Содержание

Как интересно провести урок по русскому языку?

Конструктор фееричного урока


Некоторые занятия просто обязаны быть фееричными: яркими и эмоциональными. Речь идет о вводных, открытых, показательных уроках. Рассмотрим принципы построения таких занятий (с примерами).

1. Удивляйте!


Пример. Игра «Кто придумал слово?»


Оказывается, привычные слова кто-то придумал, причем относительно недавно! Пусть ученики попробуют соотнести слова из ежедневного обихода и их авторов (известных литераторов). Для цифровизации задания подойдет сервис
Learning Apps.




Поэты и писатели

Слова


Ф.М. Достоевский



Н.М. Карамзин



М.В. Ломоносов



В. Хлебников



В.К. Тредиаковский


Искусство


Достоверный


Общество


Летчик


Стушеваться


Опыт


Предмет


Кислота


Моральный


Эпоха


Сцена

2. Сочетайте!


Пример. Что общего между генами и мемами?


Обращение к современным языковым явлениям и сторонним наукам привлекает и увлекает учеников. Казалось бы, какая взаимосвязь межу биологическим носителем наследственности и проявлением поп-культуры? А она есть. Мало того, что ген и мем являются единицами информации — сам термин meme был создан профессором Ричардом Докинзом на основе слов memory – «память» и gene – «ген». Может, ученики знают об этом или смогут догадаться?

3. Есть проблема – есть работа!

Пример. Как меняется современный язык


В учебнике А. Д. Шмелева для 8 класса рассматривается статья молодой журналистки — рассуждение о языке общения в сети. Прекрасная идея: обсудить с учениками это актуальное для них языковое явление. Что меняется в лексике, фонетике, синтаксисе? Как на изменения реагируют взрослые, сверстники? Что на эту тему думают сами ученики? Какие правила русского языка они соблюдают и не соблюдают, общаясь в интернете? Чтобы развить обсуждение проблемы, можно обратиться к творчеству сетевых поэтов.


Русский язык. 5 класс. Учебник


Учебник, открывающий завершенную линию учебно-методических комплектов по русскому языку для 5-9 классов, написан по оригинальной авторской методике, реализующей идею синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой.

Купить

4. Вместе весело…


Пример. Проектная работа / работа в группе «Разные языки»


Снова обратимся к УМК А.Д. Шмелева, 7 класс (обсуждение языка как такового является спецификой этих учебников).


Проведите опрос своих одноклассников и родственников. Выясните, представители каких народов попали в вашу опросную группу. К каким языковым семьям относятся родные языки участников опроса? Есть ли среди них представители малочисленных народов? Владеют ли они родным языком?


Для выполнения исследования посоветуйте ученикам воспользоваться данными демографических исследований на сайте Института демографии НИУ ВШЭ.


Продолжим исследование, сравнив русский с другими языками — например, с татарским (чтобы не идти по простому пути с белорусским и украинским). И обратимся к классике:


В темнице там царевна тужит,


А бурый волк ей верно служит;


Там ступа с Бабою Ягой


Идет, бредет сама собой;


Там царь Кащей над златом чахнет;


Там русский дух… там Русью пахнет!


(А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила»)


Выделенные слова имеют тюркско-татарские корни:


Темница — төтән — «десять тысяч».


Тужит — тыгыз — «тугой».


Волк — буре — «бирюк».


Баба Яга — Бабай-ага.


Ступа — төп — «пень».


Злато — алтын.


Кащей — кучу — «переходить», «переезжать».

5. Неожиданный ход!


Пример. Толкование слова


Не секрет, что некоторые слова в русском языке со временем меняют свои значения или получают в довесок новые толкования. Если спросить учеников, что означает «ночник», они ответят, что это ночная лампа. Для них станет открытием второе, устаревшее разговорное значение: человек, работающий ночью. Многозначность — хорошая тема для небольшого исследования. А подходящий инструмент:
Национальный корпус русского языка. Сервис позволяет отследить контексты, в которых использовалось слово вплоть до берестяных грамот, и составить график частоты употребления.


Пример. Разговор с Алисой


В современном мире мы коммуницируем, используя речь, язык, не только с живыми людьми, но и с программами. Разберем относительно новое явление: голосовые помощники. Самый известный из отечественных — Алиса. Почему бы не обсудить, кто такая Алиса? Чьим голосом она говорит? Почему выбрали именно это имя? Каких известных героинь по имени Алиса мы знаем? Какие еще есть голосовые помощники в России и за рубежом? Такой разговор интересен ученику и пятого, и одиннадцатого класса.


Пример. Порассуждайте над происхождением слова


Откуда пришло к нам слово «эмодзи»? Оно было заимствовано из японского языка «emodzi» и состоит из двух иероглифов 絵 — картинка и 文字 — символ, знак, письменность и соответственно можно перевести, как картинка со смыслом. По сути эмодзи является графическим выражением положительных эмоций, смеха, улыбки, радости при общении в сети. Эмодзи является аналогом знакомого большинству пользователей интернета — смайлика, которого придумали в англоязычной среде и с успехом используют во всём мире. Совместно с ученикам можно придумать интересную игру, например, зашифровать в эмодзи какое-нибудь четверостишие или смысл произведения. 


Русский язык. 8 класс. Учебник (с приложением)


Учебник, входящий в систему «Алгоритм успеха», нацелен на углубление и систематизацию знаний по фонетике, морфемике, лексике, морфологии и лингвистике текста, полученных в 5–7 классах; продолжает систематическое изложение синтаксиса простого предложения. Особое внимание уделено культуре речи.

