Методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему: Дополнительные задания по русскому языку для 4 класса
Фамилия, имя_________________________________________
Число _________________________
- Спишите предложения, раскрывая скобки. Определите склонение и падеж существительных, выделите окончания
Волчица осторожно повернула в (сторона). Не будет (скука), если заняты руки. На снегу хорошо видны следы (заяц). На высоком (небо) мерцали звёзды. Дед Кузьма говорил, что продрогшие волки воют от (зависть) к людям.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Вставьте пропущенные окончания, определите падеж существительных
Золотая осень царствует в рощ… у речк…
Перед окном зеленеют почки на смородин…
Я пошёл в сал и подошёл к беседк…
На полянк… выросли ромашки.
- Просклоняйте слово тетрадка
Фамилия, имя_________________________________________
Число _________________________
- Вставь пропущенную частицу не.
Дружба крепка лестью, а правдой и честью. Семеро одного ждут.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Близок локоток, да укусишь. Потрудишься, да и хлеба поешь.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто не работает, тот ест. Лёжа пищу добудешь.
- Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы в безударные окончания глаголов. Обозначьте спряжение глаголов.
Землю солнце крас..т, а человека труд. Человек от лени боле..т, а от труда здорове..т. Счастье тому бывает, кто в труде да в учении ума набира..т. И ложка дёгтя пор..т бочку мёда. Волк каждый год линя..т, а всё сер быва..т.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Спиши текст, расставив знаки препинания, В третьем и четвёртом предложениях подчеркни главные члены.
Х..рошо в жаркий день на р..ке одна за другой бегут мал..нькие волны но вот р..бята попрыгали в воду сразу брызги поднялись ст..лбом стало на р..ке шумно и весело
Фамилия, имя_________________________________________
Число _________________________
- Подбери к данным словам однокоренные существительные с шипящим на конце. Укажи род существительных.
Молодой-___________________________, пеку-_________________________,
Дикий-_________________, кликать-_________________________
- Замени одним словом и запиши.
Человек, который играет на трубе-_______________________
Человек, который выступает в цирке-_______________________
Человек, который играет на скрипке-______________________
Очень сильный человек-________________________
- Вставь пропущенные буквы. Выдели приставки.
ра…сказ бе…заботный бе…снежный
ра…сада бе…звучный бе…смысленный
ра…свет бе…дельник бе…сердечный
ра…сыпать бе…полезный бе…сильный
и…вестие и…учить
и…следовать и…купаться
- Вставь пропущенные буквы в словарные слова
…втобус ст…лица г…зета
г…рой т…варищ г…гант
ш…к…лад тр…мвай …днажды
ш…фёр с…годня оч…нь
Составь три предложения, используя словарные слова.
- Исправь ошибки.
наступила зима. Замёрзли лужы. Полетели пушыстые снижинки. запорошило снегом дарошки. У Миши и коли новые лыжы. Целый день молышы были на горке.
- Подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши пары слов.
На стене в большой комнате висят старинные часы.
Фамилия, имя_________________________________________
Число _________________________
- Определи падеж выделенных существительных. Для этого найди слово, к которому относится имя существительное и поставь от него вопрос. По вопросу и предлогу определите падеж.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
на раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
- Напиши предложения, изменяя окончания в словах, которые даны в скобках.
(Красный) солнце висело над длинными, похожими на (снеговой) поля слоистыми (облако). Тени от (костёр) плясали на (земля). В саду (стоял) покрытые инеем розовые (дерево). Неясные тени на снегу были пропитаны тем же тёплым (свет).
- Вставь пропущенные буквы.
Отв…рить дверь, отв…рить мясо, об…жать вокруг, об…жать ребёнка, зап…вать песню, зап…вать лекарство, прож…вать котлету, прож…вать в городе, пос…деть от времени, пос…деть на скамейке, пом…рить друзей, пом…рить костюм, сл…зать с крыши, сл…зать сметану, пол…скать ребёнка, пол…скать бельё
- Вставь пропущенные буквы.
Свисток ре…кий, заяц ро…кий, доро…ка узкая, пух лё…ий, лёд сколь…кий, расстояние бли…кое, кустарник ни…кий, голос ре…кий, клю… кре…кий, чистая руба…ка
- Вставь разделительный Ъ или Ь знак.
С…ел, разол…ю, с…естной, с…едобный, колос…я, в…езд, об…езд, кол…я, раз…езд, от…езд, сынов…я, скам…я, раз…яснение
Задания по русскому языку, 4 класс: для самостоятельной работы
Если ваш ребёнок учится в 4 классе – значит скоро ему предстоит переход в старшую школу. Новые преподаватели, новые требования, усложнившиеся задания и куда более глубокие знания. Чтобы этот переход прошёл плавно, ребёнку стоит заниматься не только в школе, но и дома. Это поможет закрепить знания, и позволит вам отслеживать успеваемость. Можно сесть с ребёнком, а можно просто дать ему задания для самостоятельного выполнения. Главное, конечно, не просто определить уровень знаний, а найти и разобрать ошибки. Результат улучшится, если вы будете решать задания вместе с ребёнком, это не только поможет сразу находить ошибки, но и способствует развитию речи.
Эти задания вы можете распечатать на принтере.
Содержание
Задание 1. Умение выделять главную тему и основную мысль текста
Задание 2. Виды предложений по цели высказывания и интонации
Задание 3. Знаки препинания в предложениях с обращениями
Задание 4. Разбор предложений по членам предложения
Задание 5. Определение главного и зависимого слова в словосочетании
Задание 6. Знаки препинания в предложениях с однородными членами (бессоюзные и с союзами «и», «а», «но»)
Задание 7. Многозначные слова, слова в прямом и переносном значении
Задание 8. Морфемный разбор слова
Задание 9. Правописание гласных и согласных в корне слова (безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные), правописание слов с удвоенным согласным
Задание 10. Правописание суффиксов имён существительных (суффиксы «ик», «ек», «ок», «онок», «ёнок»)
Задание 11. Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками
Задание 12. Правописание имён числительных
Задание 13. Умение определять падеж и склонение имён существительных
Задание 14. Умение определять падеж имён прилагательных
Задание 15. Правописание окончаний имён существительных
Задание 16. Правописание окончаний имён прилагательных
Задание 17. Правописание окончаний и суффиксов глаголов
Задание 18. Умение расставлять знаки препинания, правильно подбирать и применять правила грамматики
Задание 1
Прочитайте текст, придумайте ему заглавие. Выделите главную тему и основную мысль. К какому стилю относится данный текст? Составьте план текста:
Оля и Катя дружат уже восемь лет. Сначала они ходили в один садик, теперь ходят в одну школу, даже в один класс и сидят за одной партой! Оля очень любит рисовать, учительница знала об этом увлечении девочки и уговорила её отправить свою работу на конкурс. Как же та была рада, когда узнала, что победила, а когда ей сказали, что победа означает не только красивый диплом, но и поездку на месяц в лагерь, Оля почти прыгала от счастья. Первая мысль: «Нужно срочно позвонить Кате!». Но её подруга восторг не разделила, она поздравила Олю, однако голос у неё был очень грустный, правда в эйфории юная победительница грусти подруги не заметила.
Через три дня Оля была уже в лагере. Весь следующий месяц Катя ходила расстроенной, её мама сразу поняла, что связано это с отъездом Оли. Она хотела поговорить с дочкой, но та на беседу явно настроена не была. И вот спустя месяц возвращается Оля, счастливая, она сразу бросается к телефону, звонит Кате и говорит, что им нужно встретиться, ей столько всего надо рассказать. Тишина. Тишина длилась секунд пять, но всё-таки Катя согласилась.
