Олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему: Задание олимпиады по русскому языку 4 класс

Шифр ________________

Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс

  1. Отметь «Х» слова, в которых звуков больше, чем букв:

□   ягода

□   день

□   поёт

□   клён

□   змея

  1. Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками в нужное предложение:
  1. Дождь лил

А) как снег на голову.

  1. Скоро дело наладилось и пошло

Б) как сивый мерин.

  1. Я знал городские переулки

В) как рыба в воде.

  1. Гости свалились

Г) как из ведра.

  1. Он всегда врёт

Д) как по маслу.

  1. У себя во дворе Мишка был

Е) как  свои пять пальцев.

  1. Запиши слово, в котором  приставка такая, как в слове «испечь», корень такой, как в слове «толкать», суффиксы те же, что в словах «малиновый» и «зарывать», а  окончание, как в слове «фантазирует».

Ответ:____________________________________________________________

  1. Прочитай транскрипцию, запиши слова, обозначь части речи.

[ c’ ивод’ н’ и],  [ ацв’итат’],  [ аб’й’ивл’эн’ий’э].

Ответ:____________________________________________________________

  1. Замени фразеологические обороты словами-синонимами.

В час по чайной ложке — ___________________________________________.

Рукой подать — ___________________________________________________.

Повесить нос — ___________________________________________________.

Раз, два и обчёлся — _______________________________________________.

Куры не клюют — _________________________________________________.

Кожа да кости — _________________________________________________.

  1. Составь словосочетания, в которых слова «седой», «бархатный», «прямой» употреблены в переносном значении.

Ответ: __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из данных слов выбери и запиши слово, состоящее из корня, суффикса и окончания, и разбери его по составу.

Верблюды, прибегут, пароход, садик.

Ответ: ______________________________________________________

  1. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа. 

Туфли- _________________;      каникулы — __________________;

носки — _________________;      колени — __________________;

сани- _________________;         помидоры -__________________.

  1. Составь и запиши из данных слов предложение. Подчеркни в словах мягкие согласные. Раздели слова на слоги вертикальной чертой.

Парк, от, дома, нашего, недалеко, прекрасный.

Ответ: __________________________________________________________

_________________________________________________________________

  1.   Отметь «Х» ряд, в котором все слова являются однокоренными.

□ водяной, водопровод, водитель.

□ дружить, друзья, подруга.

□ носить, носки, поднос.

□ привоз, перевозчик, возникает.

11. Отметь «Х» предложение, в котором глагол употреблён в форме прошедшего времени.

□ Я собирал фишки и вкладыши.

□ На улице звучит аккордеон.

□ Я читаю интересный рассказ.

□ Мне нравится урок музыки.

Олимпиада по русскому языку 4 класс, задания с ответами

Русский язык достаточно сложен в изучении, но также очень гибок и многогранен в его выразительных возможностях. Одним из средств, используемых для контроля знаний учащихся, а также систематизации и обобщения изученного материала является проведение олимпиад по русскому языку.

Участие в таком мероприятии помогает научиться применять знания, полученные на уроках, воспитывает любовь к русскому языку. Мы хотим помочь учащимся добиться высоких результатов и предлагаем вашему вниманию примеры заданий олимпиады по русскому языку для 4 классы. Внизу вы найдете ответы к представленным заданиям.

Тестовые задания

1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
А) палисадник
Б) камыш
В) заслонка
Г) посёлок
Д) укротитель

2. Какое слово написано с ошибкой?
А) бреют
Б) клеют
В) реют
Г) сеют
Д) тлеют

3. Найди верный ответ.
А) Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении
Б) Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для образования новых однокоренных слов
В) Окончание — это неизменяемая часть слова, которая служит для узнавания однокоренных слов

4. В каком слове пишется ъ ?
А) с…езд
Б) с…бить
В) с…играть
Г) в…ётся

5. В каком слове содержаться согласные буквы, обозначающие только глухие согласные звуки?
А) кошка
Б) мышка
В) лампа
Г) гуси

