Урок русского языка 4 класс Развитие речи. Изложение «Багульник»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Табачновская средняя общеобразовательная школа»
Русский язык
тема
Развитие речи.
Подробное изложение повествовательного текста на основе отрывка из произведения Ю. Яковлева «Багульник».
4 класс
06. 02. 2019
Учитель Клочко Валентина Николаевна
с. Табачное 2019 г.
Тема: Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста на основе отрывка из произведения Ю. Яковлева «Багульник».
Цели урока: развивать умение определять тему и главную мысль текста; развивать умение составлять план текста; развивать умение самостоятельно готовиться к написанию изложения с опорой на памятку, обогащать словарный запас, развивать орфографическую зоркость;
Планируемые результаты:
Предметные: определять тему и основную мысль текста, составлять план рассказа и использовать его при составление текста.
Метапредметные:
понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
строить речевое монологическое высказывание;
осуществлять деятельность в соответствии с планом;
оценивать правильность написанного текста.
Личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием, учиться видеть необычное в каждом предмете и радоваться тому, что происходит вокруг.
Тип урока: урок развития речи
Оборудование: Русский язык: 4класс- Канакина В.П., Горецкий В.Г Русский язык: Учебник:- М.: Просвещение/ Учебник, 2014.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II.Мотивация.
-Демонстрация иллюстрации. Как называются цветы?
— Чтение стихотворения
Гордость и символ далекого края
Дивный багульник – посланник весны,
Редкостным цветом леса освещая,
Будто навеял волшебные сны.
Запах дурманит весенней прохладой,
Душу волнует цветов красота,
И наполняется сердце отрадой,
Вешней любовью совсем неспроста.
III. Определение цели урока. Проблема урока.
Работа с учебником, упр. 99, стр 46.
— Определение темы и целей урока.
— Запись в тетради темы урока.
IV. Актуализация опорных знаний.
— Что такое изложение?
— Какие правила соблюдаем для написания изложения?
— Что помним при составлении плана изложения?
V.Алгоритм написания изложения. Подготовительная работа к написанию изложения.
1. Прочитай текст. Что тебе было не понятно? Какие незнакомые слова, словосочетания встретились в тексте? Выясни их лексическое значение.
2. Определите тему текста и основную (главную) мысль.
3. В какое время года происходило событие?
4. Словарная работа
— Определение багульника по классу растений.
— Написание трудных слов,
— Подбор синонимов: прутик- веточка,
багульник- кустарник, растение;
светло-лиловый- сиреневый;
аромат- запах, благоухание;
почувствовать- услышать, ощутить;
ложечки- листочки
5.Работа с текстом
— чтение текста;
— деление на части;
— составление плана.
План.
Прутики багульника.
Цветение багульника.
Костя- волшебник.
6. Составление текста и запись на черновик по частям
VI.Самостоятельное составление и редактирование текста.
VII. Рефлексия. Итог урока.
— Какая проблема урока была?
— Научились писать изложение повествовательного текста?
— Какие затруднения встретились при подготовке к изложению ? Как удалось преодолеть их?
— Чему следует учиться ещё?
— Какая главная мысль урока была?
(- Чудо в наших руках.)
— Понравился ли урок?
— Какую отметку поставите себе?
План-конспект урока по русскому языку (4 класс): Конспект урока русского языка в 4 классе на тему «Обучающее изложение»
Обучающее изложение.
( СЛАЙД к уроку, приложения-план)
01.12.2017
Пр.- Развитие умения воспринимать и воспроизводить текст, составлять план изложения.
Р.: применять установленные правила в планировании способа решения.
П.: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; передача информации устным и письменным способами.
К.: определять цели, функции участников, способов взаимодействия.
Л.- Освоение личностного смысла учения, желания продолжить учебу. Развитие интереса к изучению языка.
Ход урока.
- Мотивация и актуализация знаний. Целеполагание.
— По моему описанию определите, какой вид работы нам предстоит на уроке?
— Нам необходимо письменно пересказать прочитанный текст. Что это за вид работы? ( Изложение)
— Запишите в свои тетради «Изложение». ( СЛАЙД 1)
— Верно, мы превращаемся в рассказчиков.
— Скажите, чем трудна эта работа? (грамотно записать все слова)
— Какие качества вам пригодятся, чтобы справиться с этой работой хорошо?
— Вам необходимо настроиться на серьезную работу, быть очень внимательными.
-Чтобы вы догадались, кто будет героем нашего рассказа , вам придется отгадать загадку.
Только я из птиц, признаться,
В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу.
(Поползень) ( СЛАЙД 2)
— Помогать писать изложение нам будет текст упр-я 180 на стр. 101
- Работа по теме урока.
- Определение типа текста , темы и главной мысли.
— Прочитайте текст про себя. Вслух прочитает…
— определите тип текста. ( повествование) Докажите. ( Что случилось?)( СЛАЙД 3)
— Какова тема текста? О ком говорится ?( СЛАЙД 3- лист.)
— Что интересного вы знаете о поползнях? ( ответы детей) ( СЛАЙД 4)-обобщение учителя.
— Как вы считаете, что главного хотел рассказать Н. Сладков в своем рассказе? В какой части текста слова заключена главная мысль? ( В заключении)
- Озаглавливаем текст ( СЛАЙД 5)
— подумайте, как можно назвать наше изложение, помните, что может отражать название? ( тему или главную мысль)
( предложения детей)
— Выберите любое название со слайда и запишите в свои тетради.( СЛАЙД 5)
— Как вы поняли, почему птичка так называется?
— Какая эта птичка по размеру? Почему наш поползень называется скалистым?
— Как называется ядовитая змея- героиня рассказа? ( Гюрза)
— почему такая маленькая птичка так отважно сражалась со змеёй? Что можно сказать о поползнях как о родителях?
( отважные, смелые, заботливые)
— Верно, послушайте некоторые факты о гюрзе и убедитесь, что поползень, действительно проявил немалую отвагу, вступив с ней в схватку. ( СЛАЙД 7)
- Составление плана ( СЛАЙД 8)
— Составим примерный план, который вам поможет написать изложение.