На прогулке Оля почти не замолкала, у неё было очень много впечатлений, пару раз Катя даже улыбнулась, но Оля не вытерпела: «Да что произошло?! На тебе лица нет, и ты меня почти не слушаешь, у тебя всё в порядке?». Катя, почти плача, рассказала Оле всё, что творилось у неё на душе этот месяц с небольшим. Выяснилось, что девочка очень завидовала своей подруге и корила себя за то, что не может порадоваться её успехам. Оказалось, она тоже хочет рисовать как Оля, но у неё совсем не получалось, Катя думала, что после этого их дружбе придёт конец, но Оля ни капли не рассердилась и даже предложила поучить Катю рисовать. В следующий раз в лагерь они поехали уже вдвоём.
Задание 2
Каждому предложению дайте характеристику (восклицательное/не восклицательное, вопросительное/не вопросительное/побудительное/повествовательное):
- Мама попросила меня сходить в магазин.
- Ты вынес мусор?
- Принеси книгу из гостиной.
- Живо домой!
- На улице было мало детей.
- Скоро придут гости, тебе нужно убраться к этому моменту.
- Начальник созвал всех подчинённых и раздал им задания.
- Не хочешь поменять струны на гитаре?
- Я устал от этих звуков!
- Не пойду на работу.
- Купи, пожалуйста, эту игрушку.
Задание 3
Расставьте недостающие знаки препинания, где это нужно:
- Надя поставь цветы в вазу.
- Игорь шёл домой.
- Душечка отнеси это домой.
- Эй Федька тебя мама зовёт!
- Кузнечик-кузнечик тут мышка не пробегала?
- Ну ребята давайте знакомиться.
- И что ты прикажешь с этим делать неповоротливый ты мой?
Задание 4
Подчеркните все члены предложения (одной чертой подлежащее, двойной – сказуемое, волнистой – определение, пунктиром – дополнение, чередуя точку и тире – обстоятельство, союзы обводите в кружок, предлоги в треугольник):
- Темнело.
- Хороший сон – залог здоровья.
- Ты всё ещё не сходил к врачу?
- Катя, Петя, Настя и Толя после уроков помогут украшать кабинет.
- Если человек легко предаст друга, много ли в нём человеческого?
- Я подумал, что помощь вам не помешает.
- Я люблю рисовать и танцевать, а вот моя сестра обожает готовить.
- Светает сейчас рано.
- Собака долго принюхивалась.
- Когда стакан начал падать, ни у кого не возникло сомнения, что скоро придётся собирать осколки, но стекло оказалось прочным.
Задание 5
Определите, какое слово является главным (над ним поставьте крестик), а какое зависимым. Напишите вопрос, который вы задаёте от главного слово к зависимому:
- Пожилой мужчина
- В тёмной комнате
- На скучном заседании
- Выведение пятен
- Чуть правее
- Вполне надёжно
- Странные обстоятельства
- Едва слышно
Задание 6
Расставьте недостающие знаки препинания, где это нужно:
- Ни красоты ни ума.
- Я бы и рад с вами ещё поговорить но боюсь опоздать на поезд.
- А вы знаете, что нет салата вкуснее, чем салат из огурцов помидоров перцев и моркови, но перец обязательно нужен красный!
- И глобус и набор циркулей и цветные ручки положили, не бойтесь.
- Я видел волка и волчицу.
- Она любила острое и сладкое комедии и драмы джинсы и юбки.
- Юля шла бодро а вот Петя отставал про Вову и говорить нечего.
Задание 7
Определите лексическое значение повторяющегося слова в каждом примере:
- Золотые руки – Золотое кольцо
- Кран протекает – Кран поднял балку
- Мяч не долетел до корзины – В корзине было много грибов
- Железный столб – Железный характер
- Волчьи следы – Волчий аппетит
- Медные волосы – Медная руда
- Глухая улица – Глухой человек
- Острый язык – Острый нож
Задание 8
Выполните морфемный разбор слов:
Подойти, кружка, скучный, прошлый, говорила, клочок, снизу, подъезд, предпраздничный, безызвестный, грустный, самолёт, пол, ведёрко, дверь, инспектор, сверхинтересный, рассказ.
Задание 9
Вставьте пропущенные буквы:
Дли…а, параш…т, а…уратный, ко…ектив, две…адцать, извес…ный, оди…адцать, лес…ница, иску…ный, со…нце, ба…ейн, лё…ий, те…ариум, ли…ейный, гря…ка, мо…евельник, гра…атика, к…тёнок, чу…ства, а…ея, те…аса, подб…рёзовик, дли…ый, ч…м…дан, а…омпанемент, ра…каз, зага…ка, орфогра…а, ра…каяться, мес…ность, га…ерея, иску…тво, ко…ея, осе…ие, грус…ный.
Задание 10
Вставьте пропущенные буквы:
Старич…к, слон…нок, мыш…нок, жереб…нок, человеч…к, волч…нок, ключ…к, кот…к, козл…нок, девч…нок, затылоч…к, замоч…к, лис…нок, гвозд…к, порос…нок, бельч…нок.
Задание 11
Вставьте пропущенные буквы:
Друз…я, д…явол, с…экономить, пис…менный, туч…нее, батал…он, четырёх…этажный, с…ёжиться под…езд, бул…он, зон…тик, медвеж…и, под…одеяльник, умен…шить, раз…ехаться, под…ём, в…юга, ин…екция, ад…ютант.
Задание 12
Поставьте числительное в нужную форму:
- 33 коровы
- 2 девочки
- В 1984 году
- Около 16 участников
- Не хватает 5 яблок
- Вы 1000000 покупатель
- Это 10000 попытка
Задание 13
Определите падеж и склонение имени существительного (рядом напишите вопрос, который вы задали):
Дочерью, окно, тёте, стекла, мужчину, степи, гармошки, солнце, дому, кофе, ночи, поле, тетива, жизни, дядей, юноше, волка, станция.
Задание 14
Определите падеж имени прилагательного (рядом напишите вопрос, который вы задали):
Синий, красный, перегретого, весеннего, смелому, лисьему, новый, ласковым, зимним, красивая, осенняя, приятной, зимней, плешивую, переднюю, кружевное, весеннее, солнечным, морским, зернового, полевым, облачном.
Задание 15
Вставьте пропущенные буквы:
Экскурсия будет проходить на завод…, восхищён пейзаж…м, быть в больниц…, у красивой площад…, открыть ключ…м, взять у подруг…, жить в деревн…, доволен пляж…м, ослепнуть от вспышк…, думать о модел…, подобрать к куртк…, рассказать о радост…, напуган нож…м, в дом… у бабушк…, удовлетворён чертеж…м, находиться в здани…, лекция в планетари…, мечтать об отдых…, сломлен неудач…й, отойти от сирен…, накормлен каш…й, трава в ине…, картина в галере…, идти по лестниц…, залит свинц…м, сверкает глянц…м, сыт лапш…й.
Задание 16
Вставьте пропущенные буквы:
После вчерашн… дождя, о малейш… несчасть…, запахло утренн… коф…, идти дремуч… лесом, с сыпуч… песком, могуч… тучей, угощать горяч… пирожками, о пшеничн… поле, ранн… весна, могуч… дуб, о хорош… человек…, рад больш… подарку, рыж… котом, глубок… лужа, поздн… приём, в соседн… доме, чёрн… кофе, по зимн… лесу, син… небо, иногородн… посетитель, охотнич… колбаска.
Задание 17
Вставьте пропущенные буквы:
- Если часто торопит…ся, может всё не получит…ся, можно сбит…ся и забыт…ся, так что, дети, торопит…ся, вам не стоит никогда.
- Он леле…л и наде…лся, что все слыш…т его заботливые слова.
- Кровать застел…шь, в ванной долго не мылит…ся, за обедом ты держ…шь кувшин, все указания ясны?
- За двумя зайцами погон…шься, как известно, ни одного не пойма…шь.
- Чертёж верт…м, крут…м как можем, дом стро…м, а он всё никак не достра…ва…тся.
- Ты помни, от кого ты завис…шь.
- Я и так знаю, что ты не обид…шь её.
- Дети плач…т.
- Крас…т, бел…т, пол…т грядки, но пропуска…т все зарядки.
