План-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему: Изложение «Две встречи» 4 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ — ГИМНАЗИЯ №19
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 4 КЛАССЕ
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ:
АМЕЛИНА МАРИНА ВИКТОРОВНА
Тема: Изложение « Две встречи»
Цели урока: Учить детей составлять план.
Наблюдать над ролью описания в рассказе.
Развивать письменную речь учащихся.
Оборудование: Презентация к изложению.
Ход урока
- Организационный момент и сообщение целей урока
Слайд 1 (Тема урока)
Слайд 2 (Фотографии с парада Победы)
— Сегодня мы будем писать изложение. Попробуйте сформулировать тему рассказа, опираясь на опорные слова.
Слайд 3
( Опорные слова: ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА, СОБАКА, РАНЕНЫЙ.)
— Событие происходило во время войны. Собака спасла жизнь раненому бойцу.
- Знакомство с текстом
Слайд 4 (Текст)
Учитель читает.
Две встречи.
Окончилась Великая Отечественная война. На Красной площади шёл парад Победы. На трибуне среди гостей стоял седой полковник.
Вот по площади на поводках проводят собак. Полковник воскликнул:
— Это она! Клянусь, это она! Я узнаю её из тысячи!
После парада полковник поехал к собаководам. Ему привели рыженькую Думку. Одно ухо у неё после ранения ссохлось, а другое стояло торчком.
Полковник рассказал о своей встрече с Думкой на фронте. Он был тяжело ранен. Вдруг ему руку лизнула собака. Одно ухо у неё стояло торчком, а другое висело. На боку собаки была сумка с красным крестом.
Раненый вынул из сумки флягу со спиртом. Тогда собака взяла в зубы палочку из ошейника и убежала. Вернулась собака с санитарами. Полковник в госпитале узнал, что Думка уже спасла жизнь ста бойцам.
(По Н. Коростелёву)
(См.: Яковлева В.И. Сборник текстов для изложений в начальных классах. — М.: 1972, С. 149.)
III. Анализ текста
— Зачем полковник поехал к собаководам? (Это школа, где обучают служебных собак.)
— Что сделала для него Думка? (Спасла жизнь.)
— Как Думка спасла ему жизнь? (Привела к раненому санитаров.)
— Почему Думка могла спасти жизнь многим бойцам? (Её хорошо обучили находить раненых и приводить к ним санитаров.)
— По каким приметам полковник узнал свою спасительницу? (Одно ухо у неё стояло торчком, а другое висело. Ухо после ранения ссохлось. Думка была рыженькой.)
— Какую часть рассказа вы считаете самой главной? (Часть, в которой произошла первая встреча полковника с собакой. Могут быть различные мнения.)
- Составление плана
Повторное чтение текста учащимися. Дети подбирают название к каждой части.
Слайд 5 (План текста)
План:
1. Парад Победы.
2. Полковник узнал Думку.
3. У собаководов.
4. Ранение на фронте.
5. Думка спасла жизнь.
V. Постановка цели новой работы над планом
— Сколько раз полковник встречался с собакой? (Два раза.)
— Где произошла первая встреча? (В бою, на фронте.)
— Где произошла вторая встреча? (На параде Победы.)
— Сегодня нам предстоит «переделать» текст. Нужно написать в изложении так, как было в жизни. Какую встречу следует описать раньше? (Во время войны.)
— Подумайте, какие изменения нужно внести в наш план и выполните это самостоятельно.
Проверка самостоятельной работы.
Слайд 6 (Изменённый план)
1. Ранение на фронте.
2. Думка спасла жизнь.
3. Парад Победы.
4. Полковник узнал Думку.
5. У собаководов.
VI. Устный пересказ. Орфографическая подготовка
Возможны некоторые стилистические изменения для связи рассказа, например: «Во время войны один полковник был тяжело ранен…», «После войны полковник был на параде Победы…»
Пересказ текста по частям с опорой на слова для письменной передачи текста.
Слайды 7-11 (Опорные слова)
1. был ранен; лизнула; стояло торчком, висело; была сумка
(полковник, вдруг)
2. вынул; взяла и убежала; вернулась
(раненый, ошейник, санитарами)
3. окончилась; шёл; стоял
(Великая Отечественная, Красной Площади, парад Победы, среди гостей)
4. проводят; узнал
(поводках)
5. поехал; привели; ссохлось, стояло торчком
(собаководам)
VII. Письменное изложение текста
Слайд 12 (Опорные слова и слова для справок)
VIII. Итог урока
Обучающее изложение 4 класс «Друг»
Обучающее изложение «Друг»
Цель: развитие устной письменной речи уч-ся, умения грамотно строить предложения, использовать изученные орфограммы при записи слов; воспитывать любовь к животным.
Даша давно мечтала о собаке. И вот на день рождения родители подарили ей щенка таксы.
Он был чёрный с рыжими лапками. На маленькой остренькой мордочке выделялись крупные карие глаза с длинными чёрными ресницами.
Даша была счастлива. Она осторожно прижимала к груди тёплый живой комочек. Щенок лизал ей лицо и руки. Девочка назвала своего нового друга Кингом.
Она заботилась о нём, водила щенка на прогулку, оберегала от крупных собак. А щенок рос. Постепенно он вырос в красивую таксу.
