Обращение (Упражнения и тест)

 Упражнение 1.

Выпишите те предложения, в которых есть обращения.

1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес.

 

Упражнение 2.

Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

1. Ветер споет нам про дикие горы.

2. Мой друг настойчиво добивается цели.

3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.

4. Ребята пошли на речку.

5. Мама купила мне книгу.

6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.

 

Упражнение 3.

Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других — обращениями.

Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.

 

Упражнение 4.

Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

I. 1) Мой друг отчизн… посвятим души пр…красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони…ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи…я туча рассе…нной бури одна ты несё…ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн…я звезда твой луч осеребрил увядшие р…внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако¬мых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)

II. 1) Не буд… товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама — республика моя. 4) Слав…те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк… . Рабы разгибайте спины и ко¬лени. Армия пролетариев встань стройна.

 

Упражнение 5.

Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.

I. Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем.

II. Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться.

III. Спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни моей. Весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами! Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки пр_ехала она ночью выставил удале(н,нн)ое охр_нение. К счастью Печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу.

 

Упражнение 6.

Прочитайте, укажите обращения и объясните расстановку знаков препинания.

1) Пётр Андреич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. 2) Сын мой Пётр! Письмо твоё мы получили 15 сего месяца.3) Высоко над семьёю гор, Кавказ, твой царственный шатёр сияет. 4) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 5) Ты не узнал меня, Прохоров? 6) Как недогадлива ты, няня! 7) Поез¬жайте ты, Трубецкой, и ты, Басманов. 8) Опять я ваш, о юные друзья! 9) О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 10) Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! (Из произведений А. С. П у ш к и н а.)

 

Упражнение 7.

Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.

 

Упражнение 8.

Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах.

Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

Сыплетчеремуха снегом, зелень в цвету и росе.

Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Пока лета не отогнали невинной радости твоей, Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.

Простите мне, я так люблюТатьяну милую мою.

Прощай, письмо любви! Прощай: она велела…

Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке.

Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли, старый, загадку?

Прекрасной дочерью своей гордитсястарый Кочубей.

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч…
Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума.

 

Упражнение 9.

Закончите предложения:

а) о назначении (роли) обращения. Обращение называет того,________________;

б) о способе выражения обращения. Обращение обычно бывает выражено____________________________;

в) об интонационных особенностях обращений. Обращение произносится с особой(_________________)__________________ _________________________________________ ;

г) о том, почему и как нужно отличать обращение от подлежащего. Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ___________, поэтому при разборе предложения его нередко __________. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в _________________________________________ , не является __________________________________ (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с_______________________________ .

 

Упражнение 10.

Как вы думаете, в какой речи – устной или письменной – чаще используются обращения? Приведите примеры обращений, которые вам приходится использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений?

(Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка.)

 

Упражнение 11.

Вспомните, что такое речевая ситуация и как она влияет на выбор языковых средств общения, в том числе и на выбор варианта обращения. Выполнить задание вам поможет высказывание Н.И. Формановской:
…Одному мы можем сказать: уважаемый Александр Ильич, другому (или в других условиях) – Сашенька, а третьему (или в иных условиях) – Санек. И все это будет зависеть от того, кто и кому, в какой обстановке и при каких взаимных отношениях говорит.

 

Упражнение 12.

Вы переписываетесь с кем-нибудь? В зависимости от чего выбираете обращения? Покажите это: напишите письмо, предварительно определив адресата (кому будете писать), характер письма (официальное, деловое или личное), содержание (о чем хотите сообщить), какие языковые средства лучше использовать для данной ситуации. Не забудьте употребить нужные знаки препинания для выделения обращения.

 

Упражнение 13.

Припомните, в какой речи роль обращений могут исполнять имена существительные, обозначающие неживые предметы. Прочитайте поэтические строки, спишите, расставив недостающие знаки препинания.

1) Безмолвное море лазурное море стою очарован над бездной твоей. (В.Жуковский)

2) Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.Пушкин)

3) Что ты клонишь над водами ива макушку свою… И дрожащими листами, словно жадными устами, ловишь беглую струю? (Ф.Тютчев) 4) Тучки небесные вечные странники Степью лазурною цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную. (М.Лермонтов) 5) Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня, темно-голубые? (А.К. Толстой)

 

Упражнение 14.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте обращения.

а) 1. Что дремучий лес призадумался? (А.Кольцов) 2. Эй, вратарь готовься к бою. (В.Лебедев-Кумач) 3. Присядем друзья перед дальней дорогой. (В.Дыховичный) 4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой. (З.Александрова)

б) 1. Радуй девочка людей добротой, красой своей. (О.Константинова) 2. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко. (О.Константинова) 3. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим. (Г.Скребицкий) 4. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. (А.Юрканская) 5. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной. (О.Константинова) 6. Роза для чего тебе шипы? (А.Юрканская)

 

Упражнение 15.

Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.

1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин).

 

Упражнение 16.

Найдите в предложениях обращения и укажите, чем они отличаются от сходных по форме членов предложения.

1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит — летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия… (Пушкин). — Мой друг нездоров уже несколько дней. 2.  Ее мечты всегда были возвышенны и романтичны. — Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). — Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва — мой любимый город. — Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). — В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

 

Тест по теме «Обращение»

 

1. Одно из утверждений неверно. Найдите его.

1) Обращение — это конструкция, называющая человека (лицо), к которому обращена речь.

2) Обращение, привлекая внимание собеседника, является мощным средством поддержания речевого контакта.

3) В роли обращения обычно употребляются одушевленные существительные в форме именительного падежа, одиночные или с зависимыми словами.

4) В предложении обращения обычно являются подлежащими.

 

2. С чем нельзя согласиться?

1) Обращение может быть выражено неодушевленным существительным в форме именительного падежа.

2) Обращение не связано синтаксически с членами предложения.

3) Обращение может стоять в любой части предложения.

4) Обращение не может быть выделено на письме знаками препинания.

 

3. Выберите ошибочное утверждение.

1) Обращение может быть распространено определениями и придаточными предложениями.

2) Обращение, где бы оно ни стояло, отделяется от других членов предложения запятыми.

3) Если обращение окрашено особыми эмоциями и произнесено с восклицательной интонацией, оно оформляется восклицательным знаком.

4) В роли обращения в редких случаях могут выступать личные местоимения ТЫ и ВЫ.

 

4. Найдите предложения, в которых обращения выражены одушевленным существительным.

1) Здравствуй, солнце да утро веселое!

2) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

3) Ускорь шаги, прекрасная весна, поторопи свой радостный приход.

4) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, — все ваша музыка плоха.

 

5. Найдите предложения, в которых обращения выражены неодушевленным существительным.

1) Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять.

2) Свет Родионовна, забуду ли тебя?

3) Ты хочешь меду, сын? — Так жала не страшись.

4) Плачь, душа моя, плачь, моя милая!

 

6. Найдите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания.

1)  Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

2) Внемлите ж, братья, слову брата, пока мы полны юных сил.

3) Умру я скоро. Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе.

4)  Опять я в Москве, любезнейший, Пушкин, действую снова в суде.

 

7. Установите соответствие:

1) Подлежащее.

2) Обращение.

А. Входит в грамматическую основу предложения. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему.

Б. Не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.

 

8. Установите соответствие:

1) «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?»

2) Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.

3) «Вот что, князь, тебя смущает?»

4) Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

А. Гости — подлежащее.

Б. Князь — подлежащее.

В. Гости — обращение.

Г. Князь — обращение.

 

9. Родилась я, милые внуки мои, под Киевом, в тихой деревне. (Н. Некрасов) Это предложение осложнено

1) обращением и вводным словом.

2) вводным словом и словом-предложением.

3) обращением и уточняющим обстоятельством.

4) словом-предложением и обособленным приложением.

