Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку (4 класс)
Олимпиадные задания по русскому языку для 4 класса.
Занятие №1 Цель: учить выстраивать цепочки рассуждений
1. Какие из данных слов обозначают группу людей? Толпа, гурьба, стадо, орава, стая, куча.
2. Найди ошибки в образовании слов, запиши верный вариант.
а) В соревновании участвовали ученики обоих школ.
б) Внимательно слушав учителя, он всё усваивал.
3. Какие из данных слов происходят от того же корня, что и слово «стол»?
Столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье.
4. У вас с другом испортились отношения. Какими словами можно описать их после этого печального события? Натянутые, напряженные, надутые, наплевательские, нахмуренные, между нами чёрная кошка пробежала.
5. Ответь на вопрос пословицей или поговоркой.
Кем будет казак, если будет терпеть?
Когда считают цыплят?
Чего не утаишь в мешке?
Когда приходит аппетит?
Что нада сделать, когда назвался груздем?
Чем клин вышибают?
Какой праздник для кота однажды заканчивается?
6. Поставь ударене в словах.Цепочка, искра, щавель, клеить, километр, алфавит, документ, портфель, добыча, столяр.
Занятие №2 Цель: учить выстраивать цепочки рассуждений
1. Напиши слова правильно. Потрет, центер, транвай, конфорт, колидор, коклета.
2. Найди лишнюю пару слов и подчеркни её. Робкий — смелый, тёмный — светлый, широкий — узкий, глубокий — мелкий, громкий — сильный, умный — глупый.
3. К данным существительным подбери прилагательные. Рояль, шампунь, тюль, фамилия, пюре, картофель.
4. Сколькими способами можно в ряду букв «поднимитеперья» расставить пробелы (не вставляя никаких знаков препинания), чтобы получилась фраза? Запишите все варианты.
5. Составь «лесенку» слов на букву М, чтобы каждое последующее слово было на одну букву больше предыдущего.
М _
М _ _
М _ _ _
М _ _ _ _
М _ _ _ _ _
М _ _ _ _ _ _
6. Укажи части речи в отрывке из сказки Л. Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес».
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
О, бойся Бармаглота, сын!
Он так свиреп и дик,
А в гуще рымит исполин —
Злопастный Брандышмыг!
Занятие №3 Цель: развитие способностей анализировать.
1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
(А) палисадник; (Б) камыш; (В) заслонка; (Г) посёлок; (Д) укротитель.
2. Найди в стихотворении существительное, имеющее только форму единственного числа.
На сосне и на березе – бахрома:
Белой пряжей их запутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на березе и сосне.
3.Одним словом объясните значения заимствованных слов.
Антракт, дегустация, лозунг, финал.
4.Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в ней встречается звуки [а] и [о].
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все прекрасные пловцы. (______________________________ )
Ответ: [а] — __________ раз; [о] — __________ раз.
5. Назови одним словом.
Жидкое косметическое средство для мытья волос — ____________________________
Резиновая соска для младенца — ____________________________________________
Вьющаяся или завитая прядь волос — ________________________________________
Мера длины, равная десяти сантиметрам — ___________________________________
Непосещение школы без уважительной причины — ____________________________
Устройство для замораживания продуктов — __________________________________
Подземный транспорт — ___________________________________________________
Детская игрушка волчок — _________________________________________________
Сумка туриста — _________________________________________________________
Сахар в кусочках — _______________________________________________________
Ответы к занятию
1.(Б) камыш .
2.Бахрома
3Антракт – перерыв, дегустация – проба, лозунг — призыв, финал – конец
4. (Аквариум)
[а] – 16 раз; [о] — 8 раз.
5.Шампунь Пустышка Локон Дециметр Прогул Морозильник Метро Юла Рюкзак Рафинад
Занятие №4 Цель: развитие способностей анализировать.
1. . Вот список существительных:
очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.
У каких из них нет формы единственного числа?
__________________________________________________________________
2. Какое слово написано с ошибкой?(А) бреют; (Б) клеют; (В) реют; (Г) сеют; (Д) тлеют.
3.Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол:
столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье
4. Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно…» Как ему надо закончить фразу? (А) с расписанием; (Б) расписания; (В) расписанию;
(Г) расписаний; (Д) по расписанию.
5. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:
чулки — _____________________ хозяева — _______________________
туфли — _____________________ санатории — ________________________
носки — _____________________ помидоры — ________________________
килограммы — _________________ каникулы — _______________________
ботинки — __________________ домишки — ________________________
6. Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:
Готовь лыжи летом. __________________________________________________
Шайбы по весне считают ______________________________________________
Когда в соседях согласья нет ______________________________________________
7. путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное должны быть использованы все буквы.
Лик + пена =_________________________________________
Иск + том = _________________________________________
Кожа + ворон = ________________________________________
Ответы к занятию
1. бигуди, жалюзи санки, каникулы.
2.(Б) клеют;
3. столовая, столица, столяр, столешница, престол, застолье
4.(В) расписанию;
5.чулки — чулок хозяева — хозяев
туфли — туфель санатории — санаториев
носки — носков помидоры — помидоров
килограммы — килограммов каникулы — каникул
ботинки – ботинок домишки — домишек
6.Готовь сани летом, а телегу — зимой.
