Орфография и орфограммы 1-4 классов

Орфография в русском языке — это правила написания слов. Т.е. под орфограммой понимают все случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правило или заглянуть в словарь.

Орфограммы:

1. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных (Употребление больших (заглавных) букв).

В конце коридора я увидел Сашу с его щенком Пипином.

2. Безударная гласная буква в корне слова проверяемая и непроверяемая (Безударная гласная в корне).

морской — мо́ре, пенал — проверочного слова нет

3. Парная по звонкости — глухости согласная в корне (Правописание звонких и глухих согласных в корне слова)

кадка — кадушка, друг — дру́га

4. Буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу (Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ — в разных частях слова)

живет, шипение, чадо, чаща, чудеса, щука

5. Буквосочетания -оро-, -оло-, -ере- , -еле- (Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ)

ворона, волосы, перепелка

6. Буквосочетания -чк-, -чн-: мягкий знак не пишется (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

кочка, конечно, закончить, банщик

7. Двойная согласная (Слова с двойными (удвоенными) согласными)

аллея, суббота, класс, Марианна

8. Непроизносимая согласная (Проверяемая непроизносимая согласная в корне слова)

честность, сердце

9. Правописание предлогов (Предлог)

по, за, от, над, чрез, из

10. Раздельное написание предлогов (правописание предлогов и приставок)

об локоть, без ума, за стеклом

11. Правописание приставок (правописание предлогов и приставок, приставка)

побежал, забежал, прибежал

12. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

капель, вкусненький, день

13. Мягкий знак в неопределенной форме глаголов перед -СЯ (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

влюбляться, учиться

14. Разделительные мягкий и твердый знаки (Разделительный мягкий и твердый знак)

обезьянка, объезд, шампиньон

15. Мягкий знак после шипящих в именах существительных (Грамматический мягкий знак)

ложь, мышь

16. Мягкий знак во 2-м лице единственного числа глаголов (Грамматический мягкий знак)

любишь, обнимаешься, споешь

17. Падежные окончания существительных

18. Падежные окончания прилагательных

19. Правописание суффиксов

20. Правописание «не» с глаголами

21. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений

Список орфограмм, изучаемых в 1-4 классах («Школа России»)

Список орфограмм, изучаемых в 1-4 классах («Школа России»)

  1. класс

1.Заглавная буква в начале предложения

2. Правописание безударных гласных

3. Слова с удвоенными согласными

4. Правописание слов с мягким знаком

5. Правописание парных глухих и звонких согласных

6. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

7. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

8. Заглавная буква в собственных существительных

2 класс

1.Заглавная буква в собственных существительных

2. Правописание безударных гласных

3. Слова с удвоенными согласными

4. Правописание слов с мягким знаком

5. Буквосочетания ЧК, ЧН. ЧТ, ЩН, НЧ

6. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

7. Правописание парных глухих и звонких согласных

8. Разделительный мягкий знак

9. Не с глаголами

10. Правописание предлогов со словами

3 класс

1. Правописание безударных гласных

2. Правописание парных глухих и звонких согласных

3. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком

4. Правописание слов с двойными согласными

5. Правописание суффиксов и приставок

6. Разделительный твёрдый знак

7. Соединительные гласные о и е в сложных словах

8. Мягкий знак на конце существительных после шипящих

9. Не с глаголами

4 класс

1. Правописание слов с буквам ь и ъ

2. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

4. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных

5. Правописание местоимений

6. Правописание безударных личных окончаний глаголов

7. Правописание гласной перед л в глаголах прошедшего времени

Орфограммы русский язык 4 класс

ОРФОГРАММЫ

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

Чтобы не ошибиться в написании слов с безударным согласным в корне, нужно изменить это слово или подобрать однокоренное так, чтобы этот гласный находился под ударением (в сильной позиции).

Пример:

зЕмля— зЕмли, свЕтло — свЕт.

В некоторых словах безударный гласный корня нельзя проверить ударением, так как во всех однокоренных словах этот гласный безударный.

