Русский язык 4 класс Учебник Канакина Горецкий часть 1

Русский язык 4 класс Учебник Канакина Горецкий часть 1 — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

м
в. П. Канакина В. Г. Горецкий
Русский
Осс^
Предложения с обращением
Члены
предложения
Предложение
Стал он кликать золотую рыбку.
(повествовательное, невосклицательное) Что ж ты тих, как день ненастный? (вопросительное)
Смилуйся, государыня рыбка!
(побудительное, восклицательное)
Не печалься, ступай себе с богом.
(побудительное, невосклицательное)
Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч… ► Балдушка, погоди ты морщить море.
Чем вы, гости, торг ведете?
Главные
I Подлежащее ‘-! сказуемое.
^ ————- Поясняют, уточняют
^ Второстепенные
‘————- главные члены ппелл
главные члены предложения
Предложение
f^ Простое (1 основа) V J г 1 Сложное (2 и более основы) J
Старик ловил неводом рыбу, ловил (что?) рь1бу
xf

ловил (чем?) неводом
\
(1) Дверь тихонько отворилась.
(2) И царевна очутилась В светлой горнице.
, и
Простое предложение с однородными членами
Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка.
Слуги, сватья и сестра С криком ловят комара.
и
и
ШКОЛА РОССИИ
В. П. Канакина В. Г. Горецкий
усскии
ФГОС
язык
Учебник
для общеобразовательных организаций
В двух частях
Часть 1
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
Москва
«Просвещение»
2013
УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус-922 К1Э
Серия «Школа России» основана в 2001 году
На учебник получены положительные заключения Российской академии наук (№ 10106-5215/206 от 01.11.2010 г.) и Российской академии образования
(№ 01-5/7Д-524 от 20.10.2010 г.).
Учебник входит в систему «Школа России*.
Репродукции картин предоставлены Третьяковской галереей и {}ютобанком «Пикварио».
Канакина В. П.
К19 Русский язык. 4 класс. Учеб, для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М. : Просвещение, 2013. — 160 с., [2] л. ил. : ил. — (Школа России). — ISBN 978-5-09-023196-1.
Учебник «Русский язык» входит в систему учебников «Школа России». Содержание учебника направлено на формирование у учащихся функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Систс.ма заданий обеспечивает достижение личностных, предметных и метапрсд-метнмх результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования.
Учебник переработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандар>та начального общего образования.
УДК 373.167.1:811.161.1 ННК 81.2Рус-922
ISBN 978-5-09-023196-1(1) ISBN 978-5-09-029901-5(общ.)
© Издательство «Пркевещепис*, 2013 © Художественное оформление.
Издательство «Просвещение», 2013
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!
И. С. Тургенев
Дорогие ребята!
Перед вами учебник русского языка для 4 класса. Подружитесь с ним! Страницы учебника продолжат знакомить вас с новыми фактами и явлениями из мира русского языка.
Вы уже многое знаете о русском языке и русской речи. Речь — это «язык в действии», это «зеркало нашей души», она отражает наши мысли, чувства, намерения. Поэтому так важно научиться владеть этим народным достоянием и относиться к нему бережно, чтобы не было стыдно за то, что мы, русские люди, плохо владеем нашим родным языком.
Вы продолжите знакомиться со словарным богатством русского языка, лексическим значением русских слов и слов, пришедших к нам из других языков, с выразительными средствами языка, будете учиться правильно и точно выбирать слова в зависимости от того, что вы хотите сказать.
Вы узнаете много нового и интересного о предложениях и тексте, научитесь правильно строить предложения и создавать текст, чтобы точно и образно выразить свою мысль.
Вы продолжите знакомиться с частями речи, их признаками, формами их употребления в устной и письменной речи, узнаете новые правила правописания.
В учебнике много интересных заданий, которые заставят вас и задуматься, и улыбнуться, и поспорить, и удивиться.
Успехов вам и новых открытий в познании языка!
Авторы
Условные обозначения
На страницах учебника вам могут встретиться различные значки — при каком-либо задании, при правиле или определении. Эти значки помогут вам сориентироваться в учебнике и обратить внимание на некоторые типы заданий.
сведения о языке
о
о
высказываем свое мнение
развиваем свою речь
задание повышенной сложности
jA’^l работаем со словарём
работаем
в парах
ель^ — выполните звуко-буквенный разбор слова
лесной^ — разберите слово по составу
сосна^ — разберите слово как часть речи
Наступила золотая осень.’* — разберите предложение по членам
овторение
Вспомним:
• что такое язык и речь,
• что такое тека, типы текаов,
• что такое предложение и словосочетание,
• какие бывают виды предложений,
• что такое главные и второстепенные члены предложения,
• что такое обращение.
Наша речь и наш язык
1. Прочитайте высказывания о языке и речи. Объясните, как вы их поняли.
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. (К. Паустовский)
Наш язык — это важнейшая часть нашего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. (Д. Лихачёв)
• Спишите первое высказывание. Проверьте себя.
• Знаете ли вы мудрые изречения о русском языке? Начинайте их находить и записывать.
2. Прочитайте пословицы о языке и речи. Объясните, как вы поняли их смысл.
1. В доброй беседе всяк ума копит.
2. Умные речи приятно и слушать.
3. Сперва подумай, а потом скажи.
4. По речам узнают человека.
5. Что на уме, то и на языке.
6. Язык мой — друг мой.
• Запишите по памяти любые две пословицы. Проверьте себя.
• Подготовьтесь к конкурсу «Проба пера». Выберите любую пословицу и составьте на эту тему текст. Подготовьтесь представить своё сочинение в классе.
ЪМ
Мк
3. Прочитайте.
Здравствуйте! Спасибо. Доброй ночи! Пожалуйста. Извините, пожалуйста. До свидания! Простите, пожалуйста. До встречи! Спокойной ночи! Добрый день! Извините, я виноват. Всего хорошего! Прош,айте! Благодарю вас!
• Выскажите мнение: почему эти слова иногда называют «волшебными словами» русской речи?
• В чём волшебная сила этих слов? Почему они так необходимы?
• Выпишите слова в таком порядке: слова приветствия, слова прощания, слова благодарноаи, слова извинения.
• Подготовьте сообщение на тему «Волшебные слова нашей речи».
ГЬ
OiOCUY’
cm:
4. Рассмотрите рисунки. Определите их тему. Наблюдали ли вы какую-нибудь из этих ситуаций в жизни?
• Составьте по любому рисунку текст, включив в него диа-
лог. Подготовьтесь его инсценировать.
• Какие из слов упр. 3 вы употребили в диалоге?
Г
-.*1, ■ -^4′
Текст
Текст и его план
5. Прочитайте.
Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас. Мила берёза русскому человеку. Она и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, деревень названо в честь нашей зелёной красавицы! Любит наш народ берёзку и за красоту её, и за пользу, которую она приносит.
• Докажите, что предложения составляют текст. О чём в нём говорится? Определите тему текста.
• Спишите. Подчеркните в выделенных словах изученные орфограммы.
.^1
У’
б. Прочитайте.
Берегите Россию —
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой.
Это небо и солнце.
Этот хлеб на столе И родное оконце В позабытом селе…
Е. Синицын
• Определите тему и главную мысль текста.
• Спишите. Проверьте себя.
Вспомните! Текст — это высказывание, в котором два или несколько предложений связаны по смыслу и объединены общей темой. Тека имеет тему и главную мысль. Тека можно озаглавить.
8
7. Прочитайте.
Отец и сыновья
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Сыновья не слушались.
Вот отец велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько сыновья ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит: «Если в согласии жить будете, никто вас не одолеет. Если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит».
Л. Толстой
• Определите тему и главную мысль текста.
• Что отражает заголовок: тему или главную мысль текста?
• Почему в тексте выделены три части? О чём говорится во вступительной, основной и заключительной частях текста?
• Составьте план текста. Для этого придумайте к каждой части текста заголовок. Запишите план.
• Устно передайте содержание каждой части.
СТРАНИЧКА ДЛЯ\ЛЮБ03ИАТВЛЬНЫХ
О слове «каникулы»
Канйкулой в древности называли самую яркую и самую главную звезду в созвездии Большого Пса — Сйриус. Ежегодно она появлялась на небосводе в самом разгаре лета, 26 июля по нашему календарю. В июне начиналось жаркое время года, когда школьникам давали передышку. В честь звезды эти дни и прозвали каникулярными, каникулами. Сначала каникулами называли только летний отдых, потом слово каникулы стало относиться ко всякому перерыву в учении.
Г. Юрмин
8. Прочитайте.
Первая вахта
Каникулы Саша проводил на большом корабле. Командовал крейсером Василий Васильевич. Он усыновил сироту Сашу и определил его в нахимовское училище.
Любили матросы маленького моряка. Души в нём не чаяли. Саша не бездельничал на корабле. Он подавал сигнальщикам флаги, помогал па