Цыплят по осени считают.
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
7.Лик + пена = пеликан Иск + том = москит, мостик
Кожа + ворон = жаворонок
Занятие №5. Цель: развитие гибкости мышления
1.Составь слова используя все буквы:
А О С Н В М Т К О _____________________________________
Б И Ь И Л У Н Д К_________________________________________
2. Подчеркни несклоняемые существительные Музей, кони,бревно, пальто, кино, перо, шоссе, шимпанзе, фонари, кудри, колибри, ателье, кофе, такси, бассейн, кенгуру.
3. Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.
а) Овладевать собой, успокаиваться — …
б) Очень тесно — …
в) Усиленно думать над трудным вопросом — …
г) Хорошо запомнить — …..
4. Дан текст в транскрипции: [у м’ ин’ а п’ ич’ ал’ ный’ в’ ит // галава май’а бал’ит // йа ч’ ихай’ у / йа ахр’ ип // што такой’ э // эта гр’ ип // н’ и рум’ аный’ гр’ ип в л’ису / а паганый’ гр’ ип в насу //]. запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации.
5. Какие слова переданы фонетической транскрипцией?
[прут], [сй’эст], [й’эст], [бай’укат’], [рот], [душка], [грус’т’], [л’эс’т’].
6. Составьте предложение, используя все слова (форму слов изменять нельзя): день, над, густой, серый, клубился, озером, сырой, круглым, в, молочный, ненастный, непроглядный, этот, туман.
7. Вставь подходящие корни слов так, чтобы получился связный текст:
…… очка …… ушка по…… ила …… ышко.
Вы……ло на …… ке ……ое ……ышко.
Ответы к занятию
1.Космонавт, будильник
2.пальто, кино, шоссе, шимпанзе, колибри, ателье, кофе, такси, кенгуру
3.Брать себя в руки.
Яблоку негде упасть.
Ломать голову.
Зарубить себе на носу
4.Ответ: У меня печальный вид. Голова моя болит. Я чихаю, я охрип. Что такое? Это грипп! Не румяный гриб в лесу, а поганый грипп в носу.
5.Ответ: Пруд, прут. Съест, съезд. Ест. Баюкать. Рот, род. Дужка, душка. Грусть, груздь. Лесть, лезть.
6. Ответ: В этот ненастный серый сырой день над круглым озером клубился молочный густой непроглядный туман.
7. Ответ: Девочка Золушка посадила зернышко. Выросло на грядке золотое солнышко.
Занятие №6. Цель: развитие гибкости мышления
1.Даны первые и последние буквы слов: т… е, л… ь. Какими частями речи могут быть данные слова, и в состав какой части слова могут входить указанные буквы? (Укажи все возможные варианты.) Приведи примеры.
2. Закончи пословицы:
Какова пряха, …
Не сиди сложа руки, …
3. Переставь буквы так, чтобы получились пословицы. Запиши их.
ВВКЛОО БОСТЬЯЯ – В ЕСЛ ЕН ДИОТХЬ.
ТЕН АДМЫ ЗБЕ ГНЯО.
4. Прочитай текст, в котором заблудились устойчивые словосочетания. Подчеркни их и запиши верно все предложения.
Дождь лил как снег на голову. Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин. Я знал городские переулки как рыба в воде. Гости свалились как из ведра. Он всегда врет как по маслу. У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.
5. Составь пословицы из слов: дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье.
6. Составь предложение из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы: В, С, Н, Т. Последовательность букв менять нельзя.
7. Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях: в гостинице, в зоопарке, в поликлинике, в поезде, в школе, в музее, в монастыре, в самолете, на корабле, в театре, на заводе, в больнице.
Ответы к заданию
1.Ответ: Теплое – прилагательное, Лить – глагол, тверже – наречие, лесть – сущ.,табачище – сущ., лань – сущ.,творение – сущ., лапоть – сущ.,
телевидение – сущ., лишь – наречие.тридцатое – числительное,тебе – местоимение.
2.Ответ: Какова пряха, такова и рубаха. Не сиди сложа руки, не будет скуки.
3. Ответ: Волков бояться – в лес не ходить. Нет дыма без огня.
4. Ответ: Дождь лил как из ведра. Скоро дело наладилось и пошло как по маслу. Я знал городские переулки как свои пять пальцев. Гости свалились снег на голову. Он всегда врет как сивый мерин. У себя во дворе Мишка был как рыба в воде.
5.Ответ: Шило в мешке не утаишь. Ученье – свет, а неученье – тьма.
6. Ответ: Вера, Света, Настя танцуют
7. Ответ: Номер, клетка, кабинет, купе, класс, зал, келья, каюта, ложа, цех, палата.
Занятие №7. Цель: учить выстраивать цепочки рассуждений
1. Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составь 10 существительных.
2. Распредели слова на две группы: добрый, доброта, белила, беленький, солнышко, солнечный.
3. Распредели слова на две группы: водитель, громоотвод, водокачка, водопой, приводить, водоворот.
4. Распредели слова на две группы: вода, водитель, водит, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.
5. Подбери и запиши слово такого же состава, как слово ПОВОЗКА.
Ответы к занятию.
1. Ответ: Рот, класс, кино, кот, ток, кол, сок, коса, оса, рок, вор, ров, лак и т. д.
