Обучающее изложение № 1 по русскому языку в 4 классе
__________________________________________
В конце августа мы с родителями поехали на Черное море. Мы отдыхали на южном берегу полуострова Крым. Я много купался и загорал. Папа научил меня хорошо плавать. Мы с ним ныряли и разглядывали морское дно. А еще мы с папой и мамой ходили в горы. Горы здесь невысокие. Мы даже сумели взобраться на вершину одной горы. После двух недель отдыха мы вернулись в родной город загорелые и отдохнувшие. Но я долго буду вспоминать о чудесном времени на морском берегу.
План.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
Вставь пропущенные буквы: к…нце, на в…ршину, о чуде…ном, б…р…гу, с р…дит…лями, р…дной, на м…рском.
Объясни написание приставок: п…хали, …тдыхали, н…учил, вз…браться.
Выпишите имена собственные: _______________________________________________
Прочитай, найди орфограммы, подчеркни, обрати на них внимание. Полуострова, загорал, невысокие, разглядывали, невысокие.
Подбери синонимы: взобраться — ________________ , чудесный — ____________ .
__________________________________________
В конце августа мы с родителями поехали на Черное море. Мы отдыхали на южном берегу полуострова Крым. Я много купался и загорал. Папа научил меня хорошо плавать. Мы с ним ныряли и разглядывали морское дно. А еще мы с папой и мамой ходили в горы. Горы здесь невысокие. Мы даже сумели взобраться на вершину одной горы. После двух недель отдыха мы вернулись в родной город загорелые и отдохнувшие. Но я долго буду вспоминать о чудесном времени на морском берегу.
План.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
Вставь пропущенные буквы: к…нце, на в…ршину, о чуде…ном, б…р…гу, с р…дит…лями, р…дной, на м…рском.
Объясни написание приставок: п…хали, …тдыхали, н…учил, вз…браться.
Выпишите имена собственные: _______________________________________________
Прочитай, найди орфограммы, подчеркни, обрати на них внимание. Полуострова, загорал, невысокие, разглядывали.
По
Подбери синонимы: взобраться — ________________ , чудесный — ____________ .
На море.
План: Опорные слова:
1. Поездка в Крым. на Черное, отдыхали, на южном.
2. Купание в море. загорал, научил, разглядывали.
3. Поход в горы. а ещё, невысокие, взобраться.
4. Воспоминания
о морском береге. двух недель, вернулись, о чудесном.
Слова для справок: полуострова, загорал, невысокие, разглядывали.
На море.
План: Опорные слова:
1. Поездка в Крым. на Черное, отдыхали, на южном.
2. Купание в море. загорал, научил, разглядывали.
3. Поход в горы. а ещё, невысокие, взобраться.
4. Воспоминания
о морском береге. двух недель, вернулись, о чудесном.
Слова для справок: полуострова, загорал, невысокие, разглядывали.
На море.
План: Опорные слова:
1. Поездка в Крым. на Черное, отдыхали, на южном.
2. Купание в море. загорал, научил, разглядывали.
3. Поход в горы. а ещё, невысокие, взобраться.
4. Воспоминания
о морском береге. двух недель, вернулись, о чудесном.
Слова для справок: полуострова, загорал, невысокие, разглядывали.
Русский язык. Изложения 4 класс. Часть 1
Прочитай текст.. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.
Белка
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Летом мы с сестрой приехали к бабушке в деревню. Утром собрались на озеро. А в орешнике на берегу поймали белку. Мы обрадовались красивой зверюшке с пушистым хвостом, любопытными глазами и проворными лапками. Сестра привела в порядок старую клетку. В ней раньше жил кролик. Мы сделали подстилку из листьев, поставили блюдце с молоком, положили орешки. Мы с сестрёнкой решили, что осчастливили белочку. А зверёк не стал обживать свой домик. Белочка печально сидела в углу и жалобно повизгивала. К корму она не притронулась. Мы отнесли белку в орешник. Зверёк стремительно понёсся с ветки на ветку.
Орфографическая подготовка.
Подбери проверочные слова и вставь буквы.
С с…строй-_______________________ Хв…стом-__________________________________
Собр…лись-_______________________ Ла…ками-________________________________
Кр…сивой-________________________ Блю…це-_________________________________
Пож…лтела-_____________________ Обж … вать-_______________________________
Отн…сти-________________________ Оз…ро-___________________________________
Зв…рюшке-______________________ Гл…зами-__________________________________
Прив…ла-________________________ Осчас…ливили-_____________________________
С…дела-_________________________ Л…гко-___________________________________
Объясни написание приставок.
Пр…ехали, с…брались, п…ймали, …брадовались. пр…вела, п…дстилку, п…ставили, п…ложили, …счастливили, …бживать, п…визгивала, …тнести, …живала, п…нёсся._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение.
Осчастливили, печально,понёсся_________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Лексическая подготовка.
Подбери синонимы.
Поймать-_____________________________________________________________________
Проворный-__________________________________________________________________
Старый-_____________________________________________________________________
Подбери антонимы.
Печально-_____________________________________________________________________
Ожить-_____________________________________________________________________
Объясни значение слова.
Стремительно_______________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.
Велосипедная прогулка.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стояло тёплое лето. Дима жил на даче. Он часто катался на велосипеде. Однажды мальчик со своим другом Максимом поехали на далёкое озеро. До него было километров десять. Мальчики выехали из посёлка и покатили по просёлочной дороге через широкое поле. За полем начинался лес. Велосипедисты ехали по извилистой тропке среди елок и сосен. Иногда им встречались лиственные деревья. Но вот лес закончился. Дима и Максим проехали через большую деревню и скоро спустились к озеру. Мальчики выкупались и поспешили обратно.
