Сборник текстов для списывания по предмету «Русский язык» с 1 по 4 класс начальной школы
Русский язык
Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам.
1-Й КЛАСС (1 — 4)
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить умения писать текст под диктовку с изученными орфограммами: гласные после шипящих, обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами е, ё, ю, я, и и мягким знаком, большая буква в начале предложения, в именах людей, кличках животных.
При диктовке четко проговариваются слова, написание которых расходится с произношением.
Объем диктанта: 15–20 слов.
Вариант 1
Игра
В лесу стоит избушка. Там живут два зайца. Часто заходит в гости белка. Зайчата и белка играют в прятки.
Слова для справок: стоит, гости, лесу.
Вариант 2
Спрятался
Темная туча закрыла все небо. Ударил сильный гром. Пес Шарик испугался. Он спрятался под крыльцо. Там сухо и тихо.
Слова для справок: спрятался, под.
Вариант 3
Весна в лесу
Лучи солнышка плавили снег. Частая капель падала с лап елки. Звонко пела птица. С бугра прыгал ручей. Лес просыпался.
Слова для справок: снег, просыпался.
Вариант 4
Щавель
Яша и Катюша гуляли на лугу. Там рос сочный щавель. Дети стали рвать его. Бабушка Марина сварит щи из щавеля.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить умение списывать текст с доски без пропуска и замены букв.
Объем работы: 15–20 слов.
Утята
По берегу бродят утята. Они ищут пищу. Вот пушистые шарики прыгнули в воду. Быстро работают лапками утята.
Лисичкин хлеб
Вот я и дома. На столе лежат травы, корешки и кусок хлеба. Внучка Варя решила, что это лисичкин хлеб.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умения выделять предложения из сплошного текста, отвечать на вопросы.
В роще
Я иду по тропке рядом бежит Жулька роща залита ярким светом в тени белели ландыши они украшали землю
Спиши, начало предложения записывай с большой буквы, в конце ставь точку.
* * *
Стоит теплый день. Сережа и Леша косят траву. Конь Орлик и лошадь Звездочка возят сено. Дед Артем сидит на возу.
2-Й КЛАСС (1 — 4)
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить, как усвоен материал по основным темам программы: парные звонкие/глухие согласные на конце слов, безударные гласные в двусложных словах, слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком.
При диктовке четко проговариваются окончания слов.
Объем диктанта: 35–45 слов.
Вариант 1
Букет
Алеша с сестрой купили букет мимоз. Они весело вбежали в дом. Чудный запах лился от цветов. Вот пушистый букет на столе. Малышка Аннушка сунула нос в букет. С щеки упала пыльца. Как хороши были мимозы! Это цветы для мамы.
Слово для справки: вбежали.
Вариант 2
Ворона и лужа
Ребята вышли во двор. В лицо ударили яркие лучи солнышка. Вот лужа. Ручьи стайками бегут в лужу. Вода в луже мутная. Кусочки льда плавают в ней. Ворона села у воды. Она крепким клювом стала долбить льдинки. Вот забавная ворона!
Слова для справок: бегут, в ней, долбить.
Вариант 3
И снова зима
Гудело море. Волна с силой ударялась о скалу. Я посмотрел в окно. Облака плыли над самой землей. Сыпалась снежная крупа. Она была колкой и твердой. Крупа садилась на стекло и сучья деревьев. На листьях чайной розы был лед. Бутоны почернели, как угольки.
Слова для справок: посмотрел, почернели.
Примечание. Предупредить о постановке запятой.
Вариант 4
В саду
Солнышко устало и ушло за рощу. Земля хорошо прогрелась за день. Бабушка Анисья и ее внучка Ольга были в саду. Они поливали грядки с луком и укропом. У дома стоит ведро с теплой водой. Ольга шлепнула рукой по воде. Брызги упали на платье.
Слова для справок: прогрелась, поливали, стоит.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить умение грамотно списывать, самостоятельно находить и исправлять допущенные ошибки.
Олень
В лесу тихо. Только ветерок иногда играл с листочками. Особенно он любил осинку.
Вдруг послышался треск сучьев. Из чащи вышел олень. Чудные рога красовались на голове. Олень шагнул к ручью. Он жадно стал пить чистую вкусную воду.
Рыбка и свисток
К Виталику пришел его друг Сережа. В банке он увидел рыбку. Сережа достал свисток. Виталик за свисток отдал ему рыбку.
Дома Сережа радовался. Виталик грустил. Он смотрел на пустую банку. В руках у него был свисток.
Но свисток его не радовал.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умение в логической последовательности записывать и грамотно оформлять части текста на письме, записывать ответы на вопросы, по опорным словам составлять текст.
1. Свободный диктант.
Шалун
В сад тихо прошла луна. Ее свет упал на крыльцо. На крыльце спала собака Динга. Рядом был ее малыш Боб.
В кустах зашуршало. Боб бросился туда. А там был еж.
Боб завыл. Он уколол себе нос. Мать проснулась.
Слова для справок:
I часть – прошла, рядом;
II часть – зашуршало;
III часть – уколол, проснулась.
2. Запиши ответы на вопросы.
Какое деревце встречает весну раньше всех? (Ива, дуб, осина, верба.)
Во что оно одевается?
Кто слетается на ивовый праздник?
3. Используя данные слова и словосочетания, составь предложения и запиши их.
Яркое солнце, снег осел, проталинки, первая травка.
3-Й КЛАСС (1 — 4)
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить сформированность умений писать под диктовку текст, включающий основные орфограммы третьего года обучения, безударные гласные, проверяемые ударением, звонкие/глухие, непроизносимые, удвоенные согласные, разделительный твердый знак, мягкий знак после шипящих.
Объем диктанта: 55–65 слов.
Вариант 1
Чужое яичко
Ранним утром старушка Дарья вошла в курятник. Она нашла там укромное местечко и поставила корзину. В корзине на мягком сене лежало одиннадцать яиц. Одно яйцо было зеленоватое и поменьше других.
Прошло несколько недель. И вот по двору уже бегали маленькие пушистые комочки. Один малыш был странный. Он все время был около воды. Это волновало курицу.
Слова для справок: поставила, поменьше, несколько.
Вариант 2
Первая встреча
Было теплое утро. Малыш выбежал на крыльцо. В ведре с водой играл луч солнца. Брызги холодной воды полетели во все стороны. Это малыш умывался. На ручку мальчика села божья коровка. Она ловко и быстро двигалась. Хрустнула ветка. На круглой спинке показались два крепких крылышка. Мелькнула темная головка и букашка скрылась в чаще куста. Малыш был очень удивлен.
Слово для справки: очень.
Примечание. Предупредить о постановке запятой.
Вариант 3
Дикие утки
Дымка тумана сползала в овраг. Мы подъехали к озеру. Солнечный луч прыгал по траве. В воздухе раздался легкий шумок. Это пролетали над озером дикие утки. Они сделали круг и сели в камышах.
Дикие утки строят гнезда на кучках старого камыша. Птица найдет кучку, вытопчет в середине ямку и устилает ее легким пухом. Пушком они закрывают яички, когда уходят попить или поесть.
Слова для справок: строят, вытопчет, устилает.
Примечание. Предупредить о постановке запятой.
Вариант 4
Однажды в лесу
В лесу под деревьями лежал глубокий снег. По утрам еще бывали весенние морозцы. Зверей и птиц держал на снегу плотный наст. По снегу пробежала мышь. Крепко прижались друг к другу маленькие зайчата. Они робко осматривали местность. Малыши терпеливо ждали зайчиху. Уселась рядом птица. Страшными большими зверями казались ей зайчата. А они с ужасом смотрели на нее. Кто кого пугал?
Слова для справок: осматривали, на нее.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить сформированность навыков списывать с доски без ошибок.
Объем работы: 55–65 слов.
Привет мартышке
Мартышка сидела на пальме и ела финики. Чем больше она ела, тем лучше становился аппетит, но ухудшалось настроение. Мартышка грустила.
