Урок в 4 классе «Подготовка к написанию изложения повествовательного характера»
Тема: Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.
Цель: 1.совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями;
2.развивать внимание, память, речь, мышление, орфографическую зоркость:
3.воспитывать аккуратность, терпение.
Формируемые УУД:
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
Регулятивные: составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;
Личностные: нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: презентация, задания для групп.
Ход урока.
1.Орг.момент. Рассадка по группам. Капитаны – в бейджах.
2. Вспомним правила работы в группе.
3.Работа по теме.
1)Самоопределение к деятельности. 1-й слайд.
-Ребята, что такое изложение?
Сегодня написание изложения будет для нас необычным. Мы разбились на группы, и в них будем готовиться все вместе к изложению.
— Вспомним, как мы обычно пишем изложение. На ваших столах в файле № 1 дан алгоритм написания изложения. Расположите его части по порядку.
Покажите алгоритм на доске.
2) Итак, слайд № 2 «Прочитайте текст». Он у вас в файле №2, но части текста перепутаны.
Составьте текст и озвучьте его.
3) Знакомство с текстом ( слайд №2).
-Что прочитали?
-Докажите, что это текст.
-Определите тип текста.(Повествовательный.)
— Какой вопрос к данному типу текста? (с кем и что произошло?)
— С кем произошло?
-Отгадайте загадку.
Деревья лечит день- деньской.
По веткам, по стволам лазучит.
Деревьям всё же много лучше,
Когда несёт им не покой.
В дупле прописаны они…
Заботой живы…(поползни)
-Кто такие поползни? Рассказ ученика.
-Как вы поняли, почему птица так называется?
-Что вы узнали о данной птичке?
-Так почему кричал поползень?
-Где было гнездо поползня?
—Кто был в гнезде?
-Какая опасность угрожала птенцам?
-Как вёл себя поползень?
— Кто такая гюрза? Рассказ ученика.
-Как вела себя гюрза?
-Какое же случилось чудо?
Слайд 3.
— Так какая тема и главная мысль текста? ( происшествие в ущелье, отважная птичка)
-Как бы вы озаглавили данный рассказ? Придумайте заголовок в группе.
На доске:
В ущелье.
3).Составление плана текста. Слайд 4.
-Сколько частей в тексте? (три)
-Как называется каждая часть текста? (вступление, основная часть, заключение).
-Чтобы составить план текста, что нужно сделать?(Определить главную мысль каждой части, озаглавить их.)
-Сейчас вы самостоятельно составите план текста на листе в файле №3.
Примерный план текста (работа в группах)
1.Тревога.
2.Опасность.
3.Отважная птичка.
*Чтение детьми самостоятельно составленных планов. Выявление самых лучших , удачных планов.
4).Лексико-орфографическая подготовка. Слайд № 5.
(У детей забирается предыдущий текст и предлагается новый файл №4 , с пропущенными орфограммами, где дети заполняют коллективно пропуски.)
– На какие орфограммы были пропуски?
— Вставим орфограмму в слова на доске ( слова с пропущенными буквами). Слайд № 6.
— Поработаем со знаками препинания. Слайд № 7.
-Как понимаете выражения: зашёлся криком, вертится юлой (обсуждение в группах)
-Почему Н.Сладков называет произошедшее дальше чудом? (Маленький поползень смог победить змею.)
-Что случилось дальше? Закончите текст. Как вы думаете было у Н. Сладкова?
На листе бумаги в группе.
5).Пересказ текста по плану. Слайд №8.
6).Рефлексия.
5.Итог.
-Какие умения мы закрепляли при написании изложения?
-Кто доволен своей работой?
-Какие затруднения вы испытывали?
-Что интересного вы узнали из текста.
6.Домашнее задание.
Найти рассказ Н.Сладкова и узнать его концовку.
Приложение.
