Деятельность учителя | Деятельность учеников | 1.Организационный момент. Подготовка класса к уроку. 2. Целеполагание и мотивация. 3. Сообщение темы урока 4. Актуализация знаний учащихся. 5. Первичное осмысление. 6..Работа по содержанию изложения. 7. Первичное осмысление материала. 8. Осмысление информации 9. Работа над композицией текста. 10. Выбор опорных слов. 11. Психологическая минутка 12.Орфографическая работа. 13. Применение знаний и умений 14. Самопроверка 15. Рефлексия 16. Итог урока 17. Домашняя работа | «Мы – исследователи». — Что мы исследуем на уроках русского языка? Слайд 1. Загадка: Летом бродит без дороги Между сосен и берёз. А зимой он спит в берлоге, От мороза пряча нос. -Как бы вы повели себя в ситуации, если бы встретили медведя? Цель нашего урока – исследование текста о медведях. На уроках литературного чтения и окружающего мира мы знакомились с некоторыми особенностями поведения этих животных. Сегодня мы не только узнаем новое о повадках медведей, но и постараемся это записать так, чтобы было интересно прочитать. — Можете ли вы назвать особенности поведения медведей, их повадки? Вспомнить, какие типы текстов мы знаем. На доске открывается таблица по ходу ответов детей. (Приложение 1) Читают текст изложения. Приложение 2. Отвечают на вопросы: групповая работа 1. Что привлекло автора в этой сцене? 2. Что нового вы узнали о медведях? 3. Лексическая работа со словом «пестун». Беседа по содержанию. 1. Кто первой перебрался через реку? 2.Кто остался на берегу? 3.Как пестун помог медвежатам? 4.Куда отправилось семейство дальше? 1. Речевая задача. 2. Что отражено в названии текста? 3. Сколько частей в тексте? 4. Определение микротемы каждой части. Составление плана отрывка. Можно эти слова и выражения ли заменить синонимом? Почему? (возложила, старшего, метались, тревожно скулили, влепила, вернулся, облизала, последним) Работа по карточке «Вставь букву» (Приложение 3) Чтение текста учителем с установкой на запоминание и представление. Что нового мы узнали на уроке о медведях? Легко ли написать текст, который интересно было бы слушать? Что для этого необходимо? Подберите интересные факты о животных из научно — популярной литературы. Что мы относим к научно — популярной литературе? Спасибо за урок. Я надеюсь, что с удовольствием прочитаю изложения, написанные вами. | Ответы детей. Тайны русского языка. (Слова, предложения, тексты) Медведь. Узнаем новое о повадках медведя. Дети отвечают на вопрос учителя. Вспоминают интересные случаи их рассказов взрослых, из книг. Дети дают ответ на поставленные вопросы. Ответы детей: типы текстов — повествование, описание, рассуждение. Типы текстов зависят от речевой задачи. Чтение текста учеником. Каждая группа ищет ответы на свои вопросы с опорой на текст. В этимологическом словаре находят значение слова «пестун» Запись плана изложения в тетради. 1.Интересно рассказать о поведение медведей. 2. Тема текста. Обоснование выбора слова. Можно, но не все. Изменится смысл, заложенный автором. Работа по карточке «Вставь букву» (Приложение 3) Слушают, закрыв, глаза. Написание изложения без предварительного текста пересказа детьми. (Приложение 4) Проверка по карточке «Самопроверка» (Приложение 5) -У медведей тоже есть воспитатель. Энциклопедии, статьи из журналов. |
Презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему: Изложение текста — повествования «Первые шаги весны»
Слайд 1
ИЗЛОЖЕНИЕ
Слайд 2
ВЕСНА
Слайд 3
……….. Хрусть, хрусть… — захрустел снег под окном. Я проснулся. Кто-то подошёл к дому. Я привстал и стал ожидать стука в дверь. Снова послышалось: хрусть, хрусть… Кто-то отошёл от окна, так и не постучавшись. Я поднялся, выглянул на улицу. Никого не было. Над тёмной колокольней светила луна. Улегся и стал задрёмывать. Вдруг – хрусть, хрусть – кто-то снова ходил вокруг дома. Подбежал к окну – и никого не увидел. Всю ночь кто-то ходил вокруг дома, хрустел снегом, а в дверь не стучался. «Наверно, это хорь, — думал я. – Ладно, утром узнаю по следам, кто это».