— Сколько частей мы можем выделить в тексте? Какие?
— Прочитаем вступление. Предложите название этой части. ( Тревога в ущелье)
— Прочитаем основную часть. О чем главном мы узнаем? ( Как змея подбиралась к гнезду)
— предложите название для этой части? ( птенцам угрожает опасность. Птенцы в опасности.)
— Какую часть можно считать итогом рассказа? Какая главная мысль здесь заключена? ( как маленькая птичка отважно защищала свое гнездо и птенцов)) Озаглавьте. ( Отважный поползень)
- Лексическая работа
— Прочитайте текст еще раз. Где происходит действие? ( В ущелье)
— Что такое ущелье? ( СЛАЙД 9)
— Какие слова и выражения использует автор, чтобы показать волнение, которое испытывает птичка? ( Крутится юлой, кричит, зашелся криком) Что они обозначают?
— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Найдите предложения, которые к ней подходят, в которых автор показывает, что опасность совсем близко? ( Вот уже зеленое тело изогнулось в воздухе…)
— Почему дальнейшие события автор называет просто чудом? ( маленькому поползню удалось победить змею)
— Как это случилось?
- Орфографическая работа
— Найдите в тексте группу однокоренных слов. ( Ползет, поползень, заползет) ( СЛАЙД 10)
— какая орфограмма объединяет эти слова? ( б/у гласная в корне)
— Объясните написание.
— Найдите еще слова с б/у гласной, которую можно проверить. ( СЛАЙД 10)
— Какие еще орфограммы вам встретились, на которые вы бы хотели обратить внимание своих одноклассников.
— расскажите, какие знаки препинания встретились в тексте, постарайтесь объяснить их постановку.
- Работа в приложениях ( раздать приложения)
— сейчас вы получите приложения с планом вашего изложения.
— выпишите на пустых строчках слова, трудные для написания, с непроверяемыми орфограммами.
- Пересказ по плану. ( СЛАЙД 11)
- Запись изложения и самопроверка в тетради
— Как будете записывать каждую часть?
- Подведение итогов. Рефлексия.
— Понравилось ли в роли рассказчиков? Что было трудным?
- ДЗ- нет
Организационный | 1 мин | — Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. | Приветствовать учителя. | Регулятивные- обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. | Мотивационный | 2 мин | — Что такое изложение? (Письменный пересказ текста.) | Размышлять над целью урока и учебной деятельностью. | Регулятивные — постановка учебной задачи; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия. | Постановка учебной задачи и её решение Словесн.: слово учителя; озаглавливание текста; толкование значения слов; анализ текста; озаглавливание частей текста. Практич.: вставка пропущенных орфограмм; пересказ частей текста; выполнение физкультминутки. | 17 мин | Чтение текста учителем. — При написании изложения будет много трудных слов. На доске записаны слова, в которые нужно вставить пропущенные орфограммы. (1 – жильцы, оставили, балкон, (не) сводил; 2 – появился, загорелись, собака, взвизгнул, сарай, переставил, перила; 3 – припасы, голоден, (с) жадностью, благодарность; 4 – похлопал, отправились; 5 – возвратившись, преданность.) — Теперь вернемся к нашему тексту. Прочитайте 1 часть. Перескажите. (заголовок) — Ребята, давайте немного отдохнём перед написанием изложения. | Слушать текст. Озаглавливать прослушанный текст. Устно анализировать прослушанный текст. Озаглавливать части текста. Озаглавливать части текста. Вставлять пропущенные орфограммы. Пересказывать части текста. Выполнять физ. минутку. | Познавательные – слушаю текст. Коммуникативные – участвуют в учебном диалоге. Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные – участвуют в учебном диалоге. Коммуникативные – оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Личностные- установка на ЗОЖ. | Решение частных задач | 16 мин | — Откройте свои тетради и запишите число прописью. Точки в конце не ставим. Первое декабря — Ещё раз прочитайте текст и постарайтесь его запомнить. Закройте учебники. Записываем изложение. Не забывайте, что в изложении будет 5 красных строк. Будьте внимательны при написании изложения. — Ребята, кто хочет прочесть своё изложение всему классу? | Писать изложение по плану Читать написанное изложение | Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. |
№ | Этап урока | Вопросы и задания учителя: | Ответы учеников: |
1. | Орг. Момент Слайд №1 | Сегодня мы будем писать обучающее
изложение, а о ком вы узнаете угадав загадки: (Детям
– Прочитайте свои загадки:
1. В воде купался,
2. Щиплет за пятки –
3. Белый как снег,
4. Белы хоромы | – Все загадки о гусе. |
2 | Речевая разминка: Слайд №2 | – Пошипели как гуси, вытянув шею. –
Гусь, гусыня, гусятница, гуськом, гусеница,
– какое слово лишнее и почему? | -ш-ш-ш – Гусеница, другое значение
|
3 | Чистописание: Шш//ши ша
Как с гуся в…да.
Гусь свинье не т…варищ…*
(*дополнительно для успевающих)
Слайд №3 | – Пишем число, классная работа, Образец
Подумайте над пропуском букв.
