Материал по русскому языку (5 класс) на тему: Кроссворд по русскому языку для 5 класса
Кроссворд по русскому языку для 5 класса.
1 | ||||||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||||||
23 | ||||||||||||||||||||||||||||||
9 | 17 | |||||||||||||||||||||||||||||
2 |
| 13 | ||||||||||||||||||||||||||||
16 | 18 | 22 | ||||||||||||||||||||||||||||
4 | 5 |
| 12 | |||||||||||||||||||||||||||
10 | 21 | |||||||||||||||||||||||||||||
19 | ||||||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||||||
20 | ||||||||||||||||||||||||||||||
7 | 8 | 15 | ||||||||||||||||||||||||||||
11 | 14 | |||||||||||||||||||||||||||||
По горизонтали:
2.Постоянный морфологический признак местоимения. 4. Часть речи, обозначающая действие. 7. Изменение звуков, их взаимная замена в пределах одной морфемы. 10. Часть слова, служащая для образования новых слов, находится перед корнем. 11. Общее обозначение самостоятельных частей речи. 12. Значимая часть слова, выделяемая из его состава, выполняет функцию слово- и формообразования. 13. Служебная часть речи, соединяющая не только однородный члены предложения, но и связывает части сложного предложения. 14. Устный или письменный пересказ текста. 15. Выделение одного из слогов в корне. 16. Слова одной и той же части речи, разные по написанию и противоположные по значению. 17. Согласные звуки в сочетании с согласными образуют … . 19. Наука о языке, изучающая правильное написание слов. 20. Предложения, связанные друг с другом по смыслу, имеющие логическую последовательность и объединенные одной темой, образуют … . 21. Общая часть родственных слов.
По вертикали:
1.Раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи. 3. Фраза или предложение, требующее ответа. 5. Тип речи, который изображает мир. 6. Способ общения, передачи мыслей и чувств. 8. Оценка, анализ, разбор и критика прочитанного литературного произведения. 9. Общий непостоянный морфологический признак для самостоятельных частей речи. 10. Слово произошло от греч. Para «возле, рядом» + onyma «имя». 13. Часть слова, служащая для образования новых слов, находится после корня. 17. Слова одной и той же части речи, разные по написанию, но одинаковые по значению. 18. Слова, одинаковые по смыслу и имеющие один корень. 22. Формообразующая часть слова. 23. Книга, в которой слова с пояснениями объединены по определенному принципу.
Ответы
М | ||||||||||||||||||||||||||||||
О | В | |||||||||||||||||||||||||||||
Р | О | |||||||||||||||||||||||||||||
Ф | П | С | ||||||||||||||||||||||||||||
О | Р | В | С | Л | О | Г | Л | |||||||||||||||||||||||
Л | И | Ц | О | Р | С | О | Ю | З | И | О | ||||||||||||||||||||
О | С | Е | У | А | Н | Т | О | Н | И | М | Ы | О | В | |||||||||||||||||
Г | Л | А | Г | О | Л |
| М | О | Р | Ф | Е | М | А | О | Д | К | А | |||||||||||||
И | П | Я | Ф | Н | Н | О | Р | |||||||||||||||||||||||
Я | И | П | Р | И | С | Т | А | В | К | И | О | К | О | Р | Е | Н | Ь | |||||||||||||
С | А | К | М | К | Ч | |||||||||||||||||||||||||
А | Р | С | Ы | О | Р | Ф | О | Г | Р | А | Ф | И | Я | |||||||||||||||||
Р | Н | О | Ы | Р | Н | |||||||||||||||||||||||||
Е | И | Н | Т | Е | К | С | Т | И | ||||||||||||||||||||||
Ч | Е | Р | Е | Д | О | В | А | Н | И | Е | У | Д | А | Р | Е | Н | И | Е | Е | |||||||||||
Ь | Т | И | М | Я | И | З | Л | О | Ж | Е | Н | И | Е | |||||||||||||||||
З | Ы | Ы | ||||||||||||||||||||||||||||
Ы | Е | |||||||||||||||||||||||||||||
В | ||||||||||||||||||||||||||||||
Оробинская Дарья
Вопросы:
По горизонтали: 1.Часть речи, отвечающая на вопросы какой? какая? 4. Служебная часть речи, не употребляющаяся самостоятельно. 7. Падеж, отвечающий на вопросы кого? чего? 8. Часть речи, отвечающая на вопросы Кто? Что? 9. Изменяемая часть слова. 11. Часть слова, стоящая после корня. 12. Главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? что?. 18. Знак препинания, выражающий законченность мысли. 19. Наука, изучающая значение слова. 22. Наука, изучающая способы образования слов. 23. Фонетическая форма письменности, состоящая из 33 знаков.
Ответы:
По вертикали:
По горизонтали:
|
Кроссворд по русскому языку за курс 5 класса
Кроссворд по русскому языку за курс 5 класса
Предмет: русский язык
Класс: 5
УМК Т.А.Ладыженской и М.Т.Баранова
Цели и задачи использования кроссворда: проверить уровень усвоения теоретических знаний по русскому языку в конце 5 класса, закрепить умение правильного написания терминов, стимулировать интерес к предмету русский язык.