Зачёт по правилам русского языка в 4 классе (1 четверть). УМК «Школа России».

Зачёт по правилам русского языка
в 4 классе (1 четверть).
УМК «Школа России».

Зачет составлялся по учебнику
«Русский язык. 4 класс. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Часть 1. 2013г.».

Зачет проходит в устной форме, составляются билеты по 5 вопросов, обучающийся вытягивает билет и отвечает на него.

1. Что такое текст? (учебник – с. 8, «вспомните»)
2. Какие есть типы текстов? (учебник – с. 11, «вспомните»)
3. Какие есть виды предложений? (учебник – с. 14, «вспомните»)

4. Какие бывают предложения по интонационной окраске? (Предложения по интонационной окраске бывают восклицательные и невосклицательными).

5. Что такое обращение? (учебник – с. 17, «вспомните»)
6. Что такое главные и второстепенные члены предложения? (учебник – с. 18, «вспомните»)

7. Что такое распространенное и нераспространенное предложение? (учебник – с. 19, «вспомните»)

8. Что такое словосочетание? (учебник – с. 22, «вспомните»)

9. Что такое однородные члены предложения? (учебник – с. 26, «обратите внимание»)

10. Какими бывают однородные члены предложения? (учебник – с. 27, «правило»)

11. Как связаны между собой однородные члены предложения? (учебник – с. 28, «обратите внимание»)

12. Однородные члены предложения, примеры. (учебник – с. 29, «таблица»)

13. Когда ставиться запятая при однородных членов предложения? (учебник – с. 30, 31, 32, «правила»)

14. Запятая между однородными членами. (учебник – с. 33, «правило»)

15. Какие бывают предложения? (учебник – с. 36, «вспомните»)

16. Как соединены части сложного предложения? (учебник – с. 37, «обратите внимание»)

17. Что такое лексическое значение слова? (учебник – с. 42, «вспомните»)

18. Что такое синонимы, омонимы, антонимы? (учебник – с. 47, «упр. 70, схема»)

19. Какой части речи бывают синонимы, омонимы, антонимы? (учебник – с. 48, «обратите внимание»)

20. Что такое фразеологизмы? (учебник – с. 49, «вспомните»)

21. Значимые части слова. (учебник – с. 52, «таблица»)

22. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. (учебник – с. 56, «схема»)

23. Правописание суффиксов. (учебник – с. 62, «схема»)

24. Чередование согласных звуков в суффиксах и корнях слов. (учебник – с. 62, «обратите внимание»)

25. Правописание слов с буквами Ъ и Ь. (учебник – с. 64, «схема»)

26. Что такое части речи? (учебник – с. 67, «вспомните»)

27. Что такое самостоятельные части речи? (учебник – с. 68, «таблица»)