2. Ответ: Существительные: доброта, белила, солнышко. Прилагательные: добрый, беленький, солнечный.
3.Ответ: Водитель, громоотвод, приводить – от «водить»; водокачка, водопой, водоворот – от «вода».
4.Ответ: Возможны любые из вариантов.
а) По смыслу: 1-я группа – вода, водичка, жидкость, кипяток; 2-я груп-
па – водитель, водит, шофёр, таксист.
б) По частям речи: существительные: вода, водитель, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.
Глагол: водит.
в) Однокоренные слова: вода – водичка, водитель – водит. Слова, не являющиеся однокоренными: жидкость, шофёр, таксист, кипяток.
5.Ответ: Запеканка, посадка, побелка и т. д.
Занятие №8. Цель: учить выстраивать цепочки рассуждений
1. Подбери и запиши по два слова с таким же составом, как слова ПОЛЁТ, УГОЛОК.
2. К данным словам подбери слова, близкие по значению. Выдели окончания, обозначь падеж и склонение: по шоссе – …, об Отчизне – …
3. Подбери и запиши такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.
4.В этом тексте подчёркнуты сравнения. Со всем ли ты согласен? Найди ошибки, перепиши и подчеркни так, как считаешь нужным.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
5. О происхождении какого фразеологизма идёт речь?
В стародавние времена четверг был Громовым днём. В этот день славяне молились о дожде своему суровому богу Перуну. Но мольбы часто оставались тщетными.
6.Над каждым фразеологическим оборотом напиши, что он обозначает
Если вы повесили нос, то зарубите себе на носу и хоть кровь из носу, выполняйте
правило первое: выше нос! Если кто-то суёт нос в ваши дела и пытается водить вас
за нос и даже оставить вас с носом, то, встретившись с ним нос к носу, скажите ему:
«Мне это не по ноздре!»
Ответы к занятию
1. Ответ: Полет – поезд, поход, восход; уголок – ездок, вершок.
2 Ответ: По шоссе – по дороге (Д. п., 1-е скл.). Об Отчизне – о Родине (П. п., 1-е скл.).
3. Ответ: Мышь, дочь, пень, пеньки и т. д.
Занятие №9
1.Разгадай шараду по теме урока «Проверяемые безударные гласные». Напиши 2 слова.С буквой Е торопят, если знают, что недолго уж до срока,_____________________
С буквой И учительница часто говорит в конце урока.________________________
2. Отгадай задуманные слова. Что это? Затем составь с ними по одному устойчивому словосочетанию и запиши ниже на строке. 1) Их заговаривают, скалят, кладут на полку.______________
2) Под ними теряют почву, их под собой не чуют, под ними путаются . __________________
3) Его задирают, с ним остаются, за него водят. ___________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Замени иноязычные слова сложными русскими словами.
1)Каллиграфия-________________________________________
2)Орфография-________________________________________
3) Эгоизм-_____________________________________________
4.Как называются жители этих стран?
1)Россия-_______________________________
2)Япония-______________________________
3)Дания-_______________________________
4)Индия-_______________________________
5)Приднестровье -______________________
5. Составь предложения со словами: одеть и надеть. Запиши их ниже.
__________________________________________________________________
Ответы к заданию
1.Разгадай шараду по теме урока «Проверяемые безударные гласные». Напиши 2 слова.
С буквой Е торопят, если знают, что недолго уж до срока,_____________________
С буквой И учительница часто говорит в конце урока.________________________ (спеши — спиши)
2. Отгадай задуманные слова. Что это? Затем составь с ними по одному устойчивому словосочетанию и запиши ниже на строке. 1) Их заговаривают, скалят, кладут на полку.______________
2) Под ними теряют почву, их под собой не чуют, под ними путаются.__________________
3) Его задирают, с ним остаются, за него водят. ___________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
( зубы, ноги, нос)
3.Замени иноязычные слова сложными русскими словами.
1)Каллиграфия-________________________________________
2)Орфография-________________________________________ 3) Эгоизм-_____________________________________________
(Чистописание, правописание, себялюбие)
4.Как называются жители этих стран?
1)Россия-_______________________________
2)Япония-______________________________
3)Дания-_______________________________
4)Индия-_______________________________
5)Приднестровье -______________________
(россиянин, японец, датчанин, индиец, приднестровцы)
Занятие №10.
1.Поставь в словах ударение, определи, сколько здесь слов.
Ирис, чудно, вилок, белок, окуни. _________________________
2. Какое слово русского языка одновременно обозначает то же, что и слова за скобками? Помни, что число чёрточек равно числу букв в данном слове. Запиши эти слова.
1) Часть суток ( — — — — — ) приём гостей.
2) Выражение лица ( — — — — ) взрывной снаряд
3) Застёжка ( — — — — — — ) электрический заряд.
3. Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.
Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 со стола.
__________________________________________________________________
4. Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении.
Жар солнца — жар чувств
Каменное здание — каменное сердце
Строить планы — строить мост
Ответы к заданию
1. 10 слов
2. Какое слово русского языка одновременно обозначает то же, что и слова за скобками? Помни, что число чёрточек равно числу букв в данном слове. Запиши эти слова.
1) Часть суток ( — — — — — ) приём гостей.
