Основные правила математики. 5 класс
Основные правила математики. 5 класс
Содержание
- Натуральные числа
- Сравнение натуральных чисел
- Свойства сложения
- Формула пути
- Корень уравнения
- Правила решения уравнений
- Отрезок, прямая, луч
- Угол, биссектриса угла
- Углы: развернутый, прямой, острый, тупой
- Многоугольники. Равные фигуры
- Треугольники: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный
- Треугольники: равнобедренный, равносторонний, разносторонний
- Прямоугольник. Квадрат. Периметр
- Умножение. Свойства умножения
- Деление. Деление с остатком
- Площадь. Площадь квадрата, прямоугольника
- Объем. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба
- Дроби: правильная, неправильная, сравнение дробей
- Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
- Сложение и вычитание смешанных чисел
- Преобразование неправильной дроби в смешанное число
- Преобразование смешанного числа в неправильную дробь
- Десятичные дроби: свойства, сравнение, округление
- Десятичные дроби: сложение, вычитание
- Десятичные дроби: умножение, деление
- Среднее арифметическое
- Процент
Натуральные числа
Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 и т. д., которые используют при счете предметов, называют натуральными.
Сравнение натуральных чисел
Число меньше любого натурального числа.
Из двух натуральных чисел, которые имеют разное количество цифр большим является то, у которого количество цифр больше.
Из двух натуральных чисел с одинаковым количеством цифр большим является то, у которого больше первая (при чтении слева направо) из неодинаковых цифр.
Свойства сложения
Переместительный закон:
Сочетательный закон:
Формула пути
,
где — пройденный путь, — скорость движения, — время, за которое пройден путь .
Корень уравнения
Корнем (решением) уравнения называют число, которое при подстановке его вместо буквы превращает уравнение в верное числовое равенство.
Что значит “Решить уравнение”
Решить уравнение — это значит найти все его корни или убедиться, что их вообще нет.
Правила решения уравнений
- Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
- Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
- Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.
- Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.
- Чтобы найти неизвестное делимое, надо делитель умножить на частное.
- Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.
Отрезок, прямая, луч
Отрезок
Отрезок – часть прямой, ограниченная двумя точками(концами) и все точки между этими концами(внутренние точки отрезка)
Свойство длины отрезка
Если на отрезке отметить точку , то длина отрезка равна сумме длин отрезков и .
Равные отрезки
Два отрезка называют равными, если они совмещаются при наложении.
Свойство прямой
Через две точки проходит только одна прямая.
Измерить отрезок
Измерить отрезок означает подсчитать, сколько единичных отрезков в нем помещается
Ломаная
Ломаная — геометрическая фигура, состоящая из отрезков, последовательно соединенных друг с другом
Луч
Луч (полупрямая) — это геометрическая фигура, часть прямой, состоящая из точки(начала луча) и всех точек прямой, лежащих по одну сторону от начала луча.В названии луча присутствуют две буквы, например, . Причем первая буква всегда обозначает точку начала луча, поэтому менять местами буквы нельзя.
Угол, биссектриса угла
Угол
Фигуру, образованную двумя лучами, имеющими общее начало, называют углом.
Равные углы
Два угла называют равными, если они совмещаются при наложении.
Свойство величины угла
Если между сторонами угла провести луч , то градусная мера угла равна сумме градусных мер углов и , то есть .
Биссектриса угла
Луч, который делит угол на два равных угла, называется биссектрисой угла.
Углы: развернутый, прямой, острый, тупой
Развернутый угол
Угол, стороны которого образуют прямую, называют развернутым. Градусная мера развернутого угла равна 180°.
Прямой угол
Угол, градусная мера которого равна 90°, называют прямым.
Острый угол
Угол, градусная мера которого меньше 90°, называют острым.
Тупой угол
Угол, градусная мера которого больше 90°, но меньше 180°, называют тупым.
Многоугольники. Равные фигуры
Равные многоугольники
Два многоугольники называют равными, если они совмещаются при наложении.
Равные фигуры
Две фигуры называют равными, если они совмещаются при наложении.
Треугольники: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный
Остроугольный треугольник
Если все углы треугольника острые, то его называют остроугольным треугольником.
Прямоугольный треугольник
Если один из углов треугольника прямой, то его называют прямоугольным треугольником.
Тупоугольный треугольник
Если один из углов треугольника тупой, то его называют тупоугольным треугольником.
Треугольники: равнобедренный, равносторонний, разносторонний
Равнобедренный треугольник
Если две стороны треугольника равны, то его называют равнобедренным треугольником.
Равносторонний треугольник
Если три стороны треугольника равны, то его называют равносторонним треугольником.
Периметр равностороннего треугольника
Если сторона равностороннего треугольника равна , то его периметр вычисляют по формуле
Разносторонний треугольник
Если три стороны треугольника имеют разную длину, то его называют разносторонним треугольником.
Прямоугольник. Квадрат. Периметр
Прямоугольник
Если в четырехугольнике все углы прямые, то его называют прямоугольником.
Свойство прямоугольника
Противоположные стороны прямоугольника равны.
Периметр прямоугольника
Если соседние стороны прямоугольника равны и , то его периметр вычисляют по формуле
Квадрат
Прямоугольник, у которого все стороны равны, называют квадратом.
Периметр квадрата
Если сторона квадрата равна , то его периметр вычисляют по формуле .
Умножение. Свойства умножения
Умножение
Свойства умножения
- Переместительный закон умножения:
- Сочетательный закон умножения:
- Распределительное свойство умножения относительно сложения:
- Распределительное свойство умножения относительно вычитания:
Деление. Деление с остатком
Деление
Для натуральных чисел равенство является правильным, если является правильным равенство
В равенстве число называют делимым, число — делителем, число и запись – частным от деления, отношением, долей.
На ноль делить нельзя.
Для любого натурального числа правильными являются равенства:
,
Деление с остатком
, где — делимое, — делитель, — неполное частное, — остаток, .
Если остаток равен нулю, то говорят, что число делится нацело на число .
Площадь. Площадь квадрата, прямоугольника
Свойства площади фигуры
Равные фигуры имеют равные площади;
Площадь фигуры равна сумме площадей фигур, из которых она состоит.
Площадь прямоугольника
Площадь прямоугольника равна произведению длин его соседних сторон, выраженных в одних и тех же единицах.
Площадь квадрата
,
где — площадь квадрата, — длина его стороны.
Объем. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба
Свойства объема фигуры
Равные фигуры имеют равные объемы;
Объем фигуры равен сумме объемов фигур, из которых она состоит.
Объем прямоугольного параллелепипеда
,
где — объем параллелепипеда, , и — его измерения, выраженные в одних и тех же единицах;
,
где — площадь основания параллелепипеда, — его высота.