И тут она увидела слоненка. Он нес ей привет от удава. Мартышка слезла с пальмы, вытерла ладошки о траву и протянула руки. Она хотела от слоненка взять привет. Ведь он был очень большой и горячий. Но где же привет?
(По Г.Остеру)
Чудо
С листьев утром я в лесу
В пригоршню стряхнул росу.
Капля к капельке легла,
Донесу ли до села?
У росинок синий взгляд,
Раскатились и звенят.
В каждой солнце кружится,
Вдруг столкнулись – лужица.
Нет, домой не понесу
Я разбитую росу,
Что была лесной красой,
Кто поверит – я с росой?!
Воду выплеснул – росинки
Вновь повисли на осинке.
Пусть они горят покуда.
Кто пройдет – увидит чудо.
(И.Жупанов)
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умения по опорным словам составлять и записывать текст; располагать части текста так, чтобы получался связный рассказ, воспроизводить содержание текста с элементами описания.
1. Составить текст по заголовку и опорным словам.
В лесу
Густые тени, среди травы, лесная мышь, из тайной норки, пчела, росинка меда, кричал грач, чертили воздух, стрекозы, паучок, сплел, сачок, лесной мир, жил, трудился, летал.
2. Расположи части так, чтобы вышел связный текст. Запиши текст.
Мальчик и гусь
Гусь хотел взлететь, но не смог. Он решил попробовать еще раз. Ему удалось оторваться от земли.
В эту минуту мальчик сорвался с ограды, схватил гусака за шею руками. Гусь поднялся в воздух с ним. Держаться на гладкой спине мальчику было трудно. Что есть силы он вцепился руками в гусиные перья.
Мальчик сидел на ограде. Молодой гусь гулял по двору. Появилась стая диких гусей и стала звать гуся.
Гуси поднялись высоко. Вскоре вся стая скрылась из виду.
(По С.Лагерлёф)
3. Изложение творческого характера – включение описания.
Подснежник
Ночью по полям и лугам гуляла вьюга. Белым пухом она укрыла темный клочок земли.
Однажды днем на маленьком пригорке оттаяла земля. Пробежал теплый ветерок. Показался цветок. Это был подснежник…
Солнце заметило подснежник. Оно согрело его и открыло дорогу весне. Здравствуй, весна!
План
1. Гуляет вьюга.
2. Первый цветок.
3. Дорога весне открыта.
Слова, словосочетания для описания подснежника: смелый цветок, выпрямился, расправил листочки, закачался, слабенький, гибкий, с приветливой улыбкой, кланялся солнцу.
Слова для справок:
I часть – клочок;
II часть – пригорке, расправил;
III часть – заметило.
4-Й КЛАСС (1 — 4)
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить сформированность навыков по основным темам программы начального обучения.
Объем диктанта: 75–80 слов.
Вариант 1
Хорошо потрудились
В старом саду дорожки заросли крепким лопухом. Крапива встала густой стеной. К ней боязно было подходить. Около бочки с дождевой водой поселились лягушки.
К бабушке в деревню приехали внуки. Они дружно принялись за работу. От яблони к яблоне прорыли канавку. Теплая вода напоила деревья. Они расправили листочки. Засверкали на ярком солнышке яблочки. Настоящее сражение шло с сорняками.
Прошло несколько дней. Вечером в саду под старой липой собралась вся семья. Душистый запах от пирогов разносился по всей местности.
Слова для справок: лопухом, принялись.
Вариант 2
Вечером
Ярким светом была залита вся окрестность. В траве весь день гудели, жужжали шмели. Казалось, что они прятались там от жары. К вечеру сильная жара стала спадать. Потянул легкий ветерок. Он нес прохладу. Скворцы собрались на самой верхушке липы. Они возились, сбивали липовый цвет, громко кричали.
Мать с отцом возвратились с поля. Аленка готовила ужин. Сережа возился с самоваром. Темный мед в сотах лежал на тарелке. Чудный запах шел от него. Хорошо отдохнуть в кругу семьи после трудового дня.
Слово для справки: самовар.
Вариант 3
Лесная опушка
Из-за темного леса медленно выходит солнце. Оно рассыпает свои лучи по всей окрестности. Переливаются, сверкают росинки на изумрудной траве, листьях деревьев. Просыпается, оживает лесная опушка. Слышны звонкие голоса птиц. Пробегают зверьки. На старом пне греется змейка.
Летом лесные опушки утопают в цветах. Пахнет сладким вареньем. Красными огоньками горят душистые ягодки земляники. Гудят, стрекочут в цветах разные насекомые. Кого только не встретишь на опушке! Вот на шляпку грибка уселся лягушонок. Он принимал воздушные ванны, лапки вытянул, глазки закрыл.
Слова для справок: лягушонок, принимал.
Примечание. Обратить внимание на написание глаголов с -тся. (переливаются, просыпается, греется).
Вариант 4
Сад спасен
Был разгар лета. Ночью в саду бушевал сильный ветер. Он перебегал от яблоньки к яблоньке, обламывал молодые веточки и листочки. Ранним утром ветер стих. Мы шли по дорожке сада. Дед Антон с внуком стали собирать сучья, листву и жечь их. Мы подошли к старой яблоне, обрезали слабые ветки, ствол обмазали глиной. Каждый вечер мы поливали деревца.
Прошла неделя. Деревья окрепли. Ожила и старая яблонька. Около нее жужжали пчелы, пели птицы. Мы были счастливы. Наш сад спасен.
Слова для справок: собирать, обламывал.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить сформированность навыка самоконтроля.
Объем работы: 75–80 слов.
* * *
Мы просидели в палатке до ночи. В полночь дождь стих. Мы разожгли большой костер и обсохли.
В лугах печально кричали ночные птицы. Белая звезда переливалась в чистом предутреннем небе. Я задремал. Разбудил меня крик перепела. Он кричал в зарослях шиповника и крушины. Мы спустились с крутого берега к воде, цепляясь за корни и травы. Вода блестела, как черное стекло. Рувим закинул удочку. Я осторожно подошел к нему. Он показал мне на поплавок. Клевала какая-то рыба.
(К.Паустовский)
Письмо космонавта
Чтобы стать человеком сильной воли, надо воспитывать свою волю. Одним людям это дается легче, другим – труднее, но каждому она в жизни необходима.
Воспитывать в себе волевые качества на всякий случай – дело бесполезное. Нужна цель, которая и поможет воспитанию этой хорошей черты характера человека.
Перед вами цель – успешно окончить школу. Значит, необходимо хорошо готовиться к каждому уроку, ничего не делать наспех. Сумейте отказаться от того, что отвлекает от дела. Сделайте это – и воля ваша укрепится.
Всего наилучшего вам, ребята!
(Ю.Гагарин)
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – умение составлять текст по опорным словам, воспроизводить текст по плану.
1. По опорным словам составь и запиши текст. Озаглавь.
Конец стужам, отражаются в лужах, юркая синица, дымится на солнце, робко пробивается, серебрятся почки, кораблики.
2. Текст для изложения.
Овраг отступил
По небу плыло легкое пушистое облачко. Тепло. Насколько хватало глаз, тянулись стройным рядком сосенки. Молодая листва берез и осин блестела на солнце. Ребята возвращались по тропинке в деревню.
Вдруг один из них отстал. На тропе змеилась трещина шириной в два пальца. Пройдет ливень. По этой тропе хлынет поток воды. Безобидная трещина начнет шириться и расти. С каждым дождем новый овраг будет копить злую разрушительную силу. Ребята решили посадить здесь тополя. Деревца своими корешками заштопают трещину.
Прошло два года. Молодые деревца шумели своей листвой. Корешки крепко держались за землю. Овраг отступил.
Слова для справок:
I часть – насколько;
II часть – безобидная, шириться, здесь.
3. Текст-рассуждение.
Самое дорогое
У матери один сын. Он служит в армии на берегу холодного моря. Все там холодное: и небо, и низкие облака, и море.