Когда люди высказывают такие фразеологизмы и
Проверка:
– Какие буквы вставили? | – Как с гуся вода. Гусь свинье не
Дети комментируют написание слов с
– Как с гуся вода – значит выйти сухим,
– Гусь свинье не товарищ – когда разные
|
4 | Развитие речи | – У нас ребята приготовили несколько
сообщений Гусь – это… | – родственная утке крупная дикая и
домашняя водоплавающая птица с длинной шеей. Бывают белые и серые (показывает ученик слайды фотографий) – Гусь – это такой человек, который
Про такого говорят Хорош гусь! |
5. | Сообщение темы и цели урока Слайд
| – Предлагаю вам, познакомится с текстом
Е. Носова. Он написал рассказ об одной из этих птиц. Наша задача проанализировать текст, Определить
| Хорошо читающие дети выразительно
воспроизводят текст, остальные следят за текстом. |
6 | Работа по теме Слайд №5,6 | – Как вы думаете, какой это тип текста? –
| – Это текст повествовательный – в
и В КОНЦЕ? |
– Попробуем вместе доказать, что это
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ | – В тексте говорится о гусях на лугу,
которых застала непогода, маленьких гусят спас от града гусь жертвуя своей жизнью. – Чтобы
| ||
– Итак, в тексте говорится о событии,
эпизоды которого последовательно сменяют друг друга. – О чем говорится в тексте? Определите
– Какова главная мысль? | – В тексте говорится о храбрости гуся,
который сумел спасти маленьких гусят. –
| ||
7 | Физминутка | Гимнастика для глаз | – Посмотрели в окно – на точку, считая
– моргаем глазами, считая до 10
– смотрим вдаль, считая до 10
– моргаем, 10 раз |
8 | Работа по теме: | – Сколько частей (абзацев) в этом
тексте? | – Четыре абзаца, а частей: три. |
– Можно сказать, что в каждом абзаце
высказывается новая мысль? | – Да – Нет (мнение детей расходится) | ||
Попробуем определить мысль каждого
абзаца (определим микротемы) | – В первом и во втором абзаце говорится
о гусях на лугу. – В третьем абзаце говорится о
– В четвертом абзаце говорится о гибели гуся и
| ||
9 | Составление плана Слайд №7 | – Предлагаю составить план нашего
текста | (Дети набрасывают план к тексту, работая
вариативно: кто-то в паре, кто-то самостоятельно) |
– Предлагаю план вынести на доску (дети
озвучивают и лучшие предложения записываются) | План: 1. Гуси на лугу. | ||
– Почему автор разделил первую часть на
два абзаца? | – Чтобы показать, как гуси щипали
травку, когда погода была хорошей и когда погода испортилась. | ||
10 | Лексико-орфографическая подготовка Слайд
| – Вставьте пропущенные буквы в тексте и
объясните их написание (дается текст с пропуском букв или на интерактивной доске восстанавливается детьми) | – По цепочке дети быстро объясняют
написание слов |
– Объясните значение слова дюжина
(можно воспользоваться толковым словарем) | – Двенадцать штук. | ||
– Когда мы пишем изложения и сочинения
мы стремимся не допускать повторов. Предлагаю подобрать слова синонимы к слову гусь. | – Гусь – белый гусь – спаситель дюжины
гусят – храброе сердце – белая кочка | ||
– Подчеркните в тексте все глаголы и
определите их время. | – Все глаголы в прошедшем времени | ||
– Мы наблюдаем единый временной план,
поэтому при письме изложения будем использовать глаголы какого времени? | – Глаголы прошедшего времени. | ||
11. | Подготовка к пересказу Слайд
| – Чтобы нам удобнее было пересказывать
текст и в дальнейшем его писать по плану необходимо выбрать слова – помощники ОПОРНЫЕ СЛОВА. Предлагаю вместе к каждой части плана
| 1.Луг, щипали, наползла, капли, град,
замерли, перекликались. 2.Гусь, вздрагивал, копошились, дюжина, 3. ромчалась могучие крылья струйка крови невредимые |
– Попробуем пересказать по плану,
используя опорные слова. | (Дети пересказывают, прослушиваются 2-3
ученика) | ||
12. | Физминутка | Подвижная | |
13 | Написание изложения | – Настроимся на красивое написание
текста и без ошибок, сразу пишем в чистовик. | – (Хором) Тетрадь правильно кладу, |
14 | Оказание индивидуальной помощи | (По мере необходимости) | |
15 | Подведение итогов | – Предлагаю зачитать трем ученикам
свои изложения, а мы внимательно послушаем, чтобы проанализировать. – Как вы считаете, кому
– Кому удалось последовательно построить
– Были ли у кого-то недочеты, какой совет вы бы
| (Дети комментируют письмо) |
16 | Рефлексия | – Что необходимо выполнить для того,
чтобы успешно написать изложение? | – Определить тип текста, его тему и
главную мысль. Составить план, выделить опорные
|
– Чему вас научил рассказ Е.Носова? –
| – Надо уметь быть смелым и любить все
живое, быть добрым, заботливым и бесстрашным. |
Учебно-методическое пособие по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) по теме: Сборник изложений 1-4 кл.
ГУ «Есильская средняя школа №2»
Есильского отдела образования
Сборник изложений
для 1-4 классов.
Составители: Бурка Е.Г.
Никифорова М.В.
2015 год.
Пояснительная записка.
Изложение — одно из самых эффективных средств развития устной и письменной речи, логического и образного мышления учащихся.
Данный сборник составлен в соответствии с требованиями, предъявленными программой по русскому языку к развитию связной речи учащихся.
В пособие включены различные виды изложений, которые могут быть использованы учителем и как обучающие, и как контрольные — в зависимости от поставленной цели. По характеру (типу) речи это изложения-повествования, изложения-описания, изложения-рассуждения с различной степенью выявления упомянутых признаков.
В сборник включены тексты, большинство которых имеют повествовательный характер, так как этот тип речи наиболее близок учащимся младших классов.
Основная часть текстов, включенных в сборник, взята из литературы. Тексты носят познавательный, воспитательный характер и знакомят учащихся с нравственными поступками детей и взрослых, явлениями природы, жизнью животных и растений, способствуют развитию образного и логического мышления, творческих способностей и стремлению к знаниям.
После каждого текста приводятся вопросы для проверки восприятия детьми рассказа и разбора его содержания.
Основная направленность анализа — выявить главную мысль рассказа, установить смысловые связи между его частями, помочь детям определить свое отношение к действующим лицам рассказа и их поступкам. Такой разбор поможет учителю в осуществлении принципа развивающего обучения: он будит мысль учащихся, учит логически мыслить, углубляет эмоциональное восприятие содержания, развивает воображение. Однако перегружать работу по анализу не рекомендуется, следует сосредоточивать внимание учащихся на главной мысли рассказа, объяснять его заглавие, выявлять лишь основные логические связи в содержании рассказа.
