Олимпиада по русскому языку для 4 класса (с ответами)

Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов

Ф.И.О ___________________________________________________________

Школа_______________________класс________________________________

1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?

(А) палисадник; (Б) камыш; (В) заслонка;

(Г) посёлок; (Д) укротитель.

2. Готовясь к уроку, учитель подобрал пять слов на новое правило: врачи, жара, часы, грибной… Сформулируй правило, которое необходимо применить, чтобы выбрать пятое слово. Отметь, какое слово будет пятым?

А) роща; Б) лыжи; В) рукав; Г) трава; Д) частый.

3. Найди в стихотворении существительное, имеющее только форму единственного числа.

На сосне и на березе – бахрома:

Белой пряжей их запутала зима.

И оставила распутывать весне

Эту пряжу на березе и сосне.

4.Одним словом объясните значения заимствованных слов.

Антракт, дегустация, лозунг, финал.

5. Исправьте ошибки в устойчивых словосочетаниях.

Гора луковая. Мир Древней Греции. Давайте жить в тире. Трубка пира. Глухое сено. Дом отечества. Игра не стоит встреч. Медвежья заслуга.

6.Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в загадке встречается звуки [а] и [о].

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит.

Без окошек, но не мрачный

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все прекрасные пловцы. (______________________________ )

Ответ: [а] — __________ раз; [о] — __________ раз.

7. Назови одним словом.

Жидкое косметическое средство для мытья волос — ______________________

Резиновая соска для младенца — __________________________________

Вьющаяся или завитая прядь волос — __________________________________

Мера длины, равная десяти сантиметрам — ____________________________

Непосещение школы без уважительной причины — _____________________

Устройство для замораживания продуктов — ___________________________

Подземный транспорт — _____________________________________________

Детская игрушка волчок — ____________________________________________

Сумка туриста — ___________________________________________________

Сахар в кусочках — _________________________________________________

8. Составь пословицы:

А.Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим.

________________________________________________________________

Б. Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой.

______________________________________________________________

В. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз.

________________________________________________________________

Г. Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят.

_______________________________________________________________

Д. Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в.

_____________________________________________________________

Е. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь.

__________________________________________________________________

9. Перед Вами фонетическая запись нескольких предложений. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.

[пашол йа в л’эс/ на йолку вл’эс// сижу на йэли/ штоб волки ни сйэли]

____________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Вот список существительных:

очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.

У каких из них нет формы единственного числа?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Какое слово написано с ошибкой?

(А) бреют; (Б) клеют; (В) реют; (Г) сеют; (Д) тлеют.

12.Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол:

столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье

13. Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно…» Как ему надо закончить фразу?

(А) с расписанием; (Б) расписания; (В) расписанию;

(Г) расписаний; (Д) по расписанию.

14. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:

чулки — _____________________ хозяева — _______________________

туфли — _____________________ санатории — ________________________

носки — _____________________ помидоры — ________________________

килограммы — _________________ каникулы — _______________________

ботинки — __________________ домишки — ________________________

7. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», — это слова, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.

Логика – _______________________________________________________

Ракета – ________________________________________________________

Каприз – ________________________________________________________

Мольба – _______________________________________________________

Каратист –________________________________________________________

Ответы на олимпиадные задания

  1. (Б) камыш .

Правильный ответ 1 бал

2. Готовясь к уроку, учитель подобрал пять слов на новое правило: врачи, жара, часы, грибной… Сформулируй правило, которое необходимо применить, чтобы выбрать пятое слово. Отметь, какое слово будет пятым?

А) роща; Б) лыжи; В) рукав; Г) трава; Д) частый.

Решение. Г) трава. Варианты формулировок правила могут быть различными. Главное, чтобы ученик отразил в формулировке то, что безударный гласный в корне слова проверяется ударением – для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением.

Максимальное количество баллов – 2 балла.

3.Бахрома

Правильный ответ 1 балл

4.Антракт – перерыв, дегустация – проба, лозунг — призыв, финал – конец

За каждое правильно записанное слово 0,5 балла. Всего — 2 балла

5. Исправьте ошибки в устойчивых словосочетаниях.

Гора луковая. Мир Древней Греции. Давайте жить в тире. Трубка пира. Глухое сено. Дом отечества. Игра не стоит встреч. Медвежья заслуга.

Решение. Горе луковое. Миф Древней Греции. Давайте жить в мире. Трубка мира. Глухое село. Дым отечества. Игра не стоит свеч. Медвежья услуга.

Максимальное количество баллов – 4 балла.

6.Всего — 3 балла.

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит.