Загрустил солдат, пишет матери: «Пришли мне из дома что-нибудь самое дорогое».
Послала мать сыну щепотку родной земли.
(По В.Сухомлинскому)
Запиши ответ на вопрос: почему мать послала сыну щепотку земли?
1-Й КЛАСС (1 — 3)
ДИКТАНТЫ
Цель работы: проверить умение писать под диктовку текст, включающий орфограммы по основным темам программы 1-го класса: большая буква в именах и кличках животных, предлоги, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова, безударные гласные в двусложных словах, парные звонкие/глухие согласные на конце слова.
При диктовке четко проговариваются окончания слов.
Объем диктанта: 30–40 слов.
Вариант 1
У дома
Все жарче и жарче светило солнышко. Лучи падали на крышу дома. Скатывались струйки воды. У дома большая лужа. На бревне сидел кот Кузя. Упала сосулька. Ее звон испугал кота. Он спрятался за угол дома.
Вариант 2
Встреча
Внучка Даша жила у деда в деревне. Раз дед и внучка пошли в сад. Ровным рядком рос лук. Даша нагнулась за луком. В кустах зашуршало. Показалась мордочка. В кустах жил ежик. Даша принесла ему молока.
Слова для справок: пошли, показалась, принесла, ему.
Вариант 3
Вечером
Наступила тишина. Угасла свеча. На столе лежали игрушки. Чудесным был маленький дворец. Там жила девочка. С плеча у нее свисал шарф. На груди блестела круглая брошка. Стойкий солдатик был рядом.
Слова для справок: лежали, дворец, блестела, солдатик.
На реке
Весна в этом году задержалась. Река набухла. Утром треснул лед. Хлынула вода на поля. По воде плыло бревно. На бревне сидела ворона. Вода быстро несла бревно. Ворона каркнула и полетела в рощу. Пора строить гнездо.
Слова для справок: задержалось, несла, полетела.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить умение списывать грамотно текст.
Объем работы: 30–40 слов.
В школе
У нас хорошая школа. Я учусь в первом классе. В классе много цветов и книг. Идет урок. Отрылась дверь. Вошел новый ученик. Он приехал из Москвы. Это Юра Семин. Мальчик хорошо умел читать и красиво писать. Он мой друг.
Однажды летом
Вот и лето наступило. Ребята едут на дачу. Около дачи роща и луг.
Однажды Коля и Федя были на лугу. Темная туча закрыла небо. Сверкнула яркая молния. Застучали частые капли дождя. Мальчики помчались домой. По дороге они укрылись в шалаше.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умения выделять из сплошного текста предложения.
1. Выделить голосом каждое предложение.
Вишенка
В саду зреют вишни и сливы рядом со старой вишней выросла маленькая тонкая вишенка она вышла из косточки Алла и Илья стали ухаживать за малюткой они каждый день рыхлили землю вишенка распустила веточки теперь она радует глаз
Спиши, правильно оформи на письме каждое предложение.
2. Прочитай слова. Составь с ними предложения так, чтобы получился связный текст.
Двор чист
Весна, снег, лужи, вышли во двор, разрушили сугробы, согнали воду в канаву, двор чист.
Запиши заглавие и текст.
3. Допиши 2–3 предложения.
Встреча
По тропе полз жук. Жук торопился. Большие усы быстро двигались…
2-Й КЛАСС (1 — 3)
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить умения писать под диктовку текст, включающий орфограммы по программе 2-го класса в соответствии со стандартом.
При диктовке четко проговариваются окончания.
Объем диктанта: 55–60 слов.
Вариант 1
Сын и мать
Тихо подкрался поздний вечер. Сын делал уроки. Слабый свет падал на тахту. Там спала мама. Сын встал и накрыл ее теплым мягким одеялом. Он вгляделся в ее лицо. Около бровей тянулись узкие морщинки. Когда они появились? Морщинки были и около губ. Сыну стало грустно. Он решил больше не огорчать маму. Прожужжала сердито муха. Мама проснулась. Сын приветливо ей улыбнулся.
Слово для справки: приветливо.
Вариант 2
Встреча весны
На снег деревья отбрасывали лиловые тени. Чуткое ухо ловило первые знакомые звуки весны. Скрипнула старая ветка. Весенний ветер царствовал в лесу. Он промчался по верхушкам деревьев. С макушки ели свалилась тяжелая белая шапка. Во все стороны полетела снежная пыль. Она вспугнула лесную мышь. Мышь подъедала остатки своего завтрака. Забарабанил лесной музыкант. Он радостно встречал весну. Здравствуй, весна! Лес просыпался.
Слова для справок: отбрасывали, лиловые, завтрака.
Вариант 3
Домой
Из дальнего плавания возвращался крейсер «Мирный». В пути он боролся со штормом. Тяжелые гигантские волны набрасывались на него. Палуба пропадала в пене соленых брызг. Ревел ветер.
Сегодня на море тихо. Спокойная водная гладь нежилась под лучами солнца. Медленно проплывали зубцы гористого острова. Все матросы высыпали на палубу. Здравствуй, родная земля! Мы возвратились домой! Это был самый счастливый миг.
Слова для справок: крейсер «Мирный», на него.
Вариант 4
У реки
Тихо и задумчиво катила свои воды река. На берегу стоял наш шалаш. Дед Илья чистил рыбу. Солнце скрылось за лесом. Затихала дневная жизнь. Мы готовились к ночлегу. Умолкали птицы. Поникли головки у цветов. Ветерок поиграл с листочками и улетел. Длинные плоты тянулись по реке за буксирами.
Наступала ночь. Луна осветила реку. Зажглись первые звездочки на небе.
Слово для справки: задумчиво.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проследить, как формируется навык безошибочного списывания, навык самоконтроля.
Ну и рыба!
Холодная была в озере вода. Я забрел по колено, стою, топчусь на месте. Вдруг я почувствовал, что кто-то пальцы мне пощипывает.
Я нагнулся и прикрыл глаза от яркого света. Около меня кружили ерши. Я ногами воду взмутил, а они в мутной воде что-то ловили. А заодно и ноги мои «на зубок» пробовали ершики. Вот это встреча!
(По Н.Сладкову)
Кривая уточка
Жили-были старик со старухой. Пошли они раз за грибами в лес и нашли уточку. А та уточка была кривая. Они ее взяли и принесли домой. Дома старики сделали для уточки гнездышко из перьев.
Утром они ушли. Уточка обернулась девушкой, избу вымыла, воды наносила, пирогов напекла. Пришли старики и очень удивились. В доме чисто, прибрано. Вот чудеса!
(По сказке)
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умение записывать текст по логически законченным частям (свободный диктант), воспроизводить готовый текст по плану, составлять и записывать собственный текст на заданную тему.
1. Свободный диктант.
Аисты
Два аиста деловито осмотрели старое свое гнездо и принялись за работу. Они таскали со всей округи ветки, сучья, камышинки. До позднего вечера трудились птицы.
Мы каждый день наблюдали за аистами. Нам стало их жалко. Федька и я накопали аппетитных красных червей за сараем и высыпали их около груши.
Аисты не торопились их съедать. Мы спрятались в кустах. Птицы мигом спустились на землю и застучали клювами.
Шло время. Аисты отъелись, окрепли. За кормом они летали на луг. Гнезда аистов уже не было видно. Груша закрыла его своей листвой.
2. Текст для обучающего изложения по коллективно составленному плану.
В грозу
Над озером нависла черная туча. Потемнело. Я поспешил к берегу. У самой моей маски виляли хвостиками рыбешки. Они тоже спешили в тростник.
Вдруг грянул гром! Я вздрогнул, а рыбешки разом выскочили из воды. С первыми тяжелыми каплями дождя они плюхнулись в воду и завиляли хвостиками около маски. Опять гром, и опять рыбешки выскочили из воды.
