Методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему: Индивидуальные дополнительные задания по русскому языку для 4 класса.
Индивидуальная дополнительная подготовка
по русскому языку
для учащихся 4 классов.
1.Орфографическая работа.
Д-вно, уш-л, (с) б-лота, м — две-ь, (к) б-рлоге, п-следний, ра-, м-хнули, ул-тели, пр-г-товился, (к) пр-дзим-ю,(к) д-ждям, п-следнюю,(в) л-су, вс-гда, п-ёт.
2.Разобрать по составу.
Трубный,зимним,осеннюю,мохового,предзимье,бобровую,бобрята,принёс,бобрёнок.
3.Фонетический разбор.
Ненастьем.
4.Синтаксический разбор.
Снялись журавли, последний раз махнули крылом и улетели.
_____________________________________________________________________
1. Орфографическая работа.
Б-льшой, жит-ль, м-х-вого,п-том,з-пр-кидыв-ет,т-жёлые,р-га,п-дн-мает,гол-ву,-се(н,нн)юю, ч-ст-ту, м-лчат, вет-р, в-да, (в) оз-ре.
2. Разобрать по составу.
Тропами,звериные.осиновых,цепочки,замахала,снежная,длинными,посыпалась.
3. Фонетический разбор.
Радостно.
4. Синтаксический разбор.
Созревают крупные гроздья белой, красной, чёрной смородины.
_____________________________________________________________________
1. Орфографическая работа.
Долг -, (п-д) – гнём, б-рёз, св-ю, (пер-д) зимн-м, н-наст-ем, пр-щание, ос-нь, д-рев-ям, ярк-е,(на)-синке, в-сят, з-л-тые, м-нетки.
2. Разобрать по составу.
Притронулся,кисточкой,вазочке,пушистым,опушила,гжельских,подводному.
3. Фонетический разбор.
Инеем.
4. Синтаксический разбор.
Снег весной растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку.
_____________________________________________________________________
1. Орфографическая работа.
Ме (д, т)ь,-делся,ду(б,п),р-зную,-ранжевую,со-нышко,ск-льзит,(п-)сер-й,р-ки,м-л-дая,тра-ка,
с-греть,з-лёную.щ-тинку,сне -.
2. Разобрать по составу.
Пятнами, крышами,лугового,земляники,ивовых,насторожил,пробегала.
3. Фонетический разбор.
Рассказывал.
4. Синтаксический разбор.
Лукошко стояло, а кошка дремала.
1.Орфографическая работа.
В (е/и)сной, пр(е/и) л(и/е)тели, б(е/и)рё(з/с)ке,скр(е/и)пит.
2.Разбор слов по составу.
Родина, родник, родители, родить, родственники.
3.Фонетический разбор.
Ёрш
4.Подбери антонимы (слова с противоположным значением), раздели их для переноса.
Радостный, здоровый, слабый, маленький, ближний, сладкий.
____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
В п (о/а)лях, з(е/и)ма, в(и/е)сна,выл(е/и)зли.
2.Разбор слов по составу.
Учить, учёба, ученик, учёный, училище, выучить.
3.Морфологический разбор выделенного слова.
У клёна красивые листочки.
4.Восстанови порядок слов в предложении. Запиши предложение. Сделай синтаксический разбор.
Лицо, паутинки, щекочут, серебряные.
_____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
З(и/е)ленные, тр(о/а)винки, цв(и/е)ты, з(и/е)мле.
2.Разбор слов по составу.
Звезда, звёздочка, звёздный, созвездие, околозвёздный.
3.Фонетический разбор.
Берёза
4.Подбери к каждоиу слову недостающие родственные слова.
Существительное Прилагательное Глагол
Чистота _____________ _______
_______________ подарочный _______
_______________ _____________ болит
_____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
С(е/и)рдит, моро(с/з), пр(о/а)ш(ё/о)л,н(а/о)бравшись.
2.Разбор слов по составу.
Сказка, рассказ, присказка, рассказывать.
3.Фонетический разбор.
Лагерь
4.Восстанови порядок слов в предложении. Запиши предложение. Сделай синтаксический разбор.
К, лист, нежно, ногам, опадающий, ластится.
1.Орфографическая работа.
С (ъ/ь) езд, л (ь/ъ) ёт, об(ъ/ь)явление, обез(ъ/ь)яна.
2.Раздели слова для переноса.
Перелётные, побледнел, забежал, вынес.
3.Морфологический разбор выделенного слова.
Хороши русские берёзы.
4.Подбери антонимы (слова с противоположным значением).
Ложь, взлёт, зима, зной.
1.Орфографическая работа.
Об (ь/ъ) единение, под (ъ/е) зд, весел (ь/ъ) е, бур (ъ/ь) ян.
2.Выпиши однокоренные слова, разбери их по составу.
Лес, лестница, лесочек, лесничий.
3.Фонетический разбор.
Горячий
4.Закончи предложение, дополнив их однородными членами. Поставь, где надо, запятые. Сделай синтаксический разбор.
В радуге семь цветов: красный, __________________________________.
_____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
В (о/а) ренье, тр (о/а) па, хор (о/а) ши, м (е/я/и) сной.
2.Выпиши однокоренные слова, разбери их по составу.
Смешок, смешить, смешать, смешной.
3.Морфологический разбор выделенного слова.
Нам в избе сложили печь.
4.Закончи предложение, дополнив их однородными членами. Поставь, где надо, запятые. Сделай синтаксический разбор.
Сначала думай а ___________________.
_____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
Ст( о/а) яли, д (и/е) ньки, л (и/е) лась, г(о/а) рластые.
2.Выпиши однокоренные слова, разбери их по составу.
Дальний, дала, вдали, далеко, далёкий.
3.Фонетический разбор.
Чёрных
4.Закончи предложение, дополнив их однородными членами. Расставь, где надо, запятые. Сделай синтаксический разбор.
Встречают по одёжке а _________________.
_____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
В-сной, р-стаял, в-да,п-дн-лась,з-т-пила,б-бровую.п-р-т-щили,лист-я,п-д-бр-лась,стор-ны,мал-нький,выб-лся,т-нуть,пр-нёс,д-мой.
2. Разобрать по составу.
Звёздочка, смотрела,колокольчиками,сосновой,ударили,утопала,душистого.
3. Фонетический разбор.
Появился.
4. Синтаксический разбор.
Наступила ночь, и рыбная ловля началась.
_____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
П-чистился, п-том, наш-л, вен-к, гры(з,с)ть, стру(ж,ш)ки, в-лялись, у ст-ла, но(ж,ш)ка, тон-нькой,
б-брён-к, п-ст-рался, в-да, в р-ке, зв-рька.
2. Разобрать по составу.
Окрасило,розовым,цветом,тёплому,заносил,вихрем,серебристые,снежинки.
3. Фонетический разбор.
Ружьё.
4. Синтаксический разбор.
Танцевали, вертелись, неслись вихрем серебристые снежинки.
_____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
Нач-нались, заря (д,т ) ка, нап-лняли, (а,о)кругу, вдру-, в-зник, см-шались, ч-л-век, стр-лять, (о,а)хотник, (не)сп-шил, пр-сел, кр(а,о)юху, хл-ба, п-ложил.
2. Разобрать по составу.
Водомерка,наполнение,тростник,ежиха,хвостик,охотник,газетный,лепесток.
3. Фонетический разбор.