Размерами и внешним видом малый скалистый поползень похож на обыкновенного поползня. В период гнездования птиц можно видеть на стенах скал, на усеянных галькой отвесных утёсах, у руин и оврагов на северо-восточном побережье Средиземного моря. Зимой птицы появляются также во фруктовых садах. Птица добывает из щелей в скалах и растительности насекомых и пауков. Осенью рацион дополняют различные плоды и семена. Самцы начинают своё пение в марте. С конца марта до начала апреля пара начинает строительство гнезда, которое продолжается примерно 10 дней. Если в скале имеется естественная пещера, то птицы замуровывают вход до узкого лотка. На шероховатых или гладких стенах они строят из глины и слюны гнездо в форме горшка. Этот строительный раствор позже становится настолько твёрдым, что гнездо становится невозможным оторвать руками и даже ножом. Они служат затем десятилетиями. Очень редко гнёзда строятся также на деревьях. Гнездо выстилается изнутри мхом, перьями и шерстью мышей, которую птицы добывают из разложившихся погадок сов. Кладку, состоящую из 4-8 яиц, самки высиживают в апреле от 14 до 15 дней. Птенцы покидают гнездо только когда становятся полностью пригодными к полёту.
Гюрза – змея достаточно крупная. Тело самки в длину может достигнуть 1,5 метра. Самцы меньше, длина их тела около 1 метра. Гюрза – представитель семейства гадюковых. Относится к роду гигантских гадюк. У этой змеи очень сильный яд. Он немного слабее яда кобры. Смерть жертвы наступает через 30 секунд после укуса. Яд гюрзы чрезвычайно опасен для человека. Опасно и то, что змея нападает неожиданно и стремительно, она застает жертву врасплох. На сегодняшний день численность популяции сильно сократилась.
Текст
В ущелье гор тревога. Кричит птичка – скалистый поползень.
На отвесной скале гнездо поползня. В нём маленькие птенчики. К гнезду ползёт гюрза. Поползень юлой крутится вокруг змеи и кричит. Ядовитая змея всё ближе и ближе. Поползень зашёлся криком. Вот уже зелёное тело изогнулось в воздухе вопросительным знаком. Ещё немного – и гюрза заползёт в гнездо.
И тут случилось чудо: маленький поползень вспорхнул, ударил гюрзу в затылок клювом, лапками, всем своим маленьким птичьим тельцем. Змея сорвалась со скалы.
Текст с орфограммами
(В)ущел…е гор тр..вога. Кр..чит птич(?)ка скалистый поп..лзень.
(На)отвесной ск..ле гн..здо поп..лзня. (В)нём маленькие птен(?)чики. (К)гн..зду п..лзёт гюрза. Поп..лзень юлой крути…я в..круг змеи и кр..чит. Ядовитая змея всё ближе и ближе. Поп..лзень заш..лся криком. Вот уже з..лёное тело из..гнулос.. в воздухе в..пр..сительным знаком. ..щё немного и гюрза (за)п..лзёт (в)гн..здо.
И тут случилось ч..до мален..кий поп..лзень (в)сп..рхнул ударил гюрзу в затылок клювом лапками всем св..им мален..ким птич..им тел..цем. Змея с..рвалась (со)ск..лы.
Письменное изложение повествовательного деформированного текста.
Тема: Письменное изложение повествовательного деформированного текста.
Цели: совершенствовать умения восстанавливать деформированный текст, определять тему и тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями; развивать речь.
Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания (Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и предлагают варианты переноса.)
III. Актуализация знаний
Запись под диктовку
Солнце, указка, полоса, молодой, сумма, тростник, лошади, искусство, голос, егерь, чувство, медовый, вагон, ушиб.
— Подчеркните слова, в которых есть орфограммы, связанные с обозначением гласных звуков, красным карандашом, а орфограммы, связанные с обозначением согласных звуков, — синим.
— Какое слово вы подчеркнули два раза? (Тростник.)
— В каком слове есть другая орфограмма-буква? (Егерь.)
— Обозначьте все орфограммы.