- Он явно удивит…ся, если меня замет…т, если меня увид…т, он всё над…т…ся, всё пыта…т…ся, пиш…т письма, дума…т, что я не читаю, а я всё читаю и всё слышу, он иногда выйд…т на улицу и как крикн…т моё имя, не знает ведь, что я совсем рядом.
- Скач…т кони, за ними конюхи скач…т, а люди всё ставки делают: кто кого догон…т.
Задание 18
Расставьте недостающие знаки препинания, раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы там, где это нужно:
Бельч…нок в лесу часто сталкивает…ся с т…жёлыми испытаниями: то ветки подн…мать то шишки передв…гать то от хищников убегать. Много от чего жизнь бельч…нка завис…ть может: от погоды от настроения других жителей леса от каждой веточки и от каждого камня. И вот однажды судьба ему подкинула очередное испытание. Подбегает бельч…нок к своему дом…ку к дуплу своему а вход туда преграждает камень. Пытат…ся сдвинуть в одного не стал даже явно такому малышу это не по силам. Стал думать как же ему в дом…к попасть. Понял, что нужно звать на подмогу. Но крики бельч…нка не слыш…л ни один лесной житель. Вспомнил тогда он что (не)далеко медвеж…нок живёт, бывает, убега…шь от волка а за тебя медвеж…нок и заступит…ся может и сейчас поможет? Пошёл бельч…нок к медвеж…нку. Повезло пушистому, друг его дома оказался. Выслушал медвеж…нок бельч…нка и конечно согласился помочь. Дошли до дом…ка, долго высматр…вать медвеж…нку не пришлось, сразу увид…л, подобрал камень, да выкинул. Бельч…нок обрадовался, забежал в дом…к и выбега…т с грибочком, да таким грибочком, что бельч…нку даже удерж…вать его тяжело было. В качестве благодарности пытался всучить его медвеж…нку, а тот всё отказывался, тогда бельч…нок сказал, что и обид…т…ся может, что медвеж…нок от такого пустяка отказывается. Взял тогда медвеж…нок гриб, повертел-повертел, разделил на две половинки и одну бельч…нку дал. Хорошо, когда есть друзья.
Дополнительные задания по русскому языку 4 класс
Карточка №1. Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы. Найди в тексте предложения с однородными членами. Какими членами предложения они являются? Петух. Я с…дел во дворе на лавочке и см…трел на п…туха. П…тух разгуливал по мол…дой травке и кл…вал букашек. И алый гребень, и пушистый хвост, и точёные шпоры горели, сверкали, перел…вались на со…нце. |
Карточка №2. Прочитай текст. Расставь знаки препинания, подчеркни грамматическую основу в предложениях с однородными предложениями. Лиса Лиса не всегда строит себе нору. Она часто занимает чужую. Живут лисы в степях в лесах и в горах. Лисы передвигаются быстро и ловко. Не каждая собака догонит лису. Лисы – хорошие охотники. Мышиный писк они слышат за сотни метров. |
Карточка №3. Произведи звуко-буквенный анализ слова. рояль ________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ |
Карточка №4. Произведи звуко-буквенный анализ слова. песок ________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ |
Карточка №5. Запиши предложение кратко, используя знания об однородных членах предложения. В садах поспели яблоки. В садах поспели груши. В садах поспели сливы. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Карточка №6. Запиши предложение кратко, используя знания об однородных членах предложения. В роще птицы свистят. В роще птицы поют. В роще птицы щебечут. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Карточка №7. Запиши предложение кратко, используя знания об однородных членах предложения. Стайки птиц помчались за леса. Стайки птиц помчались за горы. Стайки птиц помчались за моря. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Карточка №8. Перед тобой фрагмент сочинения ученика на тему: «Осень». Найди ошибки и исправь их, записав верно. В лесу шумит ветер. Ветер завывает. Ветер гонит опавшие листья. На юг улетают журавли. Улетают грачи. Улетают скворцы. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Карточка №9. Исправь ошибки и запиши верно. В октябре берёзы, и орешник стали золотыми. Опавшая листва кружится ложится на землю. Листья осины не желтеют а краснеют. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ |
Вариант 1.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал.
Вариант 2.
Слуги, сватья и сестра
С криком ловят комара.
Вариант 1.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал.
Вариант 2.
Слуги, сватья и сестра
С криком ловят комара.
Вариант 1.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал.
Вариант 2.
Слуги, сватья и сестра
С криком ловят комара.
Вариант 1.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал.
Вариант 2.
Слуги, сватья и сестра
С криком ловят комара.
Вариант 1.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал.
Вариант 2.
Слуги, сватья и сестра
С криком ловят комара.
Олимпиадные задания (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Неделя русского языка в начальной школе
2015 – 2016 уч. год
Олимпиада по русскому языку (3 класс)
Ф. И. _____________________________класс ________________
1. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.
Линька, лайка, мумия, лесенка, платье, ящик.
__________________________________________
2. Соедини линиями слова, подходящие по смыслу.
охотничьих собак
стая рыбок
косяк оленей
свора лошадей
табун волков
уток
3. Заполни пирамиду Нехеопса.
А — — — а – молниеносное наступление на неприятеля;
а — — — а – сценическая площадка в цирке;
а — — — а – реклама спектакля, концерта;
а — — — а – осенний цветок;
а — — — а – кислый фрукт;
а — — — а – гроза морей;
а — — — — — а – исполнительница роли в кино.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Прочитай, двигаясь по вертикали или горизонтали, начиная с буквы «Г» и не проходя по одним и тем же буквам дважды, четыре прилагательных. Вспомни названия популярных сказок, в которых эти слова упоминаются.
Р | А | Я | К | Р | А |
Е | Г | А | А | Н | С |
С | К | Д | Я | Д | И |
Й | И | Е | И | К |
Слова: _________________________________________________
Названия сказок: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Соедини в пары родственные профессии:
бармен экскурсовод
ковбой буфетчик
дантист врач
архитектор пастух
знахарь стоматолог
гид зодчий
6. Внимательно прочитай каждое предложение. Подчеркни лишнее слово. Укажи, какой частью речи оно является.
Дисциплина поведения в нашем классе на высоте.
Мой брат хочет стать военным солдатом.
Петя ушиб колено ноги.
Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
- Укажи, какими частями речи являются выделенные слова.
Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
8. Допиши пословицы.
Волков бояться — _________________________________________________
Не спеши языком,_________________________________________________
Ученье — свет, ____________________________________________________
Скучен день до вечера,_____________________________________________
9. В строчках сочетаний букв найди слова и запиши их.
ПРАЛЛЕЯГОТСУББОТАРККЛАСС
СТРАКРОССЛОКТЕЛЕГРАММАИН
_________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Исправь ошибки.
Харашо утром вроще! Стаят риды бирёс. Натрове играют залатые лучи сонца. В чяще диревев распивают птицы. Вканце роще ест прут.
Развивающие упражнения и задания по русскому языку 4 класс
Развивающие упражнения и задания по русскому языку для 4 класса
Тема: «Безударная гласная»
«Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением».
Вставь пропущенные буквы. Выпиши из текста слова с безударными гласными в корне, проверяемые ударением. Запиши проверочные слова.
М_роз кр_пчал. Луна осв_щала л_сную гущу. Охотник Ст_пан возвр_щался д_мой. За сп_ной у него в_сел убитый за_ц. Ст_пан сп_шил д_мой. Лыж_ быстро ск_льзили по сн_жку. Вдруг на п_ляну выб_жала б_льшая л_сица. У Ст_пана зам_рло сердце. Лиса шла не сп_ша. Не успел Ст_пан взв_сти курок, как она исчезла в с_сновом б_ру.
б) Из данных ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы:
Зима, пришла, настоящ..я, вот, и.
М..ро.., но.., и, щиплет, щеки.
Р..бята, надели, м..ховые, и, ша..ки, шу..ки.
Во, детей, дв..ре много!
в) Вставьте пропущенные буквы, рядом припишите проверочные слова.
Л…сок в…сёлый, р…дные нивы,
Р…ки извивы,
Цв…тущий склон.
Х…лмы и сёла, простор привольный
И к…локольный
П…вучий звон.