Слайд 4
……….. Хрусть, хрусть… — захрустел снег под окном. Я проснулся. Кто-то подошёл к дому. Я привстал и стал ожидать стука в дверь. Снова послышалось: хрусть, хрусть… Кто-то отошёл от окна, так и не постучавшись. Я поднялся, выглянул на улицу. Никого не было. Над тёмной колокольней светила луна. Улегся и стал задрёмывать. Вдруг – хрусть, хрусть – кто-то снова ходил вокруг дома. Подбежал к окну – и никого не увидел. Всю ночь кто-то ходил вокруг дома, хрустел снегом, а в дверь не стучался. «Наверно, это хорь, — думал я. – Ладно, утром узнаю по следам, кто это». Но утром никаких следов я не нашёл. Когда же увидел на дороге грачей, понял, что это ранняя весна ходила под окнами. Под её легкими шагами хрустел, проседал подтаявший за день снег.
Слайд 5
Первичный анализ содержания текста ТЕМА: о приходе весны ИДЕЯ: грачи-первые вестники весны
Слайд 6
Озаглавим текст Первые шаги весны План: 1. Шаги под окном. 2. Невидимка. 3. Кто-то приходил ночью. 4. Бессонная ночь. 5. Весенние проказы.
Слайд 7
Первые шаги весны Хрусть, хрусть… — захрустел снег под окном. Я проснулся. Кто-то подошёл к дому. Я привстал и стал ожидать стука в дверь. Снова послышалось: хрусть, хрусть… Кто-то отошёл от окна, так и не постучавшись. Я поднялся, выглянул на улицу. Никого не было. Над тёмной колокольней светила луна. Улегся и стал задрёмывать. Вдруг – хрусть, хрусть – кто-то снова ходил вокруг дома. Подбежал к окну – и никого не увидел. Всю ночь кто-то ходил вокруг дома, хрустел снегом, а в дверь не стучался. «Наверно, это хорь, — думал я. – Ладно, утром узнаю по следам, кто это». Но утром никаких следов я не нашёл. Когда же увидел на дороге грачей, понял, что это ранняя весна ходила под окнами. Под её легкими шагами хрустел, проседал подтаявший за день снег.
Слайд 8
Первые шаги весны Хрусть, хрусть… Я проснулся … стал ожидать стука в дверь …Снова послышалось … так и не постучавшись. Я выглянул на улицу…Никого … …задрёмывать … Вдруг …и никого… Всю ночь … хрустел снегом…Наверно…- думал я…узнаю по следам… …следов я не нашёл… увидел на дороге грачей … ранняя весна ходила под окнами… План: 1. Шаги под окном. 2. Невидимка. 3. Кто-то приходил ночью. 4. Бессонная ночь. 5. Весенние проказы.
Урок развития речи. Изложение «Горькая вода» 4 класс
Урок русского языка. 4 класс. УМК «Перспектива».
Тема урока: Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. Изложение «Горькая вода»
Тип урока: Открытие новых знаний
Цели: совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать части текста, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями; развивать речь, орфографические навыки.
УУД:
Личностные:
— положительная мотивация к предмету «Русский язык»;
— познавательный интерес к русскому языку
Регулятивные:
1.Развиваем умение высказывать своё предположение .
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу, составлять план.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
1. Выявлять сущность, особенности объектов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
3. Обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Оборудование:
Презентация, карточки
Ход урока.
Орг. Момент.
Самоопределение к деятельности.
— Сегодня на уроке по развитию речи будем писать с вами изложение
— Что значит написать изложение?
Написать изложение – это письменно пересказать текст, который услышали или прочитали сами.
-Цель нашей работы на этом уроке?
1. Запомнить текст, определить его тему и основную мысль;
2. Составить план текста, найти ключевые слова;
3. Грамотно записать текст.
— Открываем тетради для творческих работ. Записываем число. Изложение.
— Название нашего текста «Горькая вода». Записываем: Горькая вода.
— Что значит слово «горький»? Какое лексическое значение этого слова?
— В Толковом словаре С.И. Ожегова это слово имеет несколько значений:
Имеющий своеобразный едкий и неприятный вкус.
Исполненный тягот, невзгод, горя; Причиняющий, вызывающий горе, огорчения.
— Как вы думаете, в каком значении это слово употреблено в нашем тексте?
— Как вы думаете, о чем этот текст?
Работа по теме урока.
1)Знакомство с текстом.
С. 106 упр.185. (читают дети)
2)Проверка усвоения содержания.
— Ваши предположения оправдались?
— К какому типу текста относится этот рассказ? (текст – повествование)
— О чем говорится в тексте?
— Что вас особенно взволновало в повествовании?
— Прочитайте пословицы и выберите те из них, которые отражают главную мысль текста. Объясните свой выбор.
По труду и награда.
Добрый человек добру и учит.
Как аукнется, так и откликнется.
Всегда и всюду будь лицом к люду.
— Как вы относитесь к поступку мальчиков?
— Затаила ли старушка обиду на Толю? Как вы это поняли?
— Осознал ли мальчик свой поступок? Как вы это поняли?
— Было ли вам когда — нибудь стыдно за свои поступки?
