Подготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й класс

Подготовка к олимпиадам по русскому языку в 4 классе

Одной из важнейших задач начальной школы является воспитание добросовестного отношения детей к учёбе. Оно формируется через совершенствование учебного процесса, так и через организацию работы вне урока.

Эффективной формой внеклассной работы является олимпиада. Каждый учебный год обучающиеся нашей школы принимают участие в городских олимпиадах среди учеников начальной школы. С этой целью, мы сначала проводим отборочный тур среди обучающихся 4 классов, а затем, сформировав группы ,начинаем подготовку к олимпиадам. Я знаю, как трудно найти подходящий материал для подготовки. Для этого я просмотрела огромное количество материала, включая и ресурсы интернета. Всё собрала и приготовила задания для подготовки к олимпиадам. Предлагаю свой опыт. Возможно он кому-то пригодиться. Оценку в баллах каждый может поставить сам, в зависимости от своего класса и трудностей задания. Работая по этим заданиям, в 2008-2009 учебном году наши ученики заняли 1 место в городе.

Отборочный тур

Олимпиада по русскому языку. 4 класс

1. Расставь ударение в словах.

Свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи. Торты, щавель, краны, звонит, понял, гусеница, к людям, алфавит, жаворонок, поняла.

2. Какие слова можно отнести к разным частям речи?

Рой, мой, закрой, простой, печь.

Составьте с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются _________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

3. Напиши существительные в именительном падеже множественного числа, поставь над словами ударение.

Средство-…………….., шофер-…………………, цыган,-………………….., торт-………………., трактор-……………………, инженер-………………

4. Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.

  • Заварить кашу-_______________________________
  • Жить душа в душу-____________________________
  • На ночь глядя-________________________________
  • Повесить нос-________________________________
  • Водой не разольешь –__________________________

5. Вместо знака? поставь названия цифр так, чтобы получились имена существительные.

Смор +? + а = ________________________________

? + янин = ________________________________

По + ? + л = _________________________________

6. Составь словосочетания « прилагательное + существительное» со словами: сирень, шампунь, такси, кенгуру, шимпанзе.

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

7. Закончи выражения:

Дружный……………………….., дружеский……………………, тяжёлый………………,

тяжкий…………………, каменный …………………., каменистый…………………….,

рыбный…………………, рыбий………………….., обидный………………., обидчивый………………..

8. Буква Ъ (ять) до 1918 года писалась в словах, в которых по современной орфографии пишется буква Е. Разница в произношении Ъ (ять) и Е не было. Сформулируй правило, по которому осуществлялся выбор Ъ (ять) или Е в словах:

бЪлить, грЕзить, дЪльный, рЪка, мЕдок, шЕка.

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

Запиши в старой записи такие слова:

Беда_______________________

весна _______________________

лесок ________________________  

стена ________________________________

9. Найди ошибки и исправь их.

ВЕСНА.

весна. Яркая сонце рушит последние снежные крепости. Звонкая копель стучит по земле. в лесу пахнет душистыми почьками. Зилёные ёлочки важно вытинули свои колючие ветки. С берёски течёт сладкий сок. Лучь сонца освитил всю паляну.

10. Составь и запиши словосочетания, употребив существительные из скобок во множественном числе.

У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (черешни), герои (басни), пять (простыни), продажа (полотенца), шесть (килограммы) (апельсины).

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

11. Запиши, как правильно называют жителя(м.р), жительницу(ж.р) и всех жителей (мн.ч.) этих городов.

Саратов — __________________________________________________

Киев — __________________________________________________

Пермь — __________________________________________________

12. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Осетинская: и в хорошем огороде есть гнилые тыквы.

________________________________________________________________________

Польская: как заяц в ананасе.

_________________________________________________________________________

Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.

__________________________________________________________________________

Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.

______________________________________________________________________________

13. Разгадай ребусы:

Ш1А, 2Д, 1УМ, ЗА1КА, О5, Ш3Х, 1ОЧКА, 1БОР

_________________________________________________________________________________________________________

14.Объясни лексическое значение слов.

  • Туш — _________________________________________________________________________
  • Тушь — ______________________________________________________________________

15. Что бы это значило?

  • Т М Л О С Е А -____________________________________________________________

    7 3 5 4 1 6 2
  • Р А О В К О Р К С И А К — _______________________________________________________

    3 6 2 5 1 4 2 5 4 6 3 1
  • О К Б О К Л О О Р С К О А — ________________________________________________________

    4 7 5 2 1 3 6 4 3 1 5 2 6

16. Дан текст в транскрипции: [у м’ин’а п’ич’ал’ный’ в’ит// галава май’а бал’ит// йа ч’ихай’у/ йа ахр’ип// што такой’э// эта гр’ип// н’и рум’аный’ гр’ип в л’ису/ а паганый’ гр’ип в насу//]. Запишите его по правилам русской орфографии и пунктуации

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

17. Составь и запиши рассказ по его началу.

Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

Подготовительные задания к олимпиаде (приложение).

Литература: Интернет ресурсы.

Подготовка к олимпиаде по русскому языку в 4 классе. Упражнения.

2. Раздели слова на три группы.

Барс, барский, барсовый, барство, барсук, барствовать, барсучонок.

3. Определи, к каким частям речи относятся двойные согласные в словах:

Подделка, ссора, воссоединение, ссылка, конный.

4. Укажи, какие слова образованы с помощью суффикса –ушк-.

Подушка, болтушка, мушкетёр, кадушка, черёмушки.

5. Замени имя прилагательное другим, близким по значению именем прилагательным с

приставкой без-.

Ясное небо — _____________________

Правильный ответ — _______________________

Жестокий враг — ___________________________

6. Образуй от прилагательных глаголы при помощи приставок.

Ясный, грязный, пустой, чистый.

7. Выдели приставки в словах, если они есть.

Испарина, поручение, порог, подорожник, опёнок, обеденный, напильник, налим,

слепой, истина.

8. Определи, про какие слова нужно говорить «имеет окончание», а про какие – «оканчиваются на о»?

Какао, небо, спасибо, самбо, кружево, зарево, тоскливо, слово, одинаково, рабство, чувство, юношество.

9. Зачеркни «лишнее» слово.

1. Косточка, шапочка, звёздочка, ленточка.

2. Стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик.

3. Горошинка, соломинка, изюминка, снежинка.

4. Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник.

10. Подчеркни слова, имеющие одинаковые окончания.

1. Домов, столов, коров, ковров, голов, основ.

2. Степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.

11. Укажи, есть ли среди приведённых слов те, которые имеют две приставки или два суффикса. Докажи это.

Подосиновик, подорожник, озорник, лакомка, обезуметь, сортировщик, черновик.

12. Укажи среди данных слов те, которые раньше были образованы от одного и того же

слова. Запиши, от какого. Раздели слова на группы по этому признаку и выдели в них

современные корни:

кольцо, вотчина (на Руси до XVIII века: родовое наследственное земельное владение),

здание, околица, крыльцо, отец, полотенце, зодчий (то есть архитектор), отчизна,

крыло, колесо, полотняный.

13. Подчеркни слова, которые образовались от слова камень.

Каменный, камешек, каменья, камни, каменщик, на камне.

Упражнения при подготовке к олимпиаде по русскому языку

(Морфология)

1.Зачеркни «лишнее» слово.

1. Носок, мозоль, георгин, помидор.

2. Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.

3. Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь.

4. Озимь, цитадель, фланель, панцирь.