В сборнике дан ориентировочный план, задания по орфографии, лексике, грамматике, синтаксису. Задания по лексике сориентированы на обогащение активного словаря учащихся, совершенствование орфографических навыков.
Лиса.
Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса. Побежала лиса на запах. А капкан цап лису за лапу!
План:
1. Где шла лиса?
2.Что почуяла лиса?
3.Куда побежала лиса?
4. Что случилось с лисой?
Муравей.
Муравей нашел зерно. Оно было тяжелое. Муравей позвал товарищей. Дружно тащат муравьи зерно домой.
План:
1. Что нашёл муравей?
2.Каким оно было?
3.Кого позвал муравей?
4. Как тащили муравьи зерно домой?
Ворона Кара.
Была у нас ворона Кара. Она клювом листала книгу. Ворона считала на счетах. Кара ловко снимала кольца со столбика, (19 слов.)
План:
1. О ком сказано в первом предложении?
2. Как Кара листала книгу?
3. На чём считала ворона?
4. Что ещё могла делать Кара
Елка в лесу.
Ребята нарядили в лесу елку. Петя повесил на ветках кусочки хлеба. Ваня принес морковку и кочан капусты. Лакомились гостинцами птицы и зайцы. (22 слова.)
План:
1.Где ребята нарядили ёлку?
2.Что повесил Петя на ветки?
3.Что принёс Ваня?
4.Кто лакомился гостинцами?
Ну и заяц!
Убегал заяц от собаки и прыгнул в воду.Собака за ним поплыла. Вдруг заяц круто повернулся и прыгнул на спину собаки. Собака с пассажиром поплыла к берегу.
Вот до суши осталось пять метров. Заяц спрыгнул на берег и был таков. (40 слов.)
План:
1. Как заяц хотел спастись от собаки?
2. Что сделала собака?
3. Как поступил заяц в воде?
4. Как заяц спасся?
Ежик.
Дедушка подарил детям ежика. Летом он жил в сенях. Зимой еж уснул в норе. Придет ежик весной голодный. Берегитесь, мыши! (19 слов.)
План:
1. Кого дедушка подарил детям?
2. Где еж жил летом?
3. Где он уснул зимой?
4. Какой придет ежик весной?
Слон.
Шофер привез в зоопарк сено. Машина попала в канаву. Послали на помощь слона. Он лбом вытолкнул машину из канавы. (19 слов.)
План:
1. Куда шофер привез сено?
2. Куда попала машина?
3. Кого послали на помощь?
4. Чем слон вытолкнул машину?
Катина рыбка.
Дедушка подарил Кате аквариум. Живет там розовая рыбка с пышным хвостом. Катя бросила в воду червячка и постучала по стеклу. Рыбка подплыла и схватила корм. (25 слов.)
План:
1. Кто подарил Кате аквариум?
2. Какая рыбка там живет?
3. Кого бросила Катя в воду?
4.Что сделала рыбка?
Лось.
В наших лесах живут лоси. Лось очень красив. В пищу лосю идут ветки и трава. Ему нужна и соль.
Учитель дал совет носить в лес соль. Мальчики кладут соль на камень. Лоси часто приходят лизать соль. (35 слов.)
План:
1. Где живут лоси?
2. Что идет в пищу лосю?
3. Какой совет дал учитель?
4. Куда мальчики кладут соль?
5. Зачем лоси часто приходят?
Галка и кувшин.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой.Вода в кувшине была только на дне. Галке нельзя было достать.Галка стала кидать в. кувшин камешки. Столько набросала, что вода стала выше.Напилась галка. (32 слова.)
План:
1. Что узнали о галке?
2. Что узнали о кувшине?
3. Что стала делать галка?
4. Чем кончился рассказ?
Кошка и котята.
У кошки шесть котят. Они живут на печке.Слепые котята пищат, плачут, ищут мать. Мать кормит их своим молоком. Скоро глаза у котят откроются. Котята подрастут. Матьнаучит их ловить мышей. Они сами будут находить себе пищу. (37 слов.)
План:
1. Что надо вначале сказать о котятах?
2. Как ведут себя слепые котята?
3. Чему научит котят мать?
4. Как будут жить котята без матери?
Как в сказке.
Был сильный мороз. Люди пошли к озеру за водой. На льду сидела лисица. Тявкает бедняжка, а убежать не может.Рыжая охотница еще вечером села у проруби.
Она долго поджидала добычу. Хвост и примерз ко льду. (35 слов.)
План:
1. Какой был мороз?
2. Когда лиса села у проруби?
3 Что с ней случилось?
4. Что было утром?
Птичка.
Поймал Сережа чижа и посадил в клетку. Однажды мальчикзабыл закрыть дверцу.Птичка вылетела. Полетел чижик к окошку и ударился остекло.Поднял Сережа птичку. Чижик тяжело дышал. Скоро он умер.
С тех пор Сережа перестал ловить птиц. (38 слов.)
План:
1. Кто жил у Сережи в клетке?
2. Что забыл сделать Сережа?
3. Как разбился чижик?
4. Что стало с птичкой?
Каждую крошку в ладошку — и в рот.
Это предложение Сережа писал на уроке. Он объяснил, что хлеб надо беречь.
На перемене ребята пошли в буфет. На завтрак были котлеты и молоко. Серёжа был сыт. Он бросил хлеб на пол. Товарищи молча посмотрели на Сережу. Мальчику стало стыдно. (40 слов.)
План:
1. Что Сережа узнал на уроке?
2. В буфете.
3. Почему Серёжа бросил хлеб?
4. Почему мальчику стало стыдно?
Одуванчики.
Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. А рядом белеет пушистый шарик.Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называется одуванчик.Танюша пришла домой с золотым веночком на голове.
Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра. (38 слов.)
План:
1. На что похож цветок одуванчика?
2. Почему цветок называется одуванчик?
3. С чем пришла Танюша домой?
4. Когда одуванчики закрывают свои цветочки?
Живая шляпа.
Котенок играл и свалил шляпу. Шляпа накрыла Ваську.