Кинг стал замечательным Дашиным другом.
Вопросы к тексту:
• Как ещё можно озаглавить этот текст?
• Как исполнилась Дашина мечта?
• Каким был щенок?
• Как Даша растила Кинга?
• Какие чувства вы испытали, читая этот рассказ?
Орфографическая подготовка
д_вно –р_дители –ла_ками –гл_за –
приж_мала –к_мочек –л_цо –в_дила –
щ_нок –р_ждения – выд_лялись –счас_лива –ж_вой –л _зал –назв_ла –об_р_гала –кр_сивую –
Объясни правописание приставок.
• П_дарили, -сторожно, н_звала, з_ботилась, _берегала, з_мечательным.
Спиши. Объясни написание удвоенной согласной.
• Длинными
Назови имена собственные.
Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение.Чёр-ный, по-сте-пен-но.
Лексическая подготовка
Подбери синонимы.
Осторожно – Заботиться –Оберегать –
Подбери антонимы.
Крупный –Красивый –
Обрати внимание на знаки препинания, объясни их постановку.
Она заботилась о нём, водила щенка на прогулку, оберегала от крупных собак.
Перескажи текст по плану.
Напиши изложение «Друг».
«Изложение текста-описания с элементами сочинения.»
МОБУ «СОШ № 48»
Конспект урока русского языка
в 4 «А» классе
на тему: «Изложение текста-описания с элементами сочинения.»
Подготовила: учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Халитова Ирина Николаевна.
Оренбург 2015г.
Русский язык, 4 класс, урок развития речи.
Учитель начальных классов МОБУ СОШ № 48 Халитова И.Н.
Тема урока: изложение текста-описания с элементами сочинения.
Цель урока: обучение учащихся написанию текста-описания с элементами сочинения.
Задачи урока:
Развивающие: Создать условия для развития познавательных психических процессов: восприятия, логического мышления, внимания, памяти, воссоздающего и творческого воображения, речи.
Создать условия для развития у школьников умения работать по времени, в парах и группах; умения осуществлять само/взаимоконтроль, само/взаимооценку и само/взаимокоррекцию действий; умения слушать и слышать друг друга.
Обучающая: Формировать умение грамотно писать изложение текста, воспринятого на слух и зрительно.
Воспитательная: Воспитывать активную, инициативную личность.
Оборудование: презентация, мультимедиапроектор, ноутбук
карточки с текстом-описания,
карточки для составления предложения на цветной бумаге,
карточки для орфографической подготовки на цветной бумаге,
карточки с домашним заданием.
Этапы
урока
Содержание деятельности
Формирование УУД
Результаты реализации ООП
Примечание
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Орг.
момент
— Добрый день, ребята. Очень рада вас видеть.
— Сядьте те, кто медленно пишет. Помогите мне и постарайтесь уложиться по времени.
— Сядьте те, кто любит думать и рассуждать на уроке. Очень надеюсь на вашу помощь. Одна голова хорошо, а две лучше.
— Сядьте те, кто готов к уроку и настроен на плодотворную работу. Молодцы. Была бы охота, а ум приложится.
Садятся согласно инструкции.
Осознание себя как
ученика.
Умение сохранять выдержку.
Умение слушать и слышать.
Интерес к общему делу.
Личностные
Коммуникативные
Слайд 1
2. Подготовка уч-ся к изучению новой темы: активизация деятельности.
— Отгадайте тему урока. (Пишу в воздухе отгадку).
Если с первой попытки не отгадали, то даю еще подсказки:
— Его можно озаглавить.
— Состоит из букв ЕКСТТ.
— Составьте из рассыпавшихся букв слово и определите, с каким текстом сегодня будем работать?
— Почему вы решили, что это текст-описание?
— Текст
-Слово КАКОЙ, текст-описание.
-К тексту-описанию можно поставить вопрос КАКОЙ.
Умение наблюдать с целью выделения главного.
Поиск и выделение информации
Умение доказывать и обосновывать
Познавательные
Слайд 2 или 3
3. Подготовка уч-ся к изучению новой темы: введение в тему.
— Уточним тему урока.
Согласись или не согласись с моим утверждением:
В первом предложении текста-описания назван предмет описания.
— Первый пункт плана – представление объекта описания.
Третья часть текста-описания – заключение.
— Включает в себя вывод, оценку объекта речи, выражение своего отношения к предмету.
Я всегда грамотно и правильно пишу текст-описание.
— Почему НЕТ?
— Что тебе необходимо, чтобы ты научился писать тексты безошибочно?
— На каких уроках русского языка мы учимся писать тексты?
— Значит, какая тема урока?
— Какую учебную задачу поставим себе на этот урок?
— ДА
-ДА
-ДА/НЕТ
— Тренироваться.
-Уроки развития речи: сочинение или изложение.
— Тема урока – изложение с элементами сочинения.
-Написать безошибочно текст-описание.
Умение слушать и слышать.
Самоопределение
Осознание своих знаний и незнаний
Мотивация учения
Постановка учебной задачи.
Коммуникативные
Личностные
Регулятивные
Личностные
Регулятивные
Личностные
Регулятивные
Читаю – это для девочек, на слайде слова — для мальчиков. Если ответы разные, то прошу доказать свой ответ.