Орфографическая подготовка
Подбери проверочные слова. Вставь буквы.
Ст..яло — ________________________
Тепл..е-_________________________
К..тался-________________________
Д..лекое-________________________
Оз..ро-__________________________
Дес..ть-__________________________
Ш..рок..е____________________
Нач..нался_______________________
Тро..ке__________________________
Ср..ди___________________________ Б..льшую________________________
Д..ревню-_____________________
Объясни написание приставок.
П..ехали, п..катили, пр..селочной, н..чинался, пр..ехали, п..спешили.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спиши. Выдели орфограммы ШИ, ЧА, ЧН, НЧ.
Широкое, поспеши, встречались, просёлочной, закончился
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпиши имена собственные.
_____________________________________________________________________
Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение.
Велосипед, километры, лиственные, обратно.
Лексическая подготовка
Подбери синонимы.
Жить-_______________________________________________________________
Иногда-_____________________________________________________________
Скоро-______________________________________________________________
Подбери антонимы.
Извилистый_________________________________________________________
Спуститься__________________________________________________________
Объясни значение слова.
Извилистый-____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Посп..шим-_________________
Прочитайте текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.
Детство художника.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Детство Виктора Михайловича Васнецова и его брата Аполлинария прошло в небольшом вятском селе Рябово. Их отец был священником. Он знакомил ребят с науками, помогал видеть красоту окружающего мира, учил рисовать и петь. Часто отец читал детям рассказы о могучих богатырях, сказки. У Васнецовых был огромный светлый дом. Перед домом находился колодец с чистой студёной водой. Во дворе рос огромный вяз. Это дерево посадил отец. Братья любили играть под этим деревом. Во время осеннего праздника сельская площадь превращалась в весёлую ярмарку. Сюда везли расписанные конские дуги, узорчатые прялки, разукрашенные сундуки, дымковские игрушки. Но Вите больше всего нравилась лавочка с иконами и книгами. Васнецов считал, что его детство было частицей детства его народа. Это помогало ему верить в добро и создавать прекрасные картины. В картинах великого художника сказка и быль сливались воедино.
Орфографическая подготовка
Подбери проверочные слова. Вставь буквы.
Де…ство-_______________________________ с…ле-___________________________
Зн…комил-_____________________________ пом…галл-________________________
М…гучих-______________________________ Ска…ки-___________________________
Б…льшой-______________________________ нах…дился-__________________________
Вя…-__________________________________ площа…ь—__________________________
Ч…стицей-_____________________________ пом…гало-__________________________
Д…бро-________________________________ созд…вать-__________________________
К…ртины-_____________________________ сл…вались-__________________________
Объясни правописание приставок.
Пр…шло, п…могал, …кружающего, н…ходился, п…садил, с…здавать, в…едино.
Объясни правописание удвоенный согласных.
Рассказы______________________________________________________________________
Выпиши из изложения имена собственные.
_____________________________________________________________________________
Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение.
Виктор Михайлович Васнецов, небольшом, вятском, Аполлинарий, священник, колец, превращались, расписные, разрушенные, воедино.
Лексическая подготовка.
Подбери синонимы.
Могучий-____________________________________________________________________
Огромный-___________________________________________________________________
Учить (кого- нибудь)-__________________________________________________________
Подбери антонимы
Светлый______________________________________________________________________
Создавать-____________________________________________________________________
Объясни значение слова
Колодец___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажи точное значение для каждого слова.
Известный- Великий- Знаменитый-
чем-либо выдающийся,пользующийся большой известностью
тот, которого знают все
обязательно чем – либо выдающийся в большой степени.
Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Составь план.
Друг.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Маша давно мечтала о собаке. И вот на день рождения родители подарили ей щенка таксы. Он был чёрный с рыжими лапками. На маленькой остренькой мордочке выделялись крупные карие глаза с длинными чёрными ресницами. Маша была счастлива. Она осторожно прижимала к груди тёплый живой комочек. Щенок лизал ей лицо и руки. Девочка назвала своего нового друга Кингом. Она заботилась о нём, водила щенка на прогулку, оберегала от крупных собак. А щенок рос. Постепенно он вырос в крупную таксу. Кинг стал замечательным Машиным другом.
Орфографическая подготовка
Подбери проверочные слова и вставь буквы.
Д..вно-__________________ к..мочек-________________________
Р..ждения-______________ л..зал-________________________
Р..дители-_______________ л..цо-_________________________
Ла..ками-_______________ в..дила-_______________________
Выд..лялись-______________ обер..гала-_____________________
Гл..за-____________________
Счас..лива-__________________
Раскрой скобки.
(По)дарили, (на)звала, (за)ботилась, (о)берегала.
Выпиши имена собственные_______________________________________
Прочитай трудные слова и обрати на них внимание, когда будешь писать изложение.
Замечательный, чёрный, постепенно, оберегала_____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лексическая подготовка.
Подбери синонимы.
Осторожно__________________________________________________
Заботиться___________________________________________________
Подбери антонимы
Крупный_____________________________________________________
Красивый____________________________________________________
Прочитай текст.. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.