Тёплые.
4. Синтаксический разбор.
Звонкие, радостные, счастливые птичьи голоса наполнили город.
_____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
Гол-ву, п-д-шёл, (о,а )днажды,з-мой,б-льной,г-лодный,(в)д-ревню,нак-рмил,пр-вык,(о,а)ткл-кался,(а,о)креп,исче(з,с),см-трели,д-бр-та.
2. Разобрать по составу.
Колючие,снежинки,морозном,воздухе,шумливый,заботливый,беспокойный.
3. Фонетический разбор.
Суббота.
4. Синтаксический разбор.
Ежи приподнялись на лапках, уткнулись нос к носу и запели.
_____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
Скв (о/а) рцы, др(о/а)зды, пл(о/а)ды, на п(а/о)ля.
2.Разобрать по составу.
Негромко, пересолить, настенный, чистота.
3.Морфологический разбор выделенного слова.
На цветах гудят шмели.
4.Расставь знаки препинания и выполни синтаксический разбор.
Летом вода прольётся дождём напоит леса и поля.
_____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
Ст(и/е)рает, хв(а/о)тает, н(е/и)сёт, выс(а/о)ко.
2.Разобрать по составу.
Прокатился, зашагал, бежать, посадка.
3.Фонетический разбор.
Снегирь
4.Расставь знаки препинания и выполни синтаксический разбор.
Птицы поедают вредителей полей садов лесов огородов.
_____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
Х (и/е) трец, в (о/а) лчица, с (и/е) рдеч? ный, п (а/о) лезный.
2.Разобрать по составу.
Подлетели, правдивый, солонка, вишневый.
3.Морфологический разбор выделенного слова.
Весна пришла!
4.Синтаксический разбор.
Белки умеют летать?
_____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
С (а/о) греть, св (о/а) ю, д (а/о) рога.
2.Разбор слов по составу.
Исчезнуть, вежливость, голубиный.
3.Фонетический разбор.
Весть
4.Морфологический разбор выделенного слова.
В вечернем небе блестят звёздочки.
5.Расставь знаки препинания и выполни синтаксический разбор.
Ворона сидела на лавке и Митя увидел ворону.
____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
Ро (ж/ш)ь, пр(о/а)б(и/е)жала, в?л(е/и)су.
2.Разбор слов по составу.
Рыбак, северянин, увести.
3.Фонетический разбор.
Очень
4.Морфологический разбор выделенного слова.
Грустные стояли луга.
5.Синтаксический разбор.
Мы шли по узкой тропке.
____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
П (а/о) слышался, з (а/о) т (и/е/я) нул, п (о/а) д (а/о) шли.
2.Разбор слов по составу.
Пересказывать, кораблик, приветливый.
3.Фонетический разбор.
Только
4.Морфологический разбор выделенного слова.
На небе появилась луна.
5.Расставь знаки препинания и выполни синтаксический разбор.
Старое дерево было покрыто влажными блестящими листьями.
____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
На тр (а/о) ву, т(я/е/и)ж(ё/о)лые, уд(а/о)ч?ки.
2.Разбор слов по составу.
Синенький, хтрец, съехал.
3.Фонетический разбор.
Лесть
4.Морфологический разбор выделенного слова.
Лягушки вышли на охоту.
5.Расставь знаки препинания и выполни синтаксический разбор.
Я слышал глухой свист рокот ворчание.
1.Орфографическая работа.
Тен?, под?езд, грееш?, ругает?ся.
2.Разбор слов по составу.
Далеко, яблоками, сочными.
3.Фонетический разбор.
Этюд
4.Морфологический разбор выделенного слова.
Птицы улетают в тёплые края.
5. Расставь знаки препинания и выполни синтаксический разбор.
Белка питается древесными почками зёрнами орехами семенами шишек.
_____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
С (о/а) л (о/а) вей, изящ? ный, а (п/пп) етит, к (а/о) тить.
2.Разбор слов по составу.
Медведица, покраснели, майский.
3.Фонетический разбор.
Объём
4.Морфологический разбор выделенного слова.
На доске повесят объявление.
5. Расставь знаки препинания и выполни синтаксический разбор.
Говорил он ярко чётко выразительно.
_____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
П (и/е) лот, бере (г/к), (за) стеной, дроб?.
2.Разбор слов по составу.
Защитниками, талантливый, сочувствовать.
3.Фонетический разбор.
Льёт
4.Морфологический разбор выделенного слова.
Ребята играли в снежки.
5. Расставь знаки препинания и выполни синтаксический разбор.
Ласточка питается мухами мошками комарами.
_____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
В?юга, л (и/е) нивый, сер?це, с (и/е) стра.
2.Разбор слов по составу.
Снегоход, дошкольный, выиграть.
3.Фонетический разбор.
Поёт
4.Морфологический разбор выделенного слова.
Пролетел лёгкий ветерок.
5. Расставь знаки препинания и выполни синтаксический разбор.
Лебеди летели низко над озером но на воду не садились.
_____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
Пр (о/а) б (и/е) жала, п (а/о) слышалась, з (а/о) т (и/е/я) нул, св (о/а) ю.
2.Разобрать по составу.
Интересно, сбросили, тяжёлые, лётчик.
3.Морфологический разбор выделенного слова.
Мы подпшли к реке.
4.Синтаксический разбор.
Где же прячутся птицы и звери?
_____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
П (о/а) д (а/о) шли, тр (о/а) ву, т (я/и/е) ж (ё/о) лые, уд (о/а) ч?ки.
2.Фонетический разбор.
Солнца
3.Морфологический разбор выделенного слова.
Вот пробежала мышь.
4.Расставь знаки препинания и выполни синтаксический разбор.
Дует ветер со снежком Дед Мороз идёт с мешком.
_____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
Ст (о/а) яла, к(а/о)мыш, тих(о/а), ш(е/и)птался.
2.Разобрать по составу.
Приготовили, рыбная, сделали, проглянул,
3.Морфологический разбор выделенного слова.
Камыш тихо шептался с рекой.
5.Расставь знаки препинания и выполни синтаксический разбор.
Никита спрашивает у меня почему это Томка лает?
_____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
Скор (о/а), п(а/о)к(а/о)зался, б(а/о)льшой, ёр(ш/ж).
2.Фонетический разбор.
Лещ
3.Морфологический разбор выделенного слова.
Проглянул луч солнца.
4.Синтаксический разбор.
Лист качается узорный в синей луже на воде.
____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
Д (е/и) ревня, с(и/е)дит, по в(е/и)ч(и/е)рам, зн(а/о)комый.
2.Разобрать по составу.
Платный, расплата, заплатить, плательщик.
3.Морфологический разбор выделенного слова.
У мамы ласковые руки.
4.Расставь знаки препинания и выполни синтаксический разбор.
Замарашка рук не мыл месяц в баню не ходил.
____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
Г (о/а) в (о/а) рит, ст (а/о) рик, п (о/а) ш (ё/о) л, т (и/е) ш?на.
2. Фонетический разбор.
Ему
3.Морфологический разбор выделенного слова.
Набежала синяя туча.
4.Расставь знаки препинания и выполни синтаксический разбор.
Опустел скворечник улетели птицы.
____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
Пр (о/а) тяжный, кр (а/о) сивый, словн (о/а), п (а/о) ёт.
2.Разобрать по составу.
Платье, платьишко, платяной.