Так мы доплыли до берега. Я вздрагивал от грома, а рыбешки выскакивали. У тростника я вышел из воды. Рыбешки ушли на дно. И тут хлынул ливень.
(По Н.Сладкову)
Слова для справок:
I часть – у самой, виляли, тоже;
II часть – разом выскочили;
III часть – вздрагивал, выскакивали, вышел.
3. Выбери тему, на которую ты хотел бы подготовить свой рассказ.
Ледоход на реке.
Грачи в роще.
Первые цветы.
Однажды в лесу (на реке, в парке).
3-Й КЛАСС (1 — 3)
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить сформированность навыка по основным темам программы 3-го класса: падежные окончания имен существительных и прилагательных, личные окончания глаголов, правописание предлогов с местоимениями, по центральной теме программы в начальных классах – безударные гласные в корне слова.
Объем диктанта: 70–80 слов.
Вариант 1
Странный малыш
Солнечные лучи залили ярким светом весь двор.
Повела курица своих деток во двор. Один из них был странный. У него были короткие ножки и широкий носик. Ходил он медленно, переваливался с ножки на ножку. Заметил малыш воду и прямо в нее кинулся. Курица кричит, крыльями машет. Молоденький петушок с испугу вытянул шейку и первый раз в жизни заорал хриплым голоском. Но малыш не утонул. Он плавал легко, быстро. Вышла из дома хозяйка и все поняла. Это ведь был утенок.
Слова для справок: странный, с испугу, поняла.
Вариант 2
Раковина
Хорошо плыть ночью по лунной дорожке. Плывешь и бросаешь в темноте горсти лунного золота. Я плыл и вглядывался в удивительный извилистый след. Лунный свет искрился и оседал на дно. Дно слабо светилось. Я заметил большую раковину. Она была похожа на гигантское семечко подсолнуха. Раковину бороздили темные полоски. Внутри раковин находят жемчуг. Речной жемчуг похож на капельку ртути. Только одна жемчужина приходится на тысячу раковин. Так что одну раковину мне и не стоило проверять.
Слова для справок: заметил, похожа, внутри, приходится.
Вариант 3
Добрый великан
Пойдем со мной на опушку леса, нагнемся и раздвинем руками траву. Вот тонкий стебелек с двумя листочками. Это березка. Она очень маленькая, ей всего один год. А вот из травы выглядывают крохотные иголочки. Это сосна. Рядом с этими деревьями ты стал великаном. Ты можешь сломать сосенку или березку одним пальцем. Но ты встанешь и осторожно перешагнешь через деревья.
Быстро пролетят годы. На этом месте будет шуметь лес. Ты станешь взрослым. Но никогда не забывай быть добрым великаном.
(По Э.Шиму)
Слова для справок: никогда не забывай.
Вариант 4
У болотца
Из-за стволов старого леса показалось болотце. Оно густо поросло желтыми цветами, осокой и мелким кустарником. Запах душистых болотных трав разливался по всей окрестности. Под широким листом притаилась змея. Я отбежал. Змея не шелохнулась. Я стал наблюдать за ней. Около змеи сидела лягушка. Из раскрытой пасти змеи ярким червячком высунулся язык. Я ахнул, замахал руками. Гадюка зло завертелась и скрылась. Лягушка запрыгала с кочки на кочку. Она двигалась к воде. Видно, испугалась бедняжка.
Слова для справок: притаилась, шелохнулась.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить, насколько прочно сформирован навык орфографической зоркости, самоконтроля.
Объем работы: 70–80 слов.
Мечта сбылась
Архитектор был молод, красив, владел несколькими языками. Пятнадцать лет Карл Росси работал, не прерываясь ни на один день. Он делал чертежи, рисовал на бумаге дворцы с парадными залами, великолепными лестницами.
Время шло. Дворцы построены. По Невскому проспекту в Петербурге идет человек. Он задумчив. Взор его устремлен на чудные дома, созданные его мечтой и послушными рабочими руками. Стройные здания украшены колоннами.
Идешь мимо этих зданий и ты и видишь дивную аллею из ожившего камня.
Примечание. Обратить внимание на написание слов во втором предложении.
Помощник
До школы Сашке нужно было идти больше километра по лесной дороге, а потом ехать на автобусе. Их зеленый домик с желтыми наличниками стоял в лесу. Отец работал егерем в заповеднике. Он охранял зверей и птиц, устраивал для них кормушки, делал все, чтобы они не попали в беду. Сашка помогал отцу. В низине росла крапива. Отец косил ее, а Сашка вязал крапивные веники. Крапива жгла руки даже сквозь рукавицы. А что поделаешь? Зимой крапиву хорошо ели кабаны, косули, клевали серые куропатки.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умения составлять текст на тему, создавать свой текст-рассуждение.
1. Свободный диктант.
Бывает и так
У меня было хорошее настроение. Мне купили настоящий футбольный мяч. Радостный, я позвал соседа Петьку. Я решил сделать настоящий праздник. На стол я постелил новую скатерть, достал земляничное варенье, кусочек торта.
Петька ложкой брал из вазочки варенье. С ложки капля за каплей сползало варенье на скатерть. Капли быстро растекались. Петька смеялся, шутил, рассказывал, как будем играть во дворе.
Он ушел. Мне стало очень грустно. Почему?
Подготовь и запиши текст-рассуждение.
Почему малышу было грустно?
Примечание. Для слабых учащихся можно дать этот текст с заданием.
Запиши текст, выдели в нем логически законченные части. (Текст записывается на доске без выделения частей.)
2. Составь и запиши текст на одну из тем.
Теплый день.
Первая капель.
Однажды на реке.
Весеннее утро.
Прощай, снеговик.
Контрольные списывания для 4 класса
УМК «Перспективная начальная школа» Сборник вариантов текстов для контрольного списывания по русскому языку для учеников 4 классов. Цель: проверить умение учащихся внимательно списывать текст, сверять написанное с образцом.
Оценивание работы:
«5» – нет исправлений.
«4» – 1 ошибка или 1–2 исправления.
«3» – 2 ошибки.
«2» – 3 и более ошибок.
№1 (1 четверть) В лесу
Хорошо в лесу в жаркий летний день! Высокие сосны развесили иглистые вершины, а зелёные ёлочки выгибают длинные колючие ветки. Красуется белоствольная берёза с душистыми листочками. Дрожит серая осинка. Коренастый дуб раскинул шатром свои вырезные листья. Из травки глядит беленький глазок чудесной земляники. Рядом уже красуется душистая ягодка. Белые серёжки ландыша качаются между длинными листьями. На листике подорожника сидит большой зелёный кузнечик, играет на скрипке. Стучит пёстрый дятел. Жалобно кричит жёлтая иволга. А вот и голос кукушки. Серый зайка шмыгнул в кусты. Высоко между ветвями мелькнула пушистым хвостом рыжая белка. Стоишь и волнуешься природой.
№2 (2 четверть) Пингвины
Яростно завыл резкий ветер. Поднялась пурга. Она всё занесла снегом.
Меня ожидало прощание с пингвинами. Я пошёл к ним на лежбище. Пингвинов я не увидел. Остались от них только снежные бугорки. Я аккуратно копнул ногой бугорок. В нём клюв торчит. Я толкнул второй бугорок. Он зашевелился. Из него выскочил разъярённый пингвин. Он кричал на меня и ругался.
В ненастную погоду пингвины лежат на прибрежных камнях. Их полностью заносит снегом. Они клювом протыкают окошечки в стенах снежных домиков и крепко спят в них всю пургу.
№3 (3 четверть) Скворцы
Весна выдалась дружная. Изредка выпадали2 обильные, но короткие дожди4. Мы с нетерпением ждали наших старых знакомых – скворцов, милых, весёлых птиц. Много километров надо им лететь. Сколько приключений и опасностей в дальнем пути!
Вечером на ветвях тополей мы увидели скворцов3. Среди прозрачных деревьев легко покачивались на гибких ветвях тёмные неподвижные комочки. Два дня скворцы набирались сил и всё осматривали прошлогодние знакомые места.
