Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1, упр. 408 с. 191

408. Изложение. Прочитайте текст и скажите, какие краски потребовались бы вам, если бы вы захотели изобразить на полотне то, что увидел писатель из окна дома.

Озаглавьте каждую часть словами текста, выражающими её основную мысль. Запишите эти заголовки. Назовите слова, употреблённые в переносном значении. Определите, от какого лица — первого или третьего — вы будете излагать текст. В четвёртом, пятом и шестом предложениях второй части текста объясните знаки препинания.

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер ветер, умер глумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошёл к окну — за стёклами всё было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка качнулась, с неё посыпался снег.4 Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом снова всё стихло. <…>

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

(К. Паустовский)


План:

1. “Необыкновенная тишина” (“Странное ощущение”, “Мёртвая тишина”).

2. “За стёклами всё было снежно и безмолвно” (“А снег всё сыпался”).

3. “Земля была нарядная” (“Земля похожа на застенчивую невесту”).


Слова, употреблённые в переносном значении: мёртвая тишина; умер дождь, умер ветер, умер глумливый, беспокойный сад; ровный свет; одинокая луна; стеклянный дождь; нарядная земля.

Художественный стиль.

Знаки препинания:

В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг. (сложное предложение).

Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду (сложноподчинённая связь).

Ветка качнулась, с неё посыпался снег. (сложное предложение).

Ветка качнулась, с неё посыпался снег.4
                                     –·–·–·–

(повеств., невоскл., сложное (1) ветка качнулась, 2) посыпался снег).

Ответы по русскому языку. 5 класс. Учебник. Часть 1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А.

Ответы по русскому языку. 5 класс

4.9
/
5
(
10

голосов
)

Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Учебник №1, упр. 149, с. 75

149. Прочитайте текст и озаглавьте его так, чтобы заголовок отражал основную мысль. Понимаете ли вы разницу в значении слов гордость, зазнайство, высокомерие? Используя памятку на с. 192, напишите сжатое изложение.

В своём изложении подчеркните главные члены в любых трёх предложениях.

Пень-зазнайка

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

— Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришёл старик — поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

— Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали. 

(В. Катаев)


Гордость — 1) чувство собственного достоинства, самоуважения; 2) чувство удовлетворения от осознания достигнутых успехов, чувство превосходства в чём-либо.

Зазнайство — слово, близкое по значению к слову высокомерие, употребляется в разговорной речи.

Высокомерие — уверенность в своём превосходстве, надменное, пренебрежительное отношение к окружающим.

Настоящая гордость основывается на действительных успехах, реальных заслугах, делах и поступках. Высокомерие и зазнайство — на мнимых, выдуманных. 

Сжатое изложение:

Пень-зазнайка

В лесу стоял большой старый пень. Приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше. Возгордился пень, решил, что он в лесу самый главный. Пень хотел, чтобы деревья тоже кланялись ему, но те молчали в своей гордой осенней красоте. Рассердился, раскричался старый пень: “Кланяйтесь мне! Я ваш царь!”

Прилетела синичка и защебетала: “Никакой ты не царь, а просто старый пень. И люди тебе не кланяются, а ищут опёнки., да и тех не находят!”

Или: 

В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес люди с корзинками и наклонялись возле него. Решил пень, что люди ему кланяются, возгордился этим и велел деревьям тоже ему кланяться. Но деревья стояли молча в своей гордой красоте. Это рассердило пень, и он стал кричать на деревья. Тут прилетела синичка и объяснила пню, что он обыкновенный старый пень, а люди просто искали вокруг него грибы.

Ответы по русскому языку. 5 класс. Учебник. Часть 1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А.

Ответы по русскому языку. 5 класс

3.9
/
5
(
21

голос
)

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему «Сжатое изложение»

Конспект урока

Предмет: русский язык Школа Класс 5

Учебник: русский язык6 класс Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова

Изложения рассчитано на 2 урока.

Тема урока: написание выборочного изложения …

Цель урока: обучение написаниюподробного изложения.

-обучающие:

1)формирование умения понимать смысл и главную идею текста;

2)формирование умения передавать содержание текста грамматически и стилистически верно;

3)продолжать формировать умение отбирать из текста нужную информацию и как можно точно передавать содержание нужной части текста;

-развивающие:

1)способствовать развитию устной и письменной речи;

2)способствовать развитию связной речи;

3)развитие логического мышления;

4)развитие слуховой памяти;

5) развитие орфографической зоркости;

-воспитательные:

  1. воспитывать интерес к литературным произведениям;

  2. воспитыватьлюбовь к Родине;

Оборудование: орфографические словари, текст изложения

Литература:текстА. С Пушкина «Дубровский» фрагмент из 3 главы от слов «Выехав из деревни, поднялись они…», до слов: «…в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника»;учебник Русский язык 6 класс Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова; методическая литература: методика русского языка/ Под ред. Баранова-М:Просвещение, 1998.

План урока

1 урок

1.Орг.момент

3 мин.

Прив. слово

Целевая установка на восприятие звучащего текста

Оформление тетради

2. Подготовка к восприятию текста

7 мин.

Вступительная беседа

3. Знакомство с текстом

3 мин.

Установка на слушание текста

4. Анализ текста

Беседа о теме и основной мысли

6 мин.

Чтение текста по частям

Составление плана текста

Языковой разбор

Устный пересказ текста (2-3 чел.)

9 мин.

15 мин

2 урок

5. Итоговое восприятие текста

.

2 мин.

Прием:чтение текста учителем

6. Написание изложения на черновике

20 мин.

Прием: целевая установка учителя

7. Написание чистового варианта изложения. Поведение итогов урока

23 мин.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Орг. Момент

  1. Подготовка к восприятию текста

Жанр речи учителя:прив. слово , целевая установка на восприятие звучащего текста.

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста! Проверьте готовность к уроку. На столах у вас должны быть письменные принадлежности, тетрадь и черновик.

Сегодня нам предстоит написать выборочное изложение.

Давайте оформим тетради. Откройте тетрадь, запишите дату, вид работы- выборочное изложение по

Жанр речи учителя: слово учителя

Эпиграф:«Путь к познанию родной истории, ее героев, путь к познанию жизни и природы – это путь к свету, путь к патриотизму, столь важному в наши смутные, богатые разными событиями дни, путь к прекрасному» – вот девиз писателя А.С Баркова, по его рассказу мы напишем сегодня изложение.

Александр Сергеевич Барков родился 2 октября 1935 года в Москве.

А.С окончил педагогический институт, работал учителем биологии и литературы в сельской школе, член Союза писателей России.