6. Найди словосочетание, в котором имя прилагательное употреблено в мужском роде:
А) у пушистой белки
Б) по широкому полю
В) в настенном календаре

7. Выбери вариант, в котором верно указаны пропущенные буквы: В н_чном небе зажглась яркая зв_зда. На с_ды опустился с_неватый туман.
А) а, е, а, и
В) о, е, а, и
Б) о, и, а, и
Г) о, е, а, е

8. Найди имя прилагательное:
А) гербарий
В) узкий
Б) санаторий
Г) дежурный

9. В каком словосочетании допущена ошибка:
А) прочитать в книге
В) сорвать с сирени
Б) гулять по улице
Г) рассуждать о совесте

10. Найди грамматическую основу предложения: Маленькая лень большое горе приносит.
А) лень приносит
Б) горе приносит
В) малая лень
Г) большое приносит

Открытые вопросы

Вопрос 1
Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:
Готовь лыжи летом — …
Шайбы по весне считают — …
Когда в соседях согласья нет — …

Вопрос 2
Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры?

Вопрос 3
Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в загадке встречаются звуки [а] и [о].
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы —
Все прекрасные пловцы.

Вопрос 4
Замени иноязычные слова сложными русскими словами.
1)Каллиграфия — …
2)Орфография — …
3) Эгоизм — …

Вопрос 5
Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении.
Жар солнца — жар чувств;
Каменное здание — каменное сердце;
Строить планы — строить мост;

Творческие задания

Задание 1
Ответь на вопросы:
а) Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
б) Какую соль не кладут в суп?
в) Из какого крана не льётся вода?
г) Какой лук не режут в салат?
д) По какому мостику нельзя перейти реку?

Задание 2
Составь предложения со словами: одеть и надеть. Запиши их ниже.

Задание 3
Подобрать синонимы к словам:
работа –
громкий –
дремучий (лес) –
печаль –
кричать –

Задание 4
Напиши цепочку слов, меняя в слове каждый раз только одну букву

Задание 5
Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст.
1) Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!
2) Отошёл я в сторону и сел на пенёк. Гляжу, к дереву птица летит и в клюве сосновую шишку держит. Сразу узнал я дятла.
3) Вдруг вижу: на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрепанные: хорошо над ними кто-то потрудился.
4) Шёл я однажды зимой по лесу.
5) Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.

Ответы на тесты

Тестовое задание№ 1№ 2№ 3№ 4№ 5
ОтветББААА
Тестовое задание№ 6№ 7№ 8№ 9№ 10
ОтветВВВГА

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: Готовь сани летом, а телегу — зимой. Цыплят по осени считают. Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдёт.
Ответ на вопрос 2: Носков, блюдец, яблонь, ботинок, плеч, помидоров.
Ответ на вопрос 3: Аквариум; звук [а] — 16 раз, звук [о] — 8 раз
Ответ на вопрос 4: 1 — Чистописание; 2 — Правописание; 3 — Себялюбие.
Ответ на вопрос 5: жар чувств, каменное сердце, строить планы.

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:
а) Скрипичным ключом; ключом, который бьёт из-под земли (родником).
б) Морскую соль; ноту соль.
в) Из подъёмного крана.
г) Из лука, который служит для метания стрел (оружие).
д) По капитанскому мостику

Пример ответа на творческое задание №2
одеть кого-то или что-то, надеть на себя.

Пример ответа на творческое задание №3
работа – труд;
громкий – шумный;
дремучий (лес) – непроходимый;
печаль – тоска;
кричать – вопить.

Пример ответа на творческое задание №4
река-рука-щука-щека

Пример ответа на творческое задание №5
4), 3), 5), 2), 1)


Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Другие классы

Обновлено: , автор: Валерия Токарева

Олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) по теме: Задания для олимпиады по русскому языку 4 класс

         Олимпиада по русскому языку 4 класс             Шифр___________

Задание 1.  2б

Навестив друга, один мальчик отправился домой. Дома он решил сыграть в компьютерную игру «[касм’ич’иск’ий’ баск’итбол]». Напиши её название буквами: ____________________________________________________

Задание 2. 4б

 Вы изучали тему «Словосочетания»? Подбери словосочетания к схемам.