 

10. Нераспространенным обращением осложнено предложение

1) Ты, солнце святое, гори! (А. С. Пушкин)

2) Вы откуда будете, молодые люди? (А. Фадеев)

3) Вперед чужой беде не смейся, голубок. (И. Крылов)

4) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. С. Пушкин)

 

11. Распространенным обращением осложнено предложение

1) Петр, куда ты спрятался? (И. С. Тургенев)

2) Он был, о море, твой певец. (А. С. Пушкин)

3) Расскажи свою биографию, Артем! (Н. Островский)

4) Дорогие товарищи, мы спаяны неразрывной дружбой. (Н. Островский)

 

12. Знаки препинания расставлены правильно в предложении

1) Вы, дядечка помолчите. (А. Чехов)

2) Здравствуй, солнце, да утро веселое! (С. Никитин)

3) Отпусти меня родная, на простор широкий. (Н. Некрасов)

4) Петр Андреевич, Максимыч отведет вас на вашу квартиру. (А. С. Пушкин)

 

13. Знаки препинания расставлены правильно в предложении

1) Простите, вольные страницы, и край отцов, и тихий Дон. (А. С. Пушкин)

2) Дружная идешь, ты, с нами осень. (С. Щипачев)

3) Я люблю тебя жизнь за весну и за страх, и за ярость. (О. Сулейменов)

4) Так вот судьба твоих сынов, о, Рим, о, грозная держава. (А. С. Пушкин)

 

14. Для привлечения внимания слушающего к сообщению в устной речи употребляется

1) обращение.

2) вводное слово.

3) слово-предложение.

4) обособленное приложение.

5) уточняющие члены предложения.

 

15. В каком предложении нет обращения?

I) Зачем ты, Балда. к нам залез?

2) Воротись, поклонися рыбке.

3) Постой, бабушка, постой немножко.’

4) Здравствуй, солнце да утро веселое!

 

16. В каком предложении нет обращения?

1) Ребята, вероятно, уже все в оборе?

2) Взвейтесь кострами, синие ночи!

3) Ты, видимо, меня не услышал.

4) Пишите нам, уважаемые радиослушатели.

 

17. В каком предложении есть обращение?

1) Откуда ты идешь?

2) Мой друг, я пишу эти строки в надежде на скорую встречу.

3) Тот, кого любила я, уже слишком далеко.

4) Тебе, великому русскому поэту, я посвящаю эти юношеские стихи.

 

18. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Однако я господа, кажется, мешаю вам заниматься.

2) А знаете, Клавочка, я должен вам кое-что сообщить.

3) Кем бы вы тогда стали, Александр Петрович?

4) Ты письмо мое, милый, не комкай.   

 

19. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Лидия Николаевна, в кухню входить боялась, да и вообще была тихая, пугливая особа.

2) Так что будьте осторожны, дамы и девицы.

3) Брат мой, как я рад тебя видеть!

4) Читатель, любишь ли ты книги?

 

20. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Помоги мне, солнце красное.

2) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы.

3) Итак, вы в Москве родные мои?

4) Он был, о море, твой певец.

 

                                                              Ответы:

 

 

Карточка «Обращение»

1 ФИ_____________________________________________дата_____________________________

1. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.

Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем.

2 ФИ_____________________________________________дата_____________________________

1. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.

Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться.

3 ФИ_____________________________________________дата_____________________________

1. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.

Куда б_жишь тр_пинка милая куда з_вешь куда в_дешь? Сл_ти к нам тихий вечер на мирные поля! Мои пытливые вопросы оч_видно смутили дядю. На наше счастье буран зад_ржался. К сож_лению в сосняке скрывались люди. Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал.

4 ФИ_____________________________________________дата_____________________________

1. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.

Некрасов был (не)сомненно прав: вечно только доброе потому что только доброе разумно. П_рою мне к_залось что я погружаюсь в некую глубину. Старший лейтенант к_залось совсем забыл о транспорте. Кузнец Архип по всеобщему пр_знанию был мастер хороший. Лети моя птичка далеко лети в городок мой родной. Что же ты ивушка (не)весело стоишь? Город наверное выгл_дит сейчас иначе.

5 ФИ_____________________________________________дата_____________________________

1. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.

Эй пош_л ямщик! Коло(н,нн)а должно быть уже сн_лась на вывозку хлеба. Во- первых Иван настоящий парень во-вторых он мой лучший друг – значит человек надежный. И только Лена не пр_нимала участия в разговоре девушек и к_залось (не)разделяла их воодушевления.

6 ФИ_____________________________________________дата_____________________________

1. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.

Как хорошо ты о море ночное! Сергей Сергеевич разрешите мне завтра поехать с вами. К счастью папы нет дома мама тоже куда-то ушла. Значит можно ни(у) кого (не) спрашиват(?)ся. Завтра по-вид_мому будет хорошая погода. Мне я вам прямо скажу нян(?)чит(?)ся с вами некогда. С песней всем известно легче жить и строить.

Карточки по русскому языку 4 класс

Карточка 1
1. Вставить безударные гласные:
л…сные цв…точки, п…св…тлело в л…су, з…л…тая ос…нь, курлыч…т жур…вли, 
м…я сл…за, в…рсистый к…вер, кр…чат гр…чи, в…сенние л…сточки, …сенняя 
кр…с…та, хр…нит до в…сны, с…дит с…ва
2. Выполнить синтаксический разбор предложения:
По берегам речки растут осины.
3. Выполнить морфемный разбор слов:
лесной, березка, цветочки, весенний, прибежала, ельник
4. Подобрать синонимы к слову красный. _______________________________________
 
Карточка 2
1. Вставить безударные гласные:
т…скает ч…рв…ков, по…вились пт…нцы, с…дит на сн…гу, п…с…лился под 
м…стом, гл…дит к…за, з…св…стели про в…сну, по л…сной прос…ке, прил…тели на
с…сну, св…и сл…ва, н…сет д…мой
2. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Пушистые бобры ставят прочные плотины на лесных речках.
3. Выполнить фонетический разбор слова адрес.
_____________________________________________________________
4. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:
г…зета, в…гон, к…мбайн, тракт…р, м…даль, р…кета, авт…м…биль, тра…вай, 
с…молет, т…пор, м…л…ток, кр…вать Карточка 3
1. Вставить безударные гласные:
м…дв…жонок дог…дался, прив…ла с…стра, вым…зался в гр…зи, на дв…ре 
св…тлым­св…тло, см…трела на зв…рей, л…тит пч…ла, на хв…сте прин…сла, 
т…скает л…сточки, два м…лоденьких др…зда
2. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Осенью в лесу зеленеет маленькая елочка.
3. Выполнить морфемный разбор слов:
елочка, звездочки, доносится, осенний, позеленел, подоконник
4. Подобрать эпитеты к слову осень. _____________________________________
 
Карточка 4
1. Вставить безударные гласные:
приб…жал л…сник, в з…леном л…су, подн…лась зв…зда, пил из зав…ди, д…лекая 
г…ра, зв…рюшки разб…жались, б…льшие цв…ты, в…сит к…вер, прил…тели 
в…сной, выв…ли пт…нцов 
2. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Осенний гриб раздвинул листья и травинки.
3. Подобрать однокоренные слова к слову береза. ________________________________
___________________________________________________________________________
4. Написать антонимы к словам приплыть, стоять, улететь, сесть.
 
Карточка 5
1. Вставить безударные гласные: см…трел в …кно, с в…селым ш…луном, в…зет л…шадка, пох…дила по п…лянке, 
дот…нулся до цв…тка, п…д…рили скв…рца, б…льшой м…хнатый шмель, по б…кам 
б…леет, п…лзет по д…ске 
2. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Мышонок высунулся из травы и осмотрелся.
3. Выполнить фонетический разбор слова мебель.
____________________________________________________________________________
4. Подобрать синонимы к слову аккуратный.
____________________________________________________________________________
 
Карточка 6
1. Вставить безударные гласные:
гр…бов не н…х…жу, из дв…ра л…сника, сн…жинка у ст…б…лька, т…ж…лое в…дро,
б…гут руч…йки, н…сился по оз…ру, вл…тел в …кно, вст…ют на к…ньки, 
повстр…чался со щ…нком, др…жали от хол…да
2. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Деревья роняли свой осенний наряд.
3. Написать 10 слов с приставкой по­.
___________________________________________________________________________
4. Выполнить фонетический разбор слова осень.
____________________________________________________________________________
 