Старый пёс
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Был у человека верный друг. Звали его Полкан. Много лет он сторожил дом. Верой и правдой служил хозяину. Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть. Даже нюх притупился. Однажды в ясный летний день Полкан не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки и стал на него лаять. Хозяин удивился. Один знакомый посоветовал выгнать пса. Хозяин промолчал. Но через несколько дней он принёс маленького щенка. Хозяин поселил его рядом с Полканом. Старый пёс подружился со щенком. Полкану теперь не было скучно. Они часто вместе играли. Старый пес обучал малыша нелёгкому сторожевому делу.
Орфографическая подготовка.
Подбери проверочные слова.Вставь буквы:
Дру…-______________________________ Пост…рел-______________________________
Ст…р…жил-__________________________________________________________________
Яс…ный-____________________________ выгн…ть-________________________________
Бу…ки-______________________________ уд…вился-_______________________________
Пром…лчал-_________________________ пос…лил -_______________________________
Нелё…кому-_________________________ М…лыша-_______________________________
Объясни написание приставок.
П…старел, пр…тупился, п…советовал,пр…молчал, п…селил, п…дружился_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпиши имена собственные_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Прочитай трудные слова по слогам. Обрати на них внимание, когда будешь писать изложение. Притупился, несколько, нелёгкому_____________________________________
_____________________________________________________________________________
Лексическая подготовка.
Подбери синонимы.
Хозяин-__________________________________________________________________
Скучно- ______________________________________________________________________
Дело-________________________________________________________________________
Подбери антонимы.
Правда-______________________________________________________________________
Подружиться-____________________________________________________________________________
Объясни значение слова.
Сторожить______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажи точное значение для каждого слова.
Преданный- Верный-
1.Такой, на которого можно положиться, постоянный в своих чувствах, взглядах.
2.Такой, на которого можно положиться, имеющий чувство большой привязанности, ответственности.
Прочитай текст.. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.
Шахматисты.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Серёжа и Толя решили сыграть партию в шахматы. Они берут шахматную доску и аккуратно расставляют на ней фигуры. Серёжа будет играть белыми, а Толя сыграет чёрными. Вот Серёжа делает первый ход пешкой. Толя тоже отвечает ходом пешки. Начинается интересная игра. Кто из ребят окажется изобретательнее и внимательнее? Кто будет лучше следить за своими и чужими фигурами? Кто точнее рассчитывает различные варианты игры?. Шахматы приносят детям большую пользу. Эта игра развивает ум, память и логическое мышление. Шахматы вырабатывают внимательность и усидчивость.
Орфографическая подготовка.
Подбери проверочные слова и вставь буквы.
Шахм..ты-_______________________ Пе..кой-____________________________________
Отв..чает-_______________________ Интерес..ная-________________________________
Сл..дить-________________________ Св…ими-___________________________________
Т…чнее-_________________________ Б…льшую-_________________________________
Разв…вает-______________________
Объясни написание приставок.
…твечает,н…чинается, …кажется________________________________________________
Спиши, выдели суффикс –ость-
Внимательность, усидчивость-___________________________________________________
Выпиши имена собственные.
_____________________________________________________________________________
Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение.
Сыграть, расставляют, точнее, различные, рассчитывает, изобретательнее, внимательность_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лексическая подготовка.
Подбери синонимы.
Ход-_________________________________________________________________________
Приносить-___________________________________________________________________
Изобретательный-_____________________________________________________________
Подбери антонимы.
Брать-________________________________________________________________________
Большой-_____________________________________________________________________
Объясни значение слова.
Польза____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Конспект урока по русскому языку «Изложение» (4 класс)
Конспект урока по русскому языку в 4 классе.
Изложение.
Цель: Формирование навыка письменной речи.
Задачи:
Развитие умения писать изложение по коллективно составленному плану.
Развитие умения раскрывать тему и основную мысль текста.
Развитие орфографической зоркости.
Обогащение словарного запаса учащихся.
Воспитание любви к животным.
1. Организационный момент.
— Здравствуйте ребята! Я рада всех вас видеть, встали правильно, теперь садитесь. Отдохнули на выходных, а теперь снова за работу.
— Сегодня я хочу провести необычный урок. И вот с чего мы начнем.
2. Актуализация знаний.
Отгадайте загадку.
Эта рыжая плутовка,
Кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка,
А зовут её (лисичка).
3. Чтение текста учителем.
— Сегодня речь пойдет о лисичке. Послушайте текст, с которым мы сегодня будем работать.
Д: слушают текст.
4. Первичный анализ содержания текста.
— О ком говорится в тексте?
Д: о лисе.
— В какое время можно встретить «Рыжую плутовку»?
Д: зимой.
— Как автор называет ее шубу?
Д: огненной.
Как можно озаглавить текст.
Д: придумывают разные названия.
5. Орфографическая подготовка.
— Я раздам вам всем карточки с текстом, его вам необходимо прочитать вслух. Итак, читаем все вместе.
Д: читают текст на листочках.
— Давайте разберемся с пропущенными буквами, подпишите листочки, а теперь давай те разберемся что тут к чему. Начнем нам первое слово разбирать Арина. А остальные слова по желанию.
Д: расставляют буквы, подписывают то что необходимо.
— Молодцы ребята, я рада, что все вы справились.
— Подберите к словам антонимы: зимний, белизна.
— А теперь синонимы к словам встретишь, бросить, красива.
— Давайте теперь разберемся со знаками препинания. Я вам буду говорить, а вы слушать. В конце предложения ставится точка, либо восклицательный знак, либо вопросительный знак, или многоточие, когда предложение не окончено.
Посмотрим на второе предложение: Выйдешь на лесную опушку и увидишь лисицу, которая кувыркается к снегу. Запятую все видят, она тут стоит для того, чтобы разделить два предложения в составе сложного, об этом вы узнаете в старших классах. В конце предложения, где стоит восклицательный знак, о чем это говорит?