Также Барков является автором более 50 книг для юношества и взрослых. Его книги посвящены сокровенным граням сознания и личности человека – истории и природе. Среди них: «Снег идет», «Бельчонок на плече», «А на дворе весна», «У Чистых прудов», «Березовый свет», «На ранней зорьке», и.т.д

Исторические повести и рассказы Александра Баркова всегда основаны на реальных событиях и фактах, которые для него важнее всяких вымыслов.
Главным предметом своего художественного изображения писатель взял Родину, ее героическое прошлое, духовный мир родного русского народа.

Глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Оформление тетради

Учитель заранее раздает черновики

3.Знакомство с текстом

4.Анализ текста.

2 урок

5.Итоговое восприятие текста.

6. Написание изложения.

7.Написание чистового варианта изложения.

Как вы уже поняли, многие произведения А. С Баркова посвящены природе. Наш текст тоже будет связан с природой. Это будет повествовательный текст.

-Вспомните в чем заключаются особенности повествовательного текста?

-Правильно, ребята.

Установка на слушание:

А сейчас послушайте внимательно задание!

Я прочту текст. Ваша задача внимательно слушать. Определить смысл текста, запомнить героев рассказа, понять, что за событие с ними произошло. После прочтения мною текста мы обсудим как вы поняли рассказ. Приготовились, внимательно слушаем.

Учитель читает текст.

Беседа по тексту:

— Итак, вы послушали текст. Как вы поняли о чем он?

-Хорошо, кто были главные герои, как вы поняли?

-Правильно.

-Как вы думаете, какая основная тема, мысль этого текста?

-Молодцы!

-Какие чувства у вас вызвал этот рассказ, понравился ли он вам и почему?

-Хорошо, мне тоже очень понравился этот текст.

Составление плана текста, чтение по частям, языковой разбор:

Установка на работу:

-Хорошо, ребята, вы поняли тему текста, основную мысль.

Теперь давайте выделим основные части текста, озаглавим их и составим план. Параллельно мы будем отмечать трудные слова, сложные предложения, в которых вы можете сделать ошибки.

-Итак, как вы думаете на сколько частей можно разделить этот текст?

-На какие?

-Хорошо, давайте проверим ваше предположение и прочитаем по частям. Каждую часть озаглавим.

Учитель читает 1 часть :

Было это в Сибири. Поднимались мы с другом на скалу. Часа два прошло, пока мы наконец до перевала добрались.

-Можно ли выделить этот фрагмент?Как его озаглавить?

-Хорошо. Я запишу на доске план.

Первый пункт нашего плана называется «Дорога на перевал».

Что вы будете писать в этой части?

Какие опорные слова вам нужно запомнить, чтобы воспроизвести эту часть?

Вы должны помнить, что имена собственные пишутся с большой буквы. Как вы будете писать слово «Сибирь»?

-Правильно, запомните!

Так же, вы должны обратить внимание на запятые. Мы с вами прошли тему «сложные предложения», «обособление однородных членов предложения», поэтому будьте внимательны! Какие синтаксические особенности сложных предложений и предложений с однородными членами вы помните?

-Молодцы, хорошо.

Запомните, что слово «перевал» пишется с приставкой «пере»

Читаю следующий фрагмент:

Я посмотрел вниз и замер. Прямо под нами на прибрежной лужайке резвились медвежата. Вот один догнал другого и начал бороться с ним. Изловчился и ножку ему подставил. А тот прямо через голову кувыркнулся и с обрыва в реку полетел. Плюхнулся в воду и угодил в быстрое течение. Завертело беднягу, закрутило. Братец перепугался, завыл от страха.

-Как можно озаглавить эту часть?

-Хорошо, я записываю второй пункт плана на доске.

Что вы напишите в этой части?

-Какие опорные слова можно запомнить?

-Хорошо, в этом отрывке нужно обратить внимание на большое количество однородных членов предложения. Будьте внимательны. Правило мы повторили.

Как пишется слово «прибрежный»? Почему?

-Запомните!

— Во второй части обратите внимание на слово «завертело», оно пишется через «е». Какое проверочное слово?

-Правильно!

Метод: языковой анализ

Читаю третью часть:

На голос медвежонка прибежала медведица. Увидела сынка в беде, с ревом бросилась в воду и поплыла наперерез. Схватила сынка за шиворот, вытащила на песок. А медвежонок лежит, не шелохнется.Медведица стала его теребить да по бережку катать. Вскоре пловец очухался, вскочил на задние лапы и к братцу стал карабкаться. А мать ему помогает, сзади подталкивает. Тут мой друг не выдержал да как крикнет: «Вот молодчина!»А медведица повернулась в нашу сторону, рявкнула и заспешила с медвежатами в частый кедровник.

-Как можно озаглавить этот фрагмент?

-Хорошо. О чем здесь вы напишите?

— Послушайте внимательно. Какая сложность есть в этом фрагменте? Какое предложение?

-Правильно! Давайте вспомним схему оформления прямой речи.

Я запишу ее на доске. В нашем случае слова автора стоят до или после прямой речи?

-Молодцы, вы все помните! Я записала схему на доске.

— Медвежонок пишется через «о» ! Почему?

-А все знают, что значит слово «рев»?

— Правильно!

-Мы встретили такое интересное слово, «очухался»?

-Хорошо!

— Как пишется слово «кедровник»?

-Слово карабкаться пишется с гласными а! Это слово я запишу на доске.

Хорошо, ребята, мы с вами составили план, он записан на доске. Проанализировали части текста. Обсудили сложные орфограммы, в которых можно совершить ошибки, актуализировали лексическое значения слов. Помните, что на доске схема предложения с прямой речью и сложные слова, где вы можете допустить ошибку. Будьте внимательны при написании!

Устный пересказ:

А теперь, ребята, давайте попробуем устно пересказать текст. У нас перед глазами план. Мы только что проанализировали части текста. ( Учитель спрашивает 2-3 человек с пересказом текста)

-Хорошо, ребята, отдыхайте, на следующем уроке мы продолжим.

Мы с вами разобрали текст, составили план изложения. Теперь

я читаю вам текст в последний раз! Больше читать не буду! Слушайте внимательно! После прочтения, вы начнете работу в черновике.

Готовы?

Чтение учителем текста.

Можете приступать к работе. Сначала оформляем в черновике! Все услышали? На работу с черновиком я даю вам 20 минут. Приступайте и будьте внимательны.

Время работы с черновиком вышло. Приступайте к написанию чистового варианта изложения. Пишем аккуратно, разборчиво! За 5 мин до конца урока вы должны сдать тетрадь.

Поведение итогов:

Итак, ребята, сегодня мы с вами написали подробное изложение повествовательного текста! Вы поняли, что для того чтобы написать красивый, связный текст, нужно внимательно слушать!

Уметь выделять смысловые части, а так же развивать правописные умения. Спасибо вам за работу, до свидания!

— В нем рассказывается о каком-то событии, случае. Такой текст включает в себя много глаголов.

