Методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме: Таблицы — правила по русскому языку

Лангепасское городское муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №6»

Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Лангепас

Тема: Таблицы по русскому языку для 4 класса

УМК «Начальная школа XXI века»

Подготовила: Новоселова Наталья Александровна

2012 год

Падежные окончания имен существительных

Падеж

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

-ий

-ие

-ия

И.п.

-а, -я

-о, -е

Р.п.

-ы, -и

-а, -я-

Д.п.

-у, -ю

В.п.

-у, -ю

-о, -е

Т.п.

-ой, -ёй

-ом, -ем

-ем

-ем

-ей

П.п

Признаки имен прилагательных

Признаки

Прилагательные

качественные

относительные

притяжательные

Вопросы

Какой?

Какая?

Какой?

Какая?

Чей? Чья?

Чье? Чьи?

Примеры

легкий

бумажный

мамин

Как изменяются

Изменяются по родам, числам, падежам

Краткая форма

лёгок

Антонимы

тяжёлый

Члены предложения

Признаки

Члены предложения

Главные

Второстепенные

Подлежащее

Сказуемое

Дополнение

Определение

Обстоятельство

Что означают

О ком, о чем говорится в предложении

Действие предмета, его состояние, чувства

На какой предмет или явление направлено дейсвтие

Признак предмета

Как, когда, где, по какой причине совершается действие

Вопросы

кто?

что?

что делает? что сделал?

кого?

чего?

кому?

чему?

кого?

какой?

какая?

какое?

какие?

 чей?

где?

куда?

когда?

откуда? почему?

Как подчеркиваются

.         .

Чем выражены

Имя сущ., местоим., сочетанием слов

Глаголом,

имя прилаг., имя сущ.

Имя сущ., местоим.

Имя прилаг., имя сущ.

Имя сущ., наречием

Примеры

Мы

собирали

грибы

в  еловом

лесу

Склонение имен существительных

Склонение

1-е

2-е

3-е

Род,

окончания

Женский, мужской

-а, -я

Мужской, средний

                 -о, -е

Женский

Примеры

семья

Никита

дядя

крот

село

поле

лошадь

дочь

сирень

Личные окончания глаголов

Лицо

1-е спряжение

2-е спряжение

1-е

-у, -ю; -ем

-у, -ю; -им

2-е

-ешь; -ете

-ишь; -ите

3-е

-ет; -ут, -ют

-ит; -ат, -ят

Глаголы – исключения

1 спряжение

-ить (2)

брить

стелить

2 спряжение

-ать (4)

гнать

держать

слышать

дышать

2 спряжение

-еть (7)

терпеть

вертеть

обидеть

зависеть

ненавидеть

видеть

смотреть

Литература:

Составлено на основе программы по русскому языку Иванова С.В. «Начальная школа XXI века»

«Правила русского языка 4 класс»

Состав слова

1. Корень – это общая часть родственных слов.

Слова, которые имеют общий смысл и одинаковый корень, называются родственными, или однокоренными.

Например: летать, лётчик, перелёт, взлётная (полоса), прилёт.

Следует различать однокоренные или родственные слова и форму одного и того же слова: лес, лесной, лесник, лесничий, лесовичок – это родственные слова.

лес, леса, в лесу– это форма одного и того же слова.

2. Окончание изменяемая часть слова, которая стоит после корня или после суффикса и служит для связи слов в предложении.

Например: читал (что?) книгу рассказывал (о чём?) о книге

восхищался (чем?) книгой

3. Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Например: берёза, берёзка, берёзовая (роща)

4. Приставка — часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Например: ходит, подходит, переходит, заходит.

5. Основу слова составляют: приставка, корень, суффикс

Например: подснежники заморозки

__________________________________________________________________

ЗВУКИ И БУКВЫ

звуки и буквы

(то, что слышим) (то, что пишем)

Гласные Согласные

ударные безударные звонкие [Л] глухие [Х]

твёрдые [М] мягкие [М’]

парные [Б] непарные [П]

Все слова в устной речи состоят из звуков. Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки и буквы.

А-О-У-Э-Ы-И – звуки гласные мои.