г) Загадки по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».
1.На траве блестит роса,
Вышла девица – краса,
Траву режет и кладет,
Все вперед-назад плывет. (коса)
2.Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее … (лиса)
3.Лыко любит драть,
В огород скакать,
Бородой она трясет,
Дерезой себя зовет. (коза)
4.Сидит бабушка в очках на ореховых сучках.
О-хо-хо да ах-ах-ах – худо бабушке в очках.
Видит ночью в темноте и жучков, и паучков,
И ни зги не видит днем ни в очках, ни без очков. (сова)
5.Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)
6.Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила.(зима)
7.Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (дерево)
8.Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица!
Знают все – и млад, и стар, что она – большущий шар. (Земля)
9.По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. (волна)
10.Рано утром на дворе,
Много бус на траве. (роса)
Интересные задания для словарной работы
а) Это дерево — символ России,
От него исходит нежный свет,
Делится своей целебной силой,
И роднее дерева нам нет. (берёза)
б) Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка,
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка. (капуста)
в) Кто шагает с сумкой книг,
Это в школу идёт… (ученик0
г) Скачет зверушка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
д) Видишь, на конверте он
Выведен старательно.
И недаром почтальон
Смотрит так внимательно.
Только выйдешь на крыльцо
И получишь письмецо. (АДРЕС)
е) У нас живет здесь вся семья:
Папа, мама, Юлька, я.
Тут уголок большого мира.
Ты узнаешь? Моя… (КВАРТИРА)
Кроссворды для словарной работы
Разноуровневые задания по русскому языку 4 класс
Основная общеобразовательная школа № 32
Куприна Оксана Викторовна
Учитель начальных классов
по русскому языку 4 класс
4 КЛАСС.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Уровень 1.
К данным предложениям поставь вопросы. Напиши вопросительные предложения.
Учебный год начинается первого сентября. Ты хорошо отдохнул. Ты учишься в четвёртом классе. Сегодня все ученики встали рано. Все ребята обещают хорошо учиться.
Спиши. Подчеркни в каждом предложении подлежащее ,сказуемое:
Ребята сажали у школы фруктовые деревья. Весной яблони покроются белыми цветами. В школьном саду зацветут красивые вишни.
Уровень 2.
Напишите предложения, изменяя их сначала на восклицательные, затем на вопросительные ,меняя, если надо, порядок слов:
Весь класс был на празднике. Завтра мы пойдём в театр. Вчера школьники ходили в музей.
Спиши, сделай синтаксический разбор выделенного предложения. Продолжи текст(2-3 предложения):
Белая, красная, жёлтая, розовая, чайная, чёрная роза. Каких только роз не бывает!
Чудесный цветок радует наш глаз. У него тонкий, нежный аромат. Вместе с тем роза и лечебное растение. Розовое масло в прямом смысле дороже золота…
Уровень 3.
Восстановите по данным словам загадки, изменяя окончания, запишите их вместе с отгадками:
Руки, у, он, нет, ноги, у, он, нет, а, без, рубашка, не, жить (п- — — — — а)
Без, тело, а, жить, без, рот, без, язык, а, говорить (э – о)
Зубы, у, он, есть, язык, у ,он, нет (п — — а)
Сам, железная, нога, у, он, деревянный (м — — — — — к)
Спишите, вставляя буквы, выполняя синтаксический разбор выделенных предложений.
К нам на длинной мокрой но…ке дождик скачет по доро…ке. Дождь плясал по огороду, поливал на гря…ки воду. Как дети на заря…ке, под солнцем у реки стоят на длинной гря…ке трёхлетние ду…ки. Наша речка у…кая, мелко в нашей речке. Под берё…кой белоногой подберёзовик растёт.
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Уровень 1.
1.Спиши, ставь запятые, подчеркни однородные члены одной чертой.
Дождик пролился из тёмной тучки освежил листья у берёзки промчался по небу. У нас на полях растут пшеница рожь овёс ячмень гречиха просо. На улице ясная спокойная солнечная тёплая осенняя погода.
2.Спишите, поставьте, где надо, запятые:
Появилось в небе солнышко и стало рассыпать свои золотые лучи. Первый луч попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок вылетел из гнезда поднялся высоко и запел свою серебряную песенку.
Уровень 2.
В каких предложениях между однородными членами нужно поставить запятые? Спиши, поставь запятые, подчеркни одной чертой однородные члены:
Издавна дружат люди с берёзой хранят любовь к этому замечательному дереву. Берёза любит свет и простор не боится лютых морозов и весенних заморозков. Растёт наша белоствольная красавица быстро. С удовольствием пьют берёзовый сок не только люди но и животные. Лакомятся живительной влагой синицы зяблики малиновки. В состав этого сока входят сахар яблочная кислота витамины.
Спиши, дополняя предложения однородными членами:
Подлежащее, …, — главные члены предложения. Существительное, прилагательное, …, — части речи. Корень, …, …, … — части слова. Верх, вершина, поверхность, … — однокоренные слова.
Уровень 3.
Выпишите, расставляя запятые, вначале предложения с однородными подлежащими, затем с однородными сказуемыми. Подчеркни их:
Зеленеет, цветёт поёт блестит звенит и веселится всё живое. Невидимые пели в молодой листве соловьи кукушки скворцы. Мухи осы шмели укрываются в сухие убежища. Надуваются разбухают почки осин. Снуют шелестят стеклянными крыльями стрекозы. Осенью цветы леса погаснут померкнут и исчезнут.
Спиши, подчёркивая однородные члены как члены предложения. Допиши рассказ:
Когда мать и Чук вернулись домой, Гека нигде не было. Мать встревожилась взгл…нула на гвоздь у двер… . Ни полушубок Гека ни шапка на гвозде не в…сели. Мать вышла во двор обошла кругом избушку сдёрнула со стены руж…ё достала патроны схв…тила фонарь и выб…жала во двор…
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
СОСТАВ СЛОВА.
Уровень 1.
Какое слово в каждом ряду лишнее? Спиши без этих слов, выдели корень:
Смола, молоть, смоляной. Чеснок, честный, чесночный. Гора, горный, гореть. Больница, большой, заболеть. Ловить, улов, слово.
2.Спиши, выделенные слова разбери по составу:
Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах.
Уровень 2.
Спиши, выделенные слова разбери по составу:
В Австралии сохраняют и разводят крокодилов. Многие их них справили новоселье на специальных фермах. Их создают с целью сохранения редких видов этих животных.
Теперь уже стало возможным получать крокодилью кожу. В продажу поступило крокодилье мясо. По вкусу оно похоже на крабье.
Напиши словосочетания с прилагательным мелкий в порядке:
Незначительный по величине, 2. Неглубокий, 3 ничтожный:
Мелк.. душа, мелк… деньги мелк… тарелка, мелк… озеро, мелк… подчерк, мелк… река, мелк… поступок, мелк… буква.
Уровень 3.
Составь с каждым словом предложение, запиши его, разбери эти слова по составу:
Охотник, зайчик, полянка, стрелок, каменщик, учитель, шиповник.
Прочитай, придумай и запиши заголовок текста. Спиши, выделенные слова разбери по составу.
Когда по рекам нашей страны проплыли первые корабли? Вот уже много лет учёные проводят подводные исследования на Днепре, Волге, Доне. Со дна рек подняты старинные якоря, челноки, сосуды. Они попали сюда за несколько веков до нашей эры.
Недавно на глубинах Днепра археологи обнаружили и тщательно исследовали старинный корабль. Анализ древесины судна позволил установить, что судну 600 лет!
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ.
Уровень 1.
Образуй от существительных прилагательные, напиши их, подчеркни орфограммы:
Честь – честный, грусть — …, место — …, звезда — …, радость — …, капуста — …, счастье — …, сердце — …, солнце — …прелесть — …
Спиши, вставь буквы:
Серое небо , ни…кие, тяжёлые облака. Всё видно наскво…ь в самой глухой древесной чаще. Только молодые берё…ки сохраняют ещё свои желтоватые листья. Ярко выступают вечнозелёные ели и сосны. Устлана земля сухими листьями, мя…кими и пухлыми в сырую погоду, жёсткими и хру…кими в морозы.