Без окошек, но не мрачный

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все прекрасные пловцы. (Аквариум)

[а] – 16 раз; [о] — 8 раз.

  1. За каждое верно отгаданное слово 0,5 балла. Всего — 5 баллов

Шампунь

Пустышка

Локон

Дециметр

Прогул

Морозильник

Метро

Юла

Рюкзак

Рафинад

8. Составь пословицы:

А.Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим.

Б. Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой.

В. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз.

Г. Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят.

Д. Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в.

Е. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь.

Решение. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Не рой другому яму, сам в неё упадешь. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Дарёному коню в зубы не смотрят. Как волка не корми, он всё в лес смотрит. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Максимальное количество баллов – 6 баллов.

9. Перед Вами фонетическая запись нескольких предложений. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.

[пашол йа в л’эс/ на йолку вл’эс// сижу на йэли/ штоп волки ни сйэли]

Решение. Пошёл я в лес, на ёлку влез. Сижу на ели, чтоб волки не съели.

Максимальное количество баллов – 4.

10.бигуди, жалюзи санки, каникулы.

За каждое правильно отгаданное слово 1 балл. Всего — 4 балла

11.(Б) клеют;

Правильный ответ 2 балла.

12.столовая, столица, столяр, столешница, престол, застолье

За каждое правильно отгаданное слово 1 балл. Всего — 6 баллов

13.(В) расписанию;

Правильный ответ 2 балла

14.чулки — чулок хозяева — хозяев

туфли — туфель санатории — санаториев

носки — носков помидоры — помидоров

килограммы — килограммов каникулы — каникул

ботинки – ботинок домишки — домишек

Всего – 10 баллов (каждое правильно названное слово – 1 балл).

За орфографическую ошибку в слове – минус 0,5 балла.

15. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», — это слова, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.

Логика –

Ракета –

Каприз –

Мольба –

Каратист –

Решение. Иголка, карета, приказ, альбом, артистка.

Максимальное количество баллов – 5.

Максимальное количество баллов-57 баллов

Олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему: Олимпиада по русскому языку 4 класс (с ответами)

Работа   учени____ 4 «    » класса ________________________________________________

                Задания школьной олимпиады по русскому языку

        для учащихся 4 – х классов

  1. В каком слове все согласные звуки произносятся твёрдо? Подчеркни.

Водит, пять, пашешь, верит, зреет, смешной, красный.                         1 балл

  1. В каком из данных слов количество букв не совпадает с количеством звуков? Подчеркни.

Сел, съел, сяду, съешь, поешь.                                                                      1 балл

  1. Подчеркни слово(а), в которых букв больше чем звуков.

Дождь,  вьюга,  честный,   класс,  юбка, семья,  польёт.          По 1 б. за слово

  1. Подчеркни слово(а), в которых количество букв и звуков совпадают.

Окрестный, пять, зреют, веешь, яд, поёте, подъезд.            По 1 б. за слово

5. В каком слове правильно названы все буквы.

а)  книга – кэ, эн, и, гэ, а;

б)  палец – пэ, а, эл, е, цэ;

в)   марка – эм, а, эр, ка, а;

г)    шайба– ша, а, и краткая, бэ, а.                                                    1 балл

 

6.Измени порядок слогов и букв, чтобы получились слова:

 еникуч, народи, релката, подорми.                                      По 1 баллу за слово

  (  ученик, родина, тарелка, помидор)

  7. Расставьте слова в алфавитном порядке:

лопата, посуда, карандаш, учитель, воробей, учитель,  .                        1 балл

(воробей,  карандаш, лопата, посуда, учитель, учитель) — без ошибок

 

 8. В каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Какие слова спрятались?

 Хлев, коса, щель, укол, уточка, удочка, волк.                             По 0,5 за слово

9. Подчеркни слово(а), у которых нельзя однозначно  определить к какой части речи они относятся.

Жгут, глас, надел, ода, марка, белила,  шинель, кимоно,  рой,  шорты,  дали,  стекло,  храброго,  рой,   жаркое.                                                     По 0,5 за слово

10. Поставь ударение в словах:

красивее, звонят, завидно, щавель, торты, сливовый, балованный, банты.

                                                                                                                     По 0,5 за слово

11. Узнайте слово, каждая буква которого зашифрована в предложениях-подсказках.

 1) Глухой – ф, звонкий….                                                                                2 балла

 2) Предпоследняя буква в слове ветер.

 3) Стоит за буквой Р в алфавите.

 4) Суффикс в слове РЕЧНОЙ.

