица.
Задачи:
— учить самостоятельно работать над изложением, пользуясь памяткой «Как писать изложение»;
-осваивать понятие «пересказ от 3 лица»;
-развивать устной и письменной речи учащихся;
-учить помогать друг другу, работать в парах;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
Оборудование для учителя:
-учебник и задачник «Русский язык» М. С Соловейчик, Н. С. Кузьменко;
-толковый словарь русского языка ;
-вырезки и статьи из газет «Комсомольская правда».
Оборудование для учащихся:
-учебник и задачник «Русский язык» М. С Соловейчик, Н. С. Кузьменко;
-рабочие тетради;
Макет доски:
Любимое место.
Заветная поляна.
Ранняя осень на поляне.
Любители яблок.
Запоминающаяся картина.
Тридцатое сентября.
Изложение.
1 л.: я, мы;
2 л.: ты, вы;
3 л.: он, она, оно;
(автор, писатель, Песков, Василий Михайлович)
с хороводом;
особенно, сюда приходят, сначала, почему;
охотников, аппетитный;
бурьян, жующие.
Ход урока:
Организационный момент.
Вступительная беседа.
Знакомство с текстом.
Работа с учебником.
Работа над текстом.
Работа в парах.
Работа с памяткой « Как писать изложение»
Самостоятельная работа.
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Приветствие. Подготовка учащихся к активному, сознательному усвоению знаний.
-Какого человека называют интересным собеседником?
-Что нужно делать, чтобы стать интересным собеседником?
-Сегодня этому мастерству мы будем учиться на примере текста упражнения №70.
-Откроем задачники на стр.25.
(чтение учителем)
У меня есть любимое место. Это одна заветная поляна в лесу с хороводом ромашек и колокольчиков.
Особенно хороша на поляне ранняя осень. На рябину прилетают дрозды. В сухих листьях шуршат ежи. Но сюда приходят даже лоси. Я сначала не понимал, почему они здесь бывают. Но потом всё объяснилось.
За поляной был старый забытый сад. В нём поспевали маленькие кислые яблочки. Охотников до них не было. Но однажды я услышал аппетитный хруст. Пошёл посмотреть и увидел двух лосей. Один задрал голову и мягкой губой захватывал яблоки с дерева. Другой брал их с земли. Он подогнул передние высокие ноги и стал на колени.
Так я и запомнил эту картину. Жёлтый бурьян. Рябина с дроздами и жующие яблоки лоси.
-Кто автор этого рассказа?
-Что вы помните о Василии Пескове?
-дома вы готовили небольшие доклады об этом человеке. Что нового и интересного вы можете сообщить нам?
( Выслушиваем несколько сообщений детей)
(Обращаю внимание детей, что Песков – постоянный корреспондент газеты «Комсомольская правда», рубрики «Окно в природу». Показываю несколько его публикаций. Вырезки из газет ученики могут взять домой, прочитать и передать другим детям.)
-Прочитаем текст еще раз самостоятельно.
-От какого лица его пересказывают?
— чем это выражено?
-какие местоимения относятся к 1лицу?
-От какого лица мы пересказываем истории других?
-какими местоимениями выражается 2 лицо?
-а 3 лицо?
-откроем учебник на 34 странице. Прочтем и обсудим сведения, предоставленные нам в рамке:
Когда человек говорит о себе и пользуется местоимениями я, меня, со мной… — это рассказ от 1-го лица. Когда ту же историю передает кто-то другой, то обычно местоимения 1-го лица заменяет местоимениями 3-го лица: он, она, его, ее… Рассказ становится от 3-го лица.
Но чтобы сделать речь понятной и вежливой, вместо некоторых местоимений используют собственные имена и другие имена существительные (писатель, автор, мальчик…).
-Какие имена существительные и местоимения мы можем использовать? (учитель записывает на доску).
-Попробуйте поработать с текстом, заменяйте 1 лицо на 3 лицо, не повторяя.
-Прочитаем, что получилось?
-О чём этот текст?
-Что хотел до нас донести автор?
-Какое настроение он передаёт читателям?
-Это деловой текст или картинный?
-К какому жанру вы бы его отнесли?
-Если затрудняетесь, посмотрите сообщение на странице 10.
-Подумаем над заглавием.
-Запишите его в тетради.
-Сколько частей в тексте?
-Давайте перечитаем каждую часть, подумаем, о чём говорится в каждой части и составим план.
-План записываем в тетрадях.
1) Заветная поляна.
2) Ранняя осень на поляне.
3) Любители яблок.
4) Запомним эту картину.