Глобальное, оценочное слушание

— В рассказе «Доигрались» повествуется о том, как два друга, оказавшись на природе, встретили играющих между собой медвежат. Один медвежонок, играя, упал со скалы в реку. Медведица, услышав рев своего медвежонка, бросилась за ним. И спасла его.

-Два друга. Два мальчика.

— Основная идея текста- материнская любовь.

В тексте ярко показана любовь медведицы к своим медвежатам. Как она без страха и сомнения прыгнула в реку спасать свое дитя, хотя тоже могла погибнуть.

-Это рассказ вызвал у меня чувство страха за медвежонка и восхищение мамой-медведицей.

-Мне понравился этот рассказ он очень добрый.

-А мне понравились мальчики. Один из них, когда медведица спасла медвежонка,

крикнул : «Вот молодец!»Значит он добрый мальчик.

Слушание установки.

— На 3 части!

— На то как мальчики добираются до перевала.

-Часть, где они встретили медвежат и увидели их игру.

-На спасение медвежонка.

-Да! Дорога на перевал!

-Что случай произошел в Сибири. С двумя мальчиками. Они добирались до перевала.

Сибирь. Поднимались. Скала. Друг. Часа два. Добрались. Перевал.

— С заглавной буквы!

— Сложные предложения состоят из двух грамм. основ, поэтому в сложном предложении будет запятая, которая отделяет эти основы.

— Однородные члены предложения, если не связаны союзом «и», разделяются запятыми.

— Опасная игра медвежат.

— О том, как играли медвежата и один из них, заигравшись, упал в реку.

— Посмотрел. Замер. Лужайка. Медвежата. Резвились. Борьба. Упал. Река.

— С приставкой «при»! Потому что при береге.

-Вертится!

— Спасение медвежонка. Материнская любовь.

— О том, как медведица спасла медвежонка. И как мальчики были этому рады.

— Предложение с прямой речью.

— До! После слов автора ставится двоеточие, а дальше в кавычках прямая речь. С большой буквы.

— Потому что в суффиксе, после шипящей под ударением пишется «о» !

-Это вой животного!

-Это значит пришел в себя!

— Через «е», проверочное слово кЕдр!

Устный пересказ текста. (2-3 человека)

Слушание.

Работа с черновиком.

Написание чистового варианта изложения.

ДОИГРАЛИСЬ

Было это в Сибири. Поднимались мы с другом на скалу. Часа два прошло, пока мы наконец до перевала добрались.

Я посмотрел вниз и замер. Прямо под нами на прибрежной лужайке резвились медвежата. Вот один догнал другого и начал бороться с ним. Изловчился и ножку ему подставил. А тот прямо через голову кувыркнулся и с обрыва в реку полетел. Плюхнулся в воду и угодил в быстрое течение. Завертело беднягу, закрутило.Братец перепугался, завыл от страха.

На голос медвежонка прибежала медведица. Увидела сынка в беде, с ревом бросилась в воду и поплыла наперерез. Схватила сынка за шиворот, вытащила на песок. А медвежонок лежит, не шелохнется.Медведица стала его теребить да по бережку катать. Вскоре пловец очухался, вскочил на задние лапы и к братцу стал карабкаться. А мать ему помогает, сзади подталкивает. Тут мой друг не выдержал да как крикнет: «Вот молодчина!» А медведица повернулась в нашу сторону, рявкнула и заспешила с медвежатами в частый кедровник.

(По А. Баркову) 

Хороший вариант изложения:

ДОИГРАЛИСЬ

Это было в Сибири. Поднимались мы с другом на скалу. Только через два часа мы добрались до перевала.

Я посмотрел вниз и замер. На прибрежной лужайке играли медвежата. Один догнал другого и начал бороться с ним. Подставил ему ножку, а тот через голову кувыркнулся и с обрыва в реку полетел. Упал в воду и угодил в быстрое течение. Завертело бедного медвежонка, закрутило.Братец испугался, завыл от страха.

Медведица услышала вой медвежонка и прибежала. Увидела сынка в беде, с ревом бросилась в воду и поплыла наперерез. Схватила сынка за шиворот, вытащила на песок. А медвежонок лежит, не шелохнется. Медведица стала его теребить, по берегу катать. Медвежонок очухался ( пришел в себя) , стал на задние лапы и к братцу стал карабкаться. А мать ему помогает, сзади подталкивает. Тут мой друг не выдержал да как крикнет: «Вот молодчина!» А медведица повернулась в нашу сторону, рявкнула и побежала с медвежатами в частый кедровник.

Обучающее изложение по рассказу Г.А. Скребицкого (презентация к уроку русского языка в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской)


Обучающее изложение по рассказу Г.А. Скребицкого (презентация к уроку русского языка в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской)  Шерстобоева Т.Л.,  учитель русского языка и литературы

Обучающее изложение

по рассказу Г.А. Скребицкого

(презентация к уроку русского языка в 5 классе

по учебнику Т.А. Ладыженской)

Шерстобоева Т.Л.,

учитель русского языка и литературы


Обучающее изложение  по рассказу Г.А. Скребицкого

Обучающее изложение по рассказу Г.А. Скребицкого


Цели урока:

Цели урока:

  • уяснить роль плана в раскрытии темы высказывания;
  • подготовиться к подробному изложению.


Что такое изложение? Письменный пересказ. Как проводится пересказ (изложение)? Учитель читает текст, а потом все пишут и стараются написать так же хорошо, как это сделано у писателя. Стараются изложить то, что услышали. Отсюда название – изложение.

  • Что такое изложение?
  • Письменный пересказ.
  • Как проводится пересказ (изложение)?
  • Учитель читает текст, а потом все пишут и стараются написать так же хорошо, как это сделано у писателя. Стараются изложить то, что услышали. Отсюда название – изложение.


Что означает написать подробное изложение? Задача подробного изложения – воспроизвести содержание текста, пересказать его точно, полно, последовательно, стараясь раскрыть тему высказывания так, как это сделано автором, стараясь по возможности сохранить языковые особенности текста.

  • Что означает написать подробное изложение?
  • Задача подробного изложения – воспроизвести содержание текста, пересказать его точно, полно, последовательно, стараясь раскрыть тему высказывания так, как это сделано автором, стараясь по возможности сохранить языковые особенности текста.


Сегодня мы будем писать изложение по тексту Г.А.Скребицкого. С какой целью мы пишем изложения? Передавая чужой текст, мы развиваем нашу речь.

  • Сегодня мы будем писать изложение по тексту Г.А.Скребицкого.
  • С какой целью мы пишем изложения?
  • Передавая чужой текст, мы развиваем нашу речь.


