Содержание

Правила по русскому языку в 1-4 классах



                                                       


 


 


 


 


 


 


 


 


ПРАВИЛА  ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


1


 


О  ЗНАЧЕНИЯХ  СЛОВ


 


   Слова,  у  которых  есть  несколько  значений,  называются 


   МНОГОЗНАЧНЫМИ.


   Например:  ЛИСА  –  1.  То  же, что  лисица.


                                           2.  Хитрый  человек.


 


 


   Слова, которые  одинаково  звучат  и  пишутся, но  означают 


   разное, называются  ОМОНИМАМИ.


   Например:  ЛУК 1  –  растение;


                         ЛУК 2  –  оружие.


 


 


   Слова, близкие  по  смыслу, называются  СИНОНИМАМИ.


   Например:  месяц  –  луна.


 


 


   Слова, противоположные  по  смыслу, называются 


   АНТОНИМАМИ.


   Например:  белый  –  чёрный.


 


 


 


 


 


 


3


 


ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


 


   ДОПОЛНЕНИЕ – второстепенный  член  предложения,


   который  отвечает  на  вопросы  косвенных  падежей:


                                                        кого?        чего?


                                                        кому?       чему?


                                                        кого?        что?


                                                        кем?          чем?


                                                        о ком?       о чём?


    и  подчёркивается  отрывистой  линией.


 


 


   ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – второстепенный  член  предложения,


   который  отвечает  на  вопросы:  где?   куда?   когда?    


   откуда?  как?  и  подчёркивается  отрывистой  линией                               


   и  точкой.


 


 


   ОПРЕДЕЛЕНИЕ – второстепенный  член  предложения,


   который  отвечает  на  вопросы:  какой?  какая? какое?


   какие?  чей?  и  подчёркивается  волнистой  линией.


 


 


 


 


 


 


5


 


   ПРЕДЛОГ  –  это часть  речи, которая  служит  для  связи


   слов  в  предложении.


   Предлоги со словами пишутся раздельно


   Между  предлогом  и  словом  можно  вставить слово 


   или  вопрос.


   Например:  в (сосновом) лесуна (зелёной) ветке.


 


 


   МЕСТОИМЕНИЕ —  это  часть  речи, которая  указывает


   на  предметы,  признаки  и  качества, но  не  называет  их.


 


   ЛИЧНЫЕ  МЕСТОИМЕНИЯ:   я, мы,


                                                        ты, вы,


                                                        он, она, оно, они


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


7


О  СОСТАВЕ  СЛОВ


 


   ОКОНЧАНИЕ  –  это  изменяемая  часть  слова, которая 


   служит  для  связи  слов  в  предложении.


   Например:  читал  (что?)  книгу,


                         рассказывал (о  чём?)  о  книге.


 


   ОСНОВА  –  это  часть  слова  без  окончания.


   Например:  дедушка,  девочка,  облако.


 


   Родственные  слова  –  слова  с  РАЗНЫМИ  ОСНОВАМИ,


   в  которых  есть  ОБЩАЯ  (по  смыслу  и  по  написанию)


   часть.


   Например:  лес  ,  лесной,  лесник  .


 


   КОРЕНЬ  –  это  ОБЩАЯ  часть  ОСНОВ  родственных  слов.


   Например:  лес,  лесной,  лесник.


 


   СУФФИКС  –  это  часть  слова, которая  стоит  после  корня


   и  служит  для  образования  новых  слов.


 


   Например:  рыба,  рыбка,  рыбёшка,  рыбный (суп).


 


   ПРИСТАВКА  –  это  часть  слова, которая  стоит  перед 


   корнем  и  служит  для  образования  новых  слов.


 


   Например: бежать, забежать, добежать, убежать.


9


    Разделительный  Ъ  пишется  после  приставок,


   оканчивающихся  на  согласную, и  перед  корнем,


   начинающимся  с  гласных  е,  ё,  ю,  я.


   Например: подъезд, съёжился, объявил,


                     предъюбилейный.


