Индивидуальные карточки по теме «Обращение» 4 класс
ФИ__________________________________________________
Прочитай предложения. Найди обращения, поставь знаки препинания. Вставь пропущенные буквы.
Расскажи мне ска…ку милая мамоч…ка!
Игорь как ты сможешь помочь?
Галина Петровна выслушайте сначала.
Нет, это совсем другое море Машен…ка.
Милая м…я подру…ка мы будем бр…сать дру… другу мячик.
П…ссажиры будьте осторожны при вых…де из последнего вагона!
Измените предложения 1 и 4 так, чтобы обращения стояли в середине предложения. Напишите.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИ__________________________________________________
Прочитайте предложения. Найдите обращение, обозначьте его. Выделите запятыми.
Речка спрячь меня!
Ребята не забывайте, что книга — ваш помощник в учёбе.
Дорогие читатели берегите книги!
Юные натуралисты прочитайте книгу Г. Скребицкого “Лесные переселенцы”.
Дима прочитай книгу о животных.
Не шуми ты рожь спелым колосом.
Ты не пой косарь про широку степь.
Куда ты светлый ручеёк стремишься?
Спой светик не стыдись!
Друзья к чему весь этот шум?
Как милый петушок поёшь ты громко важно!
ФИ__________________________________________________
Расставь недостающие знаки препинания. Обозначь обращения.
1. Что дремучий лес призадумался?
2. Эй, вратарь готовься к бою.
3. Присядем друзья перед дальней дорогой.
4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой.
5.Радуй девочка людей добротой, красой своей.
6. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко.
7. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим.
8. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой.
9. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной.
10. Роза для чего тебе шипы?
Веселый ранец — Карточка с упражнениями по теме «Обращение»
Упражнение 1.
Выпишите те предложения, в которых есть обращения.
1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес.
Упражнение 2.
Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.
1. Ветер споет нам про дикие горы.
2. Мой друг настойчиво добивается цели.
3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.
4. Ребята пошли на речку.
5. Мама купила мне книгу.
6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.
Упражнение 3.
Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других — обращениями.
Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.
Упражнение 4.
Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.
I. 1) Мой друг отчизн… посвятим души пр…красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони…ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи…я туча рассе…нной бури одна ты несё…ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн…я звезда твой луч осеребрил увядшие р…внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако¬мых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)
II. 1) Не буд… товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама — республика моя. 4) Слав…те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк… . Рабы разгибайте спины и ко¬лени. Армия пролетариев встань стройна.
Упражнение 5.
Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.
I. Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем.
II. Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться.
III. Спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни моей. Весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами! Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки пр_ехала она ночью выставил удале(н,нн)ое охр_нение. К счастью Печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу.
Упражнение 6.
Прочитайте, укажите обращения и объясните расстановку знаков препинания.
1) Пётр Андреич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. 2) Сын мой Пётр! Письмо твоё мы получили 15 сего месяца.3) Высоко над семьёю гор, Кавказ, твой царственный шатёр сияет. 4) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 5) Ты не узнал меня, Прохоров? 6) Как недогадлива ты, няня! 7) Поез¬жайте ты, Трубецкой, и ты, Басманов. 8) Опять я ваш, о юные друзья! 9) О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 10) Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! (Из произведений А. С. П у ш к и н а.)
Упражнение 7.
Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.
Упражнение 8.
Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах.
Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.
Сыплетчеремуха снегом, зелень в цвету и росе.
Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Пока лета не отогнали невинной радости твоей, Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.
Простите мне, я так люблюТатьяну милую мою.
Прощай, письмо любви! Прощай: она велела…
Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке.
Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли, старый, загадку?
Прекрасной дочерью своей гордитсястарый Кочубей.
Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч…
Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума.
Упражнение 9.