3.Морфологический разбор выделенного слова.
Пахнет цветами и травой.
4.Расставь знаки препинания и выполни синтаксический разбор.
Давай мы дадим тебе фамилию Матроскин говорит дядя Фёдор.
_____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
Гр (а/о)зой, дли(н/нн)ые, ще(п/б)ки, схв(а/о)тил.
2. Фонетический разбор.
Берёт
3.Морфологический разбор выделенного слова.
У меня есть младшая сестра.
4.Синтаксический разбор.
В стране Хохотании жили смеянцы.
____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
З (о/а) л (а/о) тое, ме (д/т) ь, (а/о) д елся.
2.Разбор слов по составу.
Желтоватый, писатель, перестроить.
3.Фонетический разбор.
Улов
4.Морфологический разбор выделенного слова.
Лучи разбудили всех.
5.Расставь знаки препинания и выполни синтаксический разбор.
Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит.
_____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
Ос (е/и) нь, д (и/е) рев? ям, в (е/и) сят лист?я.
2.Разбор слов по составу.
Вылечить, гонщик, лиственный.
3.Фонетический разбор.
Шить
4.Морфологический разбор выделенного слова.
Николай Носов написал рассказ.
5.Расставь знаки препинания и выполни синтаксический разбор.
Лето собирает а зима подбирает.
_____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
Ду (п/б), р (е/и) зную, (а/о) се (н/нн) ее.
2.Разбор слов по составу.
Новенький, распылила, читательница.
3.Фонетический разбор.
Заявить
4.Морфологический разбор выделенного слова.
Русские дома выглядели нарядно.
5.Расставь знаки препинания и выполни синтаксический разбор.
По розовым цветам ползают пчёлы а красивые бабочки порхают рядом.
____________________________________________________________________
1.Орфографическая работа.
Ск (о/а) л? зит, м (о/а) л (а/о) дая, тра (в/ф) ка.
2.Разбор слов по составу.
Журналист, славянский, разбросать.
3.Фонетический разбор.
Окопать
4.Морфологический разбор выделенного слова.
Дождь полил ручьями.
5.Расставь знаки препинания и выполни синтаксический разбор.
Первый снег веселит, бодрит.
Учебно-методическое пособие по русскому языку (4 класс) по теме: РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 3-4 классов
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
3- 4 классы
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
1 уровень.
Спишите. В скобках напишите проверочные слова.
М…лчать, м…сной, охр..нять, уд…влять, гр…знуля, пл…сать, г..рчица, сл…зинка, скр…пучий, нар…дить.
2 уровень.
Спишите. В скобках напишите проверочные слова.
Хор..шо в л..су в полдень. З..лёные ёлочки выг..бают к..лючие ветки. Кр..суется белая б..рё..ка с душ..стыми л..сточками. Др..ж..т серая осина.
3 уровень.
Спишите, исправив ошибки.
По тинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. От крылись яркие сияющие горы.
Написание слов с парными согласными.
1 уровень.
Спишите, вставив пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.
Про..ка, гри..ки, гря..ка, лё..кий, шу..ка, сне..ки, ро..ки, сли..ки.
2 уровень.
Спишите, вставив пропущенные буквы.
Среди ре..ких бере.. прячутся в тр..ве кре..кие боровики. Р..зовеют мокрые сырое..ки. В ельнике растут сколь..кие грузди. На ни..ких пнях жмутся дру.. к дру..ке опята.
3 уровень.
Спишите, исправив ошибки.
По чистому снегу бижыт мыжка. За мыжкой дарошка, где в снигу лабки ступали. У видела мыжка сасновую шыжку и по глядывает, нет ли хоря.
Синонимы.
1 уровень.
Подбери синонимы к словам лицо, зелёный, дразнить. Спиши.
Слова для справок: лик, изумрудный, обзывать, незрелый, молодой, неопытный, дразниться, физиономия, мордашка.
2 уровень.
Спиши, вставь в предложения нужные синонимы.
Навстречу шёл (пожилой, старый) человек. Папа купил мне (лазурный, голубой) платье. (Толстый, жирный) словари рядами стоят на полках.
3 уровень.
Составь предложения, используя слова- синонимы.
Рынок, базар; село, аул, деревня; певец, акын.
Антонимы
1 уровень.
К данным глаголам подбери противоположные по смыслу.
Говорить — …., выходить — …, здороваться — …, включать — …, засыпать — …, закрыть — …, смеяться — … .
2 уровень.
Подбери антонимы к словосочетаниям.
Левая рука — …; высокий потолок — …; уходить из школы — …; поехать на стадион — …;
Счастливая старость — … .
3 уровень.
Закончи предложения. Подчеркни антонимы.
Дядя вчера приехал, а через два дня … . Он упал, но быстро … . Его бросало то в жар, то в … . Я быстро посмотрел налево, затем … .
Состав слова.
Окончание и основа.
1 уровень.
Спишите слова. Выделите основу и окончание.
Парта, партой, у парты; высокая, высокий, высокое.
2 уровень.
Напиши по образцу. Выдели основу и окончание.
Образец: дощатый домишко – дощатые домишки.
Чудесная встреча — …, старый дедушка — …, широкое море — …, чайная чашка — … .
3 уровень.
Прочитайте, найдите лишнее слово. Напишите остальные слова, выделите в них основу и окончание.
Белый, белая, белка, белое. Лиса, в лесу, за лесом, лес.
Корень. Однокоренные слова.
1 уровень.
Спишите слова, рядом напишите однокоренные. Выделите корень.
Каменщик — …, лётчик — …, связист — …, пианист — … .
2 уровень.
Спишите, приписывая по одному однокоренному слову. Выделите корень.
Сахар — …, гусь — …, утка — …, суп — …, хлеб — …, тигр — … .
Образец: мыло – мыльница, аист – аистёнок.
3 уровень.
Выберите однокоренные слова. Запишите их в таком порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.
Весна, говор, зелень, белить, разговор, зеленеет, белила, зелёный, белый, говорливый
Двойные согласные в корне.
1 уровень.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
А…а и Ге…адий вместе с кла…ом ходили на хо…ей. Ри…а в су…оту сделала а…уратную а…ликацию. Дети купались в ба…ейне и играли в те…нис.
2 уровень.
Запишите ответы , используя слова с удвоенными согласными.
Дорога с твёрдым покрытием.
Укротитель хищных животных.
Состояние взаимной вражды.
Искусственный водоём, сооружённый для плавания.
Спортивный бег.
Помещение, в котором проводятся денежные операции.
Лечебная повязка из марли.
3 уровень.
Спишите, исправив ошибки.
Вчера наш класс хадил на экскурсию в лесс. Красиф асений лесс. Диревья стоят зилёные, жёлтые, багряные. Мы собирали красивые листя. Сегодня рибята делают аккуратную коллекцию. Завтра мы напишем расскас об осени без ошыбок. Мы любим уроки русского языка.
Непроизносимые согласные в корне слова.
1 уровень.
Спишите, написав проверочные слова.
Окрес…ность, звёз…ный, со…нце, здра…ствуй, извес…ный, сер…це, прелес…ный, мес…ность.
2 уровень.
К существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные с непроизносимой согласной, а к прилагательным – существительные с непроизносимыми согласными.
Писатель, небо, крутая, весёлый, час, цветы, горячее, человек, сильное, сельская.
3 уровень.