   6.  В  именах  существительных  женского  рода  с


   ОСНОВОЙ на  шипящий  на  конце  слова  пишется  Ь.


   В  именах  существительных  мужского  рода  с 


   ОСНОВОЙ  на  шипящий  Ь  не  пишется.


   Например:  рожь, печь, мышь, вещь  –  ж. р.


                   ёж, грач, ландыш, лещ  –  м. р.


 7.  Названия  рек,  городов,  деревень,  морей,  имена  людей,


   клички  животных   называются  именами  собственными.


   Имена  собственные  пишутся  с  заглавной  буквы.


   Например:  Марина,  Волга,  Москва.


  8.  ЖИ – ШИ  пиши  с  буквой  И,  ЧА – ЩА  с  буквой  А,


   ЧУ – ЩУ  с  буквой  У.


   Например:  жизнь, машина, чашка, роща, чудо, щука.


   9.  Начало  предложения  пишется  с  большой  буквы.


   Например: Мальчики  играли  во  дворе.


 


   10. Предлоги  пишутся  отдельно  от  слова.  Между


   предлогом  и  словом  можно  вставить  другое  слово.


   Например:  Сосна  росла  у  берега.


                         Сосна  росла  у  (высокого)  берега.


   Приставка со словом пишется слитно.


11


ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ


 









Названия падежей


Вспомогатель-


ные слова


Вопросы


Предлоги


И. п.


есть


кто?  что?


 


Р. п.


нет


кого?  чего?


без, у, от, до, с, из, для, около


Д. п.


дам


кому?  чему?


к, по


В. п.


вижу


кого?  что?


на, за, про, в


Т. п.


восхищаюсь


кем?  чем?


с, за, над. под


П. п.


думаю


о ком?  о чём?


о, об, в, на


 


СКЛОНЕНИЕ – это  изменение  слова  по  падежам  и  числам.


 В  русском  языке  различаются  три  разных  типа  склонений существительных.


К  I  склонению  относятся  существительные  ж.р.  и м.р.  с  окончаниями  -а, -я  в  начальной  форме.


Например:стена, земля, папа, дядя.


 


Ко  II  склонению  относятся  существительные  ср. р. с  окончаниями  -о, -е,  а  также  существительные 


м. р.  с  нулевым  окончанием  в  начальной  форме.


Например:окно,  поле, стол ,  конь .


 


К  III  склонению  относятся  существительные  ж. р. с  нулевым  окончанием  в  начальной  форме.


Например:тетрадь рожь .


 


13


ГЛАГОЛ


СПРЯЖЕНИЕ – это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.


Личные окончания глаголов





 


Iспр.


 


IIспр.


 


 


— Е


 


— И


 


 


— УТ, -ЮТ


 


— АТ, — ЯТ


 


Спряжение  глаголов определяем по неопределённой форме.


 




 


Iспр.


 


IIспр.


             Все глаголы на


— еть, — ать, — оть,


— уть, — ть(кроме 11 глаголов исключений), а также глаголы на


– ить:брить, зиждиться, стелить


 


 


Глаголы на – ить (в неопределенной форме), а также 11 глаголов:


Гнать, дышать, держать и слышать.


Видеть, зависеть и  обидеть.


А ещё терпеть, вертеть,


  Ненавидеть и смотреть.


15


                                                       


   ТЕКСТ  –  это  группа  предложений,  расположенных 


   в  определённой  последовательности  и  связанных 


   по  смыслу, стилю  и  грамматически.


 


   ТЕМА ТЕКСТА  –  это  то,  о  чём  автор  пишет.


 


   ОСНОВНАЯ  МЫСЛЬ  автора  –  это  то, что  автор хочет


   сказать;  то, ради  чего  он  пишет  текст.


 


   ГЛАВНОЕ  ПЕРЕЖИВАНИЕ  автора  –  это выраженное


   в  тексте  отношение  автора  к  тому, о  чём  он  пишет.


 


 


ВИДЫ  ТЕКСТОВ


по  цели  высказывания


 


   Цель  автора  в  ТЕКТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ  –  рассказать 


   о  каких-либо  событиях.