Устроившись в гнёздах, скворцы начали таскать туда мох, вату, перья, пух, тряпочки, солому, сухие травинки. Гнездо скворцы устраивают3 очень глубокое, чтобы в него не пролезла лапой кошка или не просунула свой длинный хищный клюв ворона.
№4 (4 четверть) Весеннее пробуждение
Яркое весеннее солнышко разбудило спящий крепким зимним сном мрачный лес. Первыми проснулись ящерки, выбрались из-под корней и коряг старых деревьев. Греются на тёмных трухлявых пнях- солнышку и теплу радуются. Вторыми очнулись от долгого сна ёжики -колючие бока. Шуршат в тёмной прошлогодней траве , кувыркаются и лапками бока потирают. Выбрались к солнышку и жуки. Захлопотали, засуетились они, блестят на солнышке полированными блестящими боками. Бабочки-лесные красавицы последними показались- боялись крылышки нарядные поморозить . Вьются суетливые пёстрые бабочки над душистыми первоцветами , а сами тоже на цветы похожи. Сорока- стрекотуха на весь лес оповестила: «Весна пришла!»
Контрольное списывание по русскому языку 4 класс УМК Система Занкова
Дата 20.10.2014 4 класс
Контрольное списывание №1
по теме «Правописание слов с изученными орфограммами»
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
К веч..ру пошёл сне.. . М..хнатые сн..жинки з..кружились (в)воздух.. . В один миг ступен..ки л..сной сторожк.. (с)делались белыми. Сне.. ноч..ю п..р..стал. Я ш..л по тр..пинк.. (к)лесу и оглядывался (по)ст..р..нам. По лёгкой порош.. к ел.. тянется сле.. белк.. . А вот (на)л..сной полянк.. в..днеются сл..ды ря..чика. Из еловой чащ.. послышался стук дятла. (В)густом ел..ник.. (по)пискивали хл..п..тливые синицы.
Д..рев..я украсились кружевными хлоп..ями. Старые пни п..м..лодели, надев на гол..вы снежные ша..ки.
Люди р..зв..селились. Мал..чишки играли (в)сне..ки., к..тались на лыжах.
Дата 09.12.2014 4 класс
Контрольное списывание №2
по теме «Спряжение глагола»
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выделите окончания глаголов, определите спряжение.
Зимой греет, весной тлеет
Зимой сне… в самом деле греет. Как одеялом, укутывает он поля. Под этим снежным к..вром хорошо себя чу..ствуют хлебные всходы. Вот почему и (по)словица говорит: «Много снега – много хлеба». И сады (пере)носят зиму, если сне.. утепляет ствол дер..ва. Сел(?)ские жители всегда пристально наблюда..т за характером снежного покрова. (От)кроем страницу народного календаря и пр..читаем приметы о снеге: снегу надует – хлеба прибудет.
Дата 13.02.2015 4 класс
Контрольное списывание №3
по теме «Правописание слов с изученными орфограммами»
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
На кургане.
Мы с..дели на склоне кургана и (у)видели (на)его в..ршине з..лёный кустик. Подбежали ближе, а на кустике алые розы цв..тут.
(Подо)шёл к нам с..дой ст..рик и (рас)сказал ска..ку о герое.
(В)войну здесь был блинда.. . В нём с..дели фашисты и (об)стреливали (из)пулемёта дорогу. Наши б..йцы не могли пройти (в)перёд. Нашёлся один см..льчак, который (под)полз к блиндажу и швырнул гранату. (У)молк пулемёт, но фашисты поставили ещё один. Другой гранаты (у)героя не было. Тогда он (за)крыл дуло пулемёта своей грудью. Умер герой. Кровь его оросила землю. На этом месте (вы)росла ал..я роза. Кто (про)лил кровь за Родину, тот (бес)смертен.
Контрольное списывание с грамматическими заданиями (4 класс)
Контрольное списывание
Учени___4 класса _________________________________________________
Стужа
Закончился влажный хмурый ноябрь. Переступает порог белая королева Зима, хозяйка спящего королевства. Она тут же устанавливает свои правила. Природа зимой бережно укрыта снежным покрывалом.
Зима сковала реки и озера льдами, остудила воздух сильными морозами. Месяц декабрь в народе получил название студенец, от слова стужа. Еще случаются оттепели, но впереди быть еще долгой зиме. Ночи длинные и морозные. В домах наряжают елки, ведь скоро Новый Год.
__________________________________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Задания 2 варианта
1. В предложении 4 найди слово, строение которого соответствует схеме: ___________________________________________
Выпиши это слово, обозначь его части.
2.Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Слезинки, отвернулись, захотели, перебирает, километр
3.Укажи, слово какой части речи отсутствует в предложении.
Глухой стеной окружили нас тёмные ели.
1)глагол 2)местоимение 3)имя прилагательное 4)предлог
4.Укажите слово, в котором совпадает количество букв и звуков.
1) ёлка 2) льют 3) взять 4) поют
5.В словах какого ряда во всех случаях пропущена буква Е?
1) поч..нить, стр..коза, (на) (крупной) ягод..
2) см..ялся, г..мнаст, (в) оттепел..
3) в..черний, ф..гура, (на) (спелой) малин..
4) л..гко, в..рёвка, (в) (приятном) запах..
6.В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны главные члены предложения?
Новогодние ёлки украшают огромные шары.
1) новогодние ёлки 2)ёлки украшают
3)шары украшают 4)огромные шары
7.Представь, что тебе для работы на уроке нужна ручка, а ты забыл её дома. С какими словами ты вежливо обратишься за помощью к однокласснику, у которого есть запасная ручка? Запиши свою просьбу (в предложении должно быть не менее трёх слов).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Материал по русскому языку (4 класс) на тему: списывание
Задание: списать текст. Поставить точку в конце предложений.
Родничок.
Из-под каменистого берега бьёт родник его открыли охотники они вырыли лунку, очистили от песка, обложили его камнем родничок наполнил лунку и потёк теперь черпают воду из лунки, как из колодца я часто бывал на Кавказе и видел в горах родники их находят по росяной влажности на скалах скалу прорубают, выводят родник наружу из камней у самой тропы выкладывают колодец здесь усталый путник может удалить жажду в горах каждый родник имеет свое имя он назван именем человека, открывшего его.
Задание: списать текст. Поставить точку в конце предложений.
Родничок.
Из-под каменистого берега бьёт родник его открыли охотники они вырыли лунку, очистили от песка, обложили его камнем родничок наполнил лунку и потёк теперь черпают воду из лунки, как из колодца я часто бывал на Кавказе и видел в горах родники их находят по росяной влажности на скалах скалу прорубают, выводят родник наружу из камней у самой тропы выкладывают колодец здесь усталый путник может удалить жажду в горах каждый родник имеет свое имя он назван именем человека, открывшего его.
Задание: списать текст. Поставить точку в конце предложений.
Родничок.
Из-под каменистого берега бьёт родник его открыли охотники они вырыли лунку, очистили от песка, обложили его камнем родничок наполнил лунку и потёк теперь черпают воду из лунки, как из колодца я часто бывал на Кавказе и видел в горах родники их находят по росяной влажности на скалах скалу прорубают, выводят родник наружу из камней у самой тропы выкладывают колодец здесь усталый путник может удалить жажду в горах каждый родник имеет свое имя он назван именем человека, открывшего его.
Изложение.
Краски и художник.
Жили-были краски. Каждая расхваливала свой цвет. Из-за этого они часто ссорились. Каждая краска хотела быть лучше всех.
Стояло тёплое летнее утро. Легкий ветерок порхал от ромашки к ромашке, перебегал от колокольчика к колокольчику. Они тихо позванивали. На лужайке около речки отдыхал художник. Он хорошо понимал язык красок.
Художник нарисовал на своём холсте поле, голубое небо, тонкую берёзку с зелёными косичками в белом платьице. А над полем расцвела радуга. В ней соединились все краски. Художник улыбнулся и нарисовал ромашку с лепестками всех цветов радуги.