28. Грамматические признаки частей речи. (учебник – с. 69, «таблица»)

29. Какая часть речи поясняет глагол? (учебник – с. 73, «обратите внимание»)
30. Почему у наречия нет окончания? (учебник – с. 73, «обратите внимание»)
31. Что такое наречие? (учебник – с. 74, «правило»)

32. Как образуются наречия? (учебник – с. 76, «обратите внимание»)

33. Что такое склонение? (учебник – с. 80, «вспомните»)
34. Падежи. (учебник – с. 81, «упр. 136, схема»)

35. Что такое начальная форма и косвенные падежи? (учебник – с. 81, «обратите внимание»)

36. Признаки падежных форм имен существительных. (учебник – с. 82, «таблица»)

37. Как определить падеж? (учебник – с. 83, «вспомните»)

38. Как определить склонение им. существительных? (учебник – с. 89«обратите внимание»)

40. 1 склонение. (учебник – с. 90, «правило»)
41. Падежные окончания им. сущ. 1 склонения. (учебник – с. 91, «таблица»)

42. 2 склонение. (учебник – с. 93, «правило»)

43. Падежные окончания им. сущ. 2 склонения. (учебник – с. 95, «таблица»)

44. склонение. (учебник – с. 97, «правило»)

45. Падежные окончания им. сущ. 3 склонения. (учебник – с. 98, «таблица»)

46. Как определить склонение? (учебник – с. 100, «правило»)

47. Падежные окончания им. сущ. ед. числа 1, 2, 3 склонения. (учебник – с. 102, «таблица»)

48. Способы проверки безударных окончаний им. существительных. (учебник – с. 103, «таблица»).

На каждое правило обучающийся должен привести пример!!!

Русский язык 4 класс Канакина и Горецкий

 ЧАСТЬ 1

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

 11  12  13  14  15  16  17  18  19  20 

 21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 

 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40 

 41  42  43  44  45  46  47  48  49  50 

 51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 

 61  62  63  64  65  66  67  68  69  70 

 71  72  73  74  75  76  77  78  79  80 

 81  82  83  84  85  86  87  88  89  90 

 91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 

 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110 

 111  112  113  114  115  116  117  118  119  120 

 121  122  123  124  125  126  127  128  129  130 

 131  132  133  134  135  136  137  138  139  140 

 141  142  143  144  145  146  147  148  149  150 

 151  152  153  154  155  156  157  158  159  160 

 161  162  163  164  165  166  167  168  169  170 

 171  172  173  174  175  176  177  178  179  180 

 181  182  183  184  185  186  187  188  189  190 

 191  192  193  194  195  196  197  198  199  200 

 201  202  203  204  205  206  207  208  209  210 

 211  212  213  214  215  216  217  218  219  220 

 221  222  223  224  225  226  227  228  229  230 

 231  232  233  234  235  236  237  238  239  240 

 241  242  243  244  245  246  247  248  249  250 

 251  252  253  254  255  256  257  258  259  260 

 261  262  263  264  265  266  267  268  269  270 

 271  272  273  274  275 

 Задания проверь себя для главы Повторение

 1  2 

 Задания проверь себя для главы Предложение

 1  2  3  4 

 Задания проверь себя для главы Слово в языке

 1  2  3  4  5 

 Задания проверь себя для главы 4

 1  2  3  4 

 Задания наши проекты для главы 4

 1  2  3  4 

 ЧАСТЬ 2

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

 11  12  13  14  15  16  17  18  19  20 

 21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 

 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40 

 41  42  43  44  45  46  47  48  49  50 

 51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 

 61  62  63  64  65  66  67  68  69  70 

 71  72  73  74  75  76  77  78  79  80 

 81  82  83  84  85  86  87  88  89  90 

 91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 

 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110 

 111  112  113  114  115  116  117  118  119  120 

 121  122  123  124  125  126  127  128  129  130 

 131  132  133  134  135  136  137  138  139  140 

 141  142  143  144  145  146  147  148  149  150 

 151  152  153  154  155  156  157  158  159  160 

 161  162  163  164  165  166  167  168  169  170 

 171  172  173  174  175  176  177  178  179  180 

 181  182  183  184  185  186  187  188  189  190 

 191  192  193  194  195  196  197  198  199  200 

 201  202  203  204  205  206  207  208  209  210 

 211  212  213  214  215  216  217  218  219  220 

 221  222  223  224  225  226  227  228  229  230 

 231  232  233  234  235  236  237  238  239  240 

 241  242  243  244  245  246  247  248  249  250 

 251  252  253  254  255  256  257  258  259  260 

 261  262  263  264  265  266  267  268  269  270 

 271  272  273  274  275  276  277  278  279  280 

 281  282  283  284  285  286  287  288  289  290 

 291  292  293  294  295  296  297  298  299  300 

 301  302  303  304  305  306  307  308  309  310 

 311  312  313  314  315  316  317  318  319  320 

 321  322  323  324  325  326 

 Задания наши проекты для главы 1

 1  2 

 Задания проверь себя для главы 2

 1  2  3 

 Задания проверь себя для главы: Местоимение

 1  2  3 

 Упражнение наши проекты

 1  2  3 

 Задания проверь себя для главы: Глагол

 1  2  3  4  5  6  7 

ГДЗ 4 класс, Русский язык, Канакина В.П., Горецкий В.Г., Учебник, 2 часть




Упражнения 1 — 57




1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


20


21


22


23


24


25


26


27


28


29


30


31


32


33


34


35


36


37


38


39


40


41


42


43


44


45


46


47


48


49


50


51


52


53


54


55


56


57




Наши проекты — Имена прилагательные в сказке (страница 28)




1


2




Упражнения 58 — 107




58


59


60


61


62


63


64


65


66


67


68


69


70


71


72


73


74


75


76


77


78


79


80


81


82


83


84


85


86


87


88


89


90


91


92


93


94


95


96


97


98


99


100


101


102


103


104


105


106


107




Проверь себя (страница 50)