2. Найди четвёртое «лишнее» слово.

1. Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.

2. Брюки, хлопоты, дверцы, вилы.

3. Дебри, прения, игры, шахматы.

3. Укажи части речи в предложении.

Вероокая трышь грузно обкисляла закорвку в шицинном бору.

4. Запиши имена существительные, начальная форма которых совпадает по написанию с неопределённой формой глаголов.

5. Составь сочетания типа «прилагательное + существительное».

________________ туннель, __________________ сирень

________________ тюль, __________________ кофе

________________ шампунь, __________________ мозоль

6. Подумай, какое небесное тело имеет два названия: одно – мужского рода, другое – женского.

7. Подумай, есть ли среди существительных среднего рода одушевлённые имена.

8. Определи, в каких словах отсутствует форма множественного числа родительного падежа.

Мечта, дерево, юла, егоза, карандаш, кума, гвоздь, тахта, кочерга.

9.Определи, имена существительные какого склонения использовал поэт В.Орлов, чтобы так ярко нарисовать зимний пейзаж. Подумай, какой падеж здесь отсутствует.

Зимняя бахрома.

На сосне и на берёзе – И оставила

Бахрома: Распутывать весне

Белой пряжей Эту пряжу на берёзе

Их запутала зима. И сосне.

10. Отгадай загадку-шутку. Как правильно сказать:

у рыбов нет зубов,

у рыбей нет зубей

или у рыб нет зуб?

11. Напиши следующие существительные в форме множественного числа именительного падежа.

Трактор, сектор, слесарь, токарь, цех, корректор, крендель, кондуктор, инструктор, договор, полюс, почерк, соус, рапорт, свитер, рупор, шторм, вымпел, директор.

12. Напиши следующие слова в форме множественного числа именительного падежа. Поставь в этих словах знак ударения.

Бухгалтер, вызов, тренер, взвод, аэропорт, фронт, порт, торт, инженер,месяц.

13. Определи, в каком падеже в слове сердца произносится [д].

14. Мальчика звали Юлий, а девочку – Юлия, их имена по-разному склонялись в единственном числе, а во множественном числе одинаково, за исключением двух падежей. Каких падежей?

15. Определи, какой частью речи являются выделенные слова.

Я смотрю – в избе мой брат,

У него шинель до пят.

Он с запиской ОТПУСКНОЙ

К нам пришёл на ВЫХОДНОЙ,

Шурка – слесарь в МАСТЕРСКОЙ,

Он такой степенный,

Представительный такой, прямо как ВОЕННЫЙ. (А.Барто)

  1. Укажи, у каких имён существительных начальная форма слова совпадает по написанию с именем прилагательным.

  2. Подбери по одному существительному с данными буквами. Цифра указывает на место буквы в слове. Пример: 3Р – паРус.

6Ь 5Ф 7Й 5У 4Л 6К

  1. Составь словосочетания или предложения, в которых данные слова являлись бы разными частями речи.

ПОКРОЙ, ЖГУТ, СТИХ, ПИЛА.

  1. Поставь ударение в прилагательных.

Новорождённый ребёнок, кухонный стол, тигровая шкура, газированная вода, двоюродный брат, хлопковое масло, зубчатая стена, домовая книга.

  1. Найди ошибки в образовании формы родительного падежа множественного числа.

Много барж, нет гольфов, пара чулков, много помидоров, нет полотенец, пять вёдер, нет туфлей.

  1. Укажи, в каких примерах выделенное слово является прилагательным:

а) иду в ванную б) дежурный врач в) началась уборочная

г) Демьян Бедный д) вызвать в учительскую е) больной мальчик

ж) запасы в кладовой з) больной стонал

  1. Определи, какие слова здесь записаны? Составь и запиши с ними словосочетания.

Обозначь, к какой части речи данные слова относятся.

Обе[т] поро[к] ве[с’]ти пе[ч’]

  1. Обозначь форму множественного числа.

ЛИСТ, КОРЕНЬ, ЗУБ, ПРОПУСК, ХЛЕБ.

  1. Напиши не менее трёх имён существительных, употребляемых в значении как мужского, так и женского рода. Например: РАСТЯПА.

  2. Напиши не менее трёх имён существительных, употребляемых только во множественном числе. Например: ГРАБЛИ.

  3. Не меняя ни одного звука, превратите данные существительные в другие части речи:

СЪЕЗД — ___________ ПЯДЬ (старинная мера длины) — ______________

ЛЕСТЬ — _____________

Объясни, как тебе это удалось.

  1. Из данного слова вычеркни одну букву так, чтобы получилось новое слово, означающее либо предмет, либо признак, либо действие. Из получившегося слова снова вычеркни одну букву. Составь как можно больше таких слов.

СОБОР -_______________________________________________________________

ОГОРОД -______________________________________________________________

БРАТЬЯ — ______________________________________________________________

СОЛИЛ -_______________________________________________________________

ОБУВАЛ -______________________________________________________________

  1. Подчеркни слова, которые можно отнести к различным частям речи и составь с каждым из них по два словосочетания.

РОЙ, МОЙ, СПОЙ, ВОЙ, ОТКРОЙ, РАСКРОЙ, ПРОСТОЙ.

Упражнения при подготовке к олимпиаде по русскому языку

(лексика)

1. Определи, какой пример не является словосочетанием? Подчеркни.

Получил приказ, в своей школе, белый снег, на родной земле, письмо пришло.

2.Замени слова в скобках так, чтобы равенство было верным.

Например. С+ (судьба)= (период времени)

С + рок = срок.

К+ (слуга) = (животное) В + (стихотворение) = (жидкость)

Сл + (дерево) = (фрукт) С+ (шерсть) = (эмоция)

Составь с любым словом предложение.

2. Проанализируй следующие смысловые ряды и впиши вместо пропусков необходимые слова.

вечером, а завтрак …; … жаркое, а зима …; птица – летать, а змея — …

коричневый, а молоко …; … золотая, а зима … ; Тортила – черепаха, а Шушара — …;

доктор – шесть, а врач …; самолёт – ангар, а машина — … ;

платье – портной, а туфли — … .

3. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.

Хвост трубы перстень жизнь

Холод нервы характер конфета

4. Подбери к каждому слову левой колонки по одному синониму из правой.

Друг лошадь

Красный гигант

Путь приятель

Конь скряга

Смелый алый

Скупой дорога

Великан замечательно

Изгородь сумасшедший

Гонор амбиция

Отлично храбрый

Безумный беспорядочный

Безалаберный нива

Поле ограда

5. Подбери не менее пяти синонимов к слову отлично.

6. Впиши в горизонтальные клеточки синонимы к данным словам: сырость ,ругань, потасовка, воровство, слой, награда, стадо(овец), ловкость, известность.

7. Разбей 12 слов на 4 группы. Объясни свой выбор.

Зной, мокрый, печаль, радость, злой, влажный, холод, сердитый, сухой, добрый, жара,

грусть.

8. Подчеркни слова, у которых от изменения ударения меняется смысл слова. Составь с одним из них предложение.

Щавель, атлас, цемент, свёкла, ирис, пикировать, каталог, трусить, выходить, рассердился, премировать.

9. К каждой паре напишите слово, близкое по смыслу (синоним) имени прилагательному.

Крепкий чай — ______________. Крепкая верёвка — ________________.

Крепкий организм — _______________.

10. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой будут употреблены в переносном значении.

11. Заключи слова в кавычки, если это необходимо.