Пример:

хОрОшо, хОрОшенький, хОрОшист, прихОрашиваться…

Такие слова называются словами с непроверяемыми гласными. Правописание этих слов нужно проверять по словарю и запоминать:

Пример:

пОртфель, сОбака, вЕстибюль, вОкзал, пАльто…

Гласные О-Ё после шипящих в корне слова. И- Ы после Ц

В корне слова после шипящих под ударением пишется ё, если можно подобрать однокоренное слово, в котором пишется е:

Пример:

шЕпот — шЕпчет, жЁлтый — жЕлтеть

Если подобрать проверочное слово нельзя, пишется о:

Пример:

жОкей, шОмпол, шОрох

В корне слова после ц и в существительных, оканчивающихся на —ция пишется и:

Пример:

циферблат, цирк, акация, акция.

Исключения: цыган, цыпочки, цыплёнок, цыкнуть.

Чередование гласных в корне слова

Чередование е-и

 
В корнях с чередующимися гласными е-и (пер — пир-, мер — мир-, стел — стил, бер — бир-, дер — дир и др.) буква ипишется только тогда, когда после корня следует суффикс —а-:

Пример:

выбирать — выберут,  умирать — умереть, расстилать — расстелить, раздирать — раздерут, запирать — запереть, блистать — блестеть.

Чередование а-о 
1. В корнях лаг- лож- и кас- -кос- буква а пишется, если за корнем идёт суффикс —а-:

Пример:

полагать — положить, касаться — коснуться.

2. В корне гар- гор- в безударном положении пишется о (под ударением —а):

Пример:

загорЕть — загорАть, загорЕлый, но загАр.

Исключение: вЫгарки.

3. В корне зар- зор- в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о):

Пример:

зарЯ, зарнИца, озарЁнный, но зОри, зАрево.

4. В корне раст- рост- гласный а без ударения пишется перед ст и щ; перед с, без т пишется о:

Пример:

возраст, наращение, но росла.

Исключение: Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль.

Корни с полногласием и неполногласием

Корни с неполногласием

(из старославянского языка)

Корни с полногласием

(исконно русские)

-ра-, -ла-, -ре-, -ле-

 

Бразды, охлаждение, возглас, оглавление, ограда

-оро-, -оло-, -ере-, -ело-/-оло-

 

борозда, холод, голос, голова,  огородить

Правописание согласных в корне слова

Проверяемые и непроизносимые согласные 

Чтобы правильно написать согласный в корне слова, нужно изменить слово или подобрать к нему однокоренное, в котором после проверяемого согласного стоял бы гласный или согласные лмнр:

Пример:

дуб — дубок, наряд — нарядный, тростник — тростинка, солнце — солнышко.

Написание некоторых слов с непроизносимым согласным нельзя проверить подбором родственного слова. Такие слова надо запомнить или проверять по словарю:

Пример:

праздник, чувство, лестница.

Правописание удвоенных согласных  

Обрати внимание!

Написание слов с удвоенными согласными нужно запоминать или проверять по словарю: телеграмма, грамматика, стеллаж, искусство.

Чередование согласных в корне слова

Корень в родственных словах, как правило,  всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:

Пример:

г//ж//з — друг— дружить- друзья;
т//ч//щ — све
т— свеча- освещение;
д//ж//жд — тру
д— тружусь- утруждать;
б//бл — лю
бовь- люблю;

 в//вл — ловить- ловля;
м//мл — ло
мить- преломление;
п//пл — лу
пить- луплю…

Карточки на все орфограммы по русскому языке 1-4 класс

Дидактический материал по русскому языку для 2 — 3 класса

Карточка №1.

Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

С…сновый, под…рить, оч…рование, пруж…на, ч…йник, ч…ткий, в…юга, л…ша…ка, с…жают, п…хучий, м…шкара, ры…ка, тра…ка, шка…, с…ел, трол…ейбус, Ал…а, ч…твер…, сер…це, грус…но, окрес…ность, (по)вр…дил, (за)горой, в…ехал, веч…ный, стул…чик, белоч…ка.

Карточка №2.

Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

М…сты, п…тёрка, дв…ры, гр…за, к…р…ндаш, лес…ница, уч…ник, ро…кий, ло…ка, д…рев…я, пас…аж…р, ал…ея, жи…кий, скри…ка, блу…ка, со…нце, ст…лица, х…р…шо, звёз…ный, с…ёж…лся, плат…е, (на)листе, (по)лёт, реч…ка, (с)б…жал, дач…ный, спл…ши.