— Разберите по составу слово указка.
— Обведите слова, в которых букв больше, чем звуков.
IV. Работа по теме урока
Восстановление деформированного текста
Упр. 110 (с. 66).
— Прочитайте части текста.
— Прочитайте вводную часть текста. Как вы определили, что это первая часть? (Там описывается, где происходит действие рассказа. Первое предложение начинается со слова однажды.)
— Прочитайте вторую часть текста. Что помогло вам определить вторую часть? (Последнее предложение первой части по смыслу связано с первым предложением второй части.)
— Прочитайте третью часть текста. Объясните свой выбор. (В ней рассказывается, как мальчики поступили.)
— Прочитайте последнюю часть текста. Как вы поняли, что это заключение? (В этой части автор подводит итог всего рассказа.)
— Прочитайте весь текст.
2. Беседа по содержанию
— Определите тип текста. (Повествование.)
— О чём говорится в тексте? Какова его тема?
— Что вас особенно взволновало в этом повествовании?
— О какой птице идёт речь?
— Что вы знаете о дроздах?
— Как вы поняли, почему птенчик оказался на земле? (При сильном испуге дроздята могут выскочить из гнезда.)
— Что вы узнали о гнёздах дроздов? (Дрозды вьют гнёзда из сухой травы и тонких прутиков, изнутри вымазывают гнездо глиной.)
— Как вы поняли, почему мальчики смогли «водворить» гнездо на место? (Дрозды сооружают их невысоко: на пнях, в кустах, иногда даже на земле.)
— Как кричат дрозды в случае опасности? (Они кричат очень громко, отпугивая врагов.)
3. Составление плана текста
— На сколько частей можно разделить текст?
— О чём говорится в каждой части?
— Определите главную мысль частей, озаглавьте их.
Примерный план
1. Тревожные крики птиц.
2. Птенчик в беде.
3. Птенец снова дома.
4. Первое знакомство.
4. Лексическая работа
— Как называет автор крики взрослых дроздов? (Громкие голоса)
— Прочитайте, как кричал птенец. (Из травы доносился тоненький писк.)
— Опишите, каким был птенчик. Как вы понимаете значение слова головастый?
— Что значит «водворили»? (Вернули на прежнее место.)
— Какими словами автор подчёркивает, что дрозды перестали кричать мгновенно? (Сразу смолкли.)
— Как автор заменяет в тексте слово птенцы, чтобы избежать повторов? (Птенчики, детишки.)
— Как автор называет взрослых птиц? (Дрозды, родители.)
5. Пересказ текста по плану
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Орфографическая подготовка
— Найдите в тексте группы однокоренных слов. (Птицы, птенцы, птенчик; писк, попискивал.)
— Найдите в каждой группе проверяемое и проверочное слово.
— Вставьте пропущенные буквы в слова.
тр..винки птен..чик р..здвинули птенч..к
кр..ям крошеч..ные ..ткрывал крош..чный
б..лыиой круж..лись п..пискивал тон..нький
в..днелось водв..рили
в..дворили д..носился
нак..рмили
— По какому признаку слова распределили по группам?
— Назовите орфограммы корня.
— Какие орфограммы вы видите в приставках?
— Какие гласные пишутся в суффиксах?
2. Анализ предложений текста
— Найдите в тексте предложения с однородными членами. Графически объясните постановку знаков препинания. (Учащиеся по цепочке выходят к доске, читают предложения, составляют схемы.)
3. Работа над изложением (Учащиеся самостоятельно готовятся к изложению, пользуясь памяткой 2, затем пишут изложение по плану. Самопроверка, редактирование текста.)
VII. Подведение итогов урока
— Какие умения мы закрепляли при работе над изложением?
— Какие орфограммы вы вспомнили?
— Кто доволен своей работой?
— Какие трудности вы испытывали?
Домашнее задание
Задание из рабочей тетради (по выбору учителя).