Купить

6. Вишенка на торте


Пример. Вдохновляющая история

Недавно издание «Мел» рассказало историю девятиклассника из Уфы Нияза Киреева. Он исследовал этимологию слова «голимый» и эту работу оценили ведущие лингвисты страны. Результаты исследования были опубликованы в журнале Института русского языка имени В. В. Виноградова. Примечательно, что школьник учится не в гуманитарном, а в математическом классе, и двигало им простое любопытство. Подобные примеры побуждают детей углубляться в изучение вопросов вне программы.


Разработки увлекательных уроков с сервисом LECTA:

7. Если интересно вам, то детям тоже интересно


Пример. Подборки


Изучайте развитие русского языка и делитесь наблюдениями с детьми. Вот две интересные авторские подборки, которые вы можете представить на уроке и взять как идею для собственных разработок.

Уроки от авторов корпорации «Российский учебник»


Предлагаем вам темы и материалы для занимательных занятий: вводные уроки из учебников наших авторов. Поскольку это первые главы, вы можете бесплатно просмотреть их в демоверсиях ЭФУ на платформе LECTA и взять на вооружение со всеми сопутствующими цифровыми образовательными ресурсами.


УМК под редакцией А.Д. Шмелева:


УМК под редакцией М.М. Разумовской:


Ученикам важно понимать, что они буду изучать и для чего, и как полученные знания пригодятся им в жизни, а еще – чем полезен предмет прямо сейчас. Отвечая на эти вопросы, вы формируете мотивацию на весь период обучения. Цифровые технологии, модные языковые явления и вдохновляющие истории — вот верные помощники в создании увлекательного контента.

#ADVERTISING_INSERT#

Занимательные задания по русскому языку (5 класс).

Занимательные задания по русскому языку для 5 класса для внеклассного мероприятия.

  1. Прочитайте стихотворение А. Яшина.

Русский язык

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете, за круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

– Можете ли вы доказать, что русский язык – певучий, т.е. мелодичный, похожий на песню? Какие звуки делают нашу речь красивой, благозвучной и мелодичной?

  1. Определите «третье лишнее». Объясните, почему.

Конечно, нарочно, игрушечный. (Игрушечный).

Что, чтобы, нечто. (Нечто).

Чувство, баловство, да здравствует. (Баловство).

Безмолвствовать, сочувствие, нравственный. (Нравственный).

3. Найдите «лишнее» слово.

1) Сыр, сырник, сырный, сырость.

2) Соль, солончак, солить, солист.

3) Горняк, горный, горка, горе.

4) Пол, половичок, половой, поле.

(Все последние слова – «лишние»).

  1. Ошибся ли мальчик?

Игорь написал на доске прописью: «Сто сорок и сто сорок будет двести сорок». Допустил ли он ошибку? (Нет, 200 сорок – птиц).

  1. «Интересные вопросы»:

– Из каких букв можно приготовить вкусную пищу? (У-Ха).

– В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота).

– В каких словах пишутся три буквы е? (Перелез, перенести).

– Какие слова начинаются с четырех согласных букв? (Вздрогнуть, всплывать, всплеск, встреча, взгляд).

– Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных заостренных шестов? (Коля — колья).

– В каких словах пишется подряд 3 буквы е? (Змееед, длинно-шеее животное).

  1. Какие из данных слов имеют окончание?

Домов, столов, коров, голов, основ, шей, степей, батарей, юношей.

  1. «Посчитай-ка!» Сколько фразеологизмов в этом тексте?

С ног до головы

– Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес!.. Зато теперь к нему ни ногой! Ноги моей больше у него не будет!

– Да, ведет он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – даю руку на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!

– Спору нет – горячая голова. Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему шею!

А. Шибаев. (20 фразеологизмов).

8. Назовите 8-10 имен с удвоенной согласной.

(Филипп, Эмма, Кирилл, Савва, Алла, Анна, Римма, Инна).

9. Назовите несколько слов, относящихся к миру животных с удвоенными согласными.

(Гиппопотам, аллигатор, сеттер, горилла).

10. Распределите данные слова в 3 «столбика». Объясните, по какому принципу вы их распределяли.

Друзья (1), долька (2), шить (3), шью (1), вьюга (1), вить (3), сделать (3), коньки (2), деньги (2), больной (2), жилье (1), деньки (2), безделье (1), конь (3), соль (3), копье (1), слезь (3), возьму (2), колья (1), только (2), ночь (3).

11. «Назовите одним словом».

А) Укол, который делает медсестра. (Инъекция).

Б) Отвар из мяса. (Бульон).

В) Сорная трава около дома. (Бурьян).

Г) Чье-то личное мнение. (Субъективное).

Д) Небольшой торговый магазин. (Павильон).

Е) Тот, кто приносит газеты и журналы. (Почтальон).

Ж) Всегда сопровождает генерала. (Адъютант).

З) Строящийся … (Объект).

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

Слово к учителю

ЯЗЫК – ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

Урок 1. НАШ УЧЕБНИК

Урок 2. ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ЯЗЫК?

Урок 3. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СТИЛИ РЕЧИ

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Урок 1/4. КАК УСТРОЕН ЯЗЫК?

Урок 2/5. КАК УСТРОЕНО СЛОВО?

Урок 3/6. ОРФОГРАММА — ЭТО ТОЧКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ. ОРФОГРАММА «ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»

Урок 4/7. ОРФОГРАММА «СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»

Урок 5/8. ОРФОГРАММА «НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

Урок 6/9. ОРФОГРАММА «БУКВЫ И, У, А ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ»

Урок 7/10. ЧТО РАЗДЕЛЯЮТ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ь И Ь?