Их не трудно перечесть,

Гласных звуков ровно шесть.

А-О-У-Э-Ы-И – звуки гласные мои.

При произнесении гласных звуков струя воздуха не встречает преград.

Гласных звуков в языке 6. Это звуки: А, О, У, Ы, Э, И. Гласные образуют слог. Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов. В русском языке 10 гласных букв: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е, причем:

— гласные первого ряда: А, О, У, Ы, Э – показатели твёрдости согласного.

— гласные второго ряда: Я, Ё, Ю, И, Е – показатели мягкости согласного.

Твёрдый звук Мягкий звук

[М] мал, мол, мул, мыл [М’] мял, мел, мил, мёл

[Н] нос [Н’] нёс

[Л] лук [Л’] люк

Буквы е, ё, ю, я могут обозначать один или два звука.

Буква е [э] или [й’] [э]

Буква ё [о] или [й’] [о]

Буква ю [у] или [й’] [у]

Буква я [а] или [й’] [а]

вес [в’эс], вёз [в’ос], тюк [т’ук], вяз [в’ас]

— в начале слова ель [й’эл’]

— после гласных стоял [стай’ал]

— после ъ, ь вьюга [в’й’уга] съёмка [cй’омка]

Согласные звуки и буквы.

При произнесении согласных звуков струя воздуха встречает преграду в виде языка, зубов и губ. Согласных звуков 36. Они делятся на:

________________________________________________________

Звуко – буквенный разбор слова.

  1. Определи сколько в слове слогов.

ЗАПОМНИ!

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Деревья3 слога

Одна гласная буква может образовать целый слог.

  1. Узнай, на какой слог падает ударение. Ударный слог сам тянется и «выдаёт» себя. Дай характеристику гласным и согласным звукам.

  2. Подсчитай количество звуков и букв в слове.

Кра – си – ва – я – 4 слога

к [к] – согл., тв., глух., парн. (г-к)

р [р] — согл., тв., зв., непарн.

а [а] – гл., безуд.

с [с’] — согл., мягк., глух., парн. (з-с)

и [и] – гл., ударн.

в [в] — согл., тв., зв., парн. (в-ф)

а [а] – гл., безуд.

[й’] — согл., мягк., зв., непарн.

я [а] – гл., безуд.

8 б., 9 зв.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ

Орфограмма – это опасное место или сомнительная буква, в написании которой можно сделать ошибку.

Как работать с орфограммой.

  1. Найди орфограмму (сомнительную букву) и подчеркни её одной чертой.

  2. Обозначь часть слова, в которой эта буква находится. Это может быть приставка (¬), корень ( ), суффикс (˄), окончание ( ).

  3. Объясни и обозначь условия выбора этой орфограммы.

  4. Правила переноса слов.

  5. — Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам. Например: пар – та, пе – нал

  6. — Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую. Переносить надо только так: эта – жи, ра – дио

  7. — Ъ, Ь, Й остаются на предыдущей строке. Например: паль – то, май – ка, объ – ём

  8. — При переносе не отрывай первую букву от корня.

Пример: по – свя – ти – ли, при – крик – нуть

  1. — Слова с удвоенными согласными надо переносить так: кас – са, рус – ский

ЗАПОМНИ!

Если удвоенные согласные стоят в начале корня, они не разделяются:

по – ссо – рил – ся.

_____________________________________________________________

Правописание гласных в корне слова

ГЛАСНЫЕ

проверяемые непроверяемые

Чтобы правильно написать безударные гласные о, а, е, и, я в корне слова нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Например: вода – воды, зима – зимний

Непроверяемые безударные гласные нужно проверять по орфографическому словарю и запоминать.

Члены предложения.

1.Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее чаще всего выражено именем существительным. Подчёркивается одной чертой.

2.Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала? Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами.

3. Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и подчёркивается

волнистой линией. Определение выражается прилагательным.

4. Дополнениеэто второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: кого? Чего? кому? Чему? кого? кем? чем? о ком? о чём?

и подчёркивается отрывистой линией ——— . Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением.

5. Обстоятельствоэто второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда? и подчёркивается отрывистой линией и точкой. Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.