Карточка 7 1. Вставить безударные гласные:
выл…чил б…льных, м…лькает над цв…тком, хв…тает ч…рв…ков, з…леный 
буг…рок, л…тит к дер…ву, прит…щила м…дку, с…дят на п…ньке, зап…сать 
гр…бочки, к…паться в з…мле
2. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Ива осыпала елочку тонкими золотыми листочками.
3. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:
к…лендарь, к…р…ндаш, к…стрюля, м…дведь, с…бака, п…тух, ябл…к…, па…ажир, 
жен…ина, л…пата, п…беда, обл…ка
4. Подобрать эпитеты к слову друг.
__________________________________________________________________________
Карточка 8
1. Вставить безударные гласные:
з…л…тые лучи, по р…систой п…ляне, вес…ло п…б…жал, л…вить в оз…ре, 
вып…лзли кр…ты, пч…линые кельи, м…док с цв…тов, б…льшой л…нтяй, нед…л…ко
от р…ки, пл…щадка во дв…ре, цв…тет ч…ремуха 
2. Выполнить синтаксический разбор предложения:
С клёна упали на землю красивые звездочки.
3. Выполнить морфемный разбор слов:
подберезовик, ученик, переписка, позвонить, яблоко, игрушка
4. Подобрать антонимы к словам белый, яркий.
_______________________________________________________ Карточка 9
1. Вставить безударные гласные:
т…ж…лый кам…нь, в…зились в с…ду, не ус…дишь на з…мле, м…лчит л…са, 
л…дяная г…ра, л…тает с…ва, гол…дно з…мой, над в…ршиной г…ры, кр…сивая 
д…ревня, п…лянка у руч…йка, х…лодной в…сной
2. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Елочка раскинула свои пушистые лапки.
3. Подобрать однокоренные слова к слову давать.
_______________________________________________________
4. Подобрать синонимы к слову верный.
_______________________________________________________
 
Карточка 10
1. Вставить безударные гласные:
сл…телись с б…р…гов, выл…з зв…рек, в…да зат…пила, по…вились х…лмы, гр…зила
зв…рюшкам, хл…почет в с…ду, кр…чат скв…рцы, р…звится в…т…рок, ш…рокие 
п…ля, в…с…литься в г…стях
2. Выполнить синтаксический разбор предложения:
По хмурому небу плыли осенние облака.
3. Написать 10 слов с приставкой на­. 
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
4. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:
с…рень, ур…жай, а…ея, к…ртофель, л…герь, н…род, с…лома, п…м…дор, р…стение, п…года, кр…вать, кв…ртира
 
Карточка 11
1. Вставить безударные гласные:
по…вились гр…чи, гл…дишь на скв…рца, б…ится х…л…дов, в цв…тах тр…ва, в…да 
осв…жила, к…чает г…л…вой, укр…шать с…дами, п…л…сатый шмель, с…ло 
Б…резовка, руч…ек б…жит, цв…ты в с…ду
2. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Выдался ясный осенний денек.
3. Выполнить фонетический разбор слова денек.
_____________________________________________________________________________
4. Подобрать эпитеты к слову ученик.
_____________________________________________________________________________
 
Карточка 12
1. Вставить безударные гласные:
т…пло не за г…рами, в…сенняя к…пель, веч…ром стр…кочут, х…лодная з…ма, 
ск…льзнул под к…ру, зат…пил п…чурку, приб…жал д…мой, н…л…вил кар…сей, 
ст…ят сн…говики, оп…дает л…ства 
2. Выполнить синтаксический разбор предложения:
В зеленой траве пестрели ядовитые мухоморы.
3. Выполнить морфемный разбор слов:
бабушка, белочка, соседушка, собака, сладкий, холодный
4. Подобрать антонимы к словам грубый, щедрый, умный, трудолюбивый. Карточка 13
1. Вставить безударные гласные:
на ш…сте дв…рец, от в…сенних т…ней, л…тят во все стор…ны, з…вут г…стей, в 
н…ре л…сята, ш…рокая тр…пинка, х…лодная в…да, ст…ит ст…ной, в тр…ве у 
б…р…зды, ш…гал по ст…лу, т…мнеют сл…ды
2. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Я люблю бродить по лесу поздней осенью.
3. Подобрать синонимы к слову умный. 
_____________________________________________________________________________
4. Написать 10 слов с суффиксом ­очк­. 
_____________________________________________________________________________
 
Карточка 14
1. Вставить безударные гласные:
поб…жал по д…ске, обр…нил в…л…синки, гн…здо под к…рнями, л…тят не сп…ша, 
з…л…тое к…льцо, б…жит б…гом, др…зды в гн…зде, на п…лянке около р…ки, 
к…рмил ч…рв…ками, ск…зала с…стра, прин…сла в…ды
2. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Из ельника доносится пронзительный свист рябчика.
3. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:
б…гаж, ж…лезо, д…рога, п…рог, б…седка, к…ртина, п…сок, р…бята, а…уратный, 
д…ревня, з…втр…к, се…одня
4. Подобрать однокоренные слова к слову учить.
__________________________________________________________________________ Карточка 15
1. Вставить парные согласные:
за мы…кой доро…ка, у…кие гла…ки, на шу…ке пуго…ка, оши…ка в тетра…ке, на 
ла…ках цара…ки, оха…ка тра…ки, тя…кий гру…, морко…ка на гря…ке, ле…кий 
бе…, взгля… лоша…ки, ни…кий поро…
2. Выписать словосочетания из предложения:
Холод загнал мелких зверьков в норки.
3. Выполнить морфемный разбор слов:
грустный, светлячок, цветник, синяк, задумчивый, дедушка
4. Подобрать эпитеты к слову книга. 
___________________________________________________________________________
 
Карточка 16
1. Вставить парные согласные:
ло…кий рыба…, мя…кий сне…, ре…кие сл…ва, пру… глубо…, барабанщик был ра…,
медве…ь не замер…, ро…кая голу…ка, зале… в сугро…, ду…кам зя…ко, ле…кая 
похо…ка, гла…кий лё…, де…ский са…
2. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Алые гроздья рябины привлекают свиристелей.
3. Выполнить фонетический разбор слова рябина.
____________________________________________________________________________
4. Подобрать антонимы к словам большой, низкий, широкий, глубокий. Карточка 17
1. Вставить парные согласные:
оста…ки сла…ки, чу…кие у…ки, ни…кая ве…ка, у бере…ки сле…ки, де…ки в 
избу…ке, варе…ка подру…ки, пры…ки пичу…ки, ре…кая лоша…ка, ли…кий сне…, 
це…кие ко…ти, кре…кий каранда…, у Сере…ки сырое…ки 
2. Выполнить синтаксический разбор предложения. Расставить знаки препинания:
На севере деревья растут медленно но вырастают крепкими и могучими. 
3. Написать 10 слов с приставкой на­:
_______________________________________________________
4. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:
до св…дан…я, ж…лтый, м…рковь, п…года, …кскурсия, к…см…навт, пш…ница, 
п…тух, Ро…ия, адр…с, з…вод, в…рона 
 
Карточка 18
1. Вставить парные согласные:
 
ре…ька с морко…кой, по у…кой тро…ке, ни…кий оре…ник, на пово…ке, по 
доро…ке, поле… за ша…кой, ре…кий стук, жи…кая ка…ка, гла…кие сапо…­ки, 
бли…кий дру…, ро…кий звере…, ска…ка о ры…ке 
2. Расставить знаки препинания:
Лев смотрел на собачку поворачивал голову из стороны в сторону и не трогал ее.
3. Подобрать однокоренные слова к слову сапоги.
_______________________________________________________
4. Подобрать синонимы к слову водоем.
_______________________________________________________ Карточка 19
1. Вставить парные согласные:
на ни…кой но…ке, у…кая тро…ка, моро… со сне…ком, сла…кая ре…ка, кре…кая 
вере…ка, перед поса…кой морко…ки, ле…кие крылы…ки, сла…­кий арбу…, на 
гря…ке ре…ка, ло…кий ле… 
2. Расставить знаки препинания:
Собачка легла на спину подняла лапки и стала махать хвостиком. 
3. Выполнить морфемный разбор слов:
поездка, лисица, пограничник, перекличка, лошадка, находка
4. Подобрать эпитеты к слову мама.
______________________________________________________
 