1


2


3




Упражнения 108 — 138




108


109


110


111


112


113


114


115


116


117


118


119


120


121


122


123


124


125


126


127


128


129


130


131


132


133


134


135


136


137


138




Проверь себя (страница 66)




1


2


3




Упражнения 139 — 188




139


140


141


142


143


144


145


146


147


148


149


150


151


152


153


154


155


156


157


158


159


160


161


162


163


164


165


166


167


168


169


170


171


172


173


174


175


176


177


178


179


180


181


182


183


184


185


186


187


188




Наши проекты — Пословицы и поговорки (страница 92)




1


2


3




Упражнения 189 — 253




189


190


191


192


193


194


195


196


197


198


199


200


201


202


203


204


205


206


207


208


209


210


211


212


213


214


215


216


217


218


219


220


221


222


223


224


225


226


227


228


229


230


231


232


233


234


235


236


237


238


239


240


241


242


243


244


245


246


247


248


249


250


251


252


253




Проверь себя (страница 120)




1


2


3


4


5


6


7




Упражнения 254 — 326




254


255


256


257


258


259


260


261


262


263


264


265


266


267


268


269


270


271


272


273


274


275


276


277


278


279


280


281


282


283


284


285


286


287


288


289


290


291


292


293


294


295


296


297


298


299


300


301


302


303


304


305


306


307


308


309


310


311


312


313


314


315


316


317


318


319


320


321


322


323


324


325


326

Ответы по русскому языку. 4 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П., Горецкий В. Г.

Русский язык. 4 класс

Ответы по русскому языку. Учебник. 4 класс. Часть 1. Канакина В. П., Горецкий В. Г.

Русский язык. Канакина. Учебник. часть 1

Упражнение 1, с. 6
Упражнение 2, с. 6
Упражнение 3, с. 7
Упражнение 4, с. 7
Упражнение 5, с. 8
Упражнение 6, с. 8
Упражнение 7, с. 9
Упражнение 8, с. 10
Упражнение 9, с. 11
Упражнение 10, с. 12
Упражнение 11, с. 12
Упражнение 12, с. 13
Упражнение 13, с. 13
Упражнение 14, с. 14
Упражнение 15, с 14 – 15
Упражнение 16, с. 15
Упражнение 17, с.16
Упражнение 18, с.16
Упражнение 19, с. 16
Упражнение 20, с. 17
Упражнение 21, с. 18
Упражнение 22, с. 18
Упражнение 23, с. 18
Упражнение 24, с. 19
Упражнение 25, с. 19
Упражнение 26, с. 20
Упражнение 27, с. 20
Упражнение 28, с.22
Упражнение 29, с. 22
Упражнение 30, с. 23
Упражнение 31, с. 23