2 ) Выражение лица ( — — — — ) взрывной снаряд
3) Застёжка ( — — — — — — ) электрический заряд.
( вечер, мина, молния)
3. Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.
Прежде чем вся семья опять сядет за стол,предврительно вытри со стола.
4. Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении.
— жар чувств
— каменное сердце
Строить планы
Олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) по теме: Олимпиада по русскому языку для 4 класса
Олимпиада по русскому языку для 4-х классов
1. Поставь в словах ударение в соответствии с современными литературными нормами.
Балованный, баржа, бахчевой, безудержный, арест, ветеринария, возрастной,
гусеница, дециметр, зазвонить, изваяние, искра, иконопись, исчерпать, ломота, мастерски, монумент, портфель.
2. Запиши слова, которые получатся, если произнести звуки в обратном порядке.
Лей — _______________
Шей — ______________
Шёл — ______________
Лёд — _______________
3. Подчеркни слова, имеющие одинаковые окончания. Выдели эти окончания.
Домов, столов, коров, ковров, голов, основ.
Степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.
4. Подбери и запиши синонимы к именам прилагательным.
Верный друг – _____________________________________________________.
Верное средство – _________________________________________________.
Верный ответ – __________________________________________________.
5. Подбери к существительным кенгуру, какаду, кафе, вуаль,
рояль, фойе, тюль, шампунь, кофе,
мозоль подходящие по смыслу имена прилагательные в единственном числе. Запиши
получившиеся словосочетания.
6. Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк.
А как будут называться эти животные женского рода? Запиши.
Ответ:
7. Закончи пословицы:
У кого что болит, тот ____________________________________________________.
Где много слов, там _______________________________________________.
Долго спать, с долгом ______________________________________________.
Ехал бы воевать, да ленив __________________________________________.
За всё берётся, да _________________________________________________.
Тяжело в учении, _________________________________________________.
8. Прочитай стихотворение. Вставь в слова пропущенные буквы.
Чуть со_нце пригрел_ откосы
И стал_ в л_су пот_плей,
Б_рёза з_лёные косы
Развесила с тонк_ ветвей.
Вся в бел_ платье одета,
В с_рёжках, в л_стве кружевной
Ст_ит, ярким со_цем согрета,
Она на опушк_ л_сной.
Раздели слова с пропущенными буквами на две группы и запиши их. Объясни,
по какому признаку ты выполнил (а) деление слов на группы.
1 группа_ ___________________________________
2 группа____________________________________
9. Укажите имя существительное женского рода:
Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь, тюль, депо
10. В каком слове количество букв и звуков совпадает, подчеркни это слово:
Семь, ёж, прелестный, боюсь, сеют
Ответы и критерии оценки
За каждую орфографическую ошибку, допущенную при выполнении олимпиадных заданий – минус 0,25 балла.
Задание 1.
Бало! ванный, ба! ржа, бахчево! й, безу! держный, аре! ст, ветерина! рия,
возрастно! й, гу! сеница, дециме! тр, зазвони! т, извая! ние, и! скра (искра!),
и! конопись, исче! рпать, ломо! та, мастерски!, монуме! нт, портфе! ль.
0, 25 балла за каждое верно поставленное ударение
Задание 2.
Ель, ешь, ложь, толь.
0,5 балла за каждое слово, всего 2 балла
Задание 3
Домов, столов, ковров (окончание –ов)
Степей, ножей, ушей, юношей (окончание – ей)
2 балла
Задание 4.
Возможные варианты ответов: преданный друг, эффективное лекарство, правильный ответ.
0,5 балла за верно подобранное слово.
Задание 5.
Большой кенгуру, хохлатый какаду, известное кафе, чёрная вуаль, старинный рояль,
просторное фойе, прозрачный тюль, детский шампунь, горячий кофе, больная мозоль.
0,25 балла за каждое словосочетание. Всего 2,5 балла.
Задание 6.
Корова, курица, овца, утка, свинья, гусыня, индюшка, слониха, медведица, волчица.
0,25 балла за слово
Задание 7.
У кого что болит, тот о том и говорит.
Где много слов, там мало дела.
Долго спать – с долгом вставать.
Ехал бы воевать, да не ленив вставать.
За всё берётся, да не все удаётся.
Тяжело в учении – легко в бою.
0,5 балла за каждую пословицу.
Задание 8.
За каждую верно вставленную букву – 0,25 балла.
Возможный вариант деления слов на группы: по месту, где пропущена буква (корень и окончание).
1 группа: солнце, в лесу, зелёные, потеплей, в серёжках, в листве, стоит, солнцем, лесной.
2 группа: пригрело, стало, с тонких, в белое, на опушке
Задание 9.
Вермишель – ж.р., 2 балла за верно выполненное задание, минус 0,25 за каждую ошибку
Задание 10.
Боюсь – 5б., 5зв., 2 балла за верно выполненное задание
Олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему: Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку для 4 класса
Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку для 4 класса
- Поменяйте в словах буквы местами, чтобы получились названия животных
Ларподе, гитр, еарзб, ольс, нлос
_____________________________________________________________
Подчеркни название самого крупного животного.
- К каждому из слов добавь по два прилагательных – одно в прямом значении, другое – в переносном.