Обучающее изложение в 4 классе по рассказу Н.Сладкова «Отважная птичка»
Обучающее Изложение
по рассказу Н. Сладкова
По учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык»,
4 класс, часть1 , упр. 180
(Москва «Просвещение», 2014)
Автор:
учитель начальных классов
ГБОУ Вешняковская школа №1389
Кукушкина Ольга Владимировна
Николай Иванович Сладков
В молодости увлекался охотой, однако впоследствии
отказался от этого занятия, считая спортивную охоту
варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой,
выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес
фоторужье».
Первую книгу «Серебряный хвост» написал в 1953 г.
Всего написал более 60 книг.
В своих произведениях автор делился с читателями
интересными наблюдениями.
Отгадайте, кто я?
Только я из птиц, признаться,
В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу.
Поползень.
По́ползень
небольшая подвижная птица длиной 12—14,5 см, размахом крыльев 22,5—27 см и весом 20—25 г; с плотным телосложением, большой головой и короткой, почти незаметной шеей. Оперение пушистое, густое. Поползни широко распространены в Европе , Азии и Северной Африке . Обычны как в средней полосе России , так и в Сибири , где гнездятся в лиственных, хвойных и смешанных лесах, а также в садах и парках населённых пунктов. В поисках корма ловко передвигается по стволам и ветвям деревьев, зачастую вниз головой или даже вверх ногами.
Обыкновенный поползень — шумная птица, с большим репертуаром различных громких звуков. Во время поиска корма издаёт частые короткие посвисты «тью-тью-тью»
Но если раздастся тот же свист, но более громкий и многократно повторяющийся, это означает, что птицу что-то встревожило и она подает сигнал опасности. Может, за деревом мелькнул силуэт ястреба или лисица, крадучись, прошла стороной.
Гюрза
Самый крупный представитель змей семейства гадюковых. Длина тела вместе с хвостом может достигать почти 2 м, вес до 3 кг.
Прочитай текст:
В ущелье гор тревога. Кричит птичка- скалистый поползень. Что случилось?
На отвесной скале гнездо поползня. В нём маленькие птенчики. К гнезду ползёт гюрза. Поползень юлой кружится вокруг змеи и кричит. Ядовитая змея всё ближе и ближе. Поползень зашёлся криком. Вот уже зелёное тело изогнулось в воздухе вопросительным знаком. Ещё немного – и гюрза заползёт в гнездо.
И тут случилось чудо : маленький поползень вспорхнул, ударил гюрзу в затылок клювом, лапками, всем своим маленьким птичьим тельцем. Змея сорвалась со скалы.
Н. Сладков
Работа с текстом:
- Определите тему и главную мысль текста.
- Озаглавьте текст.
- Закончен ли текст?
- О чем можно сказать в заключительной части?
- Составьте план текста.
План:
- Тревога.
- Опасность.
- Отважная птичка.
Словарная работа:
кричит безостановочно, теряя способность прервать такое состояние.
Зашёлся криком —
Крутится юлой —
ведёт себя беспокойно, суетливо.
Ущелье — расщелина в горах.
Орфографическая подготовка:
п о лз,
е
о
- Поп…лз…нь-
- Гн…здо-
- Кр…чит-
- Ск…ла-
- Птен…чики-
- Из…гнулась- из о
- Всп…рхнула-
полз ё т
е
гн ё зда
и
кр и к
а
ск а лы
нч- пте нч ики
о
о
п о рх
Распределите слова в три группы:
кричит, вокруг, гнездо, криком, знак, клювом, зелёный, клюв, телом, гнёзд, ядовит, птичке, ползёт, близко, в воздухе, скала, узкая, знаком, змея
крик ом
клюв ом
тел ом
птичк е
в воздух е
знак ом
вокру г
кр и чит
гн е здо
зна к
клю в
з е леный
гне зд
я довит
бли з ко
п о лзёт
ск а ла
у з кая
зм е я
Запомни написание слов!
Запомни знаки препинания в предложениях.