Уровень 2.
Спиши ,вставь пропущенные буквы:
Яго…ка, верблю…, дож…ь, голо…ка, голодо…ка, фла…, зоопар…, оши…ка, хру…кий, ры…ка, мясору…ка, ре…ка, проору…ь, автобу…, кни…ка, бабу…ка, варе…ка.
Спиши, вставь пропущенные буквы, допиши текст:
В жизни российских людей много традиций. Мы че…вуем ветеранов войны. Страна отмечает профе…иональные праз…ники: День учителя, День арти…ериста и многие другие. Прекрас…ной традицией стала поса…ка парков и а…ей у памятников погибшим воинам.
У нас в школе тоже много традиций…..
Уровень 3.
Выпиши пары одинаково произносимых слов. Составь с этими словами словосочетания по образцу:
Образец: Пруд – прут. Пошли на пруд, тонкий прут.
Гриб, рот, плод, грипп, род, молод, рог, молот, рок, везти, плот, вести.
Спиши сказку, вставляя буквы. Напиши продолжение:
Взгляни в окно. Одинокий лист кружится по ветру. Когда-то он был зелёный. И тогда он сидел на ветке рядом с румяной Вишенкой. Он любил её всем сер…цем. Ветер часто звал его побродить по свету. Но Листик не соглашался. А потом счастье его оборвалось – Вишенка куда-то пропала.
Стояла ненас…ная осенняя пора. Все листья с дерева уже облетели. Только один Листик, пожелтевший от горя, оставался на своей ветке…
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ.
Уровень 1.
Спиши, вставляя пропущенную букву:
В…ршина, сн…говик, ч…рника, ш…рстяной, щ…бетать, в…селье, пл…сал, см…трел, повт…рять, пр…вдивый, м…довый.
Спиши, вставляя пропущенные буквы:
Дневная жара см…нилась н…чной прохладой. В окнах д…мов засв…тились огни. Длинные тени д…ревьев ложились по пыльной д…роге.
Уровень 2.
Спиши, вставляя безударные гласные, в скобках напиши проверочные слова:
Отв…чает, погл…дел, прин…сёт, прол…тает, посм…трел, выб…жит, про…ходил, выд…ржит, отцв…тёт, пож…лтел, оп…здал, выл…зет, зам…чает.
Спиши стихотворение А.Пушкина, вставь пропущенные буквы:
В песчаных ст…пях аравийской з…мли
Три гордые пальмы высоко росли.
Р…дник между ними из почвы бесплодной,
Журча, проб…вался в…лною х…лодной,
Хранимый, под сенью з…лёных л…стов,
От знойных лючей и л…тучих песков.
Уровень 3.
Спиши слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные гласные:
Ур…жай, ябл…ки, пш…ница, г…род, …рехи, п…мидор, р…стение, к…ртофель, т…перь, к…пуста, тракт…рист, лаг…рь, г…рох, м…рковь, везде, б…блиотека, д…рога, г…ризонт.
Спиши стихотворение А.Пушкина, вставь пропущенные буквы:
Октябрь уж наступил – уж роща отр…хает
Последние л…сты с нагих св…их в…твей,
Д…хнул …сенний хлад, дорога пром…рзает,
Журча ещё б…жит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл, сосед мой посп…шает
В отъезжие п…ля с охотою св…ей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
ПАДЕЖИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
Уровень 1.
Спиши предложения, вставляя существительное зима в нужном падеже:
Скоро наступит (что?) … . Лесные звери уже чувствуют приближение (чего?) … . Дети рады (чему?) … . А за ( чем?) … придёт весна.
Спиши, определи падеж выделенных существительных:
Вчера я был на заводе, сегодня – на стройке, а завтра, возможно, буду на шахте или в колхозе. Это потому, что я работаю шофером. Я вожу грузовую машину. Вот за высоким забором строят дом. Шофёры привезли кирпич и цемент.
Уровень 2.
Спиши, над существительными поставь падеж.
У речки аромат. Цветёт ива. Её серёжки покрылись пушком. Каждая напоминает гусёнка, который уселся на веточке. На кончике каждой пушинки маленькая точка жёлтой пыльцы. Прикоснёшься к веточке – золотистое облачко так и брызнет в лицо.
Спиши, изменяя существительные в скобках. Определи падеж этих существительных.
Над (изба) и (двор) летала малиновка. Заняты школьники (дело) , перьями пишут и (мел). Не ищи шишки под (дуб), жёлуди под (ёлка). Школьники ходили с (учитель) на экскурсию. Колхозники засеяли поле (рожь).
Уровень 3.
Спиши, над существительными поставь падеж. Придумай продолжение и запиши его:
Мне хотелось бы стать врачом. Это хорошая профессия. Врач везде нужен. Врачи спасают жизни многих людей. Я тоже хочу вот так же спасать жизни людей, поправлять их здоровье, и люди будут мне благодарны.
Выпиши словосочетания с существительном в творительном падеже:
Я думал песенку сложить об этом,
Как роща не могла расстаться с летом,
Как листья не хотели оторваться,
Как осень не могла расторговаться,
Хотя кидалась золотом и медью,
Хотя сверкала первой гололедью. (А.Прокофьев)
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
СКЛОНЕНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
Уровень 1.
Просклоняй существительные:
Дерево, улица
Спиши, определи склонение выделенных существительных:
Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок. Своя земля и в горсти мила. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Ложь человека не красит. На мышку и кошка зверь.
Уровень 2.
Спиши существительные в три столбика по склонениям – 1-е,2-е,3-е:
Багаж, магазин, библиотека, мебель, одежда, рожь, кровать, вокзал, молодёжь, край, иней, герой, папа, машина, снег, снежинка, село.
Спиши, определяя падеж и склонение выделенных существительных:
Издревле город Валдай славится своим мастерством. Кто не знает знаменитые валдайские колокольчики, которые звучат под дугой напевной и причудливой музыкой! Живописное Валдайское озеро объявлено заповедником. Здесь можно познакомиться с животным миром и растительностью этого красивейшего края.
Уровень 3.
Составь и запиши предложения. Над существительными напиши склонение:
За, снежная, осень, зима, пришла, дождливая.
У, школьники, площадка, расчистили, школа.
Полили, площадка, они, вода.
Каток, вечер, на каждый, было, дети ,много.
Дети, на, катались, коньках.
Было, весело, всем.
Составь и напиши поздравительную открытку своему другу на выбор. Определи падеж, склонение существительных:
С днем рождения!
С началом нового учебного года!
С Новым годом!
С победой на олимпиаде!
С новосельем!
С праздником!
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО
ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
Уровень 1.
Спиши .Определи падеж и число выделенных существительных:
На кормушке сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи. синицы
И проныры воробьи.
Ждут нас также терпеливо
И красавцы снегири.
Образуйте и запишите от данных слов существительные во множественном падеже:
Заяц, пассажир, женщина, мужчина, ученик, медаль, билет, учитель, вагон, магазин, билет.
Уровень 2.
Спиши, найди существительные во множественном числе, определи их падеж:
Нет без леса России, без снегов и озёр,
Нет без сумерек синих и без розовых зорь.
Нет России без луга, где от маков светло,
Где ромашковой вьюгой землю всю занесло.
Спиши, записывая слова в скобках во множественном числе.
На птицеферме вывели новую породу (курица). На горизонте показалась флотилия парусных (судно). В (дно) горшков для цветов нужны отверстия.
Уровень 3.
Спиши, найди существительные множественного числа родительного падежа, выдели окончание:
На безлюдный простор побелевших полей
Смотрит весело лес из-под чёрных кудрей.
Словно рад он чему, — и на ветках берёз,
Как алмазы, горят капли сдержанных слёз.