  1. 1) гл. + гл.

А) Подружилась с журавлём

2) сущ. + сущ.

Б) Вздумала угостить

3) гл. + сущ.

В) Кашу манную

  1. 4) сущ. + прил.

Г) Окрошка в кувшине

Ответ:______________________________________

Задание 3.  6б

Допиши окончания:

больш…                    кенгуру

известн…                  кафе

просторн…               фойе

больн…                     мозоль

прозрачн…               тюль

горяч…                     кофе  

Задание 4. 2б

  Отметь знаком «+» верное высказывание. В пословице «Не трудиться, так и хлеба не добиться»….

  1. пять мягких согласных звуков
  2. семь мягких согласных звуков
  3. девять мягких согласных звуков

Задание 5.  2б.

Разгадай шараду

Начало-голос птицы,

Конец — на дне пруда.

А целое в музее найдёте без труда.

Ответ:___________________________

Задание 6.  1б за слово

Составь из букв данных слов существительные дрvгого склонения, укажи тип склонения (1,2,3) во всех словах.

кукла- ____________________

тьма- _____________________

кочан- ____________________

банка- ____________________

Задание 7.  0,5б за слово

Поставь в словах знак ударения.

Завидно, красивее, гусеница, жаворонок, звонит, засуха.

Задание 8 .  4б.

Установи соответствие и соедини стрелкой (фразеологизмы и их значение).

  • кот наплакал             ■ очень далеко
  • от горшка два вершка             ■ бездельничать
  • бить баклуши             ■ маленький
  • семь верст до небес             ■ мало

Задание 9.  2б. 

Отметь знаком «+»,  в каких из данных пар слова являются синонимами.

  1. спешить — собираться
  2. спешить — медлить
  3. спешить — торопиться
  4. спешить — опаздывать

                                                                                                                     

Задание 10.  0,5б за слово

 Запишите слова  в форме родительного падежа множественного числа.

Чулки______________________________

Килограммы_____________________________

Помидоры__________________________

Носки_____________________________

                                   

                                 

Ответы  к олимпиаде по русскому языку 4 класс

1. Космический баскетбол.   2б

2. 1Б, 2Г, 3А, 4В         4б

3.      большой                кенгуру   6б

    известное              кафе

         просторное           фойе

         больная                 мозоль

         прозрачный          тюль

         горячий                 кофе

4. 5 мягких согласных звуков.   2б

5. Картина.     2б

6.Кулак (2), мать (3), ночка (1), кабан (2).   4б (1б за слово)

7. ЗавИдно, красИвее, гУсеница, жАворонок, звонИт, зАсуха.

3б(0,5 за слово)

8. Кот наплакал — мало, от горшка два вершка — маленький, бить баклуши — бездельничать, семь верст до небес — очень далеко.  4б

9. Спешить — торопиться.        2б

10.Чулок, килограммов, помидоров, носков.    2б (0,5 за слово)

                                                                                Всего: 31б

Олимпиадные задания по русскому языку (4 класс): ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

2019-2020  учебный год. 4 класс

Продолжительность олимпиады — 60 минут.  Максимально возможное количество баллов — 54.

Код участника:____________________

  1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове? 
    Палисадник, камыш, заслонка, посёлок, укротитель

__________________________________________________________________

  1. Запиши слова в алфавитном порядке:

Дверь, девочка, дикий, длина, декабрь, дача, друг, досуг.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк.
    А как будут называться эти животные женского рода? Запиши.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Запиши слова по группам:

Поднос, носорог, носилки, носик, утконос, носильщик, переносица, носитель, вынос, носатый.

а) родственные к слову «нос»:_____________________________________________________________

б) родственные к слову «носить»:__________________________________________________________

  1. Разгадай  и запиши предложения:

И аз йокрог, и доп йокрог,

доП йозёреб, и доп йоклё,

имадовороХ и в дяр

В хапялш ыцдолом тяотс.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Замени выражения одним глаголом.