Карточка 20
1. Вставить парные согласные:
ги…кий пру…, сере…ки у бере…ки, бабу…ка в око…ке, у…ки на маку…ке, пол…ти 
через овра…, у деду…ки на ночле…, зага…ка про арбу…, турис… в ло…ке, ребя…ки
в пала…ке, испра…ь оши…ку 
2. Расставить пропущенные знаки препинания:
В песне говорилось и про зеленый лужок и про весну и про коня на воле. 
3. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:
м…роз, площ…дь, с…пог, т…традь, стор…ж, бер…г, леб…дь, в…р…бей, с…л…вей, 
за…ц, яг…да, гру…а 
4. Выполнить фонетический разбор слова сосна.
______________________________________________________ Карточка 21
1. Вставить пропущенные буквы в приставках:
…тгадал, н…тянул, п…шел, з…летел, …ткрыл, н…дрезал, п…дходит, з…­гудел, 
п…красил, п…лет, р…сход, п…ездка, п…ход, з…писка, п…дарок, п…дберезовик, 
з…держал, з…мяукал 
2. Расставить знаки препинания:
Течение подхватило льдину покружило на месте а потом понесло вперед и 
ударило в затор. 
3. Написать 10 слов с суффиксом ­ник­: 
______________________________________________________
4. Подобрать антонимы к слову умный.
______________________________________________________
 
Карточка 22
 
1. Вставить пропущенные буквы в приставках:
п…ложил, з…работал, …тложил, п…дтолкнул, пр…бежал, …пустел, …твел, 
н…бирал, п…шел, н…падал, з…стучал, пр…валился, п…садил, н…ловил, 
…тбежал, …бледенел, з…рыл
2. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Булька стал чесать за ушами и греметь ошейником.
3. Подобрать однокоренные слова к слову лес.
______________________________________________________
4. Написать 10 слов с приставкой пере­: 
______________________________________________________ Карточка 23
1. Раскрыть скобки:
(по)является (из)леса, (по)гладил (у)собаки, (в)стороне (в)горах, (при)вез 
(в)субботу, (за)держал и (на)кормил, (за)шел (за)угол, (за)тормозил (за)поворотом,
(за)снул (за)партой, (вы)ехал (из)двора, (вы)лез (из)машины, (в)лез (в)дупло 
2. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. 
3. Выполнить морфемный разбор слов:
подарки, полевые, вечерний, узкая, низкий, ленивый
4. Подобрать синонимы к слову бежать.
Карточка 24
1. Раскрыть скобки:
(На)ехал (на)камень, (на)писал (на)полях, (вы)рос (из)земли, (за)плакала (от)горя, 
(у)везли (с)поля, (по)бежал (по)поляне, (пере)городил (перед)домом, (за)работал 
(на)заводе, (по)ехал (на)лыжах, (на)рвала (на)лугу. 
2. Расставить знаки препинания:
Захар открыл банку консервов достал горшочек с медом бруснику яблоки грибы.
3. Подобрать эпитеты к слову лисица. 
_______________________________________________________
4. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:
во…зал, ж…лезо, ко…ектив, завтр…к, г…зета, …зык, р…сунок, к…стер, сах…р, 
меб…ль, тра…вай, ч…твер… Карточка 25
1. Вставить парные согласные:
Ле…кий, ро…кий, сла…кий, отга…ка, бере…ка, улы…ка, поло…ка, оши…ка, 
яго…ка, тра…ка, сколь…кий, сторо…ка, зага…ка, стару…ка, фля…ка, ни…кий, 
ги…кий, гла…кий.
2. Расставить знаки препинания:
Ребята гудели свистели издавали соловьиные трели.
3. Подобрать однокоренные слова к слову лень. 
4. Выполнить фонетический разбор слова ель. 
_______________________________________________________
 
Карточка 26
1. Расставить парные согласные:
Ду…ка, була…ка, бума…ка, гу…ка, варе…ка, голу…ка, морко…ка, гря…ка, 
доро…ка, блу…ка, зу…ки, остро…ки, ду…ки, кни…ка, гла…ки, сугро… , коро…ка, 
заря…ка.
2. Расставить знаки препинания:
В Россию приглашаются талантливые архитекторы скульпторы живописцы.
3. Определить падеж существительных:
сделана из дуба, подошел к собаке, бежит по полю, тащит в дупло, приехал из 
Москвы, протер полы, пришел из школы, пролетел над городом
4. Выполнить фонетический разбор слова заяц. 
______________________________________________________ Карточка 27
1. Вставить парные согласные:
Ястре… , клю… , кру…ка, заморо…ки, ры…ка, ло…ка, оши…ка, шу…ка, лоша…ка, 
ло…ка, повя…ка, но…ка, ю…ка, площа…ка, ска…ка, нахо…ка, пиро…ки, ука…ка.
2. Расставить знаки препинания:
Артем подошел к няниной постели поднял лежавшую на полу коробочку с 
серными спичками взял горсть их к себе в карман.
3. Выполнить морфемный разбор слов:
столяр, свинарка, грозовой, радостный, известный, пилка
4. Подобрать синонимы к слову лошадь.
______________________________________________________
 
Карточка 28
1. Вставить парные согласные:
Кно…ка, подру…ка, ка…ка, сапо…ки, ко…ка, сне…ки, кро…ки, лягу…ка, ла…ки, 
фла…ки, ре…ка, разве…ка, кры…ка, ша…ка, поло…ка, сосе…ка, матре…ка, ве…ка.
2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Дача просторная и удобная но находится далеко.
3. Выполнить фонетический разбор слова книжка. 
4. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:
пр…вительство, б…гаж, …зык, т…варищ, с…рень, се…лка, с…лют, се…одня, 
р…бята, г…зета, к…мандир, …борона  
 
Карточка 29 1. Вставить парные согласные:
Ми…ка, заме…ка, ги…кий, шлан… , тра…ка, ло…кий, сла…кий, ме…кий, ре…кий, 
ни…кий, кле…ка, око…ко, зимо…ка, петру…ка, стру…ка, крова…ка, у…ка, ча…ка, 
салфе…ка.
2. Расставить знаки препинания:
Потоки воды и размывают вершины оврага и роют ямы на его дне и образуют 
новые овражки.
3. Подобрать эпитеты к слову игрушка. 
4. Подобрать антонимы к словам быстрый, острый, длинный, дневной. 
______________________________________________________
 
Карточка 30
1. Вставить где необходимо согласные:
Поз…ний, вес…ник, грус…ный, учас…ник, чес…ный, здра…ствуй, звез…ный, 
со…нце, капус…ный, сер…це, поз…ний, счас…ливый, лес…ница, радос…ный, 
облас…ной, вкус…ный, прекрас…ный.
2. Расставить знаки препинания:
Овражки ползут во все стороны прорезают поля подступают к селениям 
размывают улицы уничтожают дороги.
3. Определить падеж имен существительных:
вернулся с фабрики, ждет братика, сверкал в небе, сложили солому, окутывал 
землю, пошел за фонарем, нашел зерно, вышел из болота
4. Написать 10 слов с приставкой ­про­. 
______________________________________________________
зученное. Карточка 31
1. Вставить, где необходимо, согласные:
звез…ный, доблес…ный, ужас…ный, опас…ный, чес…ный, вкус…ный, ярос…ный, 
сер…це, трос…ник, пас…бище, праз…ник, чу…ствовать, извес…ный, прекрас…ный, 
прелес…ный, лес…ница
2. Вставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Ветер загудел затрещал сорвал крышу с сарая и помчался дальше.
3. Подобрать однокоренные слова к слову взгляд. ______________
________________________________________________________
4. Выполнить морфемный разбор слов:
побелка, покраска, березка, въезд, моряк, капустное
 
 
Карточка 32
1. Вставить, где необходимо, согласные:
чудес…ный, праз…ничный, поз…но, интерес…ный, вес…ник, грус…ный, 
прелес…ный, радос…ный, звез…ный, крепос…ной, чес…ный, жалос…ливый, 
ненас…ный, влас…ный, чу…ство, капус…ный
2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Ветер несется ломает сучья крутит пыль подхватывает солому но вдруг резко 
затихает.
3. Подобрать синонимы к слову друг. ________________________
________________________________________________________
4. Написать 10 слов с безударными гласными в корне. 
________________________________________________________ ________________________________________________________
 