Книга Сын полка, кинофильм Семеро смелых, собака Отважная, семья Беликовых, рассказ Чук и Гек, река Волга, город Самара, газета Правда.

12. Подбери к старославянизмам русские соответствия:

Агнец — …, уста — …, ланиты — …, чело — …, око — …, перст — … .

13. Укажи, как правильно закончить фразу: «Вор подкрался к окну и …»:

а) в лес в нутрь б) влес внутрь в) в лез в нутрь

г) влез внутрь д) влез в нутрь

14. Запиши, кто сидит в шестой клетке.

одеть и надеть. Докажи свой ответ на примере предложений.

16. Объясни значение слов: амбар, обоз, подвода, вешние (воды).

17. Объясни значение слова «язык» в каждой фразе:

Больно прикусил язык. Язык до Киева доведёт. Разведчики взяли языка. Без языка и колокол нем. Прикуси язычок! Язык под чесночным соусом.

18. Расшифруй слова:

По2л, 2рь, с3ж, с3, ви3 на, 1очество.

18. Объясни значение заимствованных слов:

Антракт — …, архитектор — …, дегустация — …, лозунг — …, финал — … .

19. Подбери антонимы к многозначным словам.

МЕЛКИЙ (бассейн, дождь), СВЕЖИЙ (хлеб, журнал), МЯГКИЙ (воск, свет).

20. Замени прилагательные с не- синонимами без не-.

Негромкий — …, неподдельный- …, незлой — …, неинтересный — …, неслабый- …, неплохой — …, неотступный — …, неодинаковый- …, невысокий — …, несмелый — …, неглупый- …, нестарый — … .

Упражнения при подготовке к олимпиаде по русскому языку

(Фразеология. Синтаксис)

  1. Отгадай шараду.

Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй с бараньей головы.

Откройте печь и там найдёте

То, что не раз едали вы.

2.Прочитай и отредактируй предложения. Запиши их правильно.

Если ударить по камню металлическим предметом, то он рассыплется в щепки.

Вдали показались берёзовая дубрава.

Он причинил мне много добра.

Мы одержали поражение.

  1. Подбери фразеологические сочетания к следующим толкованиям.

Овладеть собой, успокоиться — ___________________________

Очень тесно — _________________________________________

Усиленно думать над трудным вопросом -_____________________

  1. Исправь ошибки в предложениях.

Ворона клюнула клювом наглого кота.

Я люблю встречать утренний восход солнца.

У кота галубые глазы.

  1. подчеркни словосочетание, у которого нет переносного смысла.

    1. Обвести вокруг пальца.

    2. Пальцем не шевельнуть.

    3. Высосать из пальца.

    4. Смотреть сквозь пальцы.

    5. Согнуть палец.

  2. Определи, какое слово нужно дописать.

«Денег осталось, ну просто кот … .»

  1. Найди спрятанные в предложениях фамилии хорошо известных тебе писателей, подчеркни их.

Смотри, любимый кокос ее в альбоме нарисован!

Кто запер родителей в тёмной комнате?

Не пойму – зачем ил на дне реки?

Не смешивай ментол с той сладкой жидкостью!

Витя, не надо краба ртом трогать.

Мама, а змея, рыба, комар, шакал – это все звери?

  1. Определи, какое из этих выражений означает не то, что остальные. Выдели его.

На всех парах. Во всю прыть. На всех парусах.

Во весь опор. Во всю глотку.

  1. Исправь ошибки.

Мальчик полоскал собаку.

Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону.

Все спустились с горы, а Витя всё слизал.

Мама отварила дверь.

  1. Укажи предложения, в которых нет грамматических ошибок.

1. Одеть платье. 2. Надевать пальто. 3. Жгёт листву.

4. Не ложьте на стол. 5. Не бежите быстро. 6. Лягте поудобнее.

7. Ездию каждое лето. 8. Поехайте туда зимой.

  1. Замени данные устойчивые выражения словами или словосочетаниями, сходными по значению ( например, сложить голову — погибнуть).

Развесить уши — __________________________

Пускать пыль в глаза — ___________________________

Рвать на себе волосы — _____________________________

Смотреть в оба — ________________________________

  1. Отредактируй предложения. Запиши их правильно.

Здесь фотографируют детей на понях и отправляют по любому адресу в любой город России.

Обои захохотали.

На берёзах сидели снегири, они были занесены снегом.

  1. Найди фразеологизмы-синонимы. Выпишите номера, составляющие каждую пару. К фразеологизму без пары допишите соответствующий фразеологизм-синоним.

1. Тьма кромешная. 2. глядеть в оба.

3. Поминай как звали. 4.Держать ухо востро.

5. Ни зги не видно. 6. И след простыл.

7. Кот наплакал.

  1. Запиши, как называют людей, которые живут:

В Москве — __________________, на Волге — ________________________,

В Санкт-Петербурге — _____________________, в Костроме — ________________,

В Пскове — __________, в селе — ______________, на острове — _______________,

В хуторе -________________.

  1. Замени данные выражения одним словом – наречием.

Не по карману — ________, на краю света -__________, со всех ног -_________,

Как в аптеке -_________, по совести -____________, раз, два и обчёлся -______,

Бок о бок -_________, испокон века -______, как гром среди ясного неба -________.

  1. Найди общее определение к каждой группе из трёх существительных.

  1. Вспомни и запиши русские пословицы, похожие с этими по смыслу.

Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан)

Всё хорошо в своё время. (Англия)

  1. Найди и исправь ошибки.

Идёш влес па знакомай трапинке. С право и с лево шыроким многацветным морем

расыпаются лугавые и лисные цвиты. А усамой трапинке по абочинам канаф кланяются вам знакомые висёлые рамажки.

  1. Вставь нужную букву.

Вн.запно у сам… борта ло(т,д)к. вынырнула гр.мадная г.рбатая сп.на ч.рной рыбы с острым, как кухон.ый но (ж,ш), сп(е,и)н.ым пл.вником. рыба нырнула п(о,а)д р(е,и)зин(о,а)в(о,а)й ло.кой. должно быть, это была г(и,е)ган.ская щ.ка. она м.гла з(а,о)деть р.зин(о,а)в.ю ло.ку п.ром и ра(з,с)п.роть её, как бритв.й.

Олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему: Задания для подготовки к олимпиаде в 4 классе

1. Расставь ударение в словах.

Алфавит, столяр, жалюзи , звонит, цемент, торты, сливовый, звонишь, хвоя.

2. Узнай слова в звуковой одежде. Напиши их.

  • [ М’ А Т’] – ____мять__________
  • [ В’ О С ] – _____вёз__________
  • [ Л ‘Э С’ ] – _____лезь__________

3. Вставь пропущенные слова в данные устойчивые сочетания слов:

  • На сердце __кошки___ скребут
  • Делить шкуру неубитого___медведя________
  • Голодный как ___волк________
  • ___комар_____  носа не подточит.

4. Вставь пропущенные буквы.

Я ружьишко зарядил

 И морковку прорядил.
В огороде увидал,
Как кустарник увядал.

5. В каких словах есть приставки? Выдели их.

Отмыть, отчизна, отвар, отравить, отара, отличник.

6. Подбери синонимы к прилагательным:

  • Тихая езда — медленная
  • Тихая ночь – безветренная, бесшумная  
  • Тихий голос — спокойный
  • Верный друг- настоящий
  • Верный ответ- правильный
  • Крепкая веревка- прочная
  • Крепкий чай- насыщенный
  • Крепкий организм- здоровый

7. Разбери по составу слова.

