Урок-игра для учащихся 5-6-х классов «Час занимательного русского языка»

Цели:

  1. Проверить знания и умения учащихся 5-6 классов по
    общим вопросам русского языка.
  2. Развивать творческое воображение учащихся,
    используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать
    познавательный интерес школьников.
  3. Воспитывать чувство коллективизма, любви к
    русскому языку, умение находить выход из трудных ситуаций.

Оборудование: презентация, плакаты.

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры…

Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является

не праздным занятием от
нечего делать, но насущной необходимостью.
»

А.И.Куприн

«Язык, великолепный наш язык,

Речное и степное в нем раздолье,

В нем клекоты орла и волчий рык,

Напев и звон, и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,

Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.

Березовая роща. Свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крышам.»

К. Бальмонт

Ход игры

I. Представление команд.

Команда 1.

Мы отвечаем дружно,

И здесь сомнений нет:

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

Команда 2.

И пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнование:

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

Команды отдают жюри свои эмблемы, произносят названия и девизы.

II. Разминка.

Ведущий: Ответьте, о ком или о чем говорится.

  • «Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей.
    (Дневник.)
  • Что такое ручкохранилище? (Пенал.)
  • Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)
  • Его долгожданный звук является божественной музыкой для не
    выучившего урок школьника. (Звонок.)
  • Как называется школьный известняк? (Мел.)
  • Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь
    топором». (Ластик.)
  • Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)
  • Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)
  • Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного
    на бумаге? (Корень.)
  • Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)
  • В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт
    таяния снега? (В О да.)
  • Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкин
    призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)

III. Основная часть.

Конкурс 1. Постижение народной мудрости.

Ведущий: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык –
самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество
пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор
создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и
употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной,
интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив
соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании
могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.

  • Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)
  • Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)
  • У него глаза велики. (У страха.)
  • Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)
  • Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)
  • Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)
  • Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (Кашу –
    «сапоги каши просят».)

Конкурс 2. «Что это? Кто это?»

Ведущий: В этом конкурсе вам предстоит решить кроссворд.

Подготовленные ученики читают стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова»:

Всему название дано

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.

Они слышны и здесь и там,

На улице и дома:

Одно давно привычно нам,

Другое – незнакомо…

Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!

Ведущий: Ответьте на вопросы: что это? кто это?

Этот автор спит в портфеле,

Этот пони – день недели.

Этот плот – из полотна,

Этот рак сильней слона,

Эта марка ест бананы,

Этот сыр – с лесной поляны. (Слайд 7)

Ответы:

  • Авторучка.
  • Понедельник.
  • Полотенце.
  • Трактор.
  • Мартышка.
  • Сыроежка.

Конкурс 3. Расставьте гласные.

Ведущий: Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого
словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.

Дети:

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

Ведущий: А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам
конструкциях, например так, как показано на доске. (Слайд 9)


Букву Е

БРТ – БеРеТ

СВР – СеВеР

ВР – ВееР

КЛЩ – КЛеЩ

Команды получают задание на карточках:



Букву О

КН – окно

ГРХ – горох

КЛКЛ – колокол

ТПТ – топот

БЛТ – болт

ПКЙ – покой

ГРН – горн

ТРН – трон

КРК – окорок

ГЛТК – глоток

Букву У

СД – суд

ШРП – шуруп

КСС – уксус

КСТ – куст

БРНДК – бурундук

Букву А

БРН – баран

ТК – атака

РФ – арфа

МРК – марка

СТР – астра

КРМН – карман

БРК – барак

ШЛШ – шалаш

ФНТ – фант

ШРМ – шрам, шарм

Букву И

ПРЗ – приз

PC – рис

ЛЛЯ – лилия

ФЛН – филин

PC – ирис

Конкурс 4. Редактор.

Ведущий: В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить
предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в
каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.

Ведущий раздает командам тексты:


  • Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.)
  • Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей
    школе.)
  • У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.)
  • Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих
    спортсменов. (Из-за.)
  • Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками. (У чего четыре
    ножки?)
  • Она уверена в свои силы. (Уверена в своих силах.)

Конкурс 5. Устная речь.

Подготовленные ученики читают стихотворение В.Шефнера «Устная речь»:

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность –

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

Ведущий: В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание в
левой части доски с его объяснением в правой. (Слайд 12)


  1. Не ударить в грязь лицом.
  2. Держать себя в руках.
  3. Мелькнуть, как молния.
  4. Игра не стоит свеч.
  5. Стрелять без промаха.
  6. Во что бы то ни стало.
  7. Не находить себе места.
  8. Вешать голову.
А. Занятие, которое себя не оправдывает.

Б. Обязательно.
В. Очень быстро.

Г. Точно в цель.

Д. Сохранять самообладание.

Е. Показать себя с лучшей стороны.

Ж. Быть в состоянии большого волнения.

З. Огорчаться.

Ответы: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.

Конкурс 6. Найди ошибки.


Карточка.

Я шол полестной дарошке в
диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок
малинофки.

У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От
опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки
паслос стадо.

Ведущий: Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и
грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим
уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.

За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.

Конкурс 7. Веселая грамматика».

Подготовленные ученики читают стихотворение О.Высоцкой:

Существительное – школа,
Просыпается – глагол.

С прилагательным веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье,

Бьет числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,

Их нам надо повторять

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах!

А потом

У теплой печи

Повторяем
Части речи!