Увидали малыши, испугались. Живая шляпа по полу ползет! Убежали дети в кухню. Вадик стал от дверей картошкой в шляпу стрелять.
Сбил Вадик шляпу. А котенок к ребятам бежит. Мяу! (37 слов.)
План:
1.Кого же испугались малыши?
2.Как Васька оказался под шляпой?
3.Почему же шляпа двигалась?
Галчонок.
Упал галчонок из гнезда и сломал лапку. А кошка тут как тут. Дети прогнали кошку. Они спасли птенца. Дети принесли галчонка домой. Боря забинтовал ему лапку.
Скоро галчонок поправился. Ребята выпустили птицу на волю. (36 слов.)
План:
1.Что случилось с галчонком?
2.Кто спас и вылечил галчонка?
3.Когда дети выпустили птицу на волю?
Митина шляпа.
Весной Митя забыл в лесу свою шляпу.
Через месяц Митя пошел за ландышами. На суку он увидел шляпу, над ней летали птички. А в шляпе пищали птенчики. Мальчик не тронул гнездо. Он покрошил на траву хлеб и тихо отошел. (38 слов.)
План:
1. Где Митя забыл шляпу?
2. Нашлась!
3. Гнездо в шляпе.
4. Как поступил Митя?
Ёж.
В лес пришла осень. Редко теперь удаётся ежу съесть вкусный обед. Скрылись юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. Через высокие кочки, через лесные поляны идёт ёж.
В ясные осенние дни готовит себе ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает он в нору сухие листочки, мягкий лесной мох. Скоро придёт зима. Накроет его нору тяжёлый снежный сугроб. Под глубоким сугробом хорошо ежу. До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж.
План:
1.Наступила осень.
2.Ёжик готовится к зиме.
3.Зимний сон ёжика.
Лев и мышка.
Лев спал. По нему пробежала мышка. Лев проснулся и поймал её. Мышка просила отпустить её и обещала отплатить добром. Лев засмеялся и отпустил мышку.
Однажды льва поймали охотники и привязали к дереву. Мышка услышала рев льва, прибежала и перегрызла веревку.
Так мышка спасла льва и выполнила обещание. (47 cлов)
Вопросы и задания к тексту.
Что случилось однажды с мышкой?
Что она пообещала льву?
Почему лев засмеялся?
Как маленькая мышка выполнила свое обещание?
План:
1. Что делал лев?
2. Кто по нему пробежал?
3. Что сделал лев?
4. О чем просила мышка и что она обещала?
5. Как поступил лев?
6. Что случилось однажды со львом?
7. Что сделала мышка
Словарно-орфографическая подготовка.
Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание: ле…, мы..ка, рё.., верё…ка.
Слова для справок: по нему, охотники, поймал, обещание.
Мурка.
Нашу любимую кошку зовут Мурка. Она черная, только грудь и лапки белые. Шерсть у нее длинная и мягкая, хвост пушистый, глаза зеленые.
У Мурки трое красивых маленьких котят. Два котенка черные, а третий – пестрый.
Мурка и маленькие котята спят в большой корзине. Им там тепло и очень уютно.(48 слов)
Вопросы и задания к тексту.
Как зовут кошку?
Опишите кошку: цвет, шерсть, хвост, глаза.
Какие котята у Мурки?
Где спит Мурка с котятами?
План:
1.Как зовут нашу кошку?
2.Какого она цвета?
3.Какие у нее шерсть, хвост, глаза?
4.Сколько котят у Мурки?Какие они?
5.Где спят Мурка и котята?Как им там?
Словарно-орфографическая подготовка.
Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание: з..вут, гл…за, з…леные, к…тят, б…льшой, гру…, шерст…, пуш…стый, дли…ая.
Запомните, как пишутся слова: только, корзине.
Елка.
Таня глаз не могла отвести от елки. Сколько на ней разных игрушек! Тут и рыбки, и слоники, и звезды, и снегурочки… А какие шары – желтые, красные, зеленые. А какая звезда горит на верхушке! Словно красный огонек, у которого пять лучиков.
Ребята пели, плясали, читали стихи. Таня тоже выступала. (48 слов)
Вопросы и задания к тексту.
Почему Таня не могла отвести глаз от елки?
Как описана школьная елка?
Что произвело на Таню самое большое впечатление?
Что делали ребята?
План:
1.Чем была восхищена Таня?
2.Какие игрушки были на елке?
3.Какой была звезда?
4.Чем занимались ребята?
Словарно-орфографическая подготовка.
Вставьте пропущенные буквы: м…гла, сн…гурочки, ж…лтые, зв..зда, в…рхушке, …г…нек. Выделите суффиксы в словах: рыбки, слоники, снегурочки, огонек, лучики.
Заяц на лыжах.
Белка по снегу не ходит. Она хитрая — по веткам прыгает. Заяцу-беляку приходится всю зиму по снегу бегать. Утонул бы бедный зайчишка в глубоком снегу по самые уши. Но к зиме между пальцами заячьих лап вырастает густая пушистая шерсть. Лапы зверька становятся шире: беляк словно лыжи надел! (47 слов)
Вопросы и задания к тексту.
Как передвигается зимой белка?
А что приходится делать зайцу?
Почему заяц не тонет в глубоком снегу?
Почему текст назван «Заяц на лыжах»?
План:
1.Как зимой передвигается белка?
2.Что делает всю зиму заяц – беляк?
3.Что случилось с зайцем?
4.Но что вырастает между пальцами заячьих лап?
5.Какими становятся лапы?
Словарно-орфографическая подготовка.
Обратите внимание на правописание предлогов: по снегу, по веткам, по уши, в снегу.
Вставьте пропущенные буквы: уш…, пуш…стая, ш…ре, лыж… .
Найдите слова, которые говорят о том, что заяц очень глубоко провалился в снег.
Наводнение.
