Содержание

Сборник кроссвордов по русскому языку

Сборник кроссвордов по русскому языку

Целевая аудитория: 5-11 класс

Предмет: русский язык

Цели: создание условия для развития познавательной активности учащихся, мотивации, интеллектуального потенциала учащихся.

воспитания любви к русскому языку, формирования орфографической грамотности, расширения словарного запаса.

Задачи:

Образовательные: проверить и закрепить правописание трудных орфограмм, развивать речевую культуру.

Развивающие:  развивать  логическое и пространственное мышление учащихся,  орфографическую зоркость.

Воспитывающие: воспитывать интерес к русскому  языку, коммуникативные навыки работы.

Оборудование: компьютер, м/м проектор,  простые карандаши, листы с распечаткой кроссвордов,  лист с ответами для учителя.

УУД   личностные:

— ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— формирование уважительного отношения к родному слову.

УУД регулятивные:

— умение определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей.

УУД познавательные:

— умение применять полученные знания при изучении общих вопросов о природе страны;

— умение устанавливать ассоциативные связи.

УУД коммуникативные:

— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

 

 

 

Пояснительная записка

 

Кроссворд в современной методике преподавания русского языка является одной из активных форм преподавания, средством формирования познавательного интереса к предмету, средством повышения мотивации и качества обучения. Решение и составление кроссвордов  решает многие задачи обучения: способствует развитию мышления учащихся, учит  лаконично излагать свои мысли.  Кроссворд,  как и любая другая  интеллектуальная игра, развивает эрудицию, расширяет словарный запас, тренирует память, внимание, и, что очень важно, формирует орфографические навыки. Процесс отгадывания кроссвордов и их составление является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные способности учащихся. Решение кроссворда  дисциплинирует ум, приучая  к чёткой логике, к рассуждению.

Кроссворд может использоваться на различных этапах урока, в урочной и внеурочной учебной деятельности.

1) На этапе проверки домашнего задания может к доске может быть вызван ученик для решения кроссворда. В это время класс выполняет другие задания учителя.  Правильность заполнения кроссворда проверяется всем классом.

2) На этапе актуализации знаний   кроссворд может заменить терминологический   диктант. В этом случае класс работает на заранее подготовленных бланках, а учитель может читать  вопросы или демонстрировать их через проектор.

3) На этапе изучения новой темы можно составить небольшой кроссворд (на 5-7 слов) с ключевым словом из новой темы. В ходе изложения новой темы учитель задает вопросы по ранее пройденным темам или касающиеся общекультурных знаний, связанных с новой темой. Ответы на вопрос вписываются в сетку кроссворда, который к  концу этапа будет представлять визуализацию ключевого  понятия темы.

4) на этапах повторения и первичного закрепления изученного материала итоговый кроссворд  как  вид контроля имеет большое значение для стимулирования у школьников повышения интереса к учению. Если во время обычной контрольной дети находятся в очень напряженном состоянии, то кроссворд ассоциируется у них с игрой.

Также следует отметить, что решение кроссвордов на уроке на всех этапах обучения может проводиться по усмотрению учителя в различных формах: коллективная (весь класс под руководством учителя), групповая (каждая из групп решает кроссворды на время), парная (решают в паре с соседом по парте), индивидуальная.

Также обратим внимание на то, что любой кроссворд должен быть эстетичен, учитывать возрастные особенности учащихся, особенности класса, отвечать требованиям здоровьесбережения и т.д. Поэтому часть кроссвордов уместно  сопровождать презентациями, фоновой музыкой, иллюстрациями-подсказками. Эти средства наглядности и эмоционального воздействия можно использовать на различных этапах решения кроссвордов. Например, в 5 классе, повторяя разделы лингвистики, можно предложить ребятам решать кроссворд в парах и поставить фоновую музыку. (Приложение 1). В 10-11 классах, готовя ребят к олимпиадам и различным интеллектуальным марафонам, следует повторить имена известных русских лингвистов и их работы.  Сделать это можно, предложив старшеклассникам решить кроссворд, а на этапе проверки представить презентацию с портретами ученых-лингвистов. (Приложение 2). Такая проверка позволит закрепить имеющиеся знания и расширит лингвистический кругозор учащихся. Проверяя кроссворд «Непроверяемые слова с ПРЕ- и ПРИ-», целесообразно предложить учащимся презентацию с картинками-подсказками, которые помогут понять лексическое значение слов, акцентируют внимание учащихся на трудных орфограммах. (Приложение 3).

Очень важен вопрос оценивания кроссворда. На этапе объяснения нового материала результаты, как правило, итоги не подводятся. На всех остальных этапах оценивать следует, заранее представляя учащимся критерии оценивания.