Спиши, вставляя пропущенные буквы, найди существительные во множественном числе, определи их падеж:
За последним месяцем лета спряталась осень. В гущ… листвы уже притаились первые жёлтые листья. Краски осен… в жёлтых зёрнах пшениц… , в румяных отливах яблок, в красных гроздьях рябины. А в лесу осень ещё не заметна. Разве только в птичьем хор… прибавилось голосов.
Уровень 1
Выберите верное утверждение:
а) Имена существительные не изменяются по числам;
б) Имена существительные изменяются по числам;
2) а) Имена существительные изменяются по родам;
б) Имена существительные не изменяются по родам;
3) а) К 1 склонению относятся имена существительные м.р. с нулевым окончанием.
б) К 1 склонению относятся имена существительные м.р. и ж.р., оканчивающиеся на ь знак.
в) К 1 склонению относятся имена существительные м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я.
4) а) У существительных множественного числа в Д.п. окончания –ам, -ям.
б) У существительных мн. числа в Д.п. окончания –ами, -ями.
5) Укажите в каких словах пишется окончание –и:
а) на столик.., б) около сторожк.., в) ветка ел.., г) на сирен.. .
6) Укажите имена существительные, имеющие форму только множественного числа:
а) ворота; б) зубы; в) травы, г) дрожжи.
7)Сделайте морфологический разбор всех имён существительных:
Кругом роса медвяная сползает по коре, под нею зелень пряная сияет в серебре.
Уровень 1
Выберите верное утверждение:
1) а) Имена существительные не изменяются по числам;
б) Имена существительные изменяются по числам;
2) а) Имена существительные изменяются по родам;
б) Имена существительные не изменяются по родам;
3) а) К 1 склонению относятся имена существительные м.р. с нулевым окончанием.
б) К 1 склонению относятся имена существительные м.р. и ж.р., оканчивающиеся на ь знак.
в) К 1 склонению относятся имена существительные м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я.
4) а) У существительных множественного числа в Д.п. окончания –ам, -ям.
б) У существительных мн. числа в Д.п. окончания –ами, -ями.
5) Укажите в каких словах пишется окончание –и:
а) на столик.., б) около сторожк.., в) ветка ел.., г) на сирен.. .
6) Укажите имена существительные, имеющие форму только мн. числа:
а) ворота; б) зубы; в) травы, г) дрожжи.
7)Сделайте морфологический разбор всех имён существительных:
Кругом роса медвяная сползает по коре, под нею зелень пряная сияет в серебре.
Тема: Имя прилагательное.
Уровень 1.
1.От данных имён существительных образовать словосочетания « имя прилагательное + имя существительное».
Зима, снег-__________________________________________________________
Мороз, воздух-_________________________________________________________
Холод, солнце-________________________________________________________
2.Вставить пропущенные гласные, выделить корень в словах – именах прилагательных.
Т….. нистая аллея, м…..довый пряник, к…стяная ручка, н…..совой платок, ш……рстяное платье, ж…..стяная банка, ст….пные цветы, д…..ждливый день, д……машнее задание, л…..дяная горка.
3.Записать несколько слов – имён прилагательных , которые имели бы удвоенные согласные.
__________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
4.Какая часть речи помогает правильно определить род, число, имени прилагательного? Подчеркните правильный ответ.
МЕСТОИМЕНИЕ, ГЛАГОЛ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, СОЮЗ, ПРЕДЛОГ.
Тема: Имя прилагательное.
Уровень 2.
1.Из данных слов выбрать и подчеркнуть волнистой линией имена прилагательные, выделить окончания.
Молодёжь, молодеет, молодой;
Мирный, мир, мирить;
Есть, еда, съедобный;
Прыжок, прыгучий, прыгать;
2.Подобрать однокоренные имена прилагательные мужского рода.
Осень_____________________________________________________________конь____________________________________________________
Рано______________________________________________________________сон______________________________________________________
Туман_____________________________________________________________старина________________________________________________
Длина_____________________________________________________________холод__________________________________________________
3.Написать слова с окончаниями:
_______________________________________________-ий ________________________________________________-ой
________________________________________________-ое ____________________________________________-яя
_________________________________________________ый _____________________________________________-ее
________________________________________________-ая
Тема: Имя прилагательное.
Уровень 3.
1.Записать прилагательные с данным именем существительным, изменив окончания.
Растение (зелёная)_________________________________________________________
Утро (весенний)_________________________________________________________________
Сестра (старший)________________________________________________________________
Деревья (красивое)_________________________________________________________
2.Вставить окончания в имена прилагательные и выделить их.
Пахуч….. ромашка, дремуч…… местность, колюч…… роза, певуч….. мелодия, сыпуч…..крупа.
3.От данных слов образовать имена прилагательные трёх родов:
м.р. ж.р. ср.р
яблоко- ___________________________________________________________________________________________________________________
солнце- ___________________________________________________________________________________________________________________
речка-______________________________________________________________________________________________________________________
4 класс
Тема: Однородные члены предложения
1 уровень. Спиши предложения, поставь знаки препинания.
Сегодня Тамбов очень красивый город много в нем парков аллей площадей многоэтажные дома концертные залы театры магазины школы университеты – гордость горожан!
2 уровень. Спиши, вставь пропущенные буквы, поставь запятые, подчеркни однородные члены предложения.
В Тамбове любят цв…ты. Всеми красками радуг… сияют они в п…ру цв…тения не только в скверах, но и на клумбах, в п…лисадниках перед д…мами, во дв…рах, на б…лконах многоэтажных зданий.
3 уровень. Спиши, вставь пропущенные слова. Разбери предложение по членам и по частям речи.
Славится природа Тамбовщины своей неброской красотой – равнинными ………….. реками, раздольными ……….. лугами, …………… дубравами и ……… березовыми рощами.
Слова для справок: пойменные, солнечные, праздничные, голубоглазые.
Тема: Сложное предложение
1. Вставь пропущенные буквы, расставь знаки препинания.
Сад был густой и в..твистый но листья уже опали. Со…нце уже скрылось и ночные тени быстро надв…гались со ст…роны леса. Потоки в…ды разрывают края оврага и роют ямы на его дне. Зашуршат опавшие листья и хрус…нет сухая ветка.
2. Вставь пропущенные буквы, расставь знаки препинания.
Вот белки забрались на в…ршину ели перемахнули с ветки на ветку и спустились на землю.
Со…нце уже довольно выс…ко ст…яло на чистом небе но поля ещё блестели р…сой. К полуночи тучи ушли и над в…ршинами сосен начало переливаться х…лодными огнями небо. Над полем свистели злые ветры и мороз студил землю.
Тема: Безударные гласные в корне слова
1 уровень.
Спишите. В скобках напишите проверочные слова.
I вар.
М…лчать, м…сной, охр…нять, уд…влять, гр…знуля, пл…сать,
II вар.
По…вился,г…рчица, сл…зинка,ш…повник, скр…пучий, нар…дить.
2 уровень.
Спишите. В скобках напишите проверочные слова для орфограммы проверяемая безударная гласная в корне слова.
I вар.
Ёж…к с…дел на г…ре (под)с…сной. Он см…трел на осв…щённую лунным светом д…лину, затоп- ленную туманом. Комарики (не)уставали …грать на св…их скрипоч… ках.
II вар.
Хор…шо в л…су в полдень. З…лёные ёлоч…ки выг…бают к…лючие ве…ки. Кр…суется белая б…рё…ка с душ…стыми л…сточками. Др…ж…т серая осина.
3 уровень.
Спишите, исправив ошибки.
I вар.
По тинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. От крылись яркие сияющие горы.
II вар.
Шмел прилител неуклюжый, толстый, мохнатый, как мидветь. За босил, за ворочялся, весь впылце из мазался.
Неделя русского языка в 3-4 классах.
Содержание “Недели русского языка” в 3-4 классах.
Понедельник. Линейка, посвящённая открытию
“ Недели русского языка”
1. Построение.
2. Перекличка.
3. Игра на внимание.
4. Вступительное слово.
– Дорогие ребята, у нас сегодня знаменательное событие. Мы открываем “Неделю русского языка”.
