Диктанты 5 класс 4 четверть по Русскому Языку
Контрольные и проверочные диктанты по русскому языку для 4 четверти 5 класса — разбиты по темам, с грамматическими заданиями для школ России / УМК Ладыженская Т.А. Объём диктанта ФГОС для 5 класса 4 четверть – 90 — 100 слов.
Павлик зашёл в комнату. В центре расположилась громадная ёлка. На ветках ели висели бумажные бусы, на большом шаре был нарисован чудесный домик. На его крыше лежит пушистый снег. Павлик обошёл густое бархатное дерево со всех сторон. Оно было прекрасным. При каждом шаге мальчика на ёлке вздрагивали лёгкие игрушки. В углу Павлик увидел стол с подарками. Он сразу забыл о ёлке. Подарки были великолепными. Это была роскошная книга, большая шоколадка. Шоколад был свеж, ароматен, пахуч. На нём чётко выделялись цифры. Ещё там лежали игрушки: забавный чёртик, красивая статная лошадка. Её круп был могуч и широк. Павлик рассмотрел подарки и опять вернулся к ёлке. Он увидел на ветке розовый пряник. Пряник висел на жёлтой ленте и качался. Павлик отцепил его от ветки и надкусил. В это время послышался шорох, и в комнату вошла тётя в красивом шёлковом платье. Так начался этот предновогодний день. Объём слов: 141
Какой замечательный праздник был устроен на даче! Петя не забудет этот праздник. Был накрыт громадный стол, на нём располагались полевые цветы. Середину стола занимал пшеничный калач величиной с велосипед. Потом был бал. Все надели маскарадные костюмы. Девочки стали похожи на русалок и цыганок, а мальчики на индейцев и рыцарей. Стол накрывала кухарка в новой ситцевой кофточке. Она расставляла на сосновом столе чашки, большие тарелки с закусками, принесла самовар и разливала чай. Он был свеж, пахуч и ароматен. Петя пристроился к большому пирогу. Гармонист в расстёгнутой тужурке играл на гармони. Всем было очень весело. Объём слов: 93
Это был бессовестный кот. Каждую ночь он таскал у нас еду. Кот воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Мы не могли его поймать. Однажды кот залез в узкий проём. Мы заложили проём рыболовной сетью и стали ждать. Но кот не выходил. Тогда за это дело решил взяться Лёнька. Он взял шёлковую леску и закинул в подполье. Мы услышали хищное щёлканье. Это кот вцепился в рыбу. Лёнька потянул леску, но кот упирался и не собирался выходить. Вскоре голова кота показалась в отверстии. Он жмурился и замирал от страха, а хвост подбирал под себя. Чего не сделаешь ради вкусной еды! Объём слов: 99
Кто из вас не бывал знойным летом в прохладном лесу? Умолкли голосистые птицы, не поют соловьи. Идёшь по лесной тропинке и собираешь грибы. Они растут здесь всюду. Вот под деревьями краснеет шляпка прелестного подосиновика. Нагнёшься, срежешь ножом толстую ножку гриба, аккуратно положишь находку в корзинку, закроешь листьями. В лесу больше сыроежек, но попадаются и крепкие боровички. Широким хороводом расселись на полянке мухоморы. В сосновом бору растут рыжики. В берёзовом лесу густо расположились подберёзовики. Их шляпки блестят от росы. А на лесных полянах зреет вкусная земляника. В середине лета поспевает малина. Берёшь её в рот, а она тает. «Ребята, приходите в лес!» — говорим мы. Объём слов: 103
В один прекрасный день идёшь по знакомой тропинке и вдруг остановишься. В лицо дохнул тёплым ароматом лес, слышится шелест и шорох. Хорошенько осмотришься. Возле тропинки растёт и ароматно пахнет мёдом высокая медуница, а дальше разрослись чудесные цветы. По листьям цветов ползают и пчёлы, и жучки, и божьи коровки. Вот переливаются толстые шмели, а на душистых соцветиях блистают и замирают золотые жуки. Порхают и садятся на лепесточки бабочки, блестят на солнце их крылышки. В траве поют цикады. В лесу хорошо пахнет ландыш, ночная фиалка. Пахнет листвою и смолою, грибами и земляникой. Нельзя не любить лес. Лес — любимое место отдыха! Не губите лесные насаждения! Объём слов: 102
Черемуха зацветает раньше других деревьев. На фоне еще темного леса особенно нарядны пышные белые кисти ее цветов. Под черной корой у черемухи красно-коричневая древесина, как у самых ценных тропических деревьев. На Дальнем Востоке растет черемуха, у которой листья разной формы. Снизу округлые, выше овальные, на самом верху остроконечные. И цветом своим листья этой черемухи удивляют. Весной бронзовые, летом зеленые, а осенью фиолетовые. Плоды дальневосточной черемухи крупные, сочные, но не съедобные. Только для медведей лакомство. Медведь залезает на дерево, усаживается поудобнее и объедает ветку за веткой. Съест ягоды, сломает ветку и засунет ее под себя. Таких веток набирается много. Дерево приобретает странный вид. Кажется, будто на нем свила гнездо диковинная птица. Объём слов: 110
Идешь по лесной тропинке, любуешься деревьями. Вдруг увидишь легкого и проворного зверька с пышным хвостом или услышишь резкий цокающий звук. Это резвые белки бесстрашно перепрыгивают с ветки на ветку. Зверьки эти живут в лесах. Здесь для них есть корм: шишки, орехи, желуди, ягоды. Зимой белки не спят, ведут подвижный образ жизни. Летом они запасают на зиму корм. В беличьем меню есть даже сушеные грибы. Сушат их белки сами. Шляпки нанизывают на острые сухие сучки или вешают на веточки. Выбирают спелые орехи. Все это белки прячут во мху или в дуплах, а зимой безошибочно находят. Беличий склад может содержать несколько килограммов вкусной еды. Если вы найдете его, то не спешите им воспользоваться. Ведь белки останутся в зимнюю стужу без корма. Объём слов: 120
Бывают в августе душные вечера. Ждешь восхода луны, но и луна не приносит прохлады. В такие вечера прилетает ко мне в избушку большой ночной павлиний глаз. Он мечется у свечки, задевает лицо сухими крыльями. Бабочка порхает по кабинету, садится на письменный стол. Пожалуй, он не видит меня и не понимает, откуда я взялся, зачем зажигаю свечу. Он летает над свечой, как хозяин, а я боюсь, что он опалит крылья. Но поймать его никак не могу. Я задуваю свечу, и уходит в окно большой ночной павлиний глаз искать другие окна и свечи. Объём слов: 91
Над шумящим морем поднимается скала. У нее нет обычной вершины. Соленая морось, хлесткие долгие дожди, тающие по весне тяжелые снега и ураганы с Тихого океана точили, размывали, выдували ее. Так вместо острой вершины образовалось каменистое плато. На плато множество черно-белых птиц. Это кайры. Яйцо кайры тяжелое. Скорлупа у него толстая, крепкая. Белок – голубой, словно сгусток морского воздуха. Кайры заботливы, хлопотливы. Они великолепные ныряльщики, и под водой крылья для них служат как широкие крепкие плавники. Птицы у самого дна гоняются за рыбешками, а яйца их остаются лежать на плоской вершине скалы. Они разные: голубые и голубовато – зеленые, белые и коричневые. И все в темных кляксах. Солнце лучами греет яйца сбоку, сверху. Дотронешься до скорлупы – теплая. Объём слов: 114