Карточка 33
 
1. Вставить, где необходимо, ь на конце существительных:
мыш… , рубеж… , чертеж… , мираж… , блиндаж… , нож… , корж… , трубач… , 
помощ… , циркач… , брош… , молодеж… , багаж… , карандаш… , товарищ… , 
рож… , плач… , ноч… , камыш… , еж… , луч… 
2. Вставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор:
Лес пожелтел поскучнел под дыханием осени.
3. Определить падеж имен существительных:
сидела на ветке, сражался за Родину, улетели на юг, работал в тетради, прыгал по 
дорожке, смотрел на сестру, увидел сокола, сорвал сирень
4. Выполнить фонетический разбор слова осина. ______________
________________________________________________________
 
Карточка 34
 
1. Вставить, где необходимо, ь на конце существительных:
трубач… , фальш… , ключ… , плащ… , роскош… , грач… , москвич… , мяч… , 
репортаж… , манеж… , матч… , приемыш… , ерш… , сторож… , смерч… , лещ… , 
стриж… , врач… , малыш… , суш… , дич… 
2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор:
Сухие листья трепетали на ветках опадали крутились в воздухе. 3. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:
б…блиотека, б…седа, д…ректор, д…рога, с…реневый, с…лома, с…юз, тра…вай, 
ко…екция, рев…люция, р…сунок, обл…ко
4. Написать 10 слов с непроизносимыми согласными.
________________________________________________________
________________________________________________________
 
Карточка 35
 
1. Вставить, где необходимо, ь на конце существительных:
ткач… , пляж… , мыш… , камыш… , туш… , суш… , этаж… , шалаш… , чиж… , уж… , 
стриж… , нож… , малыш… , ландыш… , дич… , карандаш… , ерш… , багаж… , вещ… ,
ноч… , доч… , роскош… 
2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Листья покрывали землю пестрым мягким шуршащим ковром.
3. Подобрать эпитеты к слову стена. ________________________
4. Написать 10 слов с приставкой обо­.
________________________________________________________
 
 
Карточка 36
1. Вставить безударные гласные:
б…льной, б…днота, пр…бег, н…в…днение, вр…дители, взгл…нуть, п…вязка, 
веч…ром, св…рить, в…лнушки, в…ренье, д…леко, зв…нок, к…ток, кл…новый, л…сточек, д…ждливый
2. Расставить знаки препинания. Выписать словосочетания:
Лес задумался и смотрел в бледное низкое хмурое небо.
3. Подобрать однокоренные слова к слову дерево. ______________
________________________________________________________
4. Выполнить морфемный разбор слов:
морской, подорожник, поход, часовщик, больница, ученица
 
 
Карточка 37
1. Вставить безударные гласные:
г…лубка, пл…щадка, см…льчак, в…здушный, др…жать, зар…дить, в…шневый, 
заскр…пел, д…лекий, п…лезный, ск…листый, т…желый, р…зьба, д…ржал, д…мой, 
т…нул
2. Расставить знаки препинания:
Тишину нарушал и треск сухой ветки и шумный полет птицы и сердитый крик 
вороны.
3. Подобрать синонимы к слову солдат. ____________________
________________________________________________________
4. Выполнить фонетический разбор слова резьба.
________________________________________________________
________________________________________________________
 
изученное. Карточка 38
1. Вставить безударные гласные:
п…стух, др…зды, сн…жинка, кр…чал, м…стечко, стр…ительная, к…менистая, 
ст…яла, л…сная, л…сица, цв…точек, тр…пинка, гр…бник, б…р…говая, р…чной, 
выст…вка, б…льной, п…ньки
2. Расставить знаки препинания:
У белки мягкая шерсть чуткие уши быстрые глазки и проворные лапки.
3. Определить падеж имен существительных:
веет ветер, махал руками, поймал воробья, рассказал о салюте, копал лопатой, 
пил из стакана, бегал в классе, подарил девочке
4. Написать 10 слов с парными согласными на конце слова. 
 
Карточка 39
1. Вставить ь или ъ:
в…юнок, учен…е, об…ем, счаст…е, раздол…е, бур…ян, бел…е, в…езд, сынов…я, 
об…явление, жил…е, от…езд, ател…е, уст…е, зел…е, от…ехал, об…яснил, 
с…едобный
2. Расставить знаки препинания. Выписать словосочетания:
И у зайца и у белки и у лисы весной появляются детеныши.
3. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:
бер…г, б…реза, в…р…бей, в…рона, вмест… , в…сток, гор…д, два…цать, дев…чка, 
д…журный, д…кабрь, д…ревня, д…рога, ж…лтый, жен…ина, ж…лище
4. Подобрать эпитеты к слову зима.
 
Карточка 40 1. Вставить пропущенные согласные:
зага…ка, ло…ка, алма… , моро… , фля…ка, бере… , морко…ь, гара… , ло…ь, 
молоде…ь, расска… , доро…ка, игру…ка, стру…ка, подру…ка, ватру…ка, голу…ка
2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Белка быстро скачет с ветки на ветку с вершины дерева на землю но не 
разбивается.
3. Подобрать антонимы к словам высоко, далеко, хорошо, быстро.
4. Написать 10 слов с приставкой над­.
 
Карточка 41
1. Вставить ь или ъ:
л…ет дожд… , сил…ная в…юга, отдохнут… у руч…я, лист…я на дерев…ях, 
хорошен…кое плат…е, вышиват… глад…ю, сер…езное пис…мо, сверкат… 
медал…ю, б…ет в цел… , шит… пал…то
2. Расставить знаки препинания:
Белка питается древесными почками зернами орехами семечками сосновых и 
еловых шишек ягодами и грибами.
3. Определить падеж имен существительных:
ходил за коровой, купил посуду, катался на коньках, погнался за зайцем, увидел 
петуха, написал о медведе, спросил у учителя, упал с лестницы
4. Подобрать однокоренные слова к слову цветок.
 
Карточка 42
1. Вставить ь или ъ:
павлин…и пер…я, кружилис… у пчел…ника, у Дар…и тюл…паны, вязат… плат…е, шалун…я Мар…я, друз…я Ил…и, вороб…иное чирикан…е, нел…зя гулят… , 
вз…ерошенные вороб…и, под…ехал к уст…ю
2. Расставить знаки препинания:
Никитка принес из колодца ведро холодной воды и долго лил из ковша на руки на 
обгорелые плечи и спину брата.
3. Выполнить морфемный разбор слов:
работник, приносит, космический, холодный, зашел, подосиновик, поезд, поездка, 
ученик, покупатель
4. Подобрать синонимы к слову красивый.
 
Карточка 43
1. Вставить ь или ъ:
раз…яренные мурав…и, с…ел с жадност…ю, в об…ятия к сынов…ям, об…едки 
лист…ев, об…явление о с…емках, нес…едобное печен…е, об…яснил с радост…ю, 
об…ел суч…я, сил…ные об…ятия
2. Расставить знаки препинания:
Вова на цыпочках подошел к стеклянной двери повернул ключ нажал на ручку и 
вышел на террасу.
3. Выполнить фонетический разбор слова поселок.
4. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:
з…вод, завтр…к, за…ц, з…мл…делие, з…мл…ника, к…пуста, к…р…ндаш, к…ртина, 
к…ртофель, кв…ртира, ко…ектив, комн…та, к…рова, лаг…рь, ле…ко
 
Карточка 44
1. Вставить ь или ъ: от…езд брат…ев, необ…ятные крыл…я, с…едобные хлоп…я, из…ян сиден…я, 
в…ется в…юга, с…ел мурав…ев, в…ехал в дерев…я, пред…явить Вороб…еву, 
раз…единить пер…я
2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Резкий порыв ветра пригнул траву к земле покрыл реку частой рябью взвихрил 
сено на верхушке стога.
3. Определить падеж имен существительных:
подошел к ученику, бежал по тропинке, пил молоко, родился в январе, питается 
почками, сидели на дереве, уткнула мордочку, летел над лесом
4. Подобрать эпитеты к слову воздух.
зученное.
 Карточка 45
1. Вставить ь или ъ:
с…язвить Солов…еву, с…емка в воскресен…е, об…явление в под…езде, об…яснил 
Соф…е, об…езжал руч…и, сил…но с…ежился, раз…едает сол…ю, об…едают 
лист…я, стул…я раз…ехались
2. Расставить знаки препинания. Определить падеж существительных:
Подула зима холодом сорвала листья с лесов и разметала их по дорогам.
3. Подобрать антонимы к словам спрашивать, подняться, покупать, строить.
4. Написать по памяти 15 словарных слов.
 