Урок 8/11. ОРФОГРАММА-ПРОБЕЛ «ПРЕДЛОГИ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ И МЕСТОИМЕНИЯМИ»

Урок 9/12. ВЫУЧЕННЫЙ ДИКТАНТ

Урок 10/13. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ТЕКСТ. ИЗЛОЖЕНИЕ С ИЗМЕНЕНИЕМ ЛИЦА («ХИТРЫЙ ЗАЯЦ» Г. А. СКРЕБИЦКОГО)

Урок 11/14. ЧАСТИ РЕЧИ. ГЛАГОЛ

Урок 12/15. ОРФОГРАММА «-ТСЯ, -ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ»

Урок 13/16. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ. ТЕМА ТЕКСТА

Урок 14/17. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Урок 15/18. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Уроки 16, 17/19, 20. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ В.М. ВАСНЕЦОВА «ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ»

Урок 18/21. ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ УКАЗЫВАЮТ НА ЛИЦО

Урок 19/22. ПОВТОРЕНИЕ. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА

Урок 20/23. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Урок 1/24. СИНТАКСИС — РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ

Урок 2/25. ТАЛАНТЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ (ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ)

Урок 3/26. СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — «КИРПИЧИКИ» ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок 4/27. ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Урок 5, 6/28, 29. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ РАССКАЗА В.П. КАТАЕВА О СТАРОМ ПНЕ

Урок 7/30. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Урок 8/31. ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ И НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок 9/32. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. СОЧИНЕНИЕ «ЧУДО РАДУГА-ДУГА»

Урок 10/33. ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ПОДЛЕЖАЩЕЕ

Урок 11/34. СКАЗУЕМОЕ

Урок 12/35. ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Урок 13/36. НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ И РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ДОПОЛНЕНИЕ

Урок 14/37. ОПРЕДЕЛЕНИЕ — ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок 15/38. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО — ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок 16/39. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Урок 17/40. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Урок 18/41. ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок 19/42. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

Урок 20/43. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ

Урок 21/44. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПИСЬМО

Урок 22/45. СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки 23, 24/46, 47. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ В.М. ВАСНЕЦОВА «АЛЕНУШКА»

Урок 25/48. ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок 26/49. ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)

Урок 27/50. СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок 28, 29/51, 52. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА И ЕЕ АНАЛИЗ

Урок 30/53. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЗАГОЛОВОК. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ

Урок 31/54. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

Урок 32/55. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)

Урок 33/56. ДИАЛОГ

Урок 34/57. ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Уроки 35, 36/58, 59. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА И ЕЕ АНАЛИЗ

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Урок 1/60. ЗВУКИ РЕЧИ. ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ПОЗИЦИОННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ

Урок 2/61. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Урок 3/62. ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ. СОГЛАСНЫЕ ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ

Уроки 4, 5/63, 64. ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)

Урок 6/65. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОВЕСТВОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОПИСАНИЯ. ИЗЛОЖЕНИЕ ПО РАССКАЗУ К. Г. ПАУСТОВСКОГО

Урок 7/66. СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ

Урок 8/67. ГРАФИКА. АЛФАВИТ

Урок 9/68. ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ С ПОМОЩЬЮ Ь (МЯГКОГО ЗНАКА)

Урок 10/69. ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ С ПОМОЩЬЮ МЯГКОГО ЗНАКА (ПОВТОРЕНИЕ). МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В ГЛАГОЛАХ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Уроки 11, 12/70, 71. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ

Урок 13/72. ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я

Урок 14/73. ОРФОЭПИЯ

Урок 15/74. ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Урок 16/75. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ «ФОНЕТИКА»

Урок 17/76. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Урок 18/77. СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ НАТЮРМОРТА И. Э. ГРАБАРЯ «ГОЛУБАЯ СКАТЕРТЬ»

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Урок 1/78. СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Урок 2/79. ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА

Урок 3/80. ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ

Урок 4/81. ОМОНИМЫ

Урок 5/82. СИНОНИМЫ

Урок 6/83. СИНОНИМЫ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)

Урок 7/84. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ- ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ И. Э. ГРАБАРЯ «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ»

Урок 8/85. АНТОНИМЫ

Урок 9/86. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ, БЛИЗКОЕ К ТЕКСТУ ПЕРВЫЙ СНЕГ (ОТРЫВОК ИЗ РАССКАЗА К. Г. ПАУСТОВСКОГО «ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ»)

Урок 10/87. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ «ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ»

МОРФЕМИКА. ОФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Урок 1/88. МОРФЕМА — НАИМЕНЬШАЯ ЗНАЧИМАЯ НАСТЬ СЛОВА. ИЗМЕНЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ

Урок 2/89. РОЛЬ ОКОНЧАНИЙ В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Урок 3/90. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ

Урок 4/91. ОСНОВА И КОРЕНЬ СЛОВА

Урок 5/92. КОРЕНЬ СЛОВА (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Урок 6/93. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕМУ «ДНИ НЕДЕЛИ»

Урок 7/94. СУФФИКС

УРОК 8/95. СУФФИКС (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)

Урок 9/96. ПРИСТАВКА

Урок 10/97. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ С ИЗМЕНЕНИЕМ ЛИЦА ПО ТЕКСТУ В. М. ПЕСКОВА «ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТОК»

Урок 11/98. ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ

Урок 12/99. БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ, ИЛИ ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ С НУЛЕМ ЗВУКА

Урок 13/100. ВАРИАНТЫ МОРФЕМ

Урок 14/101. МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР

Урок 15/102. ОРФОГРАММА «ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В ПРИСТАВКАХ»

Урок 16/103. ОРФОГРАММА «БУКВЫ 3 И С НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК»

Урок 17/104. ОРФОГРАММА «БУКВЫ 3 И С НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК» (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)

Урок 18/105. ОРФОГРАММА «БУКВЫ О-А В КОРНЯХ -ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»

Урок 19/106. ОРФОГРАММА «БУКВЫ О-А В КОРНЯХ -ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-» (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)

Урок 20/107. ОРФОГРАММА «БУКВЫ О—А В КОРНЯХ -ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-» (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)

Урок 21/108. ОРФОГРАММА «БУКВЫ Ё-О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ»

Урок 22/109. ОРФОГРАММА «БУКВЫ И-Ы ПОСЛЕ Ц»