Кричит птичка – скалистый поползень.
Еще немного – и гюрза заползет в гнездо.
И тут случилось чудо : маленький поползень вспорхнул , ударил гюрзу в затылок клювом , лапками , всем своим маленьким птичьим тельцем.
Перескажи текст по частям:
Напиши текст по плану и опорным словам:
Спасибо за работу!
- http://www.goldensites.ru/?page=71 — поползень
- http://green planeta.ucoz.net/publ/zagadki_o_pticakh/1-1-0-16-загадка
- https:// ru.wikipedia.org/wiki – о поползне, о гюрзе
План конспект урока по русскому языку на тему «Подробное изложение повествовательного текста» 4 класс
Технологическая карта урока
по русскому языку в 4 классе.
Выполнила: Хуштова Джульетта Мусраиловна
учитель начальных классов
I квалификационной категории
с.п. Урожайное, 2017г.
Тема: «Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану»
Цели деятельности учителя:
— формировать умение определять тему и главную мысль текст;
— формировать умение составлять план текста;
— формировать умение записывать текст изложения с опорой на план.
Планируемые результаты:
Личностные:
развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы;
принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
понимать ответственность за свои поступки.
Предметные:
определять тему, тип, главную мысль текста, озаглавливать текст;
составлять план текста;
передавать содержание текста с опорой на план.
Тип урока: закрепление.
Оборудование: Презентация в формате PowerPoint 97-2003, Учебник «Русский язык» 4 класс 1 часть В. П. Канакина,
В. Г. Горецкий
1 мин
— Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок русского языка.
— Сейчас тихо-тихо сядет на свои места первый ряд, а теперь я послушаю, какой ряд сядет тише, второй или третий.
Приветствовать учителя.
Регулятивные— обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Мотивационный
Словесн.: слово учителя
2 мин
— Что такое изложение? (Письменный пересказ текста.)
— О ком мы будем писать сегодня изложение, узнаете, отгадав ребус: Собака
— О ком будем писать изложение? (О собаке.)
— Какую цель мы поставим перед собой? (Написать подробное изложение по прочитанному тексту.)
Размышлять над целью урока и учебной деятельностью.
Регулятивные — постановка учебной задачи; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия.
Постановка учебной задачи и её решение
Словесн.: слово учителя; озаглавливание текста; толкование значения слов; анализ текста; озаглавливание частей текста.
Практич.: вставка пропущенных орфограмм; пересказ частей текста; выполнение физкультминутки.
17 мин
Чтение текста учителем.
— О чем этот рассказ? (О собаке, которую оставили на балконе.)
— Докажите, что это текст. (Предложения в тексте связаны по смыслу.)
— Чего не хватает? (Заголовка.)
— Что отражает заголовок текста? (Главную мысль текста.)
— Как бы вы озаглавили рассказ? (Мой вариант «Помощь друга».)
— В тексте вы заметили слово «Боксер». В русском языке это слово имеет два значения: 1) спортсмен, занимающийся боксом; 2) порода сильных собак с широкой грудью и короткой шерстью.
— О ком мы будем писать изложение? (О собаке такой породы.)
— Определите тип текста. Докажите. (Повествовательный. В тексте мы много слов-действий – глаголов.)
— Пробегитесь глазками по тексту.
— Сколько частей в рассказе? (5 частей.)
— Как вы это определили? (5 абзацев.)
— Что это обозначает? (5 красных строк.)
— Прочитайте первую часть. Сколько в ней предложений? (3, 4 предложения.)
— Посмотрите на первое предложение. Что вы можете о нем сказать? (Оно сложное, состоит из двух простых.)
— Как можно озаглавить первую часть? (Собаку оставили на балконе. Ожидание.)
— Прочитайте вторую часть. Сколько в ней предложений? (6 предложений.)
— Посмотрите на предпоследнее предложение в этой части. Что вы можете о нем сказать? (Однородные сказуемые.)