Количество правильных ответов

Менее 50%-оценка не ставится

Менее 70% -удовлетворительно

Менее 90%- хорошо

От 90% -отлично

Критерии даны примерно, ведь нужно учитывать и время решения кроссворда, и наличие орфографических ошибок в словах-ответах. Также следует продумать систему оценивания в том случае, когда работает группа учащихся.

Кроссворды – эффективное  методическое средство обучения, развития, воспитания. Попробуйте это замечательное средство, уважаемые коллеги! Успехов вам и вашим ученикам!

 

Использованная литература

 

1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя — М.: Просвещение, 1987.

2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии — М.: Педагогика, 1989г.

3. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов/С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова.- 24-е изд., испр.-М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005.- 896 с.

 

Интернет-источники

https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html

 

Слитное написание наречий
DOC / 718.67 Кб
О и Е после шипящих
DOC / 550.31 Кб
Лингвисты
DOC / 531.6 Кб
Пре и При
DOC / 767.48 Кб
Разделы лингвистики
DOC / 681.77 Кб
Ъ и Ь
DOC / 567.43 Кб
Удвоенные
DOC / 414.82 Кб
Ы и И после приставок
DOC / 789.79 Кб
Пояснительная
DOCX / 17.25 Кб
Приложение 1
MP3 / 6.42 Мб
Приложение 2.
PPTX / 2.94 Мб
Приложение 3
PPTX / 2.11 Мб

Приложение 4
DOCX / 11.29 Кб

 

Кроссворд по русскому языку на тему «Синтаксис и пунктуация» (5 класс)

8о

1о

2с

б

б

л

5м

р

с

о

о

а

т

в

р

щ

о

о

6д

ф

е

я

с

9о

к

о

н

ч

а

н

и

е

т

о

4п

п

л

и

е

ч

о

о

о

е

л

е

7д

и

а

л

о

г

ь

т

л

н

и

12п

3с

к

а

з

у

е

м

о

е

я

у

т

н

ж

н

н

в

и

а

11с

и

н

т

а

к

с

и

с

о

е

щ

е

т

е

у

10о

п

р

е

д

е

л

е

н

и

е

а

ц

и

я

Кроссворд по теме «Синтаксис и пунктуация».

Реши кроссворд, найди лишние термины.

Главный член предложения, обозначающий действие или состояние предмета, выраженного подлежащим.

7. Разговор между двумя или несколькими лицами.

9. Изменяющийся конец слова,

10. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопрос «какой», «который», «чей».

11. Отдел грамматики, изучающий предложения и способы сочетания слов внутри предложения.

Второстепенный член предложения, указывающий время, место, причину действия и т. п.

2.  Сочетание двух или нескольких слов, объединённых грамматически и по смыслу.

4.  Главный член предложения, обозначающий предмет, которому приписывается действие или признак, названные в сказуемом.

5. Отдел грамматики, изучающий формы слов.

6. Второстепенный член предложения, выраженный обычно именем существительным.

8. Слово или группа слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью

12. Расстановка знаков препинания.

Материал по русскому языку (7 класс) на тему: Ребусы и кроссворды по русскому языку

КРОССВОРДЫ, ЧАЙНВОРДЫ, РЕБУСЫ

Этот вид заданий по-прежнему достаточно часто используется на уроках русского языка.

Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока.

Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке.

Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения – хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке.

Кроме этого, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме.

Ниже предложен небольшой набор головоломок и кроссвордов, который может быть полезен учителю.

Знаете ли вы пословицы?

1. Слово – …, а молчание – золото. (Серебро.)

2. Авось да как-нибудь до добра не …(доведут).

3. Доброе … и кошке приятно. (Слово.)

4. Делу …, потехе – час. (Время.)

5. Где тонко, там и … (рвется).

6. Копейка … бережет. (Рубль.)

7. Один с сошкой, а … с ложкой. (Семеро.)


Кроссворд «Слова на шипящий согласный звук»

Разгадка этого кроссворда поможет ученикам вспомнить правописание слов различных частей речи, которые заканчиваются на шипящий согласный. Все слова, которые учащиеся впишут в клетки кроссворда, оканчиваются на шипящий, но лишь некоторые из этих слов имеют конечный ь.

По горизонтали:

1. Имя существительное мужского рода, II склонения, обозначающее непромокаемое пальто.

3. Краткая форма прилагательного жгучий в мужском роде.

4. Имя существительное женского рода, I склонения, однокоренное со словом тучи, в родительном падеже множественного числа.

6. Частица.

8. Существительное рикша в родительном падеже множественного числа.

10. Глагол несовершенного вида без приставки, однокоренной со словом сжигать.