Клевать носом —  __________________________
Зарубить на носу — _________________________

Чесать языком —     _________________________

Дать стрекача —     _________________________

  1. Найдите в каждой строке четвертое «лишнее» слово, подчеркните его. Кратко объясните свой выбор.

Деревня, лошадь, девочка, лиса

__________________________________________________________________

Скатерть, тополь, конь, день      

__________________________________________________________________

Грустный, мрачный, веселый, унылый

__________________________________________________________________

  1. Запишите транскрипцией звуковой состав слов:

Лес, подсказка, юбка, мороз.

____________________________________________________________________________________________________________________

  1. К данным существительным подбери прилагательные: 

рояль-______________________________

шампунь-___________________________

тюль-______________________________

фамилия-___________________________

пюре-______________________________

картофель-_________________________

  1.  В каждом из приведенных ниже словосочетаний слово верный имеет разные значения. Докажите это, подбирая к нему синонимы.    

верный друг — ______________________________________________________                            

верное средство — __________________________________________________

верный расчёт — ___________________________________________________

верный глаз — ______________________________________________________

верный ответ — ____________________________________________________

  1.  Употреби числительные «два», «две» и «двое» с существительными:

подруга, министр, петух, сани, щипцы, огурцы, сутки, утки, брюки, руки.

Две подруги, __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Прочитайте текст в транскрипции. Запишите его по правилам русской орфографии и пунктуации.

[у  м’ин’а  п’ич’ал’ный’  в’ит//  галава  май’а  бал’ит//  й’а  ч’ихай’у/  й’а  ахр’ип//  што такой’э// эта гр’ип//]

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сумма

Максимальный балл

1

4

5

5

3

2

3

4

6

5

4,5

11,5

54

Набранный балл

Подпись проверяющего

Ключ

  1. (1 балл) Камыш
  2. (за каждое слово 0,5 балла) Дача, дверь, девочка, декабрь, дикий, длина, досуг, друг.
  3. (за каждое слово 0,5 балла) Корова, курица, овца, утка, свинья, гусыня, индюшка, слониха, медведица, волчица.
  4. За каждое слово 0,5 балла
  5. (3 балла) запись слов читается наоборот.
  6. (за каждое слово 1 балл)

Клевать носом —    дремать
Зарубить на носу — запомнить

Чесать языком —     болтать

Дать стрекача —       убегать

  1. (за каждое слово 0,5 балла, за пояснение 0,5 балла)

Деревня, лошадь, девочка, лиса

остальные слова одушевлённые

Скатерть, тополь, конь, день      

остальные неодушевлённые

Грустный, мрачный, веселый, унылый

Остальные синонимы

  1. (за каждое слово 1 балл)  

                 [Л’ЭС]         [ПАТСКАСКА]          [ЙУПКА]    [МАРОС] 

  1. (за каждое слово 1 балл). Например:

рояль настроенный;

шампунь укрепляющий;

тюль красивый;

фамилия редкая;

пюре вкусное;

картофель рассыпчатый

  1.  За каждое слово 1 балл
  2. За каждое словосочетание 0,5 балла
  3. ___У  меня  печальный  вид._____           За каждое верно написанное 

                                                                                 слово – 0,5 балла.

___Голова  моя  болит ._______________     За каждый верно поставленный

                                                                                    знак – 0,5 балл

___Я  чихаю ,    я  охрип .______________              За запись в стихотворной 

                                                                                        форме – 1 балл

___Что  такое ?    Это  грипп .                                           Итого – 11,5 балла

Максимальный балл 54

Требования к организации и проведению школьного этапа

всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

в 2019-2020 учебном году.

  1. Порядок проведения школьного этапа олимпиады.

   а) Школьный этап олимпиады проводится для учащихся 4 классов.    

В соответствии с разделом III Порядка проведения Всероссийской олимпиады школьников конкретные сроки и места проведения школьного этапа олимпиады по русскому языку устанавливаются органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования. Олимпиада для учащихся всех школ муниципального образования проводится по единым заданиям, разработанным для каждой из параллелей 4 классов муниципальной предметно-методической комиссией, назначаемой органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.