Берег быстро темнел, становился голубым, синим, лиловым. На суше уже наступил вечер. В море было еще светло. Глянцевая зыбь отражала чистое небо. Но все же вечер чувствовался и тут. Выпуклые стекла незаметно загоревшихся сигнальных фонарей на крыльях парохода были настолько темные и толстые, что днем невозможно было отгадать их цвет. Они теперь стали просвечивать зеленым и красным и ярко светились. Синий город с куполообразной крышей городского театра и колоннадой Воронцовского дворца возник как-то сразу и заслонил горизонт. Водянистые звезды портовых фонарей жидко отражались в светлом и неподвижном озере гавани. Объём слов: 89
Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки. Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей. Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму. Объём слов: 108
Весна пришла с мартовскими грозами. Но вдруг на четвёртой неделе марта начался могучий снегопад. Всё в природе изменилось. Снег глухим одеялом закрыл землю и пищу. Птицам стало голодно. Уже давно не прилетали птицы на зимнюю кормушку, и горсть разбухших от сырости семечек не привлекла даже воробьёв. Но в этот день вспомнили пернатые о зимней столовой. Даже скворцы присели на край и осторожно склевали старые крошки. Другие птицы ищут спасения в паническом бегстве. Полетели на юг зяблики, певчие дрозды, жаворонки. Обгоняют их, легко преодолевают встречный ветер над Доном бесчисленные чибисы. Даже в полдень, когда стало пригревать солнце, поток пернатых не прекратился. Объём слов: 100
Тихо и светло бывает в лесу осенним днём. Листья продолжают осыпаться и больше не затеняют землю. Ветер не шумит кроной., птицы не щебечут. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо, будто колонны. Между ними расстилается мягкий ковёр из сухих листьев. Изредка попадаются молоденькие дубки, на которых ещё не ополи листья. Они вспыхивают на солнце в просветах между стволами, будто факелы. И гулкое эхо раздаётся в лесу, как в большом пустом доме. В таком лесу далеко слышится каждый звук. Нет-нет да и хрустнет сухая ветка, зашуршат опавшие листья. Это или заяц проскочит, или осторожно лисица пробирается среди кустов. Объём слов: 99
Зимой зайцы кормятся корой деревьев. За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спасает косого. Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. Когда же приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-то и отбежит назад по своему следу. Услышит какой-нибудь шорох – со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукнет что-нибудь – косой опять повернется назад и направится в сторону. Когда светлеет, он ложится в снег. Утром охотники разбирают заячьи следы, путаются в них и удивляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боится*. Объём слов: 110
До революции 1917 года во время Великого поста театры закрывались. В этот период не разрешались представления для зрителей, запрещалось есть мясо. И вот в Московском художественном театре придумали такую вещь. Актеры собирались в здании театра и располагались за длинным столом. К ужину подавали пироги с капустой. И актеры без зрителей представляли разные сценки из своей жизни, которые они сочиняли сами. Шутки были для своих. Так появились капустники. Популярность их росла. Слухи об актерских ужинах быстро разлетаются по Москве, и многие люди стараются попасть на них. Капустники становятся особым театральным жанром. Сейчас театральные капустники можно увидеть по телевидению. Объём слов: 97
Контрольные диктанты 5 класс
Контрольные диктанты для 5 класса.
I. По повторению изученного в начальных классах.
№ 1.
(Озаглавить.)
Наступила осень. Светит грустное2 солнце. На стройных берёзках2 ещё дрожат жёлтые листочки. Лучи осеннего солнца освещают2 их. Далеко видны зелёные ели и высокие сосны. Земля покрыта разноцветным ковром.
Я иду по лесной тропинке. Тонкие паутинки блестят на солнце. В вышине звучат птичьи голоса. Вдруг на ветку дерева прыгнула рыжая пушистая белочка. Хорошо брести по лесным дорожкам, дышать свежим воздухом. Интересно узнавать мир вокруг себя.
Но вот подул холодный и резкий ветер. Понеслись по небу низкие облака. В воздухе закружились сухие листья. Вот и мелкий дождь пошёл.
Уже скоро земля покроется первым снежком. Наступит чудесная зима.
№ 2.
В лесу.
Мы идём по узкой дорожке2 берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. 4 Под его яркими лучами сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.
Мы входим2 в зелёную чащу.4 Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.
В этих окрестностях живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую2 шишку.
Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Тропинка стала круто подниматься в гору. Там конец нашего лесного путешествия.
№ 3.
(Озаглавить.)
На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далёкий путь. Наши поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.
Низкий берег покрыт зелёным ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов.
Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются.
№ 4.
Летняя гроза.
Темнеет, хмурится небо. Набежала мрачная туча.4 Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный2 порыв ветра закружил пыль по дороге и умчался.
Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.
Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная2 даль.4 Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь ещё не прошёл. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце.
II. По теме «Синтаксис и пунктуация».
№ 1.
(Озаглавить.)
Погода стала меняться. Из-за далекого2 горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.
Потемнело. Налетел резкий ветер. Он бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт»,- проговорила2 Нина.
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
Но вот ветер утих, снова показалось солнце. Редкие капли дождя падали на землю.4 Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (По В.П.Астафьеву)
_____________________________________________
Погода стала меня(т, ть)ся. Из (за) д…лекого2 г…ризонта н…слись и прибл…жались ни…кие обл…ка. Со…нце выгл…нуло из (за) туч м…лькнуло в голубом пр…свете2 и и…чезло.
Пот…мнело. Нал…тел ре…кий ветер. Он бросил в воду сухие лист…я и погнал их по р…ке. Дождь пойдёт прогов…рила2 Нина.