13. Глагол несовершенного вида, омоним к глаголу быть, в настоящем времени, во 2-м лице единственного числа повелительного наклонения.

14. Имя существительное женского рода, I склонения, которое обозначает места для зрителей в театре, в родительном падеже множественного числа.

По вертикали:

1. Краткая форма прилагательного, равнозначного причастному обороту имеющий сходство.

2. Имя существительное женского рода, III склонения, обозначающее едкое химическое соединение, которое окрашивает лакмусовую бумажку в синий цвет.

4. Имя существительное женского рода, III склонения, синоним к слову пробоина.

5. Имя существительное женского рода, III склонения, синоним к слову нелепость.

7. Краткая форма прилагательного пригожий.

9. Второе лицо единственного числа настоящего времени от глагола шить.

11. Наречие образа действия, однокоренное с глаголом скакать.

12. Имя существительное женского рода, III склонения, антоним к слову сладость.

14. Имя существительное женского рода, III склонения, антоним к слову правда.

15. Одно из трех наречий на шипящий согласный, в которых мягкий знак не пишется.

Ответы:

По горизонтали: 1 – плащ; 3 – жгуч; 4 – туч; 6 – иль; 8 – рикш; 10 – жечь; 13 – ешь; 14 – лож.

По вертикали: 1 – похож; 2 – щелочь; 4 – течь; 5 – чушь; 7 – пригож; 9 – шьешь; 11 – вскачь; 12 – горечь; 14 – ложь; 15 – уж.

∙ Используя шифр, как можно быстрее найдите слова, которые скрываются за этими цифрами:

421

9810

1086

983

285

4611

3467

10439

108910

34911

10471

9473

35121

25131

28517

109121

54687

281101

Шифр:

АВГИЛМНОРТЯ

1    2   3    4    5    6    7    8   9   10  11

Ответы:

Ива

рот

том

рог

вол

имя

гимн

тигр

торг

гиря

тина

ринг

глава

влага

волан

трава

лимон

врата

Примечание. По аналогии с этим заданием учитель может зашифровать название части речи, изучаемой в данный момент или морфологические признаки, которые будут изучаться на уроке.

Решите следующие задачи:

∙ Отделите плод от растения.

СОШИСНШАКА

Комментарий: зачеркнув буквы слова «шишка» (плод), получаем название растения – слово «сосна». Так же решаются остальные задачи.

∙ Растворите белое в прозрачном.

СВОАДХАРА

Ответ: вода; сахар.

∙ Уберите горячее – останется холодное.

КИАЙПЯСТОБЕКРГ

Ответ: кипяток, айсберг.

∙ Найдите друга и врага Буратино.

МАБАЛЗЬВИИЛИНОА

Ответ: Мальвина, Базилио.

∙ Зачеркните ядовитое – оставьте съедобное.

ПООПГАНЕНОККА

Ответ: поганка, опенок.

∙ Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелание.

АОБООУАДА –________________________

ИПЬРТПЕИР – _________________________

ЭПВФЭСФПЕ – ________________________

ВЮЛГВДЛАЮ – ________________________

ЖЗСУУЧЖАЗ – _________________________

ОАСАОТАЛО – _________________________

ГЦИДВГЦЫД! – _________________________

Ответ: Будьте всегда счастливы!

∙ Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь. Но вы все-таки постарайтесь поймать слова, которые улетели со страницы.

Над городом низко повисли снеговые __________________. Вечером началась ______________. Снег повалил большими ___________________. Холодный ветер выл, как дикий ___________________. В конце пустынной и глухой __________ вдруг показалась какая-то девочка. Она была худа и бедно _______________. Она продвигалась медленно вперед, валенки свалились с ног и __________________ ей идти. На ней было плохое ___________________ с узкими рукавами, а на плечах ___________________.

∙ Перед вами несколько «крылатых выражений», в которых пропущены одинаковые слова. Отгадайте их. Составьте с ними предложения.

Из… вон плохо.                             Мастер на все …

Сидеть сложа …                            Золотые …

∙ Составьте анаграммы.

Например: Карета – ракета.

Урон – (руно).

Арап – (пара).

Мошкара – (ромашка).

Осколок – (колосок).

Соха – (хаос).

Ниша – (наши).


∙ Проанализировав образец, вставьте нужное слово:

багор   (роса)   тесак

гараж   (….)   табак

фляга   (альт)   жесть

косяк   (….)   мираж

книга   (аист)   салат

пирог   (….)   омлет

лоток   (клад)   лодка

олимп   (….)   катер

пирог   (поле)   слеза

рынок   (….)   осада

канва   (внук)   улика

холст   (….)   олень

гамма   (гимн)   диван

перец   (….)   клоун

аргон   (роза)   гроза

атлет    (….)   норма

порыв  (вода)   осада

откос   (….)   отдых

кочан   (туча)   штука

хвост   (….)   отрез

Искомые слова: жаба, кожа, грот, порт, роса, слон, плен, тема, стыд, трос.