Д: восклицательный знак выражает изумление, призыв, сильного чувства, или обращение.
— Молодцы! Теперь прочитаем такие выражения как: рыжая плутовка, хрустальная белизна, будто пламя на снег бросили, огненная шуба.
— Что это за выражения?
Эти выражения называются изобразительно выразительные средства художественной речи. Ребята их еще по-другому можно назвать: сравнение, оно обычно состоит из объекта и субъекта сравнения, то что сравнивают и то с чем сравнивают.
Что они помогают нам почувствовать?
Д: Эти выражения помогают нам почувствовать красоту текста.
— Если бы автор был художником, то какие бы краски он использовал?
Д: рыжую, белую, и т.д.
6. Разбор текста.
— Какой это стиль текста? Деловой, или это может этюд, или же это картина?
Д: это ближе к картине, потому что когда читаешь текст представляешь себе картину.
7. Повторное чтение и пересказ текста.
Д: (вслух читает 1 ученик)
Остальные все внимательно слушают.
-Сейчас последний раз перечитаем рассказ.
Д: перечитывают текст.
Теперь перескажите его.
Д: Пересказывают текст.
— какой изобразительный секрет речевой деятельности писателя ?
Д: Изобразительный секрет речевой деятельности писателя в том, что читатель сразу начинает чувствовать себя участником, свидетелем того, о чем пишет автор.
8. Написание изложения с творческим заданием.
-Посмотрите на страницу 46 в учебнике.
— Картина соответствует тексту?
Д: да.
— тогда вот такое задание вы должны сейчас мне сначала отдать все листочки, которые я вам раздала, а затем написать текст приближенный к этому тексту, но от первого лица, то есть использовать местоимение я.
9. Самопроверка. (Исправить ошибки простым карандашом.)
Зачитывание изложений.
-Какой рассказ вам понравился больше?
-Более подробный анализ ваших изложений я сделаю на следующем уроке.
13.Итог урока.
-Поведём итог нашему уроку.
-Чему мы учились сегодня на уроке?
-Что понравилось больше всего?
-Над чем надо ещё поработать?
Диктанты, сочинения и изложения по русскому языку для 4 классов
Содержание
Введение…………………………………………..3
Контрольный диктант за 1 четверть…………….4-5
Контрольный диктант за 2 четверть……………..6
Контрольный диктант за 3 четверть……………..7
Контрольный диктант за 4 четверть……………..8
Контрольный диктант за год……..……………..9
Темы изложений………………………………….10-11
Темы сочинений и творческих диктантов……….12
Введение
Контрольный диктант-это вид письменной работы, который предназначается для итогового контроля учащихся.
В пособии представлены материалы четвертных письменных работ, где подобраны тексты насыщенные изученными орфограммами.
Целью данного пособия является помощь учителю в проведении контрольных работ.
Материал в пособии подобран в соответствии с требованиями программы по русскому языку для 4 класса казахской школы.
В контрольных диктантах даны разнообразные задания, способствующие закреплению пройденного материала, привитию навыков грамотного письма, развитию письменной речи. Также имеется материал для проведения сочинений, изложений.
3
Контрольный диктант за 1 четверть.
Цель:
Проверить знания и умения учащихся по пройденным темам;
Правильность написания жи-ши, ча-ща, чу-щу;
Привитие навыков грамотного письма.
Учащиеся должны
Знать:
О правописании предлогов;
о правописании жи-ши, ча-ща, чу-щу;
Уметь:
Писать правильно предлоги;
правильно ставить ударения;
различать части речи;
определять род существительных.
Диктант.
Летом у нас в саду жили ежи. Его бояться мыши. Вот в чашках душистый чай. На тарелке свежий хлеб. Я хорошо учу уроки, сам чищу обувь, мою посуду.
Грамматические задания:
1 уровень
1 вариант
1. Вставь слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу.
…до, ма…на, зада…,…ка.
2.В словах расставь ударения.
2 вариант
1. Вставь слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу.
…десный, ти…на, щ…ка, вол…та.
2.В словах расставь ударения.
Часы, читатель, рассказ, пенал.
2 уровень
1 вариант
1.Выпиши слова в 3 столбика по частям речи:
1-ый- существительные, 2-ой- прилагательные, в 3-ий- глаголы.
Здоровье, выздороветь, здоровый, белок, белить, беленький, выход, выходить, входной.
2.Напишите словосочетания, определи род существительных.
Образец: Дремучий лес (мужской род)
Син… море, дружн… семья, больш… арбуз, родн… страна.
2 вариант
1.Выпиши слова в 3 столбика по частям речи:
1-ый- существительные, 2-ой- прилагательные, в 3-ий- глаголы.
Сладости, сладкий, насладиться, синий, синева, синеть, школа, школьный, читать.
2.Напишите словосочетания, определи род существительных.
Образец: Дремучий лес (мужской род)
Красн… платье, бел… бумага, прост… карандаш, любим… игра.
3 уровень
Составь и запиши 3-4 предложения на тему «Весна», используя слова:
Солнце, почки, трава, распускаются, тепло (-ый, -ые), природа, ожила, изменилось, зелёный (-ая,-ые), птицы.
5
Контрольный диктант за 2 четверть.
Цель:
Проверить прочность знаний по пройденным темам;
Правильность написания собственных имён;
Учить учащихся самостоятельности;
Умение правильно переносить слова.