Слайд 4
Слайд 5
4.Подготовка к изложению (прием ключевых слов).
— Перед вами 5 ключевых слов, обсудите в группах, предположите, кто сегодня — предмет нашего описания и составьте свою версию текста-описания, употребив ВСЕ предложенные ключевые термины. Время – 1 минута.
Уточнение смысла слова «щетинистые»
— Как мы проверим верность своего предположения?
Работают в группах по составлению текста-описания. (кто?) ТОЛСТЫЙ, ТЯЖЁЛЫЙ
(у него) ЗДОРОВЕННЫЕ, БЕЛЫЕ
ЩЕТИНИСТЫЕ
— Щетинистые — имеющий густую щетину; жёсткий, похожий на щетину
Заслушиваются варианты рассказов.
-Познакомимся с текстом.
Умение организовать свою работу согласно временным рамкам и совместно с товарищами.
Выдвижение гипотезы и построение логической цепи рассуждения.
Подведение под понятие.
Умение слушать и слышать.
Коммуникативные
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Слайд 6
5.Первичное целостное чтение текста с остановками.
Морж толстый, тяжёлый.
— Верно ли было наше предположение (согласны ли) по выбору предмета описания?
Похож он на громадный кожаный мешок с жиром. Два здоровенных белых клыка торчат из щетинистых усов. Вместо ног у моржа ласты.
— Задайте вопросы к тексту, все мы слушаем и ищем ответ.
Возможна корректировка ответов.
— У меня тоже есть вопрос: Каким словом можно заменить «громадный»? «здоровенных»?
— Предположите, что будет дальше в нашем тексте?
читает учитель
— ДА, это.. (морж).
Задают вопросы и отвечают на них:
— Какой морж? (толстый, тяжёлый)
— На что он похож? (на громадный кожаный мешок с жиром)
— Назовите особенности внешнего строения моржа. (Два здоровенных белых клыка торчат из щетинистых усов.)
— Что у моржа вместо ног? (ласты)
— Огромные.
— Описание повадок животного.
Умение слушать и слышать.
Умение точно, правильно задавать вопросы и умение на них отвечать согласно информации из текста.
Прогнозирование.
Интерес к новому.
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Регулятивные
Регулятивные
Личностные.
Слайд 7
Нырнёт он глубоко и пасётся на морском дне, как корова на лугу. Водоросли жуёт, ракУшек ищет. Наестся морж вдоволь и вылезет на берег отдыхать.
— Подтвердилось наше предположение?
— Задайте вопросы к тексту.
Я тоже придумала вопрос: — Как автор избегает повтора слова «морж»?
— Что означает слово «вдоволь»?
— Какие глаголы употребил автор, описывая моржа?
— Где добывает себе пищу морж? (глубоко под водой на морском дне)
— Что ест морж? (водоросли, ракушки)
— С кем автор сравнивает моржа? (с коровой)
— Когда морж отдыхает и где? (Наестся морж вдоволь и вылезет на берег отдыхать.)
— Использует местоимения.
— Сколько хочет, досыта.
Умение слушать и слышать.
Умение точно, правильно задавать вопросы и умение на них отвечать согласно информации из текста
Учет разных мнений и умение выразить своё.
Умение убеждать и уступать.
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные.
— Чтобы текст был завершенным, чего не хватает?
— Как решим эту проблему?
— Придумайте заголовок. У кого другой вариант? Чей заголовок удачнее? Чем?
-Придумайте заключительную часть: Автор текста писатель Евгений Чарушин.
Можешь начать свой ответ так:
Я думаю (считаю), что…
Мне понравилось, как…
— Скажи свой вариант другой паре и выберете лучший.
— Скажи вслух. У кого такой же вариант? У кого другой? Чей вариант красивее получился?
— Оцени себя «Я готов к написанию изложения»
— Объясни, почему нет? Как решить эту проблему?
— Заголовок и последней части.
— Придумаем заголовок и последнюю часть.
Работа в парах.
Работа в группах.
ДА/НЕТ(сигнальные карточки)
-Найти орфограммы.
Поиск способа получения информации.
Сотрудничество в парах.
Умение слушать и слышать.
Управление поведением партнера точностью выражать свои мысли.
Осознание своих знаний и незнаний.
Планирование.
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные.
6.Оформление работы
Запись числа, вида работы и название текста.
Слайд 8
7.Орфографическая подготовка.
Детям предлагаются два варианта работы в зависимости от уровня подготовки.
1 вариант — Вставь пропущенные буквы в словах на карточке. По хлопку меняетесь карточками в паре, внимательно проверяете работу друг друга и вставляете буквы дальше до хлопка. И так далее.
2 вариант — самостоятельно ищет и подчеркивает орфограммы в тексте.
— Ребята, в написании какого слова у вас возникли разногласия? Объясни свой выбор.
— Оцени себя «Я смогу сегодня написать текст-описание без ошибок»
— Почему?
Проверяют орфограммы
Работа в парах.
ДА/НЕТ (сигнальные карточки)
Позиция выбора.
Развитие внимания.
Способность к мобилизации.
Работа в парах.
Коррекция и оценка выполненного задания.
Умение слушать и слышать.
Умение доказывать.
Осознание своих знаний и незнаний.
Личностные
Регулятивные
Познавательные.