Карточка №3.

Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

В…зал, др…жал, варе…ки, л…пата, в…дро, ша…ка, чес….ный, м…ро…, дру…, т…жёлый, тр…пинка, ноч…ной, грус…но, осен…ю, под…ём, (за)брал, (в)лез, (в)лес, (за)платил, под…езд, об…явление, (с)сол…ю, осен…ий, шарман…щик, ч…тение, ч…лоч…ки, ш…шеч…ка.

Карточка №4.

Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

Окрес…ност…, прелес…ная, нак…рмить, п…года, ул…ца, м…рко…ка, м…розная, л…сток, п…ля, цв…ты, закр…чал, у…кий, бли…ко, (за)пищ…л, щ…ка, ча…ка, тр…щал, скр…пит, мя…ко, мы…ка, с…езд, пред…явил, мас…а, ап…етит, з…лёный, ш…шка, девоч…ка, (из)дома.

Карточка №5.

Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

Вес…ло, цв…ты, руч…и, ни…ко, лё…кий, ро…кий, сла…кий, кру…ка, с…ёмки, об…езд, Натал…я, грам…, п…ляна, об…ект, л…нивый, …кно, лоша…ь, бас…ейн, по…вился, (за)бор, (за)лесом, щ…вель, кр…вать, деду…ка, похо…ка, заря…ка, сла…кий, но…ти, пугович…ка, цв…точ…ки.

Карточка №6.

Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

Оши…ка, к…л…цо, щ…вель, ст…рик, похо…ка, д…машний, снегопа…, удоч…ка, в…сна, л…са, варен…е, арбу…, рас…ка…, тормо…, (за)гр…бами, улы..ка, конеч…но, н…ч…ной, (под)бежать, ак…уратно, хок…ей, (у)л…тать, обещ…ние, об…ятия, ус…но, завис…ливый.

Карточка №7.

Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

Тр…щать, ч…сы, самока…, сосе…, внуч…ка, п…ляна, д…тя, суд…я, под…ёмник, раз…яснять, пон…дел…ник, б…р…бан, з…во…, сол…в…и, (за)брать, (до)дороги, п…ля, в…гон, пер…он, п…том, пл…сать, ш…повник, ч…рвяк, ука…ка, суб…ота.

Карточка №8.

Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

Хор…шо, пес…ня, крова…ка, ж…ра, друж…ть, сн…ж…нка, с…сна, гр…чи, хв…лить, компо…, (из)учать, (на)обе…, (на)мазать, ст…кля…ка, варе…ка, ярос…ный, бас…ейн, вп…реди, ло…кий, про…ьба, п…рина, д…лина, тра…ка, ч…ры, туч..ка, осв…щ…ть, Мар…я, Рос…ия.

Карточка №9.

Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

(К)другу, к…леч…ко, (в)т…тради, бабоч…ка, горо…, с…ло, чес…ный, длин…ый, об…явить, ненаст…е, зага…ка, л…ётся, под…ехал, (у)л…тать, рома…ка, г…рой, рыбё…ка, учас…ник, в…сток, повя…ка, за…вить, (за)варил, парч…, п…тно, (за)явить, ладо…ки, с…ёмка, рус…кий.

Карточка №10.

Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

Рос..ия, (в)б…жать, ю…ка, раздол…е, под…ём, п..ют, с…ездить, (до)ехать, (на)родину, к…рзина, стр…на, праз…ник, кол…екти…, груп…а, д…рев…я, инж…нер, изгоро…ь, про…ка, бума…ка, карто…ка, пас…бище, ве…ти, уг…стить.

Карточка №11.

Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

Раз…ед…нить, об…явление, вороб…и, пры…ки, ве…ти, ска…ка, (до)ш…л, (по)б…жал, поз…ний, (вы)т…щил, д…лёкий, просл…дить, подру…ка, обу…ь, гла…кий, г…р…зонт, прелес…ный, со…нце, сер…це, ст…лбы, к…шачий, Леноч…ка, ш…рфы, реч…ка.

Карточка №12.

Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

Под…езд, из…ян, гост…я, боро…ка, шу…ка, сла…кий, сапо…ки, (по)лянке, (в)л…тел, облас…ной, д…лина, (за)гр…знить, серё…ка, сосе..ка, ко…ти, бл…стят, свис…нул, мес…ность, м…хнатый, к…леч…ко, в…ез…, дере…це, (до)гадались.