Ветер нал…тает с нов…й силой морщит гладь р…ки а потом ст…хает. Зашуршал к…мыш и на воде по…вились кру….ки от первых капель. Валерка громко закр…чал Бежим ребята
Но вот ветер утих снова пок…залось со…нце. Ре…кие капли д…ждя падали на землю.4 Они пов…сали в траве и в кажд…й капле отр…жалось со…нце.
(По В.П.Астафьеву)
Задания.
1. Озаглавь текст.
2. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания.
3. Сделай морфемный разбор слов под цифрой 2.
4. Сделай синтаксический разбор предложения под цифрой 4 .
5. Найди в тексте 1 предложение с однородными членами, подчеркни их и вычерти схему.
6. Найди в тексте 1 сложное предложение, подчеркни грамматические основы и вычерти схему.
7. Найди в тексте 1 предложение с прямой речью и нарисуй его схему.
№ 2.
В ожидании зимы.
Наступила дождливая осень. Дни становятся короче, и солнце редко показывается из-за туч. Но и оно уже не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на мокрой земле.4
Деревья в лесу потемнели2 от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются орехами, грибами и съедобными семенами. Медведи отъелись за лето, набрали толстый слой подкожного2 жира. Скоро они ударятся в зимнюю спячку. Зайцы ждут первого снега. С его появлением они поменяют серые шубки2 на белые. Зайца в лесу подстерегает много опасностей, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши.
Вот стройные косяки журавлей потянулись над полями, лесами, горами. «Возвращайтесь к нам весной, журавли!» — кричат им вслед ребята.
Скоро поля и леса побелеют, и зима вытеснит осень.
III. По теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».
(Озаглавить.)
Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило2 дальний лес и речку с низкими берегами. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчёл. Они спешили собрать1 медовый2 урожай.
На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова2. К обеду в моём ведерке уже плескалась живая рыба.
Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников.4 Слегка повеяло сыростью. Становилось всё темнее. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь. Мы побежали домой, но вымокли до нитки.
IV. По теме «Морфемика».
№1.
(Озаглавить.)
Всё лето лист..я (под)ст..вляли со..нцу свои ладошки щёчки спинки и ж..вотики. И до того нал..лись и (про)питались со..нцем что (к) ос..ни стали з..л..тыми.
(За)шумел (в) л..су з..л..той дождь.Капля (по) листику щёлкн..т и сорвёт(?)ся лист. Синицы (на) ветк.. завозят(?)ся и брызнут лист..я (по) стор..нам. Ветерок вдруг нал..тит и (за)кружит(?)ся пестрый смерч. Лист..я шуршат лопочут скачут качают(?)ся (на) п..утинках.
Шумит з..л..той дождь.
Грамматическое задание.
1.Озаглавьте текст.
2.Сделайте морфемный разбор слов: зашумел, листику, завозятся, налетит, пёстрый.
3.Найдите и выпишите из текста 2-3 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выделите их.
4.Найдите и выпишите 2-3 слова с чередованием в корне или беглыми гласными, подберите к ним слова с вариантами морфем.
№2.
(Озаглавить.)
Утренний вет..рок бе..шумно пр..бежал (по) лесу. Туман приш..л в дв..жение и пок..зался
противоположный бер..г реки с зар..слями густых акац..й. Верениц.. обл..ков пот..нулись
(к) г..ризонту.
(В)друг п..слышался ш..рох гальки. Я огл..нулся и ра..смотрел две ч..рные тени. Я пр..дпол..гал увидеть людей но это ок..зались лоси. Они прибл..жались (к) реке. Я з..любовался ч..десн..ми ж..вотными. Лоси жадно пили воду. (В)друг самка п..чуяла опас(?)ность и стала см..треть (в) мою стор..ну. Вода (з,с)бегала у неё (с) губ и от этого ра..ходились круги по сп..койной п..верхности реки. Лосиха в..треп..нулась и..дала хриплый крик и бросилась (к) лесу.
В это мгн..вение вз..шло со..нце. (С)квозь клубы тумана стали пр..являт(?)ся оч..ртания гор и
р..стущих на том б..регу дерев(?)ев.
№ 3.
В горах Памира.
Мы на Памире. Над розоватыми2 облаками возвышаются скалистые хребты. В долинах расположились сёла, где растут сады, люди сеют ячмень, пшеницу.
По берегам рек встречаются развалины старинных крепостей. Сейчас их стены и бойницы заросли2 густой растительностью. В глубоких трещинах вьют гнёзда чёрные галки, в щёлках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней.
Приближаемся к подножию и располагаемся здесь1 на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная2 живопись рассказывает о древнем Памире.4 Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки.
Словарный диктант для подготовки.
Возвышаются над облаками, скалистые хребты, расположились в долинах, вьют гнёзда, сверкнула на солнце, исчезла среди камней, с наслаждением вдыхаем аромат, вдруг замечаем, удивительные рисунки, рассказывать и рассматривать.
В горах Памира.
Мы на Памире. Над роз..ватыми2 обл..ками в..звышают(?)ся ск..листые хре..ты. В д..линах ра..пол..жились сёла где р..стут сады люди сеют яч(?)мень пшеницу.
По б..регам рек встр..чают(?)ся ра..валины ст..ринных крепостей. Сейчас их стены и бойниц(ы,и) зар..сли2 густой р..стительност..ю. В глубок..х трещинах в..ют гнёзда ч..рные галки в щ..лках к..мней ютят(?)ся змеи. Вот одна из них св..ркнула на со..нце и и..чезла среди к..мней.
Прибл..жаемся к п..днож..ю и ра..пол..гаемся (з,с)десь на о..дых. С насл..ждением вдыхаем ар..мат цв..тущих р..стений. (В)друг зам..чаем на скалах р..сунки. Это художник много в..ков н..зад нар..совал ж..вотных людей нап..сал ц..фры. Н..скальная2 ж..вопись ра..сказывает о древн..м Памире.4 Мы долго ра..сматривали эти уд..вительные р..сунки.
V. По теме «Имя существительное».
№ 1.
Глухарята.
Август – самое лучшее время на Урале. В это время природа отдыхает от жаркого лета. Сочные травы уже отцвели, на берёзах и липах начинают желтеть листочки. Это первые вестники2 близкой осени. Воздух пропитан душистыми травами.
В такой день идёшь по узкой лесной тропинке среди великанов соснового2 бора. Рядом торопится собака Азор. Он выслеживает дичь, старательно шарит по кустам. От куста бежит глухарка и беспомощно размахивает крыльями. Маленькие глухарята ещё не умеют летать, но они уже понимают опасность. Цыплята подбегают к кочке и прячут головки в мох. Стоишь и любуешься маленькими хитростями глухарей.