— Почему же рассказ называется «Горькая вода»?
3) Составление плана текста.
— На сколько частей можно разделить текст?
— Читаем каждую часть, озаглавливаем, выбираем опорные слова.
Примерный план:
Встреча на дороге.
Помощь старушке.
Вторая встреча со старушкой. (Неожиданная встреча)
4) Лексическая работа. (в ходе составления плана)
— Как вы понимаете выражение от всего сердца? (Искренне, с благодарностью)
— Что означает слово приветливо? (Вежливо с улыбкой)
— Какими словами автор показывает, что Толе стало стыдно? (Толя покраснел).
— Как автор заменяет слова, чтобы не допустить повторов? (Толя, он, мальчик. Старушка, она).
5) Пересказ текста по плану.
6) Орфографическая подготовка.
— Какие орфограммы встретились в тексте? Приведите примеры из текста.
— Найдите в тексте предложения с однородными членами. Объясните постановку знаков препинания.
— Найдите в тексте сложные предложения. Объясните постановку знаков препинания.
Написание изложения.
(Самостоятельная работа. Самопроверка. Оценивание.)
Подведение итогов.
— Какие умения мы закрепляли при написании изложения?
— Какие правила проверки орфограмм вам понадобились?
— Кто доволен своей работой?
— В чем вы испытали трудность?
Урок по русскому языку на тему «Развитие речи. Анализ и редактирование изложения.» (4 класс)
4 класс
Учитель начальных классов
Высшей квалификационной категории
Мадоян Сусанна Георгиевна
г. Люберцы
2014г.
Ход урока
Организационный момент.
— Ребята, урок я начну со стихотворения Михаила Пляцковского
Михаил Пляцковский (Сл.2)
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе — солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей — весеннее!
— Итак, о чем мы будем говорить сегодня? Конечно, о весне, а, точнее, мы продолжим наш разговор. Ранняя весна хоть и прохладный сезон, но он заставляет нас чувствовать что тёплое и беззаботное время года, всё ближе и ближе. Но где-то ещё лежит снег, сквозь который пробиваются первые цветочки, лёд начинает трогаться, а на лугах еле начинает пробиваться молодая травка. Дни становятся всё длиннее, и природа заново начинает возвращаться к жизни
— Ребята, вы накануне написали изложение, которое было о весне. Озаглавили мы его «Первые шаги весны». Сегодня мы проанализируем изложение, отработаем речевые и орфографические ошибки и научимся правильно редактировать текст.
1I. Чистописание
— В ваших работах были допущены ошибки в письме, неправильное соединение — ол, — ры, ????
(пишут в тетрадях с доски – 2 ученика выходят к доске , прписывают эти слоги).
III. Анализ изложения
– Предлагаю зачитать трем ученикам свои изложения, а мы внимательно послушаем, чтобы проанализировать.
(Ученики читают)
– Как вы считаете, кому удалось близко к тексту передать содержание рассказа?
– Кому удалось последовательно построить предложения, избегая повторов слов?
– Были ли у кого-то недочеты, какой совет вы бы хотели дать?
А теперь вспомним рассказ.
Первые шаги весны ( сл.4
Хрусть, хрусть… — захрустел снег под окном. Я проснулся. Кто-то подошёл к дому. Я привстал и стал ожидать стука в дверь. Снова послышалось: хрусть, хрусть… Кто-то отошёл от окна, так и не постучавшись.
Я поднялся, выглянул на улицу. Никого не было. Над тёмной колокольней светила луна.
Улегся и стал задрёмывать. Вдруг – хрусть, хрусть – кто-то снова ходил вокруг дома. Подбежал к окну – и никого не увидел.
Всю ночь кто-то ходил вокруг дома, хрустел снегом, а вдверь не стучался. «Наверно, это хорь, — думал я. – Ладно, утром узнаю по следам, кто это».
Но утром никаких следов я не нашёл. Когда же увидел на дороге грачей, понял, что это ранняя весна ходила под окнами. Под её легкими шагами хрустел, проседал подтаявший за день снег.
(По Ю. Ковалю)
План (сл.5)
Шаги под окном.
Невидимка.
Кто-то приходил ночью.
Бессонная ночь.
Весенние проказы.
— Итак, начнем работать над ошибками.
1. Устрани повтор .(сл6)
2. Замени слово. 7
3. Измени порядок слов. 8
4. Добавь недостающее. 8
5. Спиши и запомни. 9
6. Поставь ударение, подчеркни безударные гласные, запиши ещё по 3 слова с таким же безударным гласным. 10
7. Вставь пропущенную букву. Проверь, придумай 3 слова на это правило. 11
8. Обозначь границы предложения. 12
9. Спиши, исправляя ошибки. 13
10. Подбери к словам синонимы (близкие по смыслу слова) 14
11. Подбери к словам антонимы (противоположные по смыслу) 15
IV. Физкультминутка 15
-Существует такой вид искусства, где нет слов, а есть только движения тела, жесты, мимика. Это пантомима. Представьте пантомиму по заданию.