Объем куба
,
где — объем куба, — длина его ребра.
Дроби: правильная, неправильная, сравнение дробей
Правильная дробь
Дробь, числитель которой меньше знаменателя, называют правильной
Неправильная дробь
Дробь, числитель которой больше знаменателя или равен ему, называют неправильной.
Сравнение дробей
- Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, числитель которой больше, и меньше та, числитель которой меньше.
- Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, знаменатель которого меньше, и меньшая та, знаменатель которой больше.
- Все правильные дроби меньше единицы, а неправильные — больше или равны единице.
- Любая неправильная дробь больше любой правильной дроби.
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
- Чтобы найти сумму двух дробей с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители, а знаменатель оставить тот же.
- Чтобы найти разность двух дробей с одинаковыми знаменателями, надо из числителя уменьшаемого вычесть числитель вычитаемого, а знаменатель оставить тот же.
Сложение и вычитание смешанных чисел
- Чтобы найти сумму двух смешанных чисел, надо отдельно сложить их целые и дробные части.
- Чтобы найти разность двух смешанных чисел, надо от целой и дробной части уменьшаемого вычесть соответственно целую и дробную части вычитаемого.
Преобразование неправильной дроби в смешанное число
Чтобы неправильную дробь, числитель которой не делится нацело на знаменатель, преобразовать в смешанное число, нужно
- числитель разделить на знаменатель;
- полученное неполное частное записать как целую часть смешанного числа, а остаток — как числитель его дробной части.
Преобразование смешанного числа в неправильную дробь
Чтобы преобразовать смешанное число в неправильную дробь нужно
- целую часть числа умножить на знаменатель дробной части;
- к полученному произведению прибавить числитель дробной части;
- эту сумму записать как числитель неправильной дроби;
- в его знаменателе записать знаменатель дробной части смешанного числа.
Десятичные дроби: свойства, сравнение, округление
Свойства десятичной дроби
Если к десятичной дроби справа приписать любое количество нулей, то получим дробь, равную данной.
Значение дроби, которая заканчивается нулями, не изменится, если последние нули в его записи отбросить.
Сравнение десятичных дробей
Из двух десятичных дробей больше та, у которой целая часть больше.
Чтобы сравнить две десятичные дроби с равными целыми частями и разным количеством цифр после запятой, надо
- с помощью приписывания нулей справа уравнять количество цифр в дробных частях,
- после чего сравнить полученные дроби поразрядно.
Округление десятичных дробей
Для того чтобы десятичную дробь округлить до единиц, десятых, сотых и т. д., надо
- все следующие за этим разрядом цифры отбросить.
- если при этом первая из цифр, которые отбрасывают равна 0, 1, 2, или 4, то последнюю из цифр, которые оставляют, не меняют;
- если же первая из цифр, которые отбрасывют, равна 5, 6, 7, 8 или 9, то последнюю из цифр, которые оставляют, увеличивают на единицу.
Десятичные дроби: сложение, вычитание
Сложение десятичных дробей
Чтобы найти сумму двух десятичных дробей, нужно:
- уравнять количество цифр после запятых;
- записать слагаемые друг под другом так, чтобы каждый разряд второго слагаемого оказался под соответствующим разрядом первого слагаемого;
- сложить полученные числа так, как складывают натуральные числа;
- поставить в полученной сумме запятую под запятыми.
Вычитание десятичных дробей
Чтобы найти разность двух десятичных дробей, нужно:
- уравнять количество цифр после запятых;
- записать вычитаемое под уменьшаемым так, чтобы каждый разряд вычитаемого оказался под соответствующим разрядом уменьшаемого;
- выполнить вычитание так, как вычитают натуральные числа;
- поставить в полученной разности запятую под запятыми.
Десятичные дроби: умножение, деление
Умножение десятичных дробей
Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо:
- перемножить их как натуральные числа, не обращая внимания на запятые;
- в полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их стоит после запятых в обоих множителях вместе.
Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д., надо в этой дроби перенести запятую вправо на 1, 2, 3 и т. д. цифры.
Чтобы умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т. д., надо в этой дроби перенести запятую влево соответственно на 1, 2, 3 и т. д. цифры.
Деление десятичных дробей
Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную, надо:
- перенести в делимом и в делителе запятую вправо на столько цифр, сколько их содержится после запятой в делителе;
- выполнить деление на натуральное число.
Чтобы разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д., надо в этой дроби перенести запятую влево на 1, 2, 3 и т. д. цифры.
Среднее арифметическое
Средним арифметическим нескольких чисел называют результат деления сумму этих чисел на количество слагаемых.
Процент
Процентом называют сотую часть величины или числа 1%=
Данная информация взята из УМК А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С. Якир
Онлайн уроки по математике за 5 класс
Цифры и числа. Множество натуральных чисел. Классы и разряды. Большие числа. Порядок действий
Составление выражений при решении задач. Знакомство с комбинаторными методами (размещение с повторениями)
Точка и отрезок. Обозначение и построение отрезков. Расположение точек по отношению к отрезку. Сравнение и измерение длин отрезков. Меры длины. Основные свойства измерения отрезков. Ломаная линия. Многоугольники и их основные элементы и характеристики. Треугольник, периметр треугольника.
Отрезок. Обозначение отрезков. Измерение длин. Точки. Расположение точек по отношению к геометрическим фигурам. Сравнение длин отрезков, нахождение/построение отрезков, равных данным
Измерение различных величин. Измерительные инструменты. Шкалы. Деления, цена деления
Измерительные инструменты. Шкалы. Деления, цена деления
Координаты. Координатный луч. Измерение расстояний между точками с помощью координатного луча. Сравнение длин отрезков
Составление выражений при решении задач. Знакомство с комбинаторными методами (размещение)
Сравнение чисел с одинаковым количеством знаков. Сравнение чисел по расположению на координатной прямой. Двойные неравенства. Сортировка по возрастанию и убыванию. Текстовые задачи, содержащие условия «меньше на..» или «больше на…»
Сложение натуральных чисел. Иллюстрация операции сложения натуральных чисел с помощью координатного луча. Переместительное и сочетательное свойство сложения. Сложение натуральных чисел с нулем. Демонстрация свойств сложения с помощью координатного луча. Группировка слагаемых. Округление натуральных чисел при сложении
Разряды и классы. Разрядные слагаемые. Сумма разрядных слагаемых. Таблица сложения натуральных чисел. Поразрядное сложение натуральных чисел. Сложение натуральных чисел столбиком. Округление и группировка натуральных чисел при сложении.
Вычитание натуральных чисел. Иллюстрация операции вычитания натуральных чисел с помощью координатного луча. Свойства вычитания натуральных чисел. Демонстрация свойств вычитания с помощью координатного луча. Сравнение двух натуральных чисел с помощью вычитания.