Например: В зеленой роще путников встретили веселые голоса птиц.

Предложение- это слово или несколько слов, связанных по смыслу.

1.По цели высказывания предложения бывают:

Повествовательные: На дворе стоит прекрасная погода.

Вопросительные: Почему вы не гуляете?

Побудительные: Идите скорее!

2.По интонации:

Восклицательные: Мне подарили щенка!

Невосклицательные: Мне подарили щенка.

3. По наличию второстепенных членов:

Нераспространенное: Весна пришла.

Распространенное: Пришла долгожданная весна.

_____________________________________________________________________________

Части речи.

I.Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы, события, вещи людей, зверей и отвечает на вопрос кто? или что?

Например: стол, парта, костюм, дождик. На вопрос кто? отвечают одушевлённые существительные. Например: медведь, собака, лошадь, кузнечик,

На вопрос что? отвечают неодушевлённые существительные. Например: стол, стул, клён, берёза, праздник.

Имена существительные по родам не изменяются. Они бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой, мужского рода.

Например: дом, мир, магазин, пенал, январь.

Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя,женского рода. Например: страна, тетрадь, мебель, лампа.

Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё, —

среднего рода. Например: имя, счастье, яблоко, крыльцо.

Имена существительные бывают собственные и нарицательные. Имена собственные пишутся с большой буквы.

Имена существительные изменяются по числам и по падежам. Существительные в единственном числе обозначают один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов.

При изменении имени существительного изменяется его окончание.

Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. В русском языке 6 падежей. Чтобы правильно просклонять имя существительное, можно использовать вспомогательные слова.

Начальная форма имени существительного – существительное в именительном падеже, в единственном числе.

В русском языке есть имена существительные, которые не склоняются (не изменяются по падежам): пальто, метро, радио, кино, шоссе, кашне, кашпо. Такие имена существительные называются несклоняемыми.

Существительные бывают 1, 2, 3 склонения.

  1. Существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже относятся к первому склонению: девочка Юля дедушка папа дядя

2. Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е относятся ко второму склонению: трамвайo урок o огоньo яблоко поле

3. Существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием) относятся к третьему склонению: пристаньo, площадьo, ночьo, мышьo.

Как отличить И.п. от В.п. II и III склонения?

И.п. кто? что?

В предложении всегда является подлежащим

Употребляется без предлога

В.п. кого? что?

В предложении является второстепенным членом (дополнением)

Употребляется и без предлога, и с предлогами

__________________________________________________________________

Изменение имён существительных единственного числа по падежам (склонение).

Иван (И.п.) Рубил (Р.п.) Дрова (Д.п.) Велел (В.п.) Топить (Т.п.) Печь (П.п.)

Примеры

И.п.

кто? что?

предлогов нет

Р.п.

кого? чего?

от, до, из,

без, у, для,

с, около

Комната без (чего?) окна

Подарок для (кого?) друга

Д.п.

кому? чему?

к, по

склонились к (чему?) земле

плывут по (чему?) небу

В.п.

кого? что?

в, во, на,

за, про, через

ушел (во что? ) в море

смотрит на (что?) море

сел за (что?) стол

Т.п.

кем? чем?

с, со, за, под, над, между, перед

росли над (чем?) рекой

росли перед (чем?) лесом

П.п.

о ком? о чём?

о, об, в, на, при

построили при (чём?) школе

думаю о (о ком?) маме

учусь в (чём?) школе

играли на (чём?) перемене

Окончания существ.

I склонения

Окончания существ.

II склонения

Окончания существ.

III склонения

И.п.

кто? что?

-а, -я

-о ,-е

Нет

Р.п.

кого? чего?

от, до, из,

без, у, для,

с, около

-ы, -и

-а ,-я

Рад

Д.п.

кому? чему?

к, по

-у ,-ю

Вижу

В.п.

кого? что?

в, во, на,

за, про, через

-у, -ю

-я -о ,-е

Доволен

Т.п.

кем? чем?

с, со, за, под, над, между, перед

-ой, -ей, -ёй

-ом, -ем, -ём

Думаю

П.п.

