Русский язык 5 класс: учебники, решебники, диктанты, тесты

Русский язык 5 классЗанимательные задания по русскому языку для 5 класса

0

Разбудить в учащихся 5 классов увлеченность изучением русского языка довольно непростое дело. Интерес появляется тогда, когда школьник вдохновлен тем

Русский язык 5 классОбобщающие таблицы по русскому языку за 5 класс

0

Даже для пятиклассников в наш век информационного прогресса понятно, для чего нужны таблицы. Они помогают систематизировать и обобщать информацию, приводить

Русский язык 5 классДидактические тексты по русскому языку для 5 класса

0

С таким понятием, как текст, учащиеся сталкиваются еще в начальной школе. Сначала это всего несколько простых и коротких предложений. Но с каждым классом

Русский язык 5 классРебусы по русскому языку для 5 класса

0

Многие считают, что использование ребусов может принести пользу только на уроках математики или в других точных науках. Разгадывание же ребусов на уроках

Русский язык 5 классСуффиксы в русском языке для 5 класса

0

Пятиклассники продолжают знакомиться с таким разделом русского языка, как морфология. Им приходится выучить большое количество значимых морфем, которые

Русский язык 5 классЗанимательная грамматика по русскому языку за 5 класс

0

Русский язык как школьный предмет ассоциируется — прежде всего — с грамматикой. Учителя с первого класса твердят о том, как важно знать грамматические

Русский язык 5 классТренажер по русскому языку для 5 класса

0

В настоящее время грамотность школьников является одним из приоритетных вопросов для учителей и методистов. Это касается и пятиклассников.

Русский язык 5 классКонтрольные работы по русскому языку для 5 класса

0

Контролировать знания и умения учащихся необходимо. Ведь если пустить эту ситуацию на самотек, дети могут расслабиться и перестать уделять достаточно времени

Русский язык 5 классОрфографический словарь русского языка для 5 класса

0

Для учащихся 5 классов учебной программой предусмотрены различные учебные материалы: учебники, рабочие тетради, пособия и сборники с упражнениями и заданиями.

Русский язык 5 классТематические упражнения по русскому языку для 5 класса

0

Во все времена учителя старались подобрать своим ученикам наиболее интересные, полезные, оригинальные упражнения по русскому языку. Это всегда считалось

Русский язык 5 классКроссворды по русскому языку для 5 класса

0

Чтобы помочь пятиклассникам более полно усвоить новый учебный материал, закрепить уже изученный, а также провести качественную проверку и оценку знаний

Русский язык 5 классОлимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

0

Олимпиадные задания служат для того, чтобы выявить одаренных детей, которые творчески мыслят и нестандартно подходят к выполнению заданий.

Русский язык 5 классИзложения по русскому языку для 5 класса

0

Изложения – это один из основных видов письменных работ по русскому языку в школе. Учащиеся продолжают знакомиться с ним в 5 классе. Основной целью изложения

Русский язык 5 классВсе основные правила по русскому языку за 5 класс

0

Учителя с самого первого дня изучения русского языка говорят школьникам о том, что без знания теории невозможно правильно выполнять практические задания.

Русский язык 5 классУчебник по русскому языку для 5 класса. Бунеев Р.Н.

0

Немаловажным фактором для учебника по русскому языку для учащихся 5 классов является то, чтобы он продолжал ход учебного процесса, начатый в начальной школе.

Русский язык 5 классЗадания по русскому языку на понимание текста для 5 класса

0

Обучение русскому языку в пятом классе не для всех школьников одинаково эффективно. Одним учащимся недостает усидчивости и внимательности, другие испытывают

Русский язык 5 классНовейшие сочинения по русскому языку для 5 класса. Все темы

0

Уже в начальных классах школы ученикам иногда дают письменные задания высказать свое мнение по тому или иному поводу, что-либо прокомментировать, составить

Русский язык 5 классТесты по русскому языку для 5 класса

0

Для пятиклассников тест представляет собой серьезное испытание. Учащиеся уже успели привыкнуть к традиционным видам проверки своих знаний, таким, как диктанты

Русский язык 5 классДиктанты по русскому языку за 5 класс

0

Диктант, как и другая проверочная работа, — это всегда определенный стресс для школьников, особенно для пятиклассников. С самого первого знакомства с данным

Русский язык 5 классУчебник по русскому языку для 5 класса. Львова С.И., Львов В.В.

0

В настоящее время в книжных магазинах можно найти огромное количество учебников, пособий, методических сборников для занятий русским языком в 5 классе.

Русский язык 5 классРешебник по русскому языку для 5 класса к учебнику Львовой С.И.

0

В русском языке понятие “решебник” имеет практически тоже значение, что и в точных науках. У пятиклассников перед глазами есть готовый шаблон для выполнения

Русский язык 5 классУчебник по русскому языку за 5 класс. Практика. Купалова А.Ю., Лидман-Орлова Г.К.

0

Раньше принято было считать, что скучнее литературы, чем учебники, просто не найти. Всем казалось, что их неинтересно читать, с ними неинтересно работать.

Русский язык 5 классРешебник по русскому языку для 5 класса к учебнику Купаловой А.Ю.

0

Хорошее практическое пособие по русскому языку для 5 класса должно иметь большое количество заданий и упражнений, чтобы не упустить ни одного важного аспекта в обучении.

Русский язык 5 классУчебник по русскому языку для 5 класса. Разумовская М.М.

0

Новые стандарты образования вносят свои коррективы в использование учебно-методической литературы. Те учебники, по которым пятиклассники занимались еще

Русский язык 5 классРешебник по русскому для 5 класса к учебнику Разумовской М.М.

0

В настоящее время в связи с огромной учебной нагрузкой и большим объемом учебной программы пятиклассникам необходима дополнительная помощь.

Русский язык 5 классТесты по русскому языку для 5 класса к учебнику Ладыженской Т.А.

0

Многообразие форм и методов контроля и оценки знаний учащихся в 5 классе дает учителю возможность отойти от традиционных диктантов и изложений и перейти

Русский язык 5 классЗадания по русскому языку за 5 класс к учебнику Ладыженской Т.А.

0

Контроль знаний и умений по русскому языку занимает важное место в системе обучения. Он необходим не только для учителя, но также и для самих школьников.

Русский язык 5 классРабочая тетрадь по русскому языку для 5 класса к учебнику Ладыженской Т.А.

0

Для учащихся 5 класса просто необходимо как можно больше практиковаться. Выучить правила – это одно, но уметь применять их на практике намного важнее.