Урок 23/110. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ «МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Урок 24/111. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Урок 25/112. АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Урок 26/113. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ П. П. КОНЧАЛОВСКОГО «СИРЕНЬ В КОРЗИНЕ»

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Урок 1/114. СЛОВА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Урок 1/115. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Урок 2/116. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)

Урок 3/117. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В РАССУЖДЕНИИ. СОЧИНЕНИЕ «МОЯ ЛЮБИМАЯ КНИГА»

Урок 4/118. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ

Урок 5/119. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ

Урок 6/120. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Урок 7/121. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЭЛЕМЕНТЫ РАССУЖДЕНИЯ В ПОВЕСТВОВАНИИ. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Урок 8/122. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

Урок 9/123. РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Урок 10/124. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ФОРМУ ТОЛЬКО МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА

Урок 11/125. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ФОРМУ ТОЛЬКО ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА

Урок 12/126. ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Урок 13/127. ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Урок 14/128. ОРФОГРАММА «БУКВЫ Е — И В ОКОНЧАНИЯХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

Урок 15/129. ОРФОГРАММА «БУКВЫ Е — И В ОКОНЧАНИЯХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ» (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)

Урок 16/130. БУКВЫ Е — И В ОКОНЧАНИЯХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)

Урок 17/131. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Урок 18/132. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ С ИЗМЕНЕНИЕМ ЛИЦА

Урок 19/133. МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Урок 20/134. МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Урок 21/135. ОРФОГРАММА «БУКВЫ О — Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

Урок 22/136. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

Урок 23/137. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. УСТНОЕ СОЧИНЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ ПО КАРТИНЕ В. М. ВАСНЕЦОВА «ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ»

Урок 24/138. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Урок 1/139. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Урок 2/140. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Урок 3/141. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)

Урок 4/142. ОРФОГРАММА «ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЯХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»

Урок 5/143. ОРФОГРАММА «ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЯХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ» (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)

Урок 6/144. ОРФОГРАММА «БУКВЫ О — Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЯХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»

Урок 7/145. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО. ИЗЛОЖЕНИЕ ПО РАССКАЗУ А.И. КУПРИНА «Ю-Ю»

Урок 8/146. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ПОЛНЫЕ И КРАТКИЕ

Урок 9/147. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ПОЛНЫЕ И КРАТКИЕ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)

Урок 10/148. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО НА ОСНОВЕ ИЗОБРАЖЕННОГО (ГРАФИКА Е. И. ЧАРУШИНА)

Урок 11/149. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

Урок 12/150. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ-ПОВЕСТВОВАНИЕ «КАК Я ИСПУГАЛСЯ»

Урок 13/151. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

Уроки 14, 15/152, 153. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» И ЕЕ АНАЛИЗ

Урок 16/154. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ «НАШИ ДРУЗЬЯ-ЖИВОТНЫЕ»

ГЛАГОЛ

Урок 1/155. ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Урок 2/156. ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Урок 3/157. ОРФОГРАММА «НЕ С ГЛАГОЛАМИ»

Урок 4/158. ОРФОГРАММА «НЕ С ГЛАГОЛАМИ» (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Урок 5/159. ОРФОГРАММА «НЕ С ГЛАГОЛАМИ» (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)

Уроки 6, 7/160, 161. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РАССКАЗ

Урок 8/162. НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

Урок 9/163. ГЛАГОЛЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЫ НА -ЧЬ

Урок 10/164. НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Урок 11/165. НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА (ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО)

Урок 12/166. ОРФОГРАММА «ПРАВОПИСАНИЕ -ТСЯ И -ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ»

Урок 13/167. ПРАВОПИСАНИЕ -ТСЯ И -ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Урок 14/168. ПРАВОПИСАНИЕ -ТСЯ И -ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Урок 15/169. ВИДЫ ГЛАГОЛОВ

Урок 16/170. ВИДЫ ГЛАГОЛОВ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО)

Урок 17/171. ОРФОГРАММА «БУКВЫ Е — И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ»

Урок 18/172. БУКВЫ Е — И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Урок 19/173. БУКВЫ Е — И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО)

Урок 20/174. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ О СЕБЕ

Уроки 21, 22/175, 176. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ И АНАЛИЗ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ

Урок 23/177. ВРЕМЯ ГЛАГОЛА

Урок 24/178. ГЛАГОЛЫ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ

Урок 25/179. ГЛАГОЛЫ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

Урок 26/180. ГЛАГОЛЫ БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ

Урок 27/181. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА

Урок 28/182. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА С БЕЗУДАРНЫМ ЛИЧНЫМ ОКОНЧАНИЕМ

Урок 29/183. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА С БЕЗУДАРНЫМ ЛИЧНЫМ ОКОНЧАНИЕМ? (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Урок 30/184. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА С БЕЗУДАРНЫМ ЛИЧНЫМ ОКОНЧАНИЕМ? (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Урок 31/185. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА С БЕЗУДАРНЫМ ЛИЧНЫМ ОКОНЧАНИЕМ? (ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО)

Урок 32/186. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА

Урок 33/187. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ С ИЗМЕНЕНИЕМ ФОРМЫ ЛИЦА

Урок 34/188. ОРФОГРАММА «МЯГКИЙ ЗНАК В ОКОНЧАНИЯХ -ЕШЬ, -ИШЬ ГЛАГОЛОВ 2-ГО ЛИЦА ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА»

Урок 35/189. ОРФОГРАММА «МЯГКИЙ ЗНАК В ОКОНЧАНИЯХ -ЕШЬ, -ИШЬ ГЛАГОЛОВ 2-ГО ЛИЦА ЕДИНСТВЕННОГО ЛИЦА» (ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО)

Урок 36/190. УПОТРЕБЛЕНИЕ ВРЕМЕН ГЛАГОЛОВ

Урок 37/191. УПОТРЕБЛЕНИЕ ВРЕМЕН ГЛАГОЛОВ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)