Результаты обучения:
Личностные: интерес к изучению русского языка, стремление к речевому совершенствованию, способность к самооценке.
Метапредметные: соблюдать в процессе заполнения кроссворда основные нормы русского литературного языка и правила правописания.
Предметные: знать основные термины и правила русского языка, уметь различать функционально-смысловые типы речи.
Использованная литература:
«Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях».Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская. – Москва, Просвещение, 2012
«Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений». Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов, Л.Ю. Комиссарова, Н.В. Ладыженская. – Москва, Просвещение, 2012
Кроссворд сгенерирован с помощью сервиса: http://spisok-literaturi.ru/generator-crossvordov-online-result.html
Инструкция для учащихся:
Заполните кроссворд, правильно ответив на вопросы.
По горизонтали
2. Слово — исключение в правиле о-ё после шипящих
5. К какому роду относятся слова: дом, гриб, самолёт
9. Слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или близкое значение
12. От чего зависит написание чередующихся корней: -зор- — -зар-
14. Написанный текст, посылаемый для сообщения какой-либо информации кому-либо
15. Всегда там, где есть прямая речь, встречаются (впишите слова с пробелом)
18. Часть речи, которая обозначает действие предмета
21. Предложение по количеству второстепенных членов: В лесу сильные морозы
25. Один из главных членов предложения
27. Согласные бывают глухие и …
29. Какой Ь в слове «прильнешь»
По вертикали
1. Слова грязный — чистый, мягкий — твёрдый являются (в И.п.)
3. Мужское имя, исключение в правиле про написание корней — рос-/ -раст-/-ращ-
4. Какой тип речи представлен: Кот был огромный, с густым рыжим мехом. Прищуренные глаза его светили ярким зеленом цветом
6. Чем, как правило, является прилагательное в предложении
7. Слова кисть (руки) – (малярная) кисть являются
8. Какая гласная требует проверки в словах: снеговик, бежит, отдалена
10. Морфема, которая находится после корня и служит для образования новых слов
11. Спряжение глаголов: брить, стелить
13. Падеж с вопросами: кем? чем?
16. Имена существительные, которые называют предметы живой природы и отвечают на вопрос: кто?
17. Морфема, которая служит для образования форм слова
19. Чем являются светлая комната, идти быстро, выйти из комнаты
20. Часть речи, которая обозначает признак предмета
22. Часть речи, к которой относятся слова, дающие названия предметам, вещам, животным
23. Чем осложнено предложение: В корзинке лежали подберезовики, лисички, опята
24. Тип речи, изложение какой-либо мысли
26. Тип текста, рассказ о развитии событий во времени
28. Какой согласной нет в словах: чудесный, прекрасный, ресницы, яства
Ответы:
Учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему: Кроссворд по теме: «Лексика» (5 класс).
8 | ||||||||||||||||||||||||
1 |
| |||||||||||||||||||||||
7 |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||
6 |
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
Кроссворд по теме «Лексика»
По горизонтали:
1. Как называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению?
2. Укажите, какое значение (прямое или переносное) имеет прилагательное в словосочетании медные волосы?
3. Как называются слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи?
4. Как называется словарный состав языка?
5. Как называется слово, имеющее несколько лексических значений?
По вертикали:
1. Как называется слово, имеющее одно лексическое значение?
6. Как называется единица языка, имеющая лексическое и грамматическое значения?
7. Как называется специальный раздел науки о языке, в котором изучается лексика?
8. Как называются слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением?
Кроссворд на тему: язык. Простые и сложные
Кроссворд на тему язык – это отличный способ развития интеллектуальных способностей детей. Их можно разгадывать на школьных уроках, а можно разгадывать вместе с семьей. В первом случае разгадывание кроссвордов способствует закреплению пройденного материала, а во втором случае – объединяет семью.
Русский язык – это не самый простой предмет в школе, поэтому различные кроссворды позволяют «подтянуть» знания по самым различным темам. Именно по этой причине многие преподаватели используют эту игровую технологию в своей педагогической деятельности. Можно также предложить детям составить кроссворд по любой из тем. Это непростое задание, но оно позволит задействовать все познавательные процессы.
Кроссворд по языку может быть двух типов: по написанию слов и по правилам русского языка. Составляя любой детский кроссворд, необходимо ориентироваться на словарный запас детей. Из-за этого объем слов, используемых в кроссворде, будет значительно меньше.
Кроссворды удобно составлять по темам – на отдельный вид орфограммы. Перед тем, как вписать ответ, дети должны предварительно подобрать к нему проверочное слово, чтобы не ошибиться с правописанием. Есть кроссворды, в которых нужно подбирать антонимы или синонимы. И если в процессе изучения того или иного правила это кажется чем-то сложным и неинтересным, то в процессе игры дети с радостью будут проверять и вписывать слова-ответы.
Узнайте также тонкости решения кроссвордов.
Кроссворд на темы: язык для 5 класса
«Морфемика».