Правила нахождения компонентов вычитания. Таблица сложения/вычитания натуральных чисел. Поразрядное вычитание натуральных чисел. Вычитание натуральных чисел «столбиком». Округление натуральных чисел при вычитании.
Задачи, решаемые с помощью сложения. Задачи, решаемые с помощью вычитания. Решение составных текстовых арифметических задач на сложение и вычитание. Округление натуральных чисел
Числовые выражения. Значение числового выражения. Буквенные выражения. Значение выражения при заданном значении переменной. Применение числовых и буквенных выражений в математике
Выражения с переменной. Тождества. Тождественные преобразования числовых и буквенных выражений. Буквенная запись свойств сложения натуральных чисел. Буквенная запись свойств вычитания натуральных чисел
Уравнение. Корень уравнения. Запись уравнений. Равносильные уравнения. Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений
Смысл умножения. Компоненты умножения. Буквенная запись свойств умножения. Упрощение буквенных выражений с использованием свойств умножения
Компоненты деления. Свойства деления. Алгоритм проверки правильности решения. Деление «уголком». Упрощение буквенных выражений и решение уравнений, содержащих действие деления
Деление натуральных чисел с остатком. Компоненты математической операции деления с остатком: делимое, делитель, неполное частное, остаток. Нахождение компонентов деления с остатком. Решение текстовых задач
Свойства умножения натуральных чисел. Свойства деления натуральных чисел
Виды простых арифметических задач на умножение и деление. Примеры решения задач арифметическим способом на умножение и деление. Правило проверки правильности вычислений умножения и деления натуральных чисел. Решение задач на умножение и деление алгебраическим способом
Упрощение выражения. Основные способы упрощения математического выражения. Упрощение математических выражений при решении уравнений и текстовых задач
Действия первой и второй ступени. Порядок выполнения действий в выражениях без скобок. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками
Степень числа. Основание и показатель степени. Квадрат и куб числа. Таблицы квадратов и кубов первого десятка натуральных чисел. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих степень. Примеры нахождения значения выражений, содержащих квадраты и кубы чисел. Стандартный вид числа
Понятие формулы. Выражение одной величины через другие известные величины. Общие правила оформления и решения задач с использованием формул. Примеры зависимостей между величинами. Решение текстовых задач с помощью формул
Прямоугольник и квадрат. Понятие площади и ее единицы измерения. Свойства площади. Равные фигуры. Формулы площади прямоугольника и квадрата. Примеры решение текстовых задач по теме.
Единицы измерения длины и площади. Взаимосвязь единиц измерения площади между собой, правило перевода из одной единицы измерения в другую. Правила и способы измерения площадей. Примеры решение текстовых задач по теме
Прямоугольный параллелепипед и его элементы. Измерения прямоугольного параллелепипеда. Куб. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. Примеры решение текстовых задач по теме
Объем. Единицы измерения объема. Правило перевода из одной кубической единицы измерения в другую. Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем куба. Основные свойства объема. Решение задач с использованием формулы объема прямоугольного параллелепипеда
Окружность и круг. Основные характеристики окружности и круга. Круговая диаграмма. Длина окружности. Циркуль. Построение окружности (круга) с заданным радиусом
Доли. Сравнение долей. Обыкновенные дроби. Числитель и знаменатель дроби. Чтение и запись обыкновенных дробей. Изображение дробных чисел на координатном луче
Нахождение части от целого. Нахождение целого по его части. Алгоритм и примеры решения задач на нахождение части от целого и целого по его части
Сравнение дробей с одинаковым числителем. Сравнение дробей с одинаковым знаменателем. Сравнение дробей с различными числителями и знаменателями. Приведением дробей к общему знаменателю
Правильная дробь. Неправильная дробь. Сравнение правильных и неправильных дробей. Расположение правильных и неправильных дробей на координатном луче. Примеры решения задач на нахождение части от целого и целого по части
Правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Иллюстрация операции сложения и вычитания дробей с помощью координатного луча. Решение уравнений и простых текстовых задач с использованием правил сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями
Запись частного в виде дроби. Решение уравнений, содержащих дроби. Решение текстовых задач с использованием обыкновенных дробей
Смешанное число. Целая и дробная часть смешанного числа. Правило перевода смешанного числа в неправильную дробь. Правило выделения целой части из неправильной дроби. Изображение смешанных чисел на координатном луче
Сравнение смешанных чисел. Правила сложения смешанных чисел. Правила вычитания смешанных чисел. Решение текстовой задачи на сложение и вычитание смешанных чисел
Десятичные дроби. Правила записи и чтения десятичных дробей. История возникновения десятичных дробей. Перевод обыкновенной дроби в десятичную дробь и обратно
Разряды десятичных дробей. Разложение десятичной дроби по разрядам. Изображение десятичных дробей на координатном луче. Правила сравнения десятичных дробей
Правила сложения десятичных дробей. Правила вычитания десятичных дробей. Правила сложения и вычитания десятичных дробей столбиком. Решение текстовой задачи на сложение и вычитание десятичных дробей
Приближенные значения с избытком. Приближенные значения с недостатком. Правило округления чисел до заданного разряда. Примеры округления чисел
Произведение десятичной дроби и натурального числа. Умножение десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.
Алгоритм деления десятичной дроби на натуральное число. Деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.
Вычисление площади прямоугольника и объема прямоугольного параллелепипеда, стороны которых выражены в десятичных дробях. Решение текстовых задач. Решение уравнений с коэффициентами в виде десятичных дробей
Деление чисел на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д. Замена деления умножением. Алгоритм деления числа на десятичную дробь. Вычисление выражений, содержащих обыкновенные и десятичные дроби
Среднее арифметическое нескольких чисел. Действия со средними арифметическими. Средняя скорость
Вычисления с помощью микрокалькулятора. Нахождение значений выражений, решение уравнений и текстовых задач. Оптимизация вычислений
Проценты, нахождение процентов от величины и величины по ее процентам, выражение отношения в процентах. Запись процентов в виде десятичных дробей
Угол. Стороны и вершина угла. Обозначение углов. Равные углы. Развернутый и прямой углы.
Изображение точек, лежащих внутри, вне угла и на его сторонах
Измерение углов. Градус. Транспортир. Построение и измерение углов с помощью транспортира. Острые и тупые углы. Биссектриса. Разбиение углов на части с заданным соотношением. Свойство углов треугольника
Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Круговые диаграммы. Составление и чтение круговых диаграмм
Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам. Решение текстовых задач арифметическими способами
Условия Пакетного предложения можно прочитать, раскрыв этот блок
Лэйдл предлагает пройти уроки математики за 5 класс в режиме онлайн. Дополнительные занятия позволят подтянуть знания по той или иной теме, разобраться в точных науках и значительно повысить успеваемость в школе.