Урок 38/192. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. УРОК — ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. «МОЯ ЗВЕЗДА»

Урок 39/193. ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ»

Уроки 40, 41/194, 195. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА И ЕЕ АНАЛИЗ

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО

Урок 1/197. РАЗДЕЛЫ НАУКИ О ЯЗЫКЕ. ФОНЕТИКА. МОРФЕМИКА

Урок 2/198. РАЗДЕЛЫ НАУКИ О ЯЗЫКЕ. МОРФОЛОГИЯ

Урок 3/199. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ ПО ВЫБОРУ

Урок 4/200. ОРФОГРАММЫ В ПРИСТАВКАХ И КОРНЯХ СЛОВ

Урок 5/201. ОРФОГРАММЫ В ОКОНЧАНИЯХ

Урок 6/202. Ъ, Ь — РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ. РАЗДЕЛЬНЫЕ НАПИСАНИЯ СЛОВ

Урок 7/203. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Урок 8/204. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. ТАБЛИЦЫ

 ПРАВИЛА В РИСУНКАХ

 ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА

 ГЛАСНЫЕ В МОРФЕМАХ СЛОВА

 СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Приложение 2. ТОЛКОВО-СОЧЕТАЕМОСТНЫЙ СЛОВАРЬ ИСКУССТВА

Русский язык — 5 класс — Презентации

Выберите категорию:
Все категорииАнглийский языкБиологияВсеобщая историяГеографияДиректору, завучуДоп. образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураМатематикаМузыкаНемецкий языкОБЖОбществознаниеПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФранцузский языкШкольному психологуДругое

Выберите класс:
Все классы1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники»Русский язык», Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. /Под ред. Быстровой Е.А.»Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.»Русский язык (в 2 частях)», Чердаков Д.Н., Дунев А.И., Вербицкая Л.А. и др. / Под ред. Вербцкой Л.А.»Русский язык (в 2 частях)», Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др.»Русский язык (в 2 частях)», Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А., Савчук Л.О. и др. / Под ред. Шмелёва А.Д.»Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.»Русский язык (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.»Русский язык. 5 кл. (в 2-х частях)», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В., Исаева Н.А.; под науч. ред. акад. РАО Леонтьева А.А.»Русский язык. 5 класс. В 3-х ч. Львова С.И., Львов В.В. 9-е изд., перераб. — М.: 2012; Ч.1 — 182с., Ч.2 — 167с., Ч.3 — 63с.», «Русский язык. 5 класс. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. в 2-х частях 4-е издание. – М.: Просвещение, 2014», «Русский язык. 5 класс. Учебник. Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. М.: 2012 — 318 с.», «Русский язык. Практика. 5 класс. Купалова А.Ю., Еремеева А.П., Пахнова Т.М. 3-е изд., стер. — М.: 2014. — 272 с.», «Русский язык. Теория. 5-9 классы. Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. М.: 2012 — 320с.», «Русский язык. Теория. 5-9 классы. Углубленное изучение. Бабайцева В.В. М.: 2012. — 416 с.», «Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.»Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)*», Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.

Выберите тему:
Все темы

Внеклассные мероприятия по русскому языку — 5 класс — Русский язык

Маркер СМИ

© 2007 — 2020 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

РАЗРАБОТКИ


5 класс


В категории разработок: 19

Фильтр по целевой аудитории

— Целевая аудитория -для 1 классадля 2 классадля 3 классадля 4 классадля 5 классадля 6 классадля 7 классадля 8 классадля 9 классадля 10 классадля 11 классадля учителядля классного руководителядля дошкольниковдля директорадля завучейдля логопедадля психологадля соц.педагогадля воспитателя

Презентация предназначена для обучающихся 5 классов и представляет собой игру в виде квеста ( или викторины). Позволяет в игровой форме проверить знания школьников по теме «Лексика»( по любой программе). Может использоваться как на уроке, так и во внеурочное время. Презентация построены с помощью гиперссылок и триггеров. Представляет собой путешествие в поисках сокровищ пиратов ( сокровища русского языка).

  

Целевая аудитория: для 5 класса

Ресурс включает в себя конспект и презентацию к внеурочному занятию по русскому языку в 4-5 классах. Разработка опирается на материал курса Д.З. Арсентьева «Родной язык — живоносный источник добра и любви». Во время работы обучающимся предлагается выполнение различных заданий с обязательной сменой видов деятельности. Занятие позволяет обобщить и углубить знания, полученные детьми на уроках русского языка. Цель занятия: формирование уважительного отношения к родному языку.

  

Целевая аудитория: для 5 класса

Олимпиада выявляет лучшего. Но каждый может попробовать в ней свои силы. Были разные задания: составить слова, предложения, решить кроссворд, найти ошибки в текст. Проведение олимпиады позволяет определить, насколько глубоки знания по русскому языку, высокая речевая культура, начитанность, смекалка учащихся. Такая проба сил, как олимпиада, несомненно, развивает логическое мышление учащихся, расширяя кругозор и повышая интерес к изучению русского языка. Игровая форма позволила разнообразить виды деятельности учащихся, а применение мультимедийной презентации способствовало повышению интереса к изучаемому предмету.

 

    

Целевая аудитория: для 5 класса

29 ноября 1783 года- день рождения буквы Ё

Буква Ё. Седьмая буква русского алфавита. Она является едва ли не самой проблемной буквой, по крайней мере, самой обсуждаемой. В современном письме Ё не является обязательной: она употребляется лишь в специальных текстах (словарях, специализированных учебниках и др.) да в отдельных случаях для предупреждения неверного чтения (берёт — берет)». А ведь игнорирование буквы Ё в текстах и документах затрудняет чтение и понимание прочитанного, искажает язык, снижает грамотность, создаёт массу проблем бюрократического характера.
Этот праздник поможет раскрыть некоторые проблемы буквы Ё и показать важность её использования.