Закончите предложения:
а) о назначении (роли) обращения. Обращение называет того,________________;
б) о способе выражения обращения. Обращение обычно бывает выражено____________________________;
в) об интонационных особенностях обращений. Обращение произносится с особой(_________________)__________________ _________________________________________ ;
г) о том, почему и как нужно отличать обращение от подлежащего. Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ___________, поэтому при разборе предложения его нередко __________. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в _________________________________________ , не является __________________________________ (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с_______________________________ .
Упражнение 10.
Как вы думаете, в какой речи – устной или письменной – чаще используются обращения? Приведите примеры обращений, которые вам приходится использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений?
(Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка.)
Упражнение 11.
Вспомните, что такое речевая ситуация и как она влияет на выбор языковых средств общения, в том числе и на выбор варианта обращения. Выполнить задание вам поможет высказывание Н.И. Формановской:
…Одному мы можем сказать: уважаемый Александр Ильич, другому (или в других условиях) – Сашенька, а третьему (или в иных условиях) – Санек. И все это будет зависеть от того, кто и кому, в какой обстановке и при каких взаимных отношениях говорит.
Упражнение 12.
Вы переписываетесь с кем-нибудь? В зависимости от чего выбираете обращения? Покажите это: напишите письмо, предварительно определив адресата (кому будете писать), характер письма (официальное, деловое или личное), содержание (о чем хотите сообщить), какие языковые средства лучше использовать для данной ситуации. Не забудьте употребить нужные знаки препинания для выделения обращения.
Упражнение 13.
Припомните, в какой речи роль обращений могут исполнять имена существительные, обозначающие неживые предметы. Прочитайте поэтические строки, спишите, расставив недостающие знаки препинания.
1) Безмолвное море лазурное море стою очарован над бездной твоей. (В.Жуковский)
2) Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.Пушкин)
3) Что ты клонишь над водами ива макушку свою… И дрожащими листами, словно жадными устами, ловишь беглую струю? (Ф.Тютчев) 4) Тучки небесные вечные странники Степью лазурною цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную. (М.Лермонтов) 5) Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня, темно-голубые? (А.К. Толстой)
Упражнение 14.
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте обращения.
а) 1. Что дремучий лес призадумался? (А.Кольцов) 2. Эй, вратарь готовься к бою. (В.Лебедев-Кумач) 3. Присядем друзья перед дальней дорогой. (В.Дыховичный) 4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой. (З.Александрова)
б) 1. Радуй девочка людей добротой, красой своей. (О.Константинова) 2. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко. (О.Константинова) 3. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим. (Г.Скребицкий) 4. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. (А.Юрканская) 5. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной. (О.Константинова) 6. Роза для чего тебе шипы? (А.Юрканская)
Упражнение 15.
Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.
1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин).
Упражнение 16.
Найдите в предложениях обращения и укажите, чем они отличаются от сходных по форме членов предложения.
1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит — летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия… (Пушкин). — Мой друг нездоров уже несколько дней. 2. Ее мечты всегда были возвышенны и романтичны. — Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). — Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва — мой любимый город. — Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). — В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Карточки на тему «Предложение», 4 класс
Карточка №1
Найдите границы предложений. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Будьте внимательны: в тексте есть предложения с однородными членами.
Пришла в…сна со…нце свет…т ярко с крыш ч…стая капель пада…т на земле разлились огромные лужи а что это за шум доносится из сквера да это вороб…и расселись по веткам крылышки топорщат наскакивают друг на друга чирикают
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.Найти предложение с однородными членами, указать грамматическую основу.
2.Выписать глагол в форме 3 лица, ед. числа, настоящего времени, указать его спряжение. __________________________________
3.Выписать существительное ед. числа в форме предложного падежа. Указать его род и склонение. ______________________
4.Разбери по составу слово крылышки, подбери слово с таким же составом.____________________________________
Карточка №2
Найдите границы предложений. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Будьте внимательны: в тексте есть предложения с однородными членами.
