Содержание

Задания повышенной сложности по русскому языку для учащихся 4 классов

Задания по русскому языку для 4 класса

1. Сделай фонетическую транскрипцию слов и произнеси слова в обратном порядке. Запиши полученные наоборот слова. 

Например, ЛЁН — [Л’ОН]→ [НОЛ’]→НОЛЬ 

ШЁЛ- _____________________________________________________________ 

ШЕЙ-_____________________________________________________________ 

ЯР-_______________________________________________________________ 

ЛЮК-_____________________________________________________________ 

ДОГ- ____________________________________________________________ 

КОТ-______________________________________________________________ 

ЛОБ-______________________________________________________________ 

АРАБ-_____________________________________________________________ 

2. К каждому устойчивому сочетанию подобрать синоним – одно слово: 

Без году неделя – ________________________________________________ 

Водить за нос – __________________________________________________ 

Бить баклуши — __________________________________________________ 

Вверх дном — ____________________________________________________ 

Раскинуть умом — _________________________________________________ 

Одержать победу — _______________________________________________ 

Работать не покладая рук — _________________________________________ 

3. Записать слова в алфавитном порядке. 

Буква, букет, бросать, быстрый, брак, битва 

Дверь, девочка, дикий, длина, декабрь, дача, друг, досуг 

4. Допиши пословицы 

Всякому овощу __________________________________________________________ 

Пейте дети молоко, ______________________________________________________ 

Картошка поспела — ______________________________________________________ 

5. Выпиши слова, в которых есть звук [й] 

И вскользь мне бросила змея: 

«У каждого судьба своя!» 

Но я-то знал, что так нельзя – 

Жить, извиваясь и скользя … 

6. Напишите два слова, в которых одновременно встречались бы Ь и Ъ знаки. 

7. Найдите спрятанные в предложениях Фамилии хорошо известных вам писателей, выпишите их. 

а) Мама, а змея, рыба, комар, шакал — это всё звери? 

б) Витя, не надо краба ртом трогать. 

8. Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втopoгo слова. 

При ( … ) ец, каб ( … ) окошко, часто( … )ос, ме( … )олад. 

9. Допиши окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях. 

Больш… кенгуру, хохлат…. какаду, известн…. кафе, чёрн…. вуаль, старин…. рояль., просторн… фойе, прозрачн… тюль, детск… шампунь, горяч… кофе 

10. Корень извлечь из «начинки» несложно, Приставка в «сосуде» хранится надёжно, Суффикс в «гудении» ясно услышишь, Вместе на темы различные пишешь.

11. Отгадайте грамматические примеры и впишите ответы: 

С + мелкое место поперек реки

С + тонкая ветка

С + легкий дом для отдыха

С + хвойный лес

12. Что означают слова вена, даль, десна, клин, роман, лист? Какой новый смысл они приобретут, если их написать с большой буквы? 

Ответы на задания по русскому языку 4 класс (мах. 40 баллов)

1. Сделай фонетическую транскрипцию слов и произнеси слова в обратном порядке. Запиши полученные наоборот слова. 

Например, ЛЁН — [Л’ОН]→ [НОЛ’]→НОЛЬ 

ШЁЛ – (ШОЛ) – (ЛОШ) — ЛОЖЬ

ШЕЙ – (ШЕЙ) – (ЙЕШ) — ЕШЬ

ЯР — (ЙАР) – (РАЙ) — РАЙ

ЛЮК – (ЛУК) – (КУЛ) — КУЛЬ

КОТ – (КОТ) – (ТОК) — ТОК

АРАБ — (АРАП) – (ПАРА) – ПАРА

(1,5 балла за каждое слово, всего 3 балла)

2. К каждому устойчивому сочетанию подобрать синоним – одно слово: 

Без году неделя – мало 

Водить за нос – обманывать

Вверх дном – кувырком, перевернуто 

Раскинуть умом — размышлять 

Одержать победу — победить

Работать не покладая рук — усердно

(1,5 балла за каждое слово, всего 3 балла)

3. Записать слова в алфавитном порядке. 

Буква, букет, бросать, быстрый, брак, битва 

Ответ: битва, брак, бросать, буква, букет, быстрый.

Дверь, девочка, дикий, длина, декабрь, дача, друг, досуг 

Ответ: дача, дверь, девочка, декабрь, дикий, длина, досуг, друг.

(2 балла)

4. Допиши пословицы 

Всякому овощу свое время

Пейте дети молоко, будете здоровы

Картошка поспела – берись за дело

(3 балла)

5. Выпиши слова, в которых есть звук [й] 

И вскользь мне бросила змея

«У каждого судьба своя!» 

Но я-то знал, что так нельзя – 

Жить, извиваясь и скользя … 

(4 балла)

6. Напишите два слова, в которых одновременно встречались бы Ь и Ъ знаки. 

Ответ: объяснить, съехать (или любые два на выбор)

(2 балла)

7. Найдите спрятанные в предложениях Фамилии хорошо известных вам писателей, выпишите их. 

а) Мама, а змея, рыба, комар, шакал — это всё звери? 

б) Витя, не надо краба ртом трогать. 

Ответ: Маршак, Барто

(4 балла)

8. Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втopoгo слова. 

При ( … ) ец, каб ( … ) окошко, часто( … )ос, ме( … )олад. 

Ответ: При (БОР) ец, каб (ЛУК)окошко, часто (КОЛ)ос, ме(ШОК)олад.

(4 балла)

9. Допиши окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях. 

Большой кенгуру, хохлатый какаду, известное кафе, чёрная вуаль, стариный рояль, просторное фойе, прозрачный тюль, детский шампунь, горячий кофе, модное пальто.

(1,5 балла за каждое окончание, всего 5 баллов)

10. Корень извлечь из «начинки» несложно, Приставка в «сосуде» хранится надёжно, Суффикс в «гудении» ясно услышишь, Вместе на темы различные пишешь.

Ответ: сочинение

(3 балла)

11. Отгадайте грамматические примеры и впишите ответы: 

С + мелкое место поперек реки = сброд

С + тонкая ветка = спрут 

С + легкий дом для отдыха = сдача

С + хвойный лес = сбор 

(4 балла)

12. Что означают слова вена, даль, десна, клин, роман, лист? Какой новый смысл они приобретут, если их написать с большой буквы? 

Ответ:

вена — кровеносный сосуд, Вена — город в Австрии;

даль — существительное, обозначающее простор и т.п., Даль — В. И. создатель Великорусского толкового словаря;

десна — орган в ротовой полости, Десна – река;

клин — угол, Клин — город в России;

роман — жанр в литературе, Роман — имя мужчины;

лист — часть дерева или кустарника, Лист — Великий композитор.

(1,5 балла за каждое окончание, всего 3 баллов)

Тренировочные упражнения по русскому языку. 4 класс. 3 четверть

Русский язык. 4 класс. Упражнения на повторение. Ф. ___________________

  1. Спиши только однокоренные слова, разбери их по составу.

Вода, водить, провод, водянистый.

Снег, снежный, на снегу, снега.

Гора, горелка, загорелый.

  1. Вставь пропущенные буквы.

А) Прим…рение, ро…кий, нак…тался, см…нился, гла…кий, в…днелись, чес…ный, б…лет, ре…кий, выд…ржит, прекрас…ный, отв…чает, к…пус…ный, адр…с, б…рё…ка, у…кий, зам…чает, б…жать, перел…вался, боров…чки, кре…кие, разд…вались, пробр…лась, сп…сительный.

Б) Подн…лась, в…лялись, сер…це, перет…щил, выб…лся, гры…ть, сп…шит, р…внина, д…лёкий, опас…ность, в…черняя, р…сли, р…дами, поз…но, осв…тила, к…залось, стру…ки, уд…вительный, подобр…лась, сколь…кий, зап…хнулся, гл…дел, пок…зались, напр…влялись, исче…, скр…пят.

В) Добр…лись, окрес…ность, разд…ются, оп…дут, лё…кий, ужас…ный, заб…леют, выгл…нут, прин…сёт, г…лу..ка, хрус…нул, вя…кое, ож…вает, пр…мой, а….етит, наскво…ь, сп…шит, поли…ка, жалос…ливый, блюю…це, …довитый, гр…ч…та, завя…ь, п…щать, п…чен…е, об…ятия.

Г) Ж…лище …жихи, об…щ…ние внуч…т, оруж…е Миш…, пуш…стый Рыж…к, уч…ял добыч…, ш…рокая ш…на, ч…сто кр…ч…ть, уч…ял щ…ку, г…рящ…я св…ч…, п…щ…т зайч…та, прит…щ… к…льч…гу.

  1. Спиши слова в 4 столбика: Ъ, м-ь, р-ь, ь-показатель рода.