  В олимпиаде имеет право принимать участие каждый обучающийся, в том числе вне зависимости от его успеваемости по предмету. Число мест в 4 классах (кабинетах) должно обеспечивать самостоятельное выполнение заданий олимпиады каждым Участником. Продолжительность олимпиады должна учитывать возрастные особенности Участников, а также трудность предлагаемых заданий.

 б) Рекомендуемое время проведения олимпиады: для 4 класса – 60 минут.

  1. Описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий.

 Тиражирование заданий осуществляется с учетом следующих параметров: листы бумаги формата  А4, черно-белая печать.  

  Рекомендуется выдача отдельных листов для черновиков. Участники используют свои письменные принадлежности: авторучка с синими, фиолетовыми или черными чернилами, циркуль, линейка, карандаши.

   3. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады.

Участнику запрещается проносить с собой в аудиторию бумаги, справочные материалы, электронные средства связи, диктофоны, плееры, электронные книги, фотоаппараты и иное техническое оборудование.

   4.  Методика оценивания выполненных олимпиадных заданий.

 Каждое задание должно иметь чёткую систему оценивания по определённым параметрам.  Количество баллов устанавливается в зависимости от уровня сложности конкретного вопроса.

Ответ на задание должен быть оформлен в соответствии со структурой задания. Задание «расщепляется» на составляющие его элементы, каждый из которых оценивается отдельно; в зависимости от сложности каждому элементу присваивается свой балл; сумма баллов составляет оценку за ответ.

Олимпиада по русскому языку для 4 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

4 класс

Олимпиадные задания

Класс__________Фамилия___________________________________Имя_____________________

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Кол-во баллов

Всего баллов:

Задачи, оцениваемые в 1 балл

1. Прочитай стихотворение С. Маршака. Сколько раз встречается звук [а] ?
Подчеркни слова, в которых произносится  этот звук.

Дорого вовремя время.

Времени много и мало.

Долгое время – не время,

Если оно миновало.

Ответ:____________________________________________________________________

2. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один

целиком не поместился. В каком слове? Подчеркни. Какой зверь? Напиши.

        

1) палисадник

2)  камыш

4) посёлок

3) заслонка

5)  укротитель

6) коньки

Ответ:____________________________________________________________________

3. Из букв каждых двух слов составь третье (имя существительное). Должны быть

использованы все буквы.

1) БОБ+УСТА=

2)  ОХРА+ПОД=

3) КОЖА+ВОРОН=

4) КАРП+ИВА=

Ответ:____________________________________________________________________

4. Сколько всего звонких согласных звуков в скороговорке? Отметь правильный ответ.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла?

1) 11

2)  10

3) 4

4) 8

5)  7

6) 5

5. Какие слова следует писать с большой буквы? Подчеркни их.

(М м)арина огурцы (М м)ариновала,

(М м)ила (М м)алину перебирала,

(М м)алина (М м)анила (М м)арину и (М м)илу,

(М м)арине и (М м)иле (М м)алина (М м)ила.

Задачи, оцениваемые в 2 балла

6. Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.

1) Овладевать собой, успокаиваться — _____________________________________

2) Очень тесно — _________________________________________________________

3) Усиленно думать над трудным вопросом — _______________________________

4) Хорошо запомнить — ___________________________________________________

7. Отгадай слова. Запиши их.

Роли я играл на сцене,

Выступал я на арене.

Буквы, видно, подшутили,

В утварь взяли превратили.

И теперь на кухне ловко

Натираю я морковку.

Ответ:____________________________________________________________________

8. В данной группе слов найди лишнее. Запиши его и объясни, почему ты считаешь его

лишним. Найди несколько вариантов выполнения этого задания.

Синий, голубенький, синева, синенький

Ответ:____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

9. Какие слова любит ворона? Заполни таблицу.

К

А

Р

К

А

Р

К

А

Р

К

А

Р

К

А

Р

К

А

Р

К

А

Р

К

А

Р

10. Исправь речевые ошибки в предложениях:

1) В соревновании участвовали ученики обоих школ.