Данный кроссворд имеет ключевое слово. Отгадать, что это за слово можно двумя способами: сначала отгадайте все слова и прочитайте ответ. А если же вы можете без труда ответить на вопрос: «Какой раздел языка изучает наименьшие значимые части отдельных слов?», то вы можете вписать его сразу. Вписанные буквы помогут вам быстрее найти ответы на остальные вопросы.
1. Значимая часть слова, окончание, образующее слово.
2. Окончание, которое не выражается звуками.
3. Как называется часть речи, не имеющая окончания.
4. Какой суффикс ставится после окончания.
5. Как называется замена звуков другими звуками, если речь идет об одной и той же части речи.
6. Самая маленькая часть слова.
7. Часть слова, служащая для образования слов. Находится перед корнем.
8. Самая значимая часть слова.
9. Как называется часть изменяющегося слова без окончания.
Вашим детям также понравится специальные сканворды для детей.
Детский кроссворд на темы русский язык
«Синтаксис».
1. Назовите второстепенную часть предложения, которая отвечает на вопрос косвенного падежа.
2. Назовите второстепенный член предложения, который обозначает способ, время и место действия.
3. Как называются члены предложения, которые отвечают на один и то же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.
4. Как называется главный член предложения, который, как правило, выражен глаголами, но может быть выражен существительным либо прилагательным.
5. Как называется слово, являющееся общим по значению для однородных членов.
6. Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания, а также правила их расстановки?
7. Какой раздел науки о языке изучает строение предложений и словосочетаний?
8. Какой член предложения отвечает на вопрос «Кто?» и «Что?».
Вам также понравятся лучшие кроссворды по географии.
Интересный кроссворды на тему: язык
Ключевое слово: название раздела о языке, где изучают предложения, словосочетания, а также правила их построения.
Вопросы:
1. Как называются предложения, которые кроме главных членов имеют и второстепенные?
2. Как называется разговор двух либо нескольких лиц?
3. Как называются члены предложения, которые относятся к одинаковым членам предложения и отвечают на одинаковые вопросы?
4. Как называются предложения, в которых мы приказываем, просим либо побуждаем кого-то к действию.
5. Назовите главный член предложения.
6. Впишите, как называется предложение, состоящее из нескольких либо одного простого предложения.
7. Этим знаком препинания выделяется прямая речь.
8. Название второстепенного члена предложения.
Предложите детям также интересный кроссворд «Птицы» с ответами.
Кроссворд на тему: язык для детей
По горизонтали:
3. Назовите науку о выразительности речи.
7. Название разновидности антитезы, сочетание двух понятий, которые противоречат друг другу.
9. Как называется нарушения лексической сочетаемости, нарушение стилистических сочетаний, речевая недостаточность, неумение пользоваться синонимами, паронимами и т.д.
13. Как называется норма правильной постановки ударения?
16. Назовите качество речи, которое подразумевает большой запас фразеологии и лексики, многообразие синонимов, большое количество слов с многозначным значением.
18. Как называется объединение 2-х словосочетаний, образующее искаженную ненормированную конструкцию.
22. Название намеренного нарушения границ предложения.
По вертикали:
1. Как называется выделение слога разными средствами?
2. Назовите прием выразительности, который используется говорящим, когда он хочет создать намеренное преувеличенное представление о том или ином предмете.
4. Как называются слова, близкие по значению.
5. Как называется соединение несовместимых понятий.
6. Как мы называем резкое противопоставление слов с полностью противоположным значением.
8. Как называется перенос наименования по смежным словам?
10. Пушкин – это создатель… русского языка.
11. Как называется группа языков, к которой принадлежит и наш русский зык.
12. Норма, не являющаяся строго обязательной.
13. Как называется функция перерыва к тому или иному действию.
14. Повторение близких по смыслу либо одинаковых слов.
15. Название приема звуковой выразительности, повторение гласных, однородных звуков.
17. Как называется сокращение словосочетания, когда мы сокращаем его по первым буква, которые входят в его состав?
18. Описание, регистрация, фиксация языковых норм справочниками, грамматикой и словарями.
19. Название сознательного воздействия общества на развитие литературного языка.
20. Как называется замена словосочетания либо слова оборотом, указывающим на свойства не обозначенного предмета.
21. Как называется сочетание звуков, приятное для слуха и удобное для произношения.
22. Название низкого типа речевой культуры.
Очень интересным является и кроссворд по экономике.
Кроссворд по теме «Фонетика».
По вертикали:
1. Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи.
2. Название раздела науки о языке, изучающей средства письменности, которые используются для фиксации речи.
3. Назовите слово, которое состоит из 5 звуков и 5 букв, мамина девочка. Это слово имеет в середине такое сочетание звуков, где никогда не пишется мягкий знак.
5. Название звуков, где голов преобладает над шумом.
7. Звуки, которые могут обыграть в шуточное предложение.
8. Название принятого порядка расположения букв.
9. Как называется часть слова, которая включает в себя лишь одну гласную.
11. Слово, которое имеет один слог и удвоенную согласную в конце. Одно значение – это название учебной комнаты.