 


   Цель  автора  в  ТЕКСТЕ-ОПИСАНИИ  –  описать  что-либо


   или  кого-либо  так, чтобы  читатель  смог  это  представить.              


 


 


 


 


 


 


2


  ПРЕДЛОЖЕНИЕ  –  это  слово  или  несколько  слов,


   связанных  по смыслу и  выражающих  законченную


   мысль.


ВИДЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЙ


         


   По  цели  высказывания  предложения  бывают:


        повествовательные  (сообщают о чём-либо),


        вопросительные  (задают вопросы),


        побудительные  (просят, требуют, советуют).


 


   По  интонации  предложения  бывают:


        восклицательные  (произносим с особым чувством),


        невосклицательные  (произносим спокойно). 


 


 


   ОСНОВА  ПРЕДЛОЖЕНИЯ  –  это  главные  члены


   предложения.


 


    ПОДЛЕЖАЩЕЕ  –  это  главный  член  предложения,


    который   обозначает  о  ком  или  о  чём  говорится 


    в  предложении  и  отвечает  на  вопрос  кто?  или  что?


    (подчёркивается  одной  чертой)


 


   СКАЗУЕМОЕ  –  это  главный  член  предложения,


   который  обозначает, что  в  предложении  говорится 


   о  подлежащем,  и  отвечает  на  вопрос  что  делает?


   что  делают?  что  сделал?   что  сделала?


   (подчёркивается  двумя  чертами)


4


 


   СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – это  два  слова, связанных 


   по  смыслу.  В  словосочетании  одно  слово  главное, а 


   другое  зависимое.


   Например:день(какой?) ясный,


                       гулял(где?) в  парке.


 


ЧАСТИ  РЕЧИ


   ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ  –  это  часть  речи, которая


   обозначает  предмет, явления  природы, события, вещи,


   людей, зверей  и  отвечает  на  вопросы  кто?  или  что?


   Например:(кто?)  девочка, медведь;


                       (что?)  урок, клён.


 


   ИМЯ  ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ  –  это  часть речи, которая


   обозначает  признак  предмета  и  отвечает  на  вопросы 


   какой?  какая?  какое?  какие?


   Например:(какой?)  красный, лесной,


                       (какая?)  весёлая,


                       (какое?)  яркое,


                       (какие?)  умные.


 


   ГЛАГОЛ  –  это  часть  речи, которая  обозначает


   действие  предмета  и  отвечает  на  вопросы 


   что  делает?  что делал?  что  сделал?


   Например:(что  делает?)  читает,


                       (что  делал?)  рисовал,


                       (что  сделал?) купил.


6


 


О  ФОРМАХ  СЛОВ


 


   Изменения  слова  –  это  ФОРМЫ  СЛОВА.


   Например:  (есть)  школьник  –  (нет)  школьника;


                         (он)  школьник  –  (они)  школьники.


 


 


   НАЧАЛЬНАЯ  ФОРМА   имён   существительных  –  


   это  форма  единственного  числа.   Слова  в  этой  форме


   отвечают  на  вопросы:  кто?  что?


   Например:  (кто?)  школьникшкольница;


                         (что?)  уроктетрадьокно.


 


 


   НАЧАЛЬНАЯ  ФОРМА   имён   прилагательных  –


   это  форма  мужского  рода  единственного  числа.  Слова


   в  этой  форме  отвечают  на  вопрос:  какой?


   Например:  (какой?)  грамотный,   сильный.


 


 


   НАЧАЛЬНАЯ  ФОРМА   глаголов  –  это  форма,  которая 


   отвечает  на  вопросы:  что  делать?  что  сделать?


   Например:  (что  делать?)  писать;


                         (что  сделать?)  написать;


                         (что  сделать?)  помочь.


 


 


8


ОРФОГРАММЫ


 


   1.  Чтобы  проверить  БЕЗУДАРНУЮ  ГЛАСНУЮ  в  корне      


   слова,  надо  подобрать  родственное  слово  или  другую      


   форму  этого  слова  так, чтобы  на  эту  гласную  падало 


   ударение.