∙ Подберите слово, которое служило бы окончанием первого и началом второго (количество точек соответствует количеству букв):

у (…) ова

с (…) окно

г (…) ожа

у (…) ь

ме (…) олад

по (…) арь

пи (…) ок

го (…) кот

пе (…) ол

са (…) он

ам (…) ан

та (…) ат

апо (…) б

кес (…) ет

вам (…) амида

сна (…) овой

бал (…) еда

каб (…) ошко

обы (…) ка

дик (…) ец

беге (…) ор

свир (…) ник

контр (…) ив

ковер (…) лета

Искомые слова: гол, тол, рог, клад; шок, ток, лот, бой; сок, рай, бар, пир; стол, сон, пир, ряд; бес, лук, чай, образ; мот, ель, акт, кот.


Словесные тесты

Найдите общие окончания сгруппированных столбиками слов:

Искомые окончания указанных слов: -ОЛ; -ОМ; -АЙКА; -ОТ; -ЕСТЬ; -ИНА; -ЕНЬ; -ОЛЬ.


Чайнворд «Местоимение»

Почти все слова в этом чайнворде – местоимения. Отгадайте, какие это слова.

1. Личное местоимение 3-го лица мужского рода. (Он.)

2. Личное местоимение 1-го лица множественного числа в дательном падеже. (Нам.)

3. Назовите часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, прилагательного или числительного. (Местоимение.)

4. Личное местоимение 3-го лица единственного числа мужского рода родительного падежа. (Его.)

5. Местоимение, которое изменяется по родам. (Он.)

6. Личное местоимение 1-го лица множественного числа родительного  падежа. (Нас.)

7. Указательное местоимение с количественным значением. (Столько.)

8. Название разряда местоимений, сходных с вопросительным в дательном падеже единственного числа мужского рода. (Относительному.)

9. Название разряда местоимений, к которому относится местоимение «тот» в творительном падеже множественного числа. (Указательные.)

∙ Если вы впишете изображенные здесь предметы в паутину правильно, то в обозначенном поясе прочитаете географическое название. Назовите его.

Ответы: 1 – поезд; 2 – ручка; 3 – индюк; 4 – белка; 5 – акула; 6 – лампа; 7 – такси; 8 – игла; 9 – кошка; 10 – арбуз. (Прибалтика.)

∙ Названия всех нарисованных предметов впишите в клеточки от края к центру. Если вы подберете все слова правильно, то в третьем ряду прочитаете названия трех континентов.

Ответы: 1 – поезд; 2 – диван; 3 – парта; 4 – овощи; 5 – репка; 6 – флаги; 7 – краны; 8 – козел; 9 – птица; 10 – рояль; 11 – шкафы; 12 – кофта; 13 – марка; 14 – книга; 15 – кукла; 16 – глаза. (Европа, Азия, Африка.)

∙ Если вы впишете в схему правильно следующие слова, то в обозначенных рядах прочитаете имена 2 девочек и 1 мальчика.

1. Н…прав… . 2. К…ток. 3. М…л…дой. 4. Лош…дь. 5. …лта. 6. Вет…р. 7. Кин… . 8. Мама.

Ответы: I. – Наташа, II. – Володя, III. – Марина.

∙ Впишите названия предметов в клеточки, и вы увидите, что некоторые буквы связаны между собой линиями. Найдите начало этой головоломки и, двигаясь по линиям от буквы к букве, прочитайте пословицу.

Ответы: 1 – галстук; 2 – окно; 3 – учебник; 4 – тетрадь; 5 – пенал; 6 – глобус; 7 – линейка; 8 – тысяча; 9 – компас; 10 – портфель.

(Кончил дело – гуляй смело.)


Кроссворд «Раз – рас»

Заполните клетки словами (именами существительными, прилагательными и глаголами) с приставками РАЗ- (левая сторона) и РАС- (правая). В правой стороне во всех словах должно быть стечение согласных на стыке приставки и корня.