По горизонтали:
2. Как называется звук, который создается только голосом.
4. Как называется один из разделов о языке, содержащий правила ударения и произношения звуков.
6. Как называется значок, обозначающий мягкость согласного звука.
9. Книга, содержащая все слова русского языка.
10. Односложное слово, где 2 твердых глухих парных звука, а один – звонкий непарный. Значение этого слова – бронированная машина на гусеничном ходу.
12. Состав слова.
А как вам кроссворд по Пушкину?
Кроссворд по русскому языку «Знай теорию на 5».
По вертикали:
2. Назовите раздел о языке, который изучает правила.
3. Название служебной части речи.
5. Какая наука изучает части слова?
6. Назовите часть речи, которая отвечает на вопрос: «Что делать?» и «Что сделать?».
10. Как называется суффикс, который стоит после окончания.
12. Состоит из слов, выражает законченную мысль.
13. Название науки, изучающей звуки речи.
15. Этот падеж отвечает на вопрос «Кто?» и вопрос «Что?».
17. Какая часть слов стоит перед корнем?
20. Название части слова без окончания.
21. Назовите главную часть слова.
Кстати, если вы интересуетесь историей, то вам будет интересно узнать, какой был первый кроссворд.
По горизонтали:
1. Эта часть речи отвечает на такие вопросы: «Какая?» и «Какой?».
4. Эта служебная часть речи не употребляется самостоятельно.
7. Какой из падежей отвечает на вопрос «»Кого?» и «Чего?».
8. Название части речи, отвечающей на вопрос «Кто?» и «Что?».
9. Назовите изменяемую часть слова.
11. Какая часть слова стоит после корня.
12. Название главного члена предложения, который отвечает на вопросы «Кто» и «Что?».
18. Название знака препинания, который выражает законченность мысли.
19. Назовите науку, которая изучает значение слова.
22. Название науки, которая изучает способы образования слова.
23. Название фонематической формы письменности, состоящей из 33 букв.
Кроссворд по языку для начальной школы.
По вертикали:
1. Путаница, беспорядок.
3. Оптическое явление.
4. Несложная постройка, состоящая из жердей и покрытая травой, соломой и ветками.
5. Как называется работник, который что-то сторожит, охраняет что-то.
7. Изображение на плоскости с помощью линий.
8. Представитель семейства врановых с блестящим, черным оперением.
10. Ерунда, нелепость.
11. Название одного из травянистых растений семейства лилейных, которое имеет белые душистые цветочки в виде колокольчиков.
По горизонтали:
2. Маленькая костистая рыбка с колючими плавниками, представитель семейства окуневых.
3. Маленький мальчик, ребенок.
5. Как называется продолжительная деятельность в одной из областей?
6. Состязание, соревнование в спортивных играх.
8. Горький привкус.
9. В былые времена так называли факел и большую свечу.
12. «Ночной экватор».
13. Название ночной птицы.
Разгадайте также лучшие кроссворды для начальной школы.
Создать кроссворд не так уж и просто. В первое время вы можете использовать специальные программы, которые позволят вам составить кроссворды в режиме онлайн. Вы также можете сделать кроссворд в Excel. Более подробно читайте об этом тут. Возможно, первое время вам понадобится тренировка, но с каждым разом у вас будет получаться это все быстрее и быстрее.
Русский язык
ЭТОТ ВОЛШЕБНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ БИБЛИОТЕКАРЮ И УЧИТЕЛЮ
НА ГЛАВНУЮ НА ИГРОВУЮ
Размер плаката — 960 х72О
Размер файла — 99,1 кб.
Коллаж оформила Галушко Н.В.
Кликните по эскизу, чтобы увеличить изображение и скачать плакат.
КРОССВОРД «РУССКИЙ ЯЗЫК»
21 ФЕВРАЛЯ — МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА
6 ИЮНЯ — ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Ахметова Н. В. Занятие-игра «Редакция» : Час занимательной грамматики во 2-ом классе / Н. В. Ахметова // Досуг в школе. — 2006. — № 1. — С.22-24.
Бонашевская Т. И. Сказки-подсказки : [Забавные стихи по правилам русской грамматики] / Т. И. Бонашевская, О. В. Шуган // Досуг в школе. — 2006. — № 1. — С.8-17.
Бритвина Л.В. Всеведы : [сценарий интеллектуальной игры по русскому языку для учащихся 5-7 кл.] / Л. В. Бритвина // Читаем, учимся, играем. — 2008. — № 6. — С. 75-78.
Евдокимова К.В. Словарь раскрывает секреты : библиографическая игра к уроку русского языка для учащихся 5-8 -х классов / К. В. Евдокимова // Читаем, учимся, играем. — 2009. — № 12. — С.41-45.
Евсеева В. В. Смотр знаний по русскому языку : [Сценарий конкурсно-игровой театрализованной программы] / В. В. Евсеева // Досуг в школе. — 2006. — № 1. — С.4-7.
Елькина Т. Н. Милая Татьяна : [отрывок из «Евгения Онегина» на новый лад о современной молодёжи и о чистоте русского языка] / Т. Н. Елькина // Чем развлечь гостей. — 2005. — № 6. — С. 11-12.