  5) Первая буква алфавита.                                   ( ВЕСНА)

12. В каком глаголе отрицание НЕТ слышится сто раз?                            2 балла

(СТОНЕТ)

13. Прочитай предложения и замени каждое из них одним словом, соответствующим данному понятию.                                     По 1  баллу за слово

а) Человек, управляющий оркестром.                                        дирижёр

б) Тот, кто предан своему народу, родине.                              патриот

в) Человек, который реализует товары  в магазине.             продавец

14. Замени заимствованные слова русскими синонимами.       По 1 баллу за слово

Аргумент –  довод, доказательство

Демонстрировать – показывать

Инструкция –  указания, руководство

Классифицировать – распределять, систематизировать, группировать

 

15. а) В каких словах  «живет» рак?         (завтрак, ракета, барак….)

б) В каких словах спрятались ноты?  (осьминог, помидор, ребята, дорога, поля……)

 в) Назови слова, в которых спрятаны числа? (Родина, сорока, стол, стог, столица, стонет, подвал…..)                                                                                    

                                                                                                   По 0,5 за слово  

16. Какие из перечисленных существительных относятся к мужскому роду? Подчеркни.

Аэрозоль, бандероль, тюль, кенгуру, мозоль, шинель, ноль, фламинго, картофель, какаду.

                                                                       по 1 баллу за каждое слово

17. В каком слове нет приставки?

Подогнуть, подозрение, подоконник, подолбить, подушка.                 1 балл

18. Найди  в каждой   строчке  лишнее слово.

а)  рыбка, дубок, горка, норка;  

б) тракторист, пианист, танкист, печник;

в) хвостище,  усищи, глазоньки,  когтище;                                                  

 г) кислющий, горьковатый, злющий, большущий.             По 1 баллу за слово.

19. На основе первого примера сформулируй принцип записи слов в каждой строчке и запиши пропущенные слова.

Танк – танкист – танковый;

_барабан__ — барабанщик – барабанный;

_гриб___ — _грибник____- грибной;

_театр_____- _театрал____- театральный.                          По 0,5 за слово.

20. Найди слово, которое не имеет формы множественного числа. Подчеркни.

Знамя, конкурс, фестиваль, листва, врач.

21. Поставь слова  в скобках в форму родительного падежа множественного числа.

У (солдаты) чёрный цвет (сапоги).

У  солдат чёрный цвет сапог.

В магазине на полке лежало много (яблоки, мандарины, помидоры, арбузы).

В магазине на полке лежало много яблок, мандаринов, помидоров, арбузов.

 22. Раскрой смысл крылатых выражений.

1.Сесть в калошу(_попасть в _неловкое, смешное положение__).

2.Через час по чайной ложке (__слишком медленно, еле-еле____).

3.Работать, засучив рукава (___энергично, хорошо, усердно работать__).        

4. Прикусить язык (_____спохватившись, внезапно замолчать).

5. Ходить на голове (_очень шалить, шуметь, озорничать, нарушать дозволенное) .

6. Работать спустя рукава (_делать кое-как, небрежно_____).

                                                                          по 1 баллу за каждое выражение

23. О чём идёт речь?

Его не кажут, им клюют, с ним оставляют.

  • о дневнике;
  • клюве;
  • корме;
  • носе;
  • домашнем задании.

24. Восстанови смысл каждого слова и запиши получившуюся пословицу. Подбери и запиши пословицы и поговорки, в которых встречается это же число.

Тудж ен огондо оремес.                        Семеро одного не ждут.   3 балла

  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Семеро не один, в обиду не дадим.
  • Семеро одного не ждут.
  • Семеро с ложкой, а один с сошкой.
  • Семь бед — один ответ.
  • У семи нянек дитя без глазу.
  • Семь пядей во лбу.

Семь пятниц на неделе.                       + по 1 баллу за каждую пословицу  

25. Найди неудачно использованные слова в предложениях и замени их на более подходящие слова, близкие по смыслу.

Наши фигуристы перещеголяли всех и получили высшую награду.

В посёлке год назад возвели несколько одноэтажных домов.

Он обратно опоздал на урок.

Перещеголяли  —  победили;  возвели  — построили;    обратно – опять.

Олимпиада по русскому языку для 4 класса

Районная олимпиада по русскому языку, 4 класс

2018 год

Время проведения: 60 минут

Код участника ___________

Дорогой друг! Ты участник олимпиады и можешь показать все те знания и умения, которые ты получил на уроках русского языка. Желаем тебе успехов.

Будь внимателен, терпелив и настойчив!

 

Задание 1. Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все согласные звуки твердые. Запишите названия блюд.

Салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу, булочка, блины.

Ответ: _____________________________________________________________

Задание 2. Девочка заменила каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось число 461851. Напиши имя этой девочки,  название произведения в котором встречается её имя и автора этого произведения.

Ответ: ________________________________________________________________

Задание 3. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», — это слова, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.

Логика – __________________

Ракета – ___________________

Каприз – __________________

Мольба- __________________

Каратист – ________________

Задание 4. Запиши одним словом – существительным:

храбрый человек – _____________________

умный человек – ______________________

добрый человек –______________________

болтливый человек –___________________

ленивый человек – _____________________

мудрый человек – _____________________

богатый человек – _____________________ 7б

Задание 5. Впиши в таблицу корень, чтобы получилось три однокоренных слова.

корень

суффикс

суффикс

окончание

 

ик

 

ушк

а

 

ин

н

ый

Задание 6. Определи части речи и посчитай, сколько здесь слов:

пила (___________), печь (___________), запевала (___________), течь (___________), заросли (___________), стих(___________).

Ответ:_____ слов.

Задание 7. Из каждой пары слов образуй и запиши одно сложное слово.

мир строить

единый хранить

любить жить

общий знать

взаимный убирать

машина любить

вода помощь

хлопок душа

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.

чулки — _____________________     хозяева — _________________________

туфли — _____________________   санатории — ________________________

носки — _____________________     помидоры — ________________________

килограммы — _______________  каникулы — ________________________

ботинки —  __________________      домишки — _________________________

Задание 9. Вставь в предложения слово пальто, укажи падеж каждого вставленного слова.

На ______________ (_____) не было ни пятнышка. С _______________ (_____) решили снять старый воротник. Я узнал знакомое _______________ (_____). На _______________ (_____) повесили чей-то плащ.

Задание 10. Составь пословицу из слов, причём бери из них столько букв, сколько указано в скобках.

Уха (1) капуста(2) фара (2), халат (2), глагол (3) коза (2) велосипед (3), веник (2), имя (1)

Ответ:___________________________________________________________

Задание 11. Замени фразеологический оборот одним словом (глаголом)

Бить баклуши — ______________________________

Обвести вокруг пальца — _______________________

 Путаться  под  ногами — ________________________

Пропустить  мимо  ушей — ______________________

Надуть губы — ________________________________

Тянуть  кота за хвост — _________________________

Сидеть как на иголках — _________________________

Задание 12. Внимательно прочитай каждое предложение. Подчеркни лишнее слово. Укажи, какой частью речи оно является.

1) Дисциплина поведения в нашем классе не на высоте.

2) Мой брат хочет стать военным солдатом.

3) Петя ушиб колено ноги.

4) Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

Задание 13. Исправьте ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний. Запиши правильный вариант.

Гора луковая. ___________________________________________

Мир Древней Греции. ____________________________________

Давайте жить в тире. _____________________________________

Трубка пира.____________________________________________

Глухое сено._____________________________________________

Дом отечества. ___________________________________________

Игра не стоит встреч. ______________________________________

Медвежья заслуга. ________________________________________

 

Задание 14. Запишите имена и отчества людей.

Мою маму зовут Зина, а её папу Миша. Мою подругу зовут Вика, а её папу Боря. Моего дядю зовут Саша, а его папу Коля.

 

Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 15. Её заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её «просит» дырявая обувь; она в голове у путаников. Что это? Напиши ответ.

Ответ: _______________________________________________________________

 

Желаем успехов!

Районная олимпиада по русскому языку, 4 класс (ключ)

Задание 1. 2 балла (за каждое слово 0,5)

 Ответ: Салат, уха, рагу, компот.

Задание 2. (3 балла)

Ответ: Герда «Снежная королева» Г.Х. Андерсен

Задание 3. (5 баллов)

Ответ: Иголка, карета, приказ, альбом, артистка.

Задание 4. (7 баллов)

храбрец, умница, добряк, болтун, ленивец, мудрец, богач

Задание 5. (1 балл)

Ответ: стар —

Задание 6. 6 баллов (за каждое слово 0,5)

пила (сущ. глаг.), печь (сущ., глаг.), запевала (глаг.), течь (сущ., глаг.), заросли (сущ., глаг.), стих (сущ., глаг.), мыло(сущ.). 12 слов.

Задание 7. (8 баллов)

Ответ: миролюбие (миролюбивый), единодушие (единодушный), любознательный, общежитие, взаимопомощь, машиностроение, водохранилище, хлопкоуборочный.