Ведущий: Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных
образуйте имена существительные. (Слайд 15)


  • храбрый
  • сильный
  • гордый
  • мудрый
  • грубый
  • веселый
  • умный
  • крепкий

  • смелый
  • добрый
  • болтливый
  • богатый
  • хвастливый
  • ленивый
  • бедный

IV. Подведение итогов.

Пока жюри подводит итоги, учащиеся разыгрывают сценку.

Лингвистическая шутка «Несуразные вещи».

— Здравствуй!

— Привет!

— Что ты несешь?

— Несу разные вещи.

— Несуразные? Почему они несуразные-то?

— Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу
мел…

— Что не сумел?

— Отстань.

— Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то?

— Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.

— Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?

— Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет».
Понадобится, значит.

— Вот оно что…

— А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно
ищет.

— Тамарка?

— Ага.

— И ничего, симпатичная?

— Красивая! Зеленая такая.

— То есть как?

— Зеленого цвета.

— Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?

— У кого волосы?

— Да у Тамарки-то.

— Что-о?!

— Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».

— Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял?
Зеленая такая… Там арка нарисована.

— Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да?
Так бы и говорил!

— Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована!
Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.

— Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.

— А ну тебя…

— Да! Стой, стой!

— Ну, что еще?

— Привет передавай.

— Кому?

— Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

V. Объявление результатов.
Награждение победителей.

Презентация к уроку

Сборник «Занимательные задания на уроках русского языка в 5 классе»

Сборник «Занимательные задания на уроках русского языка в 5 классе»

Данный сборник предназначен для занятий по pycскому языкy в 5 клаcce в качестве дополнительного занимательного материала. Материал может быть актуален для использования и в классах с государственным языком обучения.

Цель предлагаемого пособия – помочь учителю стимулировать у учащихся учебно-познавательную мотивацию и потребность в познании, развивать у них умение и желание самостоятельно добывать знания, пробудить живой интерес к предмету, а также решить некоторые вопросы, связанные с постановкой и осуществлением развивающих задач обучения.

В пособии подобран занимательный материал, который способствует развитию памяти, умственных способностей и творческих возможностей учащихся, развитию их мышления.

Задания сборника представлены несколькими разделами: «Кроссворды», «Весёлая игротека», «Ребусы», «В мире фразеологии»

Содержание разделов соответствует программе предмета в 5 классе и предполагает применение в качестве занимательных заданий и творческих задач при изучении разделов «Культура: язык и общение», «Живые организмы: растения», «Миp вoкруг нас: тpанспopт и инфрастpyктyра», «Мир профессий». Также уместным будет использование материалов при изучении других разделов на различных этапах урока в качестве заданий, направленных на усвоение и закрепление, повторение изученного по лексике и фразеологии, орфографии, морфемике.

Пособие может применяться на уроках и внеклассных мероприятиях. Оно также может стать предметом занятий в кружках, факультативных курсах.

ФИО автора:Савченко Лариса Ивановна

Автор публикации

0

Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 08-01-2020

Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему: Урок-игра в 5 классе «Час занимательного русского языка»

Урок-игра для учащихся 5 «А» класса  «Час занимательного русского языка»

                     Учитель Горбанева Е.А.

Цели:1).  Проверить знания и умения учащихся 5 класса по общим вопросам русского языка.

2)  Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать познавательный интерес школьников.

3)  Воспитывать чувство коллективизма, любви к русскому языку, умение находить выход из трудных ситуаций.

Оборудование: презентация,

                «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры…
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является
не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью»

А.И.Куприн

                                   Ход игры

1)класс делится на 2 команды, выбирают капитанов.

Задание КОНКУРС КАПИТАНОВ

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

(нос)

  • Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

(уши)

  • Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

(язык)

I. Разминка

Учитель

-Ответьте, о ком или о чем говорится.

-«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)

-Что такое ручкохранилище? (Пенал.)

-Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)

-Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)

-Как называется школьный известняк? (Мел.)

-Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)

-Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)

-Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)

-Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)

-Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)

-В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В О да.)

-Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкин призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)

Слайд

— Сколько в круге существительных? Какие еще части речи?

ЯРМО,  МОСТ,  СТОЛ,  ТОЛЬКО,  КОТ, ТИК,  КУСОК, УС,   СОК,   ОКОЛО,  КОЛ,   ЛОСЬ,

II. Основная часть.

Конкурс 1. Постижение народной мудрости

Учитель: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.

-Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)

-Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)

-У него глаза велики. (У страха.)

-Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)

-Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)

-Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)

-Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (Кашу – «сапоги каши просят».)

Конкурс 2. «Что это? Кто это?»

Ведущий: Ответьте на вопросы: что это? кто это?

Этот автор спит в портфеле,       (авторучка)
Этот пони – день недели.     (понедельник)
Этот плот – из полотна,        (полотенце)
Этот рак сильней слона,       (трактор)
Эта марка ест бананы,           (мартышка)
Этот сыр – с лесной поляны.

Понедельник.

Конкурс 3. Редактор.

Ведущий: В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.

Ведущий раздает командам тексты:

  • Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.)
  • Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.)
  • У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.)
  • Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.)
  • Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками. (У чего четыре ножки?)
  • Она уверена в свои силы. (Уверена в своих силах.)

Конкурс 4.

Ведущий: В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание в левой части доски с его объяснением в правой.

  1. Не ударить в грязь лицом.
  2. Держать себя в руках.
  3. Мелькнуть, как молния.
  4. Игра не стоит свеч.
  5. Стрелять без промаха.
  6. Во что бы то ни стало.
  7. Не находить себе места.
  8. Вешать голову.