Краски притихли. Они поняли, что только все вместе могут дарить людям радость.
Изложение.
Краски и художник.
Жили-были краски. Каждая расхваливала свой цвет. Из-за этого они часто ссорились. Каждая краска хотела быть лучше всех.
Стояло тёплое летнее утро. Легкий ветерок порхал от ромашки к ромашке, перебегал от колокольчика к колокольчику. Они тихо позванивали. На лужайке около речки отдыхал художник. Он хорошо понимал язык красок.
Художник нарисовал на своём холсте поле, голубое небо, тонкую берёзку с зелёными косичками в белом платьице. А над полем расцвела радуга. В ней соединились все краски. Художник улыбнулся и нарисовал ромашку с лепестками всех цветов радуги.
Краски притихли. Они поняли, что только все вместе могут дарить людям радость.
Изложение.
Краски и художник.
Жили-были краски. Каждая расхваливала свой цвет. Из-за этого они часто ссорились. Каждая краска хотела быть лучше всех.
Стояло тёплое летнее утро. Легкий ветерок порхал от ромашки к ромашке, перебегал от колокольчика к колокольчику. Они тихо позванивали. На лужайке около речки отдыхал художник. Он хорошо понимал язык красок.
Художник нарисовал на своём холсте поле, голубое небо, тонкую берёзку с зелёными косичками в белом платьице. А над полем расцвела радуга. В ней соединились все краски. Художник улыбнулся и нарисовал ромашку с лепестками всех цветов радуги.
Краски притихли. Они поняли, что только все вместе могут дарить людям радость.
Диктант.
(административная проверочная работа за 1-е полугодие 2014-2015уч.года)
Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.
Снежинки.
Они родились коротким осенним днём. На земле было пасмурно и скучно. Медленно плыла туча.
Закружились в воздухе снежинки. В вихре танца они вспыхивали удивительными огоньками. Снежинки пролетали над рощей, полем, деревней. Где остановиться на ночлег? На крыше одинокой избушки было пусто. Снежные красавицы решили здесь сделать остановку. Они украсили дорожку к речке, верхушку старой ели. Пушистым ковром легли на луг. Утром на снежной поверхности появились первые следы зверей и птиц.
Слова для справок: медленно, остановиться, здесь.
Грамматические задания:
1вариант.
1. Произвести синтаксический разбор 10-го предложения (Они украсили…).
2. Указать падежи всех имен существительных в 5-м предложении. (В вихре танца…)
3. Разобрать слова по составу: осенним, снежинки.
4. Подобрать синонимы к слову пушистым
2вариант.
1. Произвести синтаксический разбор 12-го предложения ( Утром на снежной…).
2. Указать падежи всех имен существительных в 6-м предложении. (Снежинки пролетали…).
3. Разобрать слова по составу: одинокой, избушки.
4. Подобрать синонимы к слову пушистым
Контрольное списывание за II триместр
Первые шаги
Ранним утром Марина проснулась, посмотрела в окно и ахнула. Утро было солнечное, морозное. Ветвистые деревья были покрыты мохнатым инеем. Такие узоры рисует мороз на окнах. Дворовый каток был похож на зеркальное блюдце.
После завтрака Марина накинула пуховый платок, надела свою белую шубку и выбежала во двор.
Братья принесли ей новенькие коньки. Через пять минут Марина скользила по блестящему гладкому льду. Ноги подвёртывались. Но братья взяли Марину под руки.
Колкий ветер бил в лицо. Захватывало дух, но было весело.
Задание к тексту:
- Выпишите из текста все глаголы.
- Найдите в тексте местоимении, поставь его в именительном падеже.
- Найдите в тексте два предложения, в которых по три однородных сказуемых, подчеркните их и сделайте схему предложения.
- Сделайте синтаксический разбор четвертого предложения.
- * Разберите слова ПУХОВЫЙ, ЗАХВАТЫВАЛО, БРАТЬЯ по составу.
- 1 вариант.
- Прочитай текст. Найди пять орфографических ошибок. Спиши текст правильно.
- На берегу речки меня встречает маленкий куличок. Песок исчерчен его следами. Следы пересекаються, сходятся в тропинки. Иду по следу и у кустика ивы вижу гнездо. В гнёздышке два яичка. Кулички кружат вокруг меня. Один отбегаит к гнезду и торопливо садится. Другой провожает меня до границы своего участка и затихает.
- Утром я проснулся от холода. На палатке, на траве, на черёмухе – всюду белая пелена. Нежданный снег в мае наделал много бед. Птицы улители, бросили свои гнёзда. Погибла и кладка куличьков.
- 2 вариант.
- Весеннее утро.
- Солнце только что поднялось над сплошными белыми облаками. Вся окрестность озарилась радостным светом. Дорога широкой лентой вьётся впереди, между большими полями, лесными перелесками. Кое – где по дороге попадаются угрюмые ракиты, молодые берёзки с мелкими клейкими листочками и старые развесистые дубы. Деревья бросают длинные неподвижные тени на засохшую дорогу и на молодую зелёную травку, которая выросла по сторонам дороги.
- Однообразный шум колёс не заглушает весёлых песен жаворонков. На душе легко и спокойно. Хочется сделать что – то хорошее для людей, которые едут вместе со мною весенним утром по красивой дороге.
- 3 вариант.
- Скворцы.
- Весна выдалась дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди. Мы с нетерпением ждали наших старых знакомых – скворцов, милых, весёлых птиц. Много километров надо им лететь. Сколько приключений и опасностей в дальнем пути!
- Вечером на ветвях тополей мы увидели скворцов. Среди прозрачных деревьев легко покачивались на гибких ветвях тёмные неподвижные комочки. Два дня скворцы набирались сил и всё осматривали прошлогодние знакомые места.
- Устроившись в гнёздах, скворцы начали таскать туда мох, вату, перья, пух, тряпочки, солому, сухие травинки. Гнездо скворцы устраивают очень глубокое, чтобы в него не пролезла лапой кошка или не просунула свой длинный хищный клюв ворона.
- 4 вариант.
- Берёза.
- Как чудесно гулять в светлой берёзовой роще. Подойдёш к берёзки, прижмёшься щекой к бересте и почувствуешь её теплоту. Стоит она, покачивается от ветра, радуит всех своей красотой.
- Жизнь у берёзки нелёгкая. И сок из неё цедят, и ветки на веники ломают, и бересту дерут на туески.
- Состариться берёза, рухнет на землю, придавит лесную травку. Сгниёт древесина и превратиться в труху. Упадёт сверху маленькое семечько, прорастёт в мягкой трухе. Глядишь, уже малютка берёзка тянит листики — ладошки из старого пня.
Контрольное списывание
тема « Глагол».
Контрольное списывание 4 класс.
Вариант 2
Клесты
В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось всё живое.
Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена.
Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей.
Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далёком Севере.
Грамматические задания
1. В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Указать падежи всех имен существительных в пятом предложении. (Птицы облепили…)
Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.
Вариант 1
Снежинки
Они родились коротким осенним днём. На земле было пасмурно и скучно. Медленно плыла туча. Закружились в воздухе снежинки. В вихре танца они вспыхивали удивительными огоньками. Снежинки пролетали над рощей, полем, деревней. Где остановиться на ночлег? На крыше одинокой избушки было пусто. Снежные красавицы решили здесь сделать остановку. Они украсили дорожку к речке, верхушку старой ели. Пушистым ковром легли на луг. Утром на снежной поверхности появились первые следы зверей и птиц.
Слова для справок: медленно, остановиться, здесь.
Грамматические задания
1. В последнем предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Указать падежи всех имен существительных в десятом предложении. (Они украсили дорожку…)
ЛОТОС
Удивительная судьба растений. О лотосе слагали песни, легенды. Поэты воспевали его в стихах. Мы подъехали к заливу, осмотрели местность. От кочки к кочке тихо шла цапля. Всюду розовели бутоны. Мой приятель брызнул на лист. Капли воды скатились с поверхности серебристыми шариками. Рядом с бортом лодки рос большущий лотос. Один лепесток опал и лежал на глади воды. Коротка жизнь цветка, а жаль.