Задание 8. (10 баллов)

Ответ: чулок, туфель, носков, килограммов, ботинок, хозяев, санаториев, помидоров, каникул, домишек

Задание 9. (4 балла)

На пальто (П.п) не было ни пятнышка. С пальто (Р.п) решили снять старый воротник. Я узнал знакомое пальто (В.п.). На пальто (В.п.) повесили чей-то плащ.

Задание 10. (2 балла)

Ответ: У страха глаза велики.

Задание 11. (7 баллов)

Бить баклуши — Бездельничать  (Лентяйничать)

Обвести вокруг пальца — Обмануть

Путаться  под  ногами — Мешать

Пропустить  мимо  ушей — Прослушать

Надуть губы — Обидеться

Тянуть  кота за хвост — Медлить

Сидеть как на иголках — Нервничать

Задание 12. (4 балла)

Ответ: поведение – (сущ.), солдатом – (сущ.), нога – (сущ.), ледяной – (прил.)

Задание 13. (8 баллов)

Ответ: Горе луковое. Миф Древней Греции. Давайте жить в мире. Трубка мира. Глухое село. Дым отечества. Игра не стоит свеч. Медвежья услуга.

 

Задание 14. (3 балла)

Ответ: Зинаида Михайловна, Виктория Борисовна, Александр Николаевич

 

Задание 15. (1 балл)

Ответ: Каша

Максимальный балл за все выполненные задания — 71.

Олимпиада по русскому языку 4 класс

Задания

школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

Русский язык 4 класс.

Задания.

Задание 1. Запиши слова, которые получатся, если произнести звуки в обратном порядке.
Лей — _______________
Шей — ______________
Шёл — ______________
Лёд — _______________

Задание 2. Найди «спрятанные» имена, выпиши их:

Дружок и радость моя настоящая! Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста! Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.

Задание 3. Прочитай предложения, исправь допущенные речевые ошибки:

1) Брат одел шапку и вышел на улицу.

2) B это время рыба метает икру.

3) Мы купили пять метров красивой тюли.

4) Я случайно наступил на туфель.

Задание 4. Какими частями речи могут быть эти слова? Составь с ними

словосочетания: простой, пила, покрывало, стекло.

Задание 5. Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.

а) Овладевать собой, успокаиваться — _________________________________

б) Очень тесно — ___________________________________________________

в) Усиленно думать над трудным вопросом — __________________________

г) Хорошо запомнить — _____________________________________________

Задание 6. Шарады.

А) Корень тот же, что в слове «склоняться», суффикс тот же, что в слове «обращение», окончание существительного среднего рода в именительном падеже, а целое – грамматический термин.

Б) Если взять корень из слова «полагать», приставку из слова «приложение», суффикс из слова «восклицательный», окончание из слова «числительное», то получим слово, обозначающее признак предмета.

Задание 7. В каждой группе слов найди «лишнее», выпиши его, объясни свой выбор письменно.

1) Носок, мозоль, георгин, помидор.

2) Горе, горевать, горный, пригорюнился.

3) Сердце, тетрадка, солнце, праздник.

Ответы к заданиям по русскому языку.

4 класс

Задание 1. Запиши слова, которые получатся, если произнести звуки в обратном порядке.
Лей — _______________
Шей — ______________
Шёл — ______________
Лёд — _______________

Ответ: Ель, ешь, ложь, толь.

(Максимальное количество баллов – 2.

За каждое слово — 0,5 балла, за грамматические ошибки снимается 1 балл)

Задание 2. Найди «спрятанные» имена, выпиши их:

Дружок и радость моя настоящая! Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста! Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.

Ответ: Кира, Яна, Игорь, Егор, Тима, Света.

(Максимальное количество баллов – 3.

За каждое слово — 0,5 балла, за грамматические ошибки снимается 1 балл)

Задание 3. Прочитай предложения, исправь допущенные речевые ошибки:

1) Брат одел шапку и вышел на улицу.

2) B это время рыба метает икру.

3) Мы купили пять метров красивой тюли.

4) Я случайно наступил на туфель.

Ответ:

  1. Брат надел шапку и вышел на улицу

  2. В это время рыба мечет икру.

  3. Мы купили пять метров красивого тюля.

  4. Я случайно наступил на туфлю.

(Максимальное количество баллов – 4, за грамматические ошибки снимается 1 балл)

Задание 4. Какими частями речи могут быть эти слова? Составь с ними

словосочетания: простой, пила, покрывало, стекло.