Вокруг твоей головы летает надоедливая муха, а ты пытаешься отбиться от неё.
Новый шерстяной шарф колет тебе шею, тебе неудобно в нём.
Летним утром в поле ты подставляешь своё лицо солнышку, а потом вдруг набегает туча…
Ты радостно садишься за уроки.
А чтоб у вас действительно было настроение весеннее, посмотрите
весенний видеоряд, а потом приступим к творческому заданию.
Видеоряд 16
V. Работа с деформированным предложением (работа групповая).
— Ребята каждая группа должны собрать предложения в маленький текст и в результате получить один большой.
Весенний звон СЛ17
Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зеленого тумана по широкому лугу. Стоят теплые и тихие вечера.
Я прислушался к вечерней тишине. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывет звон. Что это звенит? Вот скатилась капля сладкого сока с березовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда.
Возвратились из теплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня.
В эти дни мы всюду слышим музыку природы.
VI. Интегрированная работа с ИЗО (метапредметная)
— Ребята, вы на уроке изо к изложению рисовали весну. Каждый по своему рисунку составляет одно предложение, разбирает его по членам предложения, указывает падежную форму частей речи.
VII.Физкультминутка. Гимнастика для глаз. Сл18
— Посмотрите в окно
– на точку, считая до 10 (зеленый кружок приклеенный к стеклу)
— моргаем глазами, считая до 10
— смотрим вдаль, считая до 10
— моргаем глазами, считая до 10
VIII. Итог урока,
д/з 19
— Что полезного для себя с точки зрения развития речи вы сегодня вынесли из нашего урока? (Учились грамотно составлять предложения, писать текст, подбирать правильно слова в предложении).
IX. Рефлексия. сл20
На перемене подойдите к полю слов и отметьте 5 слов или с/с, которые соответствуют твоему настроению (состоянию)
Русский язык изложение «Переправа»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лазурненская средняя общеобразовательная школа»
по УМК «Планета знаний»
Автор учебника Л.Я. Желтовская
Тема урока.
Обучающее изложение
по коллективно составленному плану
«Переправа» (По Ю. Коринцу).
Учитель Сафиева Екатерина Анатольевна
2015 год
Тема урока. Обучающее изложение по коллективно составленному плану
«Переправа» (По Ю. Коринцу).
Тип урок: комбинированный урок
Цели: 1.Формирование умения воспроизводить текст в логической последовательности;
формирование навыка композиционного членения текста.
2. Развитие речи, орфографической зоркости, развитие способности чётко формулировать свои мысли.
3. Воспитание интереса к русскому языку воспитание уверенности в своих силах, познавательного интереса к окружающему миру
Оборудование: текст, карточки «Вставь букву», индивидуальные карточки – помощницы
Переправа
К берегу подошла большая медведица с медвежатами. Она возложила заботу о малышах на старшего пестуна, и первая перебралась через реку.
На берегу медведица оглянулась. Пестун переплывал реку один, а малыши метались на мелком песке, тревожно скулили. Мать дождалась старшего и влепила ему увесистую оплеуху.
Только тут пестун всё понял. Он сразу вернулся к малышам, загнал их в воду и поплыл с ними рядом, но чуть позади. Отстававших он слегка подталкивал носом.
Когда малыши выбрались на берег, мать облизала каждого. После чего все степенно двинулись мимо избушки в лес. Впереди шла медведица, за ней медвежата, и последним шёл пестун. (По Ю. Коринцу)
Зависит от речевой задачи.
Отвечает на свой вопрос.
Состоит из композиционных частей.
Чтение текста учеником.
Работа с этимологическим словарём.
Ответы детей с опорой на текст
Запись плана изложения в тетради.
1.Интересно рассказать о поведение медведей.
2. Тема текста.
Обоснование выбора слова.
Можно, но не все.
Изменится смысл, заложенный автором.
Работа по карточке «Вставь букву» (Приложение 2)
Слушают, закрыв, глаза.
Написание изложения без предварительного текста пересказа детьми.
(Приложение 3)
Проверка по карточке «Самопроверка» (Приложение 4)
-У медведей тоже есть воспитатель.
Энциклопедии, статьи из журналов.
Приложение № 1
Композиция текста – повествования
Завязка
Развитие действия
Кульминация
Развязка
Приложение № 2
Приложение № 4
Самопроверка
Читай медленно, по одному предложению. Вникай в смысл слов.
Начало предложения пиши с большой буквы.
Найди слова, которые нужно проверить.
Проверь, все ли опорные слова использованы.
Прочитай текст ещё раз.