Программа 5 класса включает в себя информацию о натуральных числах и арифметических операциях с ними, начальные знания о геометрических фигурах и вычислении их площади, а также сведения о дробях и остатках. Все это – база, без которой невозможно дальнейшее изучение математики. Вот почему дополнительные онлайн-уроки просто необходимы школьникам, испытывающим проблемы с точными науками.
3 причины выбрать Лэйдл
- Готовая программа.
Команда опытных преподавателей собрала самую важную информацию за 5 класс и представила ее в простой и структурированной форме, значительно облегчив процесс обучения. - Мультимедийные материалы.
Красочные фото и детальные видео помогают освоить арифметику и геометрию – ребенок легче воспринимает теорию и учится применять полученные знания на практике. - Задачи и уравнения.
На сайте представлены не только теоретические уроки, но и многочисленные задачи и уравнения, которые полностью соответствуют школьной программе. После прохождения такого «испытания» вызов к доске будет не страшен.
Решите проблему с изучением математики раз и навсегда – зарегистрируйтесь на Лэйдл и радуйтесь успехам своего ребенка!
Математика 5 класс темы уроков
По математике в 5 классе темы уроков будут посвящены сложению и вычитанию, умножению, делению натуральных чисел. Далее переходят к изучению дробных чисел с акцентом на десятичных дробях. Рассматривают сложение, умножение, округление, сопоставление, деление, вычитание десятичных дробей.
Кроме того, выделяют время на основы площадей и объёмов, использование инструментов и шкал для измерений веса, расстояний, объёмов. Данный этап имеет огромную ценность для использования математики в повседневной жизни, поэтому подойти к нему надо особенно внимательно.
Натуральные числа
Начнём программу с изучения натуральных чисел. Так будет проще для усвоения последующего материала:
- Позиционная и непозиционная система счисления. Десятеричная, шестнадцатеричная, восьмеричная система счисления.
- Понятие числа и цифры. Происхождение цифр. Узнаем о том, как их записывали разные народы мира.
- Точка, прямая, луч и линия. Этот этап является фундаментом для всей геометрии.
- Отрезок, его сравнение и выяснение длины.
- Различные единицы измерения массы, расстояний, объёмов.
- Плоскость, бесконечность, фигуры, угол, треугольник, ломаная линия.
- Измерительные приборы и шкалы. Часовые, минутные и секундные стрелки.
- Сопоставление натуральных чисел, различные знаки равенства.
Вычитание и сложение натуральных чисел
На последующих двух этапах изучаются основные методы и законы математики, так что к ним следует отнестись внимательно. Важной темой уроков по математике за 5 класс является то, что можно делать с натуральными числами. Берутся за изучение со сложений и вычислений:
Деление и умножение натуральных чисел
Заканчивают изучение умножением и делением:
- Умножение и его характеристики
- Деление, особенности и характеристики
- Деление с остатком и без него
- Математическая запись. Языковая архитектура и математическая лингвистика
- Упрощение выражений – поиск его значения по одной или нескольким переменным
- Последовательность действий при решении уравнений. Зачем нужны скобки. Равноправность сложения и вычитания, а также деления и умножения. Прерогатива деления и умножения над такими действиями, как сложение и вычитание
- Степень числа. Последовательность математических действий с нею. Квадрат и куб
- Решение уравнений на движение
Объёмы и площади
Эти знания являются фундаментом для моделирования техники, а также других вещей и явлений. Изучают на примере прямоугольников и параллелепипедов:
- Формулы. Определение, теорема, тождество, экспериментальная формула
- Площадь. Единицы измерения. Соотношение квадратных миллиметров, сантиметров, метров
- Нахождение площади прямоугольника
- Квадрат
- Старинные способы измерения площадей
- Грани, углы, плоскости прямоугольного параллелепипеда
- Поиск площади поверхности
- Понятие и нахождение объёма
- Системы измерения объёмов
- Объём куба и прямоугольного параллелепипеда
- Окружность и круг. Дуга, радиус, диаметр
Дробные числа
Дроби – самая сложная тема в этом году, так что надо её разбирать, не торопясь, и внимательно. В математике за 5 класс в темы уроков входит исследование различных видов дробей:
- Простые дроби и их построение, характеристики
- Зачем требуется дробное обозначение
- Правильные и неправильные дроби
- Сопоставление и определение обыкновенных дробей
- Вычитание и сложение дробей с идентичными и разными знаменателями
- Поиск части и целого
- Неправильные дроби и их классификация
- Смешанные числа
- Арифметические операции со смешанными числами
Десятичные дроби, их вычитание и сложение
Далее надо научиться использовать дроби в математических вычислениях. А сначала – вычитание и сложение:
- Десятичные дроби, определение и характеристики
- Их изображение и прочтение
- Правила сравнения
- Сопоставление на системе координат
- Вычитание и сложение в столбик
- Округление с недостатком и избытком
Десятичные дроби, деление и умножение
Заканчивают исследование десятичных дробей разбором их деления и умножения:
- Деление и умножение на 10, 100, 0,1, 0,01. Сдвигание запятой при отсутствии цифр
- Деление и умножение десятичных дробей
- Среднее арифметическое
Инструменты для вычислений и измерений
Эта группа уроков откроет для вас математику как мировую культуру, а также её важность для научно-технического прогресса. Далее проходят различные математические инструменты:
- Полный, развернутый, прямой, острый, тупой угол
- Градусы. Транспортир и его применение. Установление углов
- Биссектриса и медиана
- Проценты. Поиск процента от числа. Умножение и деление на проценты
- Круговые диаграммы
Основы комбинаторики
Последняя тема уроков по математике за 5 класс – комбинаторика. Теоремы сложения и умножения. Применение теорем в реальной жизни. Логика перебора. Парадокс Монти Холла. На этом заканчивается программа.
Заключение
Цель на этом этапе – получить знания для практического применения их в жизни. Данный раздел поможет построить логическое критическое мышление, разовьёт способность мыслить абстрактно. Математика – важнейший инструмент для любой науки, поэтому её надо изучать серьёзно. Знания, которые даются на этом курсе, являются фундаментом для понимания многих процессов в окружающем мире.
Творческая работа учащегося (5 класс) по теме: Математические правила в стихах
Проект: «Занимательная математика»
3 этап « Надо правила помнить и знать,
Чтоб ошибки не лезли в тетрадь»
1. Основное свойство частного
И делимое, и делитель
На одно число разделите,
Тогда можете вы надеяться,
Ваше частное не изменится.
Коль делимое и делитель
На одно число вдруг умножатся,
Не волнуйтесь, и в этом случае
Ваше частное не потревожится.