Ответ: Простой (прил.) карандаш. Простой (сущ.) в работе. Тупая пила (сущ.). Пила (глагол) воду. Теплое покрывало (сущ.). Покрывало (глагол) землю. Чисто стекло (сущ.). Стекло (глагол) в ручей.

(Максимальное количество баллов – 8.

За каждое словосочетание — 1 балл, за грамматические ошибки снимается 1 балл)

Задание 5. Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.

а) Овладевать собой, успокаиваться — _________________________________

б) Очень тесно — ___________________________________________________

в) Усиленно думать над трудным вопросом — __________________________

г) Хорошо запомнить — _____________________________________________

Ответ: :

1) Брать себя в руки.

2) Яблоку негде упасть или битком набито.

3) Ломать голову.

4) Зарубить себе на носу

(Максимальное количество баллов – 8, за каждый правильно подобранный фразеологический оборот 2 балла, за грамматические ошибки снимается 1 балл)

Задание 6. Шарады.

А) Корень тот же, что в слове «склоняться», суффикс тот же, что в слове «обращение», окончание существительного среднего рода в именительном падеже, а целое – грамматический термин.

Б) Если взять корень из слова «полагать», приставку из слова «приложение», суффикс из слова «восклицательный», окончание из слова «числительное», то получим слово, обозначающее признак предмета.

Ответ: а) склонение, б) прилагательное

(Максимальное количество баллов – 2, за грамматические ошибки снимается 1 балл)

Задание 7. В каждой группе слов найди «лишнее», выпиши его, объясни свой выбор письменно.

1) Носок, мозоль, георгин, помидор.

2) Горе, горевать, горный, пригорюнился.

3) Сердце, тетрадка, солнце, праздник.

Ответ:

1) Мозоль (слово «мозоль» ж.р., остальные слова – м.р.).

2) Горный (остальные слова однокоренные).

3) Тетрадка (состав слова «тетрадка» — корень, суффикс и окончание, остальные слова состоят из корня и окончания)

(Максимальное количество баллов – 3, за грамматические ошибки снимается 1 балл)

Критерии оценки.

Общее количество баллов — 30

Задание 1.

Максимальное количество баллов – 2.

За каждое слово — 0,5 балла, за грамматические ошибки снимается 1 балл

Задание 2.

Максимальное количество баллов – 3.

За каждое слово — 0,5 балла, за грамматические ошибки снимается 1 балл

Задание 3.

Максимальное количество баллов – 4.

За грамматические ошибки снимается 1 балл

Задание 4.

Максимальное количество баллов – 8.

За каждое словосочетание — 1 балл, за грамматические ошибки снимается 1 балл

Задание 5.

Максимальное количество баллов – 8.

За каждый правильно подобранный фразеологический оборот 2 балла, за грамматические ошибки снимается 1 балл

Задание 6.

Максимальное количество баллов – 2.

Задание 7.

Максимальное количество баллов – 3

Олимпиада по русскому языку для 4 класса

Предметная олимпиада по русскому языку в 4 классе. Класс______________

Фамилия, имя___________________________________________________

1. Посчитай, сколько раз встречаются звуки [т], [т’] в предложении:

Ответ запиши числом.

Директор известного в городе предприятия подписал документ и передал его представителю подшефной фабрики.

Звук [т], [т’] встречается___________ раз (-а).

2. Из звуков, входящих в слово весна, ученик составил слова: вес, сев, навес. Найди среди них слово со звуками, которых нет в слове весна. Подчеркни это слово.

3.Отгадай необычное слово. Это слово изменяется так же, как и слово рогажка, рогажке, рогажкой. У этого слова есть родственные слов русячок, сячевать. В этом слове такой же суффикс, как и в словах морфонка, рибучонка. А приставка такая же, как и в словах бураж, бурясовый. Запиши это слово. ___________________________________________________

4.Объясни значение фразеологизма:

Как в аптеке — ________________________________________________________
Аршин с шапкой — _____________________________________________________
И ахнуть не успел — ____________________________________________________
Мерить на свой аршин — ________________________________________________

5. Допишите окончания им прил. в следующих словосочетаниях.

Больш… кенгуру, хохлат… какаду, известн… кафе, черн… вуаль, старин… рояль, просторн… фойе, прозрачн… тюль, детск… шампунь, горяч… кофе, больн… мозоль.

6. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?

(А) палисадник; (Б) камыш; (В) заслонка; (Г) посёлок; (Д) укротитель.

7.Подчеркни слово, которое имеет следующее значение: «сравнительно узкий и длинный проход, ограниченный по бокам и соединяющий отдельные части квартиры или здания».

а) галерея;

б) подвал;

в) коридор;

г) балкон.