Стояло раннее утро солнце осв…щало в…рхушки высоких сосен длинные тени л…жали на песке лё…кая в…лна наб…гала на берег на берегу сидела белая ч…йка
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выписать глагол в форме прошедшего времени, ед. числа. Указать его род. ________________________________
Выписать одушевлённое сущ., указать род, склонение, падеж. _______________________
Выписать имя прилагательное ед. числа, женского рода. Указать падеж. ________________________________________
Подобрать антонимы к словам: высоких- _________________, длинные______________________ Подобрать проверочные слова: лё…кая -______________, в…рхушки -________________
Карточка 3
Найдите границы предложений. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Будь те внимательны: в тексте есть предложения с однородными членами.
Редкая гостья.
Однажды на птич…ей к…рмушке появилась белка дети очень обрадовались ей белка села на задние ла(п,б)ки и взяла в передние ла(п,б)ки кисточ…ку сухой рябины она начала ловко об…едать ягоды потом зверёк схв…тил в зубы другую гроздь прыгнул на сук и исчез в густых ветвях с тех пор белка каждый день стала навещать птич…ю столовую
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.Выписать имя прилагательное, стоящее в форме творительного падежа.____________________
2.Подчерки союзы.
3.Разбери по составу слово зверёк. Подбери слово с таким же составом.____________________
4.Запиши два однокоренных слова к слову белка. ________________________________________
5.Найди в тексте предложения с однородными членами, подчеркни грамматическую основу.
Карточка 3
Составь из слов предложения и запиши получившийся текст. При списывании расставляй нужные знаки препинания и пропущенные буквы.
ос…ни, дни, х…лодные, наступили;
в, плавали. жёлтые, лужах, листья;
н..бу, низкие, п…лзли, по, тучи;
послышался, птичий, вдруг, крик;
поднял, журавлей, увидел, гол…ву, и, я;
над, покружили, (В, в)олгой, горизонтом, за, скрылись, птицы, и;
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка 4
Расставь номера предложений так, чтобы получился связный текст.
Около берёзы растёт подберёзовик
В солнечный день дети пошли за грибами.
Ребята вышли на поляну.
Они взяли с собой плетёные корзины.
А это сыроежка прячет свою красную шляпку под опавшим листом осины.
Допиши 4 – 5 предложений, продолжив текст.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка 6.
Расставь в кружках номера предложений так, чтобы получился связный текст.
Перед этим ежиха укутывает своих детей л…сточками и травой.
Прошла неделя после рождения ежат.
Л…жат маленькие пакетики в гнезде.
У них по…вились зу…ки.
Тепло им в упаковке.
Мать уходит из гнезда искать пищу.
Подбери и запиши проверочное слово к словам с пропущенной буквой.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка 7
Определи границы предложений. Спиши текст, расставляя нужные знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.
Вот и наступили в…сенние деньки сошли снега земля опять поч…рнела уже по…вляются первая тра…ка и цветы этой порой я люблю рано утром вых…дить со двора на берё…ках по…вилась листва как хорошо в лесу
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.Какой это текст: описание или повествование? (подчеркни верный ответ)
2.Подбери проверочные слова: в…сенние— ___________, на берё…ках — _____________ .
3.Выпиши из текста имя прилагательное в форме И.п., мн.ч. Разбери его по составу.__________________________________________________
4.Найди в тексте предложение с однородными членами, подчеркни в нем грамматическую основу.
5.Определи, какое это предложение по цели высказывания.___________________________
6.По интонации?________________________________________
Карточка 8
Найдите предложения с неверным порядком слов. Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.
На деревьях весной листочки появляются зеленые.
Один за другим смолкают соловьи.
Вдоль дорожки тополей ряды ровные выстроились.
Солнечный свет изредка сквозь кроны пробивался деревьев тонкими лучами.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Первое предложение разберите по членам предложения.
Карточка 9
Прочитайте текст.
Вечер тишина на небе зажигаются первые звёздочки река потемнела деревья стали казаться великанами но что это кто нарушил вечернюю тишину чей голос раздался в тиши
Определите границы предложений, расставьте знаки. Озаглавьте текст. Спишите текст.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка 10
Прочитайте текст.