Русский язык 5 классУчебник русского языка для 5 класса. Ладыженская Т.А.

0

В настоящее время все, без исключения — и учителя, и школьники, и их родители — знают, что одной из важных составляющих успешной деятельности ребенка в

Русский язык 5 классРешебник по русскому языку для 5 класса к учебнику Ладыженской Т.А.

0

Курс русского языка в 5 классе закладывает основы для дальнейшего изучения этого предмета в следующих классах. Поэтому, если учащиеся упускают какой-либо

Диктанты по русскому языку 5 класс 3 четверть ℹ️ диктанты на тему «Лексика», «Имя существительное», «Морфология» и тексты контрольных итоговых, четвертных диктантов

Диктанты на тему «Лексика»

грибы.jpg

Грибной снег

Начало мая было сухим и жарким. На буграх, на вырубках и опушках шуршала сухая трава, опавшие листья взлетали от ветра. Они были похожи на бабочек. На земле можно было не только сидеть и лежать, но даже стоять на коленях. Колени были сухими. И потому не попадались весенние грибы. Нужен был грибной дождь. А сыпал снег. Густые хлопья крыли всё: и кусты, и деревья, и землю. Кругом всё было бело.

Утром грело солнце, снег размок, пополз и потёк. Белые бугры и опушка вновь потемнели, а скоро нагрелись и запарили. На землю теперь не сядешь, не ляжешь и на колено не встанешь.

Жухлая трава не шуршит, листья намокли и не взлетают бабочками. И земля под ногами продавливается и пузырится. (117 слов)

Задание:

  1. Сделайте синтаксический разбор второго предложения из второго абзаца.

  2. Подберите синоним к слову «шуршала».

  3. Сделайте морфемный разбор слова «нагрелись».

По Л. Кудрявцевой

Павел Михайлович Третьяков был известным русским фабрикантом, богатым купцом, а также истинным другом художников. Он употреблял свое состояние на приобретение картин русских живописцев. Третьяков покупал их у знаменитых и молодых мастеров, если видел в них талант и преданность искусству. Тихо, без лишних слов делал Третьяков великое дело. А когда собрал большую коллекцию, создал галерею, то передал ее в дар Москве.

Когда П.М. Третьякова не стало, его дом превратился в музей, а фасад галереи потребовалось перестроить. Проект было предложено разработать Виктору Михайловичу Васнецову.

В.М. Васнецов создал чудесный терем. Красный, белый, с резными каменными украшениями, с золотым кружевом под крышей. Высоко над входом, в фигурном кокошнике, черный барельеф — древний герб Москвы: Георгий Победоносец, побеждающий змея. (113 слов)

Задание:

  1. Подберите синоним к слову «художник».

  2. Являются ли антонимами слова «молодой» и «знаменитый».

Гроза

Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. Вот задрожала осиновая роща. Листья становятся мутного цвета. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.

Но вот молния освещает местность шире и бледнее. Туча разделяется на волнистые облака, светлеет. Сквозь ее большие края виднеется ясная лазурь.

По Л.Н. Толстому

Задание:

  1. В первых трех предложениях первого абзаца найдите и выпишите слова в переносном значении.

  2. Объясните значение слова «многозначно».

  3. Найдите сложное предложение и выделите грамматическую основу.

Диктанты на тему «Имя существительное»

зима1.jpg

Русская зима

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (110 слов)

Задание:

  1. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения из первого абзаца.

  2. Сделайте морфемный разбор слов: набирает, речонки, припорошила.

  3. Найдите и выделите в тексте разносклоняемые существительные.

Много дел

Гаврик спал возле лодки. Он положил под голову камень и укрыл лицо дедушкиным плащом. Гаврика охватила дрожь. На ногах не было носков, и Гаврик поджал ноги.

К утру из-за туч выглянуло солнце. По поверхности моря пошла рябь. В направлении горизонта показалась светлая полоса.

А возле дач кричат первые петухи. В такую ночь нельзя спать под крышей. Гаврик встал, умылся в море, увидел в морской пучине рыбёшек. Он прошёл сквозь заросли бурьяна к своему сараю.

Сарай находился на бугорочке. В сарае спал дедушка. Дедушка уже был в огороде. Помидоров в огороде оставалось мало. Дедушке удалось собрать штук шесть. Цыплёнок бегал у ног дедушки, клевал землю. Дедушка вошёл в сарай, достал с полки кусок хлеба и положил его рядом с помидорами. Сегодня дедушке предстояло много дел. (124 слова)

Задание:

  1. Сделайте синтаксический разбор второго предложения из первого абзаца.

  2. Определите падеж имен существительных в первом абзаце.

  3. Сделайте морфологический разбор существительного «у ног».

Мать-медведица

Под толстым рыхлым снегом медведи спокойно спят всю зиму. В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются мохнатые медвежата. Мать осторожно держит бурых детёнышей около своей груди, кутает их в косматой шерсти. Она закрывает их от холода лапами и головой, согревает своим дыханием, вылизывает их шёрстку.

Но вот медведица с медвежатами выходит из берлоги. Теперь она учит малышей выкапывать вкусные корни, сладкие луковицы, клубни растений. Медвежата сгребают сухие ягоды, роются в гнилых пнях. Жирные жучки, мягкие червячки — всё идёт в пищу.

А медведица зорко смотрит по сторонам. Она готова оградить детёнышей от опасности. Если медвежатам грозит беда, медведица бросится на любого противника. (102 слова)

Задание:

  1. Выпишите из текста 2 имени существительных разного склонения, определите форму и падеж, в которых они употреблены.

  2. Сделайте морфемный разбор слов: шёрстку, выходит, жирные.

Диктанты на тему «Морфология»

рябина.jpg

Рябина

Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвойный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только маленькие рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли.

Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо темного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. Резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в почву. Из них вырастали молодые рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны. (114 слов)

Задание:

  1. Найдите слова с чередующейся гласной в корне.

  2. Сделайте разбор по составу самостоятельных частей речи из 4-го предложения.

Павлиний глаз

Бывают в августе душные вечера. Ждёшь восхода луны, но и луна не приносит прохлады. В такие вечера прилетает ко мне в избушку большой ночной павлиний глаз. Он мечется у свечки, задевает лицо сухими крыльями. Бабочка порхает по кабинету, садится на письменный стол.

Пожалуй, он не видит меня и не понимает, откуда я взялся, зачем зажигаю свечу.