Проверь себя с. 24
Упражнение 32, с. 26
Упражнение 33, с. 26
Упражнение 34, с. 27
Упражнение 35, с. 28
Упражнение 36, с. 28
Упражнение 37, с. 29
Упражнение 38, с. 30
Упражнение 39, с. 30
Упражнение 40, с. 31
Упражнение 41, с. 31
Упражнение 42, с. 32
Упражнение 43, с. 32
Упражнение 44, с. 32
Упражнение 45, с. 33
Упражнение 46, с. 34
Упражнение 47, с. 34
Упражнение 48, с. 34
Наши проекты. Похвальное слово знакам препинания с. 35
Упражнение 49, с. 36
Упражнение 50, с. 36 – 37
Упражнение 51, с. 37
Упражнение 52, с. 37
Упражнение 53, с. 38
Упражнение 54, с. 38
Упражнение 55, с. 39
Упражнение 56, с. 39
Проверь себя с. 40
Упражнение 57, с. 42
Упражнение 58, с. 42
Упражнение 59, с. 43
Упражнение 60, с. 43
Упражнение 61, с. 43
Упражнение 62, с. 44
Упражнение 63, с. 45
Упражнение 64, с. 45
Упражнение 65, с. 46
Упражнение 66, с. 46
Упражнение 67, с. 46
Упражнение 68, с. 46
Упражнение 69, с. 47
Упражнение 70, с. 47
Упражнение 71, с. 48
Упражнение 72, с. 48
Упражнение 73, с. 48
Упражнение 74, с. 49
Упражнение 75, с. 50
Упражнение 76, с. 50
Упражнение 77, с. 51
Упражнение 78, с. 51
Упражнение 79, с. 52
Упражнение 80, с. 52
Упражнение 81, с. 53
Упражнение 82, с. 53
Упражнение 83, с. 54
Упражнение 84, с. 54
Упражнение 85, с. 54
Упражнение 86, с. 55
Упражнение 87, с. 55
Упражнение 88, с. 56
Упражнение 89, с. 56 – 57
Упражнение 90, с. 57
Упражнение 91, с. 57
Упражнение 92, с. 58
Упражнение 93, с. 58
Упражнение 94, с. 59
Упражнение 95, с. 59
Упражнение 96, с. 59
Упражнение 97, с. 60
Упражнение 98, с. 60
Упражнение 99, с. 60
Упражнение 100, с. 61
Упражнение 101, с. 61
Упражнение 102, с. 62
Упражнение 103, с. 62
Упражнение 104, с. 63
Упражнение 105, с. 63
Упражнение 106, с. 64
Упражнение 107, с. 65
Упражнение 108, с. 65
Упражнение 109, с. 66
Упражнение 110, с. 66
Упражнение 111, с. 67
Упражнение 112, с. 67
Упражнение 113, с. 68
Упражнение 114, с. 68
Упражнение 115, с. 69
Упражнение 116, с. 70
Упражнение 117, с. 70
Упражнение 118, с. 70
Упражнение 119, с. 71
Упражнение 120, с. 71
Упражнение 121, с. 71
Упражнение 122, с. 72
Упражнение 123, с. 72
Упражнение 124, с. 73
Упражнение 125, с. 73
Упражнение 126, с. 74
Упражнение 127, с. 74 – 75
Упражнение 128, с. 75
Упражнение 129, с. 75
Упражнение 130, с. 76
Упражнение 131, с. 76
Упражнение 132, с. 76 – 77
Упражнение 133, с. 77
Упражнение 134, с. 77
Проверь себя с. 78
Упражнение 135, с. 80
Упражнение 136, с. 81
Упражнение 137, с. 81
Упражнение 138, с. 82
Упражнение 139, с. 83
Упражнение 140, с. 83
Упражнение 141, с. 84
Упражнение 142, с. 84
Упражнение 143, с. 85
Упражнение 144, с. 85
Упражнение 145, с. 85
Упражнение 146, с. 86
Упражнение 147, с. 86
Упражнение 148, с. 87
Упражнение 149, с. 87
Упражнение 150, с. 87
Упражнение 151, с. 88
Упражнение 152, с. 88
Упражнение 153, с. 89
Упражнение 154, с. 89
Упражнение 155, с. 90
Упражнение 156, с. 90
Упражнение 157, с. 90 – 91
Упражнение 158, с. 91
Упражнение 159, с. 92
Упражнение 160, с. 92
Упражнение 161, с. 92
Упражнение 162, с. 93
Упражнение 163, с. 93
Упражнение 164, с. 94
Упражнение 165, с. 94
Упражнение 166, с. 95
Упражнение 167, с. 96
Упражнение 168, с. 96
Упражнение 169, с. 96
Упражнение 170, с. 97
Упражнение 171, с. 97
Упражнение 172, с. 97
Упражнение 173, с. 98
Упражнение 174, с. 98 – 99
Упражнение 175, с. 99
Упражнение 176, с. 99
Упражнение 177, с. 100
Упражнение 178, с. 100
Упражнение 179, с. 101
Упражнение 180, с. 101
Упражнение 181, с. 102
Упражнение 182, с. 103
Упражнение 183, с. 103
Упражнение 184, с. 104
Упражнение 185, с. 105
Упражнение 186, с. 105
Упражнение 187, с. 106
Упражнение 188, с. 106
Упражнение 189, с. 106 – 107
Упражнение 190, с. 107
Упражнение 191, с. 107
Упражнение 192, с. 108
Упражнение 193, с. 108
Упражнение 194, с. 108
Упражнение 195, с.108
Упражнение 196, с. 109
Упражнение 197, с. 109
Упражнение 198, с. 110
Упражнение 199, с. 110
Упражнение 200, с. 110
Упражнение 201, с. 111
Упражнение 202, с. 111
Упражнение 203, с. 111
Упражнение 204, с. 112
Упражнение 205, с. 112
Упражнение 206, с. 112
Упражнение 207, с. 113
Упражнение 208, с. 113
Упражнение 209, с. 114
Упражнение 210, с. 114
Упражнение 211, с. 114 – 115
Упражнение 212, с. 115
Упражнение 213, с. 115
Упражнение 214, с. 115
Упражнение 215, с. 116
Упражнение 216, с. 116
Упражнение 217, с. 116
Упражнение 218, с. 117
Упражнение 219, с. 117
Упражнение 220, с. 118
Упражнение 221, с. 118
Упражнение 222, с. 119
Упражнение 223, с. 119
Упражнение 224, с. 120
Упражнение 225, с. 120
Упражнение 226, с. 120
Упражнение 227, с. 121
Упражнение 228, с. 121
Упражнение 229, с. 122
Упражнение 230, с. 122
Упражнение 231, с. 123
Упражнение 232, с. 123
Упражнение 233, с. 124
Упражнение 234, с. 124
Упражнение 235, с. 125
Упражнение 236, с. 125
Упражнение 237, с. 126
Упражнение 238, с. 126
Упражнение 239, с. 127
Упражнение 240, с. 127
Упражнение 241, с. 127
Упражнение 242, с. 128
Упражнение 243, с. 128
Упражнение 244, с. 129
Упражнение 245, с. 129
Упражнение 246, с. 130
Упражнение 247, с. 130
Упражнение 248, с. 131
Упражнение 249, с. 131
Упражнение 250, с. 132
Упражнение 251, с. 132
Упражнение 252, с. 132
Упражнение 253, с. 133
Упражнение 254, с. 133
Упражнение 255, с. 134
Упражнение 256, с. 134
Упражнение 257, с. 135
Упражнение 258, с. 135
Упражнение 259, с. 136
Упражнение 260, с. 136
Упражнение 261, с. 136
Упражнение 262, с. 137
Упражнение 263, с. 137
Упражнение 264, с. 137
Упражнение 265, с. 138
Упражнение 266, с. 138
Упражнение 267, с. 138
Упражнение 268, с. 139
Упражнение 269, с. 139
Упражнение 270, с. 139
Упражнение 271, с. 140
Упражнение 272, с. 140
Упражнение 273, с. 141
Упражнение 274, с. 142
Упражнение 275, с. 142
Проверь себя с. 143
Наши проекты. Говорите правильно! с. 144

4.2
/
5
(
84

голоса
)

Канакина. 4 класс. Учебник №1, Проверь себя с. 78

1. Подготовьтесь к проведению конференции на тему «Что мы узнали о словах русского языка». Для сообщения выберите любую группу слов (однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие и новые слова, фразеологизмы). Для иллюстрации можно использовать словари, рисунки.

Урок-конференция
«Что мы узнали о словах русского языка»

Всему название дано —
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз —
Над нами и под нами, —
И всё, что в памяти у нас, —
Означено словами.