А. Занятие, которое себя не оправдывает.
Б. Обязательно.
В. Очень быстро.
Г. Точно в цель.
Д. Сохранять самообладание.
Е. Показать себя с лучшей стороны.
Ж. Быть в состоянии большого волнения.
З. Огорчаться.

Ответы: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З

Конкурс 5. Найди ошибки.

Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки.
У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.

Проверка

Ведущий: Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.

За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.

III.             Подготовленные учащиеся разыгрывают сценку.

Лингвистическая шутка «Несуразные вещи».

— Здравствуй!
— Привет!
— Что ты несешь?
— Несу разные вещи.
— Несуразные? Почему они несуразные-то?
— Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел…
— Что не сумел?
— Отстань.
— Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то?
— Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
— Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
— Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
— Вот оно что…
— А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
— Тамарка?
— Ага.

— И ничего, симпатичная?
— Красивая! Зеленая такая.
— То есть как?
— Зеленого цвета.
— Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
— У кого волосы?
— Да у Тамарки-то.
— Что-о?!
— Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
— Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.
— Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил!
— Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.
— Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
— А ну тебя…
— Да! Стой, стой!
— Ну, что еще?
— Привет передавай.
— Кому?
— Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

IV.   Подведение итогов урока.

 

Час занимательного русского языка для 5 класса

Час занимательного русского языка

(Внеклассное занятие для учащихся 5 класса)

Цели:

· обучающая: углубить и расширить кругозор учащихся о языке;

· развивающая: развивать и укреплять навыки мышления, повышать грамотность учащихся;

· воспитательная: прививать любовь к родному языку.

Вступительное слово учителя.

С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Ребенком мы засыпаем под мелодичное звучание бабушкиных сказок. А ведь сказка – это язык. Вы ходите в школу. В речах учителя, на страницах книг развертывается перед вами огромная Вселенная, отраженная в словах. Вы узнаете о том, что было сто и даже тысячу лет назад. И все это благодаря родному языку. Вот как писал о русском языке в своём стихотворении поэт А. Яшин:

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч!..

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Чем больше человек познаёт мир, тем больше он открывает в нём нового, и всё новое соответственно называет словами. Весь познанный мир отражается в словарном составе языка.

А какая наука изучает язык? Из каких разделов она состоит?

Орфографическая разминка:

  1. В каком слове сорок А? (сорока)

  2. В каких словах по сто согласных? (стол, стог, стоп)

  3. Как можно превратить слово мел в мелкое место? Угол – в топливо? Шест – в число? (сделать мягким конечный согласный)

  4. Что нужно сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? (сделать К звонким)

  5. Как можно превратить слово семя в слово семья?

  6. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? Вопросы-шутки:

  1. Чем заканчивается день и ночь?

  2. Что стоит посередине ЗЕМЛИ?

  3. Чем кончается лето и начинается осень?

  4. Какой город летает? (Орел)

  5. Какая земля никогда не старится? (Новая Земля)

  6. Какое государство можно носить на голове? (Панама)

Послушайте басню. Попробуйте разрешить спор знаков. Нужны ли они и где должны стоять?

— Не чересчур ли ты добряк? –

Так знаку Мягкому промолвил Твердый знак.

-Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

_- Кто б говорил, но ты б уж промолчал! –

Знак Мягкий Твердому на это отвечал.

— Ты тверд и груб, как суховатый дуб.

Давным-давно пора ,как букву ЯТЬ,

Тебя из азбуки изъять…

— Друзья! Ваш разговор – никчемные слова, —

Услышав этот спор, сказала буква А,

— Вы оба хороши, достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте.

Какой раздел науки о языке изучает слово как часть речи?

Продолжите предложение:

Одно из главных мест в нашей речи занимает…( имя существительное)

Правильно! Почти каждое второе слово является существительным.

А что обозначает имя существительное? (предмет в широком смысле слова)

Что без меня предметы? Лишь названья.

А я приду –

Все в действие придет,

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

О какой части речи идет речь? (о глаголе)

Что называется глаголом? Для чего нужны глаголы?

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

Какую же часть речи можно приложить к имени существительному, чтобы ему стало жить радостнее, веселее? ( имя прилагательное)

В самом названии – имя прилагательное – уже содержится намек на то, что слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Имена прилагательные « прилагаются» к именам существительным и во всем с ними согласуются. В чем именно? (в роде, числе, падеже)

Приведите примеры.

Многоликие слова. Загадки.

Я от солнца, от огня, яркий луч несет меня,

Но бывает смысл иной: весь огромный шар земной. (свет)

Я – все то, что есть на свете, все народы на планете,

Мой омоним – враг войны, друг труда и тишины. (мир)

В тетради я бываю косая и прямая; в другом своем значении

Я – планка для черчения,

И, наконец, порю в шеренгу вас построю. (линейка)

Блиц-опрос:

  1. Синоним к слову интересный (занимательный)

  2. Антоним к слову зной. (холод)

  3. Вершина горы – какое значение у слова? (прямое)

  4. Вершина славы — какое значение у слова? (переносное)

  5. Однозначное или многозначное слово гардероб? ( многозначное)

Загадки-складки.

Он на вокзале есть всегда, к нему приходят поезда,

Двойное Р содержит он, а называется.. (перрон)

Загадка эта нелегка: пишусь всегда через два К.