1. Движение с целью набрать скорость. 2. Место раздвоения железнодорожного пути. 3. Сбор сведений о противнике. 4. Слишком свободный, фамильярный. 5. Разделить линиями на графы. 6. Разногласия, споры. 7. Раздвоение (ствола, дерева, дороги и т. п.). 8. Расставание, жизнь вдали от близких. 9. Беспорядочный, небрежный в делах человек. 10. Освобождение от груза. 11. Беседа. 12. Полное поражение противника. 13. Часть текста, выделенная заглавием, номером и т. п. 14. Соленая вода для засолки овощей. 15. Молодые растения, выращенные для пересадки. 16. Здравый смысл, способность правильно мыслить. 17. Продление срока уплаты, разрешение на уплату по частям. 18. Невнимательный, постоянно забывающий или путающий что-либо. 19. Время перед восходом солнца. 20. Вид казни. 21. Быстро разрубить чем-либо острым. 22. Снять седло с оседланного животного. 23. Питомник. 24. Посылка каких-либо предметов, документов, писем в разные места. 25. Небольшое художественное произведение в прозе. 26. Затраты, издержки.

Ответы: 1 – разбег; 2 – разъезд; 3 – разведка; 4 – развязный; 5 – разграфить; 6 – раздоры; 7 – развилка; 8 – разлука; 9 – разгильдяй; 10 – разгрузка; 11 – разговор; 12 – разгром; 13 – раздел; 14 – рассол; 15 – рассада; 16 – рассудок; 17 – рассрочка; 18 – рассеянный; 19 – рассвет; 20 – расстрел; 21 – рассечь; 22 – расседлать; 23 – рассадник; 24 – рассылка; 25 – рассказ; 26 – расход.


Чайнворд «Имя существительное»

Цель: повторить формообразование некоторых существительных.

Все слова в этом чайнворде (в виде буквы «С») – существительное. Какие же это слова?

1. Существительное 1-го склонения, обозначающее неопрятного человека. (Неряха.)

2. Существительное женского рода, 1-го склонения, синоним выражения вооруженные силы в родительном падеже единственного числа. (Армий.)

3. Существительное мужского рода, 2-го склонения, синоним слова истукан в творительном падеже единственного числа. (Идолом.)

4. Существительное мужского рода 2-го склонения, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, образованного от существительного медведь. (Медвежонок.)

5. Существительное мужского рода 2-го склонения, с суффиксом -щик, обозначающее профессию и образованное от слова камень. (Каменщик.)

6. Существительное женского рода, 1-го склонения, являющееся названием домашней птицы, в дательном падеже единственного числа. (Курице.)

7. Существительное женского рода, 3-го склонения, являющееся названием породы деревьев, в дательном падеже множественного числа. (Елям.)

8. Существительное мужского рода, 2-го склонения, обозначающее сооружение для переезда и перехода через реку, в родительном падеже множественного числа. (Мостов.)

9. Существительное среднего рода, в котором при склонении появляется суффикс -ен, в родительном падеже множественного числа. (Времен.)

Материал по русскому языку: Кроссворды по русскому языку 2-4 класс

Русский язык – один из сложных учебных предметов в начальной школе. Многим детям приходится приложить немало усилий для освоения этой дисциплины. Важным условием успешного усвоения учебного материала является наличие познавательного интереса к изучаемому предмету.
Отгадывание кроссвордов на уроках русского языка, на внеклассных занятиях или дома с родителями создает положительный эмоциональный настрой, вызывает у детей познавательную активность, развивает не только интерес к предмету, но и внимание, мышление, память, способствует обогащению словарного запаса и формированию орфографической зоркости школьников.
Кроссворды составлены по темам – на определенный вид орфограмм. Прежде чем вписать слово в кроссворд, детям необходимо не только отгадать это слово, но и предварительно подобрать к нему проверочное (парные согласные, безударные гласные, непроизносимые согласные), на что указывает соответствующее задание. В некоторых кроссвордах надо подобрать синонимы, в других – антонимы, но при этом детям надо вспомнить правописание сочетаний шипящих с гласными буквами или правило написания шипящих на конце имен существительных.
Выполняя подобные задания, ученики применяют правила проверки и правописания слов с данной орфограммой, закрепляя уже приобретенные навыки не обычным способом, а в процессе игры.

ПРОВЕРЯЕМЫЕ И НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

В каких словах безударные гласные нельзя проверить? 
К словам с проверяемой безударной гласной подберите проверочное слово.
В каких словах проверка безударных гласных в корне возможна двумя способами: изменением формы слова и подбором родственного слова?
Какие из слов-отгадок нельзя переносить? 
В каких словах букв больше, чем звуков? 
В каком слове звуков больше, чем букв?

По горизонтали:

2. Четыре ноги, два уха, 
Один нос да брюхо.

7. То погаснет, то зажжется 
Ночью в роще огонек. 
Угадай, как он зовется? 
Золотистый …

10. Надену – ободом сведет, 
Сниму – змеею упадет, 
Тепла не дает, 
А без него холодно.

12. Под мостом, под косогором 
Лежит лента с узором:
Ни взять, ни поднять, 
Ни на воз положить.