№ 2.
В самолете во время грозы.
Самолёт набирает высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра, он часто проваливается в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх, чтобы подняться над тучей и там переждать грозу.
Все пассажиры молчат, многие задергивают шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, эта страшная чернота, над которой они летят.
Вдруг самолет клюнул носом и стремительно несётся к земле. Лётчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу.
Это продолжается минут пять, рядом появляется земля, и самолёт катится по твердой бетонной дорожке.
Словарный диктант для подготовки.
Набирать высоту, моторы натужно гудят, обшивка трещит, проваливаться в воздушные ямы, упрямо лезет наверх, подняться над тучей, переждать грозу, все пассажиры, задёргивать шторы, чёрная туча, волшебная красота, стремительно несётся, на предельной скорости, проскочить через грозу, появляется земля, самолёт катится, по бетонной дорожке.
№ 3.
(Озаглавить.)
После путешествия по Карелии мы с мамой отправились отдыхать до осени к дедушке в среднюю полосу России.
Мой дедушка — известный 2 лесник. С карандашом и записной 2 книжкой 2 побывал он на Урале 3 и в Сибири. Он открыл в природе много тайн.
От станции мы шли по просеке 2, потом свернули 2 по тропинке к речке, перешли мостик и направились к лесу. На опушке нам попались заросли малины 4. В её густой зелени легко поцарапаться, но через минуту в ладони лежит кучка вкусных ягод. Какой от них запах!
С ветки на ветку перепархивают птицы. Такая тишь ! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. Из -под куста вылез ёж 1. Пошуршал 2 в траве и исчез.
Доходим до рощи, а за ней на полянке 3 стоит избушка дедушки. Нас радостно встречают дедушка и пёс 1 Дружок . 4
(Озаглавить.)
После путешествия по (К, к)арели… мы с мамой отправились о…дыхать до осен… к дедушк… в средн… полосу (Р, р)осси… .
Мой дедушка извес…ный2 лесник. С карандаш…м и зап…сной кни…кой п…бывал он на (У, у)рал… и в (С, с)ибир… . Он …ткрыл в природ… много тайн.
От станци… мы шли по просек… потом свернули по тропинк… к речк… перешли мостик и направились к лесу. На опушк… нам попались зар…сли малины 4. В её густой зелен… ле…ко поцарапат…ся но через м…нуту в ладон… л…жит куч(?)ка красных ягод. Какой от них зап…х!
С ветк… на ветку перепархивают птиц… . Такая тиш(?) ! За сто шагов слышно, как уб…гает мыш(?) по сухим лист…ям. Из (под) куста вылез ёж(?). Пошуршал2 в траве и и…чез.
Доходим до рощ… а за ней на полянк… избушка дедушк… . Нас радос…но встр…чают дедушка2 и пёс (Д, д)ружок 3.
VI. По теме «Имя прилагательное».
(Озаглавить.)
Жарким летним утром мы собрались на сенокос. Чувство радости жизни, яркого летнего2 утра полно охватывает меня. Бурыми от загара ногами выбегаю на улицу.
Дорога вьётся мимо берёзовой2 рощи, вдоль лесного озера. Под зелёной развесистой2 берёзой лежит седая роса.4 Ветер по-утреннему свеж. С лугов пахнет сладкой3 земляникой и ароматным настоем разнотравья.
Нам предстояло косить целебную луговую траву. Полянка ожила, наполнилась звонким смехом, радостными возгласами. К обеду солнце подсушило траву, и мы принялись за укладку большого стога. Холодной зимой эта трава обернётся сладким молоком, сохранившим чудесную силу солнца.
Приятно работать на свежем воздухе и видеть вокруг добрые родные лица.
VII. По теме «Глагол».
Дуб.
Дуб – удивительное растение. Он растёт сотни лет. Молния опалит его огнём, но весной распустятся на чёрных ветках зелёные листочки.
Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зелёный, а дуб чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.
В дубовой роще кормятся кабаны желудями, а в дупле живёт сыч и летучая мышь.
Иногда смотришь: за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжёлые жёлуди. Это сойка осенью спрятала жёлуди и забыла о них, а они проросли.
(По Г.Снегирёву)
Словарный диктант для подготовки.
Удивительное растение, опалит огнём, распустятся на чёрных ветках, зелёные листочки, начинает распускаться, позже всех деревьев, чернеет в чистом поле, зато дольше всех, свернутся в трубочки, в дубовой роще, не опадают всю зиму, кормятся желудями, летучая мышь, молодые дубки, очень удивляешься, тяжёлые жёлуди, проросли весной.
VIII. Итоговые контрольные диктанты.
№ 1.
Оленёнок.
Среди гор в лесной глуши жил старый охотник Емеля с внуком Гришуткой. Отец Гришутки умер три года назад. Мать заели волки, когда она зимой возвращалась поздно вечером с Гришуткой из соседней деревни. Мать закрыла своим телом Гришутку и спасла ему жизнь.4 Мальчик лежал больной, простудился.
Однажды дед собрался на охоту3. Гришутка попросил его принести жёлтенького оленёнка. День был жаркий. Но вот знакомый треск. На опушке стоял олень. Емеля стал целиться, но олениха металась2 из стороны в сторону.
Вдруг Емеля увидел в кустах жёлтенького оленёнка на тонких ножках. Охотник снова прицелился. Но тут вспомнил Гришуткину мать, опустил ружьё и свистнул.4 Оленёнок скрылся в кустах3.
Весело смеялся Гришутка, когда дед рассказывал2 о том, как убежал оленёнок.
№ 2.
О Михаиле Пришвине.
Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля, огороды и сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой. Такая тишь! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. Изредка появится из-за туч и сразу пропадёт луч солнца.
Ещё мальчиком научился Пришвин всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.
С карандашом и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям. А вы, ребята, читали его книги?
О (М, м)ихаиле (П, п)ришвине.
Детство и юность (П, п)ришвина пр..шли (в) средн..й полосе (Р, р)осси… Его сем..я ж..ла (в) усадьб.. около деревн… (З, с)десь (от) деревн.. (к) деревн.. тянут(?)ся леса поля огороды и сады с ч..дес(?)ными р..стениями. Бер..га рек зар..сли плакуч..й ивой. Такая тиш(?) За сто шагов слышно как уб..гает мыш(?) (по) сухим лист..ям. Изре..ка появит(?)ся из (за) туч(?) и сразу проп..дёт луч(?) со..нца.