Коломыцева Л. В. Сказки А.С. Пушкина на уроке русского языка по теме: «Спряжение глаголов» : [Урок занимательного русского языка] / Л. В. Коломыцева // Досуг в школе. — 2006. — № 1. — С.18-19.
Крюкова Н. С. Азбука — к мудрости ступенька : [Урок-соревнование русского языка по окончании изучения букваря] / Н. С. Крюкова // Досуг в школе. — 2006. — № 1. — С.7-8.
Крюкова Н. С. Внеклассное занятие «Язык — зачем он нам нужен» : [Беседа об истории русской письменности, о создателях азбуки, кириллице и глаголице] / Н. С. Крюкова // Досуг в школе. — 2006. — № 1. — С.3-4.
Крюкова Н. С. Путешествие в страну Глаголию : [Урок занимательного русского языка] / Н. С. Крюкова // Досуг в школе. — 2006. — № 1. — С.17-18.
Лопатина О. Н. Вирус в Королевстве грамматики : Шуточная пьеса для школьного театра 5-7 классов / О. Н. Лопатина // Досуг в школе. — 2006. — № 1. — С.21-22.
Лопатина О. Н. Листая русского страницы : Сценарий конкурсной программы для любителей русского языка / О. Н. Лопатина // Досуг в школе. — 2006. — № 1. — С.19-21.
Монина В. Учись говорить грамотно : [методическая разработка игры по воспитанию культуры речи] / В. Монина // Библиотека. — 2006. — № 2. — С. 49-51.
Селищева Л. Юные кладоискатели : [об организации в детской библиотеке выставки — путешествия «В путь, за сокровищами, в чудесную Страну слов»] / Л. Селищева // Библиотека. — 2005. — № 9. — С. 34-36.
Титов С.В. «Рифмоплёт» от Незнайки и «словоплёт» от Знайки : Конкурсная программа знатоков русского языка / С. В. Титов // Педсовет. — 2006. — № 2. — С.18-20.
Филатова В. П. Уроки Мальвины : интересные лингвистические игры для детей 9-12 лет / В. П. Филатова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2005. — №12. — С. 60-65.
Оформление: Галушко Н.В.
Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас!
И.С. Тургенев
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
ПЛАКАТ НА КНИЖНУЮ ПОЛКУ
О СЛОВАРЯХ РАЗНООБРАЗНЫХ. ИГРЫ СЛОВАРЕЙ
Кликните по сетке кроссворда, чтобы прочитать правильные ответы
При создании страницы были использованы следующее материалы:
Арсирий А. Т. В Страну знаний — с Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. Путешествие первое. — М.: Дрофа, 2004. — 304 с.: ил.
Весёлые уроки. — 2006 . — №4. — С. 10-11.
КНИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ РАЗНЫХ ЛЕТ
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
К.Г. Паустовский
Сказка о буквах, рассказанная Незнайкой
Жили-были буквы. Дружно жили, не ссорились. А было их всего 36. Или 34? Не помню. Десять из них — гласные. Очень интересные буквы! Половина — волшебные. Почему их так назвали? Ну, наверное, потому, что они с помощью волшебной палочки могут превратить льва в мышку, а блоху — в огромный самолет. А согласные буквы вообще чудаки! Некоторые говорят громко, звонко. Например, буквы п, т, х. А другие умеют только шептать, шуршать, шипеть. Это глухие звуки. Вот только я забыл, какие буквы обозначают глухие звуки. Подскажите! Буква ч очень дружит с буквами я и ю. Она прямо-таки не может с ними расстаться! А вот ж и ш не водятся с буквой ы, а дружат только с и, и она делает их мягкими-мягкими. А еще там есть две странные буквы. Они всегда молчат. Может, немые? Вы не знаете их? А вообще, что это за страна такая? Как она называется?
ПАРФЕНОВА, А.Е. Сказка о буквах, рассказанная Незнайкой /А.Е. Парфенова // Начальная школа. — 2005. — № 10. — С. 76.
6. _______ ?_____СЛОВАРЬ
Тебе поможет он узнать,
Как слово правильно сказать,
Чтоб без труда найти ты мог,
Где у него ударный слог.
По горизонтали:
1.Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?
6.Что за часть речи: ай, ох, увы?
7.Неизменяемая часть речи, поясняющая глаголы и прилагательные.
8.Словарный состав языка.
11.Что за часть речи: не, ни, вот?
12.Что за часть речи: я, мы, ты, он, она?
13.Часть речи, обозначающая действие предметов.
14.Часть речи, обозначающая признаки предмета?
По вертикали:
1.Что за часть речи: но, и, а?
2.Система правописания слов.
3.Знак препинания в виде чёрточки.
4.Знак препинания в конце предложения.
5.Что за часть речи: с, по, за, о?
9.Знак препинания внутри предложения.
10.Искусство правильно читать и писать.
11.Часть речи, отвечающая на вопросы сколько? который по счёту?
Скачать электронный вариант игры, html — 63 кб.