Карточка №13.

Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

С…ел, с…ёж…лся, запла…ка, пла..ки, теле…ка, д…ро…ка, (в)окно, наез…ник, (по)см…трел, со…нце, выстр…лить, об…явить, ре…кий, пас…аж…р, пот…мнело, ус…ная, грус…но, тр…пинка, т…рмозить, сбор…щик, в…сел…е, (на)с…сне, вес…ник, ре…ьба.

Карточка №14.

Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

Пря…ки, сырое…ка, Серё…ка, ре…кий, у…кий, с…ел, (по)ст…р…нам, грус…ный, мес…ный, пок…ч…ть, ал…ея, ап…арат, посп…шил, п…щал, сла…кий, ро…кий, капус…ный, трос…ник, м…рж….ха, набр…сать, раз…ярённый, осен…ий, р…са.

Карточка №15.

Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

Кос…ная, бел…ё, р…са, л…нейка, об…ятия, в…сен…ий, с…ёмка, сынов…я, раз…яснил, опу…ка, бума…ка, (об)л…тел, лес…ница, уч…с…ник, выс…хли, к…л…кол…чик, мас…аж, оп…рение, бул…он, тес…но, ч…дес…ный, опас…но, в…дич…ка, сле…ть.

Карточка №16.

Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

Пол…ком, наскво…ь, ша…ка, с…ёж…лся, в…юн, с…язвил, (по)в…ртел, праз…ник, пог…ревал, т…нцует, т…леграм…а, ласточ..ка, об…езд, моло…ьба, безрадос…но, н…ч…ной, слё…ки, ре…кий, гла…кий, мач…та, тр…щал, п…еса.

Карточка №17.

Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

Гла…кий, г…ло…ка, (по)стуч…л, завис…ливый, з..ркал…ный, мил…иметр, (за)кр…ч…л, ш…рокий, б…рё…ка, кас…а, о…ца, в…ёт, д…ректор, б…ют, в…роб…и, кол…екция, ноч…ной, об…ём, г…ревал, сон…ый, об…ехать, сколь…кий, гр…за, фля…ка.

Карточка №18.

Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

Ст…ял, праз…ник, клас…, с…ёмка, (по)д…роге, л…пата, яг…да, длин…ый, (по)ду…ка, (по)ш…л, к…лограм…, рас…каз, сп…ртивный, ш…ёт, з…л…тистый, комп…ютер, под…ёмный, изморо…ь, пры…ки, реч..ка, (на)бумаге, здра…стуй, пох…л…дало, тра…ка.

Карточка №19.

Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

Бере…, наро…, в…р…бей, гн…здо, осен…ий, груп…а, Ан…а, вкус..ный, об…явить, п…ёт, сч…ст..е, повстр…ч…л, тр…пинка, обло…ка, ж…вопись, выле…, звёз…ный, разв…с…лился, тр…ва, г…р…зонт, р…бята, т…варищ, м…лоч…ник, рас…казы, ап..арат.

Карточка №20.

Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

Хок…ей, гиган…ский, прелес..ный, опас…ный, об…ятия, л…ёт, в…сел…е, пас…ж…р, доблес…ный, ст…рона, с..ест, до…ехал, (от)б…жал, к…смона…т, с…б…чонка, жуж…ать, шос…е, т…ш…на, за…ц, облас…ной, гре…цы, г…л…сок.

Карточка №21.

Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

Уч…с…ник, ужас…ный, с…езд, суд…я, св…тил…ник, лё…кий, нак…рмить, ч…ткий, кас…а, по…явление, под…ём, Дар…я, пере…ел, (о)п…шеходе, (по)т…нцевал, р…бота, М…сква, клас…, пер…он, р…дился, ш…рокий, свис…нул,

крос…вор…, с…колиный, тр..па, об..ёмный.

Карточка №22.

Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

Поз…ний, об…явление, с…ёмка, коп…ё, ре…ьба, (на)хо…ка, св…стул…ка, рыж…к, пейза…, чес…ный, п…л…са, ж…тьё, г…р…дской, к…р…ва, грам…та, в…зание, веч…р, б…дняга, (в)трол…ейбус, хоб…и, з…вёт, ж…вёт, вес…ник, уч…с…ник, Кирил…, б…рё….ка.