Тема «Устаревшие и новые слова»

Среди устаревших слов выделяются две группы: историзмы и архаизмы.
Историзмы — это слова, которые обозначают прежние, не существующие сейчас понятия (латы, кокошник, повойник, кольчуга, боярин).
Архаизмы — это устаревшие синонимы современных слов, называющие те понятия, признаки, действия, которые и сейчас существуют, но обозначаются новыми словами (выя – шея, раменá – плечи, челó – лоб, глаголить – говорить).

Слова уходят из языка по разным причинам. Одни из них забываются, как только исчезает из жизни какое-то явление. Например, в конце XIX — начале XX в., до появления трамвая, существовала городская железная дорога с конной тягой. Эта дорога, а также и вагон такой дороги назывались конкой. С появлением трамвая слово конка устарело. Подобные устаревшие слова называют историзмами.

Другие слова забываются, если для называния того же предмета, признака, действия появляются новые слова. Например, в древнерусском языке было слово выя. Со временем в этом значении стало употребляться слово шея, а слово выя перестало употребляться. Подобные устаревшие слова (предмет остаётся, а слово устаревает) называют архаизмами.

У историзмов в современном русском языке нет синонимов, а у архаизмов есть; например, сейчас мы говорим глаз, а в древнерусском языке в этом значении употреблялось слово око.

В художественных произведениях устаревшие слова используются, если повествование идет о прошлом. Историзмы и архаизмы помогают писателю создать колорит той эпохи, о которой он рассказывает.

Послушайте четверостишие

На гостье был наряд простой:
Покрытый синею китайкой
Шушун, кокошник золотой
И сарафан.

— Скажите, так в чём же была одета гостья?

Китайка — сорт гладкой хлопчатобумажной ткани.
Шушун — вид женской одежды вроде кофты или телогрейки.
Кокошник — старинный русский женский головной убор в виде разукрашенного щитка над головой.

В Словаре Далязначение слова кокошник предположительно связано со словом кокошь – наседка, курица. Кокошники были разных форм – высокие и низкие. Кокошники носили вплоть до 20 века. И сегодня кокошник можно увидеть не только в музеях, но и на женщинах, выступающих с народными песнями, бережно хранящих наследие матерей и бабушек.

Сарафан – одно из самых древних слов. Оно было заимствовано из тюркских языков, где сарапа – «почётная одежда». В старину этим словом называли мужской длинный кафтан. Но постепенно с этим словом стали связывать женскую крестьянскую одежду, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами. Это стало приметой русской жизни, русского стиля.

Русский язык постоянно изменяется. Уходят старые слова и понятия, а на смену им приходят новые слова – неологизмы. Не так давно вошли в обиход плееры и компьютеры, джойстики и принтеры, а с ними и соответствующие слова для обозначения.

Неологизмы появляются в языке по двум причинам: во-первых, для обозначения новых предметов (признаков, действий), во-вторых, для усовершенствования лексической системы (так появляются многие синонимы; например, в ряду гостиница, отель, номера появилось слово мотель — «гостиница на автомобильной дороге для автотуристов»).

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами:
Лоджия, компьютер, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер, айфон, андроид.

Прочитайте выписанные слова. Почему их можно считать неологизмами?
Составьте с одним из неологизмов предложение.

Интернет – глобальная компьютерная сеть.
Менеджер – специалист по управлению производством.
Модем – устройство для передачи цифровой информации.
Без модема нельзя выйти в интернет.
Хакер – специалист в области компьютерных технологий, способный получить несанкционированный доступ к системам с секретной (конфиденциальной) информацией.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников 

2. Прочитайте слова. Рассмотрите схему. Объясните, все ли слова состоят из данных значимых частей.

упр. 183 с. 97 - 1б

Лесник, подъезд, красный, лесной, полоска, хорошо.

  • Запишите слова, соответствующие данной схеме. Выделите в них все значимые части слова.

Лес/ник, крас/н/ый, лес/н/ой, полос/к/а.

3. Прочитайте. Запишите только те слова, в которых одинаковое количество звуков и букв. Докажите, что вы правильно выполнили задание.

Ключ, вьюга, солнце, шмель, яхта, съезд, мяч.

Ключ (4 б., 4 зв.), вьюга (5 б., 5 зв.), съезд (5 б., 5 зв.), мяч (3 б., 3 зв.).

4. Выберите любое правило. Подготовьте сообщение о том, как применить это правило при письме. Назовите слова, в которых есть орфограмма на это правило.

Разделительный мягкий знак (ь)

Раздельный мягкий знак (ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и.

В этом случае буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука — согласный звук [й’] и последующий гласный звук:

семья — семь[й’á], колье — коль[й’э́],
ружьё — ружь[й’ó], вьюнок — вь[й’у]нóк,
соловьи — соловь[й’и], судья — судь[й’á].

Раздельный мягкий знак (ь) — это орфограмма: платье, эскадрилья, воробьи, чутьё, льют. 

Раздельный мягкий знак (ь), как и мягкий знак — показатель мягкости согласного, при переносе слова не отделяется от буквы, которая стоит перед ним: вью-нок, пе-рья.

5. Прочитайте.

   н.          гл.       числ.       сущ.       мест.    гл.
Ночью  пришёл  первый заморозок3.  Он  надышал3
  сущ.    пр.   сущ. пр.сущ. с. мест.   гл.          гл.
холодом на стёкла в доме, и они запотели, посыпал
   прил.        сущ.    сущ.         гл.      пр.   сущ.
зернистым3 инеем крыши, захрустел под ногами.

К. Паустовский

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

Заморозок3 — сущ. (что). Н. ф. — заморозок. Неодуш., нариц., м. р., в И. п., в ед. ч. Подлеж. 

Надышал3 — гл. (что сделал?). Н. ф. — надышать. В прош. вр., в ед. ч., в м. р., в 3-м л. Сказ.

Зернистым3 — прил. (каким?). Н. ф. —  зернистый. В м. р., в ед. ч., в И. п. Втор. чл.

Ответы по русскому языку. 4 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П.

Ответы по русскому языку. 4 класс

Канакина. 4 класс. Учебник №1, Проверь себя с. 78

4 (79.48%) от 193 голосующих

Ответы по русскому языку. 4 класс. Учебник. Часть 2. Канакина В. П., Горецкий В. Г.

Русский язык. 4 класс

Ответы по русскому языку. Учебник. 4 класс. Часть 2. Канакина В. П., Горецкий В. Г.

Русский язык. Канакина, Горецкий. 4 класс. часть 2. Школа России

Упражнение 1, с. 4
Упражнение 2, с. 5
Упражнение 3, с. 5
Упражнение 4, с. 6
Упражнение 5, с. 6
Упражнение 6, с. 6
Упражнение 7, с. 7
Упражнение 8, с. 7
Упражнение 9, с. 7
Упражнение 10, с. 8

Упражнение 11, с. 8
Упражнение 12, с. 8
Упражнение 13, с. 9
Упражнение 14, с. 9
Упражнение 15, с. 9
Упражнение 16, с. 11
Упражнение 17, с. 11
Упражнение 18, с. 11
Упражнение 19, с. 12
Упражнение 20, с. 12
Упражнение 21, с. 13
Упражнение 22, с. 13
Упражнение 23, с. 15
Упражнение 24, с. 15
Упражнение 25, с. 15
Упражнение 26, с. 16
Упражнение 27, с. 16
Упражнение 28, с. 17
Упражнение 29, с. 17
Упражнение 30, с. 18
Упражнение 31, с. 18

Упражнение 32, с. 18 — 19
Упражнение 33, с. 19
Упражнение 34, с. 19
Упражнение 35, с. 19
Упражнение 36, с. 20
Упражнение 37, с. 20
Упражнение 38, с. 20
Упражнение 39, с. 21
Упражнение 40, с. 21
Упражнение 41, с. 21
Упражнение 42, с. 22
Упражнение 43, с. 22
Упражнение 44, с. 22
Упражнение 45, с. 23
Упражнение 46, с. 23
Упражнение 47, с. 23
Упражнение 48, с. 24  
Упражнение 49, с. 24
Упражнение 50, с. 25
Упражнение 51, с. 25
Упражнение 52, с. 25
Упражнение 53, с. 26
Упражнение 54, с. 26
Упражнение 55, с. 26
Упражнение 56, с. 26 — 27
Упражнение 57, с. 27
Наши проекты. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, с. 28

Упражнение 58, с. 29
Упражнение 59, с. 29
Упражнение 60, с. 30
Упражнение 61, с. 30
Упражнение 62, с. 30
Упражнение 63, с. 31
Упражнение 64, с. 31
Упражнение 65, с. 32
Упражнение 66, с.  32
Упражнение 67, с. 32
Упражнение 68, с. 33
Упражнение 69, с. 33
Упражнение 70, с. 33
Упражнение 71, с. 34
Упражнение 72, с. 34
Упражнение 73, с. 34
Упражнение 74, с. 35
Упражнение 75, с. 35
Упражнение 76, с. 36
Упражнение 77, с. 36
Упражнение 78, с. 37
Упражнение 79, с. 37

Упражнение 80, с. 38
Упражнение 81, с. 38
Упражнение 82, с. 39
Упражнение 83, с. 39
Упражнение 84, с. 40
Упражнение 85, с. 40
Упражнение 86, с. 41
Упражнение 87, с. 41
Упражнение 88, с. 42
Упражнение 89, с. 42
Упражнение 90, с. 43
Упражнение 91, с. 43
Упражнение 92, с. 43
Упражнение 93, с. 44
Упражнение 94, с. 44

Упражнение 95, с. 45
Упражнение 96, с. 45
Упражнение 97, с. 45
Упражнение 98, с. 46
Упражнение 99, с. 46
Упражнение 100, с. 47
Упражнение 101, с. 47
Упражнение 102, с. 47
Упражнение 103, с. 48
Упражнение 104, с. 48
Упражнение 105, с. 49
Упражнение 106, с. 49
Упражнение 107, с. 49
Проверь себя с. 50
Упражнение 108, с. 52
Упражнение 109, с. 52
Упражнение 110, с. 53
Упражнение 111, с. 53
Упражнение 112, с. 54
Упражнение 113, с. 54
Упражнение 114, с. 54
Упражнение 115, с. 55
Упражнение 116, с. 55
Упражнение 117, с. 55
Упражнение 118, с. 56
Упражнение 119, с. 57

Упражнение 120, с. 57
Упражнение 121, с. 57
Упражнение 122, с. 58
Упражнение 123, с. 58 — 59
Упражнение 124, с. 59
Упражнение 125, с. 59
Упражнение 126, с. 60
Упражнение 127, с. 61
Упражнение 128, с. 61
Упражнение 129, с. 61
Упражнение 130, с. 62
Упражнение 131, с. 62
Упражнение 132, с. 63
Упражнение 133, с. 63
Упражнение 134, с. 64
Упражнение 135, с. 64
Упражнение 136, с. 64

Упражнение 137, с. 65
Упражнение 138, с. 65
Проверь себя с. 66
Упражнение 139, с. 68
Упражнение 140, с. 68
Упражнение 141, с. 68 — 69
Упражнение 142, с. 69
Упражнение 143, с. 69
Упражнение 144, с. 70
Упражнение 145, с. 70
Упражнение 146, с. 71
Упражнение 147, с. 71
Упражнение 148, с. 72
Упражнение 149, с. 72
Упражнение 150, с. 73
Упражнение 151, с. 73
Упражнение 152, с. 74
Упражнение 153, с. 74
Упражнение 154, с. 74
Упражнение 155, с. 75
Упражнение 156, с. 75

Упражнение 157, с. 76
Упражнение 158, с. 76
Упражнение 159, с. 77
Упражнение 160, с. 77
Упражнение 161, с. 78
Упражнение 162, с. 79
Упражнение 163, с. 80
Упражнение 164, с. 81
Упражнение 165, с. 81
Упражнение 166, с. 82
Упражнение 167, с. 82
Упражнение 168, с. 82 — 83
Упражнение 169, с. 83
Упражнение 170, с. 84
Упражнение 171, с. 85
Упражнение 172, с. 85
Упражнение 173, с. 86
Упражнение 174, с. 86
Упражнение 175, с. 86
Упражнение 176, с. 86
Упражнение 177, с. 87
Упражнение 178, с. 87
Упражнение 179, с. 87
Упражнение 180, с. 88
Упражнение 181, с. 88
Упражнение 182, с. 89
Упражнение 183, с. 89
Упражнение 184, с. 90
Упражнение 185, с. 90
Упражнение 186, с. 91
Упражнение 187, с. 91
Упражнение 188, с. 91
Наши проекты. Пословицы и поговорки, с. 92

Упражнение 189, с. 93
Упражнение 190, с. 93
Упражнение 191, с. 94
Упражнение 192, с. 94
Упражнение 193, с. 95
Упражнение 194, с. 95
Упражнение 195, с. 95

Упражнение 196, с. 96
Упражнение 197, с. 96
Упражнение 198, с. 97
Упражнение 199, с. 97
Упражнение 200, с. 98
Упражнение 201, с. 99
Упражнение 202, с. 99
Упражнение 203, с. 99
Упражнение 204, с. 100
Упражнение 205, с. 100
Упражнение 206, с. 100
Упражнение 207, с. 101
Упражнение 208, с. 101
Упражнение 209, с. 101
Упражнение 210, с. 102
Упражнение 211, с. 102 — 103
Упражнение 212, с. 103
Упражнение 213, с. 103
Упражнение 214, с. 103
Упражнение 215, с. 103
Упражнение 216, с. 104
Упражнение 217, с. 104
Упражнение 218, с. 105
Упражнение 219, с. 105
Упражнение 220, с. 105

Упражнение 221, с. 106
Упражнение 222, с. 106
Упражнение 223, с. 106
Упражнение 224, с. 107
Упражнение 225, с. 107
Упражнение 226, с. 107
Упражнение 227, с. 108
Упражнение 228, с. 108
Упражнение 229, с. 109
Упражнение 230, с. 109
Упражнение 231, с. 110
Упражнение 232, с. 110
Упражнение 233, с. 111
Упражнение 234, с. 111
Упражнение 235, с. 111
Упражнение 236, с. 112
Упражнение 237, с. 112
Упражнение 238, с. 112
Упражнение 239, с. 113
Упражнение 240, с. 113

Упражнение 241, с. 114
Упражнение 242, с. 114
Упражнение 243, с. 115
Упражнение 244, с. 115
Упражнение 245, с. 116
Упражнение 246, с. 116
Упражнение 247, с. 116
Упражнение 248, с. 117
Упражнение 249, с. 117
Упражнение 250, с. 117
Упражнение 251, с. 118
Упражнение 252, с. 118

Упражнение 253, с. 119
Проверь себя с. 120
Упражнение 254, с. 121
Упражнение 255, с. 121
Упражнение 256, с. 121 — 122
Упражнение 257, с. 122
Упражнение 258, с. 122
Упражнение 259, с. 123
Упражнение 260, с. 123
Упражнение 261, с. 124
Упражнение 262, с. 124
Упражнение 263, с. 124

Упражнение 264, с. 124
Упражнение 265, с. 125
Упражнение 266, с. 125
Упражнение 267, с. 125
Упражнение 268, с. 126
Упражнение 269, с. 126
Упражнение 270, с. 126
Упражнение 271, с. 126
Упражнение 272, с. 127
Упражнение 273, с. 127
Упражнение 274, с. 128
Упражнение 275, с. 128
Упражнение 276, с. 128
Упражнение 277, с. 129
Упражнение 278, с. 129
Упражнение 279, с. 130
Упражнение 280, с. 130
Упражнение 281, с. 130
Упражнение 282, с. 131
Упражнение 283, с. 131
Упражнение 284, с. 131
Упражнение 285, с. 131

Упражнение 286, с. 132
Упражнение 287, с. 132
Упражнение 288, с. 133
Упражнение 289, с. 133
Упражнение 290, с. 133
Упражнение 291, с. 134
Упражнение 292, с. 134
Упражнение 293, с. 134
Упражнение 294, с. 134
Упражнение 295, с. 135
Упражнение 296, с. 135
Упражнение 297, с. 136
Упражнение 298, с. 136
Упражнение 299, с. 137
Упражнение 300, с. 137
Упражнение 301, с. 137
Упражнение 302, с. 137
Упражнение 303, с. 138
Упражнение 304, с. 138
Упражнение 305, с. 138
Упражнение 306, с. 138
Упражнение 307, с. 139
Упражнение 308, с. 139
Упражнение 309, с. 139

Упражнение 310, с. 140
Упражнение 311, с. 140
Упражнение 312, с. 141
Упражнение 313, с. 141
Упражнение 314, с. 141
Упражнение 315, с. 141
Упражнение 316, с. 141
Упражнение 317, с. 142
Упражнение 318, с. 142
Упражнение 319, с. 142
Упражнение 320, с. 142
Упражнение 321, с. 143
Упражнение 322, с. 143
Упражнение 323, с. 143
Упражнение 324, с. 144
Упражнение 325, с. 144 — 145
Упражнение 326, с. 145

Ответы по русскому языку. 4 класс. Учебник. Часть 2. Канакина В. П., Горецкий В. Г.

4.1 (82.21%) от 335 голосующих