листочки                  метро                  вынуть                окружность          

8. Переставь буквы так, чтобы получились слова, запиши их. Найди лишнее слово и зачеркни его.

ПАШАК — _____шапка___

ОЖИВТ — ____живот_____

ААЗЛГ — _____глаза____

9. Разгадай ребусы:

Ш1А, 2Д, 1УМ, ЗА1КА, О5, Ш3Х, 1ОЧКА, 1БОР

школа__парад__разум__заколка__опять__штрих__одиночка__разбор

10. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Осетинская: и в хорошем огороде есть гнилые тыквы.

___И в бочке мёда есть ложка дегтя____(В семье не без урода.)

Польская: как псу муха

____Как собаке пятая нога_______________________________

Болгарская:  когда свинья в желтых шлепанцах вскарабкается на грушу.

_____________Когда рак на горе свистнет.___________

11. Выбери нужное слово

  • У бабушки нет (очек, очков, очкей)
  • У Маши нет красных (туфлев, туфлей, туфель)
  • У меня нет (ножницей, ножницов, ножниц)

12. Напиши существительные в именительном падеже множественного числа, поставь над словами ударение.

Средство -_средства,  шофёр — шофёры, цыган -__цыгане__, торт -__торты____ ,

 трактор-__трактора___ , инженер-_инженеры___.

13. Составь словосочетания со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.

  • Вкусный – вкусовой__       вкусный обед_____вкусовой  рецептор___________
  • Дельный – деловой_         _дельный совет______ деловой партнер  _____

14.  Название  каких двух букв  составляют целую эпоху?___эр    а______

Олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему: Школьная олимпиада по русскому языку. 4 класс.

                           МБОУ   СОШ  №  35   г. Ульяновск                                            

 

                 

       Школьная    олимпиада  по  русскому  языку

                     

                          для  учащихся  4 класса  

                       УМК    « Школа   России»  

                        УМК   « Школа  2100».

                                                       Подготовила:

                                                       Кобылицкая  О.А.

                                                      учитель  начальных классов

                                                      МБОУ  СОШ  № 35  г Ульяновск

                                                  г.  Ульяновск

                                                   2014 г

             

       Школьная    олимпиада  по  русскому  языку.  4 класс. 1  тур.                                                                                                                                                                                  

 

Содержание  заданий.                                                                                                                                         Диктант.

                               Медведь.

     Медведь  живёт  на севере  нашей  страны и в средней  полосе. Живёт  он  в  Сибири, на  далёкой  Чукотке, на  Кавказе и  на   горном  Алтае.  Многим  он  знаком  с детства  по  картинкам  в  книге, по  открыткам, фильмам.

 О  буром  медведе написаны  сказки и рассказы.  О нём  поют  песни. Его  рисуют на  гербах наших  городов. А какой цирк без  этого  замечательного животного. Бурый  медведь сильный  и  ловкий.  

Для  русского  народа он    всегда был  и  остаётся любимым  зверем.  

Оценка:

 Если  диктант  написан  безошибочно, он  оценивается  20  баллами

За  каждую  ошибку вычитается  1 балл.

За  каждое  исправление   неграфического  характера вычитается 1 балл.

 

            Школьная    олимпиада  по  русскому  языку. 4 класс.        2 тур.

1. К  данным  устойчивым  сочетаниям подберите близкий  по  значению  глагол в том же  лице и числе:

Вставляет  палки  в  колёса —  

Обведёшь  вокруг  пальца  —    

Пропускает  мимо  ушей –

Зарубить  на  носу    —    

Оценка :  2 балла  за  каждый  правильный  ответ.

2.Укажите, какими  частями  речи являются  подчёркнутые  слова:  

Кто  без  кисти и  белил  крыши  города  белил?  

Оценка:   1 балл  за  каждый      правильный  ответ.

3.    Поставьте  ударение    в словах :

      Серпантин, партер, пуловер, кружево,  занавес,  договор,  туфля

Оценка :   1 балл  за  каждый  правильный  ответ.

4.   Выпишите  группы  родственных  слов, выделите  корень.

Бас,    бассейн,   басня,    басить,   басенный,  баснословный,  басовитый,

басок,    побасенки,   басовый.

Оценка:   3 балла. Если  есть  ошибка – 0,5 балла.

5. Подберите  имена  существительные, у которых начальная  форма  совпадает по написанию с неопределённой  формой  глагола.

Оценка: за  каждый  правильный  ответ  3 балла.

6.  В  каком  слове  количество звуков  и  букв   совпадает:.

Мать,   беречь,  вернёшься,   ясли,    боюсь.

Оценка:  2 балла  за  правильный  ответ.

7.Найдите  значение  слова. Соедините  стрелками  правильные  сочетания.

Буря                                        ветер  необычайной силы

Ураган                                    ураган  огромной  разрушительной силы

Тайфун                                   буря  на  море, в океане

Шторм                                   ненастье с сильным  разрушительным  ветром  

Оценка:   1 балл  за  каждый  правильный  ответ.

8. Подберите       антонимы  к  следующим  словам:

Щедрый –

Восход –

Оценка:   1 балл  за  каждый  правильный  ответ.

9.Подберите  синонимы:

Метель –

Охранять –

Оценка:   1 балл  за  каждый  правильный  ответ

Лист  оценивания.

Ответы       2 тура.

1. Вставляет  палки  в  колёса —  мешает.

Обведёшь  вокруг  пальца  —  обманешь.  

Пропускает  мимо  ушей –  не слушает.

Зарубить  на  носу    —  запомнить.

   

Оценка:  2 балла  за  каждый  правильный  ответ.

                               

                                     Сущ.        Глаг.

2. Кто  без  кисти и  белил  крыши  города  белил?  

Оценка:   1 балл  за  каждый      правильный  ответ

                    /            /           /             /           /                       /       /

3. Серпантин, партер, пуловер, кружево, занавес,  договор, туфля.

Оценка :   1 балл  за  каждый  правильный  ответ.

4. Бас,  басить, басовитый, басок, басовый.

Басня, басенный, баснословный, побасенки

Оценка:   3 балла. Если  есть  ошибка – 0,5 балла.

5.  каменная  печь  —    печь  пироги,

   Сечь ( битва)    —   сечь  траву,

   Подать ( налог) —  подать  руку.

 

Оценка: за  каждый  правильный  ответ  3 балла.

6.  В  слове   боюсь —  5 зв., 5 б.

Оценка:  2 балла  за  правильный  ответ.

7. Буря —  ненастье с сильным  разрушительным  ветром.  

  Ураган —    ветер  необычайной силы.

  Тайфун  — ураган  огромной  разрушительной силы .                                                              Шторм — буря  на  море, в океане.                                

Оценка:   1 балл  за  каждый  правильный  ответ.

8.     Щедрый –   скупой

        Восход –  закат.

Оценка:   1 балл  за  каждый  правильный  ответ.

9. Синонимы:

Метель –   вьюга.

Охранять –  сторожить.

Оценка:   1 балл  за  каждый  правильный  ответ

       Индивидуальный  лист  участника олимпиады.

Фамилия, имя__________________               класс_____

 

     1. К  данным  устойчивым  сочетаниям подберите близкий  по  значению  глагол в том же  лице и числе:

Вставляет  палки  в  колёса -________________________  

Обведёшь  вокруг  пальца  —  ________________________

 

Пропускает  мимо  ушей –___________________________

Зарубить  на  носу    —           ___________________________

Оценка :  2 балла  за  каждый  правильный  ответ.