Спишите, заменяя выделенные слова словами, близкими по значению с непроизносимой согласной. Печальный рассказ, знаменитый писатель, красивая девочка, шумное торжество, весёлый народ.
Приставки.
1 уровень.
Спишите слова. Выделите корень и приставку.
Пожар, запах, привал, перепляс, навар, подкоп, перезвон, отвар, припёк, закат, прикорм, срез.
2 уровень.
Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу приставки. Выделите приставки.
Из-за озера (до, вы) плывают орлы. Они (вы, на)деляются грозными силуэтами на фоне (про, за)катного солнца. (По, ис)пуганный их внезапным (за, по)явлением (за, по)мирает весь пернатый мир.
3 уровень.
Спишите текст, употребляя нужные приставки. Выделите приставки.
Упражнение из учебника а…уратно (писать). Новую тетра…ь красиво (писать).
Из текста внимательно (писать) с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно (писать).
Суффиксы.
1 уровень.
Спишите, вставив пропущенные буквы. Выделите суффиксы.
Луч..к, фонар..к, рож..ца, мелоч..к, слон..к, дружоч..к, мороз..ц, книж..ца.
2 уровень.
Разберите слова по составу.
Напильник, присмотр, подбородок, подарки, косточка, букетик, Женечка.
3 уровень.
Каждое словосочетание замените одним словом с нужным суффиксом.
Музыкант, играющий на трубе. Момент бросания мяча. Смелый человек. Любящий мечтать. Детёныш орла. Участник игры. Музыкант, играющий на пианино. Берёзовая роща. Жадная девочка.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
Собственные и нарицательные.
1 уровень.
Запиши слова в два столбика.
Чиж, Москва, город, дуб, Казахстан, Дарья, голубь, океан, Астана.
2 уровень.
Все существительные из предложений запишите в два столбика.
Борис Петрович Житков уходил на лодке далеко в море. Щенок Бим любит пить вкусное молоко.
3 уровень.
Составьте предложения и запишите их. Подчеркните имена собственные.
Бурёнка, на, паслась, корова, лугу. Кошки, были, Мурки, котята, у, Мурзик, и, Васька.
Орлика, пруду, к, ведёт, коня, Алёша. Живёт, Миша, деревне,у, в, Дубки, бабушки.
Род имен существительных.
1 уровень.
Выпишите имена существительные и запишите их в три столбика по родам.
Мечтал, красивое, ходил, яблоко, бродил, мебель, адрес, чашка, чувство, разведка, дело, лучистый, путник, мир, удача.
2 уровень.
Из слов строчки составьте предложения так, чтобы получились пословицы. Укажите род имён существительных.
Почёт, рядом, труд, живут, и.
Матери, лучше, сердце, солнце, греет.
Мастерство, в, почёте, всегда.
До, язык, Киева, доведёт.
3 уровень.
Составьте рассказ, используя слова.
Утро, дождь, плащ, луч солнца.
Определите род всех имён существительных.
Число имён существительных.
1 уровень.
Запишите слова в два столбика.
Звезда, кусты, лебедь, дерево, бревно. Журавли, мхи, ящик, алмазы. Лётчик, шерсть, перо, кочки, яблоки.
2 уровень.
Запишите предложения. Укажите род и число существительных. Ребяти..ки л…пили ч..шки и ло..ки. В л…су ж…вут др…зды, гр…чи, сн…гири.
3 уровень.
Запишите слова в два столбика. Поставьте существительные женского рода в единственное число, а мужского рода- во множественное.
Окна, узоры, пальма, деревья, ковёр, наряды, ручей, сено, рощи, дом, черта, волны, ключ, путь.
Склонение имён существительных.
1 уровень.
Спишите. Поставьте вопросы к выделенным словам.
Посеяла на грядке, шишки ёлки, пронёсся по степи, напиши бабушке, вечер за книгой, альбом подруги, протекает по равнине, был за школой, забыл о задаче.
2 уровень.
Составьте с именами существительными словосочетания, в которых эти существительные стояли бы в П.п., Д.п., Р.п.
Гроза, окно, грач, степь.
3 уровень.
Спишите. Определите падеж имён существительных.
Дож..ь (по)шёл в..с..лее. Люди (вы)б..гали из д..мов. Они протягивали руки. В..да (с)б..гала по их рукам до самых плеч. Р..бятишки (за)прыгали (по)лужам.
1 уровень.
1.Выбери правильный ответ и обведи его кружком.
Склонение — это:
А) изменение имён существительных по числам;
Б) изменение имён существительных по падежам;
В) изменение имён существительных по родам.
2.Выдели окончание, определи род и склонение существительных.
Земля, небо, подруга, дочь, мышь, солнце, дедушка, город, ночь.
3.Просклоняй слово пила.
И. п В. п..
Р. п Т. п..
Д. п П. п. .
2 уровень.
1.Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение.
На гор.. (____,____) о земл.. (____,_____)
За окн.. (____,____) по троп..(____,_____)
Из стекл..(____,____) к доск..(____,_____)
2.Исправь ошибки в склонении, если они есть.
И. п. трава В. п. травы
Р. п. о траве Т. п. травой
Д. п. траве П. п. траву
3 уровень.
1.Составь предложения, употребив в разных падежах слово «школа».
Выдели окончания, определи падеж имён существительных.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
2.Разобрать одно предложение по членам предложения.
3.Разобрать одно имя существительное как часть речи.
_______________________________________________________________
______________________________________________________
1 уровень
Просклоняйте слова: «птица», «лось».
И.п. — В.п. —
Р.п. — Т.п. —
Д.п. — П.п. —
Спишите, связывая слова в словосочетание. Определите падеж имен существительных.
Щука (река), роща (гора), дымок (село), переходили (дорога), осока (озеро), положили (поляна), побежали (река), зверь (клетка).
2 уровень
3 уровень
Спишите. Определите падежи имен существительных. Продолжите текст (1 – 2 предложения).
Жил желторотый воробей. Жил он вместе с мамой над окошком бани в теплом гнезде. Воробьишко махал крыльями и хотел летать.
Падежные окончания имён существительных.
1 уровень.
Спишите, вставив пропущенные буквы. Определите падеж. Выделите окончания.
О букашк…, о гордост…, из шерст…, по милост…, по травинк…, из земляник…, о вишн…, в арбуз…, на фуражк…, в колен… .
2 уровень.
Спишите, вставив прпущенные буквы. Определите падежи и склонения. Выделите окончания.
В холод…, из деревн…, о жизн…, по букв…, около город…, у вырубк…, по пустын…, к сирен…, на припёк… в фонтан… .
3 уровень.
Спишите. Поставьте имена существительные в скобках в нужном падеже. Определите падеж и склонение этих существительных. Выделите окончания.
Катя п..лучила пис..мо (дядя Коля). Сам..лёт прил..тел из (Казань). Дети гуляли (площ..дь). П..любуйся пуш..стым (снег).
Множественное число (склонение).
1 уровень.
Просклоняй во множественном числе существительные бури, грибы.
2 уровень.
Спишите, раскрывая скобки. Выделите окончания, определите падежи имён существительных.
Весной к нам прилетает малиновка. Кормится она (жучки, личинки, гусеницы). Птичка ищет их в опавших (листья) под (деревья и кусты). Летом она лакомится (ягодки).
3 уровень.
Допишите предложения, подбирая подходящие по смыслу сравнения, используя слова для справок. Выделите окончания. Определите падежи имён существительных.