   Например:  вода – водный,  вода – воды.


 


   2  Чтобы  проверить  ПАРНУЮ  ЗВОНКУЮ  или  ГЛУХУЮ


   СОГЛАСНУЮ  в  корне  слова,  надо  подобрать


   родственное   слово  или  другую  форму  этого  слова   так,


   чтобы  после   согласной  была  гласная.


 


   Например:голубка  –  голубушка, завод  –  заводы.


 


   3.  В  некоторых  словах  согласные  Т,  Д,  Л,  В  пишутся,


   но  не  произносятся.


   Чтобы  проверить  НЕПРОИЗНОСИМУЮ  СОГЛАСНУЮ, 


   надо  подобрать  родственное  слово  так, чтобы  эта 


   согласная  хорошо  слышалась.


   Например:  солнце – солнышко,


                      капустный – капуста.


 


 


     4.  Разделительный  Ь  пишется  в  корне  и  после  корня 


   слова   за  согласной  перед  гласными  е,  ё,  ю,  я,  и.


 


   Например:  платье, скамья, вьюга, соловьи, вьёт10


 


   11. ЧАСТИЦА  НЕ  с  глаголами  пишется  раздельно.


   Например: не  спешить, не  рисовать.


 


   12. Буквосочетания  ЧК,  ЧН,  НЩ,  ЩН,  НЧ  пиши  без  Ь.


   Например:  девочка, ручной, каменщик, помощник,


                   кончик.


 


  13.В  ОКОНЧАНИЯХ имён  существительных после


   Ц пишется  буква  Ы.


   Например: голубцы, птенцы, леденцы.


 


   В  КОРНЯХ слов  после  Ц  пишется  буква  И.


   Например: циркуль, цифра, циркач.


   Исключения: цыц, цыган, цыплёнок, цыкать,  


                        на цыпочках.


 


  14. Слово  переносится  ПО  СЛОГАМ.  Слово,  состоящее 


   из  одного  слога,  не  переносится.


   Например:  лам-па, иг-ла, ве-тер, день.


   Одну  букву  нельзя  оставлять  на  строке  и  переносить


   на  другую  строку.


   Например: якорь,  ИраЮлия.


   Буквы  ь,  ъ,  й  при  переносе  слова  нельзя  отделять  от 


   стоящей  впереди  буквы.


   Например:  май-ка,  конь-ки,  подъ-езд.


   При  переносе  слов  с  двойными  согласными  одна  буква 


   остаётся  на  строке, а  другая  переносится.


   Например:  суббота, хоккей, коллекция.


12


 


 


Безударные  падежные  окончания  имён  существительных


 






 


Iскл.


IIскл.


IIIскл.


Р. п.



 



Д. п.



 



П. п.





 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


14


 


 


Твои бабушки и дедушки запоминали глаголы-исключения


на -ать и -еть так:


ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ,


ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ и ОБИДЕТЬ,


А потом СМОТРЕТЬ, ВЕРТЕТЬ,


НЕНАВИДЕТЬ и ТЕРПЕТЬ.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


16


 


 

Русский язык 4 класс

Представляем Вам подборку материалов по русскому языку для 4 класса начальной школы, для повторения и самостоятельного изучения онлайн.


Предложение

 

Однородные члены предложения

 

Определение

 

Дополнение

 

Обстоятельство

 

Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения

 

Правописание

 

Правописание падежных окончаний имён прилагательных

 

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

 

Написание ТСЯ и ТЬСЯ в конце глаголов

 

Имя числительное

 

Местоимение

 

Наречие

 

Для улучшения успеваемости или подготовки к экзаменам, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!

 

Желаем Вам успехов!