-Все ли слова вам понятны?
(Бурьян— чтение учителем лексического значения этого слова из толкового словаря)
-Перечитайте самостоятельно текст ещё раз, представьте всё, о чём говорится.
— перескажите текст друг другу от 3лица.
-откроем учебник на стр. 80
-Поработаем над пунктом №2.
-Какой совет вам дают авторы учебника в пункте №4?
— Напишите изложение текста, пользуясь планом, обратите внимание на выписанные мною слова, словосочетания. Не делайте ошибок.
(На доске написаны слова и словосочетания)
1) с хороводом;
2) особенно, сюда приходят, сначала, почему;
3) охотников, аппетитный;
4) бурьян, жующие;
-Не забудьте после того как напишете, поработать редактором и корректором.
— Прочитайте, кто хочет, полученный текст.(2-3 ученика)
-Выполнили ли мы поставленные задачи?
— что особенно вам запомнилось?
-как мы будем пересказывать текст от лица другого человека?
-что следует делать для того, что бы текст был интересный?
-передайте тетради на первую парту.
Спасибо за работу! Урок окончен.
Приветствие
-интересный собеседник, это человек, владеющий хорошей речью.
-научиться красиво, лаконично говорить
— Василий Песков
-от 1 лица
-местоимениями
-я, мы
-от 2 и 3
-ты, вы
-он, она, они
-он, писатель, автор, Песков, Василий Михайлович
-о случае, произошедшем в лесу.
-главная мысль- гармония в природе, находчивость лосей
-светлое, восхищенное.
-картинный , так как присутствует описание природы.
-Этюд
-«Любимое место»
-4
-Помните об «окошках» — способе письма без ошибок.
-дети самостоятельно пишут изложение.
План-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме: Изложение с элементами сочинения.
Развитие речи. 4 класс.
Тема: Изложение с элементами сочинения.
Цель: Создать условия для дальнейшего обучения умению письменно передавать содержание текста, вносить элемент рассуждения о происходящем в тексте событии; развивать умение составлять план текста; воспитание нравственности.
I. Орг. момент. Слайд 2
II. Подготовка к восприятию.
— Ребята, на столах перед вами лежит маленький рассказик, который написал Евгений Андреевич Пермяк.
Слайд 3
— Евгений Пермяк написал много публицистических статей, рассказов, повестей, романов для взрослого поколения. Кроме того, Евгений Пермяк написал множество сказок и рассказов для детей. Во всех произведениях Евгения Андреевича Пермяка добро побеждает зло. Каждое произведение Евгения Андреевича учит нас честности, справедливости, доброте.
— Какие произведения Пермяка вы помните? («Торопливый нож», «Чужая калитка», «Самое страшное», «Детство Маврика», «Заповедный остров», «Золотой гвоздь», «Бумажный змей», «Смородинка»)
Слайд 4
III. Работа по теме.
1.Зрительно-слуховое восприятие текста.
— Ребята, я сейчас буду читать данное произведение, а вы в это время подумайте, какое название можно ему дать.
Слайд 5
Чтение учителем:
— По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из ее сумки выпал кошелек с деньгами. Слайд 5.1
Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелек. Слайд 5.2
Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему «спасибо». Cecтpa остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным — долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил их на всю жизнь.
(По Е. Пермяку.)
— Так, какое же название можно дать этому рассказу?
Слайд 6
— Сам Евгений Пермяк назвал свой рассказ «Случай с кошельком».
2. Анализ содержания.
— Скажите, пожалуйста, о чём говорится в этом рассказе?
— Назовите главных героев!
— Из скольких смысловых частей состоит текст?
3. Составление плана.
— Сейчас мы совместно составим план рассказа.
Слайд 7
— Предлагаю прочитать текст по частям. Прочитайте, пожалуйста, первую часть. Подумайте, что в ней главное и озаглавьте ее.
Слайд 8
— Прочитайте вторую часть, подумайте, что в ней главное. Какое название дадим этой части?
Слайд 9
— Прочитайте третью часть рассказа. Какое название дадим этой части?
— Прав ли, по-вашему, Костя?
— Последнюю часть изложения вы должны написать самостоятельно, рассуждая над вопросами: как бы поступил я? Прав ли Костя?
План.
1) Старушка обронила кошелек.
2) Мальчик обиделся.
3) Быть честным – долг, а не заслуга.
4) Как бы поступил я?
3. Орфографическая работа. Слайд 10
— Разберем написание наиболее трудных слов из текста: жизнь, деньки, хроменькая, жаловаться.