Ещё мальчиком н..учился (П, п)ришвин всматриват(?)ся и вслушиват(?)ся (в) природу. Его ч..ткое ухо слышало ш..рох лист..ев и ш..пот ветра а зоркий гла(з, с) видел каждый р..сточек и тр..винку.
(С) карандаш..м и зап..сной кни..кой побывал (П, п)ришвин на (У, у)рал..
в (С, с)ибир.. в (К, к)арели… Он открыл (в) природ.. много тайн и под..рил их св..им читателям. А вы ребята читали его книги
№ 3.
Кто сеет в лесу.
Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Человеку стало трудно передвигаться по этой пашне. Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело её. Когда же начнется сев?
Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Поднялся ветер, и полетели бесшумно вниз на жёлтых парашютиках2 лёгкие семена. Одни ветер с поляны унес, другие в траве запутались. Но многие попали на рыхлую пашню, и выросли здесь ёлочки. Они торчат зелёными свечками.4 Теперь войдёшь в лес и не увидишь на бороздках свободного2 места.
Так кроты весною пашут, ёлки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают2 деревьями.
№ 4.
Зоркий взгляд Пришвина.
Все мы знаем деревья в наших лесах и цветы на лугах4. Знаем птиц и разных зверушек. Но Пришвин взглянул3 на них своим особым зорким взглядом4.
Вот он нашёл3 в лесу удивительную трубочку, в которой оказалась кладовая трудолюбивого зверька. Вот он побывал на именинах осинки, и мы подышали2 вместе с ним радостью весеннего расцвета. Вот он подслушал2 песню совсем незаметной маленькой птички на самом верхнем пальчике ёлки.
Мы идём вместе с ним по земле и узнаём бесчисленных маленьких родственников в нашем общем Доме природы, учимся любить свою родную землю и понимать её красоту.
Входные диктанты по русскому языку для 5 класса с грамматическим заданием
Входные диктанты для 5 класса.
Текст 1
Осенью
Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.
В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.
Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.
Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.
«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я.
(90 слов)
(По И.Соколову-Микитову.)
Задания.
1) Выполните синтаксический разбор предложений:
1 вариант – На голых листьях …;
2 вариант — Вдруг среди листвы…
2) Выпишите три слова с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.
3) Выполните разбор любых двух словосочетаний.
Текст 2
Еще вчера февраль пургой занавешивал дали, кидал в дрожь деревья, заковывал в лед дороги. Но пришел март, и все переменилось. Не спится теперь вешнему солнышку. Город еще дремлет, а оно уже спешить заняться своими делами. Вот оно осторожно дотронется лучами до легких облаков и окрасит их в розовый цвет. Потом поднимется повыше и заставит алеть окна домов. Солнце покроет золотой краской улицы, бульвары, проспекты и площади, раскрасит деревья и травы, сады и парки в яркие цвета. Нравится солнцу его работа, и от радости оно улыбается.
Творческое задание.
Расскажи о солнце (ветре, дожде, облаках, тумане) так, чтобы они ожили в твоем описании.
Текст 3
С каждым днём весна наступает. Оживает, голубеет небо. Тёплый ветер гонит по нему воздушные корабли. Высоко над землей купаются в лучах солнца жаворонки. Радостной трелью льются их песни высоты.
Приятно прогуляться в весенний лес погожим деньком. Извилистая тропка петляет между деревьев. Пахнет весенними почками. Как хорошо и легко дышится! Вот вертится на кленовой веточке маленькая птичка. Спешит по своим делам колючий ёж. Быстро спускается по стволу ели шустрая белочка. Звонкой дробью отмечает приход весны дятел. Далеко разносится чудесная песня голосистого дрозда.
Щебету птиц вторит говорливый ручей. Лесная тропка выводит нас к нему. Ветви ивы склоняются к воде и смотрятся в прозрачную гладь.
Грамматические задания
1.Озаглавьте текст.
2.Выпишите из текста три слова с безударной гласной в корне, графически объясните их написание.
3.Выпишите из текста три глагола І спряжения и три глагола ІІ спряжения, графически объясните их правописание.
4.Разберите по членам предложения
1вариант: Теплый ветер гонит по нему воздушные корабли.
2вариант: Высоко над землей купаются в лучах солнца жаворонки.
5. Составьте небольшой текст (пять-семь предложений) на тему: «Природа в городе». Расскажите в нём, например, как «живётся» деревья на городских улицах, травам и цветам на газонах, белкам в парках, птицам под крышами наших домов.
Текст 4
Стайки перелетных птиц носятся от деревни к деревне. Пернатые готовятся к зиме.
Из низкого облачка сыплется дождь. От луж раскисают лесные дорожки. Не встретишь на знакомой тропке колючего ежа.
По утрам в низинах стелется холодный туман. Вся местность вокруг кажется огромным молочным морем.
Из-за туч выглянет солнце и заглянет в лесную глушь. Солнечный луч пробьется сквозь густые кроны деревьев. Праздничным огоньком вспыхнет на веточках ели. Здесь под лапами пушистой хвои зеленеет мох.
Резвый ветер зашуршит пожухлой травой. Заяц боится осенних звуков, таится у соснового пенька. Трудно усидеть зверьку среди шумного леса!
Встретится на грибной тропе человек с лукошком. Счастливому путнику удалось найти поздние грибы. Это удивительная находка! Память о ней сохранится на долгие зимние месяцы.
Творческое задание.
Расскажите о том, что вы видели в осеннем лесу (5-7 предложений).
Диктанты по русскому языку, 5 класс
КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5 класс
Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение. Звуки и буквы. Произношение и правописание»
Контрольный диктант №2 по теме «Части речи»
Контрольный диктант № 3по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»
Контрольный диктант № 4 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография»
Контрольный диктант № 5 по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»
Контрольный диктант № 6 по теме «Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное»
Контрольный диктант № 7 по теме «Морфология. Орфография. Культура речи. Имя прилагательное»
Контрольный диктант № 8 по теме «Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол»
Контрольный диктант № 9 по теме «Изученное за год»
Тест по русскому языку (5 класс) на тему: 5 класс Контрольные диктанты по теме «Имя существительное»
Контрольный диктант (№5)
по теме: «Имя существительное.».
Вариант 1
Переполох в лесу
На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисёнка упала шишка.
Малыш испугался и кинулся с поляны. От страха он не заметил откоса и кубарем покатился к реке.
По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисёнок свалился прямо на поросят. Завизжали, захрюкали поросята и разбежались. Один бросился в кусты малины, а там медведь лакомится ягодами.