  

Целевая аудитория: для 5 класса

Мероприятие направлено на формирование познавательного интереса к этимологии слова, развитие речи учащихся, воспитание любви и уважения к русскому языку. Подобранный языковой материал не только увлекает учащихся, но и расширяет кругозор, развивает наблюдательность, приобщает к основам исследовательской деятельности. Внеклассное мероприятие сопровождается демонстрацией презентации. Представленный материал можно использовать при организации внеклассной работы по русскому языку и на уроках.  

Целевая аудитория: для 5 класса

Внеклассное мероприятие, с презентацией. Помогает обогатить словарный запас учащихся. Расчитано на учащихся 5 класса.
  

Целевая аудитория: для 5 класса

Классный час разработан в рамках регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучший урок письма», направлен на повышение интереса к услугам почтовой связи воспитание интереса к эпистолярному жанру, служит одним из средств расширения кругозора обучающихся, поэтому и выбрана форма классного часа.
  

Целевая аудитория: для 5 класса

данная презентация используется в рамках проведения предметной недели в целях развития интереса у учащихся к изучению русского языка и литературы.
  

Целевая аудитория: для 5 класса

Пословицы — одно из интереснейших явлений русского языка. В ходе мероприятия дети знакомятся с особенностями русских пословиц, учатся правильно употреблять их в речи.Учащиеся узнают , что пословица всегда поучает, наставляет, советует, предостерегает. Обогащается словарный запас детей образными выражениями. Повышается познавательный интерес к изучению русского языка.

   

Целевая аудитория: для 5 класса

Нетрадиционный урок по русскому языку с использованием интерактивных технологий. Поможет проверить знания учащихся в области различных разделов русского языка.Способствует развитию грамотности. Обогатит словарный запас учащихся.

Целевая аудитория: для 5 класса

Конкурсы


Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Урок-путешествие. Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5–6-х классов (обобщающий материал по основным разделам русского языка)

Методы и приемы использования информационных технологий  на внеклассном мероприятии по русскому языку.

Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной недели по русскому языку в конце учебного года. При проведении игры информационные технологии выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.

На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация, созданная в программе Power Point с минимум текста и богатым иллюстративным материалом. Этот вид работы способствует вовлечению всех учащихся в ход игры и дает возможность быстро проверить правильность выполнения заданий. А раздаточный материал, выполненный при помощи программы Word, развивает у детей способности к самостоятельной или групповой творческой работе.

Информационные технологии также позволяют учителю решить целый ряд задач, которые весьма трудно реализуются в рамках традиционных подходов. А именно: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы мероприятия (это интересно, потому что необычно), демонстрация реальных межпредметных связей и их использование при решении самых разнообразных задач.

Цели:

Обучающие цели:

  1. Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).
  2. Формировать умения применять полученные знания на практике.
  3. Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.

Развивающие цели:

  1. Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
  2. Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.

Воспитывающие цели:

  1. Воспитывать умение работать в группах.
  2. Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал (электронный вид в папке “Раздаточный материал”).
  2. Компьютерная презентация “Игра-путешествие” (Рекомендуется просмотр на ОС Windows XP с установленным пакетом MS Office XP).
  3. Набор красных и зеленых карточек для оценки ответов учащихся.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент

Класс делится на 4 команды. Каждая группа выбирает командира и придумывает название своей команде. Командир представляет свою команду.

Правильный ответ оценивается красной карточкой, неполный – зеленой карточкой.

Во время движения паровозика (на слайдах) учитель загадывает название станций.

Управление презентацией осуществляется по щелчку мышки

2. Вводная часть

— Отправляемся в путешествие в страну, название которой вам нужно отгадать, для этого выполните задание “Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А”

(смотри слайд №3)

Ответ:

Л

И

Н

Г

В

И

С

Т

И

К

А

— Что это слово обозначает? (Лингвистика – это наука о языке)

— Лингвистика имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся.

3. Основная часть

— Наш поезд приближается к станции. Ее название — раздел лингвистики, изучающий звуки и буквы. Что это за станция?

1. СТАНЦИЯ – ФОНЕТИКА

— Чтобы отправиться дальше, надо выполнить задания на этой станции “Оживи бабочку”.

(смотри слайд №5, раздаточный материал “Фонетика” — иллюстрация бабочки)

— На крыльях бабочки напишите отгадки (учитель читает загадки).

Загадки.

  1. Сердитый недотрога живет в глуши лесной
  2. Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)

  3. Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.
  4. А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)

  5. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
  6. И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)

  7. Далеко мой стук слышится вокруг,
    Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)

— Раскрасьте то слово, в котором звуков меньше, чем букв.

— Проверим ваши ответы (смотри слайд №5)

— Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

— Назовите раздел лингвистики, изучающий состав слова и способы образования слов.

2. СТАНЦИЯ – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

— Выполните задание: подберите однокоренные слова к слову “шли”, используя иллюстрацию (смотри слайд №7, раздаточный материал “Словообразование”)

Ответ: вышли, пошли, подошли, зашли, сошли, перешли, обошли, подошли, вошли

— Назовите способ образования слов.

— Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

— Назовите раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.

3. СТАНЦИЯ – ЛЕКСИКА

— Отгадайте шарады “Из волшебного короба” (смотри слайд №9)

Учитель читает шарады:

1 команда

Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (Домик)

2 команда

Начало слова – лес, конец – стихотворение,
А целое – растет, хотя и не растение. (Борода)

3 команда

Начало – голос птицы, конец на дне пруда,
А целое в музее найдете без труда. (Картина)

4 команда

Начало деревом зовется, конец – местоимение.

Здесь, в книге, целое найдется, и в каждой строчке есть они. (Буквы)

— Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

— Назовите раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания слов.