Карточка 46
1. Вставить безударные гласные:
р…зной, покр…снели, зап…здалый, зап…х, уп…дет, к…сяки, неб…са, м…лькание, 
огл…нись, прол…вной, пор…дел, пот…желел, пож…лел, з…л…той, к…л…сок, б…р…да, ст…р…на, к…р…шок
2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:
На опушке леса стоял охотник и высматривал зайца.
3. Написать 10 слов с суффиксом ­н­.
4. Подобрать однокоренные слова к слову бежать.
 
Карточка 47
1. Вставить безударные гласные:
г…в…рит, тр…п…тать, г…л…сок, б…р…жок, ст…р…жить, г…л…ва, п…л…са, 
гр…б…шок, л…п…тать, з…л…неть, ст…б…лек, др…в…сина, х…х…тать, д…р…гой
2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Сарай был завален удочками лопатами пустыми корзинами и стеклянными 
банками.
3. Выполнить морфемный разбор слов:
кормушка, подушка, подружка, приехали, подлетела, лесной, язычок, диванчик, 
корешок, ягодные
4. Написать 10 слов с безударными гласными в корне.
 
Карточка 48
1. Вставить безударные гласные:
пол…скать ребенка, пол…скать белье, пос…деть от старости, пос…деть на 
скамейке, зап…вать лекарство, зап…вать песню, прож…вать в доме, прож…вать 
мясо, отв…рить картофель, отв…рить дверь, сл…зать с крыши, сл…зать сметану
2. Расставить знаки препинания. Выписать словосочетания: С моря дул свежий но холодный ветер.
3. Подобрать синонимы к слову водоем.
4. Написать 10 слов с непроизносимыми согласными.
 
Карточка 49
1. Вставить безударные гласные:
В з…л…тые …сенние дни г…товились к …тлету жур…вли. П…кружились …ни над 
р…кой, над р…дным б…лотом. Вот п…т…нулись птицы в д…лекие страны. На 
в…стоке п…к…залась ранняя зорька.
2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Писк шум пение наполнили зеленый островок.
3. Определить склонение имен существительных:
аромат леса, перепрыгнул через камень, пригоняют на заре, били по ногам, пели 
на деревьях, смотрит по сторонам, писал в тетради, зябли в зарослях
4. Выполнить фонетический разбор слова аромат.
 
Карточка 50
1. Вставить безударные гласные:
Мелкие …сенние дождики совсем не п…хожи на летние гр…зовые д…жди. …ни 
идут беспр…рывно. З…мля не пр…сыхает быстр… , как летом. Вет…р д…л…ко 
р…зносит с…зревшие с…м…на.
2. Расставить знаки препинания:
Ленька взял шелковую леску привязал к ней за хвост плотвицу и закинул ее через 
лаз в подполье. 3. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:
лес…ница, л…пата, м…г…зин, м…лина, м…шина, м…дведь, мес…ц, м…тро, 
м…л…ко, м…л…ток, м…роз, М…сква, н…род, …бед, …вес
4. Подобрать эпитеты к слову кошка.
 Карточка 51
1. Вставить безударные гласные:
сп…дает жара, мечтаешь о п…дарке, р…дная ст…р…на, об аленьком цв…точке, с 
хрупким ст…клом, ездит на л…шадке, п…с…дить дер…во, т…жело дышит, птичьи 
г…л…са, слышишь зв…нок, сп…шишь в избушку
2. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Орел взмахнул крыльями и поднялся с дерева.
3. Написать слова в дательном падеже:
аллея, беседа, библиотека, газета, командир, сирень, корабль, оборона, победа, 
Россия
4. Подобрать антонимы к словам слева, вверху, сзади.
 
Карточка 52
1. Вставить пропущенные буквы:
cп…шишь в избу…ку, з…т…нул р…мень, ст…ял в б…се…ке, ранний п…вец, шир…ко 
р…зл…лась, горькое л…карство, сла…кая яг…дка, р…спр…вляет лепестки, 
т…ж…лые к…лосья
2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Лисица уткнула мордочку в хвост и отдыхает а сама посматривает по сторонам. 3. Написать 10 слов с суффиксом ­ушк­.
4. Написать слова в родительном падеже:
берег, береза, воробей, коллектив, капуста, мебель, моль, сеялка, сирень,
 
Карточка 53
1. Вставить пропущенные буквы:
х…лмистая мес…ность, к…лючий ш…повник, у…кая д…ро…ка, на б…рхатистой 
коже, сл…маешь ве…ку, ш…рокий под…езд, тр…хнули дер…во, кр…чит в…жак, 
в…ет гн…здо
2. Расставить знаки препинания. Выписать словосочетания:
Внимательно упрямо неутомимо изучайте родной язык.
3. Подобрать однокоренные слова к слову окно.
4. Написать 10 слов с парными согласными в корне слова.
 
Карточка 54
1. Вставить пропущенные буквы:
в в…черней т…шине, об…ед…нился с друз…ями, з…см…трелся на м…дв…жат, 
з…висит от тебя, радос…ное чу…ство, ле…кая д…рога, ч…ткий т…варищ… , 
приц…пил т…ле…ку
2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:
На деревьях пели кричали шумели птицы.
3. Выполнить морфемный разбор слов:
мордочка, плодовые, зернышко, подула, удочка, охотник, листики, лошадка, 
серебряный 4. Написать слова в винительном падеже:
аромат, белка, шерсть, глазки, лапа, ветка, вершина, земля, лес, молодежь
 
Карточка 55
1. Вставить пропущенные буквы:
пр…лес…ная вещ…, с…жаем р…ссаду, др…внейшая история, х…р…шо выгл…дит, 
сильно г…л…дает, с…ехать с горки, сильная в…юга, вкус…ная з…мл…ника, за 
в…здушным змеем, кр…сивая мес…ность
2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Дама сдавала в багаж диван чемодан саквояж картину корзину картонку 
и маленькую собачонку.
3. Подобрать синонимы к слову собачонка.
4. Выполнить фонетический разбор слова мягкая.
 
Карточка 56
1. Вставить пропущенные буквы:
кр…сиво т…нцует, схв…тил д…бычу, с…ежился от хол…да, между в…селыми 
праз…никами, …п…дают листья, выт…нуть из тр…сины, к з…леной п…ляне, 
к…рмить пт…нца 
2. Расставить знаки препинания. Определить падеж существительных:
Табун лошадей выгоняют вечером а пригоняют на утренней заре.
3. Написать 10 слов с удвоенными согласными.
4. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:
ов…щи, …вца, ог…род, …дежда, …днажды, п…льто, п…нал, п…сок, п…года, 
п…м…дор, п…н…дельник, п…суда, пш…ница, пятн…ца, р…бота Карточка 57
1. Вставить пропущенные буквы:
на м…кушке ябл…ни, вкус…ный мед, гла…кие ко…ти, проч…тать об…явление, 
выс…ко л…тает, радос…ная улы…ка, сколь…кий лё… , п…д…шел к под…езду, 
с…дел на г…ре, п…йти на с…емку
2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:
В садах растут и плодовые деревья и ягодные деревья и ягодные кустарники.
3. Определить падеж имен существительных:
растет по берегам, сидит у речки, показалась в лесу, ставят плотины, раздвинул 
листья, вылез из травы, раскинула лапки, плывут по небу
4. Подобрать эпитеты к слову лес.

Тренажёр по русскому языку (4 класс) на тему: Карточки по теме » Глагол»

Ф.И _____________________________________________________________________

ТЕСТ. Глагол

Вариант 1

№1

А1. Какую роль выполняют глаголы?

 1) обозначают признак предмета                       3) обозначают количество предметов

    2) обозначают предмет                                        4) обозначают действие предмета

 

А2. Выбери правильное утверждение.

 1) Глагол – это член предложения.      3)  Глагол – это часть речи.

 2)  Глагол – это часть слова.              4)   Глагол в предложении бывает подлежащим.