Руки -________________________________________________________
Язык -________________________________________________________
Голова — ______________________________________________________
- К каждому из слов мужского рода добавь две буквы, чтобы получилось слово женского рода. Буквы можно вставлять в любом месте.
Пар — _________________________, план — ________________________,
Сорт __________________________, ров — ________________________
- Подбери к словам приставки (старайся, чтобы приставки не повторялись).
_______крыть, __________мерить, __________быть, _____ двигать, ____бежал,
______летел, ____________гонять, ___________водить, ___езжающий.
- Запиши одним словом — несклоняемым именем существительным, данные определения:
Верхняя часть одежды, которую чаще всего носят осенью или весной — ____________________________,
Животное Австралии ___________________________,
Напиток, который чаще всего пьют по утрам взрослые — ____________.
- Исправь ошибки в стихотворении:
Вы гленуло солнышко,
Блещет налугу.
Я навстречю солнышку
Па трове бигу.
- Некоторые устойчивые выражения содержат животных. Например, «бежать как крыса с тонущего корабля» Вот пять животных: раки, ворона, петух, слон, собака.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему: Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс
Ф.И._________________________________класс_______________________
Олимпиада по русскому языку
4 класс
- Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составь 10 имён существительных.
__________ __________ _________ ___________
__________ __________ __________ __________
__________ __________
- Распредели слова на две группы: водитель, громоотвод, водокачка, водопой, приводить, водоворот.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Подбери и запиши такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.
_____________________________________________________________________
4. Образуй от слова СВЕТ семь однокоренных слов.
_______________ ______________ ____________ _______________ ______________ ______________ _______________
5. Запиши 3 имени существительных, которые не изменяются по падежам.
______________ _____________ ________________
6. Поставь существительные в родительном падеже множественного числа: килограммы – ________________________,
апельсины – _________________________,
сапоги – ____________________________,
помидоры –__________________________,
ботинки – __________________________.
7. Поставь существительные в форму множественного числа:
трактор, доктор, шофер, сторож, стул, ухо, чудо, ребенок, человек, теленок.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Прочитай загадку. Сколько раз в ней встречается звук [с]?
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а просьбу слышно там.
9. К прилагательным подбери существительные с шипящими на конце.
Красивая ____________________
Чёрный _____________________
Острый _____________________
Золотой _____________________
Колючий ____________________
Ночная______________________
Непромокаемый _______________
10. Из каждого слова каждой строки возьми один слог (подчеркни его), образуй и напиши новое слово:
Пластинка, картина, павлин;_______________________________
Сапоги, парашют, фантазия;_______________________________
Косари, заморозки, летчик. _______________________________
11. Ответь на вопросы (подчеркни правильный ответ):
1) В каких существительных пишется безударное окончание е?
а) Ждать на пристан.. б) Сидеть в огород.. в) Жить в Астрахан..
2) Выбери глагол совершенного вида:
а) помогать б) рисовать в) разбудить
3) Найди наречие:
а) грело б) окно в) быстро г) радио
4) В каких числительных в середине пишется мягкий знак:
а) 15 б) 18 в) 60
12. Вставь пропущенные буквы. Поставь в словах знак ударения.
а) Алф..вит, д..кумент, п..ртфель, жав..ронок, зан..та, кр..сивее, м..газин. п..ложить, ц..мент, кр..пива, щ..вель.
б) Торты, звонит, понял, к людям, поняла.
13. Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях:
в гостинице _____________,
в зоопарке ______________,
в поликлинике _______________,
в поезде ________________,
в школе ________________.
Ответы на задания к олимпиаде по русскому языку 4 класс
- Ответ: Рот, класс, кино, кот, ток, кол, сок, коса, оса, рок, вор, ров, лак и т. д. (1 балл)
- Ответ: Водитель, громоотвод, приводить – от «водить»; водокачка, водопой, водоворот – от «вода». (1 балл)
- Ответ: Мышь, дочь, пень, пеньки и т. д. ( за каждое слово 1 балл)
- Ответ: Светофор, светлячок, светильник, светить, светлый, подсветка, светает и т. д. (2 балла)
- Ответ: Пальто, кино, шоссе, кофе, кашне и т. д. (2 балла)
- Ответ: Килограммы – килограммов, апельсины – апельсинов, сапоги – сапог, помидоры – помидоров, ботинки – ботинок. (за каждое слово 1 балл)
- Ответ: Трактор – тракторы, доктор – доктора, шофёр – шофёры, сторож – сторожа, стул – стулья, ухо – уши, чудо – чудеса, ребенок – дети, человек – люди, теленок – телята. (за каждое слово 1 балл)
- Ответ: Пять раз встречается звук [с]. ( 3 балла)
- Ответ: Дочь, меч, нож, ключ, еж, тишь, плащ. ( за каждое слово 1 балл)
- Ответ: Пластилин, сарафан, самолет. (3 балла)
б) Сидеть в огород.. в) разбудить в) быстро в) 60
(1 балла за каждый правильный ответ)
- Ответ: б)сидеть в огороде; в)разбудить; в)быстро; в) 60.