И мяч, и шайбу клюшкой бей, а называюсь я … (хоккей)

На большие расстояния мчится он без опоздания,

Пишется в конце два С, называется … (экспресс)

Слова, слова… Их так много! Они живут себе поживают, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания. Существуют например три отдельных слова – заткнуть, за, пояс. Из них может родиться устойчивое сочетание. Какое? (Заткнуть за пояс). Как оно будет называться? (фразеологизм)

Соберите фразеологизмы:

Душа в пятки…

Без … в голове

Семи … во лбу

Как … в масле

Мерить на свой …

Намылить …

Как кур … в

Хоть … на голове теши

На … не проведешь

царя

сыр

аршин

шею

пядь

ушла

кол

мякина

ощип

Рефлексия.

Мне понравилось…

Мне удалось…

Я доволен … (не доволен) собой

Закончить наше занятие я хочу словами из стихотворения Н. Белко «Русский язык»

На свете много стран больших

И много малых есть,

И для народностей любых

Язык свой – это честь.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот по-русски говорю

Уже двенадцать лет.

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден и могуч

И грозен для врагов.

Материалы занимательного урока русского языка в 5 классе «Лингвистические головоломки»

Урок — игра русского языка в 5 классе (День открытых дверей в лицее)

Тема: Лингвистические головоломки.

Цель: 1. Систематизировать лингвистические знания детей, полученные в течение учебного года.

2. Продемонстрировать гостям умения обучающихся в различных областях лингвистики.

Форма: Урок-игра

Оборудование: Мультимедийные средства

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент.

Добрый день, друзья! У нас сегодня необычный урок русского языка. Мы сегодня … поиграем, поупражняем наш мозг лингвистическими головоломками. И вы, и ваши гости убедитесь, что русский язык можно, несомненно, считать гимнастикой ума! (записать число)

Для начала давайте поясним нашим гостям, что значит «лингвистические» головоломки. (слайд 2)

Кто мне объяснит лексическое значение слова лингвистика?

Следовательно, мы сегодня будем решать головоломки, которые задает нам наука о языке.

Записали в тетрадях число.

Наука о языке

Основной этап (Вступление)

Вначале было слово. Так говорится в Библии. Слово объединяет людей, делает их ближе друг другу. Умение владеть словом делает человека человеком. Люди всегда осознавали значимость слова. Не случайно в фольклоре так много пословиц, посвящённых ему. (Слайд 3) Прочитайте пословицы, записанные на доске. Прокомментируйте их.

(Слайд 4) По мысли писателя Ф.М.Достоевского, само слово – «великое дело». И наше с вами «дело» на уроке – это работа со словом, словесные игры, которые помогут нам поближе познакомиться со словом как единицей языка, покажут его поистине неисчерпаемые возможности.

Чем больше слово освоено в языке, тем больше у него «родственников». Подберите однокоренные слова к главному слову нашего урока.

(Работа с словообразовательными парами и цепочками на слайде 5. Способы словообразования)

В древнерусском языке слово – это дар речи, смысл, поучение, письмо. Один из первых письменных памятников древнерусской литературы так и называется «Слово о полку Игореве». (слайд 6)

Ласковым словом и камень растопишь.

Слово не стрела, а сердце насквозь разит.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь!

Слово – словарь, словесный, словарный, злословить…

Практическая часть

Само слово – загадка.

Со словом можно играть и, играя, познавать.

Из чего состоит каждое слово? … слоги – из букв. Одна буква может полностью изменить слово. (Слайд 7)

  1. «Замени букву». (Пример: сода – сова)

ВОСК — ЩИТ — ОБОД —

МОТ — РОЗА — РАЗ –

2. Это была разминка! Отлично! Продолжаем напрягать свои извилины.

«Превращалки».

Нужно «превратить» рожь в муку, заменяя каждый раз по одной букве. Вы должны это сделать за 5 ходов. Есть подсказки

3. «Хвостоглав» (слайд 8)

Перед тобою в столбике слова,

Хвост одного – другому голова.

Ну, например, корова и овал.

Попробуй, постарайся, угадай.

Ме…олад

Обы…ка

Са…он

К сведению. (слайд 9-дополнительный материал!)

Обратите внимание на следующие слова: казак, шалаш. Это палиндромы. В чём их особенность? Конечно, они одинаково читаются и справа налево, и слева направо. Есть целые фразы, подчиняющиеся этому закону.

Кит на море романтик.

Коту тащат уток.

4. «Собери слова» (слайд 10)

(устно, делают пометки на листах)

Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах

1)      Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники).

2)      Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).

3)      Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка).

4)      Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).

5. «Лингвистическая арифметика» (слайд 11)

Вы все умеете производить различные арифметические действия с числами: сложение, вычитание, умножение, деление. Попробуйте прочитать слово, складывая и вычитая буквы.

РКВИ – Р + ТАК + Н – К + ЦМИ – М + Я = … (КВИТАНЦИЯ)

6. « Лексические перевертыши» (слайд 12)

Слово обладает способностью соединяться с другими словами в словосочетания и предложения. Ведь общаемся мы с вами при помощи предложений, так как именно они заключают в себе законченную мысль. Предложения можно построить по-разному в зависимости от того, к кому и с какой целью мы обращаемся, какие слова и в каком порядке мы используем. Например: Старушка имела животное булыжного цвета. – Жил-был у бабушки серенький козлик.

Преобразуйте предложения в хорошо всем известные строчки.

  1. Трио молодых особ занималось рукоделием после захода солнца у отверстия со стеклом. — ….( Три девицы под окном пряли поздно вечерком).

  2. На плантации зелёных насаждений появилось новое чудо, пригодное для встречи нового года. — … (В лесу родилась ёлочка)

  3. Женщина пожилого возраста была владелицей пары жизнерадостных птиц. — … ( Жили у бабуси два весёлых гуся.)

  4. В зарослях мелких растений расположилось зелёное насекомое. — … (В траве сидел кузнечик.)

7. (слайд 13) Несколько слов, перемешавшись, могут образовать новое слово. Например: КОЖА + ВОРОН = ЖАВОРОНОК

«Космическая смесь»

  1. СОМ + РОК + ДОМ = … (КОСМОДРОМ)

  2. ОМ + КЕТА = … (КОМЕТА)

  3. РЕ + КАРТ = … (КРАТЕР)

  4. КАЛИТКА + ГА = … (ГАЛАКТИКА)

Из слогов

ЛОСК-КИТ-ОВОД

РОТ-КОЗА-РАК

Рожь – ложь – ложа – лужа – лука – мука.

МеШОКолад

обыЧАЙка

саРАЙон

Рефлексия

Вот и подошло к концу наше занятие. Надеюсь, ребята, вам понравилось постигать языковые тайны! (слайд 14)

Спасибо всем за сотрудничество. Успехов вам на пути познания.

Вы в тайны слова проникайте вновь и вновь,

И пусть не только любопытство вами движет,

Пусть вас направит в поиске любовь,

А с ней родное слово станет ближе.

Из опыта проведения нестандартных уроков по русскому языку в 5-м классе

Повторение и обобщение материала – очень важный этап в закреплении знаний у ребят по тому или иному разделу русского языка. На основании своего многолетнего опыта преподавания русского языка я пришла к выводу о необходимости завершения сложных тем нетрадиционными уроками (урок-путешествие, урок-соревнование, урок-игра и т. д.). Поэтому я разработала систему нестандартных уроков повторения и систематизации материала по русскому языку в пятых – седьмых классах. Ведь в один — два урока повторения и обобщения невозможно включить всё, что изучалось. Не следует забывать и возрастные особенности ребёнка: в 10 – 11 лет тяжело заниматься однообразной работой, как бы учитель ни старался сделать урок интересным и доступным. Поэтому в 5-м классе я провожу нестандартные уроки по повторению следующих тем:

“Фонетика и графика”. Урок-путешествие в историю русской азбуки: “Такой незнакомый знакомый алфавит”. Урок проводится почти в начале темы “Фонетика и графика”. Это благодатный материал для решения многих задач: изучение истории русской азбуки, которую не все дети хорошо знают, и подчас имена Кирилла и Мефодия оказываются пустым звуком для них; “лишние” буквы и их исчезновение из алфавита; реформы в области русского алфавита и так далее. Этот урок позволяет детям совсем по-другому взглянуть на изучаемую тему “Фонетика”, а самое главное, возникает интерес к тому, что делаем на уроке. А учитель этого и добивается.

“Лексика”. Урок-КВН (повторение и обобщение знаний).

“Словообразование”. Урок-игра (повторение и систематизация знаний по теме).

“Морфология и орфография” (Имя существительное, Прилагательное и Глагол). Три больших темы в разделе “Морфология и орфография” дают мне право выбора формы и темы нестандартного урока исходя из способностей детей, их интереса к теме и т.д. В одном 5-м классе я провожу урок по глаголу, с другими пятиклассниками работаем по теме “Имя существительное” или “Имя прилагательное”.

В качестве примера привожу урок-игру по теме “Словообразование и орфография” (повторение и обобщение знаний), проведённый в 5-м классе в 2005-2006 учебном году. Данный урок-игра был составлен по традиционной программе изучения русского языка в 5-м классе (учебник под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. “Русский язык. 5 класс” Москва, “Просвещение”, 2004).

Класс был небольшой, 15 учеников, что позволило составить две команды для игры. Класс общеобразовательный, в нём собраны дети с разными способностями – и сильные ученики, и слабые, и “середнячки”. Это был третий урок в учебном году из числа нестандартных, и уже были видны первые серьёзные результаты: желание ребёнка не подвести свою команду, ответить правильно, получить хорошую оценку. Главное – не было равнодушных.

ХОД УРОКА.

Цели урока:

  • повторить и обобщить изученный материал по теме “Словообразование и орфография”;
  • развивать у детей любознательность и интерес к предмету.

Оборудование: карточки с напечатанными материалами для работы на уроке, таблица приставок и суффиксов, два листа ватмана со словами для морфемного анализа, магнитофон с музыкальными записями.

Оформление доски: на доске изображены военный форт и ведущие к нему две разноцветные (жёлтая и зелёная) тропы; на каждой тропе точками обозначены препятствия, которые придётся преодолевать командам для достижения цели – взятия форта; в начале каждой тропы – тотемы команд (символы животных).

Вступительное слово учителя. Организация игры.

Сегодня мы будем играть на уроке в старую детскую игру – в индейцев. Но боевые топоры бросать не будем, за скальпами охотиться тоже не будем. Наша игра в индейцев – это игра по русскому языку. Мы будем вспоминать и закреплять правила по теме “Словообразование и орфография”, изучение которой только что закончили. Класс делится на две группы, два племени: делаверы и омоги. Вождем племени делаверов будет В.М., и звать его Белое Перо. Вождём омогов станет В.К., и имя его будет Соколиный Глаз. Задача каждого племени пройти через испытания, то есть выполнить определённые задания по русскому языку, добраться до форта бледнолицых и добыть там для себя пятёрки или четвёрки.