4. СТАНЦИЯ – ФРАЗЕОЛОГИЯ

— Конкурс капитанов “Отгадай фразеологизм и объясни его значение” (смотри слайды №11, №12, №13, №14)

Ответ: сесть в калошу, вставлять палки в колеса, водить за нос, на воре и шапка горит

— Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

— Назовите раздел лингвистики, изучающий правильное написание слов.

5. СТАНЦИЯ – ОРФОГРАФИЯ

— Игра “Третий лишний”. Вставьте пропущенную орфограмму “Правописание приставок пре-, при-”, найдите лишнее слово и объясните свой выбор. (смотри слайд №16, раздаточный материал “Орфография”)

1 команда

1.Пр…бежать домой

2.Пр…жадный мальчик

3.Пр…крутил шуруп

3 команда

1.Пр…шел в школу

2.Пр…длинная веревка

3.Пр…клеил марку

2 команда

1.Пр…летел в гнездо

2.Пр…добрая девочка

3.Пр…вязал бант

4 команда

1.Пр…плыл к берегу

2.Пр…мудрый пескарь

3.Пр…шил пуговицу

Ответ: лишнее слово под цифрой 2, т.к. в этих словах пишется приставка пре-.

— Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

— Назовите раздел лингвистики, изучающий части речи.

6. СТАНЦИЯ – МОРФОЛОГИЯ

Отгадайте кроссворд (смотри слайды №18, №19, раздаточный материал “Морфология”)

Кроссворд.

  1. Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?
  2. Как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числам?
  3. Как называется изменение имен существительных?
  4. Какой частью речи является определяемое слово у причастия?
  5. Определи часть речи выделенного слова:

Снежное покрывало землю покрывало.

— Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

— Назовите раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения.

7. СТАНЦИЯ – СИНТАКСИС

— Соберите предложение, выполнив ряд действий (смотри слайд №21, раздаточный материал “Синтаксис”)

1. Из предложения

Стеной стоят желтеющие колосья пшеницы

возьмите определение, выраженное причастием, и согласуйте его с существительным листья.

2. Из предложения

Пушкин очень любил осень

возьмите дополнение.

3. Добавьте обстоятельство образа действия из предложения

Осень щедро одаривает леса краской.

4. Добавьте сказуемое из предложения

Весна выстлала на лугу разноцветный ковер.

5. Из предложения

Куда ведете нас, дороги?

возьмите имя существительное, которое является обращением.

Ответ: Желтеющими листьями осень щедро выстлала дороги.

— Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

— Назовите раздел лингвистики, изучающий знаки препинания и их постановку.

8. СТАНЦИЯ – ПУНКТУАЦИЯ

— Игра “Шифровальщик” (смотри слайд №23, раздаточный материал “Пунктуация”)

— Расставьте знаки препинания в схемах.

—  Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу. Удачных путешествий вам по стране Лингвистика.

4. Заключительная часть

Подведение итогов игры (учащиеся подсчитывают количество красных и зеленых карточек), награждение команд.

Презентация

Раздаточный материал

Звуки

Методическая разработка (5 класс) по теме: Внеклассное мероприятие по русскому языку «Час занимательного русского языка » для 5-7 классов с презентацией

Цели:

  • проверка знаний и умений учащихся в различных разделах лингвистики;
  • создание проблемных ситуаций и типов заданий поискового характера;
  • развитие сообразительности, чувства слова, навыки общения;
  • формирование умения творческого применения знаний;
  •  расширение  кругозор учащихся;
  • воспитание интереса к теории и практике языка, культуре речи.

Ход занятия  

                                                    «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни

                                             звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг,

                                            и, право, иное название ещё драгоценней самой вещи».

                                                                                                              Н.В. Гоголь

— Дорогие ребята. Я очень рада  вас  приветствовать на празднике русского языка Слайд 1.

  (Чтение эпиграфа). Сегодня мы прикоснемся к великому дару, который дан нам в наследие, приоткроем тайны языка и постараемся разглядеть «драгоценность языка», о которой говорил  Н.В. Гоголь.  Надеюсь:  задания, которые вам будут предложены, принесут удовольствие, а также смогут убедить вас в том, что русский язык – это весело и познавательно.

В нашей  викторине участвуют две команды. Каждая команда представит  своё название, эмблему, лозунг. Представляю членов жюри, которые будут следить за ходом викторины…

Конкурс-представление

— Команды должны представиться, т.е. назвать свою команду, девиз, приветствие соперникам.

  Разминка

Вот задачки для команд,

Спрятались тут шутки.

Быстро думай, соображай

И загадки разгадай.

Слайд 2.

Задачи-шутки

        Коля, ученик 5 класса, почти никогда не делает орфографических ошибок, потому что приводит много примеров на грамматические правила. Коля любит пошутить и в своих шутках о специально «путает» слова.

Объясните, какие слова «путает» Коля, и о каком фонетическом явлении идет речь.

Вариант 1

        Зашли как-то друзья к Оле. На улице стоял бак, в который собирали дождевую воду. Оля предложила Коле: «Сядь пока на бачок, я закончу убирать комнату». А Коля, смеясь, отвечает: «Я, Оля, на боку сидеть ещё не научился».

Вариант 2

        Однажды отец, отвечая на вопросы детей о жителях села, сказал: « Дед Федот – сторожил». «А что дед Федот сторожил?» — спросил Коля, делая вид, что не понимает, в чём дело.

Слайд 3.

Твердый знак ужасно гордый:
«Я на свете самый твердый!
Даже самый мягкий знак
Не смягчит меня никак!»

Поставить, где нужно Ь, Ъ объясните  правописание.