Учащиеся должны
Знать:
О правописании собственных имён;
о переносе слова;
о правописании предлогов;
Уметь:
Правильно писать собственные имена;
делить слова на слоги;
правильно переносить слова.
Диктант.
Брат и сестра
Алим и Маржан- брат и сестра. Они живут дружно. Алим учится в первом классе. Он отличник. Маржан маленькая. Она ходит в детский сад. Алим сидит. Он читает книгу. Маржан слушает и смотрит картинки.
Грамматические задания:
1 вариант
1.Подчеркните собственные имена.
2.Разделите слова 2-ого предложения на слоги.
3.Вставьте нужные предлоги. Казахские слова пишите по-русски.
Тетради лежат (столда).
Маржан идёт (мектепке).
2 вариант
1.Подчеркните собственные имена.
2.Разделите слова 8-ого предложения на слоги.
3.Вставьте нужные предлоги. Казахские слова пишите по-русски.
(Партада) лежит ручка.
Алим сидит (сыныпта)
6
Контрольный диктант за 3 четверть.
Цель:
Проверить прочность знаний по правописанию
безударных гласных в корне слова;
Употребление слов мой, твой, наш, ваш в нужной форме;
Привитие навыков грамотного письма.
Учащиеся должны
Знать:
О правописании удвоенных согласных;
безударные гласные в корне слова.
Уметь:
Правильно писать о правописании безударных гласных в корне слова;
находить словосочетания.
Диктант.
Осень.
В золотые осенние дни готовились к отлёту журавли. Покружились они над рекой, над родным болотом. Вот потянулись птицы в дальние страны. На востоке показалась ранняя зорька. Скоро поднимается над рекой весёлое солнце.
Грамматические задания:
1 вариант
1.Подчеркните главные члены предложения 1-ого предложения.
2.Выписать 2-3 словосочетания.
3. Вместо точек напишите слова мой, твой, наш, ваш.
Вот … дом. Это … рубашка. Вот … класс.
2 вариант
1.Подчеркните главные члены предложения 3-ого предложения.
2.Выписать 2-3 словосочетания.
3. Вместо точек напишите слова мой, твой, наш, ваш.
Это … брат. Вот … ручка. Тут … фартук.
7
Контрольный диктант за 4 четверть.
Цель:
Проверить прочность знаний по правописанию
непроизносимых согласных;
Умение правильно подбирать антонимы;
Привитие навыков грамотного письма.
Учащиеся должны
Знать:
О правописании непроизносимых согласных;
Антонимы.
Уметь:
Правильно писать слова с непроизносимыми согласными;
подбирать антонимы.
Диктант.
Чужая пятёрка.
Счастливый Серёжка вприпрыжку сбежал по лестнице. У мальчика праздник. В его тетрадке по русскому языку стоит пятёрка за диктовку.
Дома Серёжка сообщил папе про пятёрку. Папа радостно улыбнулся и спросил, как Серёжке это удалось. Мальчик рассказал, что сидит с Ниной, она пишет без ошибок. Папа грустно посмотрел на Серёжку и сказал, что он принёс домой чужую пятёрку. (по В.Росину)
Грамматические задания:
1 вариант
1.Выписать по 2 слова с непроизносимыми согласными и проверьте их.
2. К словам подобрать антонимы:
Радостно-…
Рассказал-…
Чужую-…
2 вариант
1.Выписать по 2 слова с непроизносимыми согласными и проверьте их..
2. К словам подобрать антонимы:
Улыбнулся-…
Пятёрка-…
Грустно-…
8
Контрольный диктант за год.
Цель:
Проверить прочность знаний по пройденным темам за курс 4 класса.
Привитие навыков грамотного письма.
Учащиеся должны
Знать:
О правописании безударных гласных в корне слова;
главные члены предложения, способы их выражения.
Уметь:
Правильно подбирать проверочные слова;
определять части речи;
находить главные члены предложения.
Диктант.
Сосна.
С давних пор люди оценили свойства сосны. Одно из них – стойкость. Сосне не страшны морозы, жара, засуха.
Сосна боится только темноты. Ей нужно много света и солнца. Человек стал сажать её там, где не могут вырасти другие деревья.
Ещё сосна очищает воздух. Это дерево здоровья. Здравницы, дома отдыха и лесные школы строят там, где много сосен.
(55слов)
Грамматические задания:
1 вариант
1.Подобрать проверочные слова:
С…сна-…
Т…мнота-…
Д…ревья-…
2. Подчеркнуть главные члены 1-ого предложения и определить способы выражения.
2 вариант
1.Подобрать проверочные слова:
Д…ма-…
Л…сные-…
Д…ревья-…
2. Подчеркнуть главные члены 4-ого предложения и определить способы выражения.
9
Подробное изложение.
Цель:
Научить учащихся писать подробное изложение.
Учащиеся должны
Знать:
Содержание текста.
Уметь:
Писать подробное изложение;
правильно излагать содержание.
Друзья.
У Юры есть щенок. Щенок маленький. Его зовут Жучок. Юра даёт ему хлеб, молоко. Юра и Жучок — друзья. Юра сделал ящик. Жучок спит в ящике.
10
Подробное изложение.
Цель:
Научить учащихся писать на основе данного
текста подробное изложение.
Учащиеся должны
Знать:
Содержание текста;
главную мысль.
Уметь:
Писать подробное изложение;
правильно излагать главную мысль.
В лесу.
Дедушка и дети пошли в лес. Там пели птицы. Под ёлкой сидел ёжик. На дереве сидела белка. Вера и Лена собирали грибы. Борис бегал и ловил бабочку.