13. Наши поросятки 
Выросли на грядке
К солнышку бочком, 
Хвостики крючком.
Эти поросятки 
Играют с нами в прятки.

14. Если дождик, 
Мы не тужим –
Бойко шлепаем по лужам. 
Станет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять.

16. Вот на грядке 
новая загадка: 
Сто листов, 
а вовсе не тетрадка.

18. Дом на рельсах тут как тут, 
Всех умчит он 
в пять минут. 
Ты садись и не зевай, 
Отправляется …

22. Вдоль нашего села 
Бежит лошадка весела, 
На конце хвоста 
Несет кошель овса, 
Бежит да потряхивает.

24. О чем мы не мечтали! 
Какой не велся спор! 
До ночи на привале 
Потрескивал …

27. Штучка-одноручка, 
Носик стальной, 
Хвостик деревянный, 
Все лето на лугу, 
А зимой – на крюку.

28. Нашел я шар, разбил его, 
Увидел золото и серебро.

30. Не река, не море тут 
И не рукотворный пруд. 
В нем стоячая вода,
Что не мчится никуда.

32. Сама холодная, 
А жжется больно.

33. За час все поле обежал, 
Без серпа все жито сжал.

34. На солнышке сидит 
И усами шевелит. 
Разомнешь его в ладони – 
Золотым зерном набит.

35. Что на сковороду наливают, 
А потом вчетверо сгибают?

36. Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.

По вертикали:

1. Что за дерево растет,
Снег в июне нам несет?
Снег же тот не тает,
В воздухе летает.

3. Вечером наземь слетает, 
Ночь на земле побывает,
Утром опять улетает.

4. Зимой скрываюсь, 
Весной появляюсь, 
Летом веселюсь, 
Осенью спать ложусь.

5. По высокой дороге 
Идет бычок круторогий.
День он спит, 
А ночью глядит.

6. Не мотор, а жужжит, 
Не птица, а летит, 
Не гадюка, а жалит.

8. Стоит Егорка 
В красной ермолке, 
Кто ни пройдет, 
Всяк поклон отдает.

9. С золотым листом приходит, 
Грязью-слякотью уходит, 
Крики птиц, летящих вдаль …
Это время угадай.

11. Всю ночь летает – 
Мышей добывает, 
А станет светло –
Спать летит в дупло.

12. Все бело кругом, красиво,
В инее сияет ива.
Холода, мороз, метели 
Закружили-завертели. 
В белых шапках все дома. 
Это к нам пришла …

15. Поймаю гуся, 
Пущу его в воду, 
Буду им водить, 
Он будет говорить.

17. Что за будильник: 
Живой с гребешком, 
Крыльями машет, 
А ходит пешком.

19. Летит без крыльев и поет, 
Прохожих задирает,
Одним проходу не дает, 
Других он подгоняет.

20. Не барашек и не кот, 
Носит шубу круглый год: 
Шуба серая – для лета, 
Для зимы – другого цвета.

21. В лесу у пня 
Суета, беготня: 
Народ рабочий 
Весь день хлопочет, 
Себе город строит.

22. Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей;
А сушеная в запас
От простуды лечит нас.

23. Хитрая плутовка, 
Рыжая головка, 
Пушистый хвост-краса. 
Кто это?..

25. Не прядет, не ткет,
А людей одевает.

26. Платье потерялось –
Пуговки остались.

29. Как во поле на кургане 
Стоит курица с серьгами.

31. Чего в гору не вкатить, 
В решете не унести 
И в руках не удержать?

Ответы

По горизонтали: 2. Самовар. 7. Светлячок. 10. Пояс. 12. Змея. 13. Огурцы. 14. Сапоги. 16. Капуста. 18.Трамвай. 22. Метель. 24. Костер. 27. Коса. 28. Яйцо. 30. Озеро. 32. Крапива. 33. Комбайн. 34. Колос. 35.Блины. 36. Арбуз.

По вертикали: 1. Тополь. 3. Роса. 4. Река. 5. Месяц. 6. Пчела. 8. Ягода. 9. Осень. 11. Сова. 12. Зима. 15.Перо. 17. Петух. 19. Ветер. 20. Заяц. 21. Муравейник. 22. Малина. 23. Лиса. 25. Овца. 26. Рябина. 29. Овес.31. Вода.

Найдите сложное слово, состоящее из двух корней.

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМ НА КОНЦЕ

У существительных какого рода после шипящего на конце слова надо писать мягкий знак? В каких словах парный согласный требует проверки?

По горизонтали: 2. Небольшая костистая речная рыба семейства окуневых с колючими плавниками. 3.Ребенок, маленький мальчик. 5. Продолжительность деятельности в какой-нибудь области. 6.Состязание в спортивной игре. 8. Горький вкус. 9. В старину: большая свеча, факел. 12. Середина ночи.13. Ночная птица из отряда сов.