Снег на сухих ветках нанизан … . В развилках голых осин снег скопился … .
Деревья кажутся то …, то …, то … .
Слова для справок: мохнатые шапки, загадочное чудовище, сияющие шары, сказочные великаны, белые медведи.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
Род имён прилагательных.
1 уровень.
Запишите словосочетания. Определите род имён прилагательных. Выделите окончания.
Голуб… лужа. Поздн… листопад, ленив… течение, вечерн… мгла, детск… театр, ночн… разбойник, хлебн… растение.
2 уровень.
Подберите к выделенным словам однокоренные прилагательные. Напишите словосочетания. Определите род прилагательных, выделите окончания.
Крыша из железа, дом из кирпича, лента из шёлка, варенье из клубники, платье из бархата, кисель из малины.
3 уровень.
Замените прилагательные противоположными по смыслу. Определите род имён прилагательных и выделите окончания.
Лёгкая задача, лёгкая ноша, слабый голос, слабое знание, мелкий пруд, мелкая рыба, старый охотник, старый дом.
Число имён прилагательных.
1 уровень.
Спишите словосочетания. Определите число имён прилагательных, выделите окончания.
Зелёные листья, редкие дожди, осенние дни, сильный ветер, крупные капли, последний листок, лесная поляна, красивое село.
2 уровень.
Подберите к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Определите число имён прилагательных, выделите окончания.
Родные края, (какие?) … дела, (какая?) …сумка, (какое?) …дерево, (какие?) … луга, (какой?) … месяц, (какое?) …растение.
3 уровень.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Определите число имён прилагательных.
После тёплых дней наступила з..лотая ос..нь. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголов.. подосиновики, зеленоват.. и розовые сырое..ки, сколь..к.. грузди и душист.. рыж..ки. На стар.. больш.. пнях жмутся друг к дру..ке тонконог.. опёнки.
Склонение имён прилагательных.
1 уровень.
Просклоняйте словосочетания.
Тёплый зимний шарф, тёплое зимнее пальто.
2 уровень.
Спишите. Определите падеж имён прилагательных.
Чистое небо затянулось тучами. Зима природу нарядила в белый, тёплый, чистый мех. Мы отправились на Синее озеро. В поздний час дома не спали. Зимнее солнце светило тускло.
3 уровень.
Спишите, раскрывая скобки. Определите падеж имён прилагательных, выделите окончания.
Таня и Алёна посадили свои деревца, полили их (тёплый) водой. Светит ( горячий) (весенний) солнышко, идут по небу весёлые облака. И два (новые) деревца стоят у ворот. Они расправляют корешки в ( тёплый) земле.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
1 уровень.
Спишите. Вставьте пропущенные окончания, выделите их.
Чёрн.. стрижи всю жизнь проводят в воздухе. Если пойманного длиннокрыл.. стрижа посадить на гол.. землю, он не сможет взлететь. На коротеньк.. своих лапках стриж не умеет ходить по земле.
2 уровень.
Спишите, дописывая окончания. Определите род и падеж имён прилагательных.
В майск.. ноч.. пели птицы. Мы любовались весен.. небом. Вдруг ярк.. стрела молнии полоснула спокойн.. небо. Нежн.. голубизну небосвода заволокло чёрн.. тучами.
3 уровень.
Составьте рассказ на тему «На бабушкином огороде», употребив сочетания слов.
Раннее весеннее утро, чудесная погода, хорошее настроение, проросшие семена, лазурное небо, жёлтая морковь.
Местоимения.
1 уровень.
Спишите. Раскройте скобки. Подчеркните местоимения.
(У) меня сегодня день рождения. (Ко) мне придут гости. (В) моей коллекции появится новая марка. (На) ней будет изображена природа. Мне нравится пейзаж.
2 уровень.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите лицо местоимений.
Прин..сли нам щенка спаниэля, вел..чиной со среднюю крысу. Кошка наша на шкафу стала готовиться к пры..ку. Ей, конечно, непонятно: крыса это или щенок. Чтобы развлечь его, я принёс из кухни кость. И пол..жил ему под нос.
3 уровень.
Соберите предложения. Существительное сойка замени местоимениями. Запишите.
Но, по характеру, разбойник, настоящий, сойка. Красивая, сойка, птица. Легко, сойку, по, узнать, на крыльях, перьям, белым и чёрным. Бояться, сойку, маленькие, не только, но и, птицы, большие. Разоряет, сойка, гнёзда, расклёвывает, птичьи, яйца, птенцов, губит.
ГЛАГОЛ.
Неопределённая форма глагола.
1 уровень.
Образуйте глаголы неопределённой формы.
Кусает, ходит, шумит, прыгнул, сверкает, взмахнул, смотрел, любит, срезают, делает.
2 уровень.
Вставьте вместо точек глаголы неопределённой формы.
Кто хочет много …, тот должен мало … .(знал, спал)
Лучше хорошо …, чем хорошо … . (поступал, говорил)
Умение … дороже золота. (работал)
Нам песня … и … помогает. (жил, строил)
3 уровень.
К данным словосочетаниям подберите близкие по значению глаголы неопределённой формы. Составьте с одним из словосочетаний предложение.
Повесить нос, витать в облаках, держать язык за зубами, задать перцу, водить за
нос, бить баклуши.
Изменение глаголов по числам.
1 уровень.
Запишите глаголы в два столбика.
Вырубят, глядели, поднимал, шумят. Звенит, трещат, пылал, скучали.
2 уровень.
Спишите текст. Над глаголами укажите число.
В мае в л..су (цв..тёт, цв..тут) черёмуха. Б..р..га руч..ёв (желтеет, желтеют) от з..л..тых лютиков.
3 уровень.
От глаголов неопределённой формы образуйте единственное и множественное число глаголов.
Жужжать, падать, загорать, бросать, квакать, сиять.
Изменение глаголов по временам.
1 уровень.
Запишите глаголы в три столбика.
Едут, будет петь, съел, говоришь, белела, зашьёт, подросло, гулять, запрыгает, становится, растрепали.
2 уровень.
Образуйте от существительных глаголы и поставьте их в настоящее, прошедшее и будущее время.
Соль — …, скрип — …, боль — …. корм — … .
3 уровень.
Спишите текст, расставляя знаки препинания. Обозначьте время глаголов.
Солнце св..тило ре..ко ув..дает тр..ва оп..дают лист..я воздух наполнится зап..хом гр..бов и сухой л..ствы у к..рней старой с..сны л..ж..т м..ховой к..вёр.
Правописание частицы НЕ с глаголами.
1 уровень.
Спишите предложения, ставя частицу НЕ перед глаголами. Выделите окончания глаголов.
Поедешь – море увидишь. Подумаешь – решишь задачу. Упустишь минуту – потеряешь и час. С огнём шути, ветру верь. Чего знаешь, то и говори.
2 уровень.
Составьте и запишите 5 предложений с частицей НЕ о том, чего не может делать бельчонок. Выделите окончания глаголов.
3 уровень.
Составьте и запишите 7 предложений с частицей НЕ о правилах поведения в школе. Выделите окончания глаголов.
Правописание предлогов.
1 уровень.
Объедините пары слов с помощью предлогов.
Вых..дить … (дом). Идти … (лес). Г..в..рить … (брат). Заботиься … (щ..нок).
2 уровень.