о ком ?

о чём?

о, об, в, на, при

______________________________________________________________________

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

  1. Ставлю существительное в начальную форму (И.п., ед.ч.) и определяю склонение:

В тетрад… — (что?) тетрадь , 3 скл.

  1. Подбираю слово – помощник и ставлю его в ту же форму:

Степь — в степ .

  1. Пишу такое окончание как у слова помощника.

  2. Проверяю:в степ — в тетрад .

Слова помощники:

1 скл. – луна, земля 2 скл. – конь, окно 3 скл. – печь, степь

Морфологический разбор имени существительного.

  1. Часть речи.

  2. Начальная форма (им.п., ед.ч.).

  3. Постоянные признаки:- собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое; род; склонение.

4. Непостоянные признаки: падеж; число.

5. Роль в предложении.

Например: Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.

Морозец — (что?)– сущ., н.ф. морозец, нариц., неодуш., в м.р., 2 скл., в И.п., в ед.ч., подлежащее.

Склонение имён существительных множественного числа.

Падежи

Вопросы

Множественное число

Окончания существительных множественного числа

И.п.

кто? что?

озёра, друзья, словари, страницы

-а, -я, -ы, -и

Р.п. (нет)

кого? чего?

Друзей килограммов помидоров огурцов апельсинов мандаринов овощей носков платьев фотографий яблок туфель груш сапог ботинок чулок дел задач улиц вишен деревень озёр писем

-ов, -ев, -ий, -ей

Д.п. (рад)

кому? чему?

Книгам городам сёлам птицам учителям читателям

-ам, -ям

В.п. (вижу)

кого? что?

Друзей моря города страны ели

-а, -я, -ы, -и, -ей

Т.п.(доволен)

кем? чем?

Книгами городами сёлами птицами учителями читателями

-ами, -ями

П.п. (думаю)

о ком? о чём?

о книгах о городах о сёлах о птицах об учителях о читателях

-ах, -ях

Материал по русскому языку (4 класс) на тему: Правила в таблицах. Русский язык. Начальная школа

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку Начальная школа 21 век — 4 класс

«Согласовано»Руководитель МО_____________/__________ФИОПротокол № ___ от «__»____________2011___г. «Согласовано»Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 42   »____________…

Орфографический словарь младшего школьника. 2 класс. Русский язык «Начальная школа XXI века»

Рабочая тетрадь на печатной основе для работ над словарными словами по русскому языку для 2 класса по учебнику С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой и др. «Начальная школа XXI века».Материал си…

Орфографический словарь младшего школьника 1 класс Русский язык «Начальная школа XXI века»

Рабочая тетрадь на печатной основе для работ над словарными словами по русскому языку для 1 класса по учебнику С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой и др. «Начальная школа XXI века».Материал си…

Олимпиадные задания по русскому языку, начальная школа

Ох и трудная эта работа — составить олимпиаду по какому-либо предмету. Перелистала много литературы, использовала интернет. Буду рада, если кому пригодиться!!!…

Памятки по русскому языку «Начальная школа XXI века»

Фонетика, морфология, синтаксис. Памятки для учащихся по русскому языку….

правила в таблицах. русский язык. начальная школа

таблицы правил по русскому языку…

Презентация к уроку русского языка «Начальная школа 21 век» 4 класс .Тема»Правописание тся- ться в глаголах» (урок 45) Учитель начальных класов Мозгунова Н.А.

Данная презентация создана к уроку правописания , русский язык , 4 класс, урок 45 по прграмме «Начальная школа 21 век» в соответствии с требованиями ФГОС…

Методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему: Опорные таблицы по русскому языку

ОПОРНЫЕ ТАБЛИЦЫ

по русскому языку для начальных классов

    Опорные таблицы рекомендуются для изучения  учебного материала.

Таблицы могут быть использованы на уроке в качестве опорных схем и наглядного материала, а также  в качестве справочника грамматики русского языка для работы с детьми дома.