Он летает над свечой, как хозяин, а я боюсь, что он опалит крылья. Но поймать его никак не могу. Я задуваю свечу, и уходит в окно большой ночной павлиний глаз искать другие окна и свечи. (115 слов)

Задание:

  1. Сделайте морфологический разбор слов: свечу, летает, большой.

Чебурашка

Почему писатель назвал своего героя Чебурашкой?* Не удивляйтесь, но предположительно первым Чебурашкой была маленькая девочка. Вот как это происходило. Морозной зимой писатель Эдуард Успенский шел по двору. Вдруг он видит малышку, которая гуляет с мамой. На девочке длинная мохнатая шуба. Эта шуба ей подойдет, когда девочка подрастет. А сейчас малышка с трудом пробирается по снегу, все время спотыкается и падает. А мама ее поднимает и говорит: «Вот какая чебурашка!» Писателю понравилось это словцо, и он назвал им своего сказочного героя. Так появился этот «неизвестный науке зверь», который приехал в нашу страну в ящике с апельсинами и поселился в столице нашей родины. (95 слов)

Задание:

  1. Сделайте фонетический разбор слов: зверь, ей.

  2. Подберите синоним к слову «понравилось».

  3. Подберите антоним к слову «маленькая».

Контрольные диктанты

белка.jpg

Белка

Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. Никто её не беспокоил. Спала на ветке большой ели. Не заботилась она ни о ком, только о себе. Прошло время, и у неё появились бельчата. Теперь белка от них не уходила.

Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжёлый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Она выскочила, а её беспомощные детки оказались в ловушке. К кому обратиться за помощью? А вдруг кто-нибудь спасёт бельчат.

Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое гнездо из мягкого мха осталось целым. Лесная жительница была счастлива. Ничто больше не огорчит её! (98 слов)

Признаки приближения весны

Все еще из распахнутой сини неба улыбалось солнце. Природа пробуждалась от зимнего сна. Снег в лесу присел и почернел. Сначала на снегу выступила облетевшая коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев, и зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины.

Грачи давно расхаживали по двору и начали вить гнезда в роще. Скворцы и жаворонки тоже располагались на новых квартирах. Отец с восхищением рассказывал, что видел прилетающих лебедей. Прекрасные белые птицы летели высоко, и отец едва мог рассмотреть их ранний прилет.

Река разлилась, а вода еще прибывала. Над озером беспрестанно проносились большие стаи перелетной птицы. Они тоже возвратились из мест зимнего пребывания. (102 слова)

Задание:

  1. Сделайте морфемный разбор слов: почернел, коричневая.

  2. Сделайте фонетический разбор слова «хвоя».

  3. Сделайте синтаксический разбор четвертого предложения из первого абзаца.

На охоте

Я пошёл на охоту. Попадалась разная дичь. Вечерняя заря погасла, и в воздухе начинали разливаться тени. Я решил вернуться домой, взобрался на холм и в отдалении увидел другие места. У моих ног тянулась узкая долина. Я остановился в недоумении. Высокая трава белела ровной скатертью, ходить по ней было жутко. Я вскарабкался на другую сторону и стал забирать вдоль осин. Летучая мышь носилась над верхушками деревьев, кружилась и дрожала. Резво пролетел в вышине ястреб. Он спешил в своё гнездо. Я добрался до края леса, но дороги не было. Низкие кусты расстилались передо мной, а за ними виднелось поле. Ночь приближалась и росла. Всё вокруг было чёрным. Ночные птицы мчались у меня над головой. «Заблудился!» — подумал я. (115 слов)

Задание:

  1. Сделайте синтаксический разбор девятого предложения.

  2. Сделайте морфологический разбор слов: в недоумении, низкие (кусты).

Материал (5 класс) по теме: Диктанты 5 класс 8 вид

Сборник диктантов и проверочных работ по русскому языку для 5 класса составлен в соответствии с программой коррекционной школы 8 вида.

Материал сгруппирован по темам и последовательно расположен согласно учебнику: Русский язык. 5класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская.- 6-е изд.

В сборнике представлены разнообразные  виды диктантов.

Цель представления

  1. Контроль за  качеством усвоения учебного материала;
  2. Формирование орфографических умений и навыков

В сборнике представлены следующие виды работ:

— Словарные диктанты —  способствуют отработке алгоритма действия по конкретному правилу и способствуют закреплению первичных знаний.

— Самодиктанты напоминают словарные диктанты, но учитель не диктует слова. Учащиеся сами, исходя из смысла или рифмы стихотворения, записывают слово, применив изученную орфограмму. Самодиктанты развивают творческие способности учащихся, вносят эмоциональную разрядку.

-Выборочные диктанты побуждают учащихся находить определенные орфограммы в словах и предложениях и способствуют формированию орфографической зоркости.

— Объяснительные диктанты способствуют закреплению изученного правила, учат учащихся обосновывать выбор орфографического действия.

-Творческие диктанты используются не только для формирования орфографических навыков, но и для развития речи учащихся. Материалами для творческих диктантов служат тексты с пропуском слов, деформированные тексты или можно предложить составить предложения по опорным словам на заданную тему.

— Контрольные диктанты служат для проверки знаний и умений учащихся. Для слабых учеников проверочной работой может быть списывание. Контрольный диктант для детей с интеллектуальной недостаточностью является самым сложным видом работы.

Сборник проверочных работ                 5 класс коррекционной школы VIII вида.

Предложение.

Диктант с грамматическим заданием.

Осень.

Как красива русская осень! Но почему называют осень печальной? Кругом яркие краски. Лес краше, чем летом. Вот красные клёны. Там пёстрые берёзы. А дуб остался зелёным. Ветер гонит сухие листья. Они тихо шуршат под ногами. Ярко блестит осеннее солнышко. Оно всё слабее греет землю. (45слов)

Задания:

Вариант №1

  1. Подчеркни в тексте вопросительное предложение.
  2. Разберите по членам предложение: Ветер гонит……

Вариант №2

1. Подчеркни в тексте восклицательное предложение.

2. Разбери по членам предложение: Ярко блестит…..

Звуки и буквы.

                         Разделительный мягкий знак.

Выборочный диктант.

  1. Записывай только те слова, в которых есть разделительный ь:

Листья, пальцы, муравьи, Варя, осенью, польза, маляр, деревья, пьёт, несёт, Коля, колья, ручьи.

Правописание проверяемых гласных в корне слова.

Словарные диктанты.

  1. Доска, звено, звезда, дождливый, гостиница, городок, зверинец, дорогой, украшение, ленивый.
  2. Коренной, зеленеть, кричать, удивление, лесник, волнистый, увядание, далёкий, утешение, ночной.