Стемнело. Нашу лодку мы направили к пристани.
Слова для справок: лотос, слагали, легенды, воспевали.
ЛИСИЙ СЛЕД
Мы заметили следы лисицы. Любимым местом плутовки была река. Часто ее след тянулся к полынье.
Мы наблюдали за лисой с берега. Цепочка ее следов тянулась от лунки к лунке. Здесь она находила рыбку, остатки завтрака рыбаков.
Прошла неделя. Мы снова встретились с лисой и заметили, что плутовка прошла мимо кустарников по шоссе и повернула к окраине деревни. Вдруг на снегу мы обнаружили куриные перья. Мы посочувствовали хозяйке.
Слова для справок: заметили, полынья, снова.
Примечание. Предупредить о постановке запятой перед словом что.
СПАССЯ
Была ночь. В темном небе горел самолет. Он казался летящим факелом. Осколки снаряда задели и самого летчика. Он потерял много крови, ослабел. Летчик собрался с силами и выпрыгнул из самолета. Раскрылся парашют. Летчик опустился на крутой край сопки и покатился от вершины к подножью. На белой скатерти чистого снега виднелись молодые сосенки. Он зацепился за них, огляделся. Вдали виднелась избушка. Летчик пополз к избушке. Его встретил лесник и перевязал раны.
Слова для справок: парашют, вдали.
У КОЛОДЦА
Дуняша любила ходить за водой. До колодца надо было идти по скользкой тропке. Она легко бежала и напевала песенку. Ведра позванивали в такт ее шагов. На бревнах колодца висели белые сосульки. Они напоминали длинную бороду Деда Мороза. Инеем были покрыты кусты и деревья. В колодце сверкала вода. Дуняша набрала полные ведра и пошла. На белой скатерти снега были видны следы. Стайка птиц полетела к деревне.
Слова для справок: напоминали, Дед Мороз.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ .Русский язык 4 класс.
проверочное списывание 1
Ц е л ь: проверить умение списывать текст, обнаруживать в нем орфограммы, самостоятельно его проверять, исправлять допущенные ошибки.
Х о д у р о к а
I. Знакомство с текстом.
Лось
Из чащи леса показалось большое животное. Это был огромный лесной великан.
Как он был хорош в лучах солнца! Как красив на белом фоне березняка. Какой вид был у лесного зверя! Длинная морда, огромные рога, сам грузный. Ноги высокие, стройные, как у коня. И какая окраска шерсти! Сам весь бурый, а на ногах словно белые чулки натянуты.
По Г. Скребицкому.
з а д а н и е. Подчеркните одно восклицательное предложение.
Прочитайте текст самостоятельно и скажите, сколько в нем частей.
– Значение всех слов в тексте вам знакомо? Какие слова вызвали затруднения?
Далее проводится анализ слов с трудными орфограммами. Затем учащиеся списывают текст по предложениям, то есть логически законченным частям.
По окончании работы учащиеся сверяют написанное в тетради с текстом на доске.
контрольное списывание 2
Ц е л ь: проверить умение составлять текст из частей; развивать внимательность, орфографическую зоркость, умение обнаруживать орфограммы, сличать написанное с текстом.
Х о д у р о к а
1. Ленька привязал к леске за хвост небольшую плотвицу и закинул ее через лаз в подполье. Кот вцепился зубами в рыбью голову мертвой хваткой. Ленька вытащил его наружу.
2. Наконец кот попался. Он украл кусок колбасы, полез с ним на березу, сорвался с ужасающим воем и умчался под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было. Вытащить из-под дома кота поручили Леньке.
3. Рыжий кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Почти месяц мы выслеживали кота.
По К. Паустовскому
З а д а н и е:
Расположите части текста так, чтобы получился связный рассказ. Обозначьте склонение существительных.
Контрольное списывание 3
Ц е л ь: проверить сформированность умений списывать текст с образца без ошибок, самостоятельно его проверять, исправлять допущенные ошибки.
Х о д у р о к а
Удивительное дерево
В Сибири растет кедр. Он достигает в высоту сорока метров. Это ценное хвойное дерево. Из него делают посуду, мебель.
В посуде из древесины кедра неделями не киснет молоко. В прекрасной мебели из кедра не заводятся вредные насекомые.
Сколько шишек созревает к осени на кедре! Люди мешками собирают кедровые шишки. Из них добывают орешки. Крепкие шишки трут на особой терке. При этом орехи остаются целыми. Их отделяют от шелухи. В урожайный год в кедровнике поспевают тонны орехов. Из них делают полезное масло.
З а д а н и я:
1. Выпишите однокоренные слова с корнем кедр-; укажите часть речи.
2. Разберите по составу четвертое предложение.
Контрольные диктанты, списывания по русскому языку для 4 класса
Белка и лиса.
Над норой лисы жила белка. Белка прыгала по веткам и дразнила старую лису. Однажды утром лиса легла на полянку перед сосной, будто мертвая. Любопытная белочка бросила в лису шишку. Лиса не поднялась. За шишкой полетела ветка. Лиса не двигалась. Тогда белка совсем близко пробежала около лисы. Лиса быстро вскочила. Но охота не удалась. Белочка чуть не очутилась в зубах хитрой лисицы. (64 сл.)
Грамматические задания:
1)Четвёртое предложение разобрать по членам предложения, обозначить части речи
2)Выписать из текста три словосочетания, определить главное слово
3) Просклонять словосочетание: жаркое лето
Неудачная охота.
Охотник шёл на лыжах по следам кабанов. Следы вели с поля в лес. И как только охотник подошёл к опушке, его заметила с дерева сорока. Она громко застрекотала. В лесной чаще сорочий крик быстро подхватили другие птицы. И такой треск пошёл по лесу, что охотник издали его услышал. Со злости он повернул лыжи – и домой. Теперь тут не место охоте! С таким криком разве можно подойти близко к зверю и к птице?
(74 сл.)
Грамматические задания:
1) Разбери слова по составу: брёвнышко, переписчик, развесёлая.
2) Первое предложение разбери по членам предложения, обозначь части речи.
3) Вставь пропущенные окончания, определи число, склонение, падеж:
Без печал… — для встреч… — не берёз… — по скатерт… —
Волчий след.
Вот волчий след. В рыхлом снегу тяжёлый хищник оставил глубокую борозду.
След выводит на озеро. На льду озера мелкий снег, и волк побежал рысцой. Вдруг он на полном ходу затормозил всеми четырьмя лапами. Затем огромными прыжками бросился в сторону, ворвался в густые тростники на берегу и, ломая заросли, выскочил снова на чистый глубокий снег.
Волк мчался, утопая в снегу чуть не головой: видно, он почуял след косули. (67 сл.)
Грамматические задания:
1) Найди и выпиши из текста четыре имени прилагательных с существительными, определи их падеж.
2) Второе предложение разбери по членам предложения, обозначь части речи.
3) Выполни фонетический разбор слова: снег.
Гнездо ласточки.
Под крышей дома ласточка свила уютное гнёздышко. Местный воробей решил занять его и влетел туда. Ласточка подняла шум, стала гнать воробья. Воробей раскрыл крылья, резко закричал. Бедняжка в испуге отлетела. Воробей успокоился. Но что это? Вдруг примчалась целая стая птиц. У каждой птицы в клюве был кусочек земли. Они быстро стали закрывать отверстия в гнезде. Пленник поднял крик. Мы принесли лестницу и открыли отверстие. Воробей вылетел стрелой. А ласточка вернулась в свой дом и звонко запела. (75 сл.)
Грамматические задания:
1) Найди и выпиши из текста три местоимения, определи их падеж.
2) Первое предложение разбери по членам предложения, обозначь части речи.