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
Регулятивные
Слова на карточке: мор. вместо но. бере .
о.дыхать н. естся
т. ж. лый гр.мадный п.сётся
м.рском р.кушек выл.зет вдов.ль
жир.м ус.в
к.рова бер.г
ищ.т
Если ребенок не уверен, обещаю ему свою помощь.
8.Вторичное целостное чтение текста, подготовка к пересказу, пересказ.
— Вы так быстро и уверенно работали – помогали мне. Разрешите и вам помочь?
Познакомься с опорными словами, прочитай текст ещё раз и подготовься к пересказу.
— Кто готов пересказать 1 часть? 2? 3? Внимательно слушаем и кто-то дальше будет продолжать.
— Оцени себя «Я готов к написанию изложения текста-описания с элементами сочинения».
Самостоятельная работа
Пересказ
ДА/НЕТ (сигнальные карточки)
Сотрудничество учителя и учеников.
Умение слушать и слышать.
Оценка готовности к работе.
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Слайд 9
Если дети недостаточно готовы, то пересказываем ещё раз по 1 предложению цепочкой, строим текст.
9.Написание изложение и контроль за результатом обучения.
— Приступаем, время не ждёт.
Оказание помощи учителем.
Самостоятельная работа
Само/взаимопроверка
Умение осуществлять само/взаимоконтроль, само/взаимооценку и само/взаимокоррекцию действий.
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Если ребенок напишет быстро, то дополнительное задание: поразмышляй, какой это текст – научный или художественный.. Правильный ответ будет после выполнения домашнего задания.
10.Рефлексия. Домашнее задание
— Вы сегодня молодцы. Прекрасно поработали. Какая была задача на урок?
Оцени, кто справился.
— За что вы себя сегодня можете похвалить?
А по работе и награда. Выберите домашнее задание соответственно своему настроению.
Спасибо всем, кто думал и размышлял.
Позиция выбора.
Оценка своей деятельности.
Личностные
Регулятивные
Слайд 10
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Спиши, вставляя пропущенные буквы.
М.ржи относятся к числу самых крупных л.стоногих. Взрослые самцы достигают в длину 4-х метров и весят почти две тонны. У них толстые клыки, которыми ж.вотные выкапывают из ила и п.ска моллюсков.
В.лос на теле пр.ктически нет. Слой подкожн… ж.ра у м.ржей может достигать 10 см, что способству.т сохр.нению т.пла. Ж.вут м.ржи б.льшими компаниями.
Сравни этот текст с тем, что ты писал в классе. Подумай: какой текст-описание называют художественным, а какой научным. Почему?
Спиши стихотворение. Определи спряжение глаголов.
Вот лежит огромный морж. Ну, а если закаляться,
Он похож на толстый корж. В ледяной воде купаться.
Его бивни устрашают, То когда-нибудь потом,
Жир от холода спасает. Назовут тебя моржом.
Найди или сочини загадку про моржа.
Определи у глаголов спряжение.
1. ДА/НЕТ
В первом предложении текста-описания назван предмет описания.
Третья часть текста-описания – заключение.
Я всегда грамотно и правильно пишу текст-описание.
2. Ключевые слова:
(кто?) ТОЛСТЫЙ, ТЯЖЁЛЫЙ
(у него) ЗДОРОВЕННЫЕ, БЕЛЫЕ ЩЕТИНИСТЫЕ
3.Слова на карточке:
мор…, вместо но…, бере …, о…дыхать, н… естся,
т… ж… лый, гр…мадный, п…сётся,
м…рском р…кушек выл…зет вдов…ль
жир…м, ус…в, к…рова, бер…г, ищ…т
4.Прочитай текст. Сравни его с тем, что ты сейчас писал в классе. Подумай: какой текст-описание называют художественным, а какой научным. Почему?
Моржи относятся к числу самых крупных ластоногих. Взрослые самцы достигают в длину 4-х метров и весят почти две тонны. У них толстые клыки, которыми животные выкапывают из ила и песка моллюсков.
Волос на теле практически нет. Слой подкожного жира у моржей может достигать 10 см, что способствует сохранению тепла.
Живут моржи большими компаниями.
5.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Спиши, вставляя пропущенные буквы.
М.ржи относятся к числу самых крупных л.стоногих. Взрослые самцы достигают в длину 4-х метров и весят почти две тонны. У них толстые клыки, которыми ж.вотные выкапывают из ила и п.ска моллюсков.
В.лос на теле пр.ктически нет. Слой подкожн… ж.ра у м.ржей может достигать 10 см, что способству.т сохр.нению т.пла. Ж.вут м.ржи б.льшими компаниями.
Сравни этот текст с тем, что ты писал в классе. Подумай: какой текст-описание называют художественным, а какой научным. Почему?
Спиши стихотворение. Определи спряжение глаголов.
Вот лежит огромный морж. Ну, а если закаляться,
Он похож на толстый корж. В ледяной воде купаться.
Его бивни устрашают, То когда-нибудь потом,
Жир от холода спасает. Назовут тебя моржом.
Найди или сочини загадку про моржа.
Определи у глаголов спряжение.
Использованная литература:
Разработка урока развития речи в 4 классе»Изложение повествовательного текста с элементами описания».
Урок развития речи в 4 классе.