На траве на былинках на соломинках блестели бесчисленные нити осенней паутины. На берёзках осинах липах и клёнах блестят золотисто – жёлтые листья. Ветерок поиграл с клёном и дальше полетел.
Выделите однородные члены предложения, расставьте запятые. Отметьте значком «х» слова, к которым относятся однородные члены предложения.
Методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему: Карточки по теме «Предложение» 4 класс
Предложение | знак | по цели | по интонации | |
1 | Какой сегодня чудесный день | |||
2 | Ребята, не стойте у клетки с тиграми | |||
3 | Кто, кто в тереме живет | |||
4 | Ступай к нам жить | |||
5 | Стали они жить вдвоём. | |||
6 | Что всего краше на свете |
Подчеркни обращение зелёным цветом. Поставь знаки
Давайте же дети учиться начнём!
Не тужи душа моя
Это чудо знаю я.
Выпросил дурачина корыто!
Здравствуй грозная царица!
Бабушка постой немножко
Найди сложные предложения, поставь знаки. Начерти после предложения схему.
Не только воздух прогрелся но и вода стала теплее.
В осеннем парке ветер тихо шуршит листвой.
Поезд остановился и пассажиры вышли из вагона.
Ветер выл и стучал в окно.
Сияло солнце, зеленели берёзы, свистели птицы.
Всем нашлась возле шара работа а Незнайка только ходил вокруг
Предложение | знак | по цели | по интонации | |
1 | Какой сегодня чудесный день | |||
2 | Ребята, не стойте у клетки с тиграми | |||
3 | Кто, кто в тереме живет | |||
4 | Ступай к нам жить | |||
5 | Стали они жить вдвоём. | |||
6 | Что всего краше на свете |
Подчеркни обращение зелёным цветом. Поставь знаки
Давайте же дети учиться начнём!
Не тужи душа моя
Это чудо знаю я.
Выпросил дурачина корыто!
Здравствуй грозная царица!
Бабушка постой немножко
Найди сложные предложения, поставь знаки. Начерти после предложения схему.
Не только воздух прогрелся но и вода стала теплее.
В осеннем парке ветер тихо шуршит листвой.
Поезд остановился и пассажиры вышли из вагона.
Ветер выл и стучал в окно.
Сияло солнце, зеленели берёзы, свистели птицы.
Всем нашлась возле шара работа а Незнайка только ходил вокруг
Карточки по теме «Обращение. Знаки препинания.», 3 класс
Найди обращение, подчеркни. Поставь знаки препинания при обращении.
|
Найди обращение, подчеркни. Поставь знаки препинания при обращении.
|
Найди обращение, подчеркни. Поставь знаки препинания при обращении.
|
Найди обращение, подчеркни. Поставь знаки препинания при обращении.
|
Найди обращение, подчеркни. Поставь знаки препинания при обращении.
|
Найди обращение, подчеркни. Поставь знаки препинания при обращении.
|
Найди обращения и подчеркни. Поставь правильно знаки препинания.
ДО СВИДАНИЯ ЛЕТО!
Вот и дождались мы тебя красавица осень! Мы уезжаем из деревни. До свидания голубая речка! Много дней мы провели на твоём песчаном пляже. Вспоминай нас широкий луг! Всё лето ты дарил нам аромат душистых трав и цветов. Не скучай без нас сосновый бор! Спасибо тебе за прохладу в знойные дни! Не спеши осень с холодами и ненастьем.
Найди обращения и подчеркни. Поставь правильно знаки препинания.
ДО СВИДАНИЯ ЛЕТО!
Вот и дождались мы тебя красавица осень! Мы уезжаем из деревни. До свидания голубая речка! Много дней мы провели на твоём песчаном пляже. Вспоминай нас широкий луг! Всё лето ты дарил нам аромат душистых трав и цветов. Не скучай без нас сосновый бор! Спасибо тебе за прохладу в знойные дни! Не спеши осень с холодами и ненастьем.