11
Выборочный диктант.
Задание:
Выписать только слова с Ь знаком.
Мама купила пальто. Ель растёт в лесу. У Асана коньки. Учитель спрашивает, а ученик отвечает. На столе лежит тетрадь.
Выборочный диктант.
Задание:
Написать только слова, состоящие из двух слогов.
Тётя Таня работает в школе. Она убирает класс. В классе чисто. В классе стоят парты. В классе стоит стол. В классе стоят цветы.
Напишите предложения так, чтобы получился маленький рассказ.
Кошка Мурка.
У кошки были котята. Котята играли. У Васи была кошка Мурка. Они сидели на полу. В окно залетел петух. Пришёл Вася. Кошка бросилась на петуха. Петух закричал. Он выгнал петуха.
Сочинение.
Цель:
Правильность построения предложений, их последовательность.
Развитие речи.
Задание:
Закончить сочинение по его началу. Назовите сочинение.
Весна. Зелёной дымкой покрылся лес. Зацвела на опушке черёмуха. Люда и Катя…
Сочинение.
Цель:
Правильность построения предложений, их последовательность.
Развитие речи.
Задание:
Закончить сочинение по его началу. Назовите сочинение.
Ребята осторожно положили птенца в гнездо. Счастливые и радостные они ушли домой.
Темы для сочинений:
1.»В день рождения»
2.»Мой класс» или «Моя семья».
3.»Моя семья» 12
«Изложение повествовательного текста по вопросам»
Конспект урока по русскому языку
4 класс
на тему: «Изложение повествовательного текста по вопросам»
Выполнила :
Короп Снежана Алексеевна
2018 год
Тема : «Изложение повествовательного текста по вопросам»
Цель: развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста по вопросам; развивать речь.
Формируемые УУД:
Предметные:
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные:
-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
Регулятивные:
-составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;
Личностные:
—нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
— Здравствуйте, ребята.
-Садитесь.
— Приготовьтесь к уроку .
-Запишите в тетради —двадцатое апреля, классная работа.
Приветствие учителя. Садятся за парты. Проверяют свое рабочее место.
Записывают в тетради двадцатое апреля, классная работа.
2.Проверка домашнего задания
-Назовите глаголы настоящего времени.
-Как изменяются глаголы в настоящем времени?
-Назовите лицо и число глаголов настоящего времени.
-У каких еще глаголов можно определить лицо и число?
-Назовите глаголы будущего времени. В каком лице и числе они употреблены?
-Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
-Дайте характеристику глаголов в прошедшем времени.
Называют глаголы в настоящем времени.
По лицам и числам .
Называют.
У глаголов будущего времени.
Отвечают.
По числам, в единственном числе- по родам.
3.Актуализация знаний
-Обратите внимание на слайд.
-Прочитайте слова:
Шо(с, сс)е, а(л, лл)ый, су(м,мм)а, ки(л,лл)огра(м,мм), те(р, рр)а(с, сс)а, су(б,бб)ота, гри(б,бб), лу(ж,жж)а, ва(н, нн)а, жу(ж,жж)ит, ко(м,мм)и(с,сс)ия, те(л,лл)егра(м,мм)а.
-Ребята, в написании каких слов вы сомневаетесь?
-Где можно узнать, две или одну букву нужно писать в слове?
-Спишите, при необходимости пользуясь орфографическим словарем.
Проверка. Самооценка.
Обращают внимание на слайд.
Читают слова.
Отвечают.
В орфографическом словаре.
Списывают, при необходимости используют орфографический словарь.
4.Самоопределение к деятельности
Игра «Докажи словечко»
-Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе?
-Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошел.
Мы играем в …(волейбол)
Во дворе с утра игра.
Разыгралась детвора.
Крики: «Шайбу!», «Мимо!», «Бей!»-
Значит, там игра…(хоккей)
Я спешу на тренировку,
В кимоно сражаюсь ловко.
Черный пояс нужен мне,
Ведь люблю я…(карате)
-К какой тематической группе относятся эти слова?
-Кто знает, как называются крупнейшие международные соревнования, которые проходят раз в четыре года?
-Какие бывают олимпийские игры?
-Вы уже догадались, о чем мы сегодня будем писать изложение?
Слушают внимательно.
Оканчивают строки.
Виды спорта.
Олимпийские игры.
Зимние и летние.
Об олимпийских играх.
5.Физминутка
Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз — наклон
И два наклон.
Зашумел листвою клен.
Руки подняты вверх, движения по тексту.
6.Работа по теме урока
1.Знакомство с текстом, беседа по содержанию
Упр. 241 (стр.114)
-Прочитайте текст.
-Определите его тему.
-Что нового вы узнали из текста?
-Прочитайте вопросы к тексту.
-Найдите в тексте ответ на каждый вопрос. Прочитайте.
2.Орфографическая подготовка, анализ предложений текста.
-Найдите в тексте известные орфограммы. Объясните их написание.
-Объясните постановку знаков препинания.
Открывают учебник на стр.114 и находят упр.241.
Читают его.
Олимпийские игры в Греции.
Читают вопросы к тексту. Находят ответ на каждый вопрос и читают.
Находят в тексте известные орфограммы и объясняют их написание.
Объясняют постановку знаков препинания.
7.Продолжение работы по теме урока
1.Пересказ текста.
(Учащиеся пересказывают текст по вопросам в парах)
2.Работа над изложением
(Написание изложения по вопросам. Самопроверка, редактирование текста)
Пересказывают текст по вопросам.