Необходимость таблиц обусловлена тем, что:

во-первых, они помогают систематизировать наблюдаемый материал;

во-вторых, облегчают ученикам поиск правильного ответа на вопрос учителя;

в-третьих, обращение к одной и той же таблице на разных этапах усвоения, постепенное дополнение её новыми данными способствует более прочному запоминанию учебного материала.

      ОРФОГРАММЫ (Орфография – правильное написание слов)

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу                                       лужи, шина, чай,

                                                                                                роща, щука, чужой

Сочетания чк, чн                                                                  ночка, ручной

Большая буква в именах собственных                                   Москва, Волга,

                                                                                                   Саша, Дружок

Мягкий знак – показатель мягкости согласных                   гусь, пальма

Разделительный  Ь мягкий знак                                             вьюга, ручьи

Мягкий знак (Ь) после шипящих в конце                             ночь – ж.р.

имен существительных женского рода                                луч – м.р.

Разделительный Ъ твердый знак                                           въезд, объяснение                  

Двойные согласные                                                                класс, ванна, Алла  

Непроверяемые безударные гласные                                   заяц ,берёза ,пенал

Проверяемые безударные гласные  а, о, и, е, я                   вода – воды

Парные звонкие и глухие согласные б в  г  д ж з                дуб – дубы

                                                              п ф к т ш с               ложка — ложечка

Непроизносимые согласные л,в,д,т (-стн-, -сн-)              солнце — солнышко

Правописание приставок и предлогов                                  зашёл за другом

                                                                                                   слез с дерева

НЕ с глаголами                                                                        не спеши

Безударные гласные в окончаниях существительных         по дорожке

Безударные гласные в окончаниях прилагательных           в зимнем лесу   

Безударные гласные в окончаниях глаголов                       лает, смотрит

Правописание –тся,  -ться в глаголах                                   мыться, моется

  1. Найди  в слове «опасное место»
  2. Определи орфограмму
  3. Вспомни правило, проверь написание слова
  4. Запиши слово правильно

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПОДЛЕЖАЩЕЕ     О ком или о чём говорится в предложении?       КТО? ЧТО?

СКАЗУЕМОЕ          Что говорится о подлежащем?                             ЧТО ДЕЛАЕТ?

                                 Птицы улетают на юг.

                                         

СОСТАВ СЛОВА

                      3

ПРИСТАВКА

   

      образует

   новые слова

                              2

       

         КОРЕНЬ

главная часть слова

                                 4

     

      СУФФИКС

         

            образует

         новые слова

                                1

     ОКОНЧАНИЕ

   

     служит для связи

   слов в предложении

ЧАСТИ РЕЧИ

                ИМЯ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

                     ИМЯ

       ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

                    ГЛАГОЛ

        ПРЕДЛОГ

  название предмета

        КТО? ЧТО?

 

    кошка, стол

     признак предмета

     КАКОЙ? КАКАЯ?

     КАКОЕ? КАКИЕ?           

     большой, синяя

      действие предмета

      ЧТО ДЕЛАТЬ?

      ЧТО СДЕЛАТЬ?

   решать, списать

     служит для

      связи слов

за, на, над

от, по, об, со, про, под,

с, у, из, в и др.

РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

     

         ЖЕНСКИЙ РОД
   

          ОНА  МОЯ

    девочка, земля

             

             МУЖСКОЙ РОД

                      ОН МОЙ

      мальчик, автобус

               

                 СРЕДНИЙ РОД

                        ОНО МОЁ

         яблоко, озеро

РОД ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

                     ЕДИНСТВЕННОЕ                        ЧИСЛО

     МНОЖЕСТВЕННОЕ  

                ЧИСЛО

МУЖСКОЙ РОД

     ЖЕНСКИЙ РОД

        СРЕДНИЙ РОД

     какой?

-ой, -ый, -ий

   золотой

     алый

    синий

         какая?

        -ая, -яя

       золотая

          алая

        синяя

          какое?

         -ое, -ее

        золотое

          алое

         синее

           какие?

         -ие, -ые

        золотые

         алые

        синие

ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

          сущ.,  мест.

    Подлежащее

кто? что?                          

    ______________

              гл.

    Сказуемое

что делает?   что сделает?

    ______________

            прил.