«…расширял границы на-шего представления о том пре-красном в природе, что помо-гает нам лучше видеть свою Родину и горячо любить ее. Любовь к природе была у него неиссякаемым источником ве-ликой любви к Родине».  Вл. Архангельский  Георгий Алексеевич Скребицкий

«…расширял границы на-шего представления о том пре-красном в природе, что помо-гает нам лучше видеть свою Родину и горячо любить ее. Любовь к природе была у него неиссякаемым источником ве-ликой любви к Родине».

Вл. Архангельский

Георгий Алексеевич Скребицкий


Вот названия некоторых книг Г. Скребицкого: «С ружьем и без ружья», «Про наших птиц», «Лесное эхо», «Веселые ручьи»,«Друзья моего детства», «Листопадник», «Лесной голосок»…

Вот названия некоторых книг Г. Скребицкого: «С ружьем и без ружья», «Про наших птиц», «Лесное эхо», «Веселые ручьи»,«Друзья моего детства», «Листопадник», «Лесной голосок»…


Внимательно прослушайте рассказ и скажите: О ком и чём говорится в тексте?

  • Внимательно прослушайте рассказ и скажите:
  • О ком и чём говорится в тексте?


Хитрый заяц

Раз со мною произошёл такой случай.

Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?


Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!»  Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.

Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.

  • (По Г. А. Скребицкому.)


Словарная работа Гончая. Охотничья соба- ка особой породы Впиться. Крепко, глубо- ко проникнуть, вонзить- ся во что-н. (перен.: при- стально , не отрываясь начать смотреть на ко- го-н.) Вырубка. Место, где вы- рублен лес.

Словарная работа

Гончая. Охотничья соба-

ка особой породы

Впиться. Крепко, глубо-

ко проникнуть, вонзить-

ся во что-н. (перен.: при-

стально , не отрываясь

начать смотреть на ко-

го-н.)

Вырубка. Место, где вы-

рублен лес.


Беседа Удачно составленный план отражает основное содержание текста, последовательность событий, по хорошему плану можно догадаться, о чём пойдёт речь в тексте, какова тема высказывания. Назовите основные действия в развитии события. Как начинается текст? Как оканчивается? Связаны ли между собой начало и окончание текста?

  • Беседа
  • Удачно составленный план отражает основное содержание текста, последовательность событий, по хорошему плану можно догадаться, о чём пойдёт речь в тексте, какова тема высказывания.
  • Назовите основные действия в развитии события.
  • Как начинается текст?
  • Как оканчивается?
  • Связаны ли между собой начало и окончание текста?


О ком и чём говорится в тексте? Каким оказался заяц? Найдите основную мысль текста. Тема: Заяц. Основная мысль: Хитрость зайца. Как можно озаглавить текст?

  • О ком и чём говорится в тексте?
  • Каким оказался заяц?
  • Найдите основную мысль текста.
  • Тема: Заяц.
  • Основная мысль: Хитрость зайца.
  • Как можно озаглавить текст?


Беседа о тексте Какого типа речи прочитанный текст? Докажите. Какой вопрос можно задать к тексту? План 1) Гончие выследили зайца. 2) Заяц пропал. З) «Не выдавай меня!» 4) Охотник пощадил зайца. - Можно ли догадаться по плану, о чём пойдёт речь в тексте?

Беседа о тексте

  • Какого типа речи прочитанный текст?
  • Докажите. Какой вопрос можно задать к тексту?

План

1) Гончие выследили зайца.

2) Заяц пропал.

З) «Не выдавай меня!»

4) Охотник пощадил зайца.

— Можно ли догадаться по плану, о чём пойдёт речь в тексте?


Правильно ли поступил охотник, опустив ружье? Ведь он пошел на охоту. Как бы вы оценили рассказ, если бы он заканчивался так: «Хотя и близко сидел заяц, но я все-таки выстрелил, не будь, косой, таким простофилей! Меня не обманешь, на то я и охотник?» - Чему учит рассказ? От чьего лица ведётся повествование?

  • Правильно ли поступил охотник, опустив ружье? Ведь он пошел на охоту.
  • Как бы вы оценили рассказ, если бы он заканчивался так: «Хотя и близко сидел заяц, но я все-таки выстрелил, не будь, косой, таким простофилей! Меня не обманешь, на то я и охотник?»
  • — Чему учит рассказ?
  • От чьего лица ведётся повествование?


Беседа о тексте - Какое заглавие выберем, почему?

Беседа о тексте

— Какое заглавие выберем, почему?

  • Случай на охоте.
  • Как я охотился.
  • Хитрый заяц.


Заглавие «Случай на охоте» пригодно для многих рассказов такого типа, оно универсально и не выражает идеи, потому что в нем нет оценки этого случая. Заглавие «Как я охотился» неточно, потому что вслед за ним ожидается рассказ о процессе охоты. Оно, как и первое, не имеет оценки, оно нейтрально. Третье заглавие («Хитрый заяц») отражает и тему, и идею рассказа, потому что речь идет именно о хитром зайце: не будь он хитрым - не было бы и рассказа.

  • Заглавие «Случай на охоте» пригодно для многих рассказов такого типа, оно универсально и не выражает идеи, потому что в нем нет оценки этого случая.
  • Заглавие «Как я охотился» неточно, потому что вслед за ним ожидается рассказ о процессе охоты. Оно, как и первое, не имеет оценки, оно нейтрально.
  • Третье заглавие («Хитрый заяц») отражает и тему, и идею рассказа, потому что речь идет именно о хитром зайце: не будь он хитрым — не было бы и рассказа.


Языковой разбор текста - Прочитайте текст, проследите за тем, что и как говорит автор, какие он использует слова, словосочетания, предложения, чтобы более точно, ярко и выразительно рассказать о том, что случилось с ним на охоте.

Языковой разбор текста

— Прочитайте текст, проследите за тем, что и как говорит автор, какие он использует слова, словосочетания, предложения, чтобы более точно, ярко и выразительно рассказать о том, что случилось с ним на охоте.


Языковой разбор текста Раз со мною на охоте произошёл такой случай. - Как можно сказать иначе? - Как-то, однажды. - Автор использует разговорное слово раз , которое больше соответствует стилю всего текста.

Языковой разбор текста

Раз со мною на охоте произошёл такой случай.

— Как можно сказать иначе?

— Как-то, однажды.

— Автор использует разговорное слово раз , которое больше соответствует стилю всего текста.


Языковой разбор текста Отправился я на охоту за зайцами. - Сказуемое отправился – на первом месте в предложении, за зайцами – в конце предложения. Почему?  - Такой порядок слов позволяет подчеркнуть, что будет рассказано не просто об охоте, а о случае с зайцем.

Языковой разбор текста

Отправился я на охоту за зайцами.

— Сказуемое отправился – на первом месте в предложении, за зайцами – в конце предложения. Почему?

— Такой порядок слов позволяет подчеркнуть, что будет рассказано не просто об охоте, а о случае с зайцем.


