Правила по русскому языку в 1-4 классах



                                                       


 


 


 


 


 


 


 


 


ПРАВИЛА  ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


1


 


О  ЗНАЧЕНИЯХ  СЛОВ


 


   Слова,  у  которых  есть  несколько  значений,  называются 


   МНОГОЗНАЧНЫМИ.


   Например:  ЛИСА  –  1.  То  же, что  лисица.


                                           2.  Хитрый  человек.


 


 


   Слова, которые  одинаково  звучат  и  пишутся, но  означают 


   разное, называются  ОМОНИМАМИ.


   Например:  ЛУК 1  –  растение;


                         ЛУК 2  –  оружие.


 


 


   Слова, близкие  по  смыслу, называются  СИНОНИМАМИ.


   Например:  месяц  –  луна.


 


 


   Слова, противоположные  по  смыслу, называются 


   АНТОНИМАМИ.


   Например:  белый  –  чёрный.


 


 


 


 


 


 


3


 


ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


 


   ДОПОЛНЕНИЕ – второстепенный  член  предложения,


   который  отвечает  на  вопросы  косвенных  падежей:


                                                        кого?        чего?


                                                        кому?       чему?


                                                        кого?        что?


                                                        кем?          чем?


                                                        о ком?       о чём?


    и  подчёркивается  отрывистой  линией.


 


 


   ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – второстепенный  член  предложения,


   который  отвечает  на  вопросы:  где?   куда?   когда?    


   откуда?  как?  и  подчёркивается  отрывистой  линией                               


   и  точкой.


 


 


   ОПРЕДЕЛЕНИЕ – второстепенный  член  предложения,


   который  отвечает  на  вопросы:  какой?  какая? какое?


   какие?  чей?  и  подчёркивается  волнистой  линией.


 


 


 


 


 


 


5


 


   ПРЕДЛОГ  –  это часть  речи, которая  служит  для  связи


   слов  в  предложении.


   Предлоги со словами пишутся раздельно


   Между  предлогом  и  словом  можно  вставить слово 


   или  вопрос.


   Например:  в (сосновом) лесуна (зелёной) ветке.


 


 


   МЕСТОИМЕНИЕ —  это  часть  речи, которая  указывает


   на  предметы,  признаки  и  качества, но  не  называет  их.


 


   ЛИЧНЫЕ  МЕСТОИМЕНИЯ:   я, мы,


                                                        ты, вы,


                                                        он, она, оно, они


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


7


О  СОСТАВЕ  СЛОВ


 


   ОКОНЧАНИЕ  –  это  изменяемая  часть  слова, которая 


   служит  для  связи  слов  в  предложении.


   Например:  читал  (что?)  книгу,


                         рассказывал (о  чём?)  о  книге.


 


   ОСНОВА  –  это  часть  слова  без  окончания.


   Например:  дедушка,  девочка,  облако.


 


   Родственные  слова  –  слова  с  РАЗНЫМИ  ОСНОВАМИ,


   в  которых  есть  ОБЩАЯ  (по  смыслу  и  по  написанию)


   часть.


   Например:  лес  ,  лесной,  лесник  .


 


   КОРЕНЬ  –  это  ОБЩАЯ  часть  ОСНОВ  родственных  слов.


   Например:  лес,  лесной,  лесник.


 


   СУФФИКС  –  это  часть  слова, которая  стоит  после  корня


   и  служит  для  образования  новых  слов.


 


   Например:  рыба,  рыбка,  рыбёшка,  рыбный (суп).


 


   ПРИСТАВКА  –  это  часть  слова, которая  стоит  перед 


   корнем  и  служит  для  образования  новых  слов.


 


   Например: бежать, забежать, добежать, убежать.


9


    Разделительный  Ъ  пишется  после  приставок,


   оканчивающихся  на  согласную, и  перед  корнем,


   начинающимся  с  гласных  е,  ё,  ю,  я.


   Например: подъезд, съёжился, объявил,


                     предъюбилейный.


   6.  В  именах  существительных  женского  рода  с


   ОСНОВОЙ на  шипящий  на  конце  слова  пишется  Ь.


   В  именах  существительных  мужского  рода  с 


   ОСНОВОЙ  на  шипящий  Ь  не  пишется.


   Например:  рожь, печь, мышь, вещь  –  ж. р.


                   ёж, грач, ландыш, лещ  –  м. р.


 7.  Названия  рек,  городов,  деревень,  морей,  имена  людей,


   клички  животных   называются  именами  собственными.


   Имена  собственные  пишутся  с  заглавной  буквы.


   Например:  Марина,  Волга,  Москва.


  8.  ЖИ – ШИ  пиши  с  буквой  И,  ЧА – ЩА  с  буквой  А,


   ЧУ – ЩУ  с  буквой  У.


   Например:  жизнь, машина, чашка, роща, чудо, щука.


   9.  Начало  предложения  пишется  с  большой  буквы.


   Например: Мальчики  играли  во  дворе.


 


   10. Предлоги  пишутся  отдельно  от  слова.  Между


   предлогом  и  словом  можно  вставить  другое  слово.


   Например:  Сосна  росла  у  берега.


                         Сосна  росла  у  (высокого)  берега.


   Приставка со словом пишется слитно.


11


ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ


 









Названия падежей


Вспомогатель-


ные слова


Вопросы


Предлоги


И. п.


есть


кто?  что?


 


Р. п.


нет


кого?  чего?


без, у, от, до, с, из, для, около


Д. п.


дам


кому?  чему?


к, по


В. п.


вижу


кого?  что?


на, за, про, в


Т. п.


восхищаюсь


кем?  чем?


с, за, над. под


П. п.


думаю


о ком?  о чём?


о, об, в, на


 


СКЛОНЕНИЕ – это  изменение  слова  по  падежам  и  числам.


 В  русском  языке  различаются  три  разных  типа  склонений существительных.


К  I  склонению  относятся  существительные  ж.р.  и м.р.  с  окончаниями  -а, -я  в  начальной  форме.


Например:стена, земля, папа, дядя.


 


Ко  II  склонению  относятся  существительные  ср. р. с  окончаниями  -о, -е,  а  также  существительные 


м. р.  с  нулевым  окончанием  в  начальной  форме.


Например:окно,  поле, стол ,  конь .


 


К  III  склонению  относятся  существительные  ж. р. с  нулевым  окончанием  в  начальной  форме.


Например:тетрадь рожь .


 


13


ГЛАГОЛ


СПРЯЖЕНИЕ – это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.


Личные окончания глаголов





 


Iспр.


 


IIспр.


 


 


— Е


 


— И


 


 


— УТ, -ЮТ


 


— АТ, — ЯТ


 


Спряжение  глаголов определяем по неопределённой форме.


 




 


Iспр.


 


IIспр.


             Все глаголы на


— еть, — ать, — оть,


— уть, — ть(кроме 11 глаголов исключений), а также глаголы на


– ить:брить, зиждиться, стелить


 


 


Глаголы на – ить (в неопределенной форме), а также 11 глаголов:


Гнать, дышать, держать и слышать.


Видеть, зависеть и  обидеть.


А ещё терпеть, вертеть,


  Ненавидеть и смотреть.


15


                                                       


   ТЕКСТ  –  это  группа  предложений,  расположенных 


   в  определённой  последовательности  и  связанных 


   по  смыслу, стилю  и  грамматически.


 


   ТЕМА ТЕКСТА  –  это  то,  о  чём  автор  пишет.


 


   ОСНОВНАЯ  МЫСЛЬ  автора  –  это  то, что  автор хочет


   сказать;  то, ради  чего  он  пишет  текст.


 


   ГЛАВНОЕ  ПЕРЕЖИВАНИЕ  автора  –  это выраженное


   в  тексте  отношение  автора  к  тому, о  чём  он  пишет.


 


 


ВИДЫ  ТЕКСТОВ


по  цели  высказывания


 


   Цель  автора  в  ТЕКТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ  –  рассказать 


   о  каких-либо  событиях.


 


   Цель  автора  в  ТЕКСТЕ-ОПИСАНИИ  –  описать  что-либо


   или  кого-либо  так, чтобы  читатель  смог  это  представить.              


 


 


 


 


 


 


2


  ПРЕДЛОЖЕНИЕ  –  это  слово  или  несколько  слов,


   связанных  по смыслу и  выражающих  законченную


   мысль.


ВИДЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЙ


         


   По  цели  высказывания  предложения  бывают:


        повествовательные  (сообщают о чём-либо),


        вопросительные  (задают вопросы),


        побудительные  (просят, требуют, советуют).


 


   По  интонации  предложения  бывают:


        восклицательные  (произносим с особым чувством),


        невосклицательные  (произносим спокойно). 


 


 


   ОСНОВА  ПРЕДЛОЖЕНИЯ  –  это  главные  члены


   предложения.


 


    ПОДЛЕЖАЩЕЕ  –  это  главный  член  предложения,


    который   обозначает  о  ком  или  о  чём  говорится 


    в  предложении  и  отвечает  на  вопрос  кто?  или  что?


    (подчёркивается  одной  чертой)


 


   СКАЗУЕМОЕ  –  это  главный  член  предложения,


   который  обозначает, что  в  предложении  говорится 


   о  подлежащем,  и  отвечает  на  вопрос  что  делает?


   что  делают?  что  сделал?   что  сделала?


   (подчёркивается  двумя  чертами)


4


 


   СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – это  два  слова, связанных 


   по  смыслу.  В  словосочетании  одно  слово  главное, а 


   другое  зависимое.


   Например:день(какой?) ясный,


                       гулял(где?) в  парке.


 


ЧАСТИ  РЕЧИ


   ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ  –  это  часть  речи, которая


   обозначает  предмет, явления  природы, события, вещи,


   людей, зверей  и  отвечает  на  вопросы  кто?  или  что?


   Например:(кто?)  девочка, медведь;


                       (что?)  урок, клён.


 


   ИМЯ  ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ  –  это  часть речи, которая


   обозначает  признак  предмета  и  отвечает  на  вопросы 


   какой?  какая?  какое?  какие?


   Например:(какой?)  красный, лесной,


                       (какая?)  весёлая,


                       (какое?)  яркое,


                       (какие?)  умные.


 


   ГЛАГОЛ  –  это  часть  речи, которая  обозначает


   действие  предмета  и  отвечает  на  вопросы 


   что  делает?  что делал?  что  сделал?


   Например:(что  делает?)  читает,


                       (что  делал?)  рисовал,


                       (что  сделал?) купил.


6


 


О  ФОРМАХ  СЛОВ


 


   Изменения  слова  –  это  ФОРМЫ  СЛОВА.


   Например:  (есть)  школьник  –  (нет)  школьника;


                         (он)  школьник  –  (они)  школьники.


 


 


   НАЧАЛЬНАЯ  ФОРМА   имён   существительных  –  


   это  форма  единственного  числа.   Слова  в  этой  форме


   отвечают  на  вопросы:  кто?  что?


   Например:  (кто?)  школьникшкольница;


                         (что?)  уроктетрадьокно.


 


 


   НАЧАЛЬНАЯ  ФОРМА   имён   прилагательных  –


   это  форма  мужского  рода  единственного  числа.  Слова


   в  этой  форме  отвечают  на  вопрос:  какой?


   Например:  (какой?)  грамотный,   сильный.


 


 


   НАЧАЛЬНАЯ  ФОРМА   глаголов  –  это  форма,  которая 


   отвечает  на  вопросы:  что  делать?  что  сделать?


   Например:  (что  делать?)  писать;


                         (что  сделать?)  написать;


                         (что  сделать?)  помочь.


 


 


8


ОРФОГРАММЫ


 


   1.  Чтобы  проверить  БЕЗУДАРНУЮ  ГЛАСНУЮ  в  корне      


   слова,  надо  подобрать  родственное  слово  или  другую      


   форму  этого  слова  так, чтобы  на  эту  гласную  падало 


   ударение.


   Например:  вода – водный,  вода – воды.


 


   2  Чтобы  проверить  ПАРНУЮ  ЗВОНКУЮ  или  ГЛУХУЮ


   СОГЛАСНУЮ  в  корне  слова,  надо  подобрать


   родственное   слово  или  другую  форму  этого  слова   так,


   чтобы  после   согласной  была  гласная.


 


   Например:голубка  –  голубушка, завод  –  заводы.


 


   3.  В  некоторых  словах  согласные  Т,  Д,  Л,  В  пишутся,


   но  не  произносятся.


   Чтобы  проверить  НЕПРОИЗНОСИМУЮ  СОГЛАСНУЮ, 


   надо  подобрать  родственное  слово  так, чтобы  эта 


   согласная  хорошо  слышалась.


   Например:  солнце – солнышко,


                      капустный – капуста.


 


 


     4.  Разделительный  Ь  пишется  в  корне  и  после  корня 


   слова   за  согласной  перед  гласными  е,  ё,  ю,  я,  и.


 


   Например:  платье, скамья, вьюга, соловьи, вьёт10


 


   11. ЧАСТИЦА  НЕ  с  глаголами  пишется  раздельно.


   Например: не  спешить, не  рисовать.


 


   12. Буквосочетания  ЧК,  ЧН,  НЩ,  ЩН,  НЧ  пиши  без  Ь.


   Например:  девочка, ручной, каменщик, помощник,


                   кончик.


 


  13.В  ОКОНЧАНИЯХ имён  существительных после


   Ц пишется  буква  Ы.


   Например: голубцы, птенцы, леденцы.


 


   В  КОРНЯХ слов  после  Ц  пишется  буква  И.


   Например: циркуль, цифра, циркач.


   Исключения: цыц, цыган, цыплёнок, цыкать,  


                        на цыпочках.


 


  14. Слово  переносится  ПО  СЛОГАМ.  Слово,  состоящее 


   из  одного  слога,  не  переносится.


   Например:  лам-па, иг-ла, ве-тер, день.


   Одну  букву  нельзя  оставлять  на  строке  и  переносить


   на  другую  строку.


   Например: якорь,  ИраЮлия.


   Буквы  ь,  ъ,  й  при  переносе  слова  нельзя  отделять  от 


   стоящей  впереди  буквы.


   Например:  май-ка,  конь-ки,  подъ-езд.


   При  переносе  слов  с  двойными  согласными  одна  буква 


   остаётся  на  строке, а  другая  переносится.


   Например:  суббота, хоккей, коллекция.


12


 


 


Безударные  падежные  окончания  имён  существительных


 






 


Iскл.


IIскл.


IIIскл.


Р. п.



 



Д. п.



 



П. п.





 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


14


 


 


Твои бабушки и дедушки запоминали глаголы-исключения


на -ать и -еть так:


ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ,


ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ и ОБИДЕТЬ,


А потом СМОТРЕТЬ, ВЕРТЕТЬ,


НЕНАВИДЕТЬ и ТЕРПЕТЬ.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


16


 


 

Правила по русскому языку в 1-4 классах



                                                       


 


 


 


 


 


 


 


 


ПРАВИЛА  ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


1


 


О  ЗНАЧЕНИЯХ  СЛОВ


 


   Слова,  у  которых  есть  несколько  значений,  называются 


   МНОГОЗНАЧНЫМИ.


   Например:  ЛИСА  –  1.  То  же, что  лисица.


                                           2.  Хитрый  человек.


 


 


   Слова, которые  одинаково  звучат  и  пишутся, но  означают 


   разное, называются  ОМОНИМАМИ.


   Например:  ЛУК 1  –  растение;


                         ЛУК 2  –  оружие.


 


 


   Слова, близкие  по  смыслу, называются  СИНОНИМАМИ.


   Например:  месяц  –  луна.


 


 


   Слова, противоположные  по  смыслу, называются 


   АНТОНИМАМИ.


   Например:  белый  –  чёрный.


 


 


 


 


 


 


3


 


ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


 


   ДОПОЛНЕНИЕ – второстепенный  член  предложения,


   который  отвечает  на  вопросы  косвенных  падежей:


                                                        кого?        чего?


                                                        кому?       чему?


                                                        кого?        что?


                                                        кем?          чем?


                                                        о ком?       о чём?


    и  подчёркивается  отрывистой  линией.


 


 


   ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – второстепенный  член  предложения,


   который  отвечает  на  вопросы:  где?   куда?   когда?    


   откуда?  как?  и  подчёркивается  отрывистой  линией                               


   и  точкой.


 


 


   ОПРЕДЕЛЕНИЕ – второстепенный  член  предложения,


   который  отвечает  на  вопросы:  какой?  какая? какое?


   какие?  чей?  и  подчёркивается  волнистой  линией.


 


 


 


 


 


 


5


 


   ПРЕДЛОГ  –  это часть  речи, которая  служит  для  связи


   слов  в  предложении.


   Предлоги со словами пишутся раздельно


   Между  предлогом  и  словом  можно  вставить слово 


   или  вопрос.


   Например:  в (сосновом) лесуна (зелёной) ветке.


 


 


   МЕСТОИМЕНИЕ —  это  часть  речи, которая  указывает


   на  предметы,  признаки  и  качества, но  не  называет  их.


 


   ЛИЧНЫЕ  МЕСТОИМЕНИЯ:   я, мы,


                                                        ты, вы,


                                                        он, она, оно, они


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


7


О  СОСТАВЕ  СЛОВ


 


   ОКОНЧАНИЕ  –  это  изменяемая  часть  слова, которая 


   служит  для  связи  слов  в  предложении.


   Например:  читал  (что?)  книгу,


                         рассказывал (о  чём?)  о  книге.


 


   ОСНОВА  –  это  часть  слова  без  окончания.


   Например:  дедушка,  девочка,  облако.


 


   Родственные  слова  –  слова  с  РАЗНЫМИ  ОСНОВАМИ,


   в  которых  есть  ОБЩАЯ  (по  смыслу  и  по  написанию)


   часть.


   Например:  лес  ,  лесной,  лесник  .


 


   КОРЕНЬ  –  это  ОБЩАЯ  часть  ОСНОВ  родственных  слов.


   Например:  лес,  лесной,  лесник.


 


   СУФФИКС  –  это  часть  слова, которая  стоит  после  корня


   и  служит  для  образования  новых  слов.


 


   Например:  рыба,  рыбка,  рыбёшка,  рыбный (суп).


 


   ПРИСТАВКА  –  это  часть  слова, которая  стоит  перед 


   корнем  и  служит  для  образования  новых  слов.


 


   Например: бежать, забежать, добежать, убежать.


9


    Разделительный  Ъ  пишется  после  приставок,


   оканчивающихся  на  согласную, и  перед  корнем,


   начинающимся  с  гласных  е,  ё,  ю,  я.


   Например: подъезд, съёжился, объявил,


                     предъюбилейный.


   6.  В  именах  существительных  женского  рода  с


   ОСНОВОЙ на  шипящий  на  конце  слова  пишется  Ь.


   В  именах  существительных  мужского  рода  с 


   ОСНОВОЙ  на  шипящий  Ь  не  пишется.


   Например:  рожь, печь, мышь, вещь  –  ж. р.


                   ёж, грач, ландыш, лещ  –  м. р.


 7.  Названия  рек,  городов,  деревень,  морей,  имена  людей,


   клички  животных   называются  именами  собственными.


   Имена  собственные  пишутся  с  заглавной  буквы.


   Например:  Марина,  Волга,  Москва.


  8.  ЖИ – ШИ  пиши  с  буквой  И,  ЧА – ЩА  с  буквой  А,


   ЧУ – ЩУ  с  буквой  У.


   Например:  жизнь, машина, чашка, роща, чудо, щука.


   9.  Начало  предложения  пишется  с  большой  буквы.


   Например: Мальчики  играли  во  дворе.


 


   10. Предлоги  пишутся  отдельно  от  слова.  Между


   предлогом  и  словом  можно  вставить  другое  слово.


   Например:  Сосна  росла  у  берега.


                         Сосна  росла  у  (высокого)  берега.


   Приставка со словом пишется слитно.


11


ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ


 









Названия падежей


Вспомогатель-


ные слова


Вопросы


Предлоги


И. п.


есть


кто?  что?


 


Р. п.


нет


кого?  чего?


без, у, от, до, с, из, для, около


Д. п.


дам


кому?  чему?


к, по


В. п.


вижу


кого?  что?


на, за, про, в


Т. п.


восхищаюсь


кем?  чем?


с, за, над. под


П. п.


думаю


о ком?  о чём?


о, об, в, на


 


СКЛОНЕНИЕ – это  изменение  слова  по  падежам  и  числам.


 В  русском  языке  различаются  три  разных  типа  склонений существительных.


К  I  склонению  относятся  существительные  ж.р.  и м.р.  с  окончаниями  -а, -я  в  начальной  форме.


Например:стена, земля, папа, дядя.


 


Ко  II  склонению  относятся  существительные  ср. р. с  окончаниями  -о, -е,  а  также  существительные 


м. р.  с  нулевым  окончанием  в  начальной  форме.


Например:окно,  поле, стол ,  конь .


 


К  III  склонению  относятся  существительные  ж. р. с  нулевым  окончанием  в  начальной  форме.


Например:тетрадь рожь .


 


13


ГЛАГОЛ


СПРЯЖЕНИЕ – это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.


Личные окончания глаголов





 


Iспр.


 


IIспр.


 


 


— Е


 


— И


 


 


— УТ, -ЮТ


 


— АТ, — ЯТ


 


Спряжение  глаголов определяем по неопределённой форме.


 




 


Iспр.


 


IIспр.


             Все глаголы на


— еть, — ать, — оть,


— уть, — ть(кроме 11 глаголов исключений), а также глаголы на


– ить:брить, зиждиться, стелить


 


 


Глаголы на – ить (в неопределенной форме), а также 11 глаголов:


Гнать, дышать, держать и слышать.


Видеть, зависеть и  обидеть.


А ещё терпеть, вертеть,


  Ненавидеть и смотреть.


15


                                                       


   ТЕКСТ  –  это  группа  предложений,  расположенных 


   в  определённой  последовательности  и  связанных 


   по  смыслу, стилю  и  грамматически.


 


   ТЕМА ТЕКСТА  –  это  то,  о  чём  автор  пишет.


 


   ОСНОВНАЯ  МЫСЛЬ  автора  –  это  то, что  автор хочет


   сказать;  то, ради  чего  он  пишет  текст.


 


   ГЛАВНОЕ  ПЕРЕЖИВАНИЕ  автора  –  это выраженное


   в  тексте  отношение  автора  к  тому, о  чём  он  пишет.


 


 


ВИДЫ  ТЕКСТОВ


по  цели  высказывания


 


   Цель  автора  в  ТЕКТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ  –  рассказать 


   о  каких-либо  событиях.


 


   Цель  автора  в  ТЕКСТЕ-ОПИСАНИИ  –  описать  что-либо


   или  кого-либо  так, чтобы  читатель  смог  это  представить.              


 


 


 


 


 


 


2


  ПРЕДЛОЖЕНИЕ  –  это  слово  или  несколько  слов,


   связанных  по смыслу и  выражающих  законченную


   мысль.


ВИДЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЙ


         


   По  цели  высказывания  предложения  бывают:


        повествовательные  (сообщают о чём-либо),


        вопросительные  (задают вопросы),


        побудительные  (просят, требуют, советуют).


 


   По  интонации  предложения  бывают:


        восклицательные  (произносим с особым чувством),


        невосклицательные  (произносим спокойно). 


 


 


   ОСНОВА  ПРЕДЛОЖЕНИЯ  –  это  главные  члены


   предложения.


 


    ПОДЛЕЖАЩЕЕ  –  это  главный  член  предложения,


    который   обозначает  о  ком  или  о  чём  говорится 


    в  предложении  и  отвечает  на  вопрос  кто?  или  что?


    (подчёркивается  одной  чертой)


 


   СКАЗУЕМОЕ  –  это  главный  член  предложения,


   который  обозначает, что  в  предложении  говорится 


   о  подлежащем,  и  отвечает  на  вопрос  что  делает?


   что  делают?  что  сделал?   что  сделала?


   (подчёркивается  двумя  чертами)


4


 


   СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – это  два  слова, связанных 


   по  смыслу.  В  словосочетании  одно  слово  главное, а 


   другое  зависимое.


   Например:день(какой?) ясный,


                       гулял(где?) в  парке.


 


ЧАСТИ  РЕЧИ


   ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ  –  это  часть  речи, которая


   обозначает  предмет, явления  природы, события, вещи,


   людей, зверей  и  отвечает  на  вопросы  кто?  или  что?


   Например:(кто?)  девочка, медведь;


                       (что?)  урок, клён.


 


   ИМЯ  ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ  –  это  часть речи, которая


   обозначает  признак  предмета  и  отвечает  на  вопросы 


   какой?  какая?  какое?  какие?


   Например:(какой?)  красный, лесной,


                       (какая?)  весёлая,


                       (какое?)  яркое,


                       (какие?)  умные.


 


   ГЛАГОЛ  –  это  часть  речи, которая  обозначает


   действие  предмета  и  отвечает  на  вопросы 


   что  делает?  что делал?  что  сделал?


   Например:(что  делает?)  читает,


                       (что  делал?)  рисовал,


                       (что  сделал?) купил.


6


 


О  ФОРМАХ  СЛОВ


 


   Изменения  слова  –  это  ФОРМЫ  СЛОВА.


   Например:  (есть)  школьник  –  (нет)  школьника;


                         (он)  школьник  –  (они)  школьники.


 


 


   НАЧАЛЬНАЯ  ФОРМА   имён   существительных  –  


   это  форма  единственного  числа.   Слова  в  этой  форме


   отвечают  на  вопросы:  кто?  что?


   Например:  (кто?)  школьникшкольница;


                         (что?)  уроктетрадьокно.


 


 


   НАЧАЛЬНАЯ  ФОРМА   имён   прилагательных  –


   это  форма  мужского  рода  единственного  числа.  Слова


   в  этой  форме  отвечают  на  вопрос:  какой?


   Например:  (какой?)  грамотный,   сильный.


 


 


   НАЧАЛЬНАЯ  ФОРМА   глаголов  –  это  форма,  которая 


   отвечает  на  вопросы:  что  делать?  что  сделать?


   Например:  (что  делать?)  писать;


                         (что  сделать?)  написать;


                         (что  сделать?)  помочь.


 


 


8


ОРФОГРАММЫ


 


   1.  Чтобы  проверить  БЕЗУДАРНУЮ  ГЛАСНУЮ  в  корне      


   слова,  надо  подобрать  родственное  слово  или  другую      


   форму  этого  слова  так, чтобы  на  эту  гласную  падало 


   ударение.


   Например:  вода – водный,  вода – воды.


 


   2  Чтобы  проверить  ПАРНУЮ  ЗВОНКУЮ  или  ГЛУХУЮ


   СОГЛАСНУЮ  в  корне  слова,  надо  подобрать


   родственное   слово  или  другую  форму  этого  слова   так,


   чтобы  после   согласной  была  гласная.


 


   Например:голубка  –  голубушка, завод  –  заводы.


 


   3.  В  некоторых  словах  согласные  Т,  Д,  Л,  В  пишутся,


   но  не  произносятся.


   Чтобы  проверить  НЕПРОИЗНОСИМУЮ  СОГЛАСНУЮ, 


   надо  подобрать  родственное  слово  так, чтобы  эта 


   согласная  хорошо  слышалась.


   Например:  солнце – солнышко,


                      капустный – капуста.


 


 


     4.  Разделительный  Ь  пишется  в  корне  и  после  корня 


   слова   за  согласной  перед  гласными  е,  ё,  ю,  я,  и.


 


   Например:  платье, скамья, вьюга, соловьи, вьёт10


 


   11. ЧАСТИЦА  НЕ  с  глаголами  пишется  раздельно.


   Например: не  спешить, не  рисовать.


 


   12. Буквосочетания  ЧК,  ЧН,  НЩ,  ЩН,  НЧ  пиши  без  Ь.


   Например:  девочка, ручной, каменщик, помощник,


                   кончик.


 


  13.В  ОКОНЧАНИЯХ имён  существительных после


   Ц пишется  буква  Ы.


   Например: голубцы, птенцы, леденцы.


 


   В  КОРНЯХ слов  после  Ц  пишется  буква  И.


   Например: циркуль, цифра, циркач.


   Исключения: цыц, цыган, цыплёнок, цыкать,  


                        на цыпочках.


 


  14. Слово  переносится  ПО  СЛОГАМ.  Слово,  состоящее 


   из  одного  слога,  не  переносится.


   Например:  лам-па, иг-ла, ве-тер, день.


   Одну  букву  нельзя  оставлять  на  строке  и  переносить


   на  другую  строку.


   Например: якорь,  ИраЮлия.


   Буквы  ь,  ъ,  й  при  переносе  слова  нельзя  отделять  от 


   стоящей  впереди  буквы.


   Например:  май-ка,  конь-ки,  подъ-езд.


   При  переносе  слов  с  двойными  согласными  одна  буква 


   остаётся  на  строке, а  другая  переносится.


   Например:  суббота, хоккей, коллекция.


12


 


 


Безударные  падежные  окончания  имён  существительных


 






 


Iскл.


IIскл.


IIIскл.


Р. п.



 



Д. п.



 



П. п.





 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


14


 


 


Твои бабушки и дедушки запоминали глаголы-исключения


на -ать и -еть так:


ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ,


ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ и ОБИДЕТЬ,


А потом СМОТРЕТЬ, ВЕРТЕТЬ,


НЕНАВИДЕТЬ и ТЕРПЕТЬ.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


16


 


 

Правила по русскому языку за курс 4 класса

Правила по русскому языку за курс 2 класса.

1.Предложение.

  • Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

  • Слова в предложении связаны по смыслу.

  • Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

  • Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает или содержит вопрос, просьбу, побуждает к действию.

  • В конце предложения ставится точка (.), если в предложении о чём-либо спокойно сообщается.

  • Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставится восклицательный знак (!)

  • Если в предложении содержится вопрос, то ставится вопросительный знак (?)

  • Подлежащее. Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы КТО?ЧТО?

  • Сказуемое. Главный член предложения, который обозначает. Что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? и др.

  • Подлежащее и сказуемое— грамматическая основа предложения.

  • Распростанённым называется предложение, где кроме главных членов есть и второстепенные.

2. Звуки и буквы.

  • На письме звуки обозначаются буквами.

  • Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим, называем.

3. Гласные звуки.

  • При произнесении воздух не встречает преград: [ а] [о] [и] [ы] [у] [э].

  • Произносится только с голосом.

  • Гласный звук образует слог.

  • В ударных слогах 6 гласных звуков[ а] [о] [и] [ы] [у] [э].

  • В русском языке 10 гласных букв: а, о, и, ы, у, э, е, ё, ю, я.

  • Буквы а,о,и, ы,у,э обозначают гласные звуки.

  • Буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука:

-в начале слова

-после гласных звуков

-после ъ и ь знаков

-Буквы е,ё,ю,я после согласных обозначают мягкость согласных звуков и гласный звук.

4.Ударение-это выделение голосом одного из слогов в слове.

  • Тот слог, который произносится с большей силой, называется ударным.

  • Остальные слоги в слове безударные.

5. Обозначение гласных звуков.

  • Гласные звуки в ударных слогах называются ударными.

  • Гласные звуки в безударных слогах называются безударными.

  • Буквы А,О,Е,И,Я в безударных слогах нужно проверять. Для этого изменяют слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.

6. Родственные слова.

  • Слова, которые имеют общую (одинаковую часть) и общее значение, называют родственными.

  • Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова иначе называются однокоренными.

  • Общая часть родственных слово (корень) пишется одинаково.

7. Безударные гласные в корне.

Безударный гласный в корне проверяй ударными. Для этого измени слово или подбери однокоренное так, чтобы на этот гласный падало ударение.

8. Согласный звук.

  • При произнесении воздух встречает преграду: губы, зубы, язык.

  • Произносится с голосом и шумом или только с шумом.

  • Слог образует только с гласным звуком.

  • [ж] и [ш]- твёрдые согласные звуки

  • [ч`] и [щ`]-мягкие согласные звуки

9. Сочетания ЖИ и ШИ

  • В ударном слоге буква и пишется после ж, ш без проверки.

  • В безударном слоге букву после ж и ш надо проверять.

10. Сочетания ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ.

  • Звуки -[ч`] и [щ`]- мягкие, но в сочетаниях ЧА,ЩА пишется буква А.

  • В сочетаниях ЧУ, ЩУ пишется буква У.

11. Сочетания ЧН,ЧК,НЩ,РЩ.

Звук [ч`] и [щ`]- мягкий звук.В сочетаниях ЧН,ЧК, НЩ,РЩ мягкий знак не пишется.

12. Мягкие и твёрдые согласные звуки.

  • Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами А,О,У,Ы,Э

  • Мягкость согласных звуков обозначается буквами Е,Ё,И,Ю,Я и Ь

13. Мягкий знак- служащий для смягчения согласного.

  • На конце слова мягкость согласного звука обозначается мягким знаком.

  • В середине слова мягкость согласного звука [л`]-всегда обозначается мягким знаком.

  • Мягкость других согласных может и не обозначаться мягким знаком.

Запомни слова в которых в середине не пишется ь:

ЖИЗНЬ, ЕСТЬ, ЕСЛИ, ЧЕРВЬ, ЯСЛИ, ПЕСНЯ, ГОСТЬ, Настя

14.Разделительный мягкий знак.

Пишется после согласных перед гласными Е,Ё,И,Ю,Я, если в этих словах слышится звук [й`]

15. Алфавит или азбука-это все буквы, расположенные по порядку. В алфавите каждая буква имеет своё место и своё название.

А-а

Б-бэ

В-вэ

Г-гэ

Д-дэ

Е-е

Ё-ё

Ж-жэ

З-зэ

И-и

Й-и краткое

К-ка

Л-эль

М-эм

Н-эн

О-о

П-пэ

Р-эр

С-эс

Т-тэ

У-у

Ф-эф

Х-ха

Ц-цэ

Ч-че

Ш-ша

Щ-ща

Ъ-твёрдый знак

Ы-ы

Ь-мягкий знак

Э-э

Ю-ю

Я-я

16.Слово и слог.

  • Это части слова, на которые оно делится при произношении.

  • В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

Слог может состоять:

  • из одного гласного звука

  • из гласного и одного согласного

  • из гласного и нескольких согласных

17. Перенос слов.

  • Слово переносится с одной строки на другую по слогам.

  • Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.

  • Буква Й при переносе не отделяется от гласной.

  • Мягкий знак при переносе не отделяется от предыдущей буквы.

  • При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят .

Нельзя переносить:

-Слова из одного слога

-Слог из одной буквы

18. Звонкие и глухие согласные звуки.

  • Звонкие согласные звуки произносятся с голосом и шумом.

  • Глухие согласные состоят только из шума.

Парные согласные.

твёрдые

звонкие [ б] [в] [г] [д] [ж] [з].

глухие [ п] [ф] [к] [т] [ш] [с].

мягкие

звонкие [ б`] [в`] [г`] [д`] [з`].

глухие [ п`] [ф`] [к`] [т`] [с`].

Непарные согласные

твёрдые

звонкие [ л] [м] [н] [р]

глухие [ х] [ц]

мягкие

звонкие [ л`] [м`] [н`] [р`] [й`].

глухие [ х`] [ч`] [щ`]

  • Слова с парным согласным звуком в корне нужно проверять.

  • Слова, в которых после согласного звука произносится гласный, являются проверочными.

  • Для проверки парных согласных в корне слова нужно его изменить так лил подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный.

19. Двойные согласные.

В некоторых словах пишутся рядом две одинаковые буквы. Их надо запомнить.

Класс, масса, шоссе, касса, рассказ, комиссия, русский, пассажиры, ссора, бассейн, Россия, Одесса, ванна, осенний, весенний, ранний, Анна, антенна, тонна, Геннадий, Инна, телеграмма, сумма, хоккей, аккуратный, аккорд, группа, грипп, аппарат, аппликация, аппетит, суббота, вожжи, дрожжи, жужжать, коллектив, миллион, коллекция, артиллерия, интеллигент, Кирилл, троллейбус, иллюминация, аллея, иллюстрация, кристалл, металл, Алла, терраса.

20. Имя существительное.

  • Слова, которые называют предметы, отвечают на вопросы КТО? И ЧТО?.

  • Слова называют людей, животных отвечают на вопросы: КТО? КОГО? КОМУ? КЕМ? ЧЕМ?

  • Слова, которые называют все остальные предметы, отвечают на вопросы: ЧТО? ЧЕГО? ЧЕМУ? ЧЕМ? О ЧЁМ?

21. Заглавная буква.

Пишутся с заглавной буквы: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, деревень, улиц, рек.

22. Глагол.

  • Слова, которые называют действия предметов, отвечают на вопросы что делать? Что делает? что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает?

  • Если слово обозначает действие одного предмета, то оно отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?

  • Если слово обозначает действия двух или нескольких предметов, то оно отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ?

23. Имя прилагательное.

  • Слова, которые называют признаки предметов, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

  • Слова, которые обозначают признак одного предмета, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

  • Слова, которые обозначают признак двух или нескольких предметов, отвечают на вопрос КАКИЕ?

  • Противоположные по смыслу слова называются Антонины

  • Близкие по смыслу слова называются синонимами.

24. Предлог.

Слова К, НА, НАД, ЗА, ПО, ДО, ПОД, О, ОКОЛО, ОБ, ИЗ, БЕЗ, С пишутся раздельно с другими словами в предложении одинаково, не зависимо от произношения.

25. Словарные слова.

Берёза, быстро, вдруг, ветер, весело, воробей, ворона, город, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лисица, лопата, машина, медведь, медведица, молоко, мороз, Москва, одежда, пальто, пенал, петух, посуда, работа, рабочий, ребята, русский, сапоги, скоро, собака, сорока, суббота, тетрадь, товарищ, ученик, учитель, учительница, хороший, хорошо, ягода, язык.

Правила по русскому языку в 1-4 классах



                                                       


 


 


 


 


 


 


 


 


ПРАВИЛА  ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


1


 


О  ЗНАЧЕНИЯХ  СЛОВ


 


   Слова,  у  которых  есть  несколько  значений,  называются 


   МНОГОЗНАЧНЫМИ.


   Например:  ЛИСА  –  1.  То  же, что  лисица.


                                           2.  Хитрый  человек.


 


 


   Слова, которые  одинаково  звучат  и  пишутся, но  означают 


   разное, называются  ОМОНИМАМИ.


   Например:  ЛУК 1  –  растение;


                         ЛУК 2  –  оружие.


 


 


   Слова, близкие  по  смыслу, называются  СИНОНИМАМИ.


   Например:  месяц  –  луна.


 


 


   Слова, противоположные  по  смыслу, называются 


   АНТОНИМАМИ.


   Например:  белый  –  чёрный.


 


 


 


 


 


 


3


 


ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


 


   ДОПОЛНЕНИЕ – второстепенный  член  предложения,


   который  отвечает  на  вопросы  косвенных  падежей:


                                                        кого?        чего?


                                                        кому?       чему?


                                                        кого?        что?


                                                        кем?          чем?


                                                        о ком?       о чём?


    и  подчёркивается  отрывистой  линией.


 


 


   ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – второстепенный  член  предложения,


   который  отвечает  на  вопросы:  где?   куда?   когда?    


   откуда?  как?  и  подчёркивается  отрывистой  линией                               


   и  точкой.


 


 


   ОПРЕДЕЛЕНИЕ – второстепенный  член  предложения,


   который  отвечает  на  вопросы:  какой?  какая? какое?


   какие?  чей?  и  подчёркивается  волнистой  линией.


 


 


 


 


 


 


5


 


   ПРЕДЛОГ  –  это часть  речи, которая  служит  для  связи


   слов  в  предложении.


   Предлоги со словами пишутся раздельно


   Между  предлогом  и  словом  можно  вставить слово 


   или  вопрос.


   Например:  в (сосновом) лесуна (зелёной) ветке.


 


 


   МЕСТОИМЕНИЕ —  это  часть  речи, которая  указывает


   на  предметы,  признаки  и  качества, но  не  называет  их.


 


   ЛИЧНЫЕ  МЕСТОИМЕНИЯ:   я, мы,


                                                        ты, вы,


                                                        он, она, оно, они


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


7


О  СОСТАВЕ  СЛОВ


 


   ОКОНЧАНИЕ  –  это  изменяемая  часть  слова, которая 


   служит  для  связи  слов  в  предложении.


   Например:  читал  (что?)  книгу,


                         рассказывал (о  чём?)  о  книге.


 


   ОСНОВА  –  это  часть  слова  без  окончания.


   Например:  дедушка,  девочка,  облако.


 


   Родственные  слова  –  слова  с  РАЗНЫМИ  ОСНОВАМИ,


   в  которых  есть  ОБЩАЯ  (по  смыслу  и  по  написанию)


   часть.


   Например:  лес  ,  лесной,  лесник  .


 


   КОРЕНЬ  –  это  ОБЩАЯ  часть  ОСНОВ  родственных  слов.


   Например:  лес,  лесной,  лесник.


 


   СУФФИКС  –  это  часть  слова, которая  стоит  после  корня


   и  служит  для  образования  новых  слов.


 


   Например:  рыба,  рыбка,  рыбёшка,  рыбный (суп).


 


   ПРИСТАВКА  –  это  часть  слова, которая  стоит  перед 


   корнем  и  служит  для  образования  новых  слов.


 


   Например: бежать, забежать, добежать, убежать.


9


    Разделительный  Ъ  пишется  после  приставок,


   оканчивающихся  на  согласную, и  перед  корнем,


   начинающимся  с  гласных  е,  ё,  ю,  я.


   Например: подъезд, съёжился, объявил,


                     предъюбилейный.


   6.  В  именах  существительных  женского  рода  с


   ОСНОВОЙ на  шипящий  на  конце  слова  пишется  Ь.


   В  именах  существительных  мужского  рода  с 


   ОСНОВОЙ  на  шипящий  Ь  не  пишется.


   Например:  рожь, печь, мышь, вещь  –  ж. р.


                   ёж, грач, ландыш, лещ  –  м. р.


 7.  Названия  рек,  городов,  деревень,  морей,  имена  людей,


   клички  животных   называются  именами  собственными.


   Имена  собственные  пишутся  с  заглавной  буквы.


   Например:  Марина,  Волга,  Москва.


  8.  ЖИ – ШИ  пиши  с  буквой  И,  ЧА – ЩА  с  буквой  А,


   ЧУ – ЩУ  с  буквой  У.


   Например:  жизнь, машина, чашка, роща, чудо, щука.


   9.  Начало  предложения  пишется  с  большой  буквы.


   Например: Мальчики  играли  во  дворе.


 


   10. Предлоги  пишутся  отдельно  от  слова.  Между


   предлогом  и  словом  можно  вставить  другое  слово.


   Например:  Сосна  росла  у  берега.


                         Сосна  росла  у  (высокого)  берега.


   Приставка со словом пишется слитно.


11


ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ


 









Названия падежей


Вспомогатель-


ные слова


Вопросы


Предлоги


И. п.


есть


кто?  что?


 


Р. п.


нет


кого?  чего?


без, у, от, до, с, из, для, около


Д. п.


дам


кому?  чему?


к, по


В. п.


вижу


кого?  что?


на, за, про, в


Т. п.


восхищаюсь


кем?  чем?


с, за, над. под


П. п.


думаю


о ком?  о чём?


о, об, в, на


 


СКЛОНЕНИЕ – это  изменение  слова  по  падежам  и  числам.


 В  русском  языке  различаются  три  разных  типа  склонений существительных.


К  I  склонению  относятся  существительные  ж.р.  и м.р.  с  окончаниями  -а, -я  в  начальной  форме.


Например:стена, земля, папа, дядя.


 


Ко  II  склонению  относятся  существительные  ср. р. с  окончаниями  -о, -е,  а  также  существительные 


м. р.  с  нулевым  окончанием  в  начальной  форме.


Например:окно,  поле, стол ,  конь .


 


К  III  склонению  относятся  существительные  ж. р. с  нулевым  окончанием  в  начальной  форме.


Например:тетрадь рожь .


 


13


ГЛАГОЛ


СПРЯЖЕНИЕ – это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.


Личные окончания глаголов





 


Iспр.


 


IIспр.


 


 


— Е


 


— И


 


 


— УТ, -ЮТ


 


— АТ, — ЯТ


 


Спряжение  глаголов определяем по неопределённой форме.


 




 


Iспр.


 


IIспр.


             Все глаголы на


— еть, — ать, — оть,


— уть, — ть(кроме 11 глаголов исключений), а также глаголы на


– ить:брить, зиждиться, стелить


 


 


Глаголы на – ить (в неопределенной форме), а также 11 глаголов:


Гнать, дышать, держать и слышать.


Видеть, зависеть и  обидеть.


А ещё терпеть, вертеть,


  Ненавидеть и смотреть.


15


                                                       


   ТЕКСТ  –  это  группа  предложений,  расположенных 


   в  определённой  последовательности  и  связанных 


   по  смыслу, стилю  и  грамматически.


 


   ТЕМА ТЕКСТА  –  это  то,  о  чём  автор  пишет.


 


   ОСНОВНАЯ  МЫСЛЬ  автора  –  это  то, что  автор хочет


   сказать;  то, ради  чего  он  пишет  текст.


 


   ГЛАВНОЕ  ПЕРЕЖИВАНИЕ  автора  –  это выраженное


   в  тексте  отношение  автора  к  тому, о  чём  он  пишет.


 


 


ВИДЫ  ТЕКСТОВ


по  цели  высказывания


 


   Цель  автора  в  ТЕКТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ  –  рассказать 


   о  каких-либо  событиях.


 


   Цель  автора  в  ТЕКСТЕ-ОПИСАНИИ  –  описать  что-либо


   или  кого-либо  так, чтобы  читатель  смог  это  представить.              


 


 


 


 


 


 


2


  ПРЕДЛОЖЕНИЕ  –  это  слово  или  несколько  слов,


   связанных  по смыслу и  выражающих  законченную


   мысль.


ВИДЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЙ


         


   По  цели  высказывания  предложения  бывают:


        повествовательные  (сообщают о чём-либо),


        вопросительные  (задают вопросы),


        побудительные  (просят, требуют, советуют).


 


   По  интонации  предложения  бывают:


        восклицательные  (произносим с особым чувством),


        невосклицательные  (произносим спокойно). 


 


 


   ОСНОВА  ПРЕДЛОЖЕНИЯ  –  это  главные  члены


   предложения.


 


    ПОДЛЕЖАЩЕЕ  –  это  главный  член  предложения,


    который   обозначает  о  ком  или  о  чём  говорится 


    в  предложении  и  отвечает  на  вопрос  кто?  или  что?


    (подчёркивается  одной  чертой)


 


   СКАЗУЕМОЕ  –  это  главный  член  предложения,


   который  обозначает, что  в  предложении  говорится 


   о  подлежащем,  и  отвечает  на  вопрос  что  делает?


   что  делают?  что  сделал?   что  сделала?


   (подчёркивается  двумя  чертами)


4


 


   СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – это  два  слова, связанных 


   по  смыслу.  В  словосочетании  одно  слово  главное, а 


   другое  зависимое.


   Например:день(какой?) ясный,


                       гулял(где?) в  парке.


 


ЧАСТИ  РЕЧИ


   ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ  –  это  часть  речи, которая


   обозначает  предмет, явления  природы, события, вещи,


   людей, зверей  и  отвечает  на  вопросы  кто?  или  что?


   Например:(кто?)  девочка, медведь;


                       (что?)  урок, клён.


 


   ИМЯ  ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ  –  это  часть речи, которая


   обозначает  признак  предмета  и  отвечает  на  вопросы 


   какой?  какая?  какое?  какие?


   Например:(какой?)  красный, лесной,


                       (какая?)  весёлая,


                       (какое?)  яркое,


                       (какие?)  умные.


 


   ГЛАГОЛ  –  это  часть  речи, которая  обозначает


   действие  предмета  и  отвечает  на  вопросы 


   что  делает?  что делал?  что  сделал?


   Например:(что  делает?)  читает,


                       (что  делал?)  рисовал,


                       (что  сделал?) купил.


6


 


О  ФОРМАХ  СЛОВ


 


   Изменения  слова  –  это  ФОРМЫ  СЛОВА.


   Например:  (есть)  школьник  –  (нет)  школьника;


                         (он)  школьник  –  (они)  школьники.


 


 


   НАЧАЛЬНАЯ  ФОРМА   имён   существительных  –  


   это  форма  единственного  числа.   Слова  в  этой  форме


   отвечают  на  вопросы:  кто?  что?


   Например:  (кто?)  школьникшкольница;


                         (что?)  уроктетрадьокно.


 


 


   НАЧАЛЬНАЯ  ФОРМА   имён   прилагательных  –


   это  форма  мужского  рода  единственного  числа.  Слова


   в  этой  форме  отвечают  на  вопрос:  какой?


   Например:  (какой?)  грамотный,   сильный.


 


 


   НАЧАЛЬНАЯ  ФОРМА   глаголов  –  это  форма,  которая 


   отвечает  на  вопросы:  что  делать?  что  сделать?


   Например:  (что  делать?)  писать;


                         (что  сделать?)  написать;


                         (что  сделать?)  помочь.


 


 


8


ОРФОГРАММЫ


 


   1.  Чтобы  проверить  БЕЗУДАРНУЮ  ГЛАСНУЮ  в  корне      


   слова,  надо  подобрать  родственное  слово  или  другую      


   форму  этого  слова  так, чтобы  на  эту  гласную  падало 


   ударение.


   Например:  вода – водный,  вода – воды.


 


   2  Чтобы  проверить  ПАРНУЮ  ЗВОНКУЮ  или  ГЛУХУЮ


   СОГЛАСНУЮ  в  корне  слова,  надо  подобрать


   родственное   слово  или  другую  форму  этого  слова   так,


   чтобы  после   согласной  была  гласная.


 


   Например:голубка  –  голубушка, завод  –  заводы.


 


   3.  В  некоторых  словах  согласные  Т,  Д,  Л,  В  пишутся,


   но  не  произносятся.


   Чтобы  проверить  НЕПРОИЗНОСИМУЮ  СОГЛАСНУЮ, 


   надо  подобрать  родственное  слово  так, чтобы  эта 


   согласная  хорошо  слышалась.


   Например:  солнце – солнышко,


                      капустный – капуста.


 


 


     4.  Разделительный  Ь  пишется  в  корне  и  после  корня 


   слова   за  согласной  перед  гласными  е,  ё,  ю,  я,  и.


 


   Например:  платье, скамья, вьюга, соловьи, вьёт10


 


   11. ЧАСТИЦА  НЕ  с  глаголами  пишется  раздельно.


   Например: не  спешить, не  рисовать.


 


   12. Буквосочетания  ЧК,  ЧН,  НЩ,  ЩН,  НЧ  пиши  без  Ь.


   Например:  девочка, ручной, каменщик, помощник,


                   кончик.


 


  13.В  ОКОНЧАНИЯХ имён  существительных после


   Ц пишется  буква  Ы.


   Например: голубцы, птенцы, леденцы.


 


   В  КОРНЯХ слов  после  Ц  пишется  буква  И.


   Например: циркуль, цифра, циркач.


   Исключения: цыц, цыган, цыплёнок, цыкать,  


                        на цыпочках.


 


  14. Слово  переносится  ПО  СЛОГАМ.  Слово,  состоящее 


   из  одного  слога,  не  переносится.


   Например:  лам-па, иг-ла, ве-тер, день.


   Одну  букву  нельзя  оставлять  на  строке  и  переносить


   на  другую  строку.


   Например: якорь,  ИраЮлия.


   Буквы  ь,  ъ,  й  при  переносе  слова  нельзя  отделять  от 


   стоящей  впереди  буквы.


   Например:  май-ка,  конь-ки,  подъ-езд.


   При  переносе  слов  с  двойными  согласными  одна  буква 


   остаётся  на  строке, а  другая  переносится.


   Например:  суббота, хоккей, коллекция.


12


 


 


Безударные  падежные  окончания  имён  существительных


 






 


Iскл.


IIскл.


IIIскл.


Р. п.



 



Д. п.



 



П. п.





 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


14


 


 


Твои бабушки и дедушки запоминали глаголы-исключения


на -ать и -еть так:


ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ,


ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ и ОБИДЕТЬ,


А потом СМОТРЕТЬ, ВЕРТЕТЬ,


НЕНАВИДЕТЬ и ТЕРПЕТЬ.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


16


 


 

Все правила по русскому языку за 4 класс

Автор Administrator На чтение 2 мин. Опубликовано

Перед Вами еще один полезный сборник, составленный Узоровой О. Автор предлагает повторить правила, подкрепленные примерами, которые должны знать ученики 4 класса (орфография, пунктуация, морфология, текст).

Перед Вами еще один полезный сборник, составленный Узоровой О. Автор предлагает повторить правила, подкрепленные примерами, которые должны знать ученики 4 класса (орфография, пунктуация, морфология, текст).

Все правила по русскому языку для 4 класса, собранные Узоровой О. под одной обложкой, соответствуют всем учебникам, допущенным к работе в младшей школе. Цель пособия  — повторение базовых правил родного языка.

С помощью сборника  дети в любой момент смогут подсмотреть забытое правило и качественно подготовиться к мини ЕГЭ. Подборка основных правил пригодится при подготовке к проверочным работам (сочинению, изложению, диктанту), к домашней работе и в конце летних каникул, чтобы вспомнить правила русского языка.

В конце сборника автор дает свои рекомендации четвероклассникам и настраивает их на упорную работу и заучивание правил, писать грамотно без которых невозможно.

Четвероклассники даже могут дополнить правила русского языка за 4 класс личной коллекцией сложных слов. Для этого отведено специальное место в сборнике. Таким образом, поощряется самостоятельный поиск и решение трудностей в изучаемом материале.

Правила русского языка Нефедовой, обработанные в соавторстве с Узоровой О., состоят из 23 страниц, каждая из которых содержит массу полезных знаний, необходимых грамотному и культурному человеку. Кроме обычных формулировок, авторы предлагают пояснения к правилам, дают подборку слов, которые похожи на слова, попадающие под правило, но ими не являющиеся. Еще одно новшество — правила русского языка за 4 класс дают подборку слов к каждому правила, в которых дети наиболее часто ошибаются. Их авторы советуют запомнить.

Сборник правил должен лежать на парте каждого четвероклассника. Тогда ребенку не придется каждый раз искать необходимую информацию в учебнике. Закачать правила для 4 класса по русскому языку можно в нашей библиотеке. Книги для успешной учебы маленьких школьников, подобранные по пожеланиям пользователей, — вот главное правило сайта.

Издательство: АСТ, Астрель
Год издания: 2013
Автор: Узоров О.В., Нефёдова Е.А.
Формат: PDF
Количество страниц: 26
Язык: Русский

 

Скачать бесплатно pravila_russkiy_yazik_4_klass_uchebnik.pdf

Правила по русскому языку в 1-4 классах



                                                       


 


 


 


 


 


 


 


 


ПРАВИЛА  ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


1


 


О  ЗНАЧЕНИЯХ  СЛОВ


 


   Слова,  у  которых  есть  несколько  значений,  называются 


   МНОГОЗНАЧНЫМИ.


   Например:  ЛИСА  –  1.  То  же, что  лисица.


                                           2.  Хитрый  человек.


 


 


   Слова, которые  одинаково  звучат  и  пишутся, но  означают 


   разное, называются  ОМОНИМАМИ.


   Например:  ЛУК 1  –  растение;


                         ЛУК 2  –  оружие.


 


 


   Слова, близкие  по  смыслу, называются  СИНОНИМАМИ.


   Например:  месяц  –  луна.


 


 


   Слова, противоположные  по  смыслу, называются 


   АНТОНИМАМИ.


   Например:  белый  –  чёрный.


 


 


 


 


 


 


3


 


ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


 


   ДОПОЛНЕНИЕ – второстепенный  член  предложения,


   который  отвечает  на  вопросы  косвенных  падежей:


                                                        кого?        чего?


                                                        кому?       чему?


                                                        кого?        что?


                                                        кем?          чем?


                                                        о ком?       о чём?


    и  подчёркивается  отрывистой  линией.


 


 


   ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – второстепенный  член  предложения,


   который  отвечает  на  вопросы:  где?   куда?   когда?    


   откуда?  как?  и  подчёркивается  отрывистой  линией                               


   и  точкой.


 


 


   ОПРЕДЕЛЕНИЕ – второстепенный  член  предложения,


   который  отвечает  на  вопросы:  какой?  какая? какое?


   какие?  чей?  и  подчёркивается  волнистой  линией.


 


 


 


 


 


 


5


 


   ПРЕДЛОГ  –  это часть  речи, которая  служит  для  связи


   слов  в  предложении.


   Предлоги со словами пишутся раздельно


   Между  предлогом  и  словом  можно  вставить слово 


   или  вопрос.


   Например:  в (сосновом) лесуна (зелёной) ветке.


 


 


   МЕСТОИМЕНИЕ —  это  часть  речи, которая  указывает


   на  предметы,  признаки  и  качества, но  не  называет  их.


 


   ЛИЧНЫЕ  МЕСТОИМЕНИЯ:   я, мы,


                                                        ты, вы,


                                                        он, она, оно, они


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


7


О  СОСТАВЕ  СЛОВ


 


   ОКОНЧАНИЕ  –  это  изменяемая  часть  слова, которая 


   служит  для  связи  слов  в  предложении.


   Например:  читал  (что?)  книгу,


                         рассказывал (о  чём?)  о  книге.


 


   ОСНОВА  –  это  часть  слова  без  окончания.


   Например:  дедушка,  девочка,  облако.


 


   Родственные  слова  –  слова  с  РАЗНЫМИ  ОСНОВАМИ,


   в  которых  есть  ОБЩАЯ  (по  смыслу  и  по  написанию)


   часть.


   Например:  лес  ,  лесной,  лесник  .


 


   КОРЕНЬ  –  это  ОБЩАЯ  часть  ОСНОВ  родственных  слов.


   Например:  лес,  лесной,  лесник.


 


   СУФФИКС  –  это  часть  слова, которая  стоит  после  корня


   и  служит  для  образования  новых  слов.


 


   Например:  рыба,  рыбка,  рыбёшка,  рыбный (суп).


 


   ПРИСТАВКА  –  это  часть  слова, которая  стоит  перед 


   корнем  и  служит  для  образования  новых  слов.


 


   Например: бежать, забежать, добежать, убежать.


9


    Разделительный  Ъ  пишется  после  приставок,


   оканчивающихся  на  согласную, и  перед  корнем,


   начинающимся  с  гласных  е,  ё,  ю,  я.


   Например: подъезд, съёжился, объявил,


                     предъюбилейный.


   6.  В  именах  существительных  женского  рода  с


   ОСНОВОЙ на  шипящий  на  конце  слова  пишется  Ь.


   В  именах  существительных  мужского  рода  с 


   ОСНОВОЙ  на  шипящий  Ь  не  пишется.


   Например:  рожь, печь, мышь, вещь  –  ж. р.


                   ёж, грач, ландыш, лещ  –  м. р.


 7.  Названия  рек,  городов,  деревень,  морей,  имена  людей,


   клички  животных   называются  именами  собственными.


   Имена  собственные  пишутся  с  заглавной  буквы.


   Например:  Марина,  Волга,  Москва.


  8.  ЖИ – ШИ  пиши  с  буквой  И,  ЧА – ЩА  с  буквой  А,


   ЧУ – ЩУ  с  буквой  У.


   Например:  жизнь, машина, чашка, роща, чудо, щука.


   9.  Начало  предложения  пишется  с  большой  буквы.


   Например: Мальчики  играли  во  дворе.


 


   10. Предлоги  пишутся  отдельно  от  слова.  Между


   предлогом  и  словом  можно  вставить  другое  слово.


   Например:  Сосна  росла  у  берега.


                         Сосна  росла  у  (высокого)  берега.


   Приставка со словом пишется слитно.


11


ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ


 









Названия падежей


Вспомогатель-


ные слова


Вопросы


Предлоги


И. п.


есть


кто?  что?


 


Р. п.


нет


кого?  чего?


без, у, от, до, с, из, для, около


Д. п.


дам


кому?  чему?


к, по


В. п.


вижу


кого?  что?


на, за, про, в


Т. п.


восхищаюсь


кем?  чем?


с, за, над. под


П. п.


думаю


о ком?  о чём?


о, об, в, на


 


СКЛОНЕНИЕ – это  изменение  слова  по  падежам  и  числам.


 В  русском  языке  различаются  три  разных  типа  склонений существительных.


К  I  склонению  относятся  существительные  ж.р.  и м.р.  с  окончаниями  -а, -я  в  начальной  форме.


Например:стена, земля, папа, дядя.


 


Ко  II  склонению  относятся  существительные  ср. р. с  окончаниями  -о, -е,  а  также  существительные 


м. р.  с  нулевым  окончанием  в  начальной  форме.


Например:окно,  поле, стол ,  конь .


 


К  III  склонению  относятся  существительные  ж. р. с  нулевым  окончанием  в  начальной  форме.


Например:тетрадь рожь .


 


13


ГЛАГОЛ


СПРЯЖЕНИЕ – это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.


Личные окончания глаголов





 


Iспр.


 


IIспр.


 


 


— Е


 


— И


 


 


— УТ, -ЮТ


 


— АТ, — ЯТ


 


Спряжение  глаголов определяем по неопределённой форме.


 




 


Iспр.


 


IIспр.


             Все глаголы на


— еть, — ать, — оть,


— уть, — ть(кроме 11 глаголов исключений), а также глаголы на


– ить:брить, зиждиться, стелить


 


 


Глаголы на – ить (в неопределенной форме), а также 11 глаголов:


Гнать, дышать, держать и слышать.


Видеть, зависеть и  обидеть.


А ещё терпеть, вертеть,


  Ненавидеть и смотреть.


15


                                                       


   ТЕКСТ  –  это  группа  предложений,  расположенных 


   в  определённой  последовательности  и  связанных 


   по  смыслу, стилю  и  грамматически.


 


   ТЕМА ТЕКСТА  –  это  то,  о  чём  автор  пишет.


 


   ОСНОВНАЯ  МЫСЛЬ  автора  –  это  то, что  автор хочет


   сказать;  то, ради  чего  он  пишет  текст.


 


   ГЛАВНОЕ  ПЕРЕЖИВАНИЕ  автора  –  это выраженное


   в  тексте  отношение  автора  к  тому, о  чём  он  пишет.


 


 


ВИДЫ  ТЕКСТОВ


по  цели  высказывания


 


   Цель  автора  в  ТЕКТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ  –  рассказать 


   о  каких-либо  событиях.


 


   Цель  автора  в  ТЕКСТЕ-ОПИСАНИИ  –  описать  что-либо


   или  кого-либо  так, чтобы  читатель  смог  это  представить.              


 


 


 


 


 


 


2


  ПРЕДЛОЖЕНИЕ  –  это  слово  или  несколько  слов,


   связанных  по смыслу и  выражающих  законченную


   мысль.


ВИДЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЙ


         


   По  цели  высказывания  предложения  бывают:


        повествовательные  (сообщают о чём-либо),


        вопросительные  (задают вопросы),


        побудительные  (просят, требуют, советуют).


 


   По  интонации  предложения  бывают:


        восклицательные  (произносим с особым чувством),


        невосклицательные  (произносим спокойно). 


 


 


   ОСНОВА  ПРЕДЛОЖЕНИЯ  –  это  главные  члены


   предложения.


 


    ПОДЛЕЖАЩЕЕ  –  это  главный  член  предложения,


    который   обозначает  о  ком  или  о  чём  говорится 


    в  предложении  и  отвечает  на  вопрос  кто?  или  что?


    (подчёркивается  одной  чертой)


 


   СКАЗУЕМОЕ  –  это  главный  член  предложения,


   который  обозначает, что  в  предложении  говорится 


   о  подлежащем,  и  отвечает  на  вопрос  что  делает?


   что  делают?  что  сделал?   что  сделала?


   (подчёркивается  двумя  чертами)


4


 


   СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – это  два  слова, связанных 


   по  смыслу.  В  словосочетании  одно  слово  главное, а 


   другое  зависимое.


   Например:день(какой?) ясный,


                       гулял(где?) в  парке.


 


ЧАСТИ  РЕЧИ


   ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ  –  это  часть  речи, которая


   обозначает  предмет, явления  природы, события, вещи,


   людей, зверей  и  отвечает  на  вопросы  кто?  или  что?


   Например:(кто?)  девочка, медведь;


                       (что?)  урок, клён.


 


   ИМЯ  ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ  –  это  часть речи, которая


   обозначает  признак  предмета  и  отвечает  на  вопросы 


   какой?  какая?  какое?  какие?


   Например:(какой?)  красный, лесной,


                       (какая?)  весёлая,


                       (какое?)  яркое,


                       (какие?)  умные.


 


   ГЛАГОЛ  –  это  часть  речи, которая  обозначает


   действие  предмета  и  отвечает  на  вопросы 


   что  делает?  что делал?  что  сделал?


   Например:(что  делает?)  читает,


                       (что  делал?)  рисовал,


                       (что  сделал?) купил.


6


 


О  ФОРМАХ  СЛОВ


 


   Изменения  слова  –  это  ФОРМЫ  СЛОВА.


   Например:  (есть)  школьник  –  (нет)  школьника;


                         (он)  школьник  –  (они)  школьники.


 


 


   НАЧАЛЬНАЯ  ФОРМА   имён   существительных  –  


   это  форма  единственного  числа.   Слова  в  этой  форме


   отвечают  на  вопросы:  кто?  что?


   Например:  (кто?)  школьникшкольница;


                         (что?)  уроктетрадьокно.


 


 


   НАЧАЛЬНАЯ  ФОРМА   имён   прилагательных  –


   это  форма  мужского  рода  единственного  числа.  Слова


   в  этой  форме  отвечают  на  вопрос:  какой?


   Например:  (какой?)  грамотный,   сильный.


 


 


   НАЧАЛЬНАЯ  ФОРМА   глаголов  –  это  форма,  которая 


   отвечает  на  вопросы:  что  делать?  что  сделать?


   Например:  (что  делать?)  писать;


                         (что  сделать?)  написать;


                         (что  сделать?)  помочь.


 


 


8


ОРФОГРАММЫ


 


   1.  Чтобы  проверить  БЕЗУДАРНУЮ  ГЛАСНУЮ  в  корне      


   слова,  надо  подобрать  родственное  слово  или  другую      


   форму  этого  слова  так, чтобы  на  эту  гласную  падало 


   ударение.


   Например:  вода – водный,  вода – воды.


 


   2  Чтобы  проверить  ПАРНУЮ  ЗВОНКУЮ  или  ГЛУХУЮ


   СОГЛАСНУЮ  в  корне  слова,  надо  подобрать


   родственное   слово  или  другую  форму  этого  слова   так,


   чтобы  после   согласной  была  гласная.


 


   Например:голубка  –  голубушка, завод  –  заводы.


 


   3.  В  некоторых  словах  согласные  Т,  Д,  Л,  В  пишутся,


   но  не  произносятся.


   Чтобы  проверить  НЕПРОИЗНОСИМУЮ  СОГЛАСНУЮ, 


   надо  подобрать  родственное  слово  так, чтобы  эта 


   согласная  хорошо  слышалась.


   Например:  солнце – солнышко,


                      капустный – капуста.


 


 


     4.  Разделительный  Ь  пишется  в  корне  и  после  корня 


   слова   за  согласной  перед  гласными  е,  ё,  ю,  я,  и.


 


   Например:  платье, скамья, вьюга, соловьи, вьёт10


 


   11. ЧАСТИЦА  НЕ  с  глаголами  пишется  раздельно.


   Например: не  спешить, не  рисовать.


 


   12. Буквосочетания  ЧК,  ЧН,  НЩ,  ЩН,  НЧ  пиши  без  Ь.


   Например:  девочка, ручной, каменщик, помощник,


                   кончик.


 


  13.В  ОКОНЧАНИЯХ имён  существительных после


   Ц пишется  буква  Ы.


   Например: голубцы, птенцы, леденцы.


 


   В  КОРНЯХ слов  после  Ц  пишется  буква  И.


   Например: циркуль, цифра, циркач.


   Исключения: цыц, цыган, цыплёнок, цыкать,  


                        на цыпочках.


 


  14. Слово  переносится  ПО  СЛОГАМ.  Слово,  состоящее 


   из  одного  слога,  не  переносится.


   Например:  лам-па, иг-ла, ве-тер, день.


   Одну  букву  нельзя  оставлять  на  строке  и  переносить


   на  другую  строку.


   Например: якорь,  ИраЮлия.


   Буквы  ь,  ъ,  й  при  переносе  слова  нельзя  отделять  от 


   стоящей  впереди  буквы.


   Например:  май-ка,  конь-ки,  подъ-езд.


   При  переносе  слов  с  двойными  согласными  одна  буква 


   остаётся  на  строке, а  другая  переносится.


   Например:  суббота, хоккей, коллекция.


12


 


 


Безударные  падежные  окончания  имён  существительных


 






 


Iскл.


IIскл.


IIIскл.


Р. п.



 



Д. п.



 



П. п.





 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


14


 


 


Твои бабушки и дедушки запоминали глаголы-исключения


на -ать и -еть так:


ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ,


ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ и ОБИДЕТЬ,


А потом СМОТРЕТЬ, ВЕРТЕТЬ,


НЕНАВИДЕТЬ и ТЕРПЕТЬ.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


16


 


 

Материал по русскому языку (4 класс) на тему: Правила по русскому языку для начальной школы (в стихах).

Правила по русскому языку для начальной школы (в стихах).

1. Глаголы — исключения.
Гнать, дышать, держать, зависеть,
Слышать, видеть и обидеть,
А ещё смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.
Падежные предлоги.

2. Падежные предлоги.
 И.п. –
Р.п. – около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, после, кроме.
Д.п. – по, к (а).
В.п. – через, в, на, за, про.
Т.п. – перед, с, над, за, под, между.
П.п. – при, в, об, о, на.

3. Род имён существительных.
К слову я подставлю «мой» —
Это значит род мужской.
Женский род – запомню я –
То, про что скажу «моя».
Средний род оно «моё» —
Вот и выучил я всё.

4. Правописание большой буквы.
Реки, горы и равнины,
Имена, фамилии, долины,
Клички всех животных,
Отчества людей –
Всё с заглавной буквы,
Ты пиши скорей.

5. Правописание гласных после шипящих.
Знаем твердо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только с а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем с буквой у.

6. Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
Есть гласные ударные,
Но есть и безударные
Их нужно проверять,
В корне правильно писать.
Подбираем быстро слово,
И проверочка готова
Удареньем проверяем –
Ничего не забываем.

7. Что такое склонение?
Слово быстро изменяю,
Пишу его по падежам.
Склоненьем это называю
Запомнить это надо нам.

8. Правописание не с глаголами.
Всякий школьник это знает –
Не глагола избегает.
Не забудьте же, друзья,
Слитно их писать нельзя!

9. Правописание парных согласных в середине и конце слова.
Парные согласные нужно проверять,
Чтоб слова в тетради грамотно писать.
Родственное слово быстро подбери,
Парную согласную с гласной подружи.

10. Состав слова.
Приставка.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
 Образуются слова.
Корень.
Общая часть
Родственных слов
Корнем зовется –
 Ответ наш готов.
Суффикс.
После корня он стоит,
Слово новое звучит.
Обозначу уголком –
 Называю суффиксом.
Окончание.
На конце любого слова
Окончанье ищем снова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.
Правописание непроизносимых согласных.

11. Непроизносимые согласные
Такие все несчастные.
В словах мы их не слышим,
А вот в тетради пишем.
Чтоб они из слов не убежали,
Мы их долго проверяли.
Ищем мы такое слово,
 Чтоб услышать её снова.

12.Имя существительное.
Часть речи удивительна –
Зовется существительным.
Предмет обозначает,
На Кто? Что? Отвечает.
Предметы, отвечающие на вопросы Кто? Что?

Про людей, зверей и рыб,
Насекомых и всех птиц
Спросим дружно – кто они?
Всем предметам остальным
Что? Вопрос мы зададим.

13. Имя прилагательное
Признак предмета обозначает,
На вопросы Какое? Какая, Какие? Какой? отвечает.
К существительному прилагается
Прилагательным называется.
Согласуется с ним везде.
В роде, числе, падеже.

14. Глагол.
Часть речи спросит
Что же делать?
Что сделал ты?
Что будешь делать?
Глаголом важно себя называет
Действие предмета обозначает.

15. Три склонения имён существительных.
Существительным зовусь,
На три склонения делюсь:
1 склонение – с окончаньем – А и Я –
Рода женского и мужского, друзья.
2 склонение – род мужской без окончанья,
А средний род – О – Е – плавное звучанье.
3 склонение – род женский с Ь на конце всех слов
Запомни — это правило для всех учеников!

16.Падежи.
Есть шесть братьев падежей
Нет на свете их дружней.
Согласованно живут
 И порядок стерегут.
Именительный падеж
Самый главный он из всех.
На вопросы кто? что? отвечает
 Подлежащим в предложении бывает.
А теперь падеж родительный,
Он не менее значительный.
Нет кого? чего? – волнуется
И с предлогом в рифму согласуется.
 (Около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, кроме, после.)
Дательный падеж – добряк,
Всё стремится делать так:
Дать кому? чему? Быстрей –
 По к (а) – предлогов нет дружней!
Винительный падеж всегда любуется,
Вижу что? кого? волнуется,
Через, в и на, за, про –
 С предлогом согласуется легко.
Творительный падеж вещает,
Гордиться кем? И чем? решает.
Предлоги: между, с и над, за, под
 Со словами дружбу бережёт.
Предложный вам сулит успех,
О ком? О чём? Он думает о всех.
Предлоги он свои не забывает,
При, в, об, о, на — он громко восклицает.