Спишите, раскрыв скобки.
Дворник (с)бросил сне.. (с)крыш.. . (В)комнату (в)н..сли новый диван. Луна (за)шла (за)туч.. . В..р..бей (с)л..тел (с)ветки.
3 уровень.
Исправьте ошибки.
Налисную тробку изкустов вы скочил ряпчик. Мячь за бросили вседку вород. Влесу пахнет сыростю. Заболотом сасновый лез.
Предложение.
1 уровень.
Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения.
Кончилось весёлое лето пришла ненастная поздняя осень подул холодный ветер и сорвал листья с деревьев.
2 уровень.
Составьте и запишите из данных слов предложения.
Солнце, за, низкое, скрылось, деревьями. В, берёзы, уборе, золотом, стоят. Птицы, путь, в тронулись, дальний. Загадок, и, как, в, тайн, много, лесу!
3 уровень.
Спишите. В скобках напишите проверочные слова. Подчеркните главные члены предложения.
Солнце село, но в л..су ещё св..тло. Воздух чист и прозрачен. Птицы б..лтливо л..печут. М..л..дая тр..ва бл..стит в..сёлым блеском изумруда.
Главные члены предложения.
1 уровень.
Спишите. Подчеркните главные члены предложения.
Следует ло..кий удар. Мяч.. носится (по)полю. Он л..тит прямо (в)ворота. Игра начинается.
2 уровень.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложения.
Гор..кий зап..х дубовой к..ры (за)п..лнял ле.. . (На)тр..ве в т..ни лежала р..са. Рядом ст..ял куст черноклёна. Нарядный, он вес.. сиял под х..лодным ..сенним солнцем.
3 уровень.
Составьте предложения по вопросам, запишите их. Подчеркните главные члены предложения.
Когда? Какой? Что? Что сделал?
Где? Что сделала? Какая? Что?
Кто? С кем? Что делали? Куда? За чем?
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Определение.
1 уровень.
Спишите. Подчеркните известные вам члены предложения.
Кисти белых цв..тов выд..лялись на тёмной зел..ни. В спичеч..ной коро..ке л..жали рыболовные крюч..ки.
Выпишите словосочетания с вопросами.
2 уровень.
Спишите, вставляя определения.
В сентябре (в)л..су рядом в..сна и ос..нь. (Янтарный, жёлтый) лист и (зелёная, изумрудная) тр.винка. (Тёплое, горячее) солнце и (студеная, холодная) (белая, светлая) радуга. И грустно, и радостно.
3 уровень.
Спишите, вставляя определения. Подчеркните главные члены предложения.
Стебелёчек у черники ….. . Он тянется вверх. По стебельку, как крылышки, в разные стороны …. листики. У листиков сидят …. горошком чернички. У черники …. ягодки с …. пушком.
Обстоятельство.
1 уровень.
Спишите. Подчеркните обстоятельства.
(По)ж..лтели листья (на)берёзе. Пт..нцы громко п..щ..ли. Веч..ром (за)выл ветер. Из бора выл..тает много пыльцы.
2 уровень.
Спишите. Подчеркните обстоятельства. Выпишите словосочетания с вопросами.
Веч..ром на л..сной п..ляне туристы разожгли костёр. М..ш..на (по)вернула направо. В марте изрядно греет солнце.
3 уровень.
Спишите. Подчеркните известные вам члены предложения.
(Под)б..рёзой было гн..здо скв..рцов. Командир самолёта х..р..шо видел птицу. В мае уже (за)з..л..нела рож.. . С вокзала до пристани мы шли чере.. горо.. .
Дополнение.
1 уровень.
Спишите. Подчеркните дополнения.
С приходом зимы многие птицы покидают наши края. Утренняя роса переливалась на солнце. Вода пригнула книзу языки пламени.
2 уровень.
Спишите предложения, подчеркните дополнения. Определите падеж.
Берегись автомобиля! Артисту долго аплодировали. Все ученики решили задачу. Сестра заболела гриппом. Построили новое здание.
3 уровень.
Допишите начатые предложения. Подчеркните главные члены предложения и дополнения.
Мы долго готовились (к чему?) … . Солнце осветило (что?) … . Дедушка написал письмо (кому?) … . Арман чистил (что?) … . Республика богата (чем?) … . В Астане мы видели (что?) … .
Элективный курс по русскому языку (4 класс) по теме: Индивидуальные карточки по теме «Орфограммы» по русскому языку
Парные согласные в слабой позиции.
Оши ка, на ла ках, цара ка, ре ка, сер , хле , зу ки, Гле , прору ь, ще ка, улы ка, ло ки, пена , клу , гер ,скри ка, голу ь, оха ка, голу ка, про ка, пя ница.
Высокий поро , дру , плу , ко , бо , зву , вокру , тан , делать, продро , сто , сто , ю , кула , вонок, Мар , виз , Минс , Челябинс , утю , четвер .
Медвед ь, поча ки, блю це, поса ка, закла ка, медве ка, паке , чу кие, пушистый ко , фло , хо ьба, пулеме чик, нахо ка, чис ка, моне ка, ве хая, полу ка, яго ка, жи кий, боро ка, горо ки, по ъём.
Ши ка, лягу ка, сне ки, луко ки, чи , руба ка, экипа , се рет, кни ка, ро ки, кор , кро ки, эта , сапо ки, Серё ка, пля , бага , рома ка, гармо ка, стру ка, у ки, гребе ком, Ко кин, коври ка.
Па тух, Ру ь, про ьба, покра ка, но , сколь кий, па тбище, реди ка, не ти, пол ти, сала ки, ре ьба, Белару ь, ве ки, развя ка, наве , подно , со ка, ки ка, ми ка, исче , до ки, голо , товари , гру чик, перепи чик, вя кий, зама ка.
Камы , каранда , карли , квадра , кис ь, ла , помо ь, скла , кри , коло , комна ка, широкий лу , компо , ве , ко ьба, поко , космо , кра ка, кре ко, крова ь, крова ка, кро , кро кий, кру , кус , ла ка, ла ка, ласти , лебе ь, лебё ка, ле кий, ле ко, ле кость, кре кий, лё , поле , перелё , ло , слё , зале ь.
Пя ка, расска , расхо , ре кий, го , ре ка, поре , ка ка, разре , ве да, ре кий, у , ре кость, рель , ремон , ре ка, решё ка, сор , родни , ро ь, роман , руба ка, ру ка, рука , безрука ка, руле , ры ка, руле ка, ря чик, салю , сапо , све , сиро ка, подска ка, свя ь, приска ка, скорлу ка, скорос ь, скор ь, скре ка, ро ной.
Обле чение, нале ке, ле ковой, супру , су , сюже , растя ка, отпус , сюрпри , сыщи , теле ка, табуре ка, троллейбу , телегра , тенни ка, са , тру ка, терра ка, трикота , тормо , тира , термо , тра ка, звёздо ка, тулу , тря ка, тя ко, тя кий, турис , трё ка, пунк , у коватый, сро , та , текс , подска ка, ря чиковый, поса ка, пуль .
Тест по русскому языку (4 класс) на тему: Задания для самостоятельной работы учащихся 3-4 классов
Самостоятельная работа учащегося_______________класса
__________________________________________________________________
(200____/200______учебный г.)
- Подбери однокоренные слова.