В…юга, Ол…га, об…едки, ноч…ю, пер…я, рож…, раз…ехались, об…езд, васил…ки, доч…, нел…зя, камыш…, с…ёжились, лист…я, бол…ной, вещ…, в…ётся, пред…явил, полноч…, скатерт…, помощ…

— Какое слово не вошло ни в один столбик? Почему?

  1. Спиши стихотворение Льюиса Кэрролла. Над каждым, словом определи часть речи.

Бармаглот. Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки, как мюмзики в мове.

  1. Спиши текст. Определи части речи (сущ., прил., мест., глаг., нар., пр., союз).

На п…лян… ст…яла од…нок…я р…бина. Она т…нулась (к)небу. Зимн…. пич…… ки (с)ярк…м …п…рен…ем (под)л…тали к р…бин… . Сн…гири и с…ницы медл…….о нач…ли кл…вать крупные яг…ды. (На)бел…й скат…рт… снега по…вились первые сл…ды.

  1. «Преврати » глаголы в имена сущ., имена сущ. – в имена прил., а имена прил.- в глаголы.

Бежать, зелень, красный, книга, взглянул, берёза, смешной.

  1. Вставь, где нужно, ь.

Ковш…, суш…, хрящ…, ландыш…, врач…, роскош…, меч…, калач…, плач…, мелоч…, экипаж…, пляж…, чертёж…, дрож…, молодёж…, плющ…, сторож…, стриж…, мыш…, меч…, доч…, шалаш…, ноч…, ёрш…, глуш…, Тиш…, камыш…, плащ…, луч…, лещ…, чертёж…, ключ…, багаж…, гараж…, упряж…, карандаш…, товарищ…, мяч…, обруч…, рож…, дич…, малыш…, помощ…, богач…, реч…, лож…, чиж…, борщ…, теч…, манеж…, трубач…, вещ…, ковш…, бреш…, залеж… .

  1. Вставь пропущенные окончания.

Спать в постельк…, прыгать на постел…, играть на площадк…, стоять на площад…, шел по деревн…, на краю деревн…, на ветк… яблон…, ехал на лошад…, скакал на лошадк…, отдыхал в август…, стоял около избушк…, писал в тетрад… по математик…, жил в город… Казан…, кедры в Сибир…, ехал на трамва…, в алле… у скамейк…, ехал по пустын… на верблюд…, зайчик скучал по морковк…, витамины в морков… .

  1. Подбери к прилагательным сначала синонимы, а потом антонимы.

Соседнее селение — ближнее, далёкое, веселый мальчик — …, …, холодный воздух — …, …, пасмурный день — …, …, огромный дом — …, …, робкий ответ — …, … .

  1. Напиши текст под диктовку.

Я получил письмо от бабушки. Она живет в деревне Московской области. Бабушка пригласила меня с сестричкой на лето в деревню. Мы с удовольствием поехали. У дома расстилалась лужайка. В зелёной травке прыгали кузнечики.

  1. Определи число, лицо, род и падеж местоимений.

Играю с ним (…), думаю о ней, увижусь с тобой, приходил к нему, узнал о нас, посмотрел на него, рассказал о вас, отошел от меня, направился к вам, находился у них, взял у тебя, гулял со мной.

  1. Синтаксический разбор предложения.

Сегодня я разглядывал на снегу следы зверушек. Теплый ветерок ласкает верхушки деревьев. На лесных полянах появились голубые подснежники. По тропинке в лесу бегут хлопотливые муравьи.

Весенний лес просыпается после зимнего сна. На столе стояла чашка с топлёным молоком.

  1. Вставь пропущенные запятые.

А) Потоки воды размывают вершины оврага роют ямы на его дне образуют новые боковые овражки. Они ползут во все стороны прорезают поля подступают к селениям размывают улицы уничтожают дороги подкапываются под дома. Ветер загудел затрещал сорвал крышу сарая и помчался дальше. Вот он снова несётся ломает сучья крутит пыль на дороге подхватывает солому и бросает её через дорогу.

Б) Повсюду встречаются жаворонки зяблики трясогузки зеленушки. В голубом небе проносятся белые чайки пёстрые чибисы. На реках озёрах показались утки. Всё ожило пробудилось. И вдруг налетела буря. Ручьи озёра затянул лёд. Для птиц это настоящим бедствием. Чибисы и чайки полетели на юго-запад, к берегам больших незамерзающих водоёмов.

В) В нашем лесу растут сосна ель береза осина дуб ольха. В лесу мы собираем землянику и ежевику. В лесу растут волки лисицы зайцы и белки. Летом мы часто видим иволгу щегла синицу дятла кукушку сороку чижа.

Г) У белки мягкая шерсть чуткие уши быстрые глаза цепкие лапы. Она очень быстро скачет с ветки на ветку прыгает с вершины дерева на землю и не разбивается. Белка принадлежит к грызунам и питается древесными почками зёрнами орехами семечками еловых и сосновых шишек. Зубки у белки то стираются, то опять подрастают.

  1. Спиши текст без ошибок.

А) Я шол полестной дорошки в диревню. Месность была мне знакома. В чащи леса слышался голосок малиновке. У опушке милькали голубые колаколчики белаи рамашки на высокай ношки. От апушке к деревни тенулась паляна. Заней сенела речька. Около речке послось стадо. (25 ош.)

Б) Была тихая звёзная ноч. В позний вечер за акном шумела буря. Здраствуй, княсь ты мой прекрастный! Что ты тих, как день ненасный? Дуют ветры яросные, гонят лотки парустные. Гром – первый весник весны.

В) Стаят силные марозы. На диревях лижат сниговые шабки. Дятел на сасне стучит сваим кребким клювом. Марос затенул прут литком. Мяхкий белый кавёр пакрыл халодною землю.

  1. Напиши текст под диктовку.

А) Я получил письмо от бабушки. Она живет в деревне Московской области. Бабушка пригласила меня с сестричкой на лето в деревню Каменка. Мы с удовольствием поехали. Возле дома деревни расстилалась лужайка, около неё мелкая речушка Выпрейка. В зелёной травке прыгали кузнечики. Красота!

  1. Вставь, где нужно, непроизносимые согласные.

А) Мраморная лес…ница, гиган…ское дерево, искус..ная поделка, ужас…ное зрелище, безжалос…ный хищник, влас…ный голос, древес…ный жук, добросовес…ная работа, громко свис…нул.

Б) Доброе сер…це, бессовес…ный обманщик, доблес…ный солдат, небес…ная синь, звёз…ная ночь, поверхнос…ные знания, поз…ний вечер, громоз…кий чемодан, ярос…ный крик.

В) Весёлый праз…ник, радос…ное чу…ство, прелес…ные цветы, извес…ный писатель, вкус…ный обед, сахарный трос…ник, капус…ные листья, опас…ный путь, ус…ный ответ.

  1. Вставь, где нужно, ь.

Знания ценят…ся в голове, а не на словах. Умел ошибит…ся, умей и поправит…ся. Волков боят…ся, в лес не ходить. С умным знат…ся – ума набрат…ся. Счастье не в воздухе вьёт…ся, а руками достаёт…ся.

Олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему: Задания повышенной сложности по русскому языку

Блок «Окончания слов»

I. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Теоретическая зарядка

1. Какие три падежа существительных трудны для написания окончаний?
2. Какая гласная «ведет» окончания 3-го склонения и на -мя?
3. В каком падеже эта гласная употребляется в 1-м склонении?
4. У существительных каких склонений окончания предложного падежа совпадают? У каких – -е, а у каких – -и?
5. Какая гласная «не дружит» со 2-м склонением, а какая – с 3-м?
6. Какие особенности склонения существительных на -ия, -ий и -ие?

Коллективные упражнения

1. Комментированный диктант.

Без ошибки, ошибка в изложении, упражняться в вышивании, индейцы племени, в липовой аллее, у Марии на уроке, подберем для Вити, росли на веточке, в задании по биологии, вырастить на пустоши, к загорелому мальчишке, на лекции в планетарии, подыграть на рояле, на белом тюле.

2. Подберите нужный предлог к слову в скобке.

Предлагать (заметка), ошибиться (расчет), вспомнить (шепот), учиться (институт, гимназия), растения (гербарий), говорить (живопись), справиться (здоровье), упражнение (тетрадь), правило (имя прилагательное), касательное ранение (темя), рисунок (занавеска), повидло (вишня), мечтать (горячий картофель), колорадский жук (картошка)

3. Экспресс-диктант или тест (пишется только окончание слова).

1. На  карусели
2. В чаще
3. Из чащи
4. На  воле
5. В  роскоши
6. В  алюминии
7. Из  Азии
8. В  Заполярье
9. У  знамени

к  Дарье
на Урале
о Кавказе
на здоровье
по аллее
при участии
со стремени
две станции
о квитанции

по химии
в математике
нет истории
в тетради
по тетрадке
на площади
для молодежи
в Сибири
на тополе

4. «Четвертый лишний» (основание – склонение).