5. Чтение стихотворения. С.Абдулла “Выучи русский язык”.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
6. Ведущий.
– Это стихотворение написал узбекский поэт. Он обращается к своему народу со словами: “Выучи русский язык”. Нам с вами, людям, живущим на русской земле, тем более необходимо знать свой язык. Мы должны уметь грамотно выражать свои мысли, как в устной, так и в письменной речи. Наша речь, как устная, так и письменная должна быть понятна. Но все ли мы умеем писать четким, красивым почерком. Не получается ли у нас иногда так, как в стихотворении В.Гончарова “О грамотее и больной ноге”.
7. Инсценирование стихотворения В.Гончарова “О грамотее и больной ноге”.
Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею
– Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…
– Нет, не могу, нога болит, – ответил хмуро тот. –
Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.
– Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.
– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт.
9. Ведущий.
– Неделю русского языка объявляю открытой.
– Предлагаю вам познакомиться с программой “Недели русского языка”.
1 –ый день. Понедельник.
Линейка. Открытие “Недели русского языка”.
2–ой день. Вторник.
Олимпиады по классам. Из каждого класса будут выявлены 3 ученика, которые лучше всех знают русский язык.
3–ий день. Среда.
День неожиданностей.
В этот день будьте готовы к любым неожиданностям.
4–ый день. Четверг.
День интеллектуальных игр.
В четверг пройдут интеллектуальные игры среди победителей олимпиад.
5-ый день. Пятница.
Линейка. Закрытие “Недели русского языка”. Подведение итогов. Награждение победителей.
10. Объявление о заочном туре олимпиады по русскому языку.
– Кроме этого, с сегодняшнего дня объявляется заочный тур олимпиады по русскому языку. В этом заочном туре может принять участие каждый желающий из любого класса.
– На этом пакете написано 12 заданий. Вы можете прочитать задание, сразу записать ответ на него. А также можно переписать задания на листок и выполнить их дома. Не запрещается обращение за помощью к родителям или к старшим братьям и сёстрам. Учитываться будет грамотность и аккуратность при оформлении работы.
(Задания заочного тура олимпиады: см. ниже.)
11. Объявление о творческо-поисковом задании.
– Ещё одно задание, к выполнению которого вы можете приступить уже сегодня. В этом конверте находятся листочки, на которых написаны устойчивые выражения. Иногда мы в своей речи употребляем выражения, например: “Плясать под чужую дудку”, или “Пропустить мимо ушей”. Что они обозначают сейчас, мы понимаем. А вот знаем ли мы, что эти выражения означали раньше.
– Задача каждого класса такова: узнать историю одного устойчивого выражения. Взять лист бумаги, разделить его пополам. На одной половине изобразить, что это выражение означало раньше, а на другой – что это выражение означает сейчас.
– Попрошу подойти ко мне по одному представителю от каждого класса и достать из конверта листок с устойчивым выражением, над которым вам нужно будет поработать.
(Выражения: бить баклуши, время истекло, где раки зимуют, дело в шляпе, достать из-под земли, зарубить на носу, играть на нервах, на лбу написано, спустя рукава, точить лясы.)
12. Закрытие линейки.
– Линейка объявляется закрытой. Удачи вам всем! Встретимся в пятницу.
Вторник. Олимпиада по классам.
Среда. Перед началом уроков каждому классу предлагается задание: к концу учебного дня составить и записать как можно больше слов, используя буквы слова “грамотей”.
Кроме того, во всех классах изымаются тетради по русскому языку, учащиеся работают на листочках, не зная о том, что участвуют в конкурсах на самый грамотный и самый аккуратный класс.
Четверг. Материалы к проведению интеллектуальных игр см. в
Пятница. Линейка, посвящённая закрытию
“Недели русского языка”
1. Построение.
2. Вступительное слово.
– Дорогие ребята, вот и настала пора подвести итоги нашей “Недели русского языка”.
5. Ученик 1.
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Ученик 2.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днём рождения не поздравишь.
Ученик 3. Отправляя поздравленья,
Помни правило склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
Ученик 4.
Нужно человеку в жизни
Знание языка.
Жизнь без грамоты
Совсем нелегка.
Ученик 5.
Да, ребята, в жизни много пригодиться
Надо нам для этого старательней учиться.
Написать письмо ли, прочитать газету,
Грамота нужна во всём на свете.
Ученик 6.
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
6. Подведение итогов. Награждение победителей.
7. Заключительное слово.
– С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился говорить как следует, а его слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, колыбельные песенки мамы. А сказки, прибаутки, песенки – это язык. И так всю жизнь, до глубокой старости, человек находится в мире языка. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, то есть саму жизнь. Поэтому, ребята, изучайте свой родной русский язык. Всего вам доброго!
1)Задания классам.
1 классу:Творческо-поисковое задание.
Узнать историю трёх устойчивых выражений. Взять лист бумаги, разделить его пополам. На одной половине изобразить, что это выражение означало раньше, а на другой – что это выражение означает сейчас:
Бить баклуши, время истекло, где раки зимуют.
2 классу: Творческо-поисковое задание.
Узнать историю трёх устойчивых выражений. Взять лист бумаги, разделить его пополам. На одной половине изобразить, что это выражение означало раньше, а на другой – что это выражение означает сейчас:
Дело в шляпе, достать из-под земли, зарубить на носу.
3 классу: Творческо-поисковое задание.
Узнать историю трёх устойчивых выражений. Взять лист бумаги, разделить его пополам. На одной половине изобразить, что это выражение означало раньше, а на другой – что это выражение означает сейчас:
Играть на нервах, на лбу написано, спустя рукава.
2).Ребусы по русскому языку
Разгадайте интересные ребусы, в которых
зашифрованы слова, связанные с предметом
«русский язык».
Ответы: слово, корень, глагол, грамотность, запятая, склонение, словарь, буква, прилагательное, лексика.
3).Найти «СПРЯТАННЫЕ» слова.
1. В этом стихотворении «спрятались» названия животных.
Удачи!
1. Слезы костра у самой пальмы.
2. Кора в ожогах… Факт печальный.
3. Среди кустов царит покой.
4. Здесь хорошо бродить одной.
5. Гром грохотал… Весь лес трясло.
6. Но я гулял грозе назло.
2. Нахождение терминов русского языка, «спрятавшихся» в предложениях.
(род, падеж, число, приставка, окончание, корень, словосочетание)
Скоро деревья покроются зеленой листвой.
Иванов Степа дежурит очень добросовестно.
На заводе мячи сложили в ящик и отвезли в магазин.
На место происшествия немедленно прибыл пристав Караулов.
В доме еще не было окон. Чан и его помощники взялись за работу.
«Мы уже опаздываем. Скоренько собирайтесь!»
«Запишите слово. Сочетание ЧН подчеркните».
Олимпиада по русскому языку
(заочный тур)
Расставьте верно ударение:
Шофёр, фарфор, приговор.
Ушёл на многие лета.
Дверь за ним не заперта.
За верно выполненное задание – 6 баллов.
2. Отгадайте слова, заменяя в подсказке первую букву:
1) Езда; она нужна для управления лошадью.
2) Ворс; сладкий напиток.
3) Дочь; тёмная после дня.
4) Ел; лежит на дне озера.
5) Капля; весь день стоит в болоте на одной ноге.
6) Тихо; лесной дух, чудище.
За каждое верно отгаданное слово – 1 балл.
3. Кто эти животные?
Лёзок, кута, дашоль, лёсо, оварко, сугь, путех, цурика, воца, азок.
За каждое верно отгаданное животное – 1 балл.
5. Девять букв. А сколько здесь слов?
Составь как можно больше слов из слова
К А Р Т О Ф Е Л Ь.
За каждое новое слово – 1 балл.
6. Прочитай слова:
О
О
О
О
О
О
О
О
О
– водоем
– наводнение
– часть дерева
– хищная птица
– тяжелый металл
За каждое верно прочитанное слово – 1 балл.
7. Отгадай шарады:
1) Первое – предлог.
Второе – летний дом,
А целое порой
Решается с трудом.