А3.  Укажи глаголы-антонимы.

 1) идти-бежать-шагать                                            3) блестеть-сиять

 2) строить-разрушать                                              4)смотреть-глядеть

А4. Укажи строку, в которой приведены только глаголы.

 1) воздух, девять, холодный                                   3) рыбный, пушистый, речной

 2) купание, находка, полёт                                      4) побелить, молодеть, повторить

В1. В какой строке приведены глаголы только в настоящем времени?

 1) видел, слушал, смеялся                                       3) увижу, услышу, посмеюсь

 2) вижу, слушаешь, смеётся                                    4) видели, слушаем, посмеёмся

В2. В каком предложении два глагола?

 1) Медленно шагает караван верблюдов.     3) Смола сосны называется живицей.

 2) Капля камень точит.                                    4) Лежу на спине и слушаю пение птиц.

С1. Сколько глаголов в тексте?

  Солнце освещает лесную чащу. В овраге журчит ручей. В траве трещат кузнечики. Для зелёного борща мы нарвали сочный щавель.

 1) 3                                       3) 5

 2) 4                                       4) 6

С2. В каком варианте от слов ГОЛОС, ЗЕМЛЯ, ПРАВДА, СВЕТ образованы глаголы?  

 1) голосовые, земляной, правдивый, светлый

 2) голосить, приземлиться, оправдать, светить

 3) голосок, землица, правый, светлеет

 4) голоса, земли, с правдой, просвет

№2  Укажи время выделенных глаголов.

Широко раскинулись колхозные поля. Их недавно вспахали. Прошел3 теплый дождь. Вылезли на свет зеленые травинки4. Милые цветы мать-и-мачехи раньше всех появляются на голой земле. Журчат, звенят веселые ручейки. Скоро прилетят пернатые друзья.

№3

  1.   Запишите глаголы в три столбика. 
    Едут, будет петь, съел, говоришь, белела, зашьёт, подросло, гулять, запрыгает, становится, растрепали. 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   2).Прочитай. Раздели текст на предложения, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте время глаголов. 

Солнце св..тило3 ре..ко ув..дает тр..ва оп..дают лист..я воздух наполнится зап..хом  гр..бов и сухой л..ствы у к..рней старой с..сны л..ж..т  м..ховой  к..вёр. 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№4

От глаголов и прилагательных образуй и запиши глаголы неопределенной формы.

Шью —

белый —

нес —

пишу —

черный —

помог —

______________________________

№5   Укажи время выделенных глаголов.

Широко раскинулись колхозные поля. Их недавно вспахали. Прошел3 теплый дождь. Вылезли на свет зеленые травинки4. Милые цветы мать-и-мачехи раньше всех появляются на голой земле. Журчат, звенят веселые ручейки. Скоро прилетят пернатые друзья.

Ф.И _________________________

ТЕСТ. Глагол

Вариант 2

№1

А1. Какую роль выполняют глаголы в речи?

 1) обозначают признак предмета                3) обозначают действие предмета

    2) обозначают предметы                              4) обозначают количество предметов

 

А2. Выбери правильное утверждение.

 1) Глагол – это член предложения.       3)  Глагол – это часть слова.

 2)  Глагол – это часть речи.                    4) Глагол в предложении бывает подлежащим.

А3.  Укажи глаголы-антонимы.

 1) идти-стоять                                                         3) сражаться-драться

 2) строить-возводить                                              4) завертел-закружил

А4. Укажи строку, в которой приведены только глаголы.

 1) воздух, девять, холодный                                   3) купание, находка, полёт

 2) петь, шептать, любить                                        4)  рыбный, пушистый, речной

В1. В какой строке приведены глаголы только в настоящем времени?

 1) видел, слушал, смеялся                                       3) дарю, видишь, работает

 2) увижу, услышу, посмеюсь                                  4) видели, слушаем, посмеёмся

 

В2. В каком предложении два глагола?

 1) Хамелеон видит добычу и выбрасывает язык. 3) Комнатные растения украшают наши жилища.

 2) Песца называют полярной лисицей.               4) В глубине моря царит темнота.

С1. Сколько глаголов в тексте?

  У лесных тропинок всё лето цветут одуванчики. Семена одуванчика быстро созревают и плывут в воздухе. Вечером одуванчики закрывают свои лепестки.

 1) 6                                      3) 4  

 2) 5                                      4) 3

С2. В каком варианте от слов ГОЛОС, ЗЕМЛЯ, ПРАВДА, СВЕТ образованы глаголы?  

 1) голосовые, земляной, правдивый, светлый

 2) голосок, землица, правый, светлеет

 3) голосить, приземлиться, оправдать, светить

 4) голоса, земли, с правдой, просвет

№2Укажи время выделенных глаголов.

Широко раскинулись колхозные поля. Их недавно вспахали. Прошел3 теплый дождь. Вылезли на свет зеленые травинки4. Милые цветы мать-и-мачехи раньше всех появляются на голой земле. Журчат, звенят веселые ручейки. Скоро прилетят пернатые друзья.

№3  1)Запишите глаголы в три столбика. 
Едут, будет петь, съел, говоришь, белела, зашьёт, подросло, гулять, запрыгает, становится, растрепали. 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   2).Прочитай. Раздели текст на предложения, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте время глаголов. 

Солнце св..тило3 ре..ко ув..дает тр..ва оп..дают лист..я воздух наполнится зап..хом  гр..бов и сухой л..ствы у к..рней старой с..сны л..ж..т  м..ховой  к..вёр. 

№4    От имен существительных образуй и запиши глаголы неопределенной формы.

Зелень —

крик —

поливка —

свет —

погрузка —

корм —

№5  Укажи время выделенных глаголов.

Широко раскинулись колхозные поля. Их недавно вспахали. Прошел3 теплый дождь. Вылезли на свет зеленые травинки4. Милые цветы мать-и-мачехи раньше всех появляются на голой земле. Журчат, звенят веселые ручейки. Скоро прилетят пернатые друзья.

Карточки по проверки знаний по русскому языку в 4 классе

Карточки по проверке знаний по теме : «Состав слова» 4 класс

Вариант 1

Карточка 1

1. Подбери к данным существительным однокоренные прилагательные и глаголы. Запиши. Выдели корень.

Лень — …, ….

Старость — …, ….

2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Г…стиница, выс…пать, п…ют, к…лосок, д…леко,тр…пинка, пом…рились.

3. Выпиши только слова, состоящие из корня.

Листья, холод, остров, берега, сапог, ученик, адрес, повесть, костер, салют.

Карточка 2

1. Подбери к данным существительным однокоренные прилагательные и глаголы. Запиши их. Выдели корень.

Холод — …, …..

Зима — …, … .

2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Побл…днел, п…терка, пл…сун, зар…дил, объ…снил, задр…мал, пол…вал.

3. Выпиши только слова, состоящие из корня.

Антенна, мороз, поезд, билет, медаль, учитель, багаж.

Вариант 2

Карточка 1

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Сначала напиши проверочные слова. Выдели корень.

Запл…тил, пост…рел, задр…жал.

2. Спиши слова в три столбика в таком порядке: 1) слова, состоящие из корня и окончания; 2) слова, состоящие из корня и суффикса; 3) слова, состоящие из корня, суффикса и окончания.

Гнездышко, стебелек, карманчик, белеет, собака, колосок, пылинка, скалистый.

3. Допиши к данным словам однокоренные. Выдели корень.

Мир -….

Бег — ….

Карточка 2

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Сначала напиши проверочные слова. Выдели корень.

Пл…тина, д…твора, посп…шил, нар…дился, отт…нул.

2. Допиши к данным словам однокоренные.

Полет — ….

Поход — ….

3. Спиши слова в три столбика в таком порядке: 1) слова, состоящие из корня и окончания; 2) слова, состоящие из приставки и корня; 3) слова, состоящие из корня, суффикса и окончания.

Полоска, сидит, ребятишки, молчат, добрый, пробег, поезд.

Вариант 3

Карточка 1

1. Спиши, вставляя пропущенные.буквы. Рядом напиши проверочное слово. Выдели корень.

  1. Посм…трел, задр…жал, …довитый.

  2. Бума…ка, зага…ка, гри…ки.