2) Скоро зажгётся фонарь и осветит улицу.

3) На картине художник изобразил время года осень.

4) Коллекционер охотился на редкую книгу.

Задачи, оцениваемые в 3 балла

11. Вставь в скобки слог из трёх букв. Он должен заканчивать первое слово и

начинать второе.

1) ко (_______) гарин

2)  кара (_______) ная

3) ка (_______) ка

4) до (_______) итель

5)  тун (_______) кон

6) бели (_______) мя

12. Разгадай ребус, прочитай пословицу.

Напиши ее.

Ответ:______________________________

____________________________________

____________________________________

13. Строчка из известной песенки: Жил-был у бабушки серенький козлик в зашифрованном виде выглядит так: Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмъгый гёсрыг. А как с помощью этого же шифра записать Крокодил Гена? Отметь правильный ответ.

1) Клёкотыр Гэмя

2)  Глёгётыр Кэня

3) Клёкётыр Гэмя

4) Глёгёдыр Кэмя

5)  Глёгётыр Кэмя

6) Клёготыр Гэня

14. Выбери, в каком порядке нужно

обойти все кружки, чтобы прочесть

пословицу. Запиши ее.

Ответ:______________________________

____________________________________

____________________________________

15. Многие годы русские люди в быту общались на русском языке, а в церкви слышали службы на церковно-славянском языке. Русский и церковно-славянский – родственные языки. Многие слова в этих языках похожи. Но слова из церковно-славянского языка можно отличить по некоторым признакам. Например, в церковно-славянском языке на месте русского полногласия –оро-, -оло-, -ере звучат неполногласные сочетания –ла-, -ле-, -ре-. Сравни русское слово сторож и церковно-славянское страж, русское слово ворота и церковно-славянское врата. Подбери к русским словам с полногласиями вариант церковно-славянских слов с неполногласием.

1) Сторона — _______________________

2)  Город — _________________________

3) Хоромы — _______________________

4) Голова — _________________________

5) Дерево — _________________________

6) Молодой — _______________________

Олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) по теме: школьная олимпиада пр русскому языку для 4 класса с ответами

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

в 2015/2016 учебном году

4 класс

Максимально возможный балл – 26

Время на выполнение заданий – 60 мин.

1. Расставьте ударения в словах.

Квартал, свекла, щавель, договор, баловать, включишь, звонишь, облегчить, досуг, углубить.

2. Сколько звуков в словосочетании «тонкошеее животное»? Почему?

3. Выписать в один столбик родственные слова, в другой — формы одного и того же слова.

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесничество, слесарь.

Родственные слова

Формы одного и того же слова

4. Приведите пять фразеологических оборотов со словом «рука». Объясните их значения.

5. Определите род существительных. Подберите к ним прилагательные, согласуя их с существительными. Заполни таблицу.

Существительное

Прилагательное

Род

Лебедь

Зайка

Мышь

Картофель

Бандероль

Мозоль

Тюль

Фасоль

Шампунь

Овощ

Рояль

6. Подчеркнуть грамматическую основу в следующих предложениях:

А. Дерево червь изнутри точит.

Б. Конёк режет лёд.

В. Весло задевает водоросли.

Г. Мастер чинит телефон.

Д. Встретить ночь готовится природа.

7. Вопросительное предложение Строительство жилого дома завершено? можно превратить в повествовательное, заменив вопросительный знак точкой. А какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные таким путем? Привести два примера.

8. Можно ли безударную гласную в слове «береза» проверить словом «белый»? Объясните.

КЛЮЧИ

Максимально возможный балл – 26

1. Расставьте ударения в словах.

Квартал, свекла, щавель, договор, баловать, включишь, звонишь, облегчить, досуг, углубить.

Ответ: кварта́́л, све́кла, щаве́ль, догово́р, балова́ть, включи́шь, звони́шь, облегчи́ть, досу́г, углуби́ть.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

Итого — 2 балла.

2. Сколько звуков в словосочетании «тонкошеее животное»? Почему?

Ответ: 20. Последние две буквы в словах обозначают по два звука: [э] и [j].