2. Задачи на дроби
Дробь от числа хотим найти,
Не надо мам тревожить.
Нам надо данное число
На эту дробь умножить.
Коль число по части вдруг
Отыскать решите,
То на данную вам дробь
Часть ту разделите.
3. Сложение
Составить сумму, значит выполнить сложенье;
Словечко «и» найдет здесь примененье.
Как мы одной рукой другую вытираем,
Так действием одним другое проверяем.
4. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Если складываешь дробь
С равным знаменателем,
Знаменатель ты оставь,
Складывай числители.
Делали так в древности
Умные мыслители.
Если вычитаешь дробь
С равным знаменателем.
Ты числитель вычитай,
Знаменатель оставляй.
Ведь награды лучше нет –
Верный получить ответ!
5. Деление обыкновенных дробей
Ведь дробь делить — пустяк.
Делители перевернет ведь всяк,
А дальше действуй, как при умножении,
И результат готов в одно мгновенье.
6. Средняя линия трапеции
Бока трапеции пополам делите
И по средине линию ведите,
Потом два основания сложите
И что получится тогда?
То средней линии длина
Их полусумме в точности равна.
7. Площадь круга
А площадь круга как измерить?
Не скажешь ли собравшимся гостям?
Дели мою окружность пополам
И множь на радиус,
Тогда, как говорится,
Ты площадь выразишь в квадратных единицах.
Три точки взяв не на одной прямой,
Легко построить облик мой.
Еще скажу тебе: когда прямая
Идет, меня в двух точках рассекая,
Ее секущей линией зовут.
8. Умножение на 10
Ноль похож на букву О,
Он не значит ничего.
Но любую цифру враз
Увеличит в десять раз
9. Переместительное свойство сложения
Как, мой друг, ты не старайся,
Слагаемые местами поменять,
Сумма так и не изменится,
Хватит голову ломать!
10. Нахождение неизвестного множителя
Тебе дано задание:
Неизвестный множитель найти?
Не спеши ты к Ватсону
За помощью ходить!
Просто произведение
Без всякого промедления
На множитель другой
Ты можешь разделить.
11. Нахождение делителя
Математика – наука
точная до крайностей.
Вот пример! Найти делитель
Без особых тайностей,
Нужно взять делимое
Разделить на частное
И получится число
Очень распрекрасное!
12. Чтение многозначных чисел
Для чтения чисел многозначных
Сначала разбивают их,
Считают, начиная справа,
И в каждой группе — по три цифры
Итог, таков, что группы эти
Мы можем классами назвать.
13. Понятия отрезка, луча, прямой.
Вам стишок читаю новый,
Кто запомнит – молодец.
У ОТРЕЗОЧКА любого
Есть начало и конец.
Вдруг на небе из-за серых тёмных туч
Показался долгожданный солнца ЛУЧ,
У которого, открою вам секрет,
Есть начало, а конца, ребята, нет
Всё, что в жизни нашей свято,
Мы не вправе отрицать.
У ПРЯМОЙ же нет, ребята,
Ни начала, ни конца.
14. Понятие угла
У человека два плеча,
А в сутках день да ночка.
УГЛОМ назвали два луча –
С началом в общей точке.
15. Понятие шкалы
Там, где труд не знает лени,
Хорошо идут дела!
Там, где числа и деленья,
Получается ШКАЛА.
Длина каждого деления –
Единица измерения.
16. Площадь прямоугольника
Если ищем ШИРИНУ,
Делим площадь на длину.
Хочешь ты найти ДЛИНУ –
Раздели на ширину.
17. Деление и умножение десятичных дробей на 10, 100 и т.д
К Вам есть просьба личная:
Дробь я десятичная,
И делить мою особу
Нужно по-особому.
Если делишь ты на сотню
Или на десятку,
Запятая вдруг начнет
С тобой играться в прятки.
А разгадка здесь проста:
Только два нуля у ста,
А у тысячи их три.
Запятую ты, найди!
Сколько тебя нулей?
Отсчитай-ка их левей.
Ну, а если умножать –
Нужно вправо их считать.
18. Правила сложения, вычитания
чисел с одинаковыми отрицательными и противоположными знаками
Правила сложения
Надо детям знать.
Как и умножение –
Выучить, понять.
ЗНАКИ РАЗНЫЕ У ЧИСЕЛ?
Поступаем так:
Модули мы вычитаем,
Большего ставим знак.
ДВА ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ? Мало
Будет заботы о том:
Минус поставим вначале,
Модули сложим потом
Если же правила эти
Будете вы выполнять,
Значит вам обеспечено,
Не сомневайтесь, пять!
19. Правила умножения чисел с одинаковыми и противоположными знаками.
Плюс на минус, минус, плюс!
Умноженья не боюсь!
Перемножить модули – это же пустяк.
Самое главное – не забыть про знак.
ПЛЮС НА МИНУС умножая,
Ставим минус не зевая.
ПЛЮС НА ПЛЮС – и плюс в ответе.
Всем пятёрки будут, дети!
МИНУС С МИНУСОМ умножу,
Плюс в ответе будет тоже.
Выучи стихотворенье –
Веселей пойдёт ученье!
20. О перпендикуляре
Смотри внимательно за мной,
Когда из точки вне прямой
Меня опустят на прямую
И проведут наклонную любую
Из той же точки…
Что тогда?
Докажет всякий школьник без труда,
Что я всегда
Короче, чем наклонная любая.
Горжусь изрядно я,
Что в том особенность моя.
21. Окружность
А я – окружность, вам я, шар, родня.
Произошли вы от меня
При помощи вращенья.
Внутри меня есть точка не простая
А кто сей важный пункт?
Зовется центром он,
От точек всех он равно удален.
А радиус?
То – всякая прямая,
Что к центру тянется, его соединяя
С любой из точек, мне принадлежащих
И на окружности лежащих.
22. Треугольник
Попарно три прямых, пересекаясь,
Мне к трем углам дают три стороны.
По – разному всегда я называюсь,
Когда углы иль стороны даны.
Коль остры все углы, и я остроуголен.
С одним тупым – тупоуголен.
Коль остры два, а третий прям-
Прямоуголен я. По сторонам
Бываю я равносторонним,
Когда все стороны равны.
Когда ж все разные даны,
То я зовусь разносторонний.
И если, наконец, равны две стороны,
То равнобедренным я величаюсь.
23. О числовой прямой
Я на шкале – число-граница.
Где встану я – там чисел штаб.
А числам разрешают разместиться
на выбранной прямой
ноль, направленье и масштаб…
24. Медиана
Медиана – обезьяна,
У которой зоркий глаз.
Прыгнет точно в середину
Стороны против вершины,
Где находится сейчас.