Далее учитель обращает внимание на оформление доски. Племя делаверов будет двигаться к форту по жёлтой тропе. Их тотем – дикобраз. Омоги – по зелёной тропе. Дикий кабан – тотем омогов.

Учитель представляет жюри. В него входят старшеклассники. Ребята будут подсчитывать баллы за каждое состязание и подводить итоги.

Учитель. Начинаем урок. Слышите, стучат барабаны? (на 20 – 30 секунд включается запись боевых индейских барабанов). Но это не призыв к войне, а приглашение к мирным состязаниям.

— Племя делаверов, готово? – Да!

— Племя омогов, готово? – Да!

— Тогда начинаем.

1 состязание. И начинаем мы с устной разминки. Вожди племён, вы должны поприветствовать друг друга. Кто знает больше этикетных слов и выражений, тот получит больше баллов. За каждое приветствие – 0,5 балла.

Примерные этикетные слова и выражения.

  • Здравствуйте.
  • Рад вас видеть (приветствовать).
  • Добро пожаловать.
  • Я так рад вам.
  • Доброе утро (день, вечер).
  • Привет.
  • Здорово.
  • Лёгок на помине.
  • Моё почтение.
  • Приветствую вас.
  • Салют.
  • Позвольте приветствовать вас.
  • Доброго здоровья (здоровьица).
  • Наше вам.
  • Здравия желаю.
  • И т.д.

Учитель. Молодцы, с заданием вы справились. Двигаем тотемы вперёд по зелёной и жёлтой тропе к следующему состязанию.

2 состязание. Хорошо ли вы знаете морфемный разбор слова? Перед вами на доске листы ватмана со словами. От каждого племени к доске выходит по одному представителю для разбора слов по составу.

ДелаверыОмоги
ДрачливыйЛебёдушка
СеребристыйПригородный
ЗаговоритьСбежать
ПодсказкаЗагадка
МедленноБесстрашно

Жюри оценивает работу. Каждое правильно разобранное слово – 1 балл. За ошибки баллы снимаются.

[Комментарии в скобках. К морфемному разбору слов на уроках нужно, с моей точки зрения, обращаться постоянно. Ведь многие правила русского языка связаны с умением детей “видеть” морфемный состав слова (например, то же правописание приставок на з-, с-), что формирует у ребёнка способность подбирать однокоренные слова, развивает желание сравнивать, обобщать, делать вывод. Морфемный разбор слов заставляет ученика думать, а не просто машинально делить слово на морфемы.]

Учитель. Идут индейцы дальше по тропе и чувствуют, что уводит их тропка в сторону от намеченной цели. Сбились они с пути! Чтобы выбраться снова на правильную дорогу, нужно выполнить самое трудное задание.

3 состязание. Учитель раздаёт карточки с напечатанным текстом сказки В.А. Сухомлинского “Дед Осенник”. Нужно вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

“В ч_рном лесу живет дед Осенник. Он спит на сухой листве и ч_тко прислушивается к ш_роху леса и пению птиц. Как только услышит грус_ную песню журавлей – курлы-курлы, поднимается и говорит

Пришло моё время.

Бе_страшно выходит из лесу дед Осенник. Где пройдёт, там листья становятся ж_лтыми. Выходит дед на опушку садит_ся прислоняет_ся к дубу расч_сывает бороду и тихо что–то поёт. Это не песня, а осенний ветер. Когда он поёт, его борода р_стёт разв_вается по ветру. Вот она прот_нулась на лугу. Луг _делался серым.

Осенний туман говорят люди. Они и не догадываются, что это борода деда Осенника.”

Карточки сдаются на проверку жюри. Пока старшеклассники проверяют работы и готовятся подвести итоги за три предыдущих состязания, учитель с ребятами продолжает работать по тексту.

— Читаем текст вслух.

— Определим тему текста и его основную мысль.

— Тип и стиль текста.

— Найдём в тексте слова со знакомыми орфограммами, которые изучались в теме “Словообразование и орфография”. Объясним их.

Жюри подводит итоги и определяет по количеству баллов лидирующее “племя”. Звучат победные барабаны. Тотемы на доске продвигают вперёд.

[Комментарии в скобках. Для работы классу была предложена сказка В.А. Сухомлинского “Дед Осенник”. На этом тексте учениками решались не только пунктуационные и орфографические задачи по теме, но проводилась первоначальная работа над анализом текста. Текст сказки не так прост, как кажется на первый взгляд. Анализ даже небольшого текста на уроках русского языка – это работа на перспективу. Ребенок учится чувствовать красоту русского слова, анализировать текст (определять тему и основную мысль, тип и стиль текста, способ связи предложений, умение членить его на абзацы). И в итоге ученик со временем учится создавать свой текст, то есть писать сочинения на разные темы.]

Учитель. На пути индейцев к форту встретилась бурная горная река, в которой водится золотая форель. Поймаем эту рыбу и двинемся дальше. Итак, игра “Рыбалка”.

4 состязание. К доске выходят поочерёдно по одному представителю “племени”. Они с помощью игрушечной удочки “вылавливают” из “аквариума” записки с вопросами по теме.

Примерный перечень вопросов.