8.Анаграммы, а попросту «перевёртыши», — это слова, составленные из одних и тех же букв. Попробуй, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.

срубка — ____________________________________,

мольба — ___________________________________,

камыш — ________________________ ,

ракета — _________________________.

9.Одним словом объясните значения заимствованных слов.

Антракт— ___________________________________

Дегустация-___________________________________,

Лозунг-_________________________.

Финал_________________________.

10.Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:

чулки — _____________________________________,

мухоморы — _________________________________,

туфли — ____________________________________,

яблоки — ____________________________________.

домишки – ____________________________________.

носки — ____________________________________.

11.Внимательно прочитай иностранные пословицы и поговорки. Подбери и запиши сходные по смыслу русские народные пословицы и поговорки.

Тот не заблудится, кто спрашивает (итальянская)

_________________________________________________________________________________

После обеда приходится платить (английская)

_________________________________________________________________________________
Один утренний час лучше двух вечерних (английская)

_________________________________________________________________________________

12. Расшифруй названия известных сказок.

а) «АЁИКНООПРРСТ» ___________________________________

б) «БККЛООО» ___________________________________,

в) «ААААККНОПРСЧШЯ» ___________________________________,

13.Составьте предложение, используя все слова (форму слов менять нельзя):

День, над, густой, серый, клубился, озером, сырой, круглым, в, молочный, ненастный, непроглядный, этот, туман.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

14.Коля, Аня и Миша прочитали в учебнике такое задание:

«Измени окончание слова стол так, чтобы это слово можно было перенести двумя способами». Коля написал столовая, Аня –– столов, Миша — столики. Кто из них справился с заданием?

(А) только Коля; (Б) только Аня; (В) только Миша; (Г) Коля и Миша; (Д) никто.

15.Реши филворд. Двигаясь по горизонтали и вертикали, найди 7 слов, связанных с темой «Глагол». Закрась каждое слово своим цветом. Помни: каждая буква может использоваться только один раз, двигаться можно только по вертикали или по горизонтали.

Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс (с ответами)

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 КЛАСС

  1. Вставь пропущенные буквы.

Он буд…т хорошо учиться.

Он буд…т меня каждое утро.

2. Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 510141.Напиши имя мальчика.

____________________________________________________________________________

  1. Сколько раз встречается звук [т] в предложении?

Документ подписан директором.

Напиши ответ.______________________________________________________________

  1. Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нём вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего. Что это? Напиши ответ.

____________________________________________________________________________

5. Какое местоимение можно употреблять как в обращении к одному человеку, так и к нескольким людям? Обведи его.

я ты вы они мы

6. Составь из данных слов известную пословицу и напиши её.

Дело, безделье, маленькое, большое, лучше.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

7. Напиши названия пяти дней, расположенных подряд, но так, чтобы в их названиях не встретилась буква и.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

8. Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.

Прежде, чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 со стола.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

9. Определи слова, о которых идёт речь, и напиши их.

Период, продолжающийся четверть года- _____________________.

Место, где скрещиваются улицы— ____________________________ .

Машина для уборки хлеба- __________________________________.

10. Впиши в четыре клеточки слово ласточка.

11. Подчеркни подлежащее в каждом предложении.

День сменил ночь. День сменила ночь.

12. Отгадай загадку, напиши отгадка.

Семя чёрно, поле гладко.

Кто умеет, тот и сеет.

Семя не всходит.

А плод приносит. ________________________________

13. Гласные буквы потерялись… В каких словах вместо пробелов можно вставить две буквы Ы, чтобы восстановить слова?

А) м__ш__ Б) ш__н__ В) кр__с__ Г) с__ч__

14. Определите, какой частью речи является выделенное слово в «заколдованном» тексте:

«Зо Кряпча ла катрамная а гувиальная!» — веско произнес гном.

А) прилагательное Б) существительное В) наречие Г) глагол

15. Какая строка не является словосочетанием?

А) по синему небу Б) бежать по траве

В) солнце светит Г) звонкими капелями

16. Каких окончаний не бывает у сочетания слов «лист дерева» в разных падежах?

А) -а,-а Б) -,-а В) -у,-у Г) -е,-а

17. Какого суффикса не существует?

A) -оньк- Б) -за- В) -ист- Г) -енн-

18. Разгадайте зашифрованное слово-ассоциацию:

строка,буква,

33, порядок

А) синоним Б) портфель В) алфавит Г) дневник

19. В каком слове произносятся только мягкие согласные звуки?

А) сентябрь Б) сеять В) русский Г) яркий

20. В каком слове отсутствует суффикс?