25. Высота
Высота похожа на кота,
Который, выгнув спину
Под прямым углом,
Соединит вершину
И сторону хвостом.
26. Раскрытие скобок
Перед скобками подразумевается плюс.
Смелее, дружок, вперед и не трусь.
Проблема проста, ее разреши:
Члены с их знаками перепиши.
А если перед скобками минус стоит:
«Будь осторожнее», — нам говорит.
У членов все знаки надо сменить,
Противоположными должны они быть.
Это трудно, ты должен понять,
Коль минус пред скобками – знаки менять.
Причем ошибок остерегайся,
Каждый знак изменить постарайся.
27. Объем куба
-Кубик – рубик, где ты был?
— Я объем свой находил.
— Как же ты его нашел?
— В куб ребро свое возвел!
28. Распределительное свойство умножения
Я недавно выучил правило сложения.
Только в нем присутствует еще и умножение:
Можно к а прибавить в
И умножить все на с,
Также можно а и в
Перемножить нам на с,
Произведения сложить
И ответ вдруг получить.
А еще делить их можно,
Это ведь совсем не сложно.
29. Нахождение неизвестного множителя
Как-то раз умножила Таня два числа
Первое запомнила, второе не смогла.
В результате Танечка стала вспоминать
Как второй наш множитель можно отыскать.
Вспомнила Танюша таблицу умножения
И само пришло к ней умное решение:
Неизвестный множитель находится делением
На известный множитель его произведения.
30. Свойство сложения
Есть в лесу соревнование
На способность к вычитанью.
Проявили вдруг желанье
Белки быть в соревновании.
Дали им заданье
На выбор, по желанию:
« Как от суммы три и пять
Вычесть два ореха?»
Белки принялись без спеха
И особого успеха.
Складывали и делили
И за скобки выносили.
Как бельчата не старались.
Орехи все не вычитались!
Попросили сойку.
Эти два ореха нужно вычесть из пяти
И прибавить тройку.
31. Нахождение процентов от числа
Подскажите, как найти
Пять процентов от шести?!
Все довольно просто здесь!
Надо взять в числитель шесть,
В знаменатель сотню взять
И умножить все на пять.
32.Среднее арифметическое
Чисто теоретически,
Что такое среднее арифметическое?
Это сумма чисел
Не очень уж мудреная
И на их количество
В итоге поделенная.
33. Переместительное свойство умножения
Умножая а на в,
Получаем тоже,
Если с вами мы решим
В на а умножить.
Умножая, умножайте,
Но при том не забывайте,
Также как и дважды два
А на в есть в на а.
34. Переместительное свойство сложение
Если а сложить и в
Вот что получается
Переставим а и в,
Сумма не меняется.
35. Периметр многоугольника
Чтоб периметр найти
У четырехугольника
Надо стороны сложить
У многоугольника.
Сколько будет тех сторон
Это все равно.
И для трех и для семи
Правило одно.
36. Признак делимости на 3
Признаки делимости
Нам необходимо знать,
Чтоб быстрей делить число
На2, на 3 и на 5.
Сумму цифр в числе найди.
Подели ее на три.
Без труда тогда ответишь,
Что число на три разделишь.
37. ***
Десятичную дробь мы взяли
И в конце к ней нуль приписали,
Нам казалось, что дробь изменилась
И большое число получилось.
Но, увы, это полный обман.
Ноль пиши, хоть отбрось, хоть прибавь
Число не изменишь никак.
38. Деление на десятичную дробь
Чтобы правильно решать,
Надо очень твердо знать:
Ты делимое возьми,
На делитель подели,
Про запятую не забудь:
Вправо ты ее одинаково смести.
После этого дели,
Как привыкли я и ты.
39. Раскрытие скобок
Плюс оставит знаки все
И даже скобки уберет,
Ну, а минус же — злодей:
Знаки все переменит.
40. Признак делимости на 5
Если натуральное число
На конце имеет ноль или пять,
То ты точно знай,
Оно делится на пять.
41. Основное свойство дроби
Не изменит дробь никто,
Если разделить, иль умножить
На одно и то ж число
И числитель и знаменатель.
42. Сложение смешанных чисел
Голову не напрягай
При сложении смешанных:
Целые и дробные
Складывай отдельно.
Все полученное
Так и будет очень дельно.
43. Переход от смешанного числа к неправильной дроби
Если смешанную дробь сделал ты неправильной,
Значит, целое умножил лишь на знаменатель,
Ну, а к этому числу числитель ты добавил
Получил числитель новый, знаменатель – старый.
44. Переход от неправильной дроби к смешанному числу
Есть неправильные дроби,
Очень некрасивые.
Чтобы сделать симпатичней их,
Выделить бы целые.
Надо то, что наверху, разделить на нижнее
Это целое и есть нами так искомое,
Но остаток – тот наверх
Знаменатель ты не трогай.
45. Понятие дроби
Дробь обыкновенная я
Стройная отменная
Есть числитель у меня
Есть и знаменатель
Посмотрите как делю я
Целое на доли
½ это половина
¼ это четверть
1/3 это треть
Видели такое?
46. О процентах
Без процентов нам нельзя
Жизнь свою представить
Дружба с ними
Даст нам шанс
Быстро все исправить.
47. Построение угла
Чтобы угол получить
Точку мы поставим
И лучи из этой точки
В разные стороны направим
48. О диаграммах, графиках
Много, много мы задач решаем
И наглядно их изображаем
Диаграммы, графики, рисунки
Помогают нам дойти до сути.
49.Об обыкновенных дробях
Дроби разные мы знаем,
Задачи с ними мы решаем,
Складываем их и вычитаем,
Делим, умножаем,
Свойство основное тоже применяем.
Будем так держать всегда,
Отступать уже нельзя.
50. Модуль
Модуль чтобы нам найти
Нужно от нуля до точки
Расстояние пройти.
51. Противоположные числа
5 и -5 числа противоположные.
Говорят они похожие
Но и чем-то отличаются,
Угадай пожалуйста!
52. О координатной прямой
Координатная прямая замечательна,
Справа от нуля – координата положительна,
А слева – отрицательна.
53. О нуле
Раздели-ка ноль на три,
Что в ответе посмотри!
Ноль на 33 дели
И опять в ответ смотри,
У нуля такая роль:
Ноль на икс – в ответе ноль.
Но нельзя делить на ноль!
С этим правилом не спорь!
54. Объем параллелепипеда
Как найти объем у куба?
Есть у куба 3 стены,
В них по три величины.
Я возьму их, перемножу.
Ведь не так все это сложно.
С первой стенки взял длину,
Со второй взял ширину,
С третьей вышла высота.
Получилась красота!
55.Параллельные прямые
Две красавицы близняшки
Ходят поразнь бедняжки.