2.Укажите, какими  частями  речи являются  подчёркнутые  слова:  

Кто  без  кисти и  белил  крыши  города  белил?  

Оценка:   1 балл  за  каждый      правильный  ответ.

3.    Поставьте  ударение    в словах :

     

 Серпантин,   партер,   пуловер,    кружево,   занавес,  договор,  туфля

Оценка:   1 балл  за  каждый  правильный  ответ.

4.   Выпишите  группы  родственных  слов, выделите  корень.

Бас,    бассейн,   басня,    басить,   басенный,  баснословный,  басовитый,

басок,    побасенки,   басовый.

_____________________________________________________  

_____________________________________________________    

_____________________________________________________

Оценка:   3 балла. Если  есть  ошибка – 0,5 балла.

5. Подберите  имена  существительные, у которых начальная  форма  совпадает по написанию с неопределённой  формой  глагола.

_______________________________________    

________________________________________

  ______________________________________  

Оценка: за  каждый  правильный  ответ  3 балла.

6.  В  каком  слове  количество звуков  и  букв   совпадает:.

Мать,   беречь,  вернёшься,   ясли,    боюсь.

________________________________

Оценка:  2 балла  за  правильный  ответ.

7.Найдите  значение  слова. Соедините  стрелками  правильные  сочетания.

Буря                                        ветер  необычайной силы

Ураган                                    ураган  огромной  разрушительной силы

Тайфун                                   буря  на  море, в океане

Шторм                                   ненастье с сильным  разрушительным  ветром  

Оценка:   1 балл  за  каждый  правильный  ответ.

8. Подберите       антонимы  к  следующим  словам:

Щедрый – _______________________

Восход –  ___________________________

Оценка:   1 балл  за  каждый  правильный  ответ.

9.Подберите  синонимы:

Метель – ____________________________________

Охранять –  ___________________________________

Оценка:   1 балл  за  каждый  правильный  ответ

                                                                                                        Приложение.

Протокол  проверки  результатов  работ  учащихся.

Дата_____________    

                                                                                                                     Протокол №________      _____классов  

                                                                                          предмет_____русский язык

Ф.И.О.

Выполнение заданий

Баллы

Примечание

1

2

3

4

5

 6

 7

 8

 9

 

 

 

 

  

             

 Победители школьной  олимпиады                                                                               в  параллели______классов

Предмет                   ____________

 

Место

Фамилия, имя

Класс

Баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Литература.  

1.АрсирийА.Т.Занимательные  материалы по русскому  языку. – М.:Просвещение,1995.

 2.АлександроваЗ.Е. Словарь  синонимов русского  языка. –                       М.: Русский  язык, 1986.

3.Граник. Г.Г. Секреты  орфографии. – М.: Просвещение, 1991.

4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.Т.1 – 4.-М.: Русский язык, 1981.

5.Жуков В. П. Школьный  фразеологический  словарь  русского  языка. – М.: Просвещение, 1980.

6.Иванова. В.А.,Потиха З.А., Розенталь.Д.Э. Занимательно  о  русском  языке.- Л.: Просвещение, 1990.

7.Круглов Ю.Г. Русские  народные  загадки, пословицы,  поговорки. – М.: Просвещение, 1990.

8.ЛапатухинМ.С. Скорлуповская .Е.В., Снетова.Г.П. Школьный толковый словарь  русского языка. – М.: Просвещение, 1981

9.Львов М.Р. Школьный  словарь  антонимов  русского  языка. – М., 1987.

10.Ожегов. С.И., Шведова.Н.Ю. Толковый  словарь русского  языка. — М.,2000.

11. Т.В. Ходова .Подготовка к олимпиадам по русскому  языку. Начальная школа.2 -4 классы .М., Айрис –пресс. 2007.                                                                                                                                                     12. Шкатова. Л. А. Подумай  и  ответь. – М.: Просвещение, 1989.

 13. Ушакова. О. Д. Этимологический словарик  школьника. –                      СПб.: Издательский  дом « Литература», 2005.

Олимпиадные задания для учащихся 4 класса по русскому языку УМК «Школа России»

ОТВЕТЫ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

4 КЛАСС 2 ТУР

  1. Иногда одна буква меняет смысл своего предложения. Что же случилось с с этими поговорками? Они стали просто смешными! А какие они на самом деле?

  • Всякому овощу свое время.

  • Голод не тетка.

  • Пуганная ворона куска боится.

  • Лес рубят щепки летят.

  • Моя хата с краю.

  • Игра стоит свеч.

  • Проще пареной репы.

  • Все пороги ведут в Рим.

  • Своя ноша не тянет.

  • Отольются кошке мышкины слезки.

(5,5 баллов = 5 баллов – по 0,5 за каждую правильно исправленную букву + 0,5 б. за исправленную букву в имени собственном/нарицательном)

  1. У каких из существительных нет формы единственного числа?

Очи, бигуди, жалюзи,усы, санки, лыжы, коньки, каникулы.

(2 балла= 0,5 балла за слово)

  1. В русском языке есть два разных глагола «жать». Значени одного из них — «давить». Найди в списке ответов значение второго глагола.

  • Полоть сорняки;

  • Вести трактор;

  • Срезать стебли злаков;

  • Сеять.

(3 балла)

  1. Найди ошибки в образовании слов, запиши правильный вариант.

  • В соревновании принимали участие ученики обеих школ.

  • Скоро зажжется фонарь и осветит клицу.

  • Внимательно слушая учителя, он все усваивал.

(1,5 балла – 0,5б. за каждую исправленную букву)

  1. Как начинается поговорка: «…видит из далека»?

Моряк моряка, рыбак рыбака, рыбак рыбака, рыбак моряка, свояк свояка, дурак дурака.

(1 балл)

  1. Дополни фразу: «они друг с другом…»

На ровной ноге, на короткой ноге, на ближней ноге, на одной ноге, на двух ногах.

  1. Вот 5 несклоняемых существительных: кофе, шимпанзе,кашне,какаду,пальто. Какие из них можно употребить вместо многоточия в словосочетании «черный…»?

(1,5 балла— 0,5 за правильно найденное слово)

  1. В русском языке некоторые имена и понятия неразрывно связаны: скажешь имя Тимофей – и тут же вспомнится Тришкин кафтан. Вот четыре имени: Кузьма, Макар, Сидор, Демьян. Какое из перечисленных ниже слов не связано в фольклоре ни с одним из них?

Мать, сын, коза, телята, уха. (1 балл)

9. Какие слова переданы фонетической транскрипцией?

[прут], [сй’эст], [й’эст], [бай’укат’], [рот], [душка], [грус’т’], [л’эс’т’].

Пруд, прут. Съест, съезд. Ест. Баюкать. Рот, род. Дужка, душка. Грусть, груздь. Лесть, лезть.

(14 баллов = по 1 баллу за каждое правильное слово)

10. Дан текст в транскрипции: [у м’ ин’ а п’ ич’ ал’ ный’ в’ ит // галава май’а бал’ит // йа ч’ ихай’ у / йа ахр’ ип // што такой’ э // эта гр’ ип // н’ и рум’ аный’ гр’ ип в л’ису / а паганый’ гр’ ип в насу //]. запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации.