- воронок,ль, жант, портфет, докумеа) Алфави ль.ва, щавент, крапить, цемен, положивее, магази, красизанята
дям,нял, к лют, порты, звониб) То . (4 балла)поняла
- Ответ: Номер, клетка, кабинет, купе, класс, каюта. (4 балла)
Resource id #3048
Занимательные факты по русскому языку (4 класс): игра по русскому 4 класс
Интеллектуальная игра-конкурс
«Знатоки русского языка» 4 класс.
Цели мероприятия:
- Воспитывать интерес к русскому языку, стремление к знаниям
- Формировать позитивное отношение к предмету, повышение престижа знаний.
- Развивать логическое, творческое и нестандартное мышление, внимание, наблюдательность
- Обогащать словарный запас
- Расширять кругозор учащихся
- Выявление одарённых учащихся, для дальнейшей работы с ними.
Оборудование:
- проектор
- интерактивная доска или экран
- сигнальные карточки с цифрами от 1 до 5 для участников
- 6 ручек для участников 2 этапа
- для жюри ручки, бумага.
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
Настанет время (и оно не за горами), когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара.
(А.Н.Толстой)
1. Правила конкурса.
В 1 туре участвует 10 человек. На экране появляются вопросы и варианты ответов к ним под цифрами. Через определенное время вы поднимаете карточку с цифрой, под которой, по вашему мнению, находится правильный ответ. Жюри подсчитывает количество набранных вами баллов и 4 человека выбудут в 1 туре.
Во 2 туре участвует 6 человек. После более сложных заданий выбывают еще 3 участника. Если будет спорная ситуация – задаются дополнительные вопросы до 1 ошибки.
В 3 туре участвуют 3 финалиста и мы узнаем имя победителя нашей интеллектуальной игры-конкурса.
2.Выбор жюри.
(лучше 3 человека)
Кто выиграет, для нас пока секрет,
Но конкурс знатоков на это даст ответ.
Мы желаем всем успеха,
Счастья, радости и смеха.
От серьезного жюри
Вот вам пожелание:
Через труд придет победа,
Через труд и знания.
3. 1 тур: презентация, слайды 2-16 (анимация на правильные ответы)
Слайды 17-20 дополнительные для 1или 2 тура, если совпало количество очков у участников.
4. 2 тур: задания на карточках. Эти же задания: слайды 21-25 (задания и ответы)
1 Найдите каждому устойчивому выражению в левой колонке противоположное по значению в правой, соедините линией.(6 экземпляров)
Сидеть сложа руки. Воды в рот набрать.
Держать ухо востро. В руки взять.
От рук отбиться. Ворон считать.
Во всю ивановскую (кричать). Своим горбом жить.
На чужой шее сидеть. Не покладая рук.
В это время задания зрителям:
.Угадай, что это. Замени одним словом каждую фразу:
-Его вешают, приходя в уныние (нос).
— Его задирают, задаваясь.
-Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела.
— Не цветы, а вянут. (уши)
-Не ладоши, а ими хлопают, если чего-нибудь не понимают.
-Не белье, а развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
—Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез. (ветер)
-На него бросают слова и деньги, кто их не ценит.
-Его проглатывают, упорно не желая о чем-либо говорить.(язык)
-Он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко.
-Ее набирают в рот, когда молчат. (вода)
2. Ударение.(6 экземпляров)
а) 1. Нет ничего красивее персидского ковра.
2. На столе стояли вкусные торты.
3. Не следует баловать своих детей.
4. Они позвонят мне завтра.
5. В каталоге
3. Определи род имен существительных.(6 экземпляров)
Вермишель (ж .р.), шампунь (м .р.),кофе (м.р.),тушь (ж.р.),тюль.(м.р. ), рояль(м.р. ), лебедь. (м.р.), мозоль (ж.р.)
В это время задания зрителям:
Логически-поисковые задания.
- «Биться не на живот, а на смерть». О каком животе идет речь?
- Древнерусское словоПОРТО- мастерски шьет одежду. О каком современном слове идет речь?
- Какое русское слово служит рядовым в армии в паре с итальянским «сольдо». Что значит «деньги»?
- Древнерусское слово УЛЬ превратилось в улитку и «поползло» в пространстве между рядами домов. О каком словарном слове идет речь?
4.Дополнительное (слайда нет)
Найди спрятанные в предложениях фамилии хорошо известных тебе писателей.
н/р: Никита, не надо краба ртом трогать.
- Кто запер родителей в темной комнате?
- Мама, а змея, рыба, комар, шакал – это все звери?
5. 3 тур(3 человека) — финал: слайд 26 и гиперссылки на 27-46 слайды.
Все заработанные баллы аннулируются, но первым начинает финал, игрок, набравший большее количество баллов.
Как красивые вещи украшают наш быт, так мудрые пословицы украшают нашу речь. Услышав пословицу, мы невольно ее запоминаем. Главное в пословицах – они учат, но не грубо, а мягко и ненавязчиво. В старину говорили «Чему Ваня не научился, того Иван не выучит». Понятно, что пословица относится к любому человеку: упустишь золотое время, не узнаешь чего-нибудь – потом не наверстаешь.
1 | 4 | 7 |
2 | 5 | 8 |
3 | 6 | 9 |
Тема финала – «пословицы». Перед вами таблица, в которой 9 ячеек. Вы выбираете число, за ним задание. За полный и правильный ответ вы получаете 1 балл.