И до бесконечности,
Хоть до самой вечности.
Рядом суждено шагать,
Друг дружку не пересекать.
56. Площадь квадрата
Есть у всех своя длина
И конечно ширина.
У квадрата мы равны,
Это помнить вы должны!
Чтобы площадь вам узнать
Надо нас перемножать.
Если кратко говорить-
Надо в степень возводить…
57. Деление с остатком
Хочешь ты узнать, дружок,
Как найти делимое?
Но деление при этом,
Вам на удивление,
Не простое, а с остатком.
На делитель ты умножь
Частное неполное,
И получишь ты тогда
Произведение полное,
А потом смелей, дружок,
Прибавляй остаток.
Ты почувствуешь в себе
Математика задаток.
58. Нахождение делимого
Неизвестное делимое нетрудно отыскать.
Надо просто частное на делитель умножать.
59. Нахождение делителя
Делимое на частное попробуй разделить.
Неизвестный вам делитель ты сможешь получить.
60. Свойство сложения
Сколько хочешь прибавляй
Нуль к числу любому.
Переставляй, не переставляй
Не будет по-другому.
61. Сложение и умножение натуральных чисел
Нашей доченьке Танюшке
Надоели все игрушки
Любит Таня вычитать,
Все на свете умножать.
Умница Танюша
Поразрядно знает,
С единиц начинает.
62. Переместительное свойство
Я закон переместительный,
Очень даже удивительный.
Числа я переставляю
И местами их меняю,
Как бы я их не менял,
Результат не потерял!
63. Что значит решить уравнение
Уравнение решить –
Значит корни все определить
Или убедиться точно-
Нет корней! И точка.
64. Порядок выполнения действий
Примеры, чтобы сложные решать
Порядок действий надо соблюдать.
Если скобки есть – то там,
А за тем за ними.
Старшим надо уступать-
Умножать, делить давай,
Уж потом вычитай да складывай.
65. Формулы
Задачи решаем много мы,
То путь найти, то площадь.
И чтобы правильно решать,
Формулы нам надо применять:
S=vt или S=a на в
66. Прямоугольный параллелепипед
Прямоугольный параллелепипед я
Есть 6 граней у меня
12 ребер, 8 вершин,
Есть длина и ширина.
Ну, а рост мой – высота.
67. Сочетательное свойство сложения
Как к числу прибавить сумму чисел двух?
Ты об этом знаешь, не надо ждать услуг.
А теперь попробуй иначе сложить.
Первое слагаемое сначала подарить.
Ты получишь сумму.
Сумму чисел двух,
Слагаемое второе прибавить не забудь!
68. Четное число
Если взяли мы одно
Натуральное число.
Четным мы его назвали,
Так как на два делится оно.
69. Скорость сближения и удаления
Вышли два друга навстречу друг другу.
Встреча внезапная им предстоит.
Ведь скорость сближения и удаления,
Равная сумме их скоростей.
70. Сравнение многозначных чисел
Если хочешь ты сравнить
Два числа больших,
Посчитай ты сколько цифр
В каждом есть из них.
В лидеры выходит то,
Где побольше знаков.
Ну, а если же у вас
Числа равнозначны,
То равняйся ты на чин.
Старший выше, то число и круче.
71. Объем куба
Ребро куба равно а.
И объем, чтобы найти
Нужно а в куб возвести.
72. Распределительное свойство
умножения относительно сложения
Умножить сумму на число
Решить вам будет просто.
Но ты подумай, как еще
Умножить сумму на число.
Лишь каждое слагаемое
Умножишь ты на число,
Получишь произведения
И сложишь ты легко.
73.Распределительное свойство
умножения относительно вычитания
Умножить разность на число
Не знаешь разве ты?
Берешь ты уменьшаемое,
Затем и вычитаемое
Умножить на число.
И как искусный фокусник
Движением руки
Из первого произведения
Второе отними.
Статья по алгебре (5 класс) на тему: Рекомендации по выполнению и оформлению работ по математике в 5 и 6 классах.
Рекомендации по выполнению и оформлению работ по математике
в 5 и 6 классах.
В пятом и шестом классе ученики заводят 2 тонкие тетради (18 листов в обложках), в которых выполняют классные и домашние работы, чередуя их. Все записи в тетрадях выполняются синей пастой . Каждая работа содержит дату на полях и заголовок вида работы – классная или домашняя. Каждую работу начинать после отступа 4 клетки, чтобы работы выделялись и не сливались в один общий текст. Внутри каждой работы отдельные задания тоже записывают через отступ в 2 клетки, в домашней работе для простоты проверки указываются номера заданий и аббревиатура У или З, что означает откуда взято задание из учебника или задачника.
Остановимся на оформлении различных видов заданий:
- Задания на вычисления. Необходимо переписать грамотно без искажений условие, если требуются вычисления, они все записываются в тетради. Ученик и учитель возвращаясь к заданию при проверке, должны видеть все вычисления. Тогда можно определить при ошибках их причину, на что надо обратить внимание, что повторить или закрепить. Если записан просто неверный ответ, то такого анализа выполнить невозможно, а неверные вычисления будут укореняться, а переучиваться намного сложнее. Если записан правильный ответ без вычислений, то задание не засчитывается., потому что ответ мог был быть списан, не отрабатываются навыки вычисления. Совершенно не к чему выполнять работу на черновике, а потом в урезанном виде в виде условия и ответов переносить ее в чистовик. При таком подходе выполнения заданий ребенок тратит в два раза больше времени, не привыкает сразу грамотно и аккуратно работать в тетради, на уроке в самостоятельных и контрольных работах ему не будет хватать времени на работы. Пишите аккуратно и сразу в чистовик!
- Пример на вычисление в несколько действий. Он может быть выполнен двумя способами: либо по действиям, либо цепочкой. Если выполняют пример по действиям, то переписывают условие и расставляют порядок действий. Затем каждое действие записывают вместе с решением под примером последовательно, после выполнения последнего действия ответ заносят в первую строку после знака равенства. Если пример выполняют цепочкой, то преобразовывая выражение, ни одно слагаемое не теряется, помня, что знак равенства означает одинаковое значение слева и справа от него.