Ответ: У меня печальный вид. Голова моя болит. Я чихаю, я охрип. Что такое? Это грипп! Не румяный гриб в лесу, а поганый грипп в носу. (25 баллов = по 0,5 балла за каждое правильно написанное слово и пробел или знак препинания.)

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

4 КЛАСС 2 ТУР

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ 1 ЧАС (60 МИН.)

  1. Иногда одна буква меняет смысл своего предложения. Что же случилось с этими поговорками? Они стали просто смешными! А какие они на самом деле?

  • Всякому хвощу свое время.

  • Город не тетка.

  • Пуганная ворона куска боится.

  • Лес рубят кепки летят.

  • Моя дата с краю.

  • Икра стоит свеч.

  • Проще жареной репы.

  • Все пороги ведут в Рим.

  • Своя ноша не тонет.

  • Отольются кошке Мишкины слезки.

  1. У каких из существительных нет формы единственного числа?

Очи, бигуди, жалюзи,усы, санки, лыжы, коньки, каникулы.

  1. В русском языке естьдва разных глагола «жать». Значени одного из них — «давить». Найди в списке ответов значение второго глагола.

  • Полоть сорняки;

  • Вести трактор;

  • Срезать стебли злаков;

  • Сеять.

  1. Найди ошибки в образовании слов, запиши правильный вариант.

  • В соревновании принимали участие ученики обоих школ.

  • Скоро зажгется фонарь и осветит клицу.

  • Внимательно слушав учителя, он все усваивал.

  1. Как начинается поговорка: «…видит из далека»?

Моряк моряка, рыбак рыбака, рыбак рыбака, рыбак моряка, свояк свояка, дурак дурака.

  1. Дополни фразу: «они друг с другом…»

На ровной ноге, на короткой ноге, на ближней ноге, на одной ноге, на двух ногах.

  1. Вот 5 несклоняемых существительных: кофе, шимпанзе,кашне,какаду,пальто. Какие из них можно употребить вместо многоточия в словосочетании «черный…»?

  1. В русском языке некоторые имена и понятя неразрывно связаны: скажешь имя Тимофей – и тут же вспомнится Тришкин кафтан. Вот четыре имени: Кузьма, Макар, Сидор, Демьян. Какое из перечисленных ниже слов не связано в фольклоре ни с одним из них?

Мать, сын, коза, телята, уха.

9. Какие слова переданы фонетической транскрипцией?

[прут], [сй’эст], [й’эст], [бай’укат’], [рот], [душка], [грус’т’], [л’эс’т’].

10.Дан текст в транскрипции: [у м’ ин’ а п’ ич’ ал’ ный’ в’ ит // галава май’а бал’ит // йа ч’

ихай’ у / йа ахр’ ип // што такой’ э // эта гр’ ип // н’ и рум’ аный’ гр’ ип в л’ису / а паганый’ гр’ ип в насу //].

запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации.

Олимпиада

по русскому языку 4 класс 1 тур

  1. Запиши три слова, в которых букв больше, чем звуков, и три слова, где звуков больше, чем букв. ______________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Вставь пропущенные буквы в слова.

Б…т…рея, ко…екция,ж…ри, в…рмишель, ш…колад, в…н…грет.

  1. Поставь знак ударения в словах.

Магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, инструмент, щавель, цемент, одобрил,положить, свекла.

  1. Запиши синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова

Лес — ____________

Горе — ____________

Мороз — ___________

Сообщение — __________________

Невиданный — _________________

  1. Вставь подходящие по смыслу предлоги.

Вернуться … школы, …. завода, …. Крыма, … Москвы, …. экскурсии, … санатория, … курорта.

  1. Определи род имен существительных

Мозоль, какао, фланель, толь, шоссе, полынь,туннель, повидло, ферзь, тюль.

  1. В каждой группе слов найди «лишнее», подчеркни его.

  • Молоко,бревно, пальто,число,весело.

  • Клевета, забота, весна, победа, истина.

  • Звук, жест, долг, глаз, рукав.

  • Они, мы, сани, вы, ты.

  • Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь.

  1. Найди слова с приставкой «у»

Умолять, умалишенный,умеренный, уникальный, уныние, урожайность.

  1. Сколько орфографических ошибок сделано в предложении?

Циган купил красофки. ______________

  1. Какие из данных слов происходят от того же корня, что и слово «стол»?

Столовая, столица, столяр, столешница, столетник, престол, застолье.

  1. Составь предложения, объясняющие различия в значениях слов:

Украсить – скрасить _______________________________________________

___________________________________________________________________

Расцветать – процветать______________________________________________

___________________________________________________________________

Чернеть — очернить __________________________________________________

___________________________________________________________________

Ответы к олимпиаде

по русскому языку 4 класс 1 тур

1.Запиши три слова, в которых букв больше, чем звуков, и три слова, где звуков больше, чем букв. Н – р: мель, пень, коньки; Юля, ёлка, поет. (0,5 +0,5=1балл)

2.Вставь пропущенные буквы в слова.

Батарея, коллекция,жюри, вермишель, шоколад, винегрет.(1 балл)

3.Поставь знак ударения в словах.

Магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, щавель, цемент, одобрил,положить, свекла.

4.Запиши синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова

Лес — бор

Горе — беда

Мороз — холод

Сообщение — извещение

Невиданный –диковинный (1 балл)

5.Вставь подходящие по смыслу предлоги.

Вернуться из школы, с завода, из Крыма, из Москвы, с экскурсии, из санатория. (2 балла)

  1. Определи род имен существительных

Мозоль (ж.р.), какао(с.р.), фланель (ж.р.), толь(м.р), шоссе(с.р.), полынь(ж.р.),туннель(м.р.), повидло(с.р.), ферзь(м.р.), тюль(м.р). (5 балла)

  1. В каждой группе слов найди «лишнее», подчеркни его.

  • Молоко,бревно, пальто (нескл.),число,весело.

  • Клевета, забота, весна(2 слога), победа, истина.

  • Звук, жест, долг, глаз, рукав (5 букв).

  • Они, мы, сани (сущ), вы, ты.

  • Олень, прорубь(ж.р.), рояль, щавель, шампунь. (5 баллов)

  1. Найди слова с приставкой «у»

Умолять, умалишенный,умеренный, уникальный, уныние, урожайность. (3 балла)

  1. Сколько орфографических ошибок сделано в предложении?

Циган купил красофки. (4 ошибки – Цыган купил кроссовки) (4 балла)

  1. Какие из данных слов происходят от того же корня, что и слово «стол»?

Столовая, столица, столяр, столешница, столетник, престол, застолье. (6 баллов)

  1. Составь предложения, объясняющие различия в значениях слов:

Украсить – скрасить (Украсить комнату. Скрасить одиночество)

Расцветать – процветать (Расцветать в саду. Процветать в делах.)

Чернеть — очернить (Чернеть на снегу. Очернить сплетней.) (6 баллов)

Олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему: Занятие по подготовке к предметной олимпиаде по русскому языку в 4 классе

Подготовка к олимпиаде по русскому языку

  1. Прочитай пары слов. Чем они отличаются? Объясни их отличие, составив с ними словосочетания:

Охватить – обхватить

__________________________________________________________________________

Одеть – надеть

__________________________________________________________________________

Укутать – окутать

__________________________________________________________________________

Одёрнуть – отдёрнуть

__________________________________________________________________________

  1. Придумай как можно больше существительных с суффиксом  – ец  по следующим значениям:

а) уменьшительно-ласкательное: братец, ______________________________________

б) название лица по действию: борец, _______________________________________

в) название лица по признаку: мудрец, ______________________________________

  1. В некоторых словарях с целью экономии места повторяющееся основное слово или корень обозначается значком ~ (тильдой). Напиши следующие слова, в которых один корень заменён тильдой.