Скачать бумажный вариант игры, word — 184 кб.
На книжной полке, посмотри, стоят тесно словари.
В каждом слов — не сосчитать, хоть три дня его листать.
Толще книг других они, на какой ты ни взгляни,
Каждый нужен, каждый важен. Мы про все сейчас расскажем.
Заодно и поиграем, их загадки разгадаем.
ЗАДАНИЕ:
Прочитай стихи о словарях. Выполни задания. Определи, о каком словаре в стихотоврении идёт речь. Воспользуйся подсказкой — изображением книжных обложек словарей
1. ______ ? _____ СЛОВАРЬ
Ты загляни в него, словарь
Всех слов истории расскажет,
И как что называлось встарь,
Тебе напомнить может даже.
Здесь слово старое дано,
Подумай-ка, а что оно
Давно когда-то означало,
Каким сейчас названье стало?
ЛАНИТЫ _ _ _ _
ОКО _ _ _ _
ПЕРСТ _ _ _ _ _
УСТА _ _ _
ЧЕЛО _ _ _
2. СЛОВАРЬ ____ ? ____
Всегда он показать готов,
Как без ошибки написать
Слова из разных языков,
И их значенье подсказать.
А ты значенья этих слов
Без словаря назвать готов?
И то же самое опять
Словами русскими сказать?
АЗАРТ _ _ _ _ _
ГЕРБАРИЙ _ _ _ _ _ _ _ _ _
ДЕФЕКТ _ _ _ _ _
ПОЭТ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
3. ____? ____ СЛОВАРЬ
Его раскрой скорее, тут
Слова крылатые живут
С пословицами рядом.
А нам с тобою надо
Концы пословиц отыскать.
Словарь нам будет помогать:
Пословицы все собери,
А что забудешь, подсмотри!
НАЗВАЛСЯ ГРУЗДЕМ ________________
КУДА НИТКА ________________________
ШИЛО _____________________________
СЛЫШАЛ ЗВОН _____________________
ПОД ЛЕЖАЩИЙ КАМЕНЬ _____________
4. СЛОВАРЬ ______ ? _______
Наш русский язык и велик, и богат
Синонимы это всегда подтвердят,
И разные с виду слова эти всё же
Всегда говорят про одно нам и то же
Сейчас докажешь это сам,
Найди синонимы к словам.
ТИХИЙ ГОЛОС ________________
ТИХИЙ ЧЕЛОВЕК _______________
ТИХИЙ СОН ________________
5. СЛОВАРЬ _______ ? __________
Тем этот словарь интересен, что тут
Слова несогласно друг с другом живут
И спорят они постоянно, задорно,
Стоят на своём до конца и упорно.
Противоположны у слов здесь значенья,
Ведь это же главное их назначенье.
Антонимы к этим словам подбери —
По слову, а можешь и два или три.
БЕЛЫЙ _______________
ДЕНЬ _______________
РАДОСТЬ _______________
1
2
3
4
5
6
Расставь правильно ударения
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ДУША ХОРОША:
ЧИСТЫ И ТЕЛО, И ДУША!
ИЗДАЛИ ДВА МОИХ СТИШКА
В СЕГОДНЯШНЕЙ ГАЗЕТЕ.
СЛЕЖУ Я ИЗДАЛИ ЗА ТЕМ,
КАК ИХ ЧИТАЮТ ДЕТИ.
Я ПЕДАЛИ ВСЁ БЫСТРЕЙ КРУЧУ:
ЭТУ КРУЧУ ОДОЛЕТЬ ХОЧУ!
Сверь свои ответы:
Загадка № 1. — словарь № 6 Загадка № 4. — словарь № 4
Загадка № 2. — словарь № 2 Загадка № 5. — словарь № 1
Загадка № 3. — словарь № 5 Загадка № 6. — словарь № 3
Оказывается, слова в русском языке могут начинаться с любого звука: гласного или согласного, за исключением звука [ы].
По фонетическим и орфографическим признакам можно легко определить иноязычные слова, пришедшие в русский язык из других языков. С буквы и звука [а] начинаются, как правило, заимствованные слова. Русских слов на [а] очень мало: аляповатый, авоська, архаровец, ахинея; ага, агу, ай, ау, ах, авось. Некоторые из русских слов являются просторечными: аж, ась или устаревшими: ахти, ала. Иноязычные слова явно «предпочитают» начальную букву э. Междометия э, эа, эх, а также экий, этак, этот — вот почти все русские слова с начальной э. Слова, начинающиеся с буквы ф, по происхождению, за очень небольшими исключениями (фыркнуть, филин), являются нерусскими. Зато, если слово начинается с буквы щ, знайте, это слово общеславянское: щавель, щадить, щука, и др.
Одной из характерных особенностей русской народной речи является частое дублирование синонимов: учить уму-разуму, цел и невредим, нежданно-негаданно, пути-дороги, вкривь и вкось и т.п. Этот приём широко используется в русских народных сказках, песнях, былинах и в произведениях многих наших писателей. ДОсобенно дублированием синонимов богаты сказки А.С. Пушкина.