Это было ранней весной. Снега зимой выпало очень много. Даже небольшая река вышла из берегов. Вода пробиралась к кустам. В кустах были зайцы. Три зайца вскочили на бугор, а один на пенек. Зверьки были очень напуганы. Плавать зайцы не умеют. Так они и сидели, пока вода не стала спадать. (49 слов)
Вопросы и задания к тексту.
Когда это было?
Что случилось с рекой? Почему?
Куда подбиралась вода?
Кто был в кустах?
Как спаслись зайцы?
План:
1.Когда произошла трагедия?
2.Что произошло?
3.Как вели себя зайцы?
4.Чем все закончилось?
Словарно-орфографическая подготовка.
Обратите внимание на правописание слов: ранней, напуганы, небольшая, спадать
Вставьте пропущенные буквы: в…сной, з…мой, зв…рьки.
Бобр печку топит.
Лежит на дне озера дровяной склад. Сучья, поленья свалены в кучу.
Это бобр дрова на зиму запас, для живота. Он себя вместо печки дровами топит. Огложет небольшое полено и радуется. Осинка в бобриной животе греет сильнее печки.
Даже в стужу из бобровой хатки парок вьется. Бобр печку топит. (48 слов)
Вопросы и задания к тексту.
Что автор обнаружил на дне озера?
Кому принадлежал этот дровяной склад?
Зачем бобр дрова на зиму запасает?
Соответствует ли действительности мысль, высказанная в последнем предложении?
План:
1.Где лежит дровяной склад?
2.Что свалено в кучу?
3.Кто это дрова на зиму запас?
4.Кого он вместо печки топит дровами?
5.Что он огложет?
6.Как греет осинка вбобрином животе?
7.Что вьется из бобровой хатки даже в стуже?
8.Что бобр топит?
Словарно-орфографическая подготовка.
Найдите однокоренные слова (дровяной, дрова, бобр, бобриный, бобровый)., запомните написание корня.
Когда употреблено слово бобриный, когда – бобровый.
Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание: л…ж…т, св…его, суч…я, полен…я, в…ётся, в куч…, ж…вот, скла… .
Слова для справок:вместо, огложет..
На лесной полянке.
Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. Вот старый пенек. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул ежик.
Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосёнке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк.
План:
1.Уютная квартира для букашек.
2.Кто, где зимует?
3.Лесной доктор.
Беляк.
По лесу прошли лоси, нашумели, испугали зайчишку-беляка. Выскочил из своего логова трусливый зайчишка. Сел, слушает. Страшно робкому зайчишке. Много у него в лесу врагов.
Всякого шума боится беляк. Скрипит дерево – кажется беляку, что это идут злые волки. Прыгнет из-под ног лягушка тоже страшно зайке. Гугукнет ночью сова – у беляка душа в пятки.
Весь год в страхе живет зайчишка. А всего страшнее ему в осенние дни. Его всюду видно.
Серебряный хвост.
Всю ночь ветер свистел и ухал в горах. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось солнце.
Я медленно шел по тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Она скользила по жесткому насту, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пылал серебром.
Я направился по лисьему следу. Здесь она прыгала через ручей и сорвалась в воду. Намок и пушистый хвост. Теперь каждая волосинка покрылась льдинками. Ловко обманула меня волшебница зима. Она показала мне зверя со сказочным хвостом.
План:
1. Зима спустилась с гор.
2. Встреча с лисой.
3. Тайна раскрыта.
2. Придумать и записать продолжение данного текста:
Перед грозой.
Был солнечный денек. Таня и Аленка собрались на луг. Вдруг налетел вихрь. Надвинулась туча. Будет гроза!
А возле сарая лежит душистое сено. Доярки спешат убрать его под крышу. Петя Дроздов на вилах носит сено в сарай. Прибежал помогать и председатель колхоза.
Девочки тоже схватили грабли.
Дружно убрали сено. И тут хлынул ливень. (51 слово)
Вопросы и задания к тексту.
Кто помогал убирать сено?
Почему Таня и Аленка не пошли на луг?
Почему доярки, Петя Дроздов и председатель колхоза спешили убрать сено?
Какие признаки близкой грозы названы в начале рассказа?
План:
1.Куда собрались девочки?
2.Как изменилась погода?
3.Как убрали сено?
Словарно-орфографическая подготовка.
Вставь буквы: д…нек, лу…, гр…за, сп…шат, приб…жал.
Объясни правописание слов: собрались, вихрь, убрать, надвинулась, помогать, ливень.
Как пишутся имена и фамилии персонажей.
Где же приятель.
Молодой медвежонок бродил по полянке и наткнулся на маленькую лягушку. Малыш протянул к ней лапу. Лягушка сразу отпрыгнула в сторону. Мишка принял это за игру и прыгнул вслед за ней. Так они и добрались до большой лужи.
Хитрая лягушка прыгнула в воду. Глупый медвежонок засунул туда лапу, отдернул, потряс ею. Куда же подевался приятель?(54 слова)
Вопросы и задания к тексту.
С кем встретился медвежонок на полянке?
Почему лягушка отпрыгнула?
Как это понял медвежонок?
Как закончилась «игра»?
Какое чувство вызывает у вас медвежонок?
План:
1.На кого наткнулся медвежонок на полянке?
2.Что протянул малыш?
3.Что сделала лягушка?
4.Как понял это медвежонок?
5.Куда они так добрались?
6.Куда прыгнула лягушка?
7.Как поступил медвежонок?
8.Какой вопрос зада себе медвежонок?
Словарно-орфографическая подготовка.
Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание: бр…дил, п…лянка, прот…нул, всле… .
Запомнит, как пишутся слова: отдернул, подевался, куда же, приятель
Черные озера.
Есть озера с водой черного цвета. Этот цвет очень красив осенью. На неподвижную черную воду летят желтые, зеленые, красные листья. Они рисуют разные волшебные картины. Этот цвет хорош и летом. Нежные белые лилии лежат на воде, как на чудном стекле.
Черный цвет воды знатоки объясняют торфяным дном озер. (48 слов)
Вопросы и задания к тексту.
О каких озерах говорится в тексте?
Чем объясняется черный цвет воды?