  1. Назови морфемы слова.
  2. Что такое корень (приставка, суффикс)?
  3. Какая буква — о или е — пишется, как правило, в корне слова после шипящих?
  4. Назови слова-исключения из правила “Правописание приставок на з-, с-”.
  5. Перечисли корни с чередующимися гласными о//а.
  6. Вспомни и расскажи правило “Правописание букв и — ы после ц ”.
  7. И т.д.

Каждый правильный ответ жюри оценивает 1 баллом. Тотемы на доске передвигают вперёд к следующему препятствию.

Учитель. Первый музей в России был открыт в эпоху Петра Первого. Это была Кунсткамера, где было собрано много редких, необычных и интересных предметов. Сейчас каждое из “племён” попытается тоже создать свой музей, музей слов. Создавать новые слова будем с помощью редко употребляемых приставок и суффиксов.

5 состязание. На доске вывешивается таблица приставок и суффиксов.

ПриставкиСуффиксы
Архи--ени (е)
Пра--ер (ёр)
Сверх--навт
Контр- (против)-иц (ниц)
Экс- (бывший)-ищ
Вице- (2-е лицо) 

С помощью этих приставок и суффиксов дети придумывают и записывают слова. Жюри оценивает ответы и подсчитывает баллы за 4-е и 5-е состязания. Объявляется лидирующее “племя”. Тотемы на доске передвигаются вперёд.

[Комментарии в скобках. Урок обобщения материала должен обязательно включать, с моей точки зрения, и повторение теоретической части темы. Изучение языка основывается на трёх “китах”: твёрдое знание правил, выполнение упражнений для закрепления этих правил, постоянная работа со словарными словами для расширения словарного запаса ученика и повышения его грамотности. В процессе игры ученик забывает, что должен вспоминать скучные правила, он хочет хорошо ответить, не подвести, поэтому чаще всего дети, заранее подготовившись дома, отвечают неплохо.

Когда же дети приступают к созданию своего “музея” слов, обнаруживается “болезнь” многих: мало читают. Это сказывается на игре, потому что иногда слова с данными суффиксами и приставками подбираются не сразу. Мало читаешь – мало знаешь. На это учитель обратит ещё раз внимание учеников при разборе урока.]

6 состязание. Учитель предлагает детям послушать отрывок из книги шведской писательницы Сельмы Лагерлёф “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”.

“Города не было. Нильс увидел, как погружается в морскую пучину циферблат башенных часов. Стрелки их сошлись на цифре “12”. Мелькнул купол городского цирка. Панцири воинов на крепостной стене сверкнули последний раз, и всё исчезло. Нильс уцепился за камень и привстал на цыпочки, чтобы посмотреть, не уцелело ли что-нибудь. Но было поздно. Как театральная декорация уезжает за кулисы, город ушёл под воду”.

Учитель.

— С какой орфограммой текста будем работать? (и – ы после ц).

— Я буду читать текст по предложению, а вы поднятием сигнальных карточек ци – цы должны показать правильное написание слов на это правило.

Жюри оценивает работу учеников. За допущенные ошибки снимает баллы. Тотемы продвигаются вперёд.

Учитель. Друзья, уже близок форт. Последнее состязание – и цель будет достигнута.

7 состязание. Каждое племя прошло по своей тропе. Пришла пора прощаться. Вспомним, с помощью каких этикетных слов люди прощаются друг с другом. Кто больше назовёт таких слов и выражений, тот получит больше баллов (за каждое выражение – 0,5 балла).

Примерные этикетные слова и выражения.

  • Желаю удачи.
  • До свидания.
  • В добрый путь.
  • Счастливого пути.
  • Позвольте откланяться.
  • Счастливо оставаться.
  • До скорого.
  • Бывай.
  • Имею честь откланяться.
  • Жму вашу руку.
  • Пока.
  • Звоните.
  • Спокойной ночи.
  • Прощай.
  • Всего доброго.
  • Будьте здоровы.
  • Не поминайте лихом.
  • И т.д.

Жюри подсчитывает количество баллов за 6-е и 7-е состязания, подводит общий итог за всю игру и объявляет победителя. Победившее “племя” получает пятёрки, отставшее “племя” – четвёрки. Звучат победные барабаны.

[Комментарии в скобках. Шестое состязание было посвящено только одной орфограмме: правописанию букв иы после ц. Это правило в процессе изучения темы оказалось трудным для слабых детей. Поэтому я посчитала необходимым повторить её на небольшом отрывке из книги о любимом герое Нильсе, о котором многие с удовольствием читали.

Седьмое задание “закольцовывало” урок. Уж если мы начали урок со слов приветствия, то и закончить необходимо было словами прощания, что расширяло знания ребят об этикетных словах.]

После урока остается чувство удовлетворения. Главное, что в процессе таких уроков идёт прочное закрепление материала. Детям нравятся такие уроки, они хотят получать хорошие оценки, хотят чувствовать себя на высоте. И это важно. Но тревожит, что ученики мало читают, следовательно, не очень грамотные. Привить вкус к чтению, а значит, способствовать повышению грамотности учащихся – вот к чему должен ст

Занимательный урок русского языка в 5 классе.


НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА


Занимательный урок русского языка в 5 классе.

Занимательный урок русского языка в 5 классе.


«Язык – это история народа.  Язык – это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.  А. И. Куприн»

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. А. И. Куприн»


Разминка

Разминка


Сколько имён существительных можно прочитать в круге.   О Т Л С Ь О К М О Р Т Я И Ь К С У О С Л О О К

Сколько имён существительных можно прочитать в круге.