   Определение

какой?   чей? и другие

        сущ.,  мест.

   Дополнение

вопросы косвенных падежей

   _  _  _   _  _  _

         сущ.,  наречие

  Обстоятельство

      места – где? куда? откуда?

времени —  когда?

образа действия – как?

  _ . __ . __ . __

ПАДЕЖИ

     Именительный

это                          кто?    что?

предлогов не бывает

     Родительный

нет                          кого?   чего?

без, у, от, до, с, из, около

     Дательный

дать                        кому?  чему?

           к, по

    Винительный

вижу                       кого?   что?

на, в, во, за, про, под

   Творительный

доволен                  кем?    чем?

с, за, под, перед, над

   Предложный

говорить             о ком?   о чём?

о, об, в, на, при

  1 скл.

  2 скл.

  3 скл.

Ж.р.   -а

М.р.   -я

М.р. —  ,  -ь

С.р.  -о,  -е

Ж.р. — ь

падеж

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

Д.п.

П.п.

 — И

 — Е

 — Е

     —

     —

   — Е

   -И

   -И

   -И

           СКЛОНЕНИЕ                                                     ПАДЕЖНЫЕ                           СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ                                       ОКОНЧАНИЯ   СУЩ.                                                                      

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

  1. Поставить глагол в н.ф. (что делать? что сделать?)
  2. Посмотреть на гласную перед -ть

                I спряжение

                       II спряжение

Глаголы-исключения: брить, стелить

— ать  !             — ять      лаять

— еть  !                           блеять

— оть                              сеять       

 -уть                              веять

— ыть                             таять

                                      надеяться

                                     кашлять и др.

                             — ить

 

Глаголы — исключения:

 4 гл. – ать:        слышать, дышать,

                             держать, гнать;

 7 гл. – еть:        смотреть, видеть,

                            обидеть, ненавидеть,

                           зависеть, терпеть, вертеть.

                                         

ед.ч.                       мн. ч.

ед.ч.                       мн. ч.

1л.

2л.

3л.

– у, -ю                      — ем

– ешь                       — ете

– ет                         — ют, -ут

1л.

2л.

3л.

– у, -ю                      — им

– ишь                       — ите

– ит                         — ат, -ят

ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

          сущ.,  мест.

    Подлежащее

кто? что?                          

     гл., сущ., прил.

    Сказуемое

       что делает?   что сделает?

что (кто) это такое?   каков?  

            прил.

   Определение

какой?   чей? и другие

        сущ.,  мест.

   Дополнение

вопросы косвенных падежей

         сущ.,  наречие

  Обстоятельство

      места – где? куда? откуда?

времени —  когда?

образа действия – как?

ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

 По цели высказывания:

повествовательное

побудительное

вопросительное

 По интонации:

восклицательное

невосклицательное

 По наличию главных членов:

простое, сложное

односоставное, двусоставное

 По наличию второстепенных членов:

распространенное

нераспространенное      

Осложненное или неосложненное:

однородные члены 

обращение                                  

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

       Прямая речь после слов автора

         Прямая речь перед словами автора

А: ,,П.”

А: ,,П?”

А: ,,П!”

,,П,” – а.

,,П?” – а.

,,П!” – а.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

1. Часть речи.

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (И.п., ед.ч. – кто? что?).

Постоянные признаки:

собственное или нарицательное;

одушевленное или неодушевленное;

род; склонение.

Непостоянные признаки:

падеж; число.

3.  Синтаксическая роль:

Подлежащее. Сказуемое.

Дополнение. Обстоятельство.

1. Часть речи

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (И.п., ед.ч., м. р. – какой?)

Постоянные признаки:

( пока не знакомы).

Непостоянные признаки:

число, род (в ед.ч.), падеж.

3.  Синтаксическая роль:

Сказуемое. Определение.

1. Часть речи

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (неопределенная форма –

что делать? что сделать?)

Постоянные признаки:

совершенный или несовершенный вид; спряжение.

Непостоянные признаки:

число, время, лицо (если есть),

 род (если есть).