2) С буквой “К” я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С буквой “П” – от вас не утаю –
Тоже в школе я стою.
3) Мой корень в “просьбе” заключён,
В ней он озвучен и смягчён.
Приставка в “воплощение” где-то,
На целое – все ждут ответа.
4) Корень мой находится в “цене”,
В “очерке” найди приставку мне,
Суффикс мой в “тетрадке” все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
За каждую верно отгаданную шараду по 3 балла.
Олимпиада
Русский язык. 3 класс (очный тур).
1. Сколько раз в стихотворении встречается звук «Ш»?
— Ты скажи мне, милый ёж,
Чем ежиный мех хорош?
— Тем он, лисонька, хорош,
Что зубами не возьмёшь!
2. Отгадай загадки:
1)Из писка птиц мой первый слог возьмёте,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдёте
То, что не раз едали вы.
2)Корнем – с дорогой роднится,
В сборе приставка таится.
Суффикс как в слове «дневник»,
Целым же – в космос проник.
3. Замени выражения одним глаголом:
Клевать носом — …
Зарубить на носу — …
Чесать языки — …
Дать стрекача — …
Ломать голову — …
4. Вставь в стихотворение подходящие по смыслу предлоги:
Я ______ утра ______ лесу гуляю,
______ росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
______ берёзку и ______ мох,
______ малину, ежевику,
______ ежа и ______ ежиху,
______ которой ______ ежат
Все иголочки дрожат.
5. Среди этих букв спрятались имена собственные и названия. Не переставляя букв, отыщи эти слова и запиши их:
И – В – А – Н – О – В – О – Л – Г – А – Л – Я
6. Допиши пословицы:
Волков бояться — …
Не было гроша, …
Готовь сани летом, …
7. Получи из слова «год» слово «вес», изменяя по одной букве в каждом слове.
Имей в виду, что выполняя каждый ход, у тебя должны получиться слова, а не наборы букв. Используй подсказки за чертой.
Г О Д __________
________________ Бывает у живых существ
________________ Окружает замок
________________ Синоним слова «рыбалка»
________________ Животное семейства кошачьих
________________ Природное сообщество
В Е С
8. Преврати:
1. Мел в мелкое место на реке.
2. Полку в танец.
3. Банку в баню.
4. Тракториста в машину.
5. Стол в комнату.
1
2
3
4
5
9. Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы.
1. Охра + под =
2. Кит + рана = 3. Ров + поза =
10. Напиши как можно больше слов, которые начинаются на букву «М». Каждое последующее
слово должно быть на одну букву больше предыдущего.
М
М .
М . . (и т. д.)
Ответы на олимпиадные задания
3 класс
1. Ответ: 5 раз. 2 балла.
2. За каждую верную отгадку – 5 баллов.
Ответы: а) пирог: б) спутник.
3. За каждую верную замену – 1 балл.
Ответы: дремать, запомнить, болтать, убегать, думать.
4. За каждый верно вставленный предлог – 0,5 балла.
Ответ: предлоги: с, в, от, про, про, про, про, про, у, за.
5. За каждое верно записанное слово – 0,5балла.
Ответ: Иван, Иванов, Вано, Иваново, Волга, Галя, Аля.
6. За каждую верно дописанную пословицу – 2 балла.
Ответы:
Волков бояться – в лес не ходить.
Не было гроша, да вдруг алтын.
Готовь сани летом, а телегу – зимой.
7. За каждое верно отгаданное слово – 0,5 балла.
Ответ: ГОД – род – ров – лов – лев – лес – ВЕС.
8. За каждое верно определённое слово – 0,5 балла.
Ответ:
1. Мель.
2. Полька.
3. Банька.
4. Трактор.
5. Столовая.
9. За каждое верно составленное слово – 5 баллов.
Ответы:
1. Охра + под = пароход.
2. Кит + рана = картина.
3. Ров + поза = паровоз.
10. За каждое слово — 1 балл.
Например: м, мы, май, мышь, масло, малина, магазин, морковка, маленький, математика и т. д.
Брейн-ринг
Интеллектуальная игра по русскому языку
3 класс
«Брейн-ринг», «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И. С. Тургенев). Задания командам написаны на карточках. На игровых столах – листочки бумаги, ручки, игрушки-пищалки, с помощью которых капитаны команд будут подавать сигнал о выполнении задания.
Ход игры
I. Вступление.
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашего брейн-ринга!
Посмотрите на оформление класса, и вы без труда узнаете тему нашей игры. Итак, главный гость сегодня – его величество русский язык.
Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»
Сегодня мы проведём брейн-ринг и узнаем лучших знатоков русского языка.
Итак, в сегодняшнем брейн-ринге, посвящённом русскому языку, участвуют три команды. (Представляются участники каждой команды и приглашаются за игровой стол)
Победителей брейн-ринга определит наше жюри… (Представляются члены жюри.)
Напоминаю правила игры.
1. На обсуждение вопроса даётся 1 минута.
2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан – подать сигнал игрушкой-пищалкой.
3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
4. Если команда даёт неправильный ответ, у других команд есть время для обсуждения.
II. Задания для брейн-ринга.
РАЗМИНКА.
Назовите предмет, о котором идёт речь.
1. Зелёный, продолговатый, сочный… огурец
2. Маленькая, серая, пугливая… мышь
3. Белое, пушистое, лёгкое… облако
4. Ветвистая, зелёная, колючая… ель
5. Вкусный, сочный, алый… арбуз
6. Новая, интересная, библиотечная… книга
7. Красное, спелое, сладкое… яблоко
8. Жёлтые, красные, осенние… листья
За правильное слово — 1 балл.
1. Задание командам. Подчеркните твёрдые согласные в скороговорке.
«Летели лебеди с лебедятами». (т)
За правильный ответ – 3 балла.
2. Задание командам.
Найдите и выпишите слова, которые перемешались. На выполнение этого задания командам даётся 3 минуты.
ё сто ки за
ро ас ро ра
жи т го л
ра д бо та
За каждое найденное слово – 1 балл.
Ёжики, ёлки, сторожи, сторожил, забота, зал, род ,рот, роза, работа, раки, рад, город, гора, год, гол, кит ,и т. д.
3. Задание командам.
Составьте как можно больше слов, используя буквы из слова
Г Р А М О Т Е Й
За каждое слово – 1 балл.
4. Заданипе командамПопробуйте заменить слово синонимом, то есть словом, имеющим такое же значение.
Плакать – рыдать … Смеяться — хохотать…
Бранить – ругать… Есть — кушать…
Работать — трудиться Приглашать — звать…
Бояться — трусить… Говорить — излагать…
За каждое слово – 1 балл.
5. Задание командам. Команды, внимание! Перед вами слова, нужно определить их род.
Радио — ср,р.… Картофель – м.р.…
Шампунь – м.р.… Пальто – ср.р.…
Очередь – ж.р.… Мозоль – ж.р.…
Корень – м.р.… Рояль – м.р.…
За каждое слово — 1 балл.
6. Задание командам. На карточках есть предложения и пословицы, которые говорят об одном и том же. Найдите их и соедините стрелками за 3 минуты.
Береги время. Держи язык за зубами.
Доводи начатое дело до конца. Век живи, век учись.
Не торопись, делай всё аккуратно. Не давши слова, крепись, а давши, держись.
Не болтай. Ссора до добра не доведёт.
Учись всю жизнь. Разумно жить – минутой дорожить.
Не ссорься. Не верь началу – верь концу.
Держи слово. Делано наспех – делано насмех.
За каждую верно найденную пару – 1 балл.
7. Задание командам. Пользуясь алфавитом, прочитайте зашифрованную загадку и отгадайте её.
12 20 16 4 16 3 16 18 10 20 15 1 3 19 6 23 33 9 29 12 1 23? (Кто говорит на языках?) (Эхо.)
За правильно составленную загадку -1 балл; за отгадку – 1 балл.
III.Подведение итогов.
Пока уважаемое жюри подсчитывает баллы, мы с вами подведём итог.