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Словарные диктанты.

  1. Ошибка, гриб, клубки, ловкий, бумажка, узкий, близкий, пуговка, огород, находка.
  2. Ходьба, ягодка, бедняжка, площадь, вырезка, незабудки, подсказка, ползти, исчез, объезд.
  3. Морковь, пробежка, берёзка, Серёжка, Волгоград, стружка, гадкий, пирожки, снежки.

Правописание словарных слов.

Словарные диктанты.

  1. Библиотека, верблюд, беседа, физкультура, север, железо, металл, инструмент, граница.
  2.  Охрана, пассажир, расстояние, болото, здравствуй, до свидания, благодарю, каникулы, область.

Сомнительные гласные и согласные в корне.

Выборочные диктанты.

Выписать слова в два столбика:

  1. С сомнительными согласными в корне слова;
  2.  С сомнительными гласными в корне слова.
  1. Резкий, гладкий, река, озёра, меткий, стена, родители, шкаф, блузка, залетел, радостный.
  2. Снега, берега, узкий, ночной, гроза, глазки, записка, спросить, соседка, берёзка.

Самодиктант.        

               Шел урок, а он молчал –

               Перемену, видно, ждал.

               Только кончился урок,

                Громко зазвенел …… (звонок)

                                              Зимой, в часы веселья,

                                              Вишу на яркой ели я.

                                              Стреляю, точно пушка

                                              Зовут меня …..  (хлопушка)

                 На жарком солнышке подсох

                 И рвется из стручков ….. (горох)

                                                  Я болею, дома я.

                                                  В школе все мои друзья.

                                                   Дома быть мне непривычно,

                                                  Но врач мне выдал лист ….  (больничный)

                                     

Контрольный диктант по теме « Правописание гласных и согласных в корне».

Утро в колхозе.

Пастух пасёт колхозных коров, коз и овец. Ранним утром он выгоняет стада на заливные луга к самой реке Быстрой. Ласково светит солнце. Жужжат в траве насекомые. Животные пасутся весь день. Вечером стадо возвращается в село. На краю села их радостно  встречают дети.( 45 слов)

Задания.

  1. Выпиши из текста однокоренные слова, выдели в них корень.
  2. Проверь безударную гласную в словах к реке, в село и запиши проверочные слова.
  3. Выполни фонетический разбор слова день.

Волга.

С чего начинается река? С маленького родничка. Вода быстрым ручейком бежит по земле. Так родилась русская река Волга. Через всю страну несёт она свои воды. Низкие берега покрыты большим цветочным ковром. Красота Волги близка и дорога русскому народу. Люди прославили её в своих картинах, рассказах и песнях. (48 слов)

Задания.

1.Проверь сомнительные согласные в словах низкие и близка, запиши проверочные слова.

2.Подчеркни слово, которое нужно писать с заглавной буквы.

3.Выполни фонетический разбор слова: родилась.

Состав слова.

Выборочные диктанты.

  1.  Из трёх слов выбери и запиши пары однокоренных слов:

Носик, носит, нос

Стол, столетний, настольный

Мёд, медовый, медный

Куст, кусок, кустарник

Сон, сосна, сосновый

Берег, берегли, бережок

  1. Записывай только слова с приставками:

       Поехал, зашёл, заря, убежать, утка, заколка, похвалить, сшить,    дорога, доплыл, написал.

  1. Выпиши в 2 столбика существительные с предлогами и существительные с приставками:

На берегу, в воде, подберёзовик, к деревне, походка, подснежник, на лодке, по тропинке, подруга, у лисы, заросли, рассвет.

  1. Словарный диктант:

— Из тьмы, над головой, написать, докатился, под столом, у дороги, укатился, до опушки, засмеялся, в глубине.

— Над землёй, по смыслу, понёсся, затаился, за рекой, при пожаре, придумает, с товарищем, подъёмник, в лесу.

Части речи.

Выборочные диктанты.

  1. Запиши только имена существительные:

Река, степной, волна, железо, белить, металл, красить, краска, ручной, белка, дождь, небесный, дорожная, зелень, болото.

  1. Запиши только имена прилагательные:

Красный, зеленеть, весёлый, еловый, белила, озорной, смех, смешной, светлый, желток, любопытный, вредный, дождливый.

  1. Запиши только глаголы:

Бежать, лететь, врун, писать, письменный, краснеть, дорожить, смешить, светлеть, зевака, вредить, желтеть, изморозь, морозить.

  1. Запиши в три столбика существительные, прилагательные, глаголы:

А) Кричать, крикун, крикливый, бегун, бежать, беглый, лгун, лживый, лгать, белый, белеть, белизна, письмо, писать, письменный, лететь, перелётные, перелёт, желток, жёлтый, желтеть.

Б) Снежки, бежать, зелёные, вековые, грызут, стоят, сугроб, сильный, мороз, глухарь, спать, крылья, лететь, редкие, умный.

Имя существительное.

Выборочные диктанты.

  1. Запиши в 2 столбика одушевленные и неодушевленные существительные:

Река, кошка, ученик, парта, дети, животное, трава, день, снег, глухарь, сугроб, зайцы.

  1. Выпиши только собственные имена существительные:

Дед Матвей живет в лесной сторожке. Он лесник. Дедушка охраняет природу. У него есть пес Полкан и кошка Муська. Летом из Москвы к дедушке приезжают сыновья и внучка Ксюша.

  1. Запиши в 3 столбика существительные по родам:

Окно, звезда, болото, металл, столица, забота, долото, инструмент, север, беседа, верблюд.

— допиши свое слово в столбик, где меньше слов.

 4. Распредели в 2 столбика: 1) с ь на конце; 2) без ь на конце слова. Камыш, тишь, рожь, пляж, ключ, вещь, меч, врач, молодежь, речь, этаж, луч, ночь, брошь, кирпич, мелочь, кулич, мышь.

 Творческие диктанты.

 1.Запиши существительные в единственном числе. Укажи род.

Стрижи, калачи, кирпичи, ужи, печи, ночи, малыши, ключи, плащи, врачи, вещи.

2.Работа с деформированным текстом.

Через шли мы рощу с отцом. Громкий раздался плач. Это песню сыч грустную затянул. Позади роща осталась. Перед хлебное нами раскинулось поле. Рожь золотая колосится. Среди пробежала колосков мышь полевая.

Диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

                                                           В лесу.