А) волосок Б) чайник В) карманы Г) березка

21. Укажи глагол, образованный с помощью приставки.

А) безоблачный Б) поёт В) съехать Г) подберёзовик

22. Подберите фразеологизм по смыслу: «Мы догадывались, что он нас обманывал»

A) ломал голову Б) пропускал мимо ушей

В) бил баклуши Г) водил за нос

ОТВЕТЫ НА ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС

Максимально возможное количество баллов – 41.

Задание 1.

Максимальное количество – 2 балла. (по 1 баллу — за каждую верно вставленную букву)

Ответ: Он будЕт хорошо учиться. Он будИт меня каждое утро.

Задание 2.

Максимальное количество – 2 балла. Ответ: Дима

Задание 3.

Максимальное количество – 1 балла. Ответ: 3 раза

Задание 4.

Максимальное количество – 1 балла. Ответ: язык

Задание 5.

Максимальное количество – 1 балла. Ответ: вы

Задание 6.

Максимальное количество – 5 баллов. (по 1 баллу — за каждое правильно определённое место слова в пословице)

Ответ: Маленькое дело — лучше большого безделья.

Задание 7.

Максимальное количество – 5 баллов. (по 1 баллу — за каждое правильно записанное слово)

Ответ: Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

Задание 8.

Максимальное количество – 5 баллов. (по 1 баллу — за каждое правильно записанное зашифрованное слово)

Ответ: Прежде, чем вся семья опять сядет за стол, предварительно вытри со стола.

Задание 9.

Максимальное количество – 3 балла. (по 1 баллу — за каждое правильно записанное слово)

Ответ: Квартал. Перекрёсток. Комбайн.

Задание 10.

л

а

с

.

Максимальное количество – 2 балла. Ответ:

Задание 11.

Максимальное количество – 2 балла. (по 1 баллу — за каждое правильно подчёркнутое подлежащее)

Ответ: День сменил ночь. День сменила ночь.

Задание 12.

Максимальное количество – 2 балла. Ответ: книга

Задания 13 — 22.

Максимальное количество – 10 баллов. (по 1 баллу — за каждое правильно выполненное задание)

Ответы:

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

В

А

В

В

Б

В

Б

В

В

Г

Олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему: Олимпиада по русскому языку 4 класс с ответами

Олимпиада школьников

Русский язык, 4 класс, задания.

Время выполнения 90 мин.

Максимальное кол-во баллов – 36

1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
А) палисадник
Б) камыш
В) заслонка
Г) посёлок
Д) укротитель

Ответ: камыш- мышь

 Критерии к оцениванию.

Верно записанное слово –  5 баллов.

2. Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях:
В гостинице —
В монастыре —
В поликлинике —
В поезде —
В музее —

Ответ: Гостиница — номер, монастырь — келья, поликлиника — кабинет, поезд — купе, музей — зал.

 Критерии к оцениванию.

За каждое верно записанное слово –  1 балл.

3. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.

Я смотрю – в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной
К нам пришёл на выходной.
Шурка – слесарь в мастерской.
Он такой степенный,
Представительный такой,
Прямо как военный.

Ответ: Прилагательное, существительное, существительное, существительное

Критерии к оцениванию.

За  верно определённую часть речи –  1 балл.

4. Найдите в стихотворении однокоренные слова.

Дождик льёт- кругом вода,
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода.
От бегущих быстрых вод
Задрожал водоотвод.
Протекает небосвод-
На земле водоворот,
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.

Ответ: Вода, вод, водоотвод, водоворот.

Критерии к оцениванию.

За  каждое слово –  1 балл.

  5. «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.

Ответ:

1.А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь («Квартет»)
2.Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет (Лебедь, Щука и Рак)

3. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Зеркало и Обезьяна)

4. Ты всё пела? Это дело: так,  поди,  же попляши! (Стрекоза и Муравей)

Критерии к оцениванию.

За  каждый фразеологизм  –  1 балл + 1балл за название басни

6. Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк.
А как будут называться эти животные женского рода? Запиши.

Ответ: корова, курица, овца, утка, свинья, гусыня, индюшка, слониха, медведица, волчиха.

Критерии к оцениванию.

За  верный ответ 5 баллов, 1 ошибка 2 балла.

1.Разгадай  и запиши предложения:

И аз йокрог, и доп йокрог,

доП йозёреб, и доп йоклё,

имадовороХ и в дяр

В хапялш ыцдолом тяотс.

Ответ : «зеркальная» запись слов, читай наооборот.

Критерии к оцениванию.

За  верный ответ 5 баллов.