Тема: Изложение повествовательного текста с элементами описания.
Цель урока: формировать умение у учащихся создавать текст повествование с элементами описания на основе взаимосвязи его содержания, структуры и речевого оформления.
Задачи:
Учить различать типы текстов: описание, повествование, рассуждение, смешанные тексты, анализировать текст;
Формировать такие умения, как определять тему, основную мысль, выделять части текста и озаглавливать их, составляя план, записывать текст, соответственно данному плану;
Развивать устную и письменную речь учащихся, умение точно употреблять слова в речи, обогащать словарный запас детей, развивать орфографическую зоркость;
Воспитывать такие качества как доброта, забота о близких, самопожертвование.
Ход урока
1. Оргмомент.
— Сегодня мы будем писать изложение. А для чего пишут изложения? ( Чтобы научиться передавать содержание прочитанного, узнать что-то новое, развивать письменную речь, точно употреблять слова и выражения в речи.)
— Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком вы будете писать.
Белы хоромы, красны подпоры.
Белый как снег,
Надутый как мех,
Лопатами ходит,
А рогами ест.
Щиплет за пятки – беги без оглядки.
В воде купался, сухим остался. ( гусь)
— Верно все загадки о гусе. Рассмотрите иллюстрацию с изображением гуся. ( Слайд №1)
— Что вы можете сказать о внешнем виде гуся и его повадках? ( Это водоплавающая крупная птица с длинной шеей. Бывают домашние и дикие, белые и серые. Грозно шипят, вытягивая шею.)
— Какие пословицы, фразеологизмы о гусе вы знаете? ( Как с гуся вода. )
— Объясните, что это значит? В каких случаях так говорят? ( Значит выйти сухим, незамеченным из какой-то ситуации, когда все сходит с рук)
— Верно. Прочитайте и объясните следующую пословицу. (Слайд №2)
( Гусь свинье не товарищ – когда люди разные по духу, по интересам)
2. Сообщение темы и цели урока:
— Определите тему и цели нашего урока. ( Познакомиться с рассказом, написать изложение о гусе.)
— Верно, наша задача проанализировать текст Е.Носова, определить его стиль, тип, тему, основную мысль, озаглавить, составить план и написать изложение по составленному плану.
— Запишите в тетради сегодняшнее число, день недели, изложение.
(На доске запись: Шестое февраля. Среда. Изложение.)
3. Знакомство с содержанием текста:
Учитель читает текст. (Текст в распечатанном виде лежит у каждого ученика на столе без заголовка).
4. Беседа по тексту:
— Что делали гуси на лугу? ( Щипали траву)
— Почему вдруг гуси замерли в траве? ( Налетел вихрь, упали крупные капли дождя, посыпал град.)
— Почему они тревожно перекликались? (Упали крупные капли дождя, посыпал град. Вода в реке шипела и пенилась.)
— Куда побежали гуси, спасаясь от дождя и града? ( Побежали к реке в кусты)
— А почему белый гусь не убежал вместе с другими гусями? ( Он защищал своих детенышей от града)
— Каким образом? ( Под крыльями спрятал)
— Удалось гусю защитить своих гусят? Какой ценой? ( Да, ценой своей жизни. Гусь погиб, а гусята остались целы и невредимы.)
—Итак, о чем говорится в рассказе? Определите тему текста. ( Гуси на лугу. Случай на лугу)
— Главная мысль? ( Гусь защитил гусят во время града, жертвуя собственной жизнью)
— Как можно озаглавить рассказ? ( Гусь спас своих гусят. Гусь — герой. Белый гусь)
— Хорошо, одно из названий совпадает с заголовком автора Евгения Носова – Белый гусь. Запишите в тетрадь название текста.
— Определите стиль текста. ( Текст относится к художественному стилю. Автор при помощи слов создает картину, которую мы можем представить. Есть сравнения, эпитеты)
5. Работа над структурой текста:
— Прочитайте рассказ про себя.
— Понаблюдайте, сколько частей в тексте? (4)
— Как догадались? (4 абзаца, 4 красные строки)
— Найдите начало, зачитайте. ( Завязка – 1 часть)
— Найдите основную часть. ( Развитие действия — 2 и 3 часть)
— В какой части происходит кульминация событий, самый напряженный момент? Прочитайте. ( В 3 части)
— Как называется заключительная часть? ( Развязка – 4 часть )
— Сделайте вывод, какой это тип текста? (Повествование)
На доске схема — «Типы текста: ПОВЕСТВОВАНИЕ, ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ»
— Обоснуйте. ( К такому тексту можно поставить вопросы: что происходит СНАЧАЛА, ПОТОМ, В КОНЦЕ? Все изображенное в рассказе можно запечатлеть на нескольких снимках)
— Верно, молодцы.
6. Языковая работа и составление плана.
— Языковой анализ текста нам необходим для того, чтобы научиться более точно отбирать слова и выражения для написания текста. Предлагаю подробно разобрать каждую часть, составить и записать коллективный план.
— Прочитайте 1 часть. О чем в ней говориться? ( О том, как гуси щиплют траву.)
— Как можно озаглавить? (Гуси на лугу.)