Пишут изложение по вопросам.
Проверяют и редактируют текст.
7.Подведение итогов.
Домашнее задание.
-Что нового вы узнали из текста изложения?
-Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Упр.241-выполнить грамматические разборы.
Упр.242 (стр.114)
Отвечают.
Записывают домашнее задание.
Контрольное изложение по родному (русскому) языку для 4-х классов за I полугодие (2007/2008 уч.год)
Контрольное изложение по родному (русскому) языку для 4-х классов
за I полугодие (2007/2008 уч.год)
Белка в лодке. (по зрительно-воспринятому тексту)
Раннее весеннее утро. Узкая длинная лодка двигалась через залитые речной водой луга. Местный рыбак готовился ставить сеть на леща. Он медленно подъехал к кустам лозняка.
На одном из кустов среди редких ветвей рыбак разглядел странный рыжий грибок. Вдруг этот удивительный гриб взлетел в воздух и прыгнул прямо в рыбачью лодку.
Дивным чудо — грибком оказалась мокрая озябшая белочка. Рыбак довёз рыжую пассажирку до берега. Зверёк мгновенно выпрыгнул на сушу и убежал в лесную чащу.
Вопросы и задания к тексту.
Когда происходили события? Почему лодка двигалась через луга? Что разглядел рыбак на одном из кустов лозняка? Что сделал странный гриб?
Кто оказался этим грибком? Расскажите, как рыбак спас белочку.
Примерный план
Лодка в лугах.
Чудо – грибок.
Рыжая пассажирка.
Словарно- орфографическая подготовка
Объясните написание безударных гласных в словах: лозняк, ветвях, разглядел, грибок, удивительный, взлетел, оказалась, зверёк, убежал.
Проверьте согласные корня в словах: узкая, лодка, местные, редких, гриб, озябшая, довёз.
Вставьте пропущенные буквы в словах: ра..ее, весе..ее, дли..ая, медле..о, стра..ый, па..ажирка, под..ехал, рыбач..я.
Трудные слова (выписываются на доске): лозняк, разглядел, удивительный, взлетел, оказалась, убежал, озябшая, довёз, медленно, подъехал, рыбачья.
Белка в лодке. (по зрительно-воспринятому тексту)
Раннее весеннее утро. Узкая длинная лодка двигалась через залитые речной водой луга. Местный рыбак готовился ставить сеть на леща. Он медленно подъехал к кустам лозняка.
На одном из кустов среди редких ветвей рыбак разглядел странный рыжий грибок. Вдруг этот удивительный гриб взлетел в воздух и прыгнул прямо в рыбачью лодку.
Дивным чудо — грибком оказалась мокрая озябшая белочка. Рыбак довёз рыжую пассажирку до берега. Зверёк мгновенно выпрыгнул на сушу и убежал в лесную чащу.
Белка в лодке. (по зрительно-воспринятому тексту)
Раннее весеннее утро. Узкая длинная лодка двигалась через залитые речной водой луга. Местный рыбак готовился ставить сеть на леща. Он медленно подъехал к кустам лозняка.
На одном из кустов среди редких ветвей рыбак разглядел странный рыжий грибок. Вдруг этот удивительный гриб взлетел в воздух и прыгнул прямо в рыбачью лодку.
Дивным чудо — грибком оказалась мокрая озябшая белочка. Рыбак довёз рыжую пассажирку до берега. Зверёк мгновенно выпрыгнул на сушу и убежал в лесную чащу
Белка в лодке. (по зрительно-воспринятому тексту)
Раннее весеннее утро. Узкая длинная лодка двигалась через залитые речной водой луга. Местный рыбак готовился ставить сеть на леща. Он медленно подъехал к кустам лозняка.
На одном из кустов среди редких ветвей рыбак разглядел странный рыжий грибок. Вдруг этот удивительный гриб взлетел в воздух и прыгнул прямо в рыбачью лодку.
Дивным чудо — грибком оказалась мокрая озябшая белочка. Рыбак довёз рыжую пассажирку до берега. Зверёк мгновенно выпрыгнул на сушу и убежал в лесную чащу
Белка в лодке. (по зрительно-воспринятому тексту)
Раннее весеннее утро. Узкая длинная лодка двигалась через залитые речной водой луга. Местный рыбак готовился ставить сеть на леща. Он медленно подъехал к кустам лозняка.
На одном из кустов среди редких ветвей рыбак разглядел странный рыжий грибок. Вдруг этот удивительный гриб взлетел в воздух и прыгнул прямо в рыбачью лодку.
Дивным чудо — грибком оказалась мокрая озябшая белочка. Рыбак довёз рыжую пассажирку до берега. Зверёк мгновенно выпрыгнул на сушу и убежал в лесную чащу
Белка в лодке. (по зрительно-воспринятому тексту)
Раннее весеннее утро. Узкая длинная лодка двигалась через залитые речной водой луга. Местный рыбак готовился ставить сеть на леща. Он медленно подъехал к кустам лозняка.
На одном из кустов среди редких ветвей рыбак разглядел странный рыжий грибок. Вдруг этот удивительный гриб взлетел в воздух и прыгнул прямо в рыбачью лодку.
Дивным чудо — грибком оказалась мокрая озябшая белочка. Рыбак довёз рыжую пассажирку до берега. Зверёк мгновенно выпрыгнул на сушу и убежал в лесную чащу.
Презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему: Изложение 4 класс
Слайд 1
По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит. Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки.