— Как можно озаглавить вторую часть? (Долгожданная радость.)
— Прочитайте третью часть. Найдите восклицательное предложение. Прочитайте его выразительно. Что оно выражает? (Радость, восторг, счастье.)
— Какие слова помогают…
— Как озаглавим? (Благодарность в глазах собаки.)
— Прочитайте четвертую часть. Сколько в ней предложений? (3, 4 предложения.)
— Что вы можете сказать о втором предложении? (Оно сложное, состоит из двух простых.)
— Как можно озаглавить четвертую часть? (Прогулка.)
— Прочитайте пятую часть. Сколько в ней предложений? (2 предложения.)
— Как можно озаглавить пятую часть? (Возвращение домой.)
— При написании изложения будет много трудных слов. На доске записаны слова, в которые нужно вставить пропущенные орфограммы. (1 – жильцы, оставили, балкон, (не) сводил; 2 – появился, загорелись, собака, взвизгнул, сарай, переставил, перила; 3 – припасы, голоден, (с) жадностью, благодарность; 4 – похлопал, отправились; 5 – возвратившись, преданность.)
— Это ваши слова-помощники. Обращайтесь к ним, когда будете писать изложение.
— Теперь вернемся к нашему тексту. Прочитайте 1 часть. Перескажите. (заголовок)
— Прочитайте 2 часть. Перескажите. Прочитайте 3 часть. Перескажите. (заголовок)
— Прочитайте 4 часть. Перескажите. Прочитайте 5 часть. Перескажите. (заголовок)
— Ребята, сколько красных строк в тексте? (5 красных строк. 5 абзацев в тексте.).
— Прочитайте весь текст еще раз.
— Ребята, давайте немного отдохнём перед написанием изложения.
Слушать текст.
Озаглавливать прослушанный текст.
Толковать значения слов.
Устно анализировать прослушанный текст.
Озаглавливать части текста.
Озаглавливать части текста.
Вставлять пропущенные орфограммы.
Пересказывать части текста.
Познавательные – слушаю текст.
Коммуникативные – участвуют в учебном диалоге.
Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме.
Коммуникативные – участвуют в учебном диалоге.
Коммуникативные – оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Личностные- установка на ЗОЖ.
Решение частных задач
Практич.: написание изложения
Словес.: чт-е изложения
16 мин
— Откройте свои тетради и запишите число прописью. Точки в конце не ставим.
Первое декабря
Изложение
Помощь друга
— Ещё раз прочитайте текст и постарайтесь его запомнить. Закройте учебники. Записываем изложение. Не забывайте, что в изложении будет 5 красных строк. Будьте внимательны при написании изложения.
— Ребята, кто хочет прочесть своё изложение всему классу?
Писать изложение по плану
Читать написанное изложение
Регулятивные – действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.
Познавательные –адекватно воспринимают оценку
Итог урока
Словесн.:
обобщение
3 мин
— Чем мы сегодня занимались на уроке?
— Какого типа был текст? Как вы это определили?
— Что вызвало трудности?
Подводить итог урока.
Регулятивный – осуществлять итоговый контроль.
Рефлексия
1 мин
— Если вы сегодня на уроке все поняли, поднимите зеленый карандаш. Если вы не все поняли — жёлтый. Если вы ничего не поняли, то красный.
Оценивать свою работу.
Регулятивные –
анализировать собственную работу.
Конспект урока русского языка на тему «Обучающее изложение» (4 кл.)
Конспект урока русского языка в 4 классе
Тема: Обучающее изложение
Тип урока: Развитие речи.
Цель: Совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавить текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями; развивать речь.
Формируемые УУД:
Познавательные: -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
-смысловое чтение;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные:- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
Регулятивные: — составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;
-способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;
Личностные: — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе личностных и социальных ценностей.
Оборудование: Интерактивная доска ActivInspire
Литература: «Русский язык» авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК: «Школа России» 4 класс
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Слайды флипчарта
Организация класса на работу
Актуализация знаний
Самоопределение к деятельности
Работа по теме урока
а) Приветствие
— Здравствуйте, дети!