Найди обращения и подчеркни. Поставь правильно знаки препинания.
ДО СВИДАНИЯ ЛЕТО!
Вот и дождались мы тебя красавица осень! Мы уезжаем из деревни. До свидания голубая речка! Много дней мы провели на твоём песчаном пляже. Вспоминай нас широкий луг! Всё лето ты дарил нам аромат душистых трав и цветов. Не скучай без нас сосновый бор! Спасибо тебе за прохладу в знойные дни! Не спеши осень с холодами и ненастьем.
Найди обращения и подчеркни. Поставь правильно знаки препинания.
ДО СВИДАНИЯ ЛЕТО!
Вот и дождались мы тебя красавица осень! Мы уезжаем из деревни. До свидания голубая речка! Много дней мы провели на твоём песчаном пляже. Вспоминай нас широкий луг! Всё лето ты дарил нам аромат душистых трав и цветов. Не скучай без нас сосновый бор! Спасибо тебе за прохладу в знойные дни! Не спеши осень с холодами и ненастьем.
Технологическая карта урока русского языка на тему : «Обращение» (4 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти
«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 45»
Технологическая карта «открытого» урока русского языка в 4 «В» классе
Тема: «Обращение»
Автор:
Кузина Юлия Тахировна – учитель начальных классов
Тольятти, 2017
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
Тема урока: «Обращение»
Тип урока: повторение изученного материала
Цель темы
— повторить понятие «обращения», правило употребления знаков препинания в предложениях с обращениями;
— развивать умение выразительно читать предложения с обращениями,
— развивать умение находить в предложении обращение;
— формировать умение составлять предложения с обращением;
— учить выделять обращения на письме в начале, середине и конце предложения.
Ресурсы:
-основные:
— дополнительные:
Оборудование урока:
Интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентационный материал урока.
Наглядный материал и раздаточный материал (карточки для работы),
словари, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, карточки для самооценки.
Учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 4 класс. М.: «Просвещение», 2016 г.
Межпредметные связи
чтение (работа над выразительным чтением)
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Овладение основными ресурсами лексики русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями.
Умения:
•находить обращения в предложении;
• составлять предложения с обращением;
• выделять обращение на письме.
Регулятивные – умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
— умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию,
— определять, формулировать цель на уроке с помощью учителя;
— проговаривать последовательность действий на уроке;
— планировать своё действие с поставленной задачей, — вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные – умение извлекать информацию из учебника, энциклопедий, словарей, текстов;
— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
— использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передают информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Русский язык »;
— осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
— овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.
Коммуникативные – умение слушать и понимать других;
— умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-формировать готовность слушать собеседника и вести диалог,
— признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою,
— договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;
— излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
— проявлять уважительное отношение к окружающим при обращении;
— развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорной ситуации;
— формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению.
Технологическая карта урока
1.
Организацион-ный момент
Настраивает учащихся на урок, проверяет готовность к уроку.
Оценивают свою готовность, настрой на работу.
Фронтальная работа
Самооценка готовности к уроку.
2.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Предлагает прослушать стихотворение, определить тему, учебную задачу, предположить, на какие вопросы можно будет получить ответы на уроке.
— Ребята, как попросить человека из целой группы людей что-то сделать, чтобы он точно понял, что просьба адресована именно ему?
Приводит примеры обезличенной ситуации и ситуации, где просьба содержит обращение.
Слушают чтение учителя.
Анализируют предложенные ситуации. Делают вывод.
Предполагают, что тема урока — «Обращение», ставят учебную задачу — уточнить, что такое обращение, научиться находить его в предложении, правильно ставить знаки препинания.
Фронтальная работа
Учитель побуждает учеников к самоанализу деятельности, самооценке, самоконтролю.
Организация взаимопомощи. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга.