Оценка: за ответ — 1 балл; за объяснение — 2 балла.

Итого — 3 балла.

3. Выписать в один столбик родственные слова, в другой — формы одного и того же слова.

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесничество, слесарь.

Родственные слова

Формы одного и того же слова

Ответ:

Родственные слова

Формы одного и того же слова

Лес

Лесник

Лесник

Лесником

Лесной

Лесники

Перелесок

Лесничий

Лесничество

Оценка: по 0,5 балла за каждое правильно указанное слово.

Итого — 4,5 балла.

4. Приведите пять фразеологических оборотов со словом «рука». Объясните их значения.

Ответ:

Рукой подать — рядом, близко.

Работать не покладая рук — работать усердно.

Легкая рука — о том, кто приносит удачу.

Правая рука — надежный помощник.

Чужими руками жар загребать — присваивать чужой труд.

NB: возможны другие варианты.

Оценка: по 0,5 балла за каждый указанный фразеологизм, по 0,5 балла за объяснение его значения.

Итого — 5 баллов.

5. Определите род существительных. Подберите к ним прилагательные, согласуя их с существительными. Заполни таблицу.

Существительное

Прилагательное

Род

Лебедь

Зайка

Мышь

Картофель

Бандероль

Мозоль

Тюль

Фасоль

Шампунь

Овощ

Рояль

Ответ:

Существительное

Прилагательное

Род

Лебедь

Белый

Мужской род

Зайка

Трусливый

Мужской род

Мышь

Полевая

Женский род

Картофель

Свежий

Мужской род

Бандероль

Тяжелая

Женский род

Мозоль

Больная

Женский род

Тюль

Красивый

Женский род

Фасоль

Спелая

Женский род

Шампунь

Новый

Мужской род

Овощ

Вкусный

Мужской род

Рояль

Черный

Мужской род

NB: возможны другие варианты прилагательных.

Оценка: по 0,2 балла за верное определение рода, по 0,2 за верно подобранное согласованное прилагательное.

Итого — 4,4 балла.

6. Подчеркнуть грамматическую основу в следующих предложениях:

А. Дерево червь изнутри точит.

Б. Конёк режет лёд.

В. Весло задевает водоросли.

Г. Мастер чинит телефон.

Д. Встретить ночь готовится природа.

Ответ:

А. Дерево червь изнутри точит.

Б. Конёк режет лёд.

В. Весло задевает водоросли.

Г. Мастер чинит телефон.

Д. Встретить ночь готовится природа.

Оценка: по 0,3 балла за каждый верно определенный главный член предложения.

Итого — 3 балла.

7. Вопросительное предложение Строительство жилого дома завершено? можно превратить в повествовательное, заменив вопросительный знак точкой. А какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные таким путем? Привести два примера.

Ответ:

Если в предложении есть слова «когда», «разве», «почему», «неужели» (возможны другие варианты), то предложение нельзя сделать повествовательным: Разве строительство жилого дома завершено? Когда строительство жилого дома завершено?

Оценка: по 1 баллу за каждый приведенный пример.

Итого — 2 балла.

8. Можно ли безударную гласную в слове «береза» проверить словом «белый»? Объясните.

Ответ: можно, основываясь на этимологическом анализе. Слово «береза» образовано от очень древнего корня бе- со значением «блеск, белизна». Тот же корень в слове «белый».

Оценка: 0,1 балла за ответ «можно», 2 балла за объяснение.

Итого — 2,1 балла.

Общая сумма баллов — 26 баллов.

Олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) по теме: Школьная олимпиада по русскому языку в 4 классе

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ            4 класс

Фамилия, имя_____________________________________________

Класс_____________________

  1. От прилагательных образуй имена существительные, которые называют людей

 

          богатый -__________________                хитрый — ____________________

         счастливый -_______________                грубый -_____________________

         крепкий -__________________               весёлый -____________________

  1. Отгадайте и запиши пословицы по двум ключевым словам.
    Свет – тьма;

_______________________________________________________________________
Труд – лень.

_______________________________________________________________________
Встречают – провожают.



Погибай – выручай.