Карточка №23.

Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

Бл…стит, ш…лестит, раз…езд, под…ём, помощ…ник, м…лч…ние, б…р…жок, Соф…я, в…рона, уч…с…ник, х…р…шо, Ген…адий, зв…рюшка, ап…ликац…я, мас…а, ш…рстяной, поз…ний, капус…ный, плат…е, под…рожало, покр…снел, скр…пач, с…ора, крос…вор…, с…колиный, тр…па, об…ёмный, (о)в…юге, б…рё….ка.

Методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему: Орфограммы 4 класс

Тема: Орфограммы, изученные за 1 полугодие.
4 класс
I вариант

  1. Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква д.
  1.  □ сла…кий
  2.  □ лопа…ка
  3.  □ гла…кий
  4.  □ гря…ка
  5.  □ ша…ки
  1. Отметь «х» все слова с окончанием и.
    1.    □ бежать по лестниц…
    2.    □ чертить без линейк…
    3.    □ живёт в озер…
    4.    □ пятно на скатерт…
    5.    □ в первом вагон…
  2. Отметь «х» сочетание слов с ошибкой.

1.    □ маленькие деревья
2.    □ строгие учителя
3.    □ зимние утро
4.    □ высокие волны
5.    □ летние облака

  1. Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква о.
    1.    □ камыш…вый
    2.    □ ш…лк
    3.    □ щ…ки
    4.    □ ш…рты
    5.    □ врач…м
  2. Отметь «х» все слова, на конце которых нужно писать ь.
    1.    □ съеш…
    2.    □ зажеч…
    3.    □ карандаш…
    4.    □ лож…
    5.    □ колюч…
  3. Отметь «х» все слова, в которых пропущен разделительный ъ.
    1.    □ в…юга
    2.    □ под…ём
    3.    □ раз…ехались
    4.    □ ноч…ю
    5.    □ трёх…ярусный
  4. Отметь «х» все предложения, в которых необходимо поставить запятую.
    1.    □ Два братца в воду глядятся ввек не сойдутся (берега).
    2.    □ Мир и лад для семьи клад.
    3.    □ Старое дерево скрипит но не ломается.
    4.    □ В пути и в горе людей узнают.
    5.    □ Добро помни а зло забывай.
  5. Отметь «х» все предложения,  в которых неправильно расставлены запятые.
    1.    □ На опушке леса растут грибы: подосиновики, сыроежки, грузди.
    2.    □ В шумные стайки собираются скворцы и улетают на юг.
    3.    □ Остаются зимовать рябчики и тетерева, и куропатки.
    4.    □ Прокатился по саду вихрь поднял сухие листья и опустил их за околицей.
    5.    □ Взошло, заиграло над лесом веселое летнее солнышко.
  6. Отметь «х» все раздельные написания.
    1.    □ (за) кладка
    2.    □  (за) поворотом
    3.    □ (за) летать
    4.    □ (не) находить
    5.    □  (не) навидеть
  7. Отметь «х» все слова, в которых пропущен ь.
    1.    □ улыбат…ся
    2.    □ двигает…ся
    3.    □ удивлят…ся
    4.    □ нагибает…ся
    5.    □ радует…ся
  8. Отметь «х» все глаголы, в которых пропущена буква е.
    1.    □ готов…м
    2.    □ жела…м
    3.    □ вер…м
    4.    □ бре…м
    5.    □ чита…м
  9. Отметь «х» все слова с ошибками.
    1.    □ лаит
    2.    □ видит
    3.    □ вяжит
    4.    □ строит
    5.    □ клеит
  10. Отметь «х» все  слова, в которых пропущена буква ы.
    1.    □ бесед…вать
    2.    □ разбрас…вать
    3.    □ совет…вать
    4.    □ опазд…вать
    5.    □ действ…вать
  11. Отметь «х» все слова, в которых пропущено мм.
    1.    □ килогра..
    2.    □ ка…ыш
    3.    □ су…а (результат сложения)
    4.    □ кило…етр
    5.    □ телегра…а

II вариант

1.Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква з.
      1.  □ кра…ка
      2.  □ повя…ка
      3.  □ подска…ка
      4.  □ поло…ка
      5.  □ берё…ка
2. Отметь «х» все слова с окончанием и.
      1.    □ стоять у дорог…
      2.    □ увидеть на картин…
      3.    □ средство от бол…
      4.    □ поётся в песн…
      5.    □ распустились на берёз…
3. Отметь «х» сочетание слов с ошибкой.