— Прочитайте 2 часть. Определите тему части. ( Начался дождь, гуси побежали)
— Какие глаголы использует при описании дождя с градом? (Наползла, росла, поднималась, налетел, упали, посыпал, шипела, пенилась)
— Для чего автор использует такие глаголы? ( Чтобы передать, как все изменилось на лугу, почему гуси замерли, тревожились.)
— Почему же они не выдержали и побежали? ( Посыпал град, страшно оставаться на лугу)
-Как можно озаглавить 2 часть? ( Дождь напугал гусей.)
— Зачитайте кульминационную часть. Как гусь спасал своих детенышей? ( Дети зачитывают 3 часть)
— Почему гусь вздрагивал? ( Град бил его прямо по голове.)
— Почему он не трогался с места? (Под крыльями копошилась дюжина гусят)
— Как назовем 3 часть? (Белый гусь спасает гусят.)
— Зачитайте развязку текста. ( Дети зачитывают 4 часть)
— Каким стал луг после дождя? (Зазеленел под лучами солнца, лучи растопили град.)
— Почему не таяла белая кочка? ( Это был белый гусь)
— Как озаглавим 4 часть? ( Гусята спасены)
(В ходе разбора план появляется на слайде и записывается в тетрадях.)
План.
Гуси на лугу.
Дождь напугал гусей.
Белый гусь спасает гусят от града.
Гусята спасены.
— Перечитайте описание гуся. ( Могучие крылья, широко раскинуты, шея вытянута, на клюве струйка крови)
— Найдите эпитеты. (Крупные капли, серой тяжелой стеной, белая кочка, могучие крылья, белый гусь)
— Какие сравнения использует автор? (Тучу сравнивает со стеной, гуся с белой кочкой, гусят с одуванчиками)
— Давайте уточним, какой это тип текста? (Смешанный, повествование с элементами описания)
— Каково значение описания? ( Если бы не было описания, трудно было бы понять основную мысль)
7. Подготовка к пересказу. Наблюдение за временным планом текста.
— Выделим опорные слова-глаголы, которые помогут вам написать изложение: (слайд №3)
1ч, 2ч. — Щипали, наползла, росла, поднималась, налетел, упали, посыпал, шипела, пенилась, замерли, перекликались, побежали.
3ч. – Сидел, бил, вздрагивал, не трогался, копошилась.
4ч. – Промчалась, зазеленел, не таяла, был, лежал, были, вытянута, сбегала, высыпали
— Определите время этих глаголов. (Прошедшее время)
— Как вы думаете. Почему в рассказе использовались глаголы именно прошедшего времени? (Описывалось событие, которое было)
— Можно ли утверждать, что в тексте соблюдается единый временной план? ( Да. Все глаголы употреблены в прошедшем времени)
— Попробуем пересказать по плану, используя опорные слова.
( Дети пересказывают, прослушиваются 2 ученика)
8. Лексико-орфографическая работа.
— Для того, чтобы грамотно записать текст, вспомним правописание некоторых основных орфограмм. (Слайд №4)
Д*ждя н*п*лзла тревога
Т*желой н*л*тел копошилась
Ст*ной пр*мч*лась дюжина
С*дел з*з*л*нел двенадцать
Зам*рли сб*гала
Л*жал н*вр*димые
Ш*роко п*р*кл*кались
— По какому принципу разделены слова на группы? (В первом столбике слова с проверяемой безударной гласной, во втором – с безударной гласной в приставке и корне, в третьем – словарные слова, которые нужно запомнить)
— Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание. (Дети объясняют)
— Найдите предложения с однородными членами. Объясните расстановку запятых.
— Есть ли здесь сложные предложения? Как отделяются простые предложения в составе сложного? (Ученики объясняют)
— Объясните значение слова «дюжина», используя толковый словарь. (Двенадцать штук)
— Когда мы пишем изложения, сочинения мы стремимся не допускать повторов. Подберите синонимы, синонимичные слова к слову гусь. (Гусь, белый гусь, белая кочка, спаситель дюжины гусят, он) (Слайд № 5)
— Сколько частей в тексте у вас будет? (Четыре)
— Как будете писать каждую часть? (С красной строки)
— С каких слов начнете каждую часть? ( 1ч.-на лугу, 2 – вдруг, 3 – только, 4 — внезапно)
— Прочитайте текст еще раз и перескажите про себя.
Физминутка
9. Самостоятельное написание изложения.
— Напишите изложение в тетрадь чисто, красиво и орфографически грамотно.
10. Самопроверка и редактирование текста.
11. Рефлексия.
— Что необходимо выполнить для того, чтобы успешно написать изложение?
(Определить тип текста, его тему, главную мысль. Составить план, выделить опорные слова, подумать над синонимами во избежание повторов и провести орфографическую работу.)
— Чему вас научил рассказ Е.Носова? (Надо быть смелым, добрым, заботливым, любить своих близких.)
Методическая разработка урока по русскому языку на тему » Контрольное изложение» ( 4 класс)
Русский язык
Тема: Контрольное изложение
Цель: создать условия для развития умения передавать содержание текста в соответствии с алгоритмом написания текста
Познавательные: Анализировать текст, выявлять смысловые и структурные особенности текста. Наблюдать за использованием фразеологизмов в тексте. Обобщать и систематизировать знания о последовательности работы при создании собственного текста.