   От села Петушки я шёл на лыжах. Тихо стояли вековые деревья. Снежком покрыты зеленые сосны и ели. На снегу следы. Это зайцы бежали к реке. Там они грызли веточки ив. Быстро взлетает глухарь. Крыльями он поднял столб снега. В сильные морозы глухари спят в сугробах. Там им тепло. Хорошо и спокойно в лесу зимой. (56слов)

Задания:

  1. Подчеркни в тексте имя собственное.
  2. Грамматический разбор существительных: поляна, зайцы.
  3. Разобрать слова по составу, применив к ним данные схемы: вековые (                 ), поездка (                       ).

Три склонения имен существительных.

  1. Выборочный диктант

Запиши в 3 столбика существительные 1, 2 и 3 склонения.

Зверь, сторожка, опушка, лосёнок, заповедник, тишь, чаща, глушь, ночь, дорога, рельс, вещь.

Словарный диктант.

Победа, отряд, стамеска, компас, ракета, морковь, грамота, болото, защита, творог, область, кровать, завтрак.

— укажите склонение существительных.

Объяснительный диктант.

— Объясни выбор гласной в окончании существительных.

У лошади, к стенке, за речкой, у опушки, в поле, о погоде, от ветки, на парте, из сторожки, по тропинке, от бабушки, к матери, по почте, в кровати, из чащи.

Творческий диктант.

           Ночью был мороз. На снегу появилась ледяная корка. Ребята бегут на лыжах по лесной … . На каждом шагу в лесу людей поджидают загадки. Под  …  пустые шишки лежат. Тут завтракала белочка. А вот робкий зверек в белой … под кустом сидит. Кто это?

Слова для справок: сосна, шубка, дорожка

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»

                                          В заповеднике.

В нашей стране есть заповедные места. Здесь люди охраняют редких животных. У опушки сторожка. Из сторожки вышел человек. Лесную глушь разбудил удар по рельсу. Рельс висит на сучьях березы. Вышла лосиха. У дороги кормушка. Лосиха направилась к кормушке. Из чащи выбежал лосенок.  Хорошо зверям в заповедном лесу. (49слов)

Задания:

  1. Подчеркнуть 5 существительных в Р.падеже.
  2. Грамматический разбор существительных: к кормушке, в лесу.
  3. Указать части речи в предложении: Лесную глушь……..

Предложение.

Запятая при однородных членах предложения.

— Расставь запятые в предложениях, объясни свой выбор.

В большом лесу во время бури деревья стонут трещат ломаются. Ученые обогащают науку и технику новыми исследованиями открытиями изобретениями. Это была не гроза а стремительный ураган. Он очень долго говорил с ней и громко и тихо и печально и весело. Ягоды клюквы употребляют для приготовления всем известного клюквенного морса киселя и пастилы.

Диктант.

                             Поездка в Великий Новгород.

Папа разбудил нас рано утром. Мы позавтракали, взяли багаж и поехали на вокзал. Через час мы уже сидели в вагоне. Наш поезд был готов к отправлению.   Весело путешествовать! За окном мелькают деревни, сёла, реки и леса. Проводник принёс нам чай. Мы едем на экскурсию в Великий Новгород. Это древний русский город. Мы хотим осмотреть его улочки, площади, памятники и окрестности. (64слова)

Задания:

  1. Грамматический разбор предложения: Проводник принес нам чай.
  2. В последнем предложении подчеркните однородные члены и начертите схему однородных членов предложения.

Контрольный диктант с грамматическим заданием за 5 класс.

                                                Ласточки.

Ласточки – красивые и трудолюбивые птицы. Они быстрые и ловкие. Весь день ласточки летают в садах, огородах, над прудами и речками. Они ловят мух, комаров и мошек. За лето ласточка вылавливает больше миллиона насекомых. Известны народные приметы. Перед дождём ласточки летают низко. Почему? Насекомых прибивает к земле, и птицы подбирают лёгкую добычу. Эти птицы первыми возвращаются на родину после зимы. (60слов)

Задания:

  1. Выпиши из текса 2 слова с парными звонкими и глухими согласными в корне. Подбери проверочные слова. Добавь два своих примера.
  2. Выпиши из текста одно предложение с однородными членами и начерти схему однородных членов этого предложения.
  3. Сделать морфологический разбор слова к земле.

        

Материал по русскому языку (5 класс) по теме: Словарные контрольные диктанты. 5 класс.

5 класс.

Словарные контрольные диктанты.

Безударные проверяемые гласные в корне слова.

  1. Бегом, звезда, китовый, лосиный, насолить, переломить, раздевалка, увядание.
  2. Босой, завязь, клеенка, копна, корпусный, молить, носатый, опалить, перегреваться, спина.
  3. Выпечка, зарядить, княжна, локтевой, наградной, облениться, полосатый, раскрошить, сластена, тростинка.
  4. Грозить, жердинка, засиять, коренья, обновление, обронить, прописи,  сорить.

Непроверяемые безударные гласные в корне слова.

  1. Акварель, вестибюль, делегат, капитан, обаяние, регулировать, стадион, тренировать, фестиваль, центнер.
  2. Библиотека, героизм, каталог, матрос,  мечта, обоняние, санаторий, тренер, фантастика, шинель.
  3. Аромат, иней, карнавал, облако, планета, результат, считать, трибуна, фонтан, цемент.
  4. Ветеран, диалог, диспансер, документ, кабинет, костюм, магнитофон, орбита, партер, процент.

Проверяемые звонкие и глухие согласные.

  1. Вырубка, замазка, знобкий, зыбкий, каскад, косьба, пейзаж, посадка, снег, усадьба.
  2. Заморозки, зубчатый, издержки, лодка, молотьба, перевязка, помощник, резкий, сладкоежка, хлипкий.
  3. Ветхий, морж, нагрев, обтяжка, падеж, резьба, родство, смазка, тетрадка, хлопковый.

Непроизносимые согласные.

  1. Властный, гласность, гигантский, звездный, известный, корыстный, костный (мозг), ровесник, яство.
  2. Гнусный, горестный, местность, опасный, поверхностно, предшественник, согласный, спортсмен, челюстной.
  3. Бесчестный, наездник, ненастный, областной, постный, празднество, сердце, счастливый, ужасный, чувствовать.

Непроверяемые согласные, включая двойные.

  1. Аккорд, артиллерия, баррикада, дискуссия, жужжать, колонна, колоннада, телеграмма, трасса, экзамен.
  2. Аккуратный, бассейн, километр, колодец, комиссия, матч, одиннадцать, терраса, тоннель, футбол.
  3. Аппетит, галерея, иллюстрация, количество, одноклассник, программа, терроризм, характеристика.