1.    □ мелкие капли
2.    □ весенние дни
3.    □ верхние этажи
4.    □ последние событие
5.    □ вечерние новости

4. Отметь «х» все слова, в которых пропущена буква ё.
      1.    □ ж…луди
      2.    □ друж…к
      3.    □ прич…ска
      4.    □ пч…лы
      5.    □ зайч…нок

5. Отметь «х» все слова, на конце которых нужно писать ь.
     1.    □ кирпич…
     2.    □ не плач…
     3.    □ прилеч…
     4.    □ могуч…
     5.    □ ноч…
6. Отметь «х» все слова, в которых пропущен разделительный ь.
    1.    □ солов…и
    2.    □ сош…ёт
    3.    □ с…ёмка
    4.    □ в…юга
   5.    □ раз…ярённый
7. Отметь «х» все предложения, в которых необходимо поставить запятую.
   1.    □ Заворчал живой замок лег у двери поперёк.
   2.    □ Месяц светит, но не греет.
   3.    □ Правда в огне не горит в воде не тонет.
   4.    □ Терпенье и труд все перетрут.
   5.    □ Мал ёрш а колюч.
8. Отметь «х» все предложения,  в которых неправильно расставлены запятые.
   1.    □ Раскат грома долго катился по полям и лесам, и перелескам.
   2.    □ Улыбнулось солнышко, выглянуло из-за туч и покатилось по небу.
   3.    □ Радует лето ребятишек лесными ягодами: земляникой, малиной, черникой.
   4.    □ Отдыхают тетерева, кормятся, клюют берёзовые почки, гуляют под деревьями.
   5.    □ По лесу прошли лоси нашумели, испугали зайчишку.
9. Отметь «х» все раздельные написания.
   1.    □ (на) окне
   2.    □  (на) клеить
   3.    □ (на) рисовать
  4.    □ (не) придумал
  5.    □  (не) годовать

10. Отметь «х» все слова, в которых пропущен ь.
  1.    □ купает…ся
  2.    □ волноват…ся
  3.    □ спускает…ся
  4.    □ любует…ся
  5.    □ приземлят…ся
11. Отметь «х» все глаголы, в которых пропущена буква и.
  1.    □ держ…м
  2.    □ уч…м
  3.    □ лета…м
  4.    □ люб…м
  5.    □ скач…м

12. Отметь «х» все слова с ошибкой.
 1.    □ гонит
 2.    □ вертит
 3.    □ пишит
 4.    □ варит
 5.    □ читаит

13. Отметь «х» все  слова, в которых пропущена буква ы.
 1.    □ запис…вать
 2.    □ команд…вать
 3.    □ совет…вать
 4.    □ чувств…вать
 5.    □ отклад…вать

14. Отметь «х» все слова, в которых пропущено сс.
 1.    □ и..кусство
 2.    □ ба…ейн
 3.    □ кро…ворд
 4.    □ шо…е
 5.    □ происше…твие

Материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Орфограммы русского языка

1.

Заглавная буква в начале предложения.

Речь нужна людям для общения. — № 1

2.

Заглавная буква в именах людей, названиях городов, рек и других именах собственных.

Москва — № 2, Тула, Калуга.

3.

Буквы И, А, У после шипящих (сочетания: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)

машина — № 3, груши, пушинка

4.

Правописание сочетаний ЧК-ЧН.

девочка — № 4, ручной, печка, лавочка.

5.

Словарные слова, которые надо запоминать.

карандаш — № 5, пальто, работа.

дорога — № 5, коньки, морковь.

6.

Перенос слова с одной строки на другую – по слогам.

(записать все возможные варианты)

прокатился — № 6, про-катился, прока-тился, прокатил-ся.

7.

Пропуск, искажение, замена букв в слове при списывании.

(написать слово, разделив его на слоги)

пожелтевшие — № 7, по-жел-тев-ши-е.

8.

Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением.

гроза — № 8, грозы.

9.