Он заревел и ринулся через лес к реке. Мчится медведь, только подошвы сверкают. Остановился на поляне, где раньше лисята играли. Поднял голову, замер.
На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.
Не знал медведь, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила.
Грамматическое задание:
- Выпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает.
Синтаксический разбор предложения «На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.» — 1в , «На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве.» — 2в .
- Морфологический разбор слова «в траве» — 1 в , «на полянке»- 2 в.
Разобрать слова по составу «лисёнок », «сосновой», «бросился» — 1 в. «полянке», «колючий», «поднял» – 2 в
http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/kontrolnye-diktanty-v-5-klasse
Контрольный диктант (№5)
по теме: «Имя существительное».
В-2
Фомка и Барин.
По дороге топал еж. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я колючего зверька в кепку. Принес домой и назвал Фомкой.
В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил по полу. Вскоре гость нашел за печкой старый валенок и забрался в него. А на том валенки любил дремать рыжий кот Барин. Всю ночь до рассвета кот гулял, а утром прыгнул за печь. Вдруг Барин выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты. А из валенка выкатился колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф, и я подумал: «Теперь тебе, Барин, спокойной жизни не будет». Но через неделю еж и кот уже частенько ужинали вместе. (103 слова)
Грамматическое задание:
- Выпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает.
- Синтаксический разбор предложения «Закатил я колючего зверька в кепку» — 1в , «По дороге топал еж» .
- Морфологический разбор слова «Фомкой» — 1 в , «Барин»- 2 в.
- Разобрать слова по составу «рассвета», «колючего», «закатил» — 1 в. «Ножками», «колючий», «ужинал» – 2 в
http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/kontrolnye-diktanty-v-5-klasse
ШИПОВНИК
Колючие шипы дикой розы встретишь под Москвой и в Сибири, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Шиповник — лесное растение. Аромат цветков как у розочки. Плоды — красные ягоды с толстой кожицей.
Шиповник бывает разных видов. Самый красивый растет на острове Сахалине. Его листья кажутся бархатистыми, так как они все в мелких морщинках. Плоды такие крупные, что их зовут сахалинскими яблоками. Морщинистый шиповник селится у самой кромки морского берега. Плоды падают в воду, плывут мимо пляжей и скал. Прибой подхватывает их и разбивает о камни. Семена высыпаются. Волны перетирают их с песком. Кожура становится тоньше. Семена быстро прорастают. И на пляже прибавляются новые кусты шиповника.
В Средней Азии высоко в горах растут шиповники с белыми и золотистыми цветками. У всех шиповников мощные корневища, крепкие, как железные прутья. Они хорошо укрепляют почву. Даже сильные ливни не смывают почву с гор, где растет шиповник.
(А. Смирнов)
(142 слова)
Задания к тексту:
1. Выпишите сначала собственные существительные с безударными окончаниями, потом — нарицательные существительные. Определите склонение и падеж этих существительных.
2. В словах с чередованием гласных в корне подчеркните условие выбора написания.
http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115—5-/1069——5—q-q-.html
ЛЕБЕДЬ
Со времен глубокой древности лебедь служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. В одной легенде говорится о лебединой песне, которую эта птица поет якобы перед своей гибелью.
Однако лебедь не относится к певчим птицам. Гогот или гулкие трубные звуки можно услышать весной. В это время лебеди возвращаются с зимовки и пролетают парами в поднебесье.
Лебедь неповторимо изящен в каждом своем движении: при плавании, при купании, при подъеме на крылья.
Гнездятся лебеди по глухим озерам, в камышах. Это чуткие и осторожные птицы. Заботы о воспитании лебедят делят между собой мать и отец.
В неволе белый лебедь быстро становится ручным. Он мирно живет в зоосадах рядом с черным лебедем — гостем из Австралии.
(112 слов)
Задания к тексту (на выбор учащихся):
1. Выделите окончания существительных, определите их склонение и падеж.
2. Заполните таблицу примерами из текста.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | Существительные на -ия, — ие | |
Родительный падеж | ||||
Предложный падеж |
http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115—5-/1071——5—q-q-.html
Скворцы
Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят скворцы. Эти милые, веселые, общительные птицы — первые перелетные гости, радостные вестники весны. Много сотен верст нужно им лететь со своих зимних становищ: с юга Европы, из Малой Азии, из северных областей Африки. Иным придется сделать побольше трех тысяч верст. Многие пролетят над морями: Средиземным или Черным. Сколько приключений и опасностей в пути: дожди, бури, плотные туманы, градовые тучи, хищные птицы, выстрелы жадных охотников. Право, нет сердца у стрелков, которые уничтожают птицу во время трудного пути.
(По А. Куприну)
(87 слов)
Задания к тексту:
1) 1-й вариант: найдите в тексте собственные существительные.
2-й вариант: найдите одушевленные существительные.
2) Выделите безударные окончания существительных и объясните выбор написания.
3) 1-й вариант: найдите предложение с однородными членами и обобщающим словом, подчеркните их.
2-й вариант: найдите сложное предложение, подчеркните грамматические основы.
http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115—5-/1072——5—q-q-.html
НА КРАЮ ЛЕСА
Вышла на край леса старая лосиха с длинноногим лосенком и задремала на теплом весеннем солнышке. А маленький лосенок учится бегать. Спотыкаются о высокие кочки его длинные ноги.
Ласково пригревает в редком лесу весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки. Из березовой ветки прозрачными каплями сочится сладкий сок.
Весенние лужи отражают высокое небо и кажутся синими. Золотистыми пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки.
Хорош запах весеннего леса!
Задремала старая лосиха, но чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится маленький лосенок. Знает он, что не даст его в обиду чуткая и сильная мать.
(По И. Соколову-Микитову)
(103 слова)
Задания к тексту:
1. Выпишите словосочетания с прилагательными весенний, определите род, число и падеж этого прилагательного в каждом словосочетании.
2. Произведите синтаксический разбор восклицательного предложения.
http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115—5-/1074——5—q-q—.html
Борис Степанович Житков
Замечательный русский писатель Борис Степанович Житков с детства отличался необыкновенной жаждой знаний.
Он много времени отдавал музыке, литературе, математике, астрономии, ботанике, географии, химии и другим наукам. Студентом участвовал в экспедиции на Енисей, изучал кораблестроение на заводах России и Дании, умел обращаться со многими приборами.
Окончив два института, Б.Житков стал штурманом дальнего плавания. Ему посчастливилось побывать во многих странах мира: в Болгарии и Греции, в Японии и Турции, в Индии и Гвинее, в Китае и Корее.