Стол________________________________________________________
Сноп________________________________________________________
Гриб________________________________________________________
Лист________________________________________________________
Лес__________________________________________________________
Винт________________________________________________________
- Подбери слова-антонимы.
Большой______________________________________________________
Старый_______________________________________________________
Низкий_______________________________________________________
Сесть________________________________________________________
Широкий_____________________________________________________
Говорить_____________________________________________________
Смелый______________________________________________________
Ссориться____________________________________________________
Здоровый_____________________________________________________
Далеко_______________________________________________________
Сильный_____________________________________________________
Быстро_______________________________________________________
- Запиши предложения, раскрывая скобки.
Саша (ото)рвал (от)цветка (от)росток._____________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
Лодка (с)ребятами (от)плыла (от)берега.__________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Ребята (с)двинули парты (с)места и стали (под)метать пол.___________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Заполни таблицу.
Им.п. ед.ч. | Им.п. мн.ч. | Род.п. ед.ч. | Род.п. мн.ч. |
мост | мосты | моста | мостов |
ухо | |||
утенок | |||
стул | |||
ведро | |||
книга | |||
палец | |||
дерево | |||
пень | |||
стена |
- Вставь нужные предлоги и приставки.
Всадник _____вязал лошадь _____дерева и _______скочил ____седло.
Легкий ветерок _____дувает пыль ____дороги.
Весело _____бежали весенние ручьи ___лесам и оврагам.
- Подбери к словам-признакам слова-предметы из предложенных ниже вариантов:
Интересная___________________________________________________
Полосатая____________________________________________________
увлекательное_________________________________________________
морозный_____________________________________________________
вкусный______________________________________________________
высокий______________________________________________________
холодное_____________________________________________________
хорошее______________________________________________________
звонкая_______________________________________________________
мороженое, песня, сказка, зебра, забор, путешествие, настроение, воздух.
- Подбери слова-признаки к словам-предметам.
Осень (какая?) __________________________________________
День (какой?)___________________________________________
Солнце (какое?)_________________________________________
Друзья (какие?)__________________________________________
- Допиши окончания.
Льнян____ полотенце, красив____ портрет, син_____ тетрадь, бумажн_____ стаканчик, приветлив______ улыбка, тепл_____ дни, осенн_____ погода, последн_____ страница, грязн____ окно, морозн___ день.
Методическая разработка по русскому языку (3,4 класс) на тему: Карточки по русскому языку
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
г. Каменска-Шахтинского Ростовской области
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
3 – 4 КЛАСС
Подготовила :Журавлева Татьяна Анатольевна
Учитель начальных классов
МОУ СОШ №9
г.Каменск-Шахтинский
2010г.
- Спишите предложения, раскрывая скобки. С-1
Рыбаки (при)шли (на)озеро. (На)дереве было гнездо. Жаркая погода (про)стоит (до)конца месяца. Котёнок (за)лез (под)стул. (Над)рекой летали чайки. Ребята ходили (в)поход.
- Спишите, вставляя нужные предлоги. С-2
____ берегу реки сидели рыбаки. Всей семьёй мы отправились ____ прогулку. Игорь часто ходит ____ библиотеку. Охотники укрылись ___ дождя ____ шалаше.
- Выпишите однокоренные слова. Выделите корень. С-3
Поле, полюшко, поливать, полевой.
Снег, снежный, снегопад, снесённый.
Белка, беличья, белочка, побелка, бельчатник.
С-4
- Вставьте пропущенные буквы и над каждым словом укажите род имён существительных.
Дожд.., кист.., тетрад.., карас…, гряз.., двер.., рыс.., пен.., угол…
С-5
- Запишите имена существительные в единственном числе и укажите их род.
Клёны, ленты, букеты, булки, пятна, мячи, озёра, картины.
С-6
- Запишите имена существительные в три столбика (по родам).
Школа, место, сугроб, село, огород, картина, диван, кровать, ведро.
С-7
- Запишите и определите род имён существительных.
Пчела, зимы, окно, свечи, овраг, барсуки, гнёзда, погода, яйца, белка, сёла, огород.
- Спишите и определите падеж имён существительных. С-8
В траве трещат кузнечики. В доме жил колючий ёжик. Вьюга засыпает лисьи и волчьи следы. От сильного ветра качались деревья. Над цветами летает бабочка.
- Запишите имена прилагательные и определите род. С-9
Сладкий сок, фруктовая вода, интересное занятие, звёздная дорога, тихий плач, чёрное поле, свежий огурец, широкое раздолье, красная звезда, здоровая пища.
- Спишите, вставляя окончания имён прилагательных. С-10
Определите род имён прилагательных.
Тёпл.. осень, дремуч.. лес, сладк.. мёд, дорог.. платье, рыж.. лиса, ранн.. весна, горяч.. солнце, жёлт.. пыльца, снежн.. ком.
11. Спишите. Подчерните глаголы. Определите время глагола. С-11
В траве трещат кузнечики. В доме жил колючий ёжик. Вьюга засыпает лисьи и волчьи следы. От сильного ветра качались деревья. Над цветами летает бабочка. Птицы выведут птенцов.
12. Запишите глаголы в два столбика (по временам). С-12
Рисует, говорит, плясал, слушает, смотрел, кричал, летает, качались, выходит.
13. Вставьте разделительный Ъ или Ь. С-13
Хлоп..я, в..юга, под..ёмный, об..ект, журчан..е, под..езд, раз..ярить, раз..ёмный, варен..е, полоз..я, об..ём.
С-14
14. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни двойные согласные.
Кла__, Рос__ия, ур_жай, обл__ко, груп__а, ст__кло, суб__ота, рас__каз, уг__щать, п__льто, кол__екция, жуж__ит, мил__ион, с__ора, ал__ея, антен__а, в__р__на, п__ртрет, пер__он.
С-15
15. В одну колонку выпишите слова с непроизносимыми согласными, в другую – с безударными гласными в корне.
Звёз__ное, выл__пить, со__нце, н__бесный, сер__це, ст__рожка, окрес__ный, тр__пещет, мес__ный, з__лёный, извес__ный, радос__ный, с__сновый, грус__ный, р__дина, в__ренье.
С-16
16. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В каждом слове выделите приставку.
Перез__мовать, прин__сти, зат__пить, подх__дить, зап__сать, нал__вать, осв__тить, перел__теть, прог__ворить, нак__рмить, уд__вить, зав__зать, заб__леть.
17. Выпишите слова, в которых есть приставка. Выделите её. С-17
Подлетел, походка, лететь, платок, приземлился, остановка, играть, праздник, выучить, морской, заработать, перебежать, отстоять, позвонить, рассвет, ночной, сварить, добрый, дарить, уколоть, осветить, посадить.
18. Найдите и запишите парами близкие по значению слова. С-18
Образец: заводила – зачинщик.
Растолковывать, переспать, выпрыгивать, бедный, посадка, глупый, переночевать, бестолковый, выскакивать, скупой, приземление, нищий, жадный, объяснять.
19. Найдите и запишите парами слова с противоположным С-19 значением.
Образец: лёгкий – тяжелый.
Север, высокий, ложь, восход, медленный, день, светлый, мокрый, ночь, быстрый, правда, низкий, сухой, юг, тёмный, закат.
С-20
20. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркни главные члены предложения.