_________________________________________________________________________

  1. «Наборщик». Из букв слова «ГОСУДАРСТВО» составьте как можно больше слов                (имена существительные в именительном падеже).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Отгадай и запиши слово.

          А) корень в слове снежинка  

                       

            приставка в слове подъехали                    

           суффикс в слове лесник                            

           окончание в слове ученики            _________________________________________

Б) приставка в слове посмотрел

                корень в слове дороженька

                суффикс в слове лыжник           ___________________________________________

  1. Определи какой частью речи являются подчеркнутые слова.

          В поля, не кошеных косой, (_____________ )

         Всё утро дождик шёл косой.(____________ )

        Дочь грома капля-егоза,

        Кончая свой высотный путь,

        Летела с круч, закрыв глаза,

        В лицо земли, боясь взглянуть,

        Скользнув с небесного стекла, (___________ )

         В ладонь цветка она стекла. (____________ )

6. В данных рядах найди слова, которые будут лишние и подчеркни их. Рядом напиши обобщённое название этих предметов.

        Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён________________________________

        Молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша_____________________________

        Дождь, снег, град, гололёд, иней_____________________________________

        Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол_________________________

  1. Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа

Килограммы-____________________ , апельсины-________________, сапоги-______________,

Помидоры-_______________________, ботинки-___________________.

  1. Запиши 3 имени существительных, которые не изменяются по падежам

_______________________________________________________________________________

      9. Исправь   ошибки.

 Марозныи  узоры.

За  ноч  сильна  пахаладало.   На  стёклах   паевились   узоры.  Кто   наресовал  их?  На   халоднам   стикле   асидают   тёплые   поры. Ночю  ани   зостывают.  На них   нолипают другие  капелки.  Так   вы    растает   чюдесный   ресунак.

  1. Прочитай «заколдованное» слово и вычеркни в нем «лишний» слог.

Сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки.

_____________________________________________________________________________________________________

Ответы

  1. (1 балл за каждое слово).

 Богатый — богач,  хитрый- хитрец

Счастливый — счастливец     грубый — грубиян

Крепкий- крепыш                весёлый — весельчак

2.(1 балл за каждую пословицу).

Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Труд кормит, а лень – портит.

Встречают по одежке, провожают по уму.

Сам погибай, а товарища выручай.

3. (1 балл за каждое слово).

(год, гусар, град, грот, город, ода, оса, овраг, сода, сор, сорт, сало, сад, сосуд, суд, удар, угар, устав, удав, утро, ус, дар, дог, дот, дрова, дуст, досуг, дорога, ад, ар, авто, род, рот, ров, рог, рост, руда, рота, тур, враг, вода, вор…)

4. (1 балл за каждое слово)  подснежник  подорожник

       5. (1 балл за каждое слово)  

        В поля, не кошеных косой, (сущ.)

         Всё утро дождик шёл косой. (Прил.)

        Дочь грома капля-егоза,

        Кончая свой высотный путь,

        Летела с круч, закрыв глаза,

        В лицо земли, боясь взглянуть,

        Скользнув с небесного стекла,(сущ.)

         В ладонь цветка она стекла.(глаг.)

 6.(1 балл за каждое слово) 

Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён__    имена людей

 Молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша__молочные продукты

  Дождь, снег, град, гололёд, иней__явления природы в зимнее время

  Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол__спортивные игры с мячом

          7. (1 балл за каждое слово) Килограммы- килограммов , апельсины-апельсинов, сапоги-сапог,  помидоры-помидоров, ботинки-ботинок.

         8. (1 балл за каждое слово= 3 балла) Кино, пальто, шоссе, кофе

               9. (1 балл за каждое слово)        Морозные  узоры.

За  ночь сильно  похолодало.   На  стёклах   появились   узоры.  Кто   нарисовал  их?  На   холодном   стекле   оседают   тёплые   пары. Ночью  они   застывают.  На них   налипают другие  капельки.  Так   вырастает   чудесный   рисунок.

        10. (1 балл за каждое слово)

Сахар, варенье, орехи, баранки.