- Задача. Этот вид заданий всегда вызывает трепет у учеников и страх. На самом деле, если учащийся правильно разобрал условие, отметил главный вопрос задачи, задача уже наполовину решена. Что поможет нам в этом. Конечно составление краткого условия задачи, обязательно необходимо на схеме отметить главный и второстепенные вопросы, если они есть. Задачи на движение могут содержать схему по описанию условия. После этого устно надо понять тип и ход решения задачи. Обычно в 5, 6 классах задачи решают по действиям, но продвинутые ученики могут составить и выражение. Записывая решение по действиям, в конце каждого надо понять что мы нашли, а значит указать наименование и пояснение к действию. К последнему действию пояснения не пишут, так как записывают ответ. Каждая задача заканчивается ответом. Для грамотного составления ответа надо всегда перечитать вопрос задачи. После слова ответ ставится двоеточие и фраза пишется с маленькой буквы, полностью отвечая на вопрос. По ответу можно понять про что была задача, сокращение в ответе не приняты, только за исключением стандартных, например, единицы измерения. Задачи в 5 классе решаются арифметическим способом, без составления уравнений. Уважаемы родители, убедительная просьба, если вы вызываетесь помочь вашему ребенку при решении задач, посмотрите как это сделано в учебники, посмотрите на образцы решения в параграфе. Иначе, решая уравнением, вы запутываете вашего ребенка, а не помогаете!
- Уравнение. Особые требования предъявляются к оформлению уравнений. Уравнение переписывается, вспоминаем, что буквой обозначается неизвестное число. Определяем какой компонент действия неизвестен, вспоминаем как, каким действием он находится. Во второй строке записывают неизвестное равно и после равенство выражение, по которому находится оно. Если требуется выполнить вычисления, то они записываются тут же в тетради, справа от уравнения. В каждой строке уравнения должен быть один знак равенства, т.к. уравнение это равенство двух выражений: правого и левого. Если поставлен еще один знак равно, то смысл правого и левого выражения теряется. Итак, неизвестно число найдено. Иногда выполняют проверку, подставляя в условие вместо неизвестного найденное число. Но тогда действительно надо посчитать и сравнить левое и правое выражение. Если равенство не выполняется, то уравнение выполнено неверно и надо вернуться к его решению. Если проверка выполнялась формально, не проверяя результат, то в одном уравнении допущено 2 ошибки: при решении уравнения и при проверке.
- Геометрический материал. Все чертежи выполняются карандашом, по линейке. Подписи делаются ручкой. Если в задании кроме чертежа необходимо ответить на вопросы, то их ответы записываются в тетрадь после рисунка.
Вырывать страницы из рабочей тетради, пользоваться корректирующей пастой нельзя.
Если допущена ошибка, аккуратно зачеркнуть карандашом и записать правильное решение. После получения тетради с проверки, должна быть выполнена работа над ошибками. Записываем заголовок РНО, выписываем условие неудавшихся заданий и выполняем их заново, только так через исправление собственных ошибок происходит осмысление материала и приобретаются глубокие знания, которые потом ребенок с легкостью продемонстрирует на контрольных работах.
Надеюсь на совместное плодотворное сотрудничество, желаю всем успеха и удовольствия от изучения математики!
Статья по математике (5 класс) на тему: Особенности изучения математики в 5 классе в связи с введением ФГОС основного общего образования.
Особенности изучения математики в 5 классе в связи с введением ФГОС основного общего образования.
Курс математики 5-6 классов — важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается в основном обучение счёту на множестве рациональных чисел, продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений. Учащиеся постепенно осознают правила выполнения основных логических операций над высказываниями.
Стандарты второго поколения требуют формирования как предметных, так и метапредметных умений, что вполне реализуется через содержание учебного материала и практические задания в каждом разделе учебника «Математика. 5 класс» (авт. Н.Я.Виленкин и др.). Используемый учебник соответствует требованиям ФГОС. Он с одной стороны, сохранил подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в предшествующие годы, а с другой стороны, приведен в соответствие с требованиями сегодняшнего дня. Учебник заново художественно оформлен, многокрасочен, общая структура учебника позволяет обеспечить возможность уровневой дифференциации, организовать работу в группах и парах, предусматривает возможность компенсации типичных для начального обучения пробелов. При желании родители могут приобрести к этому учебнику интерактивное пособие на CD-диске, подготовленном информационно-методическим центром «Арсенал образования». Пособие составлено на базе программы Tutor, что позволяет использовать его как в домашних условиях, так и на уроках с применением интерактивной доски.
Учебные задания разработаны в соответствии с требованиями государственного стандарта основного общего образования и прививают ребенку навыки решения типовых задач и примеров по курсу математики для 5 класса. Тестовая система формирует готовность школьника к успешному выполнению заданий при прохождении Государственной итоговой аттестации и при сдаче Единого государственного экзамена.
Переход в 5 класс для любого ребенка – шаг в неизведанное, в новую жизнь. На этом рубеже вновь, как в раннем детстве, просыпается любопытство, стремление к исследованию незнакомой реальности. Известно, что даже самое маленькое, но самостоятельное исследование способствует заметному росту интеллекта детей. Поэтому исследовательская деятельность в математике представлена почти на каждом уроке при выполнении упражнений, которые в учебнике помечены соответствующим значком. А при составлении календарно-тематического планирования практически в каждой теме есть целый урок, отведенный на проектную либо исследовательскую деятельность учащихся. Например, в теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» был проведен урок «Проектная работа по составлению сборника задач, решаемых вычитанием». В результате этой работы были составлены сборники задач по классам.
На этапе освоение образовательных программ основного общего образования ФГОС предполагают формирование и развитие у школьников компетентности в области использования ИКТ. Как требуют стандарты, метапредметные результаты освоения программы по математике в 5-6 классах должны обеспечивать:
— овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных;
— формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
— умение выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы;
— формирование умения соблюдать нормы информационной этики и права.
На первом этапе знакомство школьников с компьютером осуществляется в процессе использования учебных игровых и обучающих программ. На следующем этапе предполагается создание одним учеником или группой мультимедийной презентации по изучаемой теме курса, либо по результатам выполнения исследования или проекта. Дети сами учатся находить информацию в доступном Интернете, творчески преобразовывать материал учебника.
Предлагаю ссылки на некоторые сайты, используемые мною в работе, а также возможность для учащихся и родителей найти дополнительную информацию по предмету:
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -http://fcior.edu.ru, .
4. Московский центр непрерывного математического образования
http://www.mccme.ru
5. Международный математический конкурс «Кенгуру» http://www.mathkang.ru
6. Олимпиада Сократ http://www.math-on-line.com
7. Математические олимпиады и олимпиадные задачи http://www.olimpiada.ru
8. Свободная математика http://free-math.ru
Деятельностный подход в обучении – необходимое условие овладениями знаниями. Современная школа требует, чтобы у ребенка была сформирована не система знаний, умений сама по себе, а ключевые компетенции в интеллектуальной, социальной, коммуникативной и информационной сферах.
Основная школа опирается на подготовку, полученную в начальной школе, и готовит к обучению в старшем звене. Поэтому важно всё, что будет заложено в 5-6 классах, что подготовит детей к дальнейшему освоению математики и смежных с ней наук.