Языковой разбор текста Я стал на дорожке и жду. - Жду – в конце предложения. Почему? - Этим подчёркивается состояние ожидания. Ещё раз об этом же читаем дальше. Подождал, подождал…  - О чём говорит повтор слова? - О длительности ожидания охотника.

Языковой разбор текста

Я стал на дорожке и жду.

— Жду – в конце предложения. Почему?

— Этим подчёркивается состояние ожидания. Ещё раз об этом же читаем дальше.

Подождал, подождал…

— О чём говорит повтор слова?

— О длительности ожидания охотника.


Языковой разбор текста - Какие глаголы употребил писатель, «рисуя» действия собак? («… нашли … и погнали», «гоняют», «носятся … нюхают … не разберутся», «искать».)  - Найдите два вопросительных пред-ложения, передающих растерянность, недоумение охотника. (Куда же он девался? Куда зайцу на поляне спрятаться?)

Языковой разбор текста

— Какие глаголы употребил писатель, «рисуя» действия собак?

(«… нашли … и погнали», «гоняют», «носятся … нюхают … не разберутся», «искать».)

— Найдите два вопросительных пред-ложения, передающих растерянность, недоумение охотника.

(Куда же он девался? Куда зайцу на поляне спрятаться?)


Языковой разбор текста - Какие глаголы использует автор для описания действий зайца? («не выбегает»,«спрятаться», «притаился», «впились», «просят».) - Что же увидел автор в глазах зайца? (Мольбу, просьбу.) - Заяц доверился человеку, поверил в его доброту, и это вызвало у охотника жалость к зайцу.

Языковой разбор текста

— Какие глаголы использует автор для описания действий зайца?

(«не выбегает»,«спрятаться», «притаился», «впились», «просят».)

— Что же увидел автор в глазах зайца?

(Мольбу, просьбу.)

— Заяц доверился человеку, поверил в его доброту, и это вызвало у охотника жалость к зайцу.


Работа по частям. Составление плана. 1 часть На сколько смысловых частей можно разделить текст? Чтение 1 части. Куда отправился рассказчик? За кем? Как вы думаете, чего он ждал? Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова.  «На охоту за зайцами». Перескажите 1 часть.

  • Работа по частям. Составление плана.
  • 1 часть
  • На сколько смысловых частей можно разделить текст?
  • Чтение 1 части.
  • Куда отправился рассказчик? За кем?
  • Как вы думаете, чего он ждал?
  • Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова.
  • «На охоту за зайцами».
  • Перескажите 1 часть.


Чтение 2 части Что делают собаки? Где? По лесной вырубке. Что это такое? А что делает заяц? Кто думает так: «Куда же он девался?» Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова. «Заяц пропал»

  • Чтение 2 части
  • Что делают собаки?
  • Где?
  • По лесной вырубке.
  • Что это такое?
  • А что делает заяц?
  • Кто думает так: «Куда же он девался?»
  • Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова.
  • «Заяц пропал»


Чтение 3 части. Куда вышел рассказчик? Что он сделал? Как вы понимаете слово замер? Поиграем в игру «Море волнуется раз, море волнуется два…» Вот такое состояние было у рассказчика, когда он увидел зайца. Почему он замер? Где притаился заяц?

Чтение 3 части.

Куда вышел рассказчик?

Что он сделал?

Как вы понимаете слово замер?

Поиграем в игру «Море волнуется раз, море волнуется два…»

Вот такое состояние было у рассказчика, когда он увидел зайца. Почему он замер?

Где притаился заяц?


Какие слова, близкие по смыслу, можно подобрать к слову притаился ? О чём просили глазёнки зайца? Глазёнки так и просят: «Не выдавай меня!» Это предложение с прямой речью. Обратите внимание на постановку знаков препинания. Как можно озаглавить часть? «Не выдавай меня!» Пересказ 3 части.

  • Какие слова, близкие по смыслу, можно подобрать к слову притаился ?
  • О чём просили глазёнки зайца?
  • Глазёнки так и просят: «Не выдавай меня!»
  • Это предложение с прямой речью. Обратите внимание на постановку знаков препинания.
  • Как можно озаглавить часть?
  • «Не выдавай меня!»
  • Пересказ 3 части.


Чтение 4 части. Какое чувство испытал рассказчик? Что сделал рассказчик? Как продолжилась охота? Какую оценку дал рассказчик зайцу? Заяц сдал экзамен на хитрость. Какое слово употребил автор, чтобы не повторять слово заяц? Озаглавьте эту часть. «Экзамен на хитрость сдан». Пересказ 4 части.

  • Чтение 4 части.
  • Какое чувство испытал рассказчик?
  • Что сделал рассказчик?
  • Как продолжилась охота?
  • Какую оценку дал рассказчик зайцу?
  • Заяц сдал экзамен на хитрость.
  • Какое слово употребил автор, чтобы не повторять слово заяц?
  • Озаглавьте эту часть.
  • «Экзамен на хитрость сдан».
  • Пересказ 4 части.


Орфографическая подготовка Поработаем над правописанием выделенных слов.

  • Орфографическая подготовка
  • Поработаем над правописанием выделенных слов.


Раз со мною на охоте произошёл такой случ а й. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на доро ж ке и жду. Гоняют зайца собаки по л е сной выру б ке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случ а йно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на в е рхушке высокого пня, притаился заяц, гл а зёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!» Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайч а т уму-разуму учит.  (По Г. А. Скребицкому.)

Раз со мною на охоте произошёл такой случ а й.

Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на доро ж ке и жду.

Гоняют зайца собаки по л е сной выру б ке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?

Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случ а йно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на в е рхушке высокого пня, притаился заяц, гл а зёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайч а т уму-разуму учит.

(По Г. А. Скребицкому.)


Пунктуационный разбор Раз со мною на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду. Гоняют зайца собаки по лесной вырубке , а заяц всё не выбегает. Куда же он девался ? Подождал , подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней , нюхают землю , никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться ? Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!» Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё , отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать , а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт , зайчат уму-разуму учит.  (По Г. А. Скребицкому.)

Пунктуационный разбор

Раз со мною на охоте произошёл такой случай.

Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке , а заяц всё не выбегает. Куда же он девался ? Подождал , подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней , нюхают землю , никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться ?

Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё , отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать , а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт , зайчат уму-разуму учит.

(По Г. А. Скребицкому.)


Сколько частей в тесте? Сколько будет красных строк?

  • Сколько частей в тесте?
  • Сколько будет красных строк?


Этап рефлексии:

  • Этап рефлексии:
  • Сегодня на уроке мне…
  • Меня особенно удивило то, что…
  • До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….
  • Было бы хорошо, если бы…
  • Мне не понравилось…


Этап рефлексии:

Литература

Литература

  • Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений.– М.: Просвещение, 2008.
  • Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1987.
  • Плёнкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста: Пособие для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Просвещение, 1988.
  • http :// www.google.ru / images?q=%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%B0+%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D1%8F&hl=ru&prmd=ivns&source=lnms&tbs=isch:1&ei=Tu4UTa6tI5Cu8QPH9Z2FBw&sa=X&oi=mode_link&ct=mode&ved=0CBAQ_AU&biw=1680&bih=959
  • http://www.google.ru/images?q=%D0%97%D0%B0%D1%8F%D1%86&hl=ru&prmd=ivns&source=lnms&tbs=isch:1&ei=k_QUTemzEsih8QOe9vTBg&sa=X&oi=mode_link&ct=mode&ved=0CBMQ_AU&biw=1680&bih=959
  • http://www.google.ru/images?q=%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B9+%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87+%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9&hl=ru&prmd=ivnso&source=lnms&tbs=isch:1&ei=HCQvTb6VJsh3sga2wOHdBw&sa=X&oi=mode_link&ct=mode&ved=0CAsQ_AU&biw=1680&bih=959
  • http://www.artes.su/wallpapers/9974ff6cae2e2b1316a2605314297f6b/7244_4.jpg

Контрольное изложение. — Русский язык


Просмотр содержимого документа

«Контрольное изложение.»

Контрольное изложение. 5 класс

Цель: проверить как сформирован навык письменной речи: умение передавать содержание текста, правильно строить предложения, умение орфографически грамотно записывать текст, соблюдая синтаксические нормы.

Вариант 1

Барсучонок

Однажды ходили мы с Джеком и Барсиком по лесу. Я грибы собирал, Джек за птичками охотился, а Барсик разных жучков, червячков под листвой отыскивал. Долго бродили и выбрались наконец на полянку. Самое хорошее место посидеть, отдохнуть.

Уселся я под куст, хотел в корзине грибы перебрать. Джек возле меня в холодок улёгся, а Барсик шуршит в кустах. Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что – то учуял.

От нас прямо к дуплистому пню побежал и давай лапами труху разгребать. Что там такое, я и не понял. Только слышу, как зажужжит, загудит кто – то. Смотрю: из дупла оса, другая, третья … целый рой. Все над Барсиком кружатся, жужжат, а ему хоть бы что. Шерсть у него густая, попробуй ужаль его! Закусил личинками и как ни в чём не бывало прямо ко мне. А осы за ним. Я корзину с грибами бросил да бежать. Джек тоже удирать пустился.

И всё – таки не удрали. Одна оса меня в шею ужалила, а другая Джека прямо в губу. Один Барсик не пострадал. Он личинками полакомился, а нам с Джеком за его лакомство расплатиться пришлось.

Вариант 2

Купание медвежат

Охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев.

Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица ис ней два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шею и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не вымыла в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его и тоже выкупала в воде.

Медвежата остались довольны купанием. Им было жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.

Анализ контрольной работы

Итоги контрольной работы

Класс

В классе учащихся

Писали работу

Отметки

Качество

Степень обученности

«5»

«4»

«3»

«2»

Итог

%

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока по русскому языку. Написание изложения по тексту ХИТРЫЙ ЗАЯЦ

Конспект урока по русскому языку (№1)

18.09.2012

Тема. РР Написание изложения по тексту «Хитрый заяц».

5 класс. Программа по русскому языку под редакцией Т. А. Ладыженской (2 урока на эту тему; данный урок – 1).

Цель – обучение изложению текста.

Задачи:

  1. Обучающая: обучать правильно понимать информацию устного сообщения.
  2. Развивающая: развивать письменную речь учащихся.
  3. Воспитательная: любовь и уважение к родному языку.

Тип урока – комбинированный.

Сетка времени

  1. Организационный момент – 2 минуты
  2. Повторение (особенности письменного пересказа) – 6 минут
  3. Чтение текста изложения – 3 минуты
  4. Работа по тексту – 25 минут
  5. Физминутка – 2 минуты
  6. Подведение итогов урока – 2 минуты
  7. Урок №2 (проводится в этот же день) – написание изложения

Оборудование: орфографические словари, толковый словарь, тетради по развитию речи, мультимедиа.

Ход урока

  1. Организационный момент: запись числа и темы (вида работы) в тетрадь.
  2. Повторение.

Ребята, как вы думаете, что такое изложение? (варианты ответов: текст, письменная речь, пересказ, письменный пересказ) Важно отметить, что сложность и особенность изложения, во-первых, в том, что это письменный пересказ.

Теперь давайте подумаем, какие трудности у нас могут возникнуть при письменном пересказе? (варианты ответов: правильно понять текст, правильно определить тему (сразу обратить внимание на определение темы (то, о чем говориться в тексте) и где тема может быть явно, четко отражена (в заглавии), важно понять, что всем этим текстом хотел сказать автор (т.е. зачем он его написал, т.е. попытаться определить идею) стараться не допускать орфографических ошибок (работа со словарем), верно понимать значение слов (работа с толковым словарем)).

Хорошо, молодцы!

  1. Чтение текста изложения.

Раз со мной на охоте произошел такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц все не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошел на полянку посмотреть, в чем дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?

Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазенки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружье, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живет, зайчат уму-разуму учит.

  1. Работа по тексту.
  1. Словарная работа.

Выявить, какие слова в тексте непонятны. Попросить ребят попытаться объяснить значение этих слов, а затем уточнить лексическое значение по словарю.

Гончие – особая порода охотничьих собак.

Уму-разуму учит – передает жизненный опыт.

Впиться — крепко, глубоко проникнуть, вонзиться во что-нибудь.

Экзамен – проверка, испытание.

ФИЗМИНУТКА

Скачут, скачут во лесочке

 Зайцы – серые клубочки

 (Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).

 Прыг – скок, прыг – скок –

 Встал зайчонок на пенек

 (Прыжки вперед – назад)

 Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

 Раз! Шагают все на месте.

 Два! Руками машут вместе.

 Три! Присели, дружно встали.

 Все за ушком почесали.

 На четыре потянулись.

 Пять! Прогнулись и нагнулись.

 Шесть! Все встали снова в ряд,

 Зашагали как отряд.

  1. Вопросы по тексту.

А. Понравился ли вам текст? О чем он? Как можно озаглавить текст? Какова тема текста? Отразилась ли она в том заглавии, которое предложили вы?

Б. Какой тип речи вы распознали? Докажите (повествование с элементом рассуждения). Примечание: у ребят обычно не вызывает сложности распознать повествование, а вот с рассуждением иногда возникают трудности, поэтому необходимо обратить внимание на ту часть текста, где есть рассуждение автора (задать дополнительные вопросы).

В. Назовите основные три части текста. Здесь целесообразно пересказать каждую часть текста. (пример ответа: один ребенок называет части текста, распределяет границы в самом тексте изложения, а другие дети (по одному) пересказывают каждую часть).

Г. Почему охотнику стыдно стало убивать зверька? Примечание: важно не позволить ребятам не выйти за границы текста.

Д. Как вы понимаете выражение «экзамен на хитрость сдал»?

Е. Что означает хитрый и умный? Это синонимы? (что такое синонимы?)

Хитрый – скрывающий свои истинные намерения, идущий непрямым, часто обманным путем к достижению цели.

Умный – обладающий развитым умом, способный к сложным рассуждениям и правильным выводам.

Ж. Как вы думаете, этот рассказ только о хитром зайце, понимающем охотнике и глупых собаках или еще о чем-то?

З. Чему учит этот рассказ? Какова идея (определить понятие) рассказа?

  1. Составление сложного плана (план составляется учащимися, записывается на доску учителем, параллельно записи делают учащиеся в тетрадь)
  1. Вступление.
  1. Гончие выследили зайца.
  1. Основная часть.
  1. Заяц пропал.
  2. «Не выдавай меня!»
  1. Заключение.

3.1.Охотник пощадил зайца.

  1. Орфографическая подготовка: случай, случайно, произошел, дорожке, лесной, вырубке, верхушка, ружье, гончих, экзамен, зайчат, уму-разуму.
  1. Подведение итогов урока.

Чем мы сегодня занимались? Зачем нам это нужно? Каково практическое применение навыка письменного пересказа?

2 урок – написание изложения.

Список использованной литературы 

План-конспект урока по русскому языку (5 класс): Конспект урока «Подготовка к контрольному изложению по тексту Г. Снегирева «Любопытные», 5 класс

Конспект урока русского языка в 5 классе.

Тема:

  • Подготовка к контрольному изложению по тексту Г. Снегирева «Любопытные».

Цель урока:

  • научить писать подробное изложение текста-повествования.

Задачи:

  • способствовать формированию навыка написания подробного изложения текста-повествования;
  • создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся;
  • способствовать развитию речи, памяти, образного, логического, критического мышления, эмоциональности учащихся;
  • воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность.

Используемые приемы: 

  • Антиципация — предвосхищение или смысловая догадка,
  • ознакомительное чтение, изучающее чтение с остановками
  • чтение с остановками,
  • двухчастный дневник,
  • ключевые слова,
  • прием «верно-неверно»,
  • игровой момент.

План урока.

1. Организационный  момент (2 мин.)

2. Актуализация знаний. Постановка задачи урока (3 мин.)

3. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала  

    Работа с речеведческим материалом. (5 мин)

4. Чтение и анализ текста (19 мин)

5. Физкульминутка (1 мин)

6. Проверка уровня запоминания. Самопроверка (2 мин)

7. Самоконтроль.  Пересказ текста с опорой на план и ключевые слова. (7 мин)

8. Подведение итогов урока. (1 мин)

Ход урока.

1. Организационный момент.

Слайд 1  Приветствие, организация внимания всех обучающихся в классе. Запись в тетради числа, наименования работы

2. Актуализация знаний. Постановка задачи урока

 

Слайд 2  Слова: излагать, изложение, изложить.

– Что их объединяет? (Однокоренные слова с чередованием гласных в корне ­лож­ – ­лаг­.)

Слайд 3   Повествование, текст, изложение.

Эти слова будут ключевыми на уроке.

– Исходя из этих ключевых слов, предположите, чем мы с вами будем на уроке заниматься? Слайд 4   (формулировка цели урока) —  (Писать изложение текста — повествования)

Да, нам предстоит подготовиться к письменному пересказу текста-повествования, т.е. написать изложение Слайд 5   (формулировка темы урока).

А прежде чем писать, что мы должны сделать? (подготовиться)

Правильно, как будет звучать тема урока? (Подготовка к подробному изложению)

3. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала. Работа с речеведческим материалом.

— А что такое изложение?  

Ответы учащихся

Слайд 6  Изложение – это вид письменной или устной работы, когда стараются передать как можно точнее и подробнее услышанный или прочитанный самостоятельно текст.

— Что такое текст?  

Ответы учащихся.

Слайд 7  Текст— это ряд предложений, связанных по смыслу и грамматически. Обладает смысловой законченностью, единой темой и идеей

— Какие существуют три типа текста?

Ответы учащихся

— Что такое описание, рассуждение повествование?

 Ответы учащихся

Слайд 8  Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата.

— А у текста может быть заголовок?

— С чем обычно совпадает название текста?

Ответы учащихся (С темой или идеей)

— Что такое тема текста? 

Ответы учащихся

Слайд 9  Тема — это то, о чём или о ком говорится в текст. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.

— Что такое идея текста?

Слайд 10  Основная мысль текста – это сжато сформулированный предмет содержания. Реализация авторского замысла, которая передает его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого. Иными словами, что хотел сказать автор, авторская позиция)

4. Чтение и анализ текста

Слайд 11  

— Текст, с которым мы будем работать, называется «Любопытные»

— Что вы можете предположить о содержании текста по его заглавию? Антиципация — предвосхищение или смысловая догадка. 

(Ответы учащихся.)

Ознакомительное чтение учителем текста Геннадия Снегирева «Любопытные».

Любопытные

Сижу я на камне и ем хлеб. А пингвины ко мне подходят и в рот заглядывают. Никак не могут понять, что это я делаю. Очень они любопытные.

Вечером я повесил умывальник на доску. Пока я его к доске прибивал, один пингвин стоял и внимательно смотрел, даже кивал головой.

Утром вышел я умываться, а к умывальнику не подойти: целая толпа пингвинов собралась. Вода из умывальника капает, а пингвины вокруг молча стоят, головы набок и слушают, как капли разбиваются о камни. Для них это, может быть, музыка.

Раз я в палатке разжёг примус. Примус шумит. Я ничего не замечаю.

Хотел выйти из палатки и не смог: у входа столпились пингвины, слушают примус. Я чай согрел и выключил примус.

Пингвины закричали, загалдели. Хотят ещё послушать. Я им примус просто так зажигал. Пусть слушают.

Г. Снегирев

— оправдались ваши ассоциации?

— Какова тема данного текста?  (О  пингвинах.)

— Какова идея текста? (Любопытство пингвинов)

Слайд 12  — этот текст написал известный детский писатель Геннадий Снегирёв.

  • Изучающее чтение с остановками, заполнение двухчастного дневника (левая часть), составление плана.

Чтобы запомнить текст, а потом его воспроизвести максимально близко к тексту нам поможет … ПЛАН

— Что такое план текста?

Ответы учащихся

Слайд 13  План — это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль.

Слайд 14

План

Ключевые слова

1. Любопытные пингвины.

2. Умывальник на доске.

3. Музыка для пингвинов.

4. Примус в палатке.

5. Пингвины слушают примус.

6. «Пусть слушают».

— задание такое: восстановите сюжет, т.е., работая в парах, выстройте последовательное представление частей данного текста.

— Всё получилось? Почему? Озаглавьте 6-ой пункт плана

  • Физкультминутка
  • Повторное чтение текста с записью ключевых слов

Учащиеся читают текст по абзацам, выписывают ключевые слова каждой части, заполняется двухчастный дневник (правая часть). В ключевых словах подчёркиваются орфограммы.

— а теперь будем заполнять вторую колонку, которая называется «Ключевые слова». Что значит ключевые слова?

Ответы учащихся

Слайд 15

План

Ключевые слова

1. Любопытные пингвины.

Сижу, подходят, заглядывают

2. Умывальник на доске.

Умывальник, прибивал, внимательно смотрел

3. Музыка для пингвинов.

Толпа собралась, набок, разбиваются

4. Примус в палатке.

разжёг примус,

5. Пингвины слушают примус.

Палатка, столпились, чай согрел

6. «Пусть слушают».

закричали, загалдели, зажигал

— Какие слова для вас оказались незнакомыми?

(учащиеся работают с Приложением (словарём), находят значение незнакомых для них слов: примус, умывальник, палатка)

Слайд 16 (Палатка — временное жилище из ткани, быстро возводимая сборно-разборная конструкция.)

Слайд 17 (Умывальник — специальный сосуд для воды, служащий для умывания там, где нет водопровода.)

Слайд 18 (Примус — прибор для нагревания и приготовления пищи, с насосом, подающим горючее (керосин) в горелку.)

5. Проверка уровня запоминания. Самопроверка

 «Верно – неверно».

— Я буду читать вам фразы, которые встречались в тексте и ложные, т.е. неправильные. Верные ответы — поднимаете руки. Кто в себе уверен, переверните листочек с текстом вниз, а кто ещё сомневается, можно подглядывать.

Сижу я на камне и ем хлеб.

Очень они нелюбопытные.

Утром я повесил умывальник.

А пингвины молча стоят и слушают.

Раз я разжег в доме газовую плиту.

Примус шумит.

У входа столпились пингвины.

Не стали они дальше слушать.

Я им примус просто так зажигал

— Молодцы, вы очень внимательны и замечаете все неточности, которые я вам говорила. Давайте их разберём: в чём ошибка?

Слайд 19

Ошибка

Правильно

Очень они нелюбопытные.

Любопытные

Утром я повесил умывальник.

вечером

Раз я разжег в доме газовую плиту.

В палатке разжёг примус

Не стали они дальше слушать.

Пусть слушают

6. Проверка уровня запоминания. Самопроверка.

Пересказ текста с опорой на план и ключевые слова.

Слайд 20

7. Самоконтроль.  Пересказ текста с опорой на план и ключевые слова. (7 мин)

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Что мы сегодня повторили?

Ответы учащихся (речеведческие понятия: текст, тема и идея текста, план)

— Чему мы сегодня научились?

Ответы учащихся (писать изложение текста-повествования).

На втором уроке вам предстоит еще раз прочитать текст, написать ваше изложение на черновик, проверить орфограммы и пунктограммы и написать изложение в чистовик.

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Скворцова Н.Н.

Класс:        5

Дата:        

Предмет: русский язык

 

Тема: «Контрольное изложение по тексту Г. Снегирева «Любопытные».

Количество часов 2 часа

Цель урока: подготовить учащихся к подробному изложению текста-повествования.

Задачи:

  • образовательные: формировать навык написания подробного изложения текста-повествования;

                                создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся;

  • развивающие:        способствовать развитию речи, памяти, образного, логического, критического мышления, эмоциональности учащихся;

                                формировать познавательный интерес к изучаемому предмету;

  • воспитательные:    воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность,;

                                способствовать формированию настойчивости в достижении поставленной цели.

Тип урока: развитие речи.

Вид урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Методы и приемы работы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, иллюстративный.

Технические средства обучения: ПК учителя, мультимедийный проектор, экран.

Место урока в общей системе уроков:    с начала учебного года – урок 176, в разделе «Глагол» (28 часов) – урок 23, развитие речи (37 часов) – 34 урок

Исходя из цели и задач урока была выбрана следующая структура урока:

Этапы урока

Время (мин)

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

2 мин

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Приветствует обучающихся, визуальный контроль их готовности к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.

2

Актуализация знаний. Постановка цели урока

3 мин

Формирование навыка развития устной речи

Слайд1,2  Ключевые слова темы урока

Визуализация ключевых слов цели и темы урока

Создает условия для проблемной ситуации Организует диалог

с обучающимися, уУточняет понимание учащимися поставленных

целей урока

Формулируют цель урока, записывают тему в тетради. Отвечают на вопросы учителя. Озвучивают понятия

3

Изучение нового материала.

5 мин

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала

Слайды 3-7

Понятия: текст, изложение, тема и идея текста, повествование

Работа с речеведческим материалом (научными понятиями)

Задает вопросы, организует работу по наблюдению над материалом слайдов

Записывают в тетрадь понятия, дают устные ответы, выполняют предложенные задания

4

Чтение и анализ текста

19 мин

Знакомство с текстом, его анализ Подведение детей

к самостоятельным выводам, развитие умения писать текст-повествование

Текст упражнения

Слайды 8-11

Работа с текстом упражнения

Проводит ознакомительное чтение, задает вопросы, контролирует правильность и полноту ответов, заполнение двухчастных дневников Побуждает к высказыванию своего мнения.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Организует работу по составлению плана текста и  выбору ключевых слов.

Слушают и читают, анализируют текст с остановками, составляют план текста, работают с ключевыми словами. заполняют двухчастный дневник, работают с незнакомыми словами.

5

Физкульминутка

1 мин

Снятие эмоционального и физического напряжения

Показывает движения

Учащиеся повторяют

6

Проверка уровня запоминания

2 мин

Снятие эмоциональной напряженности слуховое и смысловое восприятие

Игровой момент

Прием «верно-неверно» Диктовка,

самопроверка.

Самооценка

Диктует фразы, встречающиеся в  тексте и ложные, контролирует уровень запоминания и понимания текста.

Отмечает степень вовлеченности учащихся

в работу на уроке

Отмечают верные и неверные утверждения, осуществляют взаимопроверку и самопроверку

7

Самоконтроль

7 мин

Осознание каждым

обучающимся

уровня запоминания текста, коррекция знаний

Двухчастный дневник

Создание текста-повествования по исходному упражнению на основе плана и ключевых слов

Организует

коллективную проверку;

беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Контролирует выполнение работы

Составляют устные тексты на основе прослушанного и прочитанного текста, корректируют свои работы

8

Подведение итогов урока

1 мин

Соотнесение

поставленных задач

с достигнутым результатом

Задает вопросы для организации диалога с учащимися

Формулируют конечный результат своей работы

на данном уроке