Вариан 1

Раз…яснить

Об…едки

Побереж…е

Под…езд

Бад…я

Полоз…я

Ин…екция

Из…ян

П…еса

Раз…езд

Вариант 2

Рел…еф

В…юга

В…юн

Плоскогор..е

С…ёжиться

С…едобный

Суч…я

Бул…он

Почтал…он

Эскадрил…я

Слайд 4.

Задача-шутка «Превращение слов».

  1. Вариант.  Превратите «ночь» в «день», изменяя в каждом последующем слове только одну букву.

(Ночь-ноль-соль-соло-село-сено-сень-день)

  1. Вариант. Превратите «реку» в «море».

(Река-рука-мука-муза-луза-лоза-поза-пора-гора-горе-море)

Слайд 5.    Правильно прочитай слова.

Чтобы правильно прочесть,

Надобно умение:

Ставьте верное всегда

В словах ударение.

  1. Вариант

Алфавит

Аристократия

Баловать

Гренки

Закупорить

Камбала

Коклюш

Металлургия

Оптовый

Тефтели

  1. Вариант

Агрономия

Агент

Борющийся

Гусеница

Заржаветь

Кашлянуть

Красивее

Мускулистый

Осведомить

Фольга

Слайд 6.

Грамматическая задача

 Запишите русские пословицы, в которых упоминаются числа один, два, три, семь, семеро, сто.

Слайд 7.

Слова-перевертыши.

Вариант 1

Я по полену бью, звеня,

Дровами на зиму снабжаю,

Когда ж с конца прочтут меня,

Я недовольство выражаю.

(топор-ропот)

Вариант 2

По дороге, по пути

Весело качу,

Но с конца меня прочти –

Ножик  наточу.

(колесо-оселок)

Слайд 8.

«Одним словом»

Выразите смысл фразеологических оборотов одним словом.

Вариант 1

  1. Завязать дружбу.
  2. Прийтись по вкусу.
  3. Держать путь.
  4. Вылетело из головы.
  5. Пустить корни.
  6. Как снег на голову.
  7. Спустя рукава.

Вариант 2

  1. Не вешать нос.
  2. Поднять на смех.
  3. Перемывать косточки.
  4. Навострить лыжи.
  5. Не сносить головы.
  6. Клевать носом.
  7. На живую нитку.

Слайд 9.

«Метаграммы»

Метаграмма — это загадка, по условию которой из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, получается новое слово.

Ты меня, наверное, знаешь:

Я в сказке Пушкина герой.

Но если л на н мне сменишь,

Сибирской стану я рекой.

(Елисей, Енисей)

С б мучительной бывает,

С м одежду пожирает,

С р актеру я нужна,

С с для повара важна.

(боль, моль, роль, соль)

Слайд 10.

«Назови одним словом»

  1. Ярлык, табличка с надписью на каком-либо предмете.
  2. Вид соревнования в беге.
  3. Крупное соединение судов военно-морского или воздушного флота.
  4. Широко распространившаяся болезнь.
  5. Команда корабля, самолёта, танка.
  6. Организованный вывоз людей, имущества в безопасное место.
  7. Себялюбивый человек.
  8. Хозяйственная жизнь страны, общества.
  9. Посещение, поездка, путешествие группы лиц со специальной целью.
  10.  Очень срочный, спешный, неотложный.
  11.  Упругий, гибкий.
  12.  Изысканный, изящный.
  13.  Научное справочное пособие по всем отраслям знаний.
  14. Сокращенное название эскадренного миноносца.
  15. Железнодорожный состав для массовых дальних перевозок.

Этикетка, эстафета, эскадра, эпидемия, экипаж, эвакуация, эгоист, экономика, экскурсия, экстренный, эластичный, элегантный,  энциклопедия, эсминец, эшелон.

Слайд 11.

«Шарады»

     Шарада – это загадка, заключающаяся в том, что загаданное слово состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть самостоятельным словом.

Вариант 1

Жилище – первый слог,

 затем идёт предлог,

а в целом я огромная

и называюсь…

(домна)

Вариант 2

Мой первый слог – число с нулями,

У всех людей – последних два,

А вместе – догадайтесь сами:

Всем городам она глава.

(столица)

Слайд 12.

Загадки-шутки для  болельщиков.

     Мы заказали несколько рисунков для нашей викторины одному художнику. Оказалось, что он иностранец  и ещё плохо владеет русским языком. Вот что у него получилось. Объясните, в чём состоят его ошибки.

           Прислонился.                            Нахлебница.

             Наследник.                                  Грабитель.

Слайд 13.

 В чём ошибка?

Вариант 1

1. На собрании были разобраны много важных вопросов.

2. Все восхищались его умению рисовать.

Вариант 2

  1.  До начала сеанса остались всего пять минут.
  2. Я побежал и отнял от него рогатку.

Слайд 14.

Анаграммы

Вариант 1

Задачу ты решишь свободно:

Я – небольшая часть лица.

Но прочитай меня с конца –

Во мне увидишь что угодно.

(нос-сон)

Вариант 2

Географию со мною

Изучают в школе дети.

Дай порядок букв иной –

И найдёшь меня в буфете.

(атлас-салат)

Слайд 15.

Что лишнее?

Вариант 1

  1. В дороге Гринёва и Савельича застал снежный буран.
  2. На площади собралось тысяч пять человек народа.

Вариант 2

  1. У ворот стоял пожилой старик.
  2. Муму очень сильно привязалась к Герасиму.

Слайд 16.

Игра «Прятки»

Найдите спрятавшихся животных в стихотворных строчках.

Лучше умственной зарядки

Нет для взрослых и детей:

Кто играет с нами в прятки,

Тот становится умней.

Найдите спрятавшихся животных.

Промчались летние деньки,

Увянут скоро васильки.

Дышать легко, закат пылает,

Прохладный вечер наступает.

Знакома рыбам тень моя,

Над гладью рек танцую я.

Подведение итогов

— Итак, жюри подводит итоги.

Слайд 17.