Регулятивные: Участвовать в обсуждении созданных текстов, высказывать собственную точку зрения, доказывать её.
Коммуникативные: Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в группах.
Оборудование: учебник «Русский язык»
Тип урока: урок систематизации знаний
Форма проведения: урок-практика
Ход урока
(деятельность учителя и учащихся)
Формирование УУД
Ι. Актуализация знаний
I. Организационный момент
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Ровно встали, подтянулись,
И друг другу улыбнулись.
Запишите число.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы иллюстрации
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
Контрольное изложение
Однажды старик Прохор рассказал мне сказку об осени.
В давние времена сковали кузнецы первое ружьишко. Попало оно в руки к глупому человеку.
Шёл этот человек лесом и увидел, как летят под небесами жёлтые весёлые птицы, пересвистываются, зазывают гостей. Глупый человек ударил по ним из обоих стволов. И полетел золотой пух на землю, упал на леса. И леса посохли. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались.
Раньше вся птица зимовала у нас. Даже журавль никуда не подавался. Леса и летом, и зимой стояли зелёные. И снега не было. И зимы не было.
Убил человек первую птицу — и загрустила земля. Начались листопады, дожди и холода. И птица от нас отлетает, обиделась на человека. Выходит, что мы себе навредили. А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.
(По К. Паустовскому)
Примечание. Перед написанием изложения целесообразно провести следующую подготовительную работу.
1. Ответить на вопросы.
О чём рассказывает сказка? Чему она учит?
Как относится рассказчик к поступку героя? С каким настроением рассказывает старик сказку?
Как рассказ характеризует старика Прохора? Какие особенности его речи вы заметили?
Почему его рассказ можно назвать сказкой? Как её можно озаглавить?
Физминутка
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое
высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
ΙΙΙ. Применение нового знания
2. План
Первый выстрел.
Как было раньше.
Загрустила земля.
3. Лексико-орфографическая работа
Объяснить смысл выражений: ударил из обоих стволов; никуда не подавался; крепко беречь.
Обратить внимание на строение предложений.
А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались.
Убил человек первую птицу — и загрустила земля.
Выходит, что мы себе навредили.
А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.
Обратить внимание на правописание следующих слов: сковали, ружьишко, небесами, зазывают, обоих, никуда, не подавался, начались, листопады, крепко, беречь
4. Выбрать из текста опорные слова и выражения
(записать на доске или в черновики):
сковали ружьишко, попало в руки, ударил из обоих стволов, золотой пух, посохли леса, осыпались листья;
птица зимовала, никуда не подавался, не было зимы;
загрустила земля, обиделись на человека, себе навредили, надобно крепко беречь.
Запись текста по плану
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
ΙV. Домашнее задание
Учить словарные слова
V. Рефлексия
— Какую цель вы ставили себе в начале урока?
-Достигли ли мы с вами поставленной в начале урока цели?
-Со всеми ли задачами мы справились?
Спасибо за урок!
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Изложение «Медвежонок»с творческим заданием.
конспект
урока по
русскому языку
4 класс
Апрель, 2013 год.
Учитель: Хамцова Наталья
Николаевна
Изложение «Медвежонок» с творческим заданием.
Цель. Формирование навыка письменной речи.
Задачи. Развитие умения писать изложение по коллективно составленному плану.
Развитие умения раскрывать тему и основную мысль текста.
Развитие орфографической зоркости.
Обогащение словарного запаса учащихся.
Воспитание любви к животным.
Оборудование: карточки с напечатанным текстом, интерактивная доска, карточки со смайликами.
Ход урока.
1.Орг. момент.
2.Актуализация знаний.
А).-Послушайте стихотворение «Сильное кино». (читает 1 ученик)
И вот он начал свой рассказ:
-Они ползут, а он им — раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз!
Она им – раз!
Но тут как раз её он спас…
-Всё ли вам понятно? Почему?
У. –В жизни людям часто приходится рассказывать устно или письменно о том, что они читали, видели или слышали, о событиях, которые с ними случаются. Чтобы рассказывать интересно и понятно, нужно уметь составлять рассказ и уметь передавать чужую речь.
-Сегодня мы продолжим работу с текстом о животных. Будем учиться составлять план и пересказывать по нему, разберём трудные слова и напишем изложение.
Б). Загадка.
У. –Мир животных удивителен, замечателен и многообразен. Детёныши часто неуклюжи и забавны, иногда смешны и трогательны.
-Отгадайте загадку.
Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(слайд 1- медведь)
-Знаете ли вы? (слайд 2 )
-Как вы думаете, кто будет героями текста? Герои нашего текста- медведи.
3. Чтение текста учителем.
-Послушайте текст, который я вам приготовила.
Стояла зима. Трещали морозы. А у медведицы появился прелестный малыш. Медвежонок родился очень маленьким. Ему нельзя ещё было выходить из берлоги. В лесу везде лежал снег. Шли дни. Снег в лесу стал таять. Побежали ручейки. Освободились от снега целые полянки. Медвежонок заметно подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать-медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги. Как хорошо было на воле!
4.Первичный анализ содержания текста.
— О ком говорится в тексте?
-Когда у медведицы появился малыш?
-Каким он родился?
— Почему ему нельзя было выходить из берлоги?
-Что изменилось в природе с приходом весны?