Разделительные Ъ и Ь.

  1. Адъютант, вьюшка, дьяк, зверье, зимовье, интерьер, итальянец, лосьон, обезьяна, предъюбилейный.
  2. Батальон, въявь, карьер, надъязычный, объявление, предъявитель, разъяриться, съестной, устье, шестнадцатью.
  3. Бьют, восемью, дьякон, изголовье, ладьей, матерью, почтальон, ружье, серьезный, съехать,  съемочный.

Гласные и, у,а, ы после шипящих и ц.

  1. Брошюра, Камчатка, жировик, ожидание, циркуль, цыган, чудесный, сощуриться, шифровать, панцирь.
  2. Глициния, начальник, парашютный, чучело, площадь, дожидаться, шиповник,  щучий, цыпленок, цифровой.
  3. Пощадить, жемчужный, жюри, на цыпочках, цилиндр, чуть-чуть, чадолюбие, зажиточный, шимпанзе.

Гласные о-е после шипящих и ц в корне слова.

  1. Желтый, дешевый, жонглер, крыжовник, шепот, решетка, цоканье, четкость, шорты, щелкать.
  2. Подчеркнутый, пшенка, цокотуха, четко, шов, шофер, жердочка, капюшон, учеба, щеголь.
  3. Шоу, шоковый, черточка, цокотать, трещотка, трущоба, черствость, счел, печенка, шепотом.

Буквы о – е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях различных частей речи.

  1. Борщок,  верблюжонок, грушовка, девчонка, с плащом, зайчонок, зрачок, под крыльцом, за зеркальцем, камешек.
  2. Добрячок, дирижер, виражем, горшочек, женишок, с карандашом, под креслицем, над страницей, с товарищем.
  3. Камышевка (птица), крючочек, над лицом, с сестрицею, своим ключом, мешочек,  рыльце, режиссер, светлячок, собачонка.

 

 

Тест (русский язык, 5 класс) по теме: 5 класс. Контрольные диктанты по теме «Морфемика»

Контрольный диктант (№4)

по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи.».

Вариант 1

Летняя гроза

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперед.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь еще не прошел. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки. (85 слов.)          

(ПО Б. Т и м о ф е е в у.)

  1. По мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.
  2. Разобрать по составу слова:

1 вариант  Набегают, крупные, дождинки

2 вариант Затихает, туманная,  порыв

http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/kontrolnye-diktanty-v-5-klasse

Контрольный диктант (№4)

по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи.».

Охраняйте леса! 

      У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет. 
      За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы. Они прекрасные помощники лесоводов.
      Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (98 слов)

Г р а м м а т и ч е с к ое   з а д а н и е:

  1. По мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.
  2. Разобрать по составу слова:

1 вариант лесовод, бросают,  десятки

2 вариант лесорубы, отводит,  посадками

http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/kontrolnye-diktanty-v-5-klasse

Земли с травянистой растительностью называются лугом. Самые ценные луга располагаются в поймах рек. Ежегодно весной во время половодья поймы заливаются водой. Вода спадает, и луговые растения во влажной земле растут быстро. Под ярким солнцем луга зеленеют и покрываются густым ковром душистых трав.

  Много интересного можно увидеть на лугу! Вот сидит на травинке небольшой жук, прыгнул и скрылся в траве кузнечик. В танце пролетели бабочки. Гудит домовитый шмель. 

  В лугах расположились перепела, куропатки, гнездится редкая птица дрофа. В некоторых местах обитают журавли. Здесь можно встретить зайца, потому что он очень любит бобовые растения. В густой луговой траве живут кроты, мыши, лягушки. 

  Луга используют как сенокосы и пастбища. На них косят траву, заготавливают сено. Коровы, лошади, овцы с аппетитом поедают луговые растения.

(120 слов)

 

  Задания к тексту:

  1) 1-й вариант: выпишите слова с чередованием гласных в корне -раст-, — рос-. Графически объясните выбор гласной.

       2-й вариант: выпишите слова с чередованием гласных в корне -лаг-, -лож-. Графически объясните выбор гласной.

  2) 1-й вариант: выпишите однокоренные слова с корнем -вод-, разберите их по составу.

       2-й вариант: выпишите однокоренные слова с корнем -луг-, разберите их по составу.

http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115—5-/1059——5—q—q——.html

Случится в лесу страшный пожар. На большом участке выгорит вся растительность. Первым деревом, которое вырастет на пепелище, будет береза. Она любит свет и простор, не боится лютых морозов и весенних заморозков, встречается на вечной мерзлоте. 

  Растет береза быстро, недаром лесоводы называют ее гонким деревом. Уже через несколько лет после пожара поднимется на горелом месте молодая поросль. Пройдет еще несколько лет, и многие светолюбивые березки зачахнут в тени своих рослых собратьев. Тогда появятся под пологом березового леса молоденькие ели, пихты, лиственницы и сосны. А через 60 — 80 лет березу полностью вытеснят. Зашумит здесь хвойный бор.

  А на опушке или поляне береза проживет долго и станет настоящей великаншей. Возраст таких отдельных деревьев достигает 150 лет.

(113 слов)

 

  Задания к тексту:

  1) Найдите слова с корнем -раст-, -рос-. Графически объясните выбор гласной в корне.

  2) 1-й вариант: найдите сложное предложение и подчеркните его грамматические основы.

       2-й вариант: найдите предложение с однородными членами и подчеркните их.

http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115—5-/1060——5—q—q——.html

  Однажды я шел на лыжах по снежной целине. Торчащие из снега черные кусты да прошлогодние зонтики борщевика обозначали ручей, который теперь был занесен снегом. Вокруг стояла такая тишина, какая бывает только в зимний день.

  Вдруг легкий шорох привлек мое внимание. Я повернулся и увидел, как из снега вынырнул белый зверек с округлыми ушами. Горностай! Минуты две мы с интересом рассматривали друг друга, потом горностай юркнул в снег. 

  Зимой горностай очень красив. Он весь белый, черные только нос, глаза и кончик хвоста. На Руси царскую мантию шили из горностая. Хвостики оставляли, чтобы на ней получился пунктир от черных кончиков.

  Горностай — ловкий и быстрый хищник. Летом он живет в густой траве вдоль ручьев. Нет от него спасенья полевкам, землеройкам, мышам и злобным крысам. Стремительный, как молния, горностай догонит каждого.