А. Сарай, завод, тополь, юноша.
Б. Повидло, здоровье, иней, пение.
В. Степь, тюль, брошь, течь.
Г. Руль, путь, гвоздь, зверь.
Д. Аллея, армия, имя, змея.

5. Поставьте в родительный и предложный падежи (в словосочетании или с предлогом), выделите окончания.

Любовь Ильинична, Заполярье, иллюстрация, Геннадий Фомич, вымя, запевала, задание, планетарий, Наталья Кузьминична, любовь, забытье.

6. Просклоняйте слова, записав их в «трудных падежах».

Город Воронеж, Придонье, Дарья Фокиевна, Кондратий Ильич.

7. Запишите все 10 слов на -мя и путь в одном из падежей (р., д., п.) в сочетании с прилагательным.

8. Выберите слова, у которых будут одинаковые окончания в р., д., п. падежах.

Музей, рояль, пристань, бюллетень, картофель, рельс, сельдь, лилия, туннель, рея, магнолия, Евгения, Евгений, пламя, путь.

9. В скобках поставьте склонение и падеж существительного, допишите окончания, вставьте недостающие буквы.

1) Грачи летят со своих зимних становищ(?), с юга Европ_ (___), из северных обл_стей Африк_ (___). 2) Бе_численное количество перелетных птиц сидит во время (___) урагана на палуб_ (___), на рубк_ (___), на снастях (___), точ(?)но вверяя в опас(?)ност_ (___) свою жизнь человеку. 3) И суровые моряки никогда (не)обидят их, (не)оскорбят их треп_тной доверчивост_ (___).

10. Сравните правописание окончаний: думаю о Наталье – думаю о Наталии. Чем объяснить разницу? Запишите в предложном падеже ед. числа слова:

уменье – умение, безделье – безделие, Люба – Любовь, Лида – Лидия, Аксинья – Ксения, питье – питие.

11. Запишите данные существительные в три колонки: 1) с основой на согласную, 2) с основой на -е, 3) с основой на -и; обозначьте окончание.

Аквариум, неделя, аллея, конница, биография, территория, батарея, крыша, авиация, оранжерея, свидетельство, заявление, учреждение, хозяйство, зрелище, предприятие, сор, ссора, гимназия, бумазея, мощь.

12. Распределительный диктант: окончание -и или -е (можно по вариантам).

Говорить о пьесе и времени ее постановки. Рассказать об открытии выставки. Присутствовать при беседе участницы экспедиции. Подниматься по лестнице башни. Побывать в башне крепости. Подойти к окраине деревни. Читать на веранде гостиницы. Лечиться в амбулатории при больнице. Встретиться на лекции в музее. Деревья в легком инее. Бродить по отмели, видеть корабли на рейде, посвятить архитектуре и живописи. Отметить в постановлении и отчете.

II. ГЛАГОЛ

Теоретическая зарядка

1. Вспомним рифмованное правило–помощник для определения спряжения глаголов, которое заучивало несколько поколений школьников:

Ко второму же спряженью отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить, исключая брить, стелить,
А еще: гнать, дышать, держать и слышать,
Смотреть, видеть, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

Какие же глаголы относятся к I спряжению?

2. Проспрягайте глаголы с ударными личными окончаниями глядеть и вести и назовите эти окончания для глаголов I  и II спряжений.

3. Составим алгоритм действий в определении гласной в окончании глагола:

а) проверим, ударно или безударно окончание;
б) если безударно, то находим инфинитив глагола, сохранив вид его;
в) по гласной перед -ть, помня исключения, определим спряжение;
г) в глаголах I  спряжения будет гласная -е, в 3-м л. мн. ч. – -у(-ю);
д) в глаголах II спряжения пишем -и, в 3-м л. мн. ч. – -а(-я).

Коллективные упражнения

1. Выборочный диктант: запишите глаголы настоящего и будущего времени, обозначив личные окончания, применяя алгоритм.

1) Имеем – не ценим, потеряем – плачем. 2) Не для школы, а для жизни учимся. 3) Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. 4) Глупый болтает, умный думает. 5) И сам тонет, и других топит. 6) Будешь вперед двигаться – горы одолеешь, а сиднем засядешь – ничего, кроме своей ямы, не выроешь. 7) Много захочешь – пораньше с постели вскочишь.

2. Поставьте следующие глаголы в 3-м лице множественного числа.

Строить, бороться, колоть, сеять, гонять, гнать, присмотреться, тащить, таять, таить, склеить, надеяться, припаять, бормотать, лечить.

3. Определив спряжения глаголов, вставьте пропущенные буквы.

Он ед_т, смотр_т, бор_тся, бре_тся, стел_т, плач_т, гон_т, хоч_т, подыш_т.

4. Продолжите таблицу по образцу:

растаять – растаешь – растаете;
ненавидеть – ненавидишь – ненавидите.
Перегнать
продышаться
задержать
подстелить
услышать
развеять

5. Комментированное письмо.

1) Где строишь, там и роешь. 2) Как постелешь, так и выспишься. 3) Конь вырвется – догонишь, слова сказанного не воротишь. 4) Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот пожинает. 5) Ноги носят, а руки кормят. 6) Одной рукой узла не завяжешь. 7) Розы колются, а осы жалятся. 8) Чего не поищешь, того и не сыщешь. 9) Что было – видим, что будет – увидим. 10) Грибы ищут – по лесу рыщут.

6. Запишите глаголы-исключения (кроме ненавидеть, обидеть, зависеть) с приставками вы-, по-, у- (какая подойдет) во 2-м и 3-м лицах мн. ч.

Образец: повертите – повертят, выстелете – выстелют.

7. Определите спряжение глаголов, образующих видовые пары, запишите по образцу: появляться (несов.,
I спр.) – появляемся, появиться (сов., II спр.) – появимся.

Заявлять – заявить; составлять – составить; вспоминать – вспомнить; бросать – бросить; начинать – начать; помогать – помочь; отправлять – отправить; хватать – схватить.

8. Объясните различия в написании гласных в данных глаголах:

Веял – веет, увидел – увидит, рассмотрел – рассмотрит, чувствовал – чувствует, лелеял – лелеет, расколол – расколет, выгнал – выгонит, завертел – завертит.

9. Определите спряжение глаголов бить, лететь, свистеть, печь, жить, спать. Присоединив приставку вы-, запишите их в форме 3-го лица ед. числа.

Образец: грести – выгрести – выгребешь (гребёшь).

10. Расскажите, как можно определить спряжение глаголов, если:

1. Личное окончание ударное.
2. Если есть приставка вы-.
3. Если личное окончание безударное:

а) инфинитив оканчивается на -ить;
б) инфинитив оканчивается на -еть, -ать;
в) инфинитив оканчивается на -ыть, -оть, -ять и др.

11. Поставьте данные глаголы сначала в прошедшем, а затем в настоящем или будущем времени, выделите гласные суффиксов и окончаний.

Образец: видеть – видел – видит.

Обидеть, зависеть, посеять, развеять, потаять, лаять, чуять, взлелеять, раскаяться, маяться, надеяться, затеять, слышать, стлаться.

12. Запишите по образцу: думать (I спр.) – он думает, они думают.

Находить, позволить, позволять, задышать, зависеть, согнать, разогнать, смотреть, высмотреть, рассмотреть, бороться, мыться, колоть, склеиться.

III. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Теоретическая зарядка

1. От чего зависят род, число и падеж прилагательного?

Вспомним сказку В.Бурмако об этом.

Родились Прилагательные с покладистым характером, и с удовольствием согласовывались они с Существительным, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных рода, числа и падежа. «Что если нам попросить их у Существительного, хотя бы на время?» – догадались как-то Прилагательные. Существительному пришлись по душе скромные просители, захотело оно иметь новых друзей и поделилось грамматическими значениями рода, числа и падежа. Так и живут до сих пор Прилагательные. Вместе – служба, вместе – и дружба!

2. Чем можно проверить окончание прилагательного?

3. Каковы особенности окончаний прилагательного мужского рода в им. падеже? Какие из них не проверяются вопросом?

4. В каких падежах совпадают окончания у прилагательных мужского и среднего рода?

5. В каких падежах прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания?

6. Что вы можете сказать об окончаниях прилагательных во множественном числе?

7. Чем отличаются основы прилагательных? Каким образом характер основы отражается на окончании? (-ом – -ем; -ую – -юю; -ым – -им)

Коллективные упражнения

1. Выборочный диктант: запишите словосочетания сущ. + прилаг., окончания объясните.