— Какая орфограмма объединяет эту группу слов? (мягкий знак — смягчающий)
— Объясните, пожалуйста, данную орфограмму.
Слайд 11
— Какая орфограмма объединяет слова: побежал, схватил, нагнулся, посмотрела, запомнил? (Правописание слов с приставками.)
Слайд 12
— Обратите внимание на написание наречий: скоро, впереди, строго.
— Как они пишутся? (Слитно.)
— Что вы напишете в конце слов скоро, строго? (Букву о.)
Слайд 13 (Знаки препинания)
4. Лексико-орфографическая подготовка.
— Понятен ли вам смысл всех слов?
5. Устный пересказ текста.
Слайд 14
6. Написание изложения.
— Опираясь на план, напишите изложение, кроме того, не забудьте, что
последнюю часть изложения вы должны написать самостоятельно, рассуждая над вопросами: как бы поступили в данной ситуации вы? Прав ли мальчик?
7. Самопроверка.
III. Итог урока.
— Вас чему-нибудь научил сегодняшний урок?
— Есть ли желающие прочитать свой последний абзац?
Слайд 15
IV. Рефлексия.
— Были ли у кого-нибудь проблемы, при написании изложения?
— В чём заключались ваши трудности?
V. Оценки.
План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Конспект урока «Изложение. Карабасик». 4-ый класс УМК «Начальная школа XXI века»
УМК «Начальная школа XXI века»
Класс: 4
Тема урока: «Изложение».
Блок: развитие речи.
Цель: развитие видов речевой деятельности: письмо, говорение, чтение, слушание.
Задачи: развивать умение анализировать содержание и языковые особенности текста, составлять план текста, выделять ключевые слова каждого абзаца, письменно пересказывать текст с опорой на план, контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом написания изложений.
Ход урока.
I Организационный момент.
II Сообщение темы и цели урока.
-Ребята, что вы видите на доске? (Пословицы)
-Прочитайте их. Чему они нас учат?
1. Испокон века книга растит человека.
2. Знайка все с полуслова понимает, а незнайка все только рот разевает.
3. Ленивому Микишке все не до книжки.
4. От умного научишься, от глупого разучишься.
5. Живи век и век учись.
6. Если за день ничему не научился – зря прожил день.
7. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
8. Источник жизни — в труде, а успеха – в знании.
9. Если много читаешь, много и знаешь.
(Надо много учиться ,чтобы много знать и многое уметь)
-Найдите и назовите тему урока, которая спрятана в этих пословицах. (Изложение.)
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Работать с текстом. Писать изложение)
-Правильно, сегодня мы будем писать изложение.
III Подготовка к написанию изложения.
-Что значит написать изложение – придумать собственный текст на заданную тему или пересказать какой-либо текст близко к исходному? (Пересказать какой-либо текст близко к исходному.)
-Послушайте текст и определите его тему.
«Карабасик».
У нас дома жили овчарка Борька и кот Жорик. Ещё мы подкармливали во дворе бездомную кошку Мотьку. Мотька привыкла к нам и сама приходила, когда была голодна.
Однажды она принесла к нашим дверям троих котят. Мы впустили Мотьку в дом. Она потащила детёнышей на Борькину подстилку. Пёс громко залаял. Кошка выгнула спину и зашипела. Но пёс не унимался, лаял и рвался к Мотьке.
Тогда Мотька схватила одного котёнка и выбежала на улицу. Потом вернулась за вторым. А про третьего забыла и больше не появлялась.
Мы оставили котёнка себе и назвали его Карабасик. Потому что он первое время часто шипел и принимал грозный вид. Жорик и Борька с ним подружились и даже спят теперь все вместе.
Беседа по содержанию.
-Кто жил в доме у хозяев?
-Кого подкармливали во дворе?
-Почему Мотька принесла котят в дом?
-Почему кошке пришлось уйти?
-Почему Карабасик первое время часто шипел и принимал грозный вид?
— Как вы понимаете выражения « не унимался», «принимал грозный вид».
-Итак, о ком говорится в тексте? (О животных.)
-Правильно, это тема текста.
-Прочитайте название текста. (Карабасик.)
-Кто такой Карабасик?(Это котёнок, который стал жить в доме.)
-Как ещё можно озаглавить текст? (Новый друг.)
2.Самостоятельное чтение текста.
— Перечитайте текст и определите тип текста. (Это текст-повествование)
-Докажите это.(В тексте говорится о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. Можно поставить вопросы: что происходит сначала? потом? в конце? Мы можем представить киноплёнку, где несколько кадров сменяют друг друга.)