Звонкие / глухие парные согласные на конце слова  и  перед другими согласными.

гриб — № 9, грибы

указка — № 9, указочка

10.

Мягкий знак ( Ь ) на конце имён существительных после шипящих.

луч — № 10, шалаш (м.р.), гараж (м.р.)

мышь — № 10, дочь (ж.р), ночь (ж.р.)

11.

Написание букв И / Ы после Ц.

циркач — №11, цирк, цирковая, цифра, циркуль

ножницы — №11, птицы, пальцы

цыган — №11, цыплёнок, цыц

12.

Сложные слова с буквой соединительного гласного

самолёт — №12, сам, летать

птицелов — №12, птиц, ловить

13.

Обращение выделяется запятыми (,) или восклицательным знаком (!)

Тише, Танечка, не плач! — №13

Ребята! Давайте жить дружно! — №13

14.

Разделительное написание предлогов, слитное написание приставок.

пришёл — №14, посмотрел, увидел, выбежал

в лесу — №14, в зимнем лесу

15.

Раздельное написание частицы НЕ с глаголами.

не знает — №15, не может, не старается

16.

Разделительный Ь.

деревья — №16, осенью, воробьи, вьюга, ружьё, платье, ручьи

17.

Разделительный Ъ.

Съел — №17, съедобный, подъёмный, объявление, предъюбилейный

18.

Непроизносимые согласные в корне слова.

Местный — №18, место, грустный – грусть, сердце – сердечный

Вкусный — №18, вкусен, парусный – паруса.

19.

Глаголы с основой на ЧЬ.

Беречь (что делать?) — №19, стеречь, печь

20.

Удвоенная буква согласного на границе частей слова.

осен  +  н  +  ий  =  осенний  — № 20

 утр  +  енн  +  ий  = утренний  — № 20

дерев  + янн  +  ый  =  деревянный  — № 20

21.

Безударное падежное окончание существительного.

на поляне – 1скл., П.п. (на земле) — № 21

у речки – 1 скл., Р.п. (у земли) — № 21

к скамейке – 1 скл., Д.п. (к земле) — № 21

на площади – 3 скл., П.п. — № 21

22.

Правописание приставок (раз-/ рас-; из-/ ис; без-/бес; воз-/вос; и др.)(Выделить приставку, подчеркнуть букву с которой начинается корень)

Безголовый — № 22, бездарный, безмятежный

23.

Буква О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Хлебцем – № 23, зайцем, плачем

Кольцом — № 23, ножом, ключом

24.

Существительные в форме  мн.ч., Р.п. с основой на шипящий.

Туч — № 24, мн.ч., Р.п.; много луж

25.

Существительные с суффиксом – ОК после шипящих.

Бычок — № 25, дружок, пастушок

26.

Безударное падежное окончание прилагательного.

Тихому дому — № 26, (какому? –ому, -ему) м. р., Д. п.

В синей юбке — № 26, (в какой? –ой, -ей)ж .р., Р. п

27.

Беглые гласные О и Е

Замочек — № 27, нет замочка

Телёнок — № 27, нет телёнка

28.

Запятые при однородных членах предложения

Прилетели грачи, жаворонки, скворцы.

В лесу росли дубы, сосны и ели.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Снег был холодный, но мягкий.

29.

Безударные личные окончания глаголов.

(поставь в начальную форму и определи спряжение)

              1 спряжение                                      2 спряжение

        ед.ч.                    мн.ч.                         ед.ч.                    мн.ч.

1л    я    -у(-ю)         мы  -ем                 1л    я    -у(-ю)         мы  -им

2л   ты  -ешЬ            вы  -ете               2л   ты  -ишЬ            вы  -ите

3л   он  -ет               они  -ут(-ют)        3л   он  -ит               они  -ат(-ят)

рисует — №29, рисовать, 1 спр.

ходит — №29, ходить, 2 спр.

Глаголы-исключения (относятся к 2 спряжению):

гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, терпеть.

Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся к 1 спряжению.

30.

Ь в окончаниях глаголов 2-ого лица –ЕШЬ, -ИШЬ

читаешь — №30, 2л., ед.ч.

носишь — №30, 2л., ед.ч.

31.

Написание –ТСЯ и –ТЬСЯ у глаголов.