ЗАГАДКИ РУССКОГО ЯЗЫКА. ПОИГРАЕМ СО СЛОВАМИ?
Метаграмма — это загадка, в которой надо отгадать слово, заменяя одну букву на другую и один звук на другой.
С к я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С п — от вас не утаю —
Тоже в классе я стою.
Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но к на ц перемени —
Я по болоту зашагаю.
С б мучительной бываю,
С м одежду пожираю,
С р актёру я нужна,
С с для повара важна.
Вы в сказках обо мне читали:
Меня в кубышках зарывали,
Но если [д] в конце смягчить,
Телегу можно мной грузить
Логогриф — это загадка, в которой задуманное слово может иметь различные значения в результате добавления, пропуска, перестановки звуков, букв.
Готов вас напоить водой,
Но э прибавьте мне в начале,
И соберу перед собой
Я зрителей в квартире, зале.
Несёт меня с трудом старик,
Но если ю прибавить, вмиг
К нему придёт на помощь тот,
Кто без труда меня несёт.
Я по полену бью, звеня,
Дровами на зиму снабжаю,
Когда ж с конца прочтут меня,
Я недовольство выражаю.
Его как память давних ран
На теле носит ветеран.
Наоборот его прочти —
И грянет музыка в пути.
Шарада — это загадка, заключающаяся в отгадывании слова, части которого (в данном случае слоги) могут быть самостоятельными словами.
Два слога впереди —
Для освещения,
А третий — личное местоимение.
Все вместе — всемогущий царь,
страною древней управлявший встарь.
В начале октября
Ищи слог первый мой,
В начале ноября ищи второй,
А в дом жилой войдёшь —
Там целое найдёшь.
Мой первый слог —
Число с нулями,
У всех людей — последних два,
А вместе — догадайтесь сами:
Всем городам она глава.
Жилище — первый слог,
Затем идёт предлог,
А в целом я огромна
И называюсь…
Каламбур — шутка, основанная на одинаковом звучании, но различном значении слов.
Вопросы-шутки:
Какой город летает?
Какой город запекают в булках?
Какое государство можно носить на голове?
Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед?
СКАЗКА О БУКВАХ, РАССКАЗАННАЯ НЕЗНАЙКОЙ
КРОССВОРД «СИНОНИМЫ»
СИНОНИМЫ — ЭТО СЛОВА ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ, РАЗЛИЧНЫЕ ПО ЗВУЧАНИЮ, НО БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ. .
НА ЗАГАДКУ ДАЙ ОТГАДКУ
АНТОНИМЫ — ЭТО СЛОВА ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ, С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ
Я — антоним к слову «зной»,
Я в реке в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня …
Я — антоним слова «лето»,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …
Я — антоним к слову «смех»,
Не от радости, утех, —
Я бываю поневоле от несчастья и от боли,
От обиды, неудач, догадались? Это …
Я — антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна —
Называюсь …
По горизонтали:
1. Ларец
3. Лакомка
4. Амулет
6. Яства
9. Колдобина
10. Мощь
11. Заблуждение
12. Балагур
13. Ротозейt.
По вертикали:
1. Подсказка (ею часто пользуются ученики)
2. Враньё
5. Очарование
7. Озорство
8. Скряга
10. Рухлядь
12. Код
КЛИКНИ ПО СЕТКЕ КРОССВООРДА, ЧТОБЫ ПОСМОТРЕТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
ЧТОБЫ ЭТО ЗНАЧИЛО: ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ В КАРТИНКАХ
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ — ГОТОВЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, УСТОЙЧИВЫЕ ЯРКИЕ ОБРАЗНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ, СМЫСЛ КАЖДОЙ ИЗ КОТОРЫХ НЕ СКЛАДЫВАЕТСЯ ИЗ СМЫСЛОВ ВХОДЯЩИХ В НЕЁ СЛОВ.
1
3
2
4
5
6
7
ПРОВЕРЬ СВОИ ОТВЕТЫ
На загадку дай отгадку: ПРОХЛАДА. ЗИМА. ПЛАЧ. ТИШИНА.
Фразеологические загадки в картинках: ВЕШАТЬ ВСЕХ СОБАК. ЛЕЗТЬ В БУТЫЛКУ. ХВАТАТЬ ЗВЁЗДЫ С НЕБЕС. ЛИТЬ КРОКОДИЛОВЫЕ СЛЁЗЫ. СЕТЬ В КАЛОШУ. БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА. ПИСАТЬ КАК КУРИЦА ЛАПОЙ.
Метаграмма: КАРТА-ПАРТА. КАПЛЯ-ЦАПЛЯ. БОЛЬ-МОЛЬ-РОЛЬ-СОЛЬ. КЛАД-КЛАДЬ.
Логогриф: КРАН-ЭКРАН. НОША — ЮНОША. ТОПОР — РОПОТ. ШРАМ-МАРШ.
Шарада: ФАРАОН. ОКНО. СТОЛИЦА. ДОМНА.
Каламбур: ОРЁЛ. ИЗЮМ. ПАНАМА. СОЛЬ.
ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА У НАС В БИБЛИОТЕКЕ
Накануне Дня русского языка в городской детской библиотеке была развернута выставка-загадка «Весёлый грамотей». На ней были представлены различные издания: словари русского языка, книги, рассказывающие об истории русской письменности, занимательные материалы по грамматике и др. Украсили выставку высказывания И. С. Тургенева, А. Н. Толстого и А. М. Горького о красоте, богатстве и величии родного языка. Необычность выставки заключается в том, что читателям библиотеки было предложено поиграть со словами, а именно разгадать логогрифы, метаграммы, шарады, каламбуры, акростихотворные загадки и загадки о словарях, найти омонимы, решить кроссворд, правильно поставить в словах ударение, объяснить смысл крылатых слов и выражений. Ориентироваться в выставочном пространстве ребятам помогали указатели «Игры со словами», «Кроссворд» и «Загадки». Безусловно, эта работа требует от детей внимательного, вдумчивого подхода, но, в то же время, она обогащает их знания и показывает, насколько разнообразен и красив наш родной русский язык.
ДЕНЬ СЛОВАРЕЙ И ЭНЦИКЛОПЕДИЙ У НАС В БИБЛИОТЕКЕ
22 ноября 2016 г. отмечались две литературные даты: 215-летие со дня рождения талантливого писателя и прекрасного знатока русской словесности Владимира Ивановича Даля и День словарей и энциклопедий. К этим датам был приурочен библиотечный урок «Наш друг — словарь», проведённый для учащихся школы № 44. Ребята совершили путешествие в необычную страну — Страну словарей. Школьники с интересом трудились над выполнением заданий, используя самые разные словари, имеющиеся в нашей библиотеке. Знаменитый «Толковый словарь великорусского живого языка» и сборник «Пословицы русского народа» В.И. Даля не оставили ребят равнодушными. Они с удовольствием раскладывали пословицы по темам, как это делал Владимир Иванович, находили правильное окончание известных пословиц и отгадывали загадки. Знакомство со словарями оказалось не напрасным занятием, ребята поняли, что «дружить» со справочной литературой нужно.
Е.А. Верищак, ведущий библиограф ГДБ
|
|
Презентация к уроку русского языка (5 класс) на тему: Кроссворды по русскому языку
Подписи к слайдам:
По горизонтали2. Черен, да не ворон, рогат, да не бык, Шесть ног без копыт: Летит – воет, Упадет – землю роет.4. Выпуча глаза сидит, По-французски говорит, По-блошьи прыгает, По-человечьи плавает.7. Комовато, ноздревато, И черно, и бело, И всем людям мило.8. Тысяча братьевОдним поясом подпоясаны.9. В уголке живет, Пряжу прядет – Тоньше его пряжи Не найдешь в продаже.10. Голова на ножке, В голове горошки.11. После стирки у простынкиОн разгладил все морщинки.Только ты его не тронь,Он горячий, как огонь.
По вертикали1. Мать, отца не знаю, Но часто называю, Детей знать не буду – Чужим сбуду.3. Маленький, горбатенький, Все поле обскакал И нигде не отдыхал, Ночь пролежал Да опять поскакал И весь хлеб повалял.4. Маленький черпачок, Красненький колпачок – Три раза в день берется И опять на место кладется.5. Круглый-круглый, Сладкий-сладкий, С полосатой кожей гладкой, А разрежешь – посмотри: Красный-красный он внутри.6. Одеяло белое, Не руками сделано, Не ткалось и не кроилось –Само на землю свалилось.
Парные звонкие и глухие согласные
Слова с сочетанием чк
1. Сидит Пахом На коне верхом, Книги читает, А грамоты не знает.
2. Наша белая Федора Наедается не скоро, Но зато когда сыта,От Федоры – теплота.
3. Дядя Хлыст и тетя Нить Простачков пошли ловить. Одурачить простачков Пригласили червячков.
4. Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел.
5. Дом – стеклянный пузырек, А живет в нем огонек. Днем он спит, а как проснется, Ярким пламенем зажжется.
6. Две сестренки, две плетенки Из овечьей шерсти тонкой. Как гулять – так надевать, Чтоб не мерзли пять да пять.
7. Мимо рощи, мимо яраМчит без дыма, мчит без пара Паровозова сестричка. Кто такая?
Ответы на кроссворд «Парные звонкие и глухие согласные»
По горизонтали: 2. Жук. 4. Лягушка. 7. Хлеб. 8. Сноп. 9. Паук. 10. Мак. 11. Утюг.По вертикали: 1. Кукушка. 3. Серп. 4. Ложка. 5. Арбуз. 6. Снег.
Ответы на кроссворд «Слова с сочетанием ЧК»
Ответы: 1. Очки. 2. Печка. 3. Удочка. 4. Бабочка. 5. Лампочка. 6. Рукавичка. 7. Электричка.
Ответы на кроссворд «Имя прилагательное»
Ответы. 1. Хрупкий. 2. Робкий. 3. Мягкий. 4. Узкий. 5.Низкий. 6. Сладкий. 7. Близкий.Ключевое слово: признак.