3) Разбери по составу слова: гнёздышко, отлетела.
Зима.
Я прожил целую зиму в деревне. Узнавал разные интересные подробности из жизни птиц. Это было моим любимым занятием. Но вот ударили февральские морозы. Поднялась сильная метель. Время тянулось медленно. Через несколько дней я увидал в окошко ясное небо. Я отпросился у отца, оделся и выскочил на двор. На дворе было морозно. Ярко светило солнце. В лесу намело такие сугробы снега, что я на каждом шагу проваливался по пояс. Птиц не было нигде. Передо мной тянулась длинная полоса реки. Справа и слева на её крутых берегах молчаливо стоял засыпанный снегом лес. (90 сл.)
Грамматические задания:
1) Найди и выпиши из текста три глагола в форме прошедшего времени. Поставь их в форму настоящего времени. Запиши.
2) Первое предложение разбери по членам предложения, обозначь части речи.
3) Выполни фонетический разбор слова: ярко
Гнездо
Дед осторожно подошел к кусту крыжовника. Он опустил внука на землю. Куст отцвел и сверкал на солнце изумрудными бусинками. Дед наклонился. Из куста взлетел соловей и сел на ближнюю ветку сирени. Соловьиха сидела в гнезде. Она зорко следила за рукой деда живой черной крапинкой глаз. Внук радостно потянулся к гнезду. Но дед остановил его руку и отвел в сторону. Птица оправила крылья, села поудобнее и замерла. Скоро к соловьихе подлетел соловей. Птицы успокоились. Пройдут дни. Весь сад наполнится новыми голосами. А ты любишь слушать пение птиц? (87сл.)
Грамматические задания:
1)Выпиши из текста:
3имени существительных, определи склонение, род, число, падеж.
3глагола, укажи спряжение, время, число, лицо, вид.
2 местоимения, укажи лицо и число
2 наречия, укажи их значение.
Тополя.
От станции до города дорога была прямая. По обеим сторонам дороги росли тополя. Они украшали дорогу, радовали глаз. Кто же посадил эти тополя?
Однажды мальчик прочитал статью о тополях. Он узнал, что из веточки может вырасти дерево. Об этом он сообщил другу.
Ранней весной люди обрезали тополя. Мальчики собрали все веточки. Они высаживали свои тополя, ухаживали за молодыми деревцами.
Прошло несколько лет. Чудесная аллея из тополей шумела на дороге. Как много хорошего для земли могут сделать золотые руки!
Грамматические задания:
1)Выпиши 5 глаголов прошедшего времени. Определи род и число.
2)Сделай синтаксический разбор предложения:
Чудесная аллея из тополей шумела на дороге.
3)Как изменяется в тексте слово дорога? Определи падеж.
Весеннее утро.
Тёплое весеннее утро. Ласково и приветливо светит солнце. Верхушки деревьев покачиваются и поблескивают под нежными лучами солнца. Из глубины леса выбегает ручеёк, пересекает дорогу и торопливо скрывается в кустах. В прозрачной воде отражаются белые кучевые облака. Просыпаются и поют птицы.
На веерку берёзки взлетела ворона. Она вытягивает шею и хрипко кричит. Молодая галка ищет для гнезда. На дальней изгороди сороки вертят головами, качают хвостами и трещат. (70 сл.)
Грамматические задания:
1)Разбери по составу слова: верхушка, выбегает.
2)Сделай синтаксический разбор предложения:
В прозрачной воде отражаются белые кучевые облака.
3) Выпиши три глагола, определи время.
Синичка.
Однажды утром я нашел у забора синичку. Она лежала и не двигалась. Глазки у нее были закрыты. Я взял синичку в руку и стал греть своим дыханием. Она открыла глаза и жалобно пискнула. Я принес синичку домой. Синичка ожила, встрепенулась и громко зачирикала. Мама осторожно подставила синичке чашечку с зерном и блюдце воды. Синичка наелась, напилась, стала летать по комнате, села на комод.
Так и прожила она с нами всю зиму. А весной мы выпустили ее на волю. (79 сл.)
Грамматические задания:
1)Выпиши из текста три слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, подбери проверочные слова.
2)Выпиши из текста три слова с парной согласной в корне слова, подбери проверочные слова.
3) Выполни фонетический разбор слова: комод
Осень в лесу.
Пришла в лес з…л…тая осень. На тр…ве уже л…жат сл…ды ос…ни. Повсюду пахнет з…млёй и прелыми лист…ями. Из вороха старых лист…ев выглядывают гр…бы. Вот белый гриб стоит на крепкой но…ке. Вот прижались к пеньку опята. Одинокие з…л…тые монетки бл…стят на …сине, б…рёзе. Вет…р несёт их к опушке леса, к р…ке. От р…ки веет хол…дом. От м…роза тр…ва у б…регов завяла. Везде стоит тиш…на. Смолкли птич…и г…л…са. (68 сл.)
Грамматические задания:
1.Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
2.Выпиши из текста три слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, подбери проверочные слова.
Дивный цветок.
Из д…лёкой стр…ны вывезли прелес…ный цв…ток з…л…тистой окраски. Редкое чудо было высокого роста. Заморского красавца сажали в центре клумбы. Он царствовал над остальными с…довыми цв..тами. Цв…ток д…ржался на прямом толстом стебле. Его украшали ш…рокие нарядные лист…я. На б…льшой круглой г…л…ве был венец из нежных ж…лтых лепестков. Г…л…ва чудес…ного цв..тка нап…минала солнце. Она поворачивала своё лицо к яркому солнеч(?)ному свету. Цв…ток и назвали …… . (66 сл.)
Грамматические задания:
1.Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
2. Разбери слово по составу: нарядные.
3. Выпиши из текста два словосочетания «имя прилагательное + имя существительное». Определи падеж имён прилагательных.
Телефонный аппарат
Один раз мы с Мишкой были в игрушеч(?)ном м…газине и увидели замечательную игру…ку – т…л…фон. В б…льшой д…ревянной к…ро…ке ледали два т…л…вонных а……арата, две тру…ки, в которых можно г…ворить и слушать, и целая кату…ка проволоки. Пр…давщица об…яснила нам, что если один т…л…вон поставить в одной кв…ртире, а второй – у с…седей и соеди…нить два а……арата проволокой, то можно перег…вариваться.
Грамматические задания:
1.Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
2.Найди в тексте числительные, подчеркни их.
Майские красавицы.
Ты просыпа…шься ч…десным майским днём. Вид…шь, как весеннее сол…це залива…т всю ул…цу. Ве…т тёплый в…т…рок. Беж…шь к реч(?)ке в лес. На б…р…гу р…ки цв…тёт черёмуха. Белые цв…ты покрывают её ве…ки. С раннего утра до позднего вечера расп…вают на дер…ве птицы. Гляд…шь на цв…тущую красавицу и радостно станови…ся на сер…це. Дума…шь, как сохранить такую красоту? Люди, не л…майте майских цв…тов!
Грамматические задания:
1.Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
2.Найди в тексте пять глаголов, образуй неопределенную форму и определи спряжение
Зацветает липа.
Давно уже отцв…ли многие д…рев…я в парках и г…родских с…дах. Давно уже они покрылись густой з…лёной л…ствой. И вдруг в тех же с…дах, в парках и даже на ул…цах ч…десно з…пахло цв…тами. Это зацв…ли липы.
Дикие л…сные липы с мелкими л…сточ(?)ками зацв…тают раньше. а в г…родах сажают крупнолистную липу. Эти д…рев…я украшают себя сочной тёмно-з…лёной л…ствой, наполняют воздух благоуханием своих скромных цв…тов. Придите в солнеч(?)ный день в сквер, где растут старые липы. Присядьте на скамейку и прислушайтесь. В выш…не, в густой кроне д…рев…ев гудят пчёлы.
Грамматические задания:
1.Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
2. Сделай синтаксический разбор предложения:
Дикие лесные липы с мелкими листочками зацветают раньше.