О

Т Л

С Ь

О К

М О

Р Т

Я И

Ь К

С У

О С

Л О

О К


Конкурс №1  Постижение народной мудрости.

Конкурс №1 Постижение народной мудрости.


Что означают устаревшие слова?  Вершок Ржа  Кушак  Сафьяновый  Яхонт  Невод  Розги  Бричка  Кляча Пищаль

Что означают устаревшие слова?

Вершок Ржа

Кушак

Сафьяновый

Яхонт

Невод

Розги

Бричка

Кляча Пищаль


Конкурс 2.  «Что это? Кто это?»

Конкурс 2. «Что это? Кто это?»


Этот АВТОР спит в портфеле, Этот ПОНИ(Е) – день недели. Этот ПЛОТ – из полотна, Этот РАК сильней слона, Эта МАРКА ест бананы, Этот СЫР – с лесной поляны.  А    В    Т    О    Р П    О    Н    И П    Л    О    Т Р    А    К М   А    Р    К    А С   Ы   Р

Этот АВТОР спит в портфеле,

Этот ПОНИ(Е) – день недели.

Этот ПЛОТ – из полотна,

Этот РАК сильней слона,

Эта МАРКА ест бананы,

Этот СЫР – с лесной поляны.

А    В    Т    О    Р

П    О    Н    И

П    Л    О    Т

Р    А    К

М   А    Р    К    А

С   Ы   Р


Подчеркните грамматическую основу  в следующих предложениях:   Встречающие вышли на перрон.  Думаю о тебе всегда.  Свобода – это осознанная  необходимость.  Рассвело.

Подчеркните грамматическую основу

в следующих предложениях:

Встречающие вышли на перрон.

Думаю о тебе всегда.

Свобода – это осознанная

необходимость.

Рассвело.


Конкурс №3.  «Редактор»

Конкурс №3. «Редактор»


Найди ошибки в школьных сочинениях

Найди ошибки в школьных сочинениях

  • Я одел пальто и пошел гулять.
  • Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками.
  • У дороги стоял пожилой гриб.
  • Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов.
  • Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками.
  • Она уверена в свои силы.


Конкурс №4  Средства   выразительности речи  Фразеологизмы

Конкурс №4

Средства выразительности речи

Фразеологизмы


Замени одним словом фразеологизм.  Валится из рук - ?  Голыми руками взять - ?  Дать по рукам - ?  Дать руку на отсечение - ?  Из рук в руки - ?   Лёгкая рука - ?  Мастер на все руки - ?  Подать руку - ?

Замени одним словом фразеологизм.

Валится из рук — ?

Голыми руками взять — ?

Дать по рукам — ?

Дать руку на отсечение — ?

Из рук в руки — ?

Лёгкая рука — ?

Мастер на все руки — ?

Подать руку — ?


Соедините фразеологическое сочетание в левой части с его объяснением в правой.   1. Не ударить в грязь лицом.  2. Держать себя в руках.  3. Мелькнуть, как молния.  4. Игра не стоит свеч.  5. Стрелять без промаха.  6. Во что бы то ни стало.  7. Не находить себе места.  8. Вешать голову.  А. Занятие, которое себя не оправдывает.  Б. Обязательно.  В. Очень быстро.  Г. Точно в цель.  Д. Сохранять самообладание.  Е. Показать себя с лучшей стороны.  Ж. Быть в состоянии большого волнения.  З. Огорчаться.

Соедините фразеологическое сочетание в левой части с его объяснением в правой.

1. Не ударить в грязь лицом. 2. Держать себя в руках. 3. Мелькнуть, как молния. 4. Игра не стоит свеч. 5. Стрелять без промаха. 6. Во что бы то ни стало. 7. Не находить себе места. 8. Вешать голову.

А. Занятие, которое себя не оправдывает.

Б. Обязательно. В. Очень быстро. Г. Точно в цель. Д. Сохранять самообладание. Е. Показать себя с лучшей стороны. Ж. Быть в состоянии большого волнения. З. Огорчаться.


Проверка

Проверка

  • 1-Е
  • 2-Д
  • 3-В
  • 4-А
  • 5-Г
  • 6-Б
  • 7-Ж
  • 8-З


Конкурс №5  «Найди ошибки»

Конкурс №5

«Найди ошибки»


Найдите ошибки в тексте   Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки.  У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.

Найдите ошибки в тексте

Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки. У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.


Проверьте   Я ш ё л по_ле сн ой д о ро ж ке в д е ревню. Мес т ность была мне знакома. В ч а ще леса слышался г оло сок малино вк и.  У опушк и м ель кали голубые_колоко ль чики, белы е ромашки на высокой но ж к е . От опушк и к д е ревн е т я нулась п о ляна. За п ол яной с и нела ре чк а. Около ре чк и паслос ь стадо.

Проверьте

Я ш ё л по_ле сн ой д о ро ж ке в д е ревню. Мес т ность была мне знакома. В ч а ще леса слышался г оло сок малино вк и. У опушк и м ель кали голубые_колоко ль чики, белы е ромашки на высокой но ж к е . От опушк и к д е ревн е т я нулась п о ляна. За п ол яной с и нела ре чк а. Около ре чк и паслос ь стадо.


Лингвистическая шутка  «Несуразные вещи»

Лингвистическая шутка

«Несуразные вещи»