-Как подрастал медвежонок?
-Удобным ли было жилище медведей?
-Когда медведи вышли из берлоги?
-Как можно озаглавить этот рассказ?
(более удачный- на доске)
5. Самостоятельное чтение рассказа детьми. Работа в парах- деление на абзацы. Озаглавливание.
— У каждого из вас на столах лежат карточки с записанным текстом.
-Прочитайте его. А потом , работая в парах, разделите на абзацы.
-Найдите и прочитайте 1 абзац.
-Найдите слова, которые подсказывают, о чём в нём говорится.
-Как бы вы его озаглавили?
-Найдите 2 абзац.
-Какие слова подсказывают, о чём в нём говорится?
-Какой заголовок можно к нему подобрать?
(такая же работа проводится с 3 и 4 абзацами)
ПЛАН.
- Рождение медвежонка.
- Наступление весны.
- В берлоге.
- На воле.
( слайд 3 с планом на доске)
-Вот мы и составили план.
-В каком времени стоят глаголы? (в пр. вр.)
-Подтвердите свой ответ глаголами из текста.
-Что знаете о глаголах пр. времени?
-Вы должны помнить, что при написании изложения все глаголы должны стоять в пр. времени.
6.Ф/м. –А сейчас отдохнём. (Пальцы взамок, руки вперёд…, потянулись, руки на пояс, наклонились влево, вправо, сели…)
7.Орфографическая подготовка. ( слайд 4)
— Теперь проведём орфографическую подготовку.
А).- После текста на карточках записаны слова с пропущенными буквами.
— Посмотрите и скажите, какая орфограмма в них?
-Как проверить безударную гласную в корне слова? ( Дети подбирают проверочные слова и вставляют безударную гласную на карточках.)
тр_щали ж_лище
по_вился л_жал
р_дился поб_жали
освоб_дились руч_йки
вых_дить в_сенним
осм_трел пр_лес_ный
(обращаю внимание на удвоенную согласную в слове весенним и непроизносимую в слове прелестный)
Б).- В тексте много слов с безударной гласной не только в корне, но и в приставке.
-Вспомните, как пишутся приставки со словами?
-Какие бывают приставки?
-Найдите в тексте слова с приставкой по-, о-.
В). Трудные слова.
-Обратите внимание на то, что в тексте есть трудные слова. Вы их будете использовать при написании изложения.
-Прочитаем их хором с доски по слогам.
МЕДВЕЖОНОК НЕЛЬЗЯ ОСВОБОДИЛАСЬ
ТАЯТЬ ПОДРОС ЗАМЕТНО
МАТЬ-МЕДВЕДИЦА ОДНАЖДЫ
Г). –Мы поработали над различными орфограммами, а сейчас проведём лексическую подготовку.
-Что такое ЛЕКСИКА? (Это совокупность слов или словарный запас языка.)
(УСТНО) –Подберите СИНОНИМЫ к некоторым словам.
— Что такое СИНОНИМЫ?
Воля, … (свобода)
Везде, … (всюду)
Жилище,… ( дом, берлога)
-Подберите антоним к слову
ПРОСТОРНЫЙ-……..( тесный)
-Что такое АНТОНИМЫ?
Д). –В тексте автор использует один из художественных приёмов.
— Как вы понимаете такое выражение « ТРЕЩАЛИ МОРОЗЫ»?
-Зачем автор употребил такое выражение? (Чтобы показать суровость зимы, силу мороза.)
-Что значит «ПОБЕЖАЛИ РУЧЕЙКИ»? (Солнце так грело, что снег растаял, потекла вода- переносное значение.)
-Как называется такой художественный приём, когда неживому предмету наделены признаки живого предмета? ( ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)
-Что это такое? ( Перенесение свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый.)
Е).- Иногда при написании изложения мы используем такой приём . как ПЕРИФРАЗ.
— Что это такое? ( Это замена выражения другим выражением, в котором указаны признаки неназванного прямо предмета.)
— Найдите на карточках последний абзац. (Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги.
Как хорошо было на воле!)
-Как можно эти предложения заменить другой фразой? (Как-то раз весенним утром семья косолапых вышла из жилища. Замечательно, прекрасно было на свободе!)
8. Ф/м для глаз. ( Слайд 5)
9. Повторное чтение и пересказ текста. (вслух читает 1 ученик)
-Сейчас последний раз перечитаем рассказ.
-Представьте себе нарисованную картину по тексту.
-Перескажите по плану.
10. Написание изложения с творческим заданием.
-Вам надо написать текст, но с творческим заданием. Его надо продолжить 2-3 предложениями. Для этого надо придумать, какой бы забавный случай мог произойти с медвежонком. Если у вас возникнут затруднения, обращайтесь ко мне. (План и опорные слова остаются на доске и на экране.)
11.Самопроверка.(Исправить ошибки простым карандашом.)
12. Зачитывание изложений.
-Какой рассказ вам понравился больше?
-Более подробный анализ ваших изложений я сделаю на следующем уроке.
13.Итог урока.
-Поведём итог нашему уроку.
-Чему мы учились сегодня на уроке?
-Что понравилось больше всего?
-Над чем надо ещё поработать?
14.Рефлексия. (На столах карточки со словами :
).
-Сами оцените свою учебную деятельность.