Слайд 2
Интересные факты о гусях. Все животные могут общаться между собой на своем языке, и гуси не являются исключением. Насчитывается около 10 разных звуковых тональностей, с помощью которых гуси проявляют различные чувства (злость, радость, гнев, сожаление и т д). А вот знаменитое «га-га-га» издает исключительно женский пол.
Слайд 3
Гуси причисляются к утиному семейству, образуя отряд гусеобразных . Предком большей части современных домашних гусей является дикий серый гусь, исключением считается китайский домашний гусь, чьим предком был китайский дикий гусь сухонос; У гусей достаточно хороший слух, позволяющий различать звуки на расстоянии не менее 50 метров.
Слайд 4
В среднем жизненный цикл этих гусей насчитывает 25-30 лет. Знаете ли вы, что для того что бы достать себе пищу, гуси могут нырять под воду? В среднем, на 4-6 м глубины. В небе гусей всегда можно лицезреть клином. Они летают исключительно таким способом для того, чтобы быть всегда друг у друга на виду, а также что бы уменьшить сопротивление ветра. Очень умные птички, что и сказать.
Слайд 5
Знаете ли вы, что в костях гусей — пустота? Это значительно уменьшает их массу, а также позволяет летать на более длительные расстояния. Еще одним примечательным фактом у гусей является линька. Сие мероприятие у них происходит несколько раз в год, и они остаются «голыми». Это не являлось бы катастрофой, если бы гуси могли бы продолжать вести в этот период естественную жизнь. А так, они ограничены лишь ходьбой и летать в период линьки гуси не могут.
Слайд 6
Вплоть до начала XVII века в России гусей, в качестве домашней птицы не разводили. Гуси в Россию были завезены немцами, большими ценителями вкусной и сытной пищи, и вскоре стали невероятно популярными. Гусь, начиненный яблоками и иными ингредиентами, являлся украшением стола не только простых дворян, но и высокопоставленных царских особ, тогда как позволить себе гуся к праздничному столу мог не каждый крестьянин.
Слайд 7
Белый гусь. На лугу гуси щипали траву. Вдруг из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серой тяжёлой стеной. Налетел вихрь. Упали крупные капли дождя. Посыпал град. Вода в реке шипела и пенилась. Гуси замерли в траве, тревожно перекликались. Но потом не выдержали и побежали к реке в кусты. Только белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове. Гусь вздрагивал, но не трогался с места. Под его крыльями тихо копошилась дюжина гусят. Внезапно туча промчалась. Луг снова зазеленел под лучами солнца. И только на его середине не таяла белая кочка. То был белый гусь. Он лежал на траве. Могучие крылья были широко раскинуты, шея вытянута. По клюву сбегала струйка крови. Все двенадцать “одуванчиков” высыпали наружу, целые и невредимые.
Слайд 8
ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ
Слайд 9
Белый гусь. На лугу гуси щипали траву. План 1. Гуси на лугу. Вдруг из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серой тяжёлой стеной. Налетел вихрь. Упали крупные капли дождя. Посыпал град. Вода в реке шипела и пенилась. Гуси замерли в траве, тревожно перекликались. Но потом не выдержали и побежали к реке в кусты. 2. Дождь напугал гусей.
Слайд 10
3. Белый гусь спасает гусят от града. Только белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове. Гусь вздрагивал, но не трогался с места. Под его крыльями тихо копошилась дюжина гусят. Внезапно туча промчалась. Луг снова зазеленел под лучами солнца. И только на его середине не таяла белая кочка. То был белый гусь. Он лежал на траве. Могучие крылья были широко раскинуты, шея вытянута. По клюву сбегала струйка крови. Все двенадцать “одуванчиков” высыпали наружу, целые и невредимые. 4. Гусята спасены.
Слайд 11
Белый гусь. На лугу гуси щипали траву. Вдруг из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серой тяжёлой стеной. Налетел вихрь. Упали крупные капли дождя. Посыпал град. Вода в реке шипела и пенилась. Гуси замерли в траве, тревожно перекликались. Но потом не выдержали и побежали к реке в кусты. Только белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове. Гусь вздрагивал, но не трогался с места. Под его крыльями тихо копошилась дюжина гусят. Внезапно туча промчалась. Луг снова зазеленел под лучами солнца. И только на его середине не таяла белая кочка. То был белый гусь. Он лежал на траве. Могучие крылья были широко раскинуты, шея вытянута. По клюву сбегала струйка крови. Все двенадцать “одуванчиков” высыпали наружу, целые и невредимые.
Слайд 12
д… ждя н…п… лзла т… желой н…л…тел ст …ной пр … мч … лась с…дел з…з…л… нел зам… рли сб …гала л…жал н… вр … димые ш… роко п…р… кл … ались и о я е е е и а о а е о а а е е е е е е е и
Слайд 13
Белый гусь. На лугу гуси щипали траву. Вдруг из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серой тяжёлой стеной. Налетел вихрь. Упали крупные капли дождя. Посыпал град. Вода в реке шипела и пенилась. Гуси замерли в траве, тревожно перекликались. Но потом не выдержали и побежали к реке в кусты. Только белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове. Гусь вздрагивал, но не трогался с места. Под его крыльями тихо копошилась дюжина гусят. Внезапно туча промчалась. Луг снова зазеленел под лучами солнца. И только на его середине не таяла белая кочка. То был белый гусь. Он лежал на траве. Могучие крылья были широко раскинуты, шея вытянута. По клюву сбегала струйка крови. Все двенадцать “одуванчиков” высыпали наружу, целые и невредимые.