—Посмотрите внимательно на последний абзац текста. Что вы заметили? (Здесь есть элементы рассуждения.)
-Докажите.(В нём содержится ответ на вопрос: почему котёнка назвали Карабасиком.)
-Как связаны предложения в тексте? (Последовательно, как бы по цепочке, при помощи слов-помощников)
-Найдите эти слова.
У нас дома жили овчарка Борька и кот Жорик. Ещё мы подкармливали во дворе бездомную кошку Мотьку. Мотька привыкла к нам и сама приходила, когда была голодна.
Однажды она принесла к нашим дверям троих котят. Мы впустили Мотьку в дом. Она потащила детёнышей на Борькину подстилку. Пёс громко залаял. Кошка выгнула спину и зашипела. Но пёс не унимался, лаял и рвался к Мотьке.
Тогда Мотька схватила одного котёнка и выбежала на улицу. Потом вернулась за вторым. А про третьего забыла и больше не появлялась.
-Как называется такая связь? (Цепная)
-Давайте понаблюдаем за временным планом текста. В каком времени используются глаголы? (В прошедшем (события уже произошли)
-Скажите, наблюдается ли в данном тексте единый временной план? (Да)
3. Составление плана и нахождение ключевых слов в каждой части.
-На сколько смысловых частей разделён текст? (На 4 части)
-Давайте прочитаем первую часть текста (Один из учеников читает вслух.)
-Какие животные жили в доме?(Овчарка Борька и кот Жорик.)
-О каком животном ещё говорится в первой части? (О бездомной кошке Мотьке.)
-Озаглавьте первую часть текста.( Дети предлагают свои варианты)
-Найдите опорные (ключевые )слова.
На доске записывается заголовок (Жорик, Борька и Мотька.) и опорные слова( овчарка Борька, кот Жорик, подкармливали, бездомная кошка)
-Кто попробует пересказать эту часть?(Один ученик пересказывает 1 часть)
-Давайте прочитаем вторую часть текста(один из учеников читает вслух)
-Что произошло однажды?(Однажды Мотька принесла троих котят.)
-Куда она потащила детёнышей?(Она потащила детёнышей на Борькину подстилку.
-Как отреагировал Борька?(Он громко залаял и стал рваться к Мотьке)
-Как бы вы озаглавили 2 часть? (Дети предлагают свои варианты)
(Борька не пускает Мотьку.)
-Найдите опорные слова (детёныши, Борькина подстилка, не унимался)
-Кто перескажет 2 часть?( Один ученик пересказывает 2 часть)
-Читаем 3 часть.
-Что сделала Мотька? (Мотька схватила одного котёнка и выбежала на улицу.)
-Что было потом? (Она вернулась за вторым котёнком)
-Вернулась ли Мотька за третьим котёнком?(Нет, про третьего она забыла и больше не появлялась.)
-Озаглавьте эту часть. (Дети предлагают свои варианты)
-Найдите опорные слова.
На доске записывается заголовок (Мотьке пришлось уйти. ) и опорные слова(схватила, выбежала, забыла, не появлялась)
Один ученик пересказывает 3 часть.
-Работаем над 4 частью. Давайте прочитаем её(Читает вслух один ученик)
-Что решили сделать с котёнком?(Оставить его себе.)
-Как назвали котёнка? (Карабасик)
-Почему его так назвали?( . Потому что он первое время часто шипел и принимал грозный вид.)
-Как Жорик с Борькой отнеслись к котёнку?( . Жорик и Борька с ним подружились.)
-Озаглавьте 4 часть. (Карабасик.)
-Давайте найдём опорные слова. (оставили себе, шипел, принимал грозный вид, подружились)
-Кто попробует пересказать эту часть?(Один ученик пересказывает 4 часть)
Запись на доске:
План | Опорные слова и выражения |
1. Жорик, Борька и Мотька. | овчарка Борька, кот Жорик, подкармливали, бездомная кошка |
2.Борька не пускает Мотьку. | детёныши, Борькина подстилка, не унимался |
3.Мотьке пришлось уйти. | схватила, выбежала, забыла, не появлялась |
4. Карабасик. | оставили себе, шипел, принимал грозный вид, подружились |
Орфографическая работа.
Учитель обращает внимание на правописание следующих слов: овчарка, Жорик, подкармливали, приходила, принесла, детёныши, громко, залаял, вернулась, не появлялась, оставили, потому что.
Прочитайте текст ещё раз.
IV Самостоятельная работа. Написание изложения.
V Рефлексия. Итог урока .