а)      ~ное сосуществование,   по~иться с другом,    при~ение,       пере~ие.

__________________________________________________________________________

б) радио~ник,      ~ные экзамены,        тёплый    ~   .

__________________________________________________________________________

  1. Вопросы на смекалку:
  • Какие три местоимения самые чистые?______________________
  • Какие два местоимения мешают ездить по дорогам?_____________
  • Какое местоимение требует чистоты?_______________________
  • Какое местоимение самое хвастливое? ___________
  • Название какого домашнего животного состоит из двух предлогов?___________
  • Какие пять предлогов всегда вместе выгуливают собачек? _________
  1. Вместо пропусков вставь прилагательные так, чтобы в сочетании с указанными существительными они употреблялись в прямом и переносном значениях:

Например:      нервы, прутья  — ___________________  

                       хвост, холод — _____________________

                       нора, хитрость — ____________________

                       услуга, шуба — ________________________

  1. Отгадай существительные общего рода:

Драчун, зачинщик ссор и драк — _______________________________

Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам — ________________________

Тот, кто первым вмешивается в разговор или дело — _______________________  

Грубый, невоспитанный человек- _________________

Человек, который хитростью и ловкостью проникает всюду _______________

Рассеянный, неловкий человек __________________________

  1. Замени данные словосочетания прилагательными в значении существительных:

Солдат, стоящий на посту — ______________________

Мощёная улица — ____________________________

Человек, занимающийся наукой — __________________

Специалист по шитью платья — ___________________________

Минувшее время, прошедшая жизнь — ______________________

            Время, следующее за настоящим — __________________

  1. Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии в Москву иностранной делегации:

               Делегация  выезжает  утром  встречайте.

Телеграмма вызвала переполох в заведении. Почему? Исправь ошибку.

________________________________________________________________

  1. Расставьте знаки препинания так, чтобы смысл оказался верным:

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах.  

_______________________________________________________________

  1. Даны три слова. Напиши в каждом ряду четвертое, которое относится к третьему так же, как второе к первому:

Стол – скатерть, пол — _______________

Толстый – тонкий, безобразный — ___________________

Яйцо – скорлупа, картофель — ________________________

Собака – шерсть, рыба — _________________________

Нога – костыль, глаза — ___________________

  1. Выдели корни в данных словах:

Отвари – отвори; спеши – спиши; поласкать – полоскать.

  1. Запишите предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов.
  • На субботнике наш класс хорошо работал сложа руки.______________________
  • Коля написал предложение красиво как курица лапой._______________________
  • От моего дома до школы очень близко, за тридевять земель.__________________
  1. Найди «лишнее» слово в каждой строке. Объясни решение.

Отрезать, оттаять, отцовский, открытый. __________________________________

Подпилить, подарить, подумать, подремать. __________________________________

Обсудить, обдумать, объехать, обучить, обмануть. _______________________________

  1. Подбери противоположные по смыслу словосочетания.

Ранняя весна — _____________________

Смелый мальчик — _____________________

Добрый друг — _____________________________

Сухая возвышенность — __________________________

Скромная хижина — _______________________________

Горечь поражения — _____________________________

  1. «Викторина Каркуши».  Она любит, чтобы в словах присутствовал слог КАР

Любимый овощ — _________________

Любимые конфеты — _________________

Любимый праздник — ______________________

Любимая рыбка — ___________________________

Любимый сказочный герой — _______________________

Любимый цвет глаз — ______________________________

Любимая деталь верхней одежды — _________________________

Любимый вид борьбы — __________________________

  1. Поставь ударение: баловать,  столяр, силос, хозяева, кашлянуть, красивее, шашлыки, кладовая.

Косит косец, а зайчишка косит.

Трусит трусишка, а ослик трусит.

  1. Какое слово русского языка одновременно обозначает..?

Скамью и магазин — ___________________

Овощ и старинное оружие — _________________

    Покой и вселенную — __________________________

ОТВЕТЫ

  1. Охватить – обхватить  — в значении слова одинаковы «обнять, схватить обеими руками», но в переносном значении употребляется слово  «охватить» — НАПРИМЕР, огонь охватил дом, его охватила радость

Одеть – «кого-то во что-то», а  надеть – «что-то на себя» — НАПРИМЕР, одеть сестру, надеть кофту

Укутать – окутать — в значении слова одинаковы «укрыть со всех сторон», но в переносном значении употребляется слово  «окутать» — НАПРИМЕР, туман окутал местность (т.е. окружил со всех сторон)

Одёрнуть платье «потянуть вниз»,  а  отдёрнуть руку от утюга «убрать быстрым движением»

  1. Придумай как можно больше существительных с суффиксом  – ец 

а) уменьшительно-ласкательное: братец, морозец, хлебец, рассказец

б) название лица по действию: борец, гонец, пловец, чтец

в) название лица по признаку: мудрец, хитрец, храбрец, молодец

3.  а) мирное сосуществование,   помириться с другом,   примирение,    перемирие.

б) радиоприемник,   приемные экзамены,   тёплый    прием.

4.  ВЫМЫТЫ,  ЯМЫ

6.       Драчун, зачинщик ссор и драк — _задира, забияка____________

Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам — ______зевака____

Тот, кто первым вмешивается в разговор или дело — _____выскочка____

Грубый, невоспитанный человек- __невежа____

Человек, который хитростью и ловкостью проникает всюду ___проныра___

Рассеянный, неловкий человек ______разиня________

7.Замени данные словосочетания прилагательными в значении существительных:

Солдат, стоящий на посту — ___постовой_____

Мощёная улица — ______мостовая____________

Человек, занимающийся наукой — __ученый_______

Специалист по шитью платья — _____портной____________

           Минувшее время, прошедшая жизнь — ____прошлое__________

           Время, следующее за настоящим — ___будущее_____

  1. Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии в Москву иностранной делегации:

               Делегация  выезжает. Утром  встречайте.

Телеграмма вызвала переполох в заведении. Почему? Исправь ошибку.

  1. Расставьте знаки препинания так, чтобы смысл оказался верным:

Пальцев у него двадцать. Пять на каждой руке. Десять на ногах.

13. Дружить- враждовать

    Недостаток – достоинство

    Уважать- презирать.                                                                    

 14. Отвари – отвори; спеши – спиши; поласкать – полоскать

15.                                                                               

  • На субботнике наш класс хорошо работал (не покладая рук, засучив рукава)
  • Коля написал предложение красиво (без сучка, без задоринки, комар носа не подточит)
  • От моего дома до школы очень близко.  (рукой подать)
  • Найди «лишнее» слово в каждой строке. Объясни решение.

16. Отрезать, оттаять, отцовский, открытый. __________________________________

Подпилить, подарить, подумать, подремать. __________________________________

Обсудить, обдумать, объехать, обучить, обмануть. __________________________

  1.       Подбери противоположные по смыслу словосочетания.