Опишите, как выглядят черные озера осенью.
Как они выглядят летом?
План:
1.С водой какого цвета есть озера?
2.Когда красив этот цвет:
3.Что летит на черную воду?
4.Что они рисуют
5.Когда еще хорош этот цвет?
6.Как лежат белые лилии на воде?
7.Чем объясняют черный цвет воды?
Словарно-орфографическая подготовка.
Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание: …зера, в…да, л…тят, л…жат, на ст…кле, т…рфяным.
Найдите слова с разделительным Ь.
Слова для справок: черного, красив, хорош, объясняют.
Обратите внимание, какими словами начинается описание черного цвета осенью, летом.
Пора цветения.
Первой зацвела черемуха. Украсилась цветами и старая вишня в саду. Торопливо расцветали молодые яблоньки, б
Методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме: Развитие письменной речи. Изложения.4 класс
Работа по развитию письменной речи. Изложения. 4 класс.
МАЛЬЧИК И ШАРИК
На берегу речки стояла избушка. Отец и мать с утра ушли на базар. Дома остался один мальчик. Он сидел на крыльце и глядел на своего друга Шарика, который лежал у конуры на цепи.
Вдруг поднялся сильный вихрь. Чёрные тучи покрыли небо. Засверкала молния, загремел гром, и полил страшный дождь. Мальчик в испуге поспешил домой, а собака забралась в конуру. От сильного ливня речка поднималась всё выше и выше и наконец стала приближаться к конуре собаки и к избе.
Видел мальчик, как бушевала вода, как затопляла она конуру Шарика, который рвался на цепи и жалобно выл. Не вытерпел ребёнок и побежал спасать друга. Вот он добежал по воде до конуры собаки, схватил цепь и освободил Шарика, который вплавь бросился к избе.
В это время вода поднялась ещё выше, а ветром сбило ребёнка с ног. Он стал тонуть и громко закричал. Шарик обернулся, быстро подплыл к мальчику, схватил его за рубашку и вытащил на крыльцо
ПЛАН
- Мальчик и Шарик дома.
- Гроза.
- Вода затопляет конуру Шарика.
- Мальчик спасает Шарика.
- Шарик спасает мальчика.
Слова: на крыльце, вихрь, приближаться, бушевала, не вытерпел, освободил, вплавь, обернулся, вытащил.
ХРАБРЫЙ ЗАЯЦ
Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадет с дерева ком снегу, — у зайчика душа в пятки. Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год, а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.
Крикнул зайчик на весь лес: «Никого я не боюсь!» Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи, — все слушают, как хвастается заяц — длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Не бывало ещё, чтобы заяц не боялся никого.
Все спрашивали: «Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?» Заяц отвечал: «И волка не боюсь, и лисицы, и медведя, никого не боюсь! Ежели мне попадётся волк, так я его сам съем!» Кричат зайцы про волка, а волк тут как тут. Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить». И слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого волка, поминают. Он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.
Совсем близко подошёл иол к к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше хвастун-заяц—• косые глаза, длинные уши, короткий хвост.
Серый волк подумал: «Э, брат, погоди, кот я тебя-то и съем». Волк начал высматривать, который заяц хвастается своею храбростью. А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего.
Хвастун-заяц взобрался на пенёк, уселся на задние лапки и заговорил: «Слушайте вы, трусы! Смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку».
Тут у хвастуна язык точно примёрз. Заяц увидел глядевшего на него волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть. Дальше случилась совсем необыкновенная вещь. Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи. Долго бежал несчастный заяц, бежал, пока совсем не выбился из сил. Ему всё казалось, что волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.
А волк в это время бежал в другую сторону. Когда заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил. И волк убежал.
ПЛАН
- Зайчик в лесу всего боялся.
- Заяц вырос и расхрабрился.
- Волк бродил возле собрания зайцев.
- Хвастун-заяц увидел волка.
- Заяц со страха упал на волчий лоб.
- Заяц замертво свалился под куст.
- Бегство волка.
Слова: вспорхнёт, волчьим, подкрадываться, разыгравшимся, высматривать, необыкновенная, волчьей, перевернулся, стрекача, собственной, несчастный, обессилел.
крутиголовки
Наша кошка увидела на дереве дупло и подумала, что там гнездо какой-нибудь птички. Она захотела съесть птенчиков. Залезла кошка на дерево и видит: на дне дупла гадючата копошатся, извиваются. Да как зашипят! Кошка струсила, прыг с дерева — только бы ноги унести!
А в дупле-то были совсем не гадючата, и птенцы-крутиголовки. Это у них фокус такой, чтобы от врагов защищаться. Головами крутят, шеями вертят, — шейки у них, как змейки, извиваются. Да при этом они ещё и шипят по-гадючьи. Ядовитых-то гадюк всякий боится. Вот маленькие крутиголовки и подражают гадюке, чтобы врагов напугать.
ПЛАН
- Что увидела кошка на дереве?
- Что хотела сделать кошка?
- Кого она увидела на дне дупла?
- Почему кошка струсила и убежала?
- Как птенцы-крутиголовки защищаются от врагов?
Слова: гадючата, копошатся, птенцы-крутиголовки, шипят
по-гадючьи.
ДЯТЕЛ
В лесу, на высокой старой осине, и дупле было у дятла гнездо, а в нём сидела его подруга и высиживала яйца. Ранней весной оба дятла немало потрудились над устройством своего
гнезда. Долго летали они с дерева на дерево, пока выбрали эту дуплистую осину.
Оба дятла поочерёдно сидели на яйцах, пока наконец не вышли им них птенцы, уродливые, большеголовые.
Усердно начали теперь бегать отец с матерью по деревьям и добывать, жучков и личинок для своих ненасытных детей. Они спускались к муравейнику, засовывали в него свои длинные зазубренные язычки и таскали кучами муравбёв, их личинок и муравьиные яйца.
Но вот у молодых дятлов выросли перья, и их лапки и хвостики окрепли. Родители начали выводить их из дупла и учить лазить по деревьям , и добывать себе корм.