 

перейти к материалам 5 класса >>>

 

вернуться на страницу «Русский язык для школьников» >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

  • Русские тексты с аудио
  • Диалоги на русском языке
  • Видео на русском с субтитрами
  • Упражнения по правильному произношению
  • Русские скороговорки в аудио формате
  • Общие фразы на русском
  • Русские сленговые выражения
  • Анекдоты на русском с переводом на английский

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

  • ОГЭ по русскому языку
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Экзамены для мигрантов (Патент, РВП, ВНЖ, Гражданство РФ)

Мы рекомендуем:

  • Лучшие репетиторы по русскому

Самое необходимое из теории:

  • Грамматика русского языка

Предлагаем пройти тесты онлайн:

  • Тест на уровень владения русским
  • Тест по лексике русского
  • Тесты по грамматике русского
  • Какой язык учить?

Рекомендуемые статьи и видео:

  • Как успешно пройти собеседование на русском
  • ТВ – средство изучения иностранного языка
  • Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
  • Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
  • 5 правил успешного изучения языка
  • Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
  • Как улучшить беглость речи
  • Видео: «Как улучшить произношение и понимание

Ещё статьи >>>

Справочник по русскому языку для начальной школы

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы

Алфавит

Гласные звуки и буквы, их обозначающие

Согласные звуки и буквы, их обозначающие

Глухие и звонкие согласные
Мягкие и твёрдые согласные

Слог

Ударение

Фонетический разбор

Окончание

Основа слова

Корень и однокоренные (родственные) слова

Однокоренные слова и формы слова
Сложные слова

Приставки и их значения

Суффикс

Значения суффиксов

Части речи

Имя существительное

Нарицательные и собственные имена существительные
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Род имен существительных
Число имен существительных
Падеж имен существительных

Родительный падеж множественного числа

Склонение имен существительных

Склонение имен существительных во множественном числе

Особенности склонения слов «мать» и «дочь»

Разносклоняемые существительные

Несклоняемые существительные

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие

Морфологический разбор имени существительного

Имя прилагательное

Род, число, падеж прилагательных
Полные и краткие формы имён прилагательных
Разряды имён прилагательных
Степени сравнения имён прилагательных
Морфологический разбор имени прилагательного

Имя числительное

Количественные числительные

Дробные числительные

Порядковые числительные
Собирательные числительные
Склонение имён числительных
Морфологический разбор имени числительного

Местоимение

Личные местоимения

Склонение личных местоимений

Морфологический разбор местоимения

Глагол

Неопределённая форма (инфинитив) глагола
Возвратные глаголы
Времена глагола

Прошедшее время глаголов

Настоящее время глаголов

Будущее время глаголов

Лицо и число глагола
Спряжение глаголов
Вид глаголов
Морфологический разбор глагола

Наречие

Группы наречий по значению
Морфологический разбор наречия

Частица

Союз

Предлог

Словосочетание

Предложение

Виды предложения по цели высказывания
Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)
Предложение с обращением
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Тире между подлежащим и сказуемым

Односоставные и двусоставные предложения

Второстепенные члены предложения
Предложения распространенные и нераспространенные
Однородные члены предложения
Простое и сложное предложения
Предложения с прямой речью

Слово и лексическое значение слова

Однозначные и многозначные слова
Прямое и переносное значение слова

Синонимы

Антонимы

Омонимы

Паронимы

Устаревшие и новые слова

Фразеологизмы

Текст

Типы текста

Стили речи

Средства художественной выразительности речи

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Сочетания ЧК/ЧН, ЩН, СТ/СН, ЗД/ЗН

Грамматический мягкий знак после шипящих

Неупотребление мягкого знака после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Правописание приставок и предлогов

Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И — Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание «не» с глаголами

Перенос слов

Поделись с друзьями в социальных сетях:


© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright


Нашли ошибку?