Необыкновенно много знал, видел и умел Борис Степанович Житков.
Вот почему так увлекательны его рассказы о жизни народов разных стран, о помощи людям в минуту опасности, о достижениях науки и техники, о море, о животных.
Грамматические задания:
- Выполнить морфологический разбор существительных рассказы, (о) жизни (1 вар.), ( в) минуту, опасности (2 вар.).
- Объяснить правописание гласной в окончании существительных ( 2-ое предложение)
Текст из книги Е.И.Никитиной «Уроки русского языка в 5 классе»
Разговор деревьев.
Шоколадные почки распускаются, и на каждом зелёном хвостике висит большая прозрачная капля.
Если растереть между пальцами даже одну почку, потом долго всё будет пахнуть ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.
Понюхаешь черёмуховую почку и вспомнишь, что осенью забирался вверх по дереву за ягодами. Ел их горстями прямо с косточками.
Ветер тёплый. В тишине начинают шептаться между собой деревья. Осинка молодая вышла, стоит свечой на поляне, помахивает веточкой, приглашает рыжего бельчонка в гости. Прекрасная стройная ёлочка приветливо кивает вершиной. Хорошо в лесу!
Тест
1 вариант
1. Укажите имена существительные.
Они, всходы, теплота, яблочный, трусость, нянчит, вождение, обедают.
2. Указать словосочетания, в которых существительные оканчиваются на –И:
Гулять по улиц…, отдыхать в санатори…, заботиться о молодеж…, строить на побереж…,жить в селени…
3. Указать слово с суффиксом -ЩИК-
Подпис…ик, извоз…ик, чекан…ик, зруз…ик.
4. Какое из существительных имеет только форму единственного числа?
Студент, молодежь, юноша, девушка.
5. Какое существительное в родительном падеже множественного числа имеет окончание –ОВ:
Валенки, носки, макароны, дела.
6. Какое существительное в И.п. мн.ч., имеет окончание –А?
Инженер, офицер, профессор, тренер.
2 вариант
1. Указать имена существительные.
Он, доброта, хождение, свежесть, жадничает, рыбачий, завтракают.
2. Указать словосочетания, в которых существительные оканчиваются на –Е:
Собраться на площад…, писать о геро…, расположиться в рощ…, росли в тепл…, прогуляться по алле….
3. Указать слово с суффиксом –чик-
Перебеж…ик, камен…ик, бакен…ик, носиль…к.
4. Какое из существительных имеет только форму множественного числа?
Вьюги, метели, заморозки, оттепели.
5. Какое существительное в родительном падеже множественного числа имеет окончание –ОВ:
Помидоры, офицеры, чулки, макароны.
6. Какое существительное в И.п, мн.числа имеет окончание –Ы?
Директор, доктор, мастер, шофёр.
Е.А.Влодавская «Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс»
Диктанты 5 класс 1 четверть по Русскому Языку
Контрольные и проверочные диктанты по русскому языку для 1 четверти 5 класса — разбиты по темам, с грамматическими заданиями для школ России УМК Ладыженская Т.А. Объём диктанта ФГОС для 5 класса 1 четверть – 90 — 100 слов.
По опушкам лесов, на лесных полянах ранней весной расцветают цветы. Это подснежники. Подснежники — цветы ранние. Лес в эту пору наполнен птичьими голосами, и голоса эти слышатся везде: и на ели, и на берёзе, и в кустах. Набухли на деревьях пахучие смолистые почки. На макушках высоких берёз звонко свистят весенние гости. А вот сидит на дубе и громко воркует чудесный голубь. Ещё не растаял в оврагах снег. Около деревьев, под кустами, на проталинах — всюду цветут белым и голубым ковром прелестные подснежники. Приятно собрать и поставить на стол букет этих свежих цветов. И кажется, что слышишь голос леса: «Ребята, любите и оберегайте природу!» Объём слов: 101
Вчера целый день шёл проливной дождь. На другой день Витя сказал: «Ребята, пойдёмте в лес, там много грибов!» Мы согласились и пошли в лес. В лесу были разные грибы: и маслята, и подберёзовики, и сыроежки, и подосиновики. Мы складывали грибы в корзину, и вскоре под елями и соснами начались белые. Лес сверкал, переливался разноцветными звёздочками. Каждый листок, травинка блестели и улыбались глазками. Солнце поднималось над деревьями и успело высушить дождь. Все кусты и ёлочки были в паутинках, и на паутинках сверкали крошечные жемчужинки. Мы сразу промокли, но вставали на колени, копали мох и вытаскивали маленьких крепышей с толстой шапочкой на ножке. Потом мы спешили дальше. Объём слов: 106
Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», — проговорила Нина. Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!» Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. Объём слов: 99
Жаркий день. Лучи солнца пробиваются сквозь густую зелень листвы. В горле пересохло, хочется пить. Но воды поблизости нет. Путешественник прокладывает путь среди непроходимых лесных зарослей. Трудна дорога. Что там виднеется среди сучьев дерева? Изогнутая ветвь или огромный удав свесил своё гибкое тело? Впереди поляна. Можно передохнуть. Но и тут нужно быть начеку. В кустах мелькнул полосатый бок страшного зверя. Но не заметил он человека, прошел мимо. Усталый путник ложится на траву и внимательно наблюдает. Летают и кружатся разноцветные бабочки и жучки. В чашечки цветов заползают хлопотливые пчёлы. Муравьи волокут сухие травинки в свой муравейник. Всюду кипит жизнь, полная приключений. Кажется, так бы я и лежал весь день, вглядывался в густые сочные заросли. Объём слов: 116
Я никогда не был большим любителем содержания птиц в неволе, но иногда зимою у меня жили лесные певчие птицы. Больше всех полюбился мне щур – веселая птичка с брусничного цвета грудью. Клетка всегда была открыта, и щур мог летать по комнате свободно. Он сам прилетал в клетку, где лежал приготовленный для него корм. Каждый день я ставил на пол небольшую ванночку с чистой водой и любовался, как радостно купается щур. Он часто присаживался на мой стол, и каждый раз я угощал его сладким орешком. Когда лес готовился одеваться, я вынес Щурку на опушку и выпустил на волю. Он сел на сучок ближнего дерева и запел свою тихую песенку. На прощание я помахал ему рукою, и он скрылся в вершинах густого темного леса. Объём слов: 121
Поздно ночью рассказал мне дед Ларион историю о необыкновенном зайце. В августе ходил дед охотиться, попался ему заяц с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. Дед пошел дальше, но затревожился. Он понял, что начался лесной пожар. Ветер перешел в ураган. Огонь стремительно мчался по земле. Дед побежал по кочкам. И в это время выскочил заяц с рваным ухом. Он бежал медленно, волочил задние лапы, потому что они обгорели. Дед знал, что звери лучше чуют опасность и всегда спасаются. Он побежал за зайцем. Дед плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!» Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса, оба упали от усталости. Дед подобрал зайца, отнес домой и вылечил. Объём слов: 121