Научившись добывать себе корм, молодые дятлы оставили родителей и разлетелись в разные стороны, чтобы начать жить самостоятельно.
ПЛАН
- Гнездо дятла на высокой осине.
- Птенцы дятла, их кормление.
- Самостоятельная жизнь молодых дятлов.
Слова: поочерёдно, большеголовые, ненасытные, зазубрен-ный,
ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ.
Художник А. К. Саврасов
ПЛАН К РАССКАЗУ ПО КАРТИНЕ «ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ»
Краткое вступительное слово учителя о замечательном художнике А. К. Саврасове.
План
1. Признаки наступления весны:
а) голубое небо,
б) таяние снега,
в) появление проталин,
г) набухание почек на деревьях,
д) половодье.
- Прилёт грачей.
- Забота о жилище:
а) выбор места, ■
б) устройство новых гнёзд и починка старых,
в) крик, шум.
Заключение
Весна наступила.
ЗАБЛУДИЛИСЬ.
Художник В. С. Баюскин
ПЛАН К РАССКАЗУ ПО КАРТИНЕ «ЗАБЛУДИЛИСЬ»
Вступление
- Время года.
- Зачем Оля и Володя пошли в лес?
- Что они взяли с собой?
Главная часть
- Какие грибы собирали Оля и Володя?
- Где их искали?
- Сколько грибов набрали они?
- Куда завела их белка?
- Что так испугало Олю?
Заключение Как дети выбрались из леса?
Дополнительная тема
«ЛЕС ЛЕТОМ»
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
- Грибы..
- Птицы-
- Деревья, кусты. 3. Цветы.
- Трава. 4. Ягоды.
Контрольное изложение пнш 4 класс
Тема: Контрольное изложение.
Цели:
1. Проверить умения слушать и анализировать текст, делить его на части;
составлять план текста; проверка навыка устного и письменного пересказа текста.
2. Развивать память, внимание, умение правильно выражать свои мысли.
3. Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные результаты: знать понятие «изложение»; уметь внимательно читать текст; составлять его план; пересказывать текст с опорой на план.
Личностные результаты: понимать значение знаний для человека и принимать его, иметь желание учиться.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: формировать и удерживать учебную задачу; соотносить выполненное задание с образцом.
Познавательные: находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; строить осознанное речевое высказывание в письменной форме.
Коммуникативные: работать с соседом по парте, осуществлять самопроверку выполненной работы.
Оборудование: презентация, текст изложения.
Ход урока
1.Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1 мин.)
-Здравствуйте, ребята!
Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая,
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она сложна, но без неё –
Плохое было бы житьё!
2.Сообщение цели урока.
— Сегодня на уроке русского языка мы будем писать изложение о зайчике.
Заяц — животное, которое относится к классу млекопитающие, отряду зайцеобразные, семейству зайцевые, роду зайцы. Вопреки бытующему мнению они не относятся к грызунам и далеко не так безобидны. В случае опасности они проявляют агрессивность и оказывают сопротивление нападающему. С древних времен заяц является желанным трофеем для охотников из-за вкусного мяса и теплого меха. Средняя продолжительность жизни самцов не превышает 5 лет, самок – 9 лет, однако есть зафиксированные случаи более длительного срока жизни зайца – около 12-14 лет. Зайцы живут в открытых степных и лесостепных ландшафтах. Многочисленные популяции встречаются в пустынно-степных районах, на открытых лесных опушках, полях и лугах, местах массовых вырубок лесных массивов. В глубину леса они стараются не забираться, предпочитая районы с развитым сельским хозяйством. В рацион зайцев в весеннее и летнее время входят молодые ветви и побеги кустарников и деревьев, листья различных растений, клевер, одуванчик и другие травы. Не откажутся они от овощных и бахчевых культур.
Зимой зайцам приходится выкапывать из-под снега остатки сельскохозяйственных культур, питаться корой кустарников и деревьев, в том числе плодовых, нанося им вред.
Заяц отнюдь не труслив и не всегда добродушен. Зафиксирован случай, когда «косой», воспитанный овчаркой по имени Джером, быстро перенял у кобеля некоторые повадки, отважно кидался на собак, пытаясь их укусить.
3) Знакомство с содержанием текста.
Повторное чтение текста обучающимися самостоятельно.
Зайчик
Маленького зайца сильно потрепали вороны. У зайчишки была сломана лапка.
Ребята принесли бедняжку домой. Заяц бился в руках и вырывался. Папа достал бинт и завязал ножку. Дети посадили зайчика в ящик. Мама положила туда сена, морковку. Она поставила мисочку с водой.
Зайка прожил в доме целый месяц. Все ухаживали за зверьком. Ножка зажила. Зайчик стал выпрыгивать из ящика.
Тут и зима пришла. Выпал пушистый снег под цвет зайкиной шубки. Теперь его можно было выпускать в лес. Так ребята и сделали.
4) Анализ текста
-Кто потрепал маленького зайчика?
-Что было сломано у зайчика?
-Кто принес его домой?
-Как вел себя заяц?
-Что сделал папа для зайчика?
-Как устроили его и ухаживали за ним?
— Сколько времени прожил у них зайчик?
— Когда отпустили его на волю?
5) Составление плана
— Сколько пунктов будет в плане? (В плане три части – по количеству абзацев тексте.)
— Прочитаем каждую часть и придумаем название. Ученик читает вслух часть. Дети выделяют тему и основную мысль части и предлагают варианты названия
Примерные названия частей плана, который составят школьники для пересказа текста, могут быть такими:
Маленький больной зайчик.
Больной выздоровел.
Зайчик на свободе.
6.Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться)
7. Применение знаний при написании изложения
Орфографическая работа. Поиск слов с трудными написаниями, объяснение постановки знаков препинания
Самостоятельное чтение текста.
Пересказ текста с опорой на план (2-3 обучающихся).
8.Этап самостоятельной работы и контроля результатов своей деятельности
Письменное изложение текста своими словами.
Самоконтроль.
9. Итог урока. Рефлексия
10. Домашнее задание