1.Подбери пословицу.
Надо выбрать из правого ряда пословицу, аналогичную по смыслу пословице левого ряда.
Не все золото, что блестит. | Как аукнется, так и откликнется. |
Сытый голодного не разумеет. | |
Не по виду суди, а по делам гляди. | |
Не сделавши дела – не хвались. | |
Рука руку моет. |
2.Замени пословицами (участник может выбрать для замены любые 3)
Учись всю жизнь (Век живи – век учись).
Беречь время. (Делу время – потехе час).
Не болтай. (Держи язык за зубами).
Не торопись, делай все аккуратно. (Поспешишь – людей насмешишь).
Не ссорься. (Лучше худой мир, чем добрая ссора).
3.Угадай пословицу. (участник может выбрать любые 3)
Каравай.- На чужой каравай рот не открывай.
Дерево. – Человек без друзей, что дерево без корней.
Кость. – Последнему гостю – кость. Незваный гость хуже татарина.
Сани.- Любишь кататься – люби и саночки возить.
Воробей.- слово не воробей, вылетит- не поймаешь.
4.По двум словам собери пословицу.
-Дело, мастер.(Дело мастера боится).
-Труд, лень.( Труд кормит, а лень портит).
-Встречают, провожают. (По одежке встречают, по уму провожают.)
5. Замените пословицы разных народов русскими пословицами с тем же смыслом.
-Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведет).
-Тот, кто не учится, ходит в потемках. (Учение — свет, а неученье — тьма).
6.Из данных слов составьте пословицы.
Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим. (В чужой монастырь со своим уставом не ходят).
Коню, не, в, дареному, зубы, смотрят. (Дареному коню в зубы не смотрят).
7.Назовите пословицу, которая подходит по смыслу данному тексту.
Лесной обычай.
Певчие птицы сбиваются в стайки и странствуют по кустам и деревьям. В стае есть свой обычай. Первый увидевший врага должен пискнуть или свиснуть. Стая успеет уйти от опасности. Если один попал в беду, стая поднимет шум и гам, устрашая врага.
(Один за всех, и все за одного).
8.Ответь на вопрос, вспомнив известную пословицу (участник может выбрать любые 3).
- Чего не вырубишь топором? (что написано пером).
- Когда приходит аппетит? (во время еды).
- Что любят деньги? (счет)
Дополнительные: (на слайде нет) или можно дать для разминки и лучшего понимания.
Где черти водятся? ( в тихом омуте).
Что знает кошка? (чье мясо съела).
Если своя, то не тянет.(ноша).
Порядковый номер блина, получившегося комом. (блин).
Они считаются классической парой. (сапоги)
Дорога к обеду (ложка).
9.Загадки в пословицах и поговорках.
(чем меньше понадобится подсказок, тем лучше: с 1 раза – 3 балла, со 2 -2б., с 3р -1балл.)
-например (разобрать):
–Лапки ее мягки, да когти остры.-3б.
-Чует она, чье мясо съела.-2б.
-Доброе слово и ей приятно. -1б. (кошка)
1. -Не гони его кнутом, гони овсом.
— Он копытом даст сдачи.
-Дареному ему в зубы не смотрят.(конь)
Дополнительные: (на слайде нет) или можно дать для разминки и лучшего понимания:
А. -Хлеб-соль ешь, а ее режь.
. -Она в огне не горит, и в воде не тонет.
-В ногах ее нет. (правда)
Б.- Оно пуще стрелы разит.
-Оно-серебро, молчание – золото.
-Оно не воробей, вылетит – не поймаешь. (слово)
В. -Оно — лучший врач.
-Оно – деньги.
Дополнительные задания к финалу (слайдов нет):
10.Прочитай пословицы разных народов и попытайся подобрать к ним русские пословицы с тем же смыслом.
- Хочешь, чтоб были полны закрома, — вставай с криком петуха.(украинская) (Кто рано встает – тому Бог подает.)
- И в тихой воде есть крокодилы (Малайская). (В тихом омуте черти водятся.)
11.Узнай пословицу. Ребус:
6. Подведение итогов, слово жюри.
Наш конкурс хочу закончить словами Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.
Литература:
Максимова Т.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»:3-4 классы. М.:ВАКО,2009 (Мастерская учителя)
Ушаков Н.Н.. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М.;Просвещение, 1978
Орго А.А. Олимпиадные занятия по русскому языку: Кн.для учителя: Из опыта работы. М.Просвещение,1994
О.Холодова «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных интересов»М: Росткнига, 2008.
Задания олимпиады «Русский медвежонок» 4-5 класс, 2013г.
Автор: Бурлак Л. Н.