Наступила осень в золотой листве деревьев появились жёлтые пряди ярко краснеют гроздья рябины берёзки надели золотые платья дети собирают в лесу грибы и ягоды сосны и ели остались зелёными.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Журнал «Начальная школа», 1998г, №10
- Карточки по русскому языку, «Лицей», 2005г.
Консультация по русскому языку (4 класс) на тему: Самостоятельная работа по русскому языку для учащихся 4 класса.Работа с текстом.
Проверочные работы по русскому языку.
03.02
Х*р*шо п*трудились.
В старом с*ду доро*ки заросли крепким лопухом. Крапива встала густой стеной. К ней боязно было п*дходить. Около бочк* с д*ждев* водой поселились лягу*ки.
К бабушк* в деревню приехали внуки. Они дружно принялись за р*боту. От яблон* к яблон* прорыли кана*ку. Теплая в*да напоила д*ревья. Они расправили листочки. Засверкали на ярк* солнышке яблочки. Настоящее сражение шло с сорняками.
Прошло несколько дней. Вечером в саду под старой липой собралась вся семья. Душист* зап*х от пирогов разн*сился по всей местности.
Задания.
1.Вставить пропущенные орфограммы. Списать текст. Подчеркнуть орфограммы.
2. В 1 абзаце подписать части речи.
3. Определить падеж и склонение всех существительных в тексте.
4. Выделить окончания всех прилагательных в тексте.
5. Выполнить синтаксический разбор десятого предложения
04.02
Встреча.
Мальчик первый услышал фырканье зверя. Мы притихли. Через полчаса зверь высунул из тр*вы мокрый ч*рный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и др*жал от жадности. Потом из тр*вы пок*залась остр* морда с чёрными гла*ками. Наконец пок*залась полосатая шкурка. Из зарослей выле* маленький барсук. Он поджал лапу и п*см*трел на меня. Зв*рёк имел забавный вид. Потом он фыркнул и сделал шаг к нам.
Задания.
1.Вставить пропущенные орфограммы. Списать текст. Подчеркнуть орфограммы.
2. Звуко-буквенный разбор слова «зверёк».
3. Разобрать по составу слова «глазками», «маленький», «забавный», «зверёк».
3. Определить падеж и склонение всех существительных в тексте.
4. Определить падеж всех прилагательных в тексте. Выделить окончания.
5. Выполнить синтаксический разбор седьмого предложения
05.02
Сад сп(а,о)сён.
Был разгар лета. Ночью в саду бушевал сильный вет(и,е)р. Он переб(е,и)гал от яблоньк* к яблоньк*, обламывал молод* веточки и л(е,и)сточки. Ранн* утром вет(и,е)р стих. Мы шли по доро(ш,ж)ке сада. Дед Антон с внуком стали собирать сучья, л(и,е)ству и жечь их. Мы подошли к стар* яблон*, обрезали слаб* ветк*, ствол обмазали глиной. Каждый вечер мы п(о,а)ливали д(и,е)ревца.
Прошла неделя. Д(и,е)ревья окрепли. Ожила и стар* яблонька. Около нее жужжали пчелы, пели птицы. Мы были счас?ливы. Наш сад сп(а,о)сён.
Задания.
1.Вставить пропущенные орфограммы. Списать текст. Подчеркнуть орфограммы.
2. Выписать 2 слова, в которых букв больше, чем звуков.
Образец: мама- 4б., 4зв.
3. Подчеркнуть однородные члены предложения и начертить схему этого предложения.
3. Определить падеж и склонение всех существительных в тексте.
4. Выписать 3 словосочетания с прилагательными. Выделить окончание прилагательного, определить число, род и падеж.
5. Выполнить синтаксический разбор второго предложения.
08.02
Зимние забавы.
Ш(ё,о)л густой сне(г,к). Крупные сн(и,е)жинки мотыльками кружились в свет(е,и) окна. За одну ночь всё в пр(и,е)роде изменилось. Взошло со?нце. Оно высв(е,и)тило изумительной красоты зимний, белоснежный наряд. Каждая маленьк* былинка словно п(а,о)крылась лебяжьим пухом. Реб(я,и,е)тишки раскатали горку до льда. Они устремились к ней с санками, д(а,о)щечками. Все х(о,а)тят ск(о.а)титься с вет(и,е)рком! Щёки разрумянились. Малыши играли в сне(ш,ж)ки. Липк* комья снега л(е,и)тели во все стор(а,о)ны. Зима дарит людям много радости.
Задания.
1.Вставить пропущенные орфограммы. Списать текст. Подчеркнуть орфограммы.
2. Выполнить звуко-буквенный разбор слова «солнце».
3. Определить падеж и склонение всех существительных в тексте.
4. Выполнить морфологический разбор слова «радости» (как часть речи)
5. Выполнить синтаксический разбор седьмого предложения.
Самостоятельная работа по русскому языку для учащихся 4 класса «Распознавание падежей имён существительных»
Самостоятельная работа по русскому языку для учащихся 4 класса «Распознавание падежей имён существительных»
Самостоятельная работа
DOCX / 14.25 Кб
УМК: Школа России
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Тема: Распознавание падежей имён существительных
Цель – контроль сформированности умения определять падеж имён существительных.
Подготовка карточек: Распечатать карточки с использованием функции принтера двусторонняя печать. На каждом листе, таким образом, окажется 4 карточки: две – первого варианта, две – второго.
Описание: Работа содержит три задания. Первое направлено на контроль умения учащихся определять падеж имени существительного. Второе демонстрирует умение учащихся составлять словосочетания из заданных слов. Третье задание направлено на выявление возможных речевых ошибок, связанных с употреблением падежных форм существительного в речи.
Проверка:
Задание 1. За каждый правильно определенный падеж – 1 балл. Наибольший балл за задание – 9.
Задание 2. За каждое правильно составленное словосочетание – 1 балл, определение падежа – 1 балл. Наибольший балл за задание – 4.
Задание 3. За каждую найденную и исправленную ошибку – 1 балл. Всего – 2 балла.
За допущенные орфографические ошибки баллы вычитаются.
Оценка:
14-15 баллов – оценка «5» (если допущенная ошибка неорфографическая)
12-13 баллов – оценка «4»
8-11 баллов – оценка «3»
Ниже 8 баллов – оценка «2»
Самостоятельная работа:
Самостоятельная работа «Падеж имени существительного»
Вариант 1.
- Определи падеж выделенных существительных.
Наш бегемот провалился в болото. Как прохладно в чаще еловой. У дяди Серёжи чудесные руки. По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит. Сидит девица в темнице, а коса на улице. Мир освещается солнцем, а человек знанием.
- Составь словосочетания из данных слов, определи падеж.
Идти – площадь — _____________________
Подъехать – ель — _____________________
- Найди и исправь ошибку в употреблении имен существительных.
Смотреть картину — ______________________
Пришёл со школы — ______________________
Самостоятельная работа «Падеж имени существительного»
Вариант 2.
- Определи падеж выделенных существительных.
Солнце спряталось за тучу. В долине пар белеет тонкий. У труса и от тени дрожат колени. Рядом с шалашом стояли огненные клёны и золотые берёзки. Азбука – к мудрости ступенька. Шёл лесничий из сторожки по глухой лесной дорожке.
2. Составь словосочетания из данных слов, определи падеж.
Пяти – апельсины — _____________________
Жить – Сибирь — _____________________
3. Найди и исправь ошибку в употреблении имен существительных.
Касаться к лампочке — ______________________
Любоваться на закат — ______________________