Ранняя весна — ___поздняя осень_____

Смелый мальчик — ___трусливая девочка____

Добрый друг — ___злой враг______

Сухая возвышенность — ____ влажная низменность ______

Скромная хижина — ____богатый дворец__________

Горечь поражения — _____радость победы_______

Любимый овощ — ___картофель___

Любимые конфеты — __карамель_________

Любимый праздник — ____карнавал_________

Любимая рыбка — _______карп___________

Любимый сказочный герой — _____Карлсон_____________

Любимый цвет глаз — ___________карий___________

Любимая деталь верхней одежды — _____карман_____________

Любимый вид борьбы — ______каратэ ______________

  1. Поставь ударение: баловать,  столяр, силос, хозяева, кашлянуть, красивее, шашлыки, кладовая.

Косит косец, а зайчишка косит.

Трусит трусишка, а ослик трусит.

  1. Какое слово русского языка одновременно обозначает..?

Скамью и магазин — __лавка_____

   Овощ и старинное оружие — ____лук_______

Покой и вселенную —   мир

Олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему: Олимпиада для учащихся 4 класса

Олимпиада школьников по русскому языку в 2017/2018 учебном году 4 класс

МБОУ «Школа № 41»

      Фамилия _______________________________ Имя_____________________

1. Расставьте ударения в словах.

Свекла, щавель, договор, квартал, баловать, включишь, звонишь, облегчить, досуг, углубить.

2. Прочитай слова и запиши их:

                [ПАТСКАСКА]                    [С’ЭДОЙ]             [ЙУПКА]

                 ______________              _____________          ______________

3. Сколько звуков в словосочетании «тонкошеее животное»? Почему?

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Выписать в один столбик родственные слова, в другой — формы одного и того же слова. Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесничество, слесарь.

Родственные слова

Формы одного и того же слова

5. Приведите пять фразеологических оборотов со словом «рука». Объясните ихзначения._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Определите род существительных. Подберите к ним прилагательные, согласуя их с существительными. Заполни таблицу.

Существительное

Прилагательное

Род

Лебедь

Зайка

Мышь

Картофель

Бандероль

Мозоль

Тюль

Фасоль

Шампунь

Овощ

Рояль

  1. Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа:

Апельсины-________________,сапоги-______________помидоры-_______________________, ботинки-_________.

8. Подчеркнуть грамматическую основу в следующих предложениях:

А. Дерево червь изнутри точит.

Б. Конёк режет лёд.

В. Весло задевает водоросли.

Г. Мастер чинит телефон.

Д. Встретить ночь готовится природа.

9.Как называют жителей разных стран? Заполни пропуски по образцу:

Япония – японец, Франция — _________________________, Россия — ____________, Украина — ______________, Узбекистан — _______________________,Чехия — _____________  __, Дания — _______________.

10. Вопросительное предложение Строительство жилого дома завершено? можно превратить в повествовательное, заменив вопросительный знак точкой. А какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные таким путем? Привести два примера.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Можно ли безударную гласную в слове «береза» проверить словом «белый»? Объясните.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Закончи пословицы: 

У кого что болит, тот ________________________________________________. 
Где много слов, там _________________________________________________. 
За всё берётся, да _______________________________________________       . 
Тяжело в учении — _________________________________________________.

Составь пословицы с данными словами:

Дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.  Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.

_________________________________________________________________
Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.

_________________________________________________________________
Польская: как заяц в ананасе.

_________________________________________________________________

КЛЮЧИ

1. Расставьте ударения в словах.

Ответ: кварта́́л, све́кла, щаве́ль, догово́р, балова́ть, включи́шь, звони́шь, облегчи́ть, досу́г, углуби́ть.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.  Итого — 2 балла.

  1. ИСПРАВЬ, ПОДСКАЗКА, СЕДОЙ, ЮБКА – (2 балла)

3. Сколько звуков в словосочетании «тонкошеее животное»? Почему?

Ответ: 20. Последние две буквы в словах обозначают по два звука: [э] и [j].

Оценка: за ответ — 1 балл; за объяснение — 2 балла.  Итого — 3 балла.

4. Выписать в один столбик родственные слова, в другой — формы одного и того же слова.

Родственные слова

Формы одного и того же слова

Лес

Лесник

Лесник

Лесником

Лесной

Лесники

Перелесок

Лесничий

Лесничество

Оценка: по 0,5 балла за каждое правильно указанное слово. Итого — 4,5 б.

5. Приведите пять фразеологических оборотов со словом «рука». Объясните их значения.

Рукой подать — рядом, близко.

Работать не покладая рук — работать усердно.

Легкая рука — о том, кто приносит удачу.

Правая рука — надежный помощник.

Чужими руками жар загребать — присваивать чужой труд.

NB: возможны другие варианты.

Оценка: по 0,5 балла за каждый указанный фразеологизм, по 0,5 балла за объяснение его значения.  Итого — 5 баллов.

6. Определите род существительных. Подберите к ним прилагательные, согласуя их с существительными. Заполни таблицу.

Ответ:

Существительное

Прилагательное

Род

Лебедь

Белый

Мужской род

Зайка

Трусливый

Мужской род

Мышь

Полевая

Женский род

Картофель

Свежий

Мужской род

Бандероль

Тяжелая

Женский род

Мозоль

Больная

Женский род

Тюль

Красивый

Женский род

Фасоль

Спелая

Женский род

Шампунь

Новый

Мужской род

Овощ

Вкусный

Мужской род

Рояль

Черный

Мужской род

NB: возможны другие варианты прилагательных.

Оценка: по 0,2 балла за верное определение рода, по 0,2 за верно подобранное согласованное прилагательное. Итого — 4,4 балла.

  1. (1 балл за каждое слово) Килограммы- килограммов , апельсины-апельсинов, сапоги-сапог,  помидоры-помидоров, ботинки-ботинок.

 

8. Подчеркнуть грамматическую основу в следующих предложениях:

А. Дерево червь изнутри точит.

Б. Конёк режет лёд.

В. Весло задевает водоросли.

Г. Мастер чинит телефон.

Д. Встретить ночь готовится природа.

Оценка: по 0,3 балла за каждый верно определенный главный член предложения.

Итого — 3 балла.

9.ФРАНЦУЗ,РОССИЯНИН, УКРАИНЕЦ, УЗБЕК,  ЧЕХ, ДАТЧАНИН- по1 баллу

10. Вопросительное предложение Строительство жилого дома завершено? можно превратить в повествовательное, заменив вопросительный знак точкой. А какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные таким путем? Привести два примера.

Ответ:

Если в предложении есть слова «когда», «разве», «почему», «неужели» (возможны другие варианты), то предложение нельзя сделать повествовательным: Разве строительство жилого дома завершено? Когда строительство жилого дома завершено?

Оценка: по 1 баллу за каждый приведенный пример.

Итого — 2 балла.

11. Можно ли безударную гласную в слове «береза» проверить словом «белый»? Объясните.

Ответ: можно, основываясь на этимологическом анализе. Слово «береза» образовано от очень древнего корня бе- со значением «блеск, белизна». Тот же корень в слове «белый».

Оценка: 0,1 балла за ответ «можно», 2 балла за объяснение.

Итого — 2,1 балла.

12. У кого что болит, тот о том и говорит. 
Где много слов, там мало дела. 
За всё берётся, да не все удаётся. 
Тяжело в учении – легко в бою. 
0,5 балла за каждую пословицу. +1балл за каждую верно составленную самостоятельно пословицу

13. Тише едешь, дальше будешь.

Язык до Киева доведёт.

 Как сыр в масле. (3 балла)

Общая сумма баллов —47 баллов