катается — №31, что делает?, наст.вр., 3л., ед.ч

кататься — №31, что делать?, нач. форма

Орфографические минутки на уроках русского языка в 4 классе

Орфографические минутки на уроках русского языка в 4 классе

Тема: «Правописание безударных падежных окончаний

имён существительных»

Обозначь падеж имён существительных, выдели окончание.

1. Показалось на востоке, появились на тополе, бродил с собакой, тянулись над долиной, причалили к пристани, обожгло холодом, проходила вдоль изгороди, оказался в стае, залит багрянцем, чернеет в обрыве, отъехали от деревни.

2. В птичьем хоре, побывал в ущелье, подъезжаем к пустыне, подошли к опушке, толпились на площади, замолкла в чаще, плыли по Волге, прицепил к лестнице,

дрожит в море, хожу по тропинке, каталась на тройке.

3. Показались на поверхности, оседает на шапке, стояла на краю деревни, кружились в воздухе, изменилось в природе, покрылись инеем, подъезжал к избушке, появились на сирени, приехал к бабушке, жил у старушки, подбежал к проруби, оказались у Серёжи и Зои, потеплело в апреле.

4. Качался на паутине, шёл по площади, подкрался к кровати, по тропке к даче, на ветке черёмухи, от ёлки к ёлке, от аллеи к беседке, на крышке коробки, у Коли в тетради, по аллее рощи, на берегу речки, сидим в центре.

5. Подарили Зое Ивановне, в тетради по математике, в доме у бабушки Лены, ушли от Елены Петровны, свернули с дороги к роще, пахнуло черёмухой на улице, ко дню рождения тёте Оле, отдыхали в лагере, вывела к чаще.

6. На верхушке ели, на крыше избушки, от кочки к кочке, от берёзки к берёзке, по дорожке к сторожке, на листочке черёмухи, катались на лодке, жизнь на Волге, в Москве на параде, ушли из деревни, стояли около библиотеки.

Тема: « Правописание безударных окончаний имён прилагательных»

Обозначь падеж имён прилагательных, выдели окончание.

  1. Молодого месяца, под проливным дождём, в старом доме, удивительную красоту, свежей зеленью, свежий ветер, серебристым инеем, ранним утром, в свежем воздухе, в дальнем краю, в ненастную осень, могучий дуб, могучей силой, с синего неба.

  2. Радостной жизнью, в соседнюю рощу, на осеннем ветру, широким поясом, к морскому берегу, у дальнего озера, о русском лесе, младший брат, до позднего вечера, большим пятном, серебристым ковром, в дальнюю поездку, вдоль извилистого берега, в пушистом уборе.

  3. На снежном обрыве, удивительную песню, к широкой площади, от утреннего тумана, к молчаливому лесу, на мокрую траву, зимним лесом, вечернюю газету, мёрзлую ёлку, в нарядном уборе, длинные тени, пушистым покрывалом, от рыхлого снега, ранней осенью.

  1. В тёплом пальто, мелкую рыбёшку, чудесным запахом, в летнюю ночь, к дремучему лесу, от птичьего говора, в глубоком овраге, из дальнего плавания, в еловом лесу, под тенистым дубом, к душистой черёмухе, на зимнюю одежду, в тенистой аллее, на горной вершине.

Тема: «Глагол»

Определи спряжение, лицо и число глаголов. Выдели окончание.

  1. Синеет, бледнеешь, вступаешь, едете, пишет, колют, стеречь, дышит, оживает, сберечь, цветёшь, проглотит, поспешишь, верите, лечат.

  2. Любишь, смотрят, видите, едем, лежишь, показываешь, носит, сеет, беречь, дышат, тоскуем, будешь, испечь, пробегаешь, колышут, жалят, ночуем, встречу.

  3. Слушаешь, полют, участвую, засыпаешь, кочуем, освещаете, пестреет, терпим, посадят, стричь, печатаешь, смотришь, не догонит, сможешь, даёте, вдыхаешь, летаем.

  4. Радует, строят, пилят, крикнешь, слышим, катаешь, бреешь, греет, кормят, дружите, дышат, задрожишь, решает, сверкаем, ночуют, не хвалят, повторяем, читаешь, удивляем, шагаешь, визжит, стелешь, не жужжите, кончат, рубят.