3.  Синтаксическая роль:

Сказуемое.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Гласные

                                       Согласные          (сонорные)

А  О  Э  У  Ы      – обозначают  твердость согласного звука

Я  Ё   Е  Ю И      – обозначают  мягкость согласного звука

Б  В  Г  Д  Ж  З

П Ф  К  Т  Ш С

Л    М    Н    Р    Й

Х    Ц    Ч   Щ

— звонкие

— глухие 

10 гласных букв

6 гласных звуков   [ а, о, у, э, ы, и ]

       

        Буквы  Я  Е  Ё  Ю –

        своего звука не имеют !!!

1.Буквы Я,       Е,      Ё,      Ю обозначают два звука  

        [й’а]    [й’э]   [й’о]  [й’у] :

  • в начале слова                       яма [й’а м а]
  • после гласной                       лает [л а й’э т]
  • после Ь или Ъ знаков           лью [л’й’ у]

                                                  съем [с й’э м]

2. Буквы Я, Е, Ё, Ю  после согласных обозначают    мягкость согласного и один звук:

        мяч [м’ а ч]           салют [с а л’ у т]

         лён [л’ о н]            дверь   [д в’ э р’]

парные

непарные

Всегда мягкие   – Й’, Ч’, Щ’.

Всегда твердые – Ж, Ш, Ц.

Не имеют звука – Ь, Ъ.

[ звук]

гласный                                 согласный

          ударный — безударный             парный – непарный

                                              звонкий – глухой

                                                    твёрдый – мягкий ( ’ )

ОБРАЗЕЦ:     союз – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков;

  с    [с] – согл., пар., глух., тв.;

                                     о    [а] – глас., безуд.;

     ю   [й’] – согл., cонорный, мяг.;

                                            [у] – гл., удар.;

  з    [с] –  согл., пар., глух., тв.

ВИДЫ РАЗБОРОВ

1 – фонетический разбор  

  1. Выдели слоги.
  2. Покажи место ударения.
  3. Дай характеристику всем звукам по порядку.
  4. Подсчитай количество звуков и букв.

2 – морфемный разбор (разбор по составу)

  1. Определи слово как часть речи.
  2. Найди окончание и определи его значение.
  3. Укажи основу слова.
  4. Путем подбора однокоренных слов выдели в слове корень.
  5. Выдели приставки и суффиксы (если они есть).

3 – морфологический разбор (указать признаки слова как части речи)

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

1. Часть речи.

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (И.п., ед.ч. – кто? что?).

Постоянные признаки:

собственное или нарицательное;

одушевленное или неодушевленное;

род; склонение.

Непостоянные признаки:

падеж; число.

3.  Синтаксическая роль:

Подлежащее. Сказуемое.

Дополнение. Обстоятельство.

1. Часть речи

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (И.п., ед.ч., м. р. – какой?)

Постоянные признаки:

( пока не знакомы).

Непостоянные признаки:

число, род (в ед.ч.), падеж.

3.  Синтаксическая роль:

Сказуемое. Определение.

1. Часть речи

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (неопределенная форма –

что делать? что сделать?)

Постоянные признаки:

совершенный или несовершенный вид; спряжение.

Непостоянные признаки:

число, время, лицо (если есть),

 род (если есть).

3.  Синтаксическая роль:

Сказуемое.

4 – синтаксический разбор предложения

  1. Подчеркни грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое). Укажи, какой частью речи они выражены.
  2. Подчеркни второстепенные члены предложения. Укажи, какой частью речи они выражены.
  3. В скобках запиши характеристику данного предложения:

 По цели высказывания:

повествовательное

побудительное

вопросительное

 По интонации:

восклицательное – невосклицательное

 По наличию главных членов:

                    простое, сложное

         односоставное, двусоставное

 По наличию второстепенных членов:

распространенное —  нераспространенное      

Осложненное или неосложненное:

однородные члены,  обращение                                  

5 – орфографический разбор

  1. Подчеркни одной чертой орфограммы.
  2. Выдели часть слова, в которой находится орфограмма.
  3. Сформулируй орфографическое правило, объясняющее данное правописание.

Правописание безударных гласных в  окончаниях

                                                                                                             Определи часть речи.   