По вертикали: 1. Беспорядок, путаница. 3. Оптическое явление – появление в атмосфере мнимых изображений отдаленных предметов. 4. Легкая постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой. 5. Работник, который сторожит, охраняет что-нибудь. 7. Изображение чего-нибудь линиями на плоскости. 8. Птица семейства врановых с черным, отливающим в блеск оперением. 10. Ерунда, нелепость. 11. Травянистое растение семейства лилейных с душистыми мелкими белыми цветками в форме колокольчиков.

Ответы

По горизонтали: 2. Ерш. 3. Малыш. 5. Стаж. 6. Матч. 8. Горечь. 9. Светоч. 12. Полночь. 13. Сыч.

По вертикали: 1. Ералаш. 3. Мираж. 4. Шалаш. 5. Сторож. 7. Чертеж. 8. Грач. 10. Чушь. 11. Ландыш.Какие слова нельзя переносить?

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМ НА КОНЦЕ

К данным именам существительным подберите противоположные по смыслу имена существительные с шипящими на конце и прочтите ключевое слово.

1. Порядок. 2. Старт. 3. Шум. 4. Правда. 5. День. 6. Проигрыш. 7. Помеха. 8. Старик.

В существительных какого рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак?

Ответы

1. Ералаш. 2. Финиш. 3. Тишь. 4. Ложь. 5. Ночь. 6. Выигрыш. 7. Помощь. 8. Малыш. Ключевое слово: антонимы.

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ШИПЯЩИМ НА КОНЦЕ

К данным именам существительным подберите близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце и прочтите ключевое слово.

1. Великолепие. 2. Богатырь. 3. Герой. 4. Юношество. 5. Глупыш. 6. Друг. 7. Пустяк. 8. Шутка.

В каких словах парный согласный требует проверки? 
Найдите слово с двумя проверяемыми безударными гласными в корне.

Ответы

1. Роскошь. 2. Силач. 3. Персонаж. 4. Молодежь. 5. Несмышленыш. 6. Товарищ. 7. Мелочь. 8. Розыгрыш.Ключевое слово: синонимы.

В существительных какого рода после шипящих на конце слова не пишется мягкий знак?

ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

К данным именам существительным подберите синонимы с двойными согласными. Впишите слова в строчки и прочитайте в столбике ключевое слово с двойной согласной – синоним слова мастерство.

1. Путь. 2. Космос. 3. Собиратель. 4. Тщательность. 5. Повествование. 6. Специальность. 7. Картинка. 8.Заря. 9. Долг.

Ответы

1. Расстояние. 2. Вселенная. 3. Коллекционер. 4. Аккуратность. 5. Рассказ. 6. Профессия. 7.Иллюстрация. 8. Рассвет. 9. Обязанность.

Ключевое слово: искусство.

В каких словах надо проверить парный согласный? Какое из подобранных слов является одушевленным именем существительным?

1. Удивительный вагон! 
Посудите сами: 
Рельсы в воздухе, а он 
Держит их рогами.

2. День и ночь 
Cтоит на крыше
Этот чудо-постовой: 
Все увидит, все услышит,
Всем поделится со мной.

3. Опоясал каменный ремень 
Сотни городов и деревень.

4. Что за комната такая:
Очень светлая, большая,
Парты ровными рядами, 
А за партами мы сами?

5. Плещет теплая вода 
В берега из чугуна. 
Отгадайте, вспомните: 
Что за море в комнате?

6. От гармони он родился, 
С пианино подружился. 
Он и на баян похож. 
Как его ты назовешь?

7. Наведем стеклянный глаз,
Щелкнет раз – 
И помним вас.

Ответы

1. Троллейбус. 2. Антенна. 3. Шоссе. 4. Класс. 5. Ванна. 6. Аккордеон. 7. Фотоаппарат.

Ключевое слово: рассвет.

СЛОВА С НЕСКОЛЬКИМИ ЛЕКСИЧЕСКИМИ ЗНАЧЕНИЯМИ

1. Меня бьют, 
Колотят, режут –
Я все терплю, 
Всем добром плачу.

2. Между двух светил 
Я в середине один.

3. Надену – ободом сведет, 
Сниму – змеею упадет, 
Тепла не дает, 
А без него холодно.

4. Всех на свете обшивает, 
Что сошьет – не надевает.

5. Эх, звоночки, синий цвет, 
С язычком, а звону нет!

6. Рассыпалось к ночи 
Золотое зерно, 
Глянули поутру –
Нет ничего.

7. По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет.