Готовимся к олимпиаде (1) 1. Замените данные устойчивые выражения словами или словосочетаниями, сходными по значению (например, сложить голову — погибнуть). Готовимся к олимпиаде (2) 4. «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты. А вы, друзья, как ни садитесь…____________________ Когда в товарищах согласья нет, Готовимся к олимпиаде (3) 1. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», — слова или фразы разного смысла, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова. 4. Из букв каждой пары слов составьте название животного: Готовимся к олимпиаде (4) 5. Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайтесь, какие это слова, и вставьте их в текст: _____________ выпал жаркий-жаркий. 6. Объясните значение слова «язык» в каждой фразе: Больно прикусил язык. _____________________________________ Готовимся к олимпиаде (5) 1. «Расшифруйте» слова: 2. Перед Вами «текст», составленный из отрывков двух произведений. Восстановите отрывки (подчеркните строчки одного произведения волнистой линией, а строчки другого — прямой). Напишите автора и название каждого произведения. Готовимся к олимпиаде (6) 3. Из букв каждой тройки слов составьте название гриба: 4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам: Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец. Финская: тот не заблудится, кто спрашивает. Готовимся к олимпиаде (7) 1. Какие слова так произносятся? Готовимся к олимпиаде (8) 7. Образуйте от данного существительного глагол и прилагательное: 8. Поставьте нужные знаки в конце предложений: 9. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи. 10. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов. 11. Поставьте слова в множественное число: Готовимся к олимпиаде (9) 1. Вставь буквы и поставь ударение. 2. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его. 3. Прочитай «заколдованное» слово и вычеркни в нем «лишний» слог. 4. Назови предметы, которые могут сочетать два названных признака. 5. Замени выражения одним глаголом. Готовимся к олимпиаде (10) 6. Вставь вместо * предлоги. 8. Среди этих букв спрятались имена собственные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их. Готовимся к олимпиаде (11) 1. «Составь пословицы»: 2.»Загадки-шутки» 1). Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.___________ 3. Расшифруй название сказки. ЛОБОКОК — МОРЕКЕТ — ТОК И СИЛА — 4. Вставь пропущенные буквы и проверочные слова. Готовимся к олимпиаде (12) 1.Подбери синонимы: 2. К прилагательным подбери существительные с шипящими на конце. 3. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок. 4. Пройдите по лесенке и впишите в клеточки слова, обозначающие предметы: |
Олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему: Школьная олимпиада по русскому языку для 4 класса.
Олимпиада по русскому языку для 4 класса в 2018/2019 учебном году
Фамилия _______________________________ Имя_____________________
1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
А) палисадник
Б) камыш
В) заслонка
Г) посёлок
Д) укротитель
2. Найдите в стихотворении однокоренные слова.
Дождик льёт- кругом вода,
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода.
От бегущих быстрых вод
Задрожал водоотвод.
Протекает небосвод-
На земле водоворот,
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
3. Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк.
А как будут называться эти животные женского рода? Запиши.
4. Прочитай слова и запиши их:
[ПАТСКАСКА] [С’ЭДОЙ] [ЙУПКА]
5. Исправьте ошибки в словах: вогзал, впиреди, могазин, тилефон, сдесь, килограм, пасажир,авца, биседа, деректор.
6.Разгадай и запиши предложения:
И аз йокрог, и доп йокрог,
доП йозёреб, и доп йоклё,
имадовороХ и в дяр
В хапялш ыцдолом тяотс.
7. Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков
Спальня, скальпель, штамповать, стулья, мыться, фильм
8. Укажите части речи над каждым словом. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.
- За рекой находится село.
- Солнце село за горизонт.
9. Соедините части пословиц.
На словах и так и сяк… | покажи делом |
На словах города берёт… | да скупа на дела |
Не храбрись словом… | а на деле ни шагу вперёд |
Щедра на слова… | а на деле никак. |
10. Запишите пословицы, в которых встречается слово «два».
Ответы
1. Ответ: камыш- мышь
Критерии к оцениванию.
Верно записанное слово – 5 баллов.
2. Ответ: Вода, вод, водоотвод, водоворот.
Критерии к оцениванию.
За каждое слово – 1 балл. Всего-4 балла
3. Ответ: корова, курица, овца, утка, свинья, гусыня, индюшка, слониха, медведица, волчиха.
Критерии к оцениванию.
За каждое слово – 1 балл. Всего-10 баллов
4. ПОДСКАЗКА, СЕДОЙ, ЮБКА
Критерии к оцениванию.
За каждое слово – 1 балл. Всего-3 балла
5. Вокзал, впереди, магазин, телефон, здесь, килограмм, пассажир, овца, беседа, директор.
Критерии к оцениванию.
За каждое слово – 1 балл. Всего-10 баллов
6. Ответ : «зеркальная» запись слов, читай наооборот.
Критерии к оцениванию.
За верный ответ 5 баллов.
7. Спальня, скальпель, штамповать, мыться, фильм
Критерии к оцениванию.
За каждое слово – 1 балл. Всего-5 баллов
8. За рекой находится село.
Солнце село за горизонт.
Критерии к оцениванию.
За каждое слово – 1 балл. Всего 12 баллов
9.
На словах и так и сяк… | а на деле никак. |
На словах города берёт… | а на деле ни шагу вперёд |
Не храбрись словом… | покажи делом |
Щедра на слова… | да скупа на дела |
Критерии к оцениванию.
За каждую правильную пословицу – 1 балл. Всего 4 балла
10. Критерии к оцениванию.
За каждую правильную пословицу – 1 балл. Всего 2 балла.
(Например: Скупой платит дважды. Два сапога пара. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Старый друг лучше новых двух. и др.)
Максимальное количество баллов- 60 баллов.
I –место 60 б. – 49 б.
II- место 48 б. – 37 б.
III – место 36 б. – 30 б.