Связаться с нами





Русский язык, 4 класс: уроки, тесты, задания

Русский язык, 4 класс: уроки, тесты, задания





    1. Главные и второстепенные члены предложения





    2. Типы связи в словосочетаниях





    3. Однородные члены предложения, знаки препинания при них





    4. Отличие простого предложения с однородными членами от сложного предложения






    1. Заимствованные слова. Словари





    2. Обобщение представлений о значимых частях слова. Словари






    1. Слова с безударными гласными, парными согласными. Слова с удвоенными и непроизносимыми согласными





    2. Различение приставки и части корня. Чередование согласных в корне, суффиксе





    3. Роль мягкого и твёрдого знаков






    1. Деление частей речи на самостоятельные и служебные





    2. Порядковые и количественные числительные (общее представление)





    3. Наречие как часть речи (общее представление)





    4. Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Правописание словарных слов–наречий






    1. Несклоняемые имена существительные





    2. Три склонения имён существительных. Алгоритм определения склонения





    3. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе





    4. Вариативное написание окончаний имён существительных в родительном падеже





    5. Различение имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах





    6. Правописание имён существительных, оканчивающихся на шипящий или ц, в творительном падеже





    7. Предлоги о, об. Предложный падеж имён существительных





    8. Правописание падежных окончаний имён существительных множественного числа в именительном падеже





    9. Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже





    10. Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном






    1. Полная и краткая формы имён прилагательных. Образование и правописание краткой формы





    2. Качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные





    3. Склонение имён прилагательных мужского и среднего родов





    4. Склонение имён прилагательных женского рода





    5. Склонение имён прилагательных во множественном числе






    1. Местоимения первого и второго лица единственного и множественного числа





    2. Местоимения третьего лица единственного и множественного числа






    1. Инфинитив. Образование временных форм. Глагольные приставки и суффиксы





    2. Спряжение глаголов (общее представление)





    3. Личные окончания глаголов первого и второго спряжений





    4. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями





    5. Возвратные глаголы. Правописание -тся и -ться





    6. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам





    7. Основы глаголов прошедшего времени. Правописание буквы перед суффиксом –л





    8. Правописание суффиксов глаголов –ива, –ыва, –ова, –ева





Памятки по русскому языку 1-4 классы по всем темам

существительные:

а) по числам (один – много, много –один)

река – реки, ряды –ряд

б) по падежам (форма косвенного падежа – форма И.п.)

в порту – порт

прилагательные:

полная – краткая форма

веселый – весел, босой – бос

глаголы:

а) по числам

хожу — ходим

б) по родам

принесла – принес

в) по временам

варил – варит, привязал -привяжет

слово другой части речи

цветной – цвет

темнота – темный

внутри одной части речи

а) существительное

«большой – маленький»

зерно-зёрнышко

«назови ласково»

нога – ноженька

голова – головушка

б) глаголы

«без приставки»

уходить – ходит

«другой вид»

прибежать – бегать

посмотреть — смотрит

Способы, приемы проверки

Изменить слово

Подобрать родственное слово с той же значимой частью (морфемой):

существительные:

а) по числам (один – много, много –один)

река – реки, ряды –ряд

б) по падежам (форма косвенного падежа – форма И.п.)

в порту – порт

прилагательные:

полная – краткая форма

веселый – весел, босой – бос

глаголы:

а) по числам

хожу — ходим

б) по родам

принесла – принес

в) по временам

варил – варит, привязал -привяжет

слово другой части речи

цветной – цвет

темнота – темный

внутри одной части речи

а) существительное

«большой – маленький»

зерно-зёрнышко

«назови ласково»

нога – ноженька

голова – головушка

б) глаголы

«без приставки»

уходить – ходит

«другой вид»

прибежать – бегать

посмотреть — смотрит

существительные:

а) по числам (один – много, много –один)

река – реки, ряды –ряд

б) по падежам (форма косвенного падежа – форма И.п.)

в порту – порт

прилагательные:

полная – краткая форма

веселый – весел, босой – бос

глаголы:

а) по числам

хожу — ходим

б) по родам

принесла – принес

в) по временам

варил – варит, привязал -привяжет

слово другой части речи

цветной – цвет

темнота – темный

внутри одной части речи

а) существительное

«большой – маленький»

зерно-зёрнышко

«назови ласково»

нога – ноженька

голова – головушка

б) глаголы

«без приставки»

уходить – ходит

«другой вид»

прибежать – бегать

посмотреть — смотрит