3.
Актуализация знаний.
— Кто должен откликнуться на эти просьбы?
Школьники, будьте дисциплинированными всегда и во всем!
Бережно обращайтесь, читатели, с библиотечными книгами.
Не давайте в обиду пернатых друзей, юные натуралисты!
Читают.
Находят обращения.
Объясняют, как догадались.
Актуализируют знания о том, что такое обращение.
Фронтально
4.
Первичное усвоение новых знаний.
-Давайте обратимся к словарю С.Ожегова, прочтем, что такое «обращение»?
-А теперь прочитайте определение в учебнике.
-А какое определение «обращения» вы бы лучше запомнили?
Почему?
Вывод:
Определение, которое дано в учебнике (четкое, краткое, понятное).
Повторяют определение.
Фронтально. Индивидуально.
5.
Первичная проверка понимания
— Прочитайте отрывок из народной сказки «Лисичка со скалочкой». Делайте паузу после обращений и произносите их более высоким тоном.
Лисица от собак бежала, бежала, да под пенек в норку и ушла. Залезла в нору, отдышалась и начала спрашивать:
— Глазки глазоньки что вы делали?
— Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели.
— Ушки ушки что вы делали?
— Мы слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали.
— Ножки ноженьки а вы что делали?
— Мы бежали, чтобы собаки лисоньку не догнали.
— А ты хвостище что делал?
— Я по пням, по кустам цеплял да тебе бежать мешал.
Рассердилась лиса на хвост и высунула его из норы.
— Нате собаки ешьте мой хвост!
Собаки ухватили лису за хвост и вытащили её из норы.
-Каковы по цели высказывания предложения с обращениями?
— Как выделить эти обращения на письме?
Читают отрывок.
Находят обращения, выделяют их интонацией.
Делают вывод о выделении обращений запятыми на письме.
Записывают предложения с обращениями, расставляя знаки препинания.
Составляют схемы предложений с обращениями.
Проверяют в парах.
.
Фронтально, индивидуально.
Проверка в парах.
6.
Первичное закрепление
— Прочитайте, найдите обращения. Как они выделяются на письме? Спишите, подчеркивая обращение, расставляя знаки препинания.
Здравствуйте Иван Федорович! Мамочка доброе утро. Добрый день тетя Дуся! Спасибо Коля за марки. Папа разреши мне сегодня пойти в кино.
Работают в тетрадях.
Проверяют.
Подводят итоги.
Первое предложение коллективно, затем в парах.
7.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Выучить правило на стр. 25, списать предложения, выделить обращение
Записывают д.з. в дневник
Фронтально.
8.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
1. Итог урока.
— Проанализируйте свою работу на уроке и сделайте выводы о том, чему научился на уроке конкретно каждый из вас, какие открытия сделал для себя об обращении?
— Что вам теперь пригодится в жизни из того, что вы узнали и чему научились на уроке?
— Ребята, какую роль обращения играют в нашей жизни?
-Что выражают обращения?
-Представьте, если бы обращения исчезли из нашей жизни. Что изменилось бы.
2. Оценка работы.
3. Рефлексия.
Подводят итог урока.
Отмечают основные позиции нового материала,
и то, как они их усвоили.
Заполняют лист самооценки.
Фронтально. Индивидуально
Овладение основными ресурсами лексики русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями. Умения: •находить обращения в предложении; • составлять предложения с обращением; • выделять обращение на письме. | Регулятивные – умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; — определять, формулировать цель на уроке с помощью учителя; — проговаривать последовательность действий на уроке; — планировать своё действие с поставленной задачей, — вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные – умение извлекать информацию из учебника, энциклопедий, словарей, текстов; — использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передают информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Русский язык »; — осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; — овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам. Коммуникативные – умение слушать и понимать других; -формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, — признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, — договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; — излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | — проявлять уважительное отношение к окружающим при обращении; — развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорной ситуации; — формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению. |