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п. кого? чего?

Д.п. кому? чему?

П.п. о ком? о чём?

                                                                                                                                                            Имя существительное                                                                                                                         1.Определи склонение.

2.Определи падеж.      

     

     

    Сущ. на    –ия (ж.р.)   Р.п., Д.п., П.п.         – И

                     — ий (м.р.)   П.п.                          – И

                     — ие (с.р.)    П.п.                          – И

                     — мя             Р.п., Д.п., П.п.         – И  

       

Имя прилагательное

 1. Задай вопрос от существительного к прилагательному.

 2. Смотри на окончание вопроса прилагательного.                                                                                   

 3. Вспомни, какие буквы «дружат»

                               А-Я   (ая-яя)

                              О-Е   (ое-ее,  ого-его,  ом-ем,  ому-ему)

                             И-Ы  (ие-ые,  им-ым,  их-ых,  ими-ыми)

                            У-Ю  (ую-юю)

 Если слово отвечает на вопрос  какой?, будь внимателен!!!

                                                                                                 

                                   м.р. –ий (-ой, -ый)   ж.р. -ей         

                                                                                                                                                                                            

                                                                                                    

  Глагол                                                                                       

 1. Определи спряжение глагола (поставь в н.ф. что делать? что сделать?)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                 

   I спряжение                                                 II спряжение

ед.ч.               мн.ч.                                         ед.ч.               мн.ч.                                                                                                                 

я      -у(-ю)     мы  -ем                                      я     -у(-ю)      мы    -им                                                                                                  

ты    -ешь       вы  -ете                                   ты    -ишь       вы    -ите                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

он                   они -ут,( -ют)                         он                   они  -ат,(-ят)

она  -ет                                                           она   -ит

оно                                                                   оно

Справочный материал «Опорные таблицы для учащихся начальной школы»

Опорные таблицы для учащихся начальной школы

Эти таблицы находятся у ребёнка в папке «Помогай-ка»

 

Учебно-методический материал по русскому языку на тему: Схемы и таблицы по русскому языку 1 — 4 классы

Чтобы найти окончание:

  1. Определяю, что называет слово
  2.                  

      — предмет –  изменяю (по числам и

                                               падежам)

                            Ч

                            П

     — признак – изменяю (по числам,

                                   родам и падежам)

                             Ч

                             П

                             Р

     — действие – определяю время          изменяю

        в наст.вр. (по лицам и числам)

                                Ч

                                Л

        в прош. вр. (по родам и числам)

                                 Ч

                                 Р

В неопределенной форме бывают окончания    -ти,  -ть  и  нулевое:

нес ти,   чита ть,    беречь   .

  1. Выделяю окончание

Чтобы найти окончание:

  1. Определяю, что называет слово
  2.                  

 — предмет –  изменяю (по числам и  падежам)                                  

                            Ч

                            П

 — признак – изменяю (по числам, родам и  падежам)                                                                                                

                             Ч

                             П

                             Р

 — действие – определяю время          изменяю

        в наст.вр. (по лицам и числам)

                                Ч

                                Л

        в прош. вр. (по родам и числам)

                                 Ч

                                 Р

В неопределенной форме бывают окончания    -ти,  -ть  и  нулевое:

нес ти,   чита ть,    беречь   .

  1. Выделяю окончание

Чтобы найти окончание:

  1. Определяю, что называет слово
  2.                  

      — предмет –  изменяю (по числам и падежам)                                          

                            Ч

                            П

     — признак – изменяю (по числам, родам и падежам)                                                                                    

                              Ч

                             П

                             Р

  — действие – определяю время          изменяю

        в наст.вр. (по лицам и числам)

                                Ч

                                Л

        в прош. вр. (по родам и числам)

                                 Ч

                                 Р

В неопределенной форме бывают окончания    -ти,  -ть  и  нулевое:

нес ти,   чита ть,    беречь   .

  1. Выделяю окончание             

По школьным ступенькам 3 класс: Учим правила

*****

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ 

*****

*****

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК И ПРЕДЛОГОВ

*****

*****

ПРАВОПИСАНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЗНАКОВ

*****

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

*****