3) Изве…ный, че…ный, гру…ный.

2. Разбери по составу.

Поход, заезд, посадка, перекопка, сухой, плитка.

Карточка 2

1.Спиши, вставляя пропущенные буквы. Рядом напиши проверочное. Выдели корень.

Посп…шил, наг…няет, п…лянка, г…л…ва, б…льной.

Сторо…ка, нахо…ка, сви…нул, ме…ный, дож… .

2. Разбери по составу.

Переделка, гористый, подъезд, переход, лиса.

Вариант 4

Карточка 1

1. Прочитай. Найди слова с безударными гласными в корне.

Пришла радостная весна. Весеннее солнышко ярко светит и греет землю. Весело бегут ручейки. Мальчишки пускают бумажные кораблики. Уже летят перелетные птицы. На деревьях зазеленели молодые листочки. Скоро и лето.

2. Выпиши слова с безударными гласными. Выдели в них корень.

3. Разбери по составу.

Поделки, ужасный, травинка.

Карточка 2

1. Прочитай. Найди слова с безударными гласными в корне.

Прилет и перелет крылатых стай – радостное зрелище, особенно для тех, кто любит птиц. И даже тихими ночами, когда не видно косяков в темном небе, приятно слышать их крик приветствия весне.

2. Выпиши слова с безударными гласными, проверяемыми ударением. Подбери проверочные слова.

3. Разбери по составу слова.

Поговорка, осень, длинный.

Карточки для проверки знаний по теме: « Имя существительное»

Вариант 1

Карточка 1

1. Спиши предложение, надпиши над каждым словом, какой частью речи оно является.

На березовой ветке висит крошечный легкий домик.

2. Выпиши сначала подлежащее и сказуемое, затем пары слов.

Снег покрыл белой пеленой деревья.

3. Спиши. Укажи, какими членами предложения являются выделенные существительные. Укажи падеж.

На опушке рощи рос старый дуб. Осенью рабочие спилили дуб.

Карточка 2

1.Спиши предложение. Напиши над каждым словом, какой частью речи оно является.

Под легким покрывалом знойного ветра море улыбалось синему небу.

2. Выпиши из данного предложения подлежащее и сказуемое, затем пары слов.

Голые березы хмуро заглядываются в сонный пруд.

3. Спиши. Укажи падеж выделенных существительных. Подчеркни подлежащее.

Оздоровительный лагерь раскинулся на берегу реки. Ребята поехали отдыхать в оздоровительный лагерь.

Вариант 2.

Карточка 1

1. Выпиши по родам существительные, поставив их в начальной форме.

Настала теплая прозрачная ночь. В бледном небе мерцали редкие звезды. Из темноты доносился легкий звон ручейков.

2. Запиши существительные в единственном числе.

Этажи, плащи, ночи, лещи, карандаши, мячи, вещи.

3. Подбери к существительным лед, болото, лиса однокоренные прилагательные, запиши их, выдели корень.

Карточка 2

1. Выпиши по родам существительные, поставив их в начальной форме.

Вовка сидел за столом и готовил уроки. Вдруг в окно кто-то стукнул. Вовка поднял глаза от тетради и увидел бесхвостого воробья.

2. Запиши существительные в единственном числе.

Товарищи, грачи, чертежи, лучи, вещи, скрипачи.

3. Подбери к существительным город, солнце, сосна однокоренные прилагательные, запиши, укажи род.

Вариант 3

Карточка 1

1.Выпиши существительные по склонениям.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

(И. Бунин)

2. Выпиши из текста существительные вместе с прилагательными.

3. Выпиши существительные с безударной гласной в корне, рядом запиши проверочные слова.

Карточка 2

1. Выпиши существительные по склонениям.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом…

(И. Бунин)

2. Выпиши существительные вместе с прилагательными.

3. Выпиши существительные с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, рядом запиши проверочные слова.

Вариант 4

Карточка 1

1. Спиши.

2. Выдели безударные окончания существительных, укажи падеж.

Ушел с болота медведь к берлоге. Снялись журавли, последний раз махнули крылом и улетели в поле, где сбились в большие стаи. Лес затих. Последнюю песню в лесу всегда поет лось.

3. Выпиши выделенные глаголы и подбери к ним однокоренные прверочные существительные.

Карточка 2

1. Спиши.

2. Выдели безударные окончания существительных, укажи падеж.

Первый снег покрыл белой пеленой поле, деревья и крыши домов. Снежинки падали на землю. Из ночного убежища выскочил заяц и помчался по дороге к роще.

3. Выпиши выделенное прилагательное и подбери к нему однокоренное проверочное существительное.

Вариант 5

Карточка 1

1. Допиши окончания.

2. Укажи склонение и падеж.

Антошка увидел деревн… бабушк… и луга за деревн… в синем свет.. грозы.

3. Запиши существительные герой и поле в родительном, дательном и предложном падежах.

Карточка 2

1. Допиши окончания.

2. Укажи склонение и падеж.

Наташа обхватила брата и вышла с ним изо ржи на дорог….

Она хотела бежать к бабушк…. Но дождь переменился. Начало парить теплом в воздух… . Наташа остановилась на дорог… .

3. Запиши существительные товарищ и зеркало в родительном, дательном и предложном падежах.

Карточки по русскому языку «Прямая речь» 4 класс

Карточка 1.

1.Облизнулся волк и спрашивает куда ты идешь Красная Шапочка.

2.А знаете ли вы куда попали спросил разбойник Бармалей доктора Айболита.

3.Дождь пойдёт утки вон плещутся да и трава больно сильно пахнет возразил Калиныч .

4.Вот ты говоришь что добрый а зачем зеленую травку под снежной периной держишь сказала Рукодельница.

5. Иванушка — дурачок закричал Сивка-Бурка вещая каурка стань передо мной как лист перед травой!

Карточка 2.

1. Надя сказала выслушайте меня когда-нибудь до конца.

2.Усмехнулась хитрая лиса и сказала давайте я вам поделю сыр поровну.

3.Я послезавтра на Волгу поеду сказал Саша.

4.Эй, хозяин вы дадите нам три корочки хлеба сказал важно Буратино.

5. Данила-мастер закричал без цветка мне жизни нет!

Карточка 3

1. Он ответил меня зовут Фомой а по прозвищу Бирюк..

2 Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу взмолился Иван Царевич.

3. Мыши прокричали Леопольд, мы сдаемся!

4.Ну хорошо я никому не скажу засмеялась Валя.

5. Базаров промолвил что вы тут делаете букет вяжете.

Карточка 1.

1.Облизнулся волк и спрашивает куда ты идешь Красная Шапочка.

2.А знаете ли вы куда попали спросил разбойник Бармалей доктора Айболита.

3.Дождь пойдёт утки вон плещутся да и трава больно сильно пахнет возразил Калиныч .

4.Вот ты говоришь что добрый а зачем зеленую травку под снежной периной держишь сказала Рукодельница.

5. Иванушка — дурачок закричал Сивка-Бурка вещая каурка стань передо мной как лист перед травой!

Карточка 2.

1. Надя сказала выслушайте меня когда-нибудь до конца.

2.Усмехнулась хитрая лиса и сказала давайте я вам поделю сыр поровну.

3.Я послезавтра на Волгу поеду сказал Саша.

4.Эй, хозяин вы дадите нам три корочки хлеба сказал важно Буратино.

5. Данила-мастер закричал без цветка мне жизни нет!

Карточка 3

1. Он ответил меня зовут Фомой а по прозвищу Бирюк..

2 Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу взмолился Иван Царевич.

3. Мыши прокричали Леопольд, мы сдаемся!

4.Ну хорошо я никому не скажу засмеялась Валя.

5. Базаров промолвил что вы тут делаете букет вяжете.

Карточка 1.

1.Облизнулся волк и спрашивает куда ты идешь Красная Шапочка.

2.А знаете ли вы куда попали спросил разбойник Бармалей доктора Айболита.

3.Дождь пойдёт утки вон плещутся да и трава больно сильно пахнет возразил Калиныч .

4.Вот ты говоришь что добрый а зачем зеленую травку под снежной периной держишь сказала Рукодельница.

5. Иванушка — дурачок закричал Сивка-Бурка вещая каурка стань передо мной как лист перед травой!