8. Я с собой ее ношу,
Все, что нужно, напишу.
Замечательная штучка –
Самопишущая…

9. Хвост во дворе, 
Нос в конуре.
Кто хвост повернет,
Тот и в дом войдет.

10. Плещет теплая волна
В берега из чугуна.
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате?

11. Всегда во рту, 
А не проглотишь.

12. То блин, то полблина,
То та, то эта сторона.

Какое другое лексическое значение имеет каждое из этих слов?
Какие слова нельзя переносить? В каком слове букв больше, чем звуков?

Ответы

1. Земля. 2. Нос. 3. Пояс. 4. Игла. 5. Колокольчики. 6. Звезды. 7. Волна. 8. Ручка. 9. Ключ. 10. Ванна. 11.Язык. 12. Месяц.

Ключевое слово: многозначные.

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

К данным словам подберите антонимы с парным согласным в корне. 
В каких словах парный согласный проверяется путем изменения формы слова, а в каких путем подбора родственного слова?

По горизонтали: 2. Потеря. 5. Вечность. 6. Отлив. 8. Ответ. 10. Сумерки. 12. Тень. 13. Выход. 16. Старт.20. Плач. 21. Взлет. 22. Безвкусица. 23. Бестактность. 24. Безделье. 25. Храбрец.

По вертикали: 1. Преступление. 3. Вверх. 4. Трагедия. 6. Минус. 7. Друг. 8. Польза. 9. Гордость. 11. Быль.14. Гулливер. 15. Отвращение. 17. Крик. 18. Голова. 19. Восход. 20. Жара.

Ответы

По горизонтали: 2. Находка. 5. Миг. 6. Прилив. 8. Вопрос. 10. Рассвет. 12. Свет. 13. Вход. 16. Финиш. 20.Хохот. 21. Посадка. 22. Вкус. 23. Такт. 24. Труд. 25. Трус.

По вертикали: 1. Подвиг. 3. Вниз. 4. Фарс. 6. Плюс. 7. Враг. 8. Вред. 9. Стыд. 11. Сказка. 14. Лилипут. 15.Восторг. 17. Шепот. 18. Хвост. 19. Закат. 20. Холод.

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

К данным именам существительным подберите синонимы с парным согласным в корне. 
В каких из слов проверка парных согласных в корне возможна двумя способами: изменением формы слова и подбором родственного слова?

По горизонтали: 2. Столетие. 3. Локон. 5. Физкультура. 7. Оценка. 9. Подливка. 11. Ритм. 14. Бриллиант.15. Наказ. 16. Состав. 17. Гроздь. 18. Резерв. 20. Работа. 22. Движение. 24. Слякоть. 25. Росток. 26.Смещение. 28. Сборка. 29. Дарование. 30. Быт. 31. Походка.

По вертикали: 1. Вид. 4. Увеличение. 6. Войско. 7. Изображение. 8. Лепта. 10. Боец. 11. Волнение. 12.Благоухание. 13. Воин. 19. Средство. 21. Граница. 23. Рекомендация. 24. Великан. 27. Летчик.

Ответы

По горизонтали: 2. Век. 3. Прядь. 5. Спорт. 7. Отзыв. 9. Соус. 11. Такт. 14. Алмаз. 15. Завет. 16. Поезд.17. Кисть. 18. Запас. 20. Труд. 22. Жест. 24. Грязь. 25. Побег. 26. Сдвиг. 28. Монтаж. 29. Талант. 30.Уклад. 31. Поступь.

По вертикали: 1. Пейзаж. 4. Рост. 6. Рать. 7. Образ. 8. Вклад. 10. Солдат. 11. Трепет. 12. Аромат. 13.Витязь. 19. Способ. 21. Рубеж. 23. Совет. 24. Гигант. 27. Пилот.

Какие слова нельзя переносить?

Ь – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ

1. Ей бродить ничуть не лень
Рядом с вами целый день. 
Стоит солнышку зайти, 
Как ее вам не найти.

2. И железные рога, 
И железная нога, 
На цепи на дно пойдет, 
Остановит пароход.

3. Распустился ландыш в мае 
В самый праздник – в первый день. 
Май цветами провожая,
Распускается …

4. То толстеет, то худеет, 
На весь дом голосит.

5. Если вдруг в январе 
Лужи видим во дворе,
Снег внезапно тает, 
Порою дождь бывает,
Начинается капель, 
Словно к нам пришел апрель,
Это значит …

6. Что копали из земли, 
Жарили, варили? 
Что в золе мы испекли, 
Ели да хвалили?

Ответы

1. Тень. 2. Якорь. 3. Сирень. 4. Гармонь. 5. Оттепель. 6. Картофель.

В каком из слов-отгадок количество букв совпадает с количеством звуков?