Мы выбрались в некошен_ луга. Сладк_ конск_ щавель хлестал нас по груди. Медуница пахла так сильно, что солнечн_ свет, затопивш_ рязанск_ дали, казался жидк_ медом. Мы дышали тепл_ воздухом пахуч_ трав, вокруг нас гулко жужжали шмели и трещали кузнечики.
Тускл_ серебром шумели над головой листья столетн_ ив. От травы тянуло запахом кувшинок и чист_ холодн_ воды. (К.Паустовский)

2. Объясните разницу в написании прилагательных.

Весенним днем – о весеннем настроении; в осеннюю пору – в голубую даль; дальнею дорогой – твердой рукой; передовым отрядом – в передовом отряде; о высоком мужчине – с высоким мужчиной.

3. Запишите словосочетания, обозначая ударения в именах прилагательных. Сделайте вывод о правописании о – е после шипящих в окончаниях.

Свеж_го коржа, о неуклюж_м стороже, о чуж_й, пропаже, больш_го счастья, о больш_м ерше, о смуглолиц_й певице, о могуч_м дубе.

4. Выпишите словосочетания двумя группами: 1) с прилагательными в творительном падеже и 2) с прилагательными в предложном падеже.

В аккуратн_ костюме, с ароматн_ кофе, с беззаботн_ видом, бережлив_ отношением, в беспредельн_ просторе, с громоздк_ шкафом, коричнев_ карандашом, с богатырск_ телосложением, в превосходн_ форме, серьезн_ музыкой, в зелен_ листве, сплошн_ стеной.

5. Допишите окончания, согласовав их с существительным в и.п.

Горяч_ кофе, картофельн_ пюре, бел_ какаду, красив_ тюль, голуб_ эмаль, свободн_ такси, шоколадн_ эскимо, австралийск_ кенгуру, солдатск_ шинель, концертн_ рояль, громк_ туш, черн_ тушь.

6. Вставьте гласную в окончания, задав вопрос от существительного.

Много звуков (в каком?) в вечернем лесу. Поздн_й осенью срезают на огородах сочн_ю бел_ю капусту. Сняли в саду налит_ю пахуч_ю антоновку. В высок_е груды насыпана между рядами красн_я морковка и толст_я сладк_я репа. Травы и деревья поют последн_ю песню, хвалят щедр_ю землю, хвалят жарк_е солнце, хвалят тепл_е дожди. Пролетело жарк_е лето, прошла золот_я осень.

7. Выпишите из стихотворения сербского поэта Йовановича прилагательные с существительными, выделите окончания, объясните их написание.

Маленький мальчик
В маленькой лодочке
В маленьком море плывет.
Маленький ветер
По маленьким волнам
Лодочку гонит вперед.

К маленькой гавани
В маленький город
Мальчик приплыл наконец.
Маленький парус
Спущен на мачте,
И маленькой сказке конец.

8. Устно просклоняйте вопросы притяжательных прилагательных чей, чья. Письменно просклоняйте волчий вой, паучья нить.

IV. ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Теоретическая зарядка

1. Какие числительные имеют те же окончания, что и существительные 3-го склонения?
2. В чем особенность склонения числительных сорок, девяносто, сто?
3. Какие числительные имеют при склонении те же окончания, что и прилагательные?
4. Каковы особенности склонения числительных полтора(ы) и полтораста?

Коллективные упражнения

1. Поставьте данные словосочетания сначала в родительный, потом в творительный падеж.

2 (преподаватель), 4 (трамвай), 8 (килограмм), 40 (телевизор), 60 (гектар), 704 (трактор), 800 (хозяйство), 76 (труженик), 5 (солдат), 648 (компьютер), 220 (библиотека), 33 (профессия).

2. Запишите словами в дательном падеже только такие числительные, которые имеют в своем составе корни -дцать-, -десят-, -сот-, -ст-.

2, 11, 17, 20, 40, 50, 80, 90, 200, 400, 900, 1666.

3. Просклоняйте числительные: сорок, девяносто, сто.

4. Запишите числительные вместе с существительными в указанном падеже.

Четверо медвежат (р.), шестеро дежурных (д.), трое гимназистов (п.), пятеро ножниц (д., п.), восьмеро футболистов (р., т.).

5. Запишите, раскрыв скобки, поставив числительные оба, обе в нужном падеже (если возможно). Объясните, почему в некоторых случаях словосочетания образовать нельзя.

(Оба, обе) брата, сестры, сына; сыновьями, щипцами, слонами; орлов, сутки, подругами, гимназисток, ножницами, коллега.

6. Просклоняйте числительное 492 864.

7. Радиодиктор ведет репортаж с правительственного заседания: «Резолюцию принимали при отсутствии двести пятьдесят пять человек. Более сто шестьдесят человек воздержались. Резолюция принята две тысячи триста восемьдесят четыре человек». Речь уродлива. Прочтите предложения правильно.

8. Поставьте в нужный падеж данные словосочетания, запишите словами.

По 150 (гектар), на 22 (сентябрь), с 90,7 (пуд зерна), к (обе, оба) (страна), о 1,5 (сутки), с (обе, оба) (государство), между 16 и 19 (май).

9. Запишите словосочетания, заменяя количественные числительные порядковыми, ставя их и существительные в нужный падеж.

(П.) 203 троллейбуса, (д.) 2011 гостиниц, (р.) 3 000 292 километра.

10. Из данного текста выпишите словосочетания «колич. числ. + сущ.» с предлогами около, более и др.

Перед революцией в России было около 140 тысяч хлебопекарен. В 1908 году этими пекарнями было выработано около 48 600 килограммов хлеба. В 1917 году выпекалось в сутки более 557 тонн, а через 15 лет, в 1932 году, – около 15 696 тонн хлеба.
Сейчас выпекается ежедневно более 30 миллионов тонн хлебобулочных изделий свыше 500 наименований.
Среднее суточное потребление хлеба в разных странах колеблется от 150 до 700 граммов (в нашей стране оно составляет примерно 350 граммов).

11. Вместо точек вставьте оба или обе в нужном падеже.

1) С … сестрами я дружу. 2) На … стенах висели карты. 3) Хорошие отношения установились между … странами, между … государствами. 4) …, брата и сестру, приняли в секцию. 5) Держись крепче … руками. 6) У … ребят отличные оценки. 7) Я горжусь … друзьями.

12. Запишите каждое предложение, употребив одно из данных в скобках словосочетаний в нужном падеже.

1) План выполнен на (1,5 месяца, три недели, 4 дня) раньше срока. 2) Поселок расположен в (150 километров, 44 версты) от райцентра. 3) Время выполнения домашней работы равняется (полтора часа, девяносто минут). 4) Сроки выполнения ремонта сократились до (полторы недели, три декады, 54 дня).

13. От данных числительных и существительных образуйте сложные прилагательные и запишите их.

7 лет, 8 этажей, 20 километров, 1 день, 19 мест, 4 мотора, 2 ковша, 2 горба, 5 знаков, 12 минут,
3 слоя, 6 вольт, 17 метров, 2 суток.

14. Запишите правильно числительные в данных предложениях.

1) В книге около девяносто страниц. 2) В городе более восемьсот школ. 3) По обоим сторонам дороги расстилались поля. 4) В декабре тысяча восемьсот двадцать пятом году было восстание декабристов в России. 5) Трое школьниц отправлены на олимпиаду. 6) В печь загружают свыше восемьдесят пять килограммов теста. 7) Троими днями нам не управиться. 8) В полуторастах верстах лежало озеро Ильмень. 9) Полторы банок клея будет достаточно. 10) Две десятых литра нам не хватило до нормы.

15. Запишите словами «подсказку» для радиодиктора.

1) Альбом с 678 иллюстрациями.

2) Квартир в 194 доме более 970.

3) Интересно, что банан достигает высоты 6–7 метров, а бамбук – 40.

Карточки для контроля

Карточка № 1

Задание 1. Допишите окончания, обозначьте орфограмму.

Внутрен_ борьбу, волнист_ тканью, в куц_ куртке, в стояч_ душн_ воздухе; пристань, усеянн_ рыбь_ чешуей; деревянн_ крыльями, в дальн_ углу, в длинн_ кафтане из толст_ сине_ сукна, гул ребячь_ голосов, над уснувш_ братом, в заснувш_ лесу, осенн_ ночи, ничь_ имени не знал, в зимн_ стужу.

Задание 2. Перепишите, заменяя числа словами.

1) Сколько получится, если к 11 968 прибавить 16 374? 2) От 8 753 отнимите 4 587. 3) Умножьте 918 на 67. 4) Если из 976 вычесть 382, то останется 594. 5) 18 марта 1899 года в Ялте А.Чехов встретился с М.Горьким.

Задание 3. Запишите все глаголы-исключения в 3-м лице мн. числа.

Карточка № 2

Задание 1. Поставьте существительное в нужном падеже, выделите орфограмму.

Работать в (розарий), рассказать о (новоселье), в (созвездие) Близнецов, жить в (Запорожье), участвовать в (радиопередача), подготовиться к (дискуссия), работать на (предприятие), отдыхать на (взморье), держать на (ладонь), отдать (Евдокия Петровна), пришить к (шинель), яркие краски (акварель), сидеть на (печь), спорить о (сценарий).

Задание 2. От данных глаголов образуйте глаголы 3-го лица мн. числа.

Веять, клеить, увидеться, посеять, зависеть, выколоть, маяться, подышать, застелить, задержаться, чувствовать, обеспечить, брить.

Задание 3. Составьте и запишите словосочетания полторы версты и полтораста апельсинов в родительном и творительном падежах.

Карточка № 3

Задание 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните.

В тенист_ алле_, у красн_ знамен_, в башн_ стар_ крепост_, на окраин_ городск_ территори_, в безбрежн_ океан_, на мчащ_ся электричк_, в помещичь_ имени_, из плох_ семен_ не выраст_т добр_ племен_, причалить к качающ_ся пристан_, в открывш_ся планетари_, о Натали_ Аркадьевн_, от полянк_ к полянк_, у озябш_ дяденьк_, в летн_ полноч_, в школьной тетрадк_.

Задание 2. Выпишите из пословиц глаголы, обозначьте окончания.

1) Не тот друг, кто медом маж_, а тот, кто правду скаж_. 2) По твоим делам о тебе суд_. 3) Кто служ_ Родине верно, тот исполняет долг примерно. 4) Горькое слово леч_, а сладкое – калеч_. 5) Как аукн_ся, так и откликн_ся. 6) Один и камень не сдвин_шь, а артелью и гору подним_шь. 7) Без труда не вын_шь и рыбку из пруда.

Карточка № 4

Задание 1. Запишите все глаголы-исключения во 2-м лице мн. числа.

Задание 2. Спишите, заменяя числа словами.

1) Фруктовый сад разбит на 694 гектарах. 2) Пароход с 48168 пассажирами отошел от берега. 3) Умножьте 769 на 211, к полученному произведению прибавьте 4 496. 4) 31 января 1901 года состоялось первое представление пьесы Чехова «Три сестры».

Задание 3. Допишите окончания, обозначьте орфограмму.

От резк_ пронизывающ_ ветра, согласн_ чмоканье по гряз_, по стерш_ся обочин_ дорог_, на видавш_ виды повозк_, на уставш_ лошад_, в темн_ пропахш_ мышами здани_, для приехавш_ Евген_ Фоминичн_, лись_ тропами пробираемся, на овечь_ подстилк_, в бычь_ глазу, чь_ мнениями интересу_сь.

Карточка № 5

Задание 1. Исправьте для диктора ошибки в текстах.

1) Книга с семьсот восемьдесят четырьмя страницами стоит на трехсотой первой полке. 2) Сосны живут до триста пятидесяти – четыреста лет и достигают тридцать – сорок метров. 3) Катеру 278, находящемуся на семьюдесятом километре, приказано стоять около полтора часа.

Задание 2. Поставьте прилагательные в нужную форму, обозначьте орфограмму.

В (волчья) нору, на (птичий) базаре, считается (хороший, охотничий) местом, до (последний) косточки, за (бараний) боком, у (свой бывший) дома, за (дремучий) горой, по (окрестный помещичий) усадьбам.

Задание 3. Запишите все глаголы-исключения в 1-м лице мн. числа.

Карточка № 6

Задание 1. Выпишите глаголы, выделив окончания, объясните их.

1) Воду нос_ т ведрами. 2) Промышленность производ_т товары. 3) Хлеб молот_т в поле. 4) Стены крас_т маляры. 5) Сено кос_т в июле. 6) Раны леч_т врачи. 7) Известь гас_т в глубоких ямах. 8) Ивы плач_т над озером. 9) Дети хохоч_т дружно. 10) Хозяйки прибира_т комнаты, вар_т еду и нянч_т детей.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, объясните условие выбора гласной

Служить в арми_, идти по алле_, не встретить Мари_, находиться в здани_, играть на виолончел_, заботиться о здоровь_, загорать на солнц_, оазисы в пустын_, в минуты радост_ и печал_, о живописн_ ущель_, в постоянн_ движени_, купаться в водоем_, идти по жизн_.

Задание 3. Запишите словами числительные.

Первые микроскопы давали увеличение до 270 раз, а современные – до 3600 раз. К 21 году спортсмен достигает пика развития.

 

Викторина по русскому языку 4 класс | Материнство

В подборку включены вопросы и увлекательные задания для проведения викторины по русскому языку в 4 классе.

Разминка викторины

1. Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные: падает снег, выжимать сок, качать воду, сам сваливает, колет лед, морит мух, варить кофе, вертится и летит.

2. Какому падежу принадлежат предлоги: за, над, под, перед, с?

3. Какие гласные пропущены: ув.дать без влаги, ув.дать издалека?

4. Определи часть речи слова «сильный»: Сильный спешит на помощь слабому. У ребенка сильный кашель.

5. Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры?

6. Поставь нужные окончания: лечебн.. шампунь; красив.. тюль; желт.. эмаль, асфальтированн.. шоссе.

7. Есть ли в русском языке приставка «з»?

8. Найди слова, в которых должна быть непроизносимая согласная: доблес.ный, воскрес.ная, ужас.ный, свис.нул, трос.ник, лес.ница, ус.ные, хрус.нуть.

9. Является ли местоимение частью речи?

Ответы: 1. Снегопад, соковыжималка, водокачка, самосвал, ледокол, мухомор, кофеварка, вертолет. 2. Т. п. 3. «я», «и» 4. Сущ., прил. 5. Носков, блюдец, яблонь, ботинок, плеч, помидоров. 6. «ый», «ый», «ая», «ое» 7. Нет. 8. Доблестный, свистнул, тростник, лестница, устные, хрустнуть. 9. Да. Автор: Анна Круглова

Стихотворные загадки о русском языке для 4 класса

Если действие прошло,

То «прошедшее» оно.

Если действие сейчас,

«Настоящее» у нас.

Ну а если вдруг настанет,

«Будущим» оно вмиг станет. (Время)

Конфета в вазе была одна.

Мама насыпала, стало полно.

Ответьте же мне на вопрос, детвора,

Что у конфет изменилось? (число)

Если первое — «Я», «Мы»,

Если третье — «Он», «Они»,

А второе если, значит,

«Ты» и «Вы». И не иначе. (Лицо)

Этим словом называется

Тот, к кому мы обращаемся,

И, без всякого сомнения,

Это слово — … (обращение)

В словах «отдал», «вошел», «подставка»

Перед корнем пишется… (приставка)

Слова означают одно и то же,

Но между собою они не похожи.

По-разному пишутся и говорятся…

Как называются? Кто догадался? (Синонимы)

Слова одной и той же части речи.

Но разное значение у них.

Скажу я «трусость»,

Ты ответишь — «храбрость»,

Скажу я «грусть»,

А ты в ответ мне — «радость». (Антонимы)

Я его в основе встречу,

Подчеркну одной чертой.

На вопрос «Кто?», «Что?» ответит

Этот главный член. Какой? (Подлежащее)

Этот главный член найду,

Две черты я проведу.

Он в основе есть, скажу я,

Называется… (сказуемым)

Мы давно позабыли такие слова:

«Чело» — это лоб, а «глава» — голова.

Редко встречаются, не надоевшие,

Эти слова мы зовем… (устаревшие)

Звуки друг друга нашли,

Встали рядом и смысл обрели.

Много их, аж кругом голова…

Собираются звуки в… (слова)

Все вы назовете их едва,

Самые короткие слова.

Отчего они так важны, не пойму?

«По», «на», «за», «в», «от» и «у». (Предлоги)

Зовут его крылатым словом,

Его значенье всем знакомо,

Название звучно с афоризмом.

Его зовем… (фразеологизмом)

«Иван Родил Девчонку,

Велел Тащить Пеленку».

По первым буквам прочитай,

Все шесть братишек называй.

Их имена скорей скажи.

Конечно, это… (падежи)

Ты части речи те — союз,

Предлог, частицу, — помни.

Ты, школьник, намотай на ус,

Названье их запомни.

Зовутся не волшебные,

А проще. Так:… (служебные)

Что означают эти крылатые выражения?

Нужно раскрыть смысл крылатых выражений. Задания предлагают командам попеременно, засчитывают только правильные ответы:

  • Рукой подать. (Близко)
  • В час по чайной ложке. (Медленно)
  • Во весь дух. (Быстро)
  • Работать засучив рукава. (Хорошо работать)
  • Работать спустя рукава. (Плохоработать)
  • Прикусить язык. (Замолчать)
  • Ни пуха ни пера. (Пожелание удачи)
  • Морочить голову. (Обманывать, запутывать)
  • Сломя голову. (Быстро)
  • Зарубить на носу. (Запомнить)
  • При царе Горохе. (Очень давно)
  • Палец о палец не ударил. (Ничего не делал)
  • Сквозь землю провалиться. (Очень стыдно)
  • Мороз по коже пробежал. (Сильный испуг)
  • Медведь на ухо наступил. (Нет музыкального слуха)
  • Бить баклуши. (Ничего не делать)

Разгадайте ребусы

Ответ: падеж

Ответ: спряжение

Ответ: глагол

Вопрос с подвохом

Как правильно сказать: у рыб нет зуб? У рыбов нет зубов? У рыбей нет зубей? (У рыб есть зубы)

Может ли страус назвать себя птицей? (нет, страус не умеет разговаривать)

Игра «Гонка за лидером»

Учитель задает вопросы, команда отвечает до первой ошибки, после чего право ответа переходит к другой команде. Начинает проигрывающая команда.

  • Как называется часть речи, которая обозначает предмет? (Имя существительное)
  • На какие вопросы отвечают имена существительные? («Кто?» или «что?»)
  • Какого рода бывают имена существительные? (Мужского, женского и среднего)
  • К именам существительным какого рода можно подставить слова «он», «мой»? (К мужскому)
  • К именам существительным какого рода можно подставить слова «она», «моя»? (К женскому)
  • К именам существительным какого рода можно подставить слова «оно», «мое»? (К среднему)
  • Определите род имени существительного «рояль». (Мужской)
  • Определите род имени существительного «трель». (Женский)
  • Определите род имени существительного «кофе». (Мужской)
  • Как изменяются имена существительные? (По числам и падежам)
  • Употребите во множественном числе имя существительное «доктор». (Доктора)
  • Употребите во множественном числе имя существительное «шофер». (Шоферы)
  • Измените по числам имя существительное «пальто». (Не изменяется)
  • В каких именах существительных после шипящих согласных пишется мягкий знак? (В существительных женского рода)
  • В каких именах существительных после шипящих на конце слова мягкий знак не пишется? (В существительных мужского рода)
  • Какая часть речи обозначает признак предметов? (Имя прилагательное)
  • На какие вопросы отвечают имена прилагательные? («Какой?», «какая?», «какое?», «какие?»)
  • Как называется часть речи, которая обозначает действие предметов? (Глагол)
  • На какие вопросы отвечают глаголы? («Что делать?», «Что сделать?» и т. п)
  • Какой частью речи являются слова «у», «под», «на», «к», «около»? (Предлогами)
  • Для чего нужны предлоги? (Для связи слов в предложении)
  • Какие части слова вы знаете? (Приставку, корень, суффикс, окончание)
  • Как называется общая часть родственных слов? (Корень)
  • Как по-другому называются родственные слова? (Однокоренные)
  • Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (Приставка)
  • Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс, окончание)
  • Что общего между приставкой и суффиксом? (Они служат для образования новых слов)
  • Для чего служит окончание в слове? (Для связи слов в предложении)
  • Какие гласные надо проверять в корне слова? (Безударные гласные «о», «а», «е», «и», «я»)
  • Как надо проверять написание безударной гласной в корне? (Надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, чтобы эта гласная стала ударной)
  • Назовите парные звонкие и глухие согласные. (Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с)
  • Как надо проверять написание парных звонких и глухих согласных? (Надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, в котором после согласного стоит гласный звук)

Словообразование

В Москве живут москвичи, во Владимире — владимирцы. А как зовут себя жители Курска и Архангельска? (Куряне и архангелогородцы)

Ребусы с цифрами

Прочитайте слова, зашифрованные в ребусах:

3буна. (Трибуна)

ко100чка. (Косточка)

по100вой. (Постовой)

40а. (Сорока)

по2л. (Подвал)

3тон. (Тритон)

Найди спрятанное слово

Даны слова, в каждом из которых спряталось еще одно слово. Найдите эти слова.

Хлев (лев).

Укол (кол).

Столб (стол).

Коса (оса).

Щель (ель).

Мрак (рак).

Зубр (зуб).

Удочка (дочка).

Полк (пол).

Впиши слова

Вспомните слова и впишите их в клетки. (Например: мир, мак, мел, миг, мед)

Пишем стихи

Сочините стихотворение, используя рифмы «солнце — оконце», «привет — кабинет».

Многозначные слова

Слова «пятачок», «ножка», «шишка», «горлышко» имеют несколько значений. Назовите их.

Волшебные слова

Назовите как можно больше вежливых слов.

Переносное значение слов

Что может убежать? (Молоко, время, зерно на элеваторе)

 

Учебно-методическое пособие по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс): Тексты с заданиями по русскому языку 1-4 классы

Тексты с заданиями по русскому языку

1-4 классы

Гласные и согласные звуки

Задание 1

Списать. В выделенных словах подчеркнуть мягкие согласные.

Наш сад

В саду тишина. Малыши спят. На столе игрушки. Тут мишки и машины. Чижи и стрижи. Зайчата и жираф. 

Задание 2

На столе игрушки и альбомы.

В предложении  подчеркнуть все слова, начинающиеся с гласного звука.

Работа с текстом

 Задание 1

Прочитать текст. Выбрать из него предложения, которые будут ответами на вопросы. Записать эти предложения.

Добрая берёза

Стоит на лесной опушке берёза. Дятел пробил в коре дырочку. Он напился берёзового сока и улетел. Побежал ручеёк по стволу дерева. Чистые крупные капли сока упали на землю.
Прилетели синицы. Закружились вокруг берёзы бабочки. Пришли и рыжие муравьи.
Всех угостила вкусным соком добрая берёза.

Вопросы по тексту

Как дятлу удалось напиться берёзового сока?
Кого ещё угощала вкусным соком добрая берёза?

 Задание 2

 Составить небольшой рассказ, используя данные слова:

Апрель; наступил, настал, идёт, пришёл; весёлый, тёплый, солнечный.
Капель; падает, звенит, стучит; частая, весенняя; с крыш, на землю.
Сугробы; осели, почернели, растаяли; пушистые, большие; у дома, крыльца.
Ручей; бежит, звенит, журчит; быстрый, проворный; весело, шумно.
Ребята, дети; пускают; кораблики, лодочки.

 Задание 3

Составьте и запишите три предложения о весне:

1) повествовательное, с однородными членами;
2) вопросительное;
3) побудительное, с однородными членами.

СОСТАВ СЛОВА. 

Задание

  1. Какое слово в каждом ряду лишнее? Спиши без этих слов, выдели корень:

Смола, молоть, смоляной. Чеснок, честный, чесночный. Гора, горный, гореть. Больница, большой, заболеть. Ловить, улов, слово.

2.Спиши, выделенные слова разбери по составу:

Певучесть есть в морских волнах,

Гармония в стихийных спорах.

ПАРНЫЕ И  НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ 

Задание 1

  1. Образуй от существительных прилагательные, напиши их, подчеркни орфограммы:

Честь – честный, грусть — …, место — …, звезда — …, радость — …, капуста — …, счастье — …, сердце — …, солнце — …прелесть — …

  1. Спиши, вставь буквы:

   Серое небо , ни…кие, тяжёлые облака. Всё видно наскво…ь в самой глухой древесной чаще. Только молодые берё…ки сохраняют ещё свои желтоватые листья. Ярко выступают вечнозелёные ели и сосны. Устлана земля сухими листьями, мя…кими и пухлыми в сырую погоду, жёсткими и хру…кими в морозы.

Задание 2

  1. Спиши ,вставь пропущенные буквы:

Яго…ка, верблю…, дож…ь, голо…ка, голодо…ка, фла…, зоопар…, оши…ка, хру…кий, ры…ка, мясору…ка, ре…ка, проору…ь, автобу…, кни…ка, бабу…ка, варе…ка.

  1. Спиши, вставь пропущенные буквы, допиши текст:

     В жизни российских людей много традиций. Мы че…вуем ветеранов войны. Страна отмечает профе…иональные праз…ники: День учителя, День арти…ериста и многие другие. Прекрас…ной традицией стала поса…ка парков и а…ей у памятников погибшим воинам.

    У нас в школе тоже много традиций…..

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ.

Задание 1

Из двух слов выбери проверочное слово к пропущенной гласной, вставь пропущенную букву, поставь ударение.

№1

стёклышко, застеклили – ст…кло

ледяной, лёд – л…док

снег, снеговик – сн…жинка

котята, котик – к…тёночек

говорил, говор – разг…вор

пляска, расплясался – пл…сать

заварка, заварить – св…рить

следом, следы – насл…дил

№2

бобовый, боб – б…бы

сторож, сторожит – ст…рожка

кольца, колечко – к-льцо

дешёвый, дёшево – д…шевле

рябенький, рябина – р…бой

ночлег, ноченька – н…чевать

стойка, стоять – пост…ять

тянут, тянучка – пот…нули

Задание 2

  1. Напиши словосочетания с прилагательным мелкий в порядке:
  1. Незначительный по величине,
  2. Неглубокий
  3. ничтожный:

Мелк.. душа, мелк… деньги мелк… тарелка, мелк… озеро, мелк… подчерк, мелк… река, мелк… поступок, мелк… буква.

Задание 3

  1. Составь с каждым словом предложение, запиши его, разбери эти слова по составу:

Охотник, зайчик, полянка, стрелок, каменщик, учитель, шиповник.

  1. Прочитай, придумай и запиши заголовок текста. Спиши, выделенные слова разбери по составу.

   Когда по рекам нашей страны проплыли первые корабли? Вот уже много лет учёные проводят подводные исследования на Днепре, Волге, Доне. Со дна рек подняты старинные якоря, челноки, сосуды. Они попали сюда за несколько веков до нашей эры.

    Недавно на глубинах Днепра археологи обнаружили и тщательно исследовали старинный корабль. Анализ древесины судна позволил установить, что судну 600 лет!

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Задание 1

  1. К данным предложениям поставь вопросы. Напиши вопросительные предложения.

Учебный год начинается первого сентября. Ты хорошо отдохнул. Ты учишься в четвёртом классе. Сегодня все ученики встали рано. Все ребята обещают хорошо учиться.

  1. Спиши. Подчеркни в каждом предложении подлежащее ,сказуемое:

Ребята сажали у школы фруктовые деревья. Весной яблони покроются белыми цветами. В школьном саду зацветут красивые вишни.

Задание 2

  1. Напишите предложения, изменяя их сначала на восклицательные, затем на вопросительные, меняя, если надо, порядок слов:

Весь класс был на празднике. Завтра мы пойдём в театр. Вчера школьники ходили в музей.

  1. Спиши, сделай синтаксический разбор выделенного предложения. Продолжи текст(2-3 предложения):

       Белая, красная, жёлтая, розовая, чайная, чёрная роза. Каких только роз не     бывает!

     Чудесный цветок радует наш глаз. У него тонкий, нежный аромат. Вместе с тем роза и лечебное растение. Розовое масло в прямом смысле дороже золота…

ПАДЕЖИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

Задание 1

  1. Спиши предложения, вставляя существительное зима в нужном падеже:

Скоро наступит (что?) … . Лесные звери уже чувствуют приближение (чего?) … . Дети рады (чему?) … . А за ( чем?) … придёт весна.

  1. Спиши, определи падеж выделенных существительных:

    Вчера я был на заводе, сегодня – на стройке, а завтра, возможно, буду на шахте или в колхозе. Это потому, что я работаю шофером. Я вожу грузовую машину. Вот за высоким забором строят дом. Шофёры привезли кирпич и цемент.

 Задание 2

  1. Спиши, над существительными поставь падеж.

    У речки аромат. Цветёт ива. Её серёжки покрылись пушком. Каждая напоминает гусёнка, который уселся на веточке. На кончике каждой пушинки маленькая точка жёлтой пыльцы. Прикоснёшься к веточке – золотистое облачко так и брызнет в лицо.

  1. Спиши, изменяя существительные в скобках. Определи падеж этих существительных.

   Над (изба) и (двор) летала малиновка. Заняты школьники (дело) , перьями пишут и (мел). Не ищи шишки под (дуб), жёлуди под (ёлка). Школьники ходили с (учитель) на экскурсию. Колхозники засеяли поле (рожь).

СКЛОНЕНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

Задание 1

  1. Просклоняй существительные:

    Дерево, улица

  1. Спиши, определи склонение выделенных существительных:

   Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок. Своя земля и в горсти мила. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Ложь человека не красит. На мышку и кошка зверь. 

Задание 2

Спиши существительные в три столбика по склонениям – 1-е,2-е,3-е:

     Багаж, магазин, библиотека, мебель, одежда, рожь, кровать, вокзал, молодёжь, край, иней, герой, папа, машина, снег, снежинка, село.

Задание 3

Спиши, определяя падеж и склонение выделенных существительных:

          Издревле город Валдай славится своим мастерством. Кто не знает знаменитые валдайские колокольчики, которые звучат под дугой напевной и причудливой музыкой! Живописное Валдайское озеро объявлено заповедником. Здесь можно познакомиться с животным миром и растительностью этого красивейшего края.

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

 ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

Задание 1

  1. Спиши, найди существительные во множественном числе, определи их падеж:

Нет без леса России, без снегов и озёр,

Нет без сумерек синих и без розовых зорь.

Нет России без луга, где от маков светло,

Где ромашковой вьюгой землю всю занесло.

  1. Спиши, записывая слова в скобках во множественном числе.

      На птицеферме вывели новую породу (курица). На горизонте показалась флотилия парусных (судно). В (дно) горшков для цветов нужны отверстия.

Задание 2

  1. Спиши, найди существительные множественного числа родительного падежа, выдели окончание:

        На безлюдный простор побелевших полей

        Смотрит весело лес из-под чёрных кудрей.

        Словно рад он чему, — и на ветках берёз,

        Как алмазы, горят капли сдержанных слёз.

  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы, найди существительные во множественном числе, определи их падеж:

За последним месяцем лета спряталась осень. В гущ… листвы уже притаились первые жёлтые листья. Краски осен… в жёлтых зёрнах пшениц…, в румяных отливах яблок, в красных гроздьях рябины. А в лесу осень ещё не заметна. Разве только в птичьем хор… прибавилось

Имя прилагательное.

Задание 1

1. Образуйте от имён существительных имена прилагательные.

 Храбрость — …, силач — …, доброта — …, ловкость — …, старик — …, весна — …

2. Запишите имена прилагательные к данным именам существительным, изменив окончания.

 Книга (маленький), путь (долгое), дорога (дальнее), пальто (новый), урок (последнее), утро (зимняя).

 3. Определите род, число и падеж имён прилагательных.

 На зимней одежде, над синим морем, в новом платье, по зимней дороге, без вкусного мёда, жёлтым листом.

Задание 2

1. Замените выделенные слова именами прилагательными. Определите род и число имён прилагательных.

 Платок из шёлка, погода осенью, следы зверей, листья из золота, каша из риса, тигр в полоску.

2. Подберите антонимы к именам прилагательным.

 Над прост… задачей — …, светл… ночью — …, поздн… осенью — …, над нов… книгой -… , за ближн… деревней — …, за высок… деревом — … .

 3. Определите род, число и падеж имён прилагательных.

 Под мягким одеялом, на соседнем поле, в дремучем лесу, красивыми картинами, к родной сестре, чёрного коня.

Задание 3

Спишите текст.

1.  В третьем предложении подчеркните слово, которое отвечает на вопрос «какое?»

2. Запишите словосочетания, поставьте вопросы к прилагательным.

Шар (…?) большой, подстилка (…?) мягкая, гнездо (…?) уютное, ветры (…?) ледяные. 

Задание 3

Выпишите    из    текста    пять     словосочетаний    существительных    с прилагательными. Определите число, род, падеж прилагательных.

Как белка зимует.

     Белке зимой мороз не страшен. Закружит в лесу метель, белка скорее к своему гнезду спешит. Гнездо у белочки круглое. Оно похоже на большой шар, а сбоку лазейка.

     В гнезде уютно и тепло. Гнездо выстлано сухой мягкой подстилкой. Свернется белка клубочком, пушистым хвостиком вход прикроет и спит. По лесу гуляет ледяной ветер. Он несёт по земле мелкий колючий снег. А зверьку хорошо в гнезде.

    Утихла пурга. Белка вылезла из гнезда и скачет с дерева на дерево. Вот она еловую шишку нашла, сухой гриб.

Задание 3

Спишите текст. 

1.  Выпишите из перечисленных слов имена прилагательные, определите их число и род.

Свернётся, пушистый, уютно, гнездо, мягкая, клубочком, несёт, утихла, тихие.

2. В последнем предложении подчеркните прилагательные волнистой линией.

3.  Запишите словосочетания, дописывая окончания прилагательных.

Около уютн… гнезда, к высок… дереву, на холоди… земле, колюч… снегом, в зимн… лесу.

Как белка зимует.

           Белке зимой мороз не страшен. Закружит в лесу метель, белка скорее к своему гнезду спешит. Гнездо у белочки круглое. Оно похоже на большой шар, а сбоку лазейка.

     В гнезде уютно и тепло. Гнездо выстлано сухой мягкой подстилкой. Свернется белка клубочком, пушистым хвостиком вход прикроет и спит. По лесу гуляет ледяной ветер. Он несёт по земле мелкий колючий снег. А зверьку хорошо в гнезде.

    Утихла пурга. Белка вылезла из гнезда и скачет с дерева на дерево. Вот она еловую шишку нашла, сухой гриб.

 ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Задание 1

Спишите текст.

1. В пятом предложении найдите и подчеркните местоимение.

2. Выпишите из перечисленных слов местоимения. Вы, под, я, они, как, около, ты, тут.

3.  Запишите местоимения, укажите их лицо, число и падеж. Рядом запишите эти местоимения в именительном падеже.

Образец: у него (3 л., ед.ч., р.п.).

У него, к ней, с вами, о тебе, у них, для меня, от тебя, за вас, к ним, у неё, к нему.

Родная земля.

         Ровные ряды молодого сосняка тянулись от леса до самой дороги. Мы ехали по степи. Мелкие овражки пересекали её. Это наша родная земля. Цветёт она по весне красными тюльпанами, прорастает золотистым хлебом, зеленеет лесами. Радостно смотреть на эту красоту. Но вот заноет сердце. Ты встречаешь на пути заросший окоп или скромный солдатский обелиск. Много их стоит от Дона до Волги. Остановись и поклонись героям. Это благодаря им ты идёшь по цветущей земле.

Глагол

Задание 1

1. В третьем предложении подчеркните глагол.

2.   Спишите словосочетания. Поставьте к глаголам вопросы, запишите их в скобках.

Жизнь (…?) сохраняется, весна (…?) наступит, морозы (…?) погубили, ты (…?) увидишь.

Жизнь под снегом.

        Если сходишь зимой в поле и раскопаешь снег, где посеяна озимая рожь, увидишь, как она зимует. Поле и зимой зеленое, только сверху покрыто снежной пеленой. Под снегом спит рожь. Молодые ростки ее уже имеют высоту сантиметров десять. Даже двадцатиградусные морозы не погубили ее. Почему же сохраняется жизнь и при таких условиях? Дело в том, что снег — плохой проводник тепла. Вот почему земля под снегом сохраняет свое тепло. Под этим покрывалом зимой и спит рожь. Зеленые ростки ее не замерзают. Наступит весна и поднимется температура воздуха. Ростки ржи тотчас начнут тянуться кверху.

Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс (с ответами)


1. Мальчика звали Юлий, а девочку – Юлия. Их имена по-разному склонялись в единственном числе, а во множественном числе одинаково, за исключением двух падежей. Каких падежей? 


Ответ: Существительные Юлия и Юлий во множественном числе различаются в Родительном и Винительном падежах: первое имеет форму Юлий (с нулевым окончанием, второе – Юлиев (с окончанием –ев-)


 


2. Найди «спрятанные» имена, подчеркни и напиши их.


Дружок и радость моя настоящая! Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста! Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.


Ответ: Кира, Яна, Игорь, Егор, Тима, Света.


 


3. Из каждого слова каждой строчки возьми один слог, образуй и запиши новое слово.


Вертеть, болото, лётчик ___


Потом, фамилия, коридор ___


Сапоги, парашют, фантазия ___


Ответ: Вертолёт, помидор, сарафан


 


4. Разгадай шараду 


Несёт меня с трудом старик, но если –ю- прибавить, вмиг.


К нему придёт на помощь тот, кто без труда меня несёт. ___


Ответ: Юноша


 


5. Добавьте к каждому слову по одной букве так, чтобы получилось новое слово


Рубка — ___


Дар — ___


Стол — ___


Клад — ___


Шар — ___


Ответ: Трубка, удар, столб, склад, шарф


 


6. Переставь буквы в следующих словах, превратив имена нарицательные в имена собственные 


Кифара — ___


Навага — ___


Рубаха — ___


Ответ: Африка, Гавана, Бухара


 


7. Отгадай слова.


Какое местоимение, будучи прочитанным, наоборот, превращается в союз


В каком прилагательном пишется подряд три буквы –е-


Какое местоимение следует добавить к другому личному местоимению, используя предлог, чтобы получить много крупных плодов


Ответ: Он – но; длинношеее, тыквы


 


8. Узнай пословицы- перевёртыши и запиши их.


1. Осень век объедает.


2. Уши храбрятся – ноги лентяйничают.


3. Множество против одного, один против многих.


4. Борщ сметаной поправишь.


5. Безделью часы — слезам год.


Ответ:


1. Осень век объедает. — Весна год кормит.


2.Уши храбрятся – ноги лентяйничают. — Глаза боятся — руки делают.


3. Множество против одного, один против многих. — Один за всех, все за одного.


4. Борщ сметаной поправишь. — Кашу маслом не испортишь.


5. Безделью часы — слезам год. — Делу время — потехе час.


 


9. Когда так говорят: горят щеки, горит обувь? Объясни. Что еще может гореть? Запиши и объясни.


Ответ: Горят щеки — румянец; горит обувь-быстро снашивается, горит заря — закат или восход солнца.


 


10. В каком слове правильно названы все буквы.


а) книга – кэ, эн, и, гэ, а;


б) палец – пэ, а, эл, е, цэ;


в) марка – эм, а, эр, ка, а;


г) шайба– ша, а, и краткая, бэ, а.


 


11. Подчеркни слово(а), в которых количество букв и звуков совпадают.


Окрестный, пять, зреют, веешь, яд, поёте, подъезд.


 


12. Подчеркни слово(а), у которых нельзя однозначно определить к какой части речи они относятся.


Жгут, глас, надел, ода, марка, белила, шинель, кимоно, шорты,  дали,  стекло,  храброго,  рой,   жаркое.


 


13. Прочитай предложения и замени каждое из них одним словом, соответствующим данному понятию.                                    


а) Человек, управляющий оркестром.                                      дирижёр


б) Тот, кто предан своему народу, родине.                              патриот


в) Человек, который реализует товары в магазине.                продавец


 


14. Найди в каждой   строчке лишнее слово.


а) рыбка, дубок, горка, норка; 


б) тракторист, пианист, танкист, печник;


в) хвостище, усищи, глазоньки, когтище;                                                  


 г) кислющий, горьковатый, злющий, большущий


15. В каком слове нет приставки?


Подогнуть, подозрение, подоконник, подолбить, подушка.

Олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему: Олимпиада по русскому языку в 4 классе

Олимпиада по русскому языку 4 класс                   

Школьный тур

 «Уважаемые ребята! На выполнение заданий олимпиадной работы по русскому языку даётся 45 минут. Ответы на задания запиши в работе на отведённых для этого строчках. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий. Желаем успеха!»

1. Соблюдая правило русской грамматики, поставьте мягкий знак после шипящих.

Пятлая куш… _________________________________________

Бурявый папалош… _____________________________________

Мяувывая дуч… ________________________________________

Дормый делаж… _______________________________________

2. В «сказочном» языке есть слово рашмявка.

Известно, что рашмявка изменяется так: рашмявка, рашмявки, рашмявке.

У этого слова есть родственные слова: рашмявить, шмява, шмявок, нашмяв.

В словах рашмявка, гукочка, дюжарка одинаковый суффикс.

В словах рашмявка, равука, раличка одинаковая приставка.

Разбери по составу слово рашмявка.

3. Анаграмма — литературный приём, который представляет собой перестановку букв или звуков в определённом слове. В результате получается новое слово. Составь анаграммы. Запиши новые слова.

Кулон ______________________________

Автор _____________________________

Коршун ____________________________

4. Запиши имена существительные в именительном падеже множественного числа. Поставь знак ударение во всех словах.

Шофёр — ________________ порт-__________________

торт-__________________средство-________________

5. Исправь речевые ошибки и запиши предложения правильно.

Света всегда ложит свои книги на место.

__________________________________________________________________

Маша одела пальто и пошла гулять.

__________________________________________________________________

Деревья росли по обоим сторонам дороги.

_________________________________________________________________

6. Запиши по одному синониму, состоящему из такого же количества букв, что и данные слова.

Хотеть — ____________________________________

Сообщение — __________________________________

7. Незнайка написал записку. Он допустил 8 ошибок. Найди и исправь их.

«Привет, знайка! Очень прашу тебя помочь мне решытьзадачю.

буду ждать в сваей комнате. знайка».

8. Вырази смыл фразы одним словом, содержащим разделительный твердый или мягкий знак.

Пригодный для еды — ___________________________

Сжался от холода — ____________________________

Полоса земли вдоль берега моря — ________________

9. Движение в танце называется «па». Добавляя к каждому полученному слову по одной букве, составь цепочку слов со следующими значениями:

Движение в танце — _______________________________________

Вода в виде газа — _________________________________________

Место отдыха — __________________________________________

Искусственная прическа — __________________________________

Теплица — ______________________________________________

Ты завершил работу. Молодец! 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Всего

Баллы

Олимпиада  по русскому языку 4 класс