(По А. Тамбиеву)

(127 слов)

 

  Задания к тексту:

  1. Выпишите слова с орфограммой «Буквы о,е после шипящих в корне». Объясните выбор написания.

  2. Подчеркните грамматические основы предложений 2-го абзаца. Определите вид предложений по количеству грамматических основ.

  3. Произведите синтаксический разбор 1-го предложения последнего абзаца.

 

http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115—5-/1061——5—q—q———.html

РЯБИНА

  Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвойный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только маленькие рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли.

  Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо темного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. Резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в почву. Из них вырастали молодые рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны.

(По А. Смирнову)

(114 слов)

 

  Задания к тексту:

  1. Найдите слова с чередованием гласных в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем.

  2. Найдите слова с орфограммой «Буквы и, ы псоле ц». Объясните написание. Запишите слова — исключения из этого правила.

  3. Разберите по составу самостоятельные части речи 4-го предложения.

http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115—5-/1067——5—q—q-.html

  У нас стоял апрель, но за окном лежали сугробы. С вечера по разбитой дороге пробежала  поземка, которая переросла в настоящую  метель.

  К утру здесь все изменилось. Язычки метели не били уже по стеклам домов. Ветер поменял направление и свернул с севера на юг. С юга пришло тепло, и снег стал искристый, мягким и липким.

   Когда солнце поднялось над деревней, оно уже не застало ночной бури. Вокруг белым ковром лежал снег. Он слегка подтаял, осел и казался даже теплым. И тут увидел я первых грачей.
   Грачи – первые вестники весны. Они были очень черными среди белого снега и казались большими и тяжелыми. Их появление означало, что в среднюю полосу России пришла весна.

Грамматические задания.

1. Подчеркните члены предложения и укажите части речи

    1 вар.: Вокруг белым ковром…

   2 вар.:  К утру здесь всё изменилось.

2.  Разберите по составу:

     1 вар.: позёмка.

    2 вар.: вестники.

Легко ли вырастить дуб?

  Ещё в раннем детстве моём я любил ходить в лес, где росли старые дубы, под которыми летом цвели ландыши, созревала душистая2 земляника. Осенью я собирал под дубами  красивые крепкие  жёлуди1.

 Когда-то дубов росло много в наших лесах. Такие леса назывались дубравами. Чистых дубрав теперь осталось очень мало.

Вырастить дуб нелегко. Тот, кто захочет вырастить дуб, должен запастись терпением на долгие годы. Выросшие из желудей маленькие дубки медленно поднимаются над землёю. Нужна не одна человеческая2 жизнь, чтобы вырос настоящий дуб-богатырь.

( По И. Соколову – Микитову)

На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи.

Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.

Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоило присесть — видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики  .

Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину пресладких ягод. Здесь мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене. 

Контрольные диктанты за курс 5 класс по четвертям

Русский язык 5 класс

Контрольный диктант по итогам 1 четверти

Пришла осенняя пора. Стоит ненастная погода. Вчера подул резкий холодный ветер. Он срывает с деревьев листья и разносит их по рощам, по дорогам. Улетают последние птицы. Вчера улетели грачи. Перед отлетом они долго с криком кружатся над рощей. На рассвете грачи посидели на березах, поднялись и пропали. 
А у нас появляются зимние гости. Вот на берёзе сидят чижи и щеглы. Птички клюют вкусные семена берёзы и ольхи. Красногрудые снегири устроились на рябине и клюют ягоды. Зимние гости будут всюду искать себе пищу.

Грамматическое задание

  1. Озаглавьте текст.

  2. Выпишите из текста по одному словосочетанию «сущ. + прил.» и «сущ + сущ. с предл».

  3. В слове «семена» графически объясните орфограмму в корне, подберите проверочное слово.

  4. Подчеркните грамматическую основу в 3-ом предложении.

  5. Произведите морфемный разбор слов: маленьких, клюют, рассвете.

  6. Разберите 7 предложение по членам предложения.

  7. В 12 предложении укажите падеж имён существительных.

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

Зимой

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку. Загораются и блестят разноцветные искорки инея. Вода темнеет среди прибрежных зарослей. 
Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревья, что ты их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверей. 
В зимние дни дома не сидится. Дети и взрослые выходят на прогулку. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки. 
«Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди. (93 слова.)

Грамматическое задание

  1. Найдите в тексте сложное предложение, подчеркните грамматические основы, постройте схему.

  2. Составьте схему последнего предложения.

  3. Синтаксический разбор предложения: Загораются и блестят разноцветные искорки инея.

  4. Обозначаться в тексте 5 изученных орфограмм.

  5. Фонетический разбор слова всё.

  6. Найдите многозначное слово. Составьте с ним своё предложение.

Контрольный диктант по итогам 3 четверти

Коротка летняя ночь на севере тундры. В мае ещё в воздухе вьются снежинки, бушуют буйные ветры по бескрайним просторам. Потом вдруг проясняется небо, тает снег, начинают оживать и цвести первые растения.

В это время сюда возвращаются птицы. Тундра – родина этих птиц. На берегах светлых озёр они строят свои гнёзда. Здесь они могут спокойно отложить яйца, выкормить птенцов и не беспокоиться о пище. Мошки и комары сами лезут им в рот!

Быстро проходит летняя пора. Птенцы вырастают и отправляются за далёкие горы, леса и моря. Весной они опять вернуться сюда.

Наступает день, когда солнце не поднимается из-за горизонта. Теперь его не увидишь до весны. Долгая полярная ночь простирается над необъятными просторами тундры, и только синие сумерки освещают землю.

Грамматическое задание.

1.Разобрать 1 предложение по членам предложения.

2.Сделать морфемный разбор слов: отложить, летняя, снежинки.

3.Сделать фонетический разбор слова: озёр.

4.Обозначить в тексте 5 орфограмм, изученных в 5 классе.

6.Морфологический разбор слова полярная (ночь).

7.Определить падеж имён прилагательных в 1 абзаце.

Контрольный диктант по итогам года, 5 класс

Весна

Небо над головой весеннее. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.
Над влажной землёй кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» — журчат весёлые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Поиграй с нами, река».
Идёт весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, тёплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лёд. Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зелёные, жёлтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются. (По В.Бианки.) (99 слов.)

Грамматическое задание

  1. Выполните морфологический разбор слова идёт (весна).

  2. Морфемный разбор слов: забирается, проснись, сближаются .

  3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения: Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются.

  4. Найдите в тексте слово в переносном значении. Составьте с ним предложение, чтобы это слово было в прямом значении.