В темном еловом лесу с утра до позднего вечера хлопочут проворные белки. Поднимутся белки на вершину высокой ели, перемахнут с ветки на ветку, а потом спускаются на землю за орехами. В развилке елового сучка белочка развесила сушить подосиновик, маленькие опенки. В лесных кладовых спрятала отборные орехи. Поздней осенью переменит белка свое красное платье на серую зимнюю шубку. В вершине густой ели устроила белочка теплое гнездо. Там она воспитывает бельчат, зимой спасается от лютых морозов и холодных ветров. Самый веселый зверек в наших лесах – это шустрая белка. Объём слов: 86
Я подтащил своё судёнышко, сразу забрал снасти, часть рыбы и пошёл к дому. Но я не вошёл в дом, а остался в коридоре, заглянул в дверную щель. Вороны появились мгновенно. Метнулись серые крылья, птицы кружились над лодкой. Наконец весь разбойный отряд расселся вокруг моего судёнышка. Первой начала грабёж только одна ворона. Она прыгнула на борт, повертела головой направо, налево и быстро схватила со дна рыбу. Тут и другие вороны ухватили по большой плотве. Проходит минута, и птицы исчезают. Теперь можно появиться и мне… Такие набеги вороны совершали каждый день, когда я возвращался с рыбалки. Объём слов: 94
Олимпиадные задания по русскому языку (5 класс) по теме: Контрольные диктанты с грамматическим заданием для 5 класса
Контрольные диктанты с грамматическим заданием для 5 класса
1
На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.
Низкий берег покрыт кустарниками и зеленым ковром лугов. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов. Откос на набережной реки очень красив. Местные жители любят проводить тут выходные дни. Они любуются окрестностями, занимаются рыбной ловлей, купаются. (82 слова)
Грамматическое задание:
- Графически объяснить написание безударной гласной в корнях глаголов.
- Синтаксический разбор предложения « Отсюда она направляется в далекий путь»
- Разобрать слова по составу: молодого, цветочки, выходные, подземный.
- Подобрать однокоренные слова к слову «удивительных».
- Фонетический разбор слов: «мягком», «поэты».
Дуб.
Дуб — удивительное растение. Он растет сотни лет. Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые листочки.
Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.
В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь.
Иногда смотришь, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подобрала желуди, припрятала и забыла о них, а они проросли. (109 слов)
Грамматическое задание:
1. Синтаксический разбор предложения «Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле».
2. Морфологический разбор слова «кормятся»
3. Разобрать слова по составу: «удивляешься», «опадают», «дубовой», «листочки»
4. Фонетический разбор слова «осенью».
Фомка и Барин.
По дороге топал еж. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я колючего зверька в кепку. Принес домой и назвал Фомкой.
В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил ножками по полу. Вскоре гость нашел за печкой старый валенок и забрался в него. А на том валенки любил дремать рыжий кот Барин. Всю ночь до рассвета кот гулял, а утром прыгнул за печь. Вдруг Барин выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты. А из валенка выкатился колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф, и я подумал: «Теперь тебе, Барин, спокойной жизни не будет». Но через неделю еж и кот уже частенько ужинали вместе. (103 слова)
Грамматическое задание:
- Выпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает.
- Синтаксический разбор предложения «Закатил я колючего зверька в кепку».
- Морфологический разбор слова «Фомкой».
- Разобрать слова по составу «рассвета», «колючего», «закатил».
Начало пути в страну невыученных уроков.
За окном у подъезда кричали мальчишки. Светило солнце. Пахло сиренью. Меня тянуло выпрыгнуть в окно и побежать к друзьям. Но на столе лежали учебники. Книжки были грязные и скучные, но и очень сильные. Они держали меня в душной комнате, заставляли решать задачу про каменщиков, вставлять буквы и делать многое другое.
Я вдруг возненавидел свои учебники, схватил их со стола и швырнул на пол.
И вдруг раздался такой грохот, как будто с высокого дома на мостовую упали сорок тысяч железных бочек. Стало темно. Комната осветилась зеленоватым светом, и я заметил маленьких человечков. Они стояли вокруг стола и сердито на меня смотрели. (100 слов)
Грамматическое задание:
- Синтаксический разбор предложения «Они стояли вокруг стола и сердито на меня смотрели».
- Морфологический разбор слова «зеленоватым».
- Разобрать слова по составу «осветилась», «каменщиков», «маленьких».
- Фонетический разбор слов «подъезда», «вокруг».
- Найдите сложное предложение и докажите графически. Укажите вид сложного предложения.
Встреча в тайге.
Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники.
На краю поляны сохранились заросли малины.
Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях.
Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.
Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.
В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком? (99 слов)
Грамматическое задание:
- Выписать слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова».
- Выписать 2 слова с орфограммой «Буквы О — Ё после шипящих в корне слова».
- Найдите сложное предложение и докажите графически. Составьте схему предложения.
- Разобрать слова по составу «показались», «малинник», «поиграть».
- Морфологический разбор слова «срывал».
Ольха.
Первой из деревьев зацветает ольха. Длинные сережки ее покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.
Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах. Семена ольхи любят чечетки и чижи. Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся семенами.
Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают.
Однако опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной, который требуется садам и огородам. В народе говорят: «Где ольха, там и трава».
Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней. (99слов)
Грамматическое задание:
- Разобрать слова по составу «переносится», «длинные», «посещают».
- Морфологический разбор слова «(в) парках».
- Синтаксический разбор предложения «Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах».
- Фонетический разбор слова «сережки».
Весна.
Небо над головой весеннее, голубое. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.
Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» — журчат веселые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Проснись, поиграй с нами, река».
Идет весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, теплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лед. Солнце забирается в трещины, и них вспыхивают голубые, зеленые, желтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются.
Все живое, все растения приветствуют весну.
Грамматическое задание:
- Морфологический разбор слова «в полях» (из 2 предложения)
- Синтаксический разбор предложения «В полях бегут шумные и говорливые ручейки».
- Фонетический разбор слова «солнце»
- Разобрать слова по составу «забирается», «разбиваются», «весеннее».