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
К нам без опоздания
приходи ,старание.
Помоги нам потрудиться.
Мы пришли сюда учиться!
Распределите и запишите в тетрадь слова в три столбика в зависимости от вида орфограмм.
— Какие группы у вас получились?
Объясните правописание слов с безударными гласными и парными согласными в корне.
— как проверить написание слов третьей группы?
-Приведите свои примеры.
Отгадайте загадку:
Деревья лечит день- деньской.
По веткам, по стволам лазучит.
Деревьям всё же много лучше,
Когда несёт им непокой.
В дупле прописаны они…
Заботой живы….
Знакомство с текстом, беседа по содержанию.
— Сегодня на уроке мы продолжим учиться писать изложение,т.е. пересказывать текст письменно.
Упр. 180 (с. 101)
— Определите тип текста.
— О ком говорится в тексте?
— Какова тема текста?
— Что вы знаете о поползнях?
Прочитайте статью об этой птице
(на доске отрывок статьи «Поползень» из школьного словарика «Птицы России»)
— Как вы поняли, почему птица так называется?
— Какая птица по размеру?
— С каким животным пришлось сражаться поползню?
— Что вы знаете о гюрзе?
-Посмотрите иллюстрацию в учебнике.
-Опишите её.
— Посмотрите, какая она и что нам рассказывают об этом животном на экране.
-Почему такая маленькая птичка так отважно сражалась со змеёй?
— Что вы можете сказать о родителях- поползнях?
Составление плана.
— На сколько частей можно разделить текст?
О чём говорится в первой части?
-Как её можно озаглавить?
О чём говорится во второй части?
-Как её можно озаглавить?
О чём говорится в третьей части?
-Как её можно озаглавить?
-слова с безударным гласным в корне,
— слова с парным согласным
— слова с безударным падежным окончанием
(учащиеся по цепочке называют проверочные слова)
-словом с ударным окончанием того же склонения в том же падеже
-клювом-слоном
Телом- окном
Птичке- земле
(поползни)
Учащиеся самостоятельно читают текст про себя. Затем один из учеников читает текст вслух.
— Повествование.
Поползень- ползает по дереву
— Маленькая
Гюрза
Поползень защищал своё потомство.
Они заботливые, бесстрашные, самоотверженные.
Три части.
В ущелье гор тревога.
Тревога
Птенцам грозит опасность
Опасность
О том, как поползень сражался со змеёй.
Отважная птичка
Лексическая работа
— Что такое ущелье?
Давайте заглянем в «толковый словарик»
Почему птицу назвали «скалистый поползень»?
Как вы понимаете выражение зашёлся криком?
Как вы понимаете выражение крутится юлой?
Прочитайте объяснение в толковом словарике.
Как автор показывает, что опасность уже совсем близко?
-Почему Н. Сладков называет произошедшее чудом?
— Как это случилось?
Поползень, живущий в скалах, горах.
Сильно кричит
Вертится, беспокоится.
Тело змеи изогнулось вопросительным знаком, она приготовилась схватить добычу.
-Маленький поползень смог победить змею.
Он ударил змею в голову всем тельцем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Орфографическая работа
-Найдите группу однокоренных слов.
— Какая орфограмма корня требует проверки?
-Какие ещё слова с этой орфограммой встретились в тексте?
-Выпишите слова с непроверяемыми написаниями.
-Поползень. Ползёт, заползёт.
-Безударный гласный в корне.
-Скала, змея, гнездо, ядовитая, зелёное и др.
Работа над изложением
Учащиеся перечитывают текст, готовятся к изложению, пишут по плану. Самопроверка, редактирование текста.
Подведение итогов.
-Какие умения мы закрепляли при написании изложения?
-Какие затруднения вы испытывали?
-Что интересного узнали из текста?
— Кто доволен своей работой?