  5. Произведите полный разбор словосочетания тонкие веточки.

  6. Укажите падеж местоимения.

Тест по русскому языку (5 класс) по теме: 5 класс. Контрольные диктанты по теме «Глагол»

Контрольный диктант (№7) по теме: «Глагол»

В-1

      Еще хмурится небо, но в просветах облаков пробивается сверкающим мечом луч солнца. Весна набирает скорость. Проясняются дали. Зимним цветом белеют еще поля, а уже зеленеют островками сосновые боры.
      В лесу встречаются зима и весна. В потемках ельника серебрятся осины. От их корявых веток на мартовском снегу появляются извилистые синие тени. Вокруг деревьев и пней обтаяли круглые лунки. На зеленом фоне хвои сережки ольхи. В ее ветвях суетятся говорливые чечетки. Раздаются свирельные вздохи снегирей.
      Граница снегов отступает к северу, а за ней по пятам возвращаются к себе на родину птицы. Скоро журчащая песня жаворонка и гомон грачей объявят о приходе весны.
      Прощай, зима! Здравствуй, весна! (105 слов)

(По Д. Зуеву)

Г р а м м а т и ч е с к о е  з а д а н и е:

  1. Произвести синтаксический разбор предложения

В потемках ельника серебрятся осины – 1 в

В лесу встречаются зима и весна. – 2в

  1. Произвести морфологический разбор глагола:

отступает – 1 в

краснеют – 2 в

  1. Произвести разбор глаголов по составу:

 обтаяли,  хмурится – 1 в

набирает,  серебрятся – 2 в

http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/kontrolnye-diktanty-v-5-klasse

 Контрольный диктант (№7) по теме: «Глагол»

В-2

    Быстро наступает вечер в глухом лесу. Темные тени ложатся под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые ели. Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, опавшей листвой.
      Скрылось за дальними деревьями вечернее солнце, но еще не спят птицы в лесу. Слышишь торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червячков. Скоро наступит в лесу темная, непроглядная ночь. Только в полночь замолкнут и заснут дневные птицы.
      Глухая, беззвучная ночь накрывает землю. Но вот прошуршала под ногами мышь. И опять тихо.
      Потрескивает костер, и колышутся над огнем лохматые еловые ветви. А у огня на смолистой постели беззаботно похрапывает охотник. (99 слов)

      (ПоИ. Соколову-Микитов)

Г р а м м а т и ч е с к о е  з а д а н и е:

  1. Произвести синтаксический разбор предложения

    Быстро наступает вечер в глухом лесу.– 1 в

Темные тени ложатся под деревьями. – 2в

  1. Произвести морфологический разбор глагола:

чернеют – 1 в

наступает– 2 в

  1. Произвести разбор глаголов по составу:

Прошуршала,   вертятся – 1 в

Подбирают,  колышутся – 2 в

http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/kontrolnye-diktanty-v-5-klasse

БЕЛКИ

  Идешь по лесной тропинке, любуешься деревьями. Вдруг увидишь легкого и проворного зверька с пышным хвостом или услышишь резкий цокающий звук. Это резвые белки бесстрашно перепрыгивают с ветки на ветку.

  Зверьки эти живут в лесах. Здесь для них есть корм: шишки, орехи, желуди, ягоды. Зимой белки не спят, ведут подвижный образ жизни. Летом они запасают на зиму корм. В беличьем меню есть даже сушеные грибы. Сушат их белки сами. Шляпки нанизывают на острые сухие сучки или вешают на веточки. Выбирают спелые орехи. Все это белки прячут во мху или в дуплах, а зимой безошибочно находят. 

  Беличий склад может содержать несколько килограммов вкусной еды. Если вы найдете его, то не спешите им воспользоваться. Ведь белки останутся в зимнюю стужу без корма.

(120 слов)

 

  Задания к тексту:

  1) Определите спряжение глаголов. Укажите глаголы-исключения.

  2) Найдите глагол с чередованием гласных в корне. Подберите к нему однокоренное слово.

  3) Подчеркните синонимы к слову белка.

http://www.1variant.ru/2012-05-01-17-07-41.html

Черный дятел-желна — большой дятел, с ворону. Бывает, в свежем дереве дыру в два кулака и глубиной по локоть пробьёт.

  Если о дятле просто по дырам судить, то получится, что желна лесу враг. А если внимательно приглядеться? Оказывается, дятел-желна — друг лесу и помощник леснику. Дыры желна выбивает только в больных деревьях. Заглянешь в дыру и увидишь в глубине загнившую сердцевину или ходы муравьев дровосеков. И хоть на вид дерево свежее и здоровое, никуда оно не годится. Надо его скорей на дрова рубить, пока оно не сгнило и соседей не заразило. 

  Настоящие лесники желну ценят. Он как безошибочный указатель. Лесники к деревьям и присматриваются, и выстукивают их, а отличить наверняка заболевшее от здорового так и не могут. А желна прицепится, клювищем раза два стукнет — и будто на рентгене просветит! А ведь бывает, что до больного места сантиметров двадцать сквозь здоровую древесину добирается!

(По Н. Сладкову)

(140 слов)

 

  Задания к тексту:

  1) Выпишите из текста два слова с чередованием гласных в корне. Подберите к ним однокоренные.

  2) Выпишите глаголы на -тся, -ться. Объясните их написание.

  3) Выпишите глаголы во 2-м лице единственного числа, подчеркните все орфограммы в этих глаголах.

 

http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115—5-/1079——5—qq—.html

Вот я и написала письмо. Изложила свои мысли на бумаге, сложила лист пополам, подровняла концы, положила в конверт, чуть коснулась краёв кисточкой с клеем и отравила письмо в город Ростов.

Потом я расположилась на диване и вспомнила, как вчера загорала на пляже.

Следующее утро. Солнце ещё не разгорелось. Застряло в облаках, как золотая рыбка, только блестящие плавники плавно касаются горизонта. Природа замерла. Я выглядываю в окно и тоже замираю.

Время застилать кровать. Через пять минут постель застелена, а я делаю зарядку. Я хочу коснуться ладонями пола. Получилось, касаюсь. Я скачу, бегаю на месте, прыгаю. Просто блестяще!

Грамматическое задание.

  1. Выделить корни с чередующими гласными. Графически объяснить их написание.
  2. Выписать по два глагола совершенного и несовершенного вида и записать их в начальной форме.

http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/rabochaya-programma-po-russkomu-yazyku-v-5-klasse-6