Картотека по математике (5, 6, 7 класс) на тему: Карточки с пояснениями и примерами для слабоуспевающих по математике 5-7 класс.
ЧТОБЫ УМНОЖИТЬ МНОГОЧЛЕН НА МНОГОЧЛЕН, НУЖНО КАЖДЫЙ ЧЛЕН ПЕРВОГО МНОГОЧЛЕНА, УМНОЖИТЬ НА КАЖДЫЙ ЧЛЕН ВТОРОГО МНОГОЧЛЕНА. ПРИМЕР:
Сначала нужно умножить на . Перед нет знака , значит они +, при умножении + на +, получается +, значит перед произведением должен быть +, но его писать вначале не принято.
Затем нужно умножить на + умножаем на, получаем , значит перед произведением нужно поставить .
Теперь нужно умножить на , + на + при умножении дает +, значит перед произведением нужно поставить +.
И последнее, нужно умножить на . При умножении + на получим , значит перед произведением нужно ставить .
Должно получиться следующее выражение:
Получился многочлен. Нужно привести его в стандартный вид, для этого сначала каждый член приводим в стандартный вид, затем приводим подобные члены.
+
Работа со слабоуспевающими учащимися 5 класса по математике
РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ
Анализ научно-методической литературы.
Подготовка выступления на НМО
Определение групп слабоуспевающих детей
Составление библиографии
Лебединцева Е.А., Биленкова Е.Ю. МАТЕМАТИКА 5 класс
Задания для обучения и развития учащихся
Ителлект-центр, Москва 2013г
Октябрь
Определение типологии групп слабоуспевающих
Первый тип – СЛАБЫЕ: низкое качество мыслительной
деятельности сочетается с положительным
отношением к учению.
Второй тип – НЕУСТОЙЧИВЫЕ: высокое качество мыслительной деятельности
сочетается с отрицательным отношением к учению.
Третий тип – СЛОЖНЫЕ: низкое качество мыслительной деятельности
сочетается с отрицательным отношением к учению.
Ноябрь
Декабрь
Разработка содержания заданий по разделу «Десятичные дроби, арифметические действия с десятичными дробями» для слабоуспевающих с привязкой к типу группы
Формирование разноуровневого дидактического материала, подготовка и использование опорных схем, наглядных пособий, технические средства
Январь — март
Разработка со слабоуспевающими индивидуальных образовательных траекторий и реализация их в образовательном процессе
Отслеживание результатов работы
Апрель
Анализ результатов, с целью определения изменения в мотивации в изуении математики
Подведение итогов
Май
Круглый стол в рамках заседания НМО
Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению. Учитель для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик (всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности). Учителю необходимо проявлять разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедивую строгость и веру в возможности ученика.
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:
1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Незаменимыми помощниками в этой сложной работе в последнее время мне стали рабочие тетради для 5 и 6 классов Лебединцевой Е.А., Биленковой Е.Ю. В них в доступной и наглядной форме представлены задания по курсу математики. Они позволяют поддерживать интерес к учебе, проводить текущий контроль знаний и умений и развивать по мере возможности мышление и творческие возможности слабоуспевающих детей.
ПРИМЕРЫ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ
К №1144 учебника Математика 5 Н.Я.Виленкина
К № 1148
Пример заданий требующих не только математических знаний
Я уверена в том, что такие задания помогут учащимся, испытывающими затруднения в изучении математики, стать более уверенными в себе, поддержать и развить интерес к учебе.
Разработка урока математики в 5 классе «Задачи на части»
Математика 5 класс, учитель Ефремова Ю.Л.
Урок математики , 5 класс
Тема урока: Задачи «на части».
Цель урока: сформировать умения решать задачи на части в явном и неявном виде, закреплять навыки устного счёта, счёта удобным способом, развивать умение пользоваться готовыми чертежами при решении задач, составлять задачи по готовым чертежам, развивать мышление учащихся, способствовать овладению различными приёмами рассуждений.
Планируемые результаты урока:
Личностные — развитие активности при выполнении заданий, умение делать выводы;
Метапредметные – способствовать развитию способности определять цели и отстаивать свое мнение; определять цель выполнения заданий на уроке;
Предметные — формировать умения решать задачи на части; анализировать и осмысливать текст задачи; извлекать необходимую информацию; планировать ход решения задачи арифметическим способом и оценивать полученный ответ.
Учебно-методический комплекс урока: учебник«Математика 5 класс». Никольский С.М., Потапов М. К., Решетников Н. Н. И др. − М.: Просвещение, 2017., конспект урока, презентация, интерактивный комплекс, карточки.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учащихся. Настрой учащихся на работу. Отметить отсутствующих.
Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
(п.1.12. — 1.13 – повторить, № 201, 215)
Игра «Мягкая посадка» (устный счет). Все учащиеся встают, каждому задается вопрос на вычисление (сложение или вычитание чисел), если ответ правильный, ученик садится, если нет, то продолжает стоять. Игра продолжается до тех пор, пока все ученики не сядут.
Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
— Решение любой достаточно трудной задачи требует напряженного труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. Это очень нужные качества в жизни человека, ведь даже в пословице говорится: «Ум без догадки гроша не стоит».
И нам с вами предстоит сейчас придумать задачу по предложенной схеме, а затем сделать вывод о том с какими задачами мы будем работать.
Придумайте и решите задачу с помощью схемы.
I полка
150 книг
II полка
Один из возможных вариантов: На первой полке книг в два раза больше, чем на второй. Сколько книг на второй полке, если на обеих полках 150 книг ?
Какой вывод можно сделать о только что решенной задаче? Сегодня у нас урок решения задач на части. Запишите в тетради тему урока.
Слайд 1
Первичное усвоение новых знаний
Подумайте и ответьте:
какое важное условие (которое не оговаривается, но принимается по умолчанию) должно выполняться в задачах на части? (Все части, о которых идет речь в задаче, равные).
что первым делом необходимо найти при решении задачи на части? (Нужно узнать, сколько составляет одна часть).
Само название вида задач говорит о том, что рассматриваемые в них величины состоят из частей. В некоторых из них части представлены явно, в других надо суметь выделить, приняв подходящую величину за 1 часть и определив, из скольких таких частей состоят другие величины, о которых идет речь в задаче.
Рассмотрим решения типичных задач по презентации.
Слайд 2- 6
Первичная проверка понимания
Слайд 7
Работа в парах (взаимопроверка)
Это тоже задача на части, только их надо специально ввести. Будем считать, что шоколадные конфеты составили одну часть. Изобразите чертеж к этой задаче в тетради, и запишите решение.
Так как карамели было в три раза больше, то она составила 3 части. Всего на 20 кг конфет приходится 1+3 = 4 части. Тогда на одну часть приходится 20:4 = 5 (кг шоколадных конфет). На 3 части приходится 5*3=15 (кг карамели)
Физкультминутка.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
Первичное закрепление
Следующую задачу вы решите самостоятельно.
Для слабоуспевающих – карточки с заданием. (Приложение 1)
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
п.1.14 – изучить, № 219 (а), 221 (а)
Рефлексия
Подводят итоги работы. Выставление оценок.
Упражнение «Три М»
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Работа со слабоуспевающими
Программа работы со слабоуспевающими 5-7 класс
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа д. Кургатово
муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан
Рассмотрено на педсовете Утверждаю
« »______________2015 г. Директор МОБУ ООШ д. Кургатово
Согласовано ________ Р.Б. Фатыхов
Зам. директора по УВР
________ Л.Б. Кулакова
Программа индивидуальных занятий по математике
с «отстающими» и слабоуспевающими детьми
учителя математики Садыковой А.А.
на 2015-2016 уч. год.
Рассмотрено на заседании ШМО
естественно-научного цикла
МОБУ ООШ д. Кургатово
Протокол №1 от 30 августа 2015 г.
Руководитель ШМО ______ Галимова А.К.
д. Кургатово
2015 год
Пояснительная записка
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, — это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися. Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования с особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные:
— с состоянием здоровья:
— занятия спортом;
— какими либо видами художественного творчества;
— неблагоприятной обстановкой в семье.
Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное поддержку от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.
Цель и задачи программы:
— ликвидация пробелов у учащихся по предмету: математика;
— создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;
План работы со слабоуспевающими учащимися на 2015-2016 уч. год.
№ п/п
Мероприятия
Срок
1.
Взять на учет и составить список слабоуспевающих учащихся по итогам диагностики учащихся.
Сентябрь
2.
Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся. Информацию зафиксировать в специальную тетрадь по работе со слабоуспевающими учащимися
Октябрь
3.
Составление плана работы со слабоуспевающими учащимися.
Ноябрь
4.
Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел.
Выборочно, по ситуации.
5.
Работа с родителями слабоуспевающих учащихся
В течение всего учебного года.
6.
Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.
Обновлять по мере необходимости.
7.
Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть.
В течение учебного года.
8.
Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся
В течение учебного года.
Прогнозируемый результат:
-ученик должен научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, подбирая подходящий для ситуации способ;
— выполнять вычисления с натуральными числами и дробями.
— анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
— читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условию задачи.
— вычислять числовые значения буквенных выражений при заданных значениях букв.
— решать простейшие уравнения и неравенства на основе зависимостей между компонентами арифметических действий.
Календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий по математике (Сагдиев Линур, 5 класс)
Учебник. Виленкин Н. Я. Математика 5 класс.
Дата
Тема
Кол-во часов
Примечания
Натуральные числа
2
Отрезок. Длина отрезка
2
Шкалы и координаты
1
1
Сложение натуральных чисел
2
Вычитание
2
Выражения
2
Уравнение
2
Проверочный тест
1
2
3
Деление с остатком
1
2
1
1
2
1
Проверочный тест
1
Окружность
1
Обыкновенные дроби
2
Сравнение дробей
1
Сложение и вычитание дробей
1
Деление и дроби
1
Смешанные числа
1
Сложение и вычитание десятичных дробей
2
Умножение и деление десятичных дробей
2
Проценты
1
Угол. Измерение углов
2
Написание проверочного тестирования по всем темам
2
45
Дата
Тема
Кол-во часов
Примечания
Признака делимости
2
Наибольший общий делитель
1
Наименьшее общее кратное
1
1
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
2
Сложение и вычитание смешанных чисел
2
Проверочный тест
1
Умножение дробей
1
Распределительное свойство умножения
1
2
2
Отношения. Пропорции
1
Проверочный тест
1
Прямая и обратная пропорциональности
1
Длина окружности и площадь круга
2
Координаты на прямой
1
Модуль числа.
1
Сравнение чисел
1
Сложение чисел
2
Вычитание
1
Умножение и деление чисел
2
Раскрытие скобок
1
Подобные слагаемые
1
Решение уравнений
1
Прямые. Плоскость
2
Графики и диаграммы
1
Написание проверочного тестирования по всем темам
2
37
Календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий по математике
(Рамазанов Радис, 6 класс)
Учебник. Виленкин Н. Я. Математика 6 класс.
Календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий по алгебре
(Халиев Ильсаф, 7 класс)
Дата
Тема
Кол-во часов
Примечания
Вычисления чисел
3
Упрощение выражений
1
Нахождение значений выражения
1
Сложение и вычитание дробей
3
Сокращение дробей
1
Разложение на множители
1
Доказательство тождеств
1
Проверочный тест
1
Решение уравнений
3
Решение задач с помощью уравнений
1
Решение неравенств
1
Проверочный тест
1
Упражнения на все темы
Написание проверочного тестирования по всем темам
2
Итого:
20
Учебник. Макарычев Ю.Н., Н.Г. Миндюк. Алгебра 7 класс
Работа с неуспевающими учащимися
1. Ф.И.О. ученика ______________________________________________
2. Класс _____________________________________________________
3. По каким предметам не успевает ______________________________
_________________________________________________________________
4. Поведение ученика __________________________________________
_________________________________________________________________
5. Причины, которые привели к плохой успеваемости _______________
_________________________________________________________________
6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником __________________________________
_________________________________________________________________
7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика __
_________________________________________________________________
8. Сколько времени длится эта работа ___________________________
9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы _______
_________________________________________________________________
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока
Виды помощи в учении
Контроль подготовленности учащихся
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
Предложение учащимся примерного плана ответа.
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой
Изложение нового материала
Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
Самостоятельная работа учащихся на уроке
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
Напоминание приема и способа выполнения задания.
Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления
Организация самостоятельной работы вне класса
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий
Единые требования к организации индивидуальной работы с учащимися.
Своевременное и грамотное изучение учащихся с помощью имеющихся в школе материалов и выявления пробелов в их знаниях.
По каждой теме производить учет умений и навыков, которыми должен овладевать учащийся.
Классификация ошибок, допущенных каждым учеником в разных видах работ.
Систематическое, тщательно спланированное повторение ранее изученного материала.
Своевременные индивидуальные задания учащимся.
Учет индивидуальных заданий и своевременная их оценка.
Дополнительные занятия со слабоуспевающимися учениками во внеурочное время.
Организация взаимной помощи среди учащихся.
Методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме: Карточка по математике, 5 класс
ФИ ____________________________________ Дата ________________ 5В класс 1 вариант
№ | Задание | Ответ |
1 | Натуральные числа – это числа… | |
2 | Запиши на буквах переместительный закон сложения | |
3 | Периметр многоугольника это – … | |
4 | Прямая – это … | |
5 | 15 – 12 = 3 Как называется число 12 в записи разности двух чисел? | |
6 | Запиши число: Один миллиард сто тридцать пять миллионов восемь тысяч семнадцать | |
7 | Сравни числа: 394.095 и 394.905 | |
8 | Какая из точек на координатном луче лежит левее: А(8556) или В(8565) |
ФИ ___________________________________ Дата _________________ 5В класс 2 вариант
№ | Задание | Ответ |
1 | Периметр многоугольника это – … | |
2 | Отрезок – это … | |
3 | Луч – это … | |
4 | Запиши на буквах сочетательный закон сложения | |
5 | 15 – 12 = 3 Как называется число 15 в записи разности двух чисел? | |
6 | Сравни числа: 592.065 и 592.056 | |
7 | Какая из точек на координатном луче лежит правее: А(8556) или В(8565) | |
8 | Запиши число: Одиннадцать миллиардов двести тридцать пять миллионов восемьдесят тысяч три |
Материал (5 класс) на тему: План работы со слабоуспевающими
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.БАЛАШИ»
«СОГЛАСОВАНО» руководитель МО ____________ ПРОТОКОЛ № ___ «____»____________2014 Г. | «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР МОУ»СОШ с.Балаши» ____________ Е.А.Храмцова «____»____________2014 Г. | «УТВЕРЖДЕНО» директор МОУ «СОШ с.Балаши» _________Л.А.Волокитина Приказ № ___ от «___»__________2014 Г. |
ПРОГРАММА РАБОТЫ
СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ
И НЕУСПЕВАЮЩИМИ ДЕТЬМИ
учителя математики
ВОЛОКИТИНОЙ ЛАРИСЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
5-6 КЛАСС
2014 — 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Введение
Главный смысл деятельности учителя естественно-математического цикла состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении — единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении такого трудного предмета, как математика. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
- пропуски занятий по болезни;
- слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
- задержка психического развития
- педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
- неблагополучная семья;
- проблема «улицы»;
- прогулы.
Мы, учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты, родители ученика, он сам и его одноклассники.
Цели:
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении математики;
- создание условий для успешного индивидуального развития ученика.
Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?
- создать благоприятную атмосферу на уроке;
- своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;
- изменить формы и методы учебной работы на уроках математики, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;
- освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
- ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;
- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.
План работы
со слабоуспевающими и неуспевающими
учащимися на учебный год
Мероприятия | Срок |
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. | Сентябрь |
3. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. | В течение учебного года. |
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока. | В течение учебного года. |
5. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | В течение учебного года.
|
6. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить. | В течение учебного года.
|
7. Поставить в известность классного руководителя и родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок. | В течение учебного года.
|
8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса. | В течение учебного года.
|
9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы. | В течение учебного года. |
Система работы с неуспевающими детьми
Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы
Этапы формирования положительного отношения к учению
1-й этап | 2-й этап | 3-й этап | |
К содержанию учебного материала | Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости | Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого | Существенный, важный, но не привлекательный материал |
К процессу учения (усвоения знаний) | Действует учитель – ученик только воспринимает | Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса | Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса |
К себе, своим силам | Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий | Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий | Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий |
К учителю (коллективу) | Подчеркнутая объективность, нейтралитет | Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие | Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
Оказание своевременной помощи неуспевающему ученику
на определенном этапе урока
Этапы урока | Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой |
Изложение нового материала | 1.Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. 2.Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. 3.Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | 1.Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. 2.Напоминание приема и способа выполнения задания. 3.Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. 4.Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. 5.Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. 6.Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. 7.Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления |
Организация самостоятельной работы вне класса | 1.Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. 2.Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. 3.Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий |
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока | Акценты в обучении |
Контроль подготовленности учащихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания |
Изложение нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль |
Организация самостоятельной работы вне класса | Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников |
Учебно-методический материал по математике (5, 6, 7 класс) на тему: План работы со слабоуспевающими учащимися по учебному предмету Математика для 5-7 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа поселка Солидарность
Елецкого муниципального района Липецкой области
План работы
со слабоуспевающими учащимися
по учебному предмету Математика
для 5-7 классов
учителя математики
Красниковой Галины Дмитриевны
на 2016 – 2017 учебный год.
Цель – формировать у учащихся приемы общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.
Задачи:
- Создание системы внеурочной работы
- Развитие групповых, индивидуальных форм внеурочной деятельности.
- Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).
- Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.
- Расширение кругозора учащихся, их любознательности.
- Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.
- Активизация слабых учащихся.
Планируемые результаты
— Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.
— Внедрение новых образовательных технологий, которые помогут слабоуспевающим усвоить программу.
— Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.
Основные компоненты
- Подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход.
- Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность.
- Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение.
- Использовать на уроке своего практического опыта, приводить примеры из жизни.
- Использовать наглядный материал.
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Мероприятия | Срок |
1. Проведение входного контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации. | Сентябрь |
| Сентябрь-октябрь |
3. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. | В течение учебного года. |
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику. | |
5. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | |
6. Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях | |
7.Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость. | |
| |
9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. | |
10. Учить детей навыкам самостоятельной работы |
Десять правил работы со «слабоуспевающими»
1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
3. Каждый урок — продолжение предыдущего. Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала — один из приёмов работы со слабыми.
4. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
5. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
6. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
7. Общение — главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе — не получите и результатов обучения.
8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход — займутся своими делами.
9. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется — на способных, средних и … «слабоуспевающих».
10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных — посадите их к слабым, и пусть продолжается учёба
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику
1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.).
2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
4. Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
5. Различные формы взаимопомощи.
6. Дополнительные занятия с учеником учителя.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.
Этапы урока | Виды помощи в учении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски Предложения учащимся примерного плана ответа Разрешение пользоваться наглядными пособиями помогающими излагать суть явления Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой |
При изложении нового материала | Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником |
В ходе самостоятельной работы на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее Напоминание приема и способа выполнения задания Указание на необходимость актуализировать то или иное правило Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления |
При организации самостоятельной